Указ от 20 февраля 1803 г о свободных хлебопашцах предоставил помещикам право но не обязанность

4) Крестьяне и селения от помещиков по таковым • условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. Указ о вольных хлебопашцах. Полное название документа: «Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, основанных на обоюдном согласии». Указ подписан 20 февраля 1803 года. Предпосылки появления Указа. с 1803 по 1858 гг. на основании указа 20 февраля 1803 г. Указ о вольных хлебопашцам имел ничтожные результаты: до конца царствования Александра I на основании указа было отпущено около 47 тысяч душ мужского пола, что составляло 0,5 % ко всему крепостному населению.

Кто подписал указ о вольных хлебопашцах?

Крестьяне, освобожденные эти путем, получали наименование « свободных хлебопашцев », землей которых казна не могла уже распоряжаться, как распоряжалась землей казенных крестьян. Крепостники указ этот считали крайне зловредным, не без основания видя в нем первое веяние, враждебное крепостному праву8. Державин приложил все меры к тому, чтобы воспрепятствовать опубликованию указа; но добился только высочайшего выговора. В ближайшие годы по изданию указа на основании его было заключено всего лишь несколько сделок, причем крестьяне платили до 500 руб. Насколько велика была эта цифра, показывает тот факт, что в 50-х годах XIX в.

Затронут был робко щекотливый вопрос о крепостном праве. Рядом мер с начала царствования заявлено было намерение правительства постепенно подготовить умы к упразднению этого права. Так, в правительственных периодических изданиях запрещено было печатать публикации о продаже крестьян без земли. С 1801 г. Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, которое одно дотоле пользовалось правом приобретать землю в личную собственность. Ободренные этим первым начинанием, некоторые свободомыслящие помещики возымели желание, вступая в соглашение со своими крепостными крестьянами, освобождать их на волю целыми селениями. Доселе не существовало закона о таком массовом освобождении крестьян. Сын екатерининского фельдмаршала граф Сергей Румянцев задумал отпустить на волю 199 душ своих крестьян с землей по добровольному соглашению с ними, но при этом он представил правительству проект общего закона о сделках помещиков с крепостными крестьянами. Правительство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 г.

Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс "свободных хлебопашцев".

Значение Указа о вольных хлебопашцах: впервые в России на уровне законодательной власти была предпринята попытка наделить крестьян правами и предоставить им землю; несмотря на то, что лишь небольшая часть крестьян получила свободу, но хотя бы появилась возможность стать свободным на законодательном уровне; в дальнейшем именно этот указ был положен в основу реформы 1861 года. Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.

Манифест 19 февраля 1861 года об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости В манифесте 19 февраля 1861 г. Полный текст Манифеста, как и извлечения из законодательных актов крестьянской реформы, воспроизводится здесь по официальному изданию: Высочайше утвержденные его императорским величеством 19 февраля 1861 года положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Божиею милостию Мы, Александр Вторый, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский и прочая, прочая, прочая. Объявляем всем нашим верноподданным Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.

Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте. Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.

Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою Провидения. Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось.

История России. Правление Алекcандра I. Указ о вольных хлебопашцах.

На сем основании учреждается особое министерство государственных имуществ, а в губерниях - палаты государственных имуществ. Государственные имущества и крестьяне в губерниях разделяются на округи, волости и сельские общества. Управление государственными имуществами долженствовало бы заключать в себе все, что составляет казенную недвижимость, в том числе горные промыслы, устроенные на казенных землях, фабрики и винокуренные заводы; но как присоединение всех сих частей к новому управлению могло бы произвести на первый раз некоторые затруднения, то, - оставляя их в настоящем положении и ограничиваясь существенными предметами управления государственных имуществ: казенными землями с состоящими на них лесами, водами и разными поселениями, кроме государственных крестьян, - следует присоединить и все прочие сословия, водворенные на казенных землях иностранные поселенцы и кочующие народы , за исключением крестьян, состоящих в военном ведомстве. Учреждения, относящиеся до распространения и поощрения земледелия и сельской промышленности, находясь в ближайшей связи с предметами управления государственных имуществ, также подлежат ведению одного министерства, в том особенно уважении, что правительство, как главный вотчинник земель, имеет более основания и возможности оказывать покровительство и поощрение к извлечению богатств от возделывания земли... В губерниях, в ведомство палат государственных имуществ отделяются все части управления государственными имуществами, все предметы попечительства над государственными крестьянами, свободными хлебопашцами и колонистами. Для исполнения распоряжений палаты и ближайшего наблюдения на местах за благоустройством государственных имуществ и благосостоянием крестьян определяются окружные начальники. Предметы ведомства между окружными начальниками и земскими судами разграничить тем, что за последними оставить только распоряжения по общей полиции и по производству следствий, а окружным начальникам предоставить исключительные дела, относящиеся до улучшения нравственного состояния крестьян, до гражданского их быта, строительной части, обеспечения продовольствием, хозяйства, податей, повинностей и защиты по судебным делам. Волости образуются в больших против существовавших тогда размерах и в них сохраняются до времени волостные правления.

В сельских обществах сообразно с коренными народными обычаями, учреждаются для заведывания общественными делами мирские сходы и сельские управления. Окружное и волостное начальство действует с властию наблюдательною, а сельское - с властию исполнительною. Сельское общество принимается за первую административную и земельную единицу; каждое из них состоит или из одного селения, или из нескольких; но одно селение, отдельно замежеванное, как бы велико ни было, составляет одно общество; селения малолюдные, но имеющие общее владение землею вводятся в состав одного общества. Земли и угодья оставляются в бессрочном пользовании обществ с предоставлением им права распределять земли между домохозяевами в том порядке, в каком они сами признают для себя удобнейшим. Селения малоземельные или наделяются землею из свободных казенных участков, или из них производятся переселения на свободные казенные земли на основании особых правил. На местах новых водворений учреждаются отдельные семейные участки в виде хуторов на праве постоянного потомственного пользования и без раздробления между членами семейства. Сельским обществам отводятся лесные участки в определенном размере в непосредственное их заведывание и распоряжение, под надзором местного лесного начальства.

Все прочие затем леса оставляются в собственном распоряжении казны. Мирские оброчные статьи оставляются за обществами, с обращением одной половины оброчного дохода в пользу общества на предметы законных их надобностей, а другой в состав общественного хозяйственного сбора. Оброчная, следующая с государственных крестьян, подать, а равно подушная подать и земские повинности исчисляются по душам, но распределяются между сельскими обществами соразмерно местным выгодам от земли и промыслов каждого сельского общества. Обязанности каждого управления и каждого должностного лица следует определить с возможною положительностью и полнотой в том намерении, чтобы как чиновники, как и сельские начальники могли составленными для них наказами руководствоваться при всех случаях и, имея всегда при себе, сколь можно менее встречали надобности справляться с другими постановлениями, и таким образом были в состоянии действовать без затруднения с самых первых дней вступления в должность. При устройстве благосостояния столь многочисленного класса необходимо означить положительно пределы дарованных ему прав личных и по имуществу, указать ясно обязанности поселян и определить меру их ответственности, ибо полная известность сих условий более или менее обеспечивает самую неприкосновенность прав, предупреждает нарушение обязанностей, устраняет произвол и служит залогом нравственного улучшения. В видах улучшения нравственности крестьян учредить для них приходские училища, для образования соответственного их званию; привлечь благонадежных священников в казенные селения, назначением им приличного содержания. Для наблюдения в казенных селениях полицейского порядка составить сельский полицейский устав, который содержал бы в себе общие и частные правила, необходимые для сведения и руководства поселян, как членов общества.

При общей безграмотности поселян, недоступности для них судебных форм и обрядов, и при самой ограниченности частного их достояния, предоставленную им расправу по маловажным тяжбам и проступкам устроить на определенном основании, согласив сколь возможно более с существующими законами. С сею целию учредить расправы: сельскую и волостную, и составить для них Сельский Судебный Устав, с изложением в нем порядка судопроизводства по спорам и тяжбам государственных крестьян об имуществах, проступках крестьян и наказаниях за оные и, наконец, порядка судопроизводства по проступкам. Всем государственным имуществам составить кадастр, то есть измерение, описание и оценки всех земель и угодий: имущества эти разделяются на два главные рода: 1 податные, то есть предоставленные в исключительное пользование государственных крестьян, и 2 запасные, остающиеся в непосредственном ведении казны; из них образовать казенные оброчные статьи, а из лесов особые округи... Указ об обязанных крестьянах Одним из результатов работы Секретного комитета по крестьянским делам, созданного правительством Николая I стал изданный 2 апреля 1842 г.

Если крестьянин нарушал договор, он возвращался в крепостное состояние. Более значительные меры предусматривались по отношению к дворовым людям: помещикам предоставлялось право отпускать их за выкуп, который можно было заплатить и в рассрочку, причем в случае его неуплаты дворовые обратно в крепостное состояние не возвращались. Члены Комитета были уверены, что реализация намеченных в проекте мер, «открывая пути к установлению новых правильнейших отношений между помещиками и их крестьянами», приведет в отдаленной перспективе к «постепенному освобождению сих последних». Проект «Дополнительного закона о состояниях» был одобрен Государственным советом в 1830 г. Однако из-за противодействия братьев — цесаревича Константина Павловича и великого князя Михаила Павловича, которые выступили ярыми противниками закона Константин даже умолял царственного брата дать ему умереть спокойно, полагая, что издание закона приведет к хаосу и катастрофе , опасаясь недовольства дворянства, встревоженный вестями о революции во Франции и восстании в Польше император Николай решил отложить окончательное утверждение проекта. Павел Дмитриевич Киселев. Художник Ф. Несмотря на то, что закон о состояниях так и не стал действующим, его отдельные положения получили силу закона. Так, в том же Комитете 6 декабря был поднят вопрос о запрещении продавать, закладывать, дарить крестьян без земли. В итоге в 1827 г. У нарушивших этот закон помещиков имения отбирались в казну или крестьяне переводились в свободные хлебопашцы. В 1829 г. И, хотя указ об этом так и не был принят, подобное ограничение стало своего рода «неписаным законом» — при Николае I крестьян поодиночке не продавали. В следующем Комитете, названном по имени его председателя «Комитетом Васильчикова» 1835 , был принят ряд документов, определивших дальнейшие пути разработки крестьянского вопроса. Было решено, во-первых, начать полномасштабные преобразования в государственной деревне, и, во-вторых, ввести в помещичьей деревне во всех имениях инвентари, что рассматривалось, как первый этап ее дальнейшего переустройства. Итак, положили сначала провести преобразования в государственной деревне, «поскольку в деле улучшения положения крестьян правительство должно подавать пример частным лицам» Сперанский. Была проведена реформа казенных крестьян сначала ее реализацией занималось специально созданное Четвертое отделение СЕИВК, затем было образовано министерство государственных имуществ. Первый ее этап — перестройка аппарата управления государственной деревней — приходится на 1837—1841 гг. В губерниях были учреждены особые палаты государственных имуществ, а в уездах — окружные управления во главе с окружными начальниками. Было допущено некоторое самоуправление казенных крестьян: крестьяне выбирали управление и суд. Все вновь созданные ведомства во главе с министерством государственных имуществ должны были заботиться о благосостоянии государственных крестьян и прежде всего о том, чтобы казенная земля равномернее была разделена между общинами и внутри общин и чтобы размер оброка соответствовал количеству выделенной крестьянскому двору земли и ее доходности. До этого крестьяне платили оброк по числу душ мужского пола без учета их хозяйственных возможностей. Однако для того, чтобы определить степень доходности крестьянского хозяйства, необходимо было провести оценку качества земельного надела — кадастр. Но в стране не хватало специалистов для подобной работы, прежде всего землемеров. Недостаточно быстрое проведение кадастровых работ тормозило ход реформы, что сказалось на ее экономических результатах. Реализация реформы была далека от идеала. Экономическое положение казенных крестьян в первое десятилетие после реформы ухудшилось в связи с ростом податей налогов. Тем не менее реформа имела и положительные последствия: государственные крестьяне получили самоуправление, было открыто большое число новых школ в 1838 г. Виктор Павлович Кочубей. Главная цель реформы государственной деревни — показать помещикам преимущества свободного состояния земледельцев — была достигнута лишь отчасти. И все-таки ряд ее программных положений имел большое значение для дальнейших преобразований в помещичьей деревне. Так, введение инвентарей в казенной деревне способствовало выявлению путей и способов регулирования крестьянских повинностей со стороны правительства. Опыт деятельности созданных в ходе реформы крестьянского самоуправления и суда впоследствии был использован при проведении крестьянской реформы 1861 г. В этом смысле точку зрения целого ряда историков, которые считали реформу государственных крестьян «предвестником» реформы 1861 г. Реформа государственных крестьян отождествляется с именем Павла Дмитриевича Киселева, ставшего в 1837 г. Киселев прошел путь офицера, участвуя во всех битвах первой трети XIX в. После русско-турецкой войны 1828—1829 гг.

Те крестьяне, которые выкупали свою свободу и не подходили для службы в армии, назывались вольными хлебопашцами, но всю повинность несли только в пользу России. Причины, по которым указ о вольных хлебопашцах не имел нужного воздействия, кроются в том, что указы носил исключительно рекомендательный характер. Помещик не был обязан продавать землю, и даже если крестьянин имел деньги и просил сделать его свободным, помещик мог отказаться без всяких последствий. Любопытный факт заключается в том, что Александр 1 лично выказывал заинтересованность в исполнении данного указа. Для этого он требовал предоставлять ему ежегодный отчет о крепостных, которые стали свободными. Аналогичной ситуации не было ни в одном европейском государстве. Несмотря на всю свою мощь и размеры, Российская империя не играла существенной роли в международных экономических отношениях. До сих пор оставалась велика роль натурального хозяйства. Необходимость перемен осознавали все: от «низов» до «верхов», только власть не могла на них решиться. Предпосылки «Указ о вольных хлебопашцах» был принят в 1803 году императором Александром I. Идею документа Александр позаимствовал у графа Сергея Румянцева, решившего отпускать своих крестьян с землей на волю за некую сумму. Причин для издания указа было несколько. В частности, это: Экономика страны медленно, но неуклонно менялась — дворяне нуждались в деньгах для удовлетворения своих потребностей. Положение крестьян становилось все хуже, отсутствие возможности выхода из противоестественного рабского положения толкала их на восстания, сопротивление тем, кому они принадлежали. Уже при Павле Первом были сделаны первые робкие шаги в сторону ослабления крепостной зависимости: был издан Манифест о трехдневной барщине дата принятия — 1797 год, то есть конец XVIII века. Однако он в силу недоработанности и слабого интереса властей к исполнению документа мало что изменил. Нужны были меры более радикальные. Суть Указа о вольных хлебопашцах Император разработал и подписал закон, который предусматривал возможность получения свободы крестьянами, причем свобода эта предоставлялась вместе с землей. Текст документа был недлинным, сущность его можно изложить кратко в нескольких пунктах: Вольные хлебопашцы — это понятие использовалось для обозначения крестьян, сумевших себя выкупить, — освобождались от податей помещику, но должны были платить налоги государству и нести рекрутскую повинность. Минусы Подписание указа императором свидетельствовало о стремлении власти прийти хоть к какому-то компромиссу между помещиками и крепостными. Однако свободным хлебопашцем стать было не так-то легко.

Император Николай I, Е. Ботман, 1849 г. Мы также должны помнить, что из этих тридцати лет очень большой период между 1831 и 1848 годом был абсолютно мирным периодом, а, по сути говоря, война на территории России не шла до 1854 года. Поэтому это было очень благоприятное время для проведения серьёзных политических реформ. Ведь вся первая часть Александровой эпохи, начиная практически с восшествия его на престол и заканчивая Венским конгрессом 1814-1815 годов, а если вспомнить Персидскую войну, то ещё дольше, в конечном счёте, была эпохой войны. Эпоха мира в Александрово царствование была очень небольшой, не больше десяти лет, с 1815 до 1825 года. При Николае же — практически тридцать или, по крайней мере, двадцать пять лет мирного царствования, то есть совершенно другой масштаб. Но как мы увидим, эти мирные годы были использованы, во-первых, не на мир, а, где получалось, на войну, как было с Турцией в 1828 году, с Венгрией в 1848 году и опять с Турцией в 1854 году. А во-вторых, эти мирные годы, по большому счёту, были потрачены в пустую для преобразования России, которая в период очень быстрого развития стран Европы — и экономического, и социального, и политического — сама нуждалась в подстройке, в развитии. Уже при коронации Николай Павлович попрал слово, данное русскому народу его царственным братом в 1801 году, — что свободных русских граждан более обращать в рабов не будут. Желая особо отблагодарить министра иностранных дел графа Карла фон Нессельроде, Император «в изъятие всех законов» пожаловал его 22 июля 1826 года 4702 десятинами земли в Тамбовской губернии с прикреплёнными к ней государственными крестьянами. Николай I… Т. И вместо законов, хотя бы побуждающих освобождать крепостных, изданных в начале Александрова царствования, 12 мая 1826 года был объявлен манифест, жестоко каравший даже за распространение слухов о желанной свободе от податей крестьян государственных и свободе от рабства крестьян частновладельческих: «По донесениям Начальников Губерний дошло до Нашего сведения, что в некоторых селениях казенные и помещичьи крестьяне, обманутые ложными слухами и злонамеренными разглашениями, отступают от должного порядка, полагая: первые, то есть, казенные крестьяне, что будут освобождены от платежа податей, а последние, то есть помещичьи, от повиновения их господам. Сожалея о заблуждении сих поселян и желая обратить их на путь истинный мерами кротости, свойственными отеческому милосердию Нашему, повелеваем объявить повсеместно: 1. Что всякие толки о свободе казенных поселян от платежа податей, а последних, то есть помещичьих крестьян и дворовых людей от повиновения их господам, суть слухи ложные, выдуманные и разглашаемые злонамеренными людьми из одного корыстолюбия, с тем, чтоб посредством сих слухов обогатиться за счет крестьян, по их простодушию. Все состояния в Государстве, в том числе и поселяне, как казенные, так и помещичьи крестьяне и дворовые люди, по всей точности должны исполнять все обязанности, законами предписанные, и беспрекословно повиноваться установленным над ними властям. Если и за сим Нашим повелениемъ откроется какой-либо беспорядок между казенными поселянами, или помещичьими крестьянами и дворовыми людьми, по ложным слухам о свободе от платежа податей или от законной власти помещиков , то виновные навлекут на себя справедливый Наш гнев, и немедленно будут наказаны по всей строгости законов. Подтверждается Начальникам Губерний иметь неослабное наблюдение, дабы разглашатели подобных слухов или толков, были без промедления предаваемы суду, для поступления с ними также по всей строгости законов. А как и до Нас уже прямо доходят недельные то есть неосуществимые — А. Правительствующий Сенат немедленно учинит надлежащее распоряжение к опубликованию сего Нашего повеления во всенародное известие, предписав притом, чтоб чтение оного в воскресные и праздничные дни по церквам, на торгах и ярмарках продолжаемо было в течение шести месяцев со дня получения сего повеления в губерниях, с строгим сверх того подтверждением Начальникам оных, дабы за исполнением, изложенных в сем Нашем повелении мер имели они неослабное наблюдение, что и возлагаем на непосредственную их ответственность в предупреждение всякого неустройства». К помещикам же рескриптами от 16 июня и 9 сентября 1826 года на имя министра внутренних дел Василия Сергеевича Ланского который, кстати говоря, в июне 1831 года умер от холеры , Император увещевал милостиво, по христиански и сообразно с законом обращаться с крестьянами, не обременяя их работами сверх меры и жестокими наказаниями тоже сверх меры. Но где эта «мера» — Император не указывал. Ланской, неизвестный художник, 1800-е гг. А то, что не очень хочется делать, и не делается, даже если умом сознаёшь, что делать это надо. Это всем нам известно. На проведение великого дела раскрепощения народа у Николая I не хватило ни воли, ни силы. Он ограничивался лишь паллиативными мерами, улучшавшими некоторые самые жестокие крайности несвободы. Да и эти законы свидетельствуют скорее не об облегчении участи крестьян, но о том ужасном положении их, которые закон пытался смягчить, но не мог — помещики, несмотря на императорские указы, саботировали любые ограничения своей власти. Так, 10 августа 1827 года, закон воспретил продажу помещиками земли, если продажа эта обезземеливает их крестьян. Вводилась обязательная норма — 4,5 десятины на ревизскую душу ревизская душа — это любой человек мужского пола. За нарушение закона помещичьи имения полагалось отбирать в казну. Но закон повсеместно не исполнялся, земля у крестьян отчуждалась, а имения сохранялись за их владельцами. Этим же законом ограничивались права помещиков ссылать в Сибирь провинившихся крепостных — теперь воспрещалось ссылать мужей без жён. Это делалось для того, чтобы пресечь хитрый приём некоторых бар, которые, желая сделать замужнюю крепостную своей наложницей, ссылали её мужа в Сибирь. Воспрещалось также ссылать людей старше пятидесяти лет и разлучать с родителями малолетних детей — мальчиков до пяти лет, девочек — до десяти. Но разве разлучение, скажем, шестилетнего мальчика или одиннадцатилетней девочки с отцом и матерью не ужасно? Крестьянка с ребёнком, А. Венецианов, 1839 г. То есть только в 1838 году указ 2 мая запретил дробить семьи и продавать детей отдельно от родителей, жену отдельно от мужа. Закон говорил, что «семейством же, не подлежащим раздроблению, считать отца, мать и из детей их сыновей неженатых и дочерей незамужних». Этот закон пришлось подтвердить 2 января 1841 года новым законом, так как старый часто нарушался. Закон 2 января 1841 года запрещал помещикам отдавать крестьян в особо тягостные горнозаводские работы, а также сдавать их в наём тем лицам, которые сами не имеют права владеть крепостными, например, священникам, мещанам. Но и этот закон также повсеместно не исполнялся. Иной новый закон воспрещал нищенство крестьян. Нам это кажется странным, но помещики очень часто обирали крестьян до нитки, и те, чтобы прожить, должны были просить милостыню, а порой ловкий господин брал оброк и с подаяний. За каждый выявленный факт крестьянского нищенства помещик штрафовался на полтора рубля. Но и эта статья применялась очень плохо. Попрошайничество среди крепостных было почти повсеместным явлением. Нищая с девочкой-поводырем, И. Ерменёв, 1760-1770-е гг. Тропинин, 1823 г. Не удалось Императору покончить и с дворовыми крепостными, то есть с крестьянами, оторванными от земли и сельскохозяйственной работы и взятыми помещиками в прямое услужение себе «во двор». Это были уже рабы «вчистую», не имевшие ни собственного имущества, ни защиты сельского схода. Таких по X ревизии 1856 года насчитывался 1 470 тысяч душ обоего пола, то есть полтора миллиона. Утро помещицы, А. Венецианов, 1823 г. Записки, с. Ведь каждого своего крепостного помещик мог обратить в дворового. Удивительно, как поворачивался у барона язык так характеризовать своих слуг и при том не отпускать их обратно в свои деревни. Ведь именно помещики принуждали дворовых и к распутству, и к безделью, безмерно окружая себя даровой прислугой. Дворовые растлевались, оторванные от привычной сельской работы, часто — от семьи, а народное хозяйство России лишалось множества рабочих рук. Александр Иванович Кошелёв объяснял императору Александру II в начале его царствования: «Дворовые люди у нас не прикреплены к земле, а находятся в полном рабстве, не имеют никакой собственности и состоят в совершенной зависимости от господского произвола. Эти отношения действуют самым вредным образом на нравственность как дворовых людей, так и самих помещиков; первые, чувствуя себя во власти других, предаются не только беспечности, лености и пьянству, но часто впадают в совершенное отчаяние; последние, имея при себе с утра до вечера людей, коих участь вполне в их руках, привыкают смотреть на них как на домашних животных, как на вещи, созданные для житейских удобств, лишают их без зазрения совести, в видах экономии и лишнего удобства, возможности иметь семейства… И позволяют себе в отношении к ним всякий разгул произвола» [А. Записки… с. Александр Иванович Кошелёв сам являлся помещиком и даже предводителем дворянства Сапожковского уезда Рязанской губернии. Кошелёв Император Николай много раз пытался покончить с этим злом c дворовыми или хотя бы уменьшить его — но напрасно. Министры, члены Государственного совета пугали царя возможностью революции в случае «всякой частной перемены в отношениях между помещиками и крепостными их людьми», говорили о сложности перемены законов и, в конце концов, объявляли, что «в настоящее время безопаснее и полезнее не предпринимать совсем ничего в отношении к дворовым людям». Эта мысль военного министра графа Александра Ивановича Чернышёва, констатирует барон Корф, соответствовала убеждениям большинства русского дворянства». Чернышёв, Дж. Доу, 1820-1823 гг. Чернышёва в селе Петровском Император выступал с законодательными предложениями в связи с дворовыми людьми в 1827, 1830, 1840 и в 1844 годах, но саботаж дворянства преодолеть так и не смог. Абсолютный монарх, обратим на это внимание и запомним это, никогда не бывает абсолютным в отношении того слоя, который его поддерживает и на который он сам опирается. Это мы видим и в сегодняшней России. В 1835 году очень секретный комитет разработал проект ликвидации крепостных отношений в три этапа. На первом этапе предполагалось регламентировать обязанности крестьян и помещиков друг к другу, добиваясь действенного исполнения законов уже существующих, входивших в IX том «Свода законов Российской империи», подготовленного Сперанским, — так называемые «Законы о состоянии». На втором этапе предлагалось ввести инвентари, то есть определить максимальные размеры повинностей крестьян к своим помещикам я напомню, что с момента полного закрепощения при Петре I крепостные крестьяне находились в полной собственности помещика, который мог делать с ними и требовать от них практически всё, что ему было угодно. На третьем этапе комитет предлагал провести личное освобождение крестьян без земли. Но и эти крайне умеренные предложения и предложения девяти других секретных комитетов, создававшихся в разные моменты царствования Николая Павловича для решения крестьянского вопроса, — все они остались только благопожеланиями. Когда в 1830 году среди помещичьих крестьян поползли слухи о скором переводе их из частного владения в казну, Император повелел министру внутренних дел генерал-адьютанту графу Арсению Закревскому «подобные суждения строжайше пресекать», а губернаторов оповестить, что «Его Величество пребывает в непреложных правилах о сохранении тех отношений, в коих крестьяне находятся к их помещикам». Николай I…Т. Император Николай Павлович умер в феврале 1855 года, а крепостное право осталось, как того желали дворяне. Остались и «тунеядные, распутные» дворовые. В 1858 году в частном владении 464 тысяч потомственных дворян находилось 11 миллионов 338 тысяч крепостных крестьян мужского пола, составлявших 39,2 процента всего мужского населения Империи. Всё же население Империи, и мужчины, и женщины, на 26 августа 1856 года насчитывало 74 миллиона 556 тысяч 400 человек, и все крепостные крестьяне и мужского, и женского пола составляли от него 34, 4 процента. В абсолютных цифрах с конца царствования Екатерины, то есть с 1795-1796 годов, число крепостных рабов возросло на 1,6 миллиона человек. Хотя в относительных цифрах благодаря общему более быстрому приросту населения и переходу части крепостных в иные сословия главным образом государственных и дворцовых крестьян , число которых возросло вдвое, удельный вес частновладельческих крепостных во всём народонаселении России упал с 1795 по 1858 год на 14,7 процентных пункта. Но в восемнадцати губерниях европейской России крепостные и в 1858 году составляли абсолютное большинство населения, а ещё в пятнадцати - от 31 до 50 процентов всех жителей. Карта с показанием процента крепостного населения в 1859 г. Крепостное население в России по 10-й народной переписи. СПб, 1861 г. Для сравнения заметим, что в 1860 году рабы в США составляли абсолютное большинство, то есть больше 50 процентов населения, только в двух штатах — Миссисипи 55,2 и Южной Каролине 57,2. Ещё в пяти они составляли от 31 до 50 процентов населения: Луизиане 46,9 , Алабаме 45,1 , Джорджии 43,7 , Флориде 44 и Северной Каролине 33,4. В Техасе рабы составляли 30,2 процента населения, в Арканзасе — 25,5, в Виргинии — 30,7, в Теннесси — 24,8 процента. Продажа семьи рабов на аукционе, штат Южная Каролина, 1861 г. Можно себе представить сколь более взрывоопасной была ситуация в России, не говоря уже о том, что в отличие от американского общества между русскими рабами и остальным населением не было никаких барьеров кроме социальных — ни расового, ни исповедного, ни языкового. Русских рабов не отловили в Гвинее, не перевезли в трюмах через океан. Такие же русские православные люди, как и их помещики, испокон веку жившие на одной с ними земле, крепостные крестьяне прекрасно помнили, что ещё не так давно их предки были гражданами, а не рабами, что их предки спасли Россию в смуту начала XVII века, что они были юридически равноправны с дворянами, а не безгласно покорны им. Крестьяне, А. Олеарий, 1656 г. Начальник III жандармского отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии граф Бенкендорф в 1839 году писал Царю: «Мнение людей здравомыслящих таково: не объявляя свободы крестьянам, которая могла бы от внезапности произвести беспорядки, можно бы начать действовать в этом духе. Тогда только будет мера спасительна, когда будет предпринята самим правительством, тихо, без шуму, без громких слов, и будет соблюдена благоразумная постепенность. Но что это необходимо и что крестьянское сословие есть пороховая мина, в этом все согласны... Освобождение крестьян должно было произойти так, чтобы сами крестьяне этой свободы не заметили. В 1846 году пятый секретный комитет по записке тогдашнего министра внутренних дел Льва Алексеевича Перовского, внебрачного сына Кирилла Разумовского от мещанки Соболевской, получившего фамилию от имения Разумовского Перово, дяди террористки Софьи Перовской , «обсудив предложения и объяснения министра внутренних дел, вполне одобрил основную его мысль: достигнуть освобождения людей крепостного состояния постепенным ограничением крепостного права, незаметным для них образом, не возбуждая в народе опасных толков и не произнося даже слова: свобода или вольность». Крестьянский вопрос… Т. Перовский, неизвестный автор, до 1856 г. Я подчёркиваю, что это — прямая цитата, это и есть решение тайного государственного комитета. Вот так видели свою деятельность руководители Российской империи. Понятно, дорогие друзья, что эта «мудрая осторожность» была мертворождённым явлением. Преступления а крепостное рабство — это, безусловно, преступление не рассасываются незаметно, они иссекаются сознательно и явно скальпелем волевого раскаянья. Иначе они продолжают разрушать душу и тело народа. А историческая русская власть так и не сказала, что она виновна в закрепощении своих граждан, так и не признала этого полностью, так и продолжала и Петра, и Екатерину именовать Великими, да и Николая Павловича весьма почитала в отличие от Александра. Так же и сейчас нынешние правители пытаются перейти к новому порядку вещей, не раскаявшись в преступлениях ЧК, КПСС перед народами России, думая, что у них получится. Но как тогда народ не простил крепостного права, так он не простит и нового крепостного права большевиков. И без раскаянья власти, которая берёт начало непосредственно от чекистов-коммунистов советского периода, конец её, я уверен, будет не менее ужасен, чем конец традиционной русской власти после 1917 года. Но вернёмся к теме. Приватизация крестьянской земли, осуществлённая русскими царями в пользу дворянства в XVIII столетии, таким образом, получила при Николае Павловиче новое подтверждение.

Указ о вольных хлебопашцах

Но это было невозможно из-за действующего законодательства. Одним из первых данную проблему понял граф Сергей Румянцев. Это был советник императора, который говорил о том, что крестьянам можно давать свободу, но только за деньги. Почему стало возможным появление подобного указа в России? Для этого было несколько причин: Распространение денежной экономики. Деньги играли все большее значение, помещики стали всерьез рассматривать ситуацию предоставления свободы своим крестьянам, но только за выкуп. Недовольство среди населения. Крестьяне всё больше и больше начали показывать свое недовольство властью, которая годами не могла решить крестьянский вопрос. Снижение эффективности хозяйств помещиков. Крепостные без должного энтузиазма работали на барских полях. Фактически каждый крепостной не был заинтересован в результате собственного труда.

Рост городского населения. Все большее число людей стремились покинуть деревню и перебраться в город. Суть указа 20 февраля 1803 года был издан указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, основанных на обоюдном согласии. Именно так официально назывался этот документ.

То есть, можно сказать о том, что шанс был у каждого крепостного, но денежные средства на его реализацию были непомерно большими для простой крестьянской семьи. Крестьяне, выкупившиеся на свободу, получали, по указу, статус свободного, или вольного, хлебопашца. Отсюда и обобщенное понятие, и термин, и название Указа — «О вольных хлебопашцах». Последствия Указа Александр Павлович был лично заинтересован в данном Указе и строго контролировал его реализацию каждый год в имперскую канцелярию подавались сводки о количестве крестьян, выкупившихся на свободу.

Но, в данном конкретном случае, вопрос о выкупе или не выкупе крестьян регулировался помещиками Империи, а они не стремились добровольно расставаться со своими правами и привилегиями, не стремились добровольно расставаться «со своей личной собственностью». Положения документа действительно носил рекомендательный характер, и его правовое значение было невелико. Сумма выкупа часто была непомерно большой, а прилагавшийся надел, наоборот, очень маленький и малоплодородный. Кроме того, многие помещики настаивали на продолжении исполнения барщины и оброка, несмотря на то, что это шло вразрез с положениями Указа. Как итог, крестьяне сами не особо стремились выкупаться на свободу, так как сделка была для них зачастую неравноценной.

В результате, этот указ буквально разрушил своеобразную монополию дворянства на владение подобного рода недвижимости. Второй указ — «Указ о вольных хлебопашцах», который был призван с целью определить порядок раскрепощения и отпуска крестьян вместе с их землей. В результате этого указа, крестьяне должны были выплачивать выкуп помещикам, своеобразный аналог рассрочки за землю, что давало впоследствии крестьянам получить еще и земельный надел. Следует отметить, что воспользоваться подобной возможностью — этим указом, могли лишь считанные единицы. На саму же систему крепостничества «Указ о вольных хлебопашцах» не повлиял ни коим образом. Александр Первый во время своего правления пытался всячески разрешить вопрос, связанный с крестьянами. Он столкнулся со множеством трудностей и непонимания, в том числе как со стороны дворянства, так и самих крестьян. Все проекты по «освобождению» крестьян из подобного рабства, предлагались Мордвиновым и Аракчеевым, Гурьевым и Канкриным. Крестьянский вопрос 1801 г. В России в 1801 году царила весьма взрывоопасная обстановка, причем это несмотря даже и на то, что тогда мещанам, купцам и государственным крестьянам было позволено всячески распоряжаться незаселенными землями. С каждым новым годом ситуация в стране становилась все хуже и хуже, а само крепостничество все менее эффективным. Подобное состояние дел в стране не могло не сказаться пагубно на настроении самых крестьян, а также на представителях других классов. Тем не менее, отменять крепостное право пока никто не собирался. Во многом этому способствовали представляли дворянства. Они представляли собой главную, наиболее важную опору самого императора и никак не могли согласиться с подобным столь кардинальным изменением.

Последствия закона Указ о вольных хлебопашцах в своей сути не имел какого-либо серьезного значения для большей части крепостных. Ведь выкуп земли полностью контролировался помещиком. Он определил как размер земельного участка, так и его положение и стоимость. Очень часто помещики предлагали крепостным для выкупа неплодородную землю, либо устанавливали неподъемную сумму выкупа. Более того, мужчины, выкупившие землю, подлежали рекрутскому набору в армию. Во многом из-за этого сами крестьяне не сильно стремились собственной свободе. Также необходимо отметить, что реализация указа оставляла желать лучшего. Многие помещики предоставляли крестьянам свободу только на том основании, что последние были обязаны не только выкупить свою свободу, но и нести повинности обычных крепостных крестьян барщина и оброк. Те крестьяне, которые выкупали свою свободу и не подходили для службы в армии, назывались вольными хлебопашцами, но всю повинность несли только в пользу России. Причины, по которым указ о вольных хлебопашцах не имел нужного воздействия, кроются в том, что указы носил исключительно рекомендательный характер. Помещик не был обязан продавать землю, и даже если крестьянин имел деньги и просил сделать его свободным, помещик мог отказаться без всяких последствий. Любопытный факт заключается в том, что Александр 1 лично выказывал заинтересованность в исполнении данного указа.

Указ о вольных хлебопашцах и его история — все, что нужно знать

Так, в недавней статье С.В. Тютюкина проводилась мысль о «сугубо факультативном характере указа о "вольных хлебопашцах" 1803 г. и поистине ничтожных результатах его практического применения»2. В существующей историографии доминируют скептические оценки данного указа. Указ 1808 г. запрещал продавать крестьян на ярмарках "в розницу", а указ 1809 г. отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь закрепощен. Законами, определявшими возможность и формы эмансипации по доброй воле самого помещика (закон о свободных хлебопашцах 20 февраля 1803 года, закон об «обязанных крестьянах» 2 апреля 1842 года), воспользовались единицы.

Указ о вольных хлебопашцах 1803 г.

На основании этого Указа о вольных хлебопашцах помещики имели право отпускать на волю крепостных крестьян поодиночке или целыми селениями и, что очень важно, вольноотпущенных крестьян обязаны были наделять землей. В феврале 1803 вышел в свет новый указ касаемо положения крестьян, который получил название "О вольных хлебопашцах". Это можно назвать подступом к реформе полного освобождения крестьян от крепостной. Указ о вольных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нём впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп, если такое условие было оговорено в договоре. Это положение легло потом в основу реформы 1861 года. "Указ о вольных хлебопашцах" (Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных) – законодательный акт, ограничивший крепостное право и положивший начало его отмене в Российской империи.

Указ о вольных хлебопашцах 1803: причины и последствия

4 марта 1803 года император Александр I подписал указ «Об отпуске помещиками. Важнейшим актом первых лет царствования Александра по крестьянскому вопросу был указ 20 февраля 1803 г. о свободных хлебопашцах. Документ 1, который был подписан Александром I, носил название "Указ о вольных хлебопашцах" (20 февраля 1803 года). Следующим шагом стал указ о свободных крестьянах. Указ о вольных хлебопашцах: суть. Этот правовой акт давал помещикам право освобождать крепостных по отдельности или целыми деревнями и наделять их землей. Вот и все условия указа 1803 года. Но если говорить коротко, то указ о вольных хлебопашцах предусматривал право помещиков отпускать крестьян с землей, назначая условия выкупа. 20 февраля Александр I подписал указ "Об отпуске помещиком крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных", который стал называться историками указом о "вольных (или свободных) хлебопашцах".

Процесс против рабства

После получения свободы крестьяне были обязаны нести рекрутскую повинность. Указ о вольных хлебопашцах: итоги и значение По требованию императора ему ежегодно присылали ведомости, в которых указывалось число крестьян, ставших свободными. Законодательный акт показал настроение дворян, власти смогли оценить, насколько оно готово расстаться с привычным для него укладом. Издание указа о вольных хлебопашцах не принесло того результата, на который рассчитывал Александр. Недостатком указа стало то, что помещик сам устанавливал размер земли, которую передаст крестьянам, или стоимость выкупа. Многие помещики предлагали для передачи неплодородные земли или устанавливали такую сумму, которую крепостные не могли выплатить. Также ценой свободы нередко была необходимость нести повинность в виде барщины или оброка. Кроме того, помещик имел право отказать любому крестьянину в возможности купить свободу.

Граф обратился с просьбой к императору, что и стало ключевой предпосылкой, в которой были описаны все основные элемент «освобождения» крепостного крестьянина. Обо всех условиях выкупа и облагаемых обязательствах помещик должен договариваться с крестьянином лично. Таким образом последующие поколения крестьян облагались теми же обязательствами, что и прежние. О есть нарушения условий договоренности, крестьянин возвращался в зависимость к своему помещику. Например, становиться мастерами ремесленного дела, торговцами и др. В том числе они были обязаны нести рекрутскую повинность. Также, могли переходить в любые другие губернии, но прежде они были обязаны уведомить о своем намерении Казенную палату. Следует отметить, что не все помещики были обязаны пользоваться таким правом, все зависит сугубо от его желания. В результате, сам указ носил скорее рекомендательный характер, нежели чем обязательный. Это и есть причина, почему количество вольных хлебопашцев, даже по истечении полувекового срока было ничтожно мало. Эффективность указа Примерно в середине 19 века, на основании данного указа, было освобождено порядка сто пятидесяти тысяч крестьян. Сами же историки абсолютно сходятся во мнении, что за пятьдесят лет действия этого указа подобная цифра очень невелика. Те лица, которые были освобождены от своих помещиков, именуемые вольными хлебопашцами, получили в свое распоряжение определенную часть земли. Повинности же крестьяне могли нести исключительно в пользу собственного государства — России. Следуя статистике, в разряд таких вольных хлебопашцев перешло менее половины процента всех крепостных крестьян, причем за все время правления Александра.

Во время этих войн расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра; наблюдения, им собранные, поселили в нем недовольство окружающим. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора. Их опустелые места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора. То был Михаил Михайлович Сперанский». Цитируется по: Ключевский В. Курс русской истории. Том 5, лекция 83. Цитируется по: Три века. Исторический сборник под редакцией Каллаша В.

Усадьбу можно было выкупить при отсутствии недоимки на наделе крестьянина. Полевая земля выкупалась только с согласия помещика. Одновременно помещику было предоставлено право принудить крестьян перейти на выкуп, если ему это было выгодно. Помещики были заинтересованы в получении всей выкупной суммы сразу, чтобы создать капитал для перехода к новым формам хозяйства. Размер надела крестьян определялся так называемыми «местными положениями». В них устанавливались для каждой отдельной местности две нормы наделов — низшая и высшая. Только в степной полосе была одна так называемая «указная норма». Помещик имел право обязать крестьян принять высшую норму наделов. Но он не был обязан давать крестьянам больше земли, чем им причиталось по низшей норме. В плодородных районах помещики выделяли чаще наделы по низшей норме, а там, где были малоплодородные наделы, обязывали крестьян получать самую высшую норму наделов. В законодательстве об отмене крепостного права содержался ряд других правил, имевших целью сохранить власть помещиков над крестьянами. Им было разрешено требовать, чтобы крестьяне переносили свои усадьбы в другое место, требовать обмена крестьянских земель на свои земли, если это вызывалось интересами помещичьего хозяйства. Положение от 19 февраля 1861 г. Как правило, сельское общество образовывалось путем объединения крестьян, принадлежащих одному помещику. Оно могло состоять из одного селения или из части большого селения, населенного крестьянами, принадлежащими разным помещикам. Сельское общество являлось поземельным союзом крестьян, связанных общностью землепользования при общинном порядке землевладения , и в то же время административной единицей, выполняющей административные и полицейские функции. Все члены общества были связаны круговой порукой. Без согласия общества крестьянин не мог уйти на заработки вне своего места жительства. Надельная земля предоставлялась не каждому лицу в отдельности, а крестьянскому двору, крестьянской семье в лице ее представителя — домохозяина. Он нес ответственность перед обществом за исправное отбывание повинностей. Без согласия домохозяина отдельные члены семьи не могли уйти на заработки, менять место жительства и т. Для надельного крестьянского землевладения было характерно наличие множества разрядов крестьянских хозяйств, отличавшихся друг от друга размерами надела, условиями выкупа, характером землевладения. На основе материалов земской статистики исследователи тех лет писали, что крестьяне делятся на следующие разряды: дарственники, собственники, полные собственники, государственные, государственные с общинным владением, государственные с четвертным владением, государственные из помещичьих, удельные, арендаторы казенных участков, безземельные, собственники бывшие помещичьи, на выкупной усадьбе, собственники бывшие удельные, поселяне-собственники, переселенцы, дарственные бывшие помещичьи, собственники бывшие государственные, вольноотпущенные, безоброчные, свободные хлебопашцы, временнообязанные, бывшие фабричные и т. При такой «разноголосице» разрядов и правовых состояний права крестьян-землепашцев и радетелей земли российской, естественно, были трудноразличимы.

История земельного права

Изданный 20 февраля 1803 г. Указ о вольных хлебопашцах лег в основу Указа об отмене крепостного права в 1861 г. Однако, при всей его прогрессивности всего лишь 2% крестьян смогли освободиться от крепостной зависимости. Указ о вольных хлебопашцах – данный документ подписал Александр І 20 февраля 1803 года. Основной целью документа, было создание всех условий для того, чтобы помещики могли освобождать своих крестьян, наделяя их земельными участками. закон от 20 февраля 1803 г., в соответствии с которым помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями, с обязательным наделом землей. была предоставлена возможность прекращения крепостнических отношений на возмездной основе. Так, Указ от 20 февраля 1803 г. (о свободных хлебопашцах) предоставил помещикам право (но не обязанность).

Издание Указа о вольных хлебопашцах

Несмотря на то, что закон о состояниях так и не стал действующим, его отдельные положения получили силу закона. Так, в том же Комитете 6 декабря был поднят вопрос о запрещении продавать, закладывать, дарить крестьян без земли. В итоге в 1827 г. У нарушивших этот закон помещиков имения отбирались в казну или крестьяне переводились в свободные хлебопашцы. В 1829 г. И, хотя указ об этом так и не был принят, подобное ограничение стало своего рода «неписаным законом» — при Николае I крестьян поодиночке не продавали. В следующем Комитете, названном по имени его председателя «Комитетом Васильчикова» 1835 , был принят ряд документов, определивших дальнейшие пути разработки крестьянского вопроса. Было решено, во-первых, начать полномасштабные преобразования в государственной деревне, и, во-вторых, ввести в помещичьей деревне во всех имениях инвентари, что рассматривалось, как первый этап ее дальнейшего переустройства.

Итак, положили сначала провести преобразования в государственной деревне, «поскольку в деле улучшения положения крестьян правительство должно подавать пример частным лицам» Сперанский. Была проведена реформа казенных крестьян сначала ее реализацией занималось специально созданное Четвертое отделение СЕИВК, затем было образовано министерство государственных имуществ. Первый ее этап — перестройка аппарата управления государственной деревней — приходится на 1837—1841 гг. В губерниях были учреждены особые палаты государственных имуществ, а в уездах — окружные управления во главе с окружными начальниками. Было допущено некоторое самоуправление казенных крестьян: крестьяне выбирали управление и суд. Все вновь созданные ведомства во главе с министерством государственных имуществ должны были заботиться о благосостоянии государственных крестьян и прежде всего о том, чтобы казенная земля равномернее была разделена между общинами и внутри общин и чтобы размер оброка соответствовал количеству выделенной крестьянскому двору земли и ее доходности. До этого крестьяне платили оброк по числу душ мужского пола без учета их хозяйственных возможностей.

Однако для того, чтобы определить степень доходности крестьянского хозяйства, необходимо было провести оценку качества земельного надела — кадастр. Но в стране не хватало специалистов для подобной работы, прежде всего землемеров. Недостаточно быстрое проведение кадастровых работ тормозило ход реформы, что сказалось на ее экономических результатах. Реализация реформы была далека от идеала. Экономическое положение казенных крестьян в первое десятилетие после реформы ухудшилось в связи с ростом податей налогов. Тем не менее реформа имела и положительные последствия: государственные крестьяне получили самоуправление, было открыто большое число новых школ в 1838 г. Виктор Павлович Кочубей.

Главная цель реформы государственной деревни — показать помещикам преимущества свободного состояния земледельцев — была достигнута лишь отчасти. И все-таки ряд ее программных положений имел большое значение для дальнейших преобразований в помещичьей деревне. Так, введение инвентарей в казенной деревне способствовало выявлению путей и способов регулирования крестьянских повинностей со стороны правительства. Опыт деятельности созданных в ходе реформы крестьянского самоуправления и суда впоследствии был использован при проведении крестьянской реформы 1861 г. В этом смысле точку зрения целого ряда историков, которые считали реформу государственных крестьян «предвестником» реформы 1861 г. Реформа государственных крестьян отождествляется с именем Павла Дмитриевича Киселева, ставшего в 1837 г. Киселев прошел путь офицера, участвуя во всех битвах первой трети XIX в.

После русско-турецкой войны 1828—1829 гг. По согласованию с Петербургом там он провел ряд реформ, в том числе в деревне. Оказалось, что Николай I три вечера провел за изучением отчета Киселева по управлению Молдавией и Валахией, особенно его заинтересовала деятельность по регулированию отношений крестьян и помещиков-«бояр». Император даже попросил свою старшую дочь Марию сделать выписки из этой части отчета. Разговор, который состоялся между Николаем и Киселевым, потряс последнего. Царь объяснил, что, ознакомившись с отчетом Павла Дмитриевича, понял, что они оба имеют одни и те же идеи, питают одни и те же чувства в вопросе об освобождении крестьян, между тем как его министров этот вопрос пугает. Император показал на многочисленные папки, стоявшие на полках, и сказал, что здесь он «собрал все бумаги, относящиеся до процесса, который он хочет вести против рабства, когда наступит время освободить крестьян по всей империи».

Далее самодержец посетовал, что не находит «прямого сочувствия» к «преобразованию крепостного права» не только среди «сотрудников», но и в семье его братья были ярыми противниками подобного преобразования.

Последствия Указа о вольных хлебопашцах Историческое значение Указа о вольных хлебопашцах, принятого в 1803 году, нельзя переоценить. Этот законодательный акт в России имел множество последствий, как положительных, так и отрицательных. Суть принятого Указа заключалась в освобождении крестьян от крепостной зависимости и предоставлении им некоторых прав и свобод. Крестьяне стали вольными, то есть получили право свободно перемещаться и владеть землей. Однако, это право решалось условиями, установленными помещиком. Крестьяне могли выкупить землю, на которой они жили и работали, по определенным условиям и положениям. Иногда это было не выгодно для крестьян, так как выкупная цена была высокой, а условия сделки невыгодными. Таким образом, Указ о вольных хлебопашцах имел как плюсы, так и минусы.

Новая свобода и возможность собственности на землю дали крестьянам большее самоопределение и улучшили их жизненные условия. Они могли освободиться от власти помещика, знать свои права и иметь большее влияние на свою судьбу. Однако, вследствие принятого Указа возникли и некоторые негативные последствия. Некоторые помещики использовали свое право заключить невыгодные договоры с крестьянами, ограничивая их свободу или принуждая к тяжелому труду на своих землях. Были случаи, когда помещики издавали новые положения и условия, лишая крестьян земли и других преимуществ, которые предоставлялись в Указе. Также, крестьянам были доступны только определенные земельные участки, что снижало их возможности для успешной хозяйственной деятельности. Помимо сельской жизни, Указ о вольных хлебопашцах оказал влияние и на политические изменения в Российской империи. Усилиями Александра I была проведена существенная реформа, которая стала предысторией для многих других изменений в стране. Указ о вольных хлебопашцах вызвал общественное движение, призывавшее к дальнейшим реформам и расширению свобод и прав граждан России.

Таким образом, Указ о вольных хлебопашцах имел свои плюсы и минусы. Он стал историческим прорывом в развитии России, предоставив крестьянам свободу и возможности для собственного развития. Однако, некоторые помещики и условия выкупа земли ограничивали эти права и создавали проблемы для крестьян. В целом, однако, Указ о вольных хлебопашцах сыграл значительную роль в социально-экономических и политических изменениях в России XIX века. Социально-экономические последствия Указа о вольных хлебопашцах Указ о вольных хлебопашцах, принятый в 1803 году Российской империей, имел значительное значение для освобожденных крестьянам и для сельского хозяйства в целом. Знание и понимание последствий этого закона позволяет нам лучше понять историческое значение этого действия и его влияние на развитие русского общества. Основным значением Указа о вольных хлебопашцах было возможное освобождение крестьян от феодальных уз и приведение их к свободным условиям труда и собственности. Крестьянам было предоставлено право выкупать своих земельных участков у помещиков и стать обладателями собственности. Благодаря этому, крестьяне стали иметь возможность самостоятельно управлять своими хозяйствами и развивать сельское хозяйство страны.

Само принятие указа было долгожданным реформным актом для крестьян, которые желали освободиться от крепостной зависимости и получить свободу передвижения и выбора своего будущего. Этот текст помещался в деревне, и крестьяне с большим интересом и волнением ждали своего «выпуска» из крепостной зависимости. Однако, нельзя не отметить, что процесс освобождения крестьян своими силами стоил им очень дорого. Помещики, узнав о возможности крестьян выкупать свои земли, быстро подорожали выкупные цены, и часто крестьяне попадали в рабство нищеты, чтобы оплатить эти выкупные суммы. Многим крестьянам было невыгодно выкупать землю и они продолжали работать на помещиков наемными работниками. Социальное значение указа заключалось также в возможности крестьян выходить из деревни и работать на найм. Это открывало им новые возможности для лучшего заработка и улучшения своего материального положения. Кроме того, иные изменения в законодательстве также открывали для крестьян право заниматься другими видами деятельности и избирать профессию, что в свою очередь способствовало развитию сельского общества и экономики в целом. Таким образом, социально-экономические последствия Указа о вольных хлебопашцах были значимыми для крестьян и земледельцев России.

Хотя методы и условия проведения реформы не всегда оправдывали ожидания крестьян, этот закон стал важным шагом в направлении освобождения крестьян от феодальной зависимости и их социальной мобильности. Политические изменения в стране Указ о вольных хлебопашцах, принятый в России в XVIII веке, имел значительные политические последствия.

На сем основании Правительствующий сенат не оставит учинить все нужные распоряжения. Контрассигнировал министр внутренних дел граф Виктор Кочубей.

Правительствующий сенат приказали: для сведения и должного в потребном случае по сему высочайшему его императорского величества повелению исполнения предписать указами господам министрам, военным губернаторам, присутственным местам, губернским правлениям, казенным и гражданским палатам; а в Святейший правительствующий синод и в московские Сената департаменты сообщить сведения.

Крестьяне, выкупившиеся на свободу, получали, по указу, статус свободного, или вольного, хлебопашца. Отсюда и обобщенное понятие, и термин, и название Указа — «О вольных хлебопашцах». Последствия Указа Александр Павлович был лично заинтересован в данном Указе и строго контролировал его реализацию каждый год в имперскую канцелярию подавались сводки о количестве крестьян, выкупившихся на свободу. Но, в данном конкретном случае, вопрос о выкупе или не выкупе крестьян регулировался помещиками Империи, а они не стремились добровольно расставаться со своими правами и привилегиями, не стремились добровольно расставаться «со своей личной собственностью». Положения документа действительно носил рекомендательный характер, и его правовое значение было невелико. Сумма выкупа часто была непомерно большой, а прилагавшийся надел, наоборот, очень маленький и малоплодородный. Кроме того, многие помещики настаивали на продолжении исполнения барщины и оброка, несмотря на то, что это шло вразрез с положениями Указа. Как итог, крестьяне сами не особо стремились выкупаться на свободу, так как сделка была для них зачастую неравноценной. Положительным моментом, если говорить кратко, стало то, что все-таки появился некий механизм, определявший право выкупа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий