Стихотворения февраль достать чернил и плакать

Dm Bb Под ней проталины чернеют, Gm A И ветер криками изрыт, Dm Bb И чем случайней, тем вернее Gm A Слагаются стихи навзрыд. Видео для песни "Февраль (Достать чернил и плакать)": Описание аккордов к песне (Генератор аккордов). _ Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочащая слякоть Весною черною горит. ­Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Speed Normal. This opens in a new window. Пастернак Б.Л. “Февраль_ Достать чернил и плакать! Этот известный автор начала XX «больше всего на свете» почитал музыку, но из-за отсутствия слуха ушел в философию. Его поэтическое наследство достигает порядка половины тысячи стихотворений. Одному из них под названием «Февраль» посвящен данный анализ.

Февраль. Достать чернил и плакать... (Б.Пастернак)

Наконец, четвертая, последняя часть снова возвращает читателя к прежнему, изначально заданному темпу. Связанности культурного и природного универсумов передается с помощью параллелизма. Этот прием включает как цвет, так и звук. Также атмосфера передается аллитерациями: писатель часто употребляет шипящие, а повторение буквы «п» придает второй половине произведения нужную плавность.

Маленькое отступление о пастернаковском творчестве Начало XX века в русской литературе — период, на который пришлось творчество нашего писателя, отмечено разнообразием художественных форм, многочисленными экспериментами и быстрой сменой поэтических систем. В пастернаковской поэзии проявились характерные черты парадигмы Серебряного века, а именно: тяготение к синтезу искусств, родовая и жанровая диффузия, смелые новации в области поэтического языка, а также взаимодействие различных стилевых тенденций, направлений и течений. Изучение пастернаковского наследия некоторое время откладывалось в долгий ящик.

В основном, из-за идеологических причин. Поэтому творчество писателя стало объектом глубокого литературоведческого исследования лишь с середины 1980-х годов. Вместе с тем немало вопросов поэтики, своеобразия художественной образности, особенностей творческого метода Пастернака остаются нерешенными до сих пор.

Особый интерес представляет проблема взаимодействия в творчестве писателя элементов различных направлений и течений. Кроме того, в синтезе философии и литературы, а также в синтезе искусств этот литературный художник открывал новые горизонты поэтического видения, прокладывал новые пути как в лирике, так и в прозе. Литературоведы отмечают также влияние символизма и футуризма на эволюцию лирического героя писателя, особенно в ранних поэтических сборниках.

Интересные наблюдения относительно объединения реализма и модернизма в пастернаковской прозе, наличие элементов импрессионизма в поэзии принадлежат многим литературным критикам и филологам. В частности, импрессионизм — особенная отличительная черта произведений русского писателя. Поэтому этой теме стоит уделить чуть больше внимания.

Пастернаковский импрессионизм Черты импрессионизма появляются на протяжении всего творческого пути писателя, взаимодействуя с другими литературными направлениями, течениями и стилевыми тенденциями. Импрессионизм впервые возникает во французской живописи, а оттуда распространяется в другие виды искусства — музыку, литературу, скульптуру. Специфика импрессионизма в области словесного искусства заключается в том, что в литературе импрессионизм не существовал в чистом виде, а интегрировался с элементами других видов и течений натурализмом, символизмом, реализмом, неоромантизмом.

Это ярко подтверждает наследие Пастернака, где импрессионизм прослеживается от раннего до позднего периодов творчества художника, становясь важной составляющей стиля писателя, стилевой константой лирики и прозы. Кстати, импрессионизм по-особенному проявился в музыке, которая, видимо, тоже вдохновляла Пастернака. С самого рождения писатель находился в окружении искусства отец — художник, мать — пианистка , так что к богатству лексики добавилась еще и особая музыкальность.

Творческий метод писателя Установку Пастернака на субъективность и воспроизведение личных впечатлений отметили еще современники писателя — в лице Марины Цветаевой и Владимира Маяковского. Увлечение поэзией французских поэтов-символистов, творчеством Рильке, а также живописью отца и других русских художников способствовало усвоению Пастернаком поэтики импрессионизма. В своих статьях и выступлениях писатель постоянно подчеркивал аполитичность и выражение собственного «я» как основу искусства.

Фиксация мгновенных впечатлений, живописность и музыкальность, свободное сочетание образов реальной действительности и субъективных видений сказываются на многих лирических произведениях писателя. Из-за этого литературоведы называют метод Пастернака «свободной субъективностью». Итак, импрессионизм как стилевая тенденция или как составляющая стиля Пастернака представляет большой интерес для современного литературоведения, однако эта проблема еще не решена в свете единого системного подхода.

Уже в ранних сборниках поэта просматривались черты импрессионистической поэтики в органическом синтезе с элементами романтизма неоромантизма , символизма и футуризма. В раннем творчестве поэта импрессионизм отчасти проявляется через пейзаж, фиксацию мгновенных впечатлений и ощущений лирического героя. Это достигается — прежде всего — через метафору, звукопись, колористику.

Пастернаковская картина мира В дальнейшем Пастернак распространяет элементы импрессионизма на картину мира, которая отличается особой философичностью и историзмом. В поздних сборниках писателя элементы импрессионизма обеспечивают свободные переходы автора в различных пространственных плоскостях и временных планах, динамизм и широту образов, органическая связь героя со средой. Писатель считал, что художник призван воссоздать мир в его разнообразии, подвижности и неповторимости, поэтому средства импрессионизма как нельзя лучше подходили для реализации этой цели.

В поздний период творчества Пастернак стремился воплотить идею слияния личности и мира. А поскольку для импрессионизма характерна органическая связь человека и среды, их полное слияние, то и в 1940—1950-х годах импрессионистическая поэтика позволяла поэту реализовывать свои творческие задачи. Специфической особенностью индивидуального стиля Пастернака является многослойность лирического повествования, когда на основании непосредственного впечатления и ощущения формируются другие слои смыслов — социальный, философский, эстетический, культурный и т.

Поэтому можно считать, что импрессионистические средства описания, детали, образы и т. Это значит, что они обусловили дальнейшее движение художественной мысли, развертывания широкой и обширной картины мира писателя. Пастернаковская поэзия: черты, специфика, детали Сочетание конкретного и абстрактного планов в лирике писателя стало возможным тоже благодаря импрессионизму.

В некоторых текстах писатель создает неожиданный ракурс изображения исторических событий — субъективные впечатления, описание чувств героя от того, что происходит вокруг. В связи с этим следует отметить изображения революционных событий в многочисленных деталях, топосах, насквозь пропитанных эмоциональностью. Поэт сосредоточивается на показе духовных состояний персонажей, внутреннего ощущения ими исторического процесса.

Заявленные здесь принципы новой поэтики нашли воплощение в стихах книги «На ранних поездах» 1943 , объединившей цикл, написанный весной 1941 года, со стихами военного времени. Эта книга означала преодоление условного языка и становление нового стиля, более простого и ясного. Она стала выражением чувства всеобщего подъема, объединившего людей в борьбе с опасностями и лишениями, и общей верой в победу и обновление. Зрелые годы Бориса Пастернака пришлись на трагически тяжелое время. Причем это касалось не только внешних событий жизни, но, что для художника было особенно трудно, — обстоятельств, связанных с его призванием. Распад форм, господство мертвого идеологического теоретизирования и подчиненной политическим целям критики привели к замене профессионального искусства ремеслом дурного вкуса. Постоянное противоборство с царящей и торжествующей пошлостью требовало смелости и риска, умения не прерывать работу в самые тревожные и угрожающие времена. В конце жизни Пастернак позволил себе признать: «…По слепой игре судьбы мне посчастливилось высказаться полностью, и то самое, чем мы привыкли жертвовать и что есть самое лучшее в нас, — художник оказался в моем случае незатертым и нерастоптанным».

Борис Пастернак. Сочинения в двух томах. Тула, "Филин", 1993. Другие стихи Бориса Пастернака.

Композиция Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая еще в феврале готовится к весне. С помощью неопределенной формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придается побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению. Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль — это еще зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну. Концовка произведения имеет еще один мотив — это творчество, Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души. Жанр Это лирическое стихотворение, которое воплощает в себе одновременно черты философской и пейзажной лирики. Оно имеет два плана: внешний, рассказывающий о природе и человеке, и внутренний, раскрывающий тайны пробуждения поэзии. Связующим мотивом служит также внутренняя рифма в перекрестной рифмовке.

Автор использовал для создания произведения классический четырехстопный ямб. В нем также используются ассонанс и аллитерация, которые передают настроение поэта и показывают, как, по его мнению, выглядит пробуждающаяся природа. Вариант 2 Б. Пастернак — крупнейший русский поэт XX века, художник глубокого интеллектуального и художественного напряжения. Им написано множество удивительных, великих произведений. Язык его поэзии настолько современный, что никогда не будет подвержен коррозии лет. Он создал в своих книгах мир со всеми обыденными реалиями и высоким небом, с его радостями и печалями, он запечатлел на века саму жизнь. Поэзия Б. Пастернака аналитична и музыкальна.

Своеобразие большинства его произведений определяется решением необычных философских проблем, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии человека со вселенной представляет концепцию жизни поэта. Пастернак сумел глубоко пережить дух своего удивительного времени, затем передать его атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников. Его лирические работы по преимуществу стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время. В стихотворении лирический герой передает свое предощущение весны как всемирной жажды обновления жизни. В картине «февраля» вступают во взаимодействие детали окружающего мира «слякоть», «клик колес» пролетки, «деревья» с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне пасхальном «благовесте», «ливне», «лужах», «тысячах грачей» , а также с приметами его эмоционального состояния «плакать», «навзрыд», слезы», «грусть», «крики». Это явления различных уровней реальности, но в стихотворении они оказываются взаимопроницаемы. Между ними возникают «случайные» сближения, рождающие образы, основанные не на сходстве или противоположности, а на смежности, — не метафоры, а метонимии. Каждый из уровней воспринимается в неразрывной связи с другими, а весь мир — нерасторжимым целым.

В образе, заканчивающем первую строфу «Пока грохочущая слякоть Весною черною горит» , автор находит неожиданное сочетание звука грохот колес пролетки , зрительного впечатления черная слякоть , лирического ощущения щемящего ожидания прихода весны — «весною… горит». В образе, начинающем вторую строфу «достать пролетку… перенестись туда, где ливень…» , сополагаются реальность движения «пролетки» в пространстве и метафора полета воображения. В четвертой строфе «проталины чернеют» в самой глубине сознания «на дне очей» , а весенний «ветер» «изрыт» внутренним наплывом чувств, «криками» души. Границы явлений размываются, их качества переносятся друг на друга. Однако художественная цель стихотворения не ограничивается изображением этой необычной картины. В первой же строфе, наряду с другими, появляется еще один уровень реальности: творческое стремление поэта «достать чернил и плакать», «писать о феврале навзрыд». Внутреннее напряжение передается обилием глаголов «достать чернил», «плакать», «писать», «достать пролетку», «перенестись туда…». Все они стоят в неопределенной форме, что помогает выйти за рамки лирического ощущения, придать ему обобщенный характер. Благодаря метонимическому строению образов, творчество предстает неотделимой частью не только духовной жизни лирического героя, но и всей природы.

Поэт творит новые звуки и краски, сравнимые с вечными явлениями внешнего и внутреннего мира «…ливень еще шумней чернил и слез». В то же время жизнь составляет главное содержание произведения искусства. Она не просто отражается в нем, а врывается в художественную ткань «тысячами» «случайных» впечатлений. Интенсивность процесса творческого отображения действительности передает образ, созданный в третьей строфе. Мечта о весне уносит лирического героя в мир, похожий на обыденность грачи отражаются в лужах. Но каждая художественная деталь придает ему необыкновенную экспрессивность: грачей «тысячи», они, похожие на «обугленные груши», срываются с деревьев, поднимая, как при падении, фонтан брызг — ощущений. Антитезы подчеркивают игру между образами двух уровней — природным и психологическим взлетевшие грачи «обрушат грусть на дно очей», «сорвутся в лужи», вызывая «сухую грусть». Воображение поэта, пишущего «о феврале», создает новую реальность. Но строится она не по субъективному произволу автора, а по законам самой жизни, при этом не заслоняя ее, а вступая с ней во взаимодействие «И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи…».

В стремлении «верно» отразить внутреннюю и внешнюю действительность поэт схватывает впечатления на лету, пытаясь успеть за движением жизни, на ходу выкрикивая свои открытия «и ветер криками изрыт…» , «плача» от напряжения. Такие стихи «навзрыд» и предстают в стихотворении истинным искусством. Классический размер стихотворения четырехстопный ямб сочетается с нарушением традиции в самых разных областях.

Февраль. Достать чернил и плакать... (Б.Пастернак)

За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Борис Пастернак.

Сочинения в двух томах. Тула, "Филин", 1993. Благодаря такой аллитерации стихотворение становится похоже на одно большое рыдание.

Сначала Пастернак словно бы сдерживает его, используя короткие предложения, делая паузы в речи: Февраль.

На чердаке мелькают тени. По дому бродит домовой. Везде болтается некстати, Мешается во все дела, В халате крадется к кровати, Срывает... Памяти демона Приходил по ночам В синеве ледника от Тамары. Парой крыл намечал, Где гудеть, где кончаться кошмару.

Не рыдал, не сплетал Оголенных, исхлестанных, в шрамах. Уцелела плита За оградой грузинского храма.... Ожившая фреска Как прежде, падали снаряды. Высокое, как в дальнем плаваньи, Ночное небо Сталинграда Качалось в штукатурном саване. Земля гудела, как молебен Об отвращеньи бомбы воющей, Кадильницею дым и щебень Выбрасывая из... Звезды летом Рассказали страшное, Дали точный адрес.

Отпирают, спрашивают, Движутся, как в театре. Тишина, ты — лучшее Из всего, что слышал. Некоторых мучает, Что летают мыши. Июльской ночью слободы — Чудно белокуры.... По грибы Плетемся по грибы. Дорожные столбы Налево и направо.

С широкого шоссе Идем во тьму лесную. По щиколку в росе Плутаем врассыпную. А солнце под кусты На грузди...

Поэтому в нём одновременно представлено два плана: внешний план повествует о природе и человеке, а внутренний план — о тайнах зарождения вдохновения, пробуждении поэзии. Произведение относится к литературному направлению «символизм».

Стихотворные строки наполнены объёмными образами, наделёнными глубокими символическими смыслами. Поэтический размер — любимый Пастернаком четырёхстопный ямб. Строки объединяются посредством перекрёстной рифмовки, точных и неточных рифм. Автор филигранно использует возможности неточных рифм, создавая эффект «обычной» речи. Композиция Произведение включает в себя четыре катрена.

Композиция кольцевая, когда каждое новое четверостишие как бы «цепляется» за предыдущую строфу либо смыслом, либо словом. Композиционное «здание» включает три части: Первая часть — в первой строфе лирический герой сообщает читателям о том, что наступил февраль. Также мы узнаём о чувствах, пробудившихся в душе героя, его желаниях. Возникает ощущение, словно герой опасается пропустить тот волшебный миг, когда можно будет уловить «романтику» порыва. Во втором четверостишии автор погружает нас внутрь поэтической «фабрики»: читатели ощущают на себе атмосферу вдохновения.

Лирический герой приглашает нас «перенестись туда, где ливень ещё шумней чернил и слёз…». Вторая часть — в третьем четверостишии лирический герой акцентирует внимание читателей на отлетающих грачах, называя их «обугленными тушками». Грачи, с их «тусклостью» и грустью придают стихотворным строкам особый объём, пикантность и глубину. Третья часть — четвёртое четверостишие повествует о том, что «сухая грусть», о которой лирический герой сообщал ранее, помогает ему в творчестве. При этом он отмечает следующее: «чем случайней» вдохновение, чем неожиданней придёт к поэту сжимающая изнутри тоска, «тем вернее» будут слагаться стихи, причём буквально «навзрыд».

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что композиционное кольцо автор обозначает следующими смысловыми точками: «писать о феврале навзрыд» и «слагаются стихи навзрыд». Таким образом, замена глагола «писать» на глагол «слагается» является прямым указанием на значимость вдохновения и поэтической атмосферы для творца. Образы и символы Произведение, столь любимое самим автором, может похвастаться множеством ярких образов: образ лирического героя — центральный.

«Февраль. Достать чернил и плакать!..»

Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Я на той же улице старинной, Как тогда, в тот летний день и час. Те же люди и заботы те же,... Сегодня мы исполним грусть его Сегодня мы исполним грусть его — Так, верно, встречи обо мне сказали, Таков был лавок сумрак.

Таково Окно с мечтой смятенною азалий. Таков подьезд был. Таковы друзья. Таков был номер... За поворотом Насторожившись, начеку У входа в чащу, Щебечет птичка на суку Легко, маняще. Она щебечет и поет В преддверьи бора, Как бы оберегая вход В лесные норы.

Под нею сучья, бурелом,... Победитель Вы помните еще ту сухость в горле, Когда, бряцая голой силой зла, Навстречу нам горланили и перли И осень шагом испытаний шла? Но правота была такой оградой, Которой уступал любой... Дождь Надпись на «Книге степи» Она со мной. Наигрывай, Лей, смейся, сумрак рви! Топи, теки эпиграфом К такой, как ты, любви!

Снуй шелкопрядом тутовым И бейся об окно.

Get ink, shed tears. Write of it, sob your heart out, sing, While torrential slush that roars Burns in the blackness of the spring. Go hire a buggy. For six grivnas, Race through the noice of bells and wheels To where the ink and all you grieving Are muffled when the rainshower falls.

Ведь здесь действительно все на равных правах входит в поэзию, а главное - ливень, чернила и слезы, а в другом случае стихи, стекло и солнце - буквально располагаются на одной плоскости»13. Автор еще раз говорит о равенстве различного в двух текстах, разбирая уже собственно «Про эти стихи»: у Пастернака «трехчленные цепочки обычно содержат данные в одной плоскости, но разные начала, именно - природу, человека и искусство, по образцу раннего стихотворения "Февраль. Достать чернил и плакать... Наш подход к анализу «Февраля» определяется той идеей Пастернака, которую автор формулирует в седьмой главе второй части «Охранной грамоты»: «Самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье, и лучшие произведенья мира, повествуя о наиразличнейшем, на самом деле рассказывают о своём рожденьи» [Т. Эта мысль проясняет связь художественного самогенезиса с описанным Ф.

Шлегелем генетическим методом: «В сообщении должно содержаться изложение не только результатов, но и способа возникновения, изложение, следовательно, должно быть генетическим. Истинный метод изложения в соответствии с этим - генетический, или исторический»15. Признав самогенезис «методом изложения» в данном стихотворении, мы оказываемся в поле действия имманентной поэтики, «описывающий научный аппарат» которой «"реконструирует" собственные механизмы произведения»16. Мы должны «реконструировать» механизм движения текста от начального «писать чернилами » «о феврале» «навзрыд» к финальному «слагаются стихи навзрыд». Сразу отметим: в последней строке происходит превращение «написанного» текста в процесс «слагания стихов», отражающее ту антиномию в языке, которую П. Флоренский, вслед за В. Гумбольдтом, сформулировал как «антиномию вещности его и деятельности, груоп и еуеруеш»17. В духе другой антиномии - «природа и искусство» в лирике Гете манифестируемой, в частности, в стихотворениях «Вечерняя песнь художника» и «Природа и искусство» - звучит другой тезис «творческой эстетики» Пастернака: «Наставленное на действительность, смещаемую чувством, искусство есть запись этого сме-щенья. Оно его списывает с натуры. Как же смещается натура?

Подробности выигрывают в яркости, проигрывая в самостоятельности значенья. Каждую можно заменить другою. Любая драгоценна. Любая на выбор годится в свидетельства состоянья, которым охвачена вся переместившаяся действительность» [Т. Если «смещаемая действительность» «смещаемая фаза» представлена в разбираемом стихотворении «февралём», «чувство» «смещающая фаза» - «плачем навзрыд», то «записью смещенья» будет весь текст от первого до последнего слова, заданный начальным императивом «достать чернил», «писать о феврале». Вопрос о том, «как же смещается натура», оказывается теперь вопросом о причине «состоянья», характерного для «всей переместившейся действительности». Время этого «писания»-«перемещения» должно длиться ровно столько, сколько длится «сгорание» «слякоти» под колесами городских экипажей. К образу «горящей слякоти» в значениях «во время весны», «по-весеннему», «как весна» в силу действующего у Пастернака закона художественной модальности как современного эквивалента синкретизма его образов19 у поэта примыкает более поздний образ «горящего февраля». В третьем стихотворении из цикла «Весна» 1914 г. Обилие воды и черной краски - характерная примета весны у раннего Пастернака: «Была весенняя ночь.

И если бы рухнули и эти последние звезды, то город затопило бы черной жизнью. Цикл «Фаина» второй том лирики завершается стихотворениями 1908 г. В первом случае отрицательный номинатив «ничего» уступает роль деятеля синкретическому образу весны-женщины, совмещающему в себе способ и субъекта действия «ливня» и «слез». Во втором случае «плачущая горькими слезами весна» также получает значение синкретического субъекта женщины-весны. Как показывает С. Бройтман, традиция воплощения женственности в жизни природы и лирического героя прослеживается у Пастернака в его книге «Сестра моя - жизнь»20, в данном же стихотворении на первый план выступает поэтологический смысл весеннего дождя. Тынянов писал в 1924 г. Это значит, что "ливень", "дождь" - высшая форма бытия, она родственна по своему статусу Логосу ср. Приводя отмеченные мотивом дождя тексты Пастернака «Косых картин, летящих ливмя... Фарино подчеркивает: «особый статус» субъекта «быть ливнем» в них означает для него являться одновременно и причиной поэзии, и ее результатом как «ритмическим и срифмованным текстом»23.

В рамках эстетики раннего Пастернака трехчленная цепочка «февраль, чернила и слезы» то есть природа, искусство и человеческая жизнь по их общему признаку «текучего» состояния выражает принцип интеграции, о которой идет речь в его статье 1914 г. Элементы, которые подвергаются такой интеграции или, лучше, от неё только получают свою жизнь, глубоко в сравнении с нею несущественны» [Т. Каков смысл скрытого Я в окончательном варианте текста? Начальное «февраль» звучит одинаково как в именительном, так и в винительном падежах и может быть и субъектом, и прямым объектом действия. Стык этого «февраля» с инфинитивным высказыванием расширяет сферу его значений.

Ключевые слова: Пастернак, лирика, синкретизм, субъект, объект, авторефлексия. Стихотворением Б. Стихи разных лет» М. Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною чёрною горит. Достать пролётку.

За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колёс Перенестись туда, где ливень Ещё шумней чернил и слёз. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. В первой публикации «Февраля» в альманахе «Лирика» М. Как можно видеть, в обоих случаях финал свидетельствует о поэтологической рефлексии2 текста; ее окончательный вариант «слагаются стихи» будет рассмотрен ниже, здесь же укажем на возможный контекст не только ее первоначального варианта, но и самого принципа подобного решения финала. Речь идет о конце стихотворения В. Брюсова «Февраль» 1907 из сборника стихов «Все напевы», цикл «Вечеровые песни» : «Миг между светом и тенью! Различие между двумя «песнями» состоит в том, что в стихотворении Брюсова «песня» «движется» вместе с автором, Пастернак же отрывает «песнь» от ее автора. Он удаляет в окончательном варианте следы Я, присутствовавшего в первой его публикации. Оно реалистично тем, что не само выдумало метафору, а нашло ее в природе и свято воспроизвело» [Т. Ранний вариант финала у Пастернака означает: изменения в природе происходят в результате поэтической деятельности, то есть лужи в городе не высохнут и небо не засинеет, пока песня не прольется слезами.

Окончательный вариант вместе с исчезновением Я и отказом от подобной причинно-следственной связи приводит к формулировке закона творчества «чем случайней, тем вернее» и замене сформировавшейся пусть и «навзрыд» плачущей «песни» на все еще «слагающиеся» «стихи». Обратимся теперь к окончательному варианту текста. Лингвистический путь его анализа был предложен А. Чер-няковым, поставившим вопрос о роли инфинитивного письма в ситуации автометатекста. В истории русской лирики стык номинативного обозначения зимнего времени года с инфинитивным обозначением деятельности человека обнаруживает себя в пушкинском стихотворении 1829 г. Что делать нам в деревне? Я встречаю... Обращение к этому тексту оправдано тем, что в число занятий «зимой в деревне» входит и создание стихов. Данный в глаголах настоящего времени рассказ поэта об усилиях творчества получает значение здесь и сейчас осуществляющегося действия поэта, так что микросюжет поэтического творчества онтологизируется, представая реальностью самой поэзии поэтому рассказываемое событие превращается в событие рассказывания : Я книгу закрываю; Беру перо, сижу; насильно вырываю У музы дремлющей несвязные слова. Ко звуку звук нейдет...

Теряю все права Над рифмой, над моей прислужницею странной: Стих вяло тянется, холодный и туманный. Усталый, с лирою я прекращаю спор... Феномен становящейся в настоящем времени поэзии сближает фрагмент пушкинского стихотворения с финалом пастернаков-ского «Февраля»: «Стих вяло тянется» - «Слагаются стихи навзрыд». Смысловое и субъектное расхождение в общей ситуации поэтического творчества у Пушкина поэт отступает от своего замысла сочинить стихи, у Пастернака стихи сочиняются без участия «Я»-субъекта определяется сходством и одновременным различием зачинов обоих стихотворений. Сходство конструкций в первой строке - стык номинатива с инфинитивом - нарушается тем, что Пушкин использует инфинитив для вопроса, а Пастернак своим инфинитивом как будто отвечает на вопрос «что делать? В результате «достать чернил и плакать» становится действием, которое «одинаково присваивается адресантом как желаемое и предписывается адресату как требуемое к исполнению». Лингвистический анализ позволяет увидеть, что «абсолютно анало- гично обстоит ситуация с остальными инфинитивными предложениями стихотворения Писать о феврале навзрыд, Достать пролетку,... Стихотворение балансирует между этими смыслами, объединяя в одном лексико-граммати-ческом пространстве поэтическую рефлексию о мире, авторефлексию о творчестве и предписание "другому"»5. Все сказанное А. Черняковым дополняется той характеристикой инфинитивов «Февраля», которую дал Е.

Фарино: смысл «эквивалентизирующей» синтаксической структуры «достать чернил и плакать» «является конструкцией оценки-экспликации случившегося», когда инфинитивное выражение оказывается определением февраля6. Эффект субъектно-объектной эквивалентности объясняется и общим «семантическим ореолом» инфинитивного письма: «оно трактует о некой виртуальной реальности, о мыслимом инобытии субъекта, колеблющегося между лирическим "я" и "Другим"... Теоретическим основанием литературоведческого подхода к «Февралю» может служить то определение «личностного ядра поэтики Пастернака», которое С. Бройтман видит в «субъектном и образном неосинкретизме, "соответствии" и рядоположении на одной плоскости разных начал», с тем уточнением, что речь идет не о «наивном и непосредственном синкретизме древнего искусства», а о «синкретизме художнически сознательном и авторефлек-сивном»8. Предшествовало этому выводу наблюдение ученого об «исходной роли метаморфического, субстанциального типа образности у Пастернака»9.

Б. Л. Пастернак - Февраль. Достать чернил и плакать!.. | Текст песни

Фарино подчеркивает: «особый статус» субъекта «быть ливнем» в них означает для него являться одновременно и причиной поэзии, и ее результатом как «ритмическим и срифмованным текстом»23. В рамках эстетики раннего Пастернака трехчленная цепочка «февраль, чернила и слезы» то есть природа, искусство и человеческая жизнь по их общему признаку «текучего» состояния выражает принцип интеграции, о которой идет речь в его статье 1914 г. Элементы, которые подвергаются такой интеграции или, лучше, от неё только получают свою жизнь, глубоко в сравнении с нею несущественны» [Т. Каков смысл скрытого Я в окончательном варианте текста? Начальное «февраль» звучит одинаково как в именительном, так и в винительном падежах и может быть и субъектом, и прямым объектом действия. Стык этого «февраля» с инфинитивным высказыванием расширяет сферу его значений. Так, можно предположить, что в первой строке просматривается конструкция accusativus cum infinitivo, которой «требуют именно повествовательные предложения, потому что винительное с неопределенным и есть повествование.

Оно включает в себя двух лиц, одно говорящее, другое "говоримое", одно активное, другое пассивное. Это, второе лицо, пассивное, находящееся в функции объекта, не самостоятельно, но зависит от состояния глагольного субъекта»24. Свойственная синтаксису немецкого языка, данная конструкция создает субъектно-объект-ную иерархию в поэтическом тексте. Если мы допустим, что пас-тернаковское Я «видит» февраль достающим чернила и пишущим, то февраль-объект, о котором надо писать и плакать, станет февралем-субъектом, то есть пишущим и плачущим о самом себе. При этом и Я не утратит своего творческого статуса. Лотман пишет о том, что «истинный мир» у молодого Пастернака «наделен чертами зримости и ощутимости.

Допуская ситуацию, при которой скрытое Я видит, как февраль достает чернила, плачет и пишет о самом себе, мы обнаружим общую структуру субъектно-объектного тождества в первой и последней строфах. В самом деле, если «слагаются стихи» означает саморефлексию поэзии, то «февраль, пишущий о феврале», станет выражением саморефлексии природы. Весь текст в целом окажется «записью смещения» Природы в Искусство, «февраля» в «стихи». Дальнейшая детализация этого хронотопа «туда» происходит в третьей строфе: «Где, как обугленные груши... Здесь мы находим метафорический рассказ о создании стихотворного текста: «тысячи грачей» получают значение одновременно и писчих перьев похожих на заостренные клювы грачей , и чернильных капель в этом смысле оправданно сравнение «грачей» с «обугленными грушами», по форме и по цвету напоминающими свисающие с перьев капли чернил. Действия «сорвутся в лужи» и «обрушат сухую грусть на дно очей» совершаются не последовательно, друг за другом, а одновременно, обозначая субстанциальное единство мира: «очи» оказываются «лужами», а «дном очей» становится земля.

Объяснением слов о «сухой грусти на дне очей» мы обязаны Е. Признаком «смещения» природы в стихи становится в стихотворении их визуальное единство: благодаря внутренней форме «чернила - чёрный» «чёрная весна» расшифровывается как «весна, написанная чёрными чернилами». Здесь, возможно, лежит разгадка строки «Под ней проталины чернеют»: как чернила чернеют на бумаге, так и проталины чернеют на снегу. Попробуем подвести итоги. Начальная установка «писать о феврале навзрыд » «перемещается» в завершающий перфор-манс творчества: «слагаются стихи навзрыд ». В этом тавтологическом выражении проясняется авторефлексивная природа поэзии Пастернака, подтверждая справедливость вывода: оригинальность своего решения задачи искусства Пастернак видел «именно в превращении образа из объекта в субъект изображения»28.

Причастие «созревающий» «reifende» и глагол «отражается» «bespiegelt sich» выполняют функцию перевода готового результата «плода» в продолжающееся действие, продукта - в процесс. Тот же эффект протекания «проплывания» художественного итога в незавершенном настоящем мы видим в финале «Февраля» Брюсова: Свежей и светлой прохладой Веет в лицо мне февраль. Новых желаний - не надо, Прошлого счастья - не жаль. Нежно-жемчужные дали Чуть орумянил закат. Как в саркофаге, печали В сладком бесстрастии спят. Нет, не укор, не предвестье Эти святые часы!

Тихо пришли в равновесье Зыбкого сердца весы. Миг между светом и тенью! День меж зимой и весной! Весь подчиняюсь движенью Песни, плывущей со мной30. Стихотворение Брюсова строится на правильном чередовании двух основных тем - природы и сердечных волнений. В финале этот принцип перемежающегося изображения миров природной и человеческой жизни реализуется в том, что и новый, третий, элемент композиционного-тематического решения текста предстает как двоичная структура: мир творчества распадается на песню и сопутствующего ей автора.

Троичная целостность описания «февраля» у Брюсова - в единстве природы, сердечных переживаний человека и поэзии - и становится основой той модели, которую Пастернак дает в своем «Феврале», делая ее в дальнейшем принципом своей поэтики вспомним мысль С. Бройтмана о трехчленных цепочках «природа, человек и искусство» у Пастернака. Структурное единство двух текстов приводит к единству оформления поэтологической рефлексии в их финалах: как у Брюсова состоявшаяся «песня» все еще «плывет», так и у Пастернака уже написанные «стихи» все еще не вышли из состояния творчества - они продолжают «слагаться» и в момент собственного завершения.

Go hire a buggy. For six grivnas, Race through the noice of bells and wheels To where the ink and all you grieving Are muffled when the rainshower falls. To where, like pears burnt black as charcoal, A myriad rooks, plucked from the trees, Fall down into the puddles, hurl Dry sadness deep into the eyes. Below, the wet black earth shows through, With sudden cries the wind is pitted, The more haphazard, the more true The poetry that sobs its heart out.

Get your ink and weep. February , by Sasha Dugdale February. Get out the ink and weep! February , by Maya Lukashuk February. Get ink, let out the sobs! Get ink and weep!.. Get ink and weep!

Произведение отличает многоплановость. Его нельзя отнести к какому-то одному жанру. В стихотворении присутствуют: пейзажная лирика; элементы философской лирики; футуристические мотивы. Влияние природы и окружающей среды на настроение и вдохновение поэта — вот главная тема произведения. И для её раскрытия автор использует различные художественные приёмы. Символизм стихотворения Все образы, использованные автором, несут на себе печать яркого символизма. Его реальные переживания воплощаются в запоминающиеся символы, которые производят на читателей неизгладимое впечатление. Чёрный цвет Ему в стихотворении отводится особая роль связующего звена между человеком и природой. Лирический герой достаёт чёрные чернила, чтобы писать о феврале, «пока грохочущая слякоть весною чёрною горит». Этот цвет лишён мрачности, траурности, он в противовес белому символизирует приход весны, освобождение от тяжкого всевластия зимы. Чернила — символ творческого начала и вдохновения. Чёрная весна олицетворяет надежду, что вскоре тепло в душе поэта одержит победу над холодом и мраком.

"Февраль. Достать чернил и плакать..."

Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Февраль. Достать чернил и плакать! Весной 1913 года Борис Пастернак закончил университет по философскому отделению историко-филологического факультета. В первой строфе обозначен факт наступления февраля, который приносит настоящую зиму, бросающуюся в последний бой перед уступками весне. Во второй строфе герой погружается мечты, а в третьей показывает состояние тоскливости.

Февраль. Достать чернил и плакать...

* * * Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Стихотворение Бориса Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!.». Все стихи Бориса Пастернака собранные в одном месте: читайте онлайн распечатывайте тексты стихов скачивайте бесплатно. В качестве объекта исследования рассмотрим стихотворение Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!.» – произведение, которое, на наш взгляд, ярко иллюстрирует «монтажное мышление» автора. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Поэтическое наследство поэта насчитывает около 500 стихотворений. Одно из низ Многомудрый Литрекон проанализировал и предлагает Вашему вниманию анализ стихотворения «Февраль» по плану.

Немного истории

  • Февраль, Достать чернил и плакать — Борис Пастернак — читать полный текст стихотворения
  • Похожие песни
  • Стихи Бориса Пастернака в удобном списке
  • Сообщить об опечатке
  • Борис Пастернак - Февраль. Достать чернил и плакать! читать стихотворение на [HOST]

Б. Л. Пастернак - Февраль. Достать чернил и плакать!.. | Текст песни

Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!” – это яркий образец ранней лирики Пастернака. Пастернак, читать онлайн. Портал стихотворений великого поэта серебрянного века. Стихотворение Бориса Пастернака. Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Борис Леонидович Пастернак Февраль Достать чернил и плакать Учить стихи легко Слушать 3. В первой строфе обозначен факт наступления февраля, который приносит настоящую зиму, бросающуюся в последний бой перед уступками весне. Во второй строфе герой погружается мечты, а в третьей показывает состояние тоскливости. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.

Анализ стихотворения «Февраль, Достать чернил и плакать...» Пастернака.

Оно наполнено такими средствами художественной выразительности: контекстными синонимами — «плакать», «писать навзрыд»; эпитетами — «грохочущая слякоть», «черная весна», «сухая грусть»; олицетворениями — «ветер изрыт» и «слякоть горит» одновременно является оксюмороном , которые позволяют характеризовать явления природы с совершенно неожиданной стороны; метафорами — «горит весной, обрушат грусть», «дно очей», «изрыт криками»; сравнением — «тысячи грачей, как обугленные груши». Архаизмы «клик», «очи», усеченный предлог «чрез» придают речи оттенок высокого стиля. Оборотом «ветер криками изрыт» автор читателю дает понять, что ветер принял множество обращений, криков — громких жалоб. Используя предлог под, поэт подчеркивает, что проталины как символ весны и возрождения находятся под грустью — то есть, осушить слезы возможно, избавившись от нее, убрав ее, как предмет. Таким образом автор косвенно олицетворяет и грусть. Лексический параллелизм — «чрез благовест, чрез клик», «и ветер … изрыт, и …слагаются стихи» дает возможность выделить каждый оборот, зафиксировать внимание читателя на конкретном объекте. Выразительное запоминающееся наречие «навзрыд» оформляет композиционное кольцо.

Распад форм, господство мертвого идеологического теоретизирования и подчиненной политическим целям критики привели к замене профессионального искусства ремеслом дурного вкуса. Постоянное противоборство с царящей и торжествующей пошлостью требовало смелости и риска, умения не прерывать работу в самые тревожные и угрожающие времена.

В конце жизни Пастернак позволил себе признать: «…По слепой игре судьбы мне посчастливилось высказаться полностью, и то самое, чем мы привыкли жертвовать и что есть самое лучшее в нас, — художник оказался в моем случае незатертым и нерастоптанным». Для поколения своих читателей Пастернак всегда оставался любим и значителен, как чистый звук в оглушающем шуме своей эпохи. С начала 1920-х годов они привыкли выделять его и в каждом его стихотворном сборнике видели насущную необходимость и значительное событие своей духовной жизни. Его книги появлялись редко, стихи ходили в списках, их запоминали и знали наизусть. Пробудившиеся в конце войны надежды на избавление от ужасов 1930-х годов составили историческое содержание первых послевоенных лет и пробудили в поэте необходимость написать большое прозаическое произведение, содержательное и доступное, куда, «как звездные вкрапления», включались бы давно продуманные мысли о жизни и красоте как «свете повседневности». Роман «Доктор Живаго» и стихи, написанные от имени героя, стали выражением радости, превозмогающей страх смерти.

Не в силах прервать свой плач, автор пытается заглушить его ливнем. В результате в его душе рождаются удивительные строки, насквозь пропитанные дождем и печальными криками «тысячи грачей». Произведение имеет кольцевую композицию благодаря повторяющемуся в начале и в конце выразительному слову «навзрыд». Оно полностью передает настроение лирического героя. Особое значение имеет черный цвет, он связывает человека с природой «чернила» — «весною черною» — «чернеют». При этом черный цвет теряет свой традиционный негативный смысл. Пастернак использует неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «сухую грусть» , яркие метафоры «дно очей». Насыщенность символами и образами смягчается самыми обыденными предметами «шесть гривен», «пролетка». Этим автор напоминает читателю, что стихотворение имеет очень личный характер, является следствием реальных переживаний. Непосредственным влиянием символизма можно считать оригинальное сравнение грачей с «обугленными грушами».

Это не могло не сказаться на его творчестве, оригинальном в своей форме и содержании. В контексте всей русской литературы Пастернак был необычным явлением: посвятив себя поэзии, он боготворил ее. Поэт приписывал творчеству способность вознести человека над прозой жизни. Уловить каждое мгновение движущегося мира, постичь единство мира человека и мира природы и передать это в стихах вот цель, которую ставил в своем творчестве поэт Борис Пастернак. Он, вливая экспрессионизм в классическую поэтику, мог передать каждую ноту настроения или состояния человека изображением природы. Ранние стихотворения, к которым принадлежит и знаменитое «Февраль. Это особое восприятие мира, в котором один предмет легко приобретает свойства другого, а чувства могут быть переданы с помощью ассоциаций, метафор, эмоциональности поэта. В 1913 году «Февраль. Оно стало первым напечатанным стихотворением Бориса Пастернака. Позже автор изменяет его, предложив новую редакцию в «Избранном» 1945 года, но потом, одиннадцать лет спустя, снова изменяет, возвращаясь к первой редакции. Стихотворение начинается очень эмоционально: Февраль. Достать чернил и плакать!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий