В заключительной части выступления не следует

Если первые слова оратора должны привлечь внимание публики, то последние призваны усилить эффект выступления. Сказанные под занавес слова должны звучать в ушах слушателей и после окончания выступления. По сути, заключение состоит из двух частей. Готовясь к выступлению, не забывайте о пропорции: 20-60-20. Речь идет о времени в процентах, которое вы должны выделить для вступления (20%), основной части (60%) и заключения (20%). Проработайте и выучите концовку. Как известно, обычно первые и последние слова выступления запоминаются зрителями лучше всего («эффект края» по Эббингаузу). Именно в финальную часть вашей речи лучше всего внести главные мысли и ключевые выводы. призвать слушателей к выполнению тех или иных задач. Как и начало речи, концовку нужно тщательно продумать, обязательно записать и отрепетировать. Концовка должна быть короткой. Приемы, используемые в заключительной части выступления. Не надо говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть очевидной для слушателя без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок.

Завершение выступления

Итак, судебная речь имеет убеждающий характер. Как составная часть судебных прений, она не устанавливает новых фактов и доказательств; в ней даётся интерпретация фактов, их объяснение, освещение с точки зрения позиции судебного оратора [4, с. 34]. Найдите правильный ответ на вопрос«В заключительной части выступления не должно быть. если выступление строится индуктивно (от аргументов, фактов к выводу) — во вступлении и основной части надо упомянуть ключевые слова, а в конце основной части и в заключении — полный тезис. Особую роль играет заключительная мысль, которая должна звучать на высокой эмоциональной ноте. Как правило, в заключительной части выступления необходимо выразить все главное.

Композиция публичного выступления

Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем вы им рассказываете. Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы окончание. Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нем «мускулы». Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления. Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации. Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала. Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления. Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть. От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз.

Следуйте чеховскому: «Краткость — сестра таланта».

Способ 2. Посоветовать Иногда важно в конце дать аудитории рекомендации, которые помогут улучшить положение дел. Например, если в презентации вы осветили проблему, то завершить речь можно вариантами её решений. В этом случае, важно, чтобы вариантов было несколько. Так слушатели сами могут выбрать те, которые подходят им больше всего. В публичных речах советы часто встречаются на выпускных. Вот один из них: «Я желаю вам поддерживать дружбу со своими школьными и университетскими приятелями. Например, мы со своими танцуем на свадьбах друг друга, празднуем рождения детей, поддерживаем на похоронах, помогаем найти работу, создаём общие проекты.

Сейчас растёт второе поколение, наших детей, которое также может сохранить эту дружбу. Окружайте себя хорошими людьми и не отпускайте их из своей жизни.

В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно. Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью». С другой стороны, исследования Т. Дридзе убедительно показали, что третья часть любой аудитории в принципе все хорошо понимает, но не может самостоятельно сформулировать главную мысль оратора, не в состоянии выделить эту мысль в выступлении. Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому оратору, так и его аудитории. Сопер описывал такой случай: один политический оратор уже долгое время говорит, обращаясь к деревенским избирателям.

Кто-то из опоздавших подсел к старому фермеру и спрашивает: «О чем он толкует? Этот пример и позволяет П. Соперу справедливо утверждать, что «обычно слушатели не склонны доискиваться, каково намерение оратора, пока последний в достаточно развернутом виде и с повторениями не объяснит его». Именно отсюда и вытекают нередко недоуменные вопросы слушателей после выступления: что оратор, собственно, хотел сказать? Что он имел в виду? Что он доказывал слушателям? И именно поэтому актуален старый, но не потерявший своего значения риторический совет: расскажи слушателям, что ты собираешься рассказать; в то время как ты уже рассказываешь, разъясни им, что ты рассказываешь, а когда закончил, расскажи им, что ты рассказал. Приемы эффективного донесения главной мысли оратора будут различаться в зависимости от длительности выступления, его типа, аудитории и т. Можно лишь дать некоторые наиболее общие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве случаев. Оптимальным является выступление по принципу «один текст — одна мысль».

Две-три идеи в одном выступлении — это предел, рекомендуется выделить из них одну главную и сформулировать ее как таковую. Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельного предложения. Во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана оратором для себя, ее лучше держать перед собой на протяжении всего выступления. В небольших выступлениях не следует начинать с главной мысли, она должна прозвучать в середине и конце речи. В средних по продолжительности и больших выступлениях главный тезис должен прозвучать: если выступление строится дедуктивно от тезиса к аргументам — в конце вступления, в первой трети основной части и в начале заключения; при этом в главной части должны звучать ключевые слова из этого тезиса. Например, выступление посвящено экономическим реформам. Тезис: необходимо поддержать реформы, так как только они могут сделать экономику саморегулирующейся. Его надо упомянуть во вступлении, в основной части и заключении. В основной части можно использовать ключевые слова — реформы, поддержка реформ, саморегулирующаяся экономика и их синонимы — реорганизация, рыночная экономика, преобразования и др.

Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме.

Главный герой этой ленты, разведчик Штирлиц, точно знал, как произвести хорошее впечатление и оставить о себе правильные воспоминания. Можно последовать его примеру и тоже обращать внимание не только на первые фразы, но и на финальные. Проанализируем речи известных спикеров: уверены, они помогут с поиском идей для ваших презентаций. Способ 1. Вдохновить «Выберете ли вы лёгкую жизнь или жизнь, полную приключений? Ответ на этот вопрос будет зависеть от то, согнётесь ли вы под критикой или будут верны вашим убеждениям?

Будете ли вы лукавить, если не правы, или извинитесь?.. Попытаюсь немного побыть предсказателем. Итак, вам 80 лет. Наступил тихий момент для размышлений.

Приемы начала выступления

Подберите аргументы для защиты или опровержения данных ниже тезисов в одной из следующих ситуаций: а при разговоре с деканом; б в беседе с друзьями-студентами; в в дискуссии на ток-шоу. Выпускник вуза должен быть скорее энциклопедически образованной личностью, чем узким специалистом. Необходимо провести реформу вузовского образования. Изучение русского языка и культуры речи в вузе необходимо студентом всех специальностей. Занятия в институте должны начинаться не ранее 10 часов утра. Студент, не посещавший занятий, не имеет права получить зачет 6. Каждый российский студент должен пройти стажировку в зарубежном вузе.

Мне тоскливо 1 и скучно 2 и жалко 3 неуютно камин мой горит 4 но измятая в книжке фиалка 5 вс о счастье былом говорит?

Основы искусства речи. Как уже отмечалось, подготовка к выступлению - дело не одного дня.

Выписки на листочках удобно делать везде: на совещании, в ожидании встречи, в дороге... Сразу не запишешь - потом не вспомнить. Поэтому "пригвоздим" мысль или пример к бумаге, сверху листа напишем название вопроса, к которому нужно отнести запись, затем пронумеруем листок - через некоторое время сами будем удивляться тому, как много набралось материала, и встанет проблема его отбора, Начнутся муки творчества, но как же без них? Итак, после первого этапа подготовки к выступлению мы примерно представляем, что будем говорить. Построение выступления Мы должны ответить себе на вопрос: как построить выступление, если хотим облегчить слушателям восприятие материала. Это можно сделать, выбрав занимательный ход повествования или, если тема этого не позволяет, интересную последовательность изложения. Следует продумать композицию выступления - расположение материала и соотношение его отдельных частей. Психологически и логически оправдана трехкомпонентная структура выступления: вступление, основная часть и заключение. Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Основное содержание вступления - введение в тему.

В нем говорится о проблеме, которой посвящена тема, может прозвучать задача выступления, даются определения понятий, иногда сообщается план предстоящего разговора и т. Вот как начал свое выступление после небольшого зачина бывший посол Республики Беларусь в Иране: "Посол может покинуть страну в одном из трех случаев: первый - когда его отзывает правительство пославшей страны; второй - когда его высылает страна пребывания; третий - когда его убивают. За десять лет своей службы в Иране я мог оказаться во всех этих ситуациях и сейчас вам об этом расскажу". Естественно, слушатели с интересом ждали продолжения рассказа. При этом они усвоили главную мысль выступающего: профессия посла сложна и опасна. В основной части излагается сама тема. Композиция основной части должна отвечать логическому требованию последовательности см. Второй принцип композиции - усиление воздействия. Материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постоянно нарастал. Третье требование к композиции - экономия средств: достичь цели выступления за минимальное время, привлекая лишь самый необходимый материал.

Способ изложения темы зависит от ее содержания, цели выступления, вкуса оратора, специфики аудитории и других факторов. Здесь все дело в фантазии, вкусе, общей культуре оратора, который должен руководствоваться двумя принципами: 1. Минимальными средствами донести до слушателей основную идею выступления. Держать всё время слушателей в напряжении. Существуют следующие основные способы изложения: 1 ступенчатый - материал очередного вопроса базируется на предыдущем; 2 концентрический - рассмотрение данного явления со всех сторон; 3 спиральный - переход от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к повторному, более детальному и глубокому анализу; 4 хронологический - рассмотрение процесса или явления в становлении; 5 логический - системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории; 6 дедуктивный - переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на основе этого; 7 индуктивный - переход от анализа фактов, явлений к обобщениям; 8 сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий; 9 анализ проблемы. На практике эти способы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления. Монолог оратора легче воспринимается, если в нём используются различные приемы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование и т. Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией. Особенно ценны те приемы изложения, которые способствуют непосредственному взаимодействию со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к собравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор задает вопросы, на которые сам же отвечает. Интересен прием диалогизации, при котором выступающий имитирует диалог с воображаемым оппонентом: "Мне могут возразить...

Хотя композиция выступления и приемы изложения материала продумываются заранее, надо быть готовым к тому, что в реальной ситуации, возможно, придется отказаться от домашних заготовок и ориентироваться на состояние слушателей: задать вопрос, привести пример и т. Один из показателей удачного построения выступления - сам характер материала. Если, к примеру, оратор говорит о чем-то совершенно новом для слушателей, такую речь будет трудно воспринимать и осмыслить. Сплошные теоретические выкладки утомляют слушателей, а выступление, перегруженное фактами, по словам Д. Менделеева который был замечательным лектором, много размышлял и даже экспериментировал в области ораторского искусства , напоминает костер, до того заваленный дровами, что он начинает затухать. Бывает, что выступающий все время "бьет по чувствам" собравшихся и в конце концов начинает их раздражать. Тот же, кто вовсе забывает, что перед ним живые люди и демонстрирует строго рациональный подход к проблеме, может вызвать неприязнь и скуку. Следует иметь чувство меры и при подборе фактов, примеров, направленности выводов. Негативная информация вызывает пессимистическое настроение, а одна лишь позитивная - недоверие слушателей. Гнеденко "Научно-технический процесс и математика".

Ораторское искусство лектора. Одним словом, важно соблюдать композиционную соразмерность материала: разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении. Заключение придает завершенность повествованию. В нём делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы. Самые распространенные композиционные недочеты выступления: 1 нет вступления или оно слишком затянуто; 2 изложение не подчинено главной идее; 3 непоследовательно или неинтересно построено изложение; 4 используется всего один-два приема изложения; 5 несоразмерность материала выступления; 6 нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться, время от времени обнадеживая слушателей словами: "Заканчивая свое выступление... Окончательный план отражает внутреннюю структуру выступления, а композиция - его воплощение в написанной или прозвучавшей речи. Работа над текстом выступления Известный русский судебный оратор П. Пороховщиков П. Сергеич считал, что "не исписав... Работа над текстом необходима, если оратор неопытен или ему предстоит сложное выступление.

Письменный текст позволяет упорядочить материал и лучше усвоить его, поработать над выразительностью речи. Это третий этап подготовки выступления. К написанию текста следует приступать, когда собран весь материал и составлен окончательный план выступления. При этом план и рассыпной конспект выполняют ту же роль, что для строителя чертеж дома и его блоки. Работая над текстом выступления, используйте слова и обороты устной речи. Да-да, устной, так как в аудитории вам предстоит говорить, а не читать. Вот и нужно писать текст так, чтобы каждая фраза отлично воспринималась на слух. Начинайте писать текст с введения в тему. Зная будущих слушателей, нетрудно представить, как их лучше подвести к теме. Далее следует продумать и записать фразы, позволяющие перейти к основной части выступления.

Проявите изобретательность в использовании различных приемов ведения речи! При этом обращайтесь мысленно к своей аудитории, старайтесь выбрать такое изложение, которое ее заинтересует, и тот стиль речи, который наилучшим образом соответствует теме выступления и характеру аудитории. Еще раз продумайте, какие цифры, примеры, цитаты следует привести для яркого и убедительного раскрытия основной идеи выступления, как их подать. Обратите внимание на связки - продумывайте переходы от одной части к другой, к заключительной части выступления. В заключении информационного выступления обычно подводят итог сказанному, делают выводы или кратко повторяют материал. А в агитационных речах перед слушателями ставятся конкретные задачи или обращаются к ним с призывом; Завершить выступление помогает концовка - пожелание слушателям, яркая цитата, в которой звучит основная мысль выступления, афористичное высказывание и т. Хорошо воспринимаются и запоминаются выступления, в которых зачин первые фразы связан с концовкой - это так называемая рамочная структура выступления.. Возможно и юмористическое окончание выступления. Вот пример, который приводит П.

Что он имел в виду? Что он доказывал слушателям? И именно поэтому актуален старый, но не потерявший своего значения риторический совет: расскажи слушателям, что ты собираешься рассказать; в то время как ты уже рассказываешь, разъясни им, что ты рассказываешь, а когда закончил, расскажи им, что ты рассказал. Приемы эффективного донесения главной мысли оратора будут различаться в зависимости от длительности выступления, его типа, аудитории и т. Можно лишь дать некоторые наиболее общие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве случаев. Оптимальным является выступление по принципу «один текст -- одна мысль». Две-три идеи в одном выступлении -- это предел, рекомендуется выделить из них одну главную и сформулировать ее как таковую. Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельного предложения. Во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана оратором для себя, ее лучше держать перед собой на протяжении всего выступления. В небольших выступлениях не следует начинать с главной мысли, она должна прозвучать в середине и конце речи. В средних по продолжительности и больших выступлениях главный тезис должен прозвучать: если выступление строится дедуктивно от тезиса к аргументам -- в конце вступления, в первой трети основной части и в начале заключения; при этом в главной части должны звучать ключевые слова из этого тезиса. Например, выступление посвящено экономическим реформам. Тезис: необходимо поддержать реформы, так как только они могут сделать экономику саморегулирующейся. Его надо упомянуть во вступлении, в основной части и заключении. В основной части можно использовать ключевые слова -- реформы, поддержка реформ, саморегулирующаяся экономика и их синонимы -- реорганизация, рыночная экономика, преобразования и др. Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме. Главная мысль должна быть выражена в развернутой словесной форме, полным предложением не менее трех раз при дедуктивной форме изложения и не менее двух раз -- при индуктивной форме изложения. Основными недостатками композиции являются нарушение логической последовательности в изложении материала, перегрузки текста логическими рассуждениями, отсутствие доказательности, большое количество затронутых вопросов. Главная часть подводит к заключению. Если оратор смял выступление, не уложился в срок, не сделал вывода, то цель выступления не достигнута. Конец речи должен быть логически связан с ее началом. В авторской речи действует закон края, поэтому заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления. Например, так завершил свою речь о Достоевском поэт и критик И. Анненский: «Мне кажется, однако, что вот три черты, которые могут характеризовать влияние поэзии Достоевского: во-первых, он развивает ум, проницательность, воображение и обогащает нас массой знаний о духовном мире человека и отношениях между людьми; во-вторых, он заставляет нас разбираться в собственных мыслях, чувствах, поступках, искренне и смело являться собственным судьей и карателем, избегая лжи, фальши, всяких сделок с совестью; в-третьих - и едва ли не самое главное: он направляет наши симпатии в тот мир обездоленных, униженных и оскорбленных, который не может и не должен оставаться вне лучшей цели человеческой жизни». В заключительной части оратор может наметить задачи, которые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. Особенно важны последние слова оратора. Они зависят от вида речи. Политическая речь может закончиться призывом, лозунгом, обращением. В докладе на политическую тему будут содержаться предложения об улучшениях или изменениях, завершая академическую лекцию, оратор использует прием повторения.

Тема 4. Составление вступительной и заключительной части выступления

Иногда важно в конце дать аудитории рекомендации, которые помогут улучшить положение дел. Например, если в презентации вы осветили проблему, то завершить речь можно вариантами её решений. В этом случае, важно, чтобы вариантов было несколько. Продолжается пахота. Исчезают последние клочки снега. Но нет того парного тепла от земли, нет уюта возле воды. Нам этот ход весны кажется медленным, хотя весна всё-таки ранняя. Надо упомянуть о том, что “настало время подвести итоги: переходим к завершению наших рассуждений (или нашего анализа и т.п.)”. В заключительной части следует остановиться еще раз на тех основных, ведущих идеях, которые были высказаны ранее.

Композиция публичного выступления

В конце выступления если позволяет время можно предложить слушателям задать вопросы. Это будет способствовать всплеску нового интереса к выступлению и увеличит контакт оратора с аудиторией. Приведем пример публичной речи, посвященной 100-летию писателя-диссидента Бориса Антоненко-Давидовича. С этой речью выступил критик и биограф юбиляра. Оратор старается во вступлении заинтриговать аудиторию, удивить слушателей, которые готовы разойтись, так как концерт окончен, а во второй части юбилейного вечера будут только выступления читателей, друзей писателя, критиков. Писатель не любил своих дней рождения, более того, каждый его юбилей был для Бориса Дмитриевича тяжелым испытанием, грозящим новыми неотвратимыми ударами судьбы… Такое начало не может не заинтересовать слушателей, и они ждут разъяснения. Оратор и дает его во вступлении к речи. Такое вступление поддержало интерес слушателей, которые теперь хотят узнать больше о гонимом писателе и готовы сопереживать ему, возмущаясь произволом властных структур. А выступающий переходит к главной части своей речи, ее содержание не должно приглушить интерес аудитории. Но чем более нагло власть выражала свое неуважение к Борису Антоненко Давидовичу, тем больший интерес вызывало его творчество у читателей, тем больше друзей и поклонников сплачивалось вокруг писателя и тем неуязвимее становился он для карательных органов.

Они уже не могли не считаться с тем, что его юбилей торжественно отмечается во всем мире, ему шлют приветствия из Америки и Австралии, из Германии и Англии, где его произведения известны в переводах. Писатель принят в Пенклуб, и ему предлагают стать членом Хельсинской группы правозащитников… Но «нет пророка в своем отечестве», на родине его имя замалчивается… Человек, переживший тюремное заключение в одиночной камере смертников, ГУЛАГ и ссылку, получивший реабилитацию лишь через 23 года и вновь преследуемый, находит в себе духовные силы не склонить голову перед репрессивными органами и работать для будущих поколений. Все, что он писал, он писал «в стол», без малейшей надежды увидеть это опубликованным при жизни; он знал, что не доживет до торжества своих идеалов, и на папке, завещанной новым поколениям, с горькой иронией написал: «Как умру, то почитайте». Если бы речь была построена иначе если бы выступавший начал с упоминания даты, места рождения писателя, а потом последовательно стал бы рассказывать о его нелегкой биографии и в конце обратился бы к анализу его произведений , вряд ли выступление имело бы успех: оратор не смог бы удерживать внимание аудитории, его речь показалась бы «скучной». Многовековая риторическая практика доказала, что внимание аудитории трудно удерживать более 45 минут именно потому такова продолжительность академического часа и школьного урока. Поэтому не следует затягивать выступления, и если объем информации, которую вам хочется довести до слушателей, слишком велик, то лучше из множества вопросов выбрать один, наиболее важный, и всесторонне осветить его, а другие только назвать, связав их с предметом обсуждения. Завершая выступление, оратор четко выделяет заключение. Активизируя внимание аудитории, он обращается к ней с призывом: Читайте неизвестных вам писателей, имена которых еще недавно замалчивались! Изучайте творчество авторов, у которых есть чему поучиться и которые писали для будущих поколений, для нас с вами!

Независимо от содержания речи, в которой может быть много грустных мотивов, в конце оратор должен настроить аудиторию на оптимистический лад. Последний аккорд выступления должен быть жизнеутверждающим. Поэтому, описав трагическую жизнь писателя, его биограф в конце говорит следующее. Он всегда верил в победу добра, он предвидел исторический ход событий и не сомневался в том, что на смену тирании придет гуманное справедливое общество.

Это чаще всего цитаты, изречения, принадлежащие авторитетным людям, тем, кому мы доверяем, кем восхищаемся. Ими могут быть видные учёные, известные общественные и политические деятели, поэты, писатели, философы, древние мудрецы. Например: «Как сказал Н. Карамзин, монументы возвышают дух народа».

Так, понять, что такое «образование», поможет выяснение того, что такое «образ» — понятие, лежащее в основе слова «образование». Тогда образование предстанет перед нами как «выставление некоего образца», образа, по подобию которого формируется конечный продукт обучения; как некая идеальная модель знания, к которой направлены усилия учителя. Риторический канон: диспозиция. Композиция ораторской речи. В результате этого сложного процесса создается текст. Риторический текст специально сконструирован в отличие от спонтанного устного текста, который рождается в обычном разговоре. Лотмана, стремится превратиться в одно большое слово. Он представляет собой некую целостность, единство всех элементов, поскольку каждый его элемент несет на себе печать этого целого и в то же время оказывает влияние на весь текст, во многом предопределяя выбор того или иного слова, именно такое, а не иное расположение всех его частей.

Особенно ярко это проявляется в ораторской речи. Кохтев в работе «Ораторская речь: стиль и композиция» М. Кроме того отмечают также его динамичность, оценочность, индивидуальность, сочетание рациональности и эмоциональности, а устная форма отличается еще и временной протяжённостью и необратимостью. Во вступлении выделяют зачин первые одно — два предложения , а в заключении - концовку. Так, Н. Васильева Основы культуры речи. В таком тексте объект описания раскрывается через логическую иерархию: общее — частное, подчинение — соподчинение, причина — следствие и т. Официально-деловой письменный текст обычно имеет образец, значительная часть такого текста содержит определённые клише, стандартные композиционные и языковые средства.

Приёмов создания плетёного текста много. Например, при единой теме, при целостности текста — множество различных линий, которые вырастают одна из другой. Такие тексты могут начинаться с конца и заканчиваться началом. При этом следует иметь в виду высокую эмоциональность и экспрессивность такого текста, которые вместе с необычной структурой создают у читающего или слушающего иллюзию, что текст рождается буквально у него на глазах. Такие тексты характерны для художественного стиля, они требуют особого мастерства. Соответственно, для описания оратор прибегает к топам «определение», «свойства», «род — вид», «целое — части» и некоторым другим. Основные правила описания предполагают умение выделить объект, правильно выбрать главную, характерную черту, определяющую сущность предмета топ «свойства» , найти точное сравнение топ «сопоставление» , позаботиться не только о точности изображения, но и об эмоциональности и образности.

В заключении дипломник должен рассказать о самых значимых результатах, которые ему удалось выявить в ходе исследования. Но перед комиссией они должны звучать в кратком, урезанном варианте. В процентном соотношении заключительная часть речи должна составлять, как и введение, десять-пятнадцать процентов. При оглашении результатов исследования не стоит слишком сильно углубляться в детали, а также поднимать в конце выступления новые вопросы для полемики. Помимо этого, не стоит говорить о том, что вы что-то не сказали. Чтобы удачно выступить на защите нужно знать три вещи: какова аудитория и какие у неё имеются потребности, какова структура вашего выступления, а также то, что волнение является самым главным и опасным врагом любого выступающего. После составления доклада, его нужно обязательно отчитать, а также проверить ударения в словах: является ли оно правильным в вашем варианте произношения или нет. В данном случае можно воспользоваться орфоэпическим словарём, чтобы речь на защите была грамотной во всех отношениях. Речь, приуроченная к защите написанной дипломной работы , должна быть составлена так, чтобы её было легко читать. Поэтому не стоит перегружать её сложными конструкциями, которые будет слишком сложно выговорить. Помимо этого, доклад должен подкрепляться определёнными фактами и цифрами, чтобы комиссия не усомнилась в его неточности. При чтении доклада не стоит слишком торопиться. Также не нужно читать слишком высоким тоном, так как звучать убедительно он всё равно не будет. Помимо этого, во время прочтения сообщения старайтесь дышать животом, так воздух сможет более глубоко проникать в лёгкие. Ваш голос не должен быть слишком тихим. Будет хорошо, если перед выступлением вы сможете проверить, как вас будет слышно в самых дальних рядах. Также будет довольно похвально, если в момент прочтения доклада, в вашей речи будет присутствовать энтузиазм.

Но существуют способы его побороть: отделите абстрактный страх от конкретных ощущений в теле, смените фокус, поработайте над голосом, говорите медленнее, используйте сильные позы, помните про импринтинг, не подменяйте страх стыдом и погрузитесь в позитивную атмосферу. Важно не зацикливаться на своих страхах, а сосредоточиться на своих целях и заботиться о публике. Как привлечь внимание аудитории во время выступления Привлекать внимание аудитории — важный элемент успешного выступления. Это можно сделать, задавая вопросы аудитории, упоминая авторитетные источники, продумывая каждое выступление с учетом обстановки, используя голосовые приемы и приводя примеры из жизни. Все эти методы помогут сделать выступление более интересным и запоминающимся для аудитории.

В заключительной части выступления следует …

При подведении итогов выступления, оратору следует избегать нескольких нежелательных действий. Во-первых, повторять основные положения доклада, так как это может утомлять слушателей и не дать им новой информации. 23. План – это перечень основных элементов речи, расположенных в соответствии с замыслом выступления и оформленных текстуально. Замысел речи может быть индуктивным (рассуждение от частного к общему) и дедуктивным (рассуждение от общего к частному). это не набор отдельных фраз, собранных случайным образом в один текст. концовка должна создать соответствующее настроение. Приемы, используемые в заключительной части выступления: В конце речи можно использовать следующие приемы. призвать слушателей к выполнению тех или иных задач. Как и начало речи, концовку нужно тщательно продумать, обязательно записать и отрепетировать. Концовка должна быть короткой. Приемы, используемые в заключительной части выступления. Последние слова выступления должны вернуть аудиторию к «боли», с которой началась твоя речь.

Структура и композиция публичного выступления.

Следующий этап работы – подбор материала для конкретного выступления. Не надо говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть очевидной для слушателя без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок. 1.4 Заключительная часть выступления. В убеждающей речи должно быть вступление, где вы представляетесь, называете свои основные достижения, озвучиваете тему вашего спича и даете краткое резюме предстоящего выступления. В заключительной части выступления нельзя. В ораторской речи нежелательно Классификация ораторов в зависимости от того, какой из трех элементов речи (самого оратора, предмет речи или слушателей) выступающий считает наиболее важным, не включает. Упражнение 5. Определите цель каждого из перечисленных приемов, используемых в заключительной части выступления. Приемы, используемые в заключительной части выступления. В конце речи можно использовать следующие приемы. Цель.

Ключевые слова страницы: Композиция ораторского выступления | контрольная работа

  • Ключевые слова страницы: Композиция ораторского выступления | контрольная работа
  • Ответь на вопросы
  • Правильными являются утверждения, согласно которым в научных текстах преимущественно используются …
  • Композиция публичного выступления

Как написать речь на защиту диплома

  • Завершение выступления — Студопедия
  • Тема 4. Составление вступительной и заключительной части выступления
  • Какой должна быть эффективная речь?
  • правила публичного выступления.doc
  • Публичные выступления

Свобода слова

В заключительной части выступления не следует. Н.Н. Кохтев [45; 46] выделяет две функции начала речи (контактоустанавливающую и проспективную) и для их реализации предлагает делить его на две части — зачин и собственно вступление, хотя и не очень четко распределяет их роли. Определите цель каждого из перечисленных в табл. 5 приёмов, используемых в заключительной части выступления. Таблица 5. В конце речи можно использовать следующие приёмы. • Чтобы речь легче воспринималась, ее следует разделить на четкие смысловые части, выводы из которых необходимо тезисно повторить в заключительной части выступления. • Важно следить за тем, чтобы говорить доступным для данной аудитории, но не упрощенным языком. Заключение, призванное усилить значимость озвученного, сформировать нужную установку, настрой. Также в заключительной части может содержаться повтор изначального тезиса, обобщение, призыв. Формы словесной подготовки к выступлению. В заключительной части речи приведите итоговые выводы по дипломной работе в кратком виде. Это краткое резюме основных положений и тезисов, которые были приведены в речи. На него отводится 10-15% от общего времени выступления.

Тема 4. Составление вступительной и заключительной части выступления

Словесное оформление публичного выступления продумывайте переходы от одной части к другой, к заключительной части выступления. В заключении информационного выступления обычно подводят итог сказанному, делают выводы или кратко повторяют материал.
В заключительной части выступления не следует Следующий этап работы – подбор материала для конкретного выступления.
Задание МЭШ продумывайте переходы от одной части к другой, к заключительной части выступления. В заключении информационного выступления обычно подводят итог сказанному, делают выводы или кратко повторяют материал.
Завершение выступления — Студопедия При изложении основной части выступления оратору необходимо следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, чтобы на него «нанизывались» все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или иные его аспекты.

Требования логики к различным этапам работы оратора.

Герасименко Н. Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России Прием: закончить призывом к действию, пожеланием. Сегодня уже вряд ли можно сказать, как все на самом деле происходило в день погребения, — каждый, кто присутствовал при этом, запечатлел в памяти собственную картину и имеет полное право отстаивать ее подлинность. Бесспорно лишь одно: по почти пустой улице, параллельной бурлящему потоку трагически-истеричной массы, что оплакивала Сталина, двигалась в противоположном направлении небольшая группа людей, неся на плечах гроб величайшего русского композитора того времени... Так и остался в истории образ лишь этой маленькой, особой группы людей, двинувшейся в путь — с иным намерением и к иной цели. Этот образ кажется мне символичным. Ибо подобное движение против течения в то время было абсолютно бесперспективным. И все-таки даже тогда существовала — как в любую из прежних эпох — возможность выбора между двумя решениями, из которых истинным оказалось лишь одно. А потому однажды начавшееся противодвижение постепенно расширялось, сливалось с родственными ручейками из других областей, чтобы превратиться в нынешний поток — роковой по своему размаху, чреватый бурей, часто угрожающий, но неминуемый на пути к смутно предощущавшемуся уже тогда повороту. К повороту на новую, исполненную надежд стезю в истории этой великой и беспокойной страны. Октябрь 1990 г.

Шнитке А. Слово о Прокофьеве. Литературная запись с немецкой фонограммы Прием: краткое повторение основных положений. Задание 13. Прочитайте начало и конец выступлений на защите выпускных работ бакалавра; обратите внимание на обращение к слушателям. Определите, какие приемы использовали бакалавры при защите своих выпускных работ первый или второй фрагмент — по выбору студента. Уважаемый председатель комиссии!

Тогда образование предстанет перед нами как «выставление некоего образца», образа, по подобию которого формируется конечный продукт обучения; как некая идеальная модель знания, к которой направлены усилия учителя. Риторический канон: диспозиция. Композиция ораторской речи. В результате этого сложного процесса создается текст. Риторический текст специально сконструирован в отличие от спонтанного устного текста, который рождается в обычном разговоре. Лотмана, стремится превратиться в одно большое слово. Он представляет собой некую целостность, единство всех элементов, поскольку каждый его элемент несет на себе печать этого целого и в то же время оказывает влияние на весь текст, во многом предопределяя выбор того или иного слова, именно такое, а не иное расположение всех его частей. Особенно ярко это проявляется в ораторской речи. Кохтев в работе «Ораторская речь: стиль и композиция» М. Кроме того отмечают также его динамичность, оценочность, индивидуальность, сочетание рациональности и эмоциональности, а устная форма отличается еще и временной протяжённостью и необратимостью. Во вступлении выделяют зачин первые одно — два предложения , а в заключении - концовку. Так, Н. Васильева Основы культуры речи. В таком тексте объект описания раскрывается через логическую иерархию: общее — частное, подчинение — соподчинение, причина — следствие и т. Официально-деловой письменный текст обычно имеет образец, значительная часть такого текста содержит определённые клише, стандартные композиционные и языковые средства. Приёмов создания плетёного текста много. Например, при единой теме, при целостности текста — множество различных линий, которые вырастают одна из другой. Такие тексты могут начинаться с конца и заканчиваться началом. При этом следует иметь в виду высокую эмоциональность и экспрессивность такого текста, которые вместе с необычной структурой создают у читающего или слушающего иллюзию, что текст рождается буквально у него на глазах. Такие тексты характерны для художественного стиля, они требуют особого мастерства. Соответственно, для описания оратор прибегает к топам «определение», «свойства», «род — вид», «целое — части» и некоторым другим. Основные правила описания предполагают умение выделить объект, правильно выбрать главную, характерную черту, определяющую сущность предмета топ «свойства» , найти точное сравнение топ «сопоставление» , позаботиться не только о точности изображения, но и об эмоциональности и образности. Начало описания может быть различным: прямое указание на предмет, обращение к нему, обозначение места, где он находится и т. Способы развертывания средней части также разнообразны, но общие правила гласят: самое интересное и привлекательное в предмете речи располагать к концу, уметь отделять главное от второстепенного. Конец описания часто содержит эмоциональную оценку этого предмета говорящим. Повествование, или рассказ, состоит также из нескольких частей, которые обычно называют экспозицией подготовка к рассказу , завязкой начало , развитием действия до момента кульминации середина повествования и развязкой конец. Понятно, что при кажущейся простоте и однообразии строения конкретное наполнение этой схемы необычайно многообразно.

Итак, теперь начинаем. Наша тема... О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня! Очень приятно вас всех видеть! Ну, я вижу, нас собралось сегодня немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, здесь. Думаю, мы уже можем начать... Завязка -- это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно. Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью». С другой стороны, исследования Т. Дридзе убедительно показали, что третья часть любой аудитории в принципе все хорошо понимает, но не может самостоятельно сформулировать главную мысль оратора, не в состоянии выделить эту мысль в выступлении. Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому оратору, так и его аудитории. Сопер описывал такой случай: один политический оратор уже долгое время говорит, обращаясь к деревенским избирателям. Кто-то из опоздавших подсел к старому фермеру и спрашивает: «О чем он толкует? Этот пример и позволяет П. Соперу справедливо утверждать, что «обычно слушатели не склонны доискиваться, каково намерение оратора, пока последний в достаточно развернутом виде и с повторениями не объяснит его». Именно отсюда и вытекают нередко недоуменные вопросы слушателей после выступления: что оратор, собственно, хотел сказать? Что он имел в виду? Что он доказывал слушателям? И именно поэтому актуален старый, но не потерявший своего значения риторический совет: расскажи слушателям, что ты собираешься рассказать; в то время как ты уже рассказываешь, разъясни им, что ты рассказываешь, а когда закончил, расскажи им, что ты рассказал. Приемы эффективного донесения главной мысли оратора будут различаться в зависимости от длительности выступления, его типа, аудитории и т. Можно лишь дать некоторые наиболее общие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве случаев. Оптимальным является выступление по принципу «один текст -- одна мысль». Две-три идеи в одном выступлении -- это предел, рекомендуется выделить из них одну главную и сформулировать ее как таковую. Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельного предложения. Во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана оратором для себя, ее лучше держать перед собой на протяжении всего выступления. В небольших выступлениях не следует начинать с главной мысли, она должна прозвучать в середине и конце речи.

Я думаю, что этот вопрос имеет стратегическое значение, и полагаю, что если не будет должного правового обеспечения реформы, то не будет никакой реформы. Яковлев Важно обратить внимание на то, что за пределами указанного жанра этот тип вступления встречается в подавляющем большинстве речей, поскольку указание на проблему, заставившую оратора выйти на трибуну, является обязательным требованием к агитационной речи. Иногда оратору приходится выступать против господствующего мнения, возражать руководителям высокого ранга и т. В этом случае он может опереться на мнение большой группы людей, подчеркнуть весомость своего выступления ссылкой на поручение партии, избирателей и т. Эта мысль может органически сочетаться с сообщением задачи выступления, ср. Сегодня здесь я представляю около 400 тысяч жителей г. Ленинграда, из которых примерно 270 тысяч — избиратели. За мной сегодня стоит ответственность за решения, которые нам всем предстоит принять. Именно с этих позиций я и выступаю здесь. Мы не привыкли сегодня задавать вопросы тому человеку, который завтра будет нашим президентом. Но необходимо всем нам понять, что сегодня время обидных вопросов, но не время обижаться на них. Поэтому, Михаил Сергеевич, я задам Вам те вопросы, ответы на которые я хочу получить перед принятием решения, те вопросы, которые сегодня в умах и на устах людей. Щелканов е Исторический обзор. К этому типу вступления прибегают в тех случаях, когда экскурс в историю вопроса может помочь лучшему его разрешению или указание на долгий путь принятия решения подчеркивает его продуманность, весомость. Путь к реформе системы государственных органов, к введению института Президента РСФСР был довольно долгим: референдум, третий внеочередной Съезд народных депутатов, Верховный Совет, выполнивший поручение Съезда и принявший законы о выборах, о Президенте, о Конституционном Суде и о правовом режиме чрезвычайного положения. Началась предвыборная кампания. И вот теперь — четвертый Съезд народных депутатов, который должен поставить все точки над i в этой проблеме. Какие точки может поставить Съезд народных депутатов? Шахрай Для активизации усталой или рассеянной аудитории возможно применение дополнительных средств привлечения внимания вместе с естественным началом. К ним относятся: а Парадокс. Хороший прием для привлечения внимания рассеянной или усталой аудитории. В основе парадокса лежит некоторое противоречие. Внешне он может напоминать софизм, однако сходство здесь только внешнее: софизм — это ложь, обряженная в тогу истины, а парадокс — это истина, скрытая за покровами лжи. Это значит, что софизм правдоподобен лишь внешне, парадокс, напротив, лишь производит впечатление алогизма. Главное назначение парадокса — служить показателем неполноты знаний. Мы выслушали великолепный доклад Председателя Верховного Совета Хасбулатова. Этот доклад, будучи великолепным, вызвал у меня глубокое сожаление и глубокую озабоченность. Я горячо поздравляю с великолепным докладом депутата Хасбулатова и глубоко опечален докладом Председателя Верховного Совета Хасбулатова, ибо слова его резко расходятся с делами. Челноков б Ироническое замечание или шутка, связанные с содержанием речи. Возможно в разных случаях, но особенно эффективно тогда, когда аудитория не очень хорошо относится к оратору или излагаемым им идеям или оратор хочет разрядить напряженную атмосферу собрания. Однако необходимо помнить, что шутить лучше всего над собой или отношением к себе аудитории и ни в коем случае не задевать того, что дорого слушателям. Я хотел бы начать с того, чтобы заявить протест днепропетровскому депутату, который претендовал с этой трибуны на то, что он является представителем "родины застоя". Весь мир знает, что это совершенно не так. Все знают, что застой расправил свои крылья на молдавских холмах. Друцэ в Вопрос к аудитории, помогающий создать проблемную ситуацию. Я хочу задать вам всего один вопрос: почему наши прекрасные, трудолюбивые, бесконечно терпеливые женщины перестают рожать детей? Это что, антикризисная истерия? Ответ, я думаю, ясен. Наши женщины перестали рожать детей потому, что они не имеют средств для их содержания, они не могут их вырастить людьми, они не видят их будущего. Народ, Россию лишили будущего, обрекли на вымирание и уничтожение. Тихонов Разумеется, возможны и другие типы естественных начал, но в современной ораторской практике для агитационной речи они, по нашим наблюдениям, встречаются гораздо реже. Искусственное начало, или, как говорили риторы прошлого, — начало с предосторожностью. Это вступление, на первый взгляд, не связанное по смыслу с основной частью. Однако такое вступление нельзя считать зачином, поскольку, хотя формальной связи с основной темой и нет, внутренняя, часто метафорическая связь обязательно присутствует. Это не посторонние замечания о составе аудитории или о погоде, это заранее продуманная и выверенная часть, призванная настроить аудиторию на восприятие речи. При таком начале формулы естественного вступления уже не используются. Искусственное начало больше подходит для недоброжелательной, критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда слушатели очень невнимательны, несобранны. Такое вступление может помочь сконцентрировать внимание публики или, что еще важнее, сделать попытку найти общую платформу, объединяющую интересы и взгляды оратора и аудитории. Оригинальное начало кроме того должно давать эмоциональный ключ к пониманию всей речи. Вот как определял особенности начала с предосторожностью известный судебный оратор XIX века А. Кони: "… этих зацепляющих внимание крючков — вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу но на самом-то деле связанная со всей речью , неожиданный и неглупый вопрос и т. Сейчас в качестве разновидностей искусственного начала для агитационной речи чаще всего используются следующие разновидности: а Притча, легенда, сказка. Необходимо помнить, что это должна быть связанная с темой речи притча или сказка. Ее мораль должна помогать разрешению поставленной в речи проблемы. Причем оратор обязан сам обосновать эту связь. В одной средневековой легенде рассказывается о колоколе, обладавшем волшебным свойством: в его звоне каждый путник слышал тот напев, который ему хотелось услышать. Как часто прения сторон напоминают этот колокол из легенды: одни и те же факты, одни и те же лица, но как по-разному, как несхоже они видятся обвинителю и защитнику. Киселев б Афоризм.

Задание МЭШ

В заключительной части выступления не следует Задание 9. Проанализируйте примеры заключительной части речи.
ТЕМА 4. СОСТАВЛЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ВЫСТУПЛЕНИЯ В заключительной части выступления не следует.

Композиция ораторского выступления

Не говорите «Благодарю за внимание!» в конце выступления концовка должна создать соответствующее настроение. Приемы, используемые в заключительной части выступления: В конце речи можно использовать следующие приемы.
Тема 4. Составление вступительной и заключительной части выступления В основной части оратор сообщает и обосновывает информацию. В заключительной части следует суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий