Компенсационные выплаты виды социальное обеспечение

понятие и виды их мы подробно рассмотрим в предлагаемой статье - это система мер материальной поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в дополнительных средствах. Компенсационные выплаты. Одним из наиболее распространенных видов денежных выплат, которые получают российские граждане, являются пособия по социальному обеспечению. Компенсационные выплаты, которые предусматриваются сегодня в системе социального обеспечения, представляются исследователями как законодательно установленные формы обеспечения, которые дополняют систему социальных пособий. Кстати, компенсационные выплаты по системе социального обеспечения, в отличие от пособий, которые вводятся исключительно посредством законов Российской Федерации, имеют возможность устанавливаться и через иные законодательные акты. В 2024 году в России действуют ряд законов и нормативных актов, регулирующих выплаты по системе социального обеспечения. Эти документы обеспечивают правовую основу для компенсационных выплат и определение тех, кто имеет право на эти выплаты.

Компенсационные выплаты

Компенсационные выплаты — это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью осуществления дополнительной материальной поддержки в случаях, признаваемых государством социально значимыми от наличия у них каких-либо иных источников дохода. 1.1 Общее представление о сущности компенсационных выплат. Отраслевая теория, обогатившись новыми терминами, в том числе понятием социальные компенсации, никак не определит их место в системе видов социального обеспечения. Право социального обеспечения располагает достаточно широким перечнем выплат, характеризующихся в действующем законодательстве как выплаты компенсационного характера. Компенсационные выплаты предоставляются государственными органами, которые осуществляют социальное обеспечение. Для получения компенсаций граждане должны обратиться в соответствующие инстанции и предоставить необходимые документы. Что такое компенсация, ее виды. Чем отличается от гарантии. Кому положены компенсационные выплаты и как они начисляются. Компенсационные выплаты предоставляются государственными органами, которые осуществляют социальное обеспечение. Для получения компенсаций граждане должны обратиться в соответствующие инстанции и предоставить необходимые документы.

Общая характеристика компенсационных выплат

Виды выплат компенсационного характера в 2023 году: виды, особенности. Кто имеет право на получение средств по системе социального обеспечения. Классификация компенсационных выплат в праве социального обеспечения. Компенсационные выплаты (компенсации) – это возмещение со стороны работодателя затрат, которые понес работник во время исполнения своих непосредственных обязанностей. Что такое компенсация, ее виды. Чем отличается от гарантии. Кому положены компенсационные выплаты и как они начисляются.

Общая характеристика компенсационных выплат

Компенсационные выплаты по системе социального обеспечения: основные моменты и правила Компенсационные выплаты – виды и размеры по действующему законодательству, как получить гражданину. Выплаты по системе социального обеспечения. Компенсационные и стимулирующие выплаты работникам бюджетной сферы.
Компенсационные выплаты — Студопедия Компенсационные выплаты: что это, кому положены и в каком размере. Компенсационные выплаты — это денежное возмещение трудозатрат работника, размер которых зависит от вида и характера деятельности.

Право социального обеспечения в России

Важно дополнить, что все виды компенсаций наделены разной периодичностью и могут быть ежегодными, ежемесячными или вовсе разовыми. Компенсации на детей Компенсационные выплаты по системе социального обеспечения предназначаются индивидам, которые фактически ухаживают за ребенком до одного с половиной года или трех лет. Важно дополнить, что осуществление соответствующих платежей происходит по указу президента России от 30 мая 1994 года, а также постановлению российского правительства от 3 ноября 1994 года. Кто же может рассчитывать на такого рода компенсации?

Государство обязуется перечислить компенсационные выплаты по системе социального обеспечения лишь при условии оформления документальным образом отпуска по уходу за ребенком: Родителями, в том числе приемными, а также опекунами и иными родственниками. Важно дополнить, что оформление осуществляется непосредственно по месту их трудоустройства. Матерями-военнослужащими контрактницами , а также матерями, которые пребывают в составе воинских структур за границей.

Осуществляется такого рода оформление также по месту службы. Матерями, которые оформили отпуск по уходу за ребенком, но были уволены по причине ликвидации структуры и не получают пособие по безработице. Официальное оформление в столь редком случае происходит в органах социальной защиты населения.

Характер компенсаций по уходу за ребенком Компенсационные выплаты по системе социального обеспечения, связанные непосредственно с организацией ухода за ребенком, носят ежемесячный характер. Важно дополнить, что на определенных территориях Российской Федерации имеется районный коэффициент. Так, выплата компенсаций производится при условии обязательного учета количественного показателя.

Кстати, социальные пособия и компенсационные выплаты по уходу за ребенком относятся и к матерям, работающим при условии неполного дня или же на дому. Денежные средства, которые расходуются непосредственно по месту трудоустройства или службы, так или иначе включаются в фонд оплаты труда. Для получения компенсации рассматриваемой направленности необходимо подать письменное заявление на месте работы или службы.

Важно дополнить, что в случае подачи документации в органы социальной защиты населения условия компенсационных выплат принципиально меняются. Так, к заявлению обязательно необходимо приложить копии свидетельства о появлении на свет, приказной бумаги на отпуск, трудовой книжки, а также справку из службы занятости. Интересно то, что получение компенсации остается актуальным, если обратиться в соответствующие органы не позднее шести месяцев с момента ухода в отпуск.

Кроме того, выплачивается сумма за весь период нахождения в данном отпуске. Если же пропустить срок, то оплате будут подлежать непосредственно те полгода, которые предшествовали моменту обращения в государственные органы. Положение о компенсационных выплатах по уходу за нетрудоспособным населением Компенсации, которые выплачиваются в направлении трудоспособного, но не работающего лица по причине ухода за нетрудоспособным индивидом, регулируются посредством Указа президента России от 26 декабря 2006 года и постановления российского правительства от 4 июня 2007 года.

Целесообразным будет начать с того, что компенсации рассматриваемой природы выплачиваются на каждого нетрудоспособного индивида инвалида первой группы или престарелого , за которым осуществляется уход на постоянной основе. Система социальных компенсационных выплат в отношении данных категорий граждан подразумевает ежемесячное предоставление денежных средств. Кроме того, при наличии районного коэффициента обязательна соответствующая корректировка.

В некоторых случаях законодатель прямо называет их таковыми, а в некоторых применяет иные термины например, пособие , но предусматривает их компенсационный характер. Перечень компенсаций не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости оказания социальной помощи какой-либо категории граждан. Среди компенсационных выплат признакам социальной помощи в наибольшей степени соответствуют те, которые назначаются с учетом уровня доходов. При этом среднедушевой доход на члена семьи определяется путем деления общей суммы доходов всех членов семьи за три месяца на число месяцев и на число членов семьи. В общей сумме учитываются все виды доходов, облагаемых налогом. Таким образом, система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки непрерывно расширяется и в настоящее время включает не только пособия, но и иные виды выплат. Это компенсационные выплаты, адресованные определенному кругу лиц, нуждающихся в социальной помощи. В некоторых случаях законодатель прямо называет их таковыми, а в некоторых применяет иные тер-мины, но предусматривает их компенсационный характер. Появление в российском законодательстве нового типа социального обеспечения в виде компенсационных выплат вызвано необходимостью преодоления ряда негативных последствий перехода к рыночным отношениям, связанных прежде всего с резким снижением уровня жизни неработающих граждан, принятием государством дополнительных мер, направленных на их социальную защиту. В настоящее время отечественное законодательство предусматривает несколько видов компенсационных выплат.

Компенсационные выплаты матерям или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком , состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком. Данные вып-латы назначаются в соответствии с Указом Президента РФ от 30. Выплаты производятся ежемесячно в размере 50 руб. Компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям. Условия, размер и порядок их предоставления регулируются Указом Президента РФ от 30. Выплата производится ежемесячно со дня предоставления академического отпуска в размере 50 руб. Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Данные выплаты назначаются в соответствии с Указом Президента РФ от 17. Ежемесячные компенсационные выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы либо престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом возрасте до 18 лет, производятся в размере 120 руб. Компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства.

Соответствующие ежемесячные компенсационные выплаты назначаются и выплачиваются в размере 50 руб. Компенсационные выплаты супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей. Право супругов военнослужащих на указанное пособие, носящее по своей сути компенсационный характер, установлено ст.

По целевому назначению одни компенсации направлены на возмещение временно утраченного заработка стипендии , другие - на возмещение вреда здоровью, третьи - на возмещение различного рода дополнительных расходов на проезд, санаторно-курортного лечения и др.

Во исполнение Указа Президента РФ от 30 мая 1994 г. В соответствии с указанными выше актами ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей назначаются и выплачиваются: 1 студентам образовательных учреждений высшего и учащимся учреждений среднего профессионального образования, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантурах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; 2 матерям или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком , состоящим в трудовых отношениях с организацией, и женщинам-военнослужащим, находящимся как в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, так и в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям законным представителям выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее размера, установленного на федеральном уровне. На федеральном уровне предусмотрены размеры компенсации, дифференцированные в зависимости от числа детей в семье.

Так, на первого ребенка компенсируется не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. На второго ребенка размер компенсации не может быть менее пятидесяти процентов размера такой платы, а на третьего ребенка и последующих детей - не менее семидесяти процентов. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Компенсационные выплаты предусмотрены Законом РФ от 18 октября 1991 г.

Размер этих единовременных выплат зависит от времени пребывания в местах лишения свободы или психиатрических лечебных учреждениях. Очень широкий перечень компенсационных выплат предусмотрен для граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф. Они по целевому назначению могут быть классифицированы на компенсационные выплаты: 1 направленные на возмещение вреда здоровью пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф; 2 семьям пострадавших в случае смерти лица; 3 возмещающие стоимость путевки на санаторно-курортное лечение в случае невозможности его прохождения; 4 на приобретение продовольственных товаров; 5 возмещение материального ущерба в связи с утратой имущества; 6 возмещение стоимости питания в школах и школьных учреждениях, если дети не посещают их по медицинским показаниям. Компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим в результате радиационной катастрофы, одни из немногих, которые государство регулярно индексирует.

Лица, получившие профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием, имеют право на компенсацию стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, проезда и ряда других расходов в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. Однако главный недостаток действующей системы в том, что социальные пособия и компенсации, выполняющие функцию социальной помощи, назначаются и выплачиваются без учета доходов семьи, безадресно. В связи с этим различные виды социальных пособий, компенсаций и других выплат, включая косвенные бесплатные или льготные услуги , получает значительная часть граждан России, хотя реально нуждаются в них, прежде всего граждане, имеющие доходы ниже прожиточного минимума. Это привело к тому, что при значительных расходах на выплату социальных трансфертов, реальные размеры пособий и социальных выплат остаются очень низкими.

Для обеспеченных слоев населения эти пособия и компенсации не имеют экономического смысла, а малообеспеченным гражданам не гарантируют необходимой социальной защиты. В этом случае необходимо реформирование системы социального обеспечения. Целью реформ в этой области является формирование системы социальных пособий и компенсационных выплат, обеспечивающей помощь реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам. В ходе реформирования действующей системы социальных пособий и других выплат предстоит решить следующие задачи: 1 повысить обоснованность предоставляемых социальных выплат с точки зрения их адресной направленности; 2 определить степень участия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в осуществлении мер по материальной поддержке малообеспеченных категорий граждан; 3 усилить роль страховых принципов предоставления социальных выплат; 4 обеспечить эффективный учет и контроль за движением денежных потоков, связанных с социальными выплатами.

Реформирование системы социальных выплат будет осуществляться по следующим направлениям. Совершенствование действующей системы компенсационных выплат и разработка единых принципов и критериев их предоставления по видам выплат. До завершения этой работы ввести временный мораторий на принятие новых федеральных норм по предоставлению тем или иным категориям населения социальных выплат без соответствующего финансового обеспечения. Предусматривается: 1 при определении размеров компенсаций отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда; 2 при назначении компенсационных выплат, выплачиваемых в порядке социальной помощи, учитывать среднедушевой совокупный семейный доход; 3 законодательно закрепить право на получение только одного, наиболее выгодного для получателя, вида социальной помощи; 4 обеспечить совершенствование механизма финансирования социальных пособий и выплат и их защищенность в бюджетах всех уровней.

Совершенствование системы организации и управления социальными выплатами предусматривает следующее. Намечается передать полномочия, связанные с организацией и осуществлением социальных выплат, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. При этом предоставление целевых трансфертов субъектам Российской Федерации будет зависеть от эффективности исполнения ими собственных местных систем предоставления пособий на детей и социальных пособий. В дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации предполагается развивать и совершенствовать систему денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан.

Размеры такой помощи намечается определять с учетом сложившихся в регионе среднедушевого дохода семьи, прожиточного минимума и демографической ситуации. В связи с семейными обстоятельствами; 2. По состоянию здоровья; 1 Пособия по временной нетрудоспособности 2 Пособия по беременности и родам 1. Компенсационные выплаты в связи с семейными обстоятельствами Данные выплаты назначаются в соответствии с Указом Президента РФ от 30.

Необходимым условием получения вышеуказанными лицами компенсационных выплат является их нахождение в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Выплаты производятся ежемесячно в размере 50 рублей. Эти компенсационные выплаты назначаются и выплачиваются женщинам, уволенным в период отпусков по уходу за ребенком в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации. Компенсационные выплаты производятся органами социальной защиты населения по месту жительства.

Всем остальным субъектам компенсационные выплаты предоставляются по месту работы службы или военной службы. Компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье. Под опекой и попечительством понимаются формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Причем опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно п. В соответствии со ст. В частности, ст. Данный отпуск предоставляется до достижения ребенком трех лет на основании заявления работницы, которая выступает опекуном.

Для этого ей, помимо заявления, необходимо представить работодателю также документы, подтверждающие возраст ребенка свидетельство о рождении и установление над ним опекунства. В соответствии с п. Порядок назначения указанной компенсационной выплаты определен постановлением Правительства РФ от 03. Согласно пункту 11 Порядка ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 руб.

Для того чтобы получать ежемесячную компенсационную выплату, работница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, должна подать своему работодателю заявление об их назначении. К заявлению прилагается копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком. Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается в 10-дневный срок со дня поступления документов п.

Данные выплаты назначаются: Получателями данных компенсационных выплат являются следующие граждане: а матери отец, усыновитель, опекун, бабушка, дедушка, другой родственник, фактически осуществляющий уход за ребенком , состоящие в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм; б матери, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел ОВД ; в матери, проходящие военную службу по контракту, а также из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами с участием РФ; г женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, если они находились на момент увольнения в отпусках по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

Необходимым условием получения вышеуказанными лицами компенсационных выплат является их нахождение в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Выплаты производятся ежемесячно в размере 50 рублей. Эти компенсационные выплаты назначаются и выплачиваются женщинам, уволенным в период отпусков по уходу за ребенком в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации. Компенсационные выплаты производятся органами социальной защиты населения по месту жительства.

Всем остальным субъектам компенсационные выплаты предоставляются по месту работы службы или военной службы.

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ КАК ВИД ДЕНЕЖНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Наиболее сложной по категориям получателей ЕДВ является дифференциация лиц, пострадавших от радиации вследствие чернобыльской катастрофы. В число этих лиц включены инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, лица, перенесшие лучевую болезнь, лица, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в разные периоды 1986—1988, 1989—1990 гг. Ежемесячная денежная выплата взамен натуральных льгот устанавливается не только взрослым, но и детям. Размеры ЕДВ дифференцированы по категориям обеспечиваемых лиц и составляют от 383,71 до 1917,33 руб. Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в Законе о социальной защите граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему наиболее высокий размер.

Как и граждане, пострадавшие от последствий чернобыльской катастрофы, право на получение ежемесячной денежной выплаты имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Размер предоставляемой им ежемесячной денежной выплаты зависит от полученной суммарной дозы облучения. Ежемесячная денежная выплата обозначенным категориям граждан предоставляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом. Ежемесячные денежные выплаты устанавливаются не только ветеранам, инвалидам, гражданам, пострадавшим от воздействия радиации.

Право на получение ежемесячной денежной выплаты предоставлено гражданам, удостоенным звания Героя и награжденным орденами Славы или Трудовой Славы трех степеней т. Размеры ежемесячных денежных выплат, предоставляемых Героям и полным кавалерам орденов Славы или Трудовой Славы, существенно превышают вышеуказанные размеры ЕДВ. Героям и полным кавалерам орденов Славы или Трудовой Славы ежемесячная денежная выплата предоставляется по их заявлению и устанавливается в суммах, представленных в табл. Размер ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой героям Необходимость подачи соответствующего заявления связана с тем, что Героям и полным кавалерам названных орденов предоставлено право выбора: они могут получать либо ЕДВ в полной сумме, либо льготы, установленные соответственно Законом о статусе Героев или Законом о социальных гарантиях Героям Социалистического Труда.

Граждане России, неоднократно удостоенные званий Героя, имеют право на одну ежемесячную денежную выплату, предусмотренную соответствующим Законом. В то же время ежемесячная денежная выплата, предусмотренная двумя назваными законами, устанавливается независимо от предоставления Герою или полному кавалеру ордена Славы либо Герою Социалистического Труда и полному кавалеру ордена Трудовой Славы ежемесячной денежной выплаты в соответствии с другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Ежемесячная денежная выплата может предоставляться не только самому Герою Советского Союза, Герою Российской Федерации, полному кавалеру ордена Славы, но и членам его семьи в случае его гибели смерти. В случае смерти гибели Героя или полного кавалера ордена Славы члены его семьи имеют право на отдельные льготы, указанные в Законе о статусе Героев, либо на ежемесячную денежную выплату.

Такое право предоставлено вдове вдовцу , родителям , детям в возрасте до 18 лет, детям старше 18 лет, ставшим инвалидами до достижения ими указанного возраста, и детям в возрасте до 23 лет, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения. Размер ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой каждому члену семьи, определяется путем деления размера ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной для Героя или полного кавалера ордена Славы, на количество членов его семьи. Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты Героям и полным кавалерам орденов Славы и Трудовой Славы устанавливается Правительством РФ. Ежемесячные денежные выплаты, назначение которых предусмотрено всеми указанными законами, устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ.

Размеры ежемесячных денежных выплат подлежат индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год прогнозного уровня инфляции. Таким образом, законодательством предусмотрены как общие положения, определяющие порядок предоставления ежемесячных денежных выплат всем категориям граждан на федеральном уровне, так и особенности, характерные для каждой из этих категорий. Материнский семейный капитал Право на материнский семейный капитал С 2007 года со вступлением в силу Закона о государственной поддержке семей, имеющих детей , появился новый вид денежных выплат — материнский семейный капитал. Особенность данного Закона заключается в том, что его действие ограничено во времени — с 2007 по 2016 г.

Согласно Закону, дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий семьи , получения образования детьми, а также повышения уровня пенсионного обеспечения матери. Эти меры предусматривают предоставление денежных средств в виде материнского семейного капитала. Материнский семейный капитал — средства федерального бюджета , передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию предусмотренных Законом мер государственной поддержки семьи. Материнский семейный капитал предоставляется после рождения второго, третьего или последующего ребенка, если они родились не ранее 2007 г.

Материнский семейный капитал предоставляется только один раз, поэтому общее число детей, родившихся после 2006 г. Право на получение материнского семейного капитала имеют женщины или мужчины родители , усыновители либо дети при определенных условиях и в связи с обстоятельствами, указанными в Законе. Этими обстоятельствами обусловлен переход права на получение материнского семейного капитала от одного субъекта-получателя к другому. Право на дополнительные меры государственной поддержки имеют при рождении или усыновлении ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, следующие граждане России независимо от места их жительства: женщины, родившие усыновившие второго ребенка не ранее 2007 г.

По общему правилу право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения усыновления второго, третьего ребенка или последующих детей. При определении права указанных лиц на дополнительные меры государственной поддержки не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление. Не учитываются также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц. В случаях, предусмотренных в Законе, право женщины на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и такое право возникает у отца усыновителя ребенка независимо от наличия у него гражданства РФ или статуса лица без гражданства, но при соблюдении определенных условий.

В число этих случаев включены как особые обстоятельства смерть матери , так и обстоятельства, связанные с виновными действиями матери по отношению к ребенку, с которым связано право на получение материнского семейного капитала например, лишения ее родительских прав в отношении этого ребенка и др. Право на получение семейного капитала у отца усыновителя ребенка прекращается в аналогичных случаях т. В связи с этим право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка, не достигшего совершеннолетия, или у совершеннолетнего ребенка, обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы за исключением учреждения дополнительного образования до окончания такого обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет. Если несколько детей имеют право на указанный капитал, он им предоставляется в равных долях.

В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки т. Регистр содержит необходимую информацию о каждом лице, имеющем право на получение материнского семейного капитала. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами.

Безусловно, важной вехой в развитии трудового законодательства явилось принятие Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. Данный Закон установил систему государственных органов занятости, определил права граждан в области занятости, предусмотрел социальные гарантии и компенсации безработных, отмечает П. Сбирунов [13, с. Действующее трудовое законодательство предусматривает компенсацию не только материальных затрат работника, но и морального вреда ч. Компенсации являются самостоятельным видом социального обеспечения.

Отраслевое законодательство о социальном обеспечении не содержит определения компенсации [5]. До настоящего времени ни законодательство, ни теория не выработали общего определения социальной компенсации в праве социального обеспечения, то есть не предложили ответ на вопрос, какие признаки присущи им как виду социального обеспечения, каким специфическим требованиям должно отвечать физическое лицо - потенциальный субъект права на социальную компенсацию. Маматказин отмечает [9, с. В юридической литературе при характеристике понятия и системы социальных компенсаций в сфере социального обеспечения используется разная терминология: "компенсационные выплаты", "социальные компенсации", "компенсации по социальному обеспечению", "компенсации" [18, с. В праве социального обеспечения под компенсационными выплатами компенсациями понимаются социальные выплаты, по своим признакам близкие к пособиям [7, с. Большинство исследователей отмечают сложность разграничения пособий и компенсаций в праве социального обеспечения, а некоторые авторы даже отождествляют их. Социальные компенсации часто в учебниках рассматриваются в разделе о социальных пособиях. Цветков полагает [20, с.

Их отличие видится в следующем: 1 пособия назначаются на основании федеральных законов, а компенсационные выплаты - на основании подзаконных актов; 2 размер пособий значительно выше размеров компенсационных выплат". На наш взгляд, отдельные компенсационные выплаты предусмотрены федеральными законами, что противоречит высказанной позиции. Так, например, граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на выплату ежегодно компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии с федеральным законом [3]. Гражданин, признанный инвалидом вследствие поствакцинального осложнения, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере 1000 рублей, что также предусмотрено федеральным законом [4]. Находит много общего с пособиями Н. Смирнова [15, с. Она считает, что сходство устанавливается по следующим признакам: ограничение временными рамками; основания назначения признаются социально значимыми с точки зрения государства; как и часть пособий, являются социально-алиментарными выплатами; предоставляются с определенными целями. Основное отличие - в самой сущности пособий и компенсационных выплат.

Практически все компенсации выплачиваются с целью возмещения. Пособия выплачиваются с целью оказания помощи в случаях, установленных законом. Следует отметить, что правовое регулирование пособий осуществляется и в трудовом законодательстве. Так, ст. О порядке выплаты пособия, о размерах пособия говорится также в ч.

На федеральном уровне предусмотрены размеры компенсации, дифференцированные в зависимости от числа детей в семье.

Так, на первого ребенка компенсируется не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. На второго ребенка размер компенсации не может быть менее пятидесяти процентов размера такой платы, а на третьего ребенка и последующих детей - не менее семидесяти процентов. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной получение власти компенсации субъекта Российской имеет один из Федерации. Компенсационные выплаты предусмотрены Законом РФ от 18 октября 1991 г. Размер этих единовременных выплат зависит от времени пребывания в местах лишения свободы или психиатрических лечебных учреждениях. Очень широкий перечень компенсационных выплат предусмотрен для граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.

Они по целевому назначению могут быть классифицированы на компенсационные выплаты: - направленные на возмещение вреда здоровью пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф; 13 - семьям пострадавших в случае смерти лица; - возмещающие стоимость путевки на санаторно-курортное лечение в случае невозможности его прохождения; - на приобретение продовольственных товаров; - возмещение материального ущерба в связи с утратой имущества; - возмещение стоимости питания в школах и школьных учреждениях, если дети не посещают их по медицинским показаниям. Компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим в результате радиационной катастрофы, одни из немногих, которые государство регулярно индексирует. Лица, получившие профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием, имеют право на компенсацию стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, проезда и ряда других расходов в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. Проблемные вопросы компенсационных выплат 2. Юридические особенности реализации конструкции компенсационных выплат Компенсационные выплаты как понятие, как юридическая категория используются не только в праве социального обеспечения. Думается, что данная категория в какой-то степени является универсальной, поскольку широко применяется и в других отраслях российского права.

Следует отметить, что во всех случаях компенсационные выплаты носят восстановительный характер, являются одним из способов восстановления имущественного положения. В настоящее время в праве социального обеспечения существует настолько широкий круг компенсационных выплат, что становится достаточно трудно дать им единое определение, каким-то образом классифицировать. Как правило, в круг компенсационных выплат традиционно включаются такие, как: компенсационные выплаты трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также компенсационные выплаты иным категориям граждан, предусмотренные Указом Президента РФ от 30. Кроме того, отдельные группы представляют собой компенсационные выплаты, предоставляемые: 1 лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; 2 лицам, пострадавшим в результате радиационного воздействия репрессированным и и техногенных впоследствии катастроф; реабилитированным. Реформа российского законодательства в системе предоставления льгот породила новые виды выплат, именуемые компенсационными: ежемесячные денежные выплаты ЕДВ , ежемесячные компенсационные выплаты. В какой-то степени это оправданно, поскольку между ЕДВ и НСУ имеется взаимосвязь, которая проявляется в виде законодательно закрепленной возможности замены набора социальных услуг ежемесячными денежными выплатами.

Кроме этого, правовое регулирование льгот и правовое регулирование компенсаций во многом 15 схожи. В связи с этим возникает вопрос: является ли признак компенсационности настолько существенным, чтобы дать основание рассматривать компенсационные выплаты в качестве самостоятельного вида социального обеспечения? Или же данный признак является не существенным, факультативным и служит дополнительным элементом каких-либо иных видов социального обеспечения: пенсий, пособий, льгот. Трудность в решение проблемы добавляет то, что и нормативное, и научное определение пенсии в настоящее время также содержит признак компенсационности. Очертить круг компенсационных выплат, имеющих социальнообеспечительную природу, и отделить их от компенсаций, предусмотренных иными отраслями права, можно на основании признаков, определяющих круг отношений, входящих в предмет права социального обеспечения: особые источники финансирования, круг лиц, подлежащих обеспечению, условия предоставления обеспечения и др. Выделить существенные признаки компенсационных выплат, позволяющие характеризовать их как самостоятельный вид социального обеспечения, достаточно сложно.

Необходимо согласиться с мнением, что возмещение затрат, возмещение определенных расходов является ключевым в понимании правовой природы социально-обеспечительных компенсационных выплат и 16 именно этим компенсационные выплаты отличаются от иных видов социального обеспечения. Общей чертой компенсационных выплат, их характерной особенностью является то, что они являются не просто денежными выплатами, а именно компенсациями чего-то. Это что-то можно условно назвать объектом компенсации. В рамках данного правоотношения должны существовать обязательства, в соответствии с которыми лицо или имеет доход, или производит определенные расходы. Примером правоотношения, в рамках которого лицо имеет доходы, может служить трудовое правоотношение, одним из элементов которого является обязательство работодателя по выплате заработной платы. В случае 17 наступления временной нетрудоспособности работник определенное время не выполняет трудовую функцию и утрачивает доход в виде заработной платы.

Согласно ст. Статья 159 ЖК РФ предоставляет право гражданам обратиться за субсидией в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Полагаю, что субсидия на оплату жилого помещения, так как она определена в ст. Для этой цели или нормативно должна быть установлена компенсируемая величина объекта компенсации, или должен быть определен алгоритм определения компенсируемой величины. Возвращаясь к примеру, связанному с пособием по временной нетрудоспособности, обязательном видим следующее. Применительно к компенсационным выплатам в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг следует отметить, что порядок определения размера субсидии, то есть алгоритм определения компенсируемой величины, установлен положениями ст.

Компенсационная выплата не должна содержать каких-либо иных элементов надбавок, повышений и др. В результате мы имеем достаточно сложное соединение двух правоотношений, связанных между собой посредством компенсируемого обязательства. Следует отметить, что схожая ситуация описана в юридической литературе по праву социального обеспечения профессором правоотношениям по М. Буяновой предоставлению применительно льгот. Но, к рассматривая правоотношения по предоставлению льгот, автором делается вывод о несамостоятельности данных правоотношений. Обязательство, связанное с несением расходов, должно обязательно продолжать существовать.

Только в этом случае можно говорить, что компенсационная выплата компенсирует, то есть восстанавливает полностью или в части имущественное положение лица, существовавшее до наступления трудной жизненной ситуации. Считаю, что данные признаки не свойственны иным денежным видам социального обеспечения. Например, размеры пособий устанавливаются государством, как правило, исходя из значимости юридического факта, являющегося основанием для назначения пособия. Пенсия является сложной по своей структуре денежной выплатой, предусматривающей наличие надбавок, увеличений, повышений по различным основаниям. И хотя пособия и пенсии в целом восполняют возможный неполученный доход, они по своей сути не являются компенсационными выплатами.

Помимо категорийных компенсационных выплат по вышеприведенным ссылкам на федеральном уровне законодательно установлены также следующие виды компенсационных выплат: Компенсационные выплаты инвалидам Компенсационные выплаты инвалидам включают ряд мер социальной поддержки неработающих трудоспособных граждан, осуществляющих уход за инвалидами и престарелыми гражданами, достигшими возраста 80 лет либо нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения, а также ряд других мер, связанных с компенсацией вреда здоровью. Назначаются отдельным категориям граждан, подвергшимся воздействию радиации, в форме ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсационных выплат.

Компенсация

В системе социального обеспечения предусмотрены компенсационные выплаты, которые направлены на поддержку отдельных категорий граждан. Эти выплаты призваны помочь в трудных жизненных ситуациях и обеспечить минимальный уровень жизни. 1. Понятие компенсационных выплат и их отличие от пенсий и пособий. Компенсационные выплаты за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы. Виды материального обеспечения отличаются по категориям получателей: трудоустроенные, безработные и иные слои населения. Основное деление выплат подразумевает компенсацию по ТК либо согласно социального обеспечения. Дело в том, что в обеих из рассматриваемых нормативно закрепленных дефиниций содержится указание на компенсации. Пенсия предоставляется с целью компенсации заработной платы, а последняя, в свою очередь, включает в себя выплаты компенсационного характера. Статья рассматривает компенсационные выплаты как механизм социального обеспечения, их виды, принципы и условия получения, а также их роль и проблемы в системе социального обеспечения, с примерами из разных стран и перспективами развития. Компенсационные выплаты в настоящее время являются самостоятельным видом выплат по системе социального обеспечения наряду с пособиями компенсационного характера, которые заключается в денежных выплатах (разовых и периодических).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий