Какова фундаментальная религиозная идея ислама

6. Какова фундаментальная религиозная идея ислама? Еще при жизни Мухаммеда было образовано полностью исламское государство – Арабский халифат. Главные идеи ислама. Главные идеи мусульман и исламской веры основаны, прежде всего, на вере в Единого Бога, которым является Аллах. Ислам — монтеистическая мировая религия, вторая по численности в мире. В переводе с арабского ислам означает «покорный Аллаху», а последователи ислама именуют себя «муслимами» — «преданными Аллаху» (в русском языке преобразовано в «мусульмане»).

Фундаментальная религиозная идея Ислама: ответ на вопрос

Хариджиты от арабского хараджи - вышедший, восставший образовали самостоятельное течение в конце VII в. Они выступали за равенство всех мусульман, независимо от происхождения и цвета кожи. В традиционном исламе утверждалось, что главой религиозной общины халифом может стать только родственник Мухаммеда, его потомок по той или иной линии родства. По учению хараджитов главой религиозной общины халифом может быть любой последователь ислама, избранный данной общиной. Община же имеет право сместить любого неугодного халифа. Уже в середине VIII века хараджиты потеряли свое влияние.

В настоящее время существует одна хариджитская община - ибадиты в Аммане и некоторых районах Африки. Большую часть современных последователей ислама составляют сунниты и шииты. Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Разделение ислама на суннизм и шиизм также произошло в конце VII в. Сунниты, опираясь на Коран и Сунну Священное Предание , разработали концепцию исламской государственности, согласно которой государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора мубайи.

Такой договор заключается между религиозной общиной уммой , точнее ее признанными представителями, и претендентом на государственную власть - будущим халифом Условия, которым должен удовлетворять будущий халиф, сформировал средневековый богослов и правовед Аль-Наварди. Эти условия сводятся к следующему: халиф должен быть мудштахидом т. Это учение являлось оправданием исторической практики, когда Арабским халифатом правили Абу-Бекр, Омар, Осман и другие омейяды. Последователи шиизма полагают, что государственная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству прямым наследникам - ближайшим родственникам пророка Мухаммеда. В VII в.

Али создал свою группу партию шиитов шаа - группа, партия , организовал заговор, в результате которого халиф Осман был убит, а четвертым халифом был провозглашен Али. Курейшитский род омейядов не смирился с поражением. В 661 г. Али был убит в мечети г. Халифом стал Муавия.

Ему удалось откупиться от внука пророка Мухаммеда Хасана, и расправиться с его младшим братом Хусейном, поднявшим мятеж против халифа. Никто из воинов халифа не хотел брать на себя личную ответственность за убийство родственника пророка, и была выработана форма коллективного убийства - Хусейна буквально разорвали на части. Такая смерть послужила причиной того, что Хусейн был объявлен святым мучеником, и шииты ежегодно отмечают день его гибели - Шахсей-вахсей, который проходит в форме торжественных процессий, участники которых подвергают себя самобичеванию. Таким образом, шииты считают единственно законным наследником пророка Мухаммеда халифа Али и его прямых наследников - имамов. Так возникло шиитское учение об имамате - форме наследования духовной и светской власти в исламском обществе.

Последователи шиизма признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Двенадцатый имам - Мухаммед бек аль Хасан таинственно исчез и скрывается от людей. Они называют этого имама мунтазаром ожидаемым и считают его мессией махди. Шииты верят, что махди явится на Землю перед Страшным судом для установления равенства и справедливости. Как и во всех мессианских вероисповеданиях, в шиизме периодически распространяются слухи о том, что "скрытый имам" уже пришел, что он воплотился в конкретного человека.

Распространение таких слухов в 60--80х. Сунниты в качестве основы вероучения и культа принимают все основные положения вероучения, сформулированные в Коране и Сунне. Шииты, как и сунниты, признают абсолютный авторитет Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем, шииты имеют собственное "Священное писание" - ахбары, куда входят хадисы, связанные с творчеством Али и его приемников. Принципиальных различий в культовой практике между суннитами и шиитами не существует.

Эти различия лишь связаны с особенностями исторического пути развития шиизма и мест его преимущественного распространения. Руководят религиозной жизнью общин, как в суннизме, так и шиизме - муллы. Самых авторитетных и почитаемых духовных лиц, ученых-теологов в шиизме называют "аятолла" божественное знамение , а высшее звание в шиитской ветви ислама - "великий аятолла" отражение Аллаха. Суннизм и шиизм в свою очередь не представляют собой целостной сплоченной организации и единого вероисповедания. В их рамках существуют различные направления и толки.

Особенно большое количество направлений существует в шиизме. В России большинство мусульман принадлежит к суннизму. Шиизм имеет своих приверженцев в основном в республиках Северного Кавказа. Ислам за довольно короткий исторический период сумел превратиться в мировую религию. Из небольшой группы семитских племен выросла огромная этноконфессиональная культурная общность, так называемый "мусульманский мир", с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией.

В средние века одним из важных инструментов создания такой культуры явилась арабизация. Можно даже сказать, что арабизация - неотъемлемая составная часть исламизации мира. Дело в том, что исламизация предполагала чтение Корана. Коран же написан по-арабски, и переводить его запрещалось. Волей-неволей верующим приходилось изучать арабский язык и читать Коран в подлиннике.

В средние века знание арабского языка давало человеку многочисленные преимущества. Поскольку арабский язык на территории халифата являлся основным средством общения, то его знание открывало большие возможности в торговле, ростовщичестве, на службе и т. Историки свидетельствуют, что в средние века быстро развивающаяся арабо-мусульманская культура на какое-то время стала во главе мировой цивилизации. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в том числе и культурные центры христианской Европы. Значителен вклад в мировую литературу Абулькасима Фирдоуси 934--1030 , Омара Хайяма 1040--1123 , Джами 1414--1492 и др.

В связи с упадком арабской государственности влияние исламской культуры на мировую цивилизацию ослабло. Эпоха колониализма сопровождалась борьбой христианства с исламом. В какой-то степени эта борьба привела к ослаблению позиций ислама. В некоторых странах ислам был вытеснен с позиций государственной религии. Так, например, Турция, Египет были объявлены светскими государствами.

Однако ислам в большинстве стран своего традиционного распространения продолжает играть огромную роль в качестве религиозного вероучения, формы социальной организации и культурной традиции. В настоящее время в религиоведении и политологии широко распространяется концепция "мусульманского возрождения". Авторы этой концепции отмечают резкое усиление роли ислама в экономической, политической, духовной жизни народов, которые входили в орбиту традиционного распространения ислама. Это возрождение объясняется рядом причин. В качестве таких причин выдвигается и относительная молодость ислама.

Утверждается, что ислам - самая молодая мировая религия, он еще не исчерпал своих потенций, сохранил жизненную силу и способен к экспансии. Идеологической основой такой экспансии служит идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских теологов эта идея звучит таким образом: пророк Мухаммед был последним посланником Бога на Земле, он принес окончательную истину, и это свидетельствует об исключительности мусульман, как избранном Богом народе, и об особом положении ислама сравнительно с другими религиями. Важное значение в аргументации придается таким особенностям исламского вероисповедания, в которых проявляется охват религиозными предписаниями всех сфер жизнедеятельности верующих.

Большинство, впоследствии получившие название «ахл ас-сунна» люди традиции , сунниты, считало, что халифом должен быть человек, принадлежаший семье Мухаммада в широком смысле, т. После ряда военных поражений хариджиты сосредоточились на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав значительную богословскую литературу.

Центральной догмой шиитов стал культ имама — авторитетного учителя из «дома Али», безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и наделенного способностью толковать сокровенный смысл Откровения. Имамом его делает не человеческое произволение, а внутренний характер его природы — присутствие в его существе предвечной божественно-световой субстанции. Без имама и его руководства невозможно спасение верующих. Авторитет имамов шииты противопоставляют согласному мнению религиозных авторитетов иджма суннитов, эзотерический смысл откровения батин , доступный только «посвященным», — экзотерическому захир. Своей кульминации шиитская доктрина достигает в учении о «скрытом имаме»: последний из «видимых имамов» разный в различных шиитских сектах: у исмаилитов — 7-й, у имамитов — 12-й не умер, а перешел в состояние гайба, т. Миросозерцание шиизма глубоко эсхатологично и носит профетический характер.

В целом — это своеобразная попытка ввести в ислам персонифицированного посредника между Богом и человеком тенденция, особенно характерная для крайних шиитских сект, в той или иной мере обожествлявших Али и его потомков и развивавших чуждые суннитскому исламу идеи воплощения и метемпсихозы. Вероучение и догматика крайних шиитов алавитов, друзов, али-илахи, карматов, хуруфитов носят синкретический характер и содержат элементы древних астральных культов, индуизма, зороастризма, манихейства. В новое время, когда в странах Ближнего Среднего Востока народились и стали развиваться капиталистические отношения, появились секты, отражавшие интересы местной, национальной буржуазии. Основателем этой секты был Али Мохаммед, иранский купец из г. Он назвал себя Бабом, что значит «врата», через которые должно проникнуть к людям новое вероучение, приходящее на смену исламу. Основы бабизма изложены в книге «Беян», написанной Бабом.

Эта книга, в которой изображено идеальное утопическое буржуазное государство, по сути дела н6аправлена против иранских феодалов и иностранных капиталистов, являвшихся конкурентами иранского купечества. Чтобы ограничить влияние духовенства на верующих, Баб объявил посещение мечети и собрание верующих для молитвы необязательным, отменил также обязательное выполнение религиозных обрядов. Каждый может молиться где и когда ему угодно. Антифеодальная направленность бабизма привлекла к нему трудящиеся массы, которые превратили Бабизм в орудие и знамя мощной антифеодальной борьбы. В разных районах Ирана вспыхнули народные восстания, которые вскоре были подавлены, а Баб был казнен в Тивризе летом 1850 г. Бабизм в Иране вскоре утратил свое общественное и политическое значение.

Небольшие бабидские общины, разбросанные по всей стране, продолжали существовать позднее как мелкие тайные организации. В противовес бабизму возник бехаизм — религиозное учение, которое освящало институт буржуазной частной собственности, и было направлено против развития классовой борьбы. Основоположником бехаизма был Мирза Хусейн Али, выступавший в роли преемника Баба. Он стал именовать себя Бехаулла, что значит «блеск божий» в дальнейшем он выдавал себя за воплощение бога, т. Основы учения изложены в «китабе акдес» «священная книга» , которая, по мнению автора, заменила Коран и Беян. Согласно «китабе акдес», все люди являются братьями, поэтому между ними не должно быть ни войн, ни классовой борьбы.

Основоположенник бехаизма считал, что всякое проявление свободы «приводит к смуте, пламя которой не потушишь» свобода, по его мнению, присуща животным, а человек должен подчинится существующим законам. Бехаизм нашел для себя подходящую почву в империалистических государствах, особенно в США и Германии. Реформаторские движения В лоне суннитского ислама в сер. Ваххабизм оказал определенное влияние на мусульманских реформаторов 2-й пол. Панисламизм — реакционное религиозно-политическое учение, проповедовавшее объединение мусульманских народов для борьбы против «наступления христианского Запада». Основоположником был Джемаль-эн-дин аль-Афгани 1839 — 1897 гг.

Панисламизм — сложное и противоречивое явление. При своем возникновении он, с одной стороны, был направлен против колониального порабощения мусульманского Востока. С другой стороны, он являлся орудием внутренней реакцией в странах распространения ислама. В конце XIX и начале XX в панисламисты считали возможным выступать с планами объединения всех мусульманских стран в одно государство, во главе которого должен был стоять турецкий султан — халиф. После второй мировой войны лидеры современного панисламизма носились с проектами создания блока мусульманских стран. Себя и весь мусульманский мир они пытались представить в виде независимой «третьей силы».

Этой «силе», по их мнению, предстояла борьба на два фронта: против империализма и против коммунизма. Ислам в России Ислам в истории России играл и продолжает играть гораздо более значительную роль, чем это всегда официально признавалось. Одна статистика показывает, насколько необоснованно это официальное непризнание. В шести республиках «ближнего зарубежья» проживает сегодня 54 млн. В самой России ислам является второй по численности религией, 12 млн. В России сегодня действуют более 4 тыс.

Первые контакты русичей с мусульманами восходят к 8-9 вв. Они носили характер и военного противоборства и культурного, политического, экономического взаимодействия. Хазары, которые исповедовали не только иудаизм, но и ислам, половцы, булгары были первыми народами, с помощью которых Древняя Русь узнала мир ислама. Достаточно оснований предполагать, что восточные славяне уже в начале 8 в. Об этом говорят и многочисленные клады арабских серебряных монет в районе Днепра и свидетельство раннего мусульманского географа перса Ибн Хардадбеха, современника Рюрика и Аскольда, о славянских купцах «ар-рус», которые возили свои товары к Черному и Каспийскому морям.

Абу Хурайра да будет доволен им Аллах передал, что Посланник Аллаха мир ему и благословение Всевышнего изрёк: «Религия Ислам — это легкость. И, кто делает религию слишком сложной для себя, наносит себе вред» Сахих аль-Бухари, хадис 39. Этими облегчениями и послаблениями льготами в нашей религии Создатель особо выделил общину пророка Мухаммада мир ему и благословение Всевышнего. Например : использование чистой земли для ритуального очищения при отсутствии воды.

Этот способ очищения в Исламе называется «таяммум». Таяммум является одним из видов ритуального очищения, выполняемая путем протирания лица и рук чистой землёй с определенным намерением, соблюдая определенные условия.

Его заглавный аят, алатия — «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного», говорит о сущности Бога и его воли людям. Важным источником для понимания и толкования Корана являются хадисы, передающие пророческую сунну — примеры и наставления пророка Мухаммада мир ему. Хадисы позволяют верующим более конкретно интерпретировать и применять учение Корана в своей повседневной жизни. Целостность вероучения ислама заключается в том, что оно представляет собой единое и неразрывное учение, охватывающее все области жизни человека: духовную, моральную, социальную, экономическую и политическую.

Ислам стремится создать идеальное общество, основанное на справедливости, равенстве и уважении к правам человека. Верующий мусульманин стремится следовать этому учению, стремиться к достижению внутреннего спокойствия и гармонии, а также принести пользу своему сообществу и обществу в целом. В основе исламской веры лежит понимание, что человек является халифом Бога на Земле и ему было поручено заботиться о творении Аллаха, поддерживая его справедливость, мир и гармонию. Фундаментальная религиозная идея ислама: Целостность вероучения В Коране говорится: «Сегодня Я совершил для вас вашу религию и довершил для вас Мою благодать и благоволение. И Я дал вам ислам в религии» Коран 5:3. Эта цитата подчеркивает, что ислам является завершенной религией, предоставляющей верующим полное руководство для всех аспектов их жизни.

Вероучение ислама направляет верующих к осуществлению своих религиозных обязанностей, таких как молитва, пост и хадж, а также предписывает им добродетельные образы поведения и общения с другими. Ислам также подчеркивает единство всех пророков и их учений. Пророк Мухаммад мир ему говорил: «Верующий не должен отрицать других пророков, ни Откровения, которые ими были преданы» Абу Дауд. Это учение ислама призывает к уважению и принятию всех пророков, начиная от Адама до Мухаммада, их откровения и учений, так как они составляют единую веру в Бога. Целостность вероучения ислама заключается также в признании важности священного Корана. Верующие должны обращаться к Корану, чтобы получать руководство и откровения от Аллаха.

Коран является источником высшей истины, который необходимо понять и следовать верующими. Коран гарантирует объективность в религиозных вопросах и служит источником единого истинного религиозного знания.

17.Основные идеи и зарождение ислама

В последние секунды Бог сжалился над ним и послал архангела Гавриила Джабраила с барашком, чем спас сына Ибрагиму. В память об этом дне мусульмане приносят жертву, то есть зарезают с чтением определенной молитвы овцу, корову, верблюда или коня. Мусульмане верят, что на спине животного, принесенного в жертву, они смогут попасть в рай. Если же человек не будет приносить жертв, то он провалится в ад. Мирадж — праздник, посвященный памяти чудесного ночного путешетвия пророка Мухаммеда на коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесение на небо к престолу Аллаха, соблаговолившего его принять, и удостоил беседы, во время которой Мухаммед произнес 99 тысяч слов. Мавлюд — день рождения пророка Мухаммеда. Отмечают данный праздник 12 числа раби-аль-авваля, сопровождая его чтением молитв и проповедей , угощениями и подношениями духовенству. Пятница — день отдыха для мусульман, приравнен к воскресенью для христиан и субботе для иудеев. В пятницу проводят большие торжественные полуденные богослужения.

Мусульманин должен их выполнять, чтобы хорошо и ответственно жить. Шахада Декларация веры: произнесение декларации свидетельства веры в переводе на русский она начинается со слов "Свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха... После этого человек может называть себя мусульманином. Салат Ежедневная молитва Всевышнему Аллаху, которая совершается пять раз ещё называется намаз. Закят Обязательные пожертвования денег, благотворительность, налог на имущество. Пост Строгий ежегодный пост в месяц Рамадан 9-й месяц по исламскому календарю , который длится ровно один месяц. Хадж Раз в жизни совершается обязательное паломничество в Мекку город в Саудовской Аравии возле Красного моря через 2 месяца после окончания Рамадана. История ислама Мусульманская вера началась около 1400 лет назад с пророка Мухаммеда 571—632.

Он родился и жил в Мекке, в Саудовской Аравии то есть ислам зародился в Мекке. Ближе к 40 годам своей жизни Мухаммед принял свою роль пророка и начал проповедовать слово единого Бога "Аллах" на арабском. Его первой обращённой стала его жена, которую звали Хадиджа.

Художественные стили. Художественный стиль есть единство эстетических идеалов и творческих методов, определяющее типичные черты многих произведений искусства в определенную эпоху. Вплоть до эпохи Возрождения в обществах прошлого художественные стили были едиными для всей культуры.

Древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская культуры были«моностильными». Романский, готический, Классицизм, рококо, сентиментализм, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм, гиперреализм, поп-арт, соц-арт, неоромантизм, неоклассицизм. Художественное творчество-процесс созидания, создания новых вещей, когда вещь делается своими руками, проявляется фантазия человека, осуществляются какие-то интересные и творческие идеи.

Также особое место отводится 255 аяту второй суры Аль-Бакара , в которой изложены основные принципы мусульманской веры. Своего рода символом веры у мусульман считается 112 сура. Для наименования Корана обычно используются следующие понятия: 1 Фуркан отличие добра от зла , 2 Китаб Книга , 3 Зикр Напоминание , 4 Танзиль Ниспослание. В этих наименованиях акцентируется внимание на том, что Коран в качестве дара ниспослан людям Аллахом по милосердию, то, что этот дар есть книга, через которую человеку напоминают о нормах поведения, о его вере, через которую он познаёт отличие добра от зла. Коран был записан на мекканском диалекте арабского языка в поэтической форме, и многие мусульмане считают, что Коран лишь в том случае настоящий, если написан на арабском языке.

Поэтому переводы Корана часто называют «переводами смыслов». В этом убеждении есть доля истины, поскольку перевести поэтический текст с сохранением всей полноты его смысла и соблюдением размеров стиха не представляется возможным. Арабский язык, на котором написан Коран, является литературным, значительно отличающимся от повседневного арабского языка. Именно литературный арабский язык должен знать каждый образованный мусульманин, независимо от того, в какой стране он проживает. Перевод Корана требует духовной чистоты, благородства и развитости ума. Различают активные и пассивные формы перевода, поскольку одно и то же выражение можно перевести двумя равноправными предложениями. Например, хвала убивающим за веру активная форма и хвала убитым за веру пассивная форма. Почти все мусульмане считают, что Коран не является созданным людьми.

Однако мутазилиты — представители одного из направлений исламской философии — утверждают, что Коран является сотворённым, ибо только Бог обладает качествами предвечности и несотворённости. Всё же такая позиция является скорее исключением, нежели правилом. В домах мусульман Коран обязательно должен храниться бережно в специальной защитной обложке на высоком чистом месте. Оскорбления в адрес Корана недопустимы, независимо от религиозных или атеистических взглядов человека, хотя это не означает отвержения критического, научного анализа данного Писания. В Коране есть много ссылок на Тору и Евангелие как на Священные Писания, что подчёркивает связь между данными Книгами. Однако мусульмане считают, что Коран был дан человечеству как последнее Священное Писание, после которого подобного уже не случится. Для решения повседневных проблем мусульманин может обращаться к Сунне с арабского языка образец, пример или обычай, предание, закон. Это свод текстов, где описываются жизнь Мухаммада и обычаи.

В широком смысле — это сборник, содержащий описание поучительных благих обычаев и традиционных установлений. Они, по своей сущности, ориентированы на родовые ценности и нормы. Сунна состоит из хадисов. Итак, Коран даёт ясные ответы не на все вопросы; в нём подчас встречаются и непонятные для людей установления, требующие объяснений. Для разъяснения проблемных ситуаций мусульмане обращаются к хадисам. Предписания хадисов не носят абсолютного характера и не могут вменяться людям в качестве обязательных к исполнению, тогда как законы, прописанные в Коране, обладают абсолютным императивом их выполнение обязательно. В хадисах случаи, события из жизни пророка записаны свидетелями, то есть людьми, непосредственно встречавшимися, разговарившими с пророком или же с людьми, которые имели общение с теми, кто встречался с Мухаммадом. Таким образом, хадис имеет значение только тогда, когда он достоверен.

Проверка подлинности хадиса устанавливалась посредством указания имён тех людей, через которых была получена информация, данная в определённом хадисе. Если указанные лица не могли в силу пространственных или временных причин видеть Мухаммада, то хадис не имел ценности. Хадисы состоят из двух частей: иснад опора , где перечисляются имена пересказчиков, и матн текст — содержание. Существуют сборники хадисов. Вот примеры хадисов: — Передаю со слов Анаса, что Пророк сказал: «Не уверует никто из нас по-настоящему, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе». Расскажи мне такое об исламе, о чём я могу спросить только тебя. Мусульманские храмы. Орнамент и миниатюра исламского мира Храм, в котором мусульмане молятся, называется мечеть.

Рядом с мечетью обычно возвышается минарет от араб. Обычно это делается громким, распевным криком «Аллах Акбар» Аллах велик. Считается, что когда человек молится в мечети, то он находится перед лицом Бога. Поскольку мечеть для мусульман, прежде всего, является молитвенным домом, то главная ось молитвенного зала мирхаба всегда направлена к Мекке. Считается, что истинный храм, как дом Бога, находится в Мекке. Среди наиболее известных мечетей особое место отводится мечети Аль-Акса Эль-Акса. Значимость этой мечети усиливается не только её архитектурой, огромным внутренним пространством, в котором могут находиться 5 000 молящихся людей, но также и самим местом расположения. В доисламский период на месте её современного расположения находился иудейский храм, разрушенный римлянами в 70-м.

Первоначально эта мечеть, построенная в начале VIII века, представляла собой маленький молитвенный дом, который был разрушен в этом же столетии землетрясением. Потом мечеть была восстановлена, однако и в последующей истории мечеть приходилось восстанавливать после землетрясений или разрушительных войн. Также известная большая мечеть в Дамаске Сирия. Данная мечеть представляет собой грандиозное архитектурное сооружение и часто называется мусульманами чудом света. Первоначально она была христианским храмом, который был перестроен по нормам ислама в начале VIII века. Ещё в период римского владычества в этом месте был храм бога Юпитера. В эту мечеть могут входить представители любой веры, и в ней сохраняется атмосфера веротерпимости. Главная же мечеть мусульман находится в самой Мекке.

Именно эта мечеть понимается как истинный дом Бога, и геометрически и географически на неё ориентированы все мечети мира. Именуют её Аль-Харам Запретная. По исламским законам, в эту мечеть могут войти только мусульмане. Ещё в 638 году около Каабы была построена мечеть, однако ныне существующая мечеть построена в 1570 году. Эта мечеть много раз перестраивалась. Первоначально в её ансамбле было шесть минаретов, однако после того как в Стамбуле христианский собор был переделан в мечеть, а вокруг неё воздвигли тоже шесть минаретов, имам Мекки приказал построить седьмой минарет в мечети Аль-Харам, дабы ни одна мечеть мира не могла бы сравниться с Запретной мечетью. Помимо мечети в жизни мусульман существенную роль играют медресе — специальные школы, в которых учащиеся осваивают исламское вероучение. Многие мечети и медресе являются настоящими произведениями искусства.

В мечети нельзя увидеть каких-либо изображений природы или людей, поскольку правила ислама запрещают сотворённому человеку изображать то, что создал Бог. Здание мечети украшают орнаменты, на стенах храма можно прочесть цитаты из Корана на арабском языке. Причём коранические надписи размещены таким образом, что сама графика письма становится своеобразным орнаментом, украшением. Орнамент является наиболее распространенным украшением в исламскойархитектуре. Орнамент — это совокупность узоров, основанная на чередовании взаимосвязанных элементов. На орнаментное искусство мусульман оказало существенное влияние искусство коптов, персов, византийцев. Всего в исламской культуре известно 36 стилей орнаментного письма. Обычно орнамент представляет собой различного рода геометрические фигуры, изображённые в разных комбинациях.

Одной из разновидностей мусульманского орнамента являются арабески. Арабески, как вид строго стилизированного узора, известен давно, как часть арабского орнамента. Главной чертой арабески является использование орнамента, в котором растительные мотивы превалируют над строго геометрическими. В арабеске могут использоваться и священные тексты, которые, однако, стилизованы под растительные мотивы. Иначе говоря, в арабеске изображённые витки растений являют собой узор или гораздо реже рукописный священный текст. Иногда коранические надписи включались в арабеску, составляя с ней единый орнамент. Арабеска строится на многократном повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в определённом ритме движение узоров может быть прекращено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора.

В таком орнаменте нет фоновых изображений, поскольку вся поверхность украшаемого пространства покрывается узорами, переплетёнными друг с другом. Также мусульмане при украшении своих религиозных сооружений используют кафель, который представляет собой изящно глазурированную терракотовую плитку. Кафель был известен ещё древним египтянам и вавилонянам, однако во времена греческого господства его перестали широко использовать. Если в украшении мечетей, прежде всего, развито искусство орнамента, то в книгах, значительная часть которых хранится в мечетях, — искусство миниатюры, которое особенно интенсивно развивалось в городах Ирана и странах Средней Азии. Самые ранние, известные нам образцы книжной миниатюрной живописи были созданы в иранской области Фарс. Однако эта живопись более всего относилась к научным трактатам, например, к астрономическому трактату «Китаб ас-сувар алкавокиб ас-сабита» «Книга изображений неподвижных звёзд» , которая датируется началом XI века. Тем не менее, несмотря на запрет изображать людей, существуют миниатюры, отражающие жизнь Мухаммада и его сподвижников. Иногда на таких миниатюрах лицо Мухаммада закрыто завесой, но нередко изображение Мухаммада отличается нимбом в виде языков пламени.

Для миниатюрной живописи культуры ислама очень характерен символизм. То, что является сокровенным, святым, целомудренным, выражается символично, ибо оно не должно быть передаваемым прямо, доступным для всеобщего понимания. Чистое, святое в земном бытии часто оказывается самым уязвимым, хрупким, а поэтому оно не должно быть доступным для понимания тех, кто не ведёт благочестивой жизни, дабы идея чистоты и святости не подверглась осмеянию и не стала поводом к святотатству. Искусство миниатюрной живописи было крайне сложным делом, к которому допускались специалисты, отобранные как по профессиональным качествам, так и по моральным характеристикам. Место, где создавались, оформлялись и хранились книги, называется китабхане. Во главе китабхане стоял начальник — китабдар, которым обычно назначали одного из самых талантливых каллиграфов или художников. В создании книги принимали участие следующие специалисты: лаваат — оформитель всей книги; кариб — переписчик; хаттат — каллиграф; наккаш или мусаввир — художник-миниатюрист; мукавассаз — переплетчик; униван — орнаменталист, создатель орнаментов, а также позолотчики, мастера филигранной резьбы и тиснения по коже или картону. Интенсивность развития искусства миниатюры была обусловлена высокой степенью развития книжного дела и литературы.

Наиболее известными памятниками персидской литературы являются «Шахнаме» Фирдуоси 1527-1528 гг. Основные принципы ислама Ислам, являясь одной из мировых религий, не признаёт суеверий, амулетов, идолопоклонничества. Некоторые явления, распространённые среди язычников например колдовство , мусульмане понимают как преступление. В исламе важно выделить шесть столпов, обязательных для выполнения каждым мусульманином: 1. Шахад — исповедание веры в единого Бога Аллаха. В шахаде содержатся два догмата ислама: исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада. Иисус Христос Иса в исламе рассматривается не как Богочеловек, а как человек, являющийся великим пророком, которого Бог взял на небо. Отношение к Богу является в исламе настолько почтительным, что мусульмане находят неприемлемым рисовать человека и природу, поскольку они являются творениями Бога, которые несовершенному человеку не дано отразить в своём сознании, не нарушив их чистоты.

Поэтому пейзажная и портретная живопись в исламе почти отсутствует, зато, как отмечалось выше, очень развито искусство орнамента. Салят от араб. Предписание молиться дано в Коране сура 2 : аяты 43, 110, 238. Прежде чем приступить к молитве, мусульманин должен совершить ритуальное омовение и стать лицом к Мекке. Первоначально Мухаммад предлагал молиться, обратившись лицом к Иерусалиму, ибо этот город был священным для иудеев и христиан. Однако иудеи, видя в Мухаммаде не еврея, а араба, высмеяли такой поступок Мухаммада и вступили в контакты с его врагами, что в итоге поспособствовало формированию ислама как самостоятельной религии и чёткому отделению его от иудаизма, а следовательно, от христианства. Женщины совершают салят либо отдельно, либо позади мужчин. Саум по-турецки ураза; по-персидски рузе — пост, соблюдаемый в священный месяц Рамадан.

Смысл поста в месяц рамадан раскрывается при обращении к глубокой древности доисламской Аравии. Слово рамадан, или рамазан, происходит от арабского слова рамида — переводимое применительно к солнцу в значениях жечь, палить. Начало поста Рамадан у языческих арабов приходилось на июнь-июль, когда начиналось летнее солнцестояние, и стояла особенно жаркая погода. О необходимости соблюдения поста указано в Коране сура 2 : аяты 183-185. Закят от араб. Кто подаёт нуждающимся, тот очищает свою душу и имеет моральное право быть богатым. Смысл милостыни состоит в том, чтобы выразить благодарность Аллаху за материальное благополучие. Бедность же воспринимается как следствие гордыни, поэтому милостыню подают не столько из-за сочувствия к нищему человеку, сколько в силу надежды на благорасположение Аллаха к подающему.

О необходимости закята сказано в Коране сура 2 : аяты 43, 110. Хадж — паломничество в Мекку. Каждый мусульманин, как минимум раз в жизни, должен совершить хадж. Предписание совершать хадж дано в Коране сура 2 : аяты 196-197. Согласно исламской традиции, здание Каабы возвёл ещё Авраам библейский герой, родоначальник еврейского народа , однако неразумные местные жители устроили в этом месте языческое капище. С утверждением ислама Кааба стала центральным местом мусульманского мира. Человек, отправляющийся на паломничество в Мекку, должен привести себя в состояние ритуальной чистоты ихрам : подстричь ногти, везде сбрить волосы. В современное время прибывшим паломникам дают брошюры, в которых отражены правила поведения в Мекке.

Джихад от араб. Выдедяют малый джихад — это борьба с неверными — и великий джихад — борьба за собственное духовное совершенствование. Данный стол ислама не всегда указывается, так как основными являются предыдущие пять. Малый джихад, как прямая обязанность мусульманина, прописан в Коране 9 : 14, 38-39, 73. Надо подчеркнуть то, что война с неверными в жизни мусульманина рассматривается как более важный шаг к Аллаху, нежели ночной намаз или дневной пост, однако без благословения родителей джихад недопустим. Вследствие джихада были почти полностью уничтожены зороастрийцы, несмотря на то, что они были людьми Писания, так же как и христиане или иудеи. В принципе, как обходиться с людьми Писания, ясно сказано в Коране 9 сура : 29-30 аяты. Также в Коране отмечается, что если народ не защищает ислам, то он будет уничтожен и заменён другим народом, который будет защищать и утверждать исламское вероисповедание 8 : 16; 9 : 38-40; 33 : 15-19.

В силу таких обстоятельств история знает много примеров, когда исламские власти физически истребляли людей только по религиозным мотивам. Так, уместно вспомнить действия властей Османской империи в Аджарии, где население насильственно исламизировалось. Впрочем, тот мусульманин, который не воюет за ислам, может спастись, и его миролюбие по отношению к немусульманам не всегда может быть поставленным ему в вину; однако тот, кто воюет за Аллаха, возносится на более высокую ступень 4 : 94-95. Немусульман в Коране делят на язычников и людей Писания. Под людьми Писания понимают, прежде всего, иудеев и христиан, однако часто к таковым людям относят и зороастрийцев, которым была дана Авеста. Писание не является книгой, созданной людьми, но есть Книга, данная Богом. Следовательно, люди Писания признают тот факт, что есть силы выше человеческих. К язычникам мусульмане относятся особенно неприязненно, в Коране они называются нечистью 9 : 28 , стало быть, они не имеют права находиться в мечетях 9 : 17, 28.

Более того, согласно Корану, они, если не пожелают отказаться от язычества, подлежат физическому истреблению 9 : 5. Самое же существенное состоит в том, что, умертвив язычников, запрещается их жалеть, молиться об упокоении их душ 9 : 80, 84. Не менее жёстко мусульмане относятся к неверующим, их в Коране отождествляют с мёртвыми 6 : 122. Правовая культура ислама Необходимо отметить то, что ислам сильно повлиял на судебную систему мусульманских стран. На основе священных текстов был выработан шариат с арабского языка — глубокое знание. Шариат — это система предписаний, законов, которыми должны руководствоваться мусульмане для духовного совершенствования. В шариате сосуществуют две части: первая регулирует поведение человека по отношению к Аллаху ибадат , вторая — по отношению к своим ближним. Причём особое внимание шариат уделяет государственной и частной жизни человека.

В шариате регулируются не только поступки, но и мотивы их совершения. Основная содержательная база шариата определяется, во-первых, текстами Корана, во-вторых, сунной и хадисами. Законы Корана считаются священными. Исламские правоведы насчитывают более 80 аятов, имеющих непосредственное отношение к судопроизводству. Например, в 5 суре в 38 аяте прописывается: «Вору и воровке отсекайте руки…», — в соответствии с чем, по шариату, за воровство положено отрубать руку. На основе шариата был сформирован фикх с ар. Фикх отделился от богословия и стал относительно самостоятельной отраслью знания лишь в Х веке. В отличие от шариата, в фикхе допускаются изменения норм и правил сообразно с особенностями времени, в котором осуществляются нормы фикха.

Поэтому фикх воспринимается, как правило, не как Божественное Откровение, а как рациональное творчество правоведов, стремящихся согласовать религиозные нормы с юридическим правом. Вместе с тем в ряде исследований фикх рассматривается в качестве религиозной дисциплины. Мусульмане считают, что юридическое право в исламе имеет религиозное происхождение, то есть божественное. Согласно этому, многие правоверные относятся к мусульманскому праву как к божественному откровению. Ислам фактически предстаёт религией закона, дающей основы государственности. Ислам не имеет чёткого разграничения светских и духовных функций и способствует сохранению неразделённости духовной и светской властей, религии и государства.

История становления и развития ислама. Основные направления

Ислам Религия | Про ислам | Пророк Мухаммед | Коран Пособие определяет содержательную часть и структуру учебной дисциплины «Мусульманская религиозная философия». Основной формой проведения занятий по дисциплине «Мусульманская религиозная философия» является комментированное чтение и дискуссия.
Библиотека Вообще ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу не свойственно разделение сферы жизни на светскую и религиозную части.
ОТКРЫТАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - Направления - Религия - Ислам - Основные идеи Главу мусульманской общины называют имам (по-другому ― мулла), он руководит общей молитвой, объясняет основные положения веры, читает проповеди и заведует мечетью. Основу вероучения ислама составляют пять главных принципов, или «пять столпов» ислама.
Библиотека Религией Ангелов также является Ислам. Эта религия совершенна, она лишена каких-либо недостатков и обеспечивает все условия для полноценной жизни человека, как материальной, так и духовной. Каковы источники наших знаний о религии Ислам?

Основные идеи ислама

Теолого-философская мысль классического ислама (IX–XIV вв.) представлена тремя основными направлениями – каламом, фальсафой и суфизмом. Известно ли вам, что Фундаментальный Ислам, от которого сегодня исходит угроза Мирового терроризма, это тот самый Ислам, который наиболее последовательно опирается на букву Корана, и который, как «устав» военного времени, призывает, отнюдь. обязанностям религии. Главный догмат ислама кратко изложен в 112-й суре Корана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Религия Ислам является авраамической (как иудаизм и христианство) и второй по величине религией в мире, насчитывающей около 1,8 миллиарда мусульман по всему миру. Ислам в переводе с арабского означает покорность Богу, а мусульманин (на арабском مسلم. В данной статье рассматривается происхождение, основные принципы и распространение ислама, а также его разделение на суннизм и шиизм, и его современную.

Ислам: религия единства или конгломерат сект?

Главные идеи ислама. Главные идеи мусульман и исламской веры основаны, прежде всего, на вере в Единого Бога, которым является Аллах. великий пророк Мухаммад. Основные принципы исламского вероисповедания. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов. Основа и полный текст Корана. Главные идеи, Суть, Принципы и Философия Ислама l КРАТКО.

История становления и развития ислама. Основные направления

ислам — ИСЛАМ, а, м. Распространившаяся во многих странах Востока одна из трёх мировых религий, возникшая в Аравии в 7 в. н. э. на основе почитания Аллаха как единого Бога. Вероучение ислама. Философия Ислама. Ислам представляет собой и науку, и философию, и религию одновременно. Это монолитная мощная система мировоззрения, определяющая весь жизненный путь человека от начала до заката. Религией Ангелов также является Ислам. Эта религия совершенна, она лишена каких-либо недостатков и обеспечивает все условия для полноценной жизни человека, как материальной, так и духовной. Каковы источники наших знаний о религии Ислам? Фундаментальная религиозная идея ислама – целостность вероучения, основанная на идее единого Бога и обязательном следовании основным принципам и проповедям пророка Мухаммеда. В статье рассматривается значение целостности вероучения для мусульман и. Выделение различных направлений в исламе связано со спецификой этого вероучения, которая отличает ислам от других мировых религий. В исламе религиозные деятели с самого начала были одновременно и лидерами политическими. вера в одного, единственного Бога — Аллаха, милостивого и милосердного.

Основные идеи ислама

Что такое Ислам? Ислам — монтеистическая мировая религия, вторая по численности в мире. В переводе с арабского ислам означает «покорный Аллаху», а последователи ислама именуют себя «муслимами» — «преданными Аллаху» (в русском языке преобразовано в «мусульмане»).
Ислам как мировая религия — Студопедия Что же такое ислам? Само понятие ислам в арабском языке озна-чает «вверение себя Богу», т.е. полное подчинение воле Господа. С религиоведческой точки зрения сложились основные характеристики ислама, раскрывающие его сущность.
Ислам. Основные религиозные направления. Сообщение 2. Ислам или мусульманство (в переводе с арабского – покорный богу) – одна из мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Зарождается в 7 веке на Аравийском полуострове.

Религия Ислам: история, основа, культура

Истинная религия – это Божественный Закон, приводящий здравомыслящего человека по его желанию к счастью в этой и в будущей жизни. Ислам Среди других и Ислама. Согласно исламской догматике, истинной религией является только ислам, а все остальные верования являются ложными. Ваххабизм (от араб. الوهابية‎ — аль-ваххабийя) — религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. ИСЛАМ (араб., букв. – предание себя [Богу]) – монотеистическая мировая религия. Наряду с иудаизмом и христианством относится к «авраамической», ревелятивной (богооткровенной) традиции. Отвечу цитатой из статьи П. Костылева и В. Золотухина: Ислам (араб. смирение) – монотеистическая религиозная традиция, исторически близкая т.н. авраамическим религиям, в числе которых обычно упоминают иудаизм и христианство.

Какова фундаментальная религиозная идея ислама?

Конфликт внутриисламских партий, не утихавший со дня смерти Мухаммада, обострился после смерти третьего халифа — Усмана ибн Аффана 643-655 гг. После выбора его правителем после Умара ибн Хаттаба, обнаружилось отсутствие в нем многих качеств его предшественников, главное из которых - умение лавировать между аппетитами различных знатных родов Мекки. Сам же Усман принадлежал к Омейадам, которые, зная слабовольность халифа, опустошали государственную казну. Недовольство хашимитов, к которым принадлежал Али бин аби Талиб всеми силами, однако, поддерживающий Усмана , росло. Апогей бунта пришел на 655 г. Преемником его был избран Али.

Однако наместник Сирии, Омейад Муавия ибн аби Суфьян, не преминул обвинить нового правителя в смерти родственника, отвергая законность его избрания. Исламская общественность впервые раскололась надвое - на соратников Али и поддерживающих Муавиию. Война Муавии против четвертого халифа закончилась образованием нового государства Омейадов в Сирии и Египте. Правление же Али на Аравийском полуострове и Ираке завершилось его убийством в 661 г. Однако имя ближайшего друга Мухаммада осталось легендарным и после его смерти.

Справедливость, попытки восстановить равенство в современном ему обществе, религиозная ревность, "мученическая" смерть — вот те черты, которых особо остро выделяли соратники Али и после его смерти, обостряя былой политический конфликт, который плавно переходил в религиозный. Вот уже своим правителем и духовным лидером шиитов — имамом — избирается второй сын Али — Хусейн ибн Али, убитый в сражении с омейадами при Карбуля в 680 г. Имамы постепенно становятся фигурами все более загадочными и легендарными, наделяются исключительными носителями божественного выбора, устанавливается противоречащая исконному суннизму теократия... На сегодняшний день главным отличием шиитов от ортодоксов-суннитов является ярко выраженный мистицизм первого. В исмаилизме — к которому относит себя большая часть верующих-шиитов — существует догмат о боговдохновенности избрания и правления каждого имама цепочка имамов ныне прервана , а у друзов-ортодоксов существует поверье, что их последний имам — Аль-Хаким би-амр Алльях — был вознесен на небо у имамитов дела, впрочем, обстоят почти так же — имам Мухаммад аль-Махди исчез, однако считается, что он жив и доныне, но вернется на землю и в последние времена для участия в Последней Битве.

Вдаваясь же вглубь "протестантских" течений ислама, можно выяснить множество удивительных вещей — то тот же Аль-Хаким предстает как божество, то к имени Платона приклепляется приставка "мир ему", присущая в исламе лишь пророкам... Разнообразие учений, одним словом, поражает... Шиизм идет дальше, предлагая боговдохновенные творения и изречения имамов частью Сунны. И, поскольку у различных ответвлениях от имамитов, которые происходили из-за постоянных отвержений одними и принятий другими новых имамов, число духовных лидеров разнится, то и число текстов, восполняющих шариат, разное. Однако некоторые радикалы отвергают и основы: так, друзы-реформаторы хулят как Коран, так и Мухаммада, оставляя над собой лишь одну книгу — "Китаб аль-Хикмат", а кураниты отвергают Сунну, считая Коран исчерпывающим источников вероучения.

И тут опять история — Коран был собран в одну книгу в 645 г.

Во многом эта религия восприняла мифологию и догматику давних религий христианства и иудаизма. Ислам — это религия с четко разработанными, собственными фундаментальными принципами и положениями, которые опираются на Сунну и Коран. Принципы ислама изложены в «Столпах веры», которые одновременно являются его догматическими главными идеями: Вера в Аллаха — Бога-Творца всего сущего Догмат включает в себя главное положение таухид единобожие. Человеку, который придерживается ширку или многобожия грозит страшное наказание, так как придание Богу соучастников считается самым страшным грехом. Вера в ангелов В главных исламских книгах, Сунне и Коране, упоминаются приближенные к Аллаху ангелы. Самые часто упоминаемые это ангел Откровения Джибрил Гавриил и Исрафил — ангел, который зачитывал божественные решения о мире и судьбах людей другим ангелам для того, чтобы те исполнили его волю.

Во многом эта религия восприняла мифологию и догматику давних религий христианства и иудаизма. Ислам — это религия с четко разработанными, собственными фундаментальными принципами и положениями, которые опираются на Сунну и Коран. Принципы ислама изложены в «Столпах веры», которые одновременно являются его догматическими главными идеями: Вера в Аллаха — Бога-Творца всего сущего Догмат включает в себя главное положение таухид единобожие. Человеку, который придерживается ширку или многобожия грозит страшное наказание, так как придание Богу соучастников считается самым страшным грехом. Вера в ангелов В главных исламских книгах, Сунне и Коране, упоминаются приближенные к Аллаху ангелы. Самые часто упоминаемые это ангел Откровения Джибрил Гавриил и Исрафил — ангел, который зачитывал божественные решения о мире и судьбах людей другим ангелам для того, чтобы те исполнили его волю.

Крупное направление современного ислама представлено ваххабитами, выступающими под лозунгом «очищения» ислама, «возвращения» к порядкам времен Мухаммеда. Зарождается в 7 веке на Аравийском полуострове. До принятия ислама арабы поклонялись множеству богов, то есть они были язычниками. Идея единобожия обычно возникает параллельно с созданием единого централизованного государства. Такая идея возникла в 6 веке- это было движение проповедников-ханифов. Одним из них был купец Мухаммед 570-632. Он выступил с проповедью, что существует только один Аллах и все должны быть покорны его воле. Около 610 года Мухаммед стал проповедовать среди арабов. Он призвал своих последователей ежедневно молиться Аллаху, сопровождая молитву призывом к ней и омовением. Мусульманам необходимо соблюдать пост и отдавать в качестве налога на бедных определенную часть своего имущества. Проповеди Мухаммеда вызвали недовольство купцов из Мекки. Мухаммед переезжает в Медину, там число его сторонников возрастает. Это произошло в 622 году. С этой даты мусульмане ведут начало своего летоисчисления. Большинство арабских племен приняло ислам еще при жизни Мухаммеда. Это привело к созданию государства. Окончательное объединение Аравии произошло после смерти Мухаммеда в 632 году. Тогда была составлена священная книга для мусульман — Коран. В исламе есть 2 течения- суннизм и шиизм. Суннизм — более традиционное течение, которое считает, что главой исламской общины может быть любой правоверный мусульманин, которые соблюдает Коран. Шииты считают, что халифом- главой мусульманской общины может быть только потомок Мухаммеда. Сейчас в мире 1 млрд. В 28 странах он является государственной религией. Исламская культура оказывает большое влияние на современный мир. Сообщение 3 Такая религия, как ислам зародилась в государстве под названием Аравия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий