Что такое композиция выступления

Для чего существует композиция устного публичного выступления, понять достаточно просто. В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция. Однако в приветственных речах, в убеждающих и призывающих выступлениях план не оглашается. Рассмотрим составные элементы композиции. Трехчастная композиция состоит из вступления, главной части и заключения.

Композиция ораторского выступления - контрольная работа

1. Композиция ораторского выступления. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. В главной части выступления необходимо строго соблюдать правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Речь должна доказательной, суждения и положения убедительными. Композиция публичного выступления. Издательство Ростовского университета 1976. Печатается по постановлению Ученого совета филологического факультета Ростовского-на-Дон. Формулировка цели публичного выступления Всякая конкретная речь или высказывание человека являются определенной специфической деятельностью, которая осуществляется исходя из тех или иных мотивов и преследует вполне определенную цель. это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно при помощи своей речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично. Композиция ораторского выступления. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории.

Структура публичного выступления

Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор. Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их.

Доказательством этого является расцвет красноречия в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы. Как мы видим, тема ораторского искусства и публичного выступления являлась очень актуальной во все времена. В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность человека - умение грамотно общаться с аудиторией.

И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, политикой, бизнесом, управлением и многим другим. Важную роль в ораторском искусстве играет правильное и грамотное расположение или композиция материала.

В эту часть входит учение о порядке расположения и об основных блоках структуры текста или речи. Соответственно данная тема является в настоящее время очень актуальной для всех областей, в частности для языкознания. Изучалось ораторское искусство еще с античных времен.

Риторике было посвящено огромное количество трудов. Риторику изучали на протяжении всего времени. В изучении риторики всегда появлялись новые аспекты, диктуемые временем.

С течением времени развивается и видоизменяется речь, а, следовательно, появляются и новые требования к владению речью. Композиция публичного выступления, как неотъемлемая часть ораторского искусства достаточно подробно отражена в трудах большинства исследователей. Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду деятельности связан с устным словом.

Для достижения данной цели нам понадобиться определить понятие композиции в целом, и композиции конкретно публичной речи. Важной деталью любого выступления является целевая установка, которая так же будет рассмотрена в данной работе. Так же мы рассмотрим структурные части речи в отдельности.

Дополняя представление об ораторской речи, стоит описать методы изложения материала. А для завершения представления о композиции публичного выступления мы рассмотрим типичные ошибки, которые не следует совершать ораторам. Определение композиции Начиная говорить о композиции публичного выступления, определим понятие композиции в целом.

В Большой Советской Энциклопедии дается следующее определение композиции: композиция от лат. Композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции, складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира.

Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения. Основных блоков структуры текста или речи насчитывается от трех вступление, основная часть, заключение до семи вступление, определение темы с ее подразделениями, изложение, отступление, аргументация или доказательство собственного тезиса, опровержение, заключение. К этим блокам можно добавить еще один блок - заглавие текста.

Подробное разделение используется для текстов, относящихся к функциональным разновидностям языка научной и деловой речи, публицистике. Оно не всегда применимо к анализу художественных произведений. Для обозначения структурно композиционных частей последних в литературоведении чаще используется другой ряд терминов.

Как видно из определения, когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда и сводится к нулю. В учебном пособии Л.

Введенской по русскому языку и культуре речи приводится такой пример. Оратор выступал с информационным сообщением на тему "Зимние Олимпийские игры". Естественно, что аудитория предполагала услышать рассказ о происходящих в то время Олимпийских играх, о результатах последних соревнований, ознакомиться с именами новых чемпионов.

Однако этого не произошло. В течение восьми минут оратор делал вступление - говорил об истории Олимпийских игр. На изложение основной темы речи ему осталось лишь две минуты.

Понятно, что сведений о состоявшихся соревнованиях ему удалось сообщить очень мало. И, хотя оратор интересно рассказал об истории Олимпийских игр, слушатели остались недовольны, так как ожидания их не оправдались. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удалось реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу.

Многовековая риторическая практика доказала, что внимание аудитории трудно удерживать более 45 минут именно потому такова продолжительность академического часа и школьного урока. Поэтому не следует затягивать выступление, и если объем информации, которую вам хочется довести до слушателей, слишком велик, то лучше из множества вопросов выбрать один, наиболее важный, и всесторонне осветить его, а другие только назвать, связав их с предметом обсуждения. Чтобы слушатели могли внимательно следить за выступлением оратора, его речь должна быть стройной, структура ее и цель должны быть ясны не только самому выступающему, но и аудитории.

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Структурные части композиции Говоря о понятии композиции, мы упоминали, что не верное расположение структурных частей снижает эффективность речи и препятствует выполнению задачи оратора.

Поэтому прежде чем начать говорить подробнее о структуре речи, уделим немного внимания определению цели публичного выступления. Выбор темы и определение целевой установки - один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Цель - это практическая установка, к которой стремится оратор: дать информацию - рассказать о новом опыте, посвятить в обстоятельства интересующего всех дела; убедить слушателя - подготовить к какой-то точке зрения, побудить принять мнение оратора; побудить к действию - изменить что-либо в окружающем мире, воздействовать на волю слушателя.

Часто в выступлении выражены все три цели, но одна из них - главная.

Этих зацепляющих «крючков» — зачинов может быть много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу, но на самом деле связанная со всей речью. Оригинальное начало не только привлекает внимание, но и даёт интеллектуальный и эмоциональный ключ к пониманию последующего изложения. Итак, зачин — это начальная часть ораторской речи, основные функции которой — контактоустанавливающая и проспективная, то есть установление контакта со слушателями и создание представления о теме и направлении речи. Второй элемент ораторской речи — вступление.

Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Оно вводит слушателей в сущность выступления и психологически подготавливает их к восприятию речи. Опытные ораторы рекомендуют начать речь с интересного примера, пословицы или поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Можно привести немало примеров интересных вступлений из практики выдающихся ораторов. Оригинальность вступления, его сила, действующая на слушателей, во многом зависит от того, какие приёмы в нём использованы оратором.

Но для этого необходимо много работать, думать, искать. Следует иметь в виду, что каждая тема требует своего, особого начала. При этом оратору необходимо учитывать и состав аудитории, и степень её подготовленности. Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал. Хорошо продуманное вступление ещё не обеспечивает общего успеха речи оратора.

Нередко случается, что заинтересовав слушателей оригинальным началом, он теряет постепенно их внимание. Последнее может ослабеть, угаснуть и пропасть. В связи с этим перед оратором стоит ещё одна важная проблема — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. В этом плане основная, главная часть выступления оказывается наиболее ответственной. Приёмы могут быть различны.

Оратор пользуется логическими формами аргументации: дедукцией, индукцией и аналогией, которые отличаются друг от друга смысловой направленностью и характером следования компонентов доказательства. Дедукция— это логический переход от общего знания к частному, подведение частного случая под общее правило. При этом впоследствии из общего положения, под которое подведён какой-либо факт, выводится надлежащее заключение в отношении этого конкретного факта. Индукция— обобщение, возникающее на анализе эмпирического опытного материала, базирующегося на опыте. Рассуждение индивидуального типа строится, опираясь на конкретные данные с целью обобщения, то есть форма изложения от единичных и менее общих положений к общим положениям и выводам.

Вероятно, сам вывод должен быть очевиден и прост. Дабы не утомлять слушателей чрезмерной сложностью вывода какого-либо результата, оратор должен наиболее понятным языком растолковать аудитории суть освещаемого вопроса. И при этом логическая цепочка его высказываний должна иметь строго определённые начало и конец и желательно как можно меньше промежуточных звеньев, чтобы слушатель не потерялся и сохранил внимание. Следующий приём — аналогия — это подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах и признаках. Второй Приём — кульминация — рассчитан на слушателей, которые смогут дослушать речь до конца при минимальных стимулах, терпеливо ожидая её кульминации.

Эти реакции объясняются психологическим законом памяти — «фактором края», или «законом первого и последнего места», а именно: лучше всего откладывается в памяти то, что находится в начале либо в конце последовательности событий. Итак, в главной части необходимо соблюдать основное правило композиции — логическую последовательность и стройность изложения материала. Сперанский в «Правилах высшего красноречия». По способам тематического развёртывания речи можно выделить несколько типов композиции. При последовательной композиции изложение идёт по восходящей линии, от одного тематического блока к другому.

Одна тема переходит в другую, которая развивает предыдущую. Каждая из них является исходной для разъяснения последующей мысли.

Для того чтобы речь произвела на аудиторию нужное впечатление и достигла поставленных целей, недостаточно просто познакомить слушателей с набором убедительных фактов, подкрепив их примерами. Зачастую гораздо большее значение имеет хорошая проработка композиции выступления, благодаря которой удается заинтересовать аудиторию и удерживать ее внимание столько, сколько это необходимо. Конкретная структура речи может разниться в зависимости от целей, стоящих перед оратором, однако в общих чертах схему выступления всегда можно разделить на три составляющие: вступление, основную часть и заключение. Каждый из основных элементов, в свою очередь, делится на подпункты. Так, вступление состоит из зачина, призванного подготовить слушателей к выступлению и завладеть их вниманием, и завязки, во время которой произносится главный тезис речи. Основная часть включает в себя изложение, аргументацию и опровержение. В изложении более подробно, чем в завязке, рассматривается основной тезис речи, а в аргументации обосновывается точка зрения выступающего с последующим убеждением слушателей.

Именно на этом этапе следует использовать примеры, наглядно разъясняющие теоретические положения. Основная часть аргументирующей речи дополнительно содержит в себе опровержение, которое также используется для убеждения аудитории. В заключительной части выступления оратор обобщает ранее сказанное и делает вывод, вызывая у слушателей необходимую ему реакцию. Заключение также включает в себя так называемый абсолютный конец речи, который подогревает интерес к теме и используется для соблюдения этикета прощание, ответы на вопросы слушателей. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Принцип последовательности— каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима. Вступление Задача выступления — подвести слушателей к восприятию данной темы. Какие же приемы можно использовать во вступительной части речи для привлечения внимания аудитории? Наш мир достиг критической стадии.

Дети уже больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек. Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Первая заимствована у Сократа 470—399 гг. Перед выступающим стоит очень важная задача— не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. В главной частиизлагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала,избранного оратором. Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический метод — изложение материала в. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3—4 вопросов. Все зависит от самого оратора. Этого не следует делать. В заключенииподводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи. Каким же должно быть заключение? Словесное оформление публичного выступления. При подготовке публичного выступления перед оратором неизбежно возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою речь, обязательно или нет составлять ее письменный текст.

Шутка или анекдот отлично ваписываются в структуру публичного выступления. Здесь тоже важно не обозначать с первых же слов связь анекдота с темой выступления. Скажите искренне о ваших чувствах. Это никого не оставит равнодушным. Только, пожалуйста, не говорите о своем волнении и страхе. Представиться не мешает, даже если вас хорошо знают все присутствующие. Презентация презентации. Это очень простой вариант. В названии все сказано. Объявите продолжительность выступления и регламент. Обозначьте основную тему и то, к чему вы намерены аудиторию привести. Задайте «правила игры». Сделайте комплимент аудитории: 1 превосходной степенью «У вас самые…» ; 2 сравнением «У вас такие… не то что у…» ; 3 интонацией; 4 сочетанием первых трех способов. Какие комплименты можно делать аудитории?

Композиция речи: начало, развертывание и завершение

Классическая композиция состоит из трех частей: начало, середина, конец. Здесь необходимо помнить, что от начала выступления во многом зависит его успех. Композиция речи — то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора — должна быть прозрачной. В какой последовательности рекомендуется работать над речью? С чего начинать, создавая текст публичного выступления? Ответ на эти вопросы дает античный рито-рический канон (рис.1), определяющий порядок работы оратора над текстом выступления и с ним. 1. «Изобретение речи», т.е. подбор необходимого материала, содержания публичного выступления. 2. «Порядок», т.е. составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

Структура выступления: вступление - центральная часть - заключение

Очень приятно вас всех видеть! Ну, я вижу, нас собралось сегодня немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, здесь. Думаю, мы уже можем начать... Завязка — это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно. Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью». С другой стороны, исследования Т. Дридзе убедительно показали, что третья часть любой аудитории в принципе все хорошо понимает, но не может самостоятельно сформулировать главную мысль оратора, не в состоянии выделить эту мысль в выступлении. Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому оратору, так и его аудитории.

Сопер описывал такой случай: один политический оратор уже долгое время говорит, обращаясь к деревенским избирателям. Кто-то из опоздавших подсел к старому фермеру и спрашивает: «О чем он толкует? Этот пример и позволяет П. Соперу справедливо утверждать, что «обычно слушатели не склонны доискиваться, каково намерение оратора, пока последний в достаточно развернутом виде и с повторениями не объяснит его». Именно отсюда и вытекают нередко недоуменные вопросы слушателей после выступления: что оратор, собственно, хотел сказать? Что он имел в виду? Что он доказывал слушателям? И именно поэтому актуален старый, но не потерявший своего значения риторический совет: расскажи слушателям, что ты собираешься рассказать; в то время как ты уже рассказываешь, разъясни им, что ты рассказываешь, а когда закончил, расскажи им, что ты рассказал. Приемы эффективного донесения главной мысли оратора будут различаться в зависимости от длительности выступления, его типа, аудитории и т. Можно лишь дать некоторые наиболее общие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве случаев.

Оптимальным является выступление по принципу «один текст — одна мысль». Две-три идеи в одном выступлении — это предел, рекомендуется выделить из них одну главную и сформулировать ее как таковую. Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельного предложения. Во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана оратором для себя, ее лучше держать перед собой на протяжении всего выступления. В небольших выступлениях не следует начинать с главной мысли, она должна прозвучать в середине и конце речи. В средних по продолжительности и больших выступлениях главный тезис должен прозвучать: если выступление строится дедуктивно от тезиса к аргументам — в конце вступления, в первой трети основной части и в начале заключения; при этом в главной части должны звучать ключевые слова из этого тезиса. Например, выступление посвящено экономическим реформам.

Планы делятся на простые и сложные, а также на предварительный, рабочий иосновной. Предварительный освещает все возможные проблемы выступления. Он затрагиваеттему широко, а не узко, позволяя найти конкретный вариант. Автор делает наброски, схемыизложения. Рабочий план составляется, когда подобраны нужные материалы и определенацель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры. Основной планпишется для слушателей и объявляется после начала выступления. План обычно сообщается вначале лекции или иного вида информационного сообщения, в торжественных же речах егообъявление недопустимо. Каким бы интересным ни было выступление, слушатели со временем устают, начинают отвлекаться, поглядывать на часы.

Принципы построения выступления: как не сесть в лужу Будьте последовательны. Каждая мысль должна вытекать из предыдущей. У слушателей не должно возникать вопросов: «На основании чего сделаны такие выводы? Потому что иногда лекторы или докладчики так хотят выдать желаемое за действительное, что буквально не видят несоответствий в собственной логике рассказа. Оставьте все самое «вкусное» на «десерт». Аргументы, факты, убедительность речи и выразительные средства должны нарастать от начала к концу, а не наоборот. Что мешает вам последовать примеру авторов газетных новостей и сначала изложить главное? Слушателям будет неинтересно. Если они узнают все самое интересное из первой фразы, дальше им останется только скучать. Не усложняйте. Определите цель и достигайте ее самыми простыми и рациональными способами. Не говорите долго там, где можно сказать коротко. Не забывайте про вступление и заключение. Чтобы речь не казалась нелепо оборванной, делайте короткое вступление и заключение. Используйте эти части речи, чтобы усилить эффект: первые и заключительные фразы имеют огромное значение. Обучение ораторскому искусству Прочитав советы, вы можете сказать: «Я все понимаю, но когда доходит до подготовки к презентации или лекции, не знаю, как использовать эти знания! Именно поэтому я приглашаю вас в свою школу ораторского мастерства «Ораторис». На индивидуальных или групповых занятиях мы пошагово разберем, как составлять структуру речи, исходя из ваших задач, как составить грамотный черновик и как использовать его, выступая на публике. Записывайтесь на обучение через сайт или звоните по одному из номеров телефонов! Я провожу уроки в Москве и Санкт-Петербурге. Интересные статьи.

Слайд 31 4. Введение Виды вступления 1 Естественное вступление «принципиум» — это обычное вступление, которое предполагает простое заявление темы или перечисление отдельных ее аспектов. В естественном вступлении оратор обычно останавливается на значимости избранного предмета, либо на его важности для ситуации или аудитории, либо объясняет, почему он вправе говорить об этой теме. Слайд 32 4. Введение 2 Искусственное вступление «инсинуацио» состоит в том, что оратор начинает свою речь издалека, приближается к основной ее мысли постепенно. Один из наиболее распространенных вариантов такого вступления — это вынесение в начало какого-то примера, частного случая, ситуации, от которой затем можно перейти к более общим суждениям. Так поступает в своей проповеди «О окамененном сердце» священник Вячеслав Резников. Слайд 33 4.

Составные элементы композиции

В восьми из десяти случаев восприятие человека человеком первоначально осуществляется на основе впечатления о внешнем виде. Он имеет существенное значение для принятия аудиторией оратора. Первое впечатление, которое складывается у людей от внешнего вида выступающего, имеет непосредственное отношение к формированию их общей социальной установки, вызову симпатии или антипатии, самоорганизации к слушанию или выражению скепсиса к тому, что еще не сказал коммуникатор. Элегантная манера общения, доброжелательный взгляд, эстетика одежды - все это оказывает на людей положительное воздействие до начала речи выступающего и способствует поддержанию внимания к себе на всем протяжении ее исполнения. Он призван закрепить или скорректировать первоначальные впечатления у людей от стоящего перед ними коммуникатора. С чего он начнет? Например, канадский социолог М Маклюэн глубоко убежден, что настоящая новость - это всегда плохая новость. В наше время немало выступающих по телевидению и радио, безбожно эксплуатирующих этот коммуникационный прием. Однако главным критерием «эффекта первых фраз» является заключенная в них интересная информация. Таковой она может быть не только потому, что она абсолютно новая или эпатажная. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами.

Очень важно при подготовке к выступлению подвергнуть аудиторию социально-психологической стратификации, то есть выделить в ней основные социально-психологические слои, для которых характерны определенные настроения, ожидания, особенности эмоционального и мыслительного склада. Поэтому надо иметь словесные заготовки - набор первоначальных фраз, ориентированных на социально-психологические слои, которые преобладают в аудитории. Важно, чтобы с первых фраз установился контакт коммуникатора с аудиторией. Это прежде всего логика выступления, которая сама по себе придает ему обоснованность и убедительность. Ее магическое воздействие на людей объясняется тем, что она представляет собой формализованные законы работы нашего интеллекта. Логичное изложение информации - создание комфортных физиологических условий для деятельности интеллекта. В итоге идет активный процесс соразмышления и осмысления информации. Логика - это внутриструктурная организация речи, а материалом ее выстраивания является теоретическая и эмпирическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, гипотетические суждения. К эмпирической причисляют конкретный факт, цифровые показатели, статистические данные.

Часто встречаемой ошибкой является увлечение выступающего или теоретической, или эмпирической аргументацией. Исходя из знания аудитории, надо определить объем и характер использования и той, и другой аргументации. Важно, чтобы они присутствовали в каждом выступлении. Дело в том, что эмпирическая информация рассчитана на обыденное, а теоретическая - на теоретическое сознание. Когда искусно используются оба вида информации, то синхронно включается в «работу» и обыденное, и теоретическое сознание, что способствует деятельному овладению личностью информацией. По утверждению А. Кони, чтобы лекция имела успех, надо, во-первых, завоевать внимание слушателей, во-вторых, удержать их внимание до конца. Итак, проблема внимания - проблема номер один в коммуникационном общении. Это и понятно. Ушинский образно сравнивал внимание с дверью, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.

Эффективным риторическим приемом поддержания внимания аудитории личности является «квантовый выброс» информации. Он выступает в виде: - продуманного распределения по всему пространству речи привлекательных мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказанного, авторских обобщений по итогам какого-то фрагмента речи. В итоге выступающий как бы держит на привязи внимание слушателей. Данный прием имеет и другое риторическое значение.

Следует иметь в виду, что, во-первых, особенности зачина могут определяться как самой темой выступления, так и аудиторией; во-вторых, интересный зачин привлекает внимание аудитории; в-третьих, зачин может указывать, в каком ключе будет произнесена речь. Следующая часть композиции — вступление. Оно содержательно, насыщенно, психологически подготавливает слушателей к существу речи и вводит в процесс его восприятия. Вступление содержит несколько аспектов: психологический — закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя; содержательный — описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части аннотирование ; концептуальный — указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости. Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал.

Что оратор сделал не так? Неписаное правило риторики гласит: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Внимание бывает непроизвольное — то, которое возникает непреднамеренно например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др. В аудитории необходимо вызвать в первую очередь произвольное внимание. Эту задачу выполняет вступление. Вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. Различают две части вступления: зачин и завязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин. Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории.

Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, предыдущего выступления или выступлений последний тип зачина позволяет оратору провести мысль о логичности построения всех выступлений, показывает место данного выступления в системе остальных, которые прослушали уже или еще прослушают, создает впечатление о слаженной работе лекторов, о рациональном распределении тем и проблем между ними. Примеры зачинов. Добрый день! Итак, мы с вами снова собрались в этой аудитории. Мне приятно здесь выступить снова. В прошлом году мы тоже здесь встречались и обсуждали проблемы... Сегодня наша тема... Итак, вы уже прослушали ряд интересных и ярких выступлений моих коллег по проблемам... Я сам с удовольствием их послушал и теперь продолжу эти тему.

Я хочу предложить вам свое понимание данных проблем. Ну, кажется все собрались? Надо ли еще кого-нибудь подождать или можно начинать? Можно еще немного подождать, если кто-то задержался, но точно придет. Итак, теперь начинаем. Наша тема... О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня! Очень приятно вас всех видеть! Ну, я вижу, нас собралось сегодня немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, здесь.

Думаю, мы уже можем начать... Завязка — это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей.

Цель - это практическая установка, к которой стремится оратор: дать информацию - рассказать о новом опыте, посвятить в обстоятельства интересующего всех дела; убедить слушателя - подготовить к какой-то точке зрения, побудить принять мнение оратора; побудить к действию - изменить что-либо в окружающем мире, воздействовать на волю слушателя. Часто в выступлении выражены все три цели, но одна из них - главная. По мнению ученых, эффективность речи - это степень реализации ее целевой установки, отношение достигнутого результата к поставленной цели. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи. Реализовать цель можно, если хорошо знаешь аудиторию, ее особенности, так как цель определяется не только для себя, но и для своих слушателей.

Следует всегда помнить о слушателях. Важно не только то, что вы хотите сказать, но и то, как вас поймут. Чтобы слушатели могли внимательно следить за выступлением оратора, пишет И. Голуб в учебном пособии по русскому языку и литературе, его речь должна быть стройной, структура ее и цель должны быть ясны не только самому выступающему, но и аудитории. Композиция речи - то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора - должна быть прозрачной. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии. Первая группа с самого начала готова слушать оратора, слушатели второй группы сидят с установкой "не слушать", а заниматься "своими" делами читать, разговаривать, разгадывать кроссворды и т.

Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей, в том числе и не желающих слушать. А это, бесспорно, нелегко сделать. Для привлечения внимания слушателей особое значение имеет начало речи, оно должно заинтриговать слушателей, вызвать у них повышенный интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора. Способов к достижению этого немало: можно вспомнить какой-нибудь эпизод из жизни, который заинтересует каждого, потому что нечто подобное пережили, испытали многие; можно задать неожиданный вопрос или удивить слушателей парадоксом, какой-нибудь странностью, как будто не имеющей отношения к теме, а на самом деле тесно с ней связанной. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого "закона края". Неудачное начало речи может снизить интерес слушателей и рассеять их внимание. Следует иметь в виду, что каждое выступление требует своего, особого, начала.

При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее подготовленности, и эмоциональный настрой самого автора. Голуб в учебном пособии по русскому языку и культуре речи приводит яркий пример успешного начала ораторской речи. На вечере, посвященном 100-летию писателя-диссидента Бориса Антоненко-Давидовича, его биограф начал свою речь так: Писатель не любил своих дней рождения, более того, каждый его юбилей был для Бориса Дмитриевича тяжелыми испытанием, грозящим новыми неотвратимыми ударами судьбы. Такое начало не может не удивить слушателей, и они ждут разъяснения. Такое вступление поддержало интерес слушателей, которые теперь хотят узнать больше о гонимом писателе и готовы сопереживать ему, возмущаясь произволом властных структур. Нужно заметить, что вступление может присутствовать в тексте либо только один раз, либо сопровождать введение каждой новой подтемы. Однако чаще во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача - подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Здесь автор прямо определяет то, о чем он собирается говорить или писать далее, и перечисляет важнейшие вопросы, которые он хочет осветить аспекты темы. Подразделение темы должно отвечать ряду критериев: быть логически целесообразным; содержать только существенные, приблизительно равнозначные аспекты темы. Если главной задачей является убеждение аудитории, риторика рекомендует строить подразделение по нарастающей: от наименее убедительных к наиболее убедительным аспектам темы. Также можно обосновать выбор темы, выразить уважение к аудитории и оппонентам, показать общий содержательный фон, на котором будет развертываться тема. Максимов в своем учебном пособии дает следующие советы: не следует затягивать введение тезиса. До тех пор пока слушатели не поймут, о чем вы собираетесь говорить, их внимание будет рассеянным, не сосредоточенным. Помните, что если вы затягиваете изложение сути дела, то раздражение аудитории растет в геометрической прогрессии. Бывает, оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает.

Перед выступающим стоит очень важная задача - не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Существует принцип усиления композиции, то есть значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения. При изложении основной части оратор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, чтобы на него "нанизывались" все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или иные аспекты. В главной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции - логическую последовательность и стройность изложения материала. Основная задача оратора - информирование присутствующих, передача сведений, изложение нового материала, убеждение аудитории в правильности суждений, поэтому расположить материал необходимо таким образом, чтобы он помогал добиться цели. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи.

Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Довольно часто мы бываем свидетелями того, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов. Прерванное выступление на полуслове придает речи в целом незавершенность, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как новая основная часть речи. Заключение должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания. В заключительной части можно кратко повторить основное содержание текста или основную мысль, суммировать наиболее важные положения. Активизируя внимание аудитории, можно обратиться к ней с призывом. Косвенный итог выступлению можно подвести, цитируя важное для понимания речи высказывание или рисуя художественный образ, отражающий главную идею речи.

Известно, что в процессе восприятия ораторской речи действует "закон края", то есть лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.

Композиция публичного выступления

Понятие «композиция публичного выступления», что оно значит. Как правильно составить композицию. Правила составления композиции. Почему важно соблюдать композицию выступления. Композиция публичного выступления. «Порядок мыслей: взаимное отношение к себе и подчинение их целому» (М. М. Сперанский). Публичное политическое выступление имеет большое значение и должно иметь продуманную композицию, в нём должна быть определённая последовательность компонентов композиции речи. 1. Понятие оратории. Композиция публичного выступления Композиция речи – это построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Однако в приветственных речах, в убеждающих и призывающих выступлениях план не оглашается. Рассмотрим составные элементы композиции. Трехчастная композиция состоит из вступления, главной части и заключения.

Учебное пособие для студента

Добрый день! Мне приятно здесь выступить снова. В прошлом году мы тоже здесь встречались и обсуждали проблемы... Сегодня наша тема... Ну, кажется все собрались?

Надо ли еще кого-нибудь подождать или можно начинать? Итак, теперь начинаем. Наша тема... О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня!

Очень приятно вас всех видеть! Ну, я вижу, нас собралось сегодня немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, уже здесь. Думаю, мы уже можем начать... Завязка - это уже подход к теме выступления.

В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей.

Только тогда возможен контакт со слушателями. О том, есть ли контакт, можно судить по задаваемым вопросам, оратор и слушатели обсуждают одни и те же проблемы, испытывают сходные чувства.

Убежденность оратора, его взволнованность, заинтересованность передаются и слушателям. Даже несведущий человек, заглянув в зал, поймет интересно ли слушателям, состоялось ли общение, наблюдается ли ответная реакция. Речь построена правильно и грамотно, изобилует интересными фактами, яркими сравнениями, но слушатель равнодушен, безучастен. Что оратор сделал не так?

Неписаное правило риторики гласит: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Внимание бывает непроизвольное — то, которое возникает непреднамеренно например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др. В аудитории необходимо вызвать в первую очередь произвольное внимание. Эту задачу выполняет вступление.

Вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. Различают две части вступления: зачин и завязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин. Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории.

Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, предыдущего выступления или выступлений последний тип зачина позволяет оратору провести мысль о логичности построения всех выступлений, показывает место данного выступления в системе остальных, которые прослушали уже или еще прослушают, создает впечатление о слаженной работе лекторов, о рациональном распределении тем и проблем между ними. Примеры зачинов. Добрый день! Итак, мы с вами снова собрались в этой аудитории.

Мне приятно здесь выступить снова. В прошлом году мы тоже здесь встречались и обсуждали проблемы... Сегодня наша тема... Итак, вы уже прослушали ряд интересных и ярких выступлений моих коллег по проблемам...

Я сам с удовольствием их послушал и теперь продолжу эти тему. Я хочу предложить вам свое понимание данных проблем. Ну, кажется все собрались? Надо ли еще кого-нибудь подождать или можно начинать?

Можно еще немного подождать, если кто-то задержался, но точно придет. Итак, теперь начинаем. Наша тема... О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня!

Вообще не извиняйтесь! Слайд 18 Главные требования к заключению Заключение должно подытожить аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию. Оно требует точности изложения и разнообразия в стиле. Итог речи должен вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным.

Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов. Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи: - принцип экономии простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств ; - принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения. Заключение— важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. Задачи заключения: - повысить интерес к предмету речи; - подчеркнуть значение сказанного; - поставить задачи; - призвать к непосредственным действиям в митинговой речи.

Составные элементы композиции

Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления,основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Существуют общие принципы построения выступления. 5. 1. Понятие оратории. Композиция публичного выступления Композиция речи – это построение выступления, соотношение его отдельных частей. это построение выступления и соотношение его отдельных частей. Этот термин восходит к латинскому слову, обозначающему «составление, сочинение». 2 План такое ораторская речь? успешно подготовиться к выступлению иция выступления ы после выступления отвечать на различные типы вопросов? ности сопровождения выступления презентацией. В какой последовательности рекомендуется работать над речью? С чего начинать, создавая текст публичного выступления? Ответ на эти вопросы дает античный рито-рический канон (рис.1), определяющий порядок работы оратора над текстом выступления и с ним.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий