Какие меры предпринимались в ссср в ходе реформы сельского хозяйства начатой в марте 1965 года

Основные положения реформ в промышленности и сельском хозяйстве во второй половине 1960-х гг. в СССР включали в себя: • Расширение использования научно-технического прогресса, включая автоматизацию и компьютеризацию производственных пр. Основные причины проведения Аграрной реформы 1965 года заключались в следующем: необходимость повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Причинами проведения аграрной реформы 1965 года были несколько факторов. Во-первых, сельское хозяйство СССР испытывало серьезные трудности в достижении высокой производительности из-за коллективизации, введенной в 1920-е годы. 1985 г. – попытка интегрировать сельское хозяйства в промышленное производство в СССР вылилась в уничтожение деревни. Промышленный подход к сельскому хозяйству требовал концентрации работников и создания для них условий, подобных городским. Экономические реформы, начатые в сентябре 1965 г. связывают с именем председателя Совета Министров СССР с 1964-1980 гг. Алексея Николаевича Косыгина.

Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере сельского хозяйства

Были внедрены новые методы планирования, такие как целевое планирование и бюджетирование. Также были проведены меры по децентрализации управления и повышению ответственности предприятий за свои результаты. Сокращение военных расходов: Военные расходы были одной из основных причин экономических проблем в СССР. В рамках реформы были предприняты меры по сокращению военных расходов и перераспределению ресурсов на гражданские нужды. Это позволило освободить средства для развития экономики и улучшения жизненного уровня населения. В целом, основные цели и задачи экономической реформы в 1960-х годах были направлены на повышение эффективности и конкурентоспособности советской экономики, улучшение жизненного уровня населения и развитие науки и технологий. Основные меры и инструменты экономической реформы Основные меры и инструменты экономической реформы в 1960-х годах включали: Увеличение инвестиций в промышленность и сельское хозяйство: Для стимулирования экономического роста и развития, было принято решение увеличить инвестиции в промышленность и сельское хозяйство. Это включало строительство новых предприятий, модернизацию существующих, а также увеличение объемов производства и улучшение качества продукции.

Расширение использования научно-технического прогресса: Для повышения эффективности производства и конкурентоспособности, было принято решение активно использовать научно-технический прогресс. Это включало внедрение новых технологий, автоматизацию производства, развитие научных исследований и инноваций. Реформа централизованного планирования: Для более гибкого и эффективного управления экономикой, была проведена реформа централизованного планирования. Это включало децентрализацию принятия экономических решений, большую самостоятельность предприятий и организаций, а также более гибкую систему планирования и контроля. Развитие внешнеэкономических связей: Для улучшения экономической ситуации и разнообразия товаров и услуг, было принято решение развивать внешнеэкономические связи. Это включало увеличение экспорта и импорта, привлечение иностранных инвестиций, развитие туризма и культурного обмена. Улучшение условий труда и социальной защиты: Для повышения жизненного уровня населения и улучшения условий труда, было принято решение улучшить социальную защиту работников.

Это включало увеличение заработной платы, сокращение рабочего времени, улучшение условий труда и обеспечение социальных льгот. В целом, эти меры и инструменты экономической реформы в 1960-х годах были направлены на повышение эффективности и конкурентоспособности советской экономики, улучшение жизненного уровня населения и развитие науки и технологий. Результаты и последствия экономической реформы Увеличение производительности труда: Одним из основных результатов экономической реформы было увеличение производительности труда. Благодаря внедрению новых технологий, автоматизации производства и повышению квалификации рабочих, удалось значительно увеличить объемы производства и сократить затраты на производство товаров и услуг. Увеличение производительности труда и внедрение новых технологий позволили увеличить объемы производства и улучшить качество товаров. Это привело к увеличению экспорта и укреплению позиций СССР на мировом рынке. Улучшение жизненного уровня населения: Благодаря росту экономики и увеличению производительности труда, жизненный уровень населения в СССР значительно улучшился.

Заработная плата работников была увеличена, рабочее время сокращено, а условия труда стали более комфортными.

Богатые крестьяне стали буржуазией и начали активно развивать свои предприятия, в то время как бедные крестьяне оказались в неудержимом долговом рабстве. В целом, аграрная реформа 1965 года оказала значительное влияние на развитие сельского хозяйства в СССР. Она привела к большей самостоятельности крестьян, улучшению продуктивности труда и общему улучшению условий жизни в сельской местности. Однако, проблемы и неравенства, вызванные реформой, привели к тому, что основные проблемы сельского хозяйства так и остались нерешенными. Причины аграрной реформы Аграрная реформа 1965 года была проведена в СССР с целью улучшения эффективности сельского хозяйства и повышения уровня жизни крестьян. Её причины можно выделить следующим образом: Необходимость повышения продуктивности сельского хозяйства. В начале 1960-х годов производство сельскохозяйственной продукции в СССР снизилось, а возрос спрос на продукты питания, в связи с чем стала ощущаться проблема обеспечения населения пищей. Аграрная реформа предполагала повышение эффективности сельскохозяйственного производства и увеличение объемов производства продуктов питания.

Крестьянский вопрос. В СССР на тот момент крестьянская община колхоз или совхоз становилась все менее способной выполнять свои обязательства перед государством в сфере производства продуктов питания. Крестьяне были одной из самых многочисленных и социально активных групп населения и их проблемы стали всё более острой.

Однако, уже в самом начале реформ Косыгин сталкивался с противодействием ряда членов Политбюро его начинаниям. Многие современники свидетельствуют о том, что «косыгинские» реформы были свернуты во многом из-за того, что Брежнев ревниво относился к Косыгину и постепенно лишал его все больше и больше реальных рычагов управления экономикой.

Но реформы Косыгина буксовали не только из-за интриг в верхних эшелонах власти. Им активно сопротивлялись многие министерства, что было связано с нежеланием работать в новых условиях. Несмотря на заложенные в ней внутренние противоречия, реформа 1965 г. Но, затем, в 1972-1973 гг. К середине 70-х гг.

Последующие попытки структурных перестроек в экономике тоже оказались недейственными: это и создание с начала 70-х гг. Накапливались противоречия и в социальной сфере. Уровень благосостояния народа падал. Нарастала трудовая апатия, многочисленные трудовые почины и разные формы соцсоревнования при отсутствии стимулов превращались в кратковременные, связанные с очередным юбилеем, кампании и показуху. В целом проблемы нарастали быстрее, чем решались.

В этой связи под реформаторские преобразования подводилась теоретическая база, смысл которой состоял в признании товарной природы социалистического производства. Реформа объявила предприятия основным звеном социалистической экономики. Усиление самостоятельности означало существенное сокращение централизованно спускаемых плановых показателей. Адресное директивное планирование не устранялось, но ограничивалось всего несколькими показателями вместо 30-9 , среди которых были объем реализации продукции, фонд заработной платы, прибыль рентабельность. Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, т. Предприятия получили небывалую свободу: они могли самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливать величину средней заработной платы. Все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей.

И, наконец, реформа закладывала идею перевода всех предприятий на полный хозяйственный расчет. Это предполагало управление предприятиями посредством экономических стимулов. Для предприятий устанавливались долговременные экономические нормативы и налоговые платежи, определяющие взаимоотношения с госбюджетом: плата за фонды, рентные платежи, нормативы формирования фондов развития и экономического стимулирования. Личные стимулы тесно увязались с итогами работы всего предприятия. Согласно принципам экономической реформы, часть прибыли предприятий должна была оставаться в полном распоряжении самих производителей. Реформа 1965г. По традиции, сложившейся при подведении итогов восьмой пятилетки 1966-1970 , преобладает мнение, что полученные тогда результаты весьма значительны и эффективны.

Действительно, вторая половина 60-х гг. Выгодно отличалась от 1961-1965гг. Произошли заметные изменения и в системе ценообразования: оптовые цены стали более объективно отражать реальные производные затраты и предприятия уже могли получать прибыль от реализации своей продукции. В ходе хозяйственной реформы были пересмотрены явно устаревшие оптовые цены 1955 года в сторону их повышения. В результате этого в 1968 году почти все отрасли промышленности стали рентабельными. Из этой прибыли предприятия должны были вносить в бюджет плату за производственные фонды, фиксированные рентные платежи, а также могли образовывать свои поощрительные фонды. Это означало, что цены на продукцию всех предприятий должны быть достаточно высоки, чтобы обеспечить образование трех поощрительных фондов по утвержденным сверху нормативам, внесение в бюджет платы за основные фонды и оборотные средства, финансирование капитальных вложений на предприятии в соответствии с централизованным планом.

Последнее означало, что если Госплан наметил на год 10 млн. Идея самофинансирования провозглашалась уже тогда, но только это было не самофинансирование, а финансирование за счет средств потребителя, приобретающего продукцию по завышенным ценам в условиях дефицита и диктата поставщика монополизма производителя. С тех пор ценообразование прочно встало на путь подгонки цен под распределение денежных средств между сферами народного хозяйства, его отраслями, предприятиями и даже внутри предприятия на три поощрительных фонда. И все же, несмотря на недостатки, реформа 1965-1967 гг. Пожалуй, ее можно советская экономика со времен нэпа. Причин того, что реформа не была доведена дорассматривать как крупнейшую, целостную реформу, которую не знала конца было несколько. Прежде всего, даже небольшое расширение самостоятельности позволило предприятиям занижать плановые задания, выбирать для себя более легкие варианты решений.

В итоге начался опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда. Кроме того, реформам противостояли реальные силы: старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление. Попытка изменить принудительную мотивацию труда на материальную недвусмысленно показала, что это ведет к немедленному разрушению всей плановой системы, и от этой идеи отказались. Реформа была обречена и по другой причине. Преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах. Многочисленные противоречия реформы можно было устранять, постепенно продвигаясь к рынку. Однако это было невозможно по политико-идеологическим причинам.

Даже «прогрессист», «технократ» Косыгин был противником рынка и выступал лишь за отдельные элементы отношений, за усиление роли экономических регуляторов в социалистической,т. Косыгину противостоял Брежнев, который вообще не был сторонником сколько-нибудь серьезных реформ. К тому же советскую элиту напугала эскалация американской интервенции во Вьетнаме, а также «пражская весна» 1968 г. Попытки чехословацкой компартии придать социализму «второе дыхание», в том числе с помощью рыночных механизмов, привели в конечном счете к советскому вторжению в ЧССР. В итоге экономическая реформа в СССР стала свертываться, начался возврат к детальному планированию и оперативному управлению предприятиями со стороны министерств и ведомств. В 1965 г. Закупочные цены на сельскохозяиственную продукцию оставались ниже стоимости.

После их повышения в 50-х гг. Продавая продукцию государству, хозяйства терпели убытки. К тому же передовые хозяйства обычно получали дополнительные задания - они должны были сдавать продукцию и за отстающих, за тех, кто не мог выполнить план по сдаче продукции государству. Поэтому увеличение производства было невыгодно - соответственно увеличивались убытки. Поэтому в 1965 г. Было решено изменить порядок государственных закупок. Закупочные цены были снова повышены с таким расчетом, чтобы довести их до уровня стоимости, чтобы колхозы не терпели убытков при продаже продукции государству.

Розничные цены при. Объем обязательных закупок был уменьшен и было объявлено, что он останется неизменным до 1970 г. Предполагалось, что хозяйствам будет выгодно сдавать государству продукцию сверх плана. Второй отмеченной тогда причиной отставания сельского хозяйства был его низкий технический уровень. Были полностью механизированы вспашка, сев, уборка и молотьба зерновых, но почти все работы по производству технических культур, картофеля, овощей, почти все работы в животноводстве остались ручными. Особенно отставали те направления технического прогресса, которые обеспечивали интенсификацию: производство удобрений, мелиорация, селекция. Ведь механизация не повышает урожайность, она лишь сокращает затраты труда.

Реформа в сельском хозяйстве 1966-1967 гг.

Трудности также были вызваны и тем, что объединение большинства хозяйств проходило до конца хозяйственного года, в связи с чем нелегко было решить вопрос с распределением доходов, иногда довольно разных по своей экономической силе колхозов. Однако это был объективный модернизационный процесс. Нехватка средств не позволила реализовать хорошую идею должным образом. В целом за послевоенный период была проведена значительная работа по совершенствованию организации труда в колхозах. В сложных условиях 50-х гг. Проведение в жизнь мероприятий по перестройке системы управления народным хозяйством, уяснению глубины и характера предстоящих преобразований требовали определенной подготовительной работы. В целом в этот период проблема наращивания экономического потенциала решалась экстенсивным путем - вовлечением в оборот новых резервов.

Таким резервом для сельского хозяйства стала целина. На февральском - мартовском 1954 г. Ставилась задача расширения посевов зерновых за счет освоения этих земель на 13 миллионах гектаров. Но уже в 1956 году ЦК КПСС принял решение довести посевы зерновых на новых землях не менее чем до 28 - 30 миллионов гектаров. Обосновывая это решение, Н. Хрущев подчеркивал, что освоение целинных и залежных земель является «наиболее доступным и быстрым источником увеличения производства зерна».

Политика укрупнения сельскохозяйственных артелей привела к тому, что в сельской местности наблюдался отток трудовых ресурсов, поэтому объявление об освоении целинных и залежных земель способствовало изъятию свободных рук. Молодые с энтузиазмом встретили новую кампанию советского правительства. Отправка трудовых резервов на освоение целинных и залежных земель Казахстана решила важную социальную проблему трудоустройства молодежи, а идеологизация этой акции вселяла в молодежь веру собственной причастности к важнейшему событию современности. Первый поезд с кубанской молодежью, уезжавший на освоение целинных земель Алтайского края, отправился с Краснодарского вокзала 28 февраля 1954 г. Газеты запечатлели это событие так: «Перрон залит ярким светом прожекторов. Не умолкая, гремят оркестры.

Несколько тысяч человек собралось на проводы молодежи. Звучат веселые песни. У одного из вагонов усть-лабинцы организовали танцы. В 9 часов 45 минут поезд с первым отрядом комсомольцев и молодежи Кубани трогается в далекий путь». Им предстояла долгая дорога в Барнаул, где кубанцев снабдили полушубками и валенками и отправили поездом дальше, в Рубцовск, откуда уже на тракторах доставили в «неприветливую алтайскую степь», к месту будущих целинных поселков. В это время в горкомах и райкомах комсомола края лежало уже свыше семи тысяч заявлений от добровольцев.

О вкладе молодежи Кубани в освоение целинных и залежных земель рассказывает протокол заседания бюро краснодарского крайкома ВЛКСМ. В документе говорится, что в 1954 - 1955 гг. За счет молодежи укомплектовано 8 новых совхозов. В 1955 г. В 1956 г. В 1954 -1956 гг.

Помимо активного участия в освоении новых земель Сибири и Казахстана, комсомольские организации края ввели на Кубани в сельхозоборот 51 105 гектаров ранее не использованных земель. А в Ставропольском крае в 1955 г. Не обеспеченный производственной, да и социальной инфраструктурой, марш-бросок на целинные земли отвлек в те годы значительные ресурсы от укрепления как зернового, так и сельского хозяйства в целом в других районах страны, в том числе и на Юге России. Это привело к росту общих потерь урожая зерновых до 30 - 40 миллионов в год. То есть в 1,5-2 раза больше того, что давали стране собственно целинные земли. Целина стала символом молодежи 1950-х, невзирая на все трудности и просчеты этой кампании.

Она открыла эстафету комсомольских ударных строек. Только в 1956 - 1957 гг. Одним из моментов модернизации в сельскохозяйственном производстве в 1958 г. Так, колхозам Ставрополья были проданы все тракторы - 3999 гусеничных и 3223 колесных, 3679 комбайнов, много другой сложной техники. Из МТС и РТС на работу в колхозы перешли 15 833 человека, из них около 4 тысяч механизаторов и специалистов сельского хозяйства. При этом в каждом районе, за исключением г.

Кисловодска, Каспийского района, г.

Быстровой и Г. Рябова, которые пишут, будто бы «в 1989 г. Чтобы понять нелепость этих цифр, достаточно отметить, что в 1989 г. Невозможно согласиться и с Д.

Волкогоновым, который без всяких доказательств писал: «Из каждого рубля государственного бюджета разумеется, официально опубликованного на военные нужды шло около 70 копеек». Такого не было даже в годы Великой Отечественной войны. Более скромный характер имели данные, введенные в свое время в оборот ЦРУ. Оригинальное объяснение дает Е. По его мнению, административно-командная система могла успешно развиваться, пока город жил за счет деревни.

Исчерпание этого резерва имело своим следствием замедление темпов развития промышленного производства. Отмеченный фактор действительно оказывал влияние на развитие советской экономики это касается и материальных, и трудовых ресурсов. Но в свое время с такой же проблемой сталкивались все страны, осуществлявшие переход от аграрной экономики к индустриальной. Почему же в них сокращение удельного веса аграрного сектора не повлекло за собою замедления темпов развития промышленности? По мнению В.

Попова, плановая экономика способна дать эффект только в момент создания производственных мощностей, затем наступает период физического и морального старения основных фондов, возникает необходимость их обновления. В рамках рыночной экономики это происходит в результате гибели одних, перестройки других и возникновении третьих предприятий. Плановая экономика с государственной собственностью на это неспособна. Поэтому происходит падение темпов развития, снижение фондоотдачи и как следствие этого — гибель всей экономики. В этой концепции тоже есть рациональное зерно.

Но она не объясняет главного: почему в 20 — 30-е годы административно-командная система смогла мобилизовать свои возможности для создания промышленности, а в 60 — 70-е годы оказалась неспособна подобным же волевым способом произвести ее модернизацию? Широко распространено мнение, что главная причина всех неудач в советской экономике кроется в том, что реформа 1965 г. Согласно этому мнению, после «пражской весны» руководство КПСС отказалось от начатых им перемен. Более того, выступая на нем, Л. Брежнев специально отмечал, что в 1969 г.

В свою очередь, существует мнение, что главная причина замедления темпов экономического развития нашей страны, а затем и охватившего ее кризиса заключалась в том, что еще в 50-е годы началось демонтирование командной системы, в результате чего возникла разбалансированность экономики, чему еще более способствовала реформа 1965 г. Характеризуя эту реформу, В. Селюнин и Г. Ханин пишут: «Оптовые цены на продукцию по-прежнему устанавливались в директивном порядке. Между тем предприятия стали работать от прибыли.

А ее можно получить как за счет снижения себестоимости, так и путем завышения цен. Добавочный стимул к такому завышению сработал безотказно: неучтенный, скрытый рост оптовых цен, к примеру, на продукцию машиностроения достиг в пореформенной пятилетке 33 против 18 процентов в предшествующем пятилетии… В итоге реформа скорее разладила старый хозяйственный механизм, чем создала новый». Необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство. Нацелив предприятия на то, чтобы они работали от прибыли, авторы реформы оставили открытым вопрос: а что делать с убыточными предприятиями? Поскольку объявление их банкротами исключалось, государство вынуждено было брать на себя их поддержание.

Это достигалось двумя путями: за счет ежегодно устанавливаемых нормативов отчисления прибыли и дотаций из бюджета. С помощью этого государство изымало часть прибыли, получаемой рентабельными предприятиями, в пользу нерентабельных, что лишало «экономическую реформу» смысла. Наконец, нельзя не учитывать, что именно реформа 1965 г. Прежде всего, это касается приписок. В свое время особую известность получили приписки хлопка в Узбекистане.

Но они существовали во всех «хлопковых республиках». Получили они распространение и в других отраслях сельского хозяйства, а также в строительстве, в промышленности, на транспорте, в сфере услуг и культуры. Как отмечал в 1986 г. Кононов, приписки «стали прозой жизни, их обнаруживали четыре из пяти проверок». Невзоров, — но приписывают всюду».

Некоторое представление о динамике приписок дает хлопковая афера. Сделанная попытка определить общий объем приписок, в том числе за счет искусственного завышения цен, позволяет утверждать, что к 1988 г. Наряду с приписками получило распространение такое явление, как сокрытие экономических ресурсов и связанное с этим развитие теневого производства. В 1988 г. Виноградова «Проверка из космоса», из которой явствовало, что в помощью космической съемки на просторах Советского Союза удалось обнаружить «наличие объектов поля, вырубки и т.

Причем в некоторых из них «сокрытие посевов от учета стало… повсеместным явлением ». Если к этому добавить скрытое производство, связанное со строительством, ремонтом жилья, самогоноварением и т. Часть этой продукции потреблялась внутри самих хозяйств, другая поступала на «черный рынок». Чаще всего «черный рынок» отождествляется со спекуляцией. По оценкам Всесоюзного института по изучению спроса населения на товары народного потребления и коньюктуры торговли, в 80-е годы только спекулятивная прибыль от «покупки одежды, обуви и других предметов гардероба» составляла 4,0—4,5 млрд.

Между тем, по данным упомянутого института, на «черном рынке» обращались и другие товары. Эти три вида товаров дают еще около 8 млрд. Кроме этого, на «черный рынок» поступали продовольственные, в том числе сельскохозяйственные продукты, алкогольные напитки, наркотики и некоторые другие товары. Здесь же реализовалась продукция теневого производства. К этому нужно добавить торговлю иностранной валютой.

Осуществление мер по реализации аграрной политики, несмотря на трудности, вызванные неблагоприятными условиями, обеспечило увеличение среднегодового валового производства сельхоз продукции в X пятилетке до 123,9 млрд. Увеличилось производство зерна, среднегодовой валовой сбор возрос с 130,3 млн. Производство мяса выросло с 9,3 млн. Повышение закупочных цен, резкое финансирование села положительно сказалось на результатах хозяйственной деятельности колхозов и совхозов, окрепла их экономика. Улучшились результаты работы и других отраслей АПК, возросли темпы производства продовольствия. Но достигнутые темпы явно были недостаточными. Потребление продуктов питания на душу населения практически не увеличилось. Требовался решительный перелом , но его не происходило[13, С. В 1986-1988 гг.

Например таких как : «Об основных направления экономического и социального развития СССР на 1986- 1990 гг. В марте 1989 г. Поставил задачу осуществить коренные социально-экономические преобразования в деревне, вывести на современный уровень сельскохозяйственное производство, сферу хранения и переработки продукции. Через внутреннюю перестройку колхозов и совхозов на основе аренды, создание кооперативов раскрыть их огромный потенциал. Необходимо было осуществить в самые короткие сроки коренную модернизацию всей перерабатывающей промышленности, улучшение системы хранения и переработки продуктов сельского хозяйства. В областях, где население серьезно занималось личным подсобным хозяйством, происходили позитивные процессы в решении проблемы продовольственного снабжения, но этого было мало. Литература: 1. История коммунистической партии советского союза. С 780 2.

Боффа Дж. Народное хозяйство СССР. Милосердов В. Аграрная политика и проблемы развития АПК. Справочник партийного работника.

Итак, преобразования в сельском хозяйстве, в отличие от промышленности, частично напоминали аналогичные меры 1953-1954 гг. Чтобы улучшить ситуацию в сельском хозяйстве в 1965 г. Закупочные цены на сельхозпродукцию были ниже себестоимости. После того, как они были повышены в 50-х гг.

Когда хозяйства продавали произведенную ими продукцию государству, они терпели убытки. При этом, существовала практика, что передовым хозяйствам увеличивали план, чтобы они сдавали продукцию за отстающие хозяйства, которые не могли выполнить свой план по сдаче продукции. Вследствие этого хозяйствам было не выгодно увеличивать производство, потому что росли убытки. В связи с этим в 1965 г. Вновь повысили закупочные цены, так чтобы приравнять их к себестоимости. Это было сделано для того, чтобы хозяйства при сдаче продукции государству не терпели убытков. При этом цены розничной продажи оставались прежними, а разница покрывалась их госбюджета. Обязательные закупки стали меньше и объявили, что их объем останется неизменным до 1970 г. Считалось, что хозяйствам станет выгодно сдавать продукцию сверх плана государству.

В итоге, за 1965-1977 гг. Второй выявленной в это время причиной отставания аграрного производства был низкий технический уровень. Хотя почти все работы связанные с зерновыми, такие как вспашка, сев, уборка и молотьба зерновых были полностью механизированы, однако большая часть работ по производству овощей, картофеля, технических культур, почти все работы в животноводстве выполнялись вручную. Сильно отставали те направления сельхозпроизводства, которые обеспечивали интенсификацию: селекция мелиорация, производство удобрений. Ведь, по сути, механизация не столько повышала урожайность, сколько экономила затраты труда. При этом в годы предыдущей семилетки в поля было вложено удобрений в 10 раз меньше, чем положено по нормам агротехники. В это же время поставили задачу комплексной механизации. Это значило что те работы, которые были ручными, необходимо тоже механизировать. Еще одним, выделенным в это время недостатком была слабая специализация сельского хозяйства.

Когда натуральные, а по сути, многоотраслевые крестьянские хозяйства соединяли в колхоз, выходило хозяйство колхоза имеющее много отраслей. Данная структура не подходила под принцип крупного товарного производства. Однако данная структура хозяйства была закреплена системой госзакупок: хозяйство должно было сдать государству конкретный набор продуктов - овощи, зерно, молоко, мясо и т. Кроме того, данный набор был практически однотипным для хозяйств разных природных зон.

Реформы Хрущёва в сельском хозяйстве и их эффективность

⇐ ПредыдущаяСтр 54 из 57Следующая ⇒. Экономическая реформа 1965 года в СССР — реформа планирования и управления народным хозяйством Советского Союза, осуществлённая в 1965—1970 годы. Экономическая реформа 1965 г.: цель, задачи и итоги. Введение реформы было связано с изменениями в органах власти страны. В конце 1964 года был насильно отправлен в отставку глава государства – Н. С. Хрущев, а его место занял Л. в. А. И. Шевельков. Попытки реформирования сельского хозяйства в СССР и россии. ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в. В 50—80-х гг. ХХ в. неоднократно предпринимались попытки выхода из нарастающего кризиса в сельском хозяйстве СССР. Кроме того, были увеличены объёмы финансирования сельского хозяйства. В конце 60-х годов начали проводиться меры по интенсификации сельского хозяйства. Более 50 предприятий республики начали производить сельскохозяйственную технику и запчасти. Все это вело к оживлению хозяйства. Однако власть по-прежнему делала главный акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, а также па увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов.

Экономическая реформа 1965 г., Косыгинская реформа в сельском хозяйстве 1966-1967 гг.

Как альтернатива реформе в среде интеллигенции радикального «технократического» направления рассматривались идеи академика В. Глушкова , с 1962 г. Решающим аргументом стало то, что Либерман издержки на проведение своей реформы оценил в стоимость бумаги, на которой будут напечатаны соответствующие указы, а первые результаты пообещал уже через считанные месяцы. Косыгин — самый «прижимистый» член Политбюро, умевший считать народную копейку, — выбрал реформу Либермана. Основные положения реформы Реализуемая после отстранения от власти Н. Хрущёва реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х — начала 60-х гг. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма.

Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства. Сокращалось количество директивных плановых показателей с 30 до 9-ти. Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий.

Причин этому было немало. Многие положения реформ выполнялись формально и не полностью. Реальное осуществление реформы отличалось от объявленной концепции, конечных целей. Свертывание политической демократизации так же привело к провалу экономических реформ. Это привело к «старению» кадров. Усилился контроль партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества. Для материального обеспечению была отлажена система льгот и привилегий. Началось сращивание его отдельных коррумпированных групп с «теневой экономикой». В области организационной структуры управления предусматривались упразднение совнархозов и организация на их базе государственных комитетов по отраслям, а также преобразование Госплана СССР со значительным расширением его прав и полномочии. Создание большего числа министерств затормозило обобществление производства, а отсутствие компетентного и авторитетного лидера привело к подмене централизма ведомственным монополизмом. Это препятствовало рациональному разделению труда между уровнями управления, порождало многочисленные «стыки», обезличку и безответственность. При Л. Брежневе была произведена попытка повысить жизненный уровень населения. Начался рост зарплат, началось массовое производство бытового пользования, личных автомобилей. Шло строительство жилья, увеличилось число дачных кооперативов, но этого было недостаточно. Усилился дефицит, «глагол достать заменил глагол купить» Товаров остро не хватало, расцвели коррупция и спекуляция. Особенно не хватало продуктов питания, жители провинций специально приезжали в более развитые города Москва-Киев-Ленинград за мясом и другими продуктами питания. Официальная пропаганда смягчила свои решения по отношению к деятелям искусства, творчество которых «ему не было понятно, а поэтому и признавалось классово чуждым и политическим вредным». В журнале «Коммунист» появились положительные оценки творчества прозаика В. Аксенова, поэта А. Вознесенского, кинорежиссера С. Параджанова и ряда художников. Произошел пересмотр некоторых идеологических принципов в отношении в верующих.

Косыги-на, который после смещения Хрущева занял должность Председателя Совета министров, на которой проработал 16 лет. В 1965 г. Эти реформы, с одной стороны, были призваны покончить с «хрущевскими» экспериментами с системой управления народным хозяйством, с другой - дать новые импульсы развитию экономики. Первая задача была выполнена успешно - взамен совнархозов снова вернули министерства. Успешно начали проводиться в жизнь и главные идеи «косыгинских реформ» в области планирования народного хозяйства. Смысл этих реформ заключался в том, чтобы «сменить военно-штабную систему с ее главным лозунгом «План любой ценой». Косыгин стремился вдохнуть новую жизнь в плановую социалистическую экономику комплексом взаимосвязанных между собой мероприятий. В основу планирования были заложены объемы только реализованной продукции, количество плановых показателей, спускаемых сверху и регламентировавших до мелочи каждый шаг предприятия, было снижено с 30 до 9 показателей, из отчислений от прибыли на предприятиях создавались фонды развития производства и материального поощрения, заводы и фабрики получили право самим реализовывать сверхплановую продукцию, устанавливать штатное расписание и сметы. В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян. В августе 1974 г. Косыгин подписал постановление Совмина, по которому крестьяне стали полноправными гражданами страны - на них распространили паспортную систему. Реформы дали благоприятные результаты в годы восьмой пятилетки 1965-1970 гг.

Предприятия наделялись элементами самостоятельности. Кроме того, что им оставляли часть доходов, предприятия получали право производить хозрасчет между собой. Увеличение премий работникам. Предприятия финансово мотивировали сотрудников увеличивать результаты. Это ключевые аспекты реформы. Даже глядя на них очевидно, что экономическая реформа 1965 года была достаточно ограничена. Тем не менее она очень скоро дала положительный результат. Но вместе с тем стало очевидно, что дальше улучшить эти показатели СССР не может. Более того экономика страны перешла к упадку, который лучше всего демонстрирует следующий график. Возникает вопрос — почему все ключевые показатели развития экономики после 1970 года пошли на спад? Тут все просто — число трудоспособного населения снижалось с каждым годом, добыча полезных ископаемых становилась все дороже, оборудование устаревало физически и морально, увеличивались расходы на оборону. Основная причина того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов заключается в том, что экономическая модель СССР себя изжила. В основе этой модели лежало отрицание всего нового. Поэтому локальные результаты были неплохими, но на длительном временном интервале — отрицательными. Почему экономические реформы 1965 г не дали ожидаемых результатов? Есть целый комплекс причины, из-за которых это произошло: Экономические основы изменены не были. Брежнев пытался поверхностными изменениями решить глобальные проблемы, но, увы, это невозможно. Противоречия в партии. Для решения глобальных задач должно быть единство, но его не было и каждый тянул одеяло в с вою сторону. Даже когда стало очевидно, что экономика СССР в очень плачевном положении, все равно речь была примерно такой — как-нибудь проживем, главное не трогать постулаты социализма и партийной гегемонии. Предприятия наделили элементами самостоятельности, но зачастую их самостоятельные решения шли в противоречие с мнением Министерств. Одной из причин было то, что в СССР существовало строилось большое количество гигантских заводов. В результате они имели монопольное положение в стране. В следствии же того, что предприятиям давались экономические послабления, страдало качество продукции в виду отсутствия конкуренции. В ответ на это правительство ужесточило нормы проверки качества продукции. На первый взгляд это шаг абсолютно правильный, но на практике он привел к тому, что продукция подорожала, а также наступил ее дефицит. В итоге реформа развивалась, но результатов положительных не было. Более того ежегодно все большее число товаров привозились из заграницы, поскольку промышленность СССР не могла обеспечить граждан всем необходимым. Ведь не решалась одна из главных проблем — недостаток продукции массового потребления. Вот, что по этому поводу писал А. Многие члены Политбюро искренне убеждены, что монопольные предприятия, гигантские стройки и тяжелая промышленность требуют неоправданных затрат, в то время, как предприятия, работающие на массовое потребление, оказываются в изоляции. Причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970-х — начале 1980-х гг Причины этого отрыва понятны — в СССР делалось все для тяжелой промышленности и военной техники, по показателям развития которых страна была впереди своих западных «партнеров». Но делалось это за счет экономии на нуждах граждан, ведь в СССР был дефицит практически со всем. Все, кто жил в ту эпоху, рассказывает, что очереди были за товарами из Югославии, Чехословакии, Польши и других стран. Были и собственные товары, но их крайне не хватало. Это и есть явный признак перекоса экономики к тяжелой промышленности. У западных стран этого перекоса не было, поэтому они начали понемногу в этом отношении отставать от СССР. Читайте также: Быстрорежущая сталь твердость hrc Кроме того был еще 1 момент, который затормозил развитие экономики СССР и привел к отставке Косыгина — увеличение цены на нефть и газ. Брежнев со своим окружением решили, что экономическая реформа 1965 года уже свое отжила, а дальше страна будет жить за счет продажи топлива. Косыгина убрали, кризис усилился.

Причины и результаты аграрной реформы 1965 года

Еще одна причина замедления темпов и падения экономической эффективности производства - истощение природных ресурсов. Наша страна богата природными ресурсами, но в экономически развитых районах запасы нефти, древесины подходят к концу. На Урале были. Теперь этих гор больше нет. Значительные запасы сырья остались в труднодоступных районах, а там, в неблагоприятных для жизни человека условиях, их добыча обходится намного дороже. Например, километр железной догори там стоит в 10 раз дороже, чем в европейской части страны.

Поэтому основные фонды промышленности росли быстрее, чем выпуск продукции, и падала фондоотдача - выпуск продукции на единицу основных производственных фондов. Только в 80-е гг. У нас до сих пор принято считать ведущими в промышленности профессии шахтера, нефтяника, сталевара, т. Между тем прогресс заключается в сокращении веса добывающих отраслей. У нас на душу населения добывается в 3,5 раза больше железной руды, чем в США, и выплавляется в 1,5 раза больше стали.

Японский станок весит в среднем 800 кг, а наш - 2500 кг. Правда, добывающие отрасли и у нас развиваются замедленными темпами. Если общий объем промышленного производства с 1965 по 1990г. Задачу экономии природных ресурсов необходимо решать в комплексе с охраной природной среды, что требует дополнительных затрат. Затраты увеличиваются не только потому, что очистные сооружения стоят дорого, но и потому, что приходится отказываться от дешевых технологий.

Так, в лесной промышленности ликвидируется молевой сплав сплав бревнами , потому что такой сплав засоряет и отравляет реки. А молевой сплав был самым дешевым способом транспортировки древесины. К числу природных ресурсов относятся и человеческие. В 1981-1985 гг. Итак, темпы роста промышленного производства стали падать по мере сокращения экстенсивных факторов - истощения ресурсов и уменьшения рождаемости.

Если прежде интенсификация могла рассматриваться лишь как оптимальный вариант развития, то теперь она стала единственной возможностью. Сельское хозяйство оставалось наиболее слабой отраслью в советской экономике. Банкротство сельскохозяйственной программы Хрущева поставило новое руководство страны с самого начала его правления перед необходимостью пересмотра аграрной политики. Первые предпринятые в этой области шаги многообещающими. Формальные основания для подобной увязки очевидны, поскольку находятся на поверхности.

Достаточно сослаться на два хронологически последовательных факта. Первый: 19 марта 1965г. Косыгин выступил с основным докладом на расширенном заседании Госплана СССР, когда состоял ось принципиальное обсуждение основных вопросов плана народнохозяйственного развития СССР на 1966-1970гг. Второй: также главным докладчиком А. Косыгин явился в сентябре 1965г.

Оба факта довольно красноречивы. Несмотря на то, основываться только на них было бы недоступным упрощением. На какой стадии формационного развития находился Советский Союз, адекватна ли она объективным требованиям и тенденциям социально-экономического прогресса - о том в ту пору, к сожалению, не задумались. Вне всякого внимания оказалось также глубинное противоречие между народнохозяйственным расчетом и хозрасчетом предприятия. Пленуму цк КПСС.

Оно и стало таким, выполнив отведенную ему роль. И уже по итогам его работы с исчерпывающей ясностью обозначился акцент не столько на устранение тенденции отсталости, сколько на "антикризисное управление". Устранение диспропорций и сведение баланса, обеспечение качества продукции и эффективности капиталовложений - таким вышел заключительный итог. В плане должно быть предусмотрено повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков строительства и ввода новых предприятий, более быстрое освоение новых мощностей, увеличение выпуска продукции с действующих основных фондов, лучшее размещение производства и совершенствование его организации, рациональное использование производства и совершенствование его организации, рациональное использование трудовых ресурсов страны, совершенствование структуры внешней торговли. Пленумом была поставлена задача устранить негативные последствия хрущевских экспериментов на селе.

Пленумом в своем решении был вынужден признать, что в последние годы «сельское хозяйство замедлило темпы своего развития. Медленно повышалась урожаи сельскохозяйственных культур. Производство мяса, молока и других продуктов за это время увеличилось также незначительно. Брежнев был активным сторонником капиталовложений в аграрный сектор, которые превысили пятую часть всех инвестиций. В результате в этом отношении сельское хозяйство впервые заняло почетное место в ряду приоритетных отраслей народного хозяйства, обогнав даже легкую промышленность.

Резко усилил ось финансирование аграрного сектора. В 1966-1980 годах по официальным данным туда было направлено 383 млрд. За счет этих средств началось осуществление грандиозных программ по комплексной механизации, электрификации сельского хозяйства, мелиорации и химизации почв. Брежневская стратегия, консервирующая прежние структуры путем значительных финансовых инъекций в сельское хозяйство, не смогла решить его глубинной проблемы: отчуждение крестьянина от земли. Аграрная политика способствовала лишь росту затрат и расточительства.

Система органов управления сельским хозяйством была упрощена: министерства производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов союзных республик были преобразованы в Министерства сельского хозяйства, территориальные производственные колхозно-совхозные управления были упразднены, восстановлены структурные подразделения исполкомов местных Советов, ответственные за сельскохозяйственное производство. Колхозам и совхозам ненадолго была предоставлена большая самостоятельность, совхозы предполагалось перевести на полный и хозрасчет. Таким образом, преобразования в сельском хозяйстве, в отличие от промышленности, отчасти напоминали соответствующие меры 1953-1954гг. Так, сравнивая косыгинскую реформу сельского хозяйства с хрущевской 1953г. Поначалу принятые решения по осуществлению реформы в сельском хозяйстве дали заметный эффект.

Стоимость сельскохозяйственной продукции за восьмую пятилетку l966-1970гг. Несмотря на огромные инвестиции, колоссальные масштабы мелиорации и поставок техники и удобрений, в 70-х начале 80-х годов среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства быстро снижались.

Начало 60-х гг.

Высокие темпы роста в экономике, сопровождавшиеся — особенно во второй половине 50-х гг. Экономическая ситуация требовала научного осмысления, критического анализа с тем, чтобы не только поставить объективный диагноз современному состоянию экономики, но и определить принципы ее развития на будущее. Совершенствование заключалось главным образом в структурных изменениях схемы построения экономической политики.

Целью данной курсовой работы является анализ развития и влияния на экономику СССР реформы 1965 года. Главной задачей данной курсовой работы является рассмотрение последствий, к которым привела данная реформа. Я считаю, что тема моего реферата актуальна и в наше время, так как след от проведения реформы можно заметить и сегодня.

К В 1959 г. Промышленность может развиваться либо экстенсивным путем, либо интенсивным. На первый взгляд, промышленность в годы семилетки развивалась вполне успешно.

Произошли структурные сдвиги, отражавшие технический прогресс. Для изготовления новых машин требовалось не так много, как прежде, черного металла, зато больше — цветных сплавов. Новые двигатели требовали жидкого топлива.

Химическая промышленность увеличила производство в 2,5 раза: рост выпуска синтетических материалов был одним из ведущих направлений в техническом прогрессе нового времени. Однако некоторые из этих прогрессивных структурных сдвигов происходили с запозданием; угольная промышленность и черная металлургия перешли в разряд «старых» отраслей уже после первой мировой войны. Теперь на первый план выдвигались отрасли научно-технической революции — робототехника, микроэлектроника и т.

Впрочем, технический прогресс в годы семилетки выражался не только в структурных сдвигах. Именно в это время происходил переход к индустриальным методам в строительстве, когда детали здания готовились на заводе, а строительная площадка превращалась в сборочную. Читайте также: Вставные зубы из стали Но за годы семилетки темпы роста производительности труда не увеличились, а понизились.

Сократилась фондоотдача, Т. А ведь при интенсификации фондоотдача должна расти: новые фонды — новая техника, более производительная. Таким образом, те показатели, которые отражают процесс интенсификации, свидетельствовали о замедлении этого процесса.

Лозунг интенсификации не подкреплялся экономическими стимулами. Административная система исключала конкуренцию, а без неё предприятия не были заинтересованы в техническом прогрессе, потому он проводился лишь по административным указаниям «сверху». Отставание СССР от передовых стран по техническому уровню промышленности увеличилось.

В марте 1964 г. Однако к этому времени уже трудно было не реагировать на сложившиеся положение вещей: в отдельных районах страны из-за нехватки продуктов питания возникла необходимость ввести нормированное снабжение населения по талонам , и скрывать ситуацию. В марте 1965 г.

Пленум в своем решении был вынужден признать, что » сельское хозяйство замедлило темпы своего роста. Планы его развития оказались невыполненными. Медленно повышались урожаи сельскохозяйственных культур.

Производство мяса, молока и других продуктов за это время увеличились также незначительно». Политика партии и государства после мартовского Пленума, естественно, принципиально измениться не могла, но все равно он стал весьма заметной вехой в истории организации сельскохозяйственного производства. После 1965 г.

В сентябре 1965 г. Реформу практически все исследователи связывают с именем А. В докладе на сентябрьском Пленуме были использованы некоторые предложения известного экономиста Е.

В качестве образца была взята система, существовавшая в советской экономике во времена нэпа, но при одном значительном отличии: в 1920-е годы довольно заметную роль играли частные предприятия, которые в 1960-1970-х годах полностью отсутствовали. Реформа предполагала административные и экономические меры. Общая концепция реформы 1965 г.

План обязательных закупок зерна был снижен и объявлен неизменным на 10 лет, а сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. Были сняты некоторые ограничения с личных подсобных хозяйств. Однако акцент был сделан на увеличении капиталовложений и повышении роли министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве отраслью. Таким образом, преобразования в сельском хозяйстве, в отличие от промышленности, отчасти напоминали соответствующие меры 1953-1954 гг. Поначалу принятые решения дали заметный эффект.

Однако эффект оказался непродолжительным. Несмотря на огромные инвестиции, колоссальные масштабы мелиорации и поставок техники и удобрений, в 70-х - начале 80-х годов среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства быстро снижались. Если в 1966-1970 гг. Производство зерна за весь потребностей народного хозяйства, требовало от государства все новых и новых дотаций, превращаясь в «черную дыру» советской экономики. Именно на селе наиболее ярко проявилась несостоятельность «социалистических методов хозяйствования».

Экономическая реформа даже в своем компромиссном и неполном виде все же способствовала улучшению положения в промышленности. Промышленное производство в 1966-1970 гг. Затем темпы начали снижаться. Почему не получилось переключения на факторы интенсификации? Основа интенсификации - технический прогресс.

Решающее направление технического прогресса второй половины ХХ в - научно-техническая революция. Научно-техническая революция - это переход к полностью автоматизированному производству и новым технологиям - плазменной, лазерной и т. Однако в техническом прогрессе нашей промышленности преобладали направления, которые не имели отношения к научно-технической революции: так называемая комплексная механизация и совершенствование традиционной техники. Конотопов, с. Ведь промышленный переворот - это именно механизация, переход от ручного труда к машинам.

Остались те работы, механизация которых удорожает производство. Например, в лесной промышленности механизация обрубки сучьев на лесосеках, последней ручной операции на заготовке леса, намного удорожает это производство. Экономически неэффективно и другое преобладающее направление совершенствования традиционной техники без принципиальных изменений технологии, т. Дело в том, что возможности традиционной техники, техники преимущественно механической обработки материалов уже исчерпаны. Скорости металлорежущих, ткацких и других станков достигли потолка в 60-х гг.

НТР действительно повышает производительность труда в десятки и сотни раз и поэтому намного повышает экономическую эффективность производства. Но это направление не стало преобладающим: много ли у нас полностью автоматизированных предприятий? Переход на рельсы научно-технической революции тормозит все та же административная система. Если завод выпускает металлорежущие станки, он может их совершенствовать, но не может перейти на выпуск принципиально новой техники, не соответствующей его специализации. В условиях рыночной экономики такой завод, вероятнее всего, прекратит существование, потому что его продукция в условиях НТР не найдет сбыта.

В условиях административной системы не принято было закрывать завод из-за подобной причины. И наш завод наряду с другими подобными продолжал насыщать промышленность морально устаревшей техникой, а распределительная система во главе с Госснабом обеспечивала сбыт, распределяя эту технику. Еще одна причина замедления темпов и падения экономической эффективности производства - истощение природных ресурсов. Наша страна богата природными ресурсами, но в экономически развитых районах запасы нефти, древесины подходят к концу. На Урале были.

Теперь этих гор больше нет. Значительные запасы сырья остались в труднодоступных районах, а там, в неблагоприятных для жизни человека условиях, их добыча обходится намного дороже. Например, километр железной догори там стоит в 10 раз дороже, чем в европейской части страны. Поэтому основные фонды промышленности росли быстрее, чем выпуск продукции, и падала фондоотдача - выпуск продукции на единицу основных производственных фондов. Только в 80-е гг.

У нас до сих пор принято считать ведущими в промышленности профессии шахтера, нефтяника, сталевара, т. Между тем прогресс заключается в сокращении веса добывающих отраслей. У нас на душу населения добывается в 3,5 раза больше железной руды, чем в США, и выплавляется в 1,5 раза больше стали. Японский станок весит в среднем 800 кг, а наш - 2500 кг. Правда, добывающие отрасли и у нас развиваются замедленными темпами.

Если общий объем промышленного производства с 1965 по 1990г. Задачу экономии природных ресурсов необходимо решать в комплексе с охраной природной среды, что требует дополнительных затрат. Затраты увеличиваются не только потому, что очистные сооружения стоят дорого, но и потому, что приходится отказываться от дешевых технологий. Так, в лесной промышленности ликвидируется молевой сплав сплав бревнами , потому что такой сплав засоряет и отравляет реки. А молевой сплав был самым дешевым способом транспортировки древесины.

К числу природных ресурсов относятся и человеческие. В 1981-1985 гг. Итак, темпы роста промышленного производства стали падать по мере сокращения экстенсивных факторов - истощения ресурсов и уменьшения рождаемости. Если прежде интенсификация могла рассматриваться лишь как оптимальный вариант развития, то теперь она стала единственной возможностью. Сельское хозяйство оставалось наиболее слабой отраслью в советской экономике.

Банкротство сельскохозяйственной программы Хрущева поставило новое руководство страны с самого начала его правления перед необходимостью пересмотра аграрной политики. Первые предпринятые в этой области шаги многообещающими. Формальные основания для подобной увязки очевидны, поскольку находятся на поверхности.

Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоемких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность. В общественной жизни стран Запада эти перемены вызвали демократизацию всех ее сторон. В СССР о научно-техническом прогрессе тоже заговорили вернее, продолжали говорить. Однако новые крупные открытия и разработки, если они не имели военного значения, чаще всего так и не удавалось реализовать.

Это происходило то из-за «нехватки средств», то из-за отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий. Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства сократилось в четыре раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий, создавались научно-производственные объединения, возникали отвечавшие потребностям времени новые отрасли роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и т. Однако определяющими для развития экономики эти тенденции так и не стали Несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки советских ученых в фундаментальной пауке, в практической жизни прогресс науки и техники во многом не ощущался Даже к началу 80-х гг. В результате к середине 80-х гг. СССР вновь, как и и 20-е гг, оказался перед угрозой нового отставания от стран Запада Социальная политика. В результате в начале 80-х м в СССР вновь обострилась жилищная проблема в 1984 i было построено лишь 2 млн. Если в начале 60-х гг. СССР находился уже па 35-м месте в мире по продолжительности жизни и II,I 50 м — по уровню детской смертности Рост населения и падение темпов сельскохозяйственною производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы В начале 80-х гг.

СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. В то же время резко увеличились импортные поставки продовольствия за 1970 — 1987 и закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов — в 12,4, растительного масла — в 12,8, зерна — в 13,8, масла животного — в 183,2 раза Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти Уже в 70-е гг. Но все же в целом положение основной части населения улучшилось. Все меньше людей продолжало жить в коммуналках. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины. Выросла и заработная плата.

КОСЫ́ГИНА РЕФО́РМА 1965

Экономическая реформа 1965 г.: цель, задачи и итоги. Введение реформы было связано с изменениями в органах власти страны. В конце 1964 года был насильно отправлен в отставку глава государства – Н. С. Хрущев, а его место занял Л. в. В сельском хозяйстве они упали с 7,6% в год на этапе 1953-1958 гг. до 1,5% в период 1959—1964 гг. Рост производительности труда за те же годы сократилась с 9% до 3%. В 1963 г. Советский Союз был вынужден начать закупку зерна за границей. Экономические реформы, начатые в сентябре 1965 г. связывают с именем председателя Совета Министров СССР с 1964-1980 гг. Алексея Николаевича Косыгина. Основные причины проведения Аграрной реформы 1965 года заключались в следующем: необходимость повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Основные положение эконом реформ 1965 г. Реформа сельского хозяйства 1965. Основные положения экономической реформы 1965 г. Содержание эконом реформы 1965.

Брежневская весна

  • Экономическая реформа 1965 года | это... Что такое Экономическая реформа 1965 года?
  • История экономической реформы 1965 года в СССР: цели, меры и результаты
  • Какие меры относятся к реформам 1965г в области сельско хозяйства?
  • Реформа сельского хозяйства март 1965 г кратко

Реформирование сельского хозяйства в 1965 году

Экономические реформы 1965 года или «рывок из болота». В 1965 году в СССР была проведена реформа, предусматривающая внедрение элементов экономического регулирования и расширение самостоятельности предприятий. ыми мероприятиями реформы в сельском хозяйстве были: а)повышение закупочных цен на сельхозпродукцию; б)установление гарантированного 6-летнего плана госзакупок. Таким образом, отказ от начатых в 60-е годы реформ вновь привел экономику страны в тупик. В 1965 г. были приняты меры для того, чтобы улучшить положение в сельском хозяйстве. 1. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию оставались ниже стоимости. Отметим, что первоначальная реализация данной программы принесла положительные результаты: в период восьмой пятилетки (1966-1970 годы) прирост объема производства в сельском хозяйстве по сравнению с первой половиной 1960-х годов составил 21%. Кроме того, были увеличены объёмы финансирования сельского хозяйства. В конце 60-х годов начали проводиться меры по интенсификации сельского хозяйства. Более 50 предприятий республики начали производить сельскохозяйственную технику и запчасти.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий