Что делал экипаж союз тм 30 в космосе в апреле 2000 года

16 июня, после 72 суток полета, законсервировав станцию, Залетин и Калери в возвращаемом аппарате космического корабля «Союз ТМ-30» вернулись на Землю. Работы с орбитальным комплексом «МИР» в пилотируемом варианте закончились окончательно. ТМ 30 был третьим посещением пространства, сделанного бортинженером Калери, который стал космонавтом в 1984 и закончил общее обучение в 1986. Он служил бортинженером на борту ТМ Союза 14 и ТМ 24 миссии к Миру в 1992 и 1996-7, соответственно. «Союз ТМ-30» — российский транспортный пилотируемый космический аппарат из серии «Союз ТМ», на котором в 2000 году было осуществлено последнее посещение (28-я. Первым экипажем первой долговременной орбитальной станции стали Добровольский, Волков, Пацаев на "Союз-11". Но при возвращении из-за самопроизвольного открытия в космосе дыхательного клапана космонавты без скафандров погибли. В апреле 2021 года на корабле "Союз МС-18" на МКС должен отправиться экипаж из российских космонавтов Олега Новицкого, Петра Дуброва и Сергея Корсакова. Их возвращение на Землю на этом корабле намечено на октябрь 2021 года.

"Мир" вновь необитаем

Предпринимались различные меры по поиску инвесторов и спонсоров для продления срока жизни ОК «Мир». Предложения, которые предлагались спонсорами и инвесторами подробно рассматривались и по ним старались принимать правильные решения по спасению ОК «Мир». Однако поиски надежных инвесторов ни к чему не привели. А тех, кто мог оказать помощь, США запугали так, что они вынуждены, были отказаться от этой идеи. Избавиться от ОК «Мир» — это заветная мечта американцев. Королева В. Рюмин на пресс-конференции 22 июня 1999 г. В октябре 1999 г. РКК «Энергия» имени С.

Цель работы — поднять орбиту ОК «Мир» и законсервировать ее на один год. В течение этого времени продолжались поиски средств по эксплуатации ОК «Мир» на коммерческой основе. Королева должна была получить от компании в три этапа около 20 млн. Королева создает оснастку и вспомогательное оборудование. После доставки тросовой системы на ОК «Мир» космонавты должны были вынести ее на внешнюю поверхность станции и закрепить в районе шлюзового отсека модуля «Квант-2». Затем они должны были прикрепить к свободному концу троса средство передвижения космонавта, которое было неработоспособно и в данном эксперименте предполагалось использовать в качестве груз — балласта для того, чтобы не болтался многокилометровый трос. Закрепив средство передвижения космонавта к тросу, космонавты должны были вернуться в станцию. Далее, с помощью дистанционного управления включалась система отталкивания средства передвижения космонавта, которое переходит на собственную орбиту, увлекая за собой трос.

Затем, к тросу будет подключен источник электроэнергии мощностью около 2 кВт. При этом по закону физики, должна возникнуть сила, которая способна частично компенсировать аэродинамическое торможение станции. Таким образом, при успешном проведении эксперимента «Трос», можно было получить высокоэффективное средство, резко снижающее потребности ОК «Мир» в топливе, расходуемом на проведение коррекции орбиты и, соответственно, в его восполнении с помощью ТГК «Прогресс М1». Однако и этому проекту не суждено было воплотиться в жизнь. По подсчетам «MirCorp» производственная деятельность на ОК «Мир», в совокупности с проведением на ней коммерческих экспериментов, могла приносить прибыль в размере 600 миллионов долларов в год с первого космического туриста Дениса Тито были получены 12 млн. Королева также выступили с инициативой по поддержке программы «Мир». В частности, сотрудники Центра 12Ц предлагали перечислить в фонд поддержки ОК «Мир» зарплату 2-х рабочих дней. Собирались снимать в космосе и художественное кино по роману Ч.

Айтматова «Тавро Кассандры» режиссер Ю. С 7 июня 1999 г. Однако все это так и осталось прожектами. Необходимых денег для поддержания ОК «Мир» в рабочем состоянии не нашлось. Можно было бы спасти и 14 тонн уникального научного оборудования, которое было размещено на ОК «Мир» и создавалось в 27 странах. Для этого требовалось перенести запуск ФГБ «Заря» на 6 часов позже. Но некоторые наши организации выступали против этого, американцы тоже возражали. Когда стало понятно, что России ОК «Мир» не нужен, в прессе стала появляться информация о возможной его продаже.

Проходили ли какие-нибудь конкретные переговоры о продаже не известно, а представители «Росавиакосмоса» подобные сообщения категорически опровергали. Последние 4 года в основном на поддержание ОК «Мир» деньги вкладывали американцы и европейцы. Почему они это делали? Потому что мы действовали в рамках соглашения по созданию МКС стоимостью 20 млрд. Партнеры выбрали такую схему, что начинается все с нас. Любой наш отказ, выход из проекта — разрушение кооперации. Обращает на себя внимание то, что пока ОК «Мир» выполнял американскую программу, разговоров о его затоплении не возникало. Но, как только эта программа была завершена, и американские астронавты приобрели опыт длительных полетов, NASA неоднократно стало назначать нам сроки затопления ОК «Мир», пытаясь убедить нас в его аварийном состоянии.

Несомненно, наше участие в строительстве МКС не должно рассматриваться как свертывание национальной программы. Недавние события на международной арене Югославия, Ирак еще раз подтвердили непредсказуемость американских политиков. Правительство СССР и России, начиная с Горбачева-Павлова, продолжая Ельциным-Кириенко, оказалось не в состоянии финансировать отечественную космическую отрасль даже в объеме, необходимом для ее выживания. Закрытие программ «Энергия-Буран», научных исследований в ближнем и дальнем космосе, дышащие на ладан космические группировки самых важных систем — связи, предупреждения о ракетном нападении, метеорологии — тому свидетельство. Даже обязательства по международным соглашениям уже не являются сдерживающим фактором и поэтому мы стали перед выбором: пилотируемая программа и ее развитие — или космическая связь, разведка? Так как денег на оба этих направления у правительства нет, то приходится выбирать связь и разведку, а остальные программы... Королева, которая финансировалась из ее внутренних резервов, так как бюджетных средств на ее эксплуатацию не поступало. Королева за последние годы вложила в развитие пилотируемых программ значительную часть средств см.

Конечно, два орбитальных комплекса — это огромная нагрузка на бюджет: 1,5 млрд. Но, есть бюджет, в котором 3. Вот и выбирай. Ибо национальные принципы можно хранить только за счет бюджета. Только на эту сумму можно было бы летать еще почти полгода. Члены Экспертного совета неоднократно указывали на то, что прекращение полета ОС «Мир» в 1999 г. Учитывая то, что многие научные и прикладные ресурсы МКС в значительной степени контролируются США, потенциальные заказчики под их давлением переориентируются на американский сегмент, что, естественно, ослабит конкурентные позиции России в проекте создания и эксплуатации МКС. В связи с этим, Экспертно-консультативный совет рекомендовал Правительству считать преждевременным и утратившим силу решение Б.

Немцова о прекращении работ с ОС «Мир» и ее затоплении середине 1999 г. Было также рекомендовано объявить завершающий этап летно-конструкторских испытаний ОС «Мир» международным научно-техническим экспериментом, который должен осуществляться за счет внебюджетных средств, образованных вкладами инвесторов и участников эксперимента. При этом должна быть обеспечена защита иностранных инвестиций и освобождение этого проекта от налогообложения. Но оперативных действий со стороны государственных структур не предпринималось. Объективную оценку состояния ОС «Мир» в 1998 г. Хруничева Э. Радченко, который в последствии был назначен Техническим руководителем по подготовке и испытаниям ФГБ «Заря» на космодроме Байконур: «техническое состояние ОС «Мир» не вызывает сегодня никаких серьезных нареканий. Более того, вернувшись с орбиты, космонавты в один голос отмечают ее отличное «самочувствие».

У специалистов на земле такие же данные подкреплены серьезнейшими исследованиями и экспериментами. Они убеждены: станция в состоянии успешно работать еще три года. Конечно, при условии, что будет соответствующее финансирование: многие детали ресурсного оборудования элементарно требуют плановой замены. Насосы, блоки полетного обогрева, вентиляторы… При минимальных затратах, связанных с поддержанием программы космических исследований на «Мире», мы получим дополнительный и очень, замечу, большой научно-технический эффект от ее эксплуатации». Были направления, которые позволяли найти средства на дальнейшую эксплуатацию ОК «Мир». Вице-премьер РФ И. Клебанов в интервью ОРТ в январе 2001 г. Может быть, следовало идти по этому пути?

Эта драматическая ситуация отсутствие финансирования усугублялась еще и тем, что из-за высокой плотности верхних слоев земной атмосферы в условиях максимального 11-летнего цикла солнечной активности ОК «Мир» начал быстро терять высоту до 500 метров за сутки и при этом могло произойти его неконтролируемое падение его на Землю уже в январе 2001 г. В этот момент ОК «Мир» представлял собой космическое тело массой более 130 тонн, которое, разрушаясь при сходе с орбиты, может развалиться на несколько тысяч отдельных фрагментов, причем некоторые из них будут весить до 700 кг и иметь кинетическую энергию, способную пробить железобетонную плиту толщиной 2 метра. Следует отметить, что в районе предполагаемого падения проживает 5 млрд. Кроме того, здесь находится несколько тысяч опасных техногенных объектов. Для подъема орбиты ОК «Мир» до высоты 600 км, требовалось в течение 2,5 месяцев запустить 3-4 грузовика-танкера «Прогресс М1» с топливом один ТГК «Прогресс М1» обеспечивает подъем орбиты на 56 км. Но этих грузовиков не было, да и времени на их изготовление не было, так как цикл изготовления корабля и ракеты — 22 месяца. Кроме того, такая орбита является неустойчивой, и для сохранения ОК «Мир» потребовались бы регулярные запуски грузовиков-танкеров, а их тоже не было. С этого момента судьба ОК «Мир» была предрешена.

Несомненно, проблема ОК «Мир» должна была решаться не на уровне благотворительности и не за счет средств предприятий отрасли, которым государство и так задолжало огромную сумму, а на уровне государственных структур. Королева Ю. Семенова и его заместителей, а не руководителей государства и отрасли. Ведь с потерей ОК «Мир» лишаются работы около 100 тысяч квалифицированных специалистов различных отраслей промышленности. Говоря о том, что в стране нет денег, забывают, что только на реконструкцию Большого кремлевского дворца ушло более 300 млн. Обсудив сложившуюся ситуацию, Правительством РФ было принято решение от 30 декабря 2000 г. Еще четыре орбитальные станции сошли с орбиты бесконтрольно: в 1973 г. К счастью, ни одно падение не сопровождалось человеческими жертвами или серьезными разрушениями.

Поэтому решение об управляемом сведении с орбиты ОК «Мир» было честным и единственно возможным. Последний раз к ОК «Мир» отправился грузовик с печальной, но ответственной миссией — доставке на ОК «Мир» топлива, необходимого для управляемого сведения комплекса с орбиты и затопления его в Тихом океане. Зато в баки ТГК «Прогресс М1-5» топлива закачали, что называется под завязку: 880,1 кг в баках двигательной установки и 1796,5 кг в системе дозаправки. Незадолго до запуска «Прогресс М1-5» произошло событие, которое во многом стало прохождением "точки возврата" в выборе автоматического способа прекращения полета российского ОК «Мир». Напомним, что так назывался экипаж, которому в случае невозможности сведения ОК «Мира» с орбиты в беспилотном режиме пришлось бы отправиться на станцию и «вручную» подготовить ее к спуску. Сделано это было с целью экономии топлива в баках, используемых СКД. Для увода с орбиты и затопления ОК «Мир» была запланирована двухсуточная четырехимпульсная схема затопления. Расстыковка модулей и ТГК при своде комплекса с орбиты не предусматривалась.

Затем выдавались три импульса для перевода его с круговой орбиты на эллиптическую спусковую — 160 х 230 км. Постоянно требовалось проводить уточнение орбиты для того, чтобы перигей орбиты нижний участок располагался над районом затопления. В апогее, когда ОК «Мир» должен был находиться вне атмосферы, которая не мешает ориентации, должен был быть выдан окончательный импульс и выработано все топливо. После этого ОК «Мир» переходил на траекторию входа в атмосферу. В 04:05 ДМВ началась первая динамическая операция. С помощью двигателей ориентации базового блока и выносной двигательной установки вращение ОК «Мир» было остановлено, включен блок для определения кватернионов на основании их СУД измеряет и поддерживает ориентацию комплекса. В интервале от 07:07 до 07:21 ДМВ проведена проверка ориентации ОК «Мир», контроль параметров орбиты, а также процесс зарядки буферных аккумуляторных батарей, которые ко времени «Ч» должны быть разряжены.

Почему мы пишем, что Калери стал одним из последним на станции «Мир»? В этом полёте он был бортинженером, следовательно, занимал одно из боковых кресел в корабле. При погрузке в корабль сначала занимают свои места космонавты, сидящие на боковых креслах.

А потом только командир экипажа, занимающий среднее кресло-ложемент. Предпоследним стал Калери, а последним на «Мире», выходит, стал Залётин.

Команда ТМ Союза 30 был первым космическим полетом для командующего полета Зэлиотина, который стал космонавтом в 1990 и закончил его общее обучение два года спустя в 1992. ТМ 30 был третьим посещением пространства, сделанного бортинженером Калери, который стал космонавтом в 1984 и закончил общее обучение в 1986. Резервная команда В то время как ТМ Союза 30 был в орбите, вторая конфиденциально финансируемая миссия планировалась, чтобы продолжить усилия по восстановлению на борту Мира. Команда назначила на эту миссию, хотя никогда не управляется, как сообщали, был резервной командой для ТМ 30, космонавты Салижан Шарипов и Павел Виноградов. Фон ТМ Союза 30 был предназначен MirCorp , чтобы быть первым в серии миссий обновить 14-летнюю космическую станцию МИР для коммерческого использования. Хотя миссия, как намечали, продлится приблизительно два месяца, командующий Сергей Салиотин сказал перед полетом, что, если бы дополнительные фонды стали доступными, миссия могла бы быть расширена до августа, когда другая команда заменила бы их.

Другой возможный сценарий, который произошел в действительности, должен был снова оставить станцию необитаемой, как был сделан за несколько месяцев до миссии. К концу ТМ Союза 30 планов были сформированы, чтобы послать другую конфиденциально финансируемую миссию продолжить усилия по обслуживанию MirCorp; космонавтам Салижану Шарипову и Павлу Виноградову экспериментально назначили в качестве команды.

Предлагаем вспомнить, что это была за станция, и попытаемся разобраться, почему ее решили затопить. Однако в силу технических, финансовых и политических причин строительство орбитального дома растянулось на 10 лет. В итоге станцию собрали тогда, когда расчетный срок ее эксплуатации был уже значительно превышен. По своему внешнему облику и габаритам новый комплекс напоминал своих предшественников — «Салюты», однако кое-какие отличия все же были. Новая технология на протяжении 15-ти лет помогала всем экспедициям без каких-либо проблем добираться до конечного пункта. Во-вторых, основной элемент комплекса — базовый блок — был разработан таким образом, что станция в составе даже одного только этого элемента могла выполнять все необходимые функции и обеспечивать длительное пребывание экипажа на борту.

Внутри блока были размещены каюты для космонавтов, отсек, где экипаж мог соблюдать личную гигиену, велотренажеры, инструменты для измерения массы тела, люки для перехода в другой модуль, шлюзовая камера для сброса мусора, ну и, конечно, центральный пост управления. Орбитальный дом, построенный еще в СССР, стал первой в мире космической станцией модульного типа, а также единственной в мире воздушной лабораторией, внутри которой можно было проводить наблюдения и эксперименты, необходимые для разгадок тайн Вселенной. Но также за это время на станции были зафиксированы тысячи неполадок и неисправностей. Закончил орбитальный комплекс свой путь в начале XXI века, проработав в три раза больше установленного срока.

Этот день в истории: 2001 год — начало эры космического туризма

Например, в 1990 году японская телекомпания отправила на станцию «Мир» своего журналиста, а ранее в космос летал на шаттлах сотрудник компании «McDonnell Douglas». В новом тысячелетии выйти за пределы атмосферы стало возможным и по собственному желанию, то есть туристом. Мусабаевым и Ю. Батуриным и первым космическим туристом Деннисом Тито на борту. Экипаж «Союза» провел на МКС 6 дней, во время которых космонавты проводили научные эксперименты, а турист Тито занимался фото- и видеосъемкой, вел дневник и подбирал продукты на завтрак, обед и ужин для всех находящихся на МКС. Сразу после приземления первый космический турист сказал, что он побывал в раю, и что собирается опубликовать книгу о своем пребывании в космосе. За полет на околоземную орбиту Тито заплатил Федеральному космическому агентству России 20 млн. Именно тогда в мировых СМИ и появилось выражение «космический туризм», начало которому положил этот полет.

Ориентировочная стоимость "Мира" - 3 миллиарда долларов. За время существования орбитального комплекса на его борту было выполнено более 16 тысяч научных экспериментов, получены уникальные знания общечеловеческого значения. Генеральный директор Ракетно-космической корпорации "Энергия", которая эксплуатирует станцию "Мир", Юрий Семенов отметил, что 28-я экспедиция завершилась успешно, ее программа выполнена полностью. Сергей Залетин и Александр Калери находились на станции "Мир" 72 дня. Они подготовили станцию "Мир" к длительной эксплуатации. Прибыв на станцию, космонавты перевели ее в пилотируемый режим.

В итоге станция проработала на орбите почти 15 лет — если быть точным, то 5511 суток. На момент затопления «Мира» 23 марта 2001 года это бы абсолютный рекорд: ни одна другая станция не проработала на орбите хоть сколько-нибудь сопоставимое время! Но троекратно превышенный срок эксплуатации все-таки начал сказываться, что и стало одной из причин решения о прекращении работ на «Мире». Кроме собственного рекорда продолжительности полета, станция позволила установить еще два подобных: на ней дольше всех в космосе в течение одного полета — 437 суток и 18 часов — проработал советский космонавт Валерий Поляков. На «Мире» же установлен и подобный рекорд среди космонавтов-женщин: американка Шеннон Лусид в течение одного полета провела на станции 188 суток. Американский астронавт Шеннон Лусид, которой принадлежит рекорд длительности одновременного пребывания в космосе среди женщин — 188 суток Источник: archive. Состыковавшись с «Миром» 15 марта 1986 года, космонавты за 51 день провели серию экспериментов с растениями, после чего погрузили их в свой корабль и за 29 часов перелетели на «Салют-7», впервые осуществив подобный перелет. Нужен он был в том числе и для того, чтобы перебросить обратно на новую станцию часть оборудования, а также выполнить работы, которые из-за болезни командира не смог выполнить предыдущий экипаж «семерки». Так Леонид Кизим и Владимир Соловьев стали еще и последним экипажем «Салюта-7»: законсервировав эту станцию, они 26 июня 1986 года вернулись на другую, завершили ее дооборудование и 16 июля отправились назад на Землю. Примечательно, что за время этого полета Леонид Кизим успел установить первый рекорд новой станции, проведя в космосе в общей сложности больше года — 373 дня. А последним экипажем «Мира» стали Сергей Залетин и Александр Калери: на космическом корабле «Союз ТМ-30» они прибыли на станцию 4 апреля 2000 года, законсервировали ее и 16 июня вернулись на Землю.

Корабль выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 51,63 град. В 06:10:40 UTC корабль был сведен с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы. Несгоревшие остатки затоплены в пустынных районах Тихого океана. Стыковка была осуществлена в автоматическом режиме. КА представляет из себя аппарат радиотехнической разведки типа "Целина-2" и выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 71 град. Двигатели малой тяги грузового транспортного корабля "Прогресс М1-1" были включены в 05:45 UTC и проработали 18 минут 38 секунд. Это позволило увеличить высоту полета комплекса на 10 км. Параметры орбиты после сегодняшней двухэтапной корректировки соответствуют запланированным: наклонение орбиты - 51,6 град. Корректировка была связана с необходимостью подъема станции на более высокую орбиту, так как в результате длительного полета она приблизилась к верхним слоям атмосферы Земли, что могло вызвать ее дополнительное торможение и снижение по высоте. КА выведен на орбиту с параметарми: наклонение орбиты — 64,85 град. В результате многодневных поисков удалось обнаружить грузомакет спутника, но разгонный блок найти не удалось. Оба аппарата совершили посадку с применением надувной спасательной системы IRDT, использовавшейся впервые. Ракета поразила учебную цель в заданном районе в 10:24 UTC. Перевозка осуществлялась на барже, которая несколько недель назад покинула санкт-петербургский порт. Полноразмерный аналог КК использовался в 1985 - 1988 годах для отработки режимов автоматической посадки. Несмотря на полученные повреждения, спутник продолжает работать. Спутник массой 4500 кг изготовлен на заводе американской компанией Lockheed Martin Commercial Space Systems в Саннивале шт. Согласно условиям соглашения, эксплуатация станции "Мир" может осуществляться в коммерческих целях: от космического туризма и рекламы на орбите до промышленного производства и научных экспериментов. Фрунзе Петр Александрович Тюрин с 1953 года по 1981 год. Самочувствие испытателей хорошее. КА массой 2300 кг изготовлен в НПО прикладной механики г. Железногорск, Красноярский край при участии французской фирмы Alcatel Space и предназначен для обеспечения мобильной связи и ретрансляции телепрограмм. Спутник выведен на геостационарную орбиту в точку стояния над 80 градусом восточной долготы. В 18:37 UTC произошло отделение связки "макет-разгонный блок" от последней ступени РН и включение собственных двигателей "Фрегата". Двигатель блока проработал 3 минуты и вывел связку "спутник-разгонный блок" на низкую круговую орбиту. В 19:46 UTC было произведено второе включение двигателя блока, который проработал 8 минут и вывел связку на высокоэллиптическую орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 64,6377 град. Приблизительно в 20:00 UTC произведена имитация отделения полезной нагрузки габаритно-весовой макет спутника "Cluster-2" от разгонного блока "Фрегат". Все операции по маневрированию на орбите прошли успешно. Реальное отделение макета от блока "Фрегат" не предусматривалось. По мнению российской стороны, такой договор предотвратит появление в космосе целого класса вооружений и поможет упрочить запрет на размещение на околоземном пространстве оружия массового поражения. Через 32 минуты полета головные части ракет поразили учебные цели на полигоне Кура на полуострове Камчатка, преодолев расстояние в 8000 км. Спустя 27 минут головная часть ракеты успешно поразила учебную цель в районе Канина Носа на удалении 7000 км от места запуска. Позывной - "Енисей". Корабль выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 51,6 град. Это первый пилотируемый полет, который финансируется не государством, а целиком оплачен зарегистрированной в Нидерландах компанией MirCorp. Процесс сближения происходил в автоматическом режиме, а на расстоянии 10 м экипаж перешел на ручное управление и осуществил стыковку. Корабль пристыкован к осевому стыковочному узлу со стороны переходного отсека базового блока станции. Спустя 31 минуту ракета поразила цель в районе полигона Кура на полуострове Камчатка.

Началась первая долговременная экспедиция МКС-1

Примечательно, что за время этого полета Леонид Кизим успел установить первый рекорд новой станции, проведя в космосе в общей сложности больше года — 373 дня. А последним экипажем «Мира» стали Сергей Залетин и Александр Калери: на космическом корабле «Союз ТМ-30» они прибыли на станцию 4 апреля 2000 года, законсервировали ее и 16 июня вернулись на Землю. Первый экипаж станции «Мир» и последний экипаж станции «Салют-7»: космонавты Леонид Кизим слева и Владимир Соловьев Источник: warheroes. Существовала специальная программа «Мир» — «Шаттл», в рамках которой три «челнока» — «Атлантис», «Индевор» и «Дискавери» — совершили девять полетов к станции, доставляя на нее советских космонавтов и их американских коллег. Чтобы обеспечить возможность стыковки космических аппаратов, которые первоначально не были на это рассчитаны, пришлось доставить к «Миру» и установить специальный стыковочный узел, к которому могли присоединяться американские космические корабли многоразового использования. Первая стыковка была с «Атлантисом», она состоялась 29 июня 1995 года, а последняя — с «Дискавери» 4 июня 1998 года, и за это время на станции успели побывать 44 астронавта США. Всего же за 15 лет своего существования станция «Мир» приняла на борту 14 международных экспедиций, причем чаще всего пять раз!

Экипаж космического челнока «Дискавери», совершившего последний полет к орбитальной станции «Мир». Второй справа — российский космонавт, дважды Герой Советского Союза Валерий Рюмин, для которого это был уже четвертый полет за его космическую карьеру Источник: cosmoworld. Источник: felix-edmund.

Королева также выступили с инициативой по поддержке программы «Мир». В частности, сотрудники Центра 12Ц предлагали перечислить в фонд поддержки ОК «Мир» зарплату 2-х рабочих дней. Собирались снимать в космосе и художественное кино по роману Ч. Айтматова «Тавро Кассандры» режиссер Ю. С 7 июня 1999 г. Однако все это так и осталось прожектами. Необходимых денег для поддержания ОК «Мир» в рабочем состоянии не нашлось. Можно было бы спасти и 14 тонн уникального научного оборудования, которое было размещено на ОК «Мир» и создавалось в 27 странах. Для этого требовалось перенести запуск ФГБ «Заря» на 6 часов позже. Но некоторые наши организации выступали против этого, американцы тоже возражали. Когда стало понятно, что России ОК «Мир» не нужен, в прессе стала появляться информация о возможной его продаже. Проходили ли какие-нибудь конкретные переговоры о продаже не известно, а представители «Росавиакосмоса» подобные сообщения категорически опровергали. Последние 4 года в основном на поддержание ОК «Мир» деньги вкладывали американцы и европейцы. Почему они это делали? Потому что мы действовали в рамках соглашения по созданию МКС стоимостью 20 млрд. Партнеры выбрали такую схему, что начинается все с нас. Любой наш отказ, выход из проекта — разрушение кооперации. Обращает на себя внимание то, что пока ОК «Мир» выполнял американскую программу, разговоров о его затоплении не возникало. Но, как только эта программа была завершена, и американские астронавты приобрели опыт длительных полетов, NASA неоднократно стало назначать нам сроки затопления ОК «Мир», пытаясь убедить нас в его аварийном состоянии. Несомненно, наше участие в строительстве МКС не должно рассматриваться как свертывание национальной программы. Недавние события на международной арене Югославия, Ирак еще раз подтвердили непредсказуемость американских политиков. Правительство СССР и России, начиная с Горбачева-Павлова, продолжая Ельциным-Кириенко, оказалось не в состоянии финансировать отечественную космическую отрасль даже в объеме, необходимом для ее выживания. Закрытие программ «Энергия-Буран», научных исследований в ближнем и дальнем космосе, дышащие на ладан космические группировки самых важных систем — связи, предупреждения о ракетном нападении, метеорологии — тому свидетельство. Даже обязательства по международным соглашениям уже не являются сдерживающим фактором и поэтому мы стали перед выбором: пилотируемая программа и ее развитие — или космическая связь, разведка? Так как денег на оба этих направления у правительства нет, то приходится выбирать связь и разведку, а остальные программы... Королева, которая финансировалась из ее внутренних резервов, так как бюджетных средств на ее эксплуатацию не поступало. Королева за последние годы вложила в развитие пилотируемых программ значительную часть средств см. Конечно, два орбитальных комплекса — это огромная нагрузка на бюджет: 1,5 млрд. Но, есть бюджет, в котором 3. Вот и выбирай. Ибо национальные принципы можно хранить только за счет бюджета. Только на эту сумму можно было бы летать еще почти полгода. Члены Экспертного совета неоднократно указывали на то, что прекращение полета ОС «Мир» в 1999 г. Учитывая то, что многие научные и прикладные ресурсы МКС в значительной степени контролируются США, потенциальные заказчики под их давлением переориентируются на американский сегмент, что, естественно, ослабит конкурентные позиции России в проекте создания и эксплуатации МКС. В связи с этим, Экспертно-консультативный совет рекомендовал Правительству считать преждевременным и утратившим силу решение Б. Немцова о прекращении работ с ОС «Мир» и ее затоплении середине 1999 г. Было также рекомендовано объявить завершающий этап летно-конструкторских испытаний ОС «Мир» международным научно-техническим экспериментом, который должен осуществляться за счет внебюджетных средств, образованных вкладами инвесторов и участников эксперимента. При этом должна быть обеспечена защита иностранных инвестиций и освобождение этого проекта от налогообложения. Но оперативных действий со стороны государственных структур не предпринималось. Объективную оценку состояния ОС «Мир» в 1998 г. Хруничева Э. Радченко, который в последствии был назначен Техническим руководителем по подготовке и испытаниям ФГБ «Заря» на космодроме Байконур: «техническое состояние ОС «Мир» не вызывает сегодня никаких серьезных нареканий. Более того, вернувшись с орбиты, космонавты в один голос отмечают ее отличное «самочувствие». У специалистов на земле такие же данные подкреплены серьезнейшими исследованиями и экспериментами. Они убеждены: станция в состоянии успешно работать еще три года. Конечно, при условии, что будет соответствующее финансирование: многие детали ресурсного оборудования элементарно требуют плановой замены. Насосы, блоки полетного обогрева, вентиляторы… При минимальных затратах, связанных с поддержанием программы космических исследований на «Мире», мы получим дополнительный и очень, замечу, большой научно-технический эффект от ее эксплуатации». Были направления, которые позволяли найти средства на дальнейшую эксплуатацию ОК «Мир». Вице-премьер РФ И. Клебанов в интервью ОРТ в январе 2001 г. Может быть, следовало идти по этому пути? Эта драматическая ситуация отсутствие финансирования усугублялась еще и тем, что из-за высокой плотности верхних слоев земной атмосферы в условиях максимального 11-летнего цикла солнечной активности ОК «Мир» начал быстро терять высоту до 500 метров за сутки и при этом могло произойти его неконтролируемое падение его на Землю уже в январе 2001 г. В этот момент ОК «Мир» представлял собой космическое тело массой более 130 тонн, которое, разрушаясь при сходе с орбиты, может развалиться на несколько тысяч отдельных фрагментов, причем некоторые из них будут весить до 700 кг и иметь кинетическую энергию, способную пробить железобетонную плиту толщиной 2 метра. Следует отметить, что в районе предполагаемого падения проживает 5 млрд. Кроме того, здесь находится несколько тысяч опасных техногенных объектов. Для подъема орбиты ОК «Мир» до высоты 600 км, требовалось в течение 2,5 месяцев запустить 3-4 грузовика-танкера «Прогресс М1» с топливом один ТГК «Прогресс М1» обеспечивает подъем орбиты на 56 км. Но этих грузовиков не было, да и времени на их изготовление не было, так как цикл изготовления корабля и ракеты — 22 месяца. Кроме того, такая орбита является неустойчивой, и для сохранения ОК «Мир» потребовались бы регулярные запуски грузовиков-танкеров, а их тоже не было. С этого момента судьба ОК «Мир» была предрешена. Несомненно, проблема ОК «Мир» должна была решаться не на уровне благотворительности и не за счет средств предприятий отрасли, которым государство и так задолжало огромную сумму, а на уровне государственных структур. Королева Ю. Семенова и его заместителей, а не руководителей государства и отрасли. Ведь с потерей ОК «Мир» лишаются работы около 100 тысяч квалифицированных специалистов различных отраслей промышленности. Говоря о том, что в стране нет денег, забывают, что только на реконструкцию Большого кремлевского дворца ушло более 300 млн. Обсудив сложившуюся ситуацию, Правительством РФ было принято решение от 30 декабря 2000 г. Еще четыре орбитальные станции сошли с орбиты бесконтрольно: в 1973 г. К счастью, ни одно падение не сопровождалось человеческими жертвами или серьезными разрушениями. Поэтому решение об управляемом сведении с орбиты ОК «Мир» было честным и единственно возможным. Последний раз к ОК «Мир» отправился грузовик с печальной, но ответственной миссией — доставке на ОК «Мир» топлива, необходимого для управляемого сведения комплекса с орбиты и затопления его в Тихом океане. Зато в баки ТГК «Прогресс М1-5» топлива закачали, что называется под завязку: 880,1 кг в баках двигательной установки и 1796,5 кг в системе дозаправки. Незадолго до запуска «Прогресс М1-5» произошло событие, которое во многом стало прохождением "точки возврата" в выборе автоматического способа прекращения полета российского ОК «Мир». Напомним, что так назывался экипаж, которому в случае невозможности сведения ОК «Мира» с орбиты в беспилотном режиме пришлось бы отправиться на станцию и «вручную» подготовить ее к спуску. Сделано это было с целью экономии топлива в баках, используемых СКД. Для увода с орбиты и затопления ОК «Мир» была запланирована двухсуточная четырехимпульсная схема затопления. Расстыковка модулей и ТГК при своде комплекса с орбиты не предусматривалась. Затем выдавались три импульса для перевода его с круговой орбиты на эллиптическую спусковую — 160 х 230 км. Постоянно требовалось проводить уточнение орбиты для того, чтобы перигей орбиты нижний участок располагался над районом затопления. В апогее, когда ОК «Мир» должен был находиться вне атмосферы, которая не мешает ориентации, должен был быть выдан окончательный импульс и выработано все топливо. После этого ОК «Мир» переходил на траекторию входа в атмосферу. В 04:05 ДМВ началась первая динамическая операция. С помощью двигателей ориентации базового блока и выносной двигательной установки вращение ОК «Мир» было остановлено, включен блок для определения кватернионов на основании их СУД измеряет и поддерживает ориентацию комплекса. В интервале от 07:07 до 07:21 ДМВ проведена проверка ориентации ОК «Мир», контроль параметров орбиты, а также процесс зарядки буферных аккумуляторных батарей, которые ко времени «Ч» должны быть разряжены. В это время все системы станции кроме радиосистем, двух БЦВМ и блока датчиков угловых скоростей нужны для контроля отклонения комплекса от заданной ориентации были отключены. В 10:04 ДМВ по команде с Земли солнечные батареи модуля «Спектр» были выставлены плоскостью вдоль оси Х, чтобы уменьшить парусность комплекса в верхних слоях атмосферы. В 11:35 ДМВ были откорректированы базисы, то есть отклонения ориентации по всем трем осям, накопившиеся за предыдущие 4 витка и была заложена циклограмма работы ОК «Мир» на период нахождения его вне зоны радиовидимости, а также перед включением двигателей «Прогресса М1-5» на торможение. Но прохождение этих команд на борт и их исполнение в ЦУП контролировать было затруднительно, так как комплекс ушел за горизонт. В 22:00:50 ДМВ комплекс автоматически был стабилизирован относительно звезд инерциальная стабилизация с таким расчетом, чтобы ПАО ТГК «Прогресс М 1-5» был направлен против движения и под определенным углом к касательной. В первые минуты нового дня, 23 марта 2001 г. В 00:48 ДМВ выяснилось, что передатчик на базовом блоке включился и работает нормально. Ориентация ОК «Мир» определялась по имеющейся информации о положении солнечных батарей на разных модулях и о том, где находится Солнце. Для дополнительного контроля ориентации использовалась видеокамера системы бортового телевидения «Клест» на ПхО, направленная на линию горизонта. Была разработана специальная программа, определяющая, в какой момент времени какой объект на Земле должен быть виден. Моделируя на ПЭВМ положение ОК «Мир» и сравнивая с получаемым реальным изображением, удавалось контролировать ориентацию с точностью до нескольких градусов. Такая погрешность позволяла в любом случае затопить станцию в заданном районе. По секторам солнечных батарей определили, что комплекс принял заданную ориентацию, а по информации оптического звездного датчика убедились, что состояние ОК «Мир» соответствует расчетному. Расчетная масса ОК «Мир» к этому моменту составила 129,7 тонн. В 02:19 ДМВ были введены новые данные о допустимом расходе топлива при различных операциях, окончательно введены уставки в БЦВК ТКГ «Прогресс М 1-5», запущен режим работы по признакам, согласно которому запускалась решающая циклограмма. Начался так называемый «паровоз» — цикл команд и операций, финалом которого являлось сведение комплекса с орбиты. Также был проведен контроль работы ДПО. Был выработан тормозной импульс 9,28 м. В 05:16-05:30 ДМВ был осуществлен контроль ориентации, которая оказалась в допустимых пределах. Сформировалась предпусковая орбита — 158,406 x 219,237 км — с перигеем над районом падения в южной части Тихого океана. Перед выдачей последнего тормозного импульса, когда давление в баках ОДУ упало до 18 атм. Суммарная тяга при этом составила 393 кгс.

Спуск» по одной книге для каждого члена экипажа ; «Орбитальный полет» по одной книге для каждого члена экипажа ; «Резервные режимы» по одной книге для командира корабля и бортинженера ; «Нештатные ситуации» по одной книге для каждого члена экипажа ; «Справочные материалы» одна книга на весь экипаж ; «Программа полёта» одна книга на весь экипаж. Таким образом, для экипажа из двух человек на борт транспортного корабля «Союз ТМ» укладывается 10 книг. Общая масса всех книг составляет примерно 5 кг. В составе основного экипажа, помимо Сергея Залётина и Александра Калери, подготовку к полёту на «Мир» проходил актёр Владимир Стеклов в качестве коммерческого гостя для съёмки фильма Юрия Кара по мотивам романа Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры», но из-за недостаточного финансирования проекта, а также конфликта режиссёра с Роскосмосом, проект съёмки российского фильма в космосе был заморожен.

История станции, пережившей распад СССР и таран в космосе

Экипаж «Союз ТМ-30» стал последним экипажем станции «МИР» и завершил многолетнюю историю работы орбитальной станции. Идея отправить журнал в космос пришла Юрию Батурину после его полета в космос в 1998 году. Предыдущий полностью российский экипаж в составе Сергея Залетина и Александра Калери отправился на корабле "Союз ТМ-30" на орбитальную станцию "Мир" в апреле 2000 года. К МКС экипажи из только российских космонавтов не летали. С космодрома Байконур, 31 октября 2000 года стартовала трехступенчатая ракета-носитель Союз-У, с кораблем «Союз ТМ-31» и экипажем первой длительной экспедиции Международной космической станции. «Союз ТМ-30» — российский транспортный пилотируемый космический аппарат из серии «Союз ТМ», на котором в 2000 году было осуществлено последнее посещение.

Советский «Мир». История станции, пережившей распад СССР и таран в космосе

Союз ТМ-30 Эмблема Полётные данные корабля Название корабля Союз ТМ-30 Ракета-носитель Союз-У Стартовая площадка Байконур Пл. 1 Запуск 4 апреля 2000 05:01:29 UTC Стыковка 6 апреля 2000 06:31:22 UTC Место стыковки Мир. Один запуск состоится в апреле или марте, а другой – осенью. «Coюз TM-30» — poccийcкий тpaнcпopтный пилoтиpyeмый кocмичecкий aппapaт из cepии «Coюз TM», нa кoтopoм в 2000 гoдy былo ocyщecтвлeнo пocлeднee пoceщeниe (28-я ocнoвнaя экcпeдиция) opбитaльнoй cтaнции «Mиp».

Союз ТМ-30

«Союз ТМ-30» — российский транспортный пилотируемый космический аппарат из серии «Союз ТМ», на котором в 2000 году было осуществлено посл. Как сообщает РИА "Новости" со ссылкой на свой источник в ракетно-космической отрасли, этот полёт может произойти весной следующего года, в космос они направятся на корабле "Союз МС-18". На Уникальной фотографии Космонавты Сергей Залетин и Александр Калери (экипаж "Союз ТМ-30") отдают дань традиции, поливая колесо автобуса. «Союз ТМ-30» — российский транспортный пилотируемый[2] космический аппарат из серии «Союз ТМ», на котором в 2000 году было осуществлено последнее экспедиционное посещение (28-ая основная экспедиция) орбитальной станции «Мир». Хронология пилотируемых космических полётов (2000-е). Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция».

Космические пуски и события в СССР и России

Российской стороне, уточнил глава госкорпорации, хотелось бы запустить полностью российский экипаж из трех человек, но потребность NASA в креслах может эти планы разрушить. Он уточнил, что изначально "переговоры шли по более длительному автономному полету на российском корабле". Однако состоявшаяся экспедиция прошла во время пересменки двух экипажей. По словам исполнительного директора Роскосмоса, если состоится специализированный полет, то одно место займет командир из России, еще два - "либо это партнер из другой страны, либо два астронавта ОАЭ". Технические переговоры на эту тему уже проводились, пояснил Крикалев.

В нём же располагались системы стабилизации: ввиду своего разведывательного назначения станция должна была постоянно смотреть на Землю. К торцу «Алмаза» мог пристыковаться корабль снабжения подразумевался «Союз» , и если экипаж самой станции состоял из трёх человек, то с экипажем корабля он увеличивался до шести.

Также существовали наработки «Алмаза» с двумя спускаемыми аппаратами, кроме того, рассматривалась установка на станцию вооружения для уничтожения вражеских спутников и даже! Вооружение для станции было не только спроектировано, но и изготовлено. СССР имел некоторый опыт разработки космических кораблей военного назначения, впрочем так и не вылившийся в реальные конструкции: проекты «Союз-Р» разведывательный , «Союз-ППК» с ракетами на борту, многоместный исследовательский «Союз 7К-ВИ». В качестве основного оружия для «Алмаза» взяли серийную авиационную пушку НР-23 конструкции Александра Нудельмана и Арона Рихтера, производившуюся с 1948 по 1956 год. НР-23 переработали для стрельбы в вакууме и назвали «Щит-1» впоследствии был ещё «Щит-2» для другого военного проекта. Она выполняла 950 выстрелов в минуту компактными 200-граммовыми снарядами, способными на расстоянии в несколько километров превратить в металлолом всё что угодно.

Её хотели жёстко закрепить на брюхе корабля и наводить поворотом всей станции. Сложным моментом была стабилизация при отдаче — планировалось компенсировать её дополнительной тягой двигателей. Чисто теоретически «Алмаз» не должен был, да и не мог ни на кого нападать: громоздкая станция весила почти 18 тонн и наводилась очень медленно, так что пушка в первую очередь предназначалась для обороны. Наземные испытания орудия провели успешно, а до космических дело не дошло. Всё упёрлось в практику. У ЦКБ машиностроения, которое возглавлял Челомей, не было опыта создания систем для орбитальных полётов, кроме того, уровень развития техники на тот момент ещё не позволял создать проект такой сложности.

Разработка всё затягивалась, на каждую решённую техническую проблему возникало десять нерешённых. По сути, к концу 1960-х проект так и остался абсолютно сырым. Замечу, что в США ситуация обстояла не лучше: расходы росли, времени требовалось всё больше, и в 1969 году, когда оказалось, что беспилотные спутники наблюдения справляются с разведкой не хуже людей с фотоаппаратами, программу MOL попросту закрыли. Но уже тогда все понимали, что если «Алмаз» и отправится на орбиту, то не раньше середины 1970-х. Космический опыт ЦКБЭМ был несоизмеримо больше, чем у ОКБ-52, и специалисты, базируясь на наработках коллег, предложили куда более жизнеспособный проект — научно-хозяйственную орбитальную станцию без военных надстроек, значительно менее сложную и реализуемую за короткий срок. Челомей, кстати, всем происходящим был крайне недоволен: по сути, у него из-под носа увели почти законченный проект, при этом воспользовавшись всеми его разработками.

Мирная станция Будущий «Салют» получил техническое наименование ДОС «долговременная орбитальная станция» , весь же комплекс, состоящий из орбитальной части и корабля снабжения, назвали ДОС-7К. В декабре 1969 года в правительство поступило предварительное техническое предложение по станции, а 9 февраля 1970-го вышло постановление ЦК КПСС о разработке комплекса. Челомей с его военными инициативами работу продолжал, но отошёл на второй план. Хруничева , подразделении челомеевского ОКБ-52, к 1965 году разработали и полностью подготовили новенький «Протон», изначально проектировавшийся для «Алмаза». Первый запуск «Протона» его двухступенчатой модификации УР-500 состоялся 16 июля 1965 года — на орбиту отправили тяжёлый научный спутник «Протон-1», от которого ракета-носитель и унаследовала своё несекретное название. Для ДОС предполагалось использовать модификацию «Протон-К», одну из самых массовых и успешных ракет-носителей этой программы: с 1967 по 2012 год «Протоны-К» стартовали 310 раз!

Она представляла собой трёхступенчатый с возможностью добавления четвёртой ступени носитель тяжёлого класса, предназначенный для советской программы облёта Луны, совершивший первый полёт 10 марта 1967 года — тогда на орбиту вывели опытный спутник «Космос-146», построенный в рамках программы «Зонд». Занятно, но неудачами закончились 15! Конструкция «Салюта-1» — такое название получила мирная станция — в целом явно базировалась на «Алмазе». Она представляла собой три цилиндра разного сечения. Самый большой был агрегатным отсеком, в котором располагались корректирующие двигатели — модификация модели, взятой от «Союза», — а также энергетическая установка с солнечными батареями «крыльями». Далее шёл жилой, он же рабочий отсек, позаимствованный отчасти из «Алмаза»; он был рассчитан на трёх космонавтов и предполагал возможность проводить эксперименты, заниматься фотосъёмкой, спать, есть, пить, отдыхать — в общем, вести обычную космическую жизнь.

Наконец, цилиндр самого маленького диаметра служил переходным отсеком в стыковочный аппарат. Тут-то оказалось, что первый блин, каким бы удачным он ни выглядел, всегда комом. Ни Елисеев, ни Рукавишников не были военными; Рукавишников вообще закончил МИФИ, в течение трёх недель на станции ему предстояло заниматься инженерными задачами и научными экспериментами. Но произошёл казус. Сближение и стыковка корабля и станции прошли успешно, штырь корабля-«папы» зафиксировался в конусе станции-«мамы» это было, к слову, первое применение ССВП. Но оказалось, что конструкторы не предусмотрели отключение двигателей причаливания и ориентации «Союза», которые попытались скорректировать движение корабля без учёта пристыкованной станции деформировали стыковочный узел.

Таким образом, дальнейшая полная стыковка становилась невозможной. При этом и отстыковаться не получалась, поскольку деформированный штырь не выходил из узла «Салюта». Его можно было отстрелить, но тогда он остался бы внутри стыковочного аппарата станции и ни один корабль больше бы к ней не пришвартовался.

Он уточнил, что изначально "переговоры шли по более длительному автономному полету на российском корабле". Однако состоявшаяся экспедиция прошла во время пересменки двух экипажей. По словам исполнительного директора Роскосмоса, если состоится специализированный полет, то одно место займет командир из России, еще два - "либо это партнер из другой страны, либо два астронавта ОАЭ".

Технические переговоры на эту тему уже проводились, пояснил Крикалев. Он вернулся на Землю 3 октября в составе экипажа другого корабля "Союз МС-12".

Но спонсоры я вспоминаю, что режиссер Юрий Кара так их и не назвал корпорацию кинули. За три недели до старта Стеклов был исключен из экипажа. Думаю, ему сильно повезло… Александр Калери последним закрыл люк «Мира». Мы, улетая, были уверены, что еще одна экспедиция прилетит. Атмосфера утекала. После того, как в 1997-ом грузовой «Прогресс» повредил модуль «Спектр», тот герметично закрыли.

Но поставили нужные датчики. Вот в одном гайка разболталась и воздух уходил. Мы место утечки нашли, поставили заглушку. Утекать перестало. Были проблемы с системой обеспечения теплового режима эта система в некоторых модулях обеспечивает отопление, а в некоторых — охлаждение — А. В нее затекал воздух из атмосферы станции и останавливал насосы. Поэтому жидкость периодически нужно было сепарировать от воздуха. Мы это делали несколько раз.

Временами было жарко. Я работал с системами в одних трусах потому что жарко было, как в бане. А когда я ногой касался ведер с конденсатом — они обжигали. Они стали просто опасны для людей. Люди на станции жили и возвращались здоровыми. И Залетина - еще в один полет. Думаю, история с микроорганизмами - это оправдание того, что случилось. Тогда можно было при необходимости перелететь на «Мир», забрать оттуда какое-то оборудование и привезти на МКС.

Я же нашел на «Мире» в 2000-м оборудование, которое в 1986-м привезли с «Салюта-7»! Но тогда продавили другое решение — чтобы такой перелет был невозможен. Кто - можешь догадываться. Американская, а не международная. Он вынужден был подчиниться. Прощание - Помнишь свой последний день на «Мире»? И у Сереги было также. Мы лечились работой.

А потом у меня неожиданно состоялось личное прощание со станцией. В корабле я сидел в левом кресле. Передо мной иллюминатор.

Этот день в истории: 2001 год — начало эры космического туризма

В 1995 году российский врач Валерий Поляков установил не побитый до сих пор рекорд продолжительности одного полёта, проведя в космосе 437 суток 17 часов 59 минут. 16 июня, после 72 суток полета, законсервировав станцию, Залетин и Калери в возвращаемом аппарате космического корабля «Союз ТМ-30» вернулись на Землю. Работы с орбитальным комплексом «МИР» в пилотируемом варианте закончились окончательно. Сергей Залетин и Александр Калери открыли входные люки и перешли с корабля "Союз" на орбитальную станцию "Мир".

35 лет назад состоялся запуск орбитального комплекса «Мир»

NASA и до того были проекты орбитальных станций, но дальше набросков и предварительных идей дело не заходило, и уж тем более серьёзного финансирования на такие программы никто не выделял. Разработчиком MOL стала Douglas Aircraft Company; проект станции предполагал постоянный экипаж из двух человек и 40-дневное нахождение аппарата на орбите. Основное назначение MOL было не научно-исследовательское, а шпионское: станция оснащалась оборудованием для фотографирования, радиотехнической разведки и прочих подобных действий. Проект был грандиозным, и, на мой взгляд, его воплощение с помощью технологий, доступных в 1960-х годах, кажется весьма сомнительным. Конструкция «Алмаза» выглядела следующим образом.

За ним следовал рабочий отсек — здесь располагалось различное навигационное оборудование, а также разработанный специально для программы гигантский 2,5-метровый телескоп-фотоаппарат «Агат-1», на тот момент самый мощный подобный прибор в мире. По сути, он позволял делать съёмку поверхности Земли, аналогичную современным снимкам Google Maps. Третьим блоком станции был двигательный отсек. В нём же располагались системы стабилизации: ввиду своего разведывательного назначения станция должна была постоянно смотреть на Землю.

К торцу «Алмаза» мог пристыковаться корабль снабжения подразумевался «Союз» , и если экипаж самой станции состоял из трёх человек, то с экипажем корабля он увеличивался до шести. Также существовали наработки «Алмаза» с двумя спускаемыми аппаратами, кроме того, рассматривалась установка на станцию вооружения для уничтожения вражеских спутников и даже! Вооружение для станции было не только спроектировано, но и изготовлено. СССР имел некоторый опыт разработки космических кораблей военного назначения, впрочем так и не вылившийся в реальные конструкции: проекты «Союз-Р» разведывательный , «Союз-ППК» с ракетами на борту, многоместный исследовательский «Союз 7К-ВИ».

В качестве основного оружия для «Алмаза» взяли серийную авиационную пушку НР-23 конструкции Александра Нудельмана и Арона Рихтера, производившуюся с 1948 по 1956 год. НР-23 переработали для стрельбы в вакууме и назвали «Щит-1» впоследствии был ещё «Щит-2» для другого военного проекта. Она выполняла 950 выстрелов в минуту компактными 200-граммовыми снарядами, способными на расстоянии в несколько километров превратить в металлолом всё что угодно. Её хотели жёстко закрепить на брюхе корабля и наводить поворотом всей станции.

Сложным моментом была стабилизация при отдаче — планировалось компенсировать её дополнительной тягой двигателей. Чисто теоретически «Алмаз» не должен был, да и не мог ни на кого нападать: громоздкая станция весила почти 18 тонн и наводилась очень медленно, так что пушка в первую очередь предназначалась для обороны. Наземные испытания орудия провели успешно, а до космических дело не дошло. Всё упёрлось в практику.

У ЦКБ машиностроения, которое возглавлял Челомей, не было опыта создания систем для орбитальных полётов, кроме того, уровень развития техники на тот момент ещё не позволял создать проект такой сложности. Разработка всё затягивалась, на каждую решённую техническую проблему возникало десять нерешённых. По сути, к концу 1960-х проект так и остался абсолютно сырым. Замечу, что в США ситуация обстояла не лучше: расходы росли, времени требовалось всё больше, и в 1969 году, когда оказалось, что беспилотные спутники наблюдения справляются с разведкой не хуже людей с фотоаппаратами, программу MOL попросту закрыли.

Но уже тогда все понимали, что если «Алмаз» и отправится на орбиту, то не раньше середины 1970-х. Космический опыт ЦКБЭМ был несоизмеримо больше, чем у ОКБ-52, и специалисты, базируясь на наработках коллег, предложили куда более жизнеспособный проект — научно-хозяйственную орбитальную станцию без военных надстроек, значительно менее сложную и реализуемую за короткий срок. Челомей, кстати, всем происходящим был крайне недоволен: по сути, у него из-под носа увели почти законченный проект, при этом воспользовавшись всеми его разработками. Мирная станция Будущий «Салют» получил техническое наименование ДОС «долговременная орбитальная станция» , весь же комплекс, состоящий из орбитальной части и корабля снабжения, назвали ДОС-7К.

В декабре 1969 года в правительство поступило предварительное техническое предложение по станции, а 9 февраля 1970-го вышло постановление ЦК КПСС о разработке комплекса. Челомей с его военными инициативами работу продолжал, но отошёл на второй план. Хруничева , подразделении челомеевского ОКБ-52, к 1965 году разработали и полностью подготовили новенький «Протон», изначально проектировавшийся для «Алмаза». Первый запуск «Протона» его двухступенчатой модификации УР-500 состоялся 16 июля 1965 года — на орбиту отправили тяжёлый научный спутник «Протон-1», от которого ракета-носитель и унаследовала своё несекретное название.

Для ДОС предполагалось использовать модификацию «Протон-К», одну из самых массовых и успешных ракет-носителей этой программы: с 1967 по 2012 год «Протоны-К» стартовали 310 раз! Она представляла собой трёхступенчатый с возможностью добавления четвёртой ступени носитель тяжёлого класса, предназначенный для советской программы облёта Луны, совершивший первый полёт 10 марта 1967 года — тогда на орбиту вывели опытный спутник «Космос-146», построенный в рамках программы «Зонд». Занятно, но неудачами закончились 15! Конструкция «Салюта-1» — такое название получила мирная станция — в целом явно базировалась на «Алмазе».

Она представляла собой три цилиндра разного сечения. Самый большой был агрегатным отсеком, в котором располагались корректирующие двигатели — модификация модели, взятой от «Союза», — а также энергетическая установка с солнечными батареями «крыльями». Далее шёл жилой, он же рабочий отсек, позаимствованный отчасти из «Алмаза»; он был рассчитан на трёх космонавтов и предполагал возможность проводить эксперименты, заниматься фотосъёмкой, спать, есть, пить, отдыхать — в общем, вести обычную космическую жизнь. Наконец, цилиндр самого маленького диаметра служил переходным отсеком в стыковочный аппарат.

Это были первые жертвы космоса. Состав экипажа — собаки Рыжик и Лиса. На высоте 100 км была катапультирована Лиса. На специальном парашюте она впервые вышла в безвоздушное пространство и совершила спуск в скафандре с рабочей границы между атмосферой и космосом на поверхность планеты. Капсула с Рыжиком разогналась до скорости звука. На отметке 45 км сработала катапульта, а с высоты 7 км спуск продолжился на парашюте. Обе собаки вернулись живыми. Первым живым существом, выведенным на орбиту, стала советская собака Лайка 3 ноября 1957 года. Это по сути также был и первый обитаемый объект на орбите.

Совершив несколько витков, Лайка погибла от перегрева в апогее орбиты. Первый в мире космонавт — Юрий Гагарин, 12 апреля. Первый пилотируемый суборбитальный полёт — «Меркурий-3», Алан Шепард, 5 мая. Первый суточный полёт — «Восток-2», Герман Титов, 6 августа. Первый гражданский специалист в космосе — Константин Феоктистов, 12 октября 1964 года.

В конструкции модуля "Наука" предусмотрены унифицированные рабочие места - устройства для установки и подключения научного оборудования внутри и снаружи станции, благодаря чему он может быть адаптирован под многие задачи.

Напомним, этот модуль - 17-й для МКС. И он должен стать одним из самых больших на станции. Лабораторный модуль очень ждут и космонавты, и ученые: с его появлением научные исследования на орбитальной станции должны выйти на принципиально новый уровень.

Повышение орбиты станции, которая была сделана, использовав двигатели Прогресса M1-1 и космический корабль M1-2 , сделало транзит между Миром и Международной космической станцией невозможным, как желаемый НАСА. Миссия была первой конфиденциально финансируемой миссией к космической станции. Миссия была частью усилия MirCorp, чтобы обновить и приватизировать стареющую космическую станцию МИР, которая приближалась к концу ее эксплуатационной жизни. Далее коммерчески финансируемые миссии вне ТМ Союза 30 были первоначально запланированы, чтобы продолжить усилия по восстановлению тогдашней 14-летней космической станции, но недостаточное финансирование и инвестиции в конечном счете привели к уходу с орбиты станции в начале 2001.

Команда ТМ Союза 30 был первым космическим полетом для командующего полета Зэлиотина, который стал космонавтом в 1990 и закончил его общее обучение два года спустя в 1992. ТМ 30 был третьим посещением пространства, сделанного бортинженером Калери, который стал космонавтом в 1984 и закончил общее обучение в 1986. Резервная команда В то время как ТМ Союза 30 был в орбите, вторая конфиденциально финансируемая миссия планировалась, чтобы продолжить усилия по восстановлению на борту Мира. Команда назначила на эту миссию, хотя никогда не управляется, как сообщали, был резервной командой для ТМ 30, космонавты Салижан Шарипов и Павел Виноградов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий