Заглавие на дне впервые появилось на афишах художественного театра горький долго искал своему кратко

В ранней пьесе Горького «Дети Солнца» с романтическим пафосом опоэтизирована мечта, она освещена надеждой. Если помнить об этом, то становится понятен смысл одного из первых названий пьесы «На дне» — «Без солнца». Именно к таким работам относится пьеса «На дне». История написания драмы. Произведение Максима Горького «На дне» увидело свет в 1902 году. Оно было написано специально для труппы Московского художественного общедоступного театра. В ранней пьесе Горького «Дети Солнца» с романтическим пафосом опоэтизирована мечта, она освещена надеждой. Если помнить об этом, то становится понятен смысл одного из первых названий пьесы «На дне» — «Без солнца». Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах Художественного театра. Горький долго искал своему произведению подходящее название. Известны такие варианты: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Без солнца», «Дно», «На дне жизни».

История создания пьесы максима горького на дне. История создания пьесы на дне горького

Настю он уверяет, что была у нее настоящая любовь, а Сатину советует идти к «бегунам». Свой парадоксальный, полный двусмысленности «символ веры» странник формулирует, отвечая на вопрос Васьки Пепла «Есть ли Бог? Во что веришь, то и есть... В мировоззрении Луки вера выступает заменителем «окаянной», нестерпимой правды, которую не всякий человек может выдержать. Отводя вопрос о том, «что есть истина», он предлагает лечить душу — не правдой, а верой, не знанием, а действием. В зашифрованном виде эта мысль высказана им в хитрой сказочке о «праведной земле».

Ответом на нее прозвучал монолог Сатина о «гордом человеке», в котором правда предназначается для «свободного человека», а ложь остается религией «рабов и хозяев». Лука исчез из пьесы—«яко дым от лица огня», как «грешники от лица праведных», — ушел туда, где, по слухам, «веру новую открыли». А цепкие объятия «дна» задушили многих из тех, кого он так горячо убеждал «верить»: пропали Наташа, Васька Пепел, потерял надежду выбраться Клещ, повесился Актер. Люди «дна», свободные ото всего — от Бога, от других людей, от общества в целом, от собственного прошлого и от мысли о будущем — вольны «пропадать» и дальше. Премьера пьесы состоялась 18 декабря 1902 г.

Постановка К. Станиславского и В. В главных ролях: Сатин — Станиславский, Лука — И. Москвин, Настя — О. Книппер, Барон — В.

Мужик не спросит: «Почему треть больше четверти, если всегда четыре больше трёх», как спрашивала одна учёная барышня. Фокусов — не надо. Он говорил недовольно, видимо, ему очень не понравилось прочитанное мною. Помолчав, глядя мимо меня, хмуро сказал: — Старик у вас — несимпатичный, в доброту его — не веришь. Актёр — ничего, хорош. Вы «Плоды просвещения» знаете?

У меня там повар похож на вашего актёра. Пьесы писать трудно. Проститутка тоже удалась, такие должны быть. Вы видели таких? Правда даст себя знать везде. Вы очень много говорите от себя, потому — у вас нет характеров, и все люди — на одно лицо.

Женщин вы, должно быть, не понимаете, они у вас не удаются, ни одна. Не помнишь их… Скепсис Толстого разделяли практически все читатели до самой премьеры в МХТ: они, включая Немировича и цензора Трубачова, были уверены в неминуемом провале драмы. Но после первого же показа «На дне» на сцене мнение литературного сообщества изменилось на прямо противоположное. О её невиданном успехе писали все мемуаристы: по воспоминаниям современников, когда зрители видели писателя в зале, они устраивали овации и не успокаивались, пока он не выходил на поклоны — даже если шла пьеса не его авторства. Именно «На дне» сделала Горького невероятно популярной фигурой — не столько литературной, сколько масскультовой. После премьеры в МХТ его образ стал узнаваемым и тиражируемым — на улицах продавались его фотографии, а в провинции появлялись двойники Горького, выдававшие себя за него и читавшие публично его произведения.

Характерно, что большинство отзывов на постановку пьесы представляло собой не оценку хорошо-плохо, удачно-провально , а интерпретацию. Попытку описать действие драмы и развить те темы, которые в «На дне» затронуты. Горький заставил критиков не только смотреть новую драму, но и оценивать её по-новому. Характерный пример — рецензия 5 Дорошевич В. Это пьеса — гимн человеку. Она радостна и страшна.

Видя «на дне» гниющих, утонувших людей, вы говорите своей совести: — Что ж! Они уж мёртвые. Они уж не чувствуют. Одним из самых внимательных читателей «На дне» стал поэт Иннокентий Анненский — и он же написал одну из немногих подробных рецензий не на постановку, а на текст пьесы. В своей статье он во многом парадоксален: сравнивает Горького с Достоевским, называет его «подлинным символистом». Но главное — обращает внимание на специфику построения драматургии, на необычность самой структуры пьесы.

Пьеса похожа на степную реку, которая незаметно рождается где-то в болоте, чтобы замереть в песке. Но вчитайтесь внимательнее в начальную и последнюю сцену, и вы увидите, что «На дне» вовсе не какая-то серая полоса с блёстками, которую бог знает зачем выкроили из действительности и расцветили, а что это настоящее художественное произведение» 6 Анненский И. Избранные произведения. Горький читает пьесу «На дне» актёрам Художественного театра в 1902 году. В отличие от прочих пьес Горького — «Детей солнца», «Варваров», «Мещан», «Достигаева и других», — «На дне» прочно вошла не только в советский, но и в мировой репертуар. И произошло это очень быстро.

В России её постановки на любых сценах, кроме МХТ, были запрещены хотя отдельные эпизоды, в обход запрета, ставились , но на зарубежные театры этот запрет не распространялся. В первые годы после премьеры в МХТ «На дне» с успехом прошла практически по всем крупнейшим театрам Европы. Более того, «На дне» была едва ли не первой западной пьесой, которая с успехом и множество раз ставилась в восточном театре. В Японии она была поставлена несколько раз только за первые двадцать лет с момента публикации, а уже в 1921 году режиссёр Минору Мурата снял первую экранизацию — под названием «Души в пути». Такой успех объясняется не в последнюю очередь всё той же открытостью пьесы к интерпретациям. Она может быть о ком угодно и о чём угодно — можно вывести на первый план любого персонажа и показать события его глазами.

Первая действительно значительная киноверсия пьесы — фильм Жана Ренуара, снятый в 1936 году. Своим успехом эта экранизация обязана не только режиссёру, но и сценаристу — Евгению Замятину. Тот, с одной стороны, переписывал «На дне» весьма радикально — главным героем стал Васька Пепел в исполнении Жана Габена, предыстории Барона и Актёра были выведены на экран. С другой — Замятин, несмотря на эмиграцию, сохранил достаточно тесные связи с советскими литераторами и «пересочинял» «На дне», советуясь с самим Горьким. В частности, он уговорил его перенести действие в Париж и заменить имена героев на французские — пусть потом от этой затеи они с Ренуаром и отказались.

Четвертую позицию занимает в пьесе Сатин. При всей ее самобытности она тоже отличается своей противоречивостью. Во-первых, слова, произносимые этим героем, находятся в резком контрасте с его сущностью. Ведь о правде говорит жулик по роду занятий, арестант и убийца в прошлом.

Во-вторых, в ряде случаев Сатин оказывается близким Луке. Он соглашается со странником, что «люди для лучшего живут», что правда связана с представлением о человеке, что нельзя мешать ему и принижать его «Не обижай человека! Вопрос Каков конфликт драмы? Ответ Конфликт этой драмы социальный. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду. Она лишила права на работу Клеща, на семью — Настю, на профессию — Актера, на былой комфорт — Барона, обрекла на голодное существование Анну, на воровство — Пепла, беспробудный запой — Бубнова, проституцию — Настю. Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. Вопрос Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?

Ответ Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов. Вопрос Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе? Ответ В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Экспозиция этого конфликта — разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта — появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что кипятком ноги девке сварили» — Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта.

Наташа перестает верить Пеплу: «Они — заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…» Вопрос В чем своеобразие любовного конфликта в пьесе? Ответ Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге.

Именно поэтому столь теплый отклик находит Лука в их сердцах: ведь он объясняет неудачи их жизни внешними обстоятельствами и вовсе не склонен винить самих героев в неудавшейся жизни. И мысль о попытке как-то эти обстоятельства изменить не приходит в голову ни Луке, ни его пастве. Поэтому столь драматично переживают герои уход Луки: надежда, разбуженная в их душах, не может найти в их характерах внутренней опоры; им всегда будет необходима внешняя поддержка даже столь беспомощного в практическом смысле человека, как «беспачпортный» Лука. Лука — идеолог пассивного сознания, столь неприемлемого для Горького. По мысли писателя, пассивная идеология может лишь примирить героя с его нынешним положением и не подвигнет его к попытке это положение изменить, как это случилось с Настей, с Анной, с Актером.

Ho кто мог возразить на это герою, кто мог бы противопоставить хоть что-то его пассивной идеологии? Такого героя в ночлежке не было. Суть в том, что дно не может выработать иной идеологической позиции, поэтому столь близки его обитателям оказываются идеи Луки. Ho его проповедь дала импульс для возникновения новой жизненной позиции. Ее выразителем стал Сатин. Он прекрасно осознает, что его умонастроение оказывается реакцией на слова Луки: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей... Он — умница!.. Старик — не шарлатан! Что такое правда? Человек — вот правда!

Он это понимал... Ho это пока еще лишь самый первый шаг на пути формирования активного сознания, способного к изменению социальных обстоятельств. Трагический финал драмы самоубийство Актера ставит перед нами вопрос о жанровой природе пьесы «На дне». Вспомню об основных жанрах драматургии. Различие между ними определяется предметом изображения. Комедия — жанр нравоописательный, поэтому предметом изображения в комедии оказывается портрет общества в негероический момент его развития. Предметом изображения в трагедии чаще всего становится трагический, неразрешимый конфликт героя-идеолога с обществом, внешним миром, непреодолимыми обстоятельствами. Этот конфликт может переместиться из сферы внешней в сферу сознания героя. В таком случае мы говорим о внутреннем конфликте. Драма — жанр, тяготеющий к исследованию философской или же социально-бытовой проблематики.

Есть ли у меня основания рассматривать пьесу «На дне» как трагедию? Ведь в таком случае я должна буду определить Актера как героя-идеолога и рассматривать его конфликт с обществом как идеологический, ибо герой-идеолог смертью утверждает свою идеологию. Трагическая гибель — последняя и часто единственная возможность не склониться перед противостоящей силой и утвердить идеи. Думается, что нет. Его смерть — акт отчаяния и неверия в собственные силы к возрождению. Среди героев «дна» нет явных идеологов, противостоящих реальности. Мало того, их собственное положение не осмыслено ими самими как трагическое и безысходное. Они еще не достигли того уровня сознания, когда возможным оказывается трагическое мировосприятие жизни, ибо оно предполагает осознанное противостояние социальным или иным обстоятельствам. Такого героя в ночлежке Костылева, на «дне» жизни Горький явно не находит. Поэтому логичнее будет рассматривать «На дне» как социально-философскую и социально-бытовую драму.

Размышляя о жанровой природе пьесы, нужно выяснить, какие столкновения оказываются в центре внимания драматурга, что становится главным предметом изображения. В пьесе «На дне» предметом исследования Горького становятся социальные условия русской действительности рубежа веков и ее отражение в сознании героев. При этом главным, основным предметом изображения оказывается именно сознание ночлежников и проявившиеся в нем стороны русского национального характера. Горький пытается определить, каковы социальные обстоятельства, которые воздействовали на характеры героев. Для этого он показывает предысторию героев, которая становится ясна зрителю из диалогов персонажей. Ho важнее для него показать те социальные обстоятельства, обстоятельства «дна», в которых оказались герои теперь. Именно это их положение уравнивает бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым и вором Васькой Пеплом и формирует общие для всех черты сознания: неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней. Внутри русского реализма начиная с 40-х годов прошлого века складывается направление, которое характеризует пафос социального критицизма в отношении к действительности. Именно это направление, которое представлено, к примеру, именами Гоголя, Некрасова, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, получило название критического реализма. Горький в драме «На дне» продолжает эти традиции, что проявляется в его критическом отношении к социальным сторонам жизни и во многом к героям, в эту жизнь погруженным и ею сформированным.

Типическое — не значит наиболее распространенное: напротив, типическое чаще проявляется в исключительном. Судить о типичности — значит судить о том, какие обстоятельства породили тот или иной характер, чем этот характер обусловлен, какова предыстория героя, какие повороты судьбы привели его к современному положению и определили те или иные качества его сознания. Анализ пьесы "На дне" оппозиция Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» традиционной драмы , поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. У Чехова — пьесы утонченных настроений, переживаний. У Горького — столкновение неоднородных мироощущений, то самое «брожение» мысли, которое наблюдал Горький в реальности.

История создания пьесы максима горького на дне. История создания пьесы на дне горького

Смысл названия «На дне» В 1902 году Горький написал На дне. На дне оврага при высоких домах, стоящих на склонах, неба действительно не было видно. Литературоведы также обсасывают факт, что в процессе работы над пьесой Горький менял название несколько раз — она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Известны следующие варианты заглавия пьесы: "Ночлежка", "В ночлежном доме", "Дно", "На дне жизни". Название "На дне" впервые появилось лишь на афишах Художественного театра.

«На дне» (М. Горький)

В чём смысл названия пьесы Максима Горького "На дне"? В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества.
История создания пьесы "на дне" горького: этапы работы, интересные факты - Лит Школа Пьеса носит название «На дне». Такое заглавие означает, что его герои произведения уже находятся в самом низу социальной лестницы и опускаться им больше некуда.
Смысл названия «На дне. Смысл названия пьесы «На дне» М.Горького (Горький Максим) Пьеса носит название «На дне». Такое заглавие означает, что его герои произведения уже находятся в самом низу социальной лестницы и опускаться им больше некуда.
Смысл названия пьесы “На дне” М. Горького Смысл названия пьесы «На дне» олицетворяет социальное положение всех действующих лиц произведения. Первое впечатление название даёт неоднозначное, так как нет конкретного упоминания, о каком дне идёт речь.
«На дне»: краткое содержание и анализ пьесы В последние месяцы 1901 — начале 1902 уже были готовы несколько актов «На дне», Горький зачитывал фрагменты произведения Л.Н. Толстому и В.И. Немировичу-Данченко.

Анализ пьесы «На дне»

В чём смысл названия пьесы Максима Горького "На дне"? В последние месяцы 1901 — начале 1902 уже были готовы несколько актов «На дне», Горький зачитывал фрагменты произведения Л.Н. Толстому и В.И. Немировичу-Данченко.
🚪 На дне · Краткое содержание по актам В ранней пьесе Горького «Дети Солнца» с романтическим пафосом опоэтизирована мечта, она освещена надеждой. Если помнить об этом, то становится понятен смысл одного из первых названий пьесы «На дне» — «Без солнца».

Сценическая история пьесы на дне. История создания пьесы на дне горького

Задание для закрепления: Какие из следующих заглавий пьес могут быть классифицированы как именование по имени главного героя? Опубликовано в Литература Николай Эй, друзья! Давайте поговорим о названиях драматических произведений. Просто представьте, что вы пишете пьесу, и вам нужно выбрать имя для нее. Некоторые пьесы, такие как «Гамлет» или «Горе от ума», включают имя главного героя в название, чтобы мы поняли о ком она.

В то же время, другие пьесы, например, «Мещанин во дворянстве» или «Борис Годунов», используют название, чтобы описать основную тему или конфликт. Так что, когда вы придумываете название для своей пьесы, задумайтесь, что вы хотите сказать своей аудитории и как вы хотите, чтобы они представляли ваше произведение.

При этом Василиса испытывает ревность и все время избивает сестру.

К тому же она мечтает избавиться от мужа и пытается подтолкнуть любовника к убийству. В результате Пепел в разгаре ссоры расправляется с Костылевым. В конце пьесы от постояльцев ночлежки звучит фраза, что Ваське придется отправляться на каторгу, тогда как Василиса выкрутится.

Персонажи В пьесе Горького описывается жизнь одной из ночлежек Москвы. Главными персонажами произведения являются постояльцы и хозяева заведения. Также там фигурируют лица, которые имеют отношение к жизни заведения.

Среди них стоит выделить полицейского, продавщицу пельменей, грузчиков. Шулер, каторжник Сатин и странник Лука считаются источниками соперничающих мыслей. Они говорят о необходимости сострадать людям, рассуждают о лжи во спасение и важности правды как доказательства человеческого величия.

Остальные персонажи считаются фоном для сражения идей. К тому же они помогают показать и понять глубину падения, до которой может опуститься человек. Театральные постановки За время существования пьесы Горького «На дне» было сделано немало театральных постановок.

Однако вначале произведение подвергалось жесткой цензуре. Первые постановки Изначально театральная цензура наложила на произведение Горького строгий запрет. Однако спустя некоторое время писатель сумел добиться постановки в Московском художественном театре.

При этом театральные цензоры сильно изменили текст, чтобы сделать драму менее революционно ориентированной. Первая постановка состоялась 18 декабря 1902 года в Московском художественном театре.

Борьба с цензурой Вот пьеса написана ,уже готова к постановке, но камнем преткновения явилась театральная цензура. Ее сначала совсем запретили, к тому же сам текст был исковеркан цензурой. Пьесу корректировали, удаляли лишнее, исключали грубые выражения, вырезались рассуждения на религиозную тематику. Но такой ход событий не устроил Горького. Он начал борьбу с цензурой. Поехал в Санкт- Петербург, чтобы отстоять свою пьесу, каждую ее фразу и ему удалось добиться разрешения на постановку пьесы Московским Художественным театром.

Вообще никто не верил в успех «На дне», даже сам автор. Ей предрекали провал, но все произошло наоборот. Пьеса имела большую популярность и принесла успех своему автору. Ее переводили на разные языки, ставили в разных театрах мира, мало того, постановку пьесы Горького до сих пор можно увидеть в разных современных театрах. Действие происходит в последнем прибежище опустившихся на «дно» жизни людях, в ночлежке, чьи частые гости и обитатели — воры и жулики, проститутки, нищие, убогие и больные. Надломленные и брошенные социумом на «гниение заживо», всё ещё люди надеются на лучшую жизнь. История создания столь драматического произведения начинается в 1900 году, данная пьеса была одним из первых сочинений молодого, тогда ещё совсем неопытного писателя. Каждый герой произведения с своим индивидуальных характером, манерой речи и поведением, создавался писателем скрупулезно и трепетно.

Черты отдельных героев Максим Горький списывал со своих знакомых, друзей и простых прохожих.

Название «На дне» впервые увидело свет только на афишах Московского художественного театра, когда произведение прошло тернистый путь сквозь критику и цензуру, от издания до постановки. Добиться разрешения на постановку было невероятно сложно — хоть в пьесе и нет прямого призыва к революции, её острота и откровенность вызвала волну противоречий среди литературных и театральных цензоров Москвы и Петербурга. Ставить спектакль было возможно только после специального разрешения местных властей и внесения множества правок. Только в декабре 1902 года, спустя полгода после окончания работы автора над ней, пьеса, наконец, была поставлена Станиславским — и имела оглушительный успех. Влияние этой драмы на разум народа России и всего мира невозможно переоценить — это первое литературное произведение, весь дебютный тираж которого в Санкт-Петербурге в количестве сорока тысяч экземпляров был раскуплен всего за две недели. Сложности с постановкой в России продолжались весь дореволюционный период, и, конечно же, в Императорском театре «На дне» была запрещена строжайше. Однако, её ставили неоднократно в театрах столицы и провинций и даже за рубежом — произведение переведено на множество языков и было поставлено во многих крупных театрах мира, где неизменно имело успех у зрителя. В 1910-е годы в Венгрии вышла первая экранизация пьесы, которая стала лишь первой из десяти.

Стоит отметить, что первая советская экранизация появилась лишь в 1952 году… Самая поздняя экранизация дебютировала в 2014 году, в современной адаптации режиссёр В. Текст пьесы остаётся неизменным до сегодняшнего дня, машинописный оригинал хранится в Народной библиотеке Горького с последними правками автора.

Смысл названия пьесы “На дне” М. Горького

Над пьесой «На дне» Максим Горький трудился два года. Автор хотел создать «босяцкую» пьесу, действующими лицами которой были бы исключительно представители социальных низов. Смысл названия пьесы «На дне» олицетворяет социальное положение всех действующих лиц произведения. Первое впечатление название даёт неоднозначное, так как нет конкретного упоминания, о каком дне идёт речь. Максиму Горькому пришлось раздумывать над заглавием для своей социальной пьесы. Изначально у него было несколько вариантов: «Ночлежка», «Без солнца», «Дно», «На дне жизни» и все же автор выбрал самое меткое – «На дне». Заглавие «На дне» впервые появилось на афише Художественного театра и стало каноническим.

Почему пьеса на дне имела большой успех. «НА ДНЕ» История создания

Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику — она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими. Временной промежуток пьесы — несколько недель ранней весны. Время года — важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей — мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей.

Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них — Актера. Смысл пьесы Идея пьесы Горького заключается в том, что все люди абсолютно одинаковы вне зависимости от их социального и материального положения. Все состоят из плоти и крови, отличия заключаются лишь в воспитании и характере, которые дают нам возможность по-разному реагировать на сложившиеся ситуации и действовать, исходя из них. Кем бы ты ни был, жизнь может измениться в один момент. Любой из нас, потеряв все, что имел в прошлом, опустившись на дно, — потеряет себя. Больше не будет смысла удерживать себя в рамках приличия общества, подобающе выглядеть и вести себя соответствующе. Когда человек теряет ценности, установленные окружающими, он сбивается с толку и выпадает из реальности, как произошло с героями. Главная мысль заключается в том, что жизнь может сломать любого человека.

Сделать его равнодушным, ожесточённым, потерявшим какой-либо стимул к существованию. Безусловно, во многих его бедах будет виновно равнодушное общество, которое только подтолкнет падающего. Однако сломленные бедняки зачастую сами виноваты в том, что не могут подняться, ведь в их лени, порочности и безучастности ко всему сложно еще найти виноватых. Авторская позиция Горького выражается в монологе Сатина, который разлетелся на афоризмы. Писатель хочет показать, как надо относиться к людям, чтобы воззвать к их достоинству и силе. Бесконечное сожаление без конкретных практических шагов только навредит бедняку, ведь он так и будет жалеть себя, а не работать, дабы выйти из порочного круга нищеты. Это и есть философский смысл драмы. В споре об истинном и ложном гуманизме в обществе побеждает тот, что говорит прямо и честно, даже рискуя навлечь на себя негодование. Горький в одном из монологов Сатина связывает правду и ложь со свободой человека. Независимость дается лишь ценой постижения и поиска истины.

Анализ пьесы Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики. Сатин и Лука Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука — носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы. Другие персонажи Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают.

Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча — появился и исчез. Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества. Краткий анализ — конец 1901 — начало 1902 года. Показан период конца 19 века, глубокий экономический кризис, безработицу, бедность, разорение, крах человеческих судеб. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров. Главные герои Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство».

Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства — по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке. Сатин — фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление. Есть в произведении и носитель «третьей» правды — Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца.

Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому. Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы — монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке — все для человека! Заключение Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний.

Почему Максим Горький назвал свою пьесу «На дне»? Горький жил в Марусовке в 80-е годы XIX века. Через дом от нашей школы находилось здание, в подвале которого Горький работал пекарем.

На горе с другой стороны от Марусовки стоит Казанский университет, в котором я учился позднее. И у меня, и у моих одноклассников вызывали удивление некоторые детали учебников литературы, посвящённые пьесе Горького. Но прежде напомню, что такое Марусовка. Это участок Рыбнорядской улицы позднее ул. Пушкина от её перекрёстка с Большой Лядской п. Галактионова до пересечения с Малой Проломной п. Профсоюзная и Собачьим переулком п. Некрасова , проходящий по дну оврага. Слева и справа на склоне оврага стояли дома.

Хозяином и основателем Марусовки был казанский мещанин, бывший сапожник Лупп Спиридонович Марусов. В 30-х годах XIX века он купил деревянный одноэтажный дом на Рыбнорядской улице с 210 квадратными саженями земли за 600 с небольшим рублей. Стоял дом у подножия горы, поднявшись на которую можно было выйти на Старо-Горшечную улицу п. Щапова и к нашей школе на Лядской Горького улице. На противоположной стороне оврага, на горе, уже стояло здание Казанского университета. Земля вокруг пустовала и вскоре почти за бесценок была выкуплена Марусовым. В течение более 40 лет Лупп Спиридонович построил вдоль Рыбнорядской улицы на склонах оврага большую группу каменных и деревянных доходных домов, получивших впоследствии название «Марусовка». Квартиры в Марусовке облюбовали студенты университета из-за дешевизны и близости. Можно было зайти в подъезд дома на Рыбнорядской, подняться на четвёртый этаж и выйти на Университетскую улицу.

С одной стороны дом был четырёхэтажный, а с другой — одноэтажный. Таков был перепад высот. Всего к 1882 году последнему году жизни Марусова было воздвигнуто более 30 различных строений, где размещалось около двух тысяч квартир, в которых в некоторые периоды жило несколько тысяч человек. Луппу Спиридоновичу Марусовка приносила неплохой доход. Занимаясь новым строительством, он обращал мало внимания на ремонт существующих домов, с годами превращавшихся в трущобы. Горький застал как раз этот период. В глубине его — высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него — кусты бузины.

Направо — темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево — серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной — узкий проход. В серой стене два окна: одно — в уровень с землей, другое — аршина на два выше и ближе к брандмауеру. А литературовед состряпал целую статью «О метафорах Горького». Он никогда не был в реальной Марусовке. На дне оврага при высоких домах, стоящих на склонах, неба действительно не было видно. Литературоведы также обсасывают факт, что в процессе работы над пьесой Горький менял название несколько раз — она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».

И опять же, окончательное название никакая не метафора, а просто название места происходящего, оказавшееся очень ёмким. Так что читайте сами литературные произведения, а не всякий мудрёж в статьях, учебниках и рефератах, написанных ради диссертаций и дипломов. Теги: писатели, литература, Максим Горький Основной сюжет произведения Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это — внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума. Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику — она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству.

В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими. Временной промежуток пьесы — несколько недель ранней весны. Время года — важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей — мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей.

Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них — Актера. Смысл пьесы Идея пьесы Горького заключается в том, что все люди абсолютно одинаковы вне зависимости от их социального и материального положения. Все состоят из плоти и крови, отличия заключаются лишь в воспитании и характере, которые дают нам возможность по-разному реагировать на сложившиеся ситуации и действовать, исходя из них. Кем бы ты ни был, жизнь может измениться в один момент. Любой из нас, потеряв все, что имел в прошлом, опустившись на дно, — потеряет себя. Больше не будет смысла удерживать себя в рамках приличия общества, подобающе выглядеть и вести себя соответствующе. Когда человек теряет ценности, установленные окружающими, он сбивается с толку и выпадает из реальности, как произошло с героями.

Главная мысль заключается в том, что жизнь может сломать любого человека.

Теперь писатель хотел отразить не только социальные проблемы, но и нравственные проблемы личности. То, как одни борются за сохранения нравственных устоев, несмотря на нищенское существование, а другие опускаются, в том числе и нравственно.

Любопытно, как реагируют на нее другие персонажи. Праведная земля!

Туда же! В отношении к проповедям Луки персонажи довольно четко делятся на три группы. Они не затрагивают хозяев ночлежки, Медведева, Бубнова, Барона. Их принимают, в них верят Анна, Наташа, Актер. Между этими крайностями оказываются Пепел и Сатин.

Пепел, как мы видели, колеблется: начиная с недоверия, он все же отзывается на слова Луки. Умный шулер и циник Сатин лично не затронут речами Луки, но зато в большом монологе из четвертого действия демонстрирует понимание его позиции, но одновременно и ее ограниченность. Прочитавший «На дне» как социальную драму, С. Андрианов считал, что пьеса вообще могла окончиться третьим действием. В четвертом действии философская линия сюжета окончательно отодвигает в сторону социальную.

Оно превращается в дискуссию об исчезнувшем Луке и полезности или вреде его проповеди. А вы… не люди… вы — ржавчина! Кто закон душа имеет — хорош! Синтезом этой полемики ночлежных философов в пещере Платона оказываются два больших монолога Сатина. В первом идея спасительной лжи конкретизирована, поставлена в зависимость от характера, от возможностей человека: «Старик — не шарлатан!

Что такое — правда? Человек — вот правда! Он врал… но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я — знаю! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!..

Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека! Тем самым поведение Луки, кажется, оправдано. Но дальше Сатин превращается в оппонента Луки и развивает свою философию человека в образе, отчасти напоминающем «мировую душу» из пьесы А. Чехова «Чайка» 1896. Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!..

Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека. Это — огромно! В этом — все начала и концы… Все — в человеке, все для человека!

Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

Горький» любят публицисты и составители словарей афоризмов. Но не надо забывать контекст, в котором они возникают, и персонажа, которому принадлежат. В ответ на одобрительное суждение Барона после первого своего монолога Сатин иронически соглашается: «Барон. Прекрасно сказано! Я — согласен!

Ты говоришь… как порядочный человек! Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? На фоне тонкого понимания людей, которое демонстрирует Лука, речи Сатина выглядит красиво-беспредметными.

Изображается место действия пьесы на дне. Своеобразие сюжета — жизнь деклассированных людей

Смысл пьесы «На дне» Максима Горького и ее названия. Пьеса «На дне» была написана молодым, но уже популярным Горьким в 1901-1902 году специально для Московского художественного театра. Такого героя в ночлежке Костылева, на «дне» жизни Горький явно не находит. Поэтому логичнее будет рассматривать «На дне» как социально-философскую и социально-бытовую драму. Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона — В. Качалов, Луки — И. Москвин, Насти — О. Книппер, Наташи — М. Андреева. Максим Горький. «На дне».

История создания пьесы Горького На дне, сюжет и постановки произведения

История создания пьесы «На дне» М. Горького Смысл пьесы «На дне» Максима Горького и ее названия. Пьеса «На дне» была написана молодым, но уже популярным Горьким в 1901-1902 году специально для Московского художественного театра.
История создания пьесы «На дне» М. Горького В пьесе «На дне» Горький децентрализовал интригу и отказался от главного героя, найдя новое единство, объединяющее пестроту характеров, лиц, типажей. В основу сценического характера автор положил жизненную философию героя, его основную мировоззренческую установку.
В чём смысл названия пьесы Максима Горького "На дне"? | Liza's library | Дзен Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары. На переднем плане у левой стены — обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого.
История создания на дне м горький. История создания пьесы на дне горького Пьеса Максима Горького "На дне" была написана в 1902 году. Автор очень долго обдумывал название пьесы, среди которого были "На дне жизни", "Дно", "Ночлежка". Но как мы видим Горький остановился именно на заглавии "На дне" и ведь не просто так.

История создания на дне м горький. История создания пьесы на дне горького

Название «На дне» впервые появилось лишь на афишах Художественного театра. По свидетельству И. А. Бунина, название пьесы Горькому подсказал Л. Н. Андреев: «Однажды. Не сразу было найдено известное нам заглавие. В рукописи она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Окончательное заглавие «На дне» впервые появилось только на афишах Московского Художественного Театра. Изначально Максим Горький назвал пьесу «Без солнца», среди вариантов были и «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни», но остановился он на самом подходящем и многозначительном названии – «На дне». М. Горький долго искал для драмы подходящее название. Известны следующие варианты заглавия пьесы: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Дно», «На дне жизни». Название «На дне» впервые появилось лишь на афишах Художественного театра.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий