В храме христа спасителя подаренный италией вертеп

Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века" открылась в московском Храме Христа Спасителя. На музейной выставке показывают только фрагменты итальянских вертепов ("презепе") — отдельные фигуры из больших композиций.

Виртуальный хостинг

  • Правила комментирования
  • Главные новости
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ
  • Патриаршее приветствие устроителям и гостям выставки «Вертепы — Итальянские традиции Рождества»
  • Традиции и история рождественского вертепа

Архив обсуждений - Форумы проекта “Отдых с детьми”

Но некоторые оснащались простенькими механическими приспособлениями, позволяющими им шевелить руками, вставать на колени и садиться. В зависимости от фантазии и возможностей хозяина вертепа внешний вид кукол очень разнился: от грубо вырезанных, одетых в бумажные одежды маленьких куколок до настоящих произведений искусства, с красивой резьбой и изящно одетых лоскутками дорогих материй. Как это было Традиции вертепного театра в России уходят еще в средние века. Первые достоверные сведения о существовании вертепов на территории Российской Империи относятся к концу шестнадцатого века. Именно к этому времени относится найденный Е. Изопольским в Ставищах вертепный ящик, на одной из стенок которого была надпись: "року Христусового 1591 збудованы". В тех же Ставищах был найден и другой "Вертеп", датированный 1639 годом. Вертепный театр был любимым развлечением для детей, которых в дореволюционной России в светские театры практически не возили.

Весь год детвора с нетерпением ожидала своего праздника. Вертепы часто носили по домам достаточно состоятельных людей. В европейской части России можно было также увидеть вертепы на ярмарках.

Механический вертеп — развитие формы вертепной композиции, в котором отдельные фигуры анимированы при помощи скрытого механизма.

Вертепный театр — рождественское представление средствами кукольного театра, иногда также с участием людей-актеров. Был распространен, преимущественно, на территории Польши, Украины, Белоруссии, в некоторых регионах России. Вертепом в этом случае называют также особый ящик, в котором показывается кукольное представление. Живой вертеп — вертеп, в котором роль всех или некоторых персонажей исполняют живые люди.

Все виды вертепов связаны с праздником Рождества. Как правило, скульптурно-декоративные композиции выставляются для просмотра, а театральные представления разыгрываются только в период рождественских праздников. Рождественский вертеп. История появления.

Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с XVI века, и на протяжении веков формировались ее многочисленные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. Вертеп как кукольный театр представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней - интермедии, комические бытовые сценки.

Верхняя часть "небо " обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных. Нижняя часть - "земля " или "дворец" - оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался "трон", на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами - персонажами драм. Кукол вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях.

В Центральной и Западной Европе были популярны мистерии стационарные - непереносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине - задник-перспективу, иногда по бокам кулисы. А вот постоянные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой.

Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже. Персонажи и атрибуты. Говоря о персонажах вертепа, необходимо упомянуть, что его композиция фиксирует, как правило, не какой-либо один момент Рождества Христова , но совокупность событий, чаще всего поклонение пастухов и поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. В обширных многофигурных композициях в качестве отдельных сюжетов могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: Бегство в Египет, Избиение младенцев и др.

В православных храмах вместо этих персонажей иногда используется икона Рождества, в то время как другие участники сцены представлены объемными фигурками. Младенец Иисус изображается лежащим в яслях. Если основным сюжетом вертепа является поклонение волхвов, то Иисус Христос изображается, в согласии с иконографической традицией, на руках у сидящей Матери. Неаполитанский вертеп со множеством персонажей.

Кроме того, в вертепе могут присутствовать следующие персонажи: Вол и осел , которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях. Пастухи с овцами ; один из пастухов часто изображен несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия. Три волхва.

Согласно католической традиции, поклонение волхвов произошло в день Богоявления 6 января , и фигурки волхвов иногда прибавляются к композиции лишь в этот день. В православной традиции весть о рождении Спасителя пастухам принес архангел Гавриил. В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазий автора, в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов, их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы, вплоть до персонажей местного быта и фольклора. Несмотря на то, что рождение Иисуса в Пещере Рождества в настоящее время не подвергается сомнению большинством христианских конфессий, в канонических Евангелиях нет прямого упоминания пещеры.

Говорится лишь о яслях, в которых лежал Младенец. Вероятно этим объясняется то, что в традиционных вертепах католических стран вместо пещеры зачастую изображается хижина или иное строение, которое могли использовать пастухи. В большинстве случаев оно несет на себе черты региональной архитектуры. В православной традиции неизменно изображается пещера, что определяется не только традициями иконографии, но и самим названием «вертеп».

Иногда над всей композицией изображается Вифлеемская звезда. Вертеп - Кукольное Рождество. В 1223 г. Франциск Ассизский создал то, что сейчас было бы названо первой рождественской ясельной композицией или вертепом.

Он рассадил в пещере людей и животных, создав живую картину рождества, представление для верующих. С этого момента традиция создания рождественских сценок стала ежегодной. Со временем фигурки меньшего масштаба стали вырезаться из дерева, из них составлялись искусно выполненные композиции. Поначалу вертепы выставлялись только в церквях, но со временем их наполнение становилось все более тщательным, подробно показывающим жизнь итальянского крестьянина, и в итоге вертепы были вынесены на улицу и стали демонстрироваться за пределами храмов.

Затем знатные жители принялись соревноваться друг с другом, чей вертеп сделан искуснее, таким образом повлияв на развитие этого вида прикладного искусства. Вертепные фигурки - одни из самых восхитительных предметов, которыми могут обладать коллекционеры кукол. Существовало много вариаций исполнения: в Италии обычно делали фигурки, чьи головы и конечности сделаны из терракоты, в Германии чаще использовали воск, также делали и полностью деревянные фигурки.

Живые вертепы В наши дни сохранились и традиции "живых вертепов".

Со времен Франциска Ассизского в больших городах и маленьких деревушках прихожане церквей, монахи, местные жители или профессиональные актеры разыгрывали небольшие сценки или представления на евангелтскую тематику в период с Рождества и до Богоявления. Живые вертепы можно увидеть по всей Италии. Самый крупный в мире во Фрасасси. Несколько лет назад в его сценах участвовали 160 человек.

С 1336 года рождествественское действо разыгрывают в Милане. Служители церкви Санта-Мария-делле-Грацие на лошадях следуют от одной церкви к другой, изображая волхвов, и приносят дары и подарки к импровизированному месту рождения Иисуса. С 1972 года возобновилась традиция живых вертепов в Греччо. Все сцены и диалоги взяты из текстов Томмазо да Челлано, который занимался изучением биографии Святого Франческо.

Здесь представляют шесть живых картин, живых сцен - получается великолепный исторический спектакль. Невозможно рассказать о всех вертепах в итальянских городах. В каждом из них - свои традиции, свои изюминки. Римская выставка - вертепы из сахара, пробок и кукурузных листьев...

Два года назад накануне Рождества в Риме на площади Народа Piazza del Popolo проходила международная выставка "100 вертепов". Там можно было увидеть вертеп, сделанный из 890 пробок, вертепы из сахара, кукурузных листьев, гипса, зубочисток, ткани, риса, сухого хлеба и даже страусиного яйца. В экспозиции представлены вертепы, выполненные из традиционных материалов профессиональными художниками из 14 регионов Италии и 16 зарубежных стран. Выставка "100 вертепов" проводится с 1976 года, а ее инициатором был журналист Манлио Меналья.

Оратория Сен-Жозеф в Монреале - музей вертепов со всего мира Теперь мне хочется перенестись в Монреаль. Думаю, мало кто в Италии, на родине вертепов, знает, что за океаном, во французской Канаде, в Монреале, в крупнейшей базилике города Оратории Сен-Жозеф Св. Иосифа есть великолепный музей, где хранятся вертепы из многих стран мира. Каждый год в дни Рождества я посещаю ее с огромным удовольствием.

Несколько лет назад была рада вдвойне: перуанцы прислали не только свой вертеп, но и прекрасные ярко раскрашенные колокольчики-вертепы. Несколько я привезла в подарок участникам "Колокольной галереи". В этом Музее выставлено более 300 экспонатов со всех континентов, из многих стран мира. Картина фантастическая!

Что за умельцы, работающие с удивительной любовью и выдумкой. А материалы? Вертепы сделаны из дерева, металла, бронзы, камня, глины, фарфора, папье-маше. Здесь есть крупные сцены, есть миниатюрные - например, в кувшине.

Белорусский мастер все выполнил из соломки. Россия прислала традиционное яйцо с рождественской росписью. Украинцы —знаменитая резьба по дереву. Африканцы сделали вертеп из знаменитого эбенового дерева.

На выставке представлены картины, работы на дереве, на шелке, плетение. Вызывает улыбку вертеп, где все фигурки - пингвины: мама, папа, младенец, даже гости с дарами. По всей видимости, он прибыл из Антарктиды А из Австралии? Ну, конечно, там в качестве героев задействованы знаменитые австралийские животные: мишка коала, вомбат, утконос.

А вместо ослов или верблюдов - страусы. Еще 48 фотографий: В предпраздничные и праздничные дни на приходе, похоже, родилась новая многообещающая традиция. Впервые о фестивале рождественских вертепов заговорили еще в сентябре. В ноябре и декабре встречались преподаватели воскресной школы и руководители мастерских, обсуждали «концепт и детали» мероприятия.

Возможность по-настоящему взяться за дело появилась только в конце декабря, после благотворительной акции «Подари радость на Рождество». Святые ясли Презепе. Современный итальянский мастер. Почему бы не синий осел и фиолетовый вол?

Фестиваль вертепов. Январь, 2018 И вот на солее одиннадцать «творений рук и сердец». Лаконичные экспромты участников молодежного сбора и многофигурные композиции мастерских. Есть находки и неожиданные решения.

Почему бы не синий осел и фиолетовый вол, если рядом желтый посох Иосифа и оранжевый омофор Богородицы? Богомладенец родился в загоне для скота? Изгородь из реек выглядит убедительно и правдоподобно. А сверху густая звездная россыпь осеняет Младенца и всю экспозицию, и это значит, что приклоняются небеса и вертеп становится небом.

Об этом поется в ирмосе рождественского канона: «Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол херувимский Деву, ясли вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем».

Вертеп 2024 будет включать в себя элементы разных культур и традиций. Вертеп 2024 не будет просто повторять классический сюжет вертепа, а будет добавлять в него новые детали и персонажи, которые отражают разнообразие культур и традиций, связанных с празднованием Рождества. Например, в вертепе 2024 появятся фигуры из мексиканского вертепа, такие как дьявол, герод и санта-клаус, а также из итальянского вертепа, такие как бедная женщина, которая дарит Иисусу свой хлеб. Вертеп 2024 также будет включать в себя символы из разных религий, такие как звезда Давида, полумесяц и буддийская свастика.

Вертеп 2024 будет благотворительным мероприятием. Вертеп 2024 не будет просто развлечением для зрителей, а будет также служить благой цели. Организаторы вертепа 2024 собирают пожертвования для помощи нуждающимся людям и организациям, которые занимаются социальной и экологической работой. Вертеп 2024 также будет поддерживать мир и согласие между народами и вероисповеданиями, распространяя послание любви и надежды, которое несет в себе рождение Иисуса Христа. Как будет выглядеть вертеп 2024?

Вертеп 2024 — это необычный и захватывающий спектакль, который будет проходить в храме Христа Спасителя в Москве. Вертеп — это традиционный рождественский театр, который изображает сцены из Библии, связанные с рождением Иисуса Христа. Вертеп 2024 будет отличаться от обычных вертепов тем, что он будет использовать современные технологии, такие как свет, звук, дым, лазеры и голограммы, чтобы создать невероятный визуальный эффект. Вертеп 2024 будет состоять из двух частей: библейской и светской. Библейская часть будет показывать сцены из Евангелия, такие как Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Бегство в Египет и др.

Светская часть будет включать в себя юмористические сцены из жизни простого народа, такие как сватовство, купеческий дом, кабак и др. Вертеп 2024 будет сочетать в себе элементы народной культуры, истории и современности, чтобы показать разнообразие и богатство русского духа. Вертеп 2024 будет иметь большой состав участников, в котором будут представлены разные возрастные и социальные группы. В спектакле будут участвовать профессиональные актеры, а также дети, подростки, студенты, пенсионеры, волонтеры и др. Вертеп 2024 будет не только зрелищем, но и образовательным проектом, который будет раскрывать смысл и значение рождественских традиций.

Вертеп 2024 будет проходить с 6 по 19 января 2024 года в храме Христа Спасителя. Спектакль будет длиться около двух часов и будет показан три раза в день: в 12:00, 16:00 и 20:00. Билеты на вертеп 2024 будут продаваться по цене от 500 до 2000 рублей в зависимости от места и даты. Билеты можно будет приобрести на сайте вертепа или в кассах храма. Вертеп 2024 — это уникальная возможность увидеть рождественскую историю в новом свете и почувствовать атмосферу праздника.

Не пропустите этот незабываемый спектакль! Как посетить вертеп 2024? Вертеп 2024 — это уникальное событие, которое состоится в храме Христа Спасителя в Москве 7 января 2024 года. Вертеп — это традиционное рождественское представление, в котором участвуют люди в костюмах ангелов, пастухов, трех волхвов и других библейских персонажей. Вертеп 2024 будет особенным, потому что в нем примут участие известные актеры, певцы, спортсмены и политики.

Вертеп 2024 будет транслироваться по телевидению и интернету, но лучше всего посмотреть его вживую. Чтобы посетить вертеп 2024, вам нужно сделать следующее: Зарегистрироваться на сайте и получить электронный билет. Билеты бесплатные, но количество мест ограничено. Приехать в храм Христа Спасителя за час до начала вертепа. Вертеп начнется в 18:00 по московскому времени.

Под Вифлеемской звездой

А пока от выставки на солее невозможно оторвать детей. Уж кто-кто, а они-то лучше всех разбираются в чудесах. Почему именно вертепы? Святой вертеп — пещера в базилике Рождества. Вифлеем В переводе со старославянского «вертеп» — это пещера. Под алтарем современной базилики в Вифлееме находится Святой вертеп.

Здесь устроен небольшой подземный храм с престолом над местом рождения Спасителя. Серебряная звезда в полу имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, которая вела волхвов. На ней надпись по-латински: здесь родился Иисус Христос от Девы Марии. Святой вертеп — первообраз всех пещер в многочисленных изображениях Рождества: на иконах, в монументальной живописи и скульптуре, вертепном театре, рождественских вертепах всех размеров, выполненных в различных техниках. Звезда над местом рождения Спасителя.

Вифлеемская базилика, где находится Святой вертеп, построена около 326 года, в эпоху равноапостольного Константина 306-337. Это вторая по значению христианская святыня после храма Воскресения Гроба Господня в Иерусалиме. В 529 году базилика пострадала от пожара, но была восстановлена и расширена императором Юстинианом 527-565 и в таком виде с небольшими изменениями сохранилась до нашего времени. В ночь Рождества здесь собираются христиане со всего мира, чтобы почувствовать «молочную вечность» — самое начало воплощения Бога, Его младенчество на земле. Попасть в это время в Вифлеем — непростая задача.

Из истории рождественских вертепов В каждом храме в святую ночь за богослужением тоже вспоминаются и переживаются события, о которых говорят евангелисты Матфей и Лука Мф. Посреди храма — икона, где есть и пещера, и ясли со спеленатым Младенцем. Кроме того, существует обычай ставить в домах рождественские вертепы. Появились они, по мнению исследователей, еще в раннехристианскую эпоху. Известный российский ученый-театровед Б.

Голдовский пишет по этому поводу: «В V в. Над яслями склонились вол и осел. Рядом — спящая Богоматерь и задумавшийся Иосиф. Все фигуры были неподвижными». Джотто ди Бондоне.

Чудо в Греччо. Фрагмент росписи базилики Сан Франческо в Ассизи. В 1223 г. Произошло это в Греччо провинция Риети в Италии. Незадолго до этого он совершил паломничество на Святую землю, где долго молился в пещере Рождества.

И вот, чтобы отпраздновать рождение Младенца, «вспомнить тяготы Его первых дней, когда Он положен был в ясли, и плотскими очами увидеть, как это Он лежал на сене, а рядом стояли вол и осел» , св. Франциск устроил наглядную проповедь о Рождественской тайне. Собрал животных и людей и как бы повторил то, что происходило в Вифлееме. Здесь были и нищета, в которой родился Иисус, и атмосфера любви, и все те люди, которые окружали Его и верили, что Он Бог. В пещере, где был устроен вертеп, св.

Франциск совершил праздничное богослужение, во время которого произошло «чудо в Греччо» — явление в яслях Богомладенца. Весть о чуде разнеслась далеко за пределы Греччо, люди стали стекаться к пещере, а вертепы обрели популярность в Италии, а затем по всей Европе. Миниатюрный вертеп Современный итальянский мастер. Традиция сооружения вертепов там никогда не прерывалась. В различных областях Италии на протяжении столетий проходят ежегодные конкурсы вертепов.

Они самые разные: «деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя». Когда-то они были Библией для неграмотных, а сейчас свидетельствуют о Боге, пришедшем на землю ради спасения человека. Марина Казанцева-Политанская. Современный мастер вертепов. Их покупали на ярмарке или мастерили сами.

После 1917 года под запрет попали и вертепы, и рождественские елки. В постсоветское время происходит возрождение. Вертепы устанавливают дома, в храмах или возле храмов. Это самая любимая зимняя тема в художественных кружках многих воскресных школ. Дома вертепы готовят всей семьей: персонажей много, и каждому найдется занятие.

В Москве и Петербурге есть художники, которым особенно близка рождественская тема. Они специализируются на изготовлении вертепов, это замечательные произведения, которые можно рассматривать часами. Вертепами назывались и деревянные «двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль».

Ответить Комментировать Наталия 18 ноября 2011 Да вы,господин,демагог Очень формально,заморочено Государство призвано решать конкретику,а не демагогить! Куда вы мне советуете пойти с этой вашей истиной с моим больным ребенком-в переход? Да я первая на баррикады пойду! Ответить Комментировать Наталия 18 ноября 2011 Я не философствую,прошу заметить,а говорю о реальной жизни и кстати,собираюсь на властные органы подать в суд,на всю страну растрезвоню о проблемах-ничего уже уже не боюсь,пусть убьют-отмучаюсь. Не против Путина,Медведева,я против системы,вполне допускаю,что реалий они не знают,слишком терпим наш народ.... Ответить Комментировать Наталия 19 ноября 2011 Вы про какой смысл жизни сейчас мне толкаете?

Что мне ценить? Я прекрасно знаю цену жизни,люблю ее и людей. НО-что мне ценить?

В смысле,я готова его обеспечивать материально, медицинское обслуживание пусть даже так тоже готова оплатить,но для этого мне надо тупо пахать. А меня посылает любимая власть-на том основании,что я не москвичка, а налоги плачу в Москве с моей большой зарплаты. Вы скажите, я должна любить после этого нашу власть.

И особенно после того как я в Собесе увидела женщину с местной кстати пропиской,которая не могла устроить умирающую мать в хоспис,поскольку сцуко опять нет мест,а женщине,чтобы матери лекарства покупать,работать надо. И наальник в трубку ей при мне орал,что она уволена. Так о чем вы,собственно? Все, что мы можем сделать это попытаться восстановить правильный баланс между добром и злом. Когда большинство людей перестанет думать только о себе и научится своим личностным жертвовать ради общественного, то только тогда все само собой наладится. Но для того, чтобы люди это осознали, они должны свой разум поставить во главе своего ума.

Достаточно лишь вспомнить, что культура презепе еще не так давно вбирала в себя почти всю возможную визуальную медийность, включая нерожденные журналы, интернет, телевидение и прочее. Хотя нет, мы забыли про живопись и графику. По привычной шкале ценностей «Поклонения волхвов» или «Поклонения пастухов» работы Франческо Лиани, Гаэтано Джиганте, Филиппо Фальчиаторе и Микко Спадаро должны бы даже затыкать за пояс ремесленную дотошность безвестных создателей вертепов, но здесь этого не происходит. Как минимум они на равных. А замыкает экспозицию новодельный презепе образца 2011 года: художник Роберто Ванадио предъявляет сегодняшнюю версию вертепа — основанную на научно изученных древнееврейских реалиях. Материалы: дерево, камень, масляные краски, папье-маше, глина. Любопытно, но почему-то выглядит слегка по-голливудски. Так вот, спрашивается, по чьей же указке данная католическая субкультура проникла в сердце православия?

Не беспокойтесь, ситуация под контролем. Патриархия в курсе, все документы согласованы, и даже получено благословение самого главного — в смысле его святейшества патриарха Кирилла. Кстати, православные верующие и сами были когда-то неплохими любителями рождественских вертепов, но этот тренд упал в советские времена практически до нуля, да так почему-то и не возродился. Хотя речь сейчас не об этом. Приглашение итальянских презепе в ХХС случается не впервые: нечто подобное уже было шесть лет назад, и наша публика тогда ликовала.

Под Вифлеемской звездой

Январь, 2018 И вот на солее одиннадцать «творений рук и сердец». Лаконичные экспромты участников молодежного сбора и многофигурные композиции мастерских. Есть находки и неожиданные решения. Почему бы не синий осел и фиолетовый вол, если рядом желтый посох Иосифа и оранжевый омофор Богородицы? Богомладенец родился в загоне для скота? Изгородь из реек выглядит убедительно и правдоподобно. А сверху густая звездная россыпь осеняет Младенца и всю экспозицию, и это значит, что приклоняются небеса и вертеп становится небом. Об этом поется в ирмосе рождественского канона: «Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол херувимский Деву, ясли вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем». Время покажет, станет ли начинание доброй традицией. Конечно, для этого нужно хорошо поработать. А пока от выставки на солее невозможно оторвать детей.

Уж кто-кто, а они-то лучше всех разбираются в чудесах. Почему именно вертепы? Святой вертеп — пещера в базилике Рождества. Вифлеем В переводе со старославянского «вертеп» — это пещера. Под алтарем современной базилики в Вифлееме находится Святой вертеп. Здесь устроен небольшой подземный храм с престолом над местом рождения Спасителя. Серебряная звезда в полу имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, которая вела волхвов. На ней надпись по-латински: здесь родился Иисус Христос от Девы Марии. Святой вертеп — первообраз всех пещер в многочисленных изображениях Рождества: на иконах, в монументальной живописи и скульптуре, вертепном театре, рождественских вертепах всех размеров, выполненных в различных техниках. Звезда над местом рождения Спасителя.

Вифлеемская базилика, где находится Святой вертеп, построена около 326 года, в эпоху равноапостольного Константина 306-337. Это вторая по значению христианская святыня после храма Воскресения Гроба Господня в Иерусалиме. В 529 году базилика пострадала от пожара, но была восстановлена и расширена императором Юстинианом 527-565 и в таком виде с небольшими изменениями сохранилась до нашего времени. В ночь Рождества здесь собираются христиане со всего мира, чтобы почувствовать «молочную вечность» — самое начало воплощения Бога, Его младенчество на земле. Попасть в это время в Вифлеем — непростая задача. Из истории рождественских вертепов В каждом храме в святую ночь за богослужением тоже вспоминаются и переживаются события, о которых говорят евангелисты Матфей и Лука Мф. Посреди храма — икона, где есть и пещера, и ясли со спеленатым Младенцем. Кроме того, существует обычай ставить в домах рождественские вертепы. Появились они, по мнению исследователей, еще в раннехристианскую эпоху. Известный российский ученый-театровед Б.

Голдовский пишет по этому поводу: «В V в. Над яслями склонились вол и осел. Рядом — спящая Богоматерь и задумавшийся Иосиф. Все фигуры были неподвижными». Джотто ди Бондоне. Чудо в Греччо. Фрагмент росписи базилики Сан Франческо в Ассизи. В 1223 г. Произошло это в Греччо провинция Риети в Италии. Незадолго до этого он совершил паломничество на Святую землю, где долго молился в пещере Рождества.

И вот, чтобы отпраздновать рождение Младенца, «вспомнить тяготы Его первых дней, когда Он положен был в ясли, и плотскими очами увидеть, как это Он лежал на сене, а рядом стояли вол и осел» , св. Франциск устроил наглядную проповедь о Рождественской тайне. Собрал животных и людей и как бы повторил то, что происходило в Вифлееме. Здесь были и нищета, в которой родился Иисус, и атмосфера любви, и все те люди, которые окружали Его и верили, что Он Бог. В пещере, где был устроен вертеп, св. Франциск совершил праздничное богослужение, во время которого произошло «чудо в Греччо» — явление в яслях Богомладенца. Весть о чуде разнеслась далеко за пределы Греччо, люди стали стекаться к пещере, а вертепы обрели популярность в Италии, а затем по всей Европе. Миниатюрный вертеп Современный итальянский мастер. Традиция сооружения вертепов там никогда не прерывалась. В различных областях Италии на протяжении столетий проходят ежегодные конкурсы вертепов.

Они самые разные: «деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя». Когда-то они были Библией для неграмотных, а сейчас свидетельствуют о Боге, пришедшем на землю ради спасения человека. Марина Казанцева-Политанская.

Именно в 17 веке в России складывается традиция "вертепа" как кукольного театрального действия. Сейчас на нашем фестивале представлено 42 вертепа вязаные, свалянные из шерсти, вылепленные из глины, пластилина, папье-маше. Их сделали школьники из общеобразовательных школ Москвы в рамках предмета Основы православной культуры, учащиеся начальной и средней школы. Некоторые вертепы сделаны, как семейные проекты, совместно с родителями, представлены индивидуальные работы и те, которые делали учащиеся целого класса под руководством учителя. В этом году на фестивале представлены несколько работ воскресных школ Москвы из храмов Всех Святых на Соколе, Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, Рождества Христова в Черкизово и кафедрального соборного храма Христа Спасителя.

Такое театральное действие разыгрывали на Святки. Пять лет назад был образован фестиваль-конкурс «Рождественский вертеп», в котором могут принять участие все желающие до 18 лет вместе со своими родителями и друзьями. Фестиваль проходит в несколько этапов, где первая выставка работ проходит по школам, а финал , где представлены наиболее интересные работы, проходит в Храме Христа Спасителя.

В течение новогодних каникул работы выставляются в соборе и привлекают к себе внимание всех, кто в эти дни приходит в собор — история Рождества Христова рассказанная образным и понятным языком для детей и взрослых. Традиция начала возрождаться в 1980-х годах.

Как пояснила госпожа Муци, таверна — это гостиница, в которой не нашлось места Марии и Иосифу. Она как бы контрастирует с изображением пещеры, в которой родился Иисус Христос. Интересно, что таверна в вертепе — это самая настоящая итальянская таверна а не какая-нибудь палестинская , и изображенные в ней сцены - скорее из итальянской жизни.

Удивительно, как точно воссоздан гостиничный быт: сделаны не только фигурки людей, но и корзины с фруктами. На выставке в Музее Храма Христа Спасителя мы видим лежащую на столе связку чеснока, а на стенном крюке — распотрошенную говяжью тушу. Представленная в вертепе жизнь очень и даже чересчур реалистична. На выставке можно увидеть не только вертепы, но и произведения итальянской живописи и графики, связанные с событием Рождества Христова. Эти удивительные картины, рисунки и зарисовки позволяют еще глубже окунуться в атмосферу христианской Италии.

А сама выставка дает возможность узнать, как представлено Рождество в итальянском искусстве и, может быть, глядя на творения католических мастеров, как-то обогатить свои познания и представления, и увидеть один из главных христианских праздников в новом для себя ракурсе. Филиппо Фальчиаторе 1718—1768. Поклонение пастухов. Неаполь, Музей Дука ди Мартина Протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя, рассказал корреспонденту «ТД» о том, как возникла идея выставки неаполитанских вертепов и какой вертеп ему бы хотелось видеть перед кафедральным собором Москвы. В основном, это вертепы камерные, домашние, и первоначально у нас была идея повторить выставку вертепов, которая была в Храме Христа Спасителя в 2005 году.

Но когда мы познакомились с директором музея Сан-Мартино, увидели, что у них есть, и показали им наши выставочные площади, то поняли, что просто повторить выставку будет недостаточно, к тому же это и не так интересно.

Смотрите также

  • В Москве открылась выставка рождественских вертепов из Италии
  • Что такое вертеп в православии - Читаем Библию
  • Добро пожаловать в вертеп!
  • Вертепы в ХХС. Новости Россия / Музеи, выставки, достопримечательности. В ОТПУСК.РУ
  • Ватикан представил свой ежегодный вертеп — Телеканал Благая Весть
  • Вертеп и его виды

Мир глазами рождественской звезды: история вертепов. Рождественский вертеп

14 января, по окончании богослужения в Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил выставку «Вертеп. Итальянская рождественская традиция», проходящую в Музее Храма Христа Спасителя. 14 января, по окончании богослужения в Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил выставку «Вертеп. Итальянская рождественская традиция», проходящую в музее храма Христа Спасителя. Фестиваль «Рождественский вертеп» проводится в Храме Христа Спасителя c 2016 года. Тогда не пропустите выставку вертема в храме Христа Спасителя, которая откроется в феврале 2024 года. Выставка представит работы известных и молодых художников из России и других стран, а также будет сопровождаться лекциями, мастер-классами и концертами. вертепы Трентино-Альто- Адидже". Члены жюри фестиваля детских проектных работ «Рождественский вертеп», проводимого ежегодно в Храме Христа Спасителя Москвы, назвали «маленьким шедевром» большой вертеп, изготовленный учениками гагаузской Воскресной школы, сообщается на сайте Храма.

Ватикан в этом году представил шокирующий рождественский вертеп.

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — легко смастерить, легко переносить. Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью, в них последние строго ориентировались на иконы, иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону. Театр «Бродячий вертеп» Как происходит действо? В основе вертепного представления лежит сюжет, повествующей о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва, рассказывающие о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду» тот боится, что родившийся Царь отнимет у него власть.

Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К Ироду приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет Иер 31:15, Мф 2:18. Ангел утешает Рахиль. К Ироду приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю. Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями. Как пишет Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.

Новацкого Где посмотреть? В самом центре Москвы, на Варварке, находится музей «Кукольный дом». Это на самом деле дом, в котором куклы чувствуют себя свободно. Они сидят лежат, летают, танцуют и пьют чай, играют на музыкальных инструментах, — словом, обитают где им угодно и удобно, не будучи скованными стеклом витрины. Кукольный музей был открыт в 1992 году Ольгой Окуджавой, которая собрала в своем «Доме» весьма пестрое население: куклы от античных до антикварных, от магазинных до авторских, а также куклы-артисты, время от времени играющие для посетителей музея небольшие спектакли. Именно к последнему семейству — кукол театральных — принадлежат вертепные герои. Традиции праздновать Новогодние и Рождественские вечера в «Кукольном доме» уже более 15 лет. В музее находится один из вертепов Виктора Новацкого и огромный чемодан, в котором хранятся до Рождества кукольные герои.

Ведь вертеп Новацкого — больше, чем музейный экспонат. Каждый год Рождественский спектакль исполняют ученики фольклориста, семейная пара Владимир Плоских и Наталья Маркова. Напевно, как церковную молитву, рассказывают они перед детьми библейскую историю. Как говорит сотрудница музея Наталья Жаворонкова, больше двух актеров управлять куклами не смогут, ведь театр крохотный. Хотя в старину бывало, что в представлении участвовала вся семья: отец управлял куклами, мать подпевала, а дети создавали шумовые эффекты. И хотя музею сравнительно немного лет, многие его посетители, как говорит Наталья, выросли на этих спектаклях.

Наверное, из-за этого выставка будет особенно интересна детям. Животные делались с натуры: собаки — с королевских охотничьих псов, а чтобы изготовить оленей, художникам приходилось отправляться в лес и там наблюдать за этими животными. В витринах Музея Храма Христа Спасителя — олень и лань, козы, охотничьи собаки и небольшая, размером с ладонь, черно-белая кошка. Многие фигурки сделаны настолько живо, что кажется, будто этот удивительный миниатюрный мир вот-вот начнет двигаться: лежащий на полу пес поднимется и подойдет к столу, чтобы выпросить чего-нибудь вкусненького, а кошка, например, свернется в клубок. Интересно, что неаполитанский вертеп представляет три сцены: Богородицу с Младенцем, поклонение пастухов и… таверну. Как пояснила госпожа Муци, таверна — это гостиница, в которой не нашлось места Марии и Иосифу. Она как бы контрастирует с изображением пещеры, в которой родился Иисус Христос. Интересно, что таверна в вертепе — это самая настоящая итальянская таверна а не какая-нибудь палестинская , и изображенные в ней сцены - скорее из итальянской жизни. Удивительно, как точно воссоздан гостиничный быт: сделаны не только фигурки людей, но и корзины с фруктами. На выставке в Музее Храма Христа Спасителя мы видим лежащую на столе связку чеснока, а на стенном крюке — распотрошенную говяжью тушу. Представленная в вертепе жизнь очень и даже чересчур реалистична. На выставке можно увидеть не только вертепы, но и произведения итальянской живописи и графики, связанные с событием Рождества Христова. Эти удивительные картины, рисунки и зарисовки позволяют еще глубже окунуться в атмосферу христианской Италии. А сама выставка дает возможность узнать, как представлено Рождество в итальянском искусстве и, может быть, глядя на творения католических мастеров, как-то обогатить свои познания и представления, и увидеть один из главных христианских праздников в новом для себя ракурсе.

Глава государства традиционно встретил праздник Светлой Пасхи в этом храме. Вместе с российским лидером, как и в предыдущие годы, в богослужении участвовал мэр города Сергей Собянин. Богослужение возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Рожденная во францисканской среде, идея вертепов, живых или, по большей части, искусственных, была подхвачена доминиканскими монахами, а затем и иезуитами, которые экспортировали ее за пределы Италии. Первое изображение неживого вертепа - из дерева, дошедшего до наших дней с 1280 года, принадлежит мастерской руке Арнольфо ди Камбио. В рождественский период каждая церковь имеет собственный вертеп. Колыбелью этой активной художественной деятельности была Тоскана, но вскоре благодаря Карлу III Бурбону традиция перенеслась в Неаполитанское королевство, а затем в другие итальянские города. В XVII и XVIII веках именно неаполитанцы придают божественному изображению естественный вид, помещая рождественские сцены в самую простую обстановку, в которой появляются все больше новых персонажей. Уже в 1025 году, в летописи Неаполя упоминается о церкви Сайта Мария дель Презепе, а в XV веке в церквях и часовнях города появляются первые немногочисленные рождественские фигуры в натуральную величину. С годами фантазия вертеповских мастеров принесла в рождественские сцены новые персонажи. К быку и ослу добавились другие домашние животные - собаки, овцы, козы.

Вертеп у Храма Христа Спасителя

Фото вертепа в Храме Христа Спасителя: взгляд через объектив. Вертеп — это традиционное рождественское представление, которое изображает сцены из Библии, связанные с рождением Иисуса Христа. Вертепы бывают разных видов: статичные, движущиеся, живые. В прошлое воскресение были с девченками в Храме Христа Спасителя на выставке итальянских вертепов. Очень красиво, много подробностей, но наводит на некоторые размышления. Напрмер, огромный(2 х 3 метра)макет города с писцами, волынщиками. Помимо произведений искусства признанных итальянских художников, в верхнем храме Христа Спасителя расположилась экспозиция вертепов, созданных руками учеников московских воскресных школ. Выставка продлится до 28 февраля. Вход в Патриарший музей церковного искусства свободный. Адрес и телефон Храма Христа Спасителя: +7 (495) 637-29-82; ул. Волхонка, д. 15 (ст. м. «Кропоткинская»). В Храме Христа Спасителя открылась выставка итальянских рождественских вертепов. Искусно сделанные скульптуры, которые изображают сцены рождения Спасителя, привезли из провинции Трентино. Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии».

Традиции и история рождественского вертепа

Рождественский вертеп в храме. Цитата сообщения гельб Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! Католический вертеп в храме Христа Спасителя Вертепы из всех уголков мира в Брюссельском соборе Кафедральный собор Святых Михаила и Гудулы, будучи, безусловн. С клириками Храма Христа Спасителя они осмотрели выставочные экспонаты, среди которых вертепы и полотна итальянских художников 18 посвящённые событию, которое более 2000 лет свершилось в Вифлееме. В этом году участие приняли 24 школы, на выставке было представлено более 50 работ. А сама выставка вертепов продлится в Храме Христа Спасителя до 29 января. 1704 г. Набор фигурок в вертепе мог быть самым разным. Кроме Младенца Христа, Девы Марии, Обручника Иосифа и Ангелов там были куклы, изображающие пастухов, волхвов и их слуг, пришедших поклониться Спасителю. XX вв.) - всего их на выставке 19 - созданы различными школами в разных областях Италии и выполнены в разнообразной технике.

#НОВОСТЬ_ДНЯ "Финал фестиваля "Рождественский вертеп" состоялся в Храме Христа Спасителя"

Неаполитанские вертепы в Храме Христа Спасителя Под конец года итальянской культуры в России музей храма Христа Спасителя представляет выставку рождественских вертепов, а также живописи и графики из собрания неаполитанского музея Сан Мартино. В Италии жанр рождественского вертепа называется «презепе».
Журнал Православный паломник - Христос родился! Младенца в ясли кладут в полночь 25 декабря. Самые роскошные итальянские вертепы — неаполитанские, как в национальной традиции, так и на выставке в храме Христа Спасителя.

В храме Христа Спасителя открылась уникальная выставка вертепов

Вертеп Ватикана, вдохновленный Греччо, не включает в себя живых животных и людей, как это было в оригинале у святого Франциска, но включает терракотовые фигуры в натуральную величину, созданные известным неаполитанским скульптором Антонио Кантоне. Скульптурные миниатюры на библейские сюжеты. Больше 20 экспонатов привезли из Италии, где, как считают, и зародилась традиция вертепов. В средние века они были своего рода Библией для неграмотных: мини-панорамы и сценки с фигурками рассказывали людям. Наш «Вертеп» – это большое действо внутри кармановской музыки. Видеоряд погрузит зрителей в события тысячелетней давности – Рождение Христа, избиение младенцев, низвергнутый в ад Ирод – не отступив ни на йоту от народного текста.

Католикам - святыни, нам – вертепы

Главный редактор И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д.

Лиханов, священнослужители. Об экспонатах выставки — рождественских вертепах из различных областей Италии - рассказал ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. Традиция итальянских презепе презепе — трёхмерное изображение сцены Рождества Христова с декоративными элементами и фигурами, которые можно переставлять, следуя замыслу художника , сопоставимая с русским вертепом, впервые представлена в России в разнообразии художественных школ и региональных особенностей.

Мы рады, что выставка организована в музее храма Христа Спасителя — главного православного храма нашего Отечества.

Выставка явится новым существенным вкладом в развитие связей между западным и восточным христианством, между Россией и Италией. Миссионерская беседа в Брянском государственном технологическом университете 3 ноября в Политехническом колледже БГТУ в преддверии праздника состоялась беседа-лекция руководителя Брянского епархиального Отдела... Продолжается работа над переводом библейских книг Ветхого Завета на якутский язык 20 октября 2023 года прошла рабочая встреча архиепископа Якутского и Ленского Романа с руководителем переводческого отдела Якутской...

Очень важно показать, насколько сегодня важно сравнение, диалог и мир», — отметил на открытии выставки министр производственной деятельности Италии Клаудио Скайола. Банные вертепы «Вертеп» соответствует латинскому термину «praesepe», означающему в переводе «ясли, кормушка для скота». В христианском восприятии этот термин получил обобщенное значение как место Рождества Христова. В итальянском искусстве он оказался воплощен в разнообразных трехмерных скульптурных композициях. Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей, ни даже по времени его основной сюжет может быть перенесен и в современность. Единственной константой в веках остается сцена у яслей, где лежит новорожденный младенец-Иисус. Кроме того, вертепом называют театральные постановки на рождественские темы. На выставке представлены художественные школы Сицилии, Калабрии, Базиликате, Апулии. Посетители экспозиции смогут увидеть фигурки из дерева, глины, а также расписанные вручную изделия из папье-маше, железа, камня, гипса. Итальянский министр настолько воодушевился собственной речью, что начал говорить о том, что россияне могут увидеть в вертепах «возможность итальянского гения и мир культуры». Ни больше, ни меньше. Принимающая сторона вежливо не решилась остудить пыл итальянца и все вежливо молчали о том, что традиция вертепов в России правда, почти с вековым послереволюционным перерывом существует по меньшей мере с XVIII века. Конечно, пришла она с юга Европы, скорее всего из Италии через Украину. Однако невозможно не упомянуть о том, что в Москве вертепами украшали не только дома, но даже и бани. В московских банях существовал такой обычай: перед Рождеством и в дни Святок раздевальщики поздравляли своих посетителей. Банщики подносили посетителям специально приготовленный макет: на доске были устроены из ваты снежные горы, обсаженные по сторонам елками, восковые фигуры людей сидели на санках и катились с горы.

62. храм христа спасителя рождественские вертепы

С клириками Храма Христа Спасителя они осмотрели выставочные экспонаты, среди которых вертепы и полотна итальянских художников 18 посвящённые событию, которое более 2000 лет свершилось в Вифлееме. 1704 г. Набор фигурок в вертепе мог быть самым разным. Кроме Младенца Христа, Девы Марии, Обручника Иосифа и Ангелов там были куклы, изображающие пастухов, волхвов и их слуг, пришедших поклониться Спасителю. На территориях многих приходских храмов и даже монастырей в дни празднования Рождества Христова царит настоящая рождественская сказка: Ясли с Младенцем Христом окружают фигуры Богоматери, праведного Иосифа, ангелов, животных, пастухов, волхвов. Сердечно приветствую открытие в Москве в музее Xрама Христа Спасителя выставки «Вертепы — Итальянские традиции Рождества». В Храме Христа Спасителя открылась выставка итальянских рождественских вертепов. Искусно сделанные скульптуры, которые изображают сцены рождения Спасителя, привезли из провинции Трентино. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века» открылась в Музее Храма Христа Спасителя. Представленные на выставке вертепы, или «презепе», как их называют итальянцы, не вполне можно отнести к произведениям народного искусства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий