В апреле 1991 г в ссср в ново огареве была достигнута договоренность о об

Распад СССР ускорялся вследствие непродуманных действий советского руководства. В январе 1991 г. Горбачёв обратился к Верховному Совету Литвы с требованием восстановить на территории республики действие Конституции СССР. В Ново-Огарёве по схеме «9+1» все же согласовали новый проект союзного договора, который стал называться договором о Союзе Суверенных Государств (ССГ). В апреле 1991 г. в СССР в Ново-Огареве была достигнута договоренность о (об). 20. В апреле 1991 г. в СССР в Ново-Огареве была достигнута договоренность о(об): 1) подготовке к введению в стране чрезвычайного положения. 2) о вводе войск в Афганистан. Это открывало возможности «мягкого» выхода из СССР, поскольку освобождало новые независимые страны от вы-яснения отношений с бывшими «братьями» по Союзу согласно принятому в апреле 1990 г. закону.

Беловежские соглашения

Следующий процесс — ускорение социально-экономического развития. Ускорение понималось как большая интеграция науки и техники, децентрализация управления в экономике, развитие частного сектора экономики при господстве пока что государственного сектора. В сущности, речь шла о замене командно-административной системы хозяйствования смешанной. Ускорение привело к появлению законов «Об общих началах предпринимательства в СССР», «О кооперативах», «О государственном предприятии».

Однако к ожидаемому эффекту эти меры не привели. Во внешней политике перестройка привела к так называемым «бархатным революциям». Гласность и ослабление цензуры вскрыли не только социально-экономические проблемы и противоречия внутри лагеря социализма, но и рост националистических настроений в странах этого лагеря.

В 1989 году рухнула Берлинская стена, Германия стала объединяться в одно государство. Завершилась Холодная война. В странах, где были социалистические режимы возникают режимы либерально-демократические, происходит рывок к рыночным и смешанным системам хозяйствования.

Лагерь социализма окончательно распался в 1989-90 годах, когда страны соцлагеря объявили себя суверенными, возникает явление «Парад суверенитетов». Отныне Россия в независимой политике от других республик. Возвращаются старые символы: трехцветный флаг, герб.

Происходит суверенизация России идет подготовка к будущей конституции РФ. Россия становится примером для других республик. В каждой республике появляются президенты, свой парламент Съезд народных депутатов , верховный совет правительство.

Их объединяет критика Горбачева, его политику не воспринимают.

Вопрос о союзных налогах был определяющим для руководителя СССР, так как от его решения зависело административно-территориальное устройство обновлённого Союза. В случае сохранения союзных налогов сохранялась и союзная федерация, если же союзные налоги отменялись, Союз превращался в конфедерацию.

За отмену союзных налогов выступали руководители России и Украины, по мнению которых, было достаточно сформировать бюджет Союза посредством фиксированных взносов республик, образующих Союз, и доходов, получаемых от использования имущества, переданного республиками Союзу для осуществления его полномочий. Позиция руководителей СССР по данному вопросу была однозначной — без союзного налога не может быть союзного государства[ источник не указан 792 дня ] [20] [ неавторитетный источник ]. В ходе этого заседания руководители автономий, в особенности A.

Леонтьев Чувашия и М. Рахимов Башкирия , оказывали давление на М. Горбачёва, утверждая, что Президент СССР вместе с руководителями союзных республик всячески ущемляет права автономий.

Леонтьев говорил: «У меня создается впечатление, что у нас в течение года, то, что мы здесь работаем, с каждым разом права автономных республик всё больше и больше зажимаются... И вдруг... Своего коллегу поддержал М.

Рахимов, сказавший следующее: «В общем, Михаил Сергеевич, все выхолощено, для нас ничего не осталось. Вы на поводу союзных республик идёте. Вы нас вообще не признаёте.

Всё в их руках» [21]. Азербайджан и 9 автономных республик выступали за восстановление в проекте договора статьи о Совете Федерации. Были рассмотрены следующие варианты: передача полномочий Совета Федерации Совету Республик Верховного Совета или сохранение Совета Федерации как совещательного органа при Президенте обновленного Союза.

Выбрали первый [22]. Также было решено отправить проект Верховным Советам республик и парламенту страны [23] , хотя, по мнению З. Станкевича, принципиальные вопросы оставались нерешёнными [22].

Подводя итог заключительному заседанию Подготовительного комитета, М. Горбачёв в беседе с представителями СМИ отметил, что «... Сказав, что «в проекте найдены развязки по многим вопросам», Горбачёв подчеркнул, что юридической доработкой документа будет заниматься конституционная комиссия, которую должны будут сформировать Верховный Совет и Съезд народных депутатов СССР [24].

Реакция на публикацию[ править править код ] 27 июня 1991 подготовленный проект Договора о Союзе Суверенных Государств был опубликован в «Правде», вызвав большое количество критических отзывов со всех сторон общественно-политического спектра. В наиболее критичной форме высказались представители научной интеллигенции, назвавшие этот Договор «... В этот же день Верховный Совет Украинской ССР принимает постановление о переносе обсуждения проекта Союзного договора на сентябрь 1991 года.

Согласно данному постановлению следовало рассмотреть до 1 сентября 1991 г. Кабинет Министров Украины и Академия наук республики должны были подготовить к этому сроку экономические подсчёты и правовые выводы относительно вхождения Украины в Союз на условиях, определяемых проектом Союзного договора [26]. В соответствии с ними государственная делегация республики получила поручение следовать в процессе завершающейся совместной работы над текстом Договора таким принципиальным положениям, как формирование союзного бюджета из фиксированных взносов республик, входящих в Союз; распространение юрисдикции РСФСР на все предприятия, находящиеся на ее территории, включая и оборонные предприятия; осуществление совместно с Союзом и союзными республиками единого таможенного дела, при котором размеры таможенных пошлин и тарифов согласовываются Союзом с союзными республиками; прописание в тексте Договора механизмов, обеспечивающих принятие Конституции Союза не позднее, чем через шесть месяцев после заключения Договора или cформирования Верховного Совета Союза.

Конституция Союза должна была вступать в силу после одобрения всеми государствами, которые образуют Союз [28]. Назарбаев отмечал, что «... Муталибов, подчеркнувший, что в Договоре четко выражена формула «Союз существует для республик, а не наоборот», что является важным шагом к «глубокой реформации отношений «Центр — республика» [30].

Далее отмечается необходимость зафиксировать в проекте Союзного договора, что участниками его подписания и, соответственно, субъектами федерации являются как союзные республики, так и входящие в них на договорных или конституционных основах автономные республики. Делегации Союза поручалось согласование с делегациями полномочных представителей республик окончательного текста Союзного договора, отвечающего принципам обновленного федеративного демократического государства, имея в виду его подписание на Съезде народных депутатов СССР [31]. Горбачёва состоялось расширенное совещание союзного руководства с руководителями полномочных делегаций республик, посвящённое окончательной доработке проекта Договора о Союзе Суверенных государств [32].

Участие в данном совещании принял и председатель Верховного Совета Армении Л.

Я уверяю вас, что в течение ближайшего месяца вы услышите о юридическом оформлении распада Советского Союза». И действительно, через несколько недель, как по мановению волшебной палочки британского премьера, в декабре 1991 года были подписаны Беловежские соглашения. Говоря об этом, стоит напомнить о знаменитой речи Уинстона Черчилля, премьер-министра Великобритании 1940-1945, 1951-1955 , произнесенной 5 марта 1946 года в Фултоне США , где были изложены основные направления «холодной войны» против СССР. Доктор экономических наук Владимир Ембулаев, в своей книге "Социализм как общественно-экономическая формация" пишет: «Исторические факты и открытые на сегодня секретные документы США свидетельствуют, что сразу же, после разгрома фашистской Германии, США и Англия перехватили эстафету Гитлера по уничтожению СССР и непокорного русского народа, чтобы открыть себе доступ к нашим ресурсам. Идеологию уничтожения СССР с помощью атомного оружия создали Трумэн и Черчилль, а военную практику агрессии разрабатывали генералы и военно-промышленный капитал США во главе с Национальным советом начальников штабов. Таких планов только за первое десятилетие после Победы над Германией было разработано в США около десятка».

В документе указывалось: «Тайные операции включают пропаганду; экономическую войну; превентивные прямые действия, включая саботаж, помощь подпольному движению... Мы должны позаботиться о том, чтобы извлечь из «холодной войны» шанс одержать победу без потерь». Стратегия внешней политики США уже не соответствовала, сформулированной при Трумэне доктрине «сдерживания коммунизма», ставка сделана на «освобождение Восточной Европы», на «отбрасывание коммунизма». И уже в 1953 году президенту США на стол был положен план Даллеса, который предусматривал «провоцирование максимальных беспорядков и народного сопротивления во всех странах советского блока». Это именовалось «политикой динамичной политической войны» против стран социализма. Она предполагала помимо прямой поддержки контрреволюционных групп «неустанное проведение целенаправленной и напористой политической стратегии во всех областях и всеми средствами: военными, экономическими, дипломатическими, тайными то есть шпионско-диверсионными и пропагандистскими». В том числе и с активным использованием «пятой колонны» во власти.

Беловежские соглашения, ставшие началом распада Советского Союза, показали: план удался. Почему Горбачев не арестовал «беловежцев»? Этот вопрос буквально срывался с уст большинства советских граждан. Вот и я не мог удержаться, чтобы не задать его в беседе с Леонидом Кравчуком. У Бориса Ельцина охрана была условная. Думаю, он понимал, что после событий 19-21 августа арест лидера России может иметь непредсказуемые последствия. Я согласен с Горбачевым в одном — он не знал содержания готовящегося документа, но 6 декабря и я имел о нем лишь общее представление».

И все же почему не арестовал? Ответ могут подсказать Вискули — охотничья усадьба на территории государственной резиденции в Беловежской пуще, где находилось трехэтажное кирпичное здание гостиницы с двумя десятками номеров едва тянувших на три звезды? Почему именно здесь 8 декабря 1991 года был совершен акт политического предательства, приведший к крупнейшей геополитической катастрофе XX века? Осведомленные сотрудники гостиницы, среди которых были и представители спецслужб, со временем рассказали: Беловежская пуща была выбрана только потому, что находилась буквально в нескольких километрах от государственной границы СССР. У собравшейся троицы заговорщиков был план бегства, в том числе, пешком через лес в Польшу, на тот случай, если бы Горбачев предпринял попытку их ареста. В ответ из Москвы было приказано находиться на позициях и ждать команды. Однако команды на арест так и не поступило… Достоянием СМИ стала и еще одна беловежская тайна: оригинал предательской декларации не могут найти ни в России, ни в Беларуси, ни на Украине.

Об их отсутствии на брифинге в Киеве заявила журналистам глава Государственной архивной службы Украины Ольга Гинзбург: "К нам, как и в архивы Федерального архивного агентства России, и в Департамент по архивам и делопроизводству министерства юстиции Республики Беларусь, постоянно поступают обращения с просьбами предоставить для ознакомления оригинал Беловежского соглашения. Разводим руками - ни на Украине, ни в России, ни в Белоруссии оригинала этого документа нет". Не кроется ли за этим Божий промысел по возрождению мощной Российской Державы?! Нам надо объединяться, прежде всего, экономически, создавая при этом определенные наднациональные органы для решения социально-экономических проблем, для совместной обороны. Стержнем для интеграции на постсоветском пространстве, на мой взгляд, являются Единое экономическое пространство и ЕврАзЭС. Их цели и задачи практически идентичны: создать общий рынок. Нашим государственным и политическим лидерам пришло время понять: на территории бывшего Союза государства возникли разные, а у народов чаяния во многом общие.

И те, кто превращает ближнее зарубежье в дальнее, идут против народа». Нам пора перестать расшаркиваться, отметил в беседе с автором этого материала известный государственный и политический деятель Франц Клинцевич, лидер Российского Союза ветеранов войны в Афганистане. Помните, в свое время госсекретарь США Кондолиза Райс заявила: «Мы хотим, чтобы русские признали: у нас есть законные интересы и свои отношения с их соседями, даже если эти страны были когда-то частью Советского Союза». Сейчас в Вашингтоне новая власть, но политика выдавливания России из ближнего зарубежья, несмотря на «перезагрузку», продолжается. И не безуспешно, если судить по тому «санитарному кордону», который выстраивается вдоль российских границ. Однако на всем постсоветском пространстве есть мощные политические силы, которые отлично понимают опасность происходящего. И начинают снизу бороться за сближение наших народов, которых связывает генетическая память.

А мы совместно пережили и немало трудностей, и много хорошего, связаны между собой не только воспоминаньями о былом, но и заботами о благополучии родственников, которые живут в соседних республиках, мечтами о нашем совместном будущем. Вот, скажем, я живу и работаю в Москве, а родился в Беларуси в деревне Крейванцы Ошмянского района Гродненской области.

Разгона 4 В. Дудинцева 5 А. Рыбакова А95 Что из перечисленного относится к причинам перехода руководства СССР к политике перестройки в середине 1980-х гг.?

А96 Когда в конце 1980-х гг. Ворошилова 2 "Итоги" Е. Киселева 3 "Взгляд" В. Силаев 2 Н. Рыжков 3 Б.

Ельцин 4 Р. Хасбулатов 5 А. Руцкой А101 М. Горбачев стал лидером партии и страны в: а 1984 г. А102 После смерти К.

Черненко М. Горбачев был избран в: а 1989 г. Впервые Президентом России Б. Ельцин был избран в: а 1990 г. А108 Назовите главное направление первоначального варианта экономических реформ, предложенного М.

Горбачевым: а ускорение социально-экономического развития; б переход к регулируемому рынку; в переход к свободной рыночной экономике. А109 Руководителем разработки этой программы был: а А. Аганбегян; б М. Горбачев; в Н. А110 Концепция перехода советской экономики к регулируемой рыночной экономике была принята в: а 1988 г.

А111 Синонимами перемен в духовной жизни общества в годы перестройки стало понятие: а «гласность»; б «свобода слова»; в «свобода совести». Горбачев; б В. Медведев; в А. А113 Организация Варшавского Договора была распущена в: а 1986 г. А115 Вывод советских войск из Афганистана начался в: а 1987 г.

А116 Первый после 50-х гг. А117 «Бархатные революции» в Восточной Европе имели место в: а 1989 г. А118 Советским министром иностранных дел периода перестройки был: а А. Козырев; б Е. Примаков; в Э.

К экономическим преобразованиям периода перестройки относится 1 создание совнархозов 2 национализация банков 3 политика укрупнения колхозов и совхозов 4 развитие кооперативного движения А120. Снятие цензурных запретов, свобода печати характерны для 1 первого послевоенного десятилетия 2 периода «оттепели» 3 периода «застоя» 4 перестройки А121. Какой из документов был принят в годы перестройки? Политические реформы 1988 г. Сталина 2 реформы А.

Н, Косыгина 3 реформы М,С. Горбачева 4 программу «500 дней» С. Шаталина и Г. Явлинского Часть 2. Задания уровня В В1 Как называется составная часть политики Горбачева, направленная на либерализацию и демократизацию общественной жизни, приведшая к ограничению цензуры и осознанию сущности тоталитарной системы?

Хрущев Б Ю. Андропов B Л. Брежнев Г И. Сталин Д М. Прочтите отрывок из книги советского руководителя и напишите название явления, о котором в нем говорится.

Все это естественно и необходимо. Хотя дается и воспринимается не без труда - ив общественном мнении, и в партийной среде». Прочтите отрывок из книги советского руководителя и напишите название описанного в нем периода в отечественной истории. Много сейчас непривычного в нашей стране: скажем, выборы руководителей предприятий и учреждений; многомандатные округа по выборам в Советы; совместные с иностранными фирмами предприятия; самофинансирование заводов и фабрик, совхозов, колхозов; снятие ограничений с подсобных хозяйств.. Установите соответствие между советскими государственными деятелями и их деятельностью.

Андропов 2 М. Горбачев 3 Л. Брежнев 4 Н. Хрущев А борьба с космополитизмом, проведение массовых репрессий Б борьба с диссидентским движением, курс на укрепление производственной дисциплины, жесткий внешнеполитический курс В провозглашение кампании по освоению целины, начало массового жилищного строительства Г курс на демократизацию советского общества, политика гласности Д политика стабилизации кадров, политика «разрядки» в международных отношенияхБГДВ В6. Установите соответствие между терминами, связанными с явлениями государственной жизни России, и периодами существования этих явлений.

Б 1917г. В 1930-е гг. Г 1960-1970-е гг. БВАД В7. Прочтите отрывок из речи руководителя СССР и напишите его фамилию.

Наверное, у каждого есть свое мнение о Съезде, свои замечания, свои оценки по тем или иным выступлениям и решениям. Полагаю, что это вполне нормально и естественно. Но, видимо, вы согласитесь, что Съезд при всех различиях в его оценке можно отнести к крупнейшим событиям в истории Советского государства». Горбачев В8 Прочтите отрывок из книги А. Сахарова и впишите пропущенное слово в текст.

Развращающая ложь, умолчание и лицемерие должны уйти навсегда и бесповоротно из нашей жизни. Только внутренне свободный человек может быть инициативным, как то необходимо обществу... А 1970-е гг. Антиалкогольная кампания, государственная приемка, государственный заказ, неоднократные изменения в структуре управления народным хозяйством и многое другое. В итоге углубление экономического кризиса, достигшего в 1991 г.

Горбачев В11. Прочитайте отрывок из статьи академика В. Легасова «Мой долг рассказать об этом... Определите название станции. Впишите пропущенное слово.

То, что происходило на самой... Никакого внимания к состоянию приборов, к состоянию оборудования... Установите соответствие между политическими событиями в СССР и теми периодами, когда они происходили: 1 передача Крыма в состав Украины; отставка Г. Сахарова в Горький; 5 1945-1953 гг. Установите соответствие между фамилиями известных российских кинорежиссеров и их произведениями: 1 С.

Бондарчук; 2 С. Эйзенштейн; 3 М. Калатозов; 4 Н. Установите соответствие между фамилиями режиссеров и названиями их фильмов: 1 А. Тарковский; 2 В.

Шукшин; 3 Т. Абуладзе; 4 Э. Прочитайте высказывание папы Иоанна Павла II. Укажите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь. Этот деятель был искренен и ясно видел положение, и не его вина, что судьба не дала ему иного выбора, кроме развала и хаоса».

Горбачев В16. Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и концепциями, которые они выдвигали: 1 И. Сталин; 2 Н. Хрущев; 3 Л. Брежнев; 4 М.

Горбачев; 5 новое политическое мышление; 6 концепция развитого социализма; 7 программа построения коммунизма в СССР; 8 тезис об обострении классовой борьбы в процессе строительства социализма. Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы - наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни... Б 1989 г.

В 1977 г. Г 1991 г. Д 2000 г. Сталин Б Н. Хрущев В Л.

Брежнев Г М. Горбачев Д Ю. Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и концепциями, которые они выдвигали. Хрущев B Л. Горбачев Д Б.

ГКЧП В23 Прочитайте отрывок из официального документа и назовите фамилию руководителя государства - инициатора принятия этого указа. Распитие спиртных напитков на производстве на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий, учреждений, организаций или пребывание на работе в нетрезвом состоянии влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от тридцати до пятидесяти рублей». Маленкова, В. Молотова, Л. Б 1990 г.

Перестройка в СССР

Первые волнения и столкновения на национальной почве произошли в конце 1987 года в Нагорном Карабахе и в Сумгаите в начале 1988 года между армянским и азербайджанским населением, с трудом остановленные внутренними войсками. Видя неспособность Союзного центра отстоять свои интересы власти республик стали требовать расширение своих прав и власти, ставились вопросы о выходе из состава Союза. Это привело к явлению, которое получило название «парад суверенитетов». В течении нескольких месяцев союзные и автономные республики приняли декларации, о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными.

Роль союзных республик значительно возросла. Реальная опасность распада СССР заставила центр и республики искать компромисс. Компромиссом стала идея заключения нового союзного договора.

В Ново — Огарёве резиденции президента СССР началась разработка нового союзного договора, к 25 августу 1991 года был разработан компромиссный проект Союза Суверенных Государств. Но в стране существовали консервативные силы, которые были резко против новых изменений в стране, особенно нового союзного договора. К недовольным относились многие высокопоставленные чиновники правительства, парламентского аппарата и армии.

Окончание работы над союзным договором подтолкнуло эти силы к решительным действиям. Воспользовались тем, что президент Михаил Сергеевич Горбачев находился на отдыхе в Крыму.

Официально встреча закончилась опубликованием «Совместного заявления о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса». В качестве таких мер назывались восстановление конституционного порядка, заключение нового союзного договора. Участники осудили попытки достигать политических целей призывами к гражданскому неповиновению, забастовкам и свержению законно избранных органов государственной власти. Особо подчёркивалось, что «меры по стабилизации обстановки и преодолению кризиса немыслимы без кардинального повышения роли союзных республик». Возможность проведения нормального диалога появилась в условиях кратковременного «перемирия» в борьбе за власть между Михаилом Горбачёвым и Борисом Ельциным. К этому времени политические позиции Горбачёва были весьма слабы, но он решил отказаться от силового давления и передать часть властных полномочий республикам.

Это оказалось именно тем, за что упорно боролся Ельцин: существенным ослаблением влияния союзного центра на жизнь республик. Что эти роли нас вполне устраивают. Горбачёв сохранял своё старшинство, я — свою независимость. Это было идеальное решение для обоих». Но вот для существования Советского Союза — едва ли. В марте на референдуме народ однозначно высказался за сохранение СССР.

Своего коллегу поддержал М. Рахимов, сказавший следующее: «В общем, Михаил Сергеевич, все выхолощено, для нас ничего не осталось. Вы на поводу союзных республик идёте. Вы нас вообще не признаёте. Всё в их руках» [21]. Азербайджан и 9 автономных республик выступали за восстановление в проекте договора статьи о Совете Федерации. Были рассмотрены следующие варианты: передача полномочий Совета Федерации Совету Республик Верховного Совета или сохранение Совета Федерации как совещательного органа при Президенте обновленного Союза. Выбрали первый [22]. Также было решено отправить проект Верховным Советам республик и парламенту страны [23] , хотя, по мнению З. Станкевича, принципиальные вопросы оставались нерешёнными [22]. Подводя итог заключительному заседанию Подготовительного комитета, М. Горбачёв в беседе с представителями СМИ отметил, что «... Сказав, что «в проекте найдены развязки по многим вопросам», Горбачёв подчеркнул, что юридической доработкой документа будет заниматься конституционная комиссия, которую должны будут сформировать Верховный Совет и Съезд народных депутатов СССР [24]. Реакция на публикацию[ править править код ] 27 июня 1991 подготовленный проект Договора о Союзе Суверенных Государств был опубликован в «Правде», вызвав большое количество критических отзывов со всех сторон общественно-политического спектра. В наиболее критичной форме высказались представители научной интеллигенции, назвавшие этот Договор «... В этот же день Верховный Совет Украинской ССР принимает постановление о переносе обсуждения проекта Союзного договора на сентябрь 1991 года. Согласно данному постановлению следовало рассмотреть до 1 сентября 1991 г. Кабинет Министров Украины и Академия наук республики должны были подготовить к этому сроку экономические подсчёты и правовые выводы относительно вхождения Украины в Союз на условиях, определяемых проектом Союзного договора [26]. В соответствии с ними государственная делегация республики получила поручение следовать в процессе завершающейся совместной работы над текстом Договора таким принципиальным положениям, как формирование союзного бюджета из фиксированных взносов республик, входящих в Союз; распространение юрисдикции РСФСР на все предприятия, находящиеся на ее территории, включая и оборонные предприятия; осуществление совместно с Союзом и союзными республиками единого таможенного дела, при котором размеры таможенных пошлин и тарифов согласовываются Союзом с союзными республиками; прописание в тексте Договора механизмов, обеспечивающих принятие Конституции Союза не позднее, чем через шесть месяцев после заключения Договора или cформирования Верховного Совета Союза. Конституция Союза должна была вступать в силу после одобрения всеми государствами, которые образуют Союз [28]. Назарбаев отмечал, что «... Муталибов, подчеркнувший, что в Договоре четко выражена формула «Союз существует для республик, а не наоборот», что является важным шагом к «глубокой реформации отношений «Центр — республика» [30]. Далее отмечается необходимость зафиксировать в проекте Союзного договора, что участниками его подписания и, соответственно, субъектами федерации являются как союзные республики, так и входящие в них на договорных или конституционных основах автономные республики. Делегации Союза поручалось согласование с делегациями полномочных представителей республик окончательного текста Союзного договора, отвечающего принципам обновленного федеративного демократического государства, имея в виду его подписание на Съезде народных депутатов СССР [31]. Горбачёва состоялось расширенное совещание союзного руководства с руководителями полномочных делегаций республик, посвящённое окончательной доработке проекта Договора о Союзе Суверенных государств [32]. Участие в данном совещании принял и председатель Верховного Совета Армении Л. Тер-Петросян, не участвовавший в заседаниях Подготовительного комитета. На повестку дня были вынесены вопросы: 1 О субъектах Союза; 2 О союзном бюджете и налогах; 3 О собственности; 4 О Верховном Совете; 5 О Конституционном Суде[ источник не указан 792 дня ] [33] [ неавторитетный источник ]. Наибольшие споры вызвал вопрос о способах регулирования отношений между автономными республиками и союзными республиками, в состав которых они входят. В результате многочасовых споров по поводу содержания статьи 1 «Членство в Союзе» , была принята компромиссная формулировка: «Государства, образующие Союз, входят в него непосредственно либо в составе других государств... Все они обладают равными правами и несут равные обязанности. Отношения между государствами, одно из которых входит в состав другого, регулируются договорами между ними, Конституцией государства, в которое оно входит, и Конституцией СССР. Отношения между государствами непосредственно образующими Союз союзными республиками регулировались настоящим Договором, Конституцией СССР, и не противоречащими им договорами и соглашениями ст. Большинство руководителей автономий в ходе совещания отстаивали право войти в Союз напрямую, а не в составе «своей» союзной республики. Особенно непримиримую позицию по этому вопросу занял президент Татарстана М. Шаймиев, зачитавший в ходе совещания 23 июля особое мнение Верховного Совета Татарстана: «Татарская ССР, как суверенная республика, принявшая официальное решение о непосредственном самостоятельном подписании Союзного договора, заявляет о своем праве на полную квоту депутатских мест в Совете Республик Верховного Совета Союза ССР» [35] [ нет в источнике ].

Примите одну из формул, которая вас больше устраивает, и пойдем дальше, Я обращаюсь с большой просьбой. Любой вариант. Столько их предлагали —ни один не подходит. Так не бывает, поймите. Кто начнет следующий? Опять новая, еще не делавшая ходов фигура, причем очень сильная. Назарбаев, двадцать второй ход:—Мы прошлый раз обсудили проект. И повезли его на парламенты республик. Парламенты вынесли свои постановления. А сейчас мы друг другу выламываем руки. Как я могу изменить решение Верховного Совета? Горбачев мягко, чтобы не сглазить:—Это ваш Союз. Как запишете. Напрасные надежды. Назарбаев увлечен собственным рассуждением:—Но одно государство входит в другое, и то, другое —в Союз. Тогда мы должны и в отношении Союза записать точно так же. Давайте логически доведем мысль до конца. Раз соглашениями, то давайте и с Союзом —соглашениями. И точка, больше ничего. И развязать все эти противоречия —искусство. И точка. Только что к ним привел дело Назарбаев. Ноздесь согласия ждать нечего:—Борис Николаевич-то соглашается. Не соглашаются Аяз Ниязович Муталибов и другие. Следующий, пятый тур начинает опытный боец —Лукьянов. Борис Николаевич! Конституция действует, от нее не уйдешь, а все остальное —уже после нее. Но Назарбаев и Ельцин молчат, видимо, напряженно просчитывая, что же повлечет за собой этот казуистический поворот, наверное же, не напрасно сделанный поднаторевшим в парламентских юридических лабиринтах доктором государствоведения. Остальные тоже притихли. Некоторое время Горбачев вынужден перебрасываться короткими репликами с Лукьяновым, пока не созрел для хода, уже двадцать пятого. Назарбаев, кажется, решил проверить лукьяновский вариант на предыдущем своем логическом построении, но опрокинутая формула не поддавалась. Горбачев обратился к своему советнику академику Кудрявцеву, —и тот подтвердил, что предложение Лукьянова вполне приемлемо как, впрочем, и любое другое. Но Назарбаева внутренняя логика уже увела к теме сильного федеративного государства. Нурсултан Абишевич сказал, что автономии разваливают Союз и Россию. Я совершенно с этим. Хотя Горбачеву и удалось успокоить страсти, но дело приходилось начинать сначала. Шестой тур открыл Каримов. Его двадцать шестой ход был поначалу неясен:—Мы сейчас, Михаил Сергеевич, ищем компромисс. Но давайте тогда посмотрим на проблему с двух сторон. Можно как угодно здесь записать, но давайте определимся. Есть республики, в которые входят, и есть республики входящие. То есть вбирающие и входящие республики, извините за выражение, чтобы опять никто не оскорбился. Эти два понятия чествуют —куда уйдешь от реальности? Но давайте признаем тогда приоритет республики, что вбирает в себя другую. Я прошу товарища Рахимова не возбуждаться. Мы с товарищем Назарбаевым Вас особенно уважаем, имейте в виду. У нас с Вами дружеские отношения, и не надо оскорбляться. Что такое Договор? Это делегирование полномочий Союзу. И Российская Федерация, заключая Договор, нисколько себя не ослабляет. То же самое и для бывших автономий. Поэтому настоятельно прошу Вас или остановиться на договорах и соглашениях или согласиться с предложением Лукьянова. Два последних варианта устраивают Президента. При желании можно расценить как выбор, сделанный из трех возможностей. В надежде сохранить наметившийся консенсус Горбачев объявляет перерыв на 10 минут». Demokratizatsia Демократизация. Примерная процедура подписания Союзного договора: Открытие Договора к подписанию 20 августа 1991 г. НаправитьтакжеприглашенияПрезидентам ПредседателямВерховныхСоветов всехдругихреспублик. Почетныегости представителидипломатическогокорпуса, иныелица—списокуточнить. Процедура:Рассадкаделегацийреспублик, подписывающихДоговор, ируководителейостальныхделегацийпоприготовленнойсхеме. Церемониймейстеробъявляетоначалепроцедуры, перечисляетпочетныхгостейит. Церемониймейстерназываетреспублики, подписывающиеДоговор 20 августа. ВозможнытривариантаподписанияДоговора: 1 подписываюттолькоруководителиделегаций; 2 подписываютвсечленыделегаций; 3 решениевопросапредоставляетсясамимделегациямилиВерховномуСоветусоответствующейреспублики.

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг

  • Перестройка в СССР: причины, сущность, итоги.
  • Читайте также
  • Становление и развитие России
  • Августовский путч 1991 года — события переворота, причины и итоги | Diletant
  • олимпиада по истории россии. | Олимпиадные задания по теме: | Образовательная социальная сеть

3 июня 1991 совещание союзный договор

Речь шла о персональном составе высшего руководства СССР после подписания нового Союзного договора, назначенного на 20 августа 1991 г. Между участниками встречи была достигнута договоренность об устранении наиболее консервативно настроенных "силовиков" — Язова, Крючкова и Пуго, а также премьер-министра Павлова, вызвавшего буквально ненависть народа после денежной реформы и апрельского повышения цен. После этой встречи Горбачев уехал в отпуск на крымскую дачу в Форос. Это и подтолкнуло дальнейшее развитие событий. С 4 по 17 августа велась активная подготовка к введению в стране чрезвычайного положения. Отказавшийся это сделать Горбачев в ночь с 18 на 19 августа был изолирован в своей резиденции. Утром 19 августа все средства массовой информации передали заявление ГКЧП о том, что Горбачев не может исполнять свои обязанности "по состоянию здоровья", а его полномочия переходят к вице-президенту Янаеву. В целях предотвращения хаоса и анархии в отдельных местностях вводилось чрезвычайное положение. Стародубцев и президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленного строительства, транспорта и связи СССР А.

Своими решениями ГКЧП приостанавливал действия политических партий и организаций, вводил цензуру, запрещал митинги и демонстрации. Одновременно он заявил о популистской программе экономических и социальных мер обещал снизить цены на некоторые товары, предоставить всем горожанам дачные участки, оказать помощь селу и др. Телевидение каждые полчаса транслировало эти заявления, передавая в перерывах почему-то балет П. Чайковского "Лебединое озеро", ставший своеобразной визитной карточкой тех августовских дней. Это вызвало прямо противоположную реакцию горожан, часть которых отправилась к "Белому дому", где тогда располагался Верховный Совет РСФСР, в надежде получить хоть какую-то информацию. Началось открытое противостояние ГКЧП и российского руководства, которое поддерживало все большее число москвичей. Вокруг "Белого дома" стали строиться баррикады, подступы к нему перегораживались троллейбусами и грузовиками, солдаты, оказавшиеся в городе по приказу ГКЧП, вовсе не собирались стрелять и вели себя вполне дружелюбно. Авторитет российского руководства, в котором видели единственный противовес ГКЧП, возрастал буквально час от часу, а эффектное выступление Ельцина, взобравшегося на танк, существенно прибавило ему популярности.

Лидеры ГКЧП были арестованы и отданы под суд. Вечером 21 августа Горбачев вернулся в Москву, где реальная политическая власть уже принадлежала Ельцину. Оставалось лишь закрепить эту ситуацию юридически. Референдумы о независимости республик Августовский путч стал именно тем событием, после которого центробежные процессы вышли на качественно новый уровень. Начался распад СССР.

В концепции перестройки первой была выдвинута идея: 1 «Вперед — к рынку! Соотнесите имена исторических деятелей с тем, что их объединяло: 1 Л.

Брежнев и М. Суслов а экономисты, которые выступили с программой «500 дней» 2 С. Шаталин и Г. Горбачев и А. Сахаров в Лауреата Нобелевской премии мира 8. Обосновав необходимость перестройки, М. Горбачев не рассматривал ее как: 1 коренное преобразование общественных отношений и политической системы; 2 преодоление застойных явлений, слом механизма торможения; 3 развитие демократии, расширение гласности; 4 преодоление конфронтации с Западом, выдвижение в качестве приоритетных общечеловеческих ценностей.

Горбачева в 1991 г. Горбачев; 2 А. Руцкой; 3 Б.

Леонтьев Чувашия и М. Рахимов Башкирия , оказывали давление на М. Горбачёва, утверждая, что Президент СССР вместе с руководителями союзных республик всячески ущемляет права автономий.

Леонтьев говорил: «У меня создается впечатление, что у нас в течение года, то, что мы здесь работаем, с каждым разом права автономных республик всё больше и больше зажимаются... И вдруг... Так зачем мы тогда здесь 16 республик сидим? Своего коллегу поддержал М. Рахимов, сказавший следующее: «В общем, Михаил Сергеевич, все выхолощено, для нас ничего не осталось. Вы на поводу союзных республик идёте.

Вы нас вообще не признаёте. Всё в их руках» [22]. Азербайджан и 9 автономных республик выступали за восстановление в проекте договора статьи о Совете Федерации. Были рассмотрены следующие варианты: передача полномочий Совета Федерации Совету Республик Верховного Совета или сохранение Совета Федерации как совещательного органа при Президенте обновленного Союза. Выбрали первый [23]. Также было решено отправить проект Верховным Советам республик и парламенту страны [24] , хотя, по мнению З.

Станкевича, принципиальные вопросы оставались нерешёнными [25]. Подводя итог заключительному заседанию Подготовительного комитета, М. Горбачёв в беседе с представителями СМИ отметил, что «... Сказав, что «в проекте найдены развязки по многим вопросам», Горбачёв подчеркнул, что юридической доработкой документа будет заниматься конституционная комиссия, которую должны будут сформировать Верховный Совет и Съезд народных депутатов СССР [26]. В Викитеке есть полный текст проекта Договора о Союзе суверенных государств опубл. В наиболее критичной форме высказались представители научной интеллигенции, назвавшие этот Договор «...

В этот же день Верховный Совет Украинской ССР принимает постановление о переносе обсуждения проекта Союзного договора на сентябрь 1991 года. Согласно данному постановлению следовало рассмотреть до 1 сентября 1991 г. Кабинет Министров Украины и Академия наук республики должны были подготовить к этому сроку экономические подсчёты и правовые выводы относительно вхождения Украины в Союз на условиях, определяемых проектом Союзного договора [28]. В соответствии с ними государственная делегация республики получила поручение следовать в процессе завершающейся совместной работы над текстом Договора таким принципиальным положениям, как формирование союзный бюджет из фиксированных взносов республик, входящих в Союз; распространение юрисдикции РСФСР на все предприятия, находящиеся на ее территории, включая и оборонные предприятия; осуществление совместно с Союзом и союзными республиками единого таможеннго дела, при котором размеры таможенных пошлин и тарифов согласовываются Союзом с союзными республиками; прописание в тексте Договора механизмов, обеспечивающих принятия Конституции Союза не позднее, чем через шесть месяцев после заключения Договора или cформирования Верховного Совета Союза. Конституция Союза должна была вступать в силу после одобрения всеми государствами, которые образуют Союз [30]. Назарбаев отмечал, что «...

Муталибов, подчеркнувший, что в Договоре четко выражена формула «Союз существует для республик, а не наоборот», что является важным шагом к «глубокой реформации отношений «Центр — республика» [32]. Далее отмечается необходимость зафиксировать в проекте Союзного договора, что участниками его подписания и, соответственно, субъектами федерации являются как союзные республики, так и входящие в них на договорных или конституционных основах автономные республики. Делегации Союза поручалось согласование с делегациями полномочных представителей республик окончательного текста Союзного договора, отвечающего принципам обновленного федеративного демократического государства, имея в виду его подписание на Съезде народных депутатов СССР [33]. Горбачёва состоялось расширенное совещание союзного руководства с руководителями полномочных делегаций республик, посвящённое окончательной доработке проекта Договора о Союзе Суверенных государств [34]. Участие в данном совещании принял и председатель Верховного Совета Армении Л. Тер-Петросян, не участвовавший в заседаниях Подготовительного комитета.

Наибольшие споры вызвал вопрос о способах регулирования отношений между автономными республиками и союзными республиками, в состав которых они входят. Все они обладают равными правами и несут равные обязанности. Отношения между государствами, одно из которых входит в состав другого, регулируются договорами между ними, Конституцией государства, в которое оно входит, и Конституцией СССР. Отношения между государствами непосредственно образующими Союз союзными республиками регулировались настоящим Договором, Конституцией СССР, и не противоречащими им договорами и соглашениями ст.

Политический строй, установившийся в России по Конституции РФ 1993 г. Государственная власть в РФ осуществляется самостоятельными и независимыми законодательными, исполнительными и судебными органами. Регулярное проведение, начиная с 70-х гг. Прочтите отрывок из письма, адресованного Л. Брежневу, и напишите название государства, об отношениях с которым идет речь. А ради чего? Чтобы принять на себя заботы о прокормлении разоренной страны, о непрошенном контроле над религиозным народом? Чтобы создать прецедент и соблазн военной «поддержки» очередных восстаний и «революций» в чужих странах?

Распад СССР: кризис системы или зрелость общества?

3) введение чрезвычайного положения в августе 1991 г.; 4) защита Белого дома в октябре 1993 г. 14.В апреле 1991 г. в СССР в Ново-Огареве была достигнута договоренность о (об). 23 апреля 1991 г. в Ново-Огареве (недалеко от Москвы) была достигнута договоренность с лидерами девяти республик (отсутствовали прибалтийские республики и Грузия) о заключении нового Союзного Договора, который стал известен как соглашение «9+1». 2) «Заявление советского руководства», подписанное м, ым и овым о том, что в отдельных местностях СССР, в том числе в Москве и Ленинграде, на срок шесть месяцев вводится режим чрезвычайного положения. 17.06.1991 г. в Ново-Огареве прошло заключительное заседание, на котором по схеме «9+1» удалось согласовать новый проект Союзного договора. 14.В апреле 1991 г. в СССР в Ново—Огареве была достигнута договоренность о (об): 1) подготовке к введению в стране чрезвычайного положения; 2) вводе советских войск в Афганистан. Придавая большое значение развитию всесторонних связей РСФСР с отдельными штатами США и на федеральном уровне и в целях реализации достигнутых в ходе визита договоренностей, Совет Министров РСФСР п о с т а н о в л я е т.

"СССР в середине 60-90-х гг. XX в."

В свою очередь, Президент СССР М.С. Горбачев предлагает создать новый союз, носящий название Союза Суверенных Государств (ССГ). Процесс создания был запущен в апреле 1991 года, он назван в честь резиденции Горбачева в Ново-Огарево, где проходила встреча. Президент СССР Михаил Горбачев во время встречи с главами союзных республик по проекту договора о создании Союза суверенных государств, Ново-Огарево, 1991 год. 3 июля 1991 года эти республики вместе с Хакассией были утверждены Верховным Советом РСФСР в качестве советских социалистических республик, входящих в состав России. Таким образом, в декабре 1991 к моменту крушения СССР, в Россию входили уже 20 республик. подписание нового союзного договора в 1991 г.; введение чрезвычайного положения в августе 1991 г.; защита Белого дома в октябре 1993. Вопрос 11. В апреле 1991 г. в СССР в Ново-Огареве была достигнута договоренность о (об): Варианты ответов.

Ельцин — Президент РСФСР

  • Дата в истории. Волеизъявление народа «слушали», но не услышали — РУСО
  • Читайте также
  • Новый союзный договор
  • Фидель Кастро в СССР: из истории установления отношений России и Кубы
  • Предыстория распада СССР и его причины
  • Перестройка в СССР: причины, сущность, итоги.

Историческое понятие парад суверенитетов. Ново-Огарёвский процесс

18 августа 1991 года создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в состав которого вошли вице-президент СССР Геннадий Янаев, ряд партийных функционеров и руководителей из ЦК КПСС, правительства СССР, армии и КГБ. Беловежские соглашения 1991, устоявшееся название комплекса документов, в которых заявлялось о прекращении существования СССР как «субъекта. 2) «Заявление советского руководства», подписанное м, ым и овым о том, что в отдельных местностях СССР, в том числе в Москве и Ленинграде, на срок шесть месяцев вводится режим чрезвычайного положения. Договоренность о преобразовании СССР в конфедеративное государство, достигнутая в подмосковной резиденции Горбачева Ново-Огарево 14 ноября 1991 года, просуществует ровно одиннадцать дней. Принцип суверенности признавался лишь в качестве декоративного украшения, а на деле безжалостно растаптывался. Только в апреле в Ново-Огареве был сделан, наконец, шаг навстречу реальности. Но это произошло слишком поздно. Первоначально предполагалось решить задачу преобразования СССР в реальную федерацию внесением поправок в Конституцию Союза, но по итогам дискуссий на первых съездах народных депутатов СССР было решено начать работу над новым Союзным договором.

РАСПАД СССР. ИТОГИ ПЕРЕСТРОЙКИ

Властные амбиции, алчность элит нового поколения, экстремизм национальных лидеров — это лишь небольшой перечень факторов, приведших к развалу Советского Союза. Главные могильщики союзного государства совсем недавно принадлежали к высшему партийному и государственному руководству СССР, воспитывались и публично клялись в верности идеалам дружбы народов, никто из них не был ни теоретиком, ни идеологом сепаратизма. Все они, поменяв свой личный статус, вкусили прелести высшей власти: личные лайнеры, почетные караулы, полная бесконтрольность в праве распоряжаться богатством и судьбой великой страны и ее народа, убежденность, что именно они стали творцами нового этапа истории своих стран. Но главный фактор, который обеспечил победу неодемократам, ратовавшим за развал СССР, был тот, что за всеми действиями Б. Ельцина и его окружения, за спиной М. Горбачёва, Ал. Яковлева, Э. Шеварднадзе по развалу СССР стояли мощные силы, находившиеся за рубежом. Теперь всем стало очевидно, что Запад действовал в России руками «агентов влияния». Так что если и следует искать виновных в развале СССР, то вопрос об ответственности надо ставить шире, чем он ставился в 91-м году и позже. Истина и позор, на мой взгляд, заключаются в следующем: режиссура Запада не просто была, но сознательно была принята М.

Горбачёвым и его окружением, а также со стороны Б. Уместно в этой связи обратиться к фундаментальному труду Киссинджера «Дипломатия», над которым, судя по предисловию автора и посвящению своей книги сотрудникам внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов, работали сотни, если не тысячи людей, планировавших и осуществлявших стратегию холодной войны. Яковлева и Э. Об этом красноречиво и абсолютно точно говорит другой дипломат того времени, тогда уже отстраненный от дипломатического диалога с США, А. Он недвусмысленно подчеркивает роковую роль М. Горбачёва и Э. Шеварднадзе в уступках американской дипломатии по вопросам разоружения и объединения Германии, что ускорило формирование «критической массы», приведшей к распаду Организации Варшавского Договора, а затем и СССР. Поэтому ничего удивительного нет, что Запад не моргнув глазом поддержал всех вчерашних членов Политбюро, а ныне руководителей новых государств в их стремлении к расчленению союзного государства. Новые страны, возникшие на руинах СССР, были молниеносно приняты в члены ООН, чтобы получить международную гарантию своей независимости на случай, если вдруг обстоятельства сложатся неблагоприятным образом для сепаратистов. Всякая попытка вновь вернуть их в Союз могла быть сорвана теперь уже с помощью международного сообщества.

Это была своего рода гарантия необратимости разрушения Советского Союза, которую выдавал Запад. Еще интенсивнее «свободные установления» проявились после вступления России в МВФ. Так что очень большая доля истины есть в том, что «не Америка на деле выиграла холодную войну, а Советский Союз ее проиграл и четыре десятилетия напряженных усилий оказались потрачены зря, поскольку все сработало бы так же хорошо — а может быть, даже лучше, — если бы Америка оставила Советский Союз в покое». Конечно, провалы во внутренней политике, медлительность в осуществлении назревших мер, называемая здесь окостенением, были. Безусловно, они ослабляли советскую систему. Этого нельзя не признавать. Однако систему даже после пяти лет горбачёвской «перестройки» можно было укрепить, причем очень надежно. А что не прошли бесследно сорок лет американских двухпартийных усилий и затраченные триллионы долларов, образовавшие государственный долг США, — в этом персональная вина М. Горбачёва, граничащая с государственным преступлением ХХ в. Собственно, этим он знаменит и почитаем в стане наших недругов.

С ними он «поработал» вместе. Как видно, причины событий начала 90-х гг. Многие сегодня подчеркивают, что результатом «двусторонних» усилий стала встреча на Мальте американского и советского руководителей. Нам неизвестны документы этой встречи. Однако, по мнению А. Громыко, «на Мальте Горбачёв проиграл по всем статьям». Именно на Мальте были заложены основы соглашения о развале СССР, одобрена концепция будущего Беловежского соглашения, подведена идеологическая база грядущего ослабления российской государственности и государства. Добрынин высказал твердое убеждение в том, что «у Советского Союза был шанс закончить холодную войну, не утрачивая завоеваний, накопленных советской дипломатией при Громыко, то есть на равных с Западом». А Громыко-старший, рекомендовавший Горбачёва на должность Генерального секретаря ЦК КПСС, видимо, и мысли не допускал, что достижения Советского Союза в международной политике, особенно в области сдерживания агрессивных устремлений империалистических держав во главе с США, с очень большим трудом приобретенные за десятилетия интенсивной работы, будут так бездарно сведены к нулю. А это, как теперь видно всем, имело далеко идущие последствия, превратив мир в однополярную систему под эгидой США.

Другими словами, уничтожение СССР позволило Западу не считаться с ранее достигнутыми с Советским правительством договоренностями и обязательствами. Это касается прежде всего нерасширения НАТО на Восток, неразмещения на территории бывших стран Варшавского Договора военных баз и других. Все исторические «позитивные моменты», о которых так ратовал М. Горбачёв в своем заявлении после подписания Беловежского соглашения, — «создание единого экономического пространства» и т. И сам М. Первым ударом по экономическому пространству СНГ стало исчезновение единого рублевого пространства. Национальные банки «суверенных государств» хотели печатать рубли практически в неограниченном количестве, внося тем самым свою лепту в гиперинфляцию начала 90-х. Все попытки российского Центробанка договориться о контроле над этим процессом воспринимались как «покушение на независимость». Российская Федерация первой вышла из рублевого пространства, причем сделала это, не ставя в известность остальное Содружество. Вместо рубля советского Россия стала печатать российский рубль.

А расчеты со странами Содружества перевели в доллар, насколько это позволяла тогдашняя бартерная экономика. Следом покинула рублёвое пространство Украина, которая в качестве переходной денежной единицы ввела купон. Около года он ходил параллельно с рублем, но потом полностью его вытеснил. Дольше всех боролись за единый рубль Белоруссия и Казахстан, но и они к 1993 году смирились и заменили его соответственно «зайчиком» и тенге. В то время я беседовал со многими юристами по вопросу легитимности Беловежских соглашений и их ратификации парламентами союзных республик. В противном случае, как это произошло с Ельциным, его действия становились антиконституционными со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. Договор 1922 года об образовании СССР вообще не предусматривал его денонсации республиками, входившими в его состав. Ельцин, и Р. Хасбулатов, и С. Я совершенно уверен, что незаконность ратификации Беловежских соглашений и боязнь понести ответственность за это тяжкое преступление были одной из причин расстрела Съезда народных депутатов Российской Федерации в 1993 году и выторговывание за преемственность президентской власти указа о беспрецедентных гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи, гарантиях юридических, социальных, экономических, политических.

В этих абсолютно ясных для политика условиях веское слово обязан был не должен был, не имел права, а именно был обязан! Горбачёв и все было бы легитимно. У него для этого были все законные основания. Статья 1273Конституции СССР однозначно фиксировала, что президент СССР выступает гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР; принимает необходимые меры по охране суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально-государственного устройства СССР; объявляет в интересах защиты СССР и безопасности его граждан военное положение в отдельных местностях; вводит чрезвычайное положение с незамедлительным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета СССР. Горбачёв в декабре 1991 года не воспользовался, фактически встав на одну доску с развальщиками Советского Союза, чем вписал свое имя в анналы отечественной истории именно как сознательный развальщик, а не созидатель, не как гарант Конституции СССР. И это клеймо развальщика будет висеть на роду М. Горбачёва до седьмого колена!

О каком историческом периоде пишет автор?

Укажите его хронологические рамки, а также фамилию руководителя страны, о котором идет речь. На основе текста и знаний по курсу истории объясните, о каких переменах идет речь. Как относится автор к деятельности генсека? Что свидетельствует о его отношении?. Назовите основные направления реформ в сфере политики в период перестройки в СССР. Приведите конкретные примеры изменений в политической жизни страны. Из статьи современника-публициста: «… Первый этап… можно назвать периодом первоначального накопления капиталов. Когда корабль тонет, с него тащат все, что попадает под руку, и чем подороже, тем лучше… Было частично отменено ограничение по внешней торговле…, разрешено предприятиям и лицам продавать за рубеж дефицитные товары: продовольствие, сырье, ширпотреб, энергию, золото… Это создало незаинтересованность во внутреннем рынке, началось вымывание товаров, обесценивание рубля, а после постановлений… о совместных с иностранцами предприятиях и Закона о кооперации… началось повальное опустение наших магазинных полок.

Международная спекуляция приняла невиданные размеры. Второй этап… характеризуется захватом земли и производства. Появились законодательные акты о собственности, об аренде, о земле, о малых предприятиях, об акционерных обществах, о неправительственных якобы топливно-энергетических ассоциациях, о концернах, валютных и прочих фондах и т. Главный и основной закон — это Закон о собственности, вступивший в силу с 1 июля 1990 г. Закон о собственности в СССР закрепляет три вида собственности: частную, коллективную и государственную.

Кризис, охвативший КПСС в 1989-1990 гг. С весны 1990 г.

Горбачевская администрация приняла произошедшие изменения как данность, и ей оставалось только законодательно фиксировать свои фактические провалы. В марте 1990 г. Горбачева избрали президентом СССР. Горбачев поднял вопрос перед руководителями республик о необходимости заключения нового Союзного договора. В марте 1991 г. В апреле 1991 г. Однако из 15 республик участие приняли лишь 9, из которых почти все отвергли инициативу Горбачева о сохранении многонационального государства на основе федерации субъектов.

К августу 1991 г.

И выяснить, наконец, что такое Союз? И каково положение самого Горбачева? Заседание Госсовета. Это своего рода сенсация. Рассматривалась три варианта статуса будущего Союза. Это - просто союз суверенных государств, не имеющий своего государственного образования. Или союз с централизованной государственной властью — федеративный, конфедеративный.

И третий вариант - союз, выполняющий некоторые государственные функции, но без статуса государства и без названия. Сошлись на том, что будет конфедеративное государство. Позиция России. Борис Ельцин: Трудно сказать, какое число государств войдет в Союз, но у меня твердое убеждение, что Союз будет Беларусь. Станислав Шушкевич: По моему убеждению, вероятность нового союза существенно возросла. Я думаю, союз будет. Кыргызстан Аскар Акаев: Присоединяюсь к коллегам. Я полон уверенности Итак достигнута договоренность в главном: будет государство, субъект международного права.

Однако у будущего ССГ не будет своей конституции. Будет свой парламент, а также правительство, туда войдут министры союзных ведомств, которые сохраняются по условиям договора, и сое высшее должностное лицо — Президент. На Украине состоялся референдум. Президентом страны избран Л.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий