Согласно регламенту главного магистрата от 16 января 1721 года городские жители

13 (24) февраля 1720 г. указом Петра I в Санкт-Петербурге был основан Главный магистрат как высший орган городского управления Российской империи. Его создание было призвано централизовать управление делами посадского населения.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • ГОРОДОВЫ́Е МАГИСТРА́ТЫ
  • Выборы в московские бурмистры
  • Городовые магистраты
  • Главный магистр при петре 1. Главный магистрат

Регламент или устав главнаго Магистрата

Фев 24, 2022 Фотомонтаж от «Русского исполина» — Петра I 24 февраля 1720 г. Его создание было призвано централизовать управление делами посадского населения. Это было связано с ростом торговли и промышленности, с возросшей ролью купечества в экономике страны. Являясь органом бюрократического аппарата, Главный магистрат опирался, хотя и в ограниченной степени, на сословное представительство от городов. В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе которого стоял обер-президент, подчинявшийся непосредственно царю и Сенату.

А ежели из вышеупомянутых цунфтов из алдерманов или старшин кто явится в добрых поступках: то таких и в вышеписанные гражданские чины выбирать, которые магистрату во всех градских делах советом и делом вспомогать должны, а лучшие из них в ратманы, а потом и в бургомистры выбраны быть имеют.

Глава VIII. О гражданских регулах Ежели усмотрены будут какие гражданские уставы или регулы, которые такой важности суть, что оные во всех городах быть благопотребны, а в действо не произведены, и ни в чем ни к которой коллегии не принадлежат: то такие в главном магистрате обстоятельно сочинить, и сенату объявить; и когда оные за благо приняты будут, то потом напечатав, в каждую губернию и провинцию посылать. А ежели вновь сочинены будут такие уставы и регулы, которым где в городах быть неприлично, то надлежит в главном магистрате осторожно в том поступать, и притом всегда приморские и другие внутренние города большие от малых различать, по обстоятельству каждого города и места, и о том с коллегиями с которою о чем надлежит советовать. Глава IX. О судах гражданских Хотя гражданские судные дела во всех губерниях и провинциях в смотрении и в ведении подлежат в юстиц-коллегии, однакож, понеже купецкие и ремесленные тяглые люди во всех городах обретаются нетокмо в каком призрении, но паче ото всяких обид, нападков и отягощений несносных едва не все разорены, от чего оных весьма умалилось, и уже то есть не без важного государственного вреда.

Того ради милосердуя его царское величество об оной, яко рассыпанной храмине, указал: всех купеческих и ремесленных людей во всех делах судом и расправою и татиными и разбойными и убивственными делами ведать кроме 194 великих государственных дел в главном магистрате, кто б на оных в чем не бил челом; чего для в знатных городах, в которых по три и по четыре человека бургомистров обретаются, велеть им одного меж себя к таким делам заобычного человека выбрать и определить, придав ему в товарищи других таких же от магистрата, к тому способных людей. И ежели где в городах случатся татиные и разбойныя и убивственные дела одних граждан, а не иных чинов людей, и в тех делах, розыск чинить в магистрате, и по розыску, ежели которое дело подлежать будет смертной казни, о решении подписав сентенцию, писать им в главный магистрат, и пока от него на оное подтверждение к ним прислано не будет, то до тех мест в таких делах экзекуции им не чинить. Того ради в том в главном магистрате оное рассмотря, подписав свою сентенцию, по указу писать к ним немедленно, а прочие решить в магистратах самим; и притом надлежит же смотреть накрепко, чтоб в магистратах везде суд и розыск по делам был праведный по уложению и по его великого государя указам. А ежели где в малых городах бургомистры а магистрата не будет учинят по каким делам неправой суд, и на таких бить челом и дела переносить во определенной тамо магистрат; а ежели и тем магистратским решением кто будет не доволен, и такие переносить в провинциях в магистраты к президентам; а ежели и тем судом кто будет не доволен же, и такие переносить в вышний магистратской суд. А буде случатся из оных такие дела у граждан с людьми других чинов, которые не магистратского ведомоства: и о таких разыскивать надворным судьям с президенты магистрата обще, и для того быть из них притом со обеих сторон по нескольку персон равным числом; и ежели будет челобитье на гражданина, то притом за президента быть от купечества, а буде будет челобитье от гражданина других чинов на людей, то за президента быть от юстицкого суда, и по розыску вершить им те дела общим приговором по уложенью и по правам.

А ежели за чем им таких дел вершить будет невозможно: и о том надворным судьям писать в юстиц-коллегию, а от магистрата, в вышний магистрат и по тем делам снесшись, оным чинить немедленное решение, и о том к ним потомуж писать немотчав. Глава X. Того ради главному магистрату в таком благопотребном важном деле со осторожностию поступать, дабы, вместо оного, какие противные и вредительные действа не произошли, или, вместо чаемаго исправления, города и граждане в тщетной убыток и разорение не пришли: и для того не надлежит никаких полицейских регламентов прежде издавать и публиковать, пока он об оном с коллегиями с которыми о чем надлежит не снесется, и не посоветует с ними, и потом от сената или от самого его царского величества аппробацию о том не получит. Глава XI. О купечестве и мануфактурном деле Понеже всякое каждого города изобилие при божией помощи и доброй полиции, в начале от корабельного морского хода, також от свободного и безобидного во всем везде купечества и искусного руководелия, собственную свою имеет силу и умножительное действо.

Того ради главному магистрату купно с комерц и мануфактур-коллегиями наивящшее старание иметь, дабы такие зависящие к пользе всего государства дела, елико возможно, и колико положение городов и мест востребует, во всех городах в лучшее состояние приводить, и притом надлежит ведать, что все 196 регулы и уставы, которые к тому потребны, или еще вновь какие сочинить надобно, то такие в коллегиях сочинены быть имеют, которым генеральное правление о всем государственном купечестве и мануфактурах от его царского величества поручено, по должности их инструкций. И таким образом главному магистрату [точию] следующее внимать: 1 Иметь старание, чтоб уставы которые о купечестве, мануфактурах и корабельном хождении в тех коллегиях сочинены, и в печать изданы будут , касающиеся до всех городов государства, или до одного которого города [особо] надлежащим образом объявлены, и в действо произведены были. Камер-коллегия хотя и повинна иметь старание о том, чтоб во всех городах определенные поборы с граждан собиралися исправно, и дабы в том по силе инструкции оной коллегии, такожде и по регулам доброй экономии, нигде сверьх их возможности оные отягощены не были, и хотя такие дела до главного магистратского правления и не подлежат; однакож ему о каждом городе иметь попечение, и не допуская до большого отягощения, надлежащие предложения камер-коллегии чинить. Ежели где в чем усмотрит или уведомится, что оные поборы тягостно, к тому ж и неравно расположены, или паче еще ж так наложены, что и промыслы гражданские содержатися от того не могут, или какое разорение градским обывателям произойти из того может: и того всего главному магистрату смотреть прилежно, и доносить о том в сенате. Глава XIII.

О выборе в городах квартирмейстеров и об отводе квартир Понеже когда в городах армейские и гарнизонные полки имеют квартиры у градских жителей, тогда оным от непорядочного отвода квартир бывает не без тяжких обид, и в торгах и в промыслах не без остановки: того ради главному магистрату для порядочного развода квартир, дабы один перед другим никто отягощен и облегчен не был, велеть во всех городах магистратам выбирать из граждан особых квартирмистров, сколько где пристойно, к тому делу достойных людей. И ежели по указам из военной и из камер-коллегий, в которых городах впредь квартиры иметь определенно будет: то из оных коллегий наперед писать в главной магистрат заранее, в котором городе и сколько полков и в них людей от штаб и обер и унтер-офицеров и до рядовых, и с каким определением поставить надлежит; и по тем ведомостям главному магистрату прежде в канцелярии своей расположение учинить, сметясь по дворовому числу, каждого места. И ежели, по усмотрению его, такому числу, какое объявлено будет из помянутых коллегий, квартиры иметь в том городе будет свободно: то о том заранее, до прибытия тех полков в назначенные города, писать ему в магистрат, дабы оные квартиры росписаны были заранее, и по прибытии полков, показаны им без мотчания. А буде из тех присланных ведомостей усмотрит, что в тех городах у гражданских жителей, такого числа полков на квартирах содержать будет не можно: то ему о том потому ж с теми коллегиями сноситься, и объявлять, сколько те города людей могут квартирами содержать, дабы в тех коллегиях могли сыскать к тому лучшей способ заблаговременно; причем главному магистрату старание иметь надлежит, чтоб в каждом городе градские люди несносными постоями отягощены, и от того б в торгах и в промыслах их помешательства не было, и тем в казенных платежах отговорки не имели.

Губернский архитектор — должность в Российский империи, связанная с осуществлением и регулированием архитектурно-строительной деятельности в губерниях. Упоминания в литературе Реформы Петра I и организация местного управления. Преобразования в управлении городами. Выборные земские избы. Бурмистерская палата. Регламент Главного магистрата 1721 г.

Инструкция городовым магистратам 1724 г. Создание Главного магистрата и городовых магистратов. Их компетенция. Их статус и функции. Реорганизация местного управления. Влияние Северной войны на организацию местного управления. Попытки отказа от управления территориями по схеме приказ — уезд. Первые шаги по изменению административно-территориального деления страны. Создание особого административного округа вокруг Азова и Воронежа 1701 г. Выделение Ингерманландии в качестве самостоятельной административной единицы 1702—1703 гг.

Статус Ингерманландии. Попытки привлечения местных дворян к управлению. Передача функций губных старост воеводам 1702 г. Дворянские советы. Воеводские товарищи 1705 г. Группа авторов, Сборник учебно-методической документации по магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» по направлению «Документоведение и архивоведение». Часть II. Вариативная часть программы, 2015 Связанные понятия продолжение Совестный суд — губернский суд в Российской империи, созданный по инициативе Екатерины II в 1775 году для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел малолетние обвиняемые и др. От суда требовалось контролировать законность заключения обвиняемых под стражу, пытаться произвести примирение сторон, освобождать общие суды от дополнительной нагрузки по запутанным делам и преступлениям, которые не представляли значительной общественной...

Положение довольно существенно меняется в правление императрицы Екатерины II, Жалованная грамота городам которой фактически совместила внутрисословное управление городских жителей с управлением городов как административных единиц см. Городские обыватели пр. Городское общество получало права юридического лица пр. Само общество состояло из следующих разрядов лиц: 1 настоящих городских обывателей пр. Каждый из шести разрядов городского населения, согласно ЖГГ, имел собственную организацию корпоративного вида, от которой происходило формирование органов управления всем городом: "Городскую общую думу составляют городской голова и гласные от настоящих городовых обывателей, от гильдий, от цехов, от иногородних и иностранных гостей, от именитых граждан и от посадских" пр. Соответственно, для производства выборов в общую городскую Думу пр. Шестигласной она называлась потому, что состояла из шести представителей голосов, как выражался законодатель от шести разрядов городского населения. Собственно, именно шестигласная Дума была постоянно действующим органом городского сословного управления пр. Она собиралась еженедельно; на ее попечении находился довольно широкий по определению круг вопросов, но законодатель, например, специально позаботился указать в тексте акта, что рассматривает Думу как орган прежде всего сословного, а не административного управления. Так, Дума обязана была "возбранять все, что доброму порядку и благочинию противно, оставляя однако ж относящееся к части полицейской исполнять местам и людям, для того установленным" пр. Постоянно действующим органом сословного городского управления был городской голова. Самостоятельной компетенции, кроме регистрации гласных например, пр. Уже в царствование Павла I действие Грамоты было отменено и в Петербурге и в Москве введено новое, упрощенное управление городским сословием.

Регулярные граждане это кто?

3) «Регламент или Устав Главного Магистрата» от 16 января 1721 г. (в частности, в главе II определяются обязанности данного органа в отношении городского управления, а глава X посвящена «полицейским делам)1. Согласно инструкции магистраты обязаны были действовать с учетом интересов горожан и учитывать предложения их "гражданских советов", которые состояли из выборных гильдейных старост и старшин. Действительно реформой императора российского Петра 1 от 16.01.1921 было передано управление городами в главный магистрат. Петр писал, что в городах должен быть порядок, со своими уставами, с полицией, а так же необходимо было размножить заводы и мануфактуры. Согласно Регламенту Главного магистрата от 16 января 1721 г. городские магистраты должны были основывать госпитали, сиротские дома и школы, а также смирительные, работные и прядильные дома[2]. По закону («Регламенту Главного магистрата» 1721 г.) горожане делились на «регулярных граждан», входивших в гильдии и цехи, и «подлых», нанимавшихся на «чёрные работы».

Главный магистрат России следил за делами «подлых» горожан

сначала в 1699 году были созданы Бурмистерские палаты, а в 1721 издан регламент Главного Магистрата. До XVIII в. структурирование городского населения основывалось на реальном положении вещей, опираясь главным образом на обычное право. Регламент 1721 года. Создание магистратов. Согласно регламенту, выпущенному в 1721 году Главным магистратом, все крупные города России разделялись на пять отдельных классов. Глава II. О главных магистрата делах.

Магистраты и ратуши - в России

3) «Регламент или Устав Главного Магистрата» от 16 января 1721 г. (в частности, в главе II определяются обязанности данного органа в отношении городского управления, а глава X посвящена «полицейским делам)1. Члены магистрата избирались «ассамблеями». При Петре I их состав был сокращен до минимума: президент и один или два мэра. Городские магистраты подчинялись непосредственно главному магистрату. 16 января 1721 г. [Извлечение]. ГЛ. II. О главных Магистрата делах. По присяжной должности Главнаго Магистрата: правление состоит в том. 1) Во всех городах порядочной Магистрат учредить. 2) Оной добрыми уставами и ограждениями снабдить. Регламент 1721 года.

Главный магистрат России следил за делами «подлых» горожан

РЕГЛАМЕНТ ИЛИ УСТАВ ГЛАВНОГО МАГИСТРАТА Понеже царское величество указал по именному своему великого государя указу, писанному его величества собственною рукою, бригадира и лейб-гвардии капитана господина князя Трубецкого над здешним и прочими. 16 января 1721 года был издан регламент Главного магистрата, определяющий состав и назначение нового учреждения. По этому регламенту Главный магистрат должен был состоять из назначенных царём обер-президента и президента и выборных бурмистров и ратманов. Учреждены на основании регламента главного магистрата от 16 января 1721 г. как административно-судебные органы городского населения 1. В 1727 г. были подчинены губернаторам и воеводам 2, с 1775 г. — губернскому магистрату. Делами политического смысла ведал Преображенский приказ. На правах коллегии существовал и Главный магистрат, созданный в 1720г в Петербурге. Несколько легче было положение городского (посадского) населения.

Указом Петра I основан Главный магистрат – бюрократическое учреждение России

Являясь органом бюрократического аппарата, Главный магистрат опирался, хотя и в ограниченной степени, на сословное представительство от городов. В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе которого стоял обер-президент, подчинявшийся непосредственно царю и Сенату. Членами магистратского правления были бургомистры и ратманы из числа наиболее состоятельных горожан. В целом в петровскую эпоху Главный магистрат был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль над основными областями жизни столицы. По Регламенту, горожане делились на «регулярных граждан» входивших в гильдии и цеха и «подлых» находившихся «в наймах» и на «чёрных работах».

Главный магистрат являлся верховным судебным учреждением для всех купеческих и ремесленных людей во всех гражданских и уголовных делах, кроме политических. По отношению к Городовым магистратам Главный магистрат как судебное учреждение был тем же, чем являлась Юстиц-коллегия по отношению к надворным судам, низшим же общим судам соответствовали суды бургомистров тех городов, где не было магистратов. Кроме магистратов, никакое присутственное место не имело права судить, допрашивать и наказывать торговых людей. Только в случае обвинения «в дурных словах или в делах к возмущению» городской обыватель подлежал следствию и суду Преображенского приказа , да в случае растраты казённых денег должен был отвечать Коммерц-коллегии. Кроме суда, магистраты должны были учредить в своих городах под руководством главного магистрата «добрую полицию». Полицейские обязанности магистратов были изложены в особой инструкции, изданной в 1724 году.

Магистратам предписывалось обзавестись пожарными инструментами; следить, чтобы граждане не держали в своих домах и не нанимали для работ пришлых людей, если при них нет отпускных писем; следить за беглыми солдатами, «тунеядцами». Новые учреждения касались по преимуществу верхов городского строя, реформировали, по выражению профессора А. Кизеветтера, лишь «верхний этаж», «соприкасающийся с высшей центральной властью и только прикрывавший собой ряд других общинных учреждений, в которых сплетались нити общинно-посадской жизни». Новые учреждения заслонили собой, но не уничтожили старой самоуправляющейся городской посадской общины, создавшейся в московское время. Городовой магистрат был лишь соединительным звеном между центральной администрацией и мирским посадским сходом. Сход выбирал самих членов магистрата так же, как он в XVII веке выбирал земских старост и целовальников. Но в XVII веке это выборное начальство, хотя и поступало в полное распоряжение правительства, как низшие чиновники по финансовой службе, в то же время являлось и представителем избравшего его населения перед правительством. Реформа Петра, установив для избранных членов магистрата необходимость утверждения их центральной властью и лишить общины права сменять выбранных ими бурмистров и ратманов, только больше подчеркнула чиновнический характер новых управителей. Задачей членов Городского магистрата по самому смыслу учреждения являлось: исполнять приходившие в город распоряжения центрального правительства в тех пределах, какие очерчивал деятельности городовых магистратов регламент; делать известными посадской общине все предписания и распоряжения центральных учреждений, касающиеся города и обывателей; следить за исполнением обывателями всех этих распоряжений, понуждать обывателей строго исполнять все эти распоряжения и доносить верховным учреждениям, как об исполнении, так и о задержке исполнения их предписаний обывателями. Все эти задачи делали Городские магистраты исполнителями воли государя.

Магистрат являлся, следовательно, начальством горожан, а не выразителем их внутренней жизни перед властью. Магистраты должны были распределять между гражданами все чрезвычайные сборы сверх окладных подушных денег, назначавшиеся указами Сената. Затем они должны были собирать средства со своих горожан на удовлетворение городских нужд. Города обладали кое-какими правами в области собственного благоустройства, например, постройки и ремонта общественных зданий — гостиного двора, запасных магазинов и т. Всё это иногда предписывалось магистратам делать «с совету со всеми гражданами». По регламенту Главному магистрату и инструкции Городовым магистратам членам магистратов предписывалось призывать к себе «добрых и умных» представителей городского мира для совещания с ними о делах. Раскладка подушной подати и её распределение между плательщиками «по рассмотрению каждого гражданина в пожитках состояния» возлагалась по регламенту на «общее старост и старшин гильдейских и мирских со всеми гражданами согласие». Переделы городской земли, пользование выгонами, лугами, другими доходными статьями — всё это могло происходить, по исстари установившемуся обычаю, только при участии горожан, по правилам и порядку, какие установит мирской сход. Органом этого участия горожан в жизни города и являлись старинные мирские сходы. Посадский мир, по описанию профессора А.

Кизеветтера, состоял из ряда более мелких самоуправляющихся союзов, соответственно чему и общепосадский сход со своим руководителем и представителем — посадским старостой — являлся лишь завершением ряда других местных учреждений. Мелкие союзы, из которых составлялась посадская община, называлась слободами и сотнями. Все посадские тяглецы расписывались по слободам и сотням. Каждый тяглец нёс посадские платежи и отправлял посадские повинности со своей слободы. Для рассмотрения местных дел созывались слободские и сотенные сходы. Слободы выбирали своих «слободских старост», при которых состояли иногда тоже избранные на слободских сходах товарищи. Слободские старосты при вступлении в должность получали от местного магистрата особые инструкции, по которым слободские старосты должны были: вести списки слобожан плательщиков налогов; собирать сами подати и сборы; следить за недоимками; надзирать за воспитанием и обучением малолетних слободских сирот; надзирать за описью слободских оброчных статей; представлять, куда надлежит, о слободских нуждах и обо всём, «что будет усмотрено нового к лучшему устроению». Таким образом, мирской посадский сход и после устройства магистратов остался истинным выразителем жизни и деятельности обывателей города гораздо в большей степени, чем становившийся после избрания его членов «яко начальство» Городовой магистрат. Вот почему не магистрат, а «старостинская изба» являлась тогда сосредоточием общественной жизни горожан, как не бургомистр, а посадский староста был настоящим представителем земского мира. Но посадский староста находился в большом подчинении магистрату, который «указами» через старосту сообщал миру все правительственные распоряжения, а староста отвечал магистрату об исполнении его «указов» доношениями.

Посадский староста был, следовательно, и представителем интересов выбравших его горожан перед магистратом, и подчинённым магистрату лицом. Выбирал старосту мир, но его выборы утверждались магистратом. Отвечал за свои действия староста и перед магистратом и перед избравшим его миром. Такое положение должно было ставить старосту иногда в очень неприятное положение: и магистрат и мир одинаково смотрели на него, как на подчинённое каждому из них должностное лицо. Только староста имел право собирать мирские сходы и выступать на них как председатель. Собирался сход всегда около своей посадской избы или в помещении, устроенном при избе для «мирских советов». Собираться на сходе должны были все тяглецы по повесткам, которые староста рассылал через десятских. К «лучшим и первостатейным людям» староста ездил с повестками сам. Горожане старались собираться на сходы в возможно большом числе и иногда целыми часами не начинали заседания, дожидаясь отсутствующих сограждан. Преобладающее значение на сходах имели первостатейные люди.

Это вытекало из всего строя посадской жизни тех времён: круговая порука, лежавшая в основе тяглого строя посадской общины, непременно выдвигала наиболее богатых в качестве первых и главных ответчиков за мир и, тем самым, ставила их в положение начальства. Но и на деле, и посадский сход, являясь выразителем желания и стремлений горожан, на деле выражал эти желания и стремления лишь постольку, поскольку они не противоречили интересам зажиточных людей и магистрата. А так как сам магистрат при общем крепостном строе оказывался в большой зависимости от администрации, то особой широты значение мирских посадских сходов не приобретало, и вся деятельность их, сосредотачиваясь на сравнительно мелких и частных городских делах, мало подходила на самоуправление в широком смысле слова. Устройство ремесленных цехов[ править править код ] По новому устройству городов их магистратам было поручено «купечество и мануфактуры размножить». Для развития торговли, сбыта ремесленных изделий, распространения народного довольства и умножения казённых сборов Главный магистрат должен был стараться об увеличении количества ярмарок и торгов.

В ее ведении находились поступавшие ранее в различные приказы стрелецкие, таможенные, кабацкие и другие сборы. Создание коллегий по западному образцу и проведение губернской реформы потребовало аналогичного реформирования городского самоуправления. В 1721 г. К регулярным гражданам относились верхние слои города, поделенные на две гильдии: к первой принадлежали банкиры, крупные купцы, доктора, аптекари, богатые ремесленные мастера, шкиперы, ювелиры, художники и ученые, ко второй — мелкие торговцы и простые ремесленники, организованные в цехи. В разряд подлых людей входили лица, жившие наймом и "черной" работой. Лица иных сословий духовенство, дворяне, крестьяне , жившие постоянно в городе, в число граждан не входили и не участвовали в городском самоуправлении.

Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю. Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 13 коллегий — предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены: С 28 февраля 10 марта 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Центральное место в системе управления занимала тайная полиция: Преображенский приказ ведал делами о государственных преступлениях и Тайная канцелярия. Эти учреждения находились в ведении самого императора. Кроме того действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия. На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат. Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация. Результаты реформы управления Петра I неоднозначно рассматриваются историками. Почему возникла необходимость принятия Указа о единонаследии? Ключевский так разъясняет причины принятия указа: «Вам известно юридическое различие между основными видами древнерусского служилого землевладения, между вотчиной, наследственной собственностью, и поместьем, владением условным, временным, обыкновенно пожизненным. Но задолго до Петра оба эти вида землевладения стали сближаться друг с другом: во владение вотчинное проникали черты поместного, а поместное усвояло юридические особенности вотчинного. В самой природе поместья, как земельного владения, заключались условия его сближения с вотчиной». Таким образом, сама жизнь, социально-экономические реалии, подтолкнули Петра к принятию этого нормативного акта: «Так к началу XVIII века поместье приблизилось к вотчине на незаметное для нас расстояние и готово было исчезнуть как особый вид служилого землевладения. Тремя признаками обозначилось это сближение: поместья становились родовыми, как и вотчины; они дробились в порядке разверстки между нисходящими или боковыми, как дробились вотчины в порядке наследования; поместное верстание вытеснялось вотчинным пожалованием». С какой целью Пётр I предпринял реформу местного самоуправления? В 1708—1711 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую впоследствии Санкт-Петербургскую , Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния. Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание. В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела. Что нового было введено в управление городами? С 1718 года, когда начались преобразования в области центрального и местного управления и суда, произошли изменения и в устройстве городов. На Коммерц-коллегию по данному ей регламенту возлагались не только заботы о развитии торговли и промышленности, но и о чисто-сословных интересах торгово-промышленного населения России и о полицейском благоустройстве городов. По регламенту Коммерц-коллегия должна была смотреть «за всеми торгами и торговыми действиями и иметь попечения о путях сообщения, корабельном хождении и о всём том, что к способному учреждению, споспешеству и порядку купечества служить может». По этому регламенту Главный магистрат должен был состоять из назначенных царём обер-президента и президента и выборных бурмистров и ратманов, из которых половина «от иностранцев», знающих русский язык. В отличие от членов ратуши, члены Главного магистрата и подведомственных ему городских магистратов были бессменны, и звание их соответствовало известной чиновной степени по Табелю о рангах — президент Главного магистрата считался в VIII классе, а бургомистры в IX. Тому из магистратских чинов, который покажет «тщательное радение и во всём будет содержать себя честно», обещалось даже шляхетство. Найдите исторические ошибки в предложении: «Дворянство он получил от своего отца — прапорщика флота, служившего ещё Петру I». Прапорщик — это 14 класс согласно «Табели о рангах», а право на потомственное дворянство давали с 8 класса.

Регламент главного магистрата от 16.01.1721

Нижний земский суд долженствует, во-первых, иметь бдение, дабы в уезде сохранены были благочиние, добронравие, порядок; во-вторых, чтобы предписанное законами, полезное повсюду в уезде исполняемо и сохраняемо было; в случае же нарушения оных, нижний земский суд, по состоянию дела, не смотря ни на какое лицо, всякого должен принудить к исполнению предписанного законом; в-третьих, нижний земский суд; один в уезде право имеет приводить в действие повеления правления, решения палат верхних и уездных судов и чинить отказы. По делам до полиции или благочиния земского касаэщимся, и по делам о мостах и дорогах, нижний земский суд состоит прямо под повелением губернского наместнического правления. Нижний земский суд долженствует наблюдать, дабы никто запрещенным не торговал в уезде и чрез межу уезда и не возил запрещенного. Нижний земский суд должен иметь также прилежное смотрение, чтоб в уезде везде меры и весы были верные, исправные и заклейменные; за лживые же чинить взыскание по узаконениям. Нижний земский суд бдение имеет, чтоб в уезде никто беглых не принимал, не держал и не укрывал, и буде где явится таковой ослушник и нарушитель установленного порядка, кто бы принимал, держал у себя и укрывал беглого, то нижний земский суд должен буде не отдаст добровольно поступать с таковым, как по законам предписано... О должности земского исправника или капитана Нижнему земскому суду поручено в уезде: 1.

Земская полиция, или благочиние; 2. Приведение в исполнение закона 3. Приведение в действие повелений правления и проч.. Буде же, паче чаяния, где окажется сему противное предприятие, то земский исправник не токмо о том уведомить долженствует губернское правление и государева наместника или правителя губернии наместничества, но имеет до того не допустить и смирить по мере данной ему власти нарушителя общего, частного и собственного своего покоя и блаженства, в чем всякий верный императорского величества подданный обязан по мере власти, силы и возможности помогать земскому исправнику.

О власти Магистратской Понеже Магистрат, яко глава и начальство есть всему гражданству, то онаго должность состоит в том, еже судити граждан, содержати в своем смотрении полицию, положенные с них доходы сбирать, и отдавать по указам,куда от Камор-Коллегий будет определено, учреждать всю экономию или домостроительство города, яко купечество, всякое ремесло, художество и прочее, и чинить о всяких нуждах, и что к гражданской пользе принадлежит, потребныя предложения до главнаго Магистрата: того ради оные Магистраты Губернаторам и Воеводам не должны подчинены быть в том, что до градскаго суда и экономии касается, також не надлежит ни гражданскому ни военному начальнику, гражданина к своему суду в Канцелярию позывать; но надлежит из такого мещанина в Магистрате бить челом, и по гражданским правам у гражданскаго начальства суда на него искать. Також никакому Коменданту не должно квартиры в городах по своей воли располагать, но надлежит сие чинить так, как в 12 главе объявлено. А ежели кто из Магистрата в вверенной ему службе покажет тщательное радение, и во все время содержит себя честно: таковым позволяется Его Царскому Величеству бить челом, которые по заслугам могут быть пожалованы шляхетством.

Указ привел в отчаяние голландских купцов: они боялись, что чрез это распоряжение количество сумм, им должных, увеличится и уплата сделается еще труднее, потому что время, назначенное для распродажи запрещенных товаров, было коротко; при этом голландцы удивлялись, что, запрещая ввоз европейских шелковых материй, царь не запретил ввоза материй персидских и китайских.

В апреле того же года Деби писал в Голландию: «На будущее лето будет в Петербурге огромное количество русских товаров; уже навезено много пеньки, и города Тверь, Торжок и Вышний Волочок завалены товарами, которые будут перевезены в Петербург Ладожским озером, потому что возчики отказались перевозить их сухим путем по дороговизне конских кормов и дурного состояния дорог». О состоянии дорог видно из того, что иностранные посланники езжали из Москвы в Петербург по 5 недель вследствие грязи и поломанных мостов; дней по 8 приходилось дожидаться лошадей на станциях. И, несмотря на то, русские люди, на лошадях и пешком, толпами тянулись к устью Невы. Правительственные лица обязаны были переехать в Петербург и строить там дома; кроме того, переселялись туда семьи дворянские, купеческие, ремесленничьи; в XV веке по воле Ивана III тянулись из Новгорода в Москву переселенцы, умножившие народонаселение и богатство новой столицы всея Руси; теперь по той же дороге, только в обратном направлении, из Москвы, тянулись переселенцы в новый город, имевший стать столицей Русской империи. Работников недоставало для построек в Петербурге, и, чтоб здесь не останавливались работы, остановлены были на время каменные постройки в целой России. Для примера, как набирались работники в Петербург и собирались на них деньги, приведем таблицу, в которой разложены были люди и деньги по губерниям на 1712 год: с Московской губернии — 1192 человека и 2942 рубля денег; с Петербургской — 1052 человека и 2604 рубля; с Киевской — 190 человек, денег недостает в таблице; с Смоленской — 342 человека и 846 рублей: с Архангельской — 703 человека и 1739 рублей; с Казанской — 799 человек и 1974 рубля; с Азовской — 285 человек и 705 рублей; с Сибирской — 342 человека и 846 рублей. Кроме Петербурга нужно было населить Кронштадт, и в 1712 году Петр велел Сенату «объявить шляхетским тысяче домам, купецким лучшим пятистам и средним пяти же стам, рукомесленным всяких дел тысяче же домам, что им жить на Котлине-острове по окончании сей войны, и даны им будут дворы готовые за их деньги, а шляхетству дворы и земли под деревни последнее без денег , и, кой час будет, даст бог, мир, тотчас будут переведены, и для того сказывают заранее, чтоб никто неведением не отговаривался». В то время как между иностранными купцами и резидентами в России шло сильное движение по поводу важного для них вопроса о перемещении торговли из Архангельска в Петербург, происходили сношения об усилении русской торговли с Испаниею и Франциею.

Здесь столкнулись два царских агента, иностранец Лефорт, племянник знаменитого любимца Петровой молодости, и русский, молодой Конон Зотов, сын Никиты Моисеевича. Конон Зотов кроме близости к Петру по отце расположил царя в свою пользу еще следующим поступком: в 1707 году, находясь в Лондоне для науки, он написал отцу, чтоб ему позволено было остаться еще на несколько времени в Англии и служить здесь на кораблях. Старик Зотов показал письмо царю: Петр пришел в восхищение, благословил письмо и выпил кубок венгерского за здоровье Конона, как первого охотника на любимые его дела. Находясь теперь во Франции, Зотов выставляет свою ревность, идя наперекор своекорыстным намерениям иностранца Лефорта. Лефорт хлопотал о составлении во Франции компании для торговли с Россиею и требовал для этой компании больших выгод; Зотов настаивал на пользе свободной торговли для каждого подданного обеих держав. В октябре 1716 года Зотов писал царю из Парижа: «Ваше величество по первому предложению о коммерции с Испаниею изволили сказать, что пошлете не только 6 кораблей с товарами, нужными для строения и вооружения кораблей, но 18, если мир будет с Швециею. Вспомнив это, думаем, что также изволите послать во Францию все, в чем она будет иметь нужду, а Франция взаимно вышлет все, чего ваше величество будете требовать. Таким образом Россия и Франция свой народ сильно побудят подражать этому примеру, не давая ни малых, ни великих привилегий купцам, и не нужно будет последним составлять какие-нибудь компании, но всякий пользуйся и своему государю должное с товаров плати.

Ваше величество, дав некоторые привилегии французам, будет также требовать взаимно от Франции для русских таких же привилегий, чего Франция не может сделать никогда, потому что англичане, голландцы и другие народы потребуют от нее того же. Если ваше величество повелите дать места под дворы и магазины первоприезжим французским купцам, то будет ваша отменная к ним милость, а не привилегия. Я не мог отказать г. Лефорту в переводе на русский язык его привилегий, которых он хочет домогаться у вашего величества; я с них здесь посылаю копию, открестивши те пункты, которые считаю вредными. Он хочет требовать этих привилегий на имя своей фамилии: но тогда какая будет французскому двору угодность и за что этот двор вашему величеству будет обязан, потому что милость ваша оказана будет одной женевской фамилии? Но этому помешал беспорядок, случившийся в мою небытность: г. Лефорт, бывши арестован за какие-то старые долги, просил маршала дЭтре об освобождении, что тот немедленно приказал исполнить. Но Лефорт потом, вместо того чтоб благодарить маршала, пришел к нему с выговором, требуя удовлетворения от тех, кто его арестовал, и объявляя, что его арестом нарушено право народное.

Маршал, справедливо рассерженный, сказал ему: «Ты сам себя знаешь; и то милость тебе оказана, что тебя выпустили, потому что агента, как всякого другого, можно арестовать, нельзя только, без нарушения права народного, арестовать посла, посланника и резидента». Лефорт, не зная народного права, еще грубее сказал ему: «Я буду об этом писать к царскому величеству». Маршал отвечал: «Я также буду писать и думаю, царское величество больше поверит моим письмам. Выйди вон и заплати долги"». Зотов не удовольствовался письмом к царю и написал к Макарову: «Здесь посылаю письмо от г. Лефорта к царскому величеству. Извольте хорошенько выразуметь его, а мне кажется, что все к себе, попросту сказать, мякишем воротит. Я с ним ни о чем не спорил, только после письма выговорю, что верно он и компания думают о нашем дворе как не знающем ни чести своей, ни интереса, домогаясь таких ужасных привилегий, от которых государевы доходы все пропадут.

Голландец, англичанин, русак и дьявол — все будут под именем этой компании торговать; одним словом, они думают, царское величество обратить кругом и не назвать другом. Еще доношу, что Лефорт здесь арестован в покупке некоторых вещей для государыни царицы: ради бога, в деньгах ему не извольте верить вперед; я думаю, что деньги государыни он издержал на себя, а потом нечем стало выкупить вещи. Также должен я донести, что он держит в своем доме игралище картное: большое от этого бесчестие царскому величеству, всякий говорит: верно, мало ему жалованья от его государя! Поэтому или прибавьте ему жалованья и игрище закажите держать, или что иное извольте сделать. Я ему в этом деле не удивляюсь: скудость ко всему пригоняет». В том же месяце новое письмо от Зотова к царю: «Маршал дЭтре принял меня так милостиво, будто сына своего; он назвал ваше величество творцом российского народа: что может быть сказано в вашу хвалу лучше этого? Потом я ему предложил, что ваше величество желаете иметь коммерцию со всеми окрестными государствами, особенно же с Франциею, что ему очень было приятно слышать, и сказал он мне: «Я так сделаю, что и российской короне, и нашей угодно будет». В скором времени буду иметь трактат о коммерции.

Правда, что это не мое дело, да что же делать, когда Бог сподобил птенцам служить вашему величеству в таком деле, в котором посол, г. Матвеев, и прочие не могли ничего достигнуть». Петр был рад отпускать и в Испанию, и во Францию как можно больше кораблей с сырыми материалами, нужными там для построения флота, но при этом старался, чтоб Россия переставала нуждаться в иностранных мануфактурных товарах, чтоб начинала пробавляться своими, начинала обделывать сырые материалы и обделанные отпускать за границу. Чтоб заставить употреблять иждивение и труд, Петр в декабре 1719 года объявил, что все в собственных и чужих землях имеют право искать, плавить, варить и чистить всякие металлы и минералы. Помещики, в чьих землях откроется руда, могли прежде всех других просить о дозволении построить здесь заводы; но если они не могут или не захотят того, то право на построение заводов предоставляется другим с уплатою землевладельцу 32-й доли прибыли, «дабы божие благословение под землею втуне не оставалось». Кто утаит руду или будет препятствовать другим в устроении заводов, тот подвергается телесному наказанию и смертной казни. Берг-коллегии велено было призывать иностранных охотников до рудокопных дел. Мы видели, как Виниус восхищался обилием и добротою железа в Сибири и как немедленно было приступлено к его обработке.

В Нерчинске упоминаются серебряные заводы, в Тобольске — два железных, в Верхотурье — два железных, в Кунгуре — медные. Еще в 1702 году верхотурские железные заводы отданы были Никите Демидову; заводы эти были построены государевою денежною казною и городовыми и уездными людьми, и на строение их вышло из казны 1541 рубль, да, сверх того, с крестьян на наем работников взято 10347 рублей. По жалованной грамоте Демидову, он должен был уплатить те деньги, которые вышли из казны на постройку заводов, также за готовые припасы, в них им найденные, с зачетом железа, которое вышло из заводов до отдачи их ему; все это он должен был уплатить с разверсткою на пять лет. Кроме того, у Демидовых были железные заводы в Алексинском уезде с 1703 года. Упоминаются железные заводы Липские, где лили пушки и книпели, Кузминские; в Романовском уезде — железные заводы дьяка Борина. На казенных тульских оружейных заводах с 1715 года велено было выделывать в год ружей 15000, пистолетов 1000 пар, пикинерных копий 1209, и на все это издерживалось по 30000 рублей в год. В 1717 году заведена была игольная фабрика Томилиным и Рюминым с привилегиею на 30 лет при запрещении вывоза игл из-за границы. По близости к Петербургу важное значение имели Олонецкие заводы, которыми управлял иностранец Геннин.

Мы должны познакомиться с этим замечательным деятелем эпохи преобразования, и самое лучшее средство к этому знакомству — переписка его с царем. Так, в марте 1715 года Геннин писал Петру: «Воистину я опасаюсь вашего царского гнева, что не мог исполнить всех указов. Почитай, на каждую неделю вновь указы присылаются, а тут еще вновь работы и припасов спрашивают в Петербург и в Архангельск, и от такой великой и крутой работы, и от высылки подвод, и от строения кат и шкун, и от смоляного куренья, сверх заводской нужды, остальные мужики разбегутся: они складывают уголь, известь, руду, гоняют подводы, отправляют заводские работы да еще платят мелкие подати, так что приходится на каждый двор по 30 рублей, — сам изволь рассудить о такой тягости! Я не для себя только, а для тебя и для народа, а тебе необходим будет завод в нынешнее время». Что отвечал ему на это Петр, видно из письма Геннина к нему, написанного в апреле: «Вашего царского величества всемилосердное письмо с великою радостию я принял; и за такое милостивое благодарное письмо я должен, раб, не только ручки, но и ножки у тебя, государя батюшки, поцеловать и рад тебе, сколько мочи есть, в вашем деле радеть с радостию. Прошу и пишу бескумплементно: ежели не помилосердствуешь о прибавке к здешнему уезду другого, то истинно содержать всех заводов будет невозможно. Я тебе, батюшка, лучшего ищу: ежели будет хотя немного легче здешнему народу и прибавлено в помощь ему, то надеюсь, что 8000 дворов, которые давно пусты, опять наполнятся. Ты ныне пойдешь в поход, а без тебя в Сенате на мою просьбу решения не будет и опять дело будет отложено в долгий ящик».

Упоминаются селитряные заводы в Казанской губернии майора Молоствова; в Воронежской губернии — в Тамбовском, Шацком, Темниковском, Кадомском уездах; также в Киевской губернии; купоросные заводы Савелова и Томилина в Московском уезде. Убежденный в важности ископаемого топлива, Петр старался разузнать о каменном угле в России. Камер-коллегия, между прочим, обязана была сообщать сведения о состоянии, натуре и плодородии каждой провинции, стараться населять пустые земли и всякую пустоту предупреждать осторожным домодержавством. В мае 1721 года Петр велел снимать хлеб косами вместо серпов. Разведение табаку началось при Петре, но царь обращал особенное внимание на производство льну и пеньки как по усилившемуся внутреннему потреблению, так и вследствие большого отпуска за границу. В декабре 1715 года он приказал: во всех губерниях размножать льняные и пеньковые промыслы, и для того приготовляли бы земли и прибавляли севу на всякий год, а где к этому непривычны, чтоб обучали крестьян, и о том объявить в народе, что этот прибавок севу повелено иметь для всенародной пользы и для прибыли крестьянам. Желая приучить к обработке сырых материалов, царь тогда же издал указ: чтоб семени льняного и конопляного к морским пристаням для продажи отнюдь не возили, а чтоб привозили маслом. Приняты были меры для сбережения старых лесов и для разведения новых в местах безлесных.

В начале 1712 года Петр дал указ Сенату: завесть конские заводы, а именно в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, а для заводу кобыл и жеребцов купить в Шлезии и Прусах. При учреждении постоянного войска Петра тяготила необходимость выписывать из-за границы сукно для обмундирования, и потому он должен был обратить внимание на улучшение овцеводства. В 1716 г. В 1719 году овчар иноземец Каминский, который находился при овчарном деле в Ярославском уезде, объявил, что всего в этом уезде шерсти 52 пуда 28 фунтов; тот же овчар представил в коллегию шерсть для образца, ее показывали директору мануфактурного двора Роде, и тот сказал, что она лучше шерсти, присылаемой на мануфактурный двор из Киевской губернии. На казенных овчарных заводах Азовской губернии считалось 10080 овец, и при них было три овчара из Силезии. О суконных фабриках в Москве Петр хлопотал уже давно; еще в 1705 году он писал Меншикову: «Сукны делают, и умножается сие дело зело изрядно, и плод дает Бог изрядный, из которых и я сделал себе кафтан к празднику». Потом в Азовской губернии, в Сокольском ландратстве, заведена была суконная казенная фабрика с 48 станами; заведена шляпная фабрика для солдатских и матросских шляп, здесь употреблялась шерсть, не годная на суконные фабрики. Казенные суконные фабрики находились в Москве под ведением Чебышева и в Казани под ведением Грузинцева.

Но царь имел в виду, заведши фабрики от казны, отдать их частным людям с двоякою целью — освободить казну от издержек и побудить русских людей к мануфактурной деятельности. Взгляд Петра на средства к этому побуждению выражен в одном указе Мануфактур-коллегии: «Что мало охотников заводить фабрики , и то правда, понеже наш народ, яко дети, неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят, что ясно изо всех нынешних дел: не все ль неволею сделано, и уже за многое благодарение слышится, от чего уже плод произошел». На этом основании в январе 1712 года дан был указ Сенату: «Завод суконный размножать не в одном месте, так чтоб в пять лет не покупать мундира заморского, и, заведчи, дать торговым людям, собрав кумпанию, буде волею не похотят, хотя в неволю, а за завод деньги брать погодно с легкостью, дабы ласковей им в том деле промышлять было». Но, как видно, и неволею нельзя было заставить; казенные фабрики продолжали существовать; о казанской фабрике вице-губернатор Кудрявцев доносил в 1719 году: «На заводах сукна ткут и все готово, только некому их красить; и ныне прошу ваше величество, чтоб прислан был мастер, кому те сукна красить, а здесь такого сыскать нельзя, а прежний мастер только краски теряет». Из частных суконных фабрик была известна Воронина в Москве; в начале 1720 года заведена была фабрика Щеголина с товарищи с выдачею 20000 рублей из казны; в 1721 г. Упоминается также суконная фабрика огородника Соболникова. Уже в 1718 году было дано приказание делать мундир на гарнизонных солдат всех губерний из сукон московского дела. Издан был и другой любопытный указ: «Велеть людям боярским либереи ливреи или платья носить из сукон российской мануфактуры, а заморских не носить, тож разумеется и о посадских нижних, однако ж наперед удовольствовать сукнами солдат.

Людям боярским ежели не будет доставать сукна, то делать с каразей, и для того делать каразеи двойные. Позументов убавить или вовсе заказать, ибо в обычай входить почало, что много носят, от чего не только убыток партикулярным, но и государству, ибо англичане богатее нас, а позументов не носят». В Петербурге заведена была шпалерная фабрика; директор ее Багре был спрошен: может ли в шпалеры и ковры употреблена быть русская шерсть, и показали ему всех русских шерстей пробы; о шерсти, которая взята из Киевской губернии к коломиночному делу, Багре сказал, что она к шпалерному делу годна для учения учеников, а если лучше будет прядена, то пригодится в дело и мастерам. О работах на Петербургском мануфактурном дворе доносили в июле 1719 года: шпалерные мастера французы делают: Гринконь де Бурден — государеву персону, которая на коне; мастер Берагье — другую государеву персону, поясную; мастер Гошер св. Анисий — персону, при которой дьявол; мастер Вавок — цветник, в котором шептала и прочие фрукты. Коломинки начали ткань на семь станов, салфетки — на один стан.

И когда Санктпетербургской магистрат оных выбранных особ по таким ведомостям к магистратскому правлению достойных быть усмотрит: тогда об них, что определены они быть в магистрате посылать указы; и по тем указам всех граждан призавав, и помянутые особы магистрата яко начальство города их, им объявить, и притом сказать им указом, чтоб они тому магистрату всегда были во всякой гражданской покорности, и оной почитали. А потом всему магистрату, такожде выборным и прочиим гражданам велеть учинить присягу по приложенным трем формулярам или образцовым письмам под литерою С Д Е. А каким образом в городах в магистратах президентам и прочим членам магистрата поступать, и должность свою отправлять: о том инструкции давать им от главного магистрата, применяясь к сей инструкции, и по состоянию мест по рассмотрению. Токмо при определении магистратов и того смотреть, чтоб число особ в магистратах по величеству города было, которых надлежит быть в городах первой части один президент и четыре человека бургомистров, во второй один же президент и три человека бургомистров, в третей и в четвертой части по два, а в прочих городах по одному бургомистру и придать к ним ко всякому бургомистру ратманов или советников в больших городах по два человека, а в средних и меньших о числе ратманов, смотря по состоянию места, учинить по рассмотрению; а ежели случится когда к пользе города какому быть совету: и им для того призывать из первостатейных и из средних людей добрых и умных. А если из магистрата кто впадет в какое важное погрешение, или от какого случая впадет в убожество, которому по свидетельству впредь в том начальстве быть невозможно, или кто умрет: то выбирать иных достойных в тех место таким же образом, как выше объявлено. Також ежели и из иностранных купцов, которые обретаются в больших и приморских городах, а пожелают записаться в гражданство, и учинить присягу верности: то и таких к тому магистратскому правлению достойных принимать, и в президенты и в бургомистры и ратманы с другими удостоивать. И которые в магистратском правительстве обретатися будут, а именно: президенты, бургомистры и ратманы, тем от всех гражданских служеб быть свободным, и никуда их к иным делам от магистрата не отлучать, понеже в такие службы определяются впредь со временем особые непременные служители. А до того времени ежели из купечества понадобятся в которую коллегию для определения к каким казенным сборам, или другим службам, что по вся годы бывает необходимо: и о том из тех коллегий писать в главной магистрат, а ему, снесшись со оными и рассмотря, сколько куда в какие службы надлежит определить, велеть выбрать в городах определенным магистрату по препорции каждого города людей к тем делам годных, и выбрав отсылать их в те коллегии за мирскими выборами но по определении в градские службы в коллегиях тех людей бургомистрами не писать, а писать выборными ; потом главному магистрату надлежит [того] смотреть прилежно, чтоб новоучрежденные магистраты везде содержаны, и в такую знатность и почтение приведены были, как и в иных государствах обыкновенно есть, чтоб они, яко действительные начальники, от граждан каждого города почитаемы, и по препорции городов некоторым рангом удостоены быть могли. Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:.

Справочная информация

  • Лучший ответ:
  • Онлайн просмотр документа "57024"
  • Регламент главного магистрата от 16.01.1721
  • РЕГЛАМЕНТ (УСТАВ) ГЛАВНОГО МАГИСТРАТА это
  • Регламент или устав главного магистрата 16 января года Петра 1, полный текст

57024 (Государственные реформы Петра I), страница 4

На протяжении всего срока деятельности городовых магистратов и ратуш не прекращался процесс их создания и упразднения, замена магистратов ратушами и наоборот. Деятельность городовых магистратов и ратуш регламентировалась «Учреждением о губерниях», Городовым положением 1785 и указами Сената. Городовые магистраты и ратуши создавались как судебные учреждения для ведения уголовных и гражданских дел купцов и мещан, а также заменяли коммерческие суды там, где их не было. Одновременно осуществляли некоторые административные функции: взимали подати, обеспечивали проведение рекрутского набора и т.

С 1785 по Городовому положению ведали организацией выборов на должности цехового управления и утверждением лиц, избранных на эти должности, приемом мастеровых в цехи, записью в купечество и мещанство, выдачей купцам свидетельств на вступление в подряды, выдачей купцам и мещанам паспортов, оформлением договоров о найме, надзором за иногородними торговцами и промышленниками, организацией еженедельных городских торгов, ведением книг городских земель и строений для выдачи справок при их покупке, утверждением купчих на недвижимость, освидетельствованием качества товаров, выдачей мер и весов. Члены городовых магистратов и ратуш принимали участие в освидетельствовании соляных магазинов, освидетельствовании и запечатывании крепких напитков. В дальнейшем к указанным функциям прибавились выдача книг маклерам и нотариусам и их ревизия.

Под руководством городовых магистратов и ратуш состояли совестные суды. В небольших населенных пунктах, где не было городских дум, городовые магистраты и ратуши осуществляли местное самоуправление в полном объеме. Конкретные городовые магистраты и ратуши имели также функции, обусловленные особенностями населенного пункта.

В областях с преобладающим нерусским населением создавались соответствующие городовые магистраты и ратуши, напр. В городах Кавказской обл. По делам местного самоуправления городовые магистраты и ратуши могли обращаться в губернские магистраты, по судебным делам апелляционной инстанцией для них служили палаты уголовного и гражданского суда.

Это были крестьяне, которые жили и работали на землях, принадлежащих царской фамилии. Их статус мало чем отличался от правового статуса государственных крестьян. Посессионные крестьяне. Это крестьяне, которые приобретались для работы на мануфактурах. Их можно было продать только с самим предприятием.

Определенная часть посессионных крестьян работала на земле и кормила тех которые работали на предприятии. Это были потомки мелких служивых чинов. Они являлись лично свободными и проживали, как правило, на окраинах империи. Имели в собственности земельные наделы и одновременно выполняли функции приграничной стражи. Среди однодворцев были даже бывшие дворяне, которые не были записаны в дворянство по петровской переписи.

Некоторые однодворцы даже имели крепостных. С начала 20-х годов эта категория населения в юридическом смысле прекращает свое существование, поскольку Петр I распространил на холопов те самые положения, которые действовали относительно крепостных. Это говорит о том, что холопы сравнялись с крепостными. Государственный строй в период абсолютизма. К концу 17 столетия боярская дума практически утратила свое значение.

Петр I, придя к власти, просто перестал назначать в думу новых членов. Начиная с 1700 года Петр передает полномочия боярской думы консилии министров, в который входили люди, близкие Петру и это был не официальный орган, но боярская дума формально существовала. В 1711 году, отправляясь в прутский поход, Петр рядом своих указов учредил правительствующий Сенат. Первоначально, Петр полагал, что Сенат создается им для того, чтобы он выполнял функции высшего государственного учреждения во время отлучек царя. Но очень быстро Петр пришел к выводу о необходимости, чтобы Сенат действовал постоянно.

Таким образом, Сенат становится высшим органом власти и управления в стране. Иногда Сенат определяют как высший законосовещательный орган. Первоначально, в состав Сената входили 9 сенаторов, причем из 9 сенаторов только 3 входили в свое время в состав боярской думы. Структура Сената. В Сенате было общее собрание, куда входили сенаторы, канцелярия, которая обладала значительными полномочиями в деле контроля за исполнением сенатских решений.

Выделяют в составе Сената расправную палату, которая рассматривала судебные дела. Сенат иногда являлся судом первой инстанции, но чаще всего он выполнял роль высшей апелляционной инстанции.

Являясь органом бюрократического аппарата, Главный магистрат опирался, хотя и в ограниченной степени, на сословное представительство от городов. В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе которого стоял обер-президент, подчинявшийся непосредственно царю и Сенату. Членами магистратского правления были бургомистры и ратманы из числа наиболее состоятельных горожан. В целом в петровскую эпоху Главный магистрат был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль над основными областями жизни столицы. По Регламенту, горожане делились на «регулярных граждан» входивших в гильдии и цеха и «подлых» находившихся «в наймах» и на «чёрных работах».

Подчинялся непосредственно царю и Сенату. Во главе ГМ стоял обер-президент из дворян; магистратское правление состояло из крупнейших купцов. На местах учреждались городовые магистраты. ГМ руководил городовыми магистратами, рассматривал апелляции на их судебные решения.

В его ведении находились торговые, ремесленные и др. Регламент ГМ 1721 г. Выделялось дворянство, жившее в городах в своих домах либо вблизи городов, духовенство, иноземцы-купцы и др. Различие гильдий связано с имущественным цензом и профессиями.

ГОРОДОВЫ́Е МАГИСТРА́ТЫ

В разряд подлых людей входили лица, жившие наймом и "черной" работой. Лица иных сословий духовенство, дворяне, крестьяне , жившие постоянно в городе, в число граждан не входили и не участвовали в городском самоуправлении. Этим делением определялся порядок выборов и состав членов магистратов. В отличие от Указа 1699 г. Регламент 1721 г.

Присутствие магистрата состояло, как правило, из президента, нескольких бургомистров и ратманов.

Согласно ему, все горожане делились на «регулярных граждан», которые входили в гильдии и цехи, и «подлых» - тех, кто работал по найму и на «черных работах». В ведении магистрата находились торговые, ремесленные и другие права горожан - их переход из города в город, возврат выбывших из посадов и устройство ярмарок. Также Главный магистрат контролировал распределение финансов в городах, сбор податей, налогов и повинностей. В ведении органа были действия полиции и исполнение городскими магистратами возложенных на них полицейских функций.

Для новых учреждений были разработаны регламенты, определяющие их состав, организацию, компетенцию и порядок делопроизводства. Высшим светским учреждением стал Сенат, церковным — Синод. Центральные учреждения — приказы заменены коллегиями, преобразованы местные учреждения и созданы бурмистерские избы, городовые магистраты, ратуши, губернские и провинциальные канцелярии. Политика должна включать в себя не только аналитическую составляющую, но и зрелищную, и в этой области нам еще очень и очень далеко до идеалов античности. Светоний описывает время правления Августа в следующих словах "В отношении зрелищ он превзошел всех предшественников его зрелища были более частые, более разнообразные, более блестящие. По его словам, он давал игры четыре раза от своего имени и двадцать три раза от имени других магистратов, когда они были в отлучке или не имели средств... В дни этих зрелищ он расставлял по Риму стражу, чтобы уберечь обезлюдевший город от грабителей"19. Часть из них по-прежнему выполняли общие государственные функции -Военная и Адмиралтейская коллегии, Иностранных дел, Вотчинная, Юстиц-коллегия, Главный магистрат, которому напрямую, минуя губернаторов и воевод, подчинялись городские магистраты и ратуши. Ряд коллегий ведал вопросами финансов, промышленности и торговли - Камер-коллегия , Штатс-контора, Ревизионная, Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии. Ведал судебными делами, взиманием налога с недвижимости, вопросами раскладки и сбора государственных податей. С 1775 г. История этой организации свидетельствует о том, что и в те времена чиновники брали взятки. Губернаторы и воеводы брали огромные взятки с купцов, не реагируя на протесты магистратов на местах. Но самое любопытное заклю- [c. Если бы банк перестал функционировать, в Рейнской провинции возник бы хозяйственный хаос. Это было ясно в равной степени и магистрату Кельна и Министерству финансов в Берлине. В то время в этом министерстве работал крупный торговец Давид Ханземан, родившийся в Финкенвердере под Гамбургом и наживший себе деньги и репутацию как торговец шерсти в Аахене. Прусский король назначил его на должность как человека, выручившего монарха из невзгод, возникших после кровавого подавления народного восстания 29 марта 1848 г.

VII, исключавшей из состава горожан шляхетство, чиновников "служителей у дел представленных" , священнослужителей и иностранцев. Последующее законодательство в лице ЖГГ 1785 г. Кроме того, к городским жителям теперь приписывались иностранцы. Выбытие из мещанского сословия в принципе не разрешалось, поскольку это сказывалось на состоянии тягла. Однако, как отмечал крупнейший знаток этого вопроса профессор А. Кизиветтер, в некоторых случаях выход разрешался: через брак, в качестве наказания за уголовное преступление, постриг в монашество, через рекрутский набор, посредством поступления на государственную службу. Главное предназначение городских жителей - выполнение государственного тягла, для лучшего несения которого они образовывали общества - своеобразные корпоративные организации, родоначальником которых были общины и сотни городских жителей еще московской эпохи. Причем, как доказал в свое время тот же А. Кизиветтер, посадская община не совпадала с административным управлением города, поскольку последнее предназначалось для управления городом в целом и фактически с 1721 г. Посадская община только выбирала из своего состава определенный круг лиц: ратманов, бургомистров, которые, переступая порог магистрата, становились "агентами правящей бюрократии", назначение которых заключалось в контроле за осуществлением в городе распоряжений центрального правительства и надзоре за самим посадским мiром. Сам разряд городских жителей продолжал делиться на слободы и сотни - мелкие самоуправляющиеся группы, составлявшиеся с целью выплаты тягла. Органом управления сотен и слобод были их сходы, для общего управления делами общины избирали своего старосту; слободской староста в должности утверждался местным магистратом. Несколько таких слобод и сотен, собственно, составляли общину посада, главным органом управления которого уже был общепосадский сход, избиравший старосту всего посада который также утверждался в должности магистратом , а равно ряд других должностных лиц: излюбленных голов и т.

Результат поиска

16 января 1721 года был издан регламент Главного магистрата, определяющий состав и назначение нового учреждения. Руководство городских магистратов – включавшее президента, 4 бургомистров, 2 ратманов – выбиралось из числа наиболее состоятельных горожан. В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции и городского магистрата. Опыт, полученный в управлении новой столицей, был развит в последующем законодательстве. В 1720 г. на правах коллегии был образован главным магистрат, а в 1721 г. составлен Регламент Главного Магистрата. 16 января 1721 г. Издан Регламент Главного Магистрата. МАГИСТРАТ (от лат. magistratus — власть, управление) — выборный орган городского управления, введенный Петром I в 1718 г. Ведал судебными делами, взиманием налога с недвижимости, вопросами раскладки и сбора государственных податей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий