Культура удмуртии программа

государственная программа). Программа «Мы в Удмуртии живем» с 1 июня 2022 по 31 декабря 2025, Ярский историко-краеведческий музей в Ярском районе — дата и место проведения, описание и программа. Первый проект Центра удмуртской культуры получил одобрение на тот момент министра культуры России Владимира Мединского. Кабинет министров утвердил государственную республиканскую программу «Культура Удмуртии» на 2015–2020 годы. Удмуртия — республика в составе Российской Федерации, является её неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном.

В Удмуртии направили шесть миллиардов рублей на развитие культуры за шесть лет

Ему поручено в срок до 15 июля 2009 года представить на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект республиканской целевой программы. Как отметил министр культуры, печати и информации Дмитрий Иванов, разработанная Концепция республиканской целевой программы определяет основные способы решения проблем отрасли в условиях недостаточного уровня бюджетного финансирования. Безусловно, поддержка культуры является ключевым фактором гармоничного развития человека, реализация его духовного потенциала, обеспечения возможности доступа к национальным и мировым культурным ценностям.

Театр под открытым небом». Творческая лаборатория традиционной русской культуры «Всероссийский этнографический фольклорный собор «Высокий берег» является основой для привлечения, как специалистов, так и широкого круга людей, заинтересованных в получении глубоких достоверных знаний и практик. Вся программа творческой лаборатории разделена на несколько мероприятий, включая этнографические экспедиции по деревням и селам республики, встречи с аутентичными коллективами, старожилами-хранителями нематериального культурного наследия народов России, научно-практические конференции, круглые столы, и просветительские мероприятия для молодежи в формате вечорок. Всероссийский фестиваль традиционной русской культуры «Высокий берег» - это съезжий праздник с интерактивными площадками, реконструкцией крестьянского быта, выставкой-ярмаркой изделий декоративно-прикладного искусства и ремесел и проведением мастер-классов. Концертные программы в рамках фестиваля пройдут в селах и деревнях Сарапульского, Камбарского, Каракулинского, Киясовского, Воткинского и Завьяловского районов и в Сарапуле. Основная идея проекта «Этнодизайн в современной моде» - возрождение и популяризация народных костюмов среди учащихся и молодёжи на базе музейной интерактивной площадки «Незабытая старина» в деревне Бараны Красногорского района.

Проект предполагает обучение шитью этнокостюмов и аксессуаров в современном стиле, с применением традиционных русских, удмуртских, татарских орнаментов. В мастерской под руководством опытных педагогов ребята будут изготавливать тканые изделия, заниматься вышивкой и созданием предметов одежды в техниках холодного и горячего батика.

Министр сделала акцент на двух федеральных проектах, которые активно реализуются в Приволжье. В рамках программы «Придумано в России» по всей стране открываются Школы креативных индустрий.

Пользуется спросом программа «Пушкинская карта», по которой молодёжь 14-22 лет могут бесплатно сходить в кино, на концерты или спектакли. На сегодняшний день к программе присоединились более 1 700 учреждений культуры Приволжья. О реализации нацпроекта в Удмуртии рассказал Александр Бречалов. Он процитировал бывшего известного культурного деятеля Удмуртии, бывшего главного редактора «УП» Энвиля Касимова: «В неокультуренное пространство бизнес не идет».

Люди там, где им интересно, где они получают новые впечатления, где достойный сервис, простор для самовыражения. Поэтому наша задача — дать возможность творческому потенциалу развиваться, а людям — получать удовольствие от выставок, концертов, спектаклей. Я говорю не только и не столько о столице — Ижевске, я говорю о малых городах, селах и деревнях», — Александр Бречалов. За период реализации нацпроекта Удмуртия получила 2,18 млрд рублей.

На эти деньги в республике построили 8 и капитально отремонтировали 15 Домов культуры. Более 100 млн рублей направили на создание 14 модельных муниципальных библиотек, две из которых откроются в августе.

Любовью человека и машины, любовью человека и нейросети. Потому что это будет. Человек начнет влюбляться в нейросеть.

Более 3,5 млрд рублей выделят на программу «Культура Удмуртии»

Posted 6 июля 2023,, 09:32 Published 6 июля 2023,, 09:32 Modified 6 июля 2023,, 09:32 Updated 6 июля 2023,, 09:32 Гранты на 40 млн рублей получат проекты по культурному развитию Удмуртии 6 июля 2023, 09:32 Более 40 млн рублей в виде грантов получат проекты по развитию культуры в Удмуртии по результатам конкурсного отбора федерального Фонда культурных инициатив. Об этом сообщил председатель правительства республики Ярослав Семенов. По его словам, инициативы наших проектных команд прошли очень жесткий отбор. В итоге Удмуртия расположилась в тройке лидеров по числу поддержанных проектов.

Пантеон древних удмуртов насчитывает более сорока богов. Первые обряды крещения коренного населения края относятся к 16 веку, массовая христианизация началась в 18 веке. В 1989 году восстановлена Ижевская и Удмуртская епархия. В Ижевске вновь открыт для прихожан Александро-Невский кафедральный собор. Кроме него, в столице еще два действующих православных храма, сохранились и старообрядческие общины. Другой религией, оказавшей существенное влияние на верования жителей края, является ислам. Это и не удивительно: юго-западная часть Удмуртии долгое время входила в состав государства «Волжская Булгария». Наука Базой для сбалансированного развития промышленности, всего народного- хозяйственного комплекса Удмуртской Республики является наука.

На территории Удмуртии действуют институты УрО РАН, специализированные научно- исследовательские институты, научные подразделения высших учебных заведений. Образование Сегодня в республике 5 государственных высших учебных заведений: Удмуртский университет, Ижевский технический университет, Ижевская медицинская академия, Ижевская сельскохозяйственная академия и Глазовский педагогический институт. Профессиональное обучение ведется в 15 техникумах и 36 колледжах. Все более широкое распространение находят новые формы обучения с углубленным изучением тех или иных предметов: лицеи, колледжи, гимназии. Интересен опыт дистанционного обучения школьников по специально разработанным методикам и программам ведущих вузов страны.

Вторая половина XX века Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере. В послевоенные годы в музыке выделились новые жанры — романсы , хоровые сюиты , кантаты , оратории , оперы , балеты , симфонии , квартеты. Сформировалась и заняла центральное место в культуре удмуртская профессиональная песня, ведущую роль в которой играл Герман Корепанов; его песни «Удмуртия», «Зарни нянь» «Золотой хлеб» , «Мы — железный народ», «Мон тодам ваисько» «Я вспоминаю все» обогатили музыку эпическими темами, на основе которых возникли оперные и балетные образы. В песнях 1970-х годов популярность обрели песни — «У тихих рябин» на слова Олега Поскребышева, «Белая черемуха» на слова Степана Широбокова. Новые тенденции в освоении национального материала намечались в творчестве Геннадия Корепанова-Камского — песни «Кырзаломе, данъяломе» «Споем, прославим» , «Зано гинэ но» «Дорогой, да» написаны на народные тексты. Для театра были созданы музыкальная комедия «Сюан» «Свадьба» Николая Греховодова 1946 , оперетта «Любушка» 1959 , музыкальная комедия «Учыос чирдон дыръя» «Когда поют соловьи», 1961 , музыкальная драма «Азиний» 1977 Геннадия Корепанова-Камского. Токарева 1980 , кантата Евгении Кописовои «Я голосую за мир» на стихи советских поэтов 1984 , вокально-хореографическая поэма С. Черезова «Поле Сидоровых» 1985 , музыкальные произведения к спектаклям Николая Шкляева. В 1970-е годы активизировалась песенно-хоровое творчество для детей. Белого 1986 , «вакхические песни» на слова Александра Пушкина 1982 , «Жизнь восторжествует» на слова Олега Поскребышева 1978 ; вокальными циклами Юрия Толкача «Муза» на слова Анны Ахматовой 1979 , «Из венгерского народного творчества» 1982 , «Покой и воля» на слова Александра Пушкина 1982 ; вокальными циклами Геннадия Корепанова-Камского «Две приветственные песни» из народной поэзии, 1982 , «Обрядовые песни» на народные тексты, 1988. В инструментальной творчества можно выделить произведения с использованием национального материала и традиций русской классики, произведения с преобладанием традиций советской классики и произведения с объединением национальных сюжетов на основе советского симфонизма. Среди таких произведений — Первая и Вторая симфонии 1964 , 1983 , Концерт для скрипки с оркестром 1953 Германа Корепанова; «Тыловайская сюита» 1969 , Симфония для струнных и 4 литавр 1970 , поэма «Старый Мултан» 1975 , поэма для виолончели и симфонического оркестра 1966 Геннадия Корепанова-Камского, 3 симфонии 1966 , 1972 , 1979 , сюита для камерного оркестра «Ижевск» 1975 Юрия Болденкова; каприччио «Свадебные мелодии» 1976 , Симфония памяти Яна Сибелиуса 1995 , концерт для фортепиано с оркестром 1980 Юрия Толкача; симфонические сюиты «Напев и два Государственный театр оперы и балета Удмуртской республики удмуртских танца» 1986 Николая Шабалина; сюиты для малого симфонического оркестра «Вятской песни» и «Пазяльской песни» 1982 , 1985 , Вторая симфония 1985 С. Черезова; симфоническое скерцо 1990 , Концерт для фагота с оркестром 1997 Александра Корепанова; «Удмуртские зарисовки» 1980 Евгении Кописовой. На сегодня в Удмуртии работают Удмуртская государственная филармония, Государственный театр оперы и балета Удмуртии, Государственный академический ансамбль песни и танца «Италмас», Академическая хоровая капелла ГТРК «Удмуртия», Удмуртский театр фольклорной песни «Айкай», Государственный оркестр духовых инструментов и Симфонический оркестр Министерства культуры Удмуртии, фольклорные ансамбли «Чипчирган», «Зангари», «Танок». Среди учебных заведений действуют Республиканское музыкальное училище, Республиканское училище культуры, специальная школа-интернат искусств Министерства культуры Удмуртии, музыкальное отделение Воткинского педагогического колледжа, музыкальные школы, Союз композиторов [18]. Театральное искусство Древнее, связанное с религиозными культами синкретическое искусство , стоит у истоков театра удмуртов. Подобное фольклорно-игровое искусство не было театром в привычном понимании слова и носило обрядовый характер в целях сохранения домашнего скота, увеличения урожаев и продолжения рода. Однако вместе с ритуальными сценами присутствовал и драматический момент, что создавало единое эстетически направленное действо со всеми признаками современного театра. Постепенно уходил патриархально-родовой строй, и вместе с ним исчезали магические элементы, уступая место игре и лицедейству. В 1860-е годы в Сарапуле появляются первые русские любительские драматические коллективы европейского образца, а с середины 1870-х годов город стал принимать гастроли профессиональных театральных трупп. Урасинова поставила один из первых спектаклей на удмуртском — комедию Льва Толстого «От нее все качества». В 1920-е годы появляются первые удмуртские драматурги, режиссеры, актеры, театральные организаторы — М. Абрамов, П. Батуев, Кузебай Герд. С 1924 по 1930 во главе с Александром Сугатовым работал драматический коллектив при Центральном Удмуртской клубе, который осуществлял художественное руководство сетью любительских кружков. Перевощиков, Григорий Овечкин и другие [19]. Зритель видел театр эффективной формой просвещения, школой. На сцене, помимо обработки произведений народного творчества, показывали все новое, что несла с собой Революция. Батуев 1920. В первые послереволюционные годы в Удмуртии некоторое время работали также российские драматические театры — в Сарапуле Театр Советов 1917 — 1918 , в Ижевске — Ижевский советский театр 1918 — 1920 , Театр Ижевского Пролеткульта 1918 — 1923. В апреле 1930 года в Ижевске начинает работать Ижевский театр рабочей молодежи, который смогли превратить в профессиональный. В 1934 — 1935 годах при театре действовал Ижевский оперный театр, в котором работали в основном мастера Большого театра и Московского оперного театра, а также главный дирижер и руководитель симфонического оркестра известный русский композитор Дмитрий Васильев-Буглай. Театр поставил всего 8 опер русских и зарубежных композиторов, в том числе «Евгений Онегин» Петра Чайковского. Во второй половине 1930-х годов в Удмуртии открывается еще 4 профессиональных театра: в Ижевске — Русский драматический театр с 1961 года имени Владимира Короленко , Ижевский театр кукол; в Сарапуле — Сарапульский драматический театр , в Воткинске — Воткинский театр музыкальной комедии. В спектаклях ставилась проблема формирования нового развития человека и трудовой энтузиазм советского народа — «Аристократы» Н. Погодина, «Шестеро любимых» А. Арбузова, «Слава» В. Корнейчука, «На берегу Амура» В. Типичная, «Грабитель-нахал человеком стал» Е. Значительное место в репертуаре довоенного времени занимала русская и зарубежная классика. В годы Второй мировой войны все театры, за исключением кукольного, подверглись структурным изменениям. Большая часть актеров из расформированного Русского театра перешли Первый республиканский драматический театр до мая 1942 года — Сарапульский. Небольшая часть удмуртской труппы во главе с Кузьмой Ложкиным создали Алнашский народный театр в селе Алнаши. Из оставшихся актеров в августе 1941 года в Ижевске режиссер А. Чечельницкий и художник Илья Ходырев создали хозрасчетную труппу в составе 12 человек. Осенью того же года в нее вошли эвакуированные мастера сцены. В ноябре года труппа была реорганизована в Второй республиканский драматический театр. Ведущее место в репертуаре заняли пьесы о борьбе советского народа против фашистов, его вере в победу. Также театры обращались и к историческим произведениям — «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева, «Надежда Дурова» К. Липскерова и А. Кочеткова, «Олеко Дундич» М. Каца и А. Ржешевский, «Давным-давно» А. Тема героики остается ведущей и в послевоенные годы. Русский театр ставил пьесы «За тех, кто в море» Б. Лавренева 1946 , «Молодая гвардия» А. Фадеева 1947 ; Удмуртский театр — «Раскинулось море широко» В. Вишневского, А. Крона и В. Товстоногова и В. Брагина 1951 ; Сарапульский — «Константин Заслонов» А. Мовзона 1947. Театры хотели показать послевоенную жизнь страны, но это было нелегко, так как пьес на эту тематику было мало. Авторы использовали готовые сюжетные формы, надуманные конфликты, в результате чего посещаемость низко падала. Так, в ноябре 1949 года закрывается Театр музыкальной комедии. В период « оттепели » появляются пьесы, которые отражали актуальные проблемы современности, а их герои имели чувство личной ответственности; смелее стали показывать жизненные противоречия — «Мез овраг дурын» «На крутом берегу» Василия Садовникова 1954 , «Чукдор» Степана Широбокова 1956 , «Персональное дело» А. Штейна 1956 , «Снова вместе» З. Аграненко 1964 , «Черные птицы» Н. Погодина 1963. В 1958 году Удмуртский театр реорганизован в музыкально-драматический. В труппу входят солисты-вокалисты, артисты хора, балета, оркестра. Эти изменения позволили коллективу ставить и оперы и балеты. В первой половине 1990-х годов к профессиональным театрам добавляются еще 3 — «Парафраз» в Глазове 1991 , «Молодой человек» 1991 и «Дарт» 1993 в Ижевске. Начало демократизации по-новому осветили другие стороны современности и прошлого, позволили критиковать сталинизм спектакль В. Галина, 1988 ; «Свалка» А. Дударёва, 1988. Балет Первичными формы удмуртской хореографии были древние ритуальные танцы, связанные с религиозными обрядовыми культами, призванные задобрить богов и духов. В виде обрядового синкретического искусства такие формы форм танца сохранились до 1920-х годов. Сегодня обряды теряют первоначальный магический смысл, уступая место развлекательной составляющей, а сам танец может исполняться вне обряда, на любом празднике или застолье во время всеобщего веселья. В 1920-х годах в Удмуртии создаются драматические, хоровые, танцевальные кружки в клубных учреждениях, учебных заведениях, и тогда традиционный танец входит как обязательный элемент в спектакли, концертные номера. С созданием в 1931 году удмуртского профессионального драматического театра национальный хореографический материал, наряду с песенным, перерабатывается композиторами. В спектаклях «Зибет зурка» «Иго здригуеться» и «Кезьыт ошмес» «Холодный Ключ» , поставленных в 1936 году по пьесам Михаила Петрова и Игнатия Гаврилова, музыка Николая Голубева, танцевальные номера вошли как составные элементы сценического действия. Традиционная хореография проявляется в музыкальных драмах «Камит Усманов» Николая Греховодова 1941 и «Аннок» «Гануся» Исаия Галкина 1941 , созданный на либретто Игнатия Гаврилова, в музыкальной комедии Николая Греховодова «Сюан» «Свадьба»; 1946 , литературной основой которого стала пьеса Василия Садовникова. Заложенные российской музыкой традиции музыкальной национальной хореографии с начала 1960-х годов определяли основу крупных музыкальных жанров, начинающими в которых стали удмуртские композиторы — опера «Наталь» Германа Корепанова 1961 , опера-балет «Чипчирган» «свирель»; 1964 , оперы «Россиянка» 1967 , «Заговор» 1987 Геннадия Корепанова-Камского, «Бунт» Германа Корепанова и Е. В развитие балетного искусства республики значительный вклад внесли балетмейстеры Л. Бордзиловская, В. Буланов, А. Голышев, А. Курбатов, В. Никитин, Г. Рубинский, И. Сергеев, С. Тулубева, С. Шмагин; танцоры С. Афанасьева, В. Демьянов, М. Кузнецова, Т. Морозков, Г. Рыжикова, Ю. Таранова, И. Токмаков, И. Шкрабов, Г. Шулунова, А. Большой вклад в развитие и пропаганду удмуртского хореографического искусства внес Государственный хор и ансамбль танца — ныне ансамбль песни и танца «Италмас» [20]. В довоенный период балетмейстерами Л. Шолоховым и Р. Ардевилио на традиционной основе были созданы яркие танцы «Улы-ули», «Ялыке» «Давайте танцевать». В 1950-е годы А. Бондарев создает ныне широко известные танцы «Чабкыса эктон» «Танец с хлопками» , «Жингыртыса эктон» «Танец с колокольчиками». Среди других танцев, которые получили широкое зрительское признание, — «Тыпыртон» «Перепляс» , «Югдон» «Рассвет» , «Эх шу, жингыр шу», «На скамейке», «Кизнерська кадриль» и другие. Над сценической переработкой и созданием плодотворно работают В. Стариков, А. Щочев и другие [21]. В 1970 - 1980-е годы в репертуарной политике балетной труппы ансамбля заметным является стремление к созданию на основе элементов традиционной хореографии значительных произведений, отражающих современный быт и культуру удмуртского народа. Современные танцы, отличаясь динамичностью, яркостью, не потеряли народный колорит, органично вошли в музыкальные произведения великих театральных форм, в репертуар ансамбля «Италмас». Художественная самодеятельность Декоративно-прикладное, музыкальное и танцевальное искусства составляют богатство художественной самодеятельности удмуртов. Еще издавна охотничьи, календарно-обрядовые песни, инструментальные мелодии, народные танцы определяли своеобразный линейный ритм и мотивы орнамента, особенности быта, природных условий, истории народа. После принятия в 1917 году « Декларации прав народов России » образуются первые культурно-просветительские кружки, сеть клубов, которые со временем превращаются в народные дома. По состоянию на 1919 год в Глазовском уезде насчитывалось 70 кружков и 38 народных домов. При отделениях народного образования создавались подотделы искусств. В начале июня 1920 года был открыт подотдел при Ижевском отделении народного образования, который состоял из 3 секций — театральной, музыкальной, изобразительной. В театральной было создано 2 драматических трупы и 2 музыкальные школы. В музыкальных школах были специальные классы скрипки, рояля, виолончели, хорового и сольного пения. Секция изобразительного искусства организовала студию на 80 человек. Первым профессиональным художником в Удмуртии стал Николай Косолапов. В 14 волостях при народных домах существовали драматические кружки. В начале 1930-х годов регулярно проводились осмотры самодеятельности и выставки работ народных умельцев. В 1934 году прошла олимпиада сельской художественной самодеятельности. С 9 районов в ней участвовало 11 тысяч человек. При клубах имени Октябрьской Революции , имени Ленина и имени 1 Мая в 1936 году работало 10 удмуртских драматических кружков. В марте 1936 года в Кирове состоялся краевой смотр самодеятельности колхозов. В 1936 году впервые в республике была организована выставка народного прикладного искусства, собрано до 40 сказок и легенд, записано более 1000 песен, выпущено 3 сборника песен. В сентябре того же года в Ижевске был открыт республиканский Дом народного творчества. В 1937 году проведена декада удмуртского искусства, в которой приняло участие 259 коллективов. Значительное развитие художественная самодеятельность получила в послевоенные годы. В 1947 — 1960 годах количество коллективов увеличилось в 3,3 раза, участников почти в 8 раз. В мае 1959 года в Удмуртии появился первый народный театр — коллектив Ижевского БК машиностроителей руководитель и режиссер — заслуженный деятель искусств Удмуртии В. В 1957 году было основано Всероссийское хоровое общество, в январе 1959 года — его удмуртское отделение руководитель — Герман Корепанов. Свои песни и сборники создают композиторы Г. Матвеев, Н. Новожилов, П. Павлов, А. Сутягин и др. На 1 января 1997 года в Удмуртии работало 70 народных сельских коллективов, в том числе 16 народных театров, 26 хоров, 8 ансамблей песни и танца, 6 фольклорных коллективов, 4 любительских киностудии, 7 оркестров и ансамблей, 3 агитбригады. Наибольшего развития достигли следующие народные коллективы: ансамбль народного танца «Анданте» БК «Металлург», ансамбль гармонистов и фольклорный коллектив «Зарни Шеп» Малопургинского района , фольклорный коллектив «Байгурезь» Дебёсского района , татарский ансамбль песни и танца «Гузель» ДК железнодорожников и другие. Цирк Еще издавна в Удмуртии были популярны бродячие артисты — скоморохи с дрессированных медведями, силачи с гирями, факиры. К концу XIX века в Ижевске появились цирковые балаганы, которые представляли собой дощатые временные здания с сидячими местами-скамейками для богатых и стоячими «отрядами» для бедных. Долгое время в Удмуртии не было профессионального цирка, а спектакли давали заезжие артисты. Первый стационарный цирк был построен местным предпринимателем Александром Коромысловым в 1895 году. Он находился у мучного базара и сгорел в годы Гражданской войны [22]. В 1939 году было принято решение построить новое каменное здание на месте старого по проекту архитектора Петра Попова, который взял за образец каменный цирк Чинизелли в Петербурге 1877 , оснастил его портиком с барельефами акробатки и укротителя и увеличил высоту купола до 20 метров. В конце 1980-х годов здание цирка начала рушиться, ее было признано аварийным. Окончательное решение о сносе приняли лишь в 1999 году , и 29 декабря цирк был разрушен. Радио и телевидение В Удмуртии действуют 1 государственная и 2 коммерческие телерадиокомпании, крупнейшая из которых — Государственная телерадиокомпания «Удмуртия» — создана в июле 1991 года. Это единственный творческий производственный коллектив, который осуществляет информационное, публицистическое и художественное вещание на удмуртском , русском и татарском языках.

Объём финансирования мероприятий государственной программы за счёт средств бюджета региона составляет 3 580 820,2 тыс. За счёт средств федерального бюджета на мероприятия подпрограммы планируется привлечь в 2015 году 12 млн 650 тысяч рублей. По предварительным прогнозам, за счёт средств бюджетов муниципальных образований в Удмуртии на реализацию подпрограмм в 2015 -2020 годы предполагается привлечь финансовые ресурсы в объёме 8 170 478,1 тыс. Расходы за счёт иных источников ориентировочно составят 2 459 216,1 тыс.

Музейная неделя в Удмуртии: программа онлайн-мероприятий 14 мая

В Воткинске продолжается реализация мероприятий национального проекта «Культура», инициированного Президентом страны Владимиром Путиным. Кабинет министров Удмуртии утвердил государственную программу республики «Культура Удмуртии» на 2015-2020 годы, сообщает пресс-служба Главы и правительства республики. В феврале 2024 года стартует государственная программа культуры Удмуртии, направленная на развитие и поддержку удмуртской культуры, языка и традиций. Кабинет министров утвердил государственную республиканскую программу "Культура Удмуртии" на 2015-2020 годы.

Запись на выставки и музеи

  • Централизованная клубная система Сарапульского района | Новости
  • Грантовую поддержку получат еще 56 проектов сферы культуры из Удмуртии . Культура
  • Россия удмуртия программа - фото сборник
  • 584 работника культуры Удмуртии обучились в рамках нацпроекта «Культура». Общество
  • Утверждена государственная программа «Культура Удмуртии»

«Развитие культуры» на 2015-2024 годы

Указанные цели достигались, в том числе, за счет модернизации инфраструктуры организаций сферы культуры в рамках национального проекта "Культура", федерального партийного проекта "Культура малой Родины", федеральных проектов "Придумано в России" и "Сохранение культурного и исторического наследия", широкой поддержки творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовки специалистов сферы культуры, развития волонтерского движения и внедрения информационных технологий. В рамках национального проекта "Культура" с 2019 по 2023 год на территории Удмуртской Республики построено 8 домов культуры, отремонтировано 15 домов культуры, выполнены капитальный ремонт 2 детских школ искусств и реконструкция 2 детских школ искусств. На территории города Ижевска в конце 2022 года введен в эксплуатацию Театр юного зрителя. В указанный период оснащены музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами 14 образовательных организаций в сфере культуры, технически оснащены 8 музеев и 2 региональных театра, созданы 4 виртуальных концертных зала, 18 модельных библиотек, 5 мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам в музеях с применением технологии дополненной реальности на основе цифровой платформы "Артефакт". С 2017 по 2023 год в рамках партийного проекта "Культура малой Родины" обеспечено развитие и укрепление материально-технической базы 197 домов культуры в населенных пунктах до 50 тысяч человек, 2 муниципальных и 1 регионального театров.

Герстфельд, Г. Гусев, К. Захаров, С. Особенный успех имело подобное строительство в промышленной архитектуре Ижевска.

Внедрялись большое остекление, совершенствовались коммуникации, впервые стали создаваться крупные градостроительные проекты. Ижевск В 1930-х годах стал господствовать конструктивизм — Г. Грингоф, М. Пикулев, Петр Попов, Л.

Шкляев, А. Циглис, И. Повсюду строились небольшие дома культуры, школы, административные и жилые здания. Изменялись генеральные планы застройки городов и многих районных центров.

В годы Второй мировой войны строительная отрасль не имела возможностей для развития — строились только бараки, иногда глинобитные, цехи с деревянными конструкциями. Но несмотря на эту тенденцию архитектор Петр Попов в построил 1943 году в Ижевске цирк. Все больше развивался классицизм , среди ведущих мастеров — В. Антощук, И.

Орлов, Борис Чичкин. С 1959 года в городах началось крупнопанельное домостроение со свободным планированием; жилищная проблема решалась, однако качество стремительно падало по мере роста однотипных микрорайонов. В этих условиях появилось новое поколение архитекторов, прежде всего свердловской школы — А. Козлов, Н.

Митрошин, Анвора Мифтахов, Геннадия Пономарев. Развивая традиции уральской школы, в области промышленного строительства работали А. Антипова, А. Громов, А.

Карижский, Ю. В 1960—1980 годы архитекторы ленинградской школы Григорий Александров, Илья Майзель разработали и скорректированы генпланы всех городов и некоторых сел. Вместе с современными требованиями появлялись новые типы зданий, среди них — девятиэтажная кирпичная застройка Глазова Ю. Орлов , ансамбли набережных Воткинского и Ижевского прудов В.

Орлов, Дмитрий Калабин и др. Государственный цирк Республики Удмуртия Однако промышленные застройки и интенсивное формирование урбанизированной среды обострило экологические проблемы, монотонное и нехудожественное строительство привело к ухудшению архитектурного облика. Реставрация архитектуры была очень редкой и и имела невысокий уровень исполнения. Сравнительно удачной была реставрация усадьбы Чайковских в Воткинске 1990 и Александро-Невского собора в Ижевске 1996 , более грубые ошибки были при реставрации Ижевского арсенала 1996.

Особенно сильно подобные проблемы проявляются в Сарапуле , который катастрофически теряет своеобразие даже после отнесения его в список исторических городов России. В 1990-х годах большую роль начинают играть не только проектные институты, но и частные архитектурные мастерские. Современные архитекторы ищут вдохновение в традициях уральского классицизма или удмуртской народной архитектуры. Появились здания в стиле постмодернизма — Национальный банк Удмуртии в Ижевске архитектор Владимир Шевкунов, 1998 [14].

Изобразительное искусство До XIX века Народное искусство Удмуртии развивалось благодаря переплетению удмуртской — древней, крестьянской -и русской — в том числе народной рабочей — культуры. Удмуртским крестьянам были известны живопись, художественное литье и гравировка на металле, скульптурная резьба, художественное производство стекла, кружевное плетение. Русское народное искусство развивалось в уездных городах, городах-заводах и крупных селах Удмуртии. Также нужно учитывать влияние и татарского искусства.

Народное искусство удмуртов характеризуется композиционной целостностью и цветовой гармонией, чувством красоты и любовью к геометрическим орнаментам. Цветовая гамма аскетичная, в древности чаще черно — бело — красная, происходящее от цветков деревьев — объектов поклонения ель, береза, сосна. До XIX века хранились металлические и деревянные резные изделия, а также примитивные изображения куклы богов с рогами, бородами из трав и т. Пристальным вниманием этнографов и искусствоведов пользуются ткани и костюмы удмуртов, что отличаются особой художественной ценностью [15].

В Удмуртии до XVIII века с его распространением христианства и индустриальным освоением не было местных профессиональных художников. В Удмуртии не было традиции живописи, но необходимость украшения новых храмов требовала формирование кадров мастеров иконописи, которые повышали свой профессиональный уровень благодаря четкому соблюдению православных канонов. Христианизация также создала необходимость художественного литья колокола, культовые сосуды, капители, оклады, кресты, ограды и богатого шитья одежда иереев, покровы, пелены. Все это отражалось и на удмуртском народном искусстве.

В условиях смешанного расселения русских и удмуртов взаимовлияние в художественной сфере было неизбежно. Для искусства Удмуртии, которое создавалось народными профессиональными мастерами, большее значение имело также и внедрение ордерных форм , которое началось в XVIII веке. XIX век В первой половине XIX века в Удмуртии работали 18 петербургских архитекторов и художников, выпускники петербургских художественных академий, а также вятские, пермские и иностранные мастера, что привело к расцвету самобытной художественной культуры. В искусстве стали утверждаться новые виды и жанры: многоярусный резной иконостас , парадный живописный портрет, индустриальный дизайн , полихромная скульптура, пейзаж.

Благодаря победе в Отечественной войне 1812 года в искусстве получили развитие героические и триумфальные мотивы. В горной школе города Воткинска началось впервые в Удмуртии систематическое обучение рисованию, где преподавали выпускники петербургских художественных академий В. Вальков, Ф. Чернявский, Я.

Дудин, П. Федоров и В. Заводские архитекторы С. Петенкин, а также чертежник П.

Трубенкова работали в жанре графического пейзажа. Развивался протодизайн — С. Дудин, Д. Карр, В.

Петенкин, а также декоративно-прикладное и монументальное искусство — В. Гольденфаг, И. Калмер, Г. Пономаревы, К.

Пост и В. С середины XIX века роль художественным центром становится Сарапул , где работали иконописные мастерские, в том числе и при монастырях, и профессиональные живописцы. Особенно большое значение имела картина А. Беркутова «Вотяки и вотячка с гуслями в доме на досуге» 1892.

В Ижевске живописью занимался И. Ситников, в Глазовском уезде — В. Свиньин, А. Развивалась книжная и печатная графика благодаря появлению первых типографий в Сарапуле в 1866 году, в Глазове — 1867, в Ижевске — 1875 , изданию первых книг и другой печатной продукции.

Благодаря первым любительским спектаклям в Ижевске и Сарапуле начался подъём театральной живописи. Некоторое значение имела творческая работа на территории Удмуртии И. Шишкина, Н. Ярошенко, А.

В 1880-е годы появляется художественное литье, создается Ижевская школа художественной обработки металла Л. Были учреждены артели ремесленников. Земства стали вести исследование и пропаганду русского и удмуртского искусства, в том числе через Вятский губернский комитет по исследованию и улучшению ремесленной промышленности. Появлялись столярные, ткацкие, кружевные курсы, классы, мастерские.

Народные мастера стали вывозить свои работы на уездные, губернские и всероссийские промышленные и художественные выставки. Стали полихромными ткачество и вышивка. Осваивались новые орнаменты, материалы, техники, инструменты анилиновые краски, самопрялки. Сулимо-Самуйлло , 1930-е В первое десятилетие нового века увеличилось количество профессиональных живописцев, совершенствовалось графическое искусство, в 1909 был создан Вятский художественный кружок.

В период Гражданской войны особое развитие получила агитационная графика; впервые в истории Удмуртии стали выполняться росписи не церковного, а политического содержания — в клубах коммунистов и III Интернационала в Ижевске. В графике и монументальном искусстве утвердилась новая символика, особая экспрессия и обобщенность, близкие авангардистским направлениям советского революционного искусства. Творческий взлет испытывало театрально-декоративное искусство. Первомайские праздники 1921 года впервые были проведены В Ижевске на Первомай 1921 года впервые прошли в театрализованном карнавальном ключе с участием 2000 актёров.

Маски, лозунги, плакаты, значки, макеты создали ученики художественной школы Пролеткульта под руководством С. Ковалева общая сценография А. Козочкина и Ф. Влияние на развитие сценографии в Удмуртии оказала книга В.

Смышляева «Теория обработки сценического зрелища», вышедшая в 1920 в Ижевске [16]. В Сарапуле 1918 , Ижевске 1919 , Воткинске 1919 и Глазове 1920 появились художественные школы. В 1921 году в Глазове открылись областные художественно-производственные мастерские, при которых впервые пытались объединиться художники региона. С 1923 года большую роль играла художественная студия Центрального клуба металлистов в Ижевске руководитель — М.

Коркин, М. Косолапов, И. Развитие получил живописный портрет М. Балагушин и сюжетно-тематическая картина П.

Герасимов, М. Однако в 1920-е годы особенно популярен был пейзаж — С. Кадишников, П. Квятковский, Д.

Ладейщиков, К. Благодаря строительству специализированных залов смогли выдвинуть новые принципы решения сценического пространства художники театра Авдеев, С. Александров, Г. Векшин, Н.

Гулевич, А. Камский, И. Котовщиков, В. Назаренко, Ю.

Пикалов, Н. Попов, К. На новый уровень вышла журнально-газетная графика — С. Ковалев, М.

Нельзин, А. Палуев, В. Петров, А. Потапов, М.

Скобелкин, В. В предвоенный период с размахом стало формироваться художественное образование и национальная творческая интеллигенция, открывались многочисленные выставки, хотя уровень мастерства был ещё недостаточно высоким. Ижевское художественное училище и общество «Удмуртхудожник» позднее отделение Художественного фонда СССР стали художественными центрами Удмуртии. В годы Второй Мировой войны только в Ижевске прошло 5 художественных выставок.

Значение имела деятельность эвакуированных мастеров — В. Малышев, В. Сулимо-Самуйлло , В. Ушли на фронт Н.

Галанов, Ф. Иванов, В. Самарин, А. Сенилов, что нашло затем отражение в их творчестве.

В послевоенные годы в искусстве Удмуртии нарастали классицистические натуралистические черты. Особое внимание придавали картине, но весомую роль продолжал играть пейзаж. Проблематично шло разграничение профессионального и самодеятельного изобразительного искусства. Среди ведущих мастеров живописи — В.

Жарский, Ф. Иванов, А. Сенилов, Д. Ходырев; скульптуры — М.

Тутынин; театрально-декорационного искусства — Г. Векшин, А. Фокин; декоративно-прикладного искусства — Л. Вторая половина XX века Открытие художественно-графического факультета в УДПИ 1959 и включение его в художественную зону «Большая Волга» 1960 стали главными стимулами к развитию искусства Удмуртии.

Была заложена основа для комплексного и относительно равномерного развития всех пластических искусств. Зародилась местная художественная школа и продолжились поиски национальной культурной самобытности. Появились первые профессиональные искусствоведы-ученые. До этого искусство Удмуртии изучалось только в контексте этнографии например, «Искусство в быту вотяков» Кузебая Герда.

Ижевск , 1929. На всесоюзную и международную сцену искусству Удмуртии удалось выйти лишь в 1970-е гг. Открывались разнообразные выставки, формировалась сеть художественных школ. Развивался портретный жанр, станковая и книжная графика, плакат, картины стали более этнографически достоверными.

С 1988 года распространение получил авангардизм. Музыка До XX века Музыка в Удмуртии складывалась как устное народное творчество и имела 2 направления песенный и инструментальный и 3 типа — обрядовая песенная вашкала кырзан , необрядовая огшоры кырзан и ритуальная. Песни были календарными, охотничьими, бортническими, свадебными, поминальными, земледельческими, хороводно-игровыми. Позже появились батрацкие , рекрутские , сиротские, каторжные.

Танцевальные наигрыши, ритуальные мелодии и песенный аккомпанемент составляли богатство удмуртской инструментальной музыки. На рубеже X—XI веков в народной песне появились понятия марзан, йырпинь, возникли общие музыкальные инструменты — так на музыку повлияло господство Волжской Булгарии. В XVI веке освоение русскими вятского края привело к проникновению туда русской культуры. Стали проходить ярмарки в крупных селах с театром Петрушки , медвежьими потехи, народные гуляния на Масленицу и Пасху.

В городах проходят храмовые перезвоны, крестные ходы, в школах дети учили церковному пению, выполнять канты и оды. В XIX веке музыкальные культуры двух народов продолжают взаимодействовать. В учебных заведениях обучали музыкальным навыкам, нотной грамоте , пению в хоре , проводили благотворительные концерты, балы. Музыка приобрела светский характер.

В 1860-х годах стали проводить вечера чтения произведений Александра Пушкина , Николая Гоголя, выполнение романсов и песен. Первая половина XX века Айво Иви В начале XX века одним из центров музыкальной жизни стал Сарапул : там открылись музыкальные училища, школа, приезжали известные певцы, выступал с концертами С. Рахманинов , оперные труппы. В 1920-х годах помимо сельской традиционной стала появляться и городская любительская музыка, во многом пропагандистская — она звучала на митингах, собраниях, демонстрациях, субботниках.

Основные формы — музыкальная самодеятельность при кружках ликбеза, хоровые коллективы педагогических техникумов, музыкальные коллективы клубов, в том числе оркестры народных инструментов, музыкально-драматические кружки, хоры. Появляются песни на злобу дня — про бойца-красноармейца, о боевой машине, о смерти солдата, переводы «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка» и другие , а также песни на стихи Даниила Майорова, Ашальчи Оки , Айво Иви и переработанные народные песни. В 1930-е годы открылись Удмуртский драматический театр 1931 , филармония 1930 , хор Удмуртского радио 1934 , оркестр гусляров 1935 , Симфонический оркестр 1938.

Ежегодно проводимый мониторинг уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных муниципальных услуг в сфере культуры выявляет, что граждане высоко оценивают работу организаций культуры в 2022 году — 95 процентов.

К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности культурных мероприятий ожидается увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 50 миллионов посещений ежегодно. Целью государственной программы «Культура Удмуртии» является «Повышение культуры общества, качества жизни человека, формирование культурного и духовного потенциала населения». В рамках указанной цели реализуется направление «Обеспечение деятельности организаций культуры и образования в сфере культуры».

После оплаты для архивов оно будет доступно в Личном Кабинете в разделе «Электронные издания». В случае оформления подписки, издание будет доступно по мере поступления от издателя. Стоимость — от 110.

Шесть проектов культуры Удмуртии получат Президентские гранты

Как сообщает Удмуртстат, в 2022 году в Удмуртии действовало 42 музея. В них бережно хранится история и художественное наследие удмуртского края. Кабинет министров утвердил государственную республиканскую программу «Культура Удмуртии» на 2015–2020 годы. это проект, направленный на выявление лидеров волонтерского движения в сфере сохранения.

Программа культура удмуртии до 2024 года: три интересных идеи

  • ШЕСТЬ ПРОЕКТОВ КУЛЬТУРЫ УДМУРТИИ ПОЛУЧАТ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ГРАНТЫ. Культура
  • Глава Удмуртии рассказал о реализации нацпроекта «Культура» в республике. Культура
  • В Удмуртии пройдут работы на восьми объектах по программе «Развитие культуры»
  • На программу «Культура Удмуртии» выделят более 3,5 млрд рублей
  • Шесть проектов культуры Удмуртии получат Президентские гранты. Культура

Постановление от 21.10.2013 г № 470

Постановление Правительства УР от 06.07.2015 N 326 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Культура Удмуртии".  В Удмуртии арестован замминистра культуры по подозрению в получении крупной взятки 05.11.2019 — 11:51. Организатор: Коковкина Арина Сергеевна (1 волонтеров готовы помогать). В наши дни молодежь не уделяет должного внимания к изучению истории и культуре Удмуртии. Проект "Давай меняться" направлен на повышение эффективности деятельности НКО Удмуртской Республики. Включает в себя работу по двум направлениям: лидеры и команда. Среди культурно-досуговых учреждений отмечены 9 лучших. Например, Андрейшурский центральный сельский дом культуры в Балезинском районе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий