Олонхо

Олонхо – гордость якутского народа, жемчужина нашей самобытной культуры и богатейшего языка, пронесённая через века, передаваясь из уст в уста от дедов и отцов сыновьям и внукам.

Олонхо гиперборейский богатырский эпос народа Саха

По свидетельству известного польского этнографа Вацлава Серошевского, который находился в ссылке в 1880-х годах в Верхоянском округе, сказитель Манчаары знал Олонхо, которое можно рассказывать целый месяц. Первая театральная постановка на языке саха была по мотивам Олонхо В Якутске 3 января 1906 года в клубе приказчиков впервые поставили на театральной сцене спектакль-олонхо на якутском языке. Спектакль в трех действиях был поставлен по мотивам эпоса «Удалой добрый молодец Бэриэт Бэргэн» олонхосута Петра Охлопкова — Наара Суох. Эта дата считается днем рождения театрального искусства в республике. В якутском героическом эпосе насчитывается свыше 1500 героев В 2020 году научно-исследовательский институт Олонхо получил свидетельство о государственной регистрации базы данных в Реестре Федеральной службы по интеллектуальной собственности РФ. Научный труд «Именник главных героев якутского эпоса Олонхо» включает 1517 эпических имен и эпитетов главных героев эпоса.

Среди них есть богатыри-родоначальники, богатыри-защитники, шаманки, богатырки и другие. Имена всех персонажей не повторяются. В Якутии учреждена стипендия олонхосутам В этом году в день открытия Ысыаха Олонхо в Верхневилюйском районе глава Якутии Айсен Николаев подписал указ о единой системе домов Олонхо и мерах государственной поддержки олонхосутов, запевал осуохая и кузнецов.

Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абасы. Самостоятельную музыкальную характеристику имеют так называемые герои- трикстеры , являющиеся медиаторами между Средним и Нижним мирами. Это, как правило, младший брат героя, старуха-скотница Симэхсин-Эмээхсин и др. Яркими мелодиями наделены зооморфные персонажи: конь богатыря, являющийся его верным другом и советником ; стерхи белые журавли , через которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка, сопровождающая богатыря в младенчестве и оберегающая его от злых сил. В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар , и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Отражая верования якутов, олонхо являются свидетельствами образа жизни народа, борющегося за выживание в эпоху политической нестабильности в сложных климатических и географических условиях. Известные сказители Олонхо [ править править код ] В начале 20-го века в каждом якутском селении насчитывалось по несколько олонхосутов. Профессиональные олонхосуты обычно были бедными людьми. Они тратили очень много времени на заучивание текста, на прослушивание других олонхосутов, длительные тренировки в пении и декламации. Из-за этого им некогда было следить за своим хозяйством, а за исполнение им платили немного, обычно натурой: мясом, маслом, зерном. Известны великие олонхосуты прошлого — «суперзвезды» своего времени, такие как Табаахырап, Чээбий, Говоров, Кынат, Тонг Суорун. Из известных олонхосутов более позднего времени можно упомянуть следующих: Один из основоположников современной якутской литературы и поэзии — Ойунский, Платон Алексеевич — был страстным любителем и популяризатором олонхо. В юности он сам был известным олонхосутом. Именно он записал самый известный якутский олонхо — Ньургун Боотур Стремительный. Зверев, Сергей Афанасьевич — Кыыл Уола , работавший уже в советское время, также был известным олонхосутом. По мотивам олонхо Нюргун Боотур Стремительный создал одноимённую драму. Одним из последних представителей современных олонхосутов является Петр Егорович Решетников из Таттинского улуса. Исследователи Олонхо Ойунский, Платон Алексеевич — якутский советский писатель и общественный деятель. Илларионов, Василий Васильевич — якутский фольклорист, профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Республики Саха Якутия.

К н Дь h г й , богини, которые способствуют рождению людей и размножению домашних животных — Иэйиэхсит и Айыысыт якут. Айыыhыт и др. Исполнение олонхо Олонхо было принято исполнять в течение нескольких суток. Естественно, тексты сказители знали наизусть. Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, так как развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением. Монологи героев олонхо содержат информацию из прошлого, которая проясняет ту или иную ситуацию, волшебный совет или предсказания божеств-покровителей, эмоциональное состояние героев, дающее толчок к дальнейшему развитию сюжета и т. Обычно в олонхо выделяются несколько разных мелодий, характеризующих различные группы персонажей. Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абаасы. Самостоятельную музыкальную характеристику имеют так называемые герои-трикстеры, являющиеся медиаторами между Средним и Нижним мирами. Это, как правило, младший брат героя, старуха-скотница Симэхсин-Эмээхсин и др. Яркими мелодиями наделены зооморфные персонажи: конь богатыря, являющийся его верным другом и советником; стерхи белые журавли , через которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка, сопровождающая богатыря в младенчестве и оберегающая его от злых сил. В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Отражая верования якутов, олонхо являются свидетельствами образа жизни народа, борющегося за выживание в эпоху политической нестабильности в сложных климатических и географических условиях. Известные сказители Олонхо Один из основоположников современной якутской литературы и поэзии Ойунский, Платон Алексеевич был страстным любителем и популяризатором олонхо. В юности он сам был известным олонхосутом. Именно он записал самый известный якутский олонхо - Нюргун Боотур Стремительный. Зверев, Сергей Афанасьевич - Кыыл Уола работавший уже в советское время также был известным олонхосутом. По мотивам олонхо Нюргун Боотур Стремительный создал одноименную драму. Одним из последних представителей современных олонхосутов является Петр Егорович Решетников из Таттинского улуса Исследователи Олонхо Ойунский, Платон Алексеевич — якутский советский писатель и общественный деятель. Илларионов, Василий Васильевич — якутский фольклорист, профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Республики Саха Якутия. Материалы этих исследователей можно поискать и изучить, если вы серьёзно занимаетесь изучением культуры малых народов, в частности якутов. Олонхо было принято исполнять в течение нескольких суток. Естественно тексты сказители знали наизусть. При этом речевая часть изобилует, так как развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением. В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар, и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Олонхо — это корпус древних эпических сказаний якутского фольклора и одновременно традиция его воспроизведения. Самые длинные песни олонхо, по преданию, сказители-олонхосуты исполняли без перерыва семь дней и семь ночей! Для якутов олонхо всегда было не только развлечением, но и способом познания мира. Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жили в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили. И жили ли они в более отдаленные времена еще где-нибудь в другом месте? Вполне возможно, что далекие предки якутов жили или распространяли свой ареал и намного западнее Прибайкалья. Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Происхождение якутов от курыканов доказывает в ряде работ академик А. Окладников см.

Главный герой — это богатырь или богатырка из племени божеств Айыы или людей, айыы-аймага. Как правило, главный герой с самого рождения наделён множеством необыкновенных качеств силой, умом, красотой. Основная его цель — выполнение предназначенного судьбой: борьба за создание семьи , защита интересов рода, племени или всех людей. Противоборствующей силой в олонхо является богатырь из племени Абасы, тёмных созданий, враждебных людям. Остальные персонажи группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов их семей и племен. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи: верховное божество Юрюнг Айыы Тойон якут. Айыыhыт и др. А среди них особое значение имеют второстепенные айыы, духи-покровители главного героя. Они активно вмешиваются в его судьбу, помогают ему выйти из безвыходных ситуаций или одолеть врага, превосходящего по силе. Помощь главному герою могут оказывать также иччи, духи предметов, и говорящие животные или старец-мудрец «Сэркээн Сэсэн» якут. Исполнение[ править править код ] Исполнение олонхо основано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, так как развитие сюжета передается речитативом , а прямая речь персонажей — пением. Монологи героев олонхо содержат информацию из прошлого , которая проясняет ту или иную ситуацию, волшебный совет или предсказания божеств-покровителей, эмоциональное состояние героев, дающее толчок к дальнейшему развитию сюжета и т. Обычно в олонхо выделяются несколько разных мелодий, характеризующих различные группы персонажей. Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абасы. Самостоятельную музыкальную характеристику имеют так называемые герои- трикстеры , являющиеся медиаторами между Средним и Нижним мирами. Это, как правило, младший брат героя, старуха-скотница Симэхсин-Эмээхсин и др. Яркими мелодиями наделены зооморфные персонажи: конь богатыря, являющийся его верным другом и советником ; стерхи белые журавли , через которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка, сопровождающая богатыря в младенчестве и оберегающая его от злых сил. В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар , и поэтому существовали многочисленные версии олонхо.

Разговор о древнейшем эпосе саха. «Олонхо «Ньургун Боотур стремительный» вовсе не оригинал»

серия героических эпосов сказок якутов и одного из древнейших эпических искусств тюркских народов. 10-15, а иногда и более тыс. стихотворных строк, перемежаемых ритмич. прозой и прозаич. вставками. Олонхо суолтата анардас тыл уус-уран айымнньыта буоларынан эрэ буппэт. Кини саха норуотун историятын, философиятын, итэ5элин, тереебут айыл5атын уерэтэргэ суолтата эмиэ улахан.

Самое популярное

  • День Олонхо в Республике Саха (Якутия)
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • якутский народный героический эпос «олонхо» | Презентация: | Образовательная социальная сеть
  • Олонхо, Якутск

Исполнение и презентация

  • Олонхо - спецпроект телеканала Якутия 24
  • Земля Олонхо. - начальные классы, презентации
  • Театр Олонхо
  • Олонхо - спецпроект телеканала Якутия 24
  • Песни, демоны, олонхо. Особенности якутского театра - ТАСС

Якутский национальный героический эпос - ОЛОНХО

В былые времена Олонхо для якутян было главным видом культурного отдыха. По сути Олонхо — это театр одного человека, олонхосут искусно изображает разные персонажи, поёт и говорит разными голосами своих героев. Когда сказитель приезжал к кому-то погостить, то у них вечерами на представление собирались все близко живущие соседи. Через Олонхо якутяне с детства впитывали в себя всё богатство, красоту, многообразие и яркость красок родного языка. Олонхо в нашей республике живо и сегодня. Ежегодно проводится республиканский Ысыах Олонхо, на котором сказители соревнуются в искусстве исполнения эпоса.

В этом году Ысыах прошёл в Олёкминском районе, в рамках которого по традиции состоялся республиканский конкурс исполнителей Олонхо среди детей, молодёжи и взрослых исполнителей. В течение трёх дней участники исполняли героический эпос.

В настоящем исследовании нами сделана попытка выяснения приблизительного времени появления олонхо на основе междисциплинарного подхода. Целью исследования является определение элементов архаического, древнего и средневековых элементов олонхо и определения приблизительного периода их появления в различных сюжетах олонхо. Методы исследования. Нами проведен обзор доступной литературы по якутскому эпосоведению, популяционной генетике, истории и этногенезу саха. При датировании времени появления олонхо нами использован метод, предложенный П.

Сивцевым Суорун Омоллоном либретто первой якутской оперы «Нюргун Боотур». Произведения П. Ойунского не раз издавались на русском языке [36]. Ойунском имеется большая литература. Назовем некоторые книги: «Очерк истории якутской литературы», М. Доклады к 65-летию со дня рождения». Статьи и воспоминания. Библиографию, кроме упомянутых работ, см. Протодьяконов, Н. В 1970 г. Колесова было издано в Ленинграде в сокращении, комплектом из 9 пластинок всесоюзной фирмой «Мелодия». Пластинки сопровождены на якутском, русском и английском языках статьями И. Ойунского», Г. Кривошапко «Якутская музыка и олонхо» и аннотацией текста пластинок, составленной И. Пуховым, а также вкладными фотопортретами П. Ойунского и Г. Колесова и иллюстрацией художника В. В своей записи П. Ойунский воспроизвел его с максимальной полнотой. Судя по всему, он его записывал очень быстро. Начало работы над ним точно не установлено. Первая песнь всего песней девять [37] была закончена и напечатана в 1930 г. В целом, он писал это олонхо по календарному времени не более двух с половиной лет. В годы работы над олонхо он служил в Якутске , учился в аспирантуре в Москве , вел напряженную общественную, партийную и творческую работу. Поэтому для написания олонхо у него оставалось совсем мало времени. Помогало, видимо, то, что он, будучи олонхосутом, знал олонхо наизусть и быстро записывал то, что давно отложилось в памяти. Все, что говорилось выше о якутских народных олонхо, относится и к олонхо П. Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный». Стих, вообще стиль, традиционные изобразительные средства, архаический язык, всю мифологию и образы Ойунский не изменил, передав в полном объеме так, как поется в народе. Но записанные народные олонхо часто сочетает стих с ритмической прозой — небольшими прозаическими вставками например, в репликах. Ойунский же написал все олонхо полностью стихом. По размерам олонхо П. Ойунского почти в два раза превышает самые крупные из числа записанных в нем свыше 36 000 стихотворных строк. В народе же бытовали олонхо и большего размера. Раньше олонхо определяли не по количеству стихотворных строк, как сейчас, а по длительности исполнения. Причем, за основу измерения объема олонхо принималось исполнение в течение одной ночи [38]. Считалось, что олонхо, исполнявшиеся в течение одной ночи — краткие вернее, надо думать, сокращенные , в течение двух ночей — средние, а в течение трех и более ночей — крупные. Соседи Д. Говорова рассказывают, что олонхо «Неспотыкающийся Мюлдю Сильный» он пел, смотря по обстоятельствам усталость его и слушателей, необходимость работы на завтра и т. А это олонхо, как указывалось, имеет свыше 19 тысяч стихотворных строк. По словам олонхосутов, самые крупные олонхо пелись в течение семи ночей. При желании олонхосуты могли увеличить объем олонхо. Для этого было много способов. Один из них — увеличение объема описаний пейзажей, обстановки юрты, богатырских боев и походов и т. С этой целью олонхосуты добавляли детали, увеличивали и усложняли изобразительные средства например, прибавляли дополнительные сравнения — словом, прибегали к бесконечным нанизываниям «украшательских» приемов. Это требовало от олонхосута не только виртуозного мастерства чем П. Ойунский располагал в избытке , огромной памяти и это у него было , но и колоссальной тренировки, беспрерывной практики в пении олонхо а вот этого как раз взрослому Ойунскому и не хватало. Дело в том, что все эти «украшательские» приемы, различные описания олонхосуты не просто выдумывали за столом в порядке импровизации хотя импровизаторский талант требовался и был присущ якутским олонхосутам , но они в готовом или в почти готовом виде во множестве витали «в воздухе олонхо». И опытный, натренированный мастер в процессе пения и декламации вставлял их в свой текст, «приклеивал» их так, что они органически входили в олонхо как давно напетое целое. Были совершенно изумительные мастера подобных «импровизированных» бесконечных описаний. Этим славился, например, борогонский олонхосут из Бярть-Усовского наслега Иван Охлопков, по прозвищу «Чочойбох» [39]. Есть рассказ о том, как однажды он пел олонхо в Якутске у местных богачей. Он так затянул вступительное описание, что не закончил его даже к полуночи, доведя его только до описания «кёхё» вешалок в юрте. Другими словами, за 5—6 часов И. Охлопков продекламировал только около трех четвертей вступительного описания и не спел ни одной песни, не рассказал ни одного сюжета. Другой путь увеличения размера олонхо, практиковавшийся олонхосутами, — это контаминация сюжетов. В основной сюжет вкрапливали дополнительные из других олонхо. Это практиковалось, когда и у олонхосутов, и у слушателей времени было много. Ойунский, по-видимому, шел больше по второму пути, так как описания в его олонхо по объему, в общем, не превышают обычные. Это не значит, что у него мало описаний. Наоборот, у него можно сказать, полный набор всевозможных описаний, но они не так изощрены, не так осложнены, как, скажем, у Д. Говорова или как рассказывают у Ивана Охлопкова. Среди записанных олонхо есть одно, которое можно считать основой олонхо Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный». Это — олонхо, тоже «Нюргун Боотур Стремительный», записанное малограмотным якутом К. Оросиным [40] в 1895 г.

Представьте, шла страшная война, а Иван в какой-то комнатушке райкома все лето записывал текст олонхо с уст олонхосута Никиты. Иван Николаевич очень просил меня найти рукопись и добиться ее публикации. По приезду в Якутск я узнал у профессора Василия Илларионова, что текст олонхо хранится в архиве. С этого момента я стал как бы продюсером издания этого олонхо, оказавшимся единственным, записанным в Верхневилюйском улусе! С помощью Тамары Ивановны Петровой она редактировала олонхо Ынта Никииты было опубликовано на средства фонда, возглавляемого доктором философских наук Виктором Даниловичем Михайловым. В 70-80 годы прошлого века никакого интереса к олонхо не было, кроме как для нескольких представителей якутской интеллигенции. Особенно меня поражает подвиг зарождающейся интеллигенции 20-30-ых годов, гениальных людей — без особого финансирования записать олонхо в рамках «Саха Омук», «Саха кэскилэ», опасаясь, что с расцветом образования оно будет забыто. Рад, что сейчас идет гигантская работа Института гуманитарных исследований. Возможно, это сможет сделать искусственный интеллект, который научится понимать якутские тексты, и тогда мы оттуда что-то сможем извлечь, но это не будет выглядеть, как краткая история коммунистической партии, ВКПБ. Сейчас потихонечку через мультфильмы, сказки, комиксы сюжеты олонхо реализовываются. В таком виде, в каком я читал, например, «Кулун куллустуур», будет непроизводительно для массового читателя. Оживить олонхо через аватары - Ульяна Алексеевна, как приобщиться к Олонхо? Сейчас культура требует визуализации, оживления зримого образа. Через мультфильмы, аватары. Сегодня человек предпочитает смотреть глазами, по крайней мере, до прочтения. Чем сто раз услышать, лучше один раз увидеть, как говорится. Поэтому нужны зрительные образы. Сейчас язык не архаический, как в эпосах, а язык изобразительного искусства, звучащего слова. У большинства уже давно забыты. Художники эпосами не занимаются — не выгодно. Поэтому наш АГИКИ придумал проект: Международный виртуальный фестиваль творчества художников Евразии «Ожившие эпосы народов Великой Степи», чтобы художники создали эпические полотна, чтобы развивались цифровые технологии в области анимации, а также поддерживались добрососедские отношения народов. Я выросла на олонхо, благодаря моей бабушке Анастасии Андреевне Лаптевой, хорошо знавшей якутский фольклор. Помню, бабушка, посадив нас в ряд, учила выделывать заячью кожу, заодно рассказывала сказки, загадывала загадки, пела олонхо, а сама из конского волоса плела рыболовную сеть. Отец имел диплом первого олонхосута Среднеколымска.

Якутский олонхо: Нюргун Боотур Стремительный

Первое академическое издание текста олонхо Константина Оросина «Ньургун Боотур Стремительный» было сделано Георгием Устиновичем Эргисом в 1947 году. 1 неделя Олонхо «Ньургун Боотур – Стремительный» Знакомство с героем олонхо. Чтение отрывка из олонхо в переводе. Чтение отрывка, описание богатыря, показ иллюстраций. Олонхо — это корпус древних эпических сказаний якутского фольклора и одновременно традиция его воспроизведения. Признан памятником нематериального наследия ЮНЕСКО.

Сунтарская эпическая традиция: история собирания олонхо

Статья 'Сунтарская эпическая традиция: история собирания олонхо.' - журнал 'Litera' - Олонхо — общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10 — 15 тысяч стихотворных строк.
Олонхо. Происхождение мира по-якутски Ключевые слова: Олонхо, саха, сюнну, степные империи, сотворение мира, мировое дерево, пантеон божеств, этногенез, популяционная генетика, митохондриальная ДНК, Y-хромосома.

Эпос "Олонхо"

Именно в этот день в 2005 году ЮНЕСКО провозгласило якутский народный эпос шедевром устного и нематериального наследия человечества, сообщает пресс-служба главы и правительства Якутии. Он отметил, что якутский эпос вобрал в себя созидательную и жизнеутверждающую философию народа саха, бережно переданную предками. Это духовное наследие помогало и помогает выстоять в самые трудные времена, сохранить язык, обычаи и традиции», — отметил он.

Олонхо5о анал декорация онорбокко эрэ аьа5ас айыл5а5а ыытарга быьаарыммыппыт. Ус тус-туспа кестуулээх анал айыл5алаах сирдэри булан, белехтерунэн уллэстэн ыраастаан сэргэхситэн кэбиспиппит. Ус сиринэн кэрийэ-хаамса сылдьан керееччулэргэ о5олор олус учугэйдик кердербуттэрэ кун бугунугэр диэри ахтыллар. Бу туруоруу биир уратыта-о5олор ба5аларын учуоттаан, урукку еттугэр сурун оруолу олох да толоро илик о5олор сурун оруоллары ба5аран туран ылынан, улахан эппиэтинэскэ тиксиини чиэстээхтик, эрэллээхтик туораабыттара буолар. Атын ханнык ба5арар о5о тэрилтэтигэр баар олонхону хартыынанан кэпсээьин ньыматын эмиэ туьанабыт. Бу семинар олонхону билиьиннэриигэ биир суолталаах ситиьиибит буолар. Биьиги коллективпыт иьинэн «Кубэй» фольклорнай ансамбль тэриммиппит 30 сыла.

Ансамбль улууска, республика5а ыытыллар угус уеруугэ, бэлиэтээьиннэ мэлдьи кыттар. Ол курдук Таатта5а ыытыллыбыт олонхо оонньууларын культурнай программатын кыттыылаа5а. Онно фольклорнай концерга «Дьулуруйар Ньургун Боотур» олонхоттон Айыы Умсуур уда5ан ырыатын хомуска до5уьуоллаан толоруубутун Германияттан кэлэ сылдьар ыалдьыттар кытта кэрэхсээн истибиттэрэ. Олонхону билиьиннэрэн быьааран кэпсииргэ биир улахан кеменен буолар «Олонхо дойдута» диэн вывескалаах музей хос. Манна Таатта-олонхо дойдута буоларын кердерер сорох экспонаттара: Г,Колесов толорбут 9-с пластинкатын комплега, «Дьулуруйар Ньургун Боотур» олонхо нууччалыы тахсыбыт кинигэтэ; П,А,Ойуунускай портрета, кини туьунан араас кинигэлэр, буклеттар, халандаардар. Манна киирбит о5олор олонхобут чахчы суду баайбыт буолан, кичэллээхтик харыстанан турарын кэрэ сылдьан, билбиттэрин-кербуттэрин тереппуттэригэр,кэрэ кэлбит до5отторугар,убайдарыгар бэйэлэрэ олус киэн туттан кэпсии,санара,кердере улааталларыгар олонхо баайын туьаныы биир уратыта буолар.

Ойунского и Г. Колесова и иллюстрацией художника В. В своей записи П.

Ойунский воспроизвел его с максимальной полнотой. Судя по всему, он его записывал очень быстро. Начало работы над ним точно не установлено. Первая песнь всего песней девять [37] была закончена и напечатана в 1930 г. В целом, он писал это олонхо по календарному времени не более двух с половиной лет. В годы работы над олонхо он служил в Якутске , учился в аспирантуре в Москве , вел напряженную общественную, партийную и творческую работу. Поэтому для написания олонхо у него оставалось совсем мало времени. Помогало, видимо, то, что он, будучи олонхосутом, знал олонхо наизусть и быстро записывал то, что давно отложилось в памяти. Все, что говорилось выше о якутских народных олонхо, относится и к олонхо П.

Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный». Стих, вообще стиль, традиционные изобразительные средства, архаический язык, всю мифологию и образы Ойунский не изменил, передав в полном объеме так, как поется в народе. Но записанные народные олонхо часто сочетает стих с ритмической прозой — небольшими прозаическими вставками например, в репликах. Ойунский же написал все олонхо полностью стихом. По размерам олонхо П. Ойунского почти в два раза превышает самые крупные из числа записанных в нем свыше 36 000 стихотворных строк. В народе же бытовали олонхо и большего размера. Раньше олонхо определяли не по количеству стихотворных строк, как сейчас, а по длительности исполнения. Причем, за основу измерения объема олонхо принималось исполнение в течение одной ночи [38].

Считалось, что олонхо, исполнявшиеся в течение одной ночи — краткие вернее, надо думать, сокращенные , в течение двух ночей — средние, а в течение трех и более ночей — крупные. Соседи Д. Говорова рассказывают, что олонхо «Неспотыкающийся Мюлдю Сильный» он пел, смотря по обстоятельствам усталость его и слушателей, необходимость работы на завтра и т. А это олонхо, как указывалось, имеет свыше 19 тысяч стихотворных строк. По словам олонхосутов, самые крупные олонхо пелись в течение семи ночей. При желании олонхосуты могли увеличить объем олонхо. Для этого было много способов. Один из них — увеличение объема описаний пейзажей, обстановки юрты, богатырских боев и походов и т. С этой целью олонхосуты добавляли детали, увеличивали и усложняли изобразительные средства например, прибавляли дополнительные сравнения — словом, прибегали к бесконечным нанизываниям «украшательских» приемов.

Это требовало от олонхосута не только виртуозного мастерства чем П. Ойунский располагал в избытке , огромной памяти и это у него было , но и колоссальной тренировки, беспрерывной практики в пении олонхо а вот этого как раз взрослому Ойунскому и не хватало. Дело в том, что все эти «украшательские» приемы, различные описания олонхосуты не просто выдумывали за столом в порядке импровизации хотя импровизаторский талант требовался и был присущ якутским олонхосутам , но они в готовом или в почти готовом виде во множестве витали «в воздухе олонхо». И опытный, натренированный мастер в процессе пения и декламации вставлял их в свой текст, «приклеивал» их так, что они органически входили в олонхо как давно напетое целое. Были совершенно изумительные мастера подобных «импровизированных» бесконечных описаний. Этим славился, например, борогонский олонхосут из Бярть-Усовского наслега Иван Охлопков, по прозвищу «Чочойбох» [39]. Есть рассказ о том, как однажды он пел олонхо в Якутске у местных богачей. Он так затянул вступительное описание, что не закончил его даже к полуночи, доведя его только до описания «кёхё» вешалок в юрте. Другими словами, за 5—6 часов И.

Охлопков продекламировал только около трех четвертей вступительного описания и не спел ни одной песни, не рассказал ни одного сюжета. Другой путь увеличения размера олонхо, практиковавшийся олонхосутами, — это контаминация сюжетов. В основной сюжет вкрапливали дополнительные из других олонхо. Это практиковалось, когда и у олонхосутов, и у слушателей времени было много. Ойунский, по-видимому, шел больше по второму пути, так как описания в его олонхо по объему, в общем, не превышают обычные. Это не значит, что у него мало описаний. Наоборот, у него можно сказать, полный набор всевозможных описаний, но они не так изощрены, не так осложнены, как, скажем, у Д. Говорова или как рассказывают у Ивана Охлопкова. Среди записанных олонхо есть одно, которое можно считать основой олонхо Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный».

Это — олонхо, тоже «Нюргун Боотур Стремительный», записанное малограмотным якутом К. Оросиным [40] в 1895 г. Пекарского — впоследствии знаменитого ученого. Пекарский провел над рукописью К. Оросина большую текстологическую работу и поместил в своих «Образцах» [41]. Интересно, что все остальные записанные олонхо под тем же названием «Нюргун Боотур» не имеют никакого отношения к сюжету олонхо К. Оросина и П. В советское время известный фольклорист Г. Эргис выпустил это олонхо отдельным изданием, разбив текст на стихи но не затронув основы текстологической работы Э.

Пекарского и снабдив параллельным переводом на русский язык и научным аппаратом [42]. Прежде всего, интересно свидетельство Э. Пекарского, что это олонхо К. Оросин усвоил от одного олонхосута из Жулейского наслега [43] родного наслега П. Это значит, что варианты Оросина и Ойунского имеют один источник. Сличение текста олонхо показывает, что это действительно варианты одного и того же олонхо. Я здесь не затрагиваю все сходства и различия этих двух олонхо, остановлюсь лишь на главном. Спуск с неба на землю Нюргун Боотура для защиты людей, борьба Нюргун Боотура и его брата Юрюнг Уолана с чудовищем Уот Усутаакы, спасение богатырей, плененных и заточенных в подземном мире и много других моментов, а также связанные с ними описания и песни богатырей в основном идентичны.

Вкушающий из Чаши — Чорона узнаёт себя самого и всё Мироздание, весь Универсум, Природу изнутри себя самого. Попробуйте читать Олонхо именно как вкушение из небесного Чорона и вы увидите какая благодать наполнит ваше сердце! Тайна небесного Чорона в том, что в нём запечатлены все существа и человеки, божества и духи. Вкушающий из Чорона от капли к капле принятого сакрального напитка кумыса, вознесённого шаманом к Божествам, благословенного Божествами обретает полноту и становится абсолютно счастливым. В таком человеке обитает полнота благодати. Так же Чорон несёт квинтэссенцию составов священного древа Аар Луун. В нём сгусток силы, солнечный жёлтый сок, жёлтый небесный сок, солнечная благодать Матери Иэйэхсит Аан Алахчын , влага дарящая силу и жизнь.

Нюргун Боотур Стремительный: краткое содержание, описание и аннотация

  • Песни, демоны, олонхо. Особенности якутского театра - ТАСС
  • Популярные статьи
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • «Якутский героический эпос Олонхо — для русскоязычной группы в условиях детского сада»
  • Эпос Олонхо
  • День Олонхо 25 ноября 2023 года! Вспоминая первую постановку спектакля олонхо за рубежом…

Героический эпос олонхо

ЯКУТСКИЙ НАРОДНЫЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС «ОЛОНХО». Библиотекарь КШИ им. а Кылычбаева Э.К, Олонхо (якут. Олоҥхо) — древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Коммуникативная функция песен различных персонажей в олонхо комментирует суть песенного выражения ритуальных текстов в ТО. Эпос Олонхо состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объём их различен — 10—15, а иногда и более тысяч стихотворных строк. При этом герои олонхо — не реальные исторические деятели, а древние боги и герои, наделенные волшебными способностями и даже видом не похожие на обычных людей. Цель: Узнать о значении "Олонхо" в нашем обществеЗадачи: Ознакомить с древним Якутским Эпосом "Олонхо";Ознакомить с миропониманием Якутского Народа;Рассмотреть персонажи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий