Для основной части выступления характерно

Само же выступление оратора непосредственно перед слушателями состоит из трех частей: вступительной, доказательной и заключительной. Вступление включает в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Приступив к планированию вводной части, вы должны решить, к каким побуждениям вы хотите обратиться в главной или основной части речи, и по возможности во вступительные замечания включить один и более из этих призывов. Сок, который пустит ваш “гамбургер” в первые секунды, определит, будут вас слушать, или посчитают презентацию неинтересной. Мясная лепешка: основная часть. Сделайте вашу речь “питательной” – излагайте мысли предельно точно. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он добивается.

Публичная речь - важная составляющая ораторского мастерства

Это определение кажется нам наиболее удачным. Исходя из этого определения, мы можем вывести собственное понимание термина «структура публичного выступления». Таким образом, структура публичного выступления — это стройная система элементов публичного выступления, расположенных в определенном порядке, соответствующем целям, преследуемым каждой структурной единицей выступления. Следует сказать, что структурирование и подготовка речи — один из самых важных процессов в публичном выступлении. Чалин отмечает, что применение рассмотренного процесса позволяет спичрайтеру провести через весь процесс работы над речью определенный принцип организации, что, в свою очередь, «облегчает усвоение материала аудиторией, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование и даже определенную гармонию частей речи». Рассмотрим существующие теоретические представления о структуре публичного выступления. Как правило, большинство ученых сходятся во мнении, что публичную речь следует понимать как трехчастную структуру, основными элементами которой являются вступление, основная часть речи и заключение. Однако некоторые исследователи также рассматривают подготовительный и итоговый этапы как часть публичного выступления. Таким образом, речь — это единый процесс, а ее публичная часть выступает лишь как один из этапов. Мы считаем такую позицию нелогичной, поскольку само теоретическое понимание термина «публичное выступление», о котором мы говорили в первом разделе данной курсовой работы, предполагает, что оно начинается только с момента речевого воздействия оратора на данную аудиторию или заканчивается с прекращением этого контакта.

В этом случае подготовка публичного выступления, сбор материалов, подведение итогов и оценка результатов выступления не должны входить в общую структуру рассматриваемой нами концепции. Итак, прежде чем кратко описать элементы структуры публичного выступления, следует отметить, что трехчастная модель речи как устной, так и письменной не является достижением современной науки. Такое трехстороннее разделение существует уже довольно давно. Оно возникло во времена древнегреческих и древнеримских ораторов. Такие известные ораторы, как Сократ, Демосфен, Цицерон и другие, были яркими представителями классической школы ораторов и последователями трехчастной структуры публичной речи. Какие основные композиционные и логические части выделяются в структуре публичного выступления? Во-первых, существует вступление, также называемое кафедрой, которое служит своего рода подготовительным этапом к основной части речи. В рамках этого этапа особое значение имеют психологические приемы и, прежде всего, способы привлечения внимания аудитории. Основная или главная часть речи, представляющая собой изложение основного материала по теме.

Представленный элемент структуры публичного выступления является наиболее обширным, поэтому, как правило, он также делится на внутренние подэлементы, такие как характеристика темы выступления и своей позиции по ней, аргументация, контраргументация, анализ различных позиций и так далее. Вывод или умозаключение. В этой структурной части публичного выступления оратор должен изложить заключительные тезисы своей речи и ее общие результаты, а также закончить свою речь, используя какие-либо риторические средства или приемы. Что касается структурных частей публичной речи, то следует также отметить, что их объем и соотношение между ними различны. В то же время, на наш взгляд, невозможно выработать единое процентное соотношение этих частей, так как каждая отдельная речь, не только в силу своих специфических особенностей, но и в силу стремления к какой-либо цели, всегда будет иметь определенные структурные особенности. Вступление как вступительная часть публичного выступления: понятие, особенности, виды Вступление представляет собой первую часть публичного выступления и этим в наибольшей степени определяет дальнейший интерес аудитории к выступлению в целом. Задача этой части — привлечь внимание аудитории, заинтересовать ее, найдя, по выражению правоведа А. Кони, «крючки» цитирования. Эта операция осуществляется путем последовательного выполнения двух основных процессов: очищения сознания слушателя от предыдущих мыслей, не имеющих отношения к данной теме, и фокусировки внимания слушателя на данной теме.

Давайте введем определение этого термина. Работа А. Филиппова и Н.

Это утомляет и путает слушателей.

Достаточно рассмотреть 4-5 положений, подобрав к ним необходимые аргументы по системе аргументации ТАППТ. Для основной части тоже есть 3 приёма-техники удержания внимания. Их можно использовать совместно — в рамках одного выступления Структурные приемы удержания внимания слушателей для основной части Откройте каждую вкладку Переключение каналов восприятия слушателей Сторителлинг То есть спикер «проводит» слушателей по разным эмоциям, как бы «раскачивая» их. Например, сначала рассказывает что-то, что вызывает у них смех, затем — страх, потом — интерес, после этого — сопереживание, затем снова смех и тп.

Чем «контрастнее» переключение — тем лучше. Ну, скажем, смех, затем — сопереживание или страх. Само собой, чтобы добиться нужного эффекта, соответствующие «места» в речи следует продумать заранее, на этапе подготовки. Во время любого «офлайн» выступления у спикера есть возможность «переключать» каналы восприятия слушателей.

Какие каналы восприятия существуют? Визуальный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. Спикер может выстроить свою речь таким образом, чтобы в разные её моменты — каналы восприятия информации у слушателей менялись. Например, сначала он что-то расскажет, затем покажет, после этого даст полистать какой-нибудь буклет, затем даст понюхать если речь идёт о парфюмерии, например , затем даст попробовать если речь идёт о продукте , снова покажет, снова расскажет и так далее.

Такие «переключалки» очень эффективны. Менять канал следует не чаще чем раз в 10 минут - это то время, когда внимание начинает проседать. Также можно лаконично совмещать некоторые каналы - например, когда вы рассказываете и одновременно рисуете что-то на доске показываете слайды. Однако, не стоит совмещать между собой контрастные каналы - например, слуховой с тактильным или обонятельным.

Эти каналы требуют отдельного внимания слушателей. Чем больше «жизни» будет в вашей речи — тем лучше она будет восприниматься слушателями. Вставляйте наглядные образы, примеры, метафоры, истории из личной жизни или жизни знакомых. Они отлично разбавят сухой материал и дадут вашим слушателям слегка «отдохнуть» от фактов и цифр.

Герой историй — должен быть похож на ваших слушателей, чтобы они легко отождествляли себя с ним. Принцип построения хорошей истории: герой находится в сложных обстоятельствах, происходит перемена, и все начинает меняться, и вот у героя все хорошо.

Типичные ошибки………………………………………………………….. Целью публичного выступления является информирование слушателей и оказание на них желаемого воздействия. Как правило, этим воздействием бывает убеждение.

Ежедневно с экранов телевизоров умелые, а чаще не очень, ораторы в рекламном деле пытаются убедить нас, что именно их товар стоит покупать, а не какой либо другой. Не реже раза в пару лет, мы выбираем представителей какой бы то ни было власти, то президента, то депутатов. Вот тут то ораторская речь слышится буквально со всех сторон — с экранов телевизоров, на собраниях, да и просто на улице. Каждый кандидат, лично и с помощью огромного штата помощников пытается убедить население в правильности именно его политической программы. И ведь не раз, согласитесь, не смотря на другие факторы, так и тянет сделать выбор в пользу того, чьи речи отличаются стройностью, красотой, убедительностью.

А ведь и каждый человек в своей жизни сталкивается с необходимостью выступать перед аудиторией, убеждать в чем-либо своих слушателей. Искусство построения и публичного произнесения речи, умение оказать на аудиторию желаемое воздействие называется ораторским искусством. Основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор. Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества.

Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы. Как мы видим, тема ораторского искусства и публичного выступления являлась очень актуальной во все времена. В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность человека — умение грамотно общаться с аудиторией.

И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, политикой, бизнесом, управлением и многим другим. Важную роль в ораторском искусстве играет правильное и грамотное расположение или композиция материала. В эту часть входит учение о порядке расположения и об основных блоках структуры текста или речи. Соответственно данная тема является в настоящее время очень актуальной для всех областей, в частности для языкознания.

Изучалось ораторское искусство еще с античных времен. Риторике было посвящено огромное количество трудов. Риторику изучали на протяжении всего времени. В изучении риторики всегда появлялись новые аспекты, диктуемые временем. С течением времени развивается и видоизменяется речь, а, следовательно, появляются и новые требования к владению речью.

Композиция публичного выступления, как неотъемлемая часть ораторского искусства достаточно подробно отражена в трудах большинства исследователей. Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду деятельности связан с устным словом. Целью данной работы будет изучить композицию публичного выступления, опираясь на работы известных авторов. Для достижения данной цели нам понадобиться определить понятие композиции в целом, и композиции конкретно публичной речи. Важной деталью любого выступления является целевая установка, которая так же будет рассмотрена в данной работе.

Так же мы рассмотрим структурные части речи в отдельности. Дополняя представление об ораторской речи, стоит описать методы изложения материала. А для завершения представления о композиции публичного выступления мы рассмотрим типичные ошибки, которые не следует совершать ораторам. Глава 1. Определение композиции Начиная говорить о композиции публичного выступления, определим понятие композиции в целом.

В Большой Советской Энциклопедии дается следующее определение композиции: композиция от лат. Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции, складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения. Основных блоков структуры текста или речи насчитывается от трех вступление, основная часть, заключение до семи вступление, определение темы с ее подразделениями, изложение, отступление, аргументация или доказательство собственного тезиса, опровержение, заключение.

К этим блокам можно добавить еще один блок — заглавие текста. Подробное разделение используется для текстов, относящихся к функциональным разновидностям языка научной и деловой речи, публицистике. Оно не всегда применимо к анализу художественных произведений. Для обозначения структурно композиционных частей последних в литературоведении чаще используется другой ряд терминов. Как видно из определения, когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению.

Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда и сводится к нулю. В учебном пособии Л. Введенской по русскому языку и культуре речи приводится такой пример. Оратор выступал с информационным сообщением на тему «Зимние Олимпийские игры». Естественно, что аудитория предполагала услышать рассказ о происходящих в то время Олимпийских играх, о результатах последних соревнований, ознакомиться с именами новых чемпионов.

Однако этого не произошло. В течение восьми минут оратор делал вступление — говорил об истории Олимпийских игр. На изложение основной темы речи ему осталось лишь две минуты. Понятно, что сведений о состоявшихся соревнованиях ему удалось сообщить очень мало. И, хотя оратор интересно рассказал об истории Олимпийских игр, слушатели остались недовольны, так как ожидания их не оправдались.

Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удалось реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу. Многовековая риторическая практика доказала, что внимание аудитории трудно удерживать более 45 минут именно потому такова продолжительность академического часа и школьного урока.

Располагая доводы в своей речи определенным образом, оратор должен иметь в виду, что самые сильные доводы, как правило, используются в конце рассуждения. Как бы ни было интересно выступление, внимание со временем притупляется, и человек перестает слушать.

Поэтому выступающему важно не только знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей, но и заранее планировать их при работе над структурой главной части речи, правильно определить, какой прием использовать в том или ином месте. Глава 4. Типичные ошибки Каждому оратору следует иметь представление и о возможных недостатках в композиции публичного выступления, чтобы избежать их при подготовке. Основная из них — нарушение логической последовательности в изложении материала.

К недостаткам композиции относится также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем. Оратору не следует освещать много вопросов в своем выступлении. Это утомляет слушателей, лишает оратора возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им проблемы. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3-4 вопросов.

Публичное выступление не должно содержать фактов, примеров и т. Необходимо, чтобы речь оратора была экономной и краткой. Но краткость речи, по мнению специалистов, состоит не в краткости времени, в течение которого она произносится, а в отсутствии в ней всего лишнего. Выступление может продолжаться часами и быть кратким, информативным, иногда же речь звучит всего несколько минут, а слушателям кажется длинной и утомительной.

К недостаткам композиции относится и шаблонное, трафаретное построение речи. Типовые ситуации в ораторском выступлении порождают типовые схемы аргументации. Не все из них в логическом отношении являются верными. Максимов в учебном пособии по русскому языку и культуре речи указывает на наиболее часто встречающиеся ошибки.

Неполная аналогия. Приводя умозаключение по аналогии, помните, что аналогия не всегда бывает полной. Утверждение «процесс работы над текстом устного выступления аналогичен процессу написания статьи» верно лишь отчасти: есть много общего между написанием статьи и созданием текста устного выступления, но есть и существенные различия. Полной аналогии здесь нет.

Отождествление временной последовательности событий с их причинной связью: временная последовательность событий не всегда подразумевает наличие между ними причинно-следственных отношений. Если предприятие оказалось банкротом после внесения изменений в налоговое законодательство, это не означает, что они оказались причиной банкротства: такая зависимость может быть, но может и отсутствовать. Квазилогические рассуждения: «Я не против, когда кто-то решает служебные дела поличному телефону, значит, они тоже не должны быть против, когда я звоню им домой по служебному делу. Ошибки объединения: «Эта газета для бездомных, следовательно, ее выпускают лица без определенного места жительства».

Ошибки разъединения: «Совет директоров компании исчерпал свои возможности, следовательно, люди, в него входящие, тоже исчерпали свои возможности». Эта ошибка, как правило, обусловлена непониманием предмета рассуждения; волнением человека, когда психологический фактор превалирует над логическим; сознательным желанием подмены текста, то есть обманом. В результате исходный тезис не аргументирован, но вместе с тем создано впечатление его обоснованности. Таковы основные требования, предъявляемые к построению главной части речи.

Однако ораторское искусство — дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора. Заключение Являя собой «бесконечный лабиринт сцеплений. Толстой, «О литературе» , композиция завершает сложное единство и цельность произведения, становясь венцом художественной формы, которая всегда содержательна.

Наряду с термином «композиция» многие современные теоретики используют в том же значении слово «структура». Одним из важнейших аспектов композиции является последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, — временная организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания. Рассмотрев подробно основные структурные части композиции, мы можем кратко сформулировать назначение каждой из них. Задачей начала речи и вступления является привлечение внимания слушателей, подготовка аудитории к восприятию основной части; завоевание доверия, симпатии аудитории; особо важно во вступлении вызвать интерес слушателей к предмету.

В основной части оратор сообщает и обосновывает информацию. В заключительной части следует суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей повторить вкратце ; призвать к действию. Приёмы и способы композиции весьма разнообразны. Как мы видим любая публичная речь, а они могут быть различными по типам: академические, политические, судебные, информативные, развлекательные, с точки зрения структуры строится по общим принципам: принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима; принцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения; принцип органического единства — распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора; принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

Именно сочетание форм изложения и определенных «точек зрения», их взаимосвязанность и единство и составляют композицию в этом смысле. Таким образом, опираясь на работы известных авторов, мы определили понятие композиции в целом, ее значение в построении речи, составные части и основные аспекты. Современный деловой человек должен уметь вести различные виды бесед: переговоры, презентации, телефонные разговоры. А одной из важнейших составляющих этого умения является умение правильно построить свою речь, сделать ее удобной для восприятия слушателем, понятной и доходчивой.

Важно умение донести до слушателя свои мысли, идеи, суждения. Ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, может быть использовано как в нравственных, так и в безнравственных целях. Нравственная позиция оратора — самое главное в ораторском искусстве, поскольку слово может оказать влияние на судьбу людей, помочь принять правильное решение.

Работа над планом, композицией речи — творческий процесс. Каждая лекция, каждое выступление, если они хорошо продуманы, если они результат большой предварительной работы, отражают особенности, интересы, склонности самого выступающего. Список использованной литературы Александров Д. Этика : учеб.

Александров Д. Голуб И. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. Васильева А.

Основы культуры речи. Введенская Л.

Виды публичных выступлений

  • Домашний очаг
  • Композиция публичной речи
  • Содержание
  • Качество публичной речи
  • Структура публичного выступления - YouTube

Структура публичного выступления. Обозначение структурных частей выступления

Случайная статья Структура публичного выступления. Это необходимо для удобства как оратора, так и слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме, слушателям удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Основная часть содержит аргументацию тезиса. Аналогично могут использоваться: во-первых, во-вторых, в третьих. Структурные части выступления можно также обозначать интонационно — паузами, снижением тона. Лучше всего рассматривать три вопроса, приводить три аргумента и т.

В каком месте выступления давать ее?

Но это скорее исключение. Четкое окончание речи Хуже всего уйти резко и неожиданно. Плавный финал, умение поставить точку — показатель мастерства оратора.

Сделайте вывод — что вы только что рассказали. Сформируйте отношение к этому: «Я уверен, что вам было полезно, понравилось». Забудьте фразу: «Надеюсь …вам что-нибудь понравилось…». Не сливайте себя, не провоцируйте сомнения в слушателях.

Затем сделайте призыв — один конкретный шаг, который люди могут сделать здесь и сейчас. Поблагодарите, попрощайтесь, плавно уходите походкой победителя. Избавляйтесь от привычки убегать со сцены, не успев принять аплодисменты. Этапы публичного выступления Посмотрим подробнее карту всего выступления: Документативный этап На этом этапе мы готовимся к публичному выступлению.

Составляем конкретный план — список ключевых тезисов. План выглядит как меню в ресторане. Есть название блюда, его состав и стоимость. Стоимость - это тайминг.

Как же запомнить основные тезисы текста публичного выступления? Визуализация — представьте себе, например, дерево. Каждый тезис — это элемент дерева, вступление — корни, основная часть — ствол, завершение — крона. Мысленно двигайтесь от корней к кроне.

Заранее придите в зал, где планируете выступать. Каждый тезис мысленно привяжите к объектам в зале. К каждому тезису придумайте ассоциацию. Свяжите ассоциации по смыслу в один сюжет.

Зубрить и записать на камеру. Рассказать 5 раз разным людям. Коммуникативный Здесь мы задаём вопросы — как риторические, так и прямые. Иногда можно спровоцировать обсуждение, мозговой штурм.

Дирижируйте вниманием. Вы уверены, что все вас слушают и понимают? А если нет? Как вы это поймете?

По взгляду. Смотрим всем в глаза. Высказываем основные тезисы, приводим аргументы, подкрепления, иллюстрации. Подводим итог, делаем призыв.

Посткоммуникативный Полезно разобрать «полёт» выступления. Хуже всего, когда говорите: «Я даже воспоминать и смотреть на себя не хочу». Считайте, впустую потратили часть жизни на подготовку и выступление. Если у вас есть видео, проанализируйте его по 4 этапам: Первый просмотр — фокус на плюсах, какие моменты нравятся, на что реагирует публика.

Следующий просмотр — смотрим без звука, оцениваем мимику, жестикуляцию, позы, движение по сцене. Следующий прогон — слушаем только голос, оцениваем темп речи, громкость, отслеживаем слова-паразиты, дикцию. Очередной просмотр — фокус на минусах, что можно улучшить, скорректировать. Критерии эффективности публичного выступления Для повышения мастерства выступлений оцените 5 ключевых элементов: Стиль — вся ваша невербалика.

Как вело себя тело? Оно транслировало уверенность? Как звучал голос — значимо, авторитетно? Содержание — удалось ли идти по структуре или вы забылись, растеклись мыслями по древу?

Удалось импровизировать? Контакт — вы вообще помнили о том, что кроме вас в зале есть другие люди? Смотрели им в глаза? Задавали вопросы?

Давали людям время на них ответить? Состояние — как себя чувствовали до, в моменте и после выступления. Что можно сделать в следующий раз, чтобы чувствовать себя увереннее? Цель — удалось достичь цели выступления?

А как вы это поняли? Типичные ошибки ораторов Стоит перечислить основные ошибки в публичном выступлении: Уткнуться в листок, бубнить текст. Зачем вы тогда там нужны? С тем же успехом вы можете поставить запись своего выступления.

Эффект будет тот же. Лучше сделайте маленькие карточки формата А3 с цветной ламинацией. Нет ничего хуже монотонного голоса. Даже если оратор говорит что-то важное, слушать его невозможно.

Монотонность - убийца любого выступления. Тренируйтесь дублировать вслух известных дикторов, записывать себя на диктофон, стараясь повторить их интонацию. Ставите себя выше аудитории? В публичном выступлении не допускается высокомерие к слушателям.

Какие каналы восприятия существуют? Визуальный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. Спикер может выстроить свою речь таким образом, чтобы в разные её моменты — каналы восприятия информации у слушателей менялись.

Например, сначала он что-то расскажет, затем покажет, после этого даст полистать какой-нибудь буклет, затем даст понюхать если речь идёт о парфюмерии, например , затем даст попробовать если речь идёт о продукте , снова покажет, снова расскажет и так далее. Такие «переключалки» очень эффективны. Менять канал следует не чаще чем раз в 10 минут - это то время, когда внимание начинает проседать.

Также можно лаконично совмещать некоторые каналы - например, когда вы рассказываете и одновременно рисуете что-то на доске показываете слайды. Однако, не стоит совмещать между собой контрастные каналы - например, слуховой с тактильным или обонятельным. Эти каналы требуют отдельного внимания слушателей.

Чем больше «жизни» будет в вашей речи — тем лучше она будет восприниматься слушателями. Вставляйте наглядные образы, примеры, метафоры, истории из личной жизни или жизни знакомых. Они отлично разбавят сухой материал и дадут вашим слушателям слегка «отдохнуть» от фактов и цифр.

Герой историй — должен быть похож на ваших слушателей, чтобы они легко отождествляли себя с ним. Принцип построения хорошей истории: герой находится в сложных обстоятельствах, происходит перемена, и все начинает меняться, и вот у героя все хорошо. Особенно выгодно создавать историю по подобной структуре, чтобы «продать» какую-то услугу, продукт.

У вашего героя все было плохо, обстоятельства только ухудшались, затем он «узнал» или «нашёл» предлагаемую вами услугу — и жизнь стала налаживаться. А потом и вовсе подняла героя «на гребень волны». Истории не обязательно должны быть реальными, их можно выдумать.

Но подготовить обязательно заранее, и, конечно, продумать, в какое место вашей речи они гармонично «встроятся». Кульминация Кульминация Как вы наверняка знаете из той же школьной программы, кульминация — это высшая точка напряжения, самое эмоциональное место. В любом произведении, будь то речь, видеоролик — кульминация всегда присутствует.

В кульминации, как правило, озвучивается основной призыв к какому-то действию, которого вы ждёте от ваших слушателей. Это действие, как мы с вами помним, связано с целью речи.

О том, как и для чего применять иерархическую структуру, мы рассказываем в нашем блоге , а сейчас речь пойдёт о линейной. Линейная структура — это классический вопрос-ответ, где вопрос — это главная проблема выступления, а ответ — план её решения. Если представлять себе историю, то в самом её начале будет антагонист, который создает проблему, а позже появится главный герой и его план для победы добра над злом. Линейная структура 6П отлично подойдёт, когда до выступления катастрофически мало времени. На курсе она готовилась к выступлению в Школе малого бизнеса Ларёк. Что не так? Нужна для того, чтобы приковать внимание аудитории и сфокусировать на теме.

Малый бизнес может потерять продажи. Например, Таня сформулировала такую проблему: 2П — Причина. Почему это происходит? Часто блок с причинами проблемы пропускают. Бывает, что спикеры не знают причин, а иногда знают, но не считают важным о них говорить. Однако упор на этом блоке покажет вашу экспертность в вопросе.

Русский язык. 11 класс

главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной - в нем, - и смысловых частей разной структуры и протяженности. это официальное выступление оратора (в основном - монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией. смысловых типов речи, которые будут рассмотрены во второй части нашей книги, а здесь охарактеризуем лишь некоторые из них. В основной части выступления полностью раскрывается тема, которой оно посвящено. Излагается концепция выступления и подается основной объем информации. Вторая часть публичного выступления – заключение. Пауза поможет собраться и осмыслить то, с чего вы начинаете выступление. Это также даст знак аудитории, что вводная часть знакомства окончена и скоро вы приступите к основной части выступления. Приступив к планированию вводной части, вы должны решить, к каким побуждениям вы хотите обратиться в главной или основной части речи, и по возможности во вступительные замечания включить один и более из этих призывов.

Обязательные части публичной речи и их функции

  • Особенности публичного выступления
  • Похожие статьи
  • Подготовка речи
  • Обозримость плана речи и удержание внимания
  • 2.1. Структура и сущность публичных выступлений | BookOnLime
  • ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ(6)

Вступление

Композиция выступления представляет собой, со своей стороны, способ расположения материала, его частей, реальную последовательность их изложения. Иначе говоря, составление плана позволяет выделить то, что должно войти в состав данного конкретного выступления, а композиция этого же выступления определяет порядок расположения выделенных планом частей и даже может меняться уже в ходе данного выступления, если того требуют обстоятельства. Впрочем, в реальной практике подготовки выступлений композиция и план настолько тесно связаны друг с другом, что разрабатываются всегда одновременно. План главной части вступления обычно сводится к 3—4 основным разделам, самым общим, которые связаны с узловыми, главными для раскрытия темы вопросами. Если претендентов на роль основных разделов выступления больше 3—4-х, то это, как правило, сигнализирует о недостаточно свободном владении материалом со стороны выступающего. Различают план краткий, или простой и развернутый, или сложный. Краткий план состоит из нескольких разделов, в которых в сжатом виде сформулированы основные предстоящего вопросы выступления без их детализации. Развернутый план предполагает разбивку основных вопросов на подвопросы, а подвопросов, возможно, на еще более частные пункты.

Развернутый, или сложный план — это подробный план. Такой план способствует творческому живому изложению, позволяет избегать нарушений последовательности изложения, поддерживает целостное видение обсуждаемой темы.

Следуя античным канонам, большинство авторов П. Сопер, Е. Ширяев, Н. Кохтев, Х. Леммерман, Е. Зарецкая, А. Васильева, Е.

Клюев, М. Львов в классической композиции речи выделяют три основных компонента: введение — главная часть — заключение. Введениепредставляет вступительные замечания, изложение цели оратора, пояснение, обзор содержания [3, с. Основной отрезок образует главная часть главная тема и «ключевые мысли»; объяснение, пример, следствие и доказательство.

Убеждать можно в правоте какого-то мнения убеждающая речь или в необходимости какого-либо действия агитирующая речь.

Общая цель аргументирующей речи — убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказать правоту говорящего. При этом оратор должен предполагать, как его тезис будет воспринят аудиторией. От этого зависит способ доказательств в речи способы аргументации будут рассмотрены в следующей лекции Уже во вступлении надо заинтересовать слушателей вопросом, расположить слушателей к себе.

Независимо от того, что станет говорить ритор в начале речи, слова его будут восприниматься сквозь призму этической оценки; затем аудитория перейдет к оценке содержания и, наконец, свяжет завершение речи с побуждением к решению. Существуют различные способы построения речи или высказывания: как развитие сюжета экспозиция, завязка, кульминация, развязка ; как последовательное развитие мысли положение, причина, подобное, противоположное, пример, свидетельство ; как последовательность мотивов внимание, интерес, визуализация, действие ; как состав и последовательность речевых форм, уместных в начале, середине и конце высказывания. В каноническом представлении высказывание развертывается в следующих составе и последовательности частей: начало речи: вступление, предложение пропозиция , перечисление; середина речи: изложение, подтверждение, опровержение; завершение речи: рекапитуляция обобщение, вывод , побуждение. Высказывание, таким образом, представляет собой сложную конструкцию повторяющихся элементов, строение которых, в свою очередь, модифицируется в зависимости от их назначения, соседства и смысловой связи. Однако эта сложная конструкция сохраняет смысловое единство и соподчиненность элементов.

Чем сложнее высказывание, тем труднее сделать расположение ясным и прозрачным по смыслу, сохраняя единство его смыслового образа. Будучи относительно краткой, ораторская речь отличается особенно четким расположением. Этого требуют условия произнесения речи, когда высказывание нужно построить так, чтобы оно сохраняло качества импровизации, но допускало анализ и критику аргументации. Начало речи: вступление, пропозиция, разделение В начале речи представлены три части — вступление, предложение и разделение: Во вступлении предлагается основание обращения оратора к аудитории в данных обстоятельствах с данной речью. Предложение является началом речи, поскольку предложение — речь, свернутая до одной фразы, а при развертывании предложения раскрывается и содержание авторского замысла. Разделение указывает содержание аргументации, которая будет развернута в дальнейшем, а также последовательность рассмотрения вопроса. Тем самым начало речи приобретает значение как словесная конструкция: оратор ориентирует аудиторию, указывая свою позицию, отношение к аудитории и ход предлагаемой аргументации. По правилам ведения диалога говорящий отвечает за ценность информации и уместность речи.

Слушающий при этом отвечает за внимание к словам говорящего. Поэтому начало речи строится так, чтобы привлечь внимание слушателей к содержанию высказывания и тем самым облегчить им задачу: по началу речи можно судить о значимости ее содержания. Характер вступления зависит от состава аудитории, ее настроения, обстановки, замысла речи и от состояния ритора, в особенности если речь устная. Интуиция, опыт, чувство такта играют здесь определяющую роль. Вступление часто импровизируется, и неудачная импровизация может испортить всю речь, но ритору помогает знание правил построения вступления. Во-первых, даже при неудавшемся вступлении, если оно кратко, интерес публики к оратору сохранится и ошибку можно исправить — впереди целая речь, в содержании которой обнаружатся качества ритора. Во-вторых, вступление должно быть умеренно энергичным: яркое вступление привлекает внимание и вызывает симпатию к оратору. Однако если речь, в особенности устная, начинается слишком эмоционально, оратору может не хватить сил продолжать на том же эмоциональном уровне.

От сильной эмоции аудитория быстро устает, а ритору нужно приберечь пафос к концу речи. В-третьих, стилистически вступление не должно резко контрастировать с основными частями речи,так как может сложиться впечатление, будто ритор стремится привлечь внимание к себе, а не к предмету речи.

Универсальная структура выступления: готовим речь, которая решает задачи бизнеса

Большинство выступающих начинают речь, как придется, спонтанно. Однако существует мировой закон композиции. Он не придуман человеком, это — закон природы и все должно идти поэтапно. Во вступлении необходимо с первой фразы возбудить любопытство слушателей. Поэтому главная ошибка выступающих в том, что они не делают вступления или же сокращают его до минимума. Например, «Здравствуйте, уважаемые слушатели!

Тема моего выступления доклада …. А ведь можно профессионально подойти к вступлению. Например: «Друзья, коллеги! Тема, с которой я хочу выступить, идея пришли ко мне не случайно. В течение многих лет или продолжительного времени меня волновал вопрос, связанный…..

Вы, таким образом, настраиваете слушателей на нужную «волну», заинтересовываете их, вовлекаете их в процесс слушания. Вступление подготавливает, интригует, «подогревает» слушателей. Выступающий подтверждает право, в течение определенного времени удерживать внимание аудитории. Существует множество видов вступления. Заинтересовать слушателей - это основополагающий и важный момент.

Вступление должно быть коротким и четким, как афиша. В процентном соотношении это примерно, может выглядеть так: 10 — 80 — 10 или 15 — 70 — 15. Основная часть выступления — наиболее продолжительная, ее цель — подача информации, последовательно разъяснить выдвинутые положения и подвести слушателей к необходимым выводам. Начинайте речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели. Проявляйте уверенность, придерживайтесь логических пауз.

Важно соблюдать основное правило построения — это логическая последовательность и стройность изложения. Желательно в ходе доклада использовать презентацию, где могут быть представлены схемы, графики, цифры, которые помогут зрительно закрепить необходимую информацию. Оратор может обратиться к аудитории с каким—либо вопросом, просьбой, что-то назвать или подсчитать - это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия материала докладчика. Для того, чтобы расположить к себе слушателей, увлечь их темой выступления можно использовать такие приемы, как интересный или необычно поданный факт, оригинальную цитату, наглядный пример, шутку, пустите в ход все свое обаяние и т. Такие приемы оживят публику, в ходе затянувшегося выступления это внесет некий заряд или, как говорят «откроет второе дыхание» несколько уставшим слушателям.

Стоит обратить внимание на паузы в речи и употреблять их в случае надобности, к тому же они могут быть выразительными и значимыми. Особенно это касается пауз хезитации, то есть пауз обдумывания и размышления [7, с. Во всем ораторском искусстве нет ничего более сложного и более редкого, чем умение заставить смеяться слушателей. Если вы обладаете редким даром юмора, то вас будут слушать в три раза лучше, перед какой бы аудиторией вы не выступали. Следует обращать внимание на заданные вопросы аудитории и умело, профессионально отвечать на них.

Не стоит игнорировать просьбы аудитории. Ведь вы перед подготовкой к выступлению узнали все о своих слушателях: возраст и уровень образования, профессию, цель прихода на выступление, уровень заинтересованности в теме, уровень осведомленности в данном вопросе. Легче всего говорить в относительно однородной по составу аудитории. Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нежелательно допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цитатами, цифрами, уклоняться от сути проблемы. Понятное дело, что большим количеством слушателей сложнее управлять.

Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить. Наверное, в этом заключается ораторское мастерство, поскольку в речи имеется нечто значительное, помимо слов, и это нечто имеет значение. Хорошее выступление - это разговорный тон и непосредственность. Вносите в выступление свою индивидуальность, свойственную вам манеру. Не подражайте другим.

Ваша речь, ваше выступление — это авторское исполнение. Необходимо в каждое выступление вкладывать душу, эмоциональную искренность - это оценят все, кто слушает вас.

Составные элементы композиции После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи.

Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, основная часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения.

Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. Поэтому начало и конец речи, то есть вступление и заключение, должны быть в центре внимания. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления.

Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Во вступлении подчеркивает актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину.

Дедуктивный метод используется чаще всего тогда, когда есть известные аудитории общие положения, истинность которых несомненна. Такое доказательство состоит из известного общего положения, связанного с ним суждения, ведущего к его применению, и заключению. Например, ни один нечестный человек не будет избран старостой, Х — нечестный человек, следовательно, Х не будет избран старостой. Косвенное доказательство заключается в том, что оратор обосновывает ложность противоположного тезиса. Во-первых, это делается или методом доказательства от противного, или методом исключения алиби. Метод доказательства от противного часто используется в науке.

Метод исключения часто используется в судебной практике. В этом случае истинность тезиса доказывается путём выявления ложности всех возможных альтернатив. В связи с этим распространены методы опровержения тезисов. Наиболее простой и надёжный способ — это опровержение ложного тезиса фактами. Во-вторых, подвергаются критике аргументы противника, в результате рушится вся система доказательства, в-третьих, обосновывается нелогичность вывода противника из ложного тезиса. Способы доказательства и аргументы подробно рассмотрены в книгах А. Михальской «Основы риторики», Е.

Ножина «Мастерство устного выступления». Процесс подготовки выступления включает несколько стадий: подготовка материала, формулировка темы, составление плана, словесное оформление речи, репетиция, собственно выступление, исправление речи. Каждый из этих этапов связан с предыдущим и последующим. Осуществление того и другого из них выливается в опыт ораторской деятельности и речевое мастерство. Публичное выступление требует большой подготовки. Вдохновение приходит и уходит, но для того, чтобы речь была эффективной, она, в конечном счёте, должна быть речью выступающего, и только его. С этой целью необходимо выделить достаточное количество времени на подготовку публицистического вступления.

То, что годится для одного оратора, не подойдёт для другого. Мы можем отметить наиболее существенные правила подготовки публицистического выступления. Прежде чем что-либо писать, познакомьтесь в общих чертах с тем, что есть на эту тему в специальной литературе. Затем необходимо собраться с мыслями и изложить всё прочитанное в общих чертах, придерживаясь избранной темы выступления. Эффективного выступления не получится, если оно посвящено чему-нибудь и излагается как-нибудь. Оно должно быть целенаправленным, чтобы до слушателей дошла главная мысль оратора. Можно составить несколько вариантов плана, затем выбрать из них оптимальный вариант и написать в соответствии с ним речь.

При редактировании текста речи следует оставить в нём эффект разговорности языка и ритмичности. Если речь будет подготовлена без текста, тогда следует заучить план и ключевые предложения из каждой части. Следует помнить план выступления, так как при произнесении речи это поможет логично выстроить речь и удержать внимание слушателей. Для достижения максимального воздействия на слушателей сконцентрируйте своё внимание на вступлении и заключении. Произнесение речей по памяти требует большой тренировки. Однако при любом подходе выступление должно быть интересно, прежде всего, самому говорящему, так как нельзя привлечь внимание аудитории к слову, которое не имеет значение для самого оратора. Необходимо придать значение всему, что произносится.

Главный психологический настрой заключается в установке на то, что сообщение ново и интересно для слушателя. Следует сказать себе: «Я знаю то, чего не знают остальные, и я скажу им это». Тогда возникнет эффект важности произносимой речи. При подготовке к выступлению необходимо пользоваться рядом рекомендаций, которые выработала риторика: выбирайте тему, связанную с вашим личным опытом; тема должна быть интересна вам и вашим слушателям; речь должна соответствовать конкретной теме. Ответьте себе на вопрос перед выступлением: вы желаете что-то описать, рассказать, доказать, убедить. Изложите своё намерение перед слушателем в начале речи. Это поможет сформировать цель восприятия речи, сделать присутствие слушателей осмысленным.

Для подготовки речи используйте не один, несколько источников, дополните свои впечатления, мнениями других авторов. Однако при этом не стоит перегружать выступление цитатами. Достаточно перечислить те издания, которые посвящены затрагиваемым вопросам. При построении главной части сделайте всё возможное, чтобы план и вспомогательные данные были ясны и интересны. Организуйте главные идеи в виде конкретного, чёткого плана. Выбрасывайте всё, не имеющее отношение к вашей цели. Дайте определение непривычных терминов; используйте конкретные примеры, приводите в случае надобности высказывания сведущих лиц, задавайте вопросы.

Будьте учтивы и не злоупотребляйте указанным вам вниманием. Цитируйте правильно и не нарушайте доверия при использовании полученной информации. Работа над каждой темой требует обращения к книгам. При чтении помните, что речи привлекают внимание, если в них обнаруживается полнота знания. Необходим большой запас сведений, из которого можно отобрать нужные факты. Когда собраны минимальные сведения, то слушатель это сразу замечает, и интерес к речи пропадает. Нельзя ограничиваться давно известными сведениями, необходимо их дополнить последними данными.

С другой стороны каждый текущий вопрос имеет свою историю, которую тоже необходимо знать. Произведения античных авторов могут быть созвучны нашим сегодняшним проблемам. Не определяйте ход своих мыслей идеями первого попавшегося автора, дополните их другими мыслями, сопоставьте несколько источников. Особенно публицистические источники имеют тенденцию отобразить мысли одного автора, поэтому опираться на один источник нельзя. Сравнив разные точки зрения, вы сможете изложить вопрос проблемно и тем самым заинтересовать слушателя. Читайте осмысленно. Стремитесь к тому, чтобы изучаемый материал принёс максимальную пользу.

Не уклоняйтесь от главной цели речи, из-за возникшего соблазна интересной информации.

К каждому тезису придумайте ассоциацию. Свяжите ассоциации по смыслу в один сюжет. Зубрить и записать на камеру. Рассказать 5 раз разным людям. Коммуникативный Здесь мы задаём вопросы — как риторические, так и прямые. Иногда можно спровоцировать обсуждение, мозговой штурм. Дирижируйте вниманием. Вы уверены, что все вас слушают и понимают? А если нет?

Как вы это поймете? По взгляду. Смотрим всем в глаза. Высказываем основные тезисы, приводим аргументы, подкрепления, иллюстрации. Подводим итог, делаем призыв. Посткоммуникативный Полезно разобрать «полёт» выступления. Хуже всего, когда говорите: «Я даже воспоминать и смотреть на себя не хочу». Считайте, впустую потратили часть жизни на подготовку и выступление. Если у вас есть видео, проанализируйте его по 4 этапам: Первый просмотр — фокус на плюсах, какие моменты нравятся, на что реагирует публика. Следующий просмотр — смотрим без звука, оцениваем мимику, жестикуляцию, позы, движение по сцене.

Следующий прогон — слушаем только голос, оцениваем темп речи, громкость, отслеживаем слова-паразиты, дикцию. Очередной просмотр — фокус на минусах, что можно улучшить, скорректировать. Критерии эффективности публичного выступления Для повышения мастерства выступлений оцените 5 ключевых элементов: Стиль — вся ваша невербалика. Как вело себя тело? Оно транслировало уверенность? Как звучал голос — значимо, авторитетно? Содержание — удалось ли идти по структуре или вы забылись, растеклись мыслями по древу? Удалось импровизировать? Контакт — вы вообще помнили о том, что кроме вас в зале есть другие люди? Смотрели им в глаза?

Задавали вопросы? Давали людям время на них ответить? Состояние — как себя чувствовали до, в моменте и после выступления. Что можно сделать в следующий раз, чтобы чувствовать себя увереннее? Цель — удалось достичь цели выступления? А как вы это поняли? Типичные ошибки ораторов Стоит перечислить основные ошибки в публичном выступлении: Уткнуться в листок, бубнить текст. Зачем вы тогда там нужны? С тем же успехом вы можете поставить запись своего выступления. Эффект будет тот же.

Лучше сделайте маленькие карточки формата А3 с цветной ламинацией. Нет ничего хуже монотонного голоса. Даже если оратор говорит что-то важное, слушать его невозможно. Монотонность - убийца любого выступления. Тренируйтесь дублировать вслух известных дикторов, записывать себя на диктофон, стараясь повторить их интонацию. Ставите себя выше аудитории? В публичном выступлении не допускается высокомерие к слушателям. Они это сразу почувствуют, и результата не будет. Не делайте вид, что вы самый умный. Лучше скажите: «Все мы с вами» или «Мы вместе сегодня».

Сонастройтесь с аудиторией, будьте на равных. Суета, лишние телодвижения быстро утомят внимание слушателя. Поза статуи также будет угнетать аудиторию. Расслабьтесь, помедитируйте 5 минут перед выступлением. Вы оратор, а значит лидер. Разве лидеры оправдываются, постоянно извиняются? Замените оправдания и извинения благодарностью. Заученный текст звучит сухо, безжизненно. Там нет вас. Люди хотят вас почувствовать.

Научитесь импровизировать и говорить по тезисам. Недостоверность фактов. Трижды проверяйте факты, в которых сомневаетесь, чтобы это не привело к фатальному провалу. Особенно если вы не умеете шутить и импровизировать. Ударение и произношение. Иногда одна ошибка в ударении или произношении может перечеркнуть всё: «Всем привет, я с Москвы». От волнения произносит 1000 слов в минуту. Ему кажется, что он энергичный и умный.

Основные требования к началу и заключению речи

Само же выступление оратора непосредственно перед слушателями состоит из трех частей: вступительной, доказательной и заключительной. Вступление включает в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Когда мало времени, или ваше сообщение настолько кратко, что не нуждается в длинном вступлении. Вы просто обозначаете причину выступления и кратко проговариваете вопросы, которые рассмотрите. После чего переходите к основной части. Например, при выступлении с научным докладом функция основной части — проинформировать, возможно, ещё и убедить. В поздравительной речи функции основной части уже другие – развлечь, поднять настроение, воодушевить. Само же выступление оратора непосредственно перед слушателями состоит из трех частей: вступительной, доказательной и заключительной. Вступление включает в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Таким образом, в процессе подготовки Вы формируете три крупных блока: вступление, основную часть, заключение, а внутри каждого из них создаются микроблоки. Техника кластеризации начинает привносить логику в подготовку публичного выступления. Поэтому наиболее ответственной является главная часть публичного выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Учебное пособие для студента

Свой языковой паспорт человек предъявляет окружающим, едва «открыв рот», поэтому оратор обязан постоянно демонстрировать культуру слова, соблюдать нормы общения и правила речевого этикета, а также следить за дикцией[28, c. Коммуникативные барьеры В процессе межличностного общения могут возникать специфические коммуникативные барьеры — трудности, мешающие по различным причинам успешному речевому взаимодействию и взаимопониманию. К ним могут относиться социальные, политические, профессиональные, религиозные, образовательные различия; психологические и интеллектуальные черты личности; отсутствие единого понимания коммуникативной ситуации и разная степень проявления коммуникативных качеств речи рис. Коммуникативные барьеры и качества речи Фонетический барьер Фонетические барьеры возникают каждый раз, когда темп и скорость речи, качество дикции, артикуляции не соответствуют норме, например, если выступающий говорит, чуть приоткрывая рот или стискивая зубы, или шепелявя, картавя, присвистывая, пришепетывая, причмокивая и т. Отвлекают от содержания речи говорящего также хихиканье, смешки, шепот, вскрикивание, вздох, икота, громкая зевота и звуки-разделители «хм-м-м-м», «э-э-э-э» и т. Часто слушатели перестают воспринимать содержание выступления, увлекаясь подсчетом слов-паразитов в речи оратора. Режет слух аудитории и низкая культура речи оратора или ее отсутствие , и неправильные ударения, и ошибки в согласовании слов и т. Таким образом, для преодоления фонетического барьера у слушателей оратору необходимо выработать навыки правильного произношения слов и построения фраз. Стилистический барьер Стилистический барьер возникает при несоответствии формы коммуникации ее содержанию.

Например, на переговорах диалог подменяется монологом, на презентации пламенная агитационная речь превращается в доклад по написанному тексту, а на юбилейном банкете вместо похвал виновнику торжества звучат критические нотки в его адрес. Такие сюжеты в реальной практике общения вызывают не только неудовлетворенность, но и непонимание самой информации. Понятие стиля неоднозначно. Действительно, стиль отражает мысли в их «порядке и движении». В современном русском языке, который включает устную и письменную речь, выделяются четыре основных функциональных стиля: разговорный, официально-деловой, научный и газетно-публицистический. Стиль художественной литературы выделяется отдельно, поскольку язык художественного произведения способен вобрать в себя особенности различных функциональных стилей рис. Каждый стиль имеет свою языковую структуру и свои стилистически окрашенные средства. При этом выразительность речи иногда имеет решающее значение.

Для научных текстов выразительность речи является неактуальным коммуникативным качеством. Стилистический барьер возникает также в том случае, когда информация передается языком письменной речи, поскольку известно, что лучше запоминается фраза из 4—14 слов, из 15—18 слов — уже хуже, из 18—25 слов — удовлетворительно, а фраза из 30 слов и более на слух практически не воспринимается. Таким образом, для преодоления стилистического барьера оратору необходимо не только хорошо структурировать информацию, обеспечивать единство содержания и формы, но и строить краткие предложения, произнося их в соответствующем ситуации темпе и приемлемом для слушателей ритме. Семантический барьер Семантический, то есть смысловой, барьер возникает в том случае, когда люди обозначают одними и теми же знаками вербальными и невербальными совершенно разные вещи, что создает иллюзию общения. Важно также помнить о том, что некоторые слова, например эксклюзивный, аттракция, альтернатива, паблик рилейшнз у людей в лексиконе есть, но при этом они могут не знать их точного значения, поэтому иностранные слова или профессиональную лексику следует объяснять или заменять общеупотребительными словами. Семантический барьер возникает также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур. Незнание национальных особенностей партнеров, как вербальных, так и невербальных, порой приводит не только к коммуникативным казусам и барьерам, но и к срыву переговоров, к несостоявшимся сделкам[22]. Рассмотрим типичные для того или иного народа характеры людей, нашедшие отражение в известных анекдотах.

Английский характер По мосту через реку идет джентльмен и видит, что под мостом барахтается другой, в шляпе, смокинге, перчатках и т. Джентльмен спускается на берег, раздевается, заходит в воду, подплывает к барахтающемуся субъекту, некоторое время плавает возле него, наконец, задает вопрос: — Сэр, извините мою навязчивость, что я, не будучи представленным Вам, позволю себе нескромный вопрос: почему Вы купаетесь в одежде? Эстонский характер По лесной дороге медленно тащится телега. В ней — отец с двумя сыновьями. Вдруг вдалеке дорогу перебегает какой-то зверек. Проходит полчаса, один из сыновей произносит: — Это, наверное, лиса. Проходит еще час. Второй сын произносит: — Нет, это, наверное, собака.

Отец произносит: — Перестаньте спорить, горячие эстонские парни. Русский характер Царь Николай I любил иногда пощекотать себе нервы беседами с людьми, откровенно выражавшими свои взгляды. К числу таких относился и комендант Петропавловской крепости И. Скобелев, выходец из крестьян Курской губернии, дослужившийся от солдата до генерала от инфантерии. Однажды Николай I пригласил Скобелева в Зимний дворец, где по такому случаю специально готовили настоящие крестьянские щи, кашу с салом и пирог с грибами. Царь стал выспрашивать мнение генерала об идее создания арестантских рот, весьма занимавшей тогда императора.

Дочь: А почему на бровях? Мать: Так говорят... В первой беседе с незнакомым или малознакомым человеком не следует использовать тактику: личных вопросов собеседнику. В речевом акте: А. А они усложняют себе жизнь, портят друг другу кровь... В этих типах речевых сообщений используется кодифицированная речь: лекция. В этом жанре письменного сообщения преобладает функционально-смысловой тип речи — описание: рецепт приготовления торта. В этом типе речевых сообщений преобладает эмоциональный материал: рекламный текст. В этом типе текста излагаются события, развиваются действия, есть сюжет, персонажи, диалоги: повествование. В этом функционально-смысловом типе речи преобладает перечисление деталей обстановки: описание. Вид речевой деятельности, направленный на продуцирование высказывания и осуществляемый без участия непосредственного собеседника, — это: письмо.

Он сказал: "А, я просто хочу освежить им мозги". Только мало кто сидит и ждет, когда ему освежат мозги. Люди рассчитывают, что вы сообщите им какую-нибудь мысль, которая может оказаться им полезной... Это можно проиллюстрировать на таком примере. В районе открылась юридическая консультация, обслуживающая частные фирмы. Ее руководителю представилась возможность выступить на совещании, где собрались директора фирм. Цель выступления - проинформировать аудиторию о появлении юридической консультации. Основная идея выступления - существует такая-то служба, услуги которой могут вам понадобиться. Задача выступления - рассказать о том, что в районе появилась полезная собравшимся служба. Представим теперь сотрудника юридической консультации в кабинете директора фирмы, который уже знает о существовании консультации и ее услугах. Задача "выступления" юриста - убедить собеседника в том, что пользоваться услугами консультации удобно и выгодно. В кабинете директора фирмы, имеющего печальный опыт сотрудничества с какой-то юридической службой, сотруднику консультации придется поставить себе цель переубедить потенциального клиента. Он построит свое выступление вокруг следующей идеи: "Сотрудничество с нашей организацией заставит вас забыть неудачу. Мы работаем по-другому, и нам можно доверять". Я вижу вас голыми: как подготовиться к презентации и с блеском её провести. Зависимость основной идеи выступления от характера аудитории Блюдо условно - с овощами символизирует тему выступления. Блюда разное содержание выступлений подаются разными ложками для каждого выступления - своя основная идея, которой подчинен план. Когда выбран аспект рассмотрения темы, установлены цель и основная идея выступления для конкретной аудитории, можно наметить его предварительный план и приступить к подбору материала. Выступление без плана можно сравнить с путешествием без карты - неизвестно, куда можно прийти. Хорошим считается такой план, который полно и последовательно раскрывает тему, позволяет слушателям без труда понять логику изложения, облегчает изложение материала. План выступления составляется заранее. В процессе работы над темой он корректируется, и окончательный план может значительно отличаться от предварительного. Цель информационных выступлений - показать сущность какого-то предмета или явления, то есть раскрыть содержание понятия, будь то более эффективный метод работы, новый вид услуги или деятельность фирмы. План такого выступления должен подчиняться логическим правилам деления темы на вопросы см. Информационные выступления могут происходить на трех уровнях. Выбор того или иного уровня определяется целесообразностью и характером аудитории. В ряде случаев достаточно простое информирование - описание того, что собой представляет данное явление или предмет ответ на вопросы: что? Более высокий уровень - комментирование - толкование, объяснение явления или ситуации ответ на вопросы: как, каким образом? Наконец, высший уровень - анализ, разбор явления или проблемы ответ на вопросы: почему? Закономерно или случайно? Положительные и негативные стороны? Что из этого следует? Анализ и последующий синтез позволяют подвести слушателей к практическим выводам. План выступления, содержащего анализ проблемы, в этом случае будет включать: 1 описание самой проблемы или явления; 2 причину возникновения проблемы или явления; 3 связь этого явления с другими, закономерно оно или случайно; 4 взаимосвязь и взаимодействие различных сторон этого явления; 5 перспективу развития явления или разрешения проблемы; 6 практический вывод или предложение. Напомним, что в выступлениях, носящих убеждающий характер, вслед за информированием должна идти аргументация; а если нужно переубедить слушателей, то и опровержение противоположных взглядов. Только после этого слушатели придут к выводу о пользе или значимости данного явления и смогут принять решение о необходимости действий. На деловых совещаниях нередко приходится выступать с предложением об улучшении работы отрасли или предприятия. Сопер рекомендует следующую схему такого выступления. Существующее положение дел требует определенных перемен. Суть моего предложения по улучшению работы отрасли предприятия состоит в следующем. Мое предложение приведет к таким-то положительным изменениям. Возможные отрицательные последствия моего предложения и как их можно избежать. Насколько выполнимо мое предложение. Что нужно сделать, чтобы его реализовать. Можно предположить, что изложение по такой схеме, сделанное увлеченно, грамотно, живым языком, вызовет встречный энтузиазм. С подбора материала по предварительному плану начинается непосредственная подготовка к выступлению. Основное содержание делового выступления обычно составляют собственные соображения по проблеме. Но нередко приходится привлекать газеты, книги, журналы, документы. Можно использовать и информацию о деятельности других фирм, ссылаться на опыт отечественных и зарубежных партнеров. Подобрав литературные источники, не спешите делать выписки из того, что ближе под рукой. Рекомендуем следующие этапы работы с литературой. Его итог - список литературы. Досконально проработать всю имеющуюся литературу по теме невозможно, да и не нужно. Чтобы отобрать самые подходящие книги, следует познакомиться с их аннотациями, прочитать предисловие, просмотреть оглавление, первую и последнюю главы, обратить внимание на язык изложения. Составление списка литературы поможет потом делать ссылки. Его итог - разметка материала в разных книгах. Это внимательное чтение выбранных книг, чтобы определить, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. В процессе ознакомления с литературой предварительный план, как правило, уточняется. Разметка материала осуществляется с помощью закладок или другими способами. Его итог- выписки из книг по вопросам предварительного плана. Основополагающие работы по теме выступления рекомендуется проработать полностью, делая выписки. Выписки из литературных источников не всегда должны быть дословными. Фактографическое конспектирование необходимо, когда важно передать слово в слово содержание постановления, нового закона, рекламной информации и т. Такой материал подразумевает прочтение перед аудиторией. В иных случаях рекомендуются другие виды работы с источниками. Свободное конспектирование - передача содержания текста своими словами. Оценочное конспектирование - критический разбор содержания, когда наряду с суждениями автора приводятся собственные. При творческом конспектировании мысли автора дополняют, развивают, обобщают. Наконец, лекторское конспектирование - это представление материала на бумаге так, как он будет звучать в аудитории, для чего нужно преобразовать письменную речь в устную. Владение разными формами работы с источниками необходимо. Ведь все, что говорит оратор, должно быть им "пропущено" через себя.

Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность — слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. Смех — это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации — это доказано нейропсихологами. Профессор: - Сейчас я продемонстрирую вам три степени раздражительности. Вот я беру телефон, набираю первый попавшийся номер и спрашиваю: - Алло! Васю можно? Здесь таких нет. Это была первая степень раздражительности. Вот вторая: - Алло! Вася дома? Внимательно набирайте. А теперь услышите третью степень раздражительности. Васю можно! В ответ слышится отборный мат. Ну вот. Три степени раздражительности. У кого есть вопросы? Это Вася! Мне никто не звонил? Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов — ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой.. Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории. Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению. Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни». Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления — тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве в следующую точку и т. Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность. Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать публику «в тонусе» он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать напряженность и интерес, он заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении.

Урок 2. План выступления

Основная часть публичного выступления является его самым важным элементом, поскольку в ее рамках оратор излагает свои основные идеи и мысли, приводит аргументы в защиту своей позиции по данному вопросу и оценивает другие точки зрения. Цель вашей речи – устранить барьеры в головах слушателей, а противоречия в нём наоборот добавляют их. Есть две основные структуры выступления: линейная и иерархическая. Основная часть публичного выступления: характеристики, основные правила структуры и аргументации. Публичное выступление — один из основных видов массовой коммуникации, цель которого — вызвать определенную реакцию аудитории. Когда мало времени, или ваше сообщение настолько кратко, что не нуждается в длинном вступлении. Вы просто обозначаете причину выступления и кратко проговариваете вопросы, которые рассмотрите. После чего переходите к основной части.

Композиция публичной речи

4. Структура публичного выступления. Основная часть речи Методы изложения материала основной части Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Оратор начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. ВыступлениеСамо выступление должно состоять из трех частей: вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество), тему выступления. Что такое публичное выступление, какие виды существуют, их особенности. Этапы выступления перед публикой. Основные требования к оратору. 7. Надо обсуждать основные мысли выступления со знакомыми до выступления. 8. Наиболее эффективна подготовка к выступлению за один раз – это обеспечит целостность выступления. 9. Тема выступления должна быть увлекательной и не раскрывать основной проблемы. 2. Основная часть – главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы. 4. Структура публичного выступления. Основная часть речи Методы изложения материала основной части Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Оратор начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий