Что такое сверхзадача выступления

Стратегию выступления удобно сформулировать одной фразой, которую называют задачей выступления (некоторые авторы предпочитают выражение "целевая установка"). Формулировка задачи выступления содержит его цель и основную идею. Что такое логическая пауза и ударение? Какое значение имеют они в речи? ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ. Именно поэтому так важно понимать, что такое сверхзадача выступления и как ее успешно выполнить. В выступлении сверхзадачей называют черезвычайно сложную задачу, которая предназначена для достижения особо высокого уровня выполнения и эффекта. Зачем нужна структура выступления? Выступление, в котором просто набросаны тезисы без понятной связи между ними – это рандом: если повезёт, то получится хорошим; не повезёт – тезисы будут противоречить друг другу.

Универсальная структура выступления: готовим речь, которая решает задачи бизнеса

СВЕРХЗАДАЧА -и; ж. 1. Главная, основная задача, идейная направленность (художественного произведения, образа, спектакля и т.п.). С. произведения. Станиславский в этом рассказе подчеркивает, что необходимо, чтобы определение сверхзадачи давало смысл и направление работе, чтобы сверхзадача бралась из самой гущи пьесы, из самых глубоких ее тайников. Сверхзадаче выступления — это искусство общения с аудиторией, в котором выступающий задает себе цель не только донести свои мысли и идеи, но и вызвать в.

Термин сверхзадача. Режиссёрская экспликация этюда «Дирижер

К каким результатам это приведет? Опишите ситуацию, которая произойдет, если следовать описанному плану. Например, устранится одна или несколько причин проблемы или ее последствия. Перспективы: 6П — Преимущества. Можно ли добиться этих результатов другими методами? Необходимо сравнить описанный план с альтернативами. Причем по некоторым критериям альтернативы могут быть эффективнее предложенного плана: тогда объясните, почему ваш план лучше, чем альтернатива дешевле, быстрее, эффективнее и так далее 1 использование заблокированных соцсетей может привести к суду; 2 прекращение использования соцсетей в принципе приведет к потере связи с клиентами. Преимущества: Вот такая схема получится в итоге: А это уже 6 готовых блоков для презентации. Они могут меняться местами в зависимости от ситуации, но важно сохранить взаимосвязь — придумать вопросы от одного к другому. Обещанный лайфхак: вы можете не учить всё выступление целиком: выучите только вопросы от одного блока к другому!

Вы можете продумать глубокий интерактив, в котором будете задавать людям в зале вопрос и ждать ответ. Или проще: задать риторический вопрос, запустив в голове слушателей мыслительный процесс. Это особенно важно при онлайн-выступлениях, где у собеседников больше отвлекающих факторов: лента в соцсети, соседи по квартире или котик, прыгающий по клавиатуре.

Вот как можно расставить в тексте логические паузы: «Тогда обнаружится, что первой предпосылкой освобождения женщины является возвращение всего женского пола к общественному производству, что, в свою очередь, требует, чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества... С переходом средств производства в общественную собственность индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. Частное домашнее хозяйство превратится в общественную отрасль труда. Уход за детьми и их воспитание станут общественным делом; общество будет одинаково заботиться обо всех детях, будут ли они брачными или внебрачными. Маркс и Ф.

Логическое или смысловое ударение — это опора мысли, как говорил К. Станиславский, — это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными. Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе". Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. Правильно выбранное действие мимики эмоциональное транслирование поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно"считал" то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа. Таким образом, диалог и реплики актеров будут "правдиво" вести действие спектакля и производить на партнера искомое "впечатление".

Это поможет зрителю, сопереживать и "ошибаться" вместе с героями. Станиславский говорит: начните целесообразно и логично, добиваясь определенного результата, действовать физически, и психическое возникнет само собой. Действуйте, не беспокоясь о чувстве, и чувство придет. Можно использовать действие мышц лица мимики и эмоциональный заряд, может не с первого раза, но обязательно будет найден.

Нашли, что бывшая знаменитость потеряла самое ценное, что в ней было: непосредственность, порыв, моменты вдохновения.

Их заменили сухость, натуралистические детали, формальные приемы игры и прочие недостатки. Легко себе представить положение бедной артистки. Каждый новый выход на подмостки превращался для нее в экзамен. Это мешало ее игре и усугубляло ее растерянность, недоумение, переходившее в отчаяние. Она проверяла себя в разных городах, предполагая, что в столице враги «системы» относятся к новому методу предвзято. Но и в провинции повторилось то же.

Бедная артистка уже проклинала «систему» и пыталась отречься от нее. Она пробовала вернуться к старому приему, но это ей не удавалось. С одной стороны, была потеряна ремесленная актерская сноровка и вера в старое, а с другой стороны — была осознана нелепость прежних методов игры по сравнению с новыми, полюбившимися артистке. Отстав от старого, она не пристала к новому и сидела между двух стульев. Говорили, что 3. Потом ходили слухи о ее намерении покончить с собой.

В это время мне пришлось видеть 3. По окончании спектакля, по ее просьбе, я зашел к ней в уборную. Артистка встретила меня, как провинившаяся ученица. Спектакль давно кончился, участвовавшие и служащие театра разошлись, а она, не разгримированная, еще в костюме, не выпускала меня из своей уборной и с огромным волнением, граничащим с отчаянием, допытывалась причины происшедшей в ней перемены. Мы перебрали все моменты ее роли и работы над ней, все приемы техники, усвоенные ею из «системы». Все было верно.

Артистка понимала каждую ее часть в отдельности, но в целом не усваивала творческих основ «системы». Без них нет «системы». Значит, вы не творите на сцене, а просто проделываете отдельные, ничем не связанные между собой упражнения по «системе». Они хороши для школьного урока, но не для спектакля. Вы забыли, что эти упражнения и все, что существует в «системе», нужно, в первую очередь, для сквозного действия и для сверхзадачи. Вот почему прекрасные в отдельности куски вашей роли не производят впечатления и не дают удовлетворения в целом.

Разбейте статую Аполлона на мелкие куски и показывайте каждый из них в отдельности. Едва ли осколки захватят смотрящего». На следующий день была назначена репетиция на дому. Я объяснил артистке, как пронизывать сквозным действием заготовленные ею куски и задачи и как направлять их к общей сверхзадаче. Я заходил и проверял то, что она делала без меня, и наконец отправился в театр смотреть спектакль в новом, исправленном виде. Нельзя описать того, что происходило в тот вечер.

Талантливая артистка была вознаграждена за свои муки и сомнения. Она имела потрясающий успех. Вот что могут сделать чудодейственные, замечательные, жизнь дающие сквозное действие и сверхзадача. Это ли не убедительный пример громадного их значения в нашем искусстве! Я иду еще дальше! Такой человек-артист будет выходить на сцену, чтоб показывать и объяснять собравшимся зрителям театра свое новое толкование гениальной пьесы и роли, которое, по мнению творящего, лучше передает сущность произведения.

Такой человек-артист может отдать свою жизнь высокой и культурной миссии просвещения своих современников. Он может, с помощью личного успеха, проводить в толпу идеи и чувства, близкие его уму, душе и прочее, и прочее. Мало ли какие возвышенные цели могут быть у больших людей! Условимся на будущее время называть такие жизненные цели человека-артиста сверх-сверхзадачами и сверх-сквозными действиями. Давно, в одну из гастролей нашего театра в Петербурге, накануне ее начала, я задержался на неудачной, плохо подготовленной репетиции. Возмущенный, злой, усталый, я уходил из театра.

Вдруг моему взору представилась неожиданная картина. Я увидел громадный табор, раскинувшийся по всей площади перед зданием театра. Пылали костры, тысячи людей сидели, дремали, спали на снегу и на принесенных с собой скамьях. Огромная толпа ожидала утра и открытия кассы, для того чтобы получить более близкий номер в очереди при продаже билетов. Я был потрясен. Чтобы оценить подвиг этих людей, мне пришлось задать себе вопрос: какое событие, какая заманчивая перспектива, какое необыкновенное явление, какой мировой гений могли бы заставить меня не одну, а много ночей подряд дрожать на морозе?

Эта жертва приносится для того, чтобы получить бумажку, дающую право подхода к кассе без ручательства получить билет. Мне не удалось разрешить вопроса и представить себе такое событие, которое заставило бы меня рисковать здоровьем, а может, и жизнью. Как велико значение театра для людей! Как глубоко мы должны осознать это! Какая честь и счастье приносить высокую радость тысячам зрителей, готовых ради нее рисковать жизнью! Мне захотелось создать себе такую высокую цель, которую я назвал сверх-сверх-задачей, а выполнение ее сверх-сквозным действием.

После короткой паузы Аркадий Николаевич продолжал: — Но горе, если по пути к большой конечной цели, будь то сверхзадача пьесы и роли или сверх-сверхзадача всей жизни артиста, творящий больше, чем следует, остановит свое внимание на мелкой, частной задаче. По мере вращения она наматывается на палку, с которой соединена и от которой получает движение. Быстро вращаясь, веревка с грузом описывает круг и в то же время постепенно наматывается на палку, которую держит ребенок. В конце концов груз приблизится, соединится с палкой и стукнется о нее. Теперь представьте себе, что в самый разгар игры на пути вращения кто-то подставит свою тросточку. Тогда, прикоснувшись к ней, веревка с грузом начнет по инерции движения наматываться не на палку, от которой исходит движение, а на тросточку.

В результате груз попадет не к настоящему его владельцу — мальчику, а к постороннему лицу, перехватившему веревку на свою тросточку. При этом, естественно, ребенок потеряет возможность управлять своей игрой и останется в стороне. В нашем деле происходит нечто похожее. Очень часто, при стремлении к конечной сверхзадаче, попутно наталкиваешься на побочную, маловажную актерскую задачу. Ей отдается вся энергия творящего артиста. Нужно ли объяснять, что такая замена большой цели малой — опасное явление, искажающее всю работу артиста.

Вот так. Аркадий Николаевич начертил на доске: — Длинный ряд малых, средних, больших линий жизни роли направлены в одну сторону — к сверхзадаче. Короткие линии жизни роли с их задачами, логически последовательно чередуясь друг за другом, цепляются одна за другую. Благодаря этому из них создается одна сплошная сквозная линия, тянущаяся через всю пьесу.

При этом вполне может оказаться, что сверхзадача его речи — помочь Петрову одержать победу на выборах хотя имя этого кандидата ни разу не упоминается в самой речи. Как показывают наблюдения, чаще всего в качестве сверхзадачи предлагаются следующие идеи: а укрепление своего имиджа в глазах слушателей; б опорочивание или оправдание определенного субъекта или идеи в глазах аудитории формирование хорошего или плохого отношения аудитории к этому субъекту ; в побуждение к определенному действию. Первый из указанных типов сверхзадач встречается, например, в ситуации, когда оратор выступает на нейтральную тему например, о международном положении или об экономическом положении России , но стремится понравиться аудитории, привлечь внимание к своей личности, показать себя компетентным, эрудированным и т.

Такая сверхзадача вообще особенно свойственна выступающим в предвыборных кампаниях. Так, если в стране случается экстраординарное событие забастовка, террористический акт, стихийное бедствие и т. Однако если речь непосредственно посвящена предвыборной тематике, то побуждение к действию "вам необходимо проголосовать именно за меня" окажется задачей речи, открыто провозглашенной в тексте. Такую же сверхзадачу видим и в речи на международном конгрессе в Париже профессора Юдина из романа А. Так, депутат, выступающий в Думе, ставит задачей убедить аудиторию в том, что реформы правительства не идут потому, что они не ориентированы на интересы народа. Эта мысль провозглашается открыто и доказывается в речи, однако факты и иллюстрации подбираются таким образом, чтобы виновным оказалось не все правительство, а лишь небольшая группа чиновников или даже один чиновник, особенно ненавистный оратору. В этом случае опорочивание этого человека — сверхзадача речи.

Или: задачей судебной речи может быть оправдание подсудимого. Ясно, что невиновный должен быть оправдан, даже если он мерзкий и гнусный тип. Однако в сложном случае адвокат в качестве сверхзадачи будет стараться показать, что его клиент — человек нравственный, добрый, порядочный и т. Третий тип сверхзадачи — побуждение к определенному действию — встречается на практике чаще всего. В этом случае говорящий из ораторской предосторожности не решается открыто сделать речь побуждающей к действию, но переводит это побуждение в подтекст, чтобы слушатели сами захотели совершить нужный оратору поступок. Так, задачей речи может быть провозглашено желание убедить аудиторию в том, что представленный на рассмотрение проект соответствует всем современным требованиям и является экологически безопасным и экономичным. Сверхзадача в этом случае — побудить проголосовать за принятие этого проекта.

Речь актера. Логическая пауза и ударение

По мнению Станиславского, у каждого актера есть своя сверхзадача. То есть главная, высшая цель всего, что происходит на сцене, во имя чего закручивается действие, произносятся диалоги и совершаются малейшие движения души. Владеть речевым взаимодействием – это, прежде всего, уметь в психологически сложных условиях публичного выступления сохранять естественный речевой процесс, свойственный повседневной речи. Когда речь идёт об актёрском образе, то имеется в виду тот вид художественного образа, который создаётся посредством типизации путём отбора, сравнений, вычленения из жизни многих прообразов и т.д. Разбираем особенности каждой части в структуре публичного выступления: вступления, основной части и заключения. А также фиксируем слагаемые успеха выступающего. При создании структуры публичного выступления также крайне важны законы органичной композиции. У каждого из этапов спича есть свои задача и объем. Если где-то “пережать”, то другая часть выступления будет излишне коротка или, наоборот, затянута.

Техника ИВАНЫ ЧАББАК

Во время выступления вам может придать уверенности флипчарт или презентация. Управлять слайдами лучше самостоятельно. Продумайте «план Б» на случай возможных мелких происшествий упавший баннер, зависший компьютер, погасший свет, отключенный микрофон. Пропишите возможные вопросы и ответы на них. Подготовьтесь к вопросам-ловушкам, цель которых — поставить вас в неудобное положение. В таких ситуациях спикеру нужно выбрать между опровержением и утверждением невыгодного ему тезиса. Ответы «Нет» и «Да» одинаково плохи. Постарайтесь найти развернутую формулировку, чтобы высказать позицию. За 5 минут до выступления сделайте физическое упражнение, прямо перед выходом к аудитории прочитайте вслух несколько скороговорок.

Закон 4. Вызвать доверие Чтобы заслужить доверие слушателя, нужно быть с ним предельно честным. Примеры, которые вы приводите, должны быть реальными. Важные мысли выражайте через тройное утверждение. Факты — это то, что подтверждено цифрами, документами или другими доказательствами. Все остальное — суждения. Смотрите на собеседников, благодарите за вопросы, не отказывайтесь от комментариев. Берите паузу для сложных вопросов.

Станиславский, всю свою жизнь искал в людях бога и черта. Это толкнуло его к созданию «Братьев Карамазовых». Толстой всю жизнь стремился к самосовершенствованию, и герои многих из его произведений выросли из этого зерна: самосовершенствование было задачей их жизни.

Чехов боролся с пошлостью и мечтал о лучшей жизни. Эта борьба за нее и стремление к ней стали сверхзадачей его героев. Стремление к сверхзадаче, считал К.

Станиславский, является стержнем жизнедеятельности человека. Люди переживают сверхзадачу безотчетно, она скрыта у них в подсознании и, как закон, подчиняет себе все отдельные жизненные ситуации. Сверхзадача постоянно напоминает человеку как исполнителю роли о цели его деятельности.

Нацеленность человека-роли на «сверхзадачу», подчеркивал Станиславский, осуществляется не хаотично, а в рамках «сквозного действия». Сквозное действие и сверхзадача вносят в ролевое поведение порядок и организованность, они делают процесс играния роли частью жизни ее носителя. Базируясь на основных посылках этих феноменов, менеджер предприниматель, руководитель может довести проявление своего имиджа до полного совершенства.

Поскольку менеджер, обретающий новый имидж , играет две роли -- одну как выражение своих врожденных и приобретенных реакций, а вторую -- как совокупность реакций, соответствующих вновь формируемому имиджу, то его деятельность предполагает наличие двух типов сверхзадач и сквозных действий. Сверхзадача роли формируемого имиджа занимает подчиненное положение по отношению к сверхзадаче роли врожденных и приобретенных реакций. Тем не менее именно она дает начало всему тому, что обеспечивает ролевое поведение субъекта деятельности в рамках нового имиджа.

Как же формируется эта сверхзадача? Какова ее структура? Обратимся к идеям К.

Сверхзадача закрепляется в психике человека в виде словесной формулировки. По мнению К. Станиславского, в этой формулировке очень важны глагольные обороты.

Это связано с тем, что глаголом можно обозначить любое действие, состояние, поведенческий акт, которые в речи традиционно передаются именами существительными. Причем в формулировке должны быть два глагола: один -- побуждающий -- «хочу», а второй -- нацеливающий на определенный вид деятельности. Например: -- «Хочу делать...

Предположим, руководитель, прослывший у подчиненных «акулой», врожденная сверхзадача которого базировалась на таких чертах характера, как самоуверенность, раздражительность, чрезмерная жесткость, пришел к выводу о том, что пора сбросить с себя поднадоевшую ему кличку «акула» и заменить ее более нежной и желанной -- «дельфин». Методика здесь проста: надо закрепить в представлении подчиненных новый имидж. Но как это сделать?

Прежде всего необходимо сформулировать сверхзадачу нового имиджа. Какую формулировку здесь лучше всего взять на вооружение? Она должна быть метким словесным оборотом, сверкающей фразой, зовущей человека к действиям, затрагивающей его подсознание.

Здесь важен «нацеливающий» глагол. Для очерченной выше ситуации формулировка может принять такой вид: "Хочу действовать по модели «дельфина»! В конечном счете, эта формулировка может выглядеть более насыщенной: «Хочу действовать по модели «дельфина».

Хочу проявлять к людям дружелюбие, внимание, участие в личных проблемах. Хочу заслужить доверие окружающих, хочу побудить своих подчиненных следовать за мной». Здесь нельзя сказать -- «хочу быть «Дельфином»!

Чтобы быть сделаться , нужно избавиться от врожденной сверхзадачи, закрепленной в подсознании.

Не верите? Начните с себя, и вы заметите как мир вокруг преобразится — потому что, как минимум, на одну жертву табака станет меньше. Прием 7: доказательство теоремы Если в речи вы что-то доказывали или опровергали, то обязательно используйте этот прием!

Пример: Разве многочисленные исследования врачей, статистика, страшные фотографии пораженных от табака органов, представленные в этом докладе, не служат для вас неоспоримым доказательством вреда курения? Прием 8: комплимент Чтобы подбодрить аудиторию, обязательно похвалите ее, сделайте ей прямой, неприкрытый комплимент. Пример: Общаться сегодня с вами для меня было большим удовольствием. Не помню уже когда в последний раз мне доводилось выступать для такой интересной и благодарной аудитории.

Прием 9: шутка Чтобы оставить приятное «послевкусие» от своего выступления, особенно если в вашей теме мало позитивного, пошутите в конце. Однако будьте осторожны! Шутка должна удачно вписаться в контекст. А лучше ее заранее продумать, чтобы не случилось казуса.

Особенно хорошо воспринимаются аудиторией забавные истории, связанные лично с вами — пошутите о себе. Посмейтесь над собой вместе с вашими слушателями — и вам будут симпатизировать. Пример: Когда-то школьником я начинал курить, чтобы доказать, что я мужчина… После 30 лет стажа я бросил курить, опять же чтобы доказать и прежде всего самому себе , что я мужчина.

Но при этом каждый персонаж существует в общей логике произведения, заложенной автором. Автор создал произведение в соответствии с какой-то целью, имея какую-то главную мысль.

И актёр, помимо выполнения конкретной задачи, связанной с персонажем, должен стремиться донести до зрителя главную мысль произведения, которая и является сверхзадачей [2]. По сути, «сверхзадачей» является режиссёрский замысел — индивидуальное толкование главной идеи произведения, той цели, ради которой оно было написано, или собственная цель режиссёра, иногда отличная от авторской, в любом случае — та общая задача, ради которой произведение ставится на сцене [3].

Завершение речи: 9 эффектных приемов

По мнению Станиславского, у каждого актера есть своя сверхзадача. То есть главная, высшая цель всего, что происходит на сцене, во имя чего закручивается действие, произносятся диалоги и совершаются малейшие движения души. Понятие сверхзадача нельзя отнести к режиссеру, т к оно присуще только герою. Сверхадача это то, что герой несет сквозь все действо, т е смысл его поступков, реплик. Путь воплощения сверхзадачи – сквозное действие – это та реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителей, в результате которой утверждается сверхзадача. Разбираем особенности каждой части в структуре публичного выступления: вступления, основной части и заключения. А также фиксируем слагаемые успеха выступающего.

Универсальная структура выступления: готовим речь, которая решает задачи бизнеса

Искусство публичного выступления. Снятие стресса. Освобождение от зависимостей. Замысел постановки. Сверхзадача спектакля (режиссера постановщика). О сверхзадаче К.С. Станиславский писал так: «все, что происходит на сцене, в пьесе, все ее отдельные и малые задачи, все творческие помыслы артиста стремятся к выполнению» сверхзадачи пьесы. Что такое публичное выступление? Публичные выступления – это не просто речь оратора с одним или несколькими слушателями. Это не разговор на площади, где порой одним жестом можно усмирить нахала или, наоборот, одной улыбкой расположить всю новую кампанию. Ключевой элемент, который способен превратить обычное выступление в нечто неповторимое, называется сверхзадача. Это концепция или идея, которая объединяет все аспекты выступления и придает ему уникальность. Задача речи – это цель реализуемая в определённых условиях общения. Сверхзадача речи – это скрытая идея, которая внушается слушателям путём воздействия на их чувства и подсознание. то есть идея произведения, обращенная в сегодняшнее время, то, во имя чего ставится сегодня спектакль. Постижению сверхзадачи помогает проникновение в сверх-сверхзадачу автора, в его мировоззрение.

Завершение речи: 9 эффектных приемов

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ АРТИСТО-РОЛИ. Максимально обобщенно подходя к функциям публичных выступлений, выделим четыре основные функции (цели) выступлений: сообщить некоторую информацию. Такая речь называется информационной.
Речь актера. Логическая пауза и ударение (Ирина Думкина) / Проза.ру Чтобы стать интересным аудитории, нужно показать свой интерес к ней. Одна из психотехник для этого — формирование зрительного контакта. После того как вы заняли исходную позицию для выступления, не спешите сразу начинать свою речь.
Савкова З.В. Искусство оратора. М., 2001. 211 с - страница 18 Условимся на будущее время называть такие жизненные цели человека-артиста сверх-сверхзадачами и сверх-сквозными действиями.

Что такое сверхзадача выступления

Чтобы перевести волнение из парализующего в харизматическое, нужно перенаправить объект внимание с себя на зрителей. В этом нам поможет правильная постановка сверхзадачи. Принцип успешного выступления № 1 Цель или сверхзадача. Сверхзадача выступления — это способность передать свои идеи и убедить аудиторию, создавая при этом глубокое впечатление. Это искусство общения, которое требует от выступающего особых навыков и умений. Условимся называть эту основную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи сверхзадачей произведения писателя». Другими словами, сверхзадача это то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей. Ответ на эти вопросы дает античный риторический канон, служивший своего рода схемой работы над речью, указывавший последовательность действий будущего оратора. 1. Изобретение (инвенция) предполагало работу над мыслью речи, отбор содержания будущего выступления. Стремление к достижению сверхзадачи он определяет как сквозное действие актера и роли. Учение о сверхзадаче и сквозном действии — основа системы Станиславского. Система состоит из двух разделов: Первый раздел посвящен проблеме работы актера над собой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий