Национальные игры чеченцев для детей 12 16 лет

1 (На Чеченском Языке). Дауд7 лет назад. 16.3 тыс. 310 12. Приехал На Чеченской Камри В Грозный! Воспитательно-развивающее значение национальных детских игр чеченского народа. Аннотация. В данной статье рассматривается значение чеченских народных игр в воспитании детей.

г1адж кулга т1а оттаяь адар

  • Возможные причины:
  • «Молодая Гвардия Единой России» организовала интеллектуальную игру для чеченских студентов
  • Система адыгских народных игр.
  • Подвижные игры народов мира
  • Запрашиваемый вами сайт временно заблокирован

ЧЕЧНЯ. Национальные игры и обряды средневековых чеченцев

Для проведения мероприятия были приняты все необходимые меры. Участниками стали дети 5-11 классов в количестве 36 учащихся. Дети были разделены на команды, было выделено по 6 человек с каждого класса. Перед учащимися была поставлена задача, написать ответ на бумаге и передать ее ведущему.

Турнир состоял из двух этапов по 12 вопросов. На обдумывание каждого ответа выделялось 60 секунд. Лидеров состязания выявили уже после перерыва: ими стали игроки команды «Звезда».

Почитала картотеку - очень интересные игры. Возьму на заметку, для работы. Для добавления комментариев зарегистрируйтесь или войдите на сайт под своим аккаунтом. Личный кабинет.

Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги. Игра в башню Гдалах ловзар На ровной утрамбованной площадке чертится квадрат размером 50X50 см.

От квадрата на расстоянии 1,5 — 2 м проводится черта — это первый полукон, от полукона чертятся еще шесть линий — полуконов с промежутками в один шаг. В центре квадрата устанавливается круглая палочка длиной 15 — 18 см, диаметром 5 см. Из числа играющих выбирается водящий, остальные поочередно начинают игру с кона, т. Водящий стоит с противоположной стороны квадрата на таком расстоянии от него, чтобы его не задели бита и палочка. Если играющий выбивает палочку, он бежит за своей битой, а водящий — за палочкой. Если водящий раньше успевает подбежать к квадрату и произнести слово башня, он становится играющим, а играющий — водящим. Если же раньше к квадрату подбежал играющий и успел сказать башня, он приближается к квадрату на один полукон, а водящий продолжает водить. Игра продолжается до тех пор, пока один из играющих не выйдет на первый полукон, т.

Система Адыгейских игр

Игрок, не выбивший палочку за пределы квадрата, пропускает ход. Утушка Бобешк Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют—получается мостик. Выбирается утка, остальные дети — утята. Утушка зовет своих утят скороговоркой: Быстрей, быстрей, утятин, Быстрей, быстрей, дикие перышки. Утята выстраиваются друг за другом вслед за утушкой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его.

Утушка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше девочки ставят ногу на ногу и соединяют их. Играть могут от десяти до двенадцати человек. Выбей альчики из круга!

Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения вверх, в стороны, вперед и еще придумывает какое-нибудь сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Рекомендуем посмотреть:.

На встрече присутствовали министр ЧР по физической культуре и спорту Хасмагомед Хизриев, руководители подведомственных организаций, а также научные и культурные деятели республики: кандидат педагогических наук, доцент факультета физкультуры и спорта ЧГПИ Сайд-Али Аслаханов, член Экспертного совета министерства культуры ЧР, пот Абу Уциев, член исполкома Федерации традиционных игр и этноспорта РФ Сайпудин Абубакаров. Об этом сообщает официальный сайт Минспорта ЧР. В ходе встречи присутствующие обсудили организационные вопросы, а также утвердили список спортивных состязаний, которые войдут в программу игр. К апланированным ранее состязаним - борьба на поясах, перетягивание каната, поднятие тяжести, армрестлинг, лазание на бревно, бег с камнем по склону вверх, метание в цель, борьба на бурке, игра в деревянные колышки, метание бараньей ноги, бег на 50 метров — решено добавить и бег на ходулях.

Был там у них один шутник - Беслан. Очень любил всякие приколы. Так вот однажды он построил нас в шеренгу и спросил: "Ну что, русские герои? В чеченскую рулетку сыграть не хотите? Или слабо? Чувствовали подвох, от этих сук только гадостей ждать. Каждый в уме вспоминает правила русской рулетки: в барабан револьвера вставляется одна пуля. Играющий вертит барабан, затем приставляет к виску дуло и нажимает на курок. Интересно, что же такое чеченская рулетка? В это время этот козел разозлился, что мы молчим, и говорит: "Молчание - знак согласия. Берет наган, закладывает в барабан шесть пуль. Одно гнездо оставляет пустым. Крутит барабан и говорит: "Посмотрим, кто из вас везучий? Я, озверев, бросился на него. Он ударил меня рукояткой в голову, и я "отъехал". Когда очнулся, рядом лежали шестеро однополчан. Им было по восемнадцать лет. Трое из них ни разу в жизни не целовались, девок не пробовали. Я осатанел, бросался на шакалов с кулаками, требовал, чтобы и меня пристрелили. Они ржали, как жеребцы, но меня не убивали. Беслан, гад, сказал: "Ты везучий. Ты выиграл в чеченскую рулетку. Можешь гордиться этим всю жизнь. Мы оставим тебя в живых, отпустим домой. Будешь рассказывать русским, как мы с вами играем на нашей земле". Вот так я остался жив. Вернулся домой. А как дальше жить, не знаю. Я сидела сама не своя. У меня было такое ощущение, что верхняя часть моего черепа оторвалась и улетела. Ветер студил мозги, кто-то колол их спицей. Боль мальчика отдалась в моем сердце гулким эхом. Мне хотелось обнять его, прижать к груди. Закрыть собою от этой жестокой жизни. Но он бы меня не понял. Мог обидеться. Не для этого рассказывал. Мы сидели и молчали. Каждый думал о своем. Я о том, что скоро моему сыну служить в армии, и не дай Бог ему сыграть в такую игру. Как жить ему? Как мне его туда отпускать? Война продолжалась. Правила не поменялись. Тебя сейчас утешить не сможет даже сам Господь Бог. Вылечит только время. Этим нужно переболеть. Я не знаю, что тебе сказать. Нет таких слов. Прости нас, если сможешь. Зверей, которые с тобою это сделали, людей, которые тебя понимают. Судьба такая.

"Спортивные игры"

Игры народов РОССИИ Команда Чеченской Республики заняла первое место на IV культурно-спортивном фестивале "Кавказские игры". Об этом сообщил министр Чеченской Республики по физической культуре и спорту Хасмагомед Хизриев, возглавлявший спортивную делегацию Чеченской Республики.
Система Адыгейских игр | Движение Новые Скифы В особом почете были конно-спортивные игры. У чеченцев одна из таких игр называлась «марх»: барана спускали в яму и закрывали ее плетнем, по краям которого клали большие камни.
Каталог «Игры разных национальностей» - презентация онлайн Подвижная игра – спутник жизни ребенка. В дагестанских народных подвижных играх заключено духовное богатство нашего многонационального края. В них отражено прошлое спортивно-игровой культуры, даны средства достижения физического совершенства.

Чеченские народные игры

Игры народов России двое играющих, двое других располагаются с противоположной стороны на линии в десяти. шагах от квадрата. По договоренности те дети, которые стоят у квадрата, начинают игру, т. е. дважды выбивают палочку из ямки. Дети на противоположной стороне ловят палочку.
Национальные игры | Спортивный дух вайнахского народа | Коммуникационное агентство «Партнёр плюс» Ловзар, которым уже 5-6 тысяч лет.
Игры и состязания Игра в шахматы («ж1аккех ловзар») являлась одним из средств умственного воспитания детей. Игры в мяч так же были распространены среди чеченских детей.
Система Адыгейских игр Кто быстрее круг пройдет, место первое займет. Башкирская народная игра “Юрта” (тирме). Подгруппы детей по четыре человека образуют круг около свернутого платка, который лежит на земле. Взявшись за руки, дети идут кругами переменным шагом под национальную музыку.

Галг1ожмех ловзар — народная игра чеченцев

Уже в период расселения чеченцев и ингушей на горной территории, прилегающей с юга к Закавказью, с севера к обширным Северокавказским степям, проводились состязания по бегу, прыжкам, борьбе и скачкам. Поэтому детские игры скорее напоминали спортивные состязания: взбегание на вершину горы, прыжки со скалы в воду, поднимание и метание камней, перетягивание каната над рекой, хождение по канату, плавание, гребля и т.д. И все эти игры развивали ловкость, как и та. Игры, развлечения, время провождения чеченцев в старину. Разнообразие детских игр зависит от многонациональности Кавказского региона. Все коллективные народные игры учат детей толерантности и уважению. Ребёнок начинает сознательно относиться к своему партнёру по игре. Чеченские игры для детей позволяют самым маленьким участникам узнать о своей национальной истории, традициях и культуре. Они обучают детей сотрудничеству, соревновательности и развивают их физические способности.

Система Адыгейских игр

Игра - это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества. Игра издавна привлекает к себе внимание собирателей фольклора, прогрессивных педагогов, этнографов, искусствоведов. Таким образом, цель данной работы - выявление общих черт и отличительных особенностей детских, юношеских игр и развлечений у народов Северной Осетии Актуальность заключается в возрождении народных игр и их использование в учебно-воспитательном процессе. Задачи: Изучить, обобщить, систематизировать и проанализировать учебно-методическую литературу по исследуемой проблеме. Показать, что детские, юношеские игры и развлечения являются неотъемлемой частью национальной культуры. Провести сопоставительный анализ особенностей игр. Игра - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека. В истории физической культуры нашей страны особое место занимают национальные игры. В них отражаются все характерные черты народа.

Посредствам игр у молодежи воспитывались и развивались физическая сила, ловкость, меткость, скорость, гибкость, умение ездить верхом, владеть оружием и ряд других качеств, необходимых в бою и трудовой жизни народа. Создателем и хранителем народных форм физической культуры, как правило, всегда выступал трудовой народ. Великие русские революционные демократы Чернышевский и Добролюбов, а также другие прогрессивные деятели считали национальные игры средством развития физических и моральных сил народа. В истории физической культуры Северной Осетии осетинские национальные игры занимают особое место и своими корнями уходят в далекое прошлое. Физическому воспитанию подрастающего поколения должно уделяться большое внимание. Физкультура и спорт, а также народные игры воспитывают у молодежи жизненно необходимые двигательные и физические качества, а также чувство коллективизма, дружбы и товарищества, дисциплинированность и гуманность, то есть имеют большое значение в формировании его физических и моральных качеств. Научные исследования подтверждают, что здоровый образ жизни, регулярные занятия спортом позволяют человеку многие годы поддерживать высокую работоспособность, творческую активность, отдаляют старение организма на 10-15 лет. У людей, занимающихся физической культурой, почти на четверть ниже потери рабочего времени из-за заболеваний. Игры для детей дошкольного возраста Основной задачей дошкольных учреждений является воспитание здоровых, бодрых и жизнерадостных детей.

В практическом осуществлении этой задачи ведущее место занимает физическое воспитание. В детских садах используются различные средства физического воспитания, однако первостепенное значение имеют детские игры, посредством которых решаются задачи укрепления здоровья, закаливания детского организма и увеличение его работоспособности. В детском саду имеются четыре возрастные группы: младшая, средняя, старшая и подготовительная. Осетинские национальные игры опробовались в нескольких детских садах, во всех возрастных группах. В результате установлено, что опробованные национальные игры наиболее положительно воздействуют на организм ребенка, прежде всего подготовительной и старшей групп, меньшее количество игр отводится детям среднего и младшего возраста. В этом отношении очень хороша игра «Гаккырис», только с упрощенными правилами, то есть не толкать сидящего в кружке, а только коснуться ногой. Ребята детского сада не всегда могут быть у речки или у водоема, поэтому воспитатель, вместо речки, может положить таз с водой, в который кладутся камни. С определенного расстояния дети по 5 человек чтобы не было толкотни у «речки» по сигналу воспитателя бегут к «речке», берут камень и возвращаются к финишу. Чтобы вызвать больший интерес к игре, камушки можно покрасить в разные цвета, а играющим давать задание принести камень определенного цвета и т.

Игры для учащихся младшего школьного возраста. В этом возрасте дети владеют всеми видами естественных движений ходьба, бег, прыжки, метание еще недостаточно совершенно, но тем не менее дети испытывают большую потребность в движении. Поэтому подвижные игры связанные с естественными движениями, должны занимать у них большое место.

Если хозяин курятника был невнимателен и не заметил, что лиса встала на две ноги даже на очень короткое время , то игра продолжается. Он прижимает этот конец веревки к своему бедру и бежит по кругу. Образованный с помощью веревки круг — это «море», а веревка — это «хищник». Остальные дети — «рыбки», которые стремятся убежать от «хищника» — веревки, перепрыгнув ее. Игру следует продолжать, пока в море не останется всего 2—3 «рыбки». Правила: Нельзя поднимать веревку выше уровня бедра, потому что это сделает игру опасной.

Игрок должен был перенести шапки всех участников по очереди от одного камня к другому, ни разу не оступившись и не уронив ни одну шапку. Для игры можно использовать гимнастическую скамейку, по которой должны будут ходить дети в ходе игры. Нельзя за один раз переносить больше одной шапки. Свою шапку игрок переносит последней. Надо, держась за кол правой рукой, идти вокруг него по часовой стрелке. Чем ниже возьмешься за кол правой рукой, тем труднее выполнить упражнение. Победителем является игрок, сделавший больше других полных кругов вокруг кола и державший руку ниже других на коле. Правила: Левая рука должна все время касаться уха, но не держаться за него. При определении победителя важно учитывать, на какой высоте он держал правую руку на коле.

В игре принимают участие команды старшеклассников городов воинской славы в возрасте от 15 до 17 лет. Игра будет проводится на базе Российского университета спецназа. Участники будут состязаться в 15 номинациях. Команды-победительницы игры награждаются медалями, кубками и дипломами Союза городов воинской славы, Мэрии г. Грозного, Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Все игроки хором говорят: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят. Начиная со слов «колокольчики звенят», «горельщик» смотрит вверх. Дети тихо приближаются к «горелыцику», на последнее слово «звенят» срываются с места и бегут вперед, мимо «горелыцика», стараясь впереди опять соединиться в пару. Водящий пытается «осалить» одного из игроков. Если ему это удалось, то он образует с ним пару, а пойманный игрок сам становится «горелыциком». Игра продолжается.

Иногда принято отмечать место впереди «горель-щика» примерно в 15 м , до которого бегущие игроки не должны пытаться соединить руки. Он держит в поднятой руке платок или шарф. Игрокам нельзя силой вырывать платок друг у друга. Водящий должен сначала попросить у каждого ребенка колышек, но дети могут не отдавать свой колышек, потому что в этом случае им придется становиться на место водящего. Если все дети водящему отказали, то он начинает сердиться и пытается захватить любой колышек. Правила: Нельзя бежать раньше слова «три», иначе старт будет повторен.

Нельзя сокращать круг, срезая его наискосок. Если земля сильно утоптана, то следует попросить детей до начала игры специально вскопать или разрыхлить место, куда будет втыкаться жердь толстая палка длиной 2 м. По условному сигналу водящего игроки по очереди вбегают в круг и, не останавливаясь, на бегу ударяют по жерди рукой или ногой это должно быть уточнено до начала игры. Водящий не должен мешать игроку ударять по жерди. Один — «Мороз Красный нос», а другой — «Мороз Синий нос». По полю гуляют два «мороза».

А потом вместе спрашивают у детей: «Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься? Если «мороз» коснулся рукой ребенка, то он считается «замороженным». Правила: Перебегать площадку можно только после слов: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз». Игра начинается, когда водящий закричит: «Беги, олень! Они стремятся добежать до конца игрового поля со своей стороны. Роли убегающих и догоняющих могут меняться несколько раз, пока одной из команд не удастся добежать до своего конца игрового поля в полном составе.

Правила: Нельзя выбегать за боковую линию, такой игрок считается «осаленным». Надо обязательно крикнуть «Оленма! Все игроки делятся на две команды. Бросают жребий: игроки одной команды становятся «разбойниками», а другой — «казаками». Игра заканчивается, когда «казаки» поймают всех «разбойников». Пойманные «разбойники» отводятся в «стан», где их до конца игры будет охранять один «казак».

Перед началом игры все «овцы» должны расположиться на краю поля, в одной из «овчарен». Дети хором произносят: Пастушок, пастушок, Заиграй в рожок! Травка мягкая, Роса сладкая. Гони стадо в поле, погулять на воле! Когда «пастух» крикнет: «-Волк! А «волк» выскакивает из своего «логова» и пытается их поймать «осалить».

Правила: «Волк» не должен ловить «овечек», достаточно только «осалить» их. Необходимо разделить участок на несколько зон: «камыши», «озеро». На другом конце поля располагается «ястреб» — это ведущий, который будет ловить «уток». Если «ястреб» сумел «осалить» нескольких уток, то они считаются пойманными и выходят за пределы игрового поля. Оно может быть 50—100 м, но маленькие дети могут бежать и на меньшую дистанцию. При «фальстарте» игроку его результат не засчитывается.

Концы одной из палочек имели «зазубринки», при проведении по которым гладкой стороной другой палочки можно было получить своеобразный треск. По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля. Правила: Если игрок покинет пределы игровой площадки, то он считается проигравшим.

Ему плотно завязывают глаза, чтобы он не мог ничего видеть, и ставят лицом к стенке. Водящий громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять: я иду искать». За это время остальные дети должны спрятаться в помещении. Водящий на ощупь пускается на поиски детей, а те, перебегая с места на место, стараются не шуметь, чтобы он не услышал, где они находятся. Пойманный игрок отпускается, если водящий на ощупь не смог правильно определить, кто перед ним. Рекомендуем вырезать такие кружочки из плотного картона такого размера, чтобы на них можно было устойчиво стоять двумя ногами.

Ребенок, которого ловят, может приседать, наклоняться в сторону, но ни при каких обстоятельствах не сходить с круга. Если он не смог удержать равновесия и заступил за круг, он считается проигравшим. Если это ему удалось, то этот игрок становится водящим. Мальчика назначают «Машей»: теперь он должен говорить тонким голосом, а девочку «Яшей»: с этого момента она говорит басом. Обоим водящим завязывают глаза.

В Грозном разработали обучающую чеченскому языку игру

В начале игры надо расчертить площадку, определить, где будет располагаться «лисья нора», «дом», «курятник», и выбрать, кто из детей будет «хромой лисой» и «хозяином курятника». Все остальные дети становятся «курами». Ловзар, которым уже 5-6 тысяч лет. В особом почете были конно-спортивные игры. У чеченцев одна из таких игр называлась «марх»: барана спускали в яму и закрывали ее плетнем, по краям которого клали большие камни.

Чеченские народные игры

Учитывая многонациональность Кавказского региона, необходимо, кратко остановиться на национальных активных играх детей этих народов, через которые желательно приобщать школьников к физической культуре. Вот пример некоторых игр народов Северного Кавказа. В разделе представлены чечено-ингушские народные игры, в которые с удовольствием поиграют дети. Сохраним культурные традиции чеченского и ингушского народа. В Технопарке Чеченского государственного педагогического университета презентовали демоверсию первой обучающей игры на чеченском языке «Берашна а, бегашийна а». Проект разработан для детей младшего школьного и дошкольного возраста. Национальные игры. «Игра – не только детская привилегия. Она есть народная интерпретация происходящего вокруг, развития общества, культуры. Чеченцы воспитывают своих детей так же, как и их предки 100–200 лет назад, считают в республике Воскресенье, 21 Янв 2024. Казахские национальные игры для детей: подборка увлекательных вариантов. Характер и разновидности национальных видов спорта, как правило, зависят от обычаев, традиций, религии народа, а также от местности, в которой он проживает. Чеченские национальные виды спорта также уходят корнями в далёкое прошлое чеченского народа.

В Грозном прошла игра «ХААРХЬАМ».

Народные чеченские игры В разделе представлены чечено-ингушские народные игры, в которые с удовольствием поиграют дети. Сохраним культурные традиции чеченского и ингушского народа.
ЧЕЧНЯ. Национальные игры и обряды средневековых чеченцев Уже в период расселения чеченцев и ингушей на горной территории, прилегающей с юга к Закавказью, с севера к обширным Северокавказским степям, проводились состязания по бегу, прыжкам, борьбе и скачкам.
Национальная игра «Чилик-хекгал» популярна у детей в Туркменистане | Культура Игра рассчитана на небольшую группу детей (пять–шесть человек). Дети берут из коробочки по 12 лоскуточков. Воспитатель участвует в игре наравне с детьми и подает им пример выполнения игровых действий.

Игры народов России

Тот, в свою очередь, громко подхватывает песню и как можно быстрее передает рукавицу дальше. Водящий указывает на игрока, который должен показать свои руки. Если в них рукавица, то проигравший становится водящим, если — нет, то игра продолжается. Якутская подвижная игра «Сокол и лиса» Ход игры Выбираются сокол и лиса, остальные дети — соколята. Сокол учит своих соколят летать.

Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения вверх, в стороны, вперед и еще придумывает какое-нибудь сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола.

Разломаю я лепешку, спрячу меньшую от вас. Поищи ее немножко, где лежит она сейчас. Кто найдет афикоман, тот получит приз в карман. На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой — девочки.

Ведущий между ними. Осаленные дети переходят в команду соперника. Ночь пройдет, наступит день. Свет придет, отступит тень. Догоняет солнце звезды и не может их догнать, Чтобы полное лукошко этих огоньков собрать. По сигналу первая шеренга идет на встречу второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальные позиции. Тоже делает вторая шеренга.

По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем присаживаются. По сигналу дети должны построиться в шеренги. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится. Нам в нее играть охота, нам в нее играть не лень. Раз плетень, два плетень, спрячемся от солнца в тень. Посидим, отдохнем и опять играть начнем. Чеченские ремесла имеют древние истоки, уходящие вглубь тысячелетий. На территории Северного Кавказа в районах первоначального расселения нахских древнечеченских племен с IV тысячелетия до нашей эры вплоть до Средневековья сменяется несколько генетически связанных между собой археологических культур.

После них остались богатейшие археологические материалы, свидетельствующие о необычайно высоком уровне развития ремесленного производства на Северном Кавказе со времен неолита. На неолитических стоянках в различных регионах Кавказа обнаружены разнообразные кремневые орудия мезолитической эпохи — нуклеусы, скребки, резцы, пластины; геометрические орудия — сегменты, трапеции, вкладыши с прямо срезанными ретушью концами, а также шлифованные клиновидные топоры, двусторонне-обработанные рубящие орудия, заготовка наконечника стрелы неолитического времени. В культурном слое поселения позднего неолита в центральной части Северного Кавказа найден разнообразный инвентарь: керамика, обсидиановые, кремневые и каменные предметы, куски слабо обожженной глины. Кремневые орудия большей частью представлены скребками различных типов, проколками, заостренными пластинами, ножевидными пластинами, которые могли использоваться как серповые вкладыши. Здесь также найден кремневый наконечник стрелы и половинки каменной булавы. Каменный инвентарь включает в себя полированные топоры округлого сечения, долотца, терочники, терки, песты, точильные камни. Керамика поселения изготовлена из глины низкого качества, отличается грубой ручной лепкой и слабым обжигом. Сосуды не орнаментированы, только некоторые из них украшены вдоль верхнего края налепным валиком или рельефным горизонтальным выступом.

На поселении также найдена глиняная антропоморфная фигурка, связанная с каким-то древним земледельческим культом. Присутствие в культурном слое поселения земледельческих орудий зернотерок, пестов, терочников свидетельствует о зачатках земледелия в позднем неолите Северного Кавказа. Инвентарь погребений включал в себя каменные скребковидные орудия, пластины, отщепы, фрагменты керамики, каменные браслеты, подвески из клыков оленя и резцов быка, бусы различной формы. В одном из погребений было обнаружено медное колечко, древнейшее металлическое изделие, обнаруженное на Северном Кавказе до последнего времени. Не менее интересны находки энеолитической эпохи. В курганном погребении у села Бамут Западная Чечня обнаружен мелкий пастовый бисер, разбросанный по всей могиле, кремневая пластинка с ретушью по краям, а в погребении у города Грозного — кремневая ножевидная пластина с ретушью по краям и круглая мергелевая подвеска. Археологические материалы свидетельствуют о существовании ремесел на Северном Кавказе уже во времена мезолита и об их развитии и совершенствовании в неолите и энеолите. Высокого уровня достигают ремесла у племен-создателей куро-араксской археологической культуры, распространившейся из Закавказья в III тысячелетии до нашей эры на юго-восточные и южные районы Северного Кавказа.

Куро-араксские племена освоили весь цикл производства бронзы от добычи медной руды до литейного дела. На поселениях куро-араксской культуры найдено множество печей для выплавки меди, разнообразные орудия труда, оружие и украшения из бронзы, в том числе топоры, плоские тесла, клинки ножей, шилья, наконечники копий. Находки костяных и глиняных пряслиц, следы ткани на сосудах, а также обрывок ткани, обнаруженный на одном из поселений этой эпохи, свидетельствуют о существовании у носителей куро-араксской культуры текстильного производства. Керамика куро-араксской культуры настолько своеобразна, что служит основным, идентифицирующим ее атрибутом. Керамические изделия характеризуются черной лощеной поверхностью и розовой подкладкой изнутри, некоторые из них имеют красно-охристую окраску и идентичны более поздней, майкопской керамике. Они изготовлялись вручную, из хорошо промешенной глины с различными примесями. Вполне возможно, что при изготовлении некоторых сосудов использовался примитивный гончарный круг. Керамические изделия отличаются хорошей отделкой поверхности и высоким качеством обжига, который производился в специальных гончарных горнах.

Куро-араксская керамика имеет различные формы: крутые плоскодонные широкогорлые сосуды с округлым туловом, большие яйцевидные сосуды с непропорционально узким днищем, округлые сосуды с цилиндрической шейкой, кувшины, горшки, чаши, миски, кубки. Для нее совершенно не характерна роспись, орнамент же отличается простотой и строгостью линий двойные спирали, концентрические круги, ромбы, прямоугольники. Высокого уровня достигли ремесла в последующую эпоху у племен майкопской археологической культуры, которая преобладала на большей части территории Северного Кавказа III-II тысячелетии до нашей эры. Племена майкопской культуры достигли высокого уровня в металлообработке. Об этом свидетельствуют металлические изделия местного производства, найденные в погребениях: бронзовое оружие, орудия труда, бронзовая посуда. Майкопские воины обладали оружием по эффективности не уступающим даже оружию воинов государственного периода древнего Египта и Шумера копья с бронзовыми наконечниками, бронзовые топоры, кинжалы. На протяжении более тысячи лет, примерно до середины II тысячелетия до нашей эры, Кавказ оставался единственным источником, откуда металл поступал в сопредельные области Восточной Европы, к племенам ямной и катакомбной культур. Археологические материалы свидетельствуют также о высоком уровне развития керамического производства.

Майкопские мастера уже знали гончарный круг и производили предметы керамики различной формы и назначения: горшки, кувшины, миски, крупные шаровидные и яйцевидные сосуды. О высоком уровне развития ремесел свидетельствуют и археологические материалы северокавказской или терско-кубанской археологической культуры II тысячелетия до нашей эры, которая сменила майкопскую культуру в междуречье Кубани и Сулака. Северокавказская керамика отличается разнообразием форм и тщательной отделкой. Сосуды имеют красновато-коричневую или черную поверхность, украшаются орнаментом в виде оттисков шнура, вдавлениями треугольного штампа, «елочным» узором. Погребальные памятники северокавказской культуры содержат также большое количество бронзовых изделий, что говорит о высоком уровне развития металлургии и металлообработки. К наиболее типичным металлическим предметам инвентаря погребений относятся тесловидные топоры, бронзовые топоры с проушиной, обоюдоострые листовидные ножи, бронзовые булавки различных форм, подвески, височные кольца, браслеты и бусы. Наивысшего развития ремесленное производство достигает у кобанских племен — создателей высокоразвитой археологической культуры в междуречье Кубани и Сулака, генетически связанной с северокавказской и майкопской археологическими культурами. Кобанские племена разработали довольно совершенные для своего времени технологии добычи и обработки медной руды и создания высококачественной бронзы.

Они перешли к ремесленному производству металла и металлических изделий.

Запуск приложения приурочили ко Дню чеченского языка. Вот сегодня посмотрел — около 10 000 скачиваний. Приятно читать отзывы, которые в большинстве своем положительные", - отметил Терекбаев.

Недавно руководитель управления кинематографии заявил о намерении перевести на чеченский язык российские и голливудские мультфильмы.

Нельзя погнаться за противником, пока он не переступит обеими ногами контрольную линию. Игрока нельзя ловить, если он успел перейти в свою зону. Во время ловли противника не разрешается наносить ему сильные удары и ставить подножку. Также нельзя выходить за боковые линии во время игры. Очерчивают круг - это пруд или озеро, река.

Выбирается ведущий - водяной. Выбирается ведущий водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу озеру и ловит играющих, которые подходят близко к берегу линии круга. Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному. В игре вожак журавлиной стаи, которого выбирают считалкой, поет или говорит речитативом следующие слова: «Журавли-журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются в виде дуги. Затем вожак, убыстряя темп, продолжает: «Журавли-журавли, сделайте веревочкой».

Участники игры быстро, не опуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все учащает свои шаги по темпу песни. Вожак поет дальше: «Змея сворачивается в кольцо», «Змея выпрямляется» и т. Игра проходит на площадке размером 60-70 м. Количество игроков от 4 до 25 человек. Выбираются 2 игрока. Участники по очереди называют имена тех, кого они хотели бы иметь в качестве игрока.

Такая жеребьёвка делит участников на две команды. Каждая команда на своей стороне вычерчивает замкнутый круг в расчёте на то, чтобы в нём поместились все игроки. Игра начинается с наступления одной команды с целью отбирания у другой головных уборов. Какая команда должна наступать первой, определяется по жребию. Наступление совершается поочерёдно. Исход игры определяется количеством отобранных шапок и усталостью игроков.

Правила: Игрок считается побеждённым тогда, когда с него была снята шапка. Отнимать назад шапку запрещено. Тот, у кого снята шапка, выбывает из игры. Игроки встречаются один на один. В случае, если у одной команды остаётся больше игроков, чем у другой, выделяется такое количество игрок. Ход игры: Все играющие птички, один ребёнок — сова, которая находится в стороне площадки.

По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети — птички летают по площадке. Выбирается две совы. Принимать интересные позы.

Для игры чертился круг, диаметром 4—5 метров. В середине круга находилась яма — очаг туш , диаметром 50—60 см. Все игроки произвольно располагались за кругом, один из игроков бросал мяч в яму. Защищающий очаг должен был палкой отбить мяч за круг, не давая ему попасть в него.

В ЧР 29 сентября стартует ежегодная военно-патриотическая игра «Наша сила - в единстве!»

Экспедиция отправлялась вечером, чтобы прибыть в Кара-Корейш в полночь. Задача состояла в том, чтобы войти незаметно в спящий Кара-Корейш, поставить пирог перед домом старшины и крикнуть ему: «Вам пирог, а нам праздник! Если погоня завершалась успехом, жители Кара-Корейш не обязаны были устраивать праздник, а принесенный гигантский пирог делили между собой и съедали». Если же догнать убегавших не удавалось, для селения, привезшего пирог, устраивался праздник. На празднике, в котором принимали участие и стар и мал, каждый каракорейшский двор должен был выставить угощение. Те два дня, пока длился праздник, все от души веселились, пели, танцевали, участвовали в скачках. Затем сельчане Кара-Корейш с честью провожали гостей за пределы своего аула. Детские игры тоже были весьма разнообразны. Любимой игрой ребят были альчики бабки, косточки из голени овцы. Не менее увлекательным занятием было бросать камни пращами, причем снаряды иногда делали из глины, втыкали в нее палочки, сушили, а после поджигали и запускали в цель. На речках и озерах ребята пускали по воде плоские камешки - побеждал тот, чей камешек отскочит от воды большее число раз или достигнет другого берега.

Играли и в ножики - нож подбрасывался, чтобы воткнуться в землю, побеждал тот, чей нож сделает больше оборотов и точнее воткнется в цель, Была у горских ребятишек и своя лапта, и волчки, которые они подгоняли плетками. Девочки, кроме тряпичных кукол, любили играть в камешки, подбрасывая один и успевая особым образом переложить другие. Большое внимание горцы уделяли военно-физической подготовке молодежи. С малых лет детей обучали владению оружием, верховой езде, джигитовке. В поэме А. Полежаева «Чир-Юрт» читаем: Смотрите, вот они толпами.

Игры детей Афганистана Данда и кеиек Афганистан расположен между Индией, Советским Союзом, и Ираном — странами, которые славятся своей культурой, своими давними традициями. Естественно, культура каждой из них оказывала на него свое влияние. Это можно проследить и в играх. В данной игре используют палочку длиной 10 см, оба конца которой заострены: это кеиек. Битой служит более длинная палка, называется она «данда». В земле вырывают ямку длиной 15 см, сужающуюся к концам, по форме она напоминает рыбу. Поперек этой ямки кладут кеиек. Сначала нужно выбить кеиек из ямки битой, и как можно дальше. Игрок имеет три попытки.

Один из играющих закрывает ему глаза, а другой легонько бьет его в ступню. Затем ему открывают глаза и он должен определить ударившего. Если он узнает, его освобождают, а на его место становится узнанный им, а другой бьет палочкой в ступню. Затем открывает глаза и он должен определить ударившего. Если узнает, его освобождают, а на его место становится узнанный им. Каждый участник должен произносить на порядковый номер больше на один раз "Хасандела" и столько же раз постучать палкой. Одна длиной 5-6 см. Палочка должна быть наточена с обоих концов, называется "бурди" или "охно". Две другие должны быть длиннее 70-80см. На площадке, где проводится игра, необходимо сделать ямочку диаметром 15-16см, глубиной 10-15см. Двое, которые определяются жеребьевкой с палочками, становятся у ямочки. Третий отходит на 5-6 метров. Не переходя эту черту, он бросает "охно" в ямочку. Задача одного из тех, кто стоит у ямочки — при помощи палочки забросить "охно" в ямочку, а другой должен помешать этому. Если "охно" удается попасть в ямочку, то защищавший ямочку и бросающий меняются местами: если же защищавшему удастся отбить "охно", то его бросают с того места, куда "охно" летит. Это можно сделать жеребьевкой или любым другим способом.

Идея сформулирована на том, что 2023 год был объявлен годом чеченского языка. Целью игры на знание чеченского языка среди учащихся старших классов является создание условий для проявления интеллектуально-творческого потенциала и привития любви к чеченскому языку. Для проведения мероприятия были приняты все необходимые меры. Участниками стали дети 5-11 классов в количестве 36 учащихся.

Национальные игры и спорт

рассказывает доктор педагогических наук Саид-Али Аслаханов. Игра проводится во дворах, на улицах или за околицей деревни, когда земля еще сырая. Играют, как правило, мальчики от 6 лет до подросткового возраста (молодежь и взрослые являются арбитрами при возникновении споров). Количество участников – не более 20 человек. Все коллективные народные игры учат детей толерантности и уважению. Ребёнок начинает сознательно относиться к своему партнёру по игре весьма уважительно, пытается найти общий язык, способность к сотрудничеству. Предлагает отведать родителям и детям традиционные национальные блюда калмыцкого народа. Ведущий 3 Калмыцкие народные игры являются традиционным средством воспитания детей. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт. Настольные игры для детей 12-16 лет — купить самые популярные игры на. Чеченцы воспитывают своих детей так же, как и их предки 100–200 лет назад, считают в республике Воскресенье, 21 Янв 2024. Традиционные праздники у чеченцев. Абонемент. Мультимедийный центр. Детская библиотека. Наши услуги. Часто задаваемые вопросы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий