Форма и композиция выступления

Второй этап подготовки выступления связан с компоновкой материала, выстраиванием текста выступления. Расположение накопленного и отобранного материала, построение выступления называется композицией (лат. compositio — составление, сочинение) речи. составление) — мотивированном смыслом расположении частей речи. Благодаря правильной структуре реализуется содержательная основа выступления. В начале выступления обычно следует очень краткий обзор того, о чём пойдёт речь. Слайд, описывающий содержание презентации, иногда называют индексным слайдом. Первая книга «Риторики» определяет её предмет как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» Эти способы зависят от характера говорящего, от настроения слушающего и от самой речи, её содержания и формы. ДИСПОЗИЦИЯ (композиция речи). Всякая речь должна быть составлена словно живое существо – у нее должно быть тело с головой и с ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому.

Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи

Задайте «правила игры». Сделайте комплимент аудитории: 1 превосходной степенью «У вас самые…» ; 2 сравнением «У вас такие… не то что у…» ; 3 интонацией; 4 сочетанием первых трех способов. Какие комплименты можно делать аудитории? Темой для них могут служить внешний вид, молодость собравшихся, зрелость собравшихся, их высокая квалификация, пунктуальность, непунктуальность: «Говорят, все гении были непунктуальны. Значит, зал полон гениев. Это усложняет мою задачу во время выступления, но увеличивает мое удовольствие от общения с вами». А еще профессиональные признаки, пол, комплекция… В общем, все что угодно.

Иными словами, вы должны изучить целевую аудиторию выступления. Это очень важный прием, поскольку, как говорят психологи, в первые минуты встречи с незнакомым человеком мы неосознанно анализируем его, выясняя, опасен он для нас или не опасен. Разумеется, «своего», который нам знаком или хотя бы похож на нас. Задачей вступительной части иногда является «успокоение» аудитории, убеждение ее в том, что вы не представляете для нее опасности. Если вы достаточно опытный оратор, можете во вступлении к основной речи поиграть на чувствах аудитории, начав с рассказа о том, какие эмоции у вас вызывает событие, которое недавно всколыхнуло все человечество, страну или, на худой конец, город. Рассказ о своих чувствах и любое взывание к чувствам собравшихся — это беспроигрышный ход.

Помните, что при планировании сценария публичного выступления очень важно проработать именно вступление.

Думаю, мы уже можем начать... Завязка — это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей.

Завязка должна захватить внимание слушателей2. Основная часть. Основная часть должна быть построена по принципу топики - "общих мест". Понятие "общие места" долго имело дурную репутацию как нечто шаблонное, избитое.

Но у Аристотеля они высоко ценились как способы изобретения содержания речи. Общие места использовал Ломоносов, но критиковал Белинский. Многие топы создают пары и удобны при симметричном расположении материала. Примеры топов общих мест : род и вид риторика и академическое красноречие.

Основная композиционная трудность заключается в том, как иерархически точно и логически верно расположить материал. Выделяют несколько методов изложения материала: индуктивный чаще используется в агитационных речах , дедуктивный используется в пропаганде , метод аналогии в академическом красноречии , концентрический, ступенчатый, исторический методы. Эти методы объединяются в естественные способы изложения материала. Но можно также выделить искусственный метод изложения материала — это фабульный, философский метод, в соответствии с собственной логикой изложения.

Используется искусственный метод с целью удержать внимание аудитории и основан на эффекте повышенного ожидания если ожидание обманывается, интерес к оратору растет.

Сформировать образ в соответствии с тематикой и типом обращения. Выбрать роль — кто лектор для аудитории — кумир, хозяин или покровитель. Составить речь, подкрепить тезисы фактами и выдержками из научной литературы проверить грамотность.

Непосредственно в день выступления настроиться на речь, забыть о страхах, переживаниях, неуверенности в себе. Основная психологическая особенность выступления — самопрезентация. Выбрать роль лектор сможет только после детального изучения аудитории. Грамотное обозначение роли — основная часть вещания, неотъемлемая составляющая успеха перед аудиторией.

Одно из требований к выступлению — анализировать реакцию слушателей. Оратор обязан отслеживать реакцию слушателей, при необходимости корректировать некоторые части текста, чтобы удерживать внимание. По окончании доклада необходимо проанализировать поведение аудитории, жесты, мимику, вопросы — в будущем это позволит избежать ошибок, улучшить навыки выступлений на открытых площадках, перед аудиторией, а это путь к успеху. Ораторское искусство — непростая работа, сложная система, чтобы успешно выступать, влиять на аудиторию, необходимо знать и применять технологии и особенности устной коммуникации на публичном выступлении.

Следует тщательно готовиться к каждому мероприятию, репетировать перед зеркалом, текст составлять с учетом возрастных критериев аудитории.

Еще раз подчеркнем, что необходимо максимально расширять диалогичность выступления, приближать его к обычному межличностному общению собеседников — данная форма публичного выступления обладает высокой эффективностью. Любое публичное выступление имеет определенную структуру, строится по определенным правилам, даже если оратор сам этого не осознает. Кстати, осознание оратором структуры своего выступления, как установлено, значительно повышает эффективность публичного выступления. Оратор должен не только осознавать, но и готовить свое выступление с точки зрения его структуры, композиции. Общие принципы построения публичного выступления Существуют некоторые общие принципы, которые надо соблюдать, иметь в виду при разработке структуры публичного выступления. Эти принципы таковы: 1. Принцип краткости. Аудитория не любит длинных выступлений. Краткое выступление всегда оценивается выше, чем длинное при сходном содержании , аудитория определяет краткие выступления как выступления «по делу».

Плутарх рекомендовал: «Или как можно короче, или как можно приятней». Принцип последовательности. Не перескакивать с одной темы на другую, последовательно развивать одну и ту же тему. Все микротемы, которые могут быть обнаружены в вашем выступлении, должны быть подчинены теме. Полагают, что их число не должно быть больше трех. Принцип целенаправленности. Выступление должно в структурном отношении строить- 53 ся таким образом, чтобы сам Оратор, а вслед за ним и слушатели осознавали направленность выступления по следующей цепочке: проблема — тема — тезис — цель выступления. Проблема — это заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость или значимая для той или иной группы людей. Тема — это аспект проблемы, избранный для обсуждения. Тезис — это выражение главной мысли оратора в словесной форме.

Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича

Публичное выступление - особенности, типы и формы, правила это начальный этап работы над композицией речи, над ее логической структурой, определение порядка, в котором будет излагаться материал. На разных этапах подготовки устного выступления составляются различные по цели и назначению планы.
Композиция речи: начало, развертывание и завершение Композиция ораторского выступления. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории.

Составные элементы композиции

Но при волнении, какой-либо неожиданности оратор может забыть текст. Предпочтительней ситуация, когда оратор произносит текст на память, иногда заглядывая в него, чтобы не отойти от темы или чтобы зачитать цитату, важную формулировку, статистику, цифровые данные. Итак, чтобы речь прозвучала, имела успех, достигла нужного результата, оратор должен серьезно готовиться к выступлению. Только тогда возможен контакт со слушателями. О том, есть ли контакт, можно судить по задаваемым вопросам, оратор и слушатели обсуждают одни и те же проблемы, испытывают сходные чувства. Убежденность оратора, его взволнованность, заинтересованность передаются и слушателям. Даже несведущий человек, заглянув в зал, поймет интересно ли слушателям, состоялось ли общение, наблюдается ли ответная реакция. Речь построена правильно и грамотно, изобилует интересными фактами, яркими сравнениями, но слушатель равнодушен, безучастен. Что оратор сделал не так? Неписаное правило риторики гласит: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Внимание бывает непроизвольное — то, которое возникает непреднамеренно например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др.

В аудитории необходимо вызвать в первую очередь произвольное внимание. Эту задачу выполняет вступление. Вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. Различают две части вступления: зачин и завязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин. Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, предыдущего выступления или выступлений последний тип зачина позволяет оратору провести мысль о логичности построения всех выступлений, показывает место данного выступления в системе остальных, которые прослушали уже или еще прослушают, создает впечатление о слаженной работе лекторов, о рациональном распределении тем и проблем между ними. Примеры зачинов. Добрый день! Итак, мы с вами снова собрались в этой аудитории.

В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть содержание , заключение, концовка речи. Это, так сказать, классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной ведь без содержания нет и речи. Выступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов. Нередко это достигается искусным построением зачина — самого начала речи. Чаще всего он содержит этикетные формулы, но не только. Следует иметь в виду, что, во-первых, особенности зачина могут определяться как самой темой выступления, так и аудиторией; во-вторых, интересный зачин привлекает внимание аудитории; в-третьих, зачин может указывать, в каком ключе будет произнесена речь. Ясный, точный зачин создает четкое представление об отношении оратора к аудитории, направлении и теме выступления. Видный теоретик и практик ораторского искусства А.

Кони полагал: чтобы выступление имело успех, следует завоевать и удержать внимание аудитории, первый, самый ответственный момент в речи — привлечь слушателей. Внимание всех вообще ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого , отмечал он, возбуждается простым, интересным, интригующим и близким к тому, что, наверное, переживал или испытывал каждый. Значит, первые слова, оратора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны. Должны привлечь, зацепить внимание. Для этого используется такой композиционный элемент как «зацепляющий крючок». Например, А. Кони в своей речи о Калигуле использует в качестве такого «зацепляющего крючка» сказку о людоеде: «В детстве я любил читать сказки. Но из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна пауза сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел.

Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то …» Далее следуют переходные слова очень важные к Калигуле и затем речь по существу: «Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед в сказке и Калигула — в жизни — братья по жестокости». Следующая часть композиции — вступление. Оно содержательно, насыщенно, психологически подготавливает слушателей к существу речи и вводит в процесс его восприятия. Вступление содержит несколько аспектов: психологический — закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя; содержательный — описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части аннотирование ; концептуальный — указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости. Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал.

Второй — изложение содержания источника словами читающего. Свободный конспект имеет ряд преимуществ перед текстуальным: он позволяет излагать свои мысли, способствует лучшему запоминанию и усвоению прочитанного. Записи прочитанного развивают память и мышление, вырабатывают умение кратко и емко формулировать мысли, повышает культуру письменной и устной речи. Заметки на полях делай только в своих книгах, журналах, газетах и т. Выписки делай на отдельных карточках. Это дает возможность удобной систематизации и классификации выписок. Нумеруй карточки страницы записей. Для каждой выписки цифры, фактической справки и т. Цитируя, поясняй. Избегай ошибки: отсутствие отношения читающего к прочитанному. Используй сигнализацию в записях: различные обозначения для различных фрагментов прочитанного в соответствии с возможностью их использования в выступлении. Обозначения сигналы старайся не менять без необходимости, привыкай к ним. Не стремись включать в одно выступление все, что есть в выписках, досье. Накопленный, но не вошедший в то или иное выступление материал, используй для ответов на вопросы после выступления, включай в другие выступления. Время от времени просматривай личный архив досье. Удаляй из него устаревшее, ненужное. После того, как собран и систематизирован материал, на основе всех имеющихся записей, пишется, как правило, полный текст предстоящего выступления. Заключительной стадией написания полного текста является его редактирование. Говорят, что искусство писать и говорить — это искусство вычеркивать или опускать все лишнее. Он важен тем, что с ним должны быть связаны следующие ваши действия: перед встречей нужно еще раз прочитать текст, а еще лучше — составленный на его основе конспект предстоящего выступления. Нужно еще раз скорректировать цифры, имена, даты, названия, чтобы не перепутать их в выступлении. На этой стадии некоторые опытные выступающие прибегают к своего рода эксперименту — мысленному проговариванию материала, и даже полному произнесению вслух, как можно реже заглядывая в конспект или текст. Кстати, проговаривание вслух лучше всего позволяет рассчитать время выступления. При этом уместны два правила: 1. Намечай заранее, какие части подготовленного выступления могут опускаться без ущерба для содержания описания, примеры, иллюстрации и т. Что делать с заданными вопросами? Но нужно помнить, что ответы на вопросы после выступления — это на самом деле наиболее важная и трудная часть вашего выступления. Она требует высокой общей культуры, страстности, нередко находчивости, остроумия. Даже один неудачный ответ может существенно подорвать авторитет выступающего в данной аудитории и тем самым ухудшить общее впечатление от выступления. И еще — слушателям импонируют ораторы-эрудиты. Все отмеченное говорит о необходимости развития особого навыка анализировать вопросы слушателей: о чем спросили? Кроме того, нужно уметь выделять вопросы-сигналы, указывающие на то, что что-то было недостаточно ясно изложено, и вопросы о желании узнать больше, понять глубже — самый ценный результат выступления. Особо должно настораживать отсутствие вопросов. Это зачастую сигнализирует о неудаче выступления. При ответах на вопросы после выступления рекомендуется придерживаться следующего: 21 1. По окончании выступления быстро просмотри поступившие письменные вопросы, сгруппируй их: оставь на конец те, на которые можешь дать наиболее удачные ответы усиление. На вопросы отвечай правдиво, по существу. Выявляй демагогические вопросы, раскрывай их тенденциозность, нередко — лживость. Развивай в себе находчивость и смелость. Не можешь ответить — говори прямо: не знаю, поищу ответ, если найду, постараюсь сообщить ответ. Никогда не отвечай на вопросы скороговоркой. По возможности переводи ответы на вопросы, если ситуация позволяет, в русло свободной беседы, обмена мнениями, дискуссии. Сохраняй записи с вопросами, обобщай вопросы, используй в будущих выступлениях. Анализируй вопросы после каждого повторного выступления на одну и ту же или близкую тему. Об этом, кстати, говорят и психологические особенности состояния после выступления, когда в голове выступившего вновь и вновь прокручиваются те или иные места выступления, удачные или неудачные. Необходимо специально разобраться в том, как было воспринято выступление? Что доходит легко до слушателей, а что требует иного изложения. Нет ли усыпляющих длиннот, скучных мест? Не было ли излишней торопливости? Не чересчур ли схематичным оказалось выступление? Не изменить ли что-либо в плане, композиции? Сразу же после выступления следует, пока не забылось, отметить то, что было придумано по ходу данного выступления авторские новации , распределение материала по времени, вопросы, вызвавшие затруднения, а то и вовсе оставшиеся без ответа. Важно приучить себя собирать по всем возможным каналам информацию о качестве своих выступлений, как бы неприятно это порой ни было. Работа над его формой, и прежде всего над языком, должна стремиться к приданию выступлению возможно большей ясности, образности, доходчивости. Форма выступления — начало подвижное и активное. Она по принципу обратной связи воздействует на содержание, на настроение выступающего и слушателей, способствуя или не способствуя достижению целей выступления. Форма наряду с содержанием выступления, является одним из важнейших критериев, по которым судят о качестве выступления, порой, правда, ошибочно сводя все выступление именно и только к форме. К числу важнейших элементов формы публичного выступления относятся: правильность речи, ее эмоциональность, наглядность изложения. Совершенствование формы выступления связано с выбором различных средств: слов, крылатых выражений, образов, способов и методов изложения. Так традиционно правильным считается использование так называемого индуктивного способа изложения для менее подготовленной аудитории, а для более подготовленной — дедуктивного. Некоторые пособия содержат пожелание о том, что большинство выступлений, связанных с общественно-политической проблематикой, следует строить с использованием исторического, или хронологического принципа. В целом, однако, не существует единого рецепта, по которому бы можно было выбрать безошибочно нужный способ изложения. Поэтому разумно, думается, осваивать специально все возможные, все существующие способы изложения материала. Индуктивный способ изложения. Этот способ предполагает начинать с отдельных простых и понятных слушателям фактов, а затем переходить к их обобщениям все более и более высоких уровней. Общая ориентация индуктивного способа — от единичного, частного, особенного к общему и даже всеобщему, то есть, поднимаясь до философского уровня обобщения. Примерная схема индуктивного изложения включает в себя следующие моменты, взятые в указанной последовательности: 23 1. Местный фактический материал. Личный опыт слушателей. Актуальный современный материал по теме. Теоретические положения, связанные с данной темой. Практические выводы из материала, подведение под теоретические положения. Конкретные рекомендации по решению рассматриваемых вопросов. Индуктивный метод ориентирует отбирать и анализировать нужные факты, подниматься над частными явлениями. Однако, неизбежным недостатком индуктивного подхода, за редким исключением, является его неполнота. Поэтому индуктивное рассуждение с необходимостью предполагает сравнение и взаимную увязку типичных фактов. Противоположностью индуктивного способа изложения является дедуктивный подход. Этот метод рекомендуется использовать при рассмотрении теоретических вопросов, сложных проблем. Он состоит из формулирования общих положений и подтверждения, или опровержения их фактическим материалом. Примерная схема дедуктивного рассуждения следующая: 1. Общетеоретическое положение. Фактическое состояние проблемы на данном этапе ее понимания. Местный материал по теме. Опора на опыт слушателей. Выводы для ориентации практической деятельности слушателей. Различают также такие способы изложения материала, как ступенчатый и концентрический. Ступенчатый подход предполагает последовательное изложение путей перехода от одной позиции, заданной планом, к другой, без явного возвращения к уже рассмотренным. Каждый раздел изложения при этом служит определенной подготовкой для понимания следующего. При таком подходе вопросы темы излагаются один за другим. При концентрическом подходе изложение строится вокруг единого центра, которым является поставленная на обсуждение проблема. Оно характеризуется постоянным возвращением к проблеме путем последовательного углубления и развития выдвинутых ранее положений. Последние годы особое, все возрастающее внимание уделяется так называемому проблемному способу изложения. Этот подход более подробно будет рассмотрен ниже, когда речь пойдет о способах активизации слушателей во время выступления см. Поэтому здесь мы ограничимся лишь следующей краткой характеристикой этого приема. Проблемное изложение преследует цель: создать интеллектуальное сотворчество выступающего и слушателей во время выступления путем 24 особой организации их познавательной деятельности. Успешная реализация такого подхода предполагает наличие у выступающего развитого чувства аудитории, навыков быстрой оценки ее возможностей, ее состояния в любой отдельно взятый момент. Здесь же речь пойдет о записях предстоящего собственного выступления. Письменное изложение выступления имеет большое значение для работы, как над его формой, так и над содержанием; оно во многом предопределяет последующий результат. В основу выступления может быть положена одна из следующих форм письменного изложения материала: план выступления, тезисы, конспект, полный текст. План выступления может быть кратким либо развернутым. Он включает в себя названия основных положений, которые предполагается раскрыть перед слушателями. Тезисы выступления представляют собой передачу основных мыслей в утвердительной форме. Они могут быть, как и план, краткими или развернутыми. При написании тезисов рекомендуется поступать следующим образом: лист бумаги делится по вертикали на две части. В левой — меньшей части — записывается план. В правой — большей части — записывается основное содержание, а также цифры, факты, цитаты. Нужные положения, при этом, помечаются различными особыми знаками. Другой способ записи тезисов состоит в следующем: пункты плана пишутся во всю ширину листа, подобно заголовкам, затем кратко излагается содержание материала по данному пункту. Конспект выступления содержит главные мысли вместе с доводами, пояснениями, иллюстрациями. Конспект — это едва ли не самая широко распространенная форма записи предстоящего выступления, и не случайно. Конспект предполагает более подробное изложение, чем тезисы. При его написании кратко излагается структура каждого раздела выступления. Он занимает промежуточное положение между развернутыми тезисами и полным текстом выступления. Конспект — наиболее сложный вид записи предстоящего выступления, но и наиболее эффективный. Он включает также цитаты, статистический материал, примеры, пояснения. В нем указываются опорные мысли, формулировки, определения, удачно найденные при подготовке выражения. В конспект заносят пометки методического характера, напоминания, о чем говорить по тому или иному вопросу, и как говорить, какие наглядные пособия, технические средства использовать. Каждый выступающий должен стремиться вырабатывать индивидуальную систему составления конспектов своих выступлений, включая собственную систему сокращенной записи. Ряд правил должен помочь выработать такую систему: 1. Конспект должен содержать слова и словосочетания, напоминающие, о чем говорить. Он должен давать простор для импровизации. Чем лучше владение материалом, тем короче должен быть конспект, и наоборот. Сокращай конспект по мере освоения материала, доводя его до размеров развернутого плана. Вырабатывай умение говорить в любой аудитории свободно, без бумажки, как бы импровизируя на глазах у слушателей. В каждом разделе конспекта оставляй место для нового материала. Пиши конспект предельно кратко, без распространенных предложений: а что нужно сказать, б в какой последовательности нужно сказать. Однако, только написание полного текста выступления, особенно в случае начинающих ораторов, обеспечивает уверенное изложение материала. А для заново разрабатываемых тем даже опытные выступающие обычно составляют полный текст. При этом можно руководствоваться следующими правилами: 1. Пиши полный текст для недостаточно хорошо усвоенного материала, это способствует углубленному освоению темы. Написанный текст дай прочитать коллегам. Учти их советы и замечания. Приближай текст к разговорной речи. Используй несложные обороты, короткие предложения, постановку вопросов и ответы на них. Путем корректирования текста добивайся соответствия выступления интересам различных категорий слушателей в одной и той же и в различных аудиториях. К написанию текста приступай после составления окончательного плана. Начинай писать текст с центральных разделов темы. Потом переходи к второстепенным и далее к введению и заключению. Следует избегать такой достаточно распространенной ошибки, особенно среди начинающих ораторов: запись текста выступления в тетради, да еще на обеих сторонах тетрадных листов. Чтение, если его не подкрепить соответствующими условиями, может привести к потере контроля над аудиторией. Кроме того, как отмечалось в начале, сила устного выступления — в непосредственном живом общении выступающего и слушателей, чему чтение явно не способствует. Выступающему же, который стремится говорить без бумажки, аудитория многое может извинить. К тому же далеко не всё, даже хорошо написанное, годится для устного произнесения. Вообще-то текст можно прочитать и буквально, например, дома, и даже записать на магнитофон или диктофон, с целью самоконтроля. Сохраняй визуальный контакт со слушателями, контролируй их реакцию. Улавливай отношение к себе и к тому, что говоришь. Некоторые другие правила в связи с записями выступления и их использованием: 1. Выступай только при наличии текста, подробного плана, тезисов или конспекта. Пользуйся во время выступления развернутым планом-проспектом, в сочетании с набором карточек, содержащих цифры, факты, строгие формулировки. Опыт подсказывает, что для одного вступления достаточно заготовить не более 15—20 карточек. Не начинай выступление с изложения плана, если известно, что оно не записывается слушателями. Избегай диктовки литературы, если к тому нет особой необходимости. Всякое убеждение имеет сложную структуру, в которой наряду с идеей и действием человека представлены также воля человека, его интерес. Всякое убеждение формируется под влиянием различных объективных и субъективных факторов. Выступающий должен знать и изучать убеждения людей, чтобы успешно воздействовать на своих слушателей. Различают следующие виды убеждений: 1. Прогрессивные и регрессивные в частности — реакционные. Конструктивные созидательные и критические разрушительные, противодействующие. Стихийные, которые формируются зачастую на основе веры, и сознательные, которые формируются на основе доверия объективным знаниям. Для стихийных убеждений характерно то, что их исходная идея не доказывается и не проверяется, а воспринимается под влиянием авторитета, внушения, традиции. Сознательные убеждения формируются в результате обоснованного в пределах наличного знания рациональноаргументированного рассуждения. На наш взгляд, цель добросовестного выступающего состоит в том, чтобы формировать, или хотя бы способствовать формированию обоснованных убеждений, к которым можно с теми или иными оговорками отнести: 1. Конструктивные или критические прогрессивные и сознательные убеждения. Конструктивные или критические прогрессивные и в то же время стихийные убеждения. Конечно, желательно формировать, прежде всего, убеждения 1-го типа. Убеждения 2-го типа слабее за счет третьей составляющей — стихийности. Но иногда и это достаточно хороший результат разговора со слушателями. В случае стихийных убеждений выступающий должен способствовать переходу слушателей от стихийности к сознательным убеждениям. Нельзя проходить спокойно мимо стихийно сложившихся позиций, ибо заблуждением является представление, будто хорошие и правильные мысли сами дойдут до сознания слушателей. Этому должен способствовать способ изложения, умение выступающего полно, ярко и убедительно представить соответствующий материал. Цитаты — это отрывки из книг, статей, документов, научных трудов, художественной литературы. Они являются своеобразными доводами в рассуждениях выступающего. Они обладают внушающей силой, которую, однако, не следует смешивать с их убеждающей силой, и тем более с их логической силой. Цитата, как и любой довод, нужна для подтверждения, поддержки главной идеи выступления. При этом цитирование может быть не дословным, а передачей мысли источника словами выступающего, конечно же, с оговоркой этого обстоятельства для слушателей. Главное, чтобы цитирование не искажало мысли оригинала, что может иметь место даже при дословном, на первый взгляд, цитировании, особенно, когда не учитывается контекст высказывания, и тем более, когда имеет место избирательнотенденциозный подход. Любое, кем бы то ни было выдвинутое положение должно быть доказано или, по крайней мере, солидно аргументировано. Публичное выступление предполагает различие таких способов использования логики, как: 1. Решение задачи на обоснование некоторого утверждения тезиса. Решение задачи на построение тезиса. В первом случае ставится вопрос и подыскивается ответ на него. Изложение представляет собой процесс обоснования предварительно сформулированного положения. Во втором случае нужное положение вначале отсутствует, его-то как раз и требуется построить, сформулировать, вывести на основании предварительно изложенного материала. В том и другом случае выступающий должен исходить из логической теории доказательного рассуждения. Рассмотрим кратко основные черты этой теории, ее основные части, в том виде, в котором они оказываются едва ли не самым необходимым средством успешного выступления. Наука логика предъявляет немало требований как к выступлению в целом, так и к отдельным его сторонам, этапам, элементам. От понимаемой таким образом аргументации следует отличать доказательство как особую сложную логическую операцию обоснования необходимой истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним по содержанию и по логической форме положений, именуемых аргументами, доводами или основаниями. А также операции опровержения, как обоснование необходимой ложности некоторого положения. Причем в одном и том же выступлении могут иметь место сразу несколько случаев применения, как операции доказательства, так и операции опровержения. Следует также различать аргументацию как полностью развернутую цепочку, систему рассуждений, в которой отчетливо, явно, в деталях представлены все ее звенья, элементы и переходы, обосновывающие конкретное положение, и аргументацию, сокращенную в процессе обоснования того же самого положения. В реальной практике публичных выступлений второй путь — сокращенная аргументация — встречается, кстати, намного чаще, чем первый. Выступающий далеко не всегда может, да и не должен воспроизводить весь ход полного доказательства или опровержения. Хотя понятие аргументации шире понятий логического доказательства и опровержения, но именно эти последние, в конечном счете, составляют основу всякой серьезной аргументации. В связи с этим рассмотрим общую структуру логического доказательства опровержения. Она включает в себя: 1. Тезис, как положение, истинность или ложность которого устанавливается. Аргументы, как те истинные и связанные с тезисом по содержанию и по логической форме суждения, которые используются для обоснования тезиса. Демонстрацию, или способ, каким обосновывается истинность или ложность данного тезиса с помощью данных аргументов. Выступающему необходимо знать и уметь применять логические требования к каждому из названных трех компонентов доказательства или опровержения. Кроме того, поскольку все части любого доказательства или опровержения предполагают использование разнообразного материала, в том числе фактического, то выступающий должен также знать основные логические особенности фактов и понятий, а также суждений, как особых форм мышления. В логике принято различать несколько видов доказательства и опровержения. Так, когда имеет место логическое выведение тезиса непосредственно из соответствующих аргументов, то говорят о прямом 30 доказательстве или опровержении. А когда истинность или ложность тезиса устанавливается с помощью некоторых дополнительных утверждений, несовместимых с тезисом антитезисов , то говорят о косвенном доказательстве или о косвенном опровержении. При этом в соответствие с аргументацией различают следующие типы выступлений: 1. Выступление строится как обоснование только своих положений. Выступление развертывается как обоснование ложности или просто критика утверждений, принадлежащих другим людям оппонентам. Имеет место сочетание позитивной и критической частей аргументации по одному и тому же вопросу комплексная аргументация. То есть в одном и том же выступлении имеет место и обоснование своих положений, и критика, опровержение утверждений оппонентов, несовместимых с утверждениями выступающего. Строй выступление так, чтобы оно воспроизводило структуру развернутой аргументации, полного доказательства или опровержения, отличаясь от них сокращенным, свернутым ходом рассуждения. Сочетай в выступлении прямой и косвенный пути доказательства или опровержения. Применяй их одновременно. В качестве такого материала привлекают статистические данные, факты окружающей действительности, факты из жизни людей, ссылки на авторитетные и надежные источники и т. Подбирая фактический материал, следует исходить из принципа, согласно которому ценность приводимых фактов, их убеждающая сила определяется не количеством, а качеством фактов. Аргументы-факты не считают, а взвешивают. При этом даже тщательно отобранным фактам нужно еще суметь дать правильное истолкование, правильную интерпретацию, проследить их связь с обсуждаемой проблемой, раскрыть идею, заключенную в этих фактах. Относительно фактического материала выступления нужно избегать таких ошибок: 1. Слепое преклонение перед фактами, что ведет к смешению случайного и несущественного с коренным и типичным. Соотношение и объем фактов в выступлении определяй на основе темы выступления, его содержания, а также с учетом состава слушателей. Отбирай всегда факты, поддерживающие основную мысль выступления и наилучшим образом воспринимаемые слушателями. Помни, что наибольшей доказательной силой обладает статистический материал, обобщающий большие массивы информации. В теоретически подготовленной аудитории фактов приводи немного, да и те только тогда, когда есть действительная необходимость. В аудиториях с меньшей подготовкой, наоборот, фактов привлекай побольше и поразнообразней. Разумеется, фактов, относящихся к теме. Удостоверяйся в том, что отобранные факты достоверны, типичны, обладают убеждающей силой. Факты рассматривай со всех сторон. Бери их в единстве и взаимной связи. Сопоставляя факты, проводя аналогии, делай это между фактами сходными, имеющими близкую природу, родственными. Овладение любой областью знаний, без чего немыслимо никакое публичное выступление, предполагает, прежде всего, знание системы употребляемых в этой области понятий. При этом успешное использование понятий той или иной области предполагает умение осуществлять их логический анализ. Для этого необходимо изучить соответствующий раздел науки логики — теорию понятия. Следует знать, что такое объем понятия, содержание понятия, виды понятий, виды отношений между понятиями, операции обобщения и ограничения понятий, а также операции деления, включая классификацию, и определения понятий. К соответствующим, собственно логическим правилам в отношении понятий, при этом, можно прибавить еще целый ряд правил, рекомендация, диктуемых самой практикой публичных выступлений: 1. Специально отбирай понятия для каждого конкретного выступления и объединяй их в систему согласно требованиям темы данного выступления 2. Если необходимо, разъясняй смысл и значение употребляемых терминов имен понятий , облегчай слушателям усвоение содержания соответствующих понятий. Используй при этом такие приемы, как описание, сравнение, непосредственное указание на конкретные явления, приводи примеры. Правильно применяй операцию определения понятий. Не старайся втиснуть в определение все частные, несущественные признаки предметов или явлений, рассматриваемых в выступлении. При определении понятий не допускай, чтобы в рассмотрение вводились предметы, не относящиеся к теме, или, наоборот, упускались бы те, без анализа которых тема не может быть раскрыта полностью. Определяя понятия, давая их дефиницию, стремись к четкости, ясности, непротиворечивости; устраняй двусмысленности. Тезисов в выступлении может быть несколько. Кроме того, различают простые и сложные тезисы. Сложными называются такие, которые распадаются на составляющие части, на простые утверждения. Простыми называются тезисы, содержащие в себе единичные утверждения о признаках предметов, явления и т. В отношении тезиса тезисов любого выступления нужно соблюдать ряд правил и избегать соответствующих ошибок. Четкое и краткое изложение тезисов старайся давать в начале выступления, тем самым, вводя слушателей в основную проблематику выступления. Выступления, в которых дается оценка конкретных событий, фактов, старайся заканчивать формулировкой тезиса, содержащего окончательную оценку. Если возникает необходимость изменить или уточнить тезис, то делать это нужно с ведома слушателей. Тезис должен формулироваться с максимально возможной ясностью, точно и определенно. Тезисы оппонента, если в этом возникает нужда, передавай его собственными словами и с учетом контекста, в котором эти тезисы были сформулированы. Две принципиальные ошибки в связи с приведенными правилами: 1. Отход от своего тезиса, который совершается в форме полной или частичной его подмены.

Это никого не оставит равнодушным. Только, пожалуйста, не говорите о своем волнении и страхе. Представиться не мешает, даже если вас хорошо знают все присутствующие. Презентация презентации. Это очень простой вариант. В названии все сказано. Объявите продолжительность выступления и регламент. Обозначьте основную тему и то, к чему вы намерены аудиторию привести. Задайте «правила игры». Сделайте комплимент аудитории: 1 превосходной степенью «У вас самые…» ; 2 сравнением «У вас такие… не то что у…» ; 3 интонацией; 4 сочетанием первых трех способов. Какие комплименты можно делать аудитории? Темой для них могут служить внешний вид, молодость собравшихся, зрелость собравшихся, их высокая квалификация, пунктуальность, непунктуальность: «Говорят, все гении были непунктуальны. Значит, зал полон гениев. Это усложняет мою задачу во время выступления, но увеличивает мое удовольствие от общения с вами».

Композиция речи: начало, развертывание и завершение

Официальное выступление — выступление, которое заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, заранее известна тема, о выступающем известны определенные сведения — кто он по профессии, должности, откуда и т.д. Таким образом, ораторская речь представляет собой особую форму монологической речи, рассчитанную на аудиторию, группу лиц. В публичном выступлении решаются проблемные вопросы, имеющие общественно-социальную значимость и гражданское звучание. Таким образом, риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно воздействовать при помощи своей речи на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично. Композиция речи состоит из восьми форм, расположенных в определенном порядке. Эта часть речи содержит логическое доказывание, в котором, с одной стороны, есть предмет доказывания, с другой стороны – форма доказывания.

Как правильно подготовить публичное выступление: план и чек-лист

Риторика: Практикум К ним могут относиться выступления политиков, в частности, агитационные ролики и дебаты, выступления на митингах с целью привлечь на свою сторону избирателей. По форме коммуникации они делятся на: – доклад.
ТЕМА 20. ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ Диспозция. Сущность этапа Композиция речи Содержание и функции введения. Рекомендации по исполнению Содержание и функции основной части Содержание и функции заключения Общие рекомендации по построению выступления: Типы композиции.
Структура и композиция публичного выступления. Вне зависимости от конкретной композиции выступления, эффективная речь должна соответствовать четырем главным принципам: логической последовательности – высказываемые оратором мысли вытекают из предыдущих мыслей.
Студопедия — Составные элементы композиции В этом материале рассмотрим, из каких частей состоит публичная речь, то есть её формальную (от слова форма) композицию. Обязательные части публичной речи и их функции.
Композиция выступления. Перед тем, как подготовить публичное выступление, нужно оценить уровень своей компетентности, объем подготовительных работ, и только после этого заниматься композицией речи, отрабатывать ораторские навыки, искать интересные приемы подачи материала.

Композиция ораторского выступления

Роды и виды красноречия По объему рассматриваемых проблем риторику можно разделить на общую риторику, в которой излагаются риторические правила работы над планом, содержанием и композицией речи, над языковым выражением мысли и приемами публичного выступления; и частные риторики, в которых рассматриваются правила речи применительно к определенной области человеческой деятельности: политической, научной, юридической, дипломатической и др. Современное ораторское искусство выделяет пять родов красноречия: общественно-политическое, академическое, судебное юридическое , социально-бытовое, богословско-церковное. Некоторые ученые в отдельный род выделяют военное красноерчие. В пределах каждого рода выделяются жанры ораторского искусства, которые определяются целевой установкой выступления и составом аудитории табл. Таблица 2.

Роды и виды красноречия Риторика оперирует понятиями: язык, речь, слово. В системе языкового образования риторика следует за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие.

Грамматика, или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики: обязательная новизна в сообщении. Грамматика и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность.

Риторический канон Система классической риторики охватывала процесс от начальной подготовки публичной речи до ее исполнения и состояла из пяти частей. Эта структура, которая называется риторическим каноном, прослеживается и в современной общей риторике: 1. Инвенция лат. Предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем.

То есть на первом этапе инвенции фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места» топы — смысловые модели развития речи. Топ — система понятий, предполагающих способы мысли о любой речи.

Кстати, осознание оратором структуры своего выступления, как установлено, значительно повышает эффективность публичного выступления. Оратор должен не только осознавать, но и готовить свое выступление с точки зрения его структуры, композиции. Общие принципы построения публичного выступления Существуют некоторые общие принципы, которые надо соблюдать, иметь в виду при разработке структуры публичного выступления. Эти принципы таковы: 1. Принцип краткости. Аудитория не любит длинных выступлений. Краткое выступление всегда оценивается выше, чем длинное при сходном содержании , аудитория определяет краткие выступления как выступления «по делу».

Плутарх рекомендовал: «Или как можно короче, или как можно приятней». Принцип последовательности. Не перескакивать с одной темы на другую, последовательно развивать одну и ту же тему. Все микротемы, которые могут быть обнаружены в вашем выступлении, должны быть подчинены теме. Полагают, что их число не должно быть больше трех. Принцип целенаправленности. Выступление должно в структурном отношении строить- 53 ся таким образом, чтобы сам Оратор, а вслед за ним и слушатели осознавали направленность выступления по следующей цепочке: проблема — тема — тезис — цель выступления. Проблема — это заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость или значимая для той или иной группы людей. Тема — это аспект проблемы, избранный для обсуждения. Тезис — это выражение главной мысли оратора в словесной форме.

Тезис формулируется в виде утверждения, он предопределяет цель речи, должен быть однозначно понимаемым и содержать опорное понятие, то есть обычно понятие, вынесенное в тему. Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.

Но знание объемов — это только начало. Чтобы написать хороший текст публичного выступления и затем реализовать его, нам важно также изучить правила разработки структуры спича. Именно их мы и будем рассматривать далее.

Правила структуры публичного выступления Часть 1. Чтобы сходу получить первый лимит симпатии и доверия, публике лучше всего сделать комплемент. Например, «Для меня большая честь сегодня выступать перед вами…», «Я рад, что у меня есть возможность выступать перед специалистами такого уровня…. Тут я хочу предостеречь вас от простого упоминания этого числа. Используйте сравнения и образы, доступные для публики.

Например, интересный факт, имеющий прямое отношение к теме: «задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что…». Вопрос или цепочка вопросов. Задавайте вопросы, не требующие ответа. Интерес вызывает начало, в ходе которого выступающий рассказывает о том, что он стал свидетелем случая или разговора, происшедшего непосредственно перед его выходом перед аудиторией. Или, по крайней мере, в пределах суток до выступления.

Разумеется, этот случай или разговор натолкнул оратора на какие-то мысли, связанные с предстоящим выступлением.

То же самое может быть и у вас, когда вы: привлекли внимание, установили контакт и подвели к основной теме своей речи вступление ; рассказали суть, привели доводы и раскрыли содержание с выводами основная часть ; резюмировали сказанное и побудили к действию заключение. Базовая структура состоит из 4-х пунктов: Удивите аудиторию. Поделитесь любопытным фактом или расскажите короткую историю. Приведите статистические данные, представленные в презентации в виде наглядных схем и графиков. Зрители должны слушать вас, а не отвлекаться на смартфоны.

Задача первого этапа — любой ценой привлечь внимание слушателей, иначе остальная часть лекции может пройти впустую. Взволнуйте зрителей. Обозначьте основные проблемы, связанные с темой вашего доклада. Приведите конкретные примеры, которые вызовут у слушателей чувства конфликта, волнения и даже страха. Предложите эффективное решение проблем, обозначенных в предыдущем пункте. Объясните его простоту и элегантность, назовите цену.

Призыв зрителей к действию call-to-action — главный пункт, в котором вы подводите итоги публичного выступления. Как повысить эффективность публичного выступления Преимущества грамотной речи Речь спикера занимает ключевое положение в выступлении, и никакие вспомогательные элементы не могут этого изменить. Правильно структурированная речь имеет следующие преимущества: Аудитория запомнит вас как хорошего оратора. Слова приобретут больший вес и значимость. Логичная, последовательная и аргументированная структура речи вызывает доверие. Зрителям не будет скучно даже при затянувшемся выступлении.

Экономия времени — можно передать больший объем полезной информации за ограниченное время.

Композиция речи

Рекомендации классической риторики и неориторики. Композиция выступления. Методы изложения материала индуктивный, дедуктивный, концентрический, ступенчатый, исторический методы, метод аналогии. Взаимодействие оратора и аудитории. Приемы привлечения внимания аудитории. План практического занятия форма обучения- очная 1. Опрос по основным теоретическим понятиям: 1 Основные требования к образу оратора. Риторические навыки и умения 2. Сообщения по теме занятия. Лингвистический тренинг.

Задания для самостоятельной работы 1. Изучите лекционные материалы и рекомендованную литературу по теме и ответьте на контрольные вопросы. Подготовьте сообщения по данной теме. Замените синонимом: аббревиатура, афера, вето, конфиденциальный, легитимный, лимитировать, суицид, тинэйджер, эвтаназия, электорат. Выскажите своё мнение по следующему вопросу: «Имидж — это попытка обмануть окружающих или коммуникативная необходимость для человека? Охарактеризуйте языковой паспорт говорящих по данным диалогам. Какую информацию они о них сообщают? Проанализируйте данный ниже текст: И снова с вами Владимир Познер! Сегодня я хотел бы взять интервью у Тимати.

То есть начать можно с основных и глобальных вещей, постепенно переходя к какому-то конкретному моменту. Другими словами — сопоставление, сравнение подобных случаев, фактов. Необходимо быть уверенным, что аудитория знакома с темой доклада, иначе многие моменты, на которые автор делал ставку в своем выступлении, окажутся упущенными. В центре излагаемой речи находится цель доклада. Докладчик последовательно преподносит материал, сосредотачиваясь на корне проблемы. Ступенчатое изложение. Вся речь пронизана четкой причинно-следственной связью: пункты следуют один за другим, не повторяясь. Хронологический исторический метод. Основан на строгом датировании событий и явлений.

Почему важно соблюдать композицию выступления Слитное, логичное изложение материала в соответствии с составленным планом — практически залог успеха. В качестве памятки композиции публичного выступления можно использовать краткие заметки или тезисы. В самом тексте уместны тонкие, легкие шутки, не отвлекающие внимания от самой тематики и использование цитат выдержек из известных книг. Они помогают установить устойчивую связь между докладчиком и аудиторией. Заключение обязательно должно содержать логические выводы, можно вкратце упомянуть основные моменты речи. При этом не нужно делать последний раздел излишне тяжеловесным или, наоборот, чрезмерно оригинальным, нестандартным. Каждая часть должна «звучать» сама по себе и в сочетании с остальными, только так получится хорошее выступление. Немаловажно то, как докладчик говорит. Вялая, косноязычная, заторможенная речь к успеху не приведет.

Она - одновременно и литературное произведение, и сценическое представление... Избранные труды: О языке художественной прозы. Таким образом, ораторская, публичная речь - это особая форма монолога, подготовленная речь, литературное произведение, имеющее определенные стилистические характеристики. Виноградов, - представляют формы ораторской речи, обращенные к многолюдной аудитории или, по крайней мере, рассчитанные на нее, такие, как публичные лекции, религиозные проповеди, речи политические и судебные. Таким образом, ораторская речь представляет собой особую форму монологической речи, рассчитанную на аудиторию, группу лиц.

В публичном выступлении решаются проблемные вопросы, имеющие общественно-социальную значимость и гражданское звучание. Ораторская речь отличается, как правило, особой страстностью, эмоциональностью, экспрессивностью, пафосностью. Многообразие ораторской речи связано с наличием в ее составе родов и видов красноречия. Роды и виды ораторского искусства различаются в зависимости от сферы коммуникации, функции речи общение, сообщение и воздействие. В современной практике публичного выступления обычно выделяются следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное церковно-богословское.

Социально-политическое красноречие обычно реализуется в социально-политической сфере общения. К нему относятся выступления на собраниях, конференциях, съездах, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитационные речи, парламентские речи в Государственной Думе. Такие речи характеризуются стремлением к решению важнейших экономических, социально-политических, общекультурных проблем. Академическое красноречие реализуется в научной и научно-учебной сфере общения. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научное сообщение, научно-популярная лекция.

В отличие от сочинений научного стиля академические речи характеризуются широким использованием выразительно-изобразительных средств, высокой степенью эмоциональности и оценочности.

Как и сражение, подчеркивает автор, речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы должны быть разработаны так, чтобы они привели к поставленной цели.

Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца.

Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Слово композиция восходит к латинскому compositio, которое означает «составление, сочинение». В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура. Как видно из определения, когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению.

Вы точно человек?

Второй этап подготовки выступления связан с компоновкой материала, выстраиванием текста выступления. Расположение накопленного и отобранного материала, построение выступления называется композицией (лат. compositio — составление, сочинение) речи. 1.1. понятие публичного выступления. Риторика (ораторское искусство) – это наука о том, как, используя законы логики и приёмы речевого воздействия, создавать эффективные публичные речи и выступать с ними, достигая своей коммуникативной цели. Композиция выступления трехчастная (вступление, основная часть, заключение), так как аудитория ждет такого построения устного публичного выступления и это облегчает его восприятие. Структура речи: Вступление состоит из зачина и завязки.

Пример доклада по риторике: ЗАКОНЫ ПОСТРОЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

И именно поэтому актуален старый, но не потерявший своего значения риторический совет: расскажи слушателям, что ты собираешься рассказать; в то время как ты уже рассказываешь, разъясни им, что ты рассказываешь, а когда закончил, расскажи им, что ты рассказал. Приемы эффективного донесения главной мысли оратора будут различаться в зависимости от длительности выступления, его типа, аудитории и т. Можно лишь дать некоторые наиболее общие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве случаев. Оптимальным является выступление по принципу «один текст — одна мысль». Две-три идеи в одном выступлении — это предел, рекомендуется выделить из них одну главную и сформулировать ее как таковую.

Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельного предложения. Во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана оратором для себя, ее лучше держать перед собой на протяжении всего выступления. В небольших выступлениях не следует начинать с главной мысли, она должна прозвучать в середине и конце речи.

В средних по продолжительности и больших выступлениях главный тезис должен прозвучать: если выступление строится дедуктивно от тезиса к аргументам — в конце вступления, в первой трети основной части и в начале заключения; при этом в главной части должны звучать ключевые слова из этого тезиса. Например, выступление посвящено экономическим реформам. Тезис: необходимо поддержать реформы, так как только они могут сделать экономику саморегулирующейся. Его надо упомянуть во вступлении, в основной части и заключении.

В основной части можно использовать ключевые слова — реформы, поддержка реформ, саморегулирующаяся экономика и их синонимы — реорганизация, рыночная экономика, преобразования и др. Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме. Главная мысль должна быть выражена в развернутой словесной форме, полным предложением не менее трех раз при дедуктивной форме изложения и не менее двух раз — при индуктивной форме изложения. Основными недостатками композиции являются нарушение логической последовательности в изложении материала, перегрузки текста логическими рассуждениями, отсутствие доказательности, большое количество затронутых вопросов.

Главная часть подводит к заключению. Если оратор смял выступление, не уложился в срок, не сделал вывода, то цель выступления не достигнута. Конец речи должен быть логически связан с ее началом. В авторской речи действует закон края, поэтому заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления.

Например, так завершил свою речь о Достоевском поэт и критик И. Анненский: «Мне кажется, однако, что вот три черты, которые могут характеризовать влияние поэзии Достоевского: во-первых, он развивает ум, проницательность, воображение и обогащает нас массой знаний о духовном мире человека и отношениях между людьми; во-вторых, он заставляет нас разбираться в собственных мыслях, чувствах, поступках, искренне и смело являться собственным судьей и карателем, избегая лжи, фальши, всяких сделок с совестью; в-третьих — и едва ли не самое главное: он направляет наши симпатии в тот мир обездоленных, униженных и оскорбленных, который не может и не должен оставаться вне лучшей цели человеческой жизни». В заключительной части оратор может наметить задачи, которые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. Особенно важны последние слова оратора.

Они зависят от вида речи. Политическая речь может закончиться призывом, лозунгом, обращением. В докладе на политическую тему будут содержаться предложения об улучшениях или изменениях, завершая академическую лекцию, оратор использует прием повторения. Речь также может заканчиваться риторическим вопросом или утверждением.

Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию.

Обращение к слушателям, пожелание. Можно в конце речи пожелать слушателям приятно провести выходные, праздники и т. Основная идея поясняется примером, житейской историей, аналогией, притчей, аллегорией. Прием кульминации.

Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И Россия будет помнить наши имена! Специалисты отмечают, что кульминация уместна не для всех типов публичных выступлений, но, если уместна, то производит достаточно сильное впечатление на аудиторию. Комплимент аудитории. В сочетании с благодарностью такая концовка эффективна и традиционна. Пример: «Спасибо, мне было очень приятно выступать перед вами».

Юмористическая концовка. Это может быть шутка, анекдот, смешная история. Однажды, завершая лекцию у студентов-юристов, я рассказал им очень смешной лингвистический анекдот по теме занятия. На следующей паре я спросил, что мы делали на прошлой лекции. Все хором ответили: «Вы рассказывали нам анекдот!

Однако нужно понимать, что такая концовка подойдёт не для любого вида речи. Благодарность за внимание. Это традиционная и эффективная концовка. Несколько менее традиционной её может сделать небольшое расширение, если оратор не только произнесёт дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих аудиторию, т. Типичные неудачные концовки Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения.

Типичные неудачные концовки публичных выступлений: Не рекомендуется говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции». Не следует заканчивать шуткой, не относящейся к делу. Это вызовет у аудитории недоумение и испортит впечатление от речи. Не рекомендуется извиняться: «Извините, что так долго говорил», «Мне не удалось все рассказать» и т.

Поэтому важно с большой ответственностью отнестись к работе над композицией речи. Композиция речи Композиция лат. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Произведение сложное или неоднородное по своему составу.

Теория сочинения музыкальных произведений. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец. В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение, структура». Необходимо правильно строить свою речь. Например, на сообщение «Зимние Олимпийские игры» автор затратил 10 минут — из них 8 говорил об истории Олимпийских игр и только 2 минуты непосредственно по теме. Слушатели остались недовольны. План — основа композиции.

Назначение планов и их виды Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. План — это модель проектируемого выступления. На разных этапах подготовки речи составляются разные по цели и назначению планы. После выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Он помогает продумать структуру выступления. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей.

Хотя план речи не всегда оглашается оратором. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой план состоит из 3-6 пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. Микротемный план — предельная детализация отдельных вопросов.

Иногда говорят, что план сковывает оратора, снижает его творческое начало и не дает простора для импровизации. Возможно, что в такой критике есть доля истины. Импровизация — Божий дар, и ею владеет не каждый.

Основан на строгом датировании событий и явлений. Почему важно соблюдать композицию выступления Слитное, логичное изложение материала в соответствии с составленным планом — практически залог успеха. В качестве памятки композиции публичного выступления можно использовать краткие заметки или тезисы.

В самом тексте уместны тонкие, легкие шутки, не отвлекающие внимания от самой тематики и использование цитат выдержек из известных книг. Они помогают установить устойчивую связь между докладчиком и аудиторией. Заключение обязательно должно содержать логические выводы, можно вкратце упомянуть основные моменты речи. При этом не нужно делать последний раздел излишне тяжеловесным или, наоборот, чрезмерно оригинальным, нестандартным. Каждая часть должна «звучать» сама по себе и в сочетании с остальными, только так получится хорошее выступление. Немаловажно то, как докладчик говорит.

Вялая, косноязычная, заторможенная речь к успеху не приведет. Точно так же, как и излишне яркая, вычурная, пересыпаемая остротами: ничто не должно отвлекать слушателей от тематики доклада. Каждая шутка, любой экспромт должны быть уместны и вписаны в канву выступления. Чтение по напечатанному тексту — категорически недопустимо, периодически сверяться со своими заметками, не выделяя этого голосом — совсем другое дело. В заключение Композиция публичного выступления кратко в идеале вмещается в объем половины бумажного листа, там же находятся цифры и ключевые факты, все остальное автор должен держать у себя в голове. Не помешает потренироваться в ораторском искусстве , отрепетировать свой доклад перед зеркалом или друзьями коллегами , а потом попросить их прокомментировать и указать ошибки.

Не нужно обижаться на «придирки» — возможно, именно благодаря им удастся усовершенствовать доклад и сделать его лучше. Похожие публикации:.

Структура и стиль презентации для публичного выступления

Третье занятие серии посвящено структуре публичного выступления. Традиционно структура выступления делится на три блока: вступление, основная часть и заключение. 29. Композиция выступления. Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами: «Сражение выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превосходстве стратегии и тактики». это логичное построение выступления, четкая последовательность его отдельных частей. При нарушении соотношения частей речи эффективность воздействия речи снижается. Таким образом, ораторская речь представляет собой особую форму монологической речи, рассчитанную на аудиторию, группу лиц. В публичном выступлении решаются проблемные вопросы, имеющие общественно-социальную значимость и гражданское звучание. Композиция выступления соотношение его отдельных частей ко всему выступлению как единому целому. Общие принципы композиции: Последовательности, Целенаправленности, Усиления, Экономии, Результативности.

Повествование и композиция: как организовать свою речь, чтобы заинтересовать слушателей

1.1. понятие публичного выступления. Риторика (ораторское искусство) – это наука о том, как, используя законы логики и приёмы речевого воздействия, создавать эффективные публичные речи и выступать с ними, достигая своей коммуникативной цели. Что же такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. Выступающий должен уделять особое внимание иллюстра-тивному материалу и материалу, составляющему информацион-ное обеспечение выступления.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий