Иметь или быть эрих фромм содержание

немецко-американский философ, психолог и социолог, основоположник неофрейдизма. Фромм вводит два термина для упрощения слога, и все они связаны с модусом. Модус (от лат. modus) — мера, образ, способ, вид существования или действия чего-либо. Для человека он определил лишь два пути: модус обладания(иметь) и модус бытия(быть). На этой странице вы можете прочитать онлайн книгу «Иметь или быть?», автора Эриха Фромма. Данная книга имеет возрастное ограничение 16+, относится к жанрам: «Зарубежная психология», «Классики психологии». Можно с Вами поспорить, герр Фромм?. Когда я перешла к чтению последней трети этой работы, я уже знала, что писать отзыв будет крайне сложно.

ЭРИХ ФРОММ. "ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?"

Этот предварительный обзор значений слов «иметь» и «быть» позволяет сделать следующие выводы. Я имею в виду два основных типа ценностных ориентаций личности, два способа существования человека в мире, две различные личностные составляющие, преобладание которых в индивиде определяет его как целостность со всеми его мыслями, чувствами и поступками. Это такое отношение, когда я хочу всех и вся, в том числе и самого себя, сделать своей собственностью. Одна из них является противоположностью обладания. Как это хорошо описал Дю Маре, эта форма бытия означает жизнелюбие и подлинную причастность к миру. Другая форма бытия противоположна понятию « видимости, или кажимости ». Ее следует понимать как подлинное, естественное, реальное существование индивида в отличие от мнимого, «показушного образа жизни». Именно так описывает этимологию слова «быть» Эмиль Бенвенисте. Философские концепции бытия Анализ понятия «бытие» осложняется еще и тем, что проблема бытия была предметом многих тысяч философских трудов, и вопрос «Что есть бытие? Хотя это понятие будет рассматриваться здесь с антропологической и психологической точек зрения, просто невозможно не затронуть его философский аспект, так как проблема человека — это, несомненно, и философская проблема. Поскольку даже краткое изложение представлений о бытии в истории философии от досократиков до современности выходит за пределы данной книги, я напомню только самое главное — роль и место понятий: процесс, становление, движение и активность внутри самого бытия.

Как подчеркивал Георг Зиммель, идея о том, что бытие имплицитно включает в себя изменение то есть что бытие равнозначно становлению , связана с именами двух величайших и самых бескомпромиссных мыслителей в истории западной философии — Гераклита и Гегеля. Сформулированное Парменидом и Платоном и разделяемое схоластическими «реалистами» положение о том, что бытие есть постоянная, вечная и неизменная субстанция, противоположная становлению, имеет смысл только в том случае, если исходить из идеалистического представления, что наивысшей формой реальности является мысль или идея. Если идея любви в понимании Платона более реальна, чем переживание любви, то можно утверждать, что любовь как идея постоянна и неизменна. Но если исходить из существования реальных людей — живущих, любящих, ненавидящих, страдающих, — то можно сделать вывод о том, что нет вообще такого бытия, которое одновременно не было бы и становлением, и изменением. Все живое может существовать только в процессе становления и только изменяясь. Рост и изменение — это неотъемлемые стороны самой жизни. Концепция Гераклита и Гегеля, согласно которой жизнь есть процесс, а не субстанция, перекликается с буддийской философией Востока, в которой нет места представлениям о застывших и неизменных субстанциях ни в отношении предметов, ни в отношении человеческого «я». Ничто не является реальным, кроме процессов. Современное научное мировоззрение способствовало возрождению философских представлений о «мышлении как процессе» прежде всего в естественных науках. Обладание и потребление Прежде чем приступить к обсуждению двух способов существования — обладания и бытия на базе некоторых простых иллюстраций, следует упомянуть еще об одном проявлении обладания, а именно о потреблении в смысле усвоения.

Потреблять при еде и питье — это и есть некая архаичная форма обладания тем, что человек потребляет. Так, младенец на определенной ступени своего развития выражает свои предпочтения различным предметам тем, что тащит их в рот. Эта чисто детская форма жажды обладания, которая характерна для периода, когда физическое развитие ребенка еще не позволяет ему осуществлять другие формы контроля над собственностью. Сходную ситуацию смешения потребления и владения мы наблюдаем во многих разновидностях каннибализма. Например, съедая сильного человека, людоед верил, что обретает его силу поэтому каннибализм можно рассматривать как своеобразный магический эквивалент приобретения рабов. Каннибал верил в то, что съеденное сердце храбреца придаст ему мужества, что, съев священное животное, он примет его свойства и сам превратится в существо, угодное Богу. Конечно, большинство объектов не пригодны для физиологического потребления а те, в отношении которых это возможно, быстро исчезают в процессе диссимиляции. Однако существует также символическое и магическое усвоение присваивание. Если я верю, что я усвоил вобрал в себя некий образ — будь то образ священного животного, или отца, или самого бога, — то никто и никогда не сможет у меня его отнять. Я как бы символически поглощаю этот объект и верю в его символическое присутствие во мне.

Так, например, Фрейд объяснял суть понятия «супер-эго» как интроецированную сумму отцовских наказов и запретов. Точно так же происходит интроекция авторитета, идеи, образа, общественной структуры.

Они сделали это, стремясь ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что он должен делать. Причиной неврозов у человека неофрейдисты считают тревогу, которая зарождается еще у ребенка при столкновении с враждебным ему миром и усиливается при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной оказывается невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувства одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.

Именно общество неофрейдисты рассматривают как источник всеобщего отчуждения. Оно признается враждебным коренным тенденциям развития личности и преображения ее ценностных, практических идеалов и установок. Ни одно из социальных устройств, которое знало человечество, не было направлено на развитие личностного потенциала. Напротив, социумы разных эпох оказывали давление на личность, трансформировали ее, не позволяли развиться лучшим задаткам человека.

В противном случае, цикл недовольства продолжится.

Каждый день мы переполнены мыслями о том, что нам нужно купить, чтобы быть счастливыми, и о том, что нам нужно думать, чтобы принадлежать к определенной группе. Но как это влияет на наше отношение к себе и другим? И есть ли лучший способ? Эти вопросы мы и рассмотрим далее. Два режима — «обладание» и «бытие» — определяют, как мы воспринимаем жизнь.

Назовите что-нибудь из ваших вещей. Например, часы и солнцезащитные очки. А как же ваша работа или супруг? Погодите-ка, а это разве имущество? Едва ли, но это не значит, что мы не видим наших партнеров таковыми.

Это объясняет, почему мы склонны считать себя неполноценным, если у нас нет работы или супруга, и можем так думать о других. Однако, если мы поменяем режим «обладания» на режим «бытия», мы признаем, что мы полноценны независимо от того, сколько имеем. Давайте начнем с режима обладания, который все овеществляет. Когда смысл жизни состоит в том, чтобы накопить как можно больше, мы начинаем рассматривать людей как вещи, которые нужно приобрести. Это можно наблюдать даже на уровне языка.

Например, мы чаще говорим «иметь» жену, чем «быть» мужем.

Учащиеся, которые способны наиболее точно повторить мнение каждого из философов, - это так называемые отличники. Их можно сравнить с хорошо информированными экскурсоводами в музеях.

Они учат только то, что не выходит за пределы такой суммы знаний, которая составляет некую собственность. Оптимальное знание по принципу бытия - это знать глубже, а по принципу обладания - иметь больше знаний. Цель современной системы образования, как правило, заключается в том, чтобы научить людей приобретать знания как некое имущество, в той или иной степени соразмерное с той собственностью и тем общественным положением, которые они, скорее всего, будут иметь в будущем.

Те студенты, для которых принцип обладания является главным способом существования, не имеют иной цели, кроме стремления следовать тому, что они выучили, либо твердо полагаясь на свою память, либо бережно храня свои записи. Они не стараются создавать или придумывать что-то новое; наоборот, свежие мысли или идеи относительно чего бы то ни было внушают личностям такого типа большое беспокойство, так как все новое принуждает их сомневаться в той фиксированной сумме знаний, которой они овладели. Те же студенты, которые избрали бытие как основной способ взаимоотношений с миром, усваивают знания совершенно по-иному.

Начать хотя бы с того, что они никогда не преступают к слушанию курса лекций - даже первой из них, будучи tabula rasa. Те проблемы, которые составляют предмет лекции, уже знакомы им, они размышляли над ними ранее, и у них в связи с этим возникли собственные вопросы и проблемы. Они не пассивные вместилища для слов и мыслей, они слушают и слышат, и что очень важно, получая информацию, они реагируют на нее активно и результативно.

То, что они слышат, стимулирует их к собственным размышлениям. У них возникают вопросы, и рождаются новые идеи. Для таких студентов лекции -- живой процесс.

Переливание из пустого в порожнее не интересует студентов с установкой на принцип бытия; в таких случаях они предпочитают вовсе не слушать лектора и сосредоточиться на собственных мыслях. Свободное, спонтанное выражение желаний младенца, ребенка, подростка и, наконец, взрослого человека, их жажда знаний и истины, их потребность в любви - все это подвергается различным ограничениям. Взрослеющий человек вынужден отказаться от большей части своих истинных сокровенных желаний и интересов, от своей воли и принять волю, желания и даже чувства, не присущие ему самому, а навязанные принятыми в обществе стандартами мыслей и чувств.

Общество и семья как его психосоциальные посредники должны решить трудную задачу: сломить волю человека, оставив его при этом в неведении. С помощью сложного процесса внушения определенных идей и доктрин, путем всяческих вознаграждений и наказаний, а также распространяя соответствующую идеологию, общество решает эту задачу в целом столь успешно, что большинство людей верят в то, что они действуют по своей воле, не сознавая, что эта воля им навязана и что общество умело манипулирует ею. Чтение дешевого, не отличающегося высокими художественными достоинствами романа подобно сну наяву.

Оглавление:

Анализ книги Э. Фромма «Иметь или быть Читать бесплатно текст книги "Иметь или быть?" автора Эрих Фромм (1-ая страница книги):: Бесплатные книги в электронном варианте.
Эрих Фромм. Иметь или быть? скачать в fb2 - читать онлайн | Где вы бы ни находились, вы всегда сможете читать книгу Иметь или быть? за авторством Эрих Фромм без сокращений бесплатно благодаря нашей библиотеке.
Эрих Фромм — Иметь или быть. Иметь или быть Фромм э иметь или быть м 1991 Э. Фромм Иметь или быть. Величие и ограниченность теории Фрейда Перевод с англ. Войскунской Н., Каменкович И., Комаровой Е., Рудневой Е., Сидоровой В., Фединой Е., Хорькова М.
Эрих Фромм "Иметь или Быть?" Читать бесплатно текст книги "Иметь или быть?" автора Эрих Фромм (1-ая страница книги):: Бесплатные книги в электронном варианте.
Иметь или быть — Студопедия Эрих Фромм (1900–1980) — немецко-американский философ, психолог и социолог, основоположник неофрейдизма.

Иметь или быть? Эрих Фромм

В книге «Быть или иметь» он утверждает, что для человека важнее быть, а не иметь. В марксизме частная собственность признана главным врагом человечества, а иметь, значит иметь что-то, какую-то собственность. Эта тема трактуется самым разнообразным образом не только в философских трактатах, но и в искусстве, литературе, кино. Часто можно встретить противопоставление обладания чем-либо и жизни-существования, что последнее важнее первого. Безусловно, определенный резон в таком противопоставлении есть.

Мы порой остро-глубоко переживаем обладание или необладание чем-либо.

Естественно повторение ранее высказанных мыслей, но я надеюсь, что новый подход к проблеме в этой маленькой книге и более широкий контекст утешит даже тех читателей, которые хорошо знакомы с моими ранними работами. Название этой книги почти совпадает с названием двух ранее опубликованных трудов. Все три работы написаны в духе гуманизма, но взгляды авторов расходятся: Г. Марсель выступает с теологических и философских позиций; в книге Б. Штеелина идет конструктивная дискуссия материализма и идеализма в современной науке и это представляет определенный вклад в анализ действительности.

Темой же моей книги является эмпирический психологический и социологический анализ двух способов существования. Читателям, которых эта тема интересует серьезно, я рекомендую прочитать и Г. Марселя, и Б. Я до последнего времени и сам не знал, что существует опубликованный английский перевод книги Марселя, и пользовался в своих целях очень хорошим частным переводом этой книги, который сделал для меня Беверли Хьюз. В библиографии указано официальное английское издание.

Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.

Допустимые значения - положительное вещественное число. Поиск в интервале Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки.

Очень интересны рассуждения Фромма о категориях "иметь" и "быть" с точки зрения лингвистики. Сегодня стремление человека обладать всем и вся коснулось и языка. Например, мы говорим "у меня есть проблема", "у меня огромная любовь к вам", как будто проблема или любовь - это некая вещь, который можно обладать. Я могу любить, могу быть влюблен, но любя, я ничем не обладаю. На самом деле, чем меньше я имею, тем больше я способен любить". Также меня заинтересовало рассуждение Фромма об обучении и процессе получения знаний. Автор говорит о том, что студенты также делятся на два типа. Студенты, руководствующиеся принципом "иметь" способны записать лекцию преподавателя, проштудировать все учебники и зазубрить материал. Но ничего из этого они не пропускают через себя. Они не рассуждают, не размышляют. Лишь просто повторяют уже известные мысли. Записывая лекции или зазубривая текст, они как бы стремятся "обладать" этим материалом. Другое дело студенты, живущие по принципу "быть". Они не стремятся записать все услышанное, но приходят на лекцию уже пропустив через себя новый материал. Именно у таких студентов рождаются и вопросы, и собственные мысли о изучаемом.

Эрих фромм иметь или быть фромм эрих иметь или быть. иметь или быть Работа фромма иметь или быть

В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Иметь или быть? (Эрих Фромм) по низкой цене. Бесплатная доставка по всей России, скидки и акции по карте любимого покупателя! обладанием и бытием, - Эрих Фромм сравнивает два близких по содержанию стихотворения. Содержание. 1Введение 4 2Эрих Фромм 5 3«Иметь или быть?» 6 1Модус обладания 6 2Модус бытия 6 4Список основных категорий: 8 5Заключение 9 6Список использованной литературы 10. Эрих Фромм скачать бесплатно.

Скачать отрывок:

  • Читайте также
  • Иметь или быть?
  • Похожие главы из других работ:
  • Анализ книги Э. Фромма «Иметь или быть
  • Может ли книга что-то изменить в вашей жизни? Читаем "Иметь или быть?" Эриха Фромма.
  • Эрих Фромм Иметь или быть скачать книгу fb2 txt бесплатно, читать текст онлайн, отзывы

Эрих Фромм - Иметь или быть?

Только старое, испытанное безопасно, или, по крайней мере, нам так кажется. Каждый новый шаг таит в себе опасность неудачи, и это является одной из причин того, почему люди так боятся свободы Предпосылками модуса бытия являются независимость, свобода и наличие критического разума. Основная характерная черта модуса бытия - это активность, но не внешняя - в смысле занятости, а внутренняя, означающая продуктивное использование своих человеческих потенций. Быть активным - значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми - хотя и в разной степени - наделен каждый человек. Это значит обновляться, расти, изливать свои чувства, любить, вырваться из рамок своего изолированного "я", испытывать глубокий интерес к окружающему миру , страстно стремиться к чему-либо, отдавать. Люди с рыночным характером не умеют ни любить, ни ненавидеть. Эти «старомодные» эмоции не соответствуют структуре характера, функционирующего почти целиком на рассудочном уровне и избегающего любых чувств, как положительных, так и отрицательных, потому что они служат помехой для достижения основной цели рыночного характера — продажи и обмена, — а точнее, для функционирования в соответствии с логикой «мегамашины», частью которой они являются. Они не задаются никакими вопросами, кроме одного — насколько хорошо они функционируют, — а судить об этом позволяет степень их продвижения по бюрократической лестнице. Удивительно, почему современные люди так любят покупать и потреблять, но совсем не дорожат тем, что приобретают. Наиболее правильный ответ на этот вопрос заключается в самом феномене рыночного характера.

Отсутствие привязанностей у людей с таким характером делает их безразличными и к вещам. И пожалуй, единственное, что имеет для них какое-нибудь значение, — это престиж или комфорт, которые дают эти вещи, а не сами вещи как таковые. В конечном счете они просто потребляются, как потребляются друзья и любовники, поскольку и к ним не существует никаких глубоких привязанностей. Цель рыночного характера — полнейшая адаптация, чтобы быть нужным, сохранить спрос на себя при всех условиях, складывающихся на рынке личностей. Личности с рыночным характером по сравнению, скажем, с людьми XIX века не имеют даже своего собственного «я», на которое они могли бы опереться, ибо их «я» постоянно меняется в соответствии с принципом «Я такой, какой я вам нужен». У людей с рыночным характером нет иных целей, кроме постоянного движения, выполнения всех дел с максимальной эффективностью, и если спросить их, почему они должны двигаться с такой скоростью, почему они стремятся к наибольшей эффективности, то на этот вопрос у них нет настоящего ответа, они предлагают одни лишь рационализации типа «чтобы было больше рабочих мест» или «в целях постоянного расширения компании». Они не интересуются по крайней мере сознательно такими философскими или религиозными вопросами, как «для чего живет человек? У них свое гипертрофированное, постоянно меняющееся «я», но ни у кого нет «самости», стержня, чувства идентичности. Там, где нет аутентичной личности, не может быть и чувства идентичности.

При ориентации на обладание живая связь между мной и тем, чем я владею, отсутствует.

Эта вера покоится на убежденности в существовании истины, причем я знаю, что правда существует, потому что она подтверждается моим субъективным опытом, и мне не обязательно нужны другие доказательства. В иврите есть такое слово для понятия веры «emunah», которое значит уверенность, а широко известное в церковном языке всего мира слово «amen» означает «конечно», «разумеется», «правда», «воистину». Когда я уверен в духовной целостности какого-то человека в его порядочности в высоком смысле , я все равно не могу эмпирически «доказать», что он останется таким до самой смерти с позитивистской точки зрения, строго говоря, не исключается из рассмотрения и тот факт, что он мог бы изменить своим принципам, если бы прожил дольше. Моя уверенность опирается на мое личное знание людей и опыт жизни, в которой я сам понял и прочувствовал, что такое любовь, порядочность и честность. Этот способ познания зависит от того, насколько человек способен отрешиться от своего собственного «я» и увидеть другого человека таким, как он есть, понять его характер во всей его полноте и как индивидуальность, и как частицу всего человечества. Только тогда становится ясно, чего от него можно ожидать.

Под этим я, разумеется, не имею в виду возможность точно предсказать все его будущее поведение и тем не менее определенные важные черты характера можно увидеть заранее, такие как честность, чувство ответственности. Итак, вера экзистенциальная покоится на фактах, и в этом смысле она рациональна, но все же эти факты не могут быть «доказаны, проверены» методами традиционной позитивистской психологии. Только я сам умею «улавливать» и «регистрировать» эти факты благодаря моим знаниям, чутью и жизненному опыту. Слово «любить» в модусе обладания и модусе бытия имеет два совершенно разных значения. Можно ли обладать любовью? Если бы это было возможно, то любовь была бы вещью, субстанцией. Справедливости ради следует сразу сказать, что такой вещи, как «любовь» не существует.

Любовь — это абстракция: кто-то скажет, что любовь — это некое высшее существо, божество, которое никто никогда не видел. В действительности любовь бывает только процессом. Любить — это значит проявлять продуктивную активность, которая имплицитно включает в себя потребность заботиться о другом существе или предмете, стараться узнать его, стремиться к нему, радоваться ему, будь то человек, дерево, картина или идея. Любить кого-то, означает тревожиться о нем, будить его к жизни, усиливать в нем желание жить; и одновременно любовь — это процесс самовозрождения и самообновления. Любовь обладательная по типу «иметь» заявляет о своих правах собственности, стремится контролировать свой объект; она подавляет, сковывает и душит, то есть убивает вместо того, чтобы оживлять. В этом случае слово «любовь» просто употребляется не к месту, им вуалируется противоположное чувство. До сих пор остается открытым вопрос, многие ли родители любят своих детей.

Рассказы о чудовищной жестокости родителей по отношению к своим детям — от физических до психических издевательств, от толерантности до полного игнорирования и даже до прямого садизма а таких фактов мы имеем за последние 2000 лет развития нашего индустриального Запада очень много склоняют меня к мысли, что любящие родители — это исключение из общего правила. То же самое относится и к браку: по любви или по расчету заключен союз — неважно, все равно действительно любящие друг друга супруги — это исключение. В браке слово «любовь» выражает все: общественную целесообразность, традицию, обоюдную материальную заинтересованность, общие заботы о детях, двустороннюю зависимость, страх и даже ненависть; это делается сознательно до тех пор, пока один из двух или оба не обнаруживает, что они не любят друг друга и никогда не любили. Сегодня в этом отношении наблюдается известный прогресс: люди стали смотреть на вещи более трезво и реалистично и поэтому многие больше не смешивают сексуальное влечение с любовью и не принимают радостные и яркие периодические встречи за эквивалент любви. Это новое отношение привело к более честному поведению и к более частой смене партнеров. Однако в результате мы не можем сказать, что чувство любви стало встречаться чаще — ни со старыми, ни с новыми партнерами. Интересно проследить в деталях переход от начала влюбленности до того момента, когда возникает иллюзия, что ты уже «обладатель» этой чудо-птицы любви.

В моей книге «Искусство любить» я уже обращал внимание на то, что выражение «быть влюбленным» с самого начала ошибочно. Любить означает проявлять продуктивную активность, пребывание во влюбленном состоянии — пассивная форма. В момент ухаживания партнеры еще не уверены друг в друге, они пытаются друг друга покорить. Они оживленнее, чем обычно, деятельнее, интереснее в разговоре, даже красивее — ведь оживление всегда делает лицо красивее. Ни тот ни другой не может сказать, что он уже завладел партнером, поэтому каждый направляет свои усилия к тому, чтобы быть то есть выразить себя ярче, дать другому больше и вызвать ответную активность. С заключением брака ситуация в корне меняется. Брачный договор дает обоим исключительное право владеть объектом: его телом, его чувствами, его склонностями.

Никого не надо завоевывать, ибо любовь превратилась в нечто сравнимое с имуществом, с собственностью. Обе стороны больше не стараются пробуждать любовь в партнере, они становятся скучными и от этого теряют даже внешнюю привлекательность. Наступает разочарование. Разве они сами изменились? Или они ошиблись в самом начале пути? Обычно каждый ищет причину перемен в другом и чувствует себя обманутым. И каждый не понимает, что оба они — не те люди, которых недавно посетила влюбленность, они не могут понять, что к утрате способности любить их привело заблуждение, ошибочное представление, будто любовью можно обладать.

Они оба расположились на этом уровне понимания и, вместо того чтобы любить, принялись воспринимать друг друга как свою собственность: как деньги, общественное положение, дом, детей и т. Поэтому начинающийся Страница 14 из 15 любовью брак переходит иногда в содружество двух владельцев, в котором объединились два эгоиста, а название этого содружества — «семья». В других случаях участники жаждут оживить былые чувства, и то один, то другой предается иллюзии, что другой партнер может утолить его жажду. Им кажется, что ничего другого им в жизни не надо, кроме любви. Но любовь для них — богиня, идол, которому они хотят поклоняться, а не способ бытия, самовыражения. Их поражение неизбежно, ибо «любовь — это дитя свободы» как это сказано в старой французской песне , и тот, кто поклоняется ей, как божеству, погружается в тину пассивного созерцания и бездействия. В конце концов он теряет остатки своего прежнего обаяния и становится скучным и невыносимым для своего партнера.

Все эти рассуждения не означают, что брак никогда не бывает наилучшим выходом для любящих людей. Суть проблемы не в браке как таковом, а в безлично-экзистенциальной структуре обоих партнеров, наконец, общества, в котором они живут. Сторонники современных форм совместной жизни группового брака, смены партнеров, группового секса и т. История всех иудейских племен начинается с наказа первому иудейскому герою — Аврааму, которому было велено покинуть свою страну и свой клан: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» Быт 12:1. Авраам должен покинуть то, что он имеет, — свою землю и свою семью — и отправиться в неизвестность. Однако его потомки освоили новые земли и пустили корни на новой почве, создали новые семьи и кланы — и что из этого вышло? Они оказались под гнетом нового бремени — они стали жертвами собственности: как только иудеи в Египте разбогатели и обрели могущество, они попали в рабство; они утратили идею единого Бога, Бога своих предков, номадов-кочевников, и стали поклоняться идолам наживы и богатства, которые впоследствии стали их кумирами.

Второй иудейский герой — Моисей. Бог поручил ему освободить свой народ, вывести иудеев из той страны, которая стала их домом хотя они и были в конечном счете в этой земле рабами , и уйти в пустыню, чтобы «возликовать». Неохотно и с огромными опасениями иудеи следовали за своим вождем Моисеем в пустыню. Пустыня — это ключевое слово, это символ свободы. Пустыня — это совсем не то, что родина: там нет городов, нет богатства; это край, где живут номады-кочевники, у которых есть только самое необходимое, только то, что требуется для поддержания жизни. Исторически сложилось так, что образ жизни номадов-кочевников послужил основой для легенды об идеологии отказа от всех форм нефункциональной собственности, а жизнь в пустыне стала идеалом свободного существования. Однако эти исторические реминисценции лишь усиливают значение пустыни как символа свободной, не связанной никакими узами и никакой собственностью жизни.

И действительно, многие ритуальные понятия иудейских праздников связаны с пустыней. Маца хлеб без дрожжей — это хлеб тех, кто готов быстро собраться в путь к странничеству; это хлеб странников. В Талмуде такое жилище называют «временный дом» в нем просто живут ; и он отличается от «постоянного дома», которым владеют. Иудеи тосковали по египетским «котлам с мясом», по стабильному, постоянному дому, по скудной, но гарантированной пище, по зримым идолам. Их страшила неизвестность и нищенская жизнь в пустыне. Они говорили: «О, лучше бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда сидели у котла с мясом и ели хлеб досыта! Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всех нас уморить голодом» Исх 16:3.

Бог — на протяжении всей истории освобождения — снисходительно прощает людям их слабости. Он обещает накормить их: утром — «хлебом», вечером — перепелками. Но добавляет к этому обещанию два важных наказа: каждый должен взять себе столько пищи, сколько ему необходимо, и не более того. И мерили гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, а у того, кто собрал мало, не было недостатка. Каждый собрал, сколько ему съесть» Исх 16:17—18. Это был первый наказ Господа. Фактически в нем впервые сформулирован тот принцип, который стал широко известен благодаря Карлу Марксу: каждому по его потребностям.

Право быть сытым устанавливалось без каких-либо ограничений. Бог выступил в роли матери-кормилицы, питающей детей своих. И детям не нужно ничего доказывать, чтобы заслужить право быть накормленными. Второй наказ Господа направлен против накопительства, алчности, собственничества. Народу Израилеву запрещалось оставлять пищу до утра. И собрали его рано поутру, каждый сколько ему съесть, когда же обогревало солнце, оно таяло» Исх 16:20—21. В связи со сбором пищи вводится правило соблюдения шаббата субботы.

Моисей велит сынам Израилевым собрать в пятницу вдвое больше обычного: «…шесть дней собирайте, а седьмой день — суббота; не будет работы в этот день» Исх 16:26. Соблюдение субботы — важнейший из библейских принципов, а позднее — важнейшее правило иудаизма. Это — единственная в узком смысле слова религиозная заповедь из Десяти Заповедей, на соблюдении которой настаивали даже те пророки, которые выступали против обрядоверия; празднование шаббата — наиболее строго соблюдаемая заповедь на протяжении 2000 лет жизни диаспоры, хотя зачастую это было нелегким испытанием. Легко представить себе, что шаббат — это «луч света в темном царстве», это символ веры и надежды для разбросанных по свету, обездоленных, нередко презираемых и преследуемых евреев. Шаббат — это способ сохранения самосознания народа, чувство собственного достоинства и гордости за свой народ, который умеет по-царски праздновать субботу. А что такое суббота, как не день отдыха в мирском смысле слова, день освобождения людей от бремени работы, хотя бы на 24 часа? Конечно, это так, и эта функция субботы придает ей значение одной из великих инноваций в развитии всего человечества.

Однако этого основания недостаточно, и это не та причина, по которой шаббат превратился в ключевой момент жизни евреев. Чтобы лучше понять роль шаббата, следует глубже проникнуть в суть этого института. Речь идет не об отдыхе как таковом в смысле отсутствия всяких усилий, как физических, так и умственных. Речь идет об отдыхе в смысле восстановления пол ной гармонии людей друг с другом и с природой. Нельзя ничего разрушать и ничего нельзя строить: шаббат — это день перемирия в битве, которую Страница 15 из 15 ведет человек со всем миром. Даже выдергивание из земли стебелька травы или зажигание спички будет означать нарушение этой гармонии. И в социальном плане не должно происходить никаких изменений.

Именно по этой причине запрещается нести что бы то ни было по улице, даже если это не тяжелее нового платка характерно, что в своем собственном саду разрешается переносить любые тяжести. И дело вовсе не в том, что запрещается производить какие бы то ни было действия, а в том, что не разрешается перемещать объекты из одного частного владения в другое, потому что такое перемещение составляет, в сущности, изменение отношений собственности. В шаббат человек живет так, как будто у него ничего нет, он не преследует никаких целей, за исключением одной — «быть», то есть выражать свои изначальные способности в занятиях науками, в еде, питье, молитве, в пении и любви. Шаббат — день радости, потому что в этот день человек остается целиком и полностью самим собой. Вот почему Талмуд называет шаббат предвосхищением мессианской эры, а мессианскую эру — нескончаемым шаббатом; «это будет время, когда собственность и деньги, скорбь и печаль будут запрещены; чистое Бытие, одержав победу над временем, станет высшей целью». Исторический предшественник шаббата — вавилонский шапату — был днем печали и страха. Современное воскресенье — день развлечений, потребление, бегство от самого себя.

Можно задаться вопросом: а не пора ли восстановить субботу как день всеобщей гармонии и мира, день, который предвосхитит будущее человечества? Образ мессианской эры — это тоже вклад еврейского народа в мировую культуру, вклад, сравнимый по своему значению с праздником шаббат. Видение мессианской эры, как и шаббат, украшало жизнь еврейского народа, который никогда не сдавался, несмотря на жестокие разочарования и страдания, причиненные лжепророками, начиная от Бар-Кохбы во II веке и до наших дней. Как и шаббат, это понятие мессианской эры предполагает такой образ жизни, когда страху и войнам придет конец, когда не будет места алчности и стяжательству, когда накопление собственности утратит всякий смысл, а целью жизни станет реализация наших сущностных сил. История Исхода заканчивается трагически. Израильтяне не выдерживают жизни без собственности, без имущества. И хотя они уже привыкли обходиться без постоянного жилища и без пищи, довольствуясь лишь тем, что ежедневно посылает им Бог, им невмоготу жить без постоянно присутствующего «вождя», без своего кумира.

И, когда Моисей исчезает на горе, евреи в отчаянии заставляют Аарона сделать им зримого идола, которому они могли бы поклоняться, например золотого тельца. Можно сказать, что наступил час расплаты за ошибку бога, который разрешил евреям взять с собой из Египта золото и драгоценности. Вместе с этим золотом они принесли страшный вирус наживы; и, оказавшись на перепутье, не умея без вождя принимать решения, не в силах противостоять проснувшейся жажде обладания, они становятся носителями собственнической ориентации. Аарон делает из их общего золота тельца, и народ восклицает: «Вот, Израиль, это и есть твой Бог, который вывел тебя из земли Египетской! Примечания Перевод В. Перевод Э. Здесь надо хотя бы мимоходом отметить, что можно также и к своему телу относиться по принципу бытия, воспринимая его как живое, что находит свое выражение, когда говорят: «Я — это мое тело», а не «У меня есть тело».

Весь опыт чувственного восприятия свидетельствует о таком отношении к телу. Это относится и к русскому языку. Эту информацию я почерпнул у д-ра Моше Будмора. Я проанализировал концепцию мессианской эры в книге «Вы будете как Боги». В ней же затрагиваются правила субботы, которые еще подробнее обсуждаются в главе «Ритуал субботы» в книге «Забытый язык». Конец ознакомительного фрагмента. Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги. Для бесплатного чтения открыта только часть текста ограничение правообладателя. Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера. Иметь или быть Величие и ограниченность самого Фромма Эрих Фромм 1900-1980 - немецко-американский философ, психолог и социолог, основоположник неофрейдизма. Неофрейдизм - это получившее распространение главным образом в США направление современной философии и психологии, сторонники которого соединили психоанализ 3. Фрейда с американскими социологическими теориями. Неофрейдисты подвергли критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но сохранили при этом важнейшие компоненты его концепции учение об иррациональных мотивах человеческой деятельности, изначально присущих каждому индивиду.

Названные ученые перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Они сделали это, стремясь ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что он должен делать. Причиной неврозов у человека неофрейдисты считают тревогу, которая зарождается еще у ребенка при столкновении с враждебным ему миром и усиливается при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной оказывается невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувства одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество неофрейдисты рассматривают как источник всеобщего отчуждения. Оно признается враждебным коренным тенденциям развития личности и преображения ее ценностных, практических идеалов и установок. Ни одно из социальных устройств, которое знало человечество, не было направлено на развитие личностного потенциала.

Напротив, социумы разных эпох оказывали давление на личность, трансформировали ее, не позволяли развиться лучшим задаткам человека. Поэтому, считают неофрейдисты, через исцеление индивида может и должно произойти оздоровление всего общества. В 1933 г. Фромм эмигрировал в США. В Америке Фромм сделал чрезвычайно много для развития философии, психологии, антропологии, истории и социологии религии.

Фромм эмигрировал в США. В Америке Фромм сделал чрезвычайно много для развития философии, психологии, антропологии, истории и социологии религии. Называя свое учение "гуманистическим психоанализом", Фромм отошел от биологизма Фрейда в стремлении выяснить механизм связи между психикой индивида и социальной структурой общества. Он выдвинул проект создания, в частности в США, гармонического, "здорового" общества на основе психоаналитической "социальной и индивидуальной терапии". Работа "Величие и ограниченность теории Фрейда" во многом посвящена размежеванию с основоположником фрейдизма. Фромм размышляет о том, как контекст культуры воздействует на мышление исследователя. Мы знаем сегодня, что философ не свободен в своем творчестве.

Капиталистическая экономическая система , по Фромму, руководствуется в своем развитии не подлинными интересами человека, а собственными системными потребностями. В результате социально-экономические условия капитализма формируют адаптированного к ним индивида - эгоистичного, себялюбивого и алчного. Согласно Фромму, черты характера человека, порожденного социо-экономической системой капитализма, являются патогенными и в результате формируют больную личность, а следовательно, и больное общество. Фромм утверждает, что единственным способом избежать глобальной катастрофы является гуманистическая переориентация направленности развития человека и общества. Проблему реализации гуманистических альтернатив Фромм связывает с необходимостью глубоких изменений в человеческом характере. Данный способ существования формируется как результат социальной репрессивности по отношению сначала к ребенку, а затем ко взрослому человеку. В ходе индивидуального развития истинные желания и интересы человека, его личная воля замещаются теми, которые навязаны принятыми в обществе стандартами мыслей и чувств. При установке на обладание счастье состоит в ощущении превосходства над другими, во власти, в способности применять насилие. Фромм полагает, что усилению ориентации на обладание способствуют язык, создающий иллюзию постоянства объектов, и биологически обусловленное желание жить, порождающее потребность в суррогатах бессмертия - славе и передаваемой по наследству собственности. Обе эти потенциальные возможности живут в каждом человеке; доминирование одной из них зависит от социальной структуры, ее ценностей и норм. Их возникновение связано с утратой способности действовать под влиянием инстинктов и наличием разума, самосознания и воображения. Специфика человеческого существования порождает потребность в формировании картины мира и места в нем индивида, а также в позволяющем интегрировать усилия в определенном направлении объекте поклонения. При этом глубинные мотивации поведения нередко не соответствуют декларируемым ценностям, и сам индивид даже не осознает, что же реально является объектом его личного поклонения.

Иметь или быть?

С другой стороны, если человек ничем не обладает, то он как бы аннигилирует, превращается в ничто. Под обладанием здесь имеется в виду всё — знание, культура, материальные блага, общение. Такого необладания и представить трудно. Человек всегда чем-то обладает. Поэтому дилемма — «быть или иметь», с моей точки зрения, — псевдодилемма и лучше от нее отказаться. Продолжение на ЛитРес.

В рассказе присутствует тонка психология, отличная идея и весьма нестандартная, невероятная ситуация. Невольно проживаешь книгу — то исчезаешь полностью в ней, то возобновляешься, находя параллели и собственное основание, и неожиданно для себя растешь душой.

Увлекательно, порой смешно, весьма трогательно, дает возможность задуматься о себе, навевая воспоминания из жизни.

Часто в таких племенах нет постоянного авторитета, в конкретных ситуациях эту позицию занимает человек, наиболее пригодный для разрешения назревших проблем: для руководства в условиях войны нужны одни качества личности, для умиротворения споров — другие, а отправление религиозных обрядов предполагает совсем иные качества. Если лидер утрачивает свойство, на которое опирался его авторитет, то он перестает быть лидером В нашем обществе укоренилось такой аксиомный тезис, что любой человек, имеющий социальный статус, является носителем непререкаемого авторитета, что делает его мысли, поступки и все остальное априори безошибочным. Столько людей его признали, так что это, по мнению обывателей, может служить доказательством надежности такого человека.

А если у него отнять этот самый авторитет? Если в профессии, которая позволила ему завоевать любовь аудитории, он уже не сможет также хорошо разбираться? Получается, он уже не авторитет? То есть, учитывая один его навык, вы захотели слушаться его советов во всем, а как только эта отличительная черта исчезла, вы начали его игнорировать. Самое странное в этом - он был экспертом, например, в музыке, но вы обращали внимание не только на это, а на все его советы: в житейской мудрости, в политике, в отношениях и так далее.

Возможно, его рекомендации в музыкальной сфере были достойны внимания, но вы тем временем наделили его авторитетом во всем. Так почему же, когда он уже не актуален уже в музыке, вы перестали слушать его советы не только в музыке, но и в остальных аспектах? Они же вроде не изменились. Ответ, скорее всего, вы найдете ниже: Экзистенциальный ориентированный на бытие авторитет опирается не только на способности выполнять определенные социальные функции, а в равной мере и на личностные качества человека, который достиг высокой степени личного совершенства. Такой человек излучает свой авторитет; ему нет нужды применять угрозы, приказания или подкуп; просто речь идет о высоко развитой индивидуальности, которая уже самим своим существованием демонстрирует превосходство и показывает, каким может быть человек, вне зависимости от того, что он говорит или делает.

Таким авторитетом в истории отличались величайшие мыслители учителя , но нередко примеры можно встретить и среди простых людей разного уровня образования и культуры Человек с экзистенциональным авторитетом никогда не стремится к тому, чтобы его уважали, восхищались им, подражали ему. Его нельзя уличить в механической деятельности, он не занимается начетничеством, лицемерием для получения выгоды, поэтому ко всему подходит с осознанным восприятием действительности. Поговорив с ним, мы поймем, что хотим узнать его поближе, наблюдать за ним, оценивать мотивацию каждого его поступка, тем временем не понимая, почему нам так интересен такой человек. Вы встречали таких людей? Если нет, то не вините себя: встретить их крайне сложно в наше время.

В модусе обладания вера — это наличие готового решения, для которого нет рационального доказательства. В этом случае вера состоит из формул, которые созданы другими обычно бюрократией и которые принимаются всеми остальными, кто подчиняется этой бюрократии. Вера формирует у человека чувство надежности на базе реальной или воображаемой власти бюрократии. Вера — это входной билет, который дает человеку право на принадлежность к большой группе людей, этот билет освобождает человека от трудной задачи самостоятельного принятия решений. Он чувствует теперь, что причислен к сообществу beati possidentes — счастливых обладателей истинной веры.

Человеку обладательного типа вера дает ощущение прочности: ему кажется, что он транслирует абсолютные и неколебимые истины, которым следует верить уже потому, что нерушима власть тех, кто эту веру защищает. А кто захочет добровольно расстаться с такой уверенностью, которая от тебя почти ничего не требует, разве что отказаться от собственной независимости? Удобно, когда множество людей верят в одно и то же - это доказывает, что твоя религия является истинной Ведь не могут столько людей ошибаться, верно? В случае «экзистенциальной» веры мы имеем дело с совершенно иным феноменом. Может ли человек жить без веры?

Может ли младенец «не верить в материнскую грудь»? Должны ли мы верить нашим согражданам, тем, кого мы любим, самим себе?

По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.

Эрих Фромм «Иметь или быть?»

В своей работе «Иметь или быть?» Фромм очень ясно и подробно исследует причины формирования отношений по принципу «Ты мне – я тебе» и наглядно демонстрирует, к чему это в конечном итоге приводит. Эрих Фромм. Иметь или быть? Путь к деянию в бытии. Мужчина не имеет эрекцию как какую-то собственность или постоянное качество (хотя можно лишь догадываться, сколько мужчин хотели бы, чтобы это было так). Половой член находится в состоянии эрекции до тех пор, пока мужчина испытывает возбуждение и желание. На этой странице вы можете прочитать онлайн книгу «Иметь или быть?», автора Эриха Фромма. Данная книга имеет возрастное ограничение 16+, относится к жанрам: «Зарубежная психология», «Классики психологии». страница 1 текста книги: еньше ты внешне демонстрируешь свою жизнь, тем больше ты имеешь, тем значительнее твоя подлинная, внутренняя жизнь. Карл МарксСерия «Новая философия» Erich Fromm HABEN ODER SEIN? Перевод с немецкого Э. Получать или созерцать? Отбирать, разрушать или усиливать и раскрывать? Эрих Фромм размышляет над одним из базовых вопросов философии иметь или быть.

«Иметь или быть»: прости нас, Эрих Фромм, мы все потеряли?

Называя свое учение "гуманистическим психоанализом", Фромм отошел от биологизма Фрейда в стремлении выяснить механизм связи между психикой индивида и социальной структурой общества. Он выдвинул проект создания, в частности в США, гармонического, "здорового" общества на основе психоаналитической "социальной и индивидуальной терапии". Работа "Величие и ограниченность теории Фрейда" во многом посвящена размежеванию с основоположником фрейдизма. Фромм размышляет о том, как контекст культуры воздействует на мышление исследователя. Мы знаем сегодня, что философ не свободен в своем творчестве. На характер его концепции влияют те мировоззренческие схемы, которые господствуют в обществе.

Исследователь не может выпрыгнуть из своей культуры.

Экономический прогресс не гарантирует ни счастья, ни богатства Куда бы мы ни посмотрели, еще один продукт обещает улучшить нашу жизнь: новый автомобиль, чтобы мы чувствовали себя успешными, телефон, чтобы помочь справиться с нашими обязанностями. Но если лучшая жизнь легкодоступна, почему так много людей подавлены, одиноки, разочарованы и недовольны? Вопреки тому, что мы часто слышим, в жизни есть нечто большее, чем необузданное потребление. В действительности, «погоня за счастьем» породила в людях западной цивилизации невероятный уровень тревожности, депрессии и пагубных привычек. Стремление конкурировать и сравнивать себя с другими изолирует многих из нас, убеждая в том, что нужно быть лучше и иметь больше.

По иронии судьбы, пока нашей главной целью является накопление, мы никогда не накопим достаточно и будем становиться все более и более неудовлетворенными. Но последствия безудержного потребления оказывают влияние не только на отдельного человека — есть и социальные последствия. И одно из них — это концентрация богатств в руках небольшой группы людей. Поскольку наша капиталистическая система «каждый сам за себя» вознаграждает эгоизм и жадность, такие вещи, как солидарность, совместное использование и удовлетворенность, обесцениваются. Со временем это увеличивает неравенство между людьми разных экономических слоев и даже может привести к войнам. Исторически, жадность играла роль почти во всех международных войнах — от Индийской и Французской до Первой мировой.

Когда жадность управляет обществом, проигрывают все. Работодатели стремятся обмануть своих клиентов, уничтожить конкурентов и эксплуатировать работников. Итак, что же нам остается? Является ли коммунизм решением проблемы? Тем не менее, чтобы перестроить общество, которое уже не приносит пользы большинству, необходимы радикальные социальные и экономические изменения. В противном случае, цикл недовольства продолжится.

Глубоко и оригинально мыслящий человек оказывается перед необходимостью излагать новую идею языком своего времени. У каждого общества есть собственный социальный фильтр. Общество может оказаться не готовым к восприятию новых концепций. Жизненный опыт любого отдельно взятого сообщества обусловливает не только «логику», но в известной мере и содержание философской системы.

Фрейд продуцировал гениальные идеи. Его мышление было парадигмальным, т. Некоторые культурологи, например Л. Ионин, полагают, что в европейской истории можно выделить три радикальных революции в мышлении.

Первая революция — это коперникианский переворот в сознании. Благодаря открытию Коперника стало ясно, что человек вовсе не является центром мироздания. Огромные безмерные пространства космоса совершенно равнодушны к чувствованиям и переживаниям человека, ибо он затерян в космических глубинах. Разумеется, это эксклюзивное открытие.

Оно решительно меняет человеческие представления и влечет за собой переоценку всех ценностей. Другое радикальное открытие принадлежит Фрейду. Многие столетия люди считали, что главный дар человека — это его сознание. Оно возвышает человека над природным царством и определяет человеческое поведение.

Фрейд разрушил это представление. Он показал, что разум — это всего лишь полоска света в глубинах человеческой психики.

В своем знаменитом произведении «Иметь или быть? Фромм задается фундаментальным вопросом: что действительно важно — обладание материальными благами или искреннее яркое осознанное бытие? Книга является одним из наиболее значимых произведений Эриха Фромма, мирового авторитета в области психологии, философии и социологии.

Анализ книги Э. Фромма «Иметь или быть

«Иметь или быть?» Эрих Фромм читать онлайн книгу без регистрации и бесплатно можно у нас на сайте Lifeinbooks. В работе «Быть или иметь» Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации человеком своей внутренней природы: способ «быть» и способ «иметь». Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону, на укорененность в обществе. обладание и бытие. Вы узнаете о главных идеях и примерах из книги, а также о мнении критиков и читателей. Читать бесплатно текст книги "Иметь или быть?" автора Эрих Фромм (1-ая страница книги):: Бесплатные книги в электронном варианте. обладание и бытие. Вы узнаете о главных идеях и примерах из книги, а также о мнении критиков и читателей.

Эрих Фромм - Иметь или быть?

Эрих Фромм (1900–1980) — немецко-американский философ, психолог и социолог, основоположник неофрейдизма. В работе «Быть или иметь» Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации человеком своей внутренней природы: способ «быть» и способ «иметь». Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону, на укорененность в обществе. Название данной книги почти совпадает с названием двух ранее вышедших книг: "Быть и иметь" Габриеля Марселя и "Обладание и бытие" Бальтазара Штеелина.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий