Концерт рахманинова в блокадном ленинграде

Наряду с Третьим фортепианным концертом Рахманинова в этот вечер прозвучит Третья «Героическая» симфония Гавриила Попова – одного из ярчайших представителей советского авангарда. Композитор пережил в Ленинграде первую блокадную зиму, он писал, что это. Концерт приурочен к 80-годовщине первого исполнения симфонии в блокадном Ленинграде.

ПОБЕДА МУЗЫКИ

Вообще-то в этот день немцы планировали захватить город, но вышло по-другому… Подготовка к концерту шла в тяжелейших условиях. Город находился в блокаде уже почти год, профессиональных музыкантов в нем осталось очень мало. Многие погибли или умерли от голода, кто-то ушел на фронт или был эвакуирован. Остальные были заняты в мероприятиях по защите и обороне Ленинграда, их здоровье оставляло желать много лучшего. Дирижерскую палочку доверили Карлу Элиасбергу. Дирижер Карл Элиасберг.

Фото: архив Пятого канала «По радио объявляли, что приглашаются все музыканты. Было тяжело ходить. У меня была цинга, и очень болели ноги. Сначала нас было девять, но потом пришло больше.

Друг Шостаковича пережил в Ленинграде первую блокадную зиму Этим концертом филармония открывает цикл, посвященный 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. Рассказываем о его программе. Изображение предоставлено Петербургской филармонией. Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Шостаковича Гавриил Попов 18 января , в годовщину прорыва блокады, в Большом зале Петербургской филармонии наряду со знаменитым Третьим фортепианным концертом Рахманинова прозвучит Третья «Героическая» симфония Гавриила Попова — яркого представителя советского авангарда, современника и друга Дмитрия Шостаковича, пережившего в осажденном Ленинграде первую блокадную зиму.

Над симфонией, посвященной Дмитрию Шостаковичу, композитор работал в годы войны, ее ленинградская премьера состоялась 9 марта 1947 года в Большом зале филармонии. Петербургская филармония О композиторе Гаврииле Попове и его «Героической» симфонии: Гавриил Попов, переживший в Ленинграде первую блокадную зиму, писал, что это время оставило «неизгладимый след в сознании, "впечатав" в душу страшные образы современной войны».

И еще. Именно 9 августа нацисты планировали устроить банкет в гостинице "Астория" в честь взятия Ленинграда. Вообще, в случае с Ленинградской симфонией вместе сошлось множество ленинградско-петербургских гуманитарных сюжетов. В осажденном городе, который пытаются уморить голодом и бомбежками, репетирует дирижер Карл Элиасберг - полунемец-полуеврей. И это страшно бесит министерство пропаганды нацистской Германии.

С другой стороны, у Шостаковича - тоже очень интересный польско-петербургский бэкграунд. Это потомок поляков, сосланных при царе в Иркутск там до сих пор живут Шостаковичи. Все подобные линии сливаются в единую историю жителей Ленинграда. Как появилась знаменитая фотография Шостаковича в каске пожарного в американском журнале? Юлия Кантор: Композитор работал над симфонией с моцартовской скоростью: начал писать до отъезда в эвакуацию, а заканчивал симфонию в Куйбышеве. Он трижды подавал заявление об отправке на фронт. Его не брали не только потому, что полагалась бронь, но и из-за очень плохого зрения.

Но Шостакович служил в противовоздушной обороне, тушил зажигательные бомбы на крышах домов. И фото в журнале "Тайм" - не постановочный кадр. Исполнение Седьмой симфонии стало одним из самых духоподъемных идеологических решений Великой Отечественной войны. Известно, что артиллеристам, защищавшим город, был отдан приказ командующего Ленинградским фронтом подавлять огонь противника. Во время исполнения симфония транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

Написать произведение о войне, не прочувствовав её на себе, было бы невозможно. Сам автор, как и многие другие, испытал на себе весь ужас внезапно перевернувшейся жизни страны. Шостакович долго сопротивлялся решению властей вывезти его и близких в эвакуацию из Ленинграда, вокруг которого сжималось кольцо блокады. В это время он работал над Седьмой симфонией, законченной уже в Куйбышеве Самаре в марте 1942 года, где состоялась её премьера и откуда началось победное шествие симфонии по городам нашей страны и радиостанциям мира. Через месяц после премьеры Шостакович был удостоен Сталинской премии. Но композитор мечтал о том, чтобы его симфония прозвучала там, где оставалось его сердце — в Ленинграде. Многие деятели искусства разделяли все тяготы блокады с народом. Поэтесса Ольга Берггольц писала стихи и читала их на радио, становясь для истощённых и измученных ленинградцев другом, утешением, подтверждением, что надо держаться. Артисты театра Музкомедии показывали самые яркие постановки своего репертуара. Спортсмены провели легендарный блокадный футбольный матч. И всё это для того, чтобы ленинградцы, а главное — противники, надеющиеся сломить дух нашего народа, знали: город живёт!

Симфонический концерт в блокадном Ленинграде. Русс

В этом году исполнилось 115 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича — всемирно известного советского композитора, пианиста и педагога. Одно из самых знаменитых его произведений — «Ленинградская» симфония, прозвучавшая в блокадном городе. В день исполнения симфонии все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. В городе на Неве отметили 75-летие Седьмой «Ленинградской» симфонии. Среди мероприятий, посвященных юбилею легендарного исполнения шедевра Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде, центральным событием стал творческий вечер в Президентской библиотеке. Ленинград в блокаде. Молодой композитор Дмитрий Шостакович, написав большую часть симфонии в осажденном городе, заканчивает ее уже в эвакуации. Рассказывая о 7-й симфонии, очень важно было самим не сфальшивить. И создателям исторической драмы это удалось. Получился фильм не о войне, а о том, как голодные ленинградские музыканты победили откормленных солдат вермахта.

Другие новости раздела

  • «Знаменитая ленинградка»
  • Что это за симфония
  • Как Седьмая симфония Шостаковича помогла ленинградцам пережить блокаду
  • Симфонический концерт в блокадном Ленинграде. Русс
  • Правила комментирования
  • Исследовательская работа на тему "Симфония мужества" | Образовательная социальная сеть

Новости и события Российского исторического общества

Рекордная скорость написания и композитор - боец противовоздушной обороны Шостакович за работой. Работа над нотным произведением шла туго, поэтому композитор отложил детище до лучших времен. С началом войны появилось желание не только побеждать врага, но и привести симфонию к триумфальному финалу. Шостакович делился, что творение давалось с неимоверной скоростью, нотный стан заполнялся будто сам собой при неуемном желании запечатлеть великую народную силу и рвение победить. На момент написания произведения Шостакович пребывал в рядах противовоздушной обороны, отрываясь от сочинительства только по случаю военных тревог. До эвакуации композитора в октябре были готовы первые три части во время написания второй вокруг Ленинграда замкнулось блокадное кольцо. Финал легендарной симфонии Шостакович писал в Куйбышеве, завершив ее за пару дней до начала 1942 года.

Премьера и ступор в немецких рядах Для истощенного блокадой города премьера симфонии была оглушительным событием. На концерт в небольшой городок съехались репортеры из множества стран. После высочайших оценок экспертов и рядовых слушателей поступили запросы об отправке партитур для исполнения в самых прославленных зарубежных филармониях. Право исполнить Седьмую симфонию впервые за российскими пределами получил именитый дирижер Артуро Тосканини. Летом 1942-го произведение Шостаковича успешно прозвучало в Нью-Йорке, мгновенно разлетевшись по миру. Оставался главный рубеж — организовать живое оркестровое исполнение в Ленинграде.

И вскоре городские управленцы и командующие фронтом пришли к смелому решению: симфонии в блокаде звучать! Причем дата была выбрана особенная - 9 августа. Именно к этому дню, по гитлеровской задумке, Ленинград обязан был сдаться.

Это голос умирающего от голода города, который потряс даже врагов. Предоставлено Санкт-Петербургской филармонией им. Шостаковича Какие реликвии увидят посетители экспозиции в филармонии?

Какие планы были у фашистов на 9 августа 1942 года и что они подумали, когда услышали эту музыку? Юлия Зораховна, почему именно 9 августа 1942 года считается символической премьерой Ленинградской симфонии? Юлия Кантор: Сам факт исполнения этой музыки в чудовищных условиях блокады, особенно зимой и весной 1942 года даже в мировой историографии этот период называют смертным временем , символичен. Умирали тысячами. Оркестр Ленинградского радиокомитета в буквальном смысле воссоздавался: из 80 человек состава на первую репетицию пришло 15. Увы, многие умерли в страшную блокадную зиму.

Музыкантов искали как в самом Ленинграде, так и на фронте. В авторском эпиграфе на программках этого концерта сказано: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю 7-ю симфонию". Не случайно же она стала называться Ленинградской. Дата концерта несколько раз переносилась: оркестр собрали 5 апреля 1942 года, начались репетиции оркестр начал концертную деятельность уже в мае , а в июле самолетом через линию фронта доставили партитуру симфонии. Сначала репетиции длились по 15-20 минут: у оркестрантов не было физических сил. Люди умирали, уже начав репетировать, состав менялся и весной, и в начале лета.

Дата концерта тоже переносилась. Окончательной датой стало 9 августа. И еще.

Это было трогательное до слез зрелище, когда они извлекли свои концертные фраки, свои скрипки, виолончели, флейты и фаготы и здесь, под обледенейшими сводами Радиокомитета, начались репетиции симфоний Бетховена и Чайковского». Прежде чем эти репетиции начались, прежде чем по радио полились звуки прекрасной музыки, нужно было хоть немного подкормить людей, оказавшихся на последней грани истощения. На помощь пришел начальник Управления по делам искусств Б.

Он помог добиться дополнительного питания для музыкантов, поддержал просьбу Радиокомитета, адресованную командованию фронта, — пополнить оркестр военными музыкантами. А в те же дни, задолго до первых репетиций оркестра, работники Радиокомитета узнали, что в Куйбышеве состоялась премьера исполнения Седьмой симфонии Д. И тут возникла фантастическая идея: «А что, если... Ведь симфония наша, ленинградская. Ведь и начиналась она в Ленинграде, и Шостакович говорил о ней у нас». Кто сказал первый, в этом ли дело.

Эта идея захватила всех. Она дала Радиокомитету силы поднять на ноги музыкантов, добиться того, что вскоре партитура симфонии самолетом была доставлена в Ленинград. И до получения партитуры многим сама мысль об исполнении симфонии в условиях Ленинграда казалась неосуществимой. А тут еще К. Элиасберг категорически заявил: «При нынешнем составе оркестра исполнить симфонию нельзя. Нужен полный комплект оркестрантов.

Необходим сдвоенный состав медных инструментов». Но уже ничто не могло остановить руководителей Радиокомитета. Они понимали, какое огромное общественно-политическое значение будет иметь исполнение Седьмой симфонии в блокированном Ленинграде. Энергия руководителей Радиокомитета подействовала. В Политуправлении фронта генерал Д. Холостое скрепя сердце давал указания откомандировать музыкантов в распоряжение Радиокомитета.

Начальник отдела торговли Ленгорисполкома И. Андреенко с трудом, но соглашался выдать духовикам по списку рабочие карточки. Еще весной оркестранты еле ноги волочили. Нелегко было заставить людей вымыться, снять грязные ватники, которые не снимали всю зиму. Элиасберг стал примером для остальных. Он приходил на репетиции в белом воротничке, побритый.

Глядя на него, постепенно люди возвращались к нормальной жизни. А в это же время музыкальная редакция во главе с Надеждой Орловой размножала партитуру симфонии.

Затем его вместе с другими мастерами искусств эвакуировали с семьёй сначала в Москву, а потом в Куйбышев ныне Самара. Там 27 декабря 1941 года и была закончена Седьмая симфония.

Впервые она прозвучала в Куйбышеве 5 марта 1942 года в исполнении эвакуированного оркестра Большого театра. Но автор мечтал о том, чтобы его произведение о грандиозной борьбе добра и зла, мира и рабства было сыграно в Ленинграде. В город на самолёте были доставлены ноты, и начался поиск музыкантов. Петербургский журналист и писатель Виктор Кокосов рассказывает об этом так: «Оркестр был создан с большим трудом: часть музыкантов отозвали из окопов, выживших в самую первую страшную блокадную зиму, их приходилось приводить в рабочее состояние, по возможности подкармливать.

Дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг отыскал ударника Жавдета Айдарова вообще в мертвецкой — ещё живого музыканта приняли за покойника!

Ровно 80 лет назад в блокадном Ленинграде впервые исполнили Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича

В самом конце 1933 года, перед Новым годом, у Эмиля Гилельса был концерт в Ленинграде, в Большом зале филармонии. Когда-то здесь играл Антон Рубинштейн, Рахманинов, Скрябин, Горовиц. Первые ряды занимал весь цвет музыкального Ленинграда. Объявление приглашает жителей блокадного Ленинграда на необычный концерт: 9 августа 1942 года в Большом зале Филармонии будет исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр во главе с Карлом Элиасбергом исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Именно в этот день немцы намеревались захватить. По словам скрипача и дирижёра Давида Ойстраха, во время войны эта симфония действительно звучала как «пророческое утверждение победы над фашизмом». Как произведение стало музыкальным символом блокады Ленинграда — в материале RT. В день исполнения симфонии все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Но и музыку в блокадном городе писал не только Шостакович. Первый концерт цикла представил публике незаслуженно забытую Третью (Героическую) симфонию Гавриила Попова. Композитор провел в Ленинграде первую блокадную зиму.

Новости и события Российского исторического общества

До эвакуации композитора в октябре были готовы первые три части (во время написания второй вокруг Ленинграда замкнулось блокадное кольцо). Финал легендарной симфонии Шостакович писал в Куйбышеве, завершив ее за пару дней до начала 1942 года. Программы блокадных концертов, музыка, посвященная блокаде и написанная в годы войны. В Санкт-Петербурге 27 января на стадионе «Газпром Арена» состоится концерт-реквием, посвящённый 80-й годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады. Первые три части симфонии были закончены в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде. 1 октября Шостакович вместе с семьей был все-таки эвакуирован — военным самолетом сначала в Москву, а затем в Куйбышев, где 27 декабря была и закончена симфония. Ленинграду я посвящаю 7-ю симфонию". слушать и скачать музыку на любое устройство. Жертвам блокадного Ленинграда посвящается. Верди — Реквием. Трансляция завершилась 27 января 2019.

К 80-летию возобновления концертов Филармонии в блокадном Ленинграде

Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония. В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи — художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов. В составе оркестра более 120 исполнителей из 42 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности.

Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов. В сентябре 2023 года коллективу исполнилось 5 лет. Сегодня РНМСО — неотъемлемая часть концертной жизни страны: за пять сезонов оркестр провел более 220 концертов, выступив в 33 городах в разных уголках страны, — от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей.

Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне. Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской культуры и письменности. Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей.

Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры. Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.

Оркестр начал программу по творческому обмену кадрами с филармониями Ульяновска и Ростова-на-Дону. Коллектив выступал на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство», участвовал в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии, а также в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2. РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы — неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е.

Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, крупнейших зарубежных коллективов. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. Воспитанники Симфонической академии ведут активную концертную деятельность, играют в камерных ансамблях и сольно с крупными российскими оркестрами.

Чайковского, двое из них стали лауреатами. Continuo» и «Musica sacra nova. От модерна к первому авангарду», где представляет российские и московские премьеры крупных сочинений Бернда Алоиса Циммермана, Оливье Мессиана, Николая Обухова и Артура Лурье. Молодежный оркестр стал кузницей высокопрофессиональных кадров, на сегодняшний день 70 воспитанников РНМСО перешли на работу в лучшие оркестры страны.

Их успешный опыт вдохновляет сверстников и помогает возродить престиж профессии оркестрового музыканта. За шесть лет на конкурс поступило 1692 заявки, а в прослушиваниях участвовали 1062 музыканта со всей страны.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

По дороге Шостакович едва не потерял партитуру… Каждый день ему вспоминался Ленинград: «С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был еще более прекрасен в своем суровом величии». И снова рождалась музыка: «Как было не любить этот город… не поведать миру о его славе, о мужестве его защитников. Моим оружием была музыка». Несколько позже Седьмая симфония прозвучала и в Москве. Но ещё до этих блистательных концертов о новой симфонии на всю страну с жаром писал Алексей Толстой. Так начиналась большая слава Ленинградской… А что же случилось 9 августа 1942-го? По плану гитлеровского командования в этот день Ленинград должен был пасть. Дирижёр Карл Ильич Элиасберг с превеликим трудом собрал оркестр в блокадном городе. Во время репетиций музыкантам выделили дополнительные пайки. Ударника Жаудата Айдарова Карл Ильич отыскал в мертвецкой, заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. Без Айдарова симфония в Ленинграде не состоялась бы — ведь именно он должен был выбивать барабанную дробь в «теме нашествия». Карл Ильич Элиасберг руководил симфоническим оркестром Ленинградского радиокомитета — единственным, который не покидал северную столицу во дни блокады. Весь состав нашего коллектива награжден медалями «За оборону Ленинграда», несколько же человек получили грамоты Ленинградского горсовета. Отошли в прошлое тяжелые времена. Война закончилась великой победой. Вглядываясь в лица своих товарищей-оркестрантов, я вспоминаю то мужество и геройство, с каким переживали они тяжелые годы. Я вспоминаю наших слушателей, пробиравшихся на концерты по темным улицам Ленинграда, под гром артиллерийской стрельбы. И чувство глубокой взволнованности и благодарности охватывает меня», — вспоминал Элиасберг. Главный день в его биографии — то самое 9-е августа.

Однако польский композитор и известный биограф Шостаковича Кшиштоф Мейер сомневается в реалистичности и законченности такого замысла предполагая, что это был «очередной блеф», приводя в качестве аналогичного примера объявленную за шесть лет до этих событий поэму «От Карла Маркса до наших дней», которая так и не была закончена. Согласно его версии, такое поведение объясняется следующим образом: «Композитор не раз говорил о сочинениях, которых вовсе не собирался писать, чтобы таким способом выкроить себе немного времени для спокойной работы над чем-нибудь другим». Российский музыковед Левон Акопян писал, что «попытки» пересмотра истории создания симфонии и её датировки стали «модными» после 1979 года и резюмировал: «Все они основаны на свидетельствах, не заслуживающих ни малейшего доверия» [15]. В первой половине июля Шостакович написал несколько песен и переложений. После того как в направлении на фронт ему было окончательно отказано, а от исполнения функций пожарного его всё чаще стали отрывать для выполнения музыкальной деятельности, он решился взяться за крупное сочинение в симфоническом жанре. Первоначально оно было задумано в виде вокально-симфонического произведения, так как он решил, что текст может лучше передать военную тематику. Композитор намеревался самостоятельно написать слова к симфонии, но вскоре отказался от этой идеи и приступил к сочинению чисто инструментальной музыки. Как он позже вспоминал, это было связано с тем, что симфоническая музыка передавала его мысли «значительно сильнее». Увлечённый композицией он стал напряжённо над ней работать и уходя на дежурство, стал брать ноты на крышу, чтобы не тратить время: «таскал туда партитуру — не мог от неё оторваться» [16]. Имеются сведения, что в качестве первоначального замысла рассматривалась одночастная форма симфонии, но этот вариант также был отвергнут в ходе работы и постепенно сочинение стало разрабатываться как масштабный четырёхчастный цикл с увеличенным составом оркестра [17]. Согласно некоторым данным, знаменитая «тёмная» тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 1930-х годов или в 1940 году. Это были вариации на неизменную тему в форме пассакальи , по композиционному замыслу сходные с « Болеро » Мориса Равеля. Простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в страшный символ подавления [2]. В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но не опубликовал и публично не исполнял [2]. Когда летом 1941 года композитор начал писать новую симфонию, пассакалья превратилась в большой вариационный эпизод, заменивший разработку в первой её части, законченной в августе [2] [18]. Близкий друг Шостаковича литературовед Исаак Гликман вспоминал, что в первых числах августа 1941 года тот по телефону пригласил его прийти к нему на квартиру.

Ровно 80 лет назад в блокадном Ленинграде впервые исполнили Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича

Симфония № 7 «Ленинградская» до мажор соч. 60 — симфония Дмитрия Шостаковича в четырёх частях, одно из важнейших его произведений, созданное в 1941 году. Наряду с Третьим фортепианным концертом Рахманинова в этот вечер прозвучит Третья «Героическая» симфония Гавриила Попова – одного из ярчайших представителей советского авангарда, композитора, пережившего в Ленинграде первую блокадную зиму. Программы блокадных концертов, музыка, посвященная блокаде и написанная в годы войны.

Символ ужаса и триумфа: История седьмой симфонии в блокадном Ленинграде

Странная прихоть, подумали коллеги, но дирижера отвели в находящуюся неподалеку от репетиционной студии комнату. И действительно, музыкант оказался живым и вскоре продолжал репетировать. В гостинице «Астория», недалеко от Радиокомитета, был создан стационар для особо истощенных, где музыканты и дирижер смогли немного набраться сил. Первые репетиции были короткими, музыканты, которым хватало сил подняться в репетиционную на четвертый этаж, играли по 20—30 минут, кто не мог подняться — слушали на улице. Из-за бомбежек и обстрелов часто приходилось прерываться. Дмитрий Шостакович», — говорится на первой странице, в эпиграфе к программе концерта. Ее «фотографию» — электронную копию — хранит Президентская библиотека. Оцифрованы и доступны на портале и рукописные партитуры Седьмой симфонии с многочисленными дирижерскими пометами. Это те самые тетради, которые под артиллерийским огнем вместе с продуктами и медикаментами военным летчиком были доставлены в осажденный город. В подготовке к тому легендарному концерту приняли участие не только музыканты, но и военные.

Не только те, что были призваны с фронта для восполнения недостатка музыкантов. Перед премьерой командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Говоров поставил четкую задачу: ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде во время исполнения Седьмой симфонии Шостаковича.

Подготовить это мероприятие было непросто: во многом потому, что многие музыканты погибли в дни блокады, у других не нашлось сил для такой работы. Пришлось пригласить музыкантов из военных частей. На улицах появились афиши: «Дирижёр Элиасберг собирает оркестрантов». Партитуру вместе с другим ценным грузом доставил в Ленинград спецборт из Куйбышева. По словам очевидцев, собравшиеся 9 августа 1942 года в филармонии участники оркестра могли в любой момент упасть в обморок от голода, одежда на них висела.

Зрители, среди которых были и представители интеллигенции, и военные, и рабочие, выглядели не лучше. Однако атмосфера в концертном зале царила торжественная: там, несмотря на опасность авиаудара, даже горели люстры. А пока музыканты играли, артиллеристы по приказу командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова подавляли огонь с немецкой стороны. Эта операция получила название «Шквал». В Ленинграде симфония транслировалась по громкоговорителям и по радио. Её слышал и неприятель.

Вместо оружия им предстояло взять в руки музыкальные инструменты», — вспоминала участница блокадного концерта флейтистка Галина Лелюхина. На валторне играл зенитчик, на тромбоне — пулеметчик. Ударника Жаудата Айдарова Элиасберг спас жизнь, заметив, что его пальцы еще шевелятся. Музыкантам выдали дополнительные пайки, чтобы они смогли приступить к репетициям. Большой зал Ленинградской филармонии во время первого исполнения седьмой симфонии. Он приказал вести по вражеским батареям непрерывный массированный огонь в течение всего концерта. Фашистские снаряды не должны были мешать ленинградцам слушать музыку. Маршал Леонид Говоров. Фото: Radiorus. Благодаря радиотрансляции, репродукторам и громкоговорителям музыкой могли насладиться все жители города, его защитники и даже вражеские войска за линией фронта.

И «обязательно» жирно подчеркнуто. Стало понятно, что с теми немногими музыкантами, кто еще остался в оркестре, симфонию не сыграть. Да и они свой последний концерт играли еще в декабре 1941 года. После голодной зимы 1941 в оркестре осталось только 15 человек, а требовалось более ста. Из рассказа флейтистки блокадного состава оркестра Галины Лелюхиной: «По радио объявляли, что приглашаются все музыканты. Было тяжело ходить. У меня была цинга, и очень болели ноги. Сначала нас было девять, но потом пришло больше. Дирижера Элиасберга привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел. Мужчин даже вызывали с линии фронта. Вместо оружия им предстояло взять в руки музыкальные инструменты.

Новости и события Российского исторического общества

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга (еврея по национальности) исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему советскому народу. Рассказывая о 7-й симфонии, очень важно было самим не сфальшивить. И создателям исторической драмы это удалось. Получился фильм не о войне, а о том, как голодные ленинградские музыканты победили откормленных солдат вермахта. Объявление приглашает жителей блокадного Ленинграда на необычный концерт: 9 августа 1942 года в Большом зале Филармонии будет исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. В школьных учебниках истории исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде упоминается вскользь, парой предложений.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий