Возникновение права тгп кратко

Право в силу своей значимости принадлежит к числу наиболее важных и сложных общественных явлений. Предпосылки происхождения права. Среди причин возникновения права можно выделить экономические и социальные, лежащие и в основе происхождения государства. Экономические причины привели к появлению экономического неравенства и возникновению частной собственности.

Теории происхождения государства и права – историческая, регулятивная

Все древние кодексы Законы Хаммурапи, т. Распространение влияние мировых религий на Западе и Востоке. Не без их сильного влияния происходило формирование соответствующей образу религии правовой системы. Так, известно сколь сильное влияние на становление права в странах Западной Европы оказал фактор Папства. Появление письменности. Вслед за этим появляются такие разновидности правовых актов, как акты нормативные и индивидуальное. Письменность способствовала развитию нормативного договора как источника права. Без письменности не мог бы возникнуть публичный правовой договор. Заключаемые между правителями и народом публичные договоры определявшие обязанности народа перед царской властью, формы вознаграждений и пределы наказаний, обязательные для царя содержали часть права всей страны. Считается, что по типу договора был составлен библейский Ветхий Завет — договор Бога с народом Израиля.

Письменность способствовала утверждению в качестве источника права судебного прецедента и т. Элементарные начала общей теории права.

Исторически первым возникает естественное право, получая свое выражение и закрепление в нормах поведения первобытного общества. Этими нормами были первобытные обычаи, которые постепенно складывались в общении между людьми и затем передавались из поколения в поколение, принимая нередко форму обрядов и ритуалов.

Едва ли правильно первобытные обычаи называть правом, поскольку в них находили свое выражение и первобытная религия, и первобытная мораль. Вполне оправданно их называть мононормами, как это делают многие современные исследователи, учитывая, что в первобытных обычаях в единстве выражены религиозные и нравственные моральные начала. С переходом первобытного общества к производящей экономике, с возникновением и развитием товарно-рыночных отношений постепенно начинают складываться новые обычаи, обычаи с собственно правовым содержанием. С возникновением государства возникает позитивное право, то есть право в юридическом смысле.

Оно уже обеспечивается государством, государственным принуждением и четко разграничивает юридические права и обязанности. Принято выделять три основных способа возникновения позитивного права — санкционирование обычаев, создание юридических прецедентов и установление нормативных правовых актов. Санкционирование обычаев — наиболее ранний способ возникновения позитивного права. Со временем правовые обычаи начали подвергаться систематизации и обретать письменную форму.

Так возникли первые источники позитивного права. Создание юридических прецедентов — тоже довольно ранний способ возникновения позитивного права; выносимые на основе правовых обычаев судебные решения постепенно становились образцами для решения аналогичных дел.

Глоссарий по теме: Присваивающая экономика — способ хозяйственной деятельностью, в условиях которого человек присваивает то, что создано природой; охотиться на животных, собирает плоды растений, ловит рыбу. Неолитическая революция — процесс перехода от присваивающей экономики к производящей в эпоху неолита — новокаменного века. Производящая экономика — способ хозяйственной деятельности, при котором люди сами производили необходимые для жизни продукты питания, предметы первой необходимости и пр. Ритуал - священнодействие, основанное на наделении вещей особыми символическими свойствами. Обряды - совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение; правила поведения, которые выполняли воспитательную функцию. Обычаи - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Табу - система запретов на совершение определенных действий. Мононормы - правила поведения людей первобытного общества, которые были выражены в обычаях, обрядах, религиозных ритуалах. Агрокалендарь - документ, в котором устанавливались правила сельскохозяйственной деятельности. Правопонимание - совокупность теорий, которые объясняют сущность права, его содержание. Естественное право - совокупность ценностей и идеалов людей, которые не могут быть отняты у них в силу того, что дарованы им природой. Позитивное право - система юридических норм, санкционированных или установленных государством и выраженных в форме законов и подзаконных актов. Основная норма - главное правило поведения, находящиеся на вершине пирамиды юридических норм. Право - система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность.

Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом: 1. Экономическая функция - выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий; 2. Политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.

Культурно-историческая функция - выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом права человека, демократию, социальную справедливость и т. Воспитательная функция - выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм; 5.

Если обобщить, то право формируется либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями и под их контролем; право является выражением воли и баланса общественных корпоративных и личных интересов членов общества; право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием, правовых обычаев; право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства. Причины и условия возникновения права — между мононормами первобытного общества и нормами права — глубокая преемственность. Обычаи, расценивались как данные свыше, наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права обычным правом. Появление права связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы. Право выражает меру свободы и ответственности в обществе. Лица-обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, защищающих их права и интересы. Эти вопросы должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения. Формы происхождения государства Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Сторонники одной точки зрения выделяют четыре наиболее яркие формы: 1. Азиатская форма «азиатский способ производства».

Лекция 11. Тема: Происхождение и сущность права.

Во-вторых, усложнилась структура регулирования поведения людей; сложились четыре способа данного регулирования: что надо обязательно делать что должно ; что разрешено делать что можно ; что запрещено делать нельзя делать и что безразлично для общества, то есть человек может поступать по своему усмотрению. В-третьих, появление письменных источников, фиксирующих правила поведения, и жесткая привязка этих правил к земледельческому производству, — агрокалендари. Организация специального аппарата контроля за соблюдением агрокалендарей. В-четвертых, общесоциальное содержание нормативного регулирования, то есть оно было направлено и сориентировано на выживание всех и на регулирование жизни всей общины. Лишь со временем эти правила политизируются, то есть приобретают классовое содержание.

В-пятых, право появилось не вдруг, не на пустом месте, а сначала происходило санкционирование обычаев, которые перерастали в обычное право и становились строго обязательными для всех. Их государство признавало и ставило под свою защиту. Процесс формирования права отличается длительностью, имеет ряд этапов и специфику у разных народов. В-шестых, право возникает объективно на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящей экономики, свободного труда общинников-земледельцев и ремесленников.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством. Возникновение права — длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно «складывались» в единую и внутренне согласованную правовую систему конфетного общества. Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов.

Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем сородичем или чужаком она совершена сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное , то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой жесткое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко. При нанесении побоев, увечья, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств.

Благодаря данному понятию начал формироваться принцип историзма. Постулат является основой познания мира человеческого во многих науках, например, в философии, управлении, социологии, и так далее. Данный принцип используется, в том числе, и для изучения права, освещения аспектов его происхождения, выявления новых теорий и так далее. Основания возникновения прав скрываются в формировании различных объединений, а именно кланов, общин.

В связи с эти возникает вполне закономерный вопрос: всегда ли существовало право? Влияет ли наличие общества на его развитие, если сравнивать эту тенденцию с государственным развитием? Ответ кроется в многочисленных теориях, которые имеют место даже сейчас. Теологическая теория Возникновение права объясняет теологическая теория. Её последователями являются Фома Аквинский и Аврелий Августин. Данная теория является наиболее древней, а также служит основанием и развитием для других обоснований происхождения норм. В основу теологической теории положен божественный закон, который был порождён Создателем. Последователи данной теории считают, что нормы права подарил человечеству Господь, как одно из явлений мира.

В качестве аргументации авторы используют положения Библии, которые являются законами для всего народа. Кроме того, считается, что возникновение права обусловлено теми заповедями, которые Бог передал Моисею. Последователи утверждают, что в основе права лежит божественное послание и божественный разум, который управляет миром. На втором месте в теологической теории находится естественный закон, то есть система общественных отношений, которые сложились в результате взаимодействия между людьми. Разумеется, данная теория не подвергается научной оценке, так как опирается исключительно на факты религии и веры.

Формирование и становление права — следствие усложнения общественных отношений, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых примитивные нормы справляются все меньше и меньше. Правовые нормы формировались в основном тремя основными способами: 1 эскалация мононорм первобытных обычаев в обычное право и санкционирование их, в связи с этим властью государства; 2 государственное правотворчество, которое находит свое отражение в издании специальных документов, содержащих правовые нормы- нормативные акты законы, указы, регламенты, постановления и др. Подведя итог, мы можем утверждать, что на возникновение и развитие права также оказывали и оказывают влияние многие разнообразные факторы: специфические, географические, культурные, исторические и другие обстоятельства. Происходит планомерный процесс его преобразования и эволюции, связанный с тенденциями развития общества и становления государства. Литература: Дегтярева, А. Мухаев, Р. Омельченко, О. Всеобщая история государства и права. Тураев, Б. Основные термины генерируются автоматически : государственная власть, государство, норма.

Возникновение права: история, развитие

Курсовая работа - Возникновение права Причины появления права. 1. Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера. 2. Появление избыточного продукта, которое, в свою очередь, привело к материальному раздроблению общества. 3. Распределение труда.
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Раздел I. Теория государства и права

Благодаря праву появись запреты, дозволения и обязанности. Вместе с тем природа права имеет двоякий характер, так как многие мононормы с появлением государства были санкционированы государством и стали правом. Тем неменее в теории права сущ-ет более 10-ти концепций, раскрывающих природу права: - естественного права природа человека Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами право на жизнь, свободу, равенство , которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них. Цицирон, Гроций - классовая теория Право связано с государством и зависит от социально-экономических факторов общества. Маркс, Энгельс, Ленин - психологическая теория. Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше. Фома Аквинский - нормативистская Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.

Источники формы права. Под источниками форм права понимаются способы выражения и закрепления правовых норм. Основными источниками формами права являются — правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор, юридическая доктрина, религиозные источники.

Крупнейший представитель этой теории Г.

Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, то есть государства. Государство и право есть продукт органической эволюции.

Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л.

Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство.

В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими например, Золотая Орда. Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем.

Нормативный договор — это договор, который содержит нормы права. Нормативность в договоре обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений, то есть субъекты вынуждены закреплять в договоре общие права и обязанности на длительный срок. В обыкновенном договоре такой нормативности нет, ибо стороны опираются на уже существующую норму права.

По сути нормативный договор позволяет сторонам конкретизировать положения общих принципов прав либо универсальных норм. Используется в международном, трудовом, гражданском праве. Юридическая доктрина — научные труды, цитаты видных юристов, используемые в юридической практике как аргумент для доказывания своей правоты. Использовались в древнем Риме, Средневековой Англии, современном мусульманском праве. Религиозные источники, служащие источниками права.

В современном мусульманском праве таковыми источниками являются Коран, Сунна сборник высказываний пророка Мухаммеда , Иджма мнения исламских юристов , Кияс умозаключения по аналогии. Нормативно-правовой акт: понятие и виды. Оформляются в виде официального документа и имеют определенные формы6 - письменный документ; - это продукт, уполномоченного на правотворчество, субъектов - обладает определённой юридической силой; - предназначен для урегулирования общественных отношений - является формой для содержания права Нормативно-правовые акты делятся на две группы: законы и подзаконные правовые акты. Закон - это НПА, в котором содержатся нормы права, регулирующие наиболее важные вопросы общественной жизни, принимаемый высшим представительным органом в гос-ве на референдуме. Законы делятся на три группы: - конституции; - конституционные законы; - федеральные законы.

Вето Президента на конституционные законы не распространяется.

В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц. Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система право , которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения. Теории происхождения права В теории государства и права существует множество подходов к рассмотрению проблемы происхождения права. В рамках этих подходов по критерию волевого участия человека в правогенезе т. Теории, не связывающие происхождение права с человеческим воле- установлением, рассматривают право либо в качестве объективного явления, возникающего в результате естественного процесса развития человеческого общества, либо в качестве некоего божественного установления, опять же не зависящего от воли человека.

В свою очередь, теории позитивного права рассматривают правогенез с точки зрения процесса и результата осознанной волевой деятельности. Рассмотрим перечисленные теории происхождения права более подробно. Теории естественного происхождения права Теория естественного права Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж.

Теории происхождения государства и права – историческая, регулятивная

9.3 Социобиологическая теория возникновения (происхождения) государства и права. 10 Волюнтаристские теории. 10.1 Теория абсолютного духа. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов. Среди причин возникновения права можно выделить экономические и социальные, лежащие и в основе происхождения государства. Экономические причины привели к появлению экономического неравенства и возникновению частной собственности. Вторым способом возникновения права тгп является прецедентное право. Прецеденты возникают на основе решений судов, которые становятся образцовыми и применяются в будущих аналогичных ситуациях. Необходимо отметить, что с возникновением государства возникло позитивное право, т.е. право в юридическом смысле. Оно обеспечивалось со стороны государства возможностью принуждения и четко разграничивало юридические права и обязанности. 2. Общая характеристика теорий происхождения государства и права. 1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля.

Теория государства и права

Говоря об особенностях образования права, необходимо сказать, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном влиянии друг на друга. Условно выделяют особенности возникновения права на Востоке и Западе. Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений. Подходы к пониманию права, его особенности и закономерности. Реальные и объективные причины возникновения и становления права. Исследование основных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права, сравнение разных взглядов и суждений. В теории юриспруденции имеется много разных направлений в области происхождения права. Первостепенность права или правительства, отрасли одного из событий на долгие годы определили возникновение многих концепций и доктрин. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА. Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное.

Раздел I. Теория государства и права

Возникновение права и его отличительные признаки Среди причин возникновения права можно выделить экономические и социальные, лежащие и в основе происхождения государства. Экономические причины привели к появлению экономического неравенства и возникновению частной собственности.
Право: происхождение и сущность Официально считается, что возникновение и развитие права как точной и незыблемой системы юридических норм берет свое начало примерно в третьем тысячелетии до нашей эры.

Происхождение права и государства

обычаям. Основные положения материалистической теории представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Существуют различные теории происхождения из первых по времени возникновения является теологическая. Ее авторы считали, что право — это заветы и правила жизни, установленные Господом и переданные людям. Право. Особенности и закономерности возникновения права. Теории происхождения права. 1. Теория примирения. Ее суть заключалась в том, что возникновение права объяснялось необходимостью прекратить конфликты между родами еще в древности. 14. Особенности происхождения права. Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели. В XIII в. в трудах известного философа Фомы Аквинского получила обоснование теологическая теория происхождения права. Согласно этой теории, право создано Богом для того, чтобы урегулировать взаимоотношение людей.

Право. 10 класс

Согласно этой теории глава семьи — патриарх, становится главой государства — монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением власти над своими детьми — своими подчиненными. Патриархальная теория имела распространение в 17, 18 века. Русский философ — Михайловский. В настоящее время эта теория рассматривается как не вполне научная.

Договорная теория выражается в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своё развитие получила в 17 —18 веках хотя истоки этой теории находятся в трудах еще мыслителей древней Греции 5-4 век до н. Согласно договорной теории государство — результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общества Локк , либо война всех против всех Гоббс , либо всеобщее благоденствие Золотой век Руссо.

Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав полученных от бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. По этому что бы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав. Теория насилия возникает в 19 веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия.

Основоположник теории внутреннего насилия является нем. Согласно теории внутреннего насилия государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества которая не желает подчинятся воли большинства. Теория внешнего насилия — немец.

Согласно теории внешнего насилия государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим. Государство создается как аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка. С этой же целью создается и право. Марксистская теория классовая, экономическая возникла в 19м веке основоположники Маркс и Энгельс.

Советская наука и наука других социалистических стран считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксистской теории государство и возникает как результат раскола общества на антагонистические классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественно исторический процесс развивающийся по своим собственны законам. С точки зрения марксистской теории развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда выделение пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе.

Государство, а вместе с ним и право создаются классом собственников эксплуататоров для удержания в повиновении, для подавления классов не собственников эксплуатируемых. В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени — несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов. Долгое время выделялось два периода матриархат и патриархат.

Считалось что в начале существовал матриархат то есть материнский род в котором господствовала женщина и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат с которым начинается разложение первобытного общества. В современной науке данная периодизация подвергается критике и некоторые ученые считают что матриархат имел место только у некоторых народов кроме того матриархат рассматривается как тупиковый путь развития. Вместо данной периодизации современной наукой предлагается другая периодизация, согласно которой первобытное общество проходит три периода: ранний, средний, поздний.

Ранний - период становления первобытнообщинного строя, период праобщины. Средний — период зрелости первобытного общества, родовая община. Поздний — период распада или эпоха классообразования.

При дифференциации мононорм большинство социальных запретов переместились в сферу религии и морали, а те, которые приобрели юридическую значимость, изменили социальную направленность. Из средств, обеспечивающих сплоченность и выживаемость первобытного коллектива, они превратились в средство обеспечения привилегий господствующих индивидов. Весьма активно расширялось использование дозволительного способа регулирования. Если запреты и обязывания обеспечивали сохранение общины и выражали преимущественно ее интерес, то дозволения выражали преимущественно интерес участника общественных отношений. В процессе применения обычаев родовыми, общинными судами возникли прецедент и юридический договор как результат компромиссного решения жизненной ситуации. Дальнейшее развитие права во многом определялось спецификой доминирующих форм собственности и ролью государства в повседневной жизни общества.

Если в странах Азии и Древнего Востока господствующее положение занимала коллективная, государственная собственность, а деспотическое государство являлось проводником политики религиозных объединений, то основным источником, и формой существования правовых предписаний были религиозно-нравственные трактаты. Эти предписания зачастую носили казуальный характер и нуждались в адаптации к новым условиям жизни с помощью толкования религиозными деятелями и установлений монарха. В странах с развитой формой частной собственности относительно независимым равным положением собственников, требующих согласования интересов, возникло не только сильное государство с преимущественно республиканской формой правления, но и право достигло такой степени формализации и совершенства, что некоторые его образцы используются и в современных условиях римское частное право. Таким образом, возникновение права стало возможным лишь при достижении обществом определенного уровня экономического и социального развития. Его появление стало своеобразной реакцией на социализацию и рационализацию общественных отношений, дальнейшее развитие которых стало невозможным без достижения определенного состояния организованности, порядка и нормативно-ценностного закрепления перспектив совершенствования социальной системы на основе согласования многообразных интересов. Следовательно, право возникает из объединения равных при координирующей власти сильнейшего. Его основной идеей становится обеспечение и защита общих интересов против возможной угрозы со стороны частного интереса. Такую правоустановительную деятельность властных органов народное собрание, государство следует отличать от деятельности третьих лиц при установлении консенсуса между сторонами социального конфликта, чьи мнения не будучи обязательными лишь помогают прийти к взаимоприемлемому соглашению. Отметим признаки, отличающие право от обычая.

Обычаи создавались всем обществом и выражали его волю, право же формируется или санкционируется государством, выражая сбалансированную волю общества, индивида и его объединений. Обычаи коренились в сознании людей, право же имеет особые текстовые, письменные формы существования и специальные процедуры их создания и реализации хотя первоначально в качестве текстовых знаков права использовались ритуальные действия и предметы, имеющие символическое значение.

Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг и др. Теория насилия объясняет происхождение государства и права определенными аспектами военно-политического характера — союзом племен.

Государственный аппарат создавался для подавления порабощенного племени, принимались нужные законы. Возникновение государства — реализация закономерности принципа подчинения слабого сильному. Сторонники теории опирались на факт происхождения таких государств, как: венгерское раннегерманские и др. Психологическая теория появилась XIX веке. Ее представители: Л. Петражицкий, Г.

Тард и др. Появление государства и права объяснялось развитием и проявлениям свойств человеческой психики: подражанием, потребностью подчиняться, осознанием справедливости определенных вариантов отношений и действия, зависимости от элиты первобытного общества и др. Социальные закономерности могут реализоваться только через человеческую деятельность и поведение. Свойства психики оказывают некоторое влияние на реализацию этих закономерностей, но при этом не являются решающими. Сама психика формируется под воздействием соответствующих социальных, экономических и других внешних условий. Историко-материалистическая теория связана с именами Л.

Моргана, К. Маркса и Ф. Суть теории в том, что государство появляется, как естественный результат развития религии, первобытного общества, экономического развития, которое обеспечивает материальные условия появления государства и права, определяет социальные трансформации общества, представляющие важные условия и причины возникновения государства и права. Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих гуманистических начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право — Богом данное искусство добра и справедливости.

Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право. Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного.

С наступлением капиталистических от-ношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным. Гуго, Ф. Савиньи, Г.

Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими например, Золотая Орда. Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.

Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Из психологии индивида выводил необходимость создания государства и права З. Фрейд - основатель влиятельного психологического направления в социологии и учениях о государстве и праве. Он исходил из существования первоначальной орды, деспотический глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихическими, сексуальными инстинктами. Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий