Константин арцеулов вклад

Выдающийся летчик, талантливый конструктор, одаренный художник, внук мариниста Ивана Айвазовского Константин Арцеулов вошел в историю как покоритель одной из ключевых. Прапорщик Константин Арцеулов у своего трофейного «Альбатроса». Этот немецкий самолет он использовал для фотосъемки вражеских позиций с воздуха. Родился в семье русского кораблестроителя генерал-майора (1901) К. Н. Арцеулова (1847–1919) и его супруги, Жанны Ивановны, урождённой Айвазовской (1858–1922). В 1923 году Константин Арцеулов испытывал первый советский истребитель И-1 конструкции Н.Н. Поликарпова. Арцеулов был среди пионеров советского планеризма.

Подвиг лётчика Константина Арцеулова

In any case, upon request of their respective owners, the inappropriate content will be removed immediately.

Среди дошедших до нас набросков разных планеров первые относятся к 1904 году. Меньше года назад, в декабре 1903-го, первый самолет братьев Райт взлетел над землей на несколько секунд, а мечтательный юноша-крымчанин уже создает собственный проект летательного аппарата. А в 1908 году Арцеулов даже построил планер по третьему своему проекту и совершил на нем четыре коротеньких полета под Феодосией, поблизости от семейной усадьбы, пока не потерпел катастрофу.

Проблемы с легкими привели к тому, что кадету Арцеулову запретили обязательную корабельную практику перед окончанием корпуса, и с карьерой моряка пришлось проститься. Оставалась еще возможность стать художником, как дед, но экзамен в Академию художеств Константин Арцеулов провалил. Для этого вполне хватало образования, полученного в реальном училище, и страстной тяги к полетам. Набив руку на сборке бипланов «Россия-А», Арцеулов в том же 1910 году начинает учиться летному делу.

Первым делом он, 19-летний юноша, после единственного пробного полета 12 августа поднимает в воздух только что поставленный на поток самолет «Россия-Б». После этого становится слушателем пилотской школы «Гамаюн», открытой при заводе. Новоиспеченный летчик Арцеулов не остался в Петербурге, хотя его наверняка уговаривали: опытных пилотов, которые могли бы обкатывать самолеты завода Щетинина, не хватало. Но Константина манила возможность свободных полетов, и он возвращается в родной Крым, где становится пилотом-инструктором Севастопольского аэроклуба.

Летать приходилось на единственном аэроплане «Блерио» с двигателем мощностью всего 25 лошадиных сил, зато он почти всегда был к услугам молодого инструктора. Впрочем, недолго: в сентябре Константина Арцеулова как военнообязанного призывают на службу и направляют в… Крымский конный полк. Из кавалеристов в пилоты Это был выбор самого Арцеулова: на службу он отправился вольноопределяющимся, всего на год, да и место службы выбрал себе сам, воспользовавшись предусмотренной льготой. К тому же никаких авиационных частей в Русской армии того времени просто-напросто не было, и даже обучение в офицерских авиашколах зачастую было организовано в свободное от службы время самих офицеров.

А пребывание в статусе вольноопределяющегося давало возможность перед выходом в запас получить офицерское звание прапорщика и время от времени бывать в Севастополе в аэроклубе. Мирная жизнь продлилась недолго: в июле 1914 года Арцеулова вновь призывают в армию и отправляют в 12-й уланский Белгородский полк. Первые восемь месяцев войны прапорщик Арцеулов, по его собственным воспоминаниям, провел в рейдах на передовой линии.

В начале Августа его перевели в 8-й авиационный отряд истребителей,базировавшийся в Белоруссии, под Луцком. Там его самолётом был «Ньюпор-11» с оригинальной установкой конструкции В.

Иордана под пулемёт «Льюис» с магазином на 47 патронов. Своеобразие его заключалось в том, что лёгкий пулемёт был установлен довольно высоко над центропланом, параллельно оси двигателя, для стрельбы вне диска винта. Пулемёт мог откидываться почти в вертикальное положение и им можно было пользоваться как шкворневым для ведения огня снизу вверх. Получалась своеобразная пулемётная установка, в которой была осуществлена комбинация неподвижного пулемёта с подвижным. Константин Арцеулов с успехом применял её в воздушных боях, 18 раз выходя победителем в схватках с противником.

Он воевал дерзко, самоотверженно. Находясь в действующей армии немногим более года, совершил свыше 210 боевых вылетов, провёл десятки воздушных схваток. За мужество и отвагу Арцеулов был удостоен 5-ти воинских орденов. Его имя стоит в одном ряду с именами выдающихся российских лётчиков — асов Первой Мировой войны, таких как А. Казаков, Е.

Крутень, В. Ткачёв… Некоторые источники, в том числе и Советская Военная Энциклопедия, указывают на 18 воздушных побед. У Арцеулова было 18 удачно проведённых боёв, в результате которых противник выдворялся за линию фронта, но ни одной формально подтверждённой победы не имелось. Фронту нужны были лётчики — истребители. Их не хватало.

Осенью 1916 года Управление Воздушным Флотом назначило Арцеулова обучающим офицером класса истребителей в Качинскую школу. Вскоре он стал начальником истребительного отделения. В то время считалось, что сорвавшийся в штопор самолёт не имеет выхода из него. Число катастроф от срыва в штопор особенно возросло во время войны, когда условия боевых полётов потребовали от лётчиков выполнения резких эволюций при встрече с противником. Идея выхода из штопора родилась у Арцеулова ещё на фронте.

Путём чисто теоретических исследований он пришёл к выволу, что при попадании машины в штопор нужно отдавать ручку управления от себя, а нажатием на педаль отклонять руль направления в сторону, обратную штопору обычно, лётчики попавшие в штопор, старались приподнять опущенный вращающейся нос самолёта и тянули ручку управления на себя, чем ещё более усугубляли ситуацию.

В составе советской команды участвовал в соревнованиях планеристов в Германии в 1925 году. В 1927 году переведён в гражданскую авиацию Добролёт для работ в области аэрофотосъёмки и ледовой разведки. Собственноручно провёл аэрофотосъёмку многих удалённых районов страны, участвовал в определении трассы будущего Турксиба. В 1933 году был осуждён к высылке в Архангельск. Работал мотористом на катере.

Реабилитирован в 1937 году. По причине большого перерыва в лётном стаже на военную службу не вернулся. Занялся художественным творчеством. Оформил более 50 книг, 240 номеров журнала « Техника — молодёжи », где он был ведущим художником, также иллюстрировал журналы «За оборону», «Крылья Родины», « Юный техник », « Моделист-конструктор ». Автор панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М.

Три жизни Константина Арцеулова: лётчика, художника, внука Айвазовского

Отсюда и название — «штопор». Ротмистр Арцеулов готовил лётчиков-истребителей в севастопольской авиашколе и старался разгадать секрет штопора. Он пришёл к выводу, что в критической ситуации следует отклонять ручку вперёд, к приборной доске, «от себя», в направлении штопора. Эксперимент прошёл удачно.

Но закалка нервов в недавних боях помогла быть твёрдым в своём решении», — рассказывал Арцеулов. Там же Войну Константин Константинович закончил заслуженным орденоносцем — орден Святого Владимира 4-й степени с мечами, Святой Анны 4-й степени и еще тремя орденами рангом поменьше.

Три ордена он получил за неполные первые 8 месяцев службы в кавалерии. Константин Арцеулов в годы Гражданской Войны. Во время революционных событий, Константин Константинович был в Крыму. В 1918 году по поручению недавно сформированного солдатского комитета истребительного отделения, создал на базе Севастопольской авиашколы «1-й Красный социалистический авиационный отряд». После того, как Крым был занят войсками барона Врангеля, Арцеулов, как бывший царский офицер, подлежал мобилизации.

Но он не подчинился новой власти, не явился на сборный пункт, продолжая работать на прежней должности и сотрудничая с большевистским подпольем. В ноябре 1920 года ситуация начала меняться — Красная Армия была у Перекопа, шли бои на перешейке, и Константин Арцеулов солдатским собранием был избран начальником летной части школы. В этой должности он выполнял боевые вылеты в качестве авиасвязного, обеспечивая связь между наступающими частями Красной Армии. После изгнания барона Врангеля, Арцеулов был официально зачислен в состав РККА и с декабря 1920 года он работает в 1-й Московской высшей школе «красвоенлётов» на Ходынке. Арцеулов с учениками на авиатренажере.

Среди его учеников были такие прославленные летчики, как Валерий Чкалов и Михаил Водопьянов. А в 1923 году Арцеулов испытывал первый советский истребитель И-1, конструкции Поликарпова. Арцеулов на фоне одного из самолетов Поликарпова. Будучи уже известнейшим и авторитетнейшим пилотом, Константин Константинович не бросал своего давнего увлечения, и в 1923-м году получил свой очередной диплом «пилота-парителя» за номером один. Продолжил он также разработку планеров собственной конструкции, среди которых А-5.

Планёр А-5 конструкции К. В составе советской команды принимал участие в соревнованиях планеристов в Германии, проходивших в 1925 году. Фотография А-5. Королев, Люшин, Арцеулов у планера «Коктебель».

Ткачев… Фронту нужны были летчики — истребители. Их не хватало. Осенью 1916 года Управление воздушным флотом назначило Арцеулова обучающим офицером класса истребителей в Качинскую школу. Вскоре он стал начальником истребительного отделения. В то время считалось, что сорвавшийся в штопор самолет не имеет выхода из него. Число катастроф от срыва в штопор особенно возросло во время войны, когда условия боевых полетов потребовали от летчиков выполнения резких эволюций при встрече с противником.

Идея выхода из штопора родилась у Арцеулова еще на фронте. Путем чисто теоретических исследований он пришел к выводу, что при попадании машины в штопор нужно отдавать ручку управления от себя, а нажатием на педаль отклонять руль направления в сторону, обратную штопору обычно, летчики попавшие в штопор, старались приподнять опущенный вращающейся нос самолета и тянули ручку управления на себя, чем еще более усугубляли ситуацию. Откомандирование на Качу ускорило осуществление замысла проверить теоретические расчеты на практике. Это произошло в 11 часов утра 24 сентября 1916 года. Машина, управляемая Арцеуловым, послушно вошла в штопор после сваливания на крыло и, выполнив три витка, по воле летчика перешла в крутое пикирование. В том же полете Арцеулов повторил штопор, сделав уже 5 витков. Через несколько дней все инструкторы школы, изучив опыт Арцеулова, намеренно вводили и выводили самолеты из штопора, а в октябре штопор был введен в программу обучения истребительного отделения Качинской школы. Вскоре русские военные летчики — ученики Арцеулова — стали применять штопор и в воздушных боях. Попав под огонь зенитных орудий неприятеля, они преднамеренно вводили машину в штопор. Обманутый противник, думая, что самолет сбит, прекращал стрельбу.

Тогда отважные авиаторы выводили машину из штопора и на бреющем полете уходили из зоны обстрела. Трудно даже представить, сколько жизней летчиков спас своими рискованными полетами Константин Арцеулов.

Он стал летчиком. Проявился во внуке Айвазовского и талант художника. Но все же главное свершение, о котором неизменно вспоминает каждый авиатор, когда заходит речь об Арцеулове, — это, конечно, штопор.

Константин Арцеулов

При занятии Крыма Врангелем, как бывший офицер, не явившийся добровольно, был формально мобилизован Врангелем, фактически оставаясь на должности инструктора Качинской авиашколы, числившейся в резерве армии и фактически не действовавшей [2]. Поддерживал отношения с большевистским подпольем. Когда в ноябре 1920 года Красная Армия подошла к Перекопу и начались бои на перешейке , общим собранием солдат был избран начальником лётной части школы, летал для связи с наступающими частями Красной Армии. С приездом командования был официально зачислен в ряды в РККА , оставшись на той же должности [3]. В декабре 1920 года получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлетов на Ходынке. Одним из его учеников был Валерий Чкалов. В 1923 году испытывал первый советский истребитель И-1 конструкции Н. Разработал и построил 5 планёров собственной конструкции, среди них А-5.

В составе советской команды участвовал в соревнованиях планеристов в Германии в 1925 году. В 1927 году переведён в гражданскую авиацию Добролёт для работ в области аэрофотосъёмки и ледовой разведки.

Крутень, В.

Некоторые источники, в том числе и Советская Военная Энциклопедия, указывают на 18 воздушных побед. У Арцеулова было 18 удачно проведённых боёв, в результате которых противник выдворялся за линию фронта, но ни одной формально подтверждённой победы не имелось, герою нужен счёт его побед??? Это событие произошло в 11 часов утра 24 Сентября 1916 года.

Машина, управляемая Арцеуловым, послушно вошла в штопор после сваливания на крыло и, выполнив три витка, по воле лётчика перешла в крутое пике. В том же полёте Арцеулов повторил штопор, но сделал уже 5 витков. Через несколько дней уже все инструкторы школы, изучив опыт Арцеулова, намеренно вводили и выводили самолёты из штопора, а в октябре штопор был введён в программу обучения истребительного отделения Качинской школы.

Так грозный штопор был побеждён и стал фигурой высшего пилотажа. Вскоре русские военные лётчики — ученики Арцеулова — стали применять "штопор" и в воздушных боях. Попав под огонь зенитных орудий неприятеля, они преднамеренно вводили машину в "штопор".

Обманутый противник, думая, что самолёт сбит, прекращал стрельбу. Тогда отважные авиаторы выводили машину из "штопора" и на бреющем полёте уходили из зоны обстрела. Таран Нестерова.

Рисунок К. Арцеулова В 1933 году Константин Константинович был необоснованно репрессирован. В 1937 году он был полностью реабилитирован и освобождён.

Грезин, Ю. Голубов, В. Горбатский, П. Касаткин, В. Ловков, В.

Микоша, С. Черкасов, Ю. Ленина ; режиссер Л. Махнач; операторы: К. Арцеулов, Р.

Зенякин; операторы: В. Ловков, К. Арцеулов 1985 — В вечном движении о городском транспорте Москвы ; по заказу Главмосгортранса; режиссер В. Федорченко; операторы: К. Сокольников 1986 — Всегда с хлебом фильм посвящен проблеме выращивания хлеба по интенсивной технологии в зоне рискованного земледелия на примере нескольких хозяйств Омской области ; режиссер И.

Жуковская; оператор 1987 — Видеть, мыслить, действовать фильм о проблемах воспитания молодежи в период демократизации общества, работе 20-го съезда ВЛКСМ ; полнометражный; режиссеры: М. Войнов, А. Соловьёва; операторы: К. Волков, А.

Но у самолета, в который садился Арцеулов, действительно была фатальная ошибка в центровке. Полет продолжался 21 секунду — самолет рухнул, летчика с многочисленными переломами доставили в больницу. Продувка в аэродинамической трубе показала, что авария была закономерной, самолет надо переделывать.

Большой вопрос, почему рутинное исследование центровки выполнили не до начала постройки машины, а после аварии. Но советская авиация училась на собственных ошибках. Помимо преподавательской и испытательной работы, он еще и организовал на Ходынке кружок «Парящий полет», стал пионером планерного движения в СССР. Теперь нужно было специальным эшелоном вывезти построенные планеры в Коктебель, где восходящие воздушные потоки дают возможность аппаратам без мотора парить в воздухе. Как приручали штопор На заре авиации штопор был главной опасностью для летчиков. Никто не знал, чем вызвано это явление. Курсировали самые дикие предположения.

Например, о том, что наряду с воздушными ямами в небе существуют и воздушные воронки — словно в воде. Попав в такую воронку, самолет, вращаясь, летит к земле. Во время Первой мировой войны самолеты стремительно совершенствовались, их скорости возросли — поэтому проблема штопора особенно обострилась. Но из-за войны прервалась и нормальная коммуникация между авиаторами разных стран, проблему невозможно было решить коллективно. Известно, что многие отважные пилоты пытались найти средство от этой напасти. Документально зафиксирован единственный случай, когда летчик до Арцеулова намеренно ввел самолет в штопор и вывел из него. Это сделал австралийский испытатель и пилот-спортсмен Гарри Хоукер.

Но использованный Хоукером способ вывода из штопора распространения не получил. Заслуга Арцеулова состояла в том, что он разработал и сделал всеобщим достоянием способ борьбы с неконтролируемым вращением, доступный любому пилоту. Штопор перестал быть фатально аварийной ситуацией. Он превратился в фигуру высшего пилотажа, которой в Севастопольской школе стали обучать летчиков. Но говорить о полной победе над штопором нельзя было еще долгие десятилетия. Так называемые штопорные характеристики каждого самолета индивидуальны. Другие склонны сваливаться в штопор при малейшей оплошности пилота и трудно из него выводятся.

Кроме того, для вывода может элементарно не хватить высоты. Но в любом случае стандартный алгоритм действий летчика при штопоре — тот, что придумал Арцеулов. По итогам испытаний в Крыму лучшим был признан планер А-5 конструкции самого Арцеулова, установивший несколько рекордов.

Кто победил «штопор»? Константин Арцеулов: летчик, художник, моряк

Симферопольский аэропорт, который носит сегодня имя Ивана Айвазовского, мог бы носить имя его не менее знаменитого внука – Константина Арцеулова. Проявился во внуке Айвазовского и талант художника. Константин Арцеулов, член Союза художников СССР, оформил более 50 книг и 240 номеров журнала «Техника — молодёжи». Приз этот с большим отрывом выиграл Константин Арцеулов — сконструированный им планер провел в воздухе 1 час 2 минуты и 30 секунд. Приз этот с большим отрывом выиграл Константин Арцеулов — сконструированный им планер провел в воздухе 1 час 2 минуты и 30 секунд.

Кто победил «штопор»? Константин Арцеулов: летчик, художник, моряк

100 лет назад на горе Узун-Сырт близ Коктебеля взвился флаг первых Всесоюзных планерных испытаний. Их вдохновителем стал летчик Константин Арцеулов (1891-1980). Родился в семье потомственного моряка Константина Арцеулова (сына Николая Арцеулова) и Жанны Арцеуловой, дочери Ивана Айвазовского. работы трех его внуков: Михаила Латри, Алексея Ганзена и Константина Арцеулова. Арцеулов дважды выполнил опасный маневр, сделав в общей сложности восемь витков. 100 лет назад, 21 октября 1916 года летчик Константин Константинович Арцеулов впервые в истории российской авиации ввел свой самолет Nieuport 21 в штопор и вывел его в крутое. Арцеулов Константин Константинович — художник-маринист, иллюстратор, летчик-планерист. Родился в семье корабельного инженера Константина Николаевича Арцеулова и Жанны.

Константин Арцеулов. Авиатор, укротивший штопор

Константин Арцеулов родился 17 мая 1891 года в Ялте, в семье потомственного моряка. Учился в Морском корпусе. Константин Константинович Арцеулов родился в 1891 г. в Ялте. По отцовской линии он происходил из семьи потомственных морских офицеров. Родился в семье русского кораблестроителя генерал-майора (1901) К. Н. Арцеулова (1847–1919) и его супруги, Жанны Ивановны, урождённой Айвазовской (1858–1922). В 1927 г. Арцеулов переходит в гражданскую авиацию, работает лётчиком-испытателем, проводит аэрофотосъёмку на Урале и в Средней Азии.

Арцеулов, Константин Константинович

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей. До этого все авиаторы, чей самолёт срывался в штопор, неминуемо погибали. Теперь же благодаря Константину Арцеулову штопор был навсегда укрощён… Участие в штурме Перекопа И февральскую буржуазную, и Октябрьскую социалистическую революции Константин Арцеулов встретил в Крыму в постоянном составе Севастопольской военной авиационной школы. В 1918 году он примкнул к большевикам после того, как те в первый раз вошли в Крым. Выполняя поручение солдатского комитета, Арцеулов на базе расформированной Севастопольской военной школы авиации сформировал 1-й Красный социалистический авиационный отряд.

Когда в Крым вошли белогвардейцы, они мобилизовали авиатора в качестве инструктора Севастопольской авиационной школы. Однако Арцеулов на этой должности особого усердия не проявлял, зато активно поддерживал отношения с большевистским подпольем. После революции 1917 года началась эра советской авиации. В декабре 1920-го он стал начальником лётной части 1-й Московской высшей школы красвоенлётов на Ходынке.

Арцеулов разработал и построил пять планёров собственной конструкции, среди которых и знаменитый планёр «А-5», ставший впоследствии прототипом для планёрных летательных аппаратов. В 1925-м в составе советской команды Арцеулов участвовал в соревнованиях планеристов в Германии. А осенью 1929 года на VI Всесоюзных планёрных состязаниях в Крыму в Коктебеле он испытывал планёр конструкции Королёва и Люшина… Участвовал в определении трассы будущего Турксиба В 1927 году Константина Арцеулова перевели в гражданскую авиацию—в «Добролёт». Теперь весь его опыт военного воздушного разведчика пригодился в деле освоения бескрайних просторов страны.

Арцеулов работал в области аэрофотосъёмки и ледовой разведки. Он собственноручно провёл аэрофотосъёмку многих удалённых районов страны, в том числе и участков будущей трассы, ставшей одной из главных строек первой пятилетки СССР—железной дороги из Сибири в Среднюю Азию протяжённостью 1145 км, известной впоследствии как Туркестано-Сибирская железная дорога… В ссылке в Архангельске Тёмной полосой в жизни прославленного авиатора стал 1933 год. По обвинению в шпионаже в пользу Германии и в краже рулона шёлка Константин Арцеулов был осуждён к высылке в Архангельск.

Григорьев; оператор 1984 — Великое право художника фильм посвящен юбилейному пленуму правления Союза писателей СССР, 50-летию Союза писателей ; режиссер В. Скитович; операторы: Е. Аккуратов, К.

Арцеулов, Г. Серов, Г. Войнов; операторы: Арцеулов К. Сафронов; операторы: К. Арцеулов, А. Браташ, В.

Воронцов, Л. Гончаров, М. Левенберг, Н. Григорьев, Ю. Голубев, В. Воронцов; операторы: В.

Волков, К. Фроленко, С. Воронцов, П. Касаткин 1985 — Размышление о времени, о мире фильм посвящен 30-летию подписания Варшавского договора.

Они были похожи друг на друга: при незначительной, казалось бы, ошибке в пилотировании самолёт срывался и падал «штопором» вниз. Лётчики за штурвалами оказывались обречены. Эти случаи вызвали среди инструкторов Севастопольской школы горячие споры о сущности штопора… Как начальник отделения лётчиков высшей квалификации — истребителей, я считал своим долгом сделать всё возможное для выяснения сущности явления и найти средства выхода из него.

В ясное осеннее утро, когда учебные полёты на аэродроме закончились, Арцеулов сел в свой «Ньюпор XXI» и поднялся в воздух. Начался полёт, который вошёл в историю. Я набрал около двух тысяч метров высоты. Собственно говоря, фигурные полёты у нас производились на тысяче восьмистах метров, но, думаю, лишние двести метров, конечно, не помешают. Дальше от земли быть в таких случаях всегда приятно… Сделал вираж, такой круг, чтобы ещё раз вспомнить все свои приёмы, которые, я предполагал, выведут самолёт из «штопора». Потом сбавил газ по возможности, чтобы потерять скорость, задрал самолёт, выключил мотор — самолёт закачался. И достаточно было немножко тронуть одной ногой, как самолёт свалился на левое крыло — и завертелся в «штопоре».

На нём прапорщик Арцеулов впервые в мире выполнил преднамеренный штопор. У хвоста самолёта —внучка Айвазовского. Он составил подробную инструкцию, которая была сразу же разослана всем авиационным частям русской армии. И результаты немедленно дали о себе знать: «штопор» стали использовать в тактических целях. Уже в годы советской власти, в декабре 1920-го, Арцеулов получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлётов, сначала лётчиком-инструктором, а затем — начальником лётной части. С учетом немногочисленности квалифицированных кадров в воздушном флоте молодой республики — впечатляющая цифра! Вторую половину 1920-х годов Арцеулов провёл не менее эффективно.

Он начал заниматься аэрофотосъёмкой, получив перевод в Высшую аэрофотограмметрическую школу ВВС. Проект, который поручили Арцеулову, был посвящён выбору трассы Турксиба. Железнодорожная магистраль, объединившая Среднюю Азию и Сибирь, стала выдающимся достижением — о ней говорили в кино и писали в газетах. Однако колоссальный труд путейцев не увенчался бы успехом без работы лётчика, ставшей ежедневным подвигом. Северный краевой Союз советских художников принял Арцеулова в число своих членов. И начались десятилетия его активной творческой деятельности в этой ипостаси. Как писал биограф Арцеулова М.

Галлай, тот работал маслом, писал акварели, но больше всего работал как график и книжный иллюстратор. Более пятидесяти книг вышли с его иллюстрациями и художественным оформлением. Это «Синопский бой» С. Сергеева-Ценского, «Путешествия» Н. Пржевальского, «Слово о двадцати восьми» Н. Тихонова, «Енисей, река сибирская» Г. Кублицкого, «Служу родине» И.

Кожедуба, «Рассказы из жизни» и «Рассказы авиаконструктора» А. Яковлева, «О нашей авиации» И. Мазурука, «Полюс» и «Полярный лётчик» М. Стену главного зала Центрального дома авиации и космонавтики имени М. Фрунзе украшает большое 6 x 3 метра панно его работы. Добровольского и К.

Красный лётчик Он был одним из тех, кто сохранил знаменитую «Качу» в гражданскую войну. Стал красным военлётом, сформировавшим в «Каче», теперь уже Тренировочной авиашколе Южного фронта, 1-й Красный социалистический авиационный отряд.

Потом - Москва, начальник лётной части 1-й высшей школы красвоенлётов. Многие из тех, кого обучал инструктор Арцеулов, стали знаменитыми. Константин Константинович гордился товарищами, так же влюблёнными в небо. Крымчанин не только учил, он испытывал новую технику. Чуть не погиб, испытывая истребитель «ИЛ-400» истребитель с мотором «Либерти» мощностью 400 лошадиных сил , но, едва оправившись от переломов, согласился на испытания доработанного «ИЛ-400 бис». На счету Арцеулова - около сотни испытанных самолётов и, конечно, любимые планёры. Свой пятый строил уже не в одиночку, основав первый в истории страны кружок любителей-планеристов «Парящий полёт», в который входили будущие знаменитые авиаконструкторы Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, Олег Антонов и другие. Для всесоюзных слётов планеристов он выбрал полюбившуюся ещё с детства гору Узун-Сырт.

Здесь в 1929 году Константин Арцеулов испытывал новый планёр - на этот раз «Коктебель», созданный двумя Сергеями - Люшиным позже авиаконструктором, создателем одной из первых советских катапульт и Королёвым будущим создателем космической техники. Аэрофотосъёмки, уже во время работы в гражданской авиации, для уточнения карт Предуралья и Сибири, будущего Турксиба; почётный знак «За налёт 500000 километров и выше» на тот момент самый большой и...... По навету в 1933 году Константин Арцеулов оказался в Архангельске. Довелось вспомнить о морской и художественной стезе: работал мотористом на катере, художником-проектировщиком Госзеленстроя, оформляя набережную Северной Двины. Реабилитировали его через три года, но внук Ивана Айвазовского понимал: в авиацию уже не вернуться. Стал профессиональным художником. Особенно часто писал самолёты, небо и море. До своего 90-летия Константин Арцеулов не дожил год и два месяца.

На фото: Константин Арцеулов. В тему В эти дни - 80 лет Симферопольскому авиаспортклубу. Помещения были на месте нынешнего Центрального рынка, а в доме на Пушкинской - планёрное звено. Этот спорт приобрёл особую популярность, к примеру, А.

Художник — Константин Константинович Арцеулов

Впервые в истории преднамеренный ввод самолёта в штопор осуществил 24 сентября 1916 года на аэроплане «Ньюпор-21» российский военный лётчик Константин Арцеулов. Итак, Константин Арцеулов. Сын младшей дочери Ивана Айвазовского Жанны и ее супруга, конструктора кораблей Константина Арцеулова. Константин Арцеулов родился 17 мая 1891 года в Ялте, в семье потомственного моряка.

Удивительная судьба летчика Арцеулова: как сошлись небо, море и живопись

Через упорный труд и преданность своим идеалам, Николай Константинович Арцеулов смог достичь уникальных результатов. Его работы и исследования стали основой для дальнейших разработок и вдохновили многих последователей. Не только профессиональный успех, но и личные качества делают Николая Константиновича Арцеулова знаменитым и уважаемым человеком.

Он поднялся в воздух на высоту около 15 м. На I Всесоюзных планёрных испытаниях на А-5 лётчиком Л. Юнгмайстером был установлен рекорд продолжительности полёта — 1 ч 20 мин 30 сек.

Планёр был удостоен главных призов, и его конструкция впоследствии была повторена либо полностью, либо с некоторыми изменениями. На II Всесоюзных планёрных испытаниях в 1924 г. Конструкция А-5 представляет собой моноплан с высокорасположенным крылом на растяжках. В основе силовой конструкции имеется два лонжерона в местах присоединения растяжек и стыков с фюзеляжем усиленных башмаками из листового железа толщиной 1 мм. На каждом полукрыле поперек лонжеронов, были установлены 11 нервюр, 4 из них усиленные расчалены стальной проволокой.

Лобовая часть крыла изготовлена из 1 мм шпона, оклеенного парусиной.

Можно ли выйти из штопора, можно ли избежать катастрофы? Что подсказывает опыт летчика?

Первый, очевидный, порыв — прекратить вращение самолета, для чего повернуть горизонтальные рули в ту сторону, в которую самолет вращается, быстро приближаясь к земле. А чтобы остановить падение, следует одновременно попытаться поднять нос самолета, то есть поставить вертикальные рули в нижнее положение. Однако летчики, уцелевшие после катастрофы, рассказывали, что самолет не слушается рулей, и таким образом избежать аварии не удается.

А если сделать наоборот? Что будет, если повернуть горизонтальные рули в строну противоположную вращению, а рули высоты поставить в нейтральное положение? Теория говорила, что в этом случае вращение прекратится, управляемость летательного аппарата восстановится, и самолет выйдет из штопора, потеряв 20-30 метров высоты.

Это в том случае, если летчик вовремя заметит, что самолет срывается в штопор. Если же он распознает срыв потока слишком поздно, для вывода самолета из штопора потребуется больше времени, и потеря высоты при этом составит 150 метров. При тогдашних высотах полетов аэропланов, летчику просто могло бы не хватить времени на вывод самолета из штопора.

Итак, что делать для того, чтобы вывести самолет из штопора, Константину Арцеулову было понятно. Оставалось самое главное — проверить решение на практике. А теперь — представьте.

Вы молодой, двадцатипятилетний, военный летчик. Вся жизнь впереди. Лихость зашкаливает.

Факт известный — первыми военными летчиками были выходцы из кавалерии. Люди, знакомые с падениями и привычные к повседневному риску. Но все же свалить самолет в смертельный «штопор» — не слишком ли много риска?

Даже если ты уверен в том, что твое решение правильное, и ты сможешь соскочить со смертельной карусели? А вдруг все же не сумеешь, не успеешь, не вырвешься? И, вращаясь, теряя ориентацию и судорожно прощаясь с жизнью, все же поцелуешься с матушкой-землей.

Ведь еще не поцелованы все желанные женщины, которых так много вокруг в двадцать пять лет! Но — делай, что должно, и пусть будет, что будет. И вот в 11 часов утра 24 сентября 1916 года с аэродрома учебной авиационной школы, которая находилась в поселке Кача под Севастополем, поднялся аэроплан «Ньюпор-XXI».

Его пилотировал начальник отделения летчиков-истребителей прапорщик Константин Арцеулов. Он легко поднялся до высоты 2000 метров. Арцеулов сделал вираж над аэродромом, еще раз вспомнил действия, которые должны вывести самолет из «штопора», после чего сбавил газ, и скорость самолета уменьшилась.

Летчик задрал нос самолета и выключил двигатель. Классическая ситуация срыва в «штопор». Самолет закачался и, свалившись на левое крыло, начал, вращаясь, падать.

Арцеулов, сосредоточившись и не думая о смертельной опасности, производил необходимые действия. На третьем витке машина вышла из «штопора», неуправляемое падение сменилось крутым пикированием. Это была победа!

Летчик снова поднял самолет и снова бросил его в «штопор». На этот раз Арцеулов дал самолету сделать уже пять витков, и снова вышел в управляемый полет почти над самой землей.

Затем Арцеулов по указанию авиадарма был переведен в 8-й авиационный отряд истребителей. Здесь он воевал на аппарате «Ньюпор-21» и провел более 20 успешных воздушных боев. Его грудь украсили еще 2 ордена. Арцеулов В сентябре 1916 года в школе на Каче приступили к формированию отделения истребителей. Туда направлялись лучшие ученики, окончившие отделение высшего пилотажа на «моранах» начальником отдела был назначен, вызванный с фронта Арцеулов.

Это совпало по времени с участившимися случаями штопора со смертельным исходом. В сентябре 1916 года Арцеулову удалось осуществить свою давнюю мечту, совершить преднамеренный штопор. После удачного эксперимента все инструкторы Качинской школы, изучив опыт Арцеулова, намеренно вводили и выводили самолеты из штопора, а 3 октября 1916 года штопор был введен в программу обучения летчиков истребителей. После октябрьской революции К. Арцеулов был зачислен в красную Армию красвоенлетом и утвержден в должности начальника Леной части. Вскоре его назначили в Московскую школу авиации, сначала инструктором, затем начальником летной части. Арцеулов В дальнейшем Константин Константинович испытывал самолеты, занимался аэрофотосъемкой, вел ледовую разведку, был одним из организаторов советского планеризма.

Однако в 1936 году злостная клевета разлучила летчика с небом. Его сослали в Архангельск. Здесь он прожил 5 лет. Но и после ссылки путь в авиацию был закрыт. Было запрещено проживать в крупных городах. Обосновался в подмосковном Можайске.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий