Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров были освобождены а регулируемые

Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые — повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость. 90% розничных и 80% оптовых цен были освобождены от госрегулирования и выросли на сотни процентов. Контроль за ценами ряда социально значимых товаров (хлеб, молоко, спички, соль, сахар) был оставлен государству.] Со 2 января отпущены цены на товары и услуги. Со 2 января 1992 года цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, моло-ка, спиртного, а также коммунальных услуг, транс-порта и энергоносителей) были освобождены, а ре-гулируемые — повышены.

Всеобщая декларация прав человека

Суть предложений приверженцев радикально-либеральных взглядов заключалась в форсированном переходе от прежней экономической системы к рыночной экономике, путем "прыжка". Такая экономическая политика получила название "шоковая терапия". Вскоре было сформировано новое правительство во главе с самим президентом. Ключевой фигурой в нем стал экономист Е. С его именем и связаны реформы, начало которым положила либерализация цен, ставшая реальностью 2 января 1992 года. Предусматривалось,что нерегулируемая "свобода цен" позволит ликвидировать товарный дефицит и создаст реальную конкуренцию для товаропроизводителей. Наряду с либерализацией цен проводилась и либерализация торговли, эта сфера переставала быть государственной и переходила в руки коммерческих организаций и частных лиц. Все эти меры должны были не только придать новый импульс развитию экономики, нои способствовать изменению сознания людей: в создавшихся условиях требовалось не ждать материальных благ от государства, а проявлять хозяйственную инициативу, зарабатывать деньги.

Следующим этапом экономических преобразований в России стала приватизация. В ходе этого процесса, начавшегося во второй половине 1992 года, все граждане страны получили приватизационные чеки — ваучеры, которые давали право на определенную часть государственного имущества в сумме 10 тысяч рублей в ценах на конец 1991 года. Ваучеры не были именными, их можно было вкладывать в инвестиционные фонды они имели возможность приобретать на ваучеры акции предприятий , продавать и покупать. Лица и группы лиц, скупившие или сосредоточившие другими путями в своих руках большое количество ваучеров, могли стать собственниками крупных государственных предприятий , приобретавшихся ими по заниженной стоимости. С окончанием начального этапа приватизации на основе ваучеров наступил второй ее этап, когда предприятия или пакеты акций приобретались уже не на ваучеры, а за деньги. Провозглашенная правительством задача создать широкий социальный слой собственников « средний класс » не была осуществленная, но в результате приватизации появились крупные собственники владельцы дающих прибыль предприятий, финансисты, обогатившиеся в результате операций с ценными бумагами. Довольно значительный слой частных предпринимателей возник в сфере торговли.

Реальной собственностью большого количества граждан стали квартиры, перешедшие в их руки в процессе приватизации. Общий выигрыш от реформ заключался в насыщении рынка товарами, преимущественно импортными. В то же время платежеспособный спрос населения существенно снизился ввиду бурного роста цен, инфляции и сокращения денежных средств в частности, в связи с обесцениванием вкладов в сберегательном банке. Российская экономика шагнула с места плановой экономики в карьер рыночной. Гайдаровская «шоковая терапия» пришлась по душе и желудку не всем. На краю пропасти Многие экономисты либерального толка оправдывают применение гайдаровской «шоковой терапии» тем, что России грозил голод. Запасов мяса и рыбы в розничной торговле к концу 1991 г.

Иссякли валютные резервы страны, зерно покупалось за счёт внешних займов. Аганбегян считает: «Никто никогда ни до, ни после России не переходил к рынку в подобных условиях ». В книге «Смуты и институты» Гайдар признал: «Решение было одним из самых рискованных в мировой истории». По словам Михаила Полторанина, бывшего соратника Бориса Ельцина, концепции «мягких» реформ предлагали многие российские экономисты , и они были реализуемы, но глава России принял более радикальную концепцию, полагая, что постепенные реформы грозят возвратом коммунистов, а удержать власть помогут только резкие меры. Народ выжил, несмотря ни на что Григорий Явлинский с августа 1991 г. Симоняна: «Обойтись без голода удалось не благодаря Гайдару, Чубайсу и Коху, а потому, что русский народ способен приспосабливаться». Петраков заявляет: «Именно при Гайдаре как раз и появились голодные люди».

Нам - ножки Буша, американцам - нефть и алмазы «Ножки Буша» - куриные окорочка стали символом «помощи» западных «партнёров». В 1992 году в Россию, как из «рога изобилия» хлынули тысячи тонн товаров сомнительного качества. Российская же пищевая промышленность была не способна конкурировать с подобным «импортом» по цене. Академик РАН О. Богомолов пишет: «... Ответ - либо за счёт огромных заимствований на Западе, либо в результате проедания несметных природных и других богатств, доставшихся реформаторам в наследство от предшествующего режима. И то, и другое имело место, и именно за счет этого удалось выжить».

Вещевые рынки вместо спорта 2 января 1992 года были «отпущены» цены, а 29 января опубликован указ «О свободе торговли»: предприятиям и гражданам предоставлялось право вести торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Началась эпоха вещевых рынков, которые покрыли всю страну. Сейчас мало кто помнит, что еще лет 15 назад почти все стадионы страны, включая московские «Лужники» и «Динамо», были отданы под стихийную торговлю. Никаких «механизмов рыночной конкуренции » не возникло, контроль над всеми рыночными структурами захватили организованные преступные группировки. Приватизация Вскоре вышел указ о приватизации государственных предприятий, метко прозванной в народе «прихватизацией». Российские предприятия остались без оборотных средств , что привело к острейшему кризису взаимных неплатежей. Стремительно росли долги по зарплатам, возникла угроза остановки жизнеобеспечивающих производств: водоснабжения, электроэнергетики, транспорта и т.

Коррупция достигла апогея: чиновничьи откаты и взятки, воровство казённых сумм исчислялись миллиардами. Сам Егор Гайдар писал: «Размах номенклатурного разворовывания в 1990-1991 гг. Это привело к деградации и распаду научных коллективов, из которых уходили молодые перспективные кадры». Шулунов считает это как минимум «крупнейшей ошибкой», а то и диверсией и предательством. Фадеев: «По ВПК первый удар был нанесён в 1992 г. Анализируя итоги деструктивных реформ Гайдара, академик Р. Симонян сегодня приходит к выводу: правительство Гайдара «простимулировало создание коррумпированного государства».

А утверждение о том, что Гайдар «спас страну» - миф, создаваемым его друзьями. Основой для применения «шоковой терапии» стало решение о роспуске Советского Союза. Перемена геополитического характера наслоилась на тотальную ломку экономического строя, ввергнув страну в небывалый кризис. Сколько длилась «шоковая терапия»? Годы ее "правления" - с 1992 по 1998. Весь период применения ее приверженцы прилагали значительные усилия для утверждения в обществе мысли о правильности и необходимости ее использования. Переход к «шоковой терапии» Состояние российской экономики, когда руководство страны решило перейти к реализации утвержденных планов, было непростым.

Усложнение положения во многом было связано с действиями радикал-демократов, которые пришли к власти. Они способствовали провокации сепаратистских действий, осуществляли подрыв экономических функций союзного центра, поощряли проведение забастовок. Команда президента Б. Ельцина и его соратника Г. Бурбулиса начала поиск радикальных идей и людей, способных разрушить политический и социально-экономический строй Советского Союза.

По данным, которые приводит известный экономист Евгений Ясин в своей книге «Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ», в стране наблюдалось сокращение потребления населением продуктов питания практически по всем основным их видам. Если товарные запасы в розничной торговле на конец года в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991 году — до 39 дней. Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар — 1 кг на человека в месяц, мясопродукты — 0,5 кг с костями , масло животное — 0,2 кг.

Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада. При потребности в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 млн тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн тонн. Ситуация осложнялась тем, что были практически исчерпаны и валютные резервы. В конце ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе. Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года. Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей были освобождены, а регулируемые — повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость. Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф.

Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли. В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле. Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция. В конце февраля была оглашена новая программа правительства; в Международный валютный фонд был направлен официальный меморандум об экономической стратегии российского руководства, предусматривавший жесткие меры по ограничению бюджетного дефицита и освобождению цен на энергоносители. В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы. Читайте также: Высокая температура тела от стресса После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета — начале осени 1992 года. Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы. После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку. Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно.

В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета — начале осени 1992 года. Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку. Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни. Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка, но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис. Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления. Про бизнес: Что такое «зеленые» облигации РБК Тренды В какой срок нужно продать валюту Конвертировать в рубли нужно не только ту выручку, которая поступила после выхода указа, но и перечисленную с 1 января 2022 года.

Поэтому есть два срока: Валюту, которую получили позже 28 февраля, нужно конвертировать в рубли в течение трёх рабочих дней; Для валюты, поступившей с 1 января по 28 февраля крайний срок продажи — 3 марта. Условия довольно жесткие, поэтому бизнес-омбудсмен и представители некоторых компаний выступают за продление сроков. Исторический пример Самый ярко выраженный исторический пример либерализации цен произошел в России, многие стали его свидетелями. Идея либерализации зародилась во времена перестройки страны, в то время, в результате неправильной финансово-кредитной политики сложилась катастрофическая ситуация. Денежная масса превышала товарное предложение более чем в четыре раза. Со временем, товарный дефицит стал приобретать черты голода, старшее поколение прекрасно помнит карточки, которые выдавались на наиболее значимые товары. Кроме этого, правительство не могло покрыть дефицит на импорт ввозимый в страну, для этого государством был продан золотовалютный запас на сумму более 3 млрд долларов.

Для многих стал очевиден тот факт, что переход страны к рыночным механизмам — это неизбежность. Регуляцию цен и выпуск продукции должен контролировать рынок, то есть спрос и предложение. Роль государства в этом процессе должна была сводиться к программам, направленным на минимизацию потерь во время реформы. Как определить сумму продажи Определить сумму конвертации для новых поставок несложно. А вот сумму старых нужно вычислить, если часть валюты уже продана, а часть пока лежит на счёте. Определите, сколько ещё валюты нужно продать, чтобы выполнить требование. Игорь работает с иностранной биржей как фрилансер.

Сейчас форма находится на согласовании, её утвердят в ближайшее время. А пока можно обратиться в поддержку вашего банка, чтобы уточнить, как правильно оформить продажу. Учитывайте положительную курсовую разницу в УСН, если продали валюту по курсу выше курса ЦБ на момент продажи. Это правило не зависит от того, попал ли ваш банк под санкции, и касается не только экспортеров. Конвертировать валюту должны и те предприниматели, которые оказывают услуги, выполняют работы, передают информацию или продают интеллектуальную собственность. Исключений нет даже для фрилансеров, которые не работают с контрагентами напрямую, а сотрудничают с иностранной биржей. Тогда регулятор объяснил, что это «выравнивает конкурентные условия между банками и брокерами, потому что банки имеют возможность использовать спред между курсом покупки и продажи валюты».

Нехватка долларовой ликвидности в финансовой системе возникла после того, как были объявлены новые санкции против России, последовавшие за началом спецоперации на Украине, — у ряда коммерческих банков отключена система SWIFT, а у Банка России заморожены внешние активы.

Мы, с нашей стороны, согласимся... Запишите термин, о котором идет речь. Вывоз или вывод людей, учреждений, имущества из опасных местностей во время военных действий, стихийных бедствий. Прочтите отрывок из особого нормативного правового акта и напишите его название. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Присвоение властных полномочий или захват власти недопустимы. Ответственность за присвоение властных полномочий или захват власти устанавливается законом». Прочтите отрывок из воспоминаний Е.

Экономические реформы в эпоху «перестройки» и распада СССР

В результате к моменту попадания продукции в магазин цифра на квадратной бумажке могла увеличиться в десятки раз. Важно понимать и то, что на момент либерализации, несмотря на активно развивавшееся с 1987 года частное предпринимательство, большая часть торговли по-прежнему оставалась государственной. Директора магазинов, как и их поставщики, не умели заключать договора, не знали, что такое конкуренция, и не имели понятия о принципах рыночного ценообразования или об оптимизации расходов и логистических цепочек, а потому рисовали цифры на ценниках с потолка. Обо всем этом корреспонденту Толстову прямо заявила директорша кооперативного магазина «Антей», арендовавшего площади у известного всей Москве магазина «Свет» рядом с Белорусским вокзалом: «Производители товаров сегодня полные хозяева положения. После того как магазин откроется, закончив переучет, детская коляска, например, будет стоить здесь около 700 рублей. Эта цена, продиктованная поставщиками из Киева и Москвы, повергла директора магазина в шок». Ну а дальше началась гонка зарплат за ценами, в которой последние вечно лидировали, заодно раскручивая белкино колесо инфляции. И вот уже деньги, а не товары начали становиться дефицитом. Начались первые кризисы неплатежей — зарплату стали задерживать сперва на недели, потом на месяцы, а в отдельных особо тяжелых случаях и на годы.

Появившийся новый богатый класс аккумулировал на своих счетах гигантские суммы, которые затем обменивались на доллары и исчезали в офшорах, а значит, умирали для экономики. Возможно, некоторые из них и хотели бы вложиться в какое-нибудь производство, но развал общесоюзного рынка разорвал все ранее существовавшие цепочки поставок, а товары стало некому продавать. Проще было продать сам завод на металл и вывести деньги. Гиперинфляция, вечно пустой бюджет, варварская приватизация, разделение общества на сверхбогатых и нищих без «стабилизирующей» прослойки среднего класса между ними, попытки населения урвать себе кусок жизни участием в сомнительных финансовых пирамидах и государственная пирамида ГКО, окончившаяся дефолтом, — вот лишь неполный перечень бед, началом которых стало 2 января 1992 года. А потому даже сегодня, 30 лет спустя, многие задаются вопросом: неужели гайдаровский вариант решения проблемы дефицита был единственно возможным? Начинать надо было с другого конца — с рассасывания денежного навеса. Доступных мер для этого было множество, от госзаймов на привлекательных условиях и малой приватизации до создания товарных резервов для интервенций на рынке в случае скачка цен, в том числе за счет импорта и товарных кредитов западных стран. Но ничего из этого сделано не было вообще».

В массовом сознании доктрина, которой придерживался Гайдар, чаще всего ассоциируется с неолиберализмом — учением, сформулированным в работах Фридриха фон Хайека и основоположника «чикагской школы» Милтона Фридмана. В 1990-е эта ассоциация была столь сильна, что отечественных младореформаторов называли в СМИ не иначе как «чикагскими мальчиками» по аналогии с командой учеников Фридмана, занимавшейся перестройкой экономики Чили во времена диктатуры Пиночета. Однако краеугольным камнем неолиберальной теории является монетаризм — теория о достаточности денежной массы в обращении как о ключевом факторе развития. И все, что делал Гайдар, в реальности противоречило этой теории. Структура экономики России была сильно деформирована уклоном в оборонку и в производство средств производства и плохо отвечала потребностям потребителей. А случаев перехода от плановой к рыночной экономике в условиях жесткой деформации самой экономической структуры монетаризм не описывает. Очевидно, что в 1992 году Гайдар был не в состоянии провести жесткую бюджетную политику — бюджет и его огромный дефицит сам стал одним из источников инфляции. У Гайдара попросту не было нужных полномочий, Ельцин ему никогда не доверял, да и множество компромиссов казались ему самому полезными и нужными… А раз денежную политику ужесточить не удалось — возник жесточайший кризис неплатежей, дефицит наличных денег и так далее.

Все оказалось гораздо сложнее, чем представлялось заранее». Гиперинфляция уничтожила сбережения, а отсутствие сбережений — это отсутствие инвестиций. Отсутствие инвестиций, отсутствие структурной политики, открытие внешнему рынку и резкое сжатие госзаказа в совокупности привели к разрушению технологического потенциала целых отраслей. Вместо использования военных наработок для выпуска гражданской продукции, на что возлагалось много надежд, эти производства попросту остановились. Правительство упорно не понимало, что цены за ночь поменять можно, а технологическую структуру экономики, сформированную под прежние цены — нет. Альтернативой мог бы стать постепенный переход на мировые цены и рыночные отношения, который дал бы предприятиям время адаптироваться.

Ельцина как политика не могло не смущать то, что Скоков пользовался авторитетом в среде старых хозяйственных и политических управленцев, но главное, имел тесные связи с группами интересов, которые оказались ущемленными в результате «рыночного штурма» 1992 г. Фигура В.

Черномырдина выглядела более предпочтительно. Он также был прочно связан с прежней экономической элитой, но в то же время сумел перевести газовую отрасль страны на рыночные рельсы и вполне оценил полученные от этого выгоды. Назначение премьером Черномырдина позволяло президенту снять еще один упрек оппозиции: она обвиняла «молодых реформаторов» в том, что они не знают реальной экономики, промышленности. Сказалось и понимание зависимости от топливно-энергетического комплекса общего экономического состояния страны, и то, что эта ситуация изменится не скоро. Черномырдин как представитель слоя «директоров-предпринимателей» был более других способен выступить в качестве центра консолидации центристских сил, заинтересованных в стабилизации, что и подтвердило съездовское голосование: за Черномырдина проголосовал 721 депутат, против — всего 172. Полная, по сути, политико-правовая зависимость главы кабинета от президента предопределяла его лояльность по отношению к «высшему должностному лицу» государства он, а не премьер подбирал и назначал министров, несопоставимыми выглядели их полномочия в нормотворческой сфере. В то же время были все основания предполагать, что в центре внимания премьера-газовика окажутся, прежде всего, проблемы выживания и развития близких ему отраслей газовая, нефтяная, энергетика. Но в правительстве на ключевых должностях остались и активные либералы-рыночники «гайдаровского призыва»: пост вице-премьера и министра финансов занимал Б.

Федоров, вице-премьером, ответственным за приватизацию, по-прежнему был А. Чубайс, вице-премьером остался и А. Такой персональный состав высших исполнительных структур отразил одну из характерных черт новой России — сращивание власти, администрации и бизнеса. Эта модель воспроизводилась и на более низких уровнях управления. Статистические показатели итогов 1992 г. Прямые потери населения по вкладам составили около 500 млрд руб. По производству национального дохода страна оказалась отброшена к уровню 1976 г. Вопреки прогнозам в трудной ситуации оказались не только отсталые производства, но и технически современные предприятия.

Практически прекратились инвестиции. Без финансовой поддержки государства угрожающе ухудшалось положение в сельском хозяйстве. Тяжелый удар был нанесен интеллектуальному потенциалу общества, что в перспективе обрекало на упадок и промышленность, и сельское хозяйство, и общество в целом. Сокращение ассигнований на науку, высшую школу спровоцировало массовый исход из исследовательских учреждений в коммерцию, началась «утечка мозгов» за рубеж, резко сократился приток в науку молодежи. На «голодный паек» были переведены и другие бюджетники: средняя школа, здравоохранение, система социального обеспечения, учреждения культуры. Для государства все эти сферы надолго выпали из числа приоритетных. После профицита в апреле и мае 1992 г. В декабре 1991 г.

В то же время в оценке экономических преобразований 1992 г. Лица, выигравшие от перемен, вслед за реформаторами давали им сугубо позитивные оценки. В заслугу правительству ставили то, что в отличие от своих предшественников оно от разговоров перешло к делу и наконец-то «двинуло» экономику в сторону рынка. Говорили, что реформы в России, хотя и получились болезненными, пошли по единственно возможному в тех условиях пути. Достижением считалось начало массовой приватизации, призванной создать рыночную конкурентную среду. К числу наиболее важных с точки зрения перспективы называлось изменение сознания населения: лишенные традиционной государственной поддержки, люди были вынуждены все больше полагаться на собственные силы. А это должно было раскрепостить созидательный, предпринимательский потенциал тех, кто был более готов утверждать новые формы общественного устройства. Лица, проигравшие от перемен, оценивали произошедшее совершенно иначе.

Указывали на непомерно высокую социальную цену, которую платит население за переход к рынку. Ставился под сомнение профессионализм команды «реформаторов»: ими были допущены существенные просчеты при прогнозировании роста цен и динамики инфляции, пренебрежение к реальной экономике, «жесткое» если не жестокое отношение к бюджетным отраслям и социальной сфере. Недовольство вызывала и криминализация общественной, прежде всего экономической жизни: коррупция чиновничества и рост имущественных преступлений с применением физического насилия. Упомянутые группы пользовались различными критериями при оценке изменений, произошедших в 1992 г. Сторонники первой группы полагали, что было сделано все возможное в тех конкретных исторических условиях. Хозяйственная разруха, принципиальная недееспособность прежней системы управления, отсутствие навыков рыночного поведения привели, согласно этой позиции, к большим «издержкам» при выходе из социализма. Сопротивление «консервативных» сил, «родимые пятна социализма» предопределили болезненное восприятие необходимых мер, которые не были осуществлены полностью, что и затянуло процесс в целом. Основная же масса российского населения исходила из сопоставления ранее обещанного и реально полученного в результате начала реформ.

На фоне удручающей действительности конца 1992 г. Накануне 1993 г. И политики, и экономисты все чаще использовали термин «обман» при сравнении того, на что было ориентировано население изначально, и тем, что позже правительство ставило себе в заслугу. Недоверие к реформаторам, ощущение осознанного обмана подпитывалось отсутствием с их стороны самокритики, а ускоренное перераспределение ранее накопленного богатства усиливало впечатление того, что сутью происходящих в стране «реформ» является вульгарное ограбление основной части населения. Федеративный договор. В сфере федеративного устройства в 1991 г. Стремясь их пресечь, российские власти еще осенью 1991 г. Такую позицию активно поддержали российские края и области, которые еще с весны 1991 г.

Трудности первого этапа экономических преобразований, начало противостояния исполнительных и законодательных структур России способствовали оживлению этносепаратистских движений в начале 1991 г. Это заставило центральные власти ускорить подготовку документа, регламентирующего федеративные отношения. Им стал подписанный 31 марта 1992 г. В действительности этот термин объединял три документа. Начальная часть названия каждого элемента звучала одинаково: «Федеративный договор: Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти», но различными были их окончания: 1 «и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации», 2 «и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации», 3 «и органами власти автономной власти, автономных округов в составе Российской Федерации». Из текстов следовало, что республики имели более высокий статус в сравнении с краями, областями и автономиями. Республики назывались «суверенными», за ними закреплялась целостность их территорий, достоянием проживавших в них народов объявлялись земля и недра, для них предусматривалась вся полнота государственной власти, они являлись самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений. Юридический статус краев и областей этого не предусматривал.

Документы оказали противоречивое влияние на политическую жизнь страны. С одной стороны, они зафиксировали именно федеративный характер устройства государства и тем самым ослабили центробежные процессы. С другой — сохранили неравенство статусов республик и краев областей России, создали ситуацию соперничества и отчуждения одних территорий Федерации от других. Вскоре после подписания договора был создан «Совет глав республик», что было призвано вновь подчеркнуть их отличие от других субъектов Федерации. Да и само понятие «субъект Федерации» главы республик не считали возможным использовать применительно к краям и областям. В 21 республике были приняты конституции, 19 из которых противоречили российской. Уже осенью 1992 г. В ноябре 1992 г.

Ликвидацию несправедливости края и области видели в повышении их статуса до уровня республик. Вновь активизировался процесс суверенизации, в котором теперь основная роль принадлежала региональным образованиям. Вскоре в Вятке и Туле были приняты свои конституции, государственный суверенитет был провозглашен в Вологде, о повышении статуса заявили и другие края и области. Апогеем борьбы стало провозглашение в ноябре 1991 г. Уральской республики. Строительство новой Федерации осложнялось и ситуацией в отдельных регионах страны. Федеративный договор не подписала Республика Татарстан. Более того, вопреки протестам федеральных властей в ноябре 1992 г.

Тем самым между Россией и одним из ее субъектов в одностороннем порядке фактически устанавливался конфедеративный характер отношений. Татарстан, Башкортостан, Якутия встали на путь «бюджетного сепаратизма», одностороннего перераспределения ресурсов, собственности и власти в пользу своих республик.

Контроль над экономикой постепенно утрачивался. В декабре 1992 г. В результате, президент ослабил свои позиции и Е. Гайдар был вынужден уйти в отставку.

Однако общий курс радикальных экономических реформ сохранился, но была широко признана необходимость корректировки принятого курса реформ. За год реформы в России была во многом осуществлена намеченная реформаторами программа: либерализации цен, перехода к жесткой финансовой и кредитной политике , введения новой налоговой системы, изменения внешнеэкономической и валютной политике, выражением которых стал свободный курс рубля; разработки и начала реализации программы приватизации. Однако экономика страны осталась в глубоком кризисе, проявлениями которого стали тяжелые социально-экономические последствия. Поставленные цели оказались не достигнуты в полной мере, а многие из них были нереальны. В последствии реформы в стране так не сложились условия для эффективной конкуренции, не был создан механизм рыночной концентрации и накопления капитала, не сформировался необходимый набор стимулов для эффективного использования ресурсов, не выстроена система прозрачных и соблюдаемых всеми основными участниками правил экономической игры. В течение пяти лет после начала реформ в экономике наблюдался спад производства.

Правительство не имело серьезной промышленной политики и не предприняло мер для усиления контроля над государственным сектором и недостаточно содействовало развитию производства в частном секторе. Ключевой итог реформы - снижение уровня жизни населения при одновременном росте социальной дифференциации. Сильнейший удар испытало население вследствие обесценения его сбережений, начавшееся ускоренное расслоение неизбежно оказалось связанным с ухудшением благосостояния и даже обнищанием определенных групп населения. Деятельность правительства Гайдара и возможность его влияния на эти процессы были весьма скромными, свелись к маневрированию, под давлением парламента, профсоюзов и других сил, иногда приводили к неоправданно жестоким и несправедливым действиям. Тем не менее, все же был сделан качественный скачок в общественной и экономической жизни, большой исторический шаг вперед. Россия избавилась от элементов тоталитарного государства: было покончено с всеобщей экономической и личной зависимостью от государства, население получило основные гражданские свободы и основы рыночной экономики.

Реформа предоставила гражданам право экономического самоопределения - каждый сам волен выбирать, ориентируясь на свои возможности и желания: стать предпринимателем или наемным работником в государственных структурах. Именно свобода выбора является основой личной свободы людей и фундаментом раскрытия творческого потенциала личности. Россия, отойдя от принципа коллективизма, свойственного советскому обществу , в первые годы реформ отдала предпочтение индивидуализму, определявшему стиль проведения рыночных реформ. В этом выборе большую роль сыграло давление внешних обстоятельств: стремление поскорее войти в мировое политическое, социально-экономическое и интеллектуальное пространство, побуждало Россию механически заимствовать характерные для развитого западного общества индивидуалистические ценности. Неудача предпринятой попытки в исторически короткие сроки реформировать советскую экономику была вызвана различными факторами и причинами. Прежде всего, это не учет реалий советской экономической системы ; постановка абстрактных и во многом не реальных целей; а так же ошибки, допущенные при определении содержания и последовательности мер экономической и социальной политики.

Реформаторы принимали ту стратегию, которую им рекомендовали МВФ и Всемирный банк, иногда противоречащую научным рекомендациям, не очень задумываясь о том, в какой степени она подходит для России, с учетом ее внутренних особенностей. Не были обеспечены политическая стабильность и политическая воля к практической реализации основных положений программы экономических реформ. Наоборот, разразилось противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти. Во многом, тяжелые последствия «шоковой терапии» были связаны с изменением основной цели преобразований. Главная цель, сформулированная ранее: построить гражданское общество с передовой экономикой, основанной на рыночной системе , была заменена иной установкой: реализовать такие преобразования, которые подорвут социально-экономическую базу возможных рецидивов путча, реставрации коммунистической системы, а все остальное, включая гражданское общество, рыночную экономику и прочее как-нибудь потом получится. Институциональные реформы, которые были необходимы для формирования новой экономики, способной решить стоявшие перед страной задачи были отодвинуты на второй план, что было существенной ошибкой при попытках осуществить либеральные рыночные реформы и обусловившей в конечном итоге их неудачу.

Реформы начались с либерализации цен в январе 1992, что привело к наполнению внутреннего рынка продовольственными и промышленными товарами. Однако за год цены выросли в десятки раз. Большинство населения получала мизерные зарплаты и пенсии, а денежные накопления обесценились. Разрушались оставшиеся без государственного финансирования системы бесплатной медицины, образования и науки. Россия столкнулась с безработицей. Всё это вело к массовому обнищанию населения.

При этом главную задачу новое руководство страны видело в закреплении политических изменений в российском обществе. Экономика России, ее конституционное устройство должны были прийти в соответствие с новым политическим строем страны, что подразумевало переход к рыночной экономике, ее демонополизацию и приватизацию, создание класса частных предпринимателей и собственников, укрепление власти президента. На V съезде народных депутатов Российской Федерации октябрь 1991 г. Ельцин выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающей либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Учитывая сложившееся тяжелое экономическое положение, депутаты в целом одобрили программу и даже наделили президента дополнительными полномочиями для ее проведения. Ельциным и двумя вице-премьерами: Г.

Бурбулисом отвечавшим за политические вопросы и Е. Гайдаром министром экономики и финансов, курировавшим экономическую реформу. При правительстве также действовал институт советников, где ведущая роль принадлежала американскому экономисту-либералу Д. По замыслу вице-премьера Е. Гайдара это должно было вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Однако недооценка монополизации производства, а также самоустранение правительства от контроля над формированием цен, привело к их неконтролируемому всплеску.

В январе 1992 г. При этом увеличение зарплаты в 1992 г. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. В этих условиях правительство Ельцина-Гайдара не смогло выполнить обещанных социальных гарантий при проведении реформ. Политика "шоковой терапии", не подкрепленная западными кредитами и инвестициями, тем не менее продолжалась, и главной целью была объявлена стабилизация финансовой системы, создание бездефицитного бюджета за счет прекращения дотаций убыточным предприятиям и отраслям, снижение социальных выплат населению.

Стабилизация финансов России должна была вызвать, по мысли Гайдара, рост внешних и внутренних инвестиций в российскую экономику. Ратьковский, М.

Фактически радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 года в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг был оставлен за государством. Поначалу наценки на такие товары были ограничены, однако в марте 1992 г.

Помимо отпуска цен, начиная с января 1992 г. Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения, поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов. Прежде всего, либерализация цен началась до приватизации, так что народное хозяйство преимущественно находилась в собственности государства. В январе 1995 г.

Реформы е т гайдара 1992. Начало гайдаровских реформ в россии

Сразу после Нового года, 2 января 1992 года, цены на 90% розничных и 80% оптовых товаров освободили от государственного регулирования. Под контролем оставался только ряд социально значимых потребительских товаров и услуг. Даже тогда, когда все полномочия по либерализации цен на базовые продукты питания оказались в руках Е. Гайдара, он не решился их освобождать, а передал право контроля над ними властям регионов. «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг.

Читайте также

  • Предпосылки реформ
  • Экономическая реформа Гайдара
  • Накануне весеннего сева крестьяне узнали что по новому государственному декрету
  • Реформы е т гайдара Начало гайдаровских реформ в россии
  • ОГЭ История. Демонстрационный вариант + ОТВЕТЫ.

Январь 1992 года. Обвал цен

Накануне весеннего сева крестьяне узнали, что по новому государственному декрету им уже не нужно сдавать государству все излишки своей продукции, надо сдать только заранее оговорённое количество продукции, а оставшуюся продукцию можно продавать. Укажите год, когда происходили указанные события. Укажите руководителя государства в этот период. Что стало причиной произошедших изменений в налогообложении? Переход к осуществлению социально-экономической политики, предполагающей восстановление товарно-денежных отношений и частичное восстановление частной собственности на средства производства, был первоначально назван лидерами большевиков «экономическим Брестом».

Укажите название социально-экономической политики, о которой идёт речь. Укажите десятилетие, когда произошёл переход к этой политике. Объясните смысл названия «экономический Брест» применительно к этой политике. Ниже приведён перечень терминов.

Все они, за исключением одного, относятся к периоду 1920-х гг. Ниже приведён перечень терминов, названий. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям периода проведения новой экономической политики нэпа в СССР. Внешняя политика Советской России в период Гражданской войны на Европейской территории страны и внешняя политика Советской России СССР в период проведения новой экономической политики нэпа имела общие черты.

Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность. В то же время были и серьёзные различия. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эти различия. Старый чиновник уже много лет работал в министерстве финансов.

Он хорошо выполнял свои обязанности и признавался ценным работником как при царе, так и при Временном правительстве. Однако после прихода к власти большевиков работа министерства финансов почти прекратилась, и чиновнику пришлось покинуть место службы, перебиваясь случайными заработками. Через несколько лет, когда он уже отчаялся вернуться к своей работе, к бывшему чиновнику пришли представители Народного комиссариата финансов, заявив, что стране надо восстанавливаться после Гражданской войны, готовится крупная финансовая реформа, и в его помощи нуждаются. Укажите десятилетие, когда чиновника пригласили на работу в Народный комиссариат финансов.

Укажите название экономической политики, проводившейся в нашей стране в период, когда происходила упомянутая финансовая реформа. Укажите один любой результат итог проведения упомянутой финансовой реформы. Отрывок из сочинения историка «Окончание Гражданской войны заставило большевиков решать целую массу проблем: переход к продналогу в деревнях, введение хозяйственного расчёта на предприятиях, восстановление частной торговли в городах, и всё это надо было вводить сейчас, немедленно, быстро. В период Гражданской войны значительному разрушению подверглись железные дороги.

Многие решительные революционеры побывали в кресле Народного комиссара путей сообщения. Однако, даже такой волевой и решительный человек, как Л. Троцкий, не смог ничего изменить. Многие ждали от "железного" председателя ВЧК репрессий для наведения порядка на производстве.

Однако всё оказалось ровно наоборот: новый руководитель отрасли провёл ряд мер, направленных на повышение эффективности работы железных дорог, путём стимулирования труда рабочих и решения проблем нехватки топлива и металла. Едва вступив в новую должность, он, прежде всего, добился повышения зарплаты железнодорожников. Дзержинский ввёл специальные "внутренние" деньги НКПС, которые сотрудники могли отоварить в магазинах и столовых при железной дороге. Чтобы понизить стоимость топлива, Народный комиссариат путей сообщения купил две угольные шахты в Донбассе.

Дзержинский буквально "воевал" с металлургическимитрестами, добиваясь снижения цен на металл, используемый в железнодорожном хозяйстве.

Путин 2 Б. Ельцин 3 М. Горбачёв 4 Е. Гайдар 12 Памятником монументального искусства 1920—1930-х гг.

Выпишите не менее двух причин указанной ситуации. Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса. C3 Накануне весеннего сева крестьяне, пользуясь ослаблением местной и центральной власти, стали делить землю и имущество местных помещиков. А осенью был издан декрет Съезда Советов, по которому помещичью землю они могли делить законно.

Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

Убеждение в благотворности государственного регулирования экономики перестало быть символом веры. В России убеждение в том, что государственные органы способны эффективно решать проблемы, встающие перед страной в условиях кризиса, была подорвана 70-летним всевластием государства. Идея, что, столкнувшись с дефицитом зерна, можно добыть его, посылая вооруженные отряды в богатые хлебом регионы, правительство всерьез не обсуждало.

Хлеб крупным городам был необходим. Конфисковать его невозможно. Валюты, чтобы его купить за рубежом, нет. Остается одно: получить продовольствие, заплатив цену, которая будет приемлема для его производителей. Собственно, в этом суть либерализации цен, путь, подобный тому, которым пошел В.

Ленин в 1921 году, когда столкнулся с угрозой потери власти. Как и тогда, сама по себе либерализация цен в 1991 году не давала гарантий решения проблемы снабжения городов продовольствием. Ключевым был вопрос: будет ли село продавать городу зерно за ненадежные, обесценивающиеся рубли? Именно от этого зависело, повторится ли катастрофический сценарий событий времен русской революции начала ХХ века. Осенью 1991 года российские власти приняли решение не посылать продотряды в деревню, а формировать свободный рынок продовольствия, не имея гарантий, что денежное предложение удастся удержать под контролем, инфляция не достигнет уровня, при котором производители зерна откажутся продавать хлеб городу.

В октябре 1991 года мы предполагали, что можно отложить либерализацию цен до середины 1992 года, а к тому времени создать рычаги контроля над денежным обращением в России. Через несколько дней после начала работы в правительстве, ознакомившись с картиной продовольственного снабжения крупных российских городов, был вынужден признать, что отсрочка либерализации до июля 1992 года невозможна. В этом случае к лету 1992 года мы окажемся примерно там же, где были большевики летом 1918-го. Оставалась единственно возможная линия в экономической политике, дающая шансы на предотвращение катастрофы, — либерализация цен, сокращение подконтрольных государству расходов, скорейшее отделение денежной системы России от денежных систем других постсоветских государств. Речь шла о развитии событий в ядерной державе, стабильность которой во многом зависела от того, что будет происходить с продовольственным снабжением городов.

Решение было одним из самых рискованных в мировой истории. Отсюда колебания относительно того, когда и как либерализовать цены, как это сочетать с обеспечением контроля над денежным обращением. Было лишь понятно, что страна оказалась в экстремальной ситуации… Отставив идею посылки продотрядов в деревню, правительство могло принять лишь одно решение: ввести рыночные цены на продовольствие. Как показал опыт 1917—1921 годов, если свободной торговле не мешать, то даже при дезорганизации денежного обращения есть шансы, что снабжение городов будет удовлетворительным. Получится ли это на практике — знать не мог никто, но другого выхода не было.

Надежда, что рынок заработает, была мотивом принятия решения о либерализации цен 2 января 1992 года. То, что это решение будет непопулярным, понимали практически все. Но это решение спасло страну.

Что произошло 31 марта 1992 г. Начало экономической реформы

Действующие в России методы регулирования цен и тарифов: -со 2 января 1992 года на подавляющее большинство товаров применяются свободные цены --цены на природный газ устанавливаются централизованно, с ежемесячной индексацией --фиксированные тарифы на. Из-за чрезмерной монополизации производства и тотального дефицита продовольствия и потребительских товаров цены сразу увеличились в 10-15 раз, а на некоторые товары и в 30 раз. Либерализация цен и торговли За год цены выросли в среднем в 26 раз. «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров были освобождены, а регулируемые – повышены В своих выступлениях накануне либерализации я говорил о предстоящем повышении цен на 200-300 процентов».

Вопрос № 26199

  • Накануне весеннего сева крестьяне узнали что по новому государственному декрету
  • Экономическая реформа Гайдара
  • Название экономической реформы правительства е гайдара экономический стресс
  • «Отсрочка была невозможна»: 2 января 1992 года правительство Егора Гайдара разморозило цены

1890 г преобладающими экономике россии стали

Даже тогда, когда все полномочия по либерализации цен на базовые продукты питания оказались в руках Е. Гайдара, он не решился их освобождать, а передал право контроля над ними властям регионов. 90% розничных и 80% оптовых цен были освобождены от госрегулирования и выросли на сотни процентов. Контроль за ценами ряда социально значимых товаров (хлеб, молоко, спички, соль, сахар) был оставлен государству.] Со 2 января отпущены цены на товары и услуги. «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые. повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий