Астафьев вклад в культуру страны

Решив податься за «северной дикой деньгой», Петр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправился в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца Павла Астафьева. "Вот что я вам посоветую: не отдаляйтесь от людей, принимайте мир таким, каков он есть, иначе вас раздавит одиночество. Оно пострашнее войны". Эти одни из многих цитат из произведений Виктора Астафьева. Писатель, драматург, сценарист, эссеист Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в деревушке Овсянка Красноярского края, на берегу Енисея.

Доклад Творчество Астафьева

По сюжету, автор путешествует по родным местам Сибири. Все действия происходят в разных притоках реки Енисей, которая олицетворяет течение жизни — меняется всё, кроме самой реки. В рассказе поднимается проблема браконьерства — вся книга повествует о скорой экологической проблеме, идущей от бездуховности общества. В своём «необычном» романе Печальный детектив» 1986 года Астафьев объединил публицистический и художественный стили. Все девять глав романа рассказывают события жизни главного героя — сотрудника милиции Леонида Сошнина, жителя города Вейск.

Чмыхало и другие. Красноярская писательская братия всегда держала тесную связь с жителями края, от народа она черпала историю енисейского региона, мудрость его старожилов. Особенно это стало ощущаться, когда у нас в Красноярье развернулся в действие проект «Литературные встречи на Енисее», организованный, при поддержке крайкома партии, известным нашим писателем, председателем этого творческого объединения Анатолием Ивановичем Чмыхало. Красноярские прозаики и поэты в летнюю навигацию, идя на пароход е судно для этой цели специально выделял начальник Енисеского пароходства, к тому же и писатель, Иван Михайлович Назаров , проводили интересные встречи с жителями территорий края, от Тувы до Таймыра. И вот однажды в наш район пришла весть — «писательское братство» посетит наш Краснотуранск. Как мне помнится, мастера книжного пера, находясь в Минусинске, решили завернуть к нам, я думаю, что их маршрут был предопределён краевым парторганом.

Краснотуранская делегация встречала гостей у Городка, с левого берега Тубы по прибытию парома на правый. Отдохнув после приезда, писатели охотно встречались с жителями села. В составе писательской группы были большие мастера книжного слова. Недавно в нашем краевом Союзе Журналистов РФ я встречался с Сашей Щербаковым, кстати, Александр Илларионович в последствии стал академиком Петровской академии наук и искусства. Беседа была тёплой, дружелюбной. Вспоминали былое и ту давнюю встречу. Он, Борис, был прост, с открытой душой человек. Помню, как в беседах Борис Петров восклицал о красоте наших мест. Он говорил, как красив, привлекателен Енисей-батюшка и рукотворная водная его ширь. Сосновый бор, чистый медноствольный, с лужайками зелёного брусничника, оранжево-красноватого грибного царства.

Понятие жизни неотделимо в творчестве Астафьева от природы. Каким бы ликом не оборачивалась природа к человеку — а она может быть дарящей, утишающей, просветляющей, но также опасной и чуждой в своем могуществе отдельного бытия — она воплощает тайну органической жизни, которую писатель понимает как мучительный процесс труда, выживания и роста. В усилиях, употребленных на поддержание «живой жизни» когда умереть часто легче и проще, чем выжить , он видит не голую борьбу за существование, а действие высшего, единого для человеческой и природной жизни закона новеллы «И прахом своим», «Травинка» из книги «Затеси» ; с особой силой этот закон проявляется в эпизодах честного единоборства человека с природой. Начиная с 1980-х годов меняются акценты в осмыслении Астафьевым современной русской жизни и русского характера, жестче и непримереннее становится память последние главы «Последнего поклона» с картинами быта спецпереселенцев, коллективизации. В романе «Печальный детектив» 1986 , вызвавшем острую дискуссию, распад, деградация, повсеместное торжество зла утверждаются как доминирующие черты современного советского общества, а в русском национальном характере, хотя и остаются «необъяснимая русская жалость», «жажда сострадания», стремление к добру, преобладают «безалаберность», попустительствующая злу, «покорность», нравственная пассивность. Тщательная фиксация героем, бывшим оперуполномоченным, примеров патологической преступности, экстремальных нарушений человеческих законов, морали призвана показать хаос, социальную энтропию современной жизни налицо переоценка ценностей: маргинальное становится центральным, запрет — нормой , однако написанная в стиле жизнеподобия, «террористического реализма» по определению одного из критиков жизнь люмпенов, бандитов, отбросов общества не переплавилась в объемную художественную картину.

Полюс добра в образе милицейского работника, искалеченного в борьбе с преступниками оказался невыразительным, стертым, недоразвившимся типом современного Дон Кихота. В русле тех же тенденций по материалу и составу идей — один из лучших рассказов «Людочка» 1989 : смерть того, кто изнасиловал безропотную и повесившуюся после этого Людочку, — в кипящей трубе-канаве городского отстойника, сам этот отстойник, среда обитания и привычный пейзаж городской окраины, предстают символом разложения, всеобщего одичания и агонии: рассказ прочитывается как современная антиутопия по самой природе жанра не сводимого к сгущенному описательному натурализму ; только боль автора и острота неприятия зла как бы восстанавливают нарушенную норму и снимают вопрос о его тотальном торжестве. Разрастание зла в художественном мире Астафьева во многом объясняется этической позицией писателя, не признающего метафизическую природу зла, он не перестает удивляться каждому злому поступку и низкому движению души. Астафьев — редкий в XX веке художник, избежавший прививки «диалектики добра и зла» и отказавшийся принять его неизбежность. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1989 года за большие заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность писателю Астафьеву Виктору Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В романе «Прокляты и убиты» книги 1-2, 1992-1994, не окончен; в марте 2000 года Астафьев сказал о прекращении работы над романом писатель возвращается к теме испытания человека на войне.

Плотское, телесное переживание жизни — отличительное свойство реалистической поэтики Астафьева — определяет характер такого испытания: голодом, холодом, непомерным трудом, физической усталостью, болью глава «Темная-темная ночь» из «Последнего поклона» , и, наконец, страхом смерти; способность достойно их перенести служит знаком нравственной стойкости и внутренней состоятельности героя. В романе «Прокляты и убиты», как и в повести «Так хочется жить» 1995 , телесная природа становится только низом, вместилищем животных инстинктов, утробой, дискредитацией «идеального» в человеке, и одновременно — средством обличения антигуманного и безбожного коммунистического режима, поставившего человека в унизительные, нечеловеческие условия сверхнатуралистическое описание быта запасного стрелкового полка; страшные подробности форсирования Великой реки — Днепра. В этом романе писатель переписал и переосмыслил многие страницы своей внутренней биографии, впервые в постсоветской литературе создал образ десакрализованной народной войны 1941-1945 годов.

В 1971 году он пишет роман «Сельские жители», в котором описываются традиции и обычаи сельской жизни. В 1977 году выходит книга «Неужели я забыл», которая стала его первой духовной автобиографией.

Она рассказывает о его жизненном пути и творческих поисках. Творческая жизнь Виктора Астафьева была полна трудностей, но его талант и упорство привели его к успеху. Его произведения получали высокие оценки критиков и популярность среди читателей. Он стал не только одним из самых известных писателей Сибири, но и человеком, который прославил свою родину и народ, которому он принадлежал. Признание в литературе и известность Виктор Астафьев получил признание в литературе еще при жизни.

Его произведения были отмечены премиями и награждениями: Ленинской премией 1979 , Государственной премией РСФСР 1987 , «Русской премией» 1997 и другими. Кроме того, популярность Виктора Астафьева как писателя и общественного деятеля была велика. Известность Астафьева превзошла границы России. Его произведения были переведены на многие языки мира, в том числе на английский, французский, немецкий и др. На родине писателя в Екатеринбурге создан Астафьевский музей, где можно узнать о жизни и творчестве Виктора Петровича.

В честь Астафьева назван один из улиц в Москве и Екатеринбурге, а также две библиотеки в небольших городах России. В 2019 году по случаю 90-летия со дня рождения писателя была проведена широкомасштабная акция «Возвращение к Астафьеву», которая охватила многие регионы России и собрала множество поклонников творчества Виктора Петровича. Литературные достижения Виктора Астафьева Виктор Астафьев — известный российский писатель, кандидат филологических наук, за свое творчество был удостоен множества литературных наград и заслуг перед Россией. Государственная премия СССР — высшая награда в области литературы и искусства, которую Астафьев получил в 1967 году за роман «Колымские рассказы». Пушкинская премия — одна из самых престижных литературных наград, которую Астафьев получил в 2001 году за зарубежное признание нашей литературы и защиту культурных и духовных ценностей России.

Российский Букер — премия, учрежденная в 1991 году для поддержки и развития современной российской литературы, которую Астафьев получил в 1993 году за роман «Сторож». Кроме этого, Виктор Астафьев был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, а также получил множество других наград и почестей, отражающих его значимость в культуре и литературе России. Период творческой зрелости и взгляды на жизнь Тема родной земли и ее людей в творчестве В период творческой зрелости Виктор Астафьев неизменно оставался верен своим корням и традициям. Его произведения переполнены любовью к родной земле, к крестьянам, к которым он всю жизнь испытывал глубокое уважение. Он не прекращал совершенствовать свой язык и стиль, чтобы передать читателю самые точные и глубокие ощущения от своих наблюдений.

В своих произведениях Астафьев передавал не только красоту природы, но и сложность жизни на селе, различные трагические и комические моменты, события внутри семей и общества в целом. Критика в модернизации страны и сохранение исторических ценностей Астафьев настоятельно выступал против модернизации страны за счет разрушения исторических ценностей на радость капиталистическому обществу. Он считал, что необходимо сохранить уникальные культурные и моральные ценности, которые определяют национальную идентичность и подлинности. Автор не скрывал своей скептической позиции на вопросы социальной и экономической политики, что часто приводило к конфликту с властями, но не препятствовало созданию произведений, которые до сих пор являются жемчужинами не только отечественной, но и зарубежной литературы. Тема любви и смерти в творчестве В произведениях Астафьева также присутствует тема любви и смерти, которые он рассматривал как неподдельные, неизбежные в жизни каждого человека в любом уголке земли.

Он затрагивал темы, связанные с философией бытия и смерти, не пытаясь отгородиться защитной стеной, но наоборот, подтверждая свою готовность рискнуть, пройти через страдания и неизвестность ради того, чтобы почувствовать настоящую жизнь. В своих произведениях он использовал глубокие, эмоциональные образы, которые умело передавали настроение и мысли героев, и могли возбудить чувства и уважение к их судьбам. Последние годы жизни и уход из жизни В последние годы жизни Виктор Астафьев страдал от болезни Сердца. Несмотря на это, он продолжал работать и писать новые произведения. В 2001 году вышла его последняя книга «Анонсы».

Однако, состояние здоровья ухудшалось, и в конце января 2001 года он попал в больницу.

1 мая 2024 года исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Петровича Астафьева

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве. В 1962 году Астафьев переехал в Пермь, в 1969 году в Вологду, а в 1980 году уехал на родину — в Красноярск. "Вот что я вам посоветую: не отдаляйтесь от людей, принимайте мир таким, каков он есть, иначе вас раздавит одиночество. Оно пострашнее войны". Эти одни из многих цитат из произведений Виктора Астафьева. Первый сборник рассказов «До будущей весны» вышел в Перми в 1953 г. Астафьев – член Союза писателей с 1958 г., в 1959 – 1961 гг. учился на Высших литературных курсах в Москве. Узнайте интересные факты из биографии Виктора Астафьева – одного из самых известных советских и российских писателей. Читайте о его жизни, творчестве и успехах, которые сделали его легендой литературы.

Сообщение о Викторе Астафьеве

Глубокое неверие в человека, по сути, подменяет сюжет и характеры, а социальная воспаленность камуфлирует астафьевскую мизантропию все ненадежнее. При этом обе вещи оставались великолепной русской прозой, шедеврами и событиями. Виктор Петрович выпустил Зло попастись на вольные хлеба, показав, что оно имманентно человеческой природе, и от социальных, географических и бытовых условий никак не зависит. Тем не менее виноватой в радиоактивных выбросах Зла писатель объявил именно Советскую власть. Как фронтовик и гражданин Астафьев имел полное право на такое изображение, а вот как русский писатель на теме «окончательной правды о войне» он явно перегорел и надорвался; мизантропия обернулась трагическим личным надломом. Симптоматична его предсмертная запись: «Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощание».

Зорькина песня. Звездопад: Повесть. Повести и рассказы. Всему свой час. Белогрудка: Рассказы. Жизнь прожить: Роман, рассказы. Печальный детектив. Падение листа. Яновского; Худож. Где лето с зимою встречаются. I, кн. Пастух и пастушка. Улыбка волчицы. Мною рождённый: Роман; Повести; Рассказы. Печальный детектив: Роман; Зрячий посох: Повесть [Вступ. Вуколова, с. Проза войны: В 2 т. Прокляты и убиты: Роман: В 2 кн. Прокляты и убиты: Роман: В 2 кн: Кн. Вичирко; Предисл. Последний поклон: Повесть: В 2 т. Винская, В.

Но это время облегчения Астафьеву не принесло. В новой семье на него не обращали внимания. А когда заболел отец, мачеха и вовсе выставила молодого человека за порог. В Игарке среди одноклассников. С книгой — В. Астафьев, рядом — учительница литературы Л. Якубович Волей случая Виктор отправился в Игарский детский дом. Во время пребывания в сиротском приюте Астафьев познакомился с людьми, которые оказали серьезное влияние на его взгляды и будущее. Первым был И. Рождественский, преподаватель русского языка и литературы в детдоме. Второй — директор В. Будучи воспитанником в доме для беспризорников Астафьев получал начальное образование. Наставники видели, что юноша проявляет недюжинные способности к литературе и родному языку. Они обратили на это внимание самого Виктора, посоветовав ему в будущем заняться писательством. Слева направо: В. Астафьев, В. Достовалов, Н. Игарка, 1941 г. В 1941 года молодому человеку исполнилось 17 лет. По закону это был предельный возраст, до которого воспитанник мог оставаться в детском доме. К тому моменту у юноши было 6 классов оконченного образования. Несмотря на таланты к словесности, математика и точные науки не были сильной стороной Астафьева. Из-за этого он несколько раз оставался на второй год. Образование Виктор Петрович продолжал как мог. Рассчитывать на поступление в высшее учебное заведение не приходилось, денег не было. Выйдя из детского дома молодой человек устроился на железную дорогу. Работал сцепщиком, временами выполнял обязанности дежурного по станции. В то же время он закрывал пробелы в знаниях. Но долго учиться ему не пришлось. К тому моменту, как началось его образование в железнодорожной школе, уже во всю гремела Великая Отечественная. Линия фронта двигалась все ближе. Как и многих железнодорожников Виктора Петровича не призвали. Но дожидаться мобилизации резервов ни он, ни его товарищи, сокурсники не пожелали. Вместо этого В. Астафьев лично явился в военкомат и записался добровольцем. На фронт его отправили практически сразу. Молодой человек принимал участие во многих боях советских войск: форсировании Днепра, Корсунь-Шевченской операции и прочих. Воспоминания Виктора Астафьева "Настоящая Война" За время службы в армии успел сменить несколько военных специальностей: от связиста до разведчика. В 1944 году служба на передовой для Виктора Петровича закончилась. Он получит тяжелое ранение, был контужен и несколько месяцев провел в госпиталях. Оставшийся период Великой Отечественной Астафьев провел во внутренних войсках на территории Западной Украины. После окончания Второй Мировой Виктор Петрович переехал в небольшой город Чусовой находится на территории современного Пермского края. Мужчина вернулся на железную дорогу. Но работать сцепщиком поездов уже не мог.

В марте 1947 года в молодой семье родилась дочка. В начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии, — время было голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взять было неоткуда. В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года — сын Андрей. В 1951 году Виктор записался в литературный кружок и был так воодушевлен после собрания, что за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек». Позже Астафьев рассказ переработал и назвал «Сибиряк». Вскоре Астафьева заметили и предложили работу в газете «Чусовской рабочий». За время работы в газете он написал более 20 рассказов и множество очерковых статей. Важные темы творчества Астафьева — военно-патриотическая и деревенская. Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Чусовской рабочий». Ранние повести Астафьева «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал» вызвали внимание критики: Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что им свойственны «суровая, корявая шершавость звучания, неприглаженность, необструганность деталей и образов», «живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз». Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего-воина, обезличенного ваньки-взводного, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак», списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые на протяжении всей войны проживали в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.

Сын «вредителя», не достойный надбавки к пенсии. 15 фактов о Викторе Астафьеве

Дядя Кузя — куриный начальник. Звездопад: Повести. След человека. Тают снега. Гуси в полынье. Помню тебя, Любовь.

Весенний остров: Рассказы. Конь с розовой гривой: Рассказы. Поросли окопы травой. Где-то гремит война. Последний поклон.

Синие сумерки. Ясным ли днём. Россия, 1969. Пермь: Кн. Ланщикова; Илл.

Тревожный сон. Избранное: [Повести]. Перевал; Последний поклон; Кража; Пастух и пастушка: Повести. Стрижонок Скрип. Где-то гремит война: Повести и рассказы.

Перевал: Повесть.

Живописность и образность Астафьев отличается яркими и образными описаниями. Он умеет передать атмосферу и настроение с помощью ярких и запоминающихся образов.

Его описания природы, людей и событий заставляют читателя воображать и видеть все происходящее перед глазами. Использование диалектов и народной речи Астафьев активно использует диалекты и народную речь в своих произведениях. Он передает особенности речи разных социальных групп и регионов, что делает его тексты более живыми и реалистичными.

Это также помогает создать атмосферу и передать настроение персонажей. Ирония и сатира Астафьев часто использует иронию и сатиру для выражения своих мыслей и критики общества. Он умеет с юмором и сарказмом подходить к проблемам и недостаткам, что делает его произведения интересными и занимательными.

В целом, стиль и язык Виктора Астафьева отличаются простотой, живописностью и оригинальностью. Он умело использует различные языковые средства, чтобы передать свои мысли и идеи, и создать яркие образы и ситуации. Его произведения остаются актуальными и интересными для читателей до сих пор.

Влияние Виктора Астафьева на современную литературу Виктор Астафьев является одним из самых известных и влиятельных писателей современной литературы. Его произведения оказали значительное влияние на развитие русской литературы и стали важным этапом в ее развитии. Во-первых, Виктор Астафьев внес значительный вклад в развитие жанра советской деревенской прозы.

Он показывает их трудности, радости, надежды и разочарования. Такой подход к описанию деревенской жизни стал новым и оригинальным, и его стиль и язык стали примером для многих современных писателей. Во-вторых, Виктор Астафьев был известен своими яркими и живописными описаниями природы.

Он умел передать красоту и мощь русской природы, а также ее влияние на человека. Его произведения вдохновили многих современных писателей на создание подобных описаний и использование природы как важного элемента в своих произведениях.

Пермский период оказался плодотворным в деятельности писателя. Здесь была создана лирическая повесть «Последний поклон», проникнутая идеями борьбы любви и войны, военный сборник «Пастушка и пастух» и повесть «Кража» как воспоминание о своем интернатовском детстве. Отдельный сборник произведений «Последний поклон» Астафьев посвятил судьбам людей, повстречавшихся на его жизненном пути в тяжелые годы отрочества и юношества. В 1969 году Астафьевы уезжают в Вологду. Здесь Виктор Петрович пишет пьесы «Прости меня» и «Черемуха».

В 70-х годах создается одно из наиболее известных произведений писателя — сборник рассказов «Царь рыба», ставших плодом глубокого размышления автора об ответственности человека за окружающий мир и его постоянном стремлении быть в гармонии с самим собой. Несмотря на критику и цензурные ограничения, именно это произведение принесло Астафьеву Государственную премию СССР в 1978 году. Сибирский период В 1980 году Виктор Астафьев возвращается на свою малую родину, где будет жить до своих последних дней. Вдохновленный родной Сибирью писатель написал немало рассказов — «Слепой рыбак», «Мною рожденный», «Медвежья кровь» и многие другие. В 1985 году увидел свет роман «Печальный детектив». После безвременной смерти дочери Виктор Петрович возвращается к рассказам о детстве, изданных в сборнике «Последний поклон». Здесь, на малой родине была написана, пожалуй, главная книга, посвященная войне — «Прокляты и убиты», отнявшая немало сил и здоровья.

В ней автор еще раз переживает кошмар войны, заразив читателя невероятной энергией борьбы с «преступлением против разума». Кроме этого романа, отмеченного Государственной премией России, в 90-е годы создаются повести «Так хочется жить» и «Обертон», было завершено написание произведения «Веселый солдат». Певец русской деревни Все творчество великого писателя проникнуто деревенской и военно-патриотической тематикой. Его герой — простой солдат каким был он сам , на котором держится армия, но которого ругают за все прегрешения. Его стиль отличает правдивое, в чем-то суровое, на грани фола описание жизни. Темы, выбранные Астафьевым, всегда остросоциальны, он не любил компромиссы и всегда старался говорить со своим читателем начистоту.

Затем посетить на трассе из Красноярска в Дивногорск смотровую площадку, где с 2004 г. В его родном селе Овсянке расположен Мемориальный дом-музей писателя Виктора Астафьева. Недалеко от музея по адресу ул. Набережная, 67 вы найдёте Библиотеку-музей В. Ежегодно проходит большое количество мероприятий, посвящённых памяти писателя. Ко дню рождения — Детско-юношеский фестиваль «Астафьевская весна». Библиотечная система Дивногорска ежегодно организует Сетевую региональную акцию «Открываем Астафьева». Впечатления Всю жизнь Астафьев радел за сохранение доброты и природы. Часто хлопотал о помощи знакомым фронтовикам и обездоленным: писал письма, не соблюдая «какие-то инстанционные нормы», потому что «так и не научился жить «по правилам», всё живёт в расчёте на человечность и дружество». В Красноярске создан Благотворительный фонд им. Астафьева, который поддерживает начинающих писателей. Он глубоко переживал за судьбу своей страны, за соотечественников, понимал важность личности. Например, он обращался в крайком ВЛКСМ, призывая увековечить память рано умершего Бориса Никонова начинающего писателя , позаботиться о его матери: «…мы слишком привыкли к решению вопросов общих и глобальных, забывая, что какими бы те вопросы ни были глобальными и вообще все, что есть и будет — вытекает из жизни и судьбы человеческой, ибо каждый в отдельности взятый человек есть уже мир, мир неповторимый и никогда вновь не возникающий…».

"И вечная моя боль за Россию..." : к 95-летию со дня рождения В. П. Астафьева

Родился Виктор Астафьев в селе Овсянка Красноярского края. В семье Петра Астафьева и Лидии Потылициной он был третьим ребенком. Правда, две его сестры умерли еще в младенчестве. Когда Вите исполнилось 7 лет, его отца посадили в тюрьму за «вредительство». Виктор Астафьев (1924-2001) — известный советский и российский писатель, фронтовик, мастер деревенской и военно-патриотической прозы, дважды лауреат Государственной премии СССР. Родился Виктор Астафьев в Сибири, в селе Овсянка Красноярского края, в ночь на 2 мая 1924 года. Сибирская земя особенная – рождает на свет таланты особой мощи. Поэтому Виктор Петрович Астафьев был «обречен» стать творцом.

Астафьев/ Береста/ fashion/: необычный проект к 100-летию писателя

В романе Виктор Астафьев с предельным натурализмом описывает ужасающий солдатский быт, страдания новобранцев, беспорядки в армии, зверства трибунала и чудовищное количество бессмысленных смертей. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. 1 мая Виктору Астафьеву исполнилось бы 90 лет. Он был большим писателем. А еще деревенским мальчишкой и солдатом Второй мировой войны. Виктор Петрович Астафьев (1 мая 1924 года, село Овсянка, Енисейская губерния, СССР — 29 ноября 2001 года, Красноярск, Россия) — выдающийся советский и российский писатель. Советский драматург, талантливый писатель и просто замечательный человек Виктор Петрович Астафьев родился 01.05.1924 г. в маленьком селе Овсянка, расположенном в Красноярском Крае. Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – известный советский и российский писатель, значительную часть жизни проживший на Урале. Наши места заняли заметное место в творчестве писателя.

Писатель Виктор Петрович Астафьев - биография, творчество и особенности

Повести; Рассказы; Затеси. Царь-рыба: Повествование в рассказах. Последний поклон: Повесть. Затеси: Миниатюры: Корот. Бабушкин праздник. В тайге, у Енисея. Хватова; Худож. Последний поклон: Повесть; — М. Весенний остров. Зорькина песня. Звездопад: Повесть.

Повести и рассказы. Всему свой час. Белогрудка: Рассказы. Жизнь прожить: Роман, рассказы. Печальный детектив. Падение листа. Яновского; Худож. Где лето с зимою встречаются. I, кн. Пастух и пастушка.

Улыбка волчицы.

Награды: Герой Социалистического Труда 1989. Тепфера 1997 , премии «За честь и достоинство таланта» 1997 , еженедельника «Лит. Россия» 2000 , им. Казакова 2001; посмертно. Пенсия Президента РФ с 1995. Почетный гражданин Игарки и Красноярска.

Астафьев родился в год, когда умер Ленин. Это тоже важно, это реперная точка истории. Я помню его лицо. И всегда он казался мне человеком закрытым, глубоко погруженным в себя. Густые седые брови напоминали иконный образ святого Николая. Но это только ассоциации: Астафьев был человеком очень личного подхода ко всему, склонным, как и большая часть русских людей, к экзальтации, но вместе с тем человеком, вылепленным самой жизнью. И он жил, создавая книги. Важно, что среди многих авторов-деревенщиков он один оказался крестьянином. Астафьев писал про себя, про тех, кто был с ним, про ту ценность, которую столетиями крепила русская семья, пока смерч революции не подкосил фундамент этого устоявшегося на века, казалось мира. Есть особая составляющая в русской и советской, конечно литературе, ее очень тонкая и, пожалуй, очень интимная часть — деревенская проза. Она возникла как бы поперек эпохи, вспять ее, как продолжение откровенно политического, но тем не менее глубоко национального спора, берущего свое начало в славянофильстве Аксакова и Киреевского. Так развивался поиск идентичности, особого, отличного от Европы мировосприятия. Союз созидал себя как технологическую державу умных людей с высшим образованием. Это была жесткая тенденция, связанная с культом института, книг, военных технологий на службе освобожденному в далеком будущем человечеству, футуристических городов и космических поселений. А к тому, что шло от земли, относились в лучшем случае снисходительно, в худшем — высокомерно.

После ранения и контузии будущий писатель не смог вернуться в работе по специальности. Для того чтобы прокормить семью, Астафьев работал грузчиком, плотником, кладовщиком, мойщиком мясных туш, вахтёром мясокомбината и даже чернорабочим [5]. В 1947 году у Виктора и Марии Астафьевых родилась дочь Лидия, которая прожила всего полгода [2] : Какое это горькое горе и чувство — родительское бессилие, тяжелое, жестокое, совершенно немилосердное Мария Корякина Смерть дочери спровоцировала разлад в семье, и Виктор Астафьев ушёл от жены на полгода. Не остановила его даже вторая беременность жены. Астафьев вернулся в семью только после рождения дочери Ирины. Он устроился работать слесарем и решил закончить среднюю школу. В 1950 году у супругов родился сын Андрей [2]. В 1987 году в возрасте 39 лет умерла вторая дочь Ирина [2] : Давно мы с Марьей живем, многих пережили, а горечь и жалость к умершим, особенно к маме и дочерям — вторая дочь, Ирина, умерла десять лет назад в возрасте тридцати девяти лет, — не утихает, наоборот, с годами становится острее... Со временем Виктор Астафьев признался жене, что у него есть две внебрачных дочери, о которых он заботился до самой смерти. Супруги Астафьевы часто расходились, но потом снова начинали жить вместе. В результате их семейный союз продлился 57 лет [7]. Творчество Основные направления творчества Автограф Виктора Астафьева Практически все произведения Виктора Астафьева можно отнести к одному из направлений современной литературы, которые появляются и начинают развиваться в 1960—1970 годы: военная проза и деревенская проза [3]. Военная проза — это прозаические произведения советской и российской литературы , посвящённые Великой Отечественной войне [8]. Это произведения фронтовиков, ещё юных и наивных парней, попавших на войну практически из-за школьной парты. Военную прозу часто называют «окопной правдой», которую часто и строго критиковали литературные начальники [9]. В творчестве Астафьева Отечественная война предстает как великая трагедия [10]. Деревенская проза — значительное, духовно и эстетически действенное тематическое направление в литературе 1960—1980 годов, осмысляющее драматическую судьбу крестьянства , русской деревни в XX веке , отмеченное обострённым вниманием к вопросам традиции, нравственности , к взаимоотношениям человека и природы [11]. Именно творчество Астафьева знаменует начало развития деревенской прозы, которая показывает истинную картину коллективизации и её долгих, последовательных и разорительных результатов. Начало творческой деятельности После контузии и ранения Астафьев не мог заниматься тяжелой работой, поэтому устроился вахтером в колбасный цех. Эту работу он не любил. Единственным увлечением, доставляющим удовольствие, стали встречи литературного кружка при газете. Посещение кружка вдохновило его на написание первого художественного произведения. В 1951 году рассказ « Гражданский человек » напечатали в городской газете «Чусовской рабочий» [3].

Астафьев, Виктор Петрович

Известный советский и российский писатель Виктор Петрович Астафьев родился в мае 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Когда мальчику было семь лет, его отца, Петра Астафьева, посадили в тюрьму, обвинив во «вредительстве». Президент России лично поздравил Астафьева с 100-летием и вручил ему орден Почета за заслуги перед отечеством и вклад в развитие русской литературы. Президент назвал Астафьева «национальным достоянием» и «голосом эпохи». Узнайте интересные факты из биографии Виктора Астафьева – одного из самых известных советских и российских писателей. Читайте о его жизни, творчестве и успехах, которые сделали его легендой литературы. "До будущей весны". Автор большого количества литературных произведений - романа "Прокляты и убиты", повестей "Звездопад", "Царь-рыба", "Ловля пескарей в Грузии" и др. писатель мирового значения, так как его книги много раз издавались и переиздавались как в нашей стране, так и за ее пределами. Темы, которые поднимает в своих произведениях В. Астафьев в основном касаются войны.

«100 фактов об Астафьеве»: был дважды крещен

Их выписывают, вспоминают в подходящие моменты жизни. В доме пионеров - как никогда суетно. Школьники создают героев произведений Виктора Астафьева. Вот, например Яна - делает мальчика в белой рубахе. А Маша с братом раскрашивают коня с розовой гривой. Дети сами выбрали этот рассказ для прочтения. Городской конкурс детей - керамистов "Пробуждение земли" организовал фонд имени Виктора Петровича Астафьева. Конкурс проходит ежегодно весной.

Цель одна - доказать что каждый читатель, не зависимо от возраста, может найти своего героя в книгах. А знакомство с непростой судьбой писателя - учит детей не сдаваться.

Видели красноярцы и хореографическую симфонию "Царь-рыба". Но многие коллеги, друзья, односельчане знают не только Астафьева - писателя, но помнят его как наставника и человека, который всегда готов помочь. А если писать - то серьезно. У тебя чего-то не то. Я потом я когда придумал эту книжку, мужская Трава. Он мне написал предисловие - с этого началась наша дружба".

Виктор Петрович помогал многим, и не только писателям. Он инициировал очистку Маны, а когда к нему обратились школьники поселка Подтёсово с просьбой помочь с постройкой школы - он не отказал. Теперь, благодаря ему - дети ходят в хорошую школу. Но все таки главное, что подарил Астафьев миру - как уверены многие - это бессмертные произведения слово.

Отец забрал его к себе, и вскоре он женился во второй раз. В это время семью Астафьевых раскулачили и выслали в Игарку. Во втором браке рождается мальчик Коля. В Игарке Виктор помогал отцу, занимаясь рыбачьим промыслом. Но вскоре заболел и отец. Как только Петр Павлович оказался в больнице, мачеха выставила мальчика из дома.

Так он оказался на улице, брошенный и никому не нужный. Астафьев Виктор Петрович: краткая биография и судьба Некоторое время, оказавшись на улице, Виктор беспризорничал. Он нашел заброшенное здание, где и стал жить, но в школу ходил постоянно. За очередной его проступок мальчика отправили в детский дом. Окончив в детском доме шесть классов, Астафьев Виктор Петрович начал обучение в фабрично-заводской школе. Параллельно он работал сцепщиком, а затем и дежурным на железнодорожной станции. Но судьба приготовила для подростка новые испытания. Когда началась война, Виктор Петрович отправился добровольцем на фронт. Сначала он попал на обучение в автомобильное подразделение, которое находилось в Новосибирске, а затем отправился на фронт. На многих фронтах, начиная с 1943 года, воевал Виктор Петрович Астафьев.

Кратко об этом он упоминает в своих книгах. На Воронежском, Брянском и Степном фронтах он был и связистом, и шофером, и даже разведчиком в артиллерии. Известно, что Виктор Петрович Астафьев, биография которого всегда интересна читателям, был не только контужен, но и несколько раз ранен. За мужество и героизм он была награжден орденом Красной Звезды и такими медалями, как «За отвагу», «За освобождение Польши» и «За победу над Германией». В послевоенное время, чтобы помочь семье, пробовал себя в разных профессиях. Ради жены и детей он работал и мойщиком туш, и слесарем, и вахтером, и грузчиком, и даже простым чернорабочим. И все это время он писал. Литературный дебют В школьные годы Астафьев Виктор Петрович, биография которого насыщена событиями, знакомится с преподавателем Игнатием Рождественским, который не только сам писал стихи, но заметил в трудном подростке литературный талант. С его помощью мальчик стал писать, и вскоре его небольшое произведение «Жив» было напечатано в одном из номеров школьного журнала. Известно, что этот рассказа Виктор Петрович несколько раз редактировал, и современным читателям он известен уже под названием «Васюткино озеро».

Литературная деятельность В 1951 году Астафьев Виктор Петрович решил записаться в литературный кружок. Побывав на первом собрании этого кружка, он всю ночь упорно работал над своим произведением и написал за одну ночь рассказ «Гражданский человек».

Умер в Красноярске. В 1985 г.

Макарова; в 1989 г. Многие из этих произведений были созданы на основе вологодских впечатлений автора, а некоторые из вологодских знакомых стали прототипами его литературных героев. Вологодчине посвящены и многочисленные очерки Астафьева 1980-х гг. В последнее десятилетие своей жизни Астафьев опубликовал новые произведения о войне: роман «Прокляты и убиты» 1992 — 1994 ; повести «Так хочется жить» 1994 — 1995 , «Обертон» 1996 , «Веселый солдат» 1998 , рассказ «Пролетный гусь» 2001 и др.

В них были подняты непопулярные для традиционной «военной» прозы темы и проблемы. На рубеже столетий Астафьев продолжал работать над циклом прозаических миниатюр «Затесей» писались с 1961 г. Одна из этих миниатюр «Роковые часы "Победа"» 2000 , посвящена поэту Сергею Орлову 1999 г. Виктор Астафьев приступил к работе над воспоминаниями о Н.

Окончательный их вариант под названием «Затеси. Из тетради о Николае Рубцове» появился в февральском номере журнала «Новый мир» за 2000 г. Лучшая часть этих воспоминаний, где воссоздан облик лирического поэта, — глава «урок»: «Учитесь, соотечественники, у поэта Рубцова не проклинать жизнь, а облагораживать ее уже за то, что она вам подарена свыше и живете вы на прекрасной русской земле, среди хорошо Богом задуманных людей». В творчестве Астафьева проявились черты одновременно и «деревенской», и «военной» прозы.

Жизнь и творчество российского писателя В. Астафьева

Русский писатель Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Его родители были раскулачены, Астафьев РИА Новости, 01.05.2009. Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в Енисейской губернии, в селе Овсянка. В 1930 году в семье Астафьевых случилось несчастье: прадед писателя, деревенский мельник Яков Максимович Мазов, был раскулачен и сослан с семьей на Север. Когда война закончилась, Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий