Вертеп в балашихинских храмах 2024

Этот вертеп занял площадь 270 квадратных метров, фигурки, которые находятся на его площади, все роста около 20 сантиметров. Різдво у Ватикані: ялинка з півночі Італії та вертеп з Перу. Рождественский вертеп 2024 – символическое украшение для дома и двора. В прошлом году впервые в Кадые, возле Никольского храма, было построено сооружение из снега наподобие того библейского вертепа. Внутри снежной пещеры установили соответствующую картину и зажгли свечу. Современный Рождественский вертеп, который по обычаю ставят в храмах, монастырях или домах — это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри, изображающими Господа в яслях, Божию Матерь, святого Иосифа, пастухов, волхвов, ангелов.

Рождественский вертеп | 2024

Это отказывается понимать ум человеческий. Так же невозможно, как понятие «Воскресение». Это не вмещается в наше рациональное сознание — а оно было. А уж тем более вместить, как через вот это чудо — Воскресение Христа, Его крестную Жертву — спасается человечество. А это произошло. Вчера кто-то из вас пропустил вечернее Богослужение, потому что не вставил в свои планы: были более важные дела.

Это звучит странно и даже страшно, но у кого-то из нас есть более важные дела. Так получилось, к нашему стыду. И в какой-то момент жизни мы все должны это почувствовать. Мы все проходили это, честно. Да, это страшно, но как хорошо, что сегодня я это осознал!

Я на следующий год запланирую заранее себе этот день непременно провести в храме. Я осознаю, что вся моя жизнь пронизана Богослужением, и что я весь соткан из того, что даже не попытался ещё понять, но уже живу, пользуюсь, хожу, чувствую, мыслю, действую согласно с Божьим замыслом. Но при этом в отрыве от глубокой связи и прямого взаимодействия с Ним, от Которого сам отказываюсь только потому, что не имею последовательной, ежедневной, системной, духовной работы. И я задыхаюсь в этой суете, пытаясь найти выход, который вот он, но я его для себя не вижу…». Потому и не пойдёт эта неделя как должно, дорогие братья и сёстры, у тех, кто пропустил этот вечерний звук канона на утрене.

Он звучал призывом к счастью. Просто протяни руку и положи в сердце, и ты пройдёшь неделю по воле Божьей. Но человек спланировал всё так, что его здесь не было. У него есть аргументы. Его рациональный ум настолько плотно, основательно это всё вписал в восприятие невозможности, абсолютной невозможности, что вместить, как Девочка могла войти во Святая Святых, этот ум не может, и это сердце не в состоянии.

И даже рассуждение на эту тему оно отвергает.

Но когда мы рассказываем и разыгрываем вертеп, нам важно, чтобы не пропала его театральная суть. Вертеп для нас прежде всего старинный театр, уникальное явление культуры. А ведь, кроме мистерии, в вертепе есть комедийная часть — народный театр не может жить без комедии.

Мы сами, как театр, только сейчас, через 30 лет работы, созрели до неё — очень трудно сыграть комедию старинную: то, что было когда-то смешно, сегодня непонятно. Вертеп — театр кукол, и в нём множество специальных трюков: зажигание свечей куклой, усечение головы Ироду, погибель Ирода в аду, свет Вифлеемской звезды — все они очень зрелищны. Например, каноническая сцена «Избиение младенцев». Как показать её, чтобы сердце упало?

В телевизоре бы залили экран кровью, набросали трупов… А как в вертепе? Выходит воин и забирает у матери младенца размером в три сантиметра. И страшно, потому что разбужено воображение. Волшебная сила вертепа в том, что он будит воображение зрителя.

В вертепе есть печальные, трогательные, смешные и праздничные сцены. И, прежде всего вертеп как зрелище очень красив. Кто видел его, запоминает навсегда. Александр Греф за кулисами.

Рождественский вертеп». В отличие от прошлого курса, нынешний посвящён только одному виду народного кукольного театра — вертепу. Будет подробно рассмотрено устройство и особенности техники этого театра: вертепный ящик, куклы, строение пьесы, текст, музыка. Занятия будут проходить дистанционно два раза в неделю в течение месяца, приглашаются жители разных городов и стран.

Условия записи на программу, заявление и прочую информацию можно найти здесь. А вот тут можно посмотреть.

Повсюду и символы Рождества - белые цветы и еловые ветви. В этот день молятся и о мире, и о здоровье, и о самых сокровенных желаниях возле иконы, которую выставляют только раз в год — в Сочельник.

Прихожане верят, сбудется все. Богослужение проходило и всю ночь перед Рождеством. И с каждым годом прихожан, которые принимают участие в одном из главных православных праздников, становится все больше.

В этом случае кукольник управляет фигурками, просовывая руку в пространство под «сценой». Белорусская батлейка — вертепный театр Размеры вертепов могут сильно различаться.

Так, самый большой механический находится в Польше и является детищем энтузиаста Томаша Кризы. По его имени он назван «Крызовы яслички». На гигантской конструкции длиной 12 метров и шириной 2 расположены около полутора тысяч фигурок, из которых около 130 движутся. Инженер-самоучка работал над этим вертепом всю жизнь, в течение 60 лет. Размер каждой фигурки меньше человеческой клетки.

Создала его команда ученых из Вильнюса. Микроскопическое чудо было преподнесено в декабре 2017 года Папе Римскому в качестве подарка от президента Литвы. Самый миниатюрный вертеп в игольном ушке создан учеными из Вильнюса Еще одна разновидность изображения евангельских сценок — живой вертеп. В качестве действующих лиц тут выступают люди, которые разыгрывают небольшие сюжеты на рождественскую тему.

Рождественский вертеп | 2024

Рождество Христово (2024 г) Вертеп и убранство храма. Это самая камерная, самая таинственная часть фестиваля. Вертеп — традиционная народная мистерия на рождестенский сюжет, в которой роли волхвов, пастухов, воинов, царя Ирода и святого семейства исполняют куклы, управляемые кукловодом. Рождество Христово (2024 г) Вертеп и убранство храма. Современный Рождественский вертеп, который по обычаю ставят в храмах, монастырях или домах — это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри, изображающими Господа в яслях, Божию Матерь, святого Иосифа, пастухов, волхвов, ангелов. храме в честь Ахтырской иконы Божией Матери (г. Хотьково, Сергиево-Посадский район) 15.01 воскресенье 17.00 1. Вертеп. Труппа церкви «Дом Отца» (г. Москва) 2. Дистанционный участник: Спектакль «Вертеп».

Католикам - святыни, нам – вертепы

Итак, на западных окраинах Российской империи придумали сделать ящик, напоминающий церковь, и взяли необычный способ управления куклами – в вертепе кукол водят по щелям. По устоявшейся доброй традиции, накануне праздника Рождества Христова на территории храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне был установлен рождественский вертеп, символизирующий Вифлеемскую пещеру, в которой родился Богомладенец Иисус Христос. Вертеп – это маленький кукольный театр, представляющий собой ящик из картона. Внешне он напоминает домик, состоящий из двух этажей. Верхняя часть – это «небо» – оклеена внутри голубой бумагой, а на задней стенке размещена икона Рождества Христова.

Традиции и история рождественского вертепа

В храмах и по сей день над иконой Рождества сооружают небольшой шатер из еловых веток, украшая его часто блестящей мишурой. Вертепами также назывались деревянные двухэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Но каким бы ни был вертеп - статичным, механическим, живым - для зрителя он остается чудесным знаком, указывающим на ту самую, вифлеемскую, пещеру. Вертеп В. Новацкого История вертепа Как пишет в своем «Очерке истории вертепа в России» Борис Голдовский, вертеп - одно из самых загадочных театрально-эстетических явлений, отражавших идеи мироустройства, характерные для разных эпох. Еще древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались. Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I в. В верхнем этаже находились боги, в нижнем - аргонавты.

Если же говорить о сценках Рождества, то, по мнению Бориса Голдовского, появились они куда ранее 1223 года, примерно в V веке, во времена папы Сикста Третьего. Последний разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших ни древнегреческого, ни латыни, самый прямой путь - наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с младенцем в яслях и склонившимися над ним животными. По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был панорамой. Тем не менее первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с датой изготовления на нем -1591 год. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков - семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.

Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Правда иногда местные архиереи запрещали вертепы, боясь католического влияния. Но так как вертеп стал в большей степени народным представлением, и, как следствие, бесцензурным, традиционным рождественским увеселением, то такие распоряжения мало помогали. Вплоть до конца XIX в. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку.

К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля! Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского посвятил свою деятельность восстановлению традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому.

Вдобавок к этому во дворе появилась горка для зимних катаний. При храме во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска тоже установили вертеп и уже случайно появились первые милые, пушистые посетители. Предстоящее Рождество Христово под крышей строящегося храма во имя преподобного Сергия Радонежского в Покровске встретят верующие этого прихода.

В начале декабря прошлого года храм обрел купол с крестом. Благодаря усилиям неравнодушных людей временный храм удалось возвести в достаточно быстрые сроки.

Тимашово торжественно открыли Рождественский вертеп 06 Январь 2024 В преддверии Рождества Христова в православных храмах зажигаются огоньки Рождественских вертепов.

Получился настоящий праздник. Было очень радостно всем — и детям, и взрослым.

С её автором, Ольгой Гордеевой, пообщался журналист «Волжской правды». Миниатюрный вертеп уже занял своё небольшое почётное место в храме Николая Чудотворца, находящемся на улице Молодогвардейцев.

Для этого потребовалась подставка с рабочей площадью всего в 40 квадратных см. И сегодня это оптимальный размер, ведь сама церковь достаточно компактная. Её настоятелю иерею Евгению Гордееву долго думать над тем, где взять необходимый символ наступающего праздника Рождества Христова долго не пришлось. Его мама-рукодельница Ольга Гордеева, сама не зная того, позаботилась об этом года три назад.

Тогда ей захотелось в технике валяния сделать полностью весь вертеп. И всё это время вертеп хранился у меня дома. А месяц назад сын спросил, есть ли у меня что-то к предстоящему празднику, и я предложила.

Снежный вертеп, ледяной самовар и тонкости резьбы: «Лед и свет» в Раифе

Вертеп – это маленький кукольный театр, представляющий собой ящик из картона. Внешне он напоминает домик, состоящий из двух этажей. Верхняя часть – это «небо» – оклеена внутри голубой бумагой, а на задней стенке размещена икона Рождества Христова. Сегодня у нас прошла генеральная уборка и украшение храма к Рождеству Христову. Не смотря на сильный мороз, собралось много помощников. Все в радостном настроении мыли полы и окна в храме и доме причта, чистили утварь, собирали вертеп, украшали елки. В празднике участвуют мастера и команды из России и зарубежья. Гостей обители встречают храм из снега, пятиметровый снежный архангел, снежный Рождественский вертеп и другие композиции. декорация в Рождественском вертепе, который стал украшением к светлому празднику. или пещеры в переводе со старославянского. Храма святителя и чудотворца Николая (село Макарово городской округ Черноголовка) Богородского благочиния Балашихинской епархии Московской Митрополии Московского Патриархата Русской Православной Церкви.

Лед и свет Раифы. Монастырское подворье украсилось хрустальной красотой

Сам вертеп и куклы - те же, из храма св. Татианы, а вот сценарий совсем другой. Фото Юлии Маковейчук Концерт был посвящён празднику Рождества Христова и Богоявления и состоял из трёх частей: в первой были исполнены праздничные песнопения знаменного распева в поморской дореформенной раздельноречной традиции; в заключительной исполнялись песнопения особого вида древнерусского многоголосия — троестрочные рождественские стихиры.

Алимова, медицинский персонал и готовящиеся к родам женщины. По окончании богослужения священнослужители проследовали в отделение для новорожденных, где родившим в рождественские дни мамам были преподнесены подарки для младенцев, а певчие церковного хора исполнили рождественские песнопения.

Прихожане Троицкого храма и храма мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Федурново собрали и передали рождественскую благотворительную помощь воинам, отбывшим на специальную военную операцию. На приходах благочиния прошли рождественские концерты, на которых присутствовали родители многодетных семей и люди, имеющие на попечении инвалидов, которым были переданы подарки.

И сегодня это оптимальный размер, ведь сама церковь достаточно компактная. Её настоятелю иерею Евгению Гордееву долго думать над тем, где взять необходимый символ наступающего праздника Рождества Христова долго не пришлось. Его мама-рукодельница Ольга Гордеева, сама не зная того, позаботилась об этом года три назад. Тогда ей захотелось в технике валяния сделать полностью весь вертеп. И всё это время вертеп хранился у меня дома.

А месяц назад сын спросил, есть ли у меня что-то к предстоящему празднику, и я предложила. Работа получилась красивой и по-домашнему теплой. Полукруглый вход в пещеру, выполненную из тёмной шерсти, украшают припорошенные снегом веточки ёлки и кисточки рябины с яблочками и шишками. Пайетки с бисером, размещённые по внешней части символизируют звёзды, а внутри на задней стенке, мы словно видим отблески от горящего очага.

Если хотите по-другому, не называйте, то, что получится, вертепом.

Во всём остальном — полная свобода и разнообразие. Внутри канона достаточно места для личного творчества. Можно делать очень разнообразно: и изобразительно, и музыкально, но только помнить, что это Священная история и Святое предание, и не надо лезть туда с киркой и лопатой. Современный человек всё равно привнесёт что-то своё, и этих, так сказать, личностных изменений достаточно, чтобы традиция чуть-чуть «поплыла». Сложность в том, что очень немногие видели настоящий вертеп.

Мне повезло, я видел на Западной Украине, где играли вертепы и при советской власти, при всей той антирелигиозной пропаганде. В 80-х годах мне довелось побывать у гениального человека Владимира Шагало в маленьком городке Нижанковичи, что в Карпатах. Он написал более десяти книг о жизни украинской деревни начала ХХ века с сотнями восхитительных иллюстраций, нарисованных чёрной шариковой ручкой. Одним из эпизодов его исследований был вертеп, который он построил и разыгрывал в точности таким, каким он был в его деревне, в традициях XIX века. Старых вертепов сохранилось очень немного.

Это понятно: в ХХ веке при всех войнах, которые по этой территории прошлись, не до вертепов, конечно, было… Но они есть. В Бахрушинском музее есть прекрасная батлейка XIX века, в Музее этнографии в Санкт-Петербурге два вертепа — батлейка и так называемый «русский вертеп» — одноэтажный ящик, для ярмарок. В украинском Театральном музее сохранились аутентичные вертепы. Копию одного из них можно увидеть в Музее Театра Образцова, здесь же есть ещё один — старый, маленький, оклеенный обоями и конфетными обертками очень симпатичный вертепчик. Вообще когда мы говорим «канон» по отношению к вертепу, мы берём это слово в кавычки, имея в виду свод правил, сложившихся за века, но никакой специальной «канонизации» здесь не могло быть.

Вертеп, шопка, батлейка — народный, фольклорный театр. В разное время к вертепу церковь относилась по-разному, было и негативное отношение у некоторых священников, но никогда вертеп не был запрещён. И сегодня священники всё больше обращаются к вертепу, видя в нём душеполезное развлечение, понятными, красивыми и доступными средствами рассказывающее о Рождестве Христовом. Но когда мы рассказываем и разыгрываем вертеп, нам важно, чтобы не пропала его театральная суть. Вертеп для нас прежде всего старинный театр, уникальное явление культуры.

Вертепы со всего света

Чем только не наряжали елки, в ассортимент украшений входили: бусы, снег и амуры из невоспламеняющейся ваты, обезьянки, флаги, сусальное золото, стеклянные шары, бонбоньерки, диамант-пудра, зажигательные нитки, комнатные фейерверки. Игрушки изготавливались рабочими артелями, делавшими их из проволоки и бумаги, из ваты и варёного крахмала, иногда на них также клеили литографированные картинки. Продавались также «дрезденские», клееные из картона фигурки. На ёлках раскладывали имитирующие снег кусочки ваты, усеянной блёстками, растягивали нити серебряного и золотого дождя, были очень популярны хлопушки и бенгальские огни. В комнате, где ставили ёлку, было принято ставить много цветов в вазах, украшали цветами и саму ёлку. Традиция рождественского дерева соблюдалась также в том, что ёлка увенчивалась Вифлеемской звездой - засиявшей в небе предвестницей Рождества Господня, а блеск огней и свечей на ёлке, её блестящее украшение символизировали сияние «благодатного света», пронизывающего мир после Рождения Христа. С началом гонений на Православие, после 1917 года Рождественская ёлка попала в немилость.

Власть, видя в ней христианские корни, ввела запрет на установку и украшение Рождественской ёлки. Постышев предложил товарищу Сталину вернуть ёлку в жизнь людей и устраивать новогодние ёлки для детей советских тружеников. Идея была принята и воплощена в жизнь по всей стране в считанные предновогодние дни. Конечно, весь религиозный рождественский подтекст и смысл были изменены на новогодний и мирской. Украшение новогодней ёлки потеряло свою рождественскую символику и обрело символику советскую, а Вифлеемская звезда, венчавшая ёлку, была заменена на пятиконечную пентаграмму. В войну на ёлках появились игрушечные танки, солдаты, собаки-санитары, пистолеты, гранаты и винтовки.

К 1950-м годам появляются сказочные персонажи: снеговики и снегурки, снежинки и клоуны, красные шапочки, звездочёты. На ёлке горели гирлянды электрических лампочек. Под ёлкой ставились гипсовые или ватные куклы, изображающие Деда Мороза и Снегурку. В 60-е годы появились игрушки изображающие ракеты, космонавтов и кукурузу.

Сам вертеп и куклы - те же, из храма св. Татианы, а вот сценарий совсем другой.

Фото Юлии Маковейчук Концерт был посвящён празднику Рождества Христова и Богоявления и состоял из трёх частей: в первой были исполнены праздничные песнопения знаменного распева в поморской дореформенной раздельноречной традиции; в заключительной исполнялись песнопения особого вида древнерусского многоголосия — троестрочные рождественские стихиры.

В других странах эти маленькие сценки называют по-разному. По-английски - «Nativity scene» «Рождественская сцена» , по-немецки «Weihnachtskrippen» или «Christschau» «Рождественские ясли» , в Польше — «Шопка» от слов «хлев» или «сарай» , «Батлейка» в Белоруссии, «Бетлегем» в странах Закарпатья и «Белен» в Италии от трансформированного «Вифлеем» или «презепе», «презепио», то есть «кроватка». Русское название «Вертеп» происходит от старославянского термина, означавшего пещеру или потайное место. Именно с этим связано второе значение слова. В нашем языке вертепом еще называют убежище разбойников или притон. В 1223 году Франциск, вернувшийся из паломничества в Вифлеем, обустроил рождественскую сценку в итальянском городе Греччо.

По легенде, таким образом святой хотел донести до неграмотных верующих евангельское сказание как можно нагляднее. Для этого он в небольшой пещере установил ясли, положил в них куклу, изображавшую младенца Христа, привел туда ослика и быка и отслужил в этих декорациях праздничную рождественскую мессу. Простому люду такой творческий подход очень понравился, и родилась новая традиция, быстро распространившаяся среди христиан. Вертеп с ростовыми скульптурами Рождественский вертеп в Испании Самый известный в Италии Неаполитанский белен вертеп «Belen del Principe» XVIII века, демонстрируется в Королевском дворце в Мадриде Вертеп «на злобу дня» в Неаполе в 2010 году с фигурками Берлускони и «блудницами» Рождественский вертеп в Ватикане В православной традиции принято строить вертеп в виде пещеры, а в католической чаще изображается хижина как жилище пастухов. Материал и способ изготовления фигурок в разных регионах зависит от местных традиций и иногда связан с национальными промыслами.

Святой вертеп — первообраз всех пещер в многочисленных изображениях Рождества: на иконах, в монументальной живописи и скульптуре, вертепном театре, рождественских вертепах всех размеров, выполненных в различных техниках. Звезда над местом рождения Спасителя. Вифлеемская базилика, где находится Святой вертеп, построена около 326 года, в эпоху равноапостольного Константина 306-337.

Это вторая по значению христианская святыня после храма Воскресения Гроба Господня в Иерусалиме. В 529 году базилика пострадала от пожара, но была восстановлена и расширена императором Юстинианом 527-565 и в таком виде с небольшими изменениями сохранилась до нашего времени. В ночь Рождества здесь собираются христиане со всего мира, чтобы почувствовать «молочную вечность» — самое начало воплощения Бога, Его младенчество на земле. Попасть в это время в Вифлеем — непростая задача. Из истории рождественских вертепов В каждом храме в святую ночь за богослужением тоже вспоминаются и переживаются события, о которых говорят евангелисты Матфей и Лука Мф. Посреди храма — икона, где есть и пещера, и ясли со спеленатым Младенцем. Кроме того, существует обычай ставить в домах рождественские вертепы. Появились они, по мнению исследователей, еще в раннехристианскую эпоху.

Известный российский ученый-театровед Б. Голдовский пишет по этому поводу: «В V в. Над яслями склонились вол и осел. Рядом — спящая Богоматерь и задумавшийся Иосиф. Все фигуры были неподвижными» [2]. Джотто ди Бондоне. Чудо в Греччо. Фрагмент росписи базилики Сан Франческо в Ассизи.

В 1223 г. Произошло это в Греччо провинция Риети в Италии. Незадолго до этого он совершил паломничество на Святую землю, где долго молился в пещере Рождества. И вот, чтобы отпраздновать рождение Младенца, «вспомнить тяготы Его первых дней, когда Он положен был в ясли, и плотскими очами увидеть, как это Он лежал на сене, а рядом стояли вол и осел» [4], св. Франциск устроил наглядную проповедь о Рождественской тайне. Собрал животных и людей и как бы повторил то, что происходило в Вифлееме. Здесь были и нищета, в которой родился Иисус, и атмосфера любви, и все те люди, которые окружали Его и верили, что Он Бог. В пещере, где был устроен вертеп, св.

Франциск совершил праздничное богослужение, во время которого произошло «чудо в Греччо» — явление в яслях Богомладенца. Весть о чуде разнеслась далеко за пределы Греччо, люди стали стекаться к пещере, а вертепы [5] обрели популярность в Италии, а затем по всей Европе. Миниатюрный вертеп Современный итальянский мастер. Традиция сооружения вертепов там никогда не прерывалась. В различных областях Италии на протяжении столетий проходят ежегодные конкурсы вертепов. Они самые разные: «деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя» [6].

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий