Как в апреле по ночам в аллее бунин анализ

«Апрель» Иван Бунин Туманный серп, неясный полумрак, Свинцово-тусклый блеск железной крыши, Шум мельницы, далекий лай собак, Таинственный зигзаг летучей. Поэтому в мотивном анализе произведений Бунина мы будем следовать сочетанию индуктивного и дедуктивного принципа, а именно – по одному варианту угадывать (не побоимся этого слова) его инвариант, опираясь при этом на некоторое.

Раскрываем все тайны знаменитого рассказа Ивана Бунина «Темные аллеи»

Благодарим за прочтение стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Как в апреле по ночам в аллее»! Читать стихи Ивана Бунина На главную страницу (полный список произведений). и на уровне формы, и на уровне содержания, - которые бы по­ зволили говорить о «Темных аллеях» как о едином целом, бунинском произведении. 1939-1945 книга рассказов «Тёмные аллеи». 1944 рассказ «Чистый понедельник». 1925 рассказ «Солнечный удар». Литературовед Д. И. Мышалова, анализируя сборник рассказов «Темные аллеи» в аспекте его психологизма, подчеркнула, что «в большинстве героев И. А. Бунина художественно воспроизведен тот же тип общественного характера, что был свойственен самому автору. В ноябре 1943 года Бунин писал своему другу, литератору Борису Зайцеву: «Книга эта называется по первому рассказу «Темные аллеи» — во всех последующих дело идет, так сказать, тоже о темных и чаще всего весьма жестоких «аллеях любви». В4 Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение И.А. Бунина «Как в апреле по ночам в аллее». В5 Определите характер рифмовки в этом стихотворении. В6 Как называется герой, чьи чувства и переживания изображаются в стихотворении?

В чем сюжет «Темных аллей» параллелен сюжету стихотворения «Обыкновенная повесть»

Герои увлекаются друг другом и решаются на мгновенную связь. Утром они ведут себя так, как будто ничего не произошло. Вскоре оба разъезжаются в разные города. Через некоторое время что-то странное стало происходить с героем. Он почувствовал себя постаревшим на несколько лет, как после солнечного удара. Размышления персонажа заставляют читателя задуматься над смыслом жизни. Герои получили мгновенное удовольствие и остались несчастными.

Такое чувство принесло опустошение душ и страдание. Повесть «Таня» У мелкой помещицы Казаковой служила семнадцатилетняя деревенская девушка Татьяна. Однажды у хозяйки гостил родственник Пётр. У него было много любовных историй. Через некоторое время герой заметил Таню. Между ними происходит близость.

Девушка не может поверить в это счастье. Ещё несколько раз Пётр и Таня были близки, встречались они украдкой. Девушка очень привыкает к мужчине.

Кстати, лирическое стихотворение, написанное в 1916 году, кажется «моложе» по сравнению с отрывком из «Позднего часа». В нем нет той глубины погружения в счастливое время «августовских ночей», которое пережил герой. Стихотворение в большей степени наполнено констатацией фактов «дверь балкона скрипнула», «мы одни не спали», «ты отворила дверь», «к губам платочек прижимала» , остальное читатель должен домыслить сам. Лирический герой только на закате дней понимает, как много он потерял тогда: Если б, друг мой, было б в нашей воле Эту ночь вернуть… Само действие развивается так же стремительно, как в сознании человека всплывают фрагменты его прошлого, да, именно фрагменты. Лирическое начало — лунная ночь, тайное свидание с девушкой - вдруг перерастает в драматическую коллизию ссоры, обиды, а может быть, причиной слез стала ситуация, из-за которой молодые люди не могли больше встречаться. Автор намеренно обходит стороной какие-то ненужные, с его точки зрения подробности — не это главное! Перед нами возникает образ лирического героя, который через много лет возвращается в город своей юности, на «старую улицу» с ухабистой мостовой и покосившимися от старости купеческими домами.

Многих, кого он знал раньше, уже нет рядом, ведь жизнь так быстротечна «…давно ли начинали и они, уверенные, что ей конца не будет, а все началось, протекло и завершилось на моих глазах, — так быстро и на моих глазах!

Им может стать смерть любимого, как в рассказе «Холодная осень», уход в монастырь, как в «Чистом понедельнике», или убийство, как в «Генрихе». Мотив памяти особенно силен в рассказе «Темные аллеи». В центре повествования — воспоминания о любви, которую испытали герои произведения 30 лет назад. Тогда у 30-летнего барина Николая Алексеевича случился страстный роман с 18-летней крепостной Надеждой.

Однако он бросил ее и уехал, а сама Надежда вскоре получила вольную от господ и завела собственную гостиницу на почтовой станции. В рассказе Бунин использовал характерные приемы модернизма. Так, через цвет, звук и запах писатель вызывает у читателя нужные ассоциации, заставляет остро чувствовать и представлять происходящее.

После встречи герои чувствуют одиночество и некоторое опустошение, ведь и спустя года чувства все еще остались в их сердцах. В «Обыкновенной истории» весенняя погода радует читателя. Герои не тратили время на воспоминания, «на их лицах был виден покой». В обоих произведениях авторы размышляют о возвышенной любви. Но если у Бунина это становится более трагичным, хотя первая встреча после долгих лет разлуки и была позитивной, то у Огарева это обыкновенное стечение обстоятельств. Поэт не видит ничего особенного в отношениях и расставаниях, новых встречах.

Его герои в сравнении с бунинскими гораздо легче относятся к прошлому, выбирают жить счастливой жизнью, не обращая внимание на пережитые эмоции. Поиск для:.

Тёмные аллеи

В «Тёмных аллеях» Бунин пишет о любви – чувстве, которое оставляет глубокий след в человеческой душе. Одноимённый рассказ, написанный в 1938 году, открывает книгу, задавая общий эмоциональный настрой, тематику и проблематику всему циклу. Всего 11 раз Бунин именует своих героев-мужчин, 16 раз – героинь, в последних семи рассказах герои вообще не имеют имен, всё более приобретая черты «голых сущностей» чувств и страстей. Книга открывается рассказом «Темные аллеи». Анализ “Темных аллей” будет неполным без истории создания произведения и знания некоторых подробностей биографии писателя. В стихотворении Н. Огарёва “Обыкновенная повесть” позаимствован Иваном Буниным образ тёмных аллей.

Как в апреле по ночам в аллее

Это основа всей жизни, то призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают. По мысли писателя, человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого. По Бунину человек по-настоящему свободен только в любви. Одним из произведений, вошедших в цикл «Темные аллеи» И. Бунина, является «Кавказ».

Этот рассказ — яркий пример необыкновенного художественного дара писателя. Удивительно, как в столь небольшом по объему произведении автор смог передать внутренний мир и душевное состояние совершенно разных людей. Познать настоящее мастерство русского художественного слова можно, совершив анализ рассказа Бунина «Кавказ» или любого другого творения из этого сборника. Бунин показывает классический любовный треугольник.

Муж-офицер, его портретная характеристика типична для любого военного: «высокая фигура, офицерский картуз узкая шинель, рука в замшевой перчатке». По высказыванию его жены, он ревнивый, жестокий и самовлюблённый человек. Но это мы узнаём от женщины, влюблённой в другого человека, её мнение пристрастно, и, следовательно, на него нельзя полагаться. Сдержанный стиль, в котором Бунин изобразил последние минуты жизни этого человека, помогает в создании портрета.

Все в жизни он совершает взвешенно и четко. И даже узнав об измене, он не предается безумию, не предпринимает попыток найти ее и расправиться. Он покончил с собой, но прежде побрился, надел чистое белье и белоснежный китель. Все это дает представление о человеке решительном и смелом, который является противоположностью главного героя.

О героине известно, что она бледна и взволнованна. Такой видит ее возлюбленный. Она посещает его тайно, и страх перед обманутым супругом отравляет ее счастье. Но, упоминая в разговоре мужа, она беспокоится лишь об одном — о возможной мести человека, который «ни перед чем не остановится, защищая свою честь».

Только в последнем абзаце произведения становится ясен смысл этих слов, как и главная характерная черта героини, а именно эгоизм. Женщину не волнуют душевные переживания мужа, он для нее лишь препятствие ее любви и счастью. Повествование ведется от первого лица, но это загадочное лицо, о котором читатель не знает вообще ничего: ни его возраст, ни социальное, ни материальное положение. Понятно лишь, что он приезжает в Москву, где встречается с женщиной, с которой собирается отправиться на Кавказ.

Но именно такой приём недосказанности позволяет автору сместить внимание читателя с героев на то, что с ними происходит. Воровская любовь не приносит радости, счастье отравлено страхом разоблачения. Бунин — мастер пейзажных зарисовок дореволюционной Москвы. Описание природы в произведениях Бунина очень выразительно.

Жанр Произведение относится к пейзажной лирике. В этом жанре Бунин был силён, а его считали продолжателем мастерства классиков пейзажной лирики: Фета, Тютчева. Средства выразительности Первый катрен состоит из назывных предложений. Получается несколько застывшая картина.

Очень ярко описано общество богатых в пьесе Грибоедова «Горе от ума». В этом произведении очень выразительно описаны все пороки высшего общества : безразличие к людям ниже по званию, алчность, ограниченность, безнравственность. В каких произведениях русской классики христианская символика описания соборов, церковных служб , христианских праздников и т. В каких произведениях русской классики христианская символика описания соборов, церковных служб, христианских праздников и т. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1—7; 8, 9. Как же вы не знаете? И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном... Она, не слушая, продолжала: — Так испытывал ее Бог. И сговорились быть погребенными в едином гробу. И велели вытесать в едином камне два гробных ложа. И облеклись, такожде единовременно, в монашеское одеяние... Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. Бунин использует образное выражение, построенное на соотнесении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком «было парно, как в бане». Как называется этот художественный прием? Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—14; 15, 16. Пастернак Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далёком отголоске,Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночиТысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче,Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямыйИ играть согласен эту роль. Но сейчас идёт другая драма,И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий,И неотвратим конец пути. Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти. Ответом к заданиям 10—14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название этого произведения. Пастернака завершается строкой, являющейся афористичным народным изречением. Как называют такое изречение? Пастернака «Гамлет» ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп? Обязательно заполните поле фрагментом, если будете отвечать на 8-е или 9-е задание «Чистый понедельник» И. Бунин В нижнем этаже в трактире Егорова в Охотном ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским. Мы прошли во вторую комнату, где в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван... Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком, — я не мог отвести восторженных глаз от ее лица. А она говорила, вынимая платочек из душистой муфты: — Хорошо! Внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским и богородица троеручица. Три руки! Ведь это Индия! Вы — барин, вы не можете понимать так, как я, всю эту Москву. И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь — вы представить себе не можете, до чего дивно поют там стихиры! А в Чудовом еще лучше. Я прошлый год все ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо! Везде лужи, воздух уж мягкий, на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины, ее старины... Все двери в соборе открыты, весь день входит и выходит простой народ, весь день службы... Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский! И я уже рассеянно слушал, что она говорила дальше. А она говорила с тихим светом в глазах: — Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу. В чем заключается разность духовного мира героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу? Предложений: 0 В чем сходство «Чистого понедельника» И. При сопоставлении укажите произведения и авторов. Тесты к произведениям: «Как в апреле по ночам в аллее»…, «Старик сидел, покорно и уныло…», «Все море — как жемчужное зерцало…», «Господиниз Сан- Франциско», «Чистыйпонедельник». Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8- B12; C3-С4. Этот верх в созвездьях, в их узорах, Дымчатый, воздушныйи сквозной, Этих листьев под ногами шорох, Эта грусть - все то же, что весной. Иду Молодыми, легкими шагами - И опять, опять чего-то жду. Бунин B8 Традиции какого литературного направления развивал в своем творчестве Бунин? B9 Как в литературоведении называются художественные определения: «побледневший небосклон», «молодые, легкие шаги»? В10 Укажите название средства иносказательной выразительности: «сучьев дым». B11 Определите размер, которым написано стихотворение. B12 Определите характер рифмовки в стихотворении. Охарактеризуйте лирического героястихотворения. В чем своеобразиебунинского пейзажа и традиции кого из предшествующих поэтов он воплощает в своей лирике? Старик сидел, покорно иуныло Поднявши брови, в кресле у окна. На столике, где чашка чаю стыла, Сигара нагоревшая струила Полоски голубого волокна. Был зимний день, и на лицо худое, Сквозь этот легкий и душистый дым, Смотрело солнце вечно молодое, Но уж его сиянье золотое На запад шло по комнатам пустым. Часы в углу своеючеткой мерой Отмеривали время... На закат Смотрелстарик с беспомощноюверой... Рос на сигарепепел серый, Струился сладкий аромат. Бунин B8 К какому родулитературы относится это произведение? B9 Все строкиэтого стихотворения содержатодинаковоеколичество стоп — кроме двух, расположенныхрядом в однойстрофе. Найдите эти строкии укажите арабскойцифрой, сколько в каждой из них стоп. B10 О дыме сигары в стихотворениисказано так: «полоски голубого волокна». Как называется художественныйприем, примененный здесь Буниным? B11 Стихотворениепостроено на противопоставлении«молодого»солнцаи старика заметим, они оба «смотрят» друг на друга. Выпишите союз, которыйпомогаетоформить такое противопоставление. Как называется такой прием? C3 В чем роль предметныхдеталей вэтом стихотворении сигара, часы, окно — на выбор? C4 Можно ли назвать это стихотворение философским? Какие произведениярусской литературы приходят вам на память при чтении этого стихотворения в ответе кратко объясните возникшие ассоциации? Вопросы сформулированы намеренно свободно,чтобы дать ученикам возможность выбрать свойпуть в это стихотворениеБунина. Думается, будет достаточным для высокойотметки, если ученики скажут в той или иной форме об основныхмотивах стихотворения — мотивах одиночества, старости, уходящей жизни отсюдаи символическийобраз догорающей сигары, мерно идущих часов — здесь возможнаперекличка с державинским «На смерть князя Мещерского» , размышлений о ней. Вечный круговорот природы солнценазвано «вечно молодым» и меняющийся человек на фоне этого круговоротавызываетв памяти пушкинские строкииз стихотворений «Брожули я вдоль улиц шумных», «Была пора», «Вновь я посетил», из «Евгения Онегина». Можно вспомнить и прозу, например, тургеневскую: размышления Николая Петровича Кирсановапосле спораБазароваи Павла Петровича, или слова самого Тургенева о вечно катящейся вокруг нас широкойжизненной волне, или финал романа «Отцы и дети». Интересной точкой, куда соберутся смыслы этого стихотворения,можетстать образ окна. Окно — граница между двумя мирами: миром человека и миром природы, миром времении миром вечности, куда человек глядит с «беспомощноюверой». Здесь интересны перекличкис поэзией Пастернака «Когдаразгуляется», «Снег идет». Часть 3 C5. Блока «Двенадцать»? Все море— как жемчужное зерцало, Сирень с отливом млечно-золотым. В дождезакатном радуга сияла. Теперь душист над саклей тонкий дым. Вон чайка села в бухточке скалистой, — Как поплавок. Взлетает иногда, И видно, как струею серебристой Сбегает с лапок розовыхвода. У берегов в воде застыли скалы, Под ними светит жидкий изумруд, А там, вдали — и жемчуг, и опалы По золотистым яхонтам текут. При выполнении заданийB8 — B12 укажитеответ в отведённом для него поле. B8 К какому родулитературы относится это произведение? B9 Определите размер этого стихотворения, указав количество стоп. B10 Как называется изображениеприроды в литературном произведении? B11 Выпишите из первой строчкистихотворения эпитет. B12 Какой художественныйприем, позволяющийсблизить, сопоставить различныепредметы и явления, употреблен в словах «Вон чайка села в бухточке скалистой, — Как поплавок»? При выполнении заданийC3 — C5 напишитеразвернутыйответ. C3 В этом стихотворениибольшепризнаков, цветов и оттенков, чем конкретных предметов. Тем интереснее подумать о роли предметных деталей, например, лапок чайки. Как бы вы определили эту роль? C4 Почему в этом стихотворениитак много «драгоценного»? Какие литературные произведения с подобным жесвойством приходятвам на память при чтении стихотворения Бунина своиассоциации поясните? Учителю важно понимать, что здесь нет и не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Интересно, какую интерпретацию стихотворения дадут в своихмини-сочиненияхученики — стоит поощрить их наблюдательность и оригинальность. В этом стихотворениидействительно много «драгоценного». Посчитаем слова, так или иначе связанныес этой сферой:жемчужное, золотой, серебристой,изумруд, жемчуг, опалы, золотистым, яхонтам. Добавим сюда другие «цветовые» и «световые» слова:зерцало, сирень, отлив, млечный, радуга, сияла, струею, розовых, светит. Эта избыточность сверканийи струений грозилабы превратить картину в набор отвлеченностей, если бы не несколько четких и точных предметных деталей, средикоторыхособенно выделяются «поставленные» «подвешенные»? Они позволяютвдруг увидеть крупно и четко, как в бинокль, весь пейзаж — и ощутить, как прозраченвоздух, как далеко видно вокруг, как крупнозернистасама основа бытия. Собственно, всестихотворениеБунина — гимн этому бытию, прекрасномуи драгоценномув каждой своей подробности. Гоголя «Мертвые души»? Островского «Гроза»? Материалы моихпрезентаций длянаписаниясочинений. Основныеидеи, темы, мотивы, нашедшие отражение в лирике: Россия, её природа, её судьба, русскийнациональный характер, загадка русскойдуши, любовь, человек и мирозданье, тайны бытия и «вечные» проблемы жизни и смерти. Бунин проявилсебя как наследник и продолжатель поэтических традиций русскойклассикиот Пушкина до Фета. Молчатгробницы,мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из вечнойтьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь. В чём сила убеждения Бунина? Во-первых, в истине: прошло девять веков, а мы читаем «Слово о полку Игореве», узнавая о жизни в XII веке, о людях того времени, культуре, быте, социальном устройстве, духовном развитии.. Убедительность стиха слышится и в повтореограничительнойчастицы лишь во второйи четвёртой строкахпервой строфы. Мягкость его совета достигается употреблением модальной частицы же и использованием составного глагольного сказуемоговместо простого сказуемогов форме повелительного наклонения сравните: умейте же беречь - берегите. Она достигается использованием безличногопредложения со сказуемым, выраженным 6. Наполовинувырубленный лес, Высокие дрожащиеосины И розовая облачность небес: Ночной порой из сумрачной лощины Въезжаюна отлогий косогор И вижу заалевшие вершины, С таинственною нежностью, в упор Далёкимозарённые пожаром. Остановясь, оглядываюсь: да, Пожар! Но где? Опять у нас, - недаром Вчера был сход! И крепко повода Натягиваю, слушая неясный, На дождь похожий, лепет в вышине, Такой дремотно-сладкий и бесстрастный К тому, что тами что так страшно мне. Что это? Пейзажная лирика? Только на первый, поверхностныйвзгляд. Возникает предчувствиебеды, катастрофы. Интересен язык пространственныхсимволов стихотворения. В его сознанииэто лежащее перед ним пространство соединяется с пространством, им покинутым, - тем, откуда он выехал: Остановясь, оглядываюсь:да, Пожар! Перед нами картина, в которойопределены причинно-следственная связь событий, место высших сил , вечнойПрироды и человека. Это стихотворение, написанное незадолго до октябрьскихсобытий, показывает Бунина как художника, остро воспринимающего современность и имеющего свою, определённую позицию. И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Многосоюзиепередаёт половодьечувств лирическогогероя. Кажется, онбез остановки, взахлёб будет перечислять всё, что приноситрадость, даёт наслаждение, душевный покой, дарит счастье. Стихотворениепронизываетчувство прекрасного,чувство счастья, чувство благодарностиТворцу. Когдав жизни человека много проблем, страданий, когданет ни покоя, ни богатства, ни взаимнойлюбви, когдаты одиноки тебе кажется, что ты самый несчастныйчеловек на земле, ты начинаешь роптать или ещё хуже - проклинать эту трудную земную жизнь... Вспомни, что у тебя есть бесценные богатства- воздух, земля, вода, небо, леса, озёра, море, степь, поле, речка... Вспомни, какой душевный покой и умиротворениеприносятшум морского прибоя, птичьепение, свет земляничнойполяны, шелест золотыхколосьев. Человек, любящий природу , понимающий её красоту, - счастливый человек. А счастьевсюду. Может быть, оно Вот этот сад осеннийза сараем И чистыйвоздух, льющийся в окно. В бездонном небе лёгким белым краем Встаёт, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастьетолько знающим дано. Окно открыто.

Традиции какого литературного направления развивал в своём творчестве Бунин? Как в литературоведении называются художественные определения: « побледневший небосклон», « молодые, лёгкие шаги»? Укажите название средства выразительности: «сучьев дым». Определите размер, которым написано стихотворение. Определите характер рифмовки в стихотворении. Задание с развёрнутым ответом ограниченного объёма Что символизирует судьба господина из Сан-Франциско и кто ещё из писателей XX века обращался к теме «сытых»? В каких произведениях Бунина естественность противопоставлена искусственности? Как раскрывается тема жизни и смерти в прозе И. Какова роль женских образов в рассказах Бунина? Как решается проблема человека и цивилизации в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»? Какую роль в прозе И. Бунина играют образы-символы? В чём заключается своеобразие композиции рассказа «Господин из Сан-Франциско»? Тесты к произведениям: «Как в апреле по ночам в аллее»…, «Старик сидел, покорно и уныло…», «Все море — как жемчужное зерцало…», «Господиниз Сан- Франциско», «Чистыйпонедельник». Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8- B12; C3-С4. Этот верх в созвездьях, в их узорах, Дымчатый, воздушныйи сквозной, Этих листьев под ногами шорох, Эта грусть - все то же, что весной. Иду Молодыми, легкими шагами - И опять, опять чего-то жду. Бунин B8 Традиции какого литературного направления развивал в своем творчестве Бунин? B9 Как в литературоведении называются художественные определения: «побледневший небосклон», «молодые, легкие шаги»? В10 Укажите название средства иносказательной выразительности: «сучьев дым». B11 Определите размер, которым написано стихотворение. B12 Определите характер рифмовки в стихотворении. Охарактеризуйте лирического героястихотворения. В чем своеобразиебунинского пейзажа и традиции кого из предшествующих поэтов он воплощает в своей лирике? Старик сидел, покорно иуныло Поднявши брови, в кресле у окна. На столике, где чашка чаю стыла, Сигара нагоревшая струила Полоски голубого волокна. Был зимний день, и на лицо худое, Сквозь этот легкий и душистый дым, Смотрело солнце вечно молодое, Но уж его сиянье золотое На запад шло по комнатам пустым. Часы в углу своеючеткой мерой Отмеривали время... На закат Смотрелстарик с беспомощноюверой... Рос на сигарепепел серый, Струился сладкий аромат. Бунин B8 К какому родулитературы относится это произведение? B9 Все строкиэтого стихотворения содержатодинаковоеколичество стоп — кроме двух, расположенныхрядом в однойстрофе. Найдите эти строкии укажите арабскойцифрой, сколько в каждой из них стоп. B10 О дыме сигары в стихотворениисказано так: «полоски голубого волокна». Как называется художественныйприем, примененный здесь Буниным? B11 Стихотворениепостроено на противопоставлении«молодого»солнцаи старика заметим, они оба «смотрят» друг на друга. Выпишите союз, которыйпомогаетоформить такое противопоставление. Как называется такой прием? C3 В чем роль предметныхдеталей вэтом стихотворении сигара, часы, окно — на выбор? C4 Можно ли назвать это стихотворение философским? Какие произведениярусской литературы приходят вам на память при чтении этого стихотворения в ответе кратко объясните возникшие ассоциации? Вопросы сформулированы намеренно свободно,чтобы дать ученикам возможность выбрать свойпуть в это стихотворениеБунина. Думается, будет достаточным для высокойотметки, если ученики скажут в той или иной форме об основныхмотивах стихотворения — мотивах одиночества, старости, уходящей жизни отсюдаи символическийобраз догорающей сигары, мерно идущих часов — здесь возможнаперекличка с державинским «На смерть князя Мещерского» , размышлений о ней. Вечный круговорот природы солнценазвано «вечно молодым» и меняющийся человек на фоне этого круговоротавызываетв памяти пушкинские строкииз стихотворений «Брожули я вдоль улиц шумных», «Была пора», «Вновь я посетил», из «Евгения Онегина». Можно вспомнить и прозу, например, тургеневскую: размышления Николая Петровича Кирсановапосле спораБазароваи Павла Петровича, или слова самого Тургенева о вечно катящейся вокруг нас широкойжизненной волне, или финал романа «Отцы и дети». Интересной точкой, куда соберутся смыслы этого стихотворения,можетстать образ окна. Окно — граница между двумя мирами: миром человека и миром природы, миром времении миром вечности, куда человек глядит с «беспомощноюверой». Здесь интересны перекличкис поэзией Пастернака «Когдаразгуляется», «Снег идет». Часть 3 C5. Блока «Двенадцать»? Все море— как жемчужное зерцало, Сирень с отливом млечно-золотым. В дождезакатном радуга сияла. Теперь душист над саклей тонкий дым. Вон чайка села в бухточке скалистой, — Как поплавок. Взлетает иногда, И видно, как струею серебристой Сбегает с лапок розовыхвода. У берегов в воде застыли скалы, Под ними светит жидкий изумруд, А там, вдали — и жемчуг, и опалы По золотистым яхонтам текут. При выполнении заданийB8 — B12 укажитеответ в отведённом для него поле. B8 К какому родулитературы относится это произведение? B9 Определите размер этого стихотворения, указав количество стоп. B10 Как называется изображениеприроды в литературном произведении? B11 Выпишите из первой строчкистихотворения эпитет. B12 Какой художественныйприем, позволяющийсблизить, сопоставить различныепредметы и явления, употреблен в словах «Вон чайка села в бухточке скалистой, — Как поплавок»? При выполнении заданийC3 — C5 напишитеразвернутыйответ. C3 В этом стихотворениибольшепризнаков, цветов и оттенков, чем конкретных предметов. Тем интереснее подумать о роли предметных деталей, например, лапок чайки. Как бы вы определили эту роль? C4 Почему в этом стихотворениитак много «драгоценного»? Какие литературные произведения с подобным жесвойством приходятвам на память при чтении стихотворения Бунина своиассоциации поясните? Учителю важно понимать, что здесь нет и не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Интересно, какую интерпретацию стихотворения дадут в своихмини-сочиненияхученики — стоит поощрить их наблюдательность и оригинальность. В этом стихотворениидействительно много «драгоценного». Посчитаем слова, так или иначе связанныес этой сферой:жемчужное, золотой, серебристой,изумруд, жемчуг, опалы, золотистым, яхонтам. Добавим сюда другие «цветовые» и «световые» слова:зерцало, сирень, отлив, млечный, радуга, сияла, струею, розовых, светит. Эта избыточность сверканийи струений грозилабы превратить картину в набор отвлеченностей, если бы не несколько четких и точных предметных деталей, средикоторыхособенно выделяются «поставленные» «подвешенные»? Они позволяютвдруг увидеть крупно и четко, как в бинокль, весь пейзаж — и ощутить, как прозраченвоздух, как далеко видно вокруг, как крупнозернистасама основа бытия. Собственно, всестихотворениеБунина — гимн этому бытию, прекрасномуи драгоценномув каждой своей подробности. Гоголя «Мертвые души»? Островского «Гроза»? Материалы моихпрезентаций длянаписаниясочинений. Основныеидеи, темы, мотивы, нашедшие отражение в лирике: Россия, её природа, её судьба, русскийнациональный характер, загадка русскойдуши, любовь, человек и мирозданье, тайны бытия и «вечные» проблемы жизни и смерти. Бунин проявилсебя как наследник и продолжатель поэтических традиций русскойклассикиот Пушкина до Фета. Молчатгробницы,мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из вечнойтьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь. В чём сила убеждения Бунина? Во-первых, в истине: прошло девять веков, а мы читаем «Слово о полку Игореве», узнавая о жизни в XII веке, о людях того времени, культуре, быте, социальном устройстве, духовном развитии.. Убедительность стиха слышится и в повтореограничительнойчастицы лишь во второйи четвёртой строкахпервой строфы. Мягкость его совета достигается употреблением модальной частицы же и использованием составного глагольного сказуемоговместо простого сказуемогов форме повелительного наклонения сравните: умейте же беречь - берегите. Она достигается использованием безличногопредложения со сказуемым, выраженным 6. Наполовинувырубленный лес, Высокие дрожащиеосины И розовая облачность небес: Ночной порой из сумрачной лощины Въезжаюна отлогий косогор И вижу заалевшие вершины, С таинственною нежностью, в упор Далёкимозарённые пожаром. Остановясь, оглядываюсь: да, Пожар! Но где? Опять у нас, - недаром Вчера был сход! И крепко повода Натягиваю, слушая неясный, На дождь похожий, лепет в вышине, Такой дремотно-сладкий и бесстрастный К тому, что тами что так страшно мне. Что это? Пейзажная лирика? Только на первый, поверхностныйвзгляд. Возникает предчувствиебеды, катастрофы. Интересен язык пространственныхсимволов стихотворения. В его сознанииэто лежащее перед ним пространство соединяется с пространством, им покинутым, - тем, откуда он выехал: Остановясь, оглядываюсь:да, Пожар! Перед нами картина, в которойопределены причинно-следственная связь событий, место высших сил, вечнойПрироды и человека. Это стихотворение, написанное незадолго до октябрьскихсобытий, показывает Бунина как художника, остро воспринимающего современность и имеющего свою, определённую позицию. И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Многосоюзиепередаёт половодьечувств лирическогогероя. Кажется, онбез остановки, взахлёб будет перечислять всё, что приноситрадость, даёт наслаждение, душевный покой, дарит счастье. Стихотворениепронизываетчувство прекрасного,чувство счастья, чувство благодарностиТворцу. Когдав жизни человека много проблем, страданий, когданет ни покоя, ни богатства, ни взаимнойлюбви, когдаты одиноки тебе кажется, что ты самый несчастныйчеловек на земле, ты начинаешь роптать или ещё хуже - проклинать эту трудную земную жизнь... Вспомни, что у тебя есть бесценные богатства- воздух, земля, вода, небо, леса, озёра, море, степь, поле, речка... Вспомни, какой душевный покой и умиротворениеприносятшум морского прибоя, птичьепение, свет земляничнойполяны, шелест золотыхколосьев. Человек, любящий природу, понимающий её красоту, - счастливый человек. А счастьевсюду. Может быть, оно Вот этот сад осеннийза сараем И чистыйвоздух, льющийся в окно. В бездонном небе лёгким белым краем Встаёт, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастьетолько знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконникптичка. И от книг Усталый взгляд я отвожуна миг. День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне. Какая бездна мудростизаключена в этой фразе! Уже первые критики стихов Бунина назвали его «поэтом русскогопейзажа», «великолепным пейзажистом». Некоторыедаже упрекали его в равнодушии к человеку и общественным проблемам. Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия. Природау Бунина существует как бы в двух измерениях: это реальный предметный мир черные бугры, лужи, облака — их легко представить , и это нечто живое, озаренное присутствиемчеловека. Природаи воспринимающийее человек оказываются неразделимыми. Присутствие поэта ощущается с первых же строчек, в самых, казалось бы, привычных картинах. Если полая водаможет бушевать и сама по себе, то шумит «глухо и протяжно» онауже для человека. Всю жизнь Бунин углублял и утончал в себе чувство органической причастностик миру природы, понимаемомув широком, вселенском или, как ныне чаще говорят, космическом смысле. Его лирическийкалендарь природы утверждаетнеповторимуюценность всякой минуты, прожитойпод открытым небом. В творчествеБунина прослеживается тема одиночества. Лирическийгерой любовныхстихов грустит: кто-то разлюбил его, кто-то покинул, не от кого ждать вестей. Она, может быть, даст ему «ласку прощанья» и все-таки уйдет, и он останется один. Отчаяния не будет — только осень сделается еще пустыннее: И мне больно глядеть одному В предвечернююсерую тьму. У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцумолодому, Когдая уходил с отцовскогодвора, Сказать простиродномудому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо...

Информация

И сам Бунин, и его исследователи называли множество претекстов Исходный текст, повлиявший на создание произведения или послуживший фоном для его создания. В ряде случаев претексты указаны прямо — начиная с названия цикла и одноимённого рассказа, который, по воспоминаниям Бунина, родился при перечитывании стихов Николая Огарёва Николай Платонович Огарёв 1813—1877 — поэт, публицист, революционер. В 1834 году был арестован за организацию вместе с Герценом революционного кружка и отправлен в ссылку в Пензенскую губернию. В 1856 году вышел первый сборник стихов Огарёва, в этом же году поэт эмигрировал в Великобританию, где вместе с Герценом возглавил Вольную русскую типографию и издавал журнал «Колокол». Был одним из создателей организации «Земля и воля», развивал идею крестьянской революции. Другие рассказы цикла вырастают вокруг стихов Якова Полонского Яков Петрович Полонский 1819—1898 — поэт. Служил в Комитете иностранной цензуры и Совете главного управления по делам печати. С 1860 года устраивал «пятницы» Полонского — встречи с учёными и деятелями культуры. Автор поэтических сборников «Гаммы» 1844 , «Стихотворения 1845 года», «Сазандар» 1849 , сборника рассказов 1859 , романов «Признания Сергея Чалыгина» 1867 , «Женитьба Атуева» 1869 , «Дешёвый город» 1879. И сперва я думал, что это будет ряд довольно забавных историй. А вышло совсем, совсем другое».

За всеми усадебными декорациями бунинских рассказов мерцает проза Тургенева, которую Бунин перечитывал в годы работы над «Тёмными аллеями» — результаты такого перечитывания наиболее заметны в «Русе» тургеневские «Фауст» и «Вешние воды» , в «Чистом понедельнике» «Дворянское гнездо». Главными бунинскими учителями можно с полным основанием назвать Льва Толстого и Антона Чехова обоих Бунин знал в юности, а в дальнейшем написал книги об их творчестве. Следы толстовской интроспекции можно найти в рассказе «Начало», который повествует о потере невинности — но не физической, а скорее духовной. Толстовские «Дьявол», «Отец Сергий» и «Крейцерова соната» — очевидный фон бунинских размышлений о проблемах пола. Рассказы Чехова, — например, «Дамой с собачкой» и «Дуэль» — составляют литературный фон «Кавказа». Откровенность и натурализм, с которым Бунин описывает физическую любовь, коренятся скорее не в русской традиции в которой до Бунина не было, как сетовал писатель, своего «Любовника леди Чаттерлей» Роман английского писателя Дэвида Лоуренса, опубликованный в 1928 году. Из-за откровенных сексуальных сцен был запрещён в Великобритании вплоть до 1960 года. Литература и литературный быт модернизма — что-то вроде антивлияния: с ними Бунин полемизирует и выясняет отношения, прежде всего в «Чистом понедельнике». Наконец, важный претекст книги — более раннее творчество самого Бунина «Жизнь Арсеньева» , «Солнечный удар» и др. Режиссёр Феликс Фальк.

Польша, Беларусь, 1994 год. На обороте фотографии надпись Бунина: «Чехов и я — в его кабинете, в доме в Аутке, на окраине Ялты» Как она была опубликована? Рассказы будущей книги появлялись в эмигрантской периодике постепенно. Так, например, «Кавказ» впервые был опубликован в парижской газете «Последние новости» уже в 1937 году, там же в 1938—1939 годах появились ещё шесть рассказов; «Руся» и «В Париже» вышли в январе 1942 года в первом номере «Нового журнала» Литературно-публицистический эмигрантский журнал, выходящий в США с 1942 года. В России занимался химией, выпустил книгу о Льве Толстом. В 1918 году эмигрировал, до начала войны жил в Берлине и Париже. Печатал в газете «Последние новости» исторические очерки, писал исторические романы. Дружил с Буниным и Набоковым. Алданова 13 раз выдвигали на Нобелевскую премию по литературе. Участвовал в революционных событиях 1905—1907 годов, состоял в партии эсеров.

Опасаясь ареста, сбежал за границу. Там организовал издательство «Зёрна». После Февральской революции вернулся в Россию, но уже в 1918 году снова эмигрировал. В Париже основал журнал «Окно», был редактором поэтического раздела в журнале «Современные записки».

Создается символ осени жизни, в которой все прошло, все безрадостно.

Пейзаж, кроме эстетической функции, выполняет роль психологического параллелизма с настроением главного героя. Какие художественные детали подчеркнуты? Таким образом, подчеркнуто социальное положение каждого. Это портреты — впечатления с элементами психологического анализа.

Предоставим им слово. Герои На что обращает внимание автор?

Что хочет этим сказать? Николай Алексеевич Надежда Белые усы, редкая смоляная борода, бледные худые руки, строгий, вопрошающий, но усталый взгляд, красивое, удлиненное лицо, стройный старик, строгий, но усталый, седые бакенбарды. Чернобровая, темноволосая, красивая, легкая на ходу, полная, с округлыми плечами, в доме все чисто, опрятно, уютно В своей характеристике автор обращает наше внимание на две детали: сохранившаяся красота и бледность, усталость, седина. И этим хочет сказать, что Н. Перед нами уставший от жизни человек. У Надежды все чисто, красиво.

Создается впечатление женщины, если не счастливой, то вполне довольной своей жизнью, а чистота, окружающая её ассоциируется с чистотой души. Вопрос, адресованный группе, которая подготовила рассказ о Надежде: - Почему же вы, Надежда, не остановили своего любимого, ведь вы его любили, любите и будете продолжать любить? Она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила, не забыла его, помнит и живет в прошлом, как это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь. Вопрос, адресованный группе, которая подготовила выступление о Николае Алексеевиче. Не задержались, не продолжили мгновения встречи? Продлевать минуты встречи все равно, что продлевать мгновения своего подлого поступка Вопрос ко всем обучающимся: - Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?

Более человечным и цельным представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?

Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля - А как вы можете представить эту осень?

В «Тёмных аллеях» до предела оттачивается характерная бунинская техника повествования. Исследователи часто отмечают у Бунина тесную связь между языком прозы и поэзии 5 Федулова Р. О некоторых особенностях языка И. Это выражается в использовании музыкальных средств языка по воспоминаниям Веры Муромцевой, писатель считал, что в «Тёмных аллеях» «каждый рассказ написан «своим ритмом», в своём ключе» 6 Новый мир. В «Тёмных аллеях» невероятно богат лексикон звуков, запахов, особенно цвета: «синевато-меловой», «чёрно-зеркальный», «разноцветно-яркий». Такие же неожиданные словосочетания Бунин находит для точного описания звуков: соловей поёт у него «старательно», лягушки «дремотно журчат», гармонь «рычит». То же — в передаче эмоций: «безнадёжно-счастливый», «блаженно-смертная». Характернейшая черта бунинского стиля — развёрнутые сравнения и неожиданные метафоры «плотная, как рыба, девка», «галки, похожие на монашенок» или странные сочетания иногда логически несовместимых слов, которые воздействуют на воображение читателя, рождая неожиданные образы «спрашивая всем чёрным раскрытием глаз и ресниц», «отдыхает от тайной внимательности к тому, как мы… говорим, переглядываемся», «красно чернели жёсткие волосы», «унизан щебетом», «во все глаза ждёт меня». Сюжет рассказов, как правило, динамичен: чаще всего автор в первых строках коротко указывает время и место действия, намечает возраст, профессию или социальное положение героя, иногда нет и того.

Читатель оказывается погружён непосредственно в субъективный мир героя, переживающего или вспоминающего любовную встречу. В жанровом отношении «Тёмные аллеи» неоднородны — от рассказов, новелл и даже «маленького романа», как определял сам писатель жанр своей «Натали», до коротких сценок, анекдотов и чего-то вроде «стихотворений в прозе». Станислав Жуковский. Бессонная ночь. Тверская областная картинная галерея Что на неё повлияло? И сам Бунин, и его исследователи называли множество претекстов Исходный текст, повлиявший на создание произведения или послуживший фоном для его создания. В ряде случаев претексты указаны прямо — начиная с названия цикла и одноимённого рассказа, который, по воспоминаниям Бунина, родился при перечитывании стихов Николая Огарёва Николай Платонович Огарёв 1813—1877 — поэт, публицист, революционер. В 1834 году был арестован за организацию вместе с Герценом революционного кружка и отправлен в ссылку в Пензенскую губернию. В 1856 году вышел первый сборник стихов Огарёва, в этом же году поэт эмигрировал в Великобританию, где вместе с Герценом возглавил Вольную русскую типографию и издавал журнал «Колокол». Был одним из создателей организации «Земля и воля», развивал идею крестьянской революции.

Другие рассказы цикла вырастают вокруг стихов Якова Полонского Яков Петрович Полонский 1819—1898 — поэт. Служил в Комитете иностранной цензуры и Совете главного управления по делам печати. С 1860 года устраивал «пятницы» Полонского — встречи с учёными и деятелями культуры. Автор поэтических сборников «Гаммы» 1844 , «Стихотворения 1845 года», «Сазандар» 1849 , сборника рассказов 1859 , романов «Признания Сергея Чалыгина» 1867 , «Женитьба Атуева» 1869 , «Дешёвый город» 1879. И сперва я думал, что это будет ряд довольно забавных историй. А вышло совсем, совсем другое». За всеми усадебными декорациями бунинских рассказов мерцает проза Тургенева, которую Бунин перечитывал в годы работы над «Тёмными аллеями» — результаты такого перечитывания наиболее заметны в «Русе» тургеневские «Фауст» и «Вешние воды» , в «Чистом понедельнике» «Дворянское гнездо». Главными бунинскими учителями можно с полным основанием назвать Льва Толстого и Антона Чехова обоих Бунин знал в юности, а в дальнейшем написал книги об их творчестве. Следы толстовской интроспекции можно найти в рассказе «Начало», который повествует о потере невинности — но не физической, а скорее духовной. Толстовские «Дьявол», «Отец Сергий» и «Крейцерова соната» — очевидный фон бунинских размышлений о проблемах пола.

Рассказы Чехова, — например, «Дамой с собачкой» и «Дуэль» — составляют литературный фон «Кавказа». Откровенность и натурализм, с которым Бунин описывает физическую любовь, коренятся скорее не в русской традиции в которой до Бунина не было, как сетовал писатель, своего «Любовника леди Чаттерлей» Роман английского писателя Дэвида Лоуренса, опубликованный в 1928 году. Из-за откровенных сексуальных сцен был запрещён в Великобритании вплоть до 1960 года. Литература и литературный быт модернизма — что-то вроде антивлияния: с ними Бунин полемизирует и выясняет отношения, прежде всего в «Чистом понедельнике». Наконец, важный претекст книги — более раннее творчество самого Бунина «Жизнь Арсеньева» , «Солнечный удар» и др. Режиссёр Феликс Фальк.

Остались вопросы?

Об этом говорят такие рассказы русского писателя, как «В Париже», «Холодная осень», «Генрих». В своих произведениях Бунин уделяет огромное внимание внутреннему, психологическому состоянию героев. 1)Почему цикл назван “Темные аллеи? Какие ассоциации возникают? (1. Прямое значение: липовые аллеи дворянских усадеб, темные и прохладные. 2. Символ старой уходящей России с ее укладом жизни. 3. Место тайных свиданий, запретной любви. когда они старались пожрать один другого» (1). В этот период Бунин ищет в искусстве спасения от забвения и разрушения. Темные аллеи - В такую ночь. Поэтому в мотивном анализе произведений Бунина мы будем следовать сочетанию индуктивного и дедуктивного принципа, а именно – по одному варианту угадывать (не побоимся этого слова) его инвариант, опираясь при этом на некоторое.

Навигация по записям

  • «Темные аллеи» анализ произведения Бунина – жанр, смысл, тема, проблемы рассказа
  • Композиционный ритм в новеллах И.А. Бунина ("Темные аллеи") автореферат
  • Поэтика звука в цикле рассказов Ивана Бунина "Темные аллеи"
  • «Тёмные аллеи». О рассказах Ивана Бунина
  • Лирический герой Бунина: анализ образа. Анализ стихотворения Бунина «Как в апреле по ночам в аллее
  • «Темные аллеи» анализ произведения Бунина – жанр, смысл, тема, проблемы рассказа

Как в апреле по ночам в аллее

когда они старались пожрать один другого» (1). В этот период Бунин ищет в искусстве спасения от забвения и разрушения. В стихотворении «Белой ночью месяц красный», принадлежащем циклу «Стихи о Прекрасной Даме», легко определить место и время действия: Петербург, весна, белые ночи. Литературовед Д. И. Мышалова, анализируя сборник рассказов «Темные аллеи» в аспекте его психологизма, подчеркнула, что «в большинстве героев И. А. Бунина художественно воспроизведен тот же тип общественного характера, что был свойственен самому автору. Весна всегда оказывала благотворное состояние на душу Бунина. Вдохновляясь этим временем года, Иван Алексеевич написал «Апрель» – стихотворение, которое звучит «лениво», но буквально «пахнет можжевельником». Сравнительный анализ. рассказа «Поздний час». и стихотворения «Тихой Ночью последний месяц вышел».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий