Требования к языку публичного выступления

Основные требования, предъявляемые к словесному оформлению публичного выступления, — это (7) лексическая точность, (2) орфоэпическая и грамматическая правильность, (3) стилистическая выразительность. Начало публичного выступления всегда должно произноситься голосом, тоном умеренным и средним. 2. Не злоупотребляйте жестом и мимикой: будьте на трибуне артистом, а не клоуном. Требования к основному тезису выступления: фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления; — суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти. Попробуйте этот простой и действенный метод, и вы увидите, насколько свободнее и увереннее вы будете чувствовать себя в пространстве публичного выступления.

Основы публичного выступления

ЯЗЫК И СТИЛЬ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ В данной статье вы рассмотрите сущность, цели и значение публичного выступления, а также технологию подготовки текста для публичного выступления.
Требования к поведению оратора Что такое публичное выступление, какие виды существуют, их особенности. Этапы выступления перед публикой. Основные требования к оратору.
Язык и стиль публичного выступления | Студент-Сервис Начало публичного выступления всегда должно произноситься голосом, тоном умеренным и средним. 2. Не злоупотребляйте жестом и мимикой: будьте на трибуне артистом, а не клоуном.
Как подготовить текст публичного выступления / IGRO Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные из них: 1. Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена.

Заказать звонок

Стоять нужно прями и перенести центр тяжести с пяток на носки. С отдельными слушателями можно наладить зрительный контакт. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли. Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а при медленной — люди отвлекаются. Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха. Случается, что одна неподходящая деталь или несочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм.

Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается и ниточке и вот-вот упадет. Роль одежды в деловом общении очень значительна, поскольку она несет многомерную информацию о своем обладателе: — о его финансовых возможностях; — о принадлежности к определенной социальной группе, профессии; — об отношении к окружающим людям. Одежда влияет на успех или неуспех. Психологическая основа этого — «эффект ореола». В зависимости от ситуации, деловой костюм может быть в достаточно свободных комбинациях например, водолазка вместо сорочки , но увлекаться этим не стоит.

Не стоит и слепо следовать новинкам моды. Если фигура мужчины не подходит по описание «высокий и стройный», то двубортный костюм из гардероба лучше исключить — он еще больше «укоротит» фигуру, а полных превратит в «колобков». А чем отличается костюм деловой женщины? Для деловой женщины нет мелочей. Все — от прически до обуви — тщательно продумано.

Есть несложные правила создания имиджа преуспевающей женщины. При подборе одежды важно: — Умение подбирать одежду. Следует избегать кричащих нарядов, обтягивающих силуэтов, изделий из прозрачных материалов, толстых свитеров, декольте и мини-юбок. Чем меньше украшений, тем лучше. Если деловая женщина надевает украшение, то оно должно быть функционально, или целенаправленно.

Самое необходимое украшение для деловой женщины — это обручальное кольцо. Оно говорит о том, что вы заняты делом и ничем другим.

Одежда оратора также имеет большое значение.

У зрителей не должно быть определённого дисбаланса между вашей речью и вашим внешним видом. В процессе оценивания публичного выступления обязательно будут учтены все вышеперечисленные пункты. Обязательно учтите простые рекомендации, чтобы максимально усовершенствовать свою речь и избавиться от ненужных переживаний.

Практически все критерии оценивания публичного выступления основываются на привлечении внимания слушателей. Заинтересовать аудиторию, и тем самым сделать вашу речь успешной, помогут несколько простых советов от опытных мастеров ораторского искусства. Перед составлением речи отдельно пропишите главную задачу и цель вашего выступления.

Придумайте интересное и интригующее вступление, которое легко привлечет внимание и никого не оставит равнодушным. Используйте в тексте цитаты и изречения знаменитых людей. Чтобы установить контакт с аудиторией, обогатите свой доклад риторическими вопросами.

Чтобы доверие публики к оратору не исчезло, не нужно в своей речи извиняться за что-либо. Даже если вы сильно волнуетесь, постарайтесь этого не показывать, и, скорее всего, никто не заметит вашего страха. Используйте в речи аналогии.

Возьмите для примера любой предмет или явление, которое известно каждому, и простым языком объясните сложный тезис или понятие. Так вы сделаете свою речь понятной для каждого, и зритель обязательно оценит по достоинству ваши старания. Авансирование — умышленное затягивание важной информации.

Пообещайте слушателям рассказать во время выступления о чем-то действительно интересном и необычном, и они будут очень внимательно слушать ваш доклад.

Слайд 6 Адаптация к аудитории Публичная речь произносится в определённой аудитории, поэтому оратор должен хорошо знать, перед кем ему предстоит выступать, учитывать состояние и настроение слушателей. Это позволит ему лучше подготовиться к выступлению и добиться успеха в общении. Слайд 7 Американский специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности оратора: Нельзя прервать выступление, когда хочется; Нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас; Трудно понять отношение аудитории к себе; Нельзя вести себя свободно, так, как хочется; По вашему выступлению о вас составят мнение, которое трудно будет изменить Слайд 8 Общие требования к публичному выступлению Разные жанры, как и разные формы публичного выступления требуют разных приёмов подготовки.

Существует четыре способа подготовки к публичному выступлению: 1 экспромт - выступление без подготовки; выступление публичный композиция ораторский 2 опора на план-конспект - заранее подготовленный подробный план выступления, где каждый пункт сопровождается перечнем основных идей, которые должны быть изложены; 3 опора на текст - дословное воспроизведение прочитывание написанного текста; 4 воспроизведение наизусть - заучивание и воспроизведение без опоры на записи.

Какой из этих способов самый лучший? Это зависит, прежде всего, от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Опытные ораторы например, преподаватели, много лет читающие лекции в вузах, пользуются различными видами планов-конспектов. План-конспект - это тот идеал, к которому надо стремиться. Однако, если вы боитесь публики, текст лучше заучить наизусть. При себе можно и нужно иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Итак, вы узнали, что должны выступить с неким сообщением. С чего начать подготовку? Опытные ораторы предостерегают от распространённой ошибки: не стоит сразу советоваться с кем-либо или искать литературу по теме информацию в Интернете. Сначала обдумайте то, что вы сами можете сказать по данному вопросу. Карнеги советовал: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей». Только тогда, когда вы поймёте, что вы знаете, а чего не знаете по теме выступления, можно начинать сбор материала.

В противном случае вы рискуете просто «утонуть» в обилии информации. Подбор литературы - это важный навык для любого оратора. Психологи рекомендуют для формирования этого навыка чаще работать с библиотечными каталогами, просматривать перечень статей, который обычно даётся в последнем номере журнала, изучать библиографические издания и справочники. Это позволяет ускорить процесс подготовки к выступлению. Работая с книгами, обращайте внимание на аннотацию, которая обычно напечатана рядом с выходными данными книги в самом начале или в конце её. В аннотации отражено основное содержание книги, эта информация поможет вам быстро определить, какие из отобранных книг подходят для работы над выступлением больше всего.

Собирая материал, не отбрасывайте то, что сейчас кажется вам лишним. Всегда лучше иметь так называемые резервные знания по теме, они придают выступающему особую уверенность. Когда материал собран, необходимо структурировать его. Возможно, тема выступления была дана вам заранее. В таком случае надо, как говорят в логике, разделить объём понятия, то есть выделить его составляющие. Они станут пунктами плана выступления, его каркасом.

Эти проблемы станут основой выступления. Если же вам предстоит самостоятельно сформулировать тему, необходимо делать это таким образом, чтобы тема не была слишком общей например, неудачны темы «Забота о здоровье» или «Российское собаководство». Тема должна содержать в себе скрытый вопрос, на который даётся ответ в ходе выступления. Например, уже упомянутая тема «Проблемы современного студенчества» даёт ответ на вопрос, какие проблемы существуют у студентов в наше время. Тема научного доклада должна указывать на раскрываемые в данном докладе научные понятия или на взаимосвязи тех или иных явлений например: «Влияние фторсодержащих продуктов на зубную эмаль». Сформулированная тема не должна быть громоздкой.

Если в ней десять и более слов, она уже с трудом воспринимается. Длинные формулировки, особенно включающие в себя иноязычную терминологию, отталкивают слушателей, порой даже программируют отрицательное отношение к выступлению в целом. Структурируя собранный материал, ведите записи. Менделеев считал, что «найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад». Наиболее простой вид записи - это выписки. С этим видом работы многие знакомы, но не все делают выписки правильно.

Карнеги предлагал: «Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги - так будет легче их собрать и классифицировать». Не стоит писать в тетрадях и блокнотах, поскольку там трудно будет быстро найти то, что нужно. Лучше использовать карточки - возможно, цветные. В верхней части напишите, к какой теме относится данная запись, и потом вы легко соберёте вместе все записи на одну тему. Если карточки будут разного формата и размера, их тоже будет проще сортировать. Кроме того, это способствует запоминанию информации.

Конечно, не стоит писать на каточке с двух сторон. Эта формальная экономия приведёт к тому, что многое придется переписывать - ведь для дополнительных заметок уже не будет места. Кроме того, может оказаться, что записанное на одной стороне будет использовано в начале доклада, а то, что записано на другой, - в середине. В результате чтения и выписывания информации вы должны сформулировать собственное отношение к предмету речи, это даст вам возможность в дальнейшем правильно отсортировать информацию. Чтобы отобрать из всего собранного материала то, что пригодится для конкретного выступления, можно поступить следующим образом: - записать перечень собранных фактов на листе бумаги это должен быть просто перечень, без системы, но в него необходимо включать все, что вы знаете или смогли найти по данной теме, даже то, что имеет к теме косвенное отношение ; - отобрать главное, записать главные положения на листе, оставляя между ними пространство сюда вы будете записывать второстепенные факты, подтверждающие основные моменты выступления ; - выстроить главные факты в логической последовательности, отмечая их цифрами. У вас получился подробный план, который необходимо разделить на вступление, основную часть и заключение.

Вы сразу увидите, чего вам не хватает, над чем нужно поработать.

Вы точно человек?

По большей части публичная речь – это речь устного выступления. Ей присущи многие черты устной речи: ориентированность на слушателя; эмоциональность, непосредственность. 10 ошибок в публичных выступлениях. Основная цель публичного выступления — донести определенную информацию, вдохновить и дать толчок к действиям. Есть особенности, которые объединяют публику и оратора, а также улучшают взаимодействие между ними. Следующий аспект речевой культуры – выполнение определенных требований к языку публичного выступления, к речи оратора. Какими качествами должна обладать эта речь? Для ответа на этот вопрос следует представить систему отношений между: Речью и языком.

Логика мышления и языка

лингвистика и языки. 8. Требования к содержанию публичного выступления. Понятия содержательности и информативности ания к речи:Простота и ясность. Делайте свою речь непохожей на другие выступления. Публичная речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. Формирование навыков публичного выступления – это комплексная, многоэтапная работа, включающая в себя разнообразные методы и формы обучения русскому языку. научная статья в помощь для курсовых проектов, эссе, рефератов и контрольных работ, ВКР и дипломных.

Как подготовиться к публичному выступлению

Начало публичного выступления всегда должно произноситься голосом, тоном умеренным и средним. 2. Не злоупотребляйте жестом и мимикой: будьте на трибуне артистом, а не клоуном. По большей части публичная речь – это речь устного выступления. Ей присущи многие черты устной речи: ориентированность на слушателя; эмоциональность, непосредственность. Какие критерии оценки публичного выступления наиболее актуальны? Используем основные требования к речи оратора, чтобы правильно составить текст и выступить перед аудиторией.

Как составить текст публичной речи: примеры и подсказки

Научные и учебные работы по теме: 11. Проведение публичных выступлений информацию о продукции своего предприятия. Этапы подготовки и проведения публичного выступления В основе классической схемы ораторского искусства лежит этапов: подбор. Делайте свою речь непохожей на другие выступления. Публичная речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. Типичные ошибки ораторов Требования к публичному выступлению Как побороть неуверенность? Речь без примеров Лишние жесты и мимика Некачественная подготовка. Во-вторых, в публичном выступлении преобладает монологичная речь, что накладывает на нее особые требования. В-третьих, публичное выступление нельзя остановить, не закончив, или перенести его продолжение на другое время. Третье занятие серии посвящено структуре публичного выступления. Традиционно структура выступления делится на три блока: вступление, основная часть и заключение.

Вопрос 16. Требования к языку публичного выступления. 4 критерия публичного выступления.

Наконец, завершается речь выводами, суммированием сказанного, возможно — призывом к действию. Во-вторых, сторителлинг. Из этого правила есть исключения, но их немного. Ораторам рекомендуют приводить наглядные примеры, рассказывать короткие истории и анекдоты, чтобы оживить публичное выступление и заинтересовать слушателей.

Зарубежный термин «сторителлинг» означает рассказывание историй. В судебной и академической коммуникации к этому инструменту обращаются редко, но тоже обращаются. В-третьих, эмоциональность.

Вы можете возразить, что адвокат или прокурор должны сохранять хладнокровие, какая уж тут эмоциональность! Но на практике всегда должно ощущаться неравнодушие оратора к тому, что он говорит. Эмоциональность может быть сдержанной, как в юридических речах, или яркой, как во время политической агитации.

Но публичное выступление ни в коем случае не должно быть монотонным — это утомляет аудиторию. Наконец, одно из самых важных требований ко всем речам — краткость. Оратору не стоит говорить длинными сложными предложениями — это звучит неестественно.

Умение подготовить речь — во многом умение сокращать. Даже если у вас большой объем интересной и важной информации, помните, что даже поглощенная рассказом аудитория устает. Поэтому оставляйте суть и то, что помогает ее выразить, не стремитесь сделать речь слишком длинной.

Теперь поговорим о технической стороне дела: как подготовить успешное публичное выступление? Подготовка состоит из нескольких последовательных шагов, но первое, что вы должны сделать, — сформулировать и записать для себя цель. Чего вы хотите добиться своей речью?

Какой реакции ждете от зала? Какого результата стремитесь достичь? Обязательно запишите цель, не держите ее в уме.

Это стержень, вокруг которого будет строиться вся речь. Подготовительный этап Изучение аудитории. Вам нужно четко понимать, перед кем предстоит выступить.

Может показаться, что для этого не нужно проводить дополнительное «расследование»: вы и так знаете свое руководство, партнеров или студентов. Рассуждать так опрометчиво. Подумайте про аудиторию более тщательно: какие у этих людей желания и цели?

Чего они хотят достичь? Как их можно заинтересовать? Какой тон публичного выступления будет им ближе?

Ваша речь должна быть адаптирована к аудитории. Если на научной конференции вы можете не давать лишних пояснений, использовать много терминов, то для общения со студентами нужно выбрать более простой стиль. Учитывайте, насколько публика расположена к вам.

Это благодарные слушатели, которые хотят узнать больше о том, чем интересуются? Или людей нужно сначала убедить в важности темы?

Заключение должно закреплять и усиливать впечатление от изложенного, ставить перед слушателями задачи, вызывать у них предрасположенность к определенным действиям и поступкам.

В отношении заключения можно порекомендовать соблюдать следующие правила: 1. Не заканчивай выступление шуткой, особенно не относящейся к делу: это вызывает впечатление несерьезности. Не допускай в заключении многочисленных мелких добавлений, как например: «заканчивая, я хотел бы сказать…» и т.

Правильно рассчитывай продолжительность выступления. Никогда не говори, что не успел уложиться и поэтому вынужден заканчивать очень грубая и, к сожалению, часто встречающаяся ошибка. Ораторский стиль: определения понятия, основные классификации Ораторский стиль— это устная подкатегория публицистического стиля.

Это обычно волнующие вопросы общественно-политического характера, церковные проповеди и торжественные речи по поводу таких событий, как похороны, свадьба, юбилей и пр. Классификация стилей: книжные стили и разговорный стиль. К книжному стилю относятся: научный стиль, официально- деловой, публицистический стиль, литературно-художественный стиль.

Классификация по типу нервной деятельности: 1. Эмоциональный тип Впечатлительные натуры вкладывают в свою речь не только свои мысли, но и чувства. Оратором такого типа нужно родиться.

Выступающий, который не способен искренно воодушевлять людей, но в тоже время пытающийся это сделать — обманывает аудиторию. Он начинает то и дело кричать, махать руками, чем забавляет слушателей. Такой оратор склонен к преувеличению.

А объективное изложение вопроса — довольно редкое явление в практике этого выступающего. Рациональный тип Подразделяется на несколько подтипов: 1 «Мыслящий вслух» Он не сообщает аудитории готовых истин и не призывает ее следовать за кем-либо. А он просто, как бы вместе со слушателями, размышляет верное решение того или иного вопроса.

Немногие ораторы способны мыслить вслух. Однако, эта способность скорее недостаток, чем достоинство.

Когда мы готовимся к выступлению, одни виды выступлений кажутся нам совершенно несложными например, объявление о том, что завтра будет заседание студенческого совета , а другие - например, доклад или официальная речь на каком-нибудь собрании - гораздо труднее.

Для того, чтобы научиться хорошо говорить, нужно овладевать умением выступать в самых разных жанрах. Безусловно, различные жанры публичной речи требуют разной степени подготовленности оратора. Однако в риторике существуют общие правила, которые можно применять при подготовке выступления любого жанра.

Перечислим основные из них: 1. Решительное начало первая фраза должна быть четкой, произносить её следует уверенно и выразительно; необходимо всегда хорошо знать, с чего вы начнёте; если это подготовленное выступление - первая фраза должна быть тщательно продумана и выучена. Драматизм некое напряжение в тексте.

Сдержанная эмоциональность слушатели должны понимать, что тема выступления вам небезразлична; выступление не должно быть монотонным, но эмоциональность не должна быть избыточной, в противном случае она вызывает у слушателей чувство неловкости. Краткость краткие выступления воспринимаются как более умные и информативные. Диалогичность лучшее впечатление производят выступления, направленные на диалог со слушателями; для этого используются разного рода вопросы, в том числе риторические, а также обращения к аудитории.

Разговорность лучше воспринимаются выступления, построенные в форме непринужденной беседы; простота и доступность изложения - тоже проявление разговорности, однако это особая разговорность - литературная, она предполагает незначительное использование собственно разговорных слов и выражений. Установление и поддержание контакта с аудиторией необходимо смотреть на аудиторию, следить за её реакцией. Понятность главной мысли главная мысль должна быть выражена словами, причём в ходе выступления лучше повторить её не менее двух-трёх раз.

Чёткое завершение как и начало, оно должно быть хорошо продумано, отрепетировано; завершающую фразу нужно произносить так, чтобы аудитория поняла, что это финал. Существует четыре способа подготовки к публичному выступлению: 1 экспромт - выступление без подготовки; выступление публичный композиция ораторский 2 опора на план-конспект - заранее подготовленный подробный план выступления, где каждый пункт сопровождается перечнем основных идей, которые должны быть изложены; 3 опора на текст - дословное воспроизведение прочитывание написанного текста; 4 воспроизведение наизусть - заучивание и воспроизведение без опоры на записи. Какой из этих способов самый лучший?

Это зависит, прежде всего, от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Опытные ораторы например, преподаватели, много лет читающие лекции в вузах, пользуются различными видами планов-конспектов. План-конспект - это тот идеал, к которому надо стремиться.

Однако, если вы боитесь публики, текст лучше заучить наизусть. При себе можно и нужно иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже. Итак, вы узнали, что должны выступить с неким сообщением.

С чего начать подготовку? Опытные ораторы предостерегают от распространённой ошибки: не стоит сразу советоваться с кем-либо или искать литературу по теме информацию в Интернете. Сначала обдумайте то, что вы сами можете сказать по данному вопросу.

Карнеги советовал: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей». Только тогда, когда вы поймёте, что вы знаете, а чего не знаете по теме выступления, можно начинать сбор материала. В противном случае вы рискуете просто «утонуть» в обилии информации.

Подбор литературы - это важный навык для любого оратора. Психологи рекомендуют для формирования этого навыка чаще работать с библиотечными каталогами, просматривать перечень статей, который обычно даётся в последнем номере журнала, изучать библиографические издания и справочники. Это позволяет ускорить процесс подготовки к выступлению.

Работая с книгами, обращайте внимание на аннотацию, которая обычно напечатана рядом с выходными данными книги в самом начале или в конце её. В аннотации отражено основное содержание книги, эта информация поможет вам быстро определить, какие из отобранных книг подходят для работы над выступлением больше всего. Собирая материал, не отбрасывайте то, что сейчас кажется вам лишним.

Всегда лучше иметь так называемые резервные знания по теме, они придают выступающему особую уверенность. Когда материал собран, необходимо структурировать его. Возможно, тема выступления была дана вам заранее.

В таком случае надо, как говорят в логике, разделить объём понятия, то есть выделить его составляющие. Они станут пунктами плана выступления, его каркасом. Эти проблемы станут основой выступления.

Если же вам предстоит самостоятельно сформулировать тему, необходимо делать это таким образом, чтобы тема не была слишком общей например, неудачны темы «Забота о здоровье» или «Российское собаководство». Тема должна содержать в себе скрытый вопрос, на который даётся ответ в ходе выступления. Например, уже упомянутая тема «Проблемы современного студенчества» даёт ответ на вопрос, какие проблемы существуют у студентов в наше время.

Тема научного доклада должна указывать на раскрываемые в данном докладе научные понятия или на взаимосвязи тех или иных явлений например: «Влияние фторсодержащих продуктов на зубную эмаль». Сформулированная тема не должна быть громоздкой. Если в ней десять и более слов, она уже с трудом воспринимается.

Длинные формулировки, особенно включающие в себя иноязычную терминологию, отталкивают слушателей, порой даже программируют отрицательное отношение к выступлению в целом. Структурируя собранный материал, ведите записи. Менделеев считал, что «найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад».

Наиболее простой вид записи - это выписки.

Например: «Жребий брошен»; «Служить бы рад, прислуживаться тошно»; «Лучше меньше, да лучше», «Век живи, век учись»; «Большому кораблю — большое плаванье» и др. Являясь частью словарного состава, фразеологические обороты подобно отдельным словам образуют несколько стилистических пластов. С точки зрения стилистики то есть в зависимости от их преимущественного использования в той или иной сфере общения людей выделяются межстилевые общеупотребительные , книжные, разговорные и просторечные фразеологизмы. Эмоционально окрашенные фразеологизмы обусловлены определенной зависимостью эффективности усвоения слушателями высказываний оратора от меры эмоциональной окраски речи. Приведем несколько таких фразеологизмов: «бесструнная балалайка» — в значении «очень болтливый человек» неодобрительное ; «отставной козы барабанщик», «административный угар» — иронические устойчивые словосочетания; «кисейная барышня», «телячьи нежности» — пренебрежительные.

Разнообразие лексики, эмоциональная окраска фразеологизмов, их оценочность и образность делают речь одним из самых ярких и действенных средств выразительности и аргументации. И не случайно в судебных речах, выступлениях юристов на публике используются самые разнообразные лексические и фразеологические средства. Хотя, по мнению того же А. Кони, здесь необходима мера. Эта замена французского слова resume, как мне казалось, встречена была многими сочувственно. Новое слово в сложившемся уже языке только тогда извинительно, когда оно безусловно необходимо, понятно и звучно.

Начинающему юристу полезно знать, что существуют такие стилистические и семантические приемы в лексике и фразеологии русского языка, которые существенно обогащают нашу речь. К стилистическим приемам, прежде всего, относится особое использование фразеологизмов, выражающееся в их дефразеологизации, когда устойчивое сочетание употребляется в измененном виде: с лексической заменой его компонентов, с пропуском какого-либо компонента, с синтаксической или морфологической перестройкой, с усечением части сочетания. Например, во фразе «критика почтила пьесу молчанием» автор, заменив в клише «почтить память усопшего вставанием» слова «вставание» на «молчание», а «память» — на «пьесу», выразил сразу ряд аспектов, а именно: пьеса не была замечена театральными критиками либо из-за того, что они не присутствовали на премьере, либо не пожелали писать то, что от них требовали, либо конкретизация позиции критика требует более широкого контекста. Иногда используется прием контаминации смешения двух устойчивых сочетаний, часто с противоположным значением. Например, во фразе «заклятые друзья» новое сочетание, в котором объединились нормативные сочетания «заклятые враги» и «верные друзья», передает больше смысла, чем простая сумма указанных выражений: оно говорит о том, что какие-то субъекты формально на публике стараются играть роль друзей, но внутренне испытывают друг к другу чувства неприязни и ненависти. Другой стилистический прием — создание на базе известных слов неологизмов оценочно-номинативного характера: «прихватизация» криминальные приватизация, разгосударствление собственности ; «демократура», «образованщина».

Последнее слово создано по модели таких слов, как «обломовщина», «групповщина». Очень распространенный прием — разного рода контрасты: между обозначаемым и обозначающим, между словами в предложении, между словом и коммуникативной ситуацией. Например, известный отечественный адвокат П. Александров в речи по делу Веры Засулич, обвиненной в умышленном покушении на убийство петербургского градоначальника Трепова, использовал следующее выражение: она Засулич «может выйти отсюда осужденной, но она не выйдет опозоренною». В данном случае в результате создающегося контраста выражается глубокое сомнение в том, что суд способен вынести справедливое решение, общественность его поддержит, а осужденная испытает позор и унижение. То есть осудить — не значит опозорить преступника.

Чрезвычайно экспрессивен контраст отечественной действительности и описывающих ее подчеркнуто заимствованных слов, имеющих в русском языке точные синонимы. Очень выразительны в таких случаях экзотизмы, варваризмы, иноязычные вкрапления. Например: «Всякое должностное, начальствующее лицо представляется мне в виде двуликого Януса, поставленного в храме, на горе»; «Существовало сказание — апокрифического, впрочем, свойства, — что где-то русская розга была приведена в союз с английским механизмом, и русское сечение совершалось по всем правилам самой утонченной европейской вежливости»; «Тут не нужно целого шиньона, достаточно одного локона» из защитительной речи Александрова по делу Засулич. Семантические приемы получили название тропов. Троп буквальный перевод с греческого — поворот — прием употребления слов и словосочетаний в таких контекстах, которые обнаруживают у них прежде неизвестные, новые смысловые оттенки, вступающие во взаимодействие со словарным значением слова, или которые допускают совмещение нескольких словарных значений слова. То есть в тропе всегда совмещается два семантических плана: коллективно-языковый и индивидуально-ситуативный.

В русском языке существует огромное количество многозначных слов, но в каждом случае у многозначного слова реализуется одно из его значений. В тропе происходит совмещение значений и смыслов, их осложнение. Примером использования тропов является часть судебной речи В. Жуковского по делу Л. Гулак-Артемовской, обвиняемой вместе с Н. Богдановым в подлоге векселей: «Это дает повод прокурору представить ее в виде русалки, которая затягивает в воду и свидетелей обвинения, и свидетелей защиты, и высокопоставленных лиц, и целое здание кассационного сената.

По воде идут круги, а прокурор в глубоком размышлении изумляется глубине общественной язвы. По его мнению, она врывается даже в совесть судей, а я замечу, что совесть судей не должна быть продажна и доступна проискам женщины». Простейшим по структуре и очень распространенным тропом является сравнение, представляющее собой открытое сопоставление обозначаемого и обозначающего, например, защита «не станет обращаться к чувству судей, играть на нервах как на струнах» из судебной речи В. Спасовича по делу Дементьева. Семантическая функция сравнения позволяет по-новому взглянуть на старое, уже известное. В основе сравнения всегда лежит один или несколько названных или неназванных признаков.

В приведенном выше примере признак сравнения не назван, но предполагается целая серия их: форма струн позволяет играть на них, струны как нервы и наоборот, следовательно, играть на нервах — возбуждать нервную систему человека, вызывать различные эмоциональные состояния. Части сравнения могут соединяться с помощью ряда союзов «как», «точно», «словно» и др. Выбранное средство связи выражает разную степень уверенности говорящего в похожести предметов: союз «как» предполагает больше уверенности, чем союз «словно». На основе сравнения строятся метафора, метаморфоза, олицетворение. Так, метафора основана на замещении общепринятого наименования предмета сравнительно редким. Замещение происходит по принципу сходства.

Метафоры могут быть одночленными вакцинацией занялась прокуратура; коррупция проникла в органы и двучленными: «ветви рук», «книга жизни», «школа мужества», «огонь души» и др. К двучленным относится предикативная метафора «Как француженка, подсудимая… женщина минуты, не думающая о будущем», — из судебной речи К. Халтулари по делу М. Жюжан и атрибутивная «Я вижу фигуру Дмитрия Церетели: он весь огонь и ревность, он видел то, чего никто не мог видеть» — из речи П. Александрова на процессе по делу С. Метаморфоза выражается формой творительного падежа и имеет значение превращения похожего в тождественное.

Например: «На месте происшествия дымились обломки автомашины, стрелой вылетевшей из-за поворота». Если неодушевленному предмету или отвлеченному понятию приписываются свойства живого человека, метафора превращается в олицетворение. Например: «Еще весной благоухает сад, еще душа веселится и верит». В данном случае и сад, и душа изображены как живые существа. В результате они очеловечиваются, передают нам свое настроение. Метонимия в отличие от метафоры, основанной на замещении по сходству, предлагает переименование по смежности.

Имя обозначающего, которое находится в отношениях смежности с обозначаемым, переносится на последнее: название материала, из которого сделан предмет, — на сам предмет, название содержащего — на содержимое, имя автора — на созданное им произведение, инструмента — на результат и т. Наблюдающиеся при этом семантические преобразования поистине многообразны. Например: «весь город спит», «Америка предлагает», «строчки письма дышали ненавистью», «и с серебра, и с золота едал», «недавно Пушкина читал» и т. Особая разновидность метонимии — синекдоха, в которой перенос наименования происходит по признаку количественных отношений: часть — целое. Например: «белые воротнички» — часть элемент одежды управленческого персонала большинства фирм западных стран может выступать в качестве заменителя целого персонала управления. С помощью синекдохи выделяются детали, существенные для понимания целого и связанных с ним процессов.

Поэтому выражение «беловоротничковая преступность в США» означает, что речь идет о правонарушениях, субъектами которых являются представители особой социальной группы — менеджеры ведущих фирм США. Аллегория — это выражение отвлеченного понятия или идеи с помощью конкретного образа, помещенного в определенный сюжет или ситуацию. Новое обозначение и старое обозначающее связаны не похожестью или их смежностью, а концептуально. Классическое выражение аллегории — басня, в которой ключевая мысль, отраженная в морали, иллюстрируется сюжетной линией, а действующие лица являются носителями определенных качеств, свойств, образов и понятий. Функция аллегории — продемонстрировать сложное через простое. Наиболее часто в аллегории используются образы животных, которые в языковой культуре выступают носителями определенных качеств например, змея — коварство, мудрость; заяц — трусость, лиса — смекалка; медведь — сила, самодостаточность, неповоротливость ; закрепленные в общественном сознании образы предметов в частности, весы — правосудие; лук и стрелы — любовь; скипетр — власть ; образы известных литературных персонажей Иуда — предательство; Плюшкин — скаредность, Дон-Жуан — непостоянство в любви.

Перифраза или перифраз, парафраз, парафраза состоит в замене однословного наименования лица, предмета, феномена или процесса описанием его существенных признаков, указанием характерных черт. Здесь важное значение имеет живая связь между заменяемым и заменяющим, так как она открывает нечто новое в том, что переименовывается. Перифраза — это явление, широко распространенное в устной и письменной речи. Она избавляет оратора или автора от назойливых повторов, устраняет монотонность изложения и часто заключает в себе оценочное суждение. В семантическом плане перифраза, которой свойственны эмоциональность, многогранность и подвижность, рассматривается и как средство, противоположное аллегории, для которой характерны логичность, однозначность, недвусмысленность. Ильф и Е.

Петров называют его по-разному: «гигант мысли», «отец русской демократии», «светский лев», «покоритель женщин», «предводитель команчей», «жертва Титаника», «охотник за табуретками», «особа, приближенная к императору», «старый женолюб». Эти прозвища контрастируют друг с другом. Возникают, например, контрасты между перифразами: «светский лев» и «старый женолюб» взаимоисключающие оценки , и внутри самой перифразы «охотник» — «за табуретками». Такое обилие перифраз, связанных с одним и тем же лицом, свидетельствует о противоречивом характере Воробьянинова, сложности его натуры. Указанный троп активно используется в современной общественно-политической лексике: «из заслуживающих доверие источников»; «деструктивные элементы»; «сотрудники компетентных органов», «лица кавказской национальности» и т. Если заменяемое и заменяющее находятся в отношениях противоположности, возникает ирония, которая строится на несовместимости общеязыкового, логического и текстового значения слова.

Например, если пожилого человека назвать «шустрым юношей», шикарный лимузин — «тарантасом», а комнатушку в коммуналке — «покоями», то все эти наименования ироничны. Функция иронии — подчеркнуть несовместимость сказанного с реальностью, создать комический эффект. В данном примере подверглось изменению выражение «возводить в степень», что, собственно, и придало тексту ироническую окраску. Оксюморон — троп, заключающийся в соединении слов, называющих взаимоисключающие понятия. Например: «мучительно счастлив»; «нарядно обнаженный»; «обречены на жизнь»; «с ужасом восторга»; «на краю бесконечности» и др. Смысловая функция оксюморона — отражение сложности и противоречивости описываемого лица, предмета, явления, процесса.

Гипербола и литота — тропы, которые признак, свойство, качество не приписывают субъекту или объекту, а только усиливают или ослабляют. Если признак усиливается — это гипербола например: «бездонные глаза», «удушающая тоска», «невыносимая печаль». Если признак ослабляется — это литота например: «мужичок с ноготок», «в двух шагах», «мальчик с пальчик». Каламбур построен на несовместимости понятий, обозначенных похоже или тождественно звучащими словами. Рассмотренные выше тропы строились на обнаружении новых связей между словами и тем, что они обозначают. Напротив, каламбур строится на разрыве связей.

Так, каламбур может быть построен на столкновении омонимов, паронимов, разных значений многозначного слова. Например: «Штирлиц обратил внимание на открытое окно: от него дуло. Он закрыл окно: дуло исчезло» анекдот.

Основные требования к публичному выступлению. Эффективность устной речи

Следуйте чеховскому: «Краткость — сестра таланта». Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов за минуту. При планировании выступления обязательно учитывайте время, которое нужно будет потратить для ответов на вопросы. Желательно узнать заранее, перед кем вам придется выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от нее. В зависимости от этих показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории. Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения.

Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию. Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не двух- трехчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки. Произнесите речь несколько раз вслух лучше перед зеркалом , чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с магнитофоном или видео-камерой. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления. Место выступления.

Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют достаточного опыта публичных выступлений. Морен называл это «страхом сцены», а Марк Твен рекомендовал тем, кто боится выступления: «Успокойтесь, ведь публика все равно от вас ничего не ожидает». Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих. Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь. Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места.

Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание.

Логичность речи. Богатство речи. Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, начитанностью, опытом публичных выступлений. Считается, что активный запас современного культурного человека колеблется в пределах 4-5 тысяч слов и фразеологизмов, пассивный включают еще около 15 тысяч языковых единиц. В чем проявляется богатство речи? За речевыми штампами стоит, как правило, отсутствие мысли и чувства оратора. Сравните несколько фраз: иметь особое значение Подготовка кадров сегодня очень важна.

Общие требования к публичному выступлению Общие требования к публичному выступлению Разные жанры выступлений и ораторского искусства лекция, доклад, выступление и др. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные: Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете. Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент.

В аннотации отражено основное содержание книги, эта информация поможет вам быстро определить, какие из отобранных книг подходят для работы над выступлением больше всего. Собирая материал, не отбрасывайте то, что сейчас кажется вам лишним. Всегда лучше иметь так называемые резервные знания по теме, они придают выступающему особую уверенность. Когда материал собран, необходимо структурировать его. Возможно, тема выступления была дана вам заранее. В таком случае надо, как говорят в логике, разделить объём понятия, то есть выделить его составляющие. Они станут пунктами плана выступления, его каркасом. Эти проблемы станут основой выступления. Если же вам предстоит самостоятельно сформулировать тему, необходимо делать это таким образом, чтобы тема не была слишком общей например, неудачны темы «Забота о здоровье» или «Российское собаководство». Тема должна содержать в себе скрытый вопрос, на который даётся ответ в ходе выступления. Например, уже упомянутая тема «Проблемы современного студенчества» даёт ответ на вопрос, какие проблемы существуют у студентов в наше время. Тема научного доклада должна указывать на раскрываемые в данном докладе научные понятия или на взаимосвязи тех или иных явлений например: «Влияние фторсодержащих продуктов на зубную эмаль». Сформулированная тема не должна быть громоздкой. Если в ней десять и более слов, она уже с трудом воспринимается. Длинные формулировки, особенно включающие в себя иноязычную терминологию, отталкивают слушателей, порой даже программируют отрицательное отношение к выступлению в целом. Структурируя собранный материал, ведите записи. Менделеев считал, что «найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад». Наиболее простой вид записи - это выписки. С этим видом работы многие знакомы, но не все делают выписки правильно. Карнеги предлагал: «Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги - так будет легче их собрать и классифицировать». Не стоит писать в тетрадях и блокнотах, поскольку там трудно будет быстро найти то, что нужно. Лучше использовать карточки - возможно, цветные. В верхней части напишите, к какой теме относится данная запись, и потом вы легко соберёте вместе все записи на одну тему. Если карточки будут разного формата и размера, их тоже будет проще сортировать. Кроме того, это способствует запоминанию информации. Конечно, не стоит писать на каточке с двух сторон. Эта формальная экономия приведёт к тому, что многое придется переписывать - ведь для дополнительных заметок уже не будет места. Кроме того, может оказаться, что записанное на одной стороне будет использовано в начале доклада, а то, что записано на другой, - в середине. В результате чтения и выписывания информации вы должны сформулировать собственное отношение к предмету речи, это даст вам возможность в дальнейшем правильно отсортировать информацию. Чтобы отобрать из всего собранного материала то, что пригодится для конкретного выступления, можно поступить следующим образом: - записать перечень собранных фактов на листе бумаги это должен быть просто перечень, без системы, но в него необходимо включать все, что вы знаете или смогли найти по данной теме, даже то, что имеет к теме косвенное отношение ; - отобрать главное, записать главные положения на листе, оставляя между ними пространство сюда вы будете записывать второстепенные факты, подтверждающие основные моменты выступления ; - выстроить главные факты в логической последовательности, отмечая их цифрами. У вас получился подробный план, который необходимо разделить на вступление, основную часть и заключение. Вы сразу увидите, чего вам не хватает, над чем нужно поработать. Если нет необходимости составлять полный текст выступления, то этот план можно считать конспектом, на который можно опираться в процессе произнесения речи. Проработав собранную информацию таким способом, вы уже достаточно хорошо запомните её, чтобы свободно воспроизвести. Останется записать только вступительную и заключительную части. Однако довольно часто приходится строить выступление по уже написанному тексту. Это бывает, например, при защите курсовых, дипломных работ, диссертаций. В такой ситуации хорошо написанный текст ещё не является гарантом хорошего выступления. Текст должен быть удобен для устного воспроизведения и для восприятия на слух. Последнее особенно важно, потому что иначе самая интересная и убедительная информация не будет оценена аудиторией по достоинству. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор - никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух - действительно довольно трудная задача, и её надо максимально упростить для слушателей. Существует ряд приёмов превращения письменного текста в устный. Во-первых, все малоупотребительные книжные слова и выражения должны быть заменены нейтральными. Исключение составляют научные понятия, на которых базируется исследование. Если эти понятия известны не всем слушающим, необходимо дать им простые, доступные определения. Можно дать синонимы слова, привести примеры его употребления, объяснить происхождение. Объяснение сложных слов и понятий через простые называется популяризацией. Владение этим приёмом является важнейшим условием создания эффективного устного текста.

Онлайн-курсы

  • Требования и технология публичного выступления
  • Публичная речь
  • Похожие презентации
  • Поиск по этому блогу
  • Вы точно человек?
  • Учебное пособие для студента

Риторика: Практикум

Что это значит? Сначала необходимо хорошо осмыслить и освоить написанную речь. Целесообразно соответствующим образом разметить и сам текст речи, то есть подчеркнуть основные положения речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные , начало и конец цитат, обозначить иллюстративные примеры и т. Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями, если в его тексте нет недочётов. Мечтой многих ораторов остается умение выступать перед слушателями без всяких записей. Это высший класс мастерства публичного выступления. Специалисты называют следующие этапы работы над выступлением, которые приводят к свободному изложению материала: 1. Создание полного текста не для чтения, а для пересказа своими словами.

Подготовка подробного конспекта с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными. Создание неподробного конспекта с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т. Составление плана с цитатами и т. Создание речи без опоры на текст.

Слайд 7 Американский специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности оратора: Нельзя прервать выступление, когда хочется; Нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас; Трудно понять отношение аудитории к себе; Нельзя вести себя свободно, так, как хочется; По вашему выступлению о вас составят мнение, которое трудно будет изменить Слайд 8 Общие требования к публичному выступлению Разные жанры, как и разные формы публичного выступления требуют разных приёмов подготовки. Но есть в риторике и общие правила подготовки к публичному выступлению. Слайд 9 Общие требования к публичному выступлению Решительное начало выступления.

Он поймет, что нужно что-то изменить, чтобы заинтересовать аудиторию. А невосприимчивый человек, соответственно, не обратит на это внимания и усугубит свою ошибку. Поэтому чтобы стать успешным оратором, необходимо знать и уметь анализировать невербальные сигналы аудитории, по которым можно судить о впечатлении, произведенной речью на слушателей и эффективности выступления. В данном пункте мы рассмотрим невербальные сигналы заложенные у людей на подсознательном уровне , которые наиболее значимы для публичных выступлений. Жесты открытости. Традиционно выделяют открытую и закрытую позы. Открытая поза свидетельствует об открытости слушателя и его восприимчивости к тому, что скажет оратор. Закрытая же поза, явными маркерами которой считаются скрещивания ног или рук, свидетельствует о меньшей вовлечённости. Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте. В этих случаях слушатель машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности — несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, то это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность. Задумчивое размышляющее выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки». Этот жест свидетельствует о том, что слушателя что-то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило его сосредоточиться на проблеме. Жест «пощипывание переносицы», который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Когда слушатель находится на стадии принятия решения, он почесывает подбородок. Этот жест обычно сопровождается прищуриванием глаз — слушатель как бы рассматривает что-то вдали, как бы пытаясь найти там ответ на свой вопрос. Когда слушатель подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки остальные пальцы находятся ниже рта — это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы. Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи обычно делается пять почесывающих движений. Прикосновение к носу или его легкое потирание — также знак сомнения. Правда, здесь следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос потому, что он чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка его потирают. Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать достаточно красноречивы. Если во время беседы слушатель опускает веки, то это сигнал о том, что вы для него стали неинтересны или просто надоели, или же он чувствует свое превосходство над вами.

Избегайте штампов. Запланируйте сообщения для всех четырёх типов слушателей: коннекторов любят устанавливать связи между людьми и явлениями и интересуются причинами поступков , логиков любят факты, статистику, мнения экспертов , практиков интересуются практическими деталями внедрения и экспериментаторов ищут скрытые возможности и неожиданные применения любой идеи. Составьте план выступления. Сначала выпишите все тезисы на отдельные листочки, затем проанализируйте, отбросьте лишнее и несущественное, а остальное сгруппируйте в логичном порядке. Сфотографируйте получившийся план, чтобы не потерять результат работы. Или воспользуйтесь одним из сервисов по созданию интеллект-карт. Предусмотрите развитие сюжета: сначала разверните перед слушателями большую картину, затем изложите детали и подведите итоги. Чтобы ваши примеры запомнились, они должны иметь хотя бы самый простой сюжет. Существует шесть классических сюжетных арок: «из грязи в князи» возвышение героя , «из князей в грязи» падение героя , «яма» падение, затем подъём , «икар» взлёт, потом падение , «золушка» подъём, падение, новый подъём и «эдип» падение, подъём и окончательное падение. Но наибольшим успехом у читателей пользуются арки «эдип», «яма» и «золушка». Повторяйте ваше выступление полностью, со всеми деталями, пока не будете уверенно владеть им от начала до конца. Следите за темпом речи: оптимальная частота — от 100 до 200 слов в минуту. Разбейте своё выступление на смысловые блоки примерно одинаковой длительности. Придумайте отбивку для каждой части. Это поможет вам адаптировать выступление для разных мероприятий, где в вашем распоряжении будет разное время. Если вы хотите запомнить ваше выступление, воспользуйтесь одной из мнемонических техник — например, представьте речь в виде маршрута, который проходит через комнаты с какими-то предметами. Но выступать по памяти необязательно! Большинство ораторов не полагаются только на память. Из всего множества вспомогательных инструментов автор советует применять презентации, карточки, на которых крупно и чётко написаны основные тезисы выступления, или телесуфлёр, расположенный за спинами зрителей если это технически возможно на выбранной площадке. Если вы собьётесь с мысли, ничего страшного: многолетний опыт ораторов TED показывает, что аудитория реагирует на такие сбои ободряющими аплодисментами и спокойно ждёт, пока выступающий вновь найдёт нить своего рассказа. Использование презентаций Если вы используете презентацию для публичного выступления, убедитесь, что в вашем распоряжении есть вспомогательный экран.

Основные требования к оратору в публичном выступлении. Требования к языку публичного выступления

А римский ритор Квинтилиан уверял: «Лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи». Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия последующих времен тоже считали, что речи должны быть предварительно написаны. Конечно, писать текст выступления — дело нелегкое. Поэтому многие неохотно берутся за это, убеждая себя, что речь в уме лучше, чем на бумаге. А между тем создание текста активизирует мыслительную деятельность оратора, позволяет ему глубже вникнуть в суть проблемы и точнее выразить свои мысли. Работая над текстом, оратор имеет возможность литературно обработать его, подобрать наиболее уместные слова и выражения, исключить стилистические шероховатости, использовать средства речевой выразительности и т.

К готовому тексту можно вернуться через некоторое время, чтобы улучшить его содержание и форму. Написанный текст можно показать, прочитать своим родным, знакомым, коллегам, обсудить со специалистами и внести коррективы в соответствии с высказанными мнениями и замечаниями. Заранее подготовленный текст речи вселяет уверенность в оратора, помогает ему справиться с волнением перед выступлением и в процессе самой речи. Поэтому стоит прислушаться к словам тех, кто советует писать тексты речей от начала до конца. Однако после написания и отработки текста выступления оратор не должен тешить себя надеждой, что он уже готов к встрече со слушателями.

Конечно, проще всего было бы выйти на трибуну и прочитать текст речи по рукописи, но такое выступление не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, так как отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией. Некоторые пытаются заучивать текст речи.

При необходимости подобрать к каждому тезису соответствующую информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических опросов. Своё мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы. Высказываемая мысль будет более убедительной, если подкрепить её примерами. Приводя аргументы в обоснование своего мнения, расположить их таким образом, чтобы их доказательственная сила возрастала. Самые сильные аргументы поставить в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Оценить непротиворечивость всего текста в целом. Проверить насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала выступления. При этом надо помнить, что речи выступления могут быть: написаны полностью и заучены наизусть; написаны полностью и прочитаны по рукописи; сказаны экспромтом; сказаны с предварительной подготовкой , но без записи и без заучивания. Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство — сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало. Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами — этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление. Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Подготовка к выступлению. Методы снижения эмоционального напряжения при публичном выступлении. Все мы боимся публичных выступлений, будь то презентация проекта, игра в спектакле, защита диплома или что-либо другое. Вот несколько приемов, как выглядеть уверенно, расслабленно: 1. Найди знакомые лица в аудитории. Смотри на них все время - они - твоя поддержка. Сфокусируйся на неподвижной точке. Если ты не нашел знакомых или ты не можешь смотреть на кого-либо вообще, выбирай точки над головами зрителей, и сосредоточься на них. Сделай глубокий вдох перед началом. Убедись, что твое дыхание идет из глубины диафрагмы. В большинстве стрессовых ситуаций возникает «зажим» в теле. Используй методы визуализации или считай в обратном порядке, чтобы успокоиться. Примеры: попробуй произнести алфавит в обратном порядке в голове - это требует такой концентрации и усилий, что ты забудешь о том, что нервничаешь. Сосредоточься на информации, на смысле того, что ты говоришь, на том, что тебе хотелось бы донести до экспертов и слушателей. Общие требования к публичному выступлению В риторике существуют общие правила , которые можно применять при подготовке выступления любого жанра. Перечислим основные из них: 1. Решительное начало первая фраза должна быть четкой, произносить её следует уверенно и выразительно; необходимо всегда хорошо знать, с чего вы начнёте; если это подготовленное выступление — первая фраза должна быть тщательно продумана и выучена. Сдержанная эмоциональность слушатели должны понимать, что тема выступления вам не безразлична; выступление не должно быть монотонным, но эмоциональность не должна быть избыточной, в противном случае она вызывает у слушателей чувство неловкости. Краткость краткие выступления воспринимаются как более умные и информативные. Диалогичность лучшее впечатление производят выступления, направленные на диалог со слушателями ; 5. Разговорность лучше воспринимаются выступления, построенные в форме непринужденной беседы; простота и доступность изложения — тоже проявление разговорности , 6. Понятность главной мысли главная мысль должна быть выражена словами, причём в ходе выступления лучше повторить её не менее двух-трёх раз. Чёткое завершение как и начало, оно должно быть хорошо продумано, отрепетировано; завершающую фразу нужно произносить так, чтобы аудитория поняла, что это финал. Существует четыре способа подготовки к публичному выступлению: 1 экспромт — выступление без подготовки подходит для уверенного оратора с большим опытом ; 2 опора на план-конспект — заранее подготовленный подробный план выступления, где каждый пункт сопровождается перечнем основных идей, которые должны быть изложены; 3 опора на текст — дословное воспроизведение прочитывание написанного текста; 4 воспроизведение наизусть — заучивание и воспроизведение без опоры на записи. Какой из этих способов самый лучший? Это зависит, прежде всего, от вас. Чтобы отобрать из всего собранного материала то, что пригодится для эффективной презентации вашего проекта, можно поступить следующим образом: Записать перечень ключевых составляющих проекта на листе бумаги это должен быть просто перечень, без системы, но в него необходимо включать все, что вы знаете или смогли найти по данной теме, даже то, что имеет к теме косвенное отношение ; Отобрать главное, записать главные положения на листе, оставляя между ними пространство сюда вы будете записывать второстепенные факты, подтверждающие основные моменты выступления ; Выстроить главные факты в логической последовательности, отмечая их цифрами. У вас получился подробный план, который необходимо разделить на вступление, основную часть и заключение. Вы сразу увидите, чего вам не хватает, а над чем нужно поработать. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор — никогда? Видимо, у них более трудная работа».

Цель: определитесь, что несет конкретный слайд? После этого уберите с него все, что не относится к этой теме. К примеру, « Точка контакта: презентация » — отличное пособие по оформлению и функционалу презентаций. Порядок должен быть везде: осмотрите презентацию взглядом аудитории. Заголовок должен быть хорошо читаемым, шрифт не сливаться с фоном, иллюстрации должны быть не слишком большими и не мелкими, а важные детали на них — заметными. Страшно, очень страшно Последние 5-10 минут перед выступлением заставляют наш голос дрожать, ноги — подкашиваться, а желание сбежать с каждой секундой только усиливается. Без паники! Обязательно проведите все подготовительные работы до начала выступления: проверьте исправность проектора и звуковой аппаратуры, просмотрите свою презентацию — убедитесь в том, что слайды на экране будут идти в верной последовательности, шрифт будет хорошо видно с дальних мест, а абзацы не «съехали» в сторону. Просмотрите текст выступления, чтобы еще раз убедиться в своей тщательной подготовке, но не вчитывайтесь — это лишнее. Представьте себя уже после выступления — вы благодарите аудиторию, они вам аплодируют — визуализация успеха действительно работает. Осмотрите зал и аудиторию, определите, куда вы будете смотреть, чтобы не сбиться и в то же время не «пялиться» в пол. Сделайте легкую разминку — разомните шею, руки, можете несколько раз поприседать и обязательно сделайте несколько глубоких вдохов. Позитивный настрой дает уверенность в себе и своих силах. И слушатели отметят ваш энтузиазм и искренность: И главное! Хочется отметить, что выступая, надо ориентироваться на аудиторию, а не себя. Готовя речь, подумайте, что будет интересно именно слушателю. При самом выступлении не стесняйтесь жестикулировать , двигаться по сцене и, при необходимости, пить воду или подсматривать в текст — вы ведете монолог, но в то же время — это беседа со зрителями, разговор с «друзьями». И пробегите «глазами» текст перед самым выходом — так вы зрительно еще раз запомните аргументы и будете чувствовать себя спокойнее.

Первый вид — информирующее выступление. Главная цель — изменить понимание. Яркий пример: лекции, новости. Часто говорят: «Задача лекции — донести информацию». Разберем на примере. Вы идете по рынку, видите Ашота Гургеновича, который продает черешню. Его презентация — яркая, аппетитная пирамидка, ягодка к ягодке. Спрашиваете: «Ашот Гургенович, зачем ты так сделал? Он скажет: «Продать всё до последней ягодки, желательно сегодня». Он точно знает цель своей презентации. И когда выходим на сцену, мы тоже должны знать цель. Цель лекции, информирующего выступления — благодаря информации изменить понимание человека. Потом на экзаменах лектор разбирается, как изменилось понимание. Второй вид — развлекательные или ритуальные выступления. Цель — уж точно не изменить понимание, а изменить эмоциональное состояние. Например, произнести тост на свадьбе. Как вы поймете, что тост «зашёл», удался? Если люди заплакали «Птичку жалко» и у вас была такая цель, — значит, удался. Самые важные и сложные — побуждающие, мотивирующие выступления. Выступление с продающей презентацией — побуждающее, в результате нужно замотивировать человека что-то делать. Последний, четвертый вид, — протокольные выступления. Уместны только для официальных мероприятий: политических митингов, награждений, юбилеев, подобных торжественных случаев. Прямо сейчас вам нужно чётко определить — для чего вы выступаете? У вас может быть промежуточная задача: донести информацию, вызвать эмоции, чтобы, когда вы закончите выступление, была реализована ваша цель — изменить поведение. Цель любой деятельности лежит за рамками этой деятельности, направленной на её достижение. Вот такая сложная формулировка. Но если вы постигнете её, вы по-настоящему постигнете дзен публичных выступлений, выйдете на высокий уровень подачи информации. Хотя оратор может поставить побуждающую цель, это не значит, что в процессе выступления он не будет информировать и вызывать эмоции. Но это всего лишь задачи - промежуточные чекпойнты на пути к конкретной цели. Важно разграничивать цель публичного выступления и его задачи. Общие требования к публичному выступлению Чтобы слушатели усвоили и запомнили максимум информации, используйте структуру. Без неё внимание аудитории быстро рассеется, в голове будет каша из разрозненных фактов. Рассмотрим основные требования к публичному выступлению: Четкое начало Начните с уверенного выхода на сцену, займите центральную часть сцены. Выдержите короткую паузу, привлеките внимание. Первые слова должны вызвать положительную эмоцию. Нужно создать непринужденную атмосферу для людей в зале. Подойдут лёгкие, вовлекающие вопросы, вроде: «Как настроение? Но фокус внимания смещаем на цели аудитории. Начните с фразы: «В результате моего выступления вы... Что люди получат, поймут, узнают что-то интересное, важное, ценное. Тогда они будут внимательно ждать развязки, которую вы для них приготовили. Дозированная эмоциональность Эффект края — начните с более ярких эмоций, чем вы обычно привыкли транслировать. В основной части можно говорить более сдержанно. Но финал вновь требует повышенной энергетики, ярких эмоций. Не переигрывайте. Лаконичность Отжимайте воду, учитесь говорить по существу, простыми понятными фразами. Для этого можете выполнять упражнение — перевод с русского на русский. Берите предложение и переводите его, заменяя каждое слово синонимом, стараясь сохранить смысл. Диалог со слушателями Превращаем «говорение в дальний правый угол» в разговор с аудиторией. Заранее подготовьте вопросы, которые будут «включать» аудиторию. Старайтесь избегать негативного контекста и всего, что заставляет людей признаваться в своих слабостях и ошибках. Например, неуместно: «Кто часто болеет? Вряд ли люди в этом признаются. Непринужденность и приближенность к разговорному стилю речи Учитесь добавлять в речь риторические вопросы. Вы как бы рассуждаете: «А что самое главное в нашей сегодняшней теме? После микропаузы сами отвечаете на эти вопросы. Это приковывает внимание слушателя к тому, что вы говорите. Установление и удержание взаимосвязи со слушателями То, что вы говорите, и то, как вы говорите, либо сливает внимание слушателя, либо его удерживает. Скучный монолог сливает. Монотонная речь сливает. Добавьте интонации в голос — это ещё называют «интонационные качели». Интонация вверх в начале предложения и перед союзами. Вниз — в конце предложения. Все просто. Не будьте занудой. Ясность идеи выступления Не мудрите, не пытайтесь показаться очень умным. Общий IQ в аудитории падает до средних величин.

11. Проведение публичных выступлений

Типичные ошибки ораторов Требования к публичному выступлению Как побороть неуверенность? Речь без примеров Лишние жесты и мимика Некачественная подготовка. Формирование навыков публичного выступления – это комплексная, многоэтапная работа, включающая в себя разнообразные методы и формы обучения русскому языку. То есть публичная речь является одним из видов устной формы русского литературного языка. Композиция публичного выступления состоит из знакомых вам частей: вступления, основной части и заключения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий