2. агнаты и когнаты

Просмотр файла Римское размером 0,53Мб в режиме ОН-ЛАЙН с возможностью скачать. 1) При аррогации лицо sui juris вступает под отеческую власть аррогатора и становится на все время существования над ним власти аррогатора агнатом и когнатом всех агнатов со взаимными наследственными правами. • когнатическое (кровное) родство. Агнатическое родство охватывало всех лиц, принадлежащих к одной семье, и поэтому родственниками считались все, кто находился под властью главы этой семьи (домовладыки). "Агнатами называются те, кто связан законным родством.

15. Римская фамилия. Агнаты и когнаты

Умирает глава, но главенство его не передается по наследству, а семья или продолжает жить общей жизнью, причем вдова умершего может занять его место, или распадается на новые отдельные семьи. Таков тип семьи славянской, до ныне существующий еще в наших землевладельческих сословиях; но он начинает уже переживать себя, патриархальные начала его уже не в силах устоять против начала личности, повсюду заявляющей свои требования, свое желание освободиться из среды семейного общения, которая уже становится для него тесной. Самым характерным типом семьи в наше время служит семья Китайская. Она не ограничивается, как у нас, родителями, детьми, боковыми родственниками, но объемлет всех предков, простираясь в века, объемля прошедшее, настоящее и будущее единством семейного предания и семейной истории, коей летопись хранится и продолжается в каждом семействе. Материальным основанием служит семейный земельный участок, неотчуждаемый, нераздробляемый и неподлежащий продаже за редкими исключениями — свойство этой собственности священное. В таком виде Китайская семья представляется цельным организмом и основной ячейкой всего государственного устройства и обладает правами — гражданскими, политическими и даже судебными, ибо вправе исключать из среды своей недостойных членов, отлучая их от очага, от семейных преданий и от семейного культа, посвященного памяти предков; вправе подвергать виновных суровым наказаниям кроме лишь смертной казни. Не распадаясь, такая семья выделяет, однако, из себя отдельных членов — основателей новых семей, связанных с общим гнездом общими преданиями.

В отношении к наследству можно, по наблюдению Ле-Пле, разделить семейства на три совершенно различных и очень характерных типа: на семьи патриархальные, неустойчивые и коренные f. Первый тип, то есть патриархальную семью, Ле-Пле нашел у пастушеских племен на Востоке, у русских крестьян и у славян средней Европы. Все дети, не исключая и состоящих в браке, остаются при отце, имеющем над ними и внучатами очень обширную власть. Вся собственность, за исключением только некоторой движимости, остается нераздельной, и отец распоряжается ею и заведует работами. По смерти его, это право переходит к тому из сыновей, которого он сам назначил своим наследником. Хотя этот обычай и имеет неудобства, соответственные неудобствам общинного начала, — но, по крайней мере, он представляет то громадное преимущество, что дает возможность менее способным членам пользоваться все-таки некоторой долей благосостояния и иметь обеспеченный кусок хлеба.

Кроме того, он вполне подходит к положению семейств, живущих в почти пустынных местностях и под очень первобытной формой управления и принужденных, ради избежания опасности, держаться вокруг домашнего очага и не выходить из-под авторитета родительской власти. Неустойчивая семья преимущественно встречается на Западе, и в особенности во Франции, среди населения дезорганизованного, за последние три четверти столетия, вследствие принудительного раздела имуществ. При таком порядке, все дети, со дня вступления в брак или при получении возможности существовать сами по себе, покидают родной дом и устраиваются самостоятельно, оставляя в одиночестве престарелых родителей. Все дети располагают, так сказать, своим собственным приданым, то есть своей частью имущества, и пользуются плодами своих трудов, будучи свободными от всех обязанностей относительно семьи; по смерти же родителей, все имущество делится поровну между детьми, причем отец не имеет права самостоятельно вмешаться в дело посредством своего завещания. Результатом такого порядка является ряд периодических ликвидаций родительского дома. Такой порядок роковым образом приводит и к уменьшению населения, ибо супруги из боязни многочадия избегают его.

Итак, этот порядок служит всегда в обществе признаком расстройства или стремления к расстройству. Третий тип, которому Ле-Пле дает выразительное имя коренной семьи f. В семьях такого типа отец принимает кого-нибудь из женатых детей к себе в сотрудники, с обязательством жить постоянно в родительском доме и продолжать отцовскую профессию. Такой обычай поддерживает профессиональные традиции, равно как и сохраняет средства к жизни и сокровища полезных наставлений, завещанных предками.

Флорентин в 3-й книге «Институций», откуда произошло и название жениха sponsus и невесты sponsa. Ульпиан в 35-й книге «Комментариев к Сабину».

Для совершения брачного сговора достаточно простого изъявления согласия. Наконец, известно, что можно сговаривать отсутствующую за отсутствующего, и это делается ежедневно, D. Помпоний в 16-й книге «Комментариев к Сабину», при том условии, если сговор совершается с ведома тех, кто отсутствует, или если они после на это согласятся. Ульпиан в 36-й книге «Комментариев к Сабину». Если опекуны девушки послали разводную для прекращения брачного сговора, то я не считал бы, что данной разводной будет достаточно, чтобы лишить надежды на брак, так же как неверно и то, что совершить этот сговор могут только они, разве что всё это делается по воле девушки. Павел в 35-й книге «Комментариев к эдикту».

При брачном сговоре не имеет никакого значения, составляется ли письменное показание свидетелей или же кто-либо совершает сговор без составления письменного документа. При брачном сговоре также следует требовать согласия тех, у кого оно требуется при заключении брака. Однако Юлиан пишет, что отец дочери, о предстоящем браке которой совершается сговор , всегда признается давшим согласие, если он не выражает ясно своего несогласия. Гай в 11-й книге «Комментариев к провинциальному эдикту». Более чем ясно, что безумие является препятствием к брачному сговору, но случающееся после этого сговора безумие не делает брачный сговор недействительным. Ульпиан в 35-й книге «Комментариев к эдикту».

У Юлиана спросили, имеет ли значение брачный сговор, если брак назначен до двенадцатилетнего возраста. И я всегда одобрял суждение Лабеона, считающего, что если только брачный сговор происходит раньше, то он продолжает существовать, хотя девушка начнет быть дома на положении невесты. Если же сговор не происходит раньше, то тем самым, что девушка приводится в дом, брачный сговор не считается совершившимся. Это суждение одобряет и Папиниан. Ульпиан в 3-й книге «Обсуждений». Отец дочери, находящейся под его властью, может послать жениху разводную и расторгнуть сговор.

Конечно, если она эманципирована, то отец не может ни послать разводную, ни предъявить кондикционный иск по поводу того, что дано в качестве приданого, ибо сама дочь выходом замуж устанавливает наличие приданого и погашает кондикцию, которая не может возникнуть при ненаступлении побудительной причины для этого , за исключением того случая, когда кто-либо укажет, что отец дал приданое за эманципированной дочерью при том условии, что в случае, если согласия на брак не последует, он потребует возврата того, что дал, совершен ли брачный сговор или не совершен. Ибо тогда он будет иметь требование возврата приданого. Юлиан в 16-й книге «Дигест». Брачный сговор, как и брак, совершается в силу согласия договаривающихся, и потому нужно, чтобы подвластная дочь выразила свое согласие как на брак, так и на брачный сговор, D. Ульпиан в единственной книге «О брачном сговоре», но дочь, которая не противится воле отца, считается давшей согласие. Но лишь тогда дочери предоставляется возможность возражать против воли отца, когда отец выбрал ей жениха, недостойного по своим нравам или позорного.

Павел в 5-й книге «Комментариев к эдикту». Если подвластный сын возражает, то относительно его не может быть совершен брачный сговор. Модестин в 5-й книге «Различных комментариев». При совершении брачного сговора возраст сговаривающихся не определен, как при браке. В силу этого сговор может быть произведен и в раннем возрасте, если только оба лица и жених, и невеста понимают, что совершается сговор, то есть если им не меньше семи лет. Гай в 1-й книге «Комментариев к закону Юлия и Папия».

Основательные и необходимые причины часто затягивают брачный сговор не только на год или два, но даже на три и четыре года и больше, например вследствие состояния здоровья жениха или невесты, или смерти родителей, или совершения уголовных преступлений, или длительных путешествий, совершаемых в силу необходимости. Ульпиан в 6-й книге «Комментариев к эдикту». При совершении брачного сговора имеет небольшое значение, совершен ли он самими женихом и невестой и в их присутствии, или через посредника, или путем письма , либо же через другое лицо. И обыкновенно, в большинстве случаев, условия устанавливаются через посредников. О торжественной форме заключения брака D. Модестин в 1-й книге «Правил».

По восходящей линии - это родственники от потомка к предку отец, дед, прадед ; по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку прадед, дед, отец. Лица, происходящие от общего предка дядя и племянник, брат и сестра , называются родственниками по боковой линии. Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным. Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга.

Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени. Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого свекор, теща, зять. Делись добром ;.

Уже знакомые нам понятия хорошо адаптировались в Европе и после некоторой трансформации легли в основу европейского права.

В средневековой Германии, например, агнатами назывались мужчины, состоящие в кровном родстве братья, отец - сын, прочее. И тут родство учитывалось лишь по отцовской линии. Агнаты являлись членами германских семей, имели право на покровительство предводителей родов. Когнат — это родственник, лишенный такого права.

Сказочные аллегории Скудные сведения о нормах и правовых понятиях Средневековья достаточно хорошо отражены в сказках и предания европейского континента. К примеру, в хорошо известной истории о коте в сапогах старшие сыновья получили солидное имущество, а младшему доставалось лишь символическое наследство. Это произошло потому, что в средневековой Европе было много людей и мало земли. Поэтому были приняты нормы защиты агнатов — кровных родственников, которым впоследствии переходило все имущество.

Читать контрольная по основам права: "Понятие и виды контрактов" Страница 5

Для того, чтобы подкрепить обещания материально, выплачивались так называемые a rrhae sponsal i ciae — задатки при помолвке. Выплата такого задатка служила своего рода гарантией того, что планируемый брак состоится и стороны не откажутся от него без веских на то оснований. В римском праве традиционно выделяют две разновидности брака: 1 matrimonium cum manu - брак с властью мужа; 2 matrimonium sine manu — брак без власти мужа. Matrimonium cum manu брак с властью мужа представляет собой древнейшую форму брака. Женщина, вступавшая в такой брак, выходила из-под власти своего домовладыки и переходила в семью мужа на правах подвластной. Супруг или его pater familias, если супруг сам являлся подвластным приобретал над женой особенную разновидность власти — т. В результате женщина теряла всякую связь со своей предыдущей семьей становилась агнаткой в семье мужа. Все имущество жены в таком браке поступало в полную собственность мужа или его домовладыки , а в случае прекращения брака ее имущество ей не возвращалось. В древнейшие времена муж имел неограниченные права в отношении жены, мог при желании продать ее в кабалу или убить, однако, со временем такие права были отменены. Безгранично властвуя внутри семьи, домовладыка не допускал никакого вмешательства извне.

Отдельные члены семьи, по выражению И. Покровского, «с юридической точки зрения не существовали, исчезая за личностью своего pater familias». Уже в эпоху законов XII таблицрядом с matrimonium cum manu появляется другой вид брака - matrimonium sine manu. В этом бракемуж и жена юридически друг другу чужие - брак без власти мужа предусматривал сохранение за женой статуса подвластной прежнего домовладыки. Если же она до брака являлась persona sui iuris, то данный брак не отменял ее самостоятельности. Однако нельзя сказать, что власти мужа в таком браке не было вовсе: жена принимала имя и сословное положение мужа, обязательным являлось постоянное совместное проживание супругов. Что касается имущества супругов, то, в отличие от брака cum manu, в рассматриваемой форме брака все, чем владела жена до свадьбы, оставалось ее собственностью.

В случае, если домовладыка умирал или утрачивал свою правоспособность вследствие capitis deminutio maxima или media , то его семья распадалась и на ее месте образовывались несколько новых семей за счет того, что свободные подвластные становились независимыми и образовывали новые ячейки общества.

Римское право различало два вида родства: 1. Агнатское родство - agn a tio. Такая форма родства признается наиболее древней и влиятельной в римском обществе. Агнатское родство распространялось по мужской линии, однако включало в себя не только кровных родственников, но и других подвластных домовладыки. Иными словами, к агнатам относились не только домовладыка и его дети мужского пола, но также и дети сыновей, жена домовладыки, жены детей, усыновленные. Нааиболее существенное влияние агнатское родство оказывало на право наследования: если сын или дочь домовладыки переходили в семью другого домовладыки сын будучи усыновленным, дочь — в качестве супруги домовладыки или его подвластного , то они лишались покровительства прежнего pater familias и не имели права наследовать за ним. Когнатское родство - cogn a tio. Эта форма родства подразумевает родство по крови.

Первоначально речь шла о кровном родстве по женской линии, в дальнейшем же под когнатским родством стали понимать любое родство по крови, а в классическую эпоху агнатство и когнатство стали соотносить между собой как род и вид: любой агнат — когнат, но не любой когнат — агнат. В эпоху Юстиниана различие между агнатским и когнатским родством было упразднено и термином когнаты стали называть всех родственников, как по женской, так и по мужской линии. Кровное родство cogn a tio могло быть по восходящей, нисходящей и боковой линиям. По восходящей линии — отец, дед, прадед; по нисходящей — сын, внук, правнук; по боковой — брат, двоюродный брат, дядя. Степени родства высчитывались следующим образом: по боковой линии - сначала необходимо «подняться» до общего предка не считая его самого , а затем «спуститься» до того, с кем нужно посчитать степень родства. Например, дядя и племянник состоят в третьей степени родства, родные братья — второй степени, а вот двоюродные — в четвертой. Что касается подсчета степени родства по прямой линии, то в данном случае учитывается количество поколений между родственниками: отец и сын — первая степень родства, а дед и внук — вторая, и т. Свойств о - adf i nitas.

Преторский эдикт устанавливает четыре класса лиц, призываемых к получению bonorum possessio ad intestato: а Класс "unde liberi". Сюда причисляются, во-первых, все цивильные sui, а во-вторых - emancipati, то есть эманципированые дети покойного, а также in adoptionem dati, отданные им в усыновление, если ко времени смерти наследования они уже отпущены усыновителем из своей patria potestas. Таким образом, здесь в наследование вводятся уже рядом с агнатами и когнаты, хотя и не все in adoptionem dati, остающиеся в семье усыновителя, не призываются. Деление наследства и здесь происходит in stirpes. Призвание эманципированных рядом с детьми, оставившимися под властью, создавало некоторые особые затруднения. Так, во-первых, это призвание могло в значительной степени оказаться несправедливым по отношению к неэманципированным братьям и сестрам призываемого: в то время как они все время работали на отца и добытое их трудом находится в общей наследственной массе, эманципированный брат обыкновенно уже при самой emancipatio получал известный выдел, а во всяком случае затем работал на себя.

Простое уравнение всех могло бы привести к несправедливому ухудшению положения детей, оставшихся под властью. Ввиду этого претор постановил, что он даст bonorum possessio эманципированному лишь под условием, если он предварительно внесет в счет наследственной массы все свое имущество collatio bonorum emancipati. Второе затруднение возникало в том случае, если при emancipatio сына его дети остались под властью paterfamilias - деда. Пока их эманципированный отец не призывался к наследованию, они после смерти деда получали часть, которую получил бы их отец: но раз он теперь призывается к наследованию несмотря на emancipatio, дети снова устраняются им от наследования. Между тем их труд есть также в общей наследственной массе. Ввиду этого Юлиан при пересмотре преторского эдикта включил туда статью - nova clausula Juliani или edictum de conjungendis cum emancipato liberis, - в силу которой filius emancipatus должен разделить получаемую им долю пополам со своими детьми.

Если нет упомянутых в первом классе лиц или если никто из них не испросил себе bonorum possessio в течение законного срока, то bonorum possessio дается legitimi heredes, то есть лицам, призывающимся к наследованию по цивильному порядку - именно sui и agnati gentiles, как сказано, уже отпали. Следовательно, sui но уже без эманципированных призываются во второй раз: быть может, теперь ввиду отпадения emancipati они согласятся вступить в наследство. Если же нет или их вовсе не существует, то bonorum possessio дается ближайшим по степени агнатам. Вследствие кровного родства sui призываются здесь в третий раз, emancipati во второй раз, in adoptionem dati даже durante adoptione; далее - все боковые когнаты без всякого ограничения для женщин, причем ближайшая степень устраняет дальнейшую, а родственники одной степени делят наследство in capita. В этом классе наследуют также дети, как законные, так и незаконные, после матери и мать после детей. Таким образом, преторский эдикт, хотя и дает еще в общем предпочтение агнатскому родству, тем не менее впервые призывает к наследованию и когнатов как таковых.

Кроме того, в отличие от legitima heriditas, преторский эдикт установил successio graduum et ordinum edictum successorium , то есть последовательное наступление следующих степеней и следующих классов. В этих двух чертах и состоит, главным образом, прогресс преторского наследственного права по сравнению с цивильным. В период империи дальнейшее усиление когнатического родства заставляет законодательство идти далее по пути, намеченному преторским эдиктом. Целый ряд отдельных законов осуществляет эту тенденцию, усиливая наследственные права тех или других когнатов на счет агнатов. Первый шаг в этом направлении был сделан senatusconsultum Tertullianum при Адриане , в силу которого женщине, имеющей jus liberorum, было предоставлено цивильное наследственное право после ее детей. Вследствие этого мать призывается теперь не в классе unde cognati, то есть не после всех агнатических родственников, а в классе unde legitime: ее исключают от наследования только собственные дети умершего, его отец и братья; с сестрой покойного мать делит наследство пополам.

Принципиальное значение senatusconsultum Tertullianum состоит в том, что им впервые была признана возможность цивильного наследования на основании простой cognatio. Следующий затем шаг представляет senatusconsultum Orphitianum 178 г. Закон Валентиниана, Феодосия и Аркадия расширяет права детей на наследование после родственников с материнской стороны. Самому Юстиниану принадлежит несколько указов в том же духе уничтожение для наследования матери необходимости jus liberorum; уничтожение ограничения женщин Voconiana ratione и некоторые другие.

Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство — законное родство.

Когнатическое родство или кровное следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом. Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете Позвонить:.

Онлайн просмотр документа "33219"

  • Кто такие агнаты и когнаты и каковы их наследственные права
  • Найдено схем по теме — 2
  • Власть домовладыки
  • Контрольная работа.doc
  • КОГНАТЫ (COGNATI) // У. Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.

Кто такие на самом деле - гои, и кто такие - изгои на Руси.

Агнатическое и когнатическое родство. На правовом положении граждан в римском праве очень сказывалось, в частности, семейное положение лица. Свои, Агнаты и Когнаты. Свои или необходимые наследники - это лица, находившихся в момент смерти наследодателя. В позднересп. период к наследованию наряду с агнатами стали широко призыв-ся и -ва свободнорожд-х принадлежат своим наследникам, т.е. детям, находящимся во власти, и остальным, занимающим место детей. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки. Понятие агнатического и когнатического родства. В римском праве различались два вида родства. 1. Агнатическое родство. Агнаты и когнаты. 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, pateriamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. 43. Агнатическое и когнатическое родство. 133. Понятие агнатического и когнатического родства. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и ос.

Агнаты и когнаты кратко

В семейном праве Древнего Рима можно выделить два определения степеней юридического родства: родство по прямой линии и родство по боковой линии. Родство по прямой линии определяется количеством рождений, отделяющих агната от его отца семейства. 43. Агнатическое и когнатическое родство. 133. Понятие агнатического и когнатического родства. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и ос. Таким образом, в первой степени родства, как по восходящей, так и по нисходящей линии, когнаты могут конкурировать между собой, никто же из когнатов по поперечной линии не может конкурировать с когнатами этой степени. Агнаты — родственники по прямой восходящей или нисходящей линии. Агна-тическое родство относится к лицам чужого права, то есть лицам, подчиненным общему домовладыке. Когнаты могли происхо-дить из разных семей и были чаще всего независимыми. Когнаты отличаются от заимствованных слов, когда слово было заимствовано из другого языка. 1 Согласно частному праву, семью образует совокупность лиц, естественно или юридически подчиненных одному лицу. Согласно общему праву (общества), семью образовывали все агнаты. Два вида по общему правилу.

Римское право

это кровные родственники. Только они могли вступать в брак по цивильному праву. В Древнем Риме имело место два вида родственных отношений: агнаты и когнаты. Агнатская семья — это союз лиц, подчиненных общей семейной власти домовладыки, paterfamilias независимо от кровного родства. Агнаты — родственники по прямой восходящей или нисходящей линии. Агна-тическое родство относится к лицам чужого права, то есть лицам, подчиненным общему домовладыке. Когнаты могли происхо-дить из разных семей и были чаще всего независимыми. В Риме выделяли два вида родства. – агнатское и когнатское родство.

Власть домовладыки.doc

  • Найдено схем по теме — 2
  • Первоначальные значения
  • Обязательственное право по Институциям Гая.
  • Найдено схем по теме — 2
  • Хрестоматия по римскому праву. 2-е издание. Учебное пособие
  • Описание файла

33219 (Римское право), страница 2

Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между патерфамилиас и его подвластными — связь когнатическая, а юридическая, или, по римской терминологии, агнатическая. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего, в свою очередь, основанием права наследования и призвания к опеке над недееспособными: агнатами признавались лица, которые. В Риме выделяли два вида родства – агнатское и когнатское родство. 43. Агнатическое и когнатическое родство. 133. Понятие агнатического и когнатического родства. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и ос. Группу ближайших агнатов, или агнатов с наибольшими правами, составляли лица, которые действительно находились в одном консорциуме под властью pater familias, Эти агнаты назывались sui1. Две более дальние группы агнатов составляли лица: 1) которые. это родство по крови.

Найдено схем по теме — 2

  • Похожие работы
  • Первоначальные значения
  • Кто такие на самом деле - гои, и кто такие - изгои на Руси.
  • Поиск по сайту
  • Агнатическое и когнатическое родство

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий