Возникновение права тгп кратко

Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности.

Основные теории происхождения права

В первобытном обществе действуют самые различные нормы поведения, которые регулируют общественные отношения — эти правила поведения, некоторые современные исследователи называют правом. Что же касается позитивного права, оно возникает одновременно с государством, так как позитивное право это нормы правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством. Первоначальной формой позитивного права стали первобытные обычаи, которые органами государства судами санкционировались в качестве правовых норм. Значительно позднее государство само стало создавать нормы права. Если обобщить, то право формируется либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями и под их контролем; право является выражением воли и баланса общественных корпоративных и личных интересов членов общества; право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием, правовых обычаев; право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства. Причины и условия возникновения права — между мононормами первобытного общества и нормами права — глубокая преемственность. Обычаи, расценивались как данные свыше, наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права обычным правом.

Появление права связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы. Право выражает меру свободы и ответственности в обществе. Лица-обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, защищающих их права и интересы.

Суть учения основана на эйдосах — сущностях, представляющих собой чистые юридические формы. Субъектом права определен человек, который должен соблюдать эйдетические нормы. Концепция возникновения права с точки зрения примирительной теории представляет собой регулирование отношений между племенами, так как внутри племени существовал старейшина, разрешающий конфликты.

Целью переговоров было заключение договора о примирении, отсюда и название — примирительное право. Плюсы: имеет историческое подтверждение и предусматривает санкции за нарушение норм права. Минусы: не учитывает регулирование мирной жизни и не включает действий, направленных на предупреждение правонарушений. Работа названа по процессу, используемому для орошения земель с помощью рек — ирригации. Учение базируется на целевом взаимодействии личностей для создания общего блага. Название происходит от латинского слова patrimonium, что в переводе означает право собственности на землю.

Сущность учения заключается в появлении государства и права в зависимости от обладания землями. Органическая Основателем был Спенсер в начале XIX века, а начало свое теория взяла из учения дарвинизма. Проведя параллель между развитием живого организма и общества стали очевидными единые принципы происходящих изменений. А значит, и развитие права происходит путем естественного отбора.

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называются позитивным правом. Закономерности возникновения, развития и функционирования права — это научно-познанные, объективно обусловленные, объективно необходимые устойчивые тенденции, выражающие сущность права в процессе его возникновения, развития и функционирования. Закономерности возникновения права: 1.

Постепенное формирование права путем выделения в особую группу наиболее значимых для общества и личности обычаев, которым авторитет абсолютной непререкаемости, обеспечиваемый общественным мнением обычное право ; 2. Формирование права с приданием ему силы закона, на основе обычного права. Появление «писаного права»; 3. Формирование права в многообразных формах — законы, декреты, декларации, как системы нормативных актов. Закономерности развития права: 1. Юридическое право как система законодательства по мере своего развития образует систему отраслей права; 2.

Точнее, не сами они, а вооруженные силы, которые непосредственно подчинялись управленческой верхушке. В отличие от ополчения или отрядов самообороны, они создавались на профессиональной основе. Почти во всех литературных и научных источниках войны признаются вторичным фактором. В целом можно согласиться с этой точкой зрения. Однако необходимо сделать оговорку, что для ряда государств на определенном этапе они, безусловно, были первичными факторами. Здесь уместен пример об итогах Второй мировой войны 1939 - 1945 гг. В ее состав на договорных началах входили государства, расположенные на различных континентах. Главной задачей вооруженных сил стала охрана благосостояния и жизни образовавшейся знати не только от внешних врагов, но и от притязаний своих соплеменников. Еще один немаловажный фактор заключается в том, что войны являлись и являются, как показывает вся история человеческой цивилизации, двигателем научно-технического прогресса. Все новое, открытое в процессе познания мира, в первую очередь апробировалось на полях сражений. А только потом, и то частично, использовалось в повседневной хозяйственной жизни. В то же время большая часть как прибавочного продукта, так и непосредственно накоплений направлялись в военную сферу деятельности. Таким образом, можно констатировать, что первопричиной создания государства явилось возникновение производящей экономики, которая создала предпосылки классового деления общества. На первоначальном этапе это были еще не классовые структуры, а пока еще клановые сегменты: протокласс производителей охотники, скотоводы, ремесленники, земледельцы ; протокласс торгового люда купцы, менялы ; протокласс управленцев вожди, советы старейшин, племенные советы ; протокласс воинов княжеская дружина, наемники, мореплаватели. Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существует более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право". Наиболее ценные из них в дальнейшем были санкционированы государством и стали важными источниками права обычным правом.

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

обычаям. Основные положения материалистической теории представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведения людей. Государственная власть возникла из первобытнообщинной организации власти, а право – из социальных норм доклассового общества. Кроме того, процесс возникновения права занял более продолжительный период времени. Изучение процесса происхождения права позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Один из основных способов возникновения права ТГП — заключение договоров между участниками ТГП. Договоры определяют права и обязанности каждой стороны, а также условия и порядок реализации проекта ТГП. Закономерности возникновения, развития и функционирования права – это научно-познанные, объективно обусловленные, объективно необходимые устойчивые тенденции, выражающие сущность права в процессе его возникновения, развития и функционирования.

Многообразие теорий в период буржуазных революций

  • Особенности возникновения права
  • Рекомендуемые материалы
  • 10. Предпосылки и особенности возникновения права. Теории происхождения права. — МегаЛекции
  • Теологическая, патриархальная, органическая теории

Происхождение права. - Лекции по теории государства и права

Ее основателем считается немецкий юрист Фридрих Карл фон Савиньи. Сущность теории состоит в том, что для каждого народа характерно свое право. Как и язык, право не может быть подвергнуто изменениям, оно имеет национальный характер. Задачей государства становится создание законов на основе обычаев, традиций и верований. Таким образом, право одного общества не может быть перенесено в другое общество.

Несмотря на то, что Монтескье являлся сторонником договорной теории, он понимал ее неполноту и выразил свое мнение в тезисе: «Законы должны быть настолько свойственны народу, для которого они созданы, что следует считать величайшей случайностью, если установления одной нации могут быть пригодны для другой». Это выражение и отразило идею исторической теории. Несомненным плюсом исторической теории является значение этнокультурной составляющей в основе права. Но в то же время она недооценивает роль таких факторов, как экономика страны, ее географическое положение, участие в военных конфликтах и влияние природных катаклизмов.

Психологическая, социологическая, нормативистская теории Согласно психологической теории, источником права являются внутренние переживания и правовые эмоции людей. Каждый народ обладает интуитивным правом, которое развивается в независимости от влияния внешних факторов. Интуитивное право составляет комплекс чувств, которые человек переживает, вступая в различные социальные, экономические и политические отношения. Наиболее полно психологическую теорию изложил Лев Иосифович Петражицкий в своем труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».

Согласно теории, государство играет в отношении права незначительную роль. Многие составляющие права даже встречают враждебный настрой со стороны власти. Право подразделяется на: Позитивное. Оно представляет собой совокупность норм права, установленных государством.

Этот вид также называют неофициальным правом. Оно является результатом внутренних переживаний человека, которые основаны на системе ценностей каждой личности. Среди последователей психологической теории выделяются представитель скандинавской школы права Альф Росс, французский социолог Георгий Давидович Гурвич и советский ученый-юрист Михаил Андреевич Рейснер. Теория оказала большое влияние на современную американскую теорию права.

Если психологическая теория рассматривает как источник права эмоции каждого человека, то социальная теория ищет право в самой жизни, в отношениях и поведении людей в правовой сфере. Законы права в данном случае фиксируются нормами поведения. Большую роль играют органы судебной власти, которые непосредственно связаны с правоприменительной практикой. Теория получила распространение во второй половине XIX века.

Ее автором считается австрийский юрист Йоген Эрлих. Он полагал, что право возникло в обществе спонтанно и существовало до права государства. Недостатком социальной теории является то, что она оставляет свободу для судебных решений и трактовки законов.

Фома Аквинский - нормативистская Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды. Источники формы права. Под источниками форм права понимаются способы выражения и закрепления правовых норм. Основными источниками формами права являются — правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор, юридическая доктрина, религиозные источники. Правовой обычай — это санкционированные государством правила поведения, которые сложились в обществе в результате многократного повторения людьми одних и тех же действий.

В настоящее время правовой обычай является основным источником права в правовой семье обычного права входят страны центральной Африки, некоторые азиатский страны. В России правовой обычай санкционируется государством в виде обычая делового оборота. Юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному делу, которое в последствии используется при вынесении решений по подобным делам, то есть казуальное решение распространяется на аналогичные ситуации. Прецеденты высших инстанций обязательны для низших инстанций. Юридический прецедент является одним из главных источников права в правотворчестве англосаксонской правовой семьи — Великобритании, США, Канаде, Австралии и др. В Росси источником права не является, однако казуальное решение Конституционного суда РФ следует рассматривать как прецедент толкования. Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. НПА издаются государством, либо другими субъектами с санкции государства.

Само право даровано природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др. Право представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения правовых норм , установленных или санкционированных государством или охраняемых его силой. В юридической науке понятие «право» используется в двух значениях: Объективное право — это совокупность общеобязательных норм поведения, выраженная в системе правовых норм. Субъективное право — это конкретное право, принадлежащее определённому лицу, оно юридически обеспечивает возможность того или иного поведения, возможность действовать определённым образом. Право и государство находятся во взаимодействии и взаимосвязи, которые проявляются в том, что государство формирует право в виде юридических норм, обеспечивает их реализацию, и вместе с тем государство в своей деятельности должно опираться на право, деятельность государственного аппарата требуют правового закрепления. Различные теории происхождения права Эти теории отражают различные аспекты возникновения и природы права как социального явления. Подробно рассматривая одни аспекты, они зачастую упускают из вида другие, но вместе они дают достаточно полную картину. Теологическая теория представитель — Фома Аквинский, XIII век рассматривает право как вечное явление, выражающее божью волю. Право создано Богом для регулирования жизни людей и даруется людям, как правило, через правителей. Теория ненаучна, она опирается не на знания, а на веру, вместе с тем она одна из первых связывает право с добром и справедливостью. Теория естественного права создавалась и разрабатывалась в различные эпохи и получила признание во многих странах мира. Теория исходит из того, что естественное право исходит от природы и содержит абсолютные и неизменные начала справедливости, естественные права и свободы человека. Оно как бы противопоставляется позитивному праву, создаваемому государством. Историческая теория права возникла в Германии в первой половине XIX века, согласно этой теории право зарождается и развивается исторически, развиваясь в народном правосознании и проявляясь в виде обычаев и законов. Классовая марксистская теория рассматривала право как возведённую в закон волю господствующего класса, как орудие для подавления условиями жизни общества и возникло вместе с возникновением классов. Психологическая теория рассматривает право как результат психологических установок, переживаний, его возникновение и действие объясняется психологией личности. Структура права Структура права — это строение права, выступающее как единство устой-чивых его элементов, частей. Право каждой страны, будучи единым по своему содержанию, характеризуется внутренним разделением на части.

Таким образом, складываются предпосылки возникновения налоговой системы; в целях поддержания собственной безопасности и обеспечения производимых сборов формируются особые социальные группы дружины, стража и т. Общество закрепляется за определенной территорией, которая начинает рассматриваться не только как географическая, но и как социально-политическая категория: нахождение на принадлежащей данному сообществу территории означает необходимость подчинения правилам традициям, обычаям, ритуалам , сформировавшимся в этом сообществе. Исследователи указывают о существовании двух путей возникновения государства: восточный азиатский и европейский. На Востоке древние государства возникли в IV тысячелетии до нашей эры в долинах Нила, Евфрата, Ганга, Инда, Янцзы, в благоприятных климатических условиях, в зонах орошаемого земледелия. Экономика того периода основывалась на общественной собственности, сохранялся сельскообщинный уклад жизни. Необходимость проведения масштабных сельскохозяйственных работ при низкой развитости орудий труда требовала организации эффективного процесса управления строительство дамб и каналов, посев и сбор урожая. Появляются первые институты власти в лице организаторов, управленцев, которые постепенно формируют отдельные касты. В отношениях между управленцами имел место принцип иерархии, командование и руководство осуществлялось ими в пределах своих полномочий. Эти полномочия нередко переходили по наследству например, в таких государствах, как Индия и Египет. Неразвитое производство, большая масса людей, жесткие требования законов природы вовремя посеять, полить, убрать требовали и реализации жестких методов руководства. В этой связи на востоке образовались первые жесткие режимы, абсолютные монархии, традиционные касты. Большую роль играла идеология религия , объяснявшая необходимость почитания, подчинения единому властелину. Указанная форма власти оказалась менее прогрессивной и более деспотичной[15]. Для первой формы государственности, зародившейся на территории Древнего Востока, характерно отсутствие частной собственности на землю и основные средства производства, ввиду чего отсутствовало разделение людей на классы по данному признаку. В этом смысле первые государства на Древнем Востоке были внеклассовыми. В специальной литературе они получили название восточных деспотий[16]. Европейский путь возникновения государства был наиболее быстрым и прогрессивным.

Право: происхождение и сущность

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества. Основная норма поведения в период первобытно—общинного строя — обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени. Признаки обычаев: 1 создание их обществом; 2 выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание; 3 передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей; 4 закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения; 5 добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше; 6 обычай — форма выражения моральных, религиозных и иных требований; 7 отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно; 8 отсутствие различия между правами и обязанностями. Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном.

Кроме того, в условиях расслоения общества и дифференциации интересов обострилась проблема установления единого порядка и предотвращения конфликтных ситуаций.

Согласованные и обеспеченные принудительной силой решения помогали избегать конфликтов и определяли наиболее целесообразное и справедливое поведение людей в наиболее значимых и повторяющихся ситуациях. В большинстве случаев сама выработка общеобязательных норм носила для населения мистический характер. Она осуществлялась как бы от имени и за счет сверхъестественных сил. Господствующая социальная группа, уничтожая первобытное равенство, поддерживала эту мистику, обожествляя свою власть и создаваемые властью нормы.

При этом большое значение приобретала правовая символика, которая, выражаясь в чувственных образах, физических и реальных знаках, была доступна для восприятия, бросалась в глаза, поражая воображение людей. Возникновение права, как и возникновение государства, имело весьма продолжительную эволюционную историю. Под влиянием социально-экономических и политических факторов происходило аккумулирование и формальное закрепление таких свойств нарождающихся традиций, как устойчивость и характерность, повторяемость и неизменность утверждающих преемственность, стабильность и передовой опыт в различных сферах повседневной жизни. Так осуществлялось постепенное деление единых мононорм на отдельные разновидности.

Укрепляющееся государство брало под свою опеку и защиту некоторые обычаи, формируя тем самым обычное право. Обобщая практику правового регулирования, государство создавало абстрактные образцы поведения в типичных, повторяющихся жизненных ситуациях. На место некогда преимущественно использовавшихся запретов, определявших взаимоотношение индивида с сообществом, приходили позитивные обязывания. При дифференциации мононорм большинство социальных запретов переместились в сферу религии и морали, а те, которые приобрели юридическую значимость, изменили социальную направленность.

Из средств, обеспечивающих сплоченность и выживаемость первобытного коллектива, они превратились в средство обеспечения привилегий господствующих индивидов. Весьма активно расширялось использование дозволительного способа регулирования. Если запреты и обязывания обеспечивали сохранение общины и выражали преимущественно ее интерес, то дозволения выражали преимущественно интерес участника общественных отношений. В процессе применения обычаев родовыми, общинными судами возникли прецедент и юридический договор как результат компромиссного решения жизненной ситуации.

В зависимости от ответа на вопрос, кто создает право и кому оно должно служить, и определяется его сущность. Можно выделить два подхода к праву. Первый подход — понимание права в широком смысле философский. Он рассматривает право как меру свободы и справедливости, обусловленную природой человека. Сторонники данного подхода исходят из того, что право есть совокупность норм и принципов, олицетворяющих разум, мудрость, справедливость и порядок, которые не устанавливаются государством , а даны человеку свыше. Право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости, является силой мирового порядка. Предполагается, что эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального миропорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности. Достоинством подхода является стремление содержательно определить право через ценности, которые оно защищает, а недостатком — некоторая абстрактность, оторванность от жизни, ведь ценности добра и справедливости всегда были конкретно-историческими. Например, людоедство каннибализм когда-то считалось частью священного ритуала.

У некоторых народов, населявших Восточную Индию, было принято съедать своих родителей в знак уважения и почтительности. Среди многих диких племен широко распространена вера в то, что дух, заключающийся в том, кого съедает человек, переходит в него самого. Таким образом, чем больше человек из такого племени уважал своего отца, тем сильнее он желал съесть его. Таковы были представления о добре. В дальнейшем произошла переоценка смысла этой традиции. Другой недостаток данного подхода заключается в отсутствии указаний на то, кто и как обеспечивает обязательность следования этим ценностям и какая ответственность наступает за их нарушение. Второй подход — понимание права в узком смысле прагматический. Его отстаивают авторы , акцентирующие внимание на формальных характеристиках права: его происхождении, структуре, способе выражения, субъектах осуществления нормы права. Так, по определению русского юриста В. Хвостова 1905—1972 , правом являются «те нормы поведения, которые взяты под защиту государством» и, по мнению другого русского ученого, Г.

Шершеневича, реализуются как «требования государства». Иначе говоря, согласно данной точке зрения, правом признаются только те нормы, что созданы государством и соблюдение которых обеспечено его принудительной силой. Государство, по мнению Г. Шершеневича, являясь источником права , не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом. В этом случае государство рассматривается как организация, стоящая над обществом, и право выражает волю государства. Однако если государство отражает интересы всего общества или его большинства, то право предстает как воля этого большинства. Но государство может быть отражением интересов класса, стоящего у власти, правящей группы. В этом случае право является воплощением воли господствующего класса. Понимание права как воли экономически господствующего класса было характерно для марксизма.

Маркс 1818—1883 и Ф. Энгельс 1820—1895 определяли право как «возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой обусловлено материальными условиями его жизни». Вряд ли право может утверждать идеалы справедливости и добра, если оно выступает орудием насилия меньшинства над большинством. Все-таки сущность права общесоциальна, она связана с тем, что право отражает нормативно-определенную в официальных источниках законах, указах, постановлениях и гарантированную государством меру возможного и обязательного поведения личности. Право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Все перечисленные подходы объединяет признание права эффективным нормативным регулятором. Эффективность действия права основана на том, что из всех социальных регуляторов только обязательность соблюдения требований права обеспечивается возможностью государственного принуждения. Таким образом, право есть система общеобязательных правил поведения в обществе, установленных или санкционированных то есть утвержденных в качестве общеобязательных правил, существовавших в обществе ранее государством, соблюдение которых обеспечивается возможностью государственного принуждения. Сущность права выражается в содержании. Содержание права проявляется в установлении равного масштаба поведения к неравным людям.

Равная мера поведения, которую устанавливает каждая применяемая правовая норма, закрепляет формальное равенство всех перед законом. Признаки права Как уже отмечалось, право является одним из регуляторов взаимоотношений людей в обществе наряду с моралью , религией, традициями, обычаями, ритуалами и т. Однако право в отличие от них обладает рядом свойств признаков , которые характеризуют его как специфическую систему регулирования отношений в обществе. Нормативность права. Право имеет нормативную природу. Она выражается в установлении в нормах права общего масштаба поведения, определяющего границы дозволенного, запрещенного, обязательного. Общий масштаб, равная мера поведения являются отражением общезначимых интересов, преобладающих в обществе идеалов, представлений о добре и справедливости. Наличие норм права говорит человеку о том, какие его действия будут правомерными возможными, необходимыми , а за какие поступки возможно наступление неблагоприятных последствий, то есть санкций. Право представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга правил поведения. Основу этой системы составляют нормы конституции основного закона , которым не должны противоречить все иные нормы права например, нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения, — нормы гражданского права.

Обязательность права. Общеобязательный характер норм права выражается в том, что все члены общества обязаны выполнять их требования. Это оказывается возможным потому, что правовые нормы обеспечиваются государственным принуждением, которое проявляется в защите субъективного права личности , в принуждении правонарушителя возместить причиненный ущерб, исполнить иные обязанности в отношении пострадавшей стороны. Государственное принуждение не только ограничивает свободу человека, но и в определенных законом случаях лишает человека свободы. Формальная определенность. Нормы права выражены в официальной форме: закреплены в нормативных правовых актах государства законах, решениях судов , прецедентах. Этот признак права предохраняет его от произвольного изменения и толкования, обеспечивает ему внутреннее единство, взаимосвязь между отдельными нормами. Формальная определенность выражается и в том, что предписывает порядок принятия законов, механизм их реализации и средства контроля за их исполнением. Конечно, например, партийные нормы так же фиксируются в уставе, как и религиозные — в священных книгах. Однако правовые нормы обретают официальную форму выражения в законе, что делает их общеобязательными как для граждан и организаций, так и для самого государства.

Неперсонифицированность и неоднократность действия права. Нормы права не имеют конкретного адресата, они обращены ко всему населению. Лишь в том случае, когда действие конкретного лица подпадает под конкретную норму, оно становится ее адресатом.

Яркой иллюстрацией такого подхода может служить этатический подход к праву классовая теория. Он рассматривает право как возведенную в закон волю экономически и политически господствующего класса, содержащуюся в формальных источниках, где право отождествляется с законом и является инструментом в руках государства для подавления экономически зависимых классов, населения в целом. Право в этом подходе производно от государства, вторично по отношению к нему, является инструментом в его распоряжении. При этом право опосредует процессы политогенеза. Вышеуказанные расхождения связаны с многозначностью понятия права, прежде всего, с понятиями естественного и позитивного права. Естественное право - это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей. Люди, вступая в общественные отношения, имеют возможности, обусловленные природой человека, они складываются естественным путем, в процессе общения людей друг с другом.

Они получают общественное признание и закрепляются в определенных правилах поведения прежде всего в обычаях. Позитивное право — это право в юридическом смысле. Это установленные или санкционированные государством правила поведения людей, содержащие предписания поведения. Исторически первым возникает естественное право, получая свое выражение и закрепление в нормах поведения первобытного общества. Потребность в регуляции, упорядочивании, охране общественных отношений, в стабильности и правопорядке в условиях социально неоднородных обществ, явилась основной предпосылкой возникновения права. Возникновение права исторически длительный процесс, занявший многие века. Вначале возникали фрагменты права, идеи, принципы, правовые отношения, нормы и постепенно они складывались в цельную правовую систему. Факторы, породившие право, во многом сходны с факторами, породившими государство.

Теория государства и права

ые теории происхождения права и государства. Вопрос о происхождении права и государства свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении права и государства. Необходимо отметить, что с возникновением государства возникло позитивное право, т.е. право в юридическом смысле. Оно обеспечивалось со стороны государства возможностью принуждения и четко разграничивало юридические права и обязанности. Возникновение права: Возникновение права 2 Министерство общего образования РФ Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации Факультет социально-культурного сервиса и ту. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. что это такое. Источники, признаки и принципы права. Историческое происхождения слова. Ознакомится подробнее со значением слова «право» Вы сможете на нашем сайте Новости В зависимости от вида субъекта права и от отрасли права, возникновение правосубъектности в полном объеме происходит в нескольких вариантах. Правоспособность физических лиц возникает с момента рождения и существует до момента смерти.

Происхождение права. Фазы развития права

В ней возникает специальный пласт норм, отличающихся от мононорм. Это знаменует появление права, которое складывается не вдруг, не на пустом месте, а постепенно и представляет собой на первом этапе санкционированные государством обычаи. Отсюда его название — обычное право. Оно формируется путем, с одной стороны, приспособления и видоизменения обычаев родового строя, а с другой — введения новых правил поведения, неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением. Утверждение в жизни новых норм нередко происходило в борьбе со старыми обычаями. Но бывало и так, что новое правило действовало наряду со старым обычаем, пока новое не побеждало старое. Например, переходной ступенью от кровной мести к выкупу была возможность выбора родственниками убитого любого из этих вариантов. На первом этапе существования права обнаружились две тенденции: процесс постепенного выделения юридических норм; расширение сферы регулируемых правом общественных отношений. Одна из особенностей нормативной системы рассматриваемого периода — появление первых письменных источников — агрокалендарей. Они стали основой общественной жизни членов земледельческой общины, так как регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения.

Достоинство этого подхода видится в том, что он: фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения; указывает на прямую связь права и государства, его общеобязательность; подчеркивает формальную определенность, то есть закрепление правил поведения в нормативных правовых актах государства. Но нормативный подход к пониманию права имеет и недостатки: а признается правом только то, что исходит от государства, и отрицаются естественные неотъемлемые права человека; б подчеркивается роль субъективного фактора в формировании права, то есть создается иллюзия, будто принятие закона достаточно для решения любых социальных проблем; в не раскрывает действие права, его движущие силы, регулятивные свойства, в том числе его связь с общественными отношениями. Иначе говоря, не раскрывается право "в действии". С позиций естественного права последнее толкуется как идеологическое явление идеи, представления, принципы, идеалы, мировоззрение , отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей. Нравственный подход признает важнейшим началом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начало, то есть представления людей о праве. Правовые нормы могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат естественным неотъемлемым его правам, то тогда они составляют право. Иначе говоря, наряду с законодательством, то есть правом, закрепленным в законе, существует высшее, подлинное право как идеальное начало, отражающее справедливость, свободу и равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не совпадать. Сторонники теории естественного права исходят из того, что люди равны по своей природе, наделены от природы определенными правами и свободами. Содержание этих прав не может устанавливаться государством, оно лишь должно их закреплять и обеспечивать, а также охранять и защищать. Нравственный философский подход к пониманию права имеет достоинства и недостатки. Главное его достоинство - признание в качестве права свойственной данному обществу меры свободы и равенства, как выразителя общих абстрактных принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентироваться законодатель, который при принятии новых норм права должен исходить из естественных прав человека. Другое достоинство этого подхода заключается в том, что он различает право и закон. Не любой закон является правовым. В качестве недостатков нравственного философского подхода к пониманию права следует признать: 1 расплывчатое представление о праве, поскольку, как пишет проф. Байтин, "высокие, но абстрактные идеалы при всей их значимости сами по себе не могут заменить властного нормативного регулятора отношений между людьми, служить критерием правомерного и неправомерного поведения"; 2 неодинаковое понимание участниками общественных отношений таких ценностей, как справедливость, свобода, равенство; 3 негативное воздействие на отношение к закону, законности, возникновение правового нигилизма; 4 возможность субъективной и даже произвольной оценки гражданами, должностными лицами, государственными, общественными органами законов и других нормативных правовых актов. Оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или другой субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения. Социологический подход к пониманию права отдает предпочтение действиям или правоотношениям. Причем правоотношения противопоставляются нормам права, составляют центральное звено в правовой системе. Право - это не то, что задумано и записано, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права. Нормы права представляют собой только часть права, а право не сводится к закону. Представители социологического подхода к праву различают право и закон. Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. Право, зафиксированное в законах, и право, фактически складывающееся на практике, отличаются так же, как живое право отличается от мертвого права. Предписания закона становятся нормами права, когда они фактически применяются на практике. Законодатель не создает новую норму права - считал наиболее яркий представитель социологической школы начала XX в. Эрлих, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике. Сторонниками социологического подхода к пониманию права были некоторые дореволюционные юристы, в частности Н. Раненкамф, С. Муромцев, а в советское время - И. Стучка, Е. Родоначальниками этой школы являлись Р. Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд, О. При социологическом подходе к пониманию права придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической практики. Однако социологическая школа имеет и недостатки. Во-первых, есть опасность размывания понятия права: оно становится очень неопределенным; во-вторых, возникает опасность произвола со стороны судебных и административных органов, то есть любые действия государственного аппарата и должностных лиц будут признаваться правом; в-третьих, игнорируется тот факт, что право - это не сама деятельность субъектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений. Нельзя действия наделять свойствами регулятора. Нравственный философский и социологический подходы к праву образуют так называемое широкое понимание права, а нормативный - узкое. С практической точки зрения наиболее применим нормативный подход к праву: он отличается простотой, ясностью, доступностью, а главное - ориентирует на соблюдение законности, приоритет законов перед другими нормативными актами. Кроме того, нормативное понимание права раскрывает роль права как властного регулятора общественных отношений. Другие подходы к пониманию права тоже имеют практическое значение, так как ориентируют на соблюдение прав человека и на учет действия права, его эффективности. В отечественной юридической науке было предложено сформулировать интегративный, или синтетический, подход к праву, объединяющий все три названных выше подхода. В частности, проф. Бабаев определяет право как систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения. Гойман определяет право с точки зрения интегративного подхода как совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом. Понимание права очень важно не только для познания права, но и для решения многих практических вопросов, например об источниках права, его эффективности, пределах правового воздействия, разрешении противоречий права и т. Психологический подход к пониманию права. В широкое понимание права нередко включаютсябнаряду с нормами права, правоотношениями, идеями права также и правосознание. Тем самым признается психологический аспект права. Пионером психологического направления в юриспруденции считают дореволюционного юриста Л. Петражицкого 1867-1931. Для этого направления характерно преувеличение роли психологического фактора в правовой жизни. Петражицкий полагал, что право не есть реальность, оно лишь комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Право есть психологический фактор общественной жизни и действует только психологически.

Прямое нормотворчество государства- для достижения своих целей, закрепления выгодных для себя порядков государственная власть издает особые акты указы, уложения, декреты, законы и др. В результате прямого нормотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт, нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену норм права. Обратим внимание, способы формирования права и источники права - не одно и тоже, способы формирования права - это определенная деятельность, процесс создания того или иного источника права. Источники права - это формы выражения вовне правовых норм, определенные носители, в которых содержатся сформированные нормы права, во всех этих случаях речь идет о позитивном объективном праве, для него характерна неотъемлемая связь с государством. Все пути формирования позитивного права связаны с государством, именно государство превращает различные социальные нормы в правовые, только после того, как некие правила санкционированы или сформулированы государством и взяты им под защиту государственного принуждения, они могут расцениваться как правовые.

Расслоение общества 3. В них зарождаются государства. Возникновение государственных структур еще больше обозначило важность права, закрепившего нормы поведения людей. На формирование права в древневосточных государствах большое влияние оказали обычаи. Они стали охраняться государством. Нормы права не только защищали интересы правящей элиты, но и регламентировали условия владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, устанавливали и поддерживали общественный порядок. В Древней Греции и Древнем Риме становление права было связано с постепенным разделением труда, развитием земледелия, скотоводства, ремесла и торговли. Органы родового управления постепенно превращались в институты государства. В Европе становление права происходило одновременно с разложением родового строя и образованием феодального государства. Основным источником права был обычай. Обычаи фиксировались в так называемых варварских правдах: Салической, Ринуарской, Бургундской и др. Правопонимание — совокупность теорий, которые объясняют сущность права, его содержание. Защитники естественно-правовой теории доказывали, что существует естественное и позитивное право. Гроиия, Д. Локка, Ж. Руссо, Ш. Начиная с периода Нового времени под естественным правом стали понимать прирождённые неотчуждаемые права человека: на свободу, равенство, собственность, жизнь. Основоположником психологической теории являлся известный российский учёный Л. Он доказывал, что право находится не в области разума, а в сфере чувств, эмоций и связано с психикой человека. Среди теорий, связывающих право с системой норм, необходимо выделить нормативистскую теорию Г. Под правом Кельзен понимал систему иерархических норм, содержащихся в индивидуальных актах, договорах, актах должностных лиц, судебных решениях, подзаконных актах, законах, конституциях. Обязательность права не привносится, с точки зрения Кельзена, извне — государством, моралью, иными социальными условиями, а содержится в самом праве. Она выводится из так называемой основной нормы. Основная норма — главное правило поведения, находящееся на вершине пирамиды юридических норм.

§ 6. Особенности возникновения права

Право этого периода было пронизано религиозным духом. Древнегреческий мыслитель Демосфен отмечал, что право это изобретение и дар богов. На смену архаичному праву приходит корпоративное право, его юность. В традиционном или сельскохозяйственном обществе, пришедшем на смену племенному строю, выделялись корпорации феодалов, духовенства, крестьян, горожан и другие. Соответственно системами корпоративного права стали: феодальное поместное , крепостное, каноническое церковное , городское, цеховое, торговое право. Предмет регулирования корпоративного права не охватывал всех сторон жизни общества, а лишь отношения внутри сословия. Между сословиями отношения регулировались лишь в минимальной степени. Содержание норм корпоративного права отличалось неконкретностью, даже некоторой расплывчатостью, например «морские суды рассматривают споры от отлива до прилива... Они походили на декларации, поскольку провозглашали намерения сословия, порой неотчетливые желания его представителей, им свойственна была казуальность, определенная смешанность с церковными нормами. Нормы корпоративного права оставались в основном устными, хотя вполне обычной становится и их письменная форма. Содержание норм простое, доступное для понимания, они еще в основном не систематизированы за исключением собрания норм магдебурского права.

Говоря об источниках корпоративного права следует призанть, что стали использовать такие неписьменные источники права как обычаи, деловые обыкновения. Среди письменных источников правовые акты еще не доминируют, хотя набирают силу договоры, регулирующие гражданский оборот, судебные прецеденты. Основной массив права носит единый частно-публичный характер. Появляется проблема с распространением, доведением источников права до заинтересованных лиц, поскольку средства массовой информации неразвиты. Правосудие как вид социальной деятельности еще не отделился от управленческой деятельности, поэтому корпус профессиональных судей отсутствовал, как и отсутствовала цельная система судов. Суды торговые, гильдейские, церковные, городские между собой не связаны, а Судебные заседания отличались неформальным характером, то есть налицо правовая закономерность — сначала развитие получает материальное право, а затем процессуальное. Следующий, третий этап развития права — общее, имперское или королевское право. Оно стало непосредственным предшественником развитого современного права и просуществовало несколько столетий. Отличительными признаками королевского права следует считать, прежде всего, появление нового субъекта правотворчества — короля царя, императора. Королевское законодательствование стало отделяться от королевского управления, финансовой и военной деятельности.

Серьёзные изменения произошли в развитии процессуального права. Так, в государстве появляется определенное процедурное единство, вводится следственная процедура, фигура обвинителя от имени короны по уголовным делам, появляется новый перечень доказательств, к которым относятся присяги, письменные доказательства, свидетельские показания, то есть система доказательств все более приобретает признаки рациональной. Изменилось и процессуальное положение судьи, который становится арбитром в споре, а не принимает позицию одной из сторон. Законодательный материал стал излагаться качественно по-другому: уменьшилось число казуальных норм, появились новые средства законодательной техники, такие как преамбулы к законам, фиксирование права, принципов, общих положений и т. Наконец, четвертый этап — это развитое, современное право. Оно появилось в тот период развития государства, когда общество стало переходить к рыночным отношениям, требующим от субъектов хозяйствования определенной автономности, самостоятельности, обладания собственностью. У людей, обладающих собственностью, и в связи с этим чувствующих себя свободно и достойно, появляется потребность самостоятельно решать не только собственные проблемы, но и вопросы, связанные с управлением общества. Развитое общество создало и развитое право, которое стало характеризоваться следующим: первичным элементом права стала общеобязательная норма, то есть такое правило поведения, которое обязывало людей действовать определенным образом или воздержаться от действий. Эта общеобязательность подкреплялась институтом юридической ответственности; все более увеличивается удельный вес регулятивных норм в сравнении с нормами охранительными; право приобрело характер всеобщности, универсальности, то есть стало распространяться на всех, входящих в определенные социальные группы всего государства граждане, собственники, несовершеннолетние, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, военнослужащие, пенсионеры и т. Это выразилось, прежде всего, в том, что они стали закрепляться в официальных документах.

В англосаксонской правовой системе, как правило, в судебных и административных прецедентах, в романо-германской правовой системе — в нормативных правовых актах, среди которых возрастает значение закона, как нормативного акта высшей юридической силы, принимаемого парламентом либо непосредственно гражданами в ходе референдума. Формальная определенность стала проявляться и внутри самой нормы, в изложении этой нормы четкость, краткость, строгость , что позволяло избежать ее произвольного понимания, то есть несовпадения в толковании со смыслом, вложенным в нее правотворческим органом; уходят в историю казуальные нормы, признаком современного права становится его абстрактность, вводятся такие понятия как юридическое лицо, ответчик, должник, управомоченный, состав правонарушения, вина и т. Абстрактно сформулированные нормативные предписания базируются на сложных приемах юридической техники специальные юридические термины, юридические конструкции, правовые презумпции, фикции, аксиомы и т. Примирительная теория Г. Берман, Э. Аннерс наиболее популярна на Западе. Суть теории: право зародилось не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Конфликты между родами являлись делом обычным, поскольку у каждого рода были свои интересы занять лучшее место на стоянке, использовать более выгодную территорию, приобрести большее число женщин , которые вступали в противоречие с интересами других. В результате таких конфликтов происходило физическое истребление членов рода, формировалась готовность и потребность к возмездию, выразившиеся в институте кровной мести. Это ослабляло род, делало его неконкурентноспособным.

Для сохранения людей в роде, а в конечном счете для сохранения рода как такового, необходимо было договариваться с другими родами о примирении. Так возникло примирительное право. Нанесение телесного повреждения, захват имущества рода, неисполнение договора обмена — все это сначала было поводом для кровной мести, а затем, после заключения договоров о примирении — для денежных взысканий в виде штрафов. Возникла целая система правил примирения, которые передавались из поколения в поколение сначала в устной форме, а затем в форме законодательство, то есть в форме провозглашения этих правил примирения от имени государства с его возможностью применения санкций. Эта теория возникновения права вполне приемлема, поскольку основана на многочисленных исторических фактах: конфликты, войны существовали постоянно, кровная месть имела действительно истребительный характер, а она долгое время существовала как универсальная и единственная санкция за обиду, нанесенную роду. Недостатки теории состоят в узком понимании права, поскольку скорее всего, право возникло не только для примирения, но и для регулирования других сторон общественной жизни, например правила создания запасов продуктов на случай неурожая, правила распределения продуктов из-за их ограниченности. Оно явилось формой не только примирения, но и предупреждения конфликтов. В Спарте, например, устанавливались правила, предусматривающие когда и в каком возрасте детей отдавать на воспитание с тем, чтобы в случае военной угрозы они смогли дать отпор завоевателям. Регулятивная теория — распространена в азиатских странах, в России. Суть теории: право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны.

Сначала это правила распределения территорий при вынужденной передислокации народа, определение порядка использования водоемов, правил захоронения, запреты инцестов, правила охоты, сбора плодов, запреты убийств, колдовства, воровства, увода чужих жен.

У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно реализовывать свои возможности в своих интересах. На определенном этапе человек перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или менее независимым индивидом, частные собственные интересы которого могут уже не совпадать с интересами общества в целом, в этой ситуации неопределенные и немногочисленные нормы родовой организации уже не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе. Обычаи архаичны, они не способны решить многие коллизии развивающегося общества, к тому же лица-обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы их права и интересы, все эти вопросы и должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения.

В процессе возникновения права можно выделить три способа формированию права: Санкционирование обычаев; Юридическая практика; Прямое нормотворчество государства; Санкционирование обычаев - Государство санкционирует, то есть разрешает действие, берет под свою защиту определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам, стоящим у власти. В результате формируется такой источник права как санкционированный обычай - исторически сложившееся общее правило поведения людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и поддерживаемое силой государственного принуждения, подчеркнем, государство санкционирует не все обычаи, а лишь те, которые объективно необходимы, угодны и выгодны правящему классу.

Из психологии индивида выводил необходимость создания государства и права З. Фрейд - основатель влиятельного психологического направления в социологии и учениях о государстве и праве. Он исходил из существования первоначальной орды, деспотический глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихическими, сексуальными инстинктами. Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.

Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - недочеловеки - слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино 1816-1882 объявлял арийцев высшей расой, призванной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф.

Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства. Материалистическая марксистская теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям — право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

В этом случае право является воплощением воли господствующего класса. Понимание права как воли экономически господствующего класса было характерно для марксизма.

Маркс 1818—1883 и Ф. Энгельс 1820—1895 определяли право как «возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой обусловлено материальными условиями его жизни». Вряд ли право может утверждать идеалы справедливости и добра, если оно выступает орудием насилия меньшинства над большинством. Все-таки сущность права общесоциальна, она связана с тем, что право отражает нормативно-определенную в официальных источниках законах, указах, постановлениях и гарантированную государством меру возможного и обязательного поведения личности. Право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Все перечисленные подходы объединяет признание права эффективным нормативным регулятором. Эффективность действия права основана на том, что из всех социальных регуляторов только обязательность соблюдения требований права обеспечивается возможностью государственного принуждения.

Таким образом, право есть система общеобязательных правил поведения в обществе, установленных или санкционированных то есть утвержденных в качестве общеобязательных правил, существовавших в обществе ранее государством, соблюдение которых обеспечивается возможностью государственного принуждения. Сущность права выражается в содержании. Содержание права проявляется в установлении равного масштаба поведения к неравным людям. Равная мера поведения, которую устанавливает каждая применяемая правовая норма, закрепляет формальное равенство всех перед законом. Признаки права Как уже отмечалось, право является одним из регуляторов взаимоотношений людей в обществе наряду с моралью , религией, традициями, обычаями, ритуалами и т. Однако право в отличие от них обладает рядом свойств признаков , которые характеризуют его как специфическую систему регулирования отношений в обществе. Нормативность права.

Право имеет нормативную природу. Она выражается в установлении в нормах права общего масштаба поведения, определяющего границы дозволенного, запрещенного, обязательного. Общий масштаб, равная мера поведения являются отражением общезначимых интересов, преобладающих в обществе идеалов, представлений о добре и справедливости. Наличие норм права говорит человеку о том, какие его действия будут правомерными возможными, необходимыми , а за какие поступки возможно наступление неблагоприятных последствий, то есть санкций. Право представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга правил поведения. Основу этой системы составляют нормы конституции основного закона , которым не должны противоречить все иные нормы права например, нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения, — нормы гражданского права. Обязательность права.

Общеобязательный характер норм права выражается в том, что все члены общества обязаны выполнять их требования. Это оказывается возможным потому, что правовые нормы обеспечиваются государственным принуждением, которое проявляется в защите субъективного права личности , в принуждении правонарушителя возместить причиненный ущерб, исполнить иные обязанности в отношении пострадавшей стороны. Государственное принуждение не только ограничивает свободу человека, но и в определенных законом случаях лишает человека свободы. Формальная определенность. Нормы права выражены в официальной форме: закреплены в нормативных правовых актах государства законах, решениях судов , прецедентах. Этот признак права предохраняет его от произвольного изменения и толкования, обеспечивает ему внутреннее единство, взаимосвязь между отдельными нормами. Формальная определенность выражается и в том, что предписывает порядок принятия законов, механизм их реализации и средства контроля за их исполнением.

Конечно, например, партийные нормы так же фиксируются в уставе, как и религиозные — в священных книгах. Однако правовые нормы обретают официальную форму выражения в законе, что делает их общеобязательными как для граждан и организаций, так и для самого государства. Неперсонифицированность и неоднократность действия права. Нормы права не имеют конкретного адресата, они обращены ко всему населению. Лишь в том случае, когда действие конкретного лица подпадает под конкретную норму, оно становится ее адресатом. Однако осуществление требований данной нормы не прекращает ее действия во времени, она продолжает действовать вплоть до ее отмены уполномоченным на то государственным органом чаще всего парламентом. Связь права с государством.

Государство не только целенаправленно создает нормы права правотворчество , но и обеспечивает реализацию их требований с помощью правоохранительных органов. Однако связь права с государством двухсторонняя: государственные органы и должностные лица создаются правом, существуют и действуют по крайней мере, должны строго на основе права. Именно правовые нормы наделяют государственные органы полномочиями. Функции права Свое назначение в обществе как нормативного регулятора право реализует с помощью функций — главных направлений воздействия права на личность , ее взаимодействия с другими людьми, органами государства. Эти направления связаны с решением определенных задач. Среди них — задача упорядочения общественных отношений, построения их в соответствии с принципами свободы личности и справедливости. Кроме этого, одной из важных задач права является охрана регулируемых общественных отношений от посягательств со стороны правонарушителей.

Двум этим задачам соответствуют две функции права : регулятивная и охранительная. Содержание регулятивной функции права состоит в обеспечении четкой организации и стабильного функционирования общественных отношений, чтобы отчетливо закрепить права и свободы человека и гражданина , полномочия государственных органов и должностных лиц. В этом смысле границы прав и свобод должны способствовать созданию в обществе такого правового порядка, который бы отвечал интересам всего населения. Охранительная функция права заключается в отделении нормы права от других норм морали , традиций, обычаев. Она осуществляется органами государства , принимающими индивидуальные властные решения, направленные на охрану положительных и вытеснение вредных, опасных для общества отношений. Охранительная функция реализуется: введением запретов на совершение противоправных деяний; установлением санкций за совершение противоправных деяний; применением санкций в отношении лиц, совершивших правонарушение. Соотношение права и других социальных норм Возникновение права не вытеснило иных социальных норм, поскольку не все отношения в обществе можно регулировать с помощью права.

Так, сфера чувств, переживаний, любовные отношения не регулируются правом. Семейное право регламентирует лишь имущественные и личные отношения супругов и детей , но не касается их чувств друг к другу. Эти отношения регулируются другими нормами: морали , религии, обычаев , традиций, ритуалов. Их объединяет то, что все они являются нормативными регуляторами взаимоотношений людей в обществе, устанавливающими образцы социально необходимого поведения, принятого в данном обществе. Они определяют границы возможного и обязательного поведения людей, организаций, коллективов, нарушение которых влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя. Действие всех социальных норм направлено на обеспечение порядка и стабильности в обществе. Однако перечисленные социальные нормы различаются: тем, как они формируются — стихийно или сознательно; в какой форме существуют — в письменных источниках или в сознании людей; как обеспечивается выполнение требований социальных норм — возможностью государственного принуждения или силой общественного мнения, внутренним убеждением; тем, какую сферу общественных отношений они регулируют политическую, этическую, эстетическую и т.

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, которые в результате многократного повторения входят в привычку людей и регулируют их поведение. В основе обычая лежит образец конкретного поведения, органично связанный с практической деятельностью. Обычай только тогда можно считать социальной нормой, когда в силу длительности его применения он становится привычкой. А коль скоро обычай становится неотъемлемой частью поведения, то особых механизмов для обеспечения его функционирования не требуется. Например, нет необходимости закреплять в конституции государства правило переходить улицу по сигнулу светофора, хотя в правилах уличного движения оно существует.

Что такое право?

  • Ключевые слова
  • Происхождение права и государства
  • Факторы возникновения права
  • Факторы возникновения права | это... Что такое Факторы возникновения права?
  • Обществознание 3.7

Предпосылки и особенности возникновения права.

В рамках этих подходов по критерию волевого участия человека в правогенезе (т. е. в процессе правообразования) с определенной долей условности можно выделить теоретические концепции естественного происхождения права и теории позитивного права. Определение 1. Возникновение права – это процесс становления права, результат целенаправленной деятельности человека, который включает познание права, его оценку (восприятие), отношение к нему, как к единому социальному явлению. Официально считается, что возникновение и развитие права как точной и незыблемой системы юридических норм берет свое начало примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Таким образом, господство права у народов, достигших правовой жизни, является не безжизненным догматом умозрительной философии, но ярким выражением действительной, живой, могучей и широко распространенной потребности. Теории происхождения государства и права — Теории происхождения государства теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий