Лекция концерт в музыкальной школе

Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с учеником целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке. 29 марта в колледже состоялась лекция-концерт №1 «Песня, танец, марш» из цикла лекций: «В мире музыкальных жанров», подготовленная преподавателями цикловой комиссии «Музыкально -теоретические дисциплины» Теслюк Гаяне Ашотовной и Пичужкиной Ларисой. Сценарий лекции-концерта для учащихся младших классов отделения музыкального искусства «Танец в музыке Вальс классный концерт лекция. Сценарий лекции концерта "Знакомство с музыкальными инструментами".

Сценарий лекции-концерта для учащихся старших классов ДШИ. Посвящено 80-летию А.Г. Шнитке.

А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара. Гитара — это струнный щипковый инструмент с деревянным корпусом. Но, как же на самом деле происходило рождение и становление этого поистине легендарного инструмента? Многие историки по-разному описывают историю происхождения современной гитары и ее разновидностей. Это не удивительно, ведь первые струнно-щипковые инструменты, явившиеся прообразом настоящей гитары, появились в глубокой древности, 3-4 тысячи лет до нашей эры. Рождением гитары как современного инструмента можно считать появление классической испанской гитары — национального испанского инструмента. Но её появлению в традиционном нынешнем виде предшествовал длинный путь развития, корни которого уходят в глубь истории. По мнению ряда исследователей, лук первобытного охотника мог использоваться не только как оружие, но и как музыкальный инструмент. Начиная с X века, изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым.

Гитара имела четыре двойные струны. Исполнители применяли приёмы игры, следуя своей фантазии: пальцами, медиатором, смычком. Уже на этом этапе были заложены основные принципы звукоизвлечения, которые повлекли за собой совершенствование конструкции и окончательное формирование семейств струнных инструментов. Она становится народным инструментом, применяется для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев. Ряд блестящих виртуозов и композиторов связали свою жизнь с этим инструментом. Знаменитый скрипач Паганини был прекрасным гитаристом и написал для гитары ряд произведений. Особым этапом в развитии гитары, стало появление электрогитар. Богатые возможности звуковой обработки, аналоговые и цифровые процессоры позволили до неузнаваемости изменить звук классической гитары. Одновременно расширились исполнительские возможности.

Музыканты получили возможность максимально точно приблизить звучание гитары к желаемому результату. Духовые инструменты, так называются музыкальные инструменты, в которых звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубе. Они изготавливаются из дерева и металла.

Звучит песня «Священная война» муз.

Александрова, слова В. Лебедева — Кумача. Конечно же, да. Она поднимала боевой дух, и солдаты сражались еще отважнее.

Слайд 12 Эта песня впервые зазвучала на вокзале, когда бойцов провожали на войну. Зазвучала она как набат, призывающий на борьбу. Ее музыка несла в себе такую могучую силу и искренность, что все как один поднялись со своих мест, едва заслышав первые слова. И стоя, словно в строю, торжественно и сурово слушали ее.

Когда она закончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты. Песню просили повторить вновь и вновь, пытаясь подпевать и запомнить слова. Ансамбль пел пять раз подряд. Так начался славный и долгий путь песни «Священная война».

С этого дня песню пели всюду: на фронте, в партизанских отрядах, в тылу. Эта песня звучала как боевой гимн, призывающий на борьбу с врагом. Давайте еще раз послушаем эту песню стоя. Слайд 13 - Я бы с песни начал свой рассказ… Пусть узнают в двадцать первом веке, Как в суровый предрассветный час Песня стала боевым солдатом.

Дали ей по росту сапоги, Песне никакой размер не тесен…. И шагали к западу полки В четком ритме наших грозных песен. Молодой лейтенант, Алексей Сурков, с товарищами попал в окружение. Он и его товарищи храбро сражались, но силы были не равны и многие его товарищи погибли.

Все, кто смогли выйти из окружении,во главе Алексея Суркого, попали на минное поле. И здесь Алексей, понимая, что он тоже может погибнуть передвигаясь по этому минному полю, сказал такую фразу: «Вот где до смерти 4 шага» К счастью он и его товарищи благополучно прошли это поле и не погибли. После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Стихотворение он показал своим товарищам, и оно им очень понравилось.

Бывает, ученик исполняет пьесы, которые ему нравятся, и которые у него получаются. А какие-то формы у учащегося — нелюбимые, для него эти формы трудны и скучны. И поэтому ребенок развивается однопланово. Задача преподавателя — дать возможность демонстрации учеником своего профессионального роста, а для этого необходимо разнообразить программу, воспитывать интерес ко всем формам музыкальных произведений. Но это бывает сложно. И не всем преподавателям под силу увлечь заниматься за инструментом гаммами, арпеджио, упражнениями, этюдами. Детям нужно объяснить, что все формы работы очень важны и необходимы для развития определенных навыков: технических, исполнительских. Ведь задача музыкальной школы — воспитание эрудированного музыканта. Исходя из этого, следует подчеркнуть: — программа академического концерта определяется заранее — программа состоит из разнохарактерных произведений — подготовка к академическому концерту ведется последовательно на протяжении всего семестра — наряду с программой академконцерта ведется работа над всей остальной программой — большое внимание необходимо уделять техническому развитию учащегося: гаммы, упражнения и этюды должны постоянно присутствовать как формы работы на уроке и в домашних заданиях.

Организационные формы академических концертов Как же организовать академический концерт в музыкальной школе, и какие формы проведения академконцерта возможны? Многое зависит от контингента учащихся. Если школа многочисленная, то проще организовывать академконцерты одного отдела. Это могут быть концерты класса одного преподавателя; или концерты по ступеням обучения, например, выступление учащихся младших классов на одном концерте. При первом варианте есть возможность оценить работу преподавателя в целом, определить профессиональный уровень преподавателя, охарактеризовать сильные и слабые стороны педагогических приемов, выявить правильность подхода к подбору программы, выявить положительный опыт работы преподавателя с целью использования его другими педагогами. Для преподавателя эта форма проведения академического концерта представляет определенные сложности: необходимо подготовить к конкретной дате учащихся всего класса.

До чего же хорошо и грустно.

Молдобасанов «Дождик» исп. Тютюнин Андрей. Большое спасибо, милые ребята. А прощаться все же пришла пора. Пусть ненадолго вернуться мои сестры Зима, Весна и Лето. Спасибо вам за то, что вы пришли в наше Царство Времен Года. Спасибо за ваши выступления.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Лекция концерт в музыкальной школе. Сценарий педагогического концерта. Сценарий лекции-концерта для учащихся младших классов отделения музыкального искусства «Танец в музыке Вальс классный концерт лекция. искусстве Образ матери в музыке, поэзии и изобразительном искусстве Русские народные музыкальные инструменты Русские народные музыкальные инструменты. Пример сценария лекции-концерта в рамках культурно-просветительского проекта «Дети о гитаре».

Проекты по теме:

  • Методическая разработка на тему: Сценарий лекции-концерта "Звучала музыка с экрана"
  • Слайды и текст этой онлайн презентации
  • Использование концерта для решения дидактических задач музыкального образования - статьи от Легато
  • Проекты по теме:

Лекция-концерт "Приглашение к танцу"

Потому, что в них есть текст, есть великая сила слова! То есть программа этого произведения ясна. А как же понять, что происходит в инструментальной музыке? Где нет текста, нет слова? Об этом позаботились композиторы, давая названия своим инструментальным сочинениям, особенно тем, в которых музыка что-то или кого-то изображает.

Умение превратить видимое в слышимое, подвластно не каждому композитору. Однако некоторые композиторы обладали уникальным даром. Например, Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову лучше других удавалось изобразить море, кстати, людей, изображающих море в искусстве, называют «маринистами». Другой русский композитор — Модест Петрович Мусоргский был мастером изображения в музыке колокольных звонов.

Изумительные картины природы нарисовал в своих произведениях Пётр Ильич Чайковский — например, в фортепианном цикле «Времена года» он изобразил все 12 месяцев, и, кроме того, сопроводил их не только названиями, но и эпиграфами из произведений русских поэтов. Это пример, конкретной программности — в которой кроме названия произведения есть ещё уточнение — эпиграф, развёрнутая программа. Так вот композитор Анатолий Лядов, к своей пьесе для оркестра с таким образным названием «Кикимора», еще и литературное предисловие дал, послушайте, как оно звучит: Слайд 1 «Кикимора» Ведущая 2: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-Баюн - говорит сказки заморские.

С вечера до бела света качают Кикимору в колыбельке хрустальной. Ровно через 7 лет вырастет Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малёшенька, с напёрсточек, а туловище не спознать с соломенной Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной». Ведущая 1: Согласитесь, что такое предисловие помогает слушателю и исполнителю действительно понять о чем пойдёт речь, и колыбель хрустальную услышать и рассказ кота-Баюна во всех красках представить.

Но бывают произведения программного характера и без литературного эпиграфа.

Увлеченные своим делом преподаватели детской школы искусств готовы доказать, что такие пути есть и даже больше. В 2023 году для всех желающих будет проходить курс лекций «Нескучная музыка», где слушателей ждут лекции, истории, живые примеры — всё то, что поможет ближе познакомиться с различными направлениями классической музыки.

Класс скрипачей представляет три основных жанра музыки песня, танец, марш , при желании роль ведущего можно распределить между этими же учащимися. Репродукции картин демонстрируются через проектор или рааставляются на мольбертах.

Все дети, как правило, любят танцевать. Наверное, поэтому в хрестоматиях для младших и средних классов такое обилие танцевальных пьес. Это различные танцевальные жанры, среди которых преобладают вальс, полька, мазурка.

Названия, как правило, очень образные, формирующие у детей не просто желание играть эту музыку, но и возбуждающие его воображение. Работа над такими произведениями дает возможность познакомиться с простыми приемами аккомпанемента. Чаще всего партия левой руки в этих пьесах строится по схеме бас-аккорд интервал. Правильно сформированный навык исполнения этого приема левой рукой непременно пригодится на протяжении всего обучения. При этом развивается и укрепляется от природы слабый, часто проблемный 5-й палец, вырабатывается навык исполнения интервалов двойные ноты и аккордов, закрепляется такое важное понятие как аппликатурная позиция. Зачастую именно на таких пьесах происходит первичное знакомство с таким важным приемом в фортепианном исполнительстве как педализация. Скажите, ребята, кто не использует педаль. Наверное, нет таких.

Этот навык, мы развиваем у вас с самого начала, с первых пьес. И опять же, развивается координация и слуховой контроль при исполнении мелодии и аккомпанемента, совершенствуется навык владения метро - ритмом сильная доля, пульсация. Среди пьес этого жанра большое количество таких, которые стали классикой исполнительского репертуара не только учеников музыкальной школы, но и мастеров сцены. Достаточно назвать произведения Ф. Рехина исполнит Томилова Юлия. Кантиленные пьесы лежат в основе педагогического репертуара пианиста на протяжении всего периода обучения и представляют весьма значительную трудность при исполнении для учащихся разного уровня. Как правило, в основе кантиленных пьес лежит красивая мелодия. А мелодия предполагает исполнение legato.

Это основной прием игры на фортепиано, и работе над ним необходимо уделять внимание на протяжении всего периода обучения в музыкальной школе. Кантиленную пьесу у нас играет Блинкова Василина, а называется она «Романс» композитор Р. У Яковлевой Екатерины кантиленная пьеса И. Эгарда «Ноктюрн» соч. Анна Васечка исполняет кантиленную пьесу В. Купревича «Элегическая серенада». Работа над кантиленными пьесами дает возможность закрепления приобретенных звуковых и интонационных представлений, воспитывает слуховой контроль и культуру звукоизвлечения, осознанное отношение к фразировке и «дыханию» мелодии. Все это служит воспитанию главного навыка хорошего пианиста — умению «петь» на фортепиано, что остается, пожалуй, самой трудной задачей, так как наш инструмент по своей природе клавишно-ударный.

Давайте, послушаем названные пьесы в исполнении наших девочек. Программно-характерные пьесы составляют основу педагогического репертуара ученика младших и средних классов музыкальной школы. В сборниках мы видим большое множество увлекательных и красочных названий. Это вполне объяснимо, образное название вызывает интерес и желание исполнить эту музыку, возбуждает фантазию, творческую инициативу. К этому типу пьесы можно отнести «Подражание народному» А. Послушайте пьесу в исполнении Деточкина Максима. Принимаясь за работу над программно-характерной пьесой, необходимо совместно определить сюжетно-драматургическую линию развития, обозначить образный круг и исполнительские приемы, при помощи которых эти образы будут воплощаться. Исполнитель должен почувствовать себя художником за роялем.

Раскрытие красочных и изобразительных возможностей фортепиано — одна из главных задач при изучении таких пьес. В процессе работы происходит закрепление основных штриховых приемов звукоизвлечения, понимание значения гармонии, динамики, педализации, фразировки, цезур. В репертуарных сборниках старших классов мы встречаем большое количество пьес, имеющих простое название «Прелюдия». Фамилии авторов в рекомендациях не нуждаются: А. Лядов, А. Скрябин, Р.

Методические рекомендации к разработке сценария лекции-концерта

Это основное средство эстетического воспитания. Образное мышление развиваем в классе с первых уроков, когда знакомимся с клавиатурой, семью звуками. Воспроизводим звук и слушаем долго. Ребенок слышит свой «цвет» каждого из семи звуков и, конечно, создание затем своей особой сказки в рисунках. Ученику дается право выбора в классе места для его рисунка. Конечно, все три стены аккуратно пополняются рисунками. В дополнение к рисункам, самые маленькие на уроки приносят своих «любимцев», которые украшают урок, сидя на пианино, запоминают замечания и задания, чтобы помогать дома.

Стараюсь с первых же уроков проводить занятия с малышами без мам. Мы учимся ответственно относиться к своим достижениям, быть самостоятельными. Очень интересно знакомиться с внутренним миром детей, их интеллектуальными, эмоциональными, психомоторными данными. В мой класс во все годы работы в «ДШИ» поступали самые обыкновенные дети с разными физическими, музыкальными, психомоторными данными. После более близкого знакомства с каждым ребенком и его родителями, появляется четкое понимание педагогических задач учебного процесса. Учитывая данные, подобрав индивидуально каждому учебную программу с учетом личности каждого ученика, физических, музыкальных данных, решается огромное количество задач от постановки рук, нотной грамоты, развития музыкальной памяти, техники, до понимания необходимости постоянных домашних занятий.

Решения этих задач меняются, усложняются, что радует, так как у детей с заинтересованными в обучении родителями и четким жизненным расписанием домашних занятий, которые крайне важны в обучении, такое отношение неизбежно приводит к серьезным успехам, которые помогут показать значимые результаты ребенка в течение всех лет обучения. Каждый родитель, отдавая ребенка в «ДШИ» по классу фортепиано, не осознает до конца все природные возможности своего ребенка и не учитывает уже полученный ребенком опыт домашнего воспитания, который очень важен, потому что усидчивость, умение слушать взрослых, организованность, аккуратность и последовательность в выполнении любого задания станут основой обучения, возможностей, успехов в дальнейшем образовании и развитии ученика. Невозможно описать пути подхода к пониманию характера ученика, чтобы наладить доверительное общение, проявив серьезное внимание к его внутренней жизни, увлечениям, желаниям, которые сблизят с учеником и помогут в подаче и усвоении нужного теоретического и музыкального материала. В процессе обучения ребенка проявляются его природные музыкальные данные, которые при наличии характера, усидчивости, терпения приведут к ожидаемым результатам. Особое внимание все годы обучения требует развитие технических возможностей, музыкальной памяти , чтобы уметь создавать и исполнять образы, которые предлагают авторы пьес, используя штрихи, оттенки, темпы, педаль, подбирая стихи, рисуя в красках образы на бумаге и надо признаться, одни и те же пьесы, которые в разные годы играли ученики, всегда звучат по-новому, так как каждый ученик слышит и чувствует темп, оттенки, штрихи согласно своим музыкальным данным и возможностям и это изумительно, так как в исполнении оживают новыми красками знакомые пьесы в ручках этих талантливых детей. С 1-го класса ввожу фортепианный ансамбль и предлагаю «работу», которую дети осваивают не со мной, а друг с другом.

Воспитывая друг друга, начинают обожать свои достижения. Меняю партнеров, партии между учениками, подбирая по данным пары. Все годы работы в «ДШИ» настойчиво работаю над фортепианными ансамблями, так как считаю, что это особое воспитание детей с 1-го по 7-й классы. Сохраняю до 7-го класса работу над ансамблями, а с 5-го класса ввожу в работу аккомпанемент. Школьные годы — 7 лет обучения быстро летят, класс пополняется новыми учениками, но во все периоды преподавания, я всегда оставалась верна своей цели — заниматься развитием личностного роста каждого ученика класса, которое поможет ему реализовать свои достижения в концертной деятельности класса. Привить трудолюбие, дисциплину, без которой трудно в коллективе, чувство дружбы, которая будет продолжаться долгие годы жизни, ответственность за себя и за других, преданность делу класса, чтобы, выступая в городских концертах-лекциях солистом, в ансамблях, аккомпанементе, повышать свою самооценку, уверенность в своих возможностях, желание дальнейших успехов, за которыми стоит ежедневный упорный труд.

Как почувствовать, услышать, узнать предел природных музыкальных возможностей ученика, памяти, технической свободы в предлагаемых пьесах, рискнуть перешагнуть этот предел и помочь ученику в достижении более высокой цели поставленной перед ним в новом музыкальном произведении? Только работая на уроке, воспитывая, обучая ученика, «заразив» этой целью, проживая с ним на одной волне взаимоуважения, взаимопонимания, поддерживая его уверенность и веру в возможность обогащения новыми музыкальными образами, которые подарит знакомство с новыми произведениями, возможно получение, как награды за большой труд, ощущения не только внутренней свободы, счастья, уверенности в своих возможностях, но и определит дальнейшее желание исполнительского мастерства, жажды и любви к концертным выступлениям на эстраде. Первые методические концерты - лекции проводила для родителей класса. Надо было ощутить внутреннюю готовность, уверенность в возможности в данный промежуток учебного времени успеть не только готовить программы концертов, но и проходить учебный материал с каждым учеником, который включает технический зачет; академические концерты, переводные экзамены, конкурсы, отчетные концерты школы и отдела, подготовку выпускных программ. Было еще и огромное количество репетиций, которые необходимы. В классе обучаются дети разного возраста, ответственности, трудолюбия, но все годы в классе были «звездочки», которые обращали на себя внимание учеников класса своим отношением к учебным программам, трудолюбием, ответственностью, участием в конкурсах, отчетных концертах школы и отдела.

Они становились стержнем для создания и проведения городских классных методических концертов-лекций. Проведение с участием всех учеников класса методических концертов-лекций для детских садов, Гимназий и СОШ г. Королева всегда было очень ответственно. Нас не только тепло принимали и принимают, дарят аплодисменты и подарки. Нас оценивают в полных залах дети, ученики, Администрации образовательных учреждений по степени профессионального исполнительского мастерства, содержания представленных программ, умения каждого исполнителя заинтересовать аудиторию, познакомить с композиторами и создать образы представленных произведений, зажечь желанием поступить обучаться в «ДШИ» для дополнительного музыкального образования. Администрации «ДШИ» мы приносили отзывы.

За успехи, труд, усердие «ДШИ» награждала ребят Почетными Грамотами, которыми они очень гордились и гордятся. А я устраивала детям чаепития, за которым подводились итоги выступлений. Много концертов ко всем знаковым событиям и юбилейным датам России и города проведено за последние 15 лет с участием всех учеников 1-7 классов и показа работы над пьесами, ансамблями, аккомпанементом. Конкурс «Городские цветы-2005».

Однако, результативность уроков, в том числе, зависит и от профессиональности и готовности к ним самих учителей. Не вдаваясь в детали вышеупомянутых проблем, хотелось бы напомнить несколько самых эффективных методов воспитания учащегося — музыканта.

Индивидуальный подход к каждому ученику - фундаментальный принцип музыкальной педагогики. Не следует часто подчеркивать ученику его недостатки, критиковать за леность или плохую подготовку; лучше постараться найти в нем что-нибудь положительное. Начав свои замечания примерно так: «У тебя не плохо прозвучала эта фраза. А ну-ка, попробуй сыграть ее интереснее, более выразительно», - педагог создает доверительную атмосферу и условия для плодотворной работы, а значит - обеспечивает успешное проведение урока. Таким образом, чтобы уроки не были пустой тратой времени, но приносили пользу, учитель должен быть готовым к уроку и, используя все видовое многообразие уроков и методик их проведения, уметь найти индивидуальный подход к каждому ученику. Необходимо помнить, что в деле духовно-нравственного воспитания юного музыканта, его профессионализма и мировоззрения у педагога по специальности гораздо больше возможностей, чем у других учителей и это надо использовать, чтобы противостоять «засилию массовой культуры».

Литература: Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. Петрова И. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. Учебное пособие для музыкальных училищ, вузов.

МГИМ им. Симонов П. Метод К. Станиславского и физиология эмоций. Тимакин Е. Основные термины генерируются автоматически : урок, ученик, педагог, домашнее задание, музыкальная школа, работа, урок специальности, индивидуальный подход, общеобразовательная школа, рабочий тонус.

Похожие статьи Метод личностно-ориентированного обучения в классе... Принципы личностно-ориентированного подхода в работе преподавателя детской школы искусств В начале каждого полугодия педагог составляет индивидуальный репертуарный план для каждого учащегося, предполагающий перспективу развития ученика с учётом оценки... Метод личностно-ориентированного обучения в классе... Некоторые особенности современного музыкального... Массовое музыкальное воспитание и образование, помимо учреждений общеобразовательного типа школы, гимназии Все это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребенка и большой к нему любви и...

Запесоцкий А. Культура: взгляд из России. Лихачев Д. Захаров М. Здравствуй, моя Мурка! Сохор А.

Поэтому духовые инструменты делятся на деревянные и медные.

Каждый инструмент может исполнить только одну мелодию. Тембр каждого инструмента ярко индивидуален. Биография следующего инструмента насчитывает уже сто пятьдесят лет. У саксофона завидная судьба. Появившись на свет в 1842 году, он по началу использовался лишь в военных оркестрах, затем на него обратили внимание многие композиторы. Саксофон не входит в основной состав симфонического оркестра, хотя он и не столь универсален, как струнные инструменты, он добавляет к их звучанию яркие краски и способен на выразительнейшие звуковые характеристики. В конце века он как бы рождается заново, став наряду с трубой главным солирующим инструментом в джазе.

Если в симфоническом оркестре саксофон появляется лишь эпизодически, то джаз — это его родная стихия. Хотя саксофон изготавливается из металла серебра, латуни и других металлов , его по традиции относят к группе деревянных духовых инструментов. Мир музыкальных инструментов огромен. Существуют инструменты, которые мало кто слышал и видел. В XVII веке было известно, что стекло может издавать звуки при определенном к нему прикосновении. Если провести по краю бокала мокрым пальцем, из него польется тонкое пение хрусталя. Вдохновленные новым видом исполнения, для стеклянной гармоники писали музыку Моцарт, Бетховен, Штраус, Глинка и другие композиторы.

Заинтересовались такой игрой замечательные сибирские музыканты — дуэт Игоря Склярова и Тимофея Винковского. Затем к ним присоединился Владимир Перминов и Владимир Попрас. Визитная карточка коллектива — стеклянная арфа, самый высокий голос в ансамбле, она состоит из 36 бокалов. Все они изготовлены на заказ, каждый звук его неповторим. Средний голос принадлежит веррофону. Это инструмент. Состоящий из труб более метра.

Лекция концерт в музыкальной школе

В данном сценарии лекции-концерта в доступной форме предоставлена инстересная информация о музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 24 октября 2020 года в Зеленокумской детской музыкальной школе прошел концерт «Музыка – волшебная страна» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, на котором школьников познакомили с музыкой, как одним из видов искусства. Сценарий лекции-концерта «Музыкальный калейдоскоп» Интеграция образовательных областей: «Слушание музыки», «Познание».

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Знаменитый скрипач Паганини был прекрасным гитаристом и написал для гитары ряд произведений. Особым этапом в развитии гитары, стало появление электрогитар. Богатые возможности звуковой обработки, аналоговые и цифровые процессоры позволили до неузнаваемости изменить звук классической гитары. Одновременно расширились исполнительские возможности. Музыканты получили возможность максимально точно приблизить звучание гитары к желаемому результату.

Духовые инструменты, так называются музыкальные инструменты, в которых звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубе. Они изготавливаются из дерева и металла. И форма инструментов, и материал, из которого они сделаны, имеют большое значение: они определяют характер, окраску звучания, то есть тембр. Особую роль играет материал: ведь звук у металла совсем иной, чем у дерева.

Поэтому духовые инструменты делятся на деревянные и медные. Каждый инструмент может исполнить только одну мелодию. Тембр каждого инструмента ярко индивидуален. Биография следующего инструмента насчитывает уже сто пятьдесят лет.

У саксофона завидная судьба. Появившись на свет в 1842 году, он по началу использовался лишь в военных оркестрах, затем на него обратили внимание многие композиторы. Саксофон не входит в основной состав симфонического оркестра, хотя он и не столь универсален, как струнные инструменты, он добавляет к их звучанию яркие краски и способен на выразительнейшие звуковые характеристики. В конце века он как бы рождается заново, став наряду с трубой главным солирующим инструментом в джазе.

Если в симфоническом оркестре саксофон появляется лишь эпизодически, то джаз — это его родная стихия. Хотя саксофон изготавливается из металла серебра, латуни и других металлов , его по традиции относят к группе деревянных духовых инструментов. Мир музыкальных инструментов огромен. Существуют инструменты, которые мало кто слышал и видел.

В XVII веке было известно, что стекло может издавать звуки при определенном к нему прикосновении.

На престоле — неважно, как звали императора, по-настоящему на престоле Вальс. Вальс танцуют все и везде.

Великий композитор В. Моцарт, тоже венец, смеется «Забавно видеть, как люди начинают ходить кругами на немецкий лад под любой мотив, даже вовсе не подходящий». Заезжий иностранец отмечает в дневнике: «Весь город от прачки до вельможи кружится, в вальсе какая — то танцевальная болезнь!

Вскоре, в XIX веке, эпидемия под названием «Вальс», охватила весь мир. Что чувствовали заболевшие вальсом? Легкое головокружение, ощущение счастья, какое-то поэтическое забытье.

И упорное нежелание лечиться. Более того, нашлись композиторы, которые сделали всё возможное для всемирного распространения Вальса. Многие русские композиторы обращались к этому жанру.

Он был частью светской жизни. Умение танцевать, и играть вальс было признаком хорошего воспитания. Вальс был настолько популярен, что сочинялся и исполнялся не только композиторами, но и поэтами.

Образцом может служить «Вальс» русского драматурга, поэта и музыканта А. По сути, этот вальс — первый русский инструментальный вальс, дошедший до наших дней благодаря своим художественным достоинствам. Он популярен, у многих «на слуху» и пользуется любовью самых широких кругов любителей музыки.

Итак, звучит «Вальс» А. Грибоедов «Вальс» Вот на часах истории новый рубеж: XX век, а с какой легкостью, с какой свежестью вальс ведет борьбу. Нашу программу продолжит старинный вальс «Осенний сон» английского композитора Арчибальда Джойса.

Начав свою карьеру как танцор, он, организовав собственный танцевальный коллектив, ставший одним из самых популярных в стране, стал сочинять музыку. В основном это были вальсы, подарившие их автору почетный титул английского короля вальсов. В 1909 году Арчибальд Джойс совершил турне как дирижер по странам Европы.

Вполне возможно, что именно тогда он побывал и в России, где его вальсы, особенно «Осенний сон», полюбились и запомнились. Многочисленные издания нот вальсов, пластинки с их записями выходили в России огромными тиражами. Тогда же, в дореволюционные годы, появились и первые песенные версии вальса «Осенний сон».

Сейчас мы услышим этот вальс «Осенний сон» Арчибальда Джойса. Джойс «Осенний вальс» В городском саду играет Духовой оркестр. Блантера и А.

Фатьянова «В городском саду» Такова была прекрасная традиция русского музыкального быта: в городских садах и парках играли в летнюю пору военные духовые оркестры. Их репертуар составляли произведения так называемой «садовой музыки»: увертюры и сюиты, фантазии и марши, польки и вальсы, которые так приятно было слушать, сидя чуть поодаль на скамейке или прогуливаясь по аллеям сада. Особую прелесть этим концертам придавали так называемые «старинные русские вальсы», одним из популярнейших которых является вальс «На сопках Маньчжурии» И.

Это произведение написал военный дирижер Илья Алексеевич Шатров. После окончания Варшавской консерватории его назначили капельмейстером Мокшанского стрелкового полка. В 1904 - 1905 годах этот полк находился на фронтах русско-японской войны и принял участие в грандиозной битве под Мукденом, где потери русских войск были особенно значительны.

Именно тогда и написал Шатров свой вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвященный памяти павших. И сейчас мы перенесемся с вами в тот сад, в тот год и послушаем тот самый вальс. Шатров «На сопках Маньчжурии» Вероятно, это была первая в истории мировой культуры «эпидемия танца», охватившая мир на столь продолжительное время.

Вальс закружил в своем вихре сначала Вену, а затем и всю Европу. Жанр вальса настолько становится популярным, что проникает в разные национальные культуры. Так вальс появился и в татарской музыке.

Образцом может служить «Вальс» татарского композитора Хуснуллы Валиуллина. Валиуллин «Вальс» В мире симфонической музыки мы можем встретить сравнительно несложные танцы, превращенные руками композиторов — мастеров в увлекательные оркестровые пьесы. Едва ли не первое место среди этих мастеров занимает знаменитый австрийский композитор, прозванный в свое время «королем вальсов» Иоганн Штраус — сын, чтобы не спутать со Штраусом — отцом, тоже Иоганном, тоже композитором, автором более 250 вальсов, полек и других танцев.

Отец с сыном поделили между собой XIX век, отец творил в первой половине века, сын — во второй. Познавший не только славу, но и все превратности судьбы профессии музыканта, в ту пору не пользовавшейся большим уважением, Штраус — отец был против музыкальных занятий сына. Но Штраус — сын пошел против воли отца, и даже превзошел его по всем статьям: прожил на 30 лет дольше, был, вне всякого сомнения, значительно талантливее и сочинил вдвое больше танцев — почти 500.

Популярность блестящих размашистых, увлекательных танцев, Иоганна Штрауса — сына была поистине невероятна.

Двести лет назад выбор развлечений был ничуть не меньше, хотя простые радости жизни ценились куда больше, чем теперь. Когда работящие и веселые крестьяне южной Австрии в своих обыкновенных деревянных башмаках танцевали по праздникам родной, привычный танец на три четверти, они совсем не думали о последствиях этого развлечения для мировой классики. Они просто кружились со своими подружками в танце, держась за руки, и даже предположить не могли, что найдется человек, который сделает этот ритм не имевший даже никакого особенного названия, а потому так и оставшийся в истории под именем «деревенский», «деревенщина», «сельский танец». До сих пор исследователи немецкой школы утверждают, что вальс произошел от австрийского народного танца лендлера, распространенного в Австрии и Южной Германии.

Среди старых песен Германии и Австрии найдется много таких, которые пелись в ритме вальса, под них танцевали дреер. В лендлере кавалер. Однако французские хореографы доказывают связь вальса с живым и веселым провансальским танцем вольта. Вначале в вольте преобладали прыжки и весьма энергичные подъемы ног. Позднее появились элементы вращения.

И даже в старинных описаниях вольты уже есть указания, что 2пары вертелись как одно целое». Вольта стала называться «вольт», что в переводе означает «быстрый поворот». К середине ХУ1 века вольтой был увлечен весь Париж. Вольт благополучно пережил трех Генрихов 2, 3 и даже вспыльчивого Генриха 4 , но по настоянию известного всем кардинала Ришелье, усмотревшего в нем подрыв устоев религии и общества, был категорически запрещен Людовиком Х111. Продолжая жить в народе, танец перешел границу и, смешавшись с лендлером, начал быстро распространяться в странах Европы: Германии, Австрии, Чехии, получил новое название — вальс.

Освободился от пыжков, стал шире, динамичнее и возвратился во Францию, приобретя большую популярность. В изданных до 1800 года книгах говорилось, что обществу, цивилизации, религии грозит «вальсовая зараза» и вальс сравнивался с холерой и проказой. Правда, чтобы этот репертуар деревенской дискотеки — лендлер, от слова Landl , что значит «сельская местность», - стал вальсом, а у вальса появился король, кто-то должен был еще создать ему королевство. И это делалось двумя поколениями венских, то есть уже не сельских, а столичных, музыкантов, причем с переменным успехом: они же не знали, что они строят, вернее, что будет построено из их музыки и их выдумок. Первым случаем, когда в серьезную классическую музыку проник этот самый «крутящийся» ритм на три четверти, стал Скрипичный концерт небезызвестного в Вене композитора Людвига ван Бетховена: дело было в 1806 году, концерт ужасно понравился самому влиятельному ученику Бетховена, эрцгерцогу Рудольфу, и он попросил учителя сделать версию для фортепиано.

Его высочество на скрипке играть не умел, а на рояле с трудом, но мог сыграть, в том числе и особенно понравившуюся ему мелодию из середины финального рондо, где, собственно, и появился в первый раз на классической музыкальной сцене ритм вальса в чистом виде. История стала набирать обороты. Венские любители музыки стали как-то сразу очень активно интересоваться новой игрушкой великовозрастного наследника престола. А что же это за танец и что за ритм на 1-2-3, который крутится себе, как карусель, а не прихрамывает, подобно старым придворным танцам вроде менуэта или паспье?.. Так вальс вошел в первый раз в моду, и к нему приклеилось определение «венский».

Был создан прецедент: вальс узнали и запомнили. Но пора раскрыть секрет, который не очень интересовал в 1806 году Бетховена и его ученика, зато очень заботил людей, которые пеклись об общественной нравственности. Путь, который проделывали танцы из деревни в столицу, был почти один и тот же в течение десятков лет: из глуши в столицу. В самом деле, из простонародного в великосветское платье были до того переодеты почти все дежурные номера тогдашних балов — и все эти танцы, которые вальс потом вытеснил, постепенно избавились от своих грубых деревенских «привычек», переняли дворцовый этикет. Но вальс стал первым танцем, где кавалер должен был держать даму — страшно подумать, не то что сказать!

Более того, никак иначе этот танец невозможно было танцевать, а всем очень хотелось научиться. Скандал, да и только! Максимум того, что разрешалось даме и кавалеру вместе делать в кадрилях, полонезах и экосезах — это проходить несколько шагов по танцевальной зале, взявшись за руки. И расходиться. Вальс же именно потому, что он не прихрамывает, а кружится, требовал, чтобы пара вместе вращалась по часовой стрелке в такт музыке.

Конечно, этого потерпеть не могли: вальс объявили «безнравственным» и стали запрещать. Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских стран. Не сразу появился танец и в России, так как Павел 1 высочайшими повелениями старался помешать его распространению, и офицеров, виновных «в танцевании пляски, вальсеном именуемом», прямо с бала препровождали на гаупвахту. Когда вальс все-таки разрешили, оказалось, что уже написано столько легкой и милой музыки на 1-2-3, что любителям покружиться в танце есть из чего выбирать.

Самый простой — это подражать животным или людям. Музыка может изображать звуки, которые мы все знаем — жужжание шмеля, кукареканье петуха или даже чихание. Рыбицкий — «Кот и мыши». Иногда уже название пьесы вызывает улыбку.

Роули — «Обезьянки на дереве». Юмор в музыке — это не обязательно смех. Музыка может быть просто веселой, озорной, создающей хорошее настроение. Галынин — «Зайчик». Для того чтобы сделать музыку смешной, можно использовать фальшивые ноты, делать неожиданные акценты, внезапные остановки. Все это мы услышим в шуточной Польке французского композитора Пуленка. Пуленк — Полька. Ведущий: Следующая глава нашей воображаемой книги посвящена джазу.

Джаз — это вид музыкального искусства, который появился в Америке в конце XIX века, а потом распространился по всему миру. Характерными чертами джазовой музыки являются импровизация и особый синкопированный ритм. Сейчас мы услышим три джазовые иллюстрации. Мордасов — «Смелее, малыш! Керн — «Дым». Жарр — Вальс. Ведущий: Листая страницы нашей книги, мы попадаем в сказку. Слушая классическую музыку, любители сказок могут встретить много знакомых героев и персонажей.

Одним из самых популярных сказочных образов у русских композиторов является Баба Яга. Этот персонаж встречается в произведениях Мусоргского, Лядова, Чайковского. Щуровский — Танец Бабы Яги. Во многих сказках живут маленькие принцессы. Музыкальный портрет одной из них рисует следующая пьеса. Симонова — Маленькая принцесса. По сюжетам сказок композиторы сочиняют оперы и балеты: «Золушка» Прокофьева, «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова и т. Армянский композитор Карэн Хачатурян написал балет по сказке «Чиполлино».

Сейчас прозвучат два фрагмента из этого балета.

Лекция - концерт "Музыкальные жанры: Танец"

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Лекция-концерт «Путешествие по музыкальным эпохам». Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/ 15 учебный год) Номинация: дополнительное образование детей и школьников Название работы: Сценарий лекции-концерта для учащихся старших классов ДШИ. Методическая разработка на тему: Сценарий лекции-концерта "Звучала музыка с экрана". Пример сценария лекции-концерта в рамках культурно-просветительского проекта «Дети о гитаре». Лекция-концерт позволяет соединить решение учебно-педагогических проблем с задачами музыкального просвещения. Сценарий музыкально-поэтического вечера в музыкальной школе.

Лекция-концерт для учащихся ДШИ "Вечер русского романса"

Задача преподавателя — дать возможность демонстрации учеником своего профессионального роста, а для этого необходимо разнообразить программу, воспитывать интерес ко всем формам музыкальных произведений. Но это бывает сложно. И не всем преподавателям под силу увлечь заниматься за инструментом гаммами, арпеджио, упражнениями, этюдами. Детям нужно объяснить, что все формы работы очень важны и необходимы для развития определенных навыков: технических, исполнительских. Ведь задача музыкальной школы — воспитание эрудированного музыканта. Исходя из этого, следует подчеркнуть: — программа академического концерта определяется заранее — программа состоит из разнохарактерных произведений — подготовка к академическому концерту ведется последовательно на протяжении всего семестра — наряду с программой академконцерта ведется работа над всей остальной программой — большое внимание необходимо уделять техническому развитию учащегося: гаммы, упражнения и этюды должны постоянно присутствовать как формы работы на уроке и в домашних заданиях. Организационные формы академических концертов Как же организовать академический концерт в музыкальной школе, и какие формы проведения академконцерта возможны? Многое зависит от контингента учащихся. Если школа многочисленная, то проще организовывать академконцерты одного отдела.

Это могут быть концерты класса одного преподавателя; или концерты по ступеням обучения, например, выступление учащихся младших классов на одном концерте. При первом варианте есть возможность оценить работу преподавателя в целом, определить профессиональный уровень преподавателя, охарактеризовать сильные и слабые стороны педагогических приемов, выявить правильность подхода к подбору программы, выявить положительный опыт работы преподавателя с целью использования его другими педагогами. Для преподавателя эта форма проведения академического концерта представляет определенные сложности: необходимо подготовить к конкретной дате учащихся всего класса. Но у учащихся разные возможности, разные музыкальные данные. Проще выставлять учащихся на академические концерты по мере их готовности. Для этого должен быть скользящий график и несколько дат проведения концертов.

И всё же он жив. Его сохранила для человечества классическая музыка.

Запечатлев, с помощью вальса свою эпоху — золотой для музыки XIX век, она подняла расхожие, бытовые его интонации на уровень высокого искусства, для которого смена эпох не только не страшна, но и помогает увидеть ценность его творений. Фортепианные вальсы Шопена, Шуберта, Листа, симфонические «Вальс — фантазия» Глинки, балетные и симфонические вальсы Чайковского и Прокофьева, а также различные обработки для многих популярных инструментов — всё это принадлежит сокровищнице музыкальной классики. Штраус «Весенние голоса» Вальс — по-немецки «вальцер», что значит «вращательный», «танец — вращенец». У немцев в старину этот же танец назывался ещё и «роллер» «круженец» или «дреер» - «вертенец». Названия разные, а смысл похожий. Почему все слова немецкие? Потому что, по давнему своему происхождению — это немецкий крестьянский танец. Между прочим, его когда-то так и называли: «дойчер» - «немецкий» или «лендлер» - «крестьянский».

Вот ещё два любопытных названия вальса: «шпиннер» - «прядильщик» и «шляйфер» «точильщик». Тоже ведь на вращательные движения намекают. Но в этих названиях интересная особенность есть — они подражательные. Движения вальса, выходит, когда-то подражали труду прядильщика, точильщика. Людям, оказывается, удовольствие доставляет повторять в танцах движения, которые они видят вокруг себя. В конце концов, все названия забылись, осталось одно — Вальс — танец, который танцуют парами, кружась, вращаясь. Давайте вместе с вами закружимся в этом нежном и поэтичном танце. Сейчас прозвучит русский вальс.

Для русских композиторов вальс — это не только танец, но и способ передачи различных чувств и настроений. Итак, звучит «Меланхолический вальс» А. Даргомыжский «Меланхолический вальс» Путь вальса к всеобщему признанию был нелегок. Аристократической и буржуазной среде многое в новом танце казалось неприемлемым. Движения вальса находили неприличными: виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню и прижимал к себе… Ужасно! Как сказал один французский журналист, «предел непристойности и скабрезности». Против вальса были официальные и неофициальные выступления. В Вене в первое десятилетие XIX века запрещалось танцевать вальс больше десяти минут.

В России вальс также подвергался гонениям. Его невзлюбила Екатерина Вторая, а при Павле Первом опубликовали полицейское предписание, запрещавшее «употребление пляски, вальсеном именуемой». Но запреты не помогали, и вальс распространялся по Европе, как было сказано в одном трактате, «наподобие эпидемии насморка». Микроб вальса оказался ужасно заразным. Вена — столица Австрии. На престоле — неважно, как звали императора, по-настоящему на престоле Вальс. Вальс танцуют все и везде. Великий композитор В.

Моцарт, тоже венец, смеется «Забавно видеть, как люди начинают ходить кругами на немецкий лад под любой мотив, даже вовсе не подходящий». Заезжий иностранец отмечает в дневнике: «Весь город от прачки до вельможи кружится, в вальсе какая — то танцевальная болезнь! Вскоре, в XIX веке, эпидемия под названием «Вальс», охватила весь мир. Что чувствовали заболевшие вальсом? Легкое головокружение, ощущение счастья, какое-то поэтическое забытье. И упорное нежелание лечиться. Более того, нашлись композиторы, которые сделали всё возможное для всемирного распространения Вальса. Многие русские композиторы обращались к этому жанру.

Он был частью светской жизни. Умение танцевать, и играть вальс было признаком хорошего воспитания. Вальс был настолько популярен, что сочинялся и исполнялся не только композиторами, но и поэтами. Образцом может служить «Вальс» русского драматурга, поэта и музыканта А. По сути, этот вальс — первый русский инструментальный вальс, дошедший до наших дней благодаря своим художественным достоинствам. Он популярен, у многих «на слуху» и пользуется любовью самых широких кругов любителей музыки.

Нет, не забудет никто никогда Школьные годы. Вот на груди алый галстук расцвел, Юность бушует, как вешние воды. Жизнь — это самый серьезный предмет.

Радость найдем, одолеем невзгоды, Красная площадь, весенний рассвет — Вот и кончаются школьные годы. Припев повторить Слайд 21 Беседы музыковеда Композитор сделал также большое и важное дело, когда организовал на радио цикл передач о музыке. Они потом трансформировались в книги «Дорогие мои друзья... Это были беседы умудренного жизнью музыковеда со старшеклассниками на музыкальных вечерах для юношества. Послушаем живой голос композитора. Цикл Беседы о музыке. Слайд 22 и 23 Кабалевский в детской аудитории. Слайд 24 Жюри конкурса. Авторитет Кабалевского в музыкальном мире был настолько высок, что его часто приглашали участвовать в работе жюри международных конкурсов вместе с другими прославленными музыкантами со всего мира.

Он не раз работал в жюри конкурса имени П. В 1937 году он стал профессором Московской консерватории, которую блестяще закончил за десять лет до этого. Главным делом и главным увлечением композитора была музыка Слайд 26 Ребята, посмотрите на экран и скажите, кто был самой любимой аудиторией композитора? Слайд 27 Учитель с большой буквы. Предназначением всей жизни Кабалевского стало быть Учителем в самом всеобъемлющем смысле этого слова. В нашей стране не было школы или пионерского лагеря, Дома творчества или музыкальной студии, где не звучала бы его музыка и особенно — песни. Много лет с телевизионного экрана не сходило его лицо, по радио звучал его голос. Слайд 28 Произведения. Среди работ Кабалевского есть оперы, балет, оперетта, произведения для симфонического оркестра и хора, огромное количество произведений для фортепьяно.

Он писал множество серьезных, вдумчивых и глубоких работ, был автором музыки большого количества кинофильмов, Кабалевский «отметился» почти во всех аспектах советской музыки, но в первую очередь он стал известен как великолепный композитор для детей и молодежи. Огромную популярность получила песня «Наш Край» Релаксация Слайд 29 Песня « Наш край» А сейчас мы с вами совершим путешествие по родному краю и послушаем песню Дмитрия Борисовиа Кабалевского «Наш край».

Учащиеся в дружественной атмосфере с удовольствием исполняют свои произведения. Дети играют друг другу более раскрепощено, учатся оценивать уровень исполнительства, и могут выбрать понравившуюся мелодию в свой репертуар. Интересные формы академических концертов Музыкальный вечер одного композитора Исполнение учащимися пьес определенного композитора станет отличным познавательным мероприятием. Сценарий концерта можно построить на рассказе о фактах биографии и стиле музыканта-сочинителя , а исполняемая музыка станет подтверждением. Отдайте предпочтение детским альбомам композиторов-классиков и современников, уникальность их в том, что пьесы сборника можно подобрать как начинающим, так и уже взрослым пианистам. Например: «Детские альбомы» классиков русской и советской музыки; В.

Коровицин «Детский альбом»; Н. Смелков «Альбом для юношества»; Пьесы, Э. Грига, Н. Смирновой, Д.

Лекция-концерт "Гармонии таинственная власть"

Лекция-концерт в рамках культурно-просветительского проекта «Музыкальное путешествие». Концерт приурочен к 55-летнему юбилею Детской школы искусств №1 города. Методическая разработка внеклассного мероприятия «Лекция-концерт «Путешествие по музыкальным эпохам». Цикл общешкольных лекций-концертов для обучающихся младших классов ДМШ№3. Лекция концерт в музыкальной школе. Сценарий. Лекция концерт в музыкальной школе. Сценарий педагогического концерта.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий