В начале февраля 1565 иван 4 учредил опричнину

Опричнина Ивана IV и представляла собой такой удел, который государь выделил для себя из всей территории государства. Земли, не вошедшие в состав этого удела — опричнины, получили название земщины. Полезные книги и курсы=Электронная книга «Раскрутка на YouTube» «Раскрутка на YouTu. начало опричнины. Царь Иван Грозный, за месяц до этого уехавший с семьей и приближенными из Москвы в Александровскую Слободу (ныне город Александров Владимирской области) прислал в столицу две грамоты.

Опричнина (1565–1572) Ивана IV Грозного

Опричнина Ивана Грозного – кратко причины, последствия и суть реформ Опри́чнина — в Русском государстве 1565—1572 годов личный удел царя Ивана Грозного, особая государственная территория, с войском и государственным аппаратом.
Опричнина — что это такое 3 февраля 1565 года царь Иоанн Грозный учреждает опричнину (1565–1572). Что такое была опричнина? И для чего была создана? Опричниной был назван тот территориальный удел, который царь Иоанн отделил лично себе в управление.
Иван Грозный учредил опричнину 2024 Иван 4, Опричнина в XVI веке, причины опричнины, итоги опричнины, события опричнины, опричнина и ее влияние на российское общество, Филипп.
Опричнина Ивана Грозного – что такое, причины, итоги и историческое значение опричнины 3 февраля 1565 г. Иван Грозный учредил опричнину. Так назвали особый период в истории Российского государства (с 1565 по 1572 год), когда государственная борьба с изменниками Родины вышла на первый план.
3 февраля 1565 г. Иван Грозный учредил опричнину Иван IV выздоровел, но его душевное равновесие было надломлено.

Почему Иван Грозный учредил опричнину и к чему она привела

Основные и главные события опричнины Опричнина – период в истории России во время царствования Ивана Грозного, обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме».
Опричнина. Время Ивана Грозного. XVI в. «Опричнина» была в руках царя мощной военно-карательной организацией. В её лице Иван IV создал некий полумонашеский, полурыцарский орден, строившийся на щедрых земельных и денежных пожалованиях государя и на беспрекословном повиновении его воле.
Опричнина — Википедия Переиздание // WIKI 2 Столицей опричнину стала Александровская слобода, туда Иван IV включил наиболее важные земли, такие как поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом положении, а также наиболее экономически развитые районы страны.

Проведение политики опричнины

Даты апогея опричного террора — 1570-1571 годы. Результаты и последствия После тяжелой войны с крымским ханом в 1571-1572 годах царь не увидел дальнейшего смысла сохранения опричнины и отменил ее. Многие бывшие опричники были казнены в 1571-1572 годах. Последствием опричнины стало падение боеспособности армии и усиление крепостного права.

Террор в сочетании с неудачами в войнах на западе и на юге привел к порухе. Такое понятие использовали современники для описания хозяйственного кризиса в государстве. Победить Швецию в войне 1590-1595 годов, вернуть Ижорские земли.

Усилить южные границы, основать новые города в Поволжье. Учредить патриаршество. Построить Кремль в Смоленске.

Результат казался недолгим и был перечеркнут голодом 1601-1603 годов и последовавшей за ним Смутой, а она сопровождалась новым кризисом хозяйства и территориальными потерями на западе и на северо-западе. Иван IV.

Итак, основные причины: Переход Ливонской войны в стадию потерь, поражений и знаковых измен князь Курбский. Торможение реформаторской деятельности «Избранной Рады» опала Адашева. Неудержимый рост природных, политических и военных со стороны Крыма неурядиц. Боярская «фронда», поддерживаемая происками недоброжелателей Запада Фроянов И. Предательство Курбского В разгар военных действий самый близкий приверженец и друг детства царя князь А. Курбский перешёл на сторону врага. Мало того, что он сбежал в Польшу, так ещё и сообщил военные секреты противнику, а также выдал всех русских шпионов. В своём послании царю, Курбский обвинял того в нарушении Божьих заповедей и поведении, неподобающему православному властителю.

В качестве оснований для своих обвинений беглый князь приводил тот факт, что царь казнил множество ни в чём неповинных бояр за измены, которых не было. Такое предательство нанесло очень сильный удар по самолюбию царя и вероятно спровоцировало у него развитие психического расстройства. Иван Грозный совершенно перестал доверять своим приближённым. У него начались фобии — кругом мерещились измены и заговоры. Возникновение опричнины и деятельность опричников Иван IV столкнувшись с комплексными проблемами, осознал серьезную опасность для своей власти со стороны традиционного слоя элиты. Первым неординарным шагом царя был выезд из Москвы в Александровскую слободу и отречение от престола январь 1565 г. Под давлением народа бояре вынуждены были послать к самодержцу делегацию с целью уговорить его вернуться в столицу. Царь согласился, но при этом поставил два условия: Право казнить всех уличённых в государственной измене. Создание нового государственного строя. Новая система подразумевала разделение всех земель государства на опричнину земли изъятые царём и земщину земли, оставшиеся в собственности бояр.

Чтобы успешно осуществить этот проект, царь создал отряд из 1000 человек, члены которого стали называться опричниками. В их обязанности входило наведение порядка в стране. Подчинялись опричники непосредственно самому царю. Они имели полную свободу действий и были неподсудны. Большая часть опричников была представителями царского двора, но в команду входили также дворяне и князья. Иван Грозный сравнивал опричнину с европейскими монашескими орденами — он называл себя игуменом, а опричников — братией. Отличительными знаками опричника были привязанные к его седлу метла чтобы выметать из страны всякую крамолу и собачья голова чтобы загрызать изменников. По любому намеку царя или самовольным подозрениям в измене опричники сметали все на своем пути, творя беззаконие и избивая невиновных. Под тяжелую руку царя попадали не только бояре-изменники, но и целые города, например Новгород и, в меньшей мере Псков. Апогеем опричнины стали Московские казни 1570-1571 годов.

Тогда под топор палача попало около двухсот не последних людей государства. Основные направления новой государственной системы В опричнину были включены большие города и наиболее плодородные земли. Население, угодья которого вошли в опричнину, выселялось.

Конюшего отстранили от руководства земщиной и отправили на воеводство в пограничную крепость Полоцк. То было начало расплаты за поддержку в 1566 году челобитной царю от земских людей об отмене опричнины. Боярин отказался от предложения польско-литовского правительства бежать за границу, спасая жизнь, а затем и выдал царю тайного посланника короля Сигизмунда, предлагавшего ему участие в заговоре против Ивана Грозного. Но доверие царя вернуть не удалось. Фёдоров-Челяднин был убит 11 сентября 1568 года; погибли две сотни его родственников и слуг, а также другие земские деятели и их слуги.

Но, видно, нелегко далось деспоту месячное сидение в Слободе: могло ведь и так случиться, что после его притворства, когда оставлял он престол московский, могли посадить на престол и князя Владимира Старицкого… Да, нелегко было желать царю призыва вернуться. Тут историки замолкают, не в силах оспаривать очевидцев, которые согласно пишут, что царя было просто не узнать — так он изменился и постарел за один месяц. Таубе и Крузе, будущие опричники, писали, что черты лица его страшно исказились, взор угас, «у него совсем не осталось волос на голове и в бороде, которые сожрала и уничтожила злоба его тиранской души». Однако, лицо царя выражало при этом мрачную свирепость от ужаса и ярости, «которые кипели в нём накануне нового периода казней…» Челобитье от москвичей Иван Грозный принял: - Волен отныне я на ослушников всех опалы класть, казнить нещадно измену боярскую, имения их в казну отбирать стану. А чтобы крамолы в государстве не стало, хочу о п р и ч ь от страны свой обиход иметь с людьми мне верными…» Так Русь открыла новую страницу истории — «опричнину»… Так царь Иван Васильевич Грозный учредил опричнину. Случилось это событие 24 января лета 7072 от сотворения мира. Или, пользуясь более привычным для нас григорианским календарем, 3 февраля 1565 года. Основные направления опричнины. Основной удар в годы опричнины, безусловно, наносился по правящему слою - княжеским родам, видному боярству и приказным людям. Раздел государства на «Земщину» и «Опричнину» подразумевал передел земли внутри страны. Передел этот вызван был тем, что изначально проживавшие на территории «Земщины», но перешедшие на службу в опричное войско землевладельцы должны были оставить свои земли, получив взамен земли на территории «Опричнины». Это правило работало и наоборот — в отношении людей, составлявших войско или административный аппарат «Земщины». Эти лица лишались своей собственности в опричных землях, которая переходила в распоряжение царя. Своих вотчин лишились не только бояре и служилые люди, но и княжеские рода потомков Рюрика. Их родовые владения были насильственно включены в опричнину. Исследователи сходятся во мнении, что наибольший ущерб опричная политика нанесла именно этой категории землевладельцев. Опричная политика также привела к расколу в рядах дворянского сословия, что было вызвано их перемещениями и сменой расположения земельных владений. Тем самым была усилена зависимость служилых людей от воли монарха. Перераспределение земельных владений позволяло царю уменьшить удельный вес вотчинных родовых земель и увеличить площади поместных. А 1-й этап «Опричнины» 1565 год — ноябрь 1567 года. Первые годы опричнины были сочетанием репрессивных реформ и уступок со стороны царской власти. Если 1-й год ознаменован опалами, казнями, убийствами, то на 2-м году существования опричнины её режим несколько смягчился. Наиболее влиятельными лицами в опричной Думе в 1-е годы опричнины были: - советник царя Алексей Басманов, - князь Афанасий Вяземский. Среди них был видный воевода, герой взятия в 1552 году Казани - князь Александр Борисович Горбатый с сыном Петром. Царь выслал в Казань представителей ярославской, ростовской и стародубской ветвей Рюриковичей. При этом они были не только лишены своих родовых владений, но и отстранены от управления государством ввиду их переселения на окраину. В 1566 году своего удела был лишён и Старицкий князь Владимир. Иван IV обменял его земли на те, что были расположены в разных районах страны, где Владимир не имел военной и иной поддержки со стороны местного населения. Однако уже в 1566 году царь сменил гнев на милость и вернул из Казанской ссылки часть опальных лиц. Помимо этого, опала была снята с князей Воротынских. В этом же году царь созвал нечто наподобие Земского собора. И таким образом привлёк к обсуждению внешнеполитических вопросов не только членов Боярской думы, но и: - детей боярских из «Земщины», - представителей духовенства и - представителей московского купечества. В составе собравшегося органа, конечно, не было представителей от разных сословий со всей территории государства. Однако, для периода «Опричнины» это был очень важный шаг со стороны царя, направленный на достижение договорённости с «Земщиной». Не менее значительным событием 1-го периода «Опричнины» было решение поставить на митрополичью кафедру Филиппа Колычева - известного противника опричного режима. В связи с этим к царю обратились челобитчики из «Земщины» 300 человек с просьбой об отмене опричнины. В ответ на это Иван Грозный приказал казнить всех, кто был причастен к передаче и к составлению этого документа. Реакция бояр и всех недовольных последовала незамедлительно. Наиболее показательным является решение московского митрополита Афанасия, который сложил с себя духовный сан. С 1567 года в опричнину Ивана Грозного были включены новые земли, в том числе и Старица удел двоюродного брата Ивана. Царь активно занимался обустройством присоединённых к «опричнине» территорий: - было завершено строительство опричного двора в Москве, - ещё одна царская резиденция возводилась в далёкой Вологде. Выбор места был обусловлен близостью к Кириллову монастырю: именно там, по сведениям источников, Иван хотел в будущем принять монашеский постриг. На 1567-й год приходится и ещё одно значительное событие, повлиявшее на дальнейшую политику царя. Речь идёт об организованном земскими боярами заговоре против Ивана. Главой заговорщиков принято считать боярина Ивана Петровича Фёдорова. До сих пор не совсем ясно, была ли это попытка привести на престол брата царя Владимира или суть заключалась лишь в выражении недовольства опричной политикой. Так или иначе, сведения, полученные Иваном о готовящемся заговоре, вызвали гнев царя и новую волну казней. Царь взял линию на ужесточение курса. Б 2-й этап «Опричнины» 1568-1572 гг. Действия царя не ограничивались лишь расправами с виновными: - уничтожалось и имущество бояр, - пострадало множество боярских слуг. От частных бесед с монархом Филипп перешёл к публичным обсуждениям царя, что навлекло гнев царя на главу Русской церкви. Митрополит был лишён своего сана и приговорён к смертной казни, заменённой заточением в монастырь. Через год Филипп Колычев был убит в монастыре опричником Малютой Скуратовым. Теперь под подозрением в измене был не отдельный человек или группа лиц, а целый город, якобы стремившийся уйти под власть польского короля… 4. Сущность «Опричнины». А В узком смысле под «Опричниной» понимался удел, выделенный Иваном Грозным для самого себя из всей территории государства. В системе централизованного государства Иван IV выделил «опричь» всей земли значительные территории на западе, севере и юге страны, которые и составили его особое личное владение — государев удел, или «Опричнину». К «Опричнине» отошли важные торговые пути на север и восток, стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах, экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Содержать это войско должно было население «Земщины». В «Опричнине» параллельно с «Земщиной» сложилась собственная система органов управления. Население городов, уездов это в первую очередь все князья, бояре, дворяне и приказные люди , угодья которого вошли в «Опричнину», насильственно выселялось. Этим людям давали землю в самых отдалённых и труднодоступных местах, куда добровольно никто бы переселяться не стал. По сути, подобные переселения были равносильны ссылкам. Тех же, кто пытался воспротивиться произволу, немедленно обвиняли в государственной измене и казнили вместе с родными и слугами. Их земли, дома и имущество тут же передавали в собственность опричникам. Центром опричных земель стала Александровская слобода в нынешней Владимирской области. Остальные земли именовались земством «Земщиной» и подчинялись как царю, так и Боярской думе. Неравноценность их заключалась в том, что в царский удел отошли преимущественно районы, богатые солью, что создавало экономическую базу опричнины. Сначала оно насчитывало 1000 человек, потом количество возрастёт до 5-6 тысяч. В роли игумена был сам царь, воле которого необходимо было покорно подчиняться.

Иван Грозный учредил опричнину 2024

Иван IV выздоровел, но его душевное равновесие было надломлено. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. 5 января 1565 года государь Иван IV принимает решение учредить опричнину. В начале февраля 1565 г. Иван IV учредил опричнину. 2. Учреждение опричнины помогло укрепить власть царя на части территории страны, т.к. он обладал там неограниченной властью, мог судить и казнить по своему произволу. 3. Учреждение опричнины привело к казни удельного князя Старицкого и ликвидации его удела. После того как Анастасию Романовну,первую жену Ивана Грозного отравили начался его психологический 1560 года его отношения с боярской думой были и так натянуты,но после он начал подозревать в измене каждого поголовно.

Опричнина (1565–1572) Ивана IV Грозного

2 февраля 1565 г. Иван Васильевич торжественно вернулся в Москву и на другой день объявил духовенству, знатным боярам об учреждении опричнины. Опричниной также называют политику царя Ивана Грозного в 1565 —1572 гг. Суть опричнины как политики состояла в установлении правления, основанного на постоянных расправах над противниками царя (историки говорят об опричном терроре). Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». Суть русской Опричнины — в выделении части земель в царстве исключительно для нужд царского двора, его служащих — дворян и войска.

Опричнина (1565–1572) Ивана IV Грозного

Опричнина — период в истории России приблизительно от 1565 до смерти Иоанна Грозного (официально опричнина отменена ранее — в 1572), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер против боярско-княжеской оппозиции. Похожий термин употреблялся для обозначения участников народных движений в Западной Руси XVI — XVIII веков – «опришки». Признаки опричнины 1565 – 1572 годов. Во время правления Ивана Грозного на Руси была введена система террора, называемая опричниной. начало опричнины. Царь Иван Грозный, за месяц до этого уехавший с семьей и приближенными из Москвы в Александровскую Слободу (ныне город Александров Владимирской области) прислал в столицу две грамоты. Итак, примерно месяцем раньше Иван выезжает из Москвы – причём обширность царского поезда при дворе не вызвала подозрений – до тех пор, пока из Александровской слободы (нынешний город во Владимирской области) не прибудет грамота. В ходе проведения опричнины 1565-1572 годов, русский царь старался укрепить собственную власть, авторитет которой был в весьма шатком положении. Иван IV выздоровел, но его душевное равновесие было надломлено.

Репрессивная политика Ивана Грозного. Опричнина

Это был пожар, который Москва ещё не видала. Иван Грозный переждал осаду и восстановление города из руин в Ростове. Поход хана Гирея показал несостоятельность опричников, как защитников государства. После этого Иван Грозный отменил опричнину, запретил даже упоминать это слово.

Среди приближённых царя и высокого духовенства прокатилась волна репрессий и казней, пострадали думские бояре. Опричные люди стали именоваться «дворовыми», а опричные города — «города дворовые». На дворовых землях Иван Грозный продолжил политику насилия и террора.

Переименование опричных земель, воевод в дворовые не изменили внутреннюю политику Ивана Васильевича. До его кончины в 1584 году продолжались пытки, казни, ссылки в монастыри боярских и княжеских семей, духовенства. В 1575 году Иван Грозный отрёкся от русского престола и объявил «государем всея Руси» татарского хана Симеона Бекбулатовича, передав ему управление земщиной.

Но это было только на бумаге. Фактически вся власть принадлежала Ивану IV, который снова вернул себе трон в 1576 году. Последствия опричнины События 1565-1584 годов оказали большое влияние на дальнейшую судьбу государства Российского: Произошла централизация русских земель, укрепилась власть царя, создались предпосылки к будущему самодержавию.

Отсутствие прямых наследников на престол привело к событиям Смутного времени голод, разорение, борьба за трон, появление самозванцев, нападение врагов. Голод, бегство крестьян в Сибирь, за Урал привело к опустению городов, сёл, разорению помещичьих хозяйств. Произошло принудительное закрепощение русского крестьянства, введение «Заповедных лет», барщины.

Ослабли экономика и военная мощь России. Похожие записи.

Мы приводим взгляд на опричнину и её причины одного из наиболее авторитетных современных историков Бориса Николаевича Флори. Название «опричнина» происходит от слова «опричь» — кроме. Используя эту этимологию, Курбский называл опричников «кромешниками», то есть людьми, причастными к аду — царству кромешной тьмы. В Древней Руси опричниной назывался удел, выделявшийся вдове умершего князя после раздела его владений, — всё достояние князя переходило к его сыновьям опричь кроме того, что выделялось вдове в пожизненное владение. Опричнина Ивана IV и представляла собой такой удел, который государь выделил для себя из всей территории государства. Земли, не вошедшие в состав этого удела — опричнины, получили название земщины.

В указе перечислялись те города и волости в разных частях страны и слободы и улицы Москвы, которые царь включил в свою опричнину. Тем же документом предусматривалось, что если царю «доходу не достанет на его государьский обиход», то он может «иные городы и волости имати». Так как доходы требовались немалые, то неудивительно, что в состав особого государства Ивана IV были включены все районы, богатые солью, что давало в руки опричной администрации обильные средства обложения одной из наиболее прибыльных отраслей русской средневековой торговли. Для управления этой территорией государь создавал особый двор со своей особой Боярской думой и своими приказными людьми. В опричнине создавалось и своё особое войско «а учинити государю у себя в опришнине князей и дворян и детей боярских дворовых и городовых — 1 000 голов». Это войско в случае необходимости ходило в походы во главе со своими особыми воеводами, не смешиваясь с земским войском. Своеобразной неофициальной столицей этого особого государства стала Александрова слобода, превращённая в крепость и окружённая заставами, которые не мог миновать ни один человек, направлявшийся в слободу или выезжавший из неё. Остальной территорией государства земщиной должна была по-прежнему управлять Боярская дума.

Но, несмотря на произведённый раздел, решение всех важных вопросов, касающихся этой территории и всего государства в целом, продолжало оставаться в руках царя «а ратные каковы будут вести или земские великие дела, и бояром о тех делех приходити к государю». Зачем царю понадобился такой раздел государства на две части? Сопоставление царского указа со свидетельствами иностранцев позволяет дать ответ на этот вопрос. Указ предусматривал, что те дворяне и дети боярские, которых царь возьмёт в своё опричное войско, получат от него поместья в тех уездах, которые царь включил в состав своего опричного государства соответственно, они должны были оставить свои поместья в других частях страны. Одновременно местные землевладельцы и владельцы «условных владений» — помещики, и владельцы родовой наследственной собственности — вотчинники должны были переселиться в другие районы страны «а вотчинников и помещиков, которым не быти в опришнине, велел ис тех городов вывести и подавати земли велел в то место в ыных городех». В подобных мерах для русской политики середины XVI века не было чего-то принципиально нового. Принудительный «вывод» землевладельцев, политическая лояльность которых вызывала опасения, использовался русской государственной властью неоднократно. Так, в восьмидесятых годах XV века, когда бояре только что присоединённого Новгорода были заподозрены в тайных сношениях с польским королём и великим князем Литовским Казимиром, их лишили огромных родовых вотчин и переселили в другие районы государства, главным образом на восточные окраины.

Здесь они получили новые земли, но уже как условные владения — поместья, причём размер этих поместий не шёл ни в какое сравнение с размером отобранных у них родовых наследственных владений. Когда после русско-литовских войн рубежа XV—XVI веков значительная часть Смоленщины вошла в состав русского государства, крупные местные землевладельцы также были перемещены во внутренние районы государства. В составе «государева двора» первой половины XVI века они образовали целый слой так называемой дворовой Литвы.

Однако цель и средства в данном случае оказались несоизмеримы. В 1581 г. Иван Грозный ввел «заповедные годы» — временно запретил крестьянам уходить от феодала даже в Юрьев день, т. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Внешняя политика: задачи и основные направления. Запад и Восток во внешней политике Ивана Грозного I. К середине XVI в. Россия превратилась в могучую державу. Реформы позволили приступить к решению внешнеполитических задач. Вторая половина 40-х годов прошла в безуспешных попытках дипломатическими и военными средствами ликвидировать очаг агрессии в Казани. Два похода на Казань также не принесли желаемого результата. В 1552 г. Были сделаны мощные подкопы под стены Казанского кремля. Город обстреливался русской артиллерией. Казань была взята. В 1557 г. Теперь весь волжский путь принадлежал России, здесь стали развиваться ремесла и торговля.

Царь простил брата, но лишил части удела, а княгиню Ефросинью Старицкую 5 августа 1563 года велел постричь в монахини Воскресенской обители на р. При этом последней было позволено сохранить при себе прислугу, получившую несколько тысяч четвертей земли в окрестностях монастыря, и ближних боярынь-советниц, а также разрешены поездки на богомолье в соседние обители и вышивка. Веселовский и Хорошкевич выдвигают версию добровольного пострижения княгини в монахини. В 1564 году русское войско было разбито на р. Есть версия, что это послужило толчком к началу казней тех, кого Грозный счёл виновниками поражения: были казнены двоюродные братья — князья Оболенские, Михайло Петрович Репнин и Юрий Иванович Кашин. Считается, что Кашин был казнён за отказ плясать на пиру в скоморошьей маске, а Дмитрий Фёдорович Оболенский-Овчина — за то, что попрекнул Фёдора Басманова его гомосексуальной связью с царём, за ссору с Басмановым был казнён и известный воевода Никита Васильевич Шереметев. В начале декабря 1564, согласно известиям Г. Штадена, была предпринята попытка вооружённого мятежа против царя, в которой принимали участие западные силы: Многие знатные вельможи собрали в Литве и в Польше немалую партию и хотели с оружием идти против царя своего. По мнению доктора исторических наук И. Фроянова, источники опричнины уходят во времена правления Ивана III, когда Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву семена опаснейшей ереси, подрывающей основы православной веры, Апостольской Церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия. Эта война, продолжавшаяся почти целый век, создала в стране такую религиозно-политическую неустойчивость, которая угрожала самому существованию Русского государства. И опричнина стала своеобразной формой его защиты.

Что такое опричнина

Этот день в истории: 1565 год. 3 февраля царь Иван Грозный учредил опричнину Опричнина, введенная Иваном IV, длилась с 1565 по 1572 год. Понятие существовало до реформ царя. Изначально опричниной называли удел, который предоставляли вдове умершего князя после раздела владений между наследниками.
Опричнина ивана iv грозного - Школьная История Создана по указу, датируемому в историографии периодом не ранее 5 января и не позднее 15 февраля 1565 г. Опричнина последовательно отделялась в территориальном отношении от остальной части государства – земщины.
Опричнина 1565–1572 гг В начале февраля 1565 г. Иван IV учредил опричнину. Укажите три любых политических последствия данного события. Ответ: Могут быть названы следующие п.
Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе? Наличие постоянных репрессий подтверждается так называемым вторым изданием опричнины – "отречением" Ивана IV от престола в 1575 г. "Царем" тогда стал татарский царевич Саин-Булат, в крещении Симеон Бекбулатович, получивший титул "великого князя всея Руси".

Результаты и последствия

  • Похожие статьи по теме:
  • Причины опричнины Ивана Грозного
  • Что такое опричнина?
  • 3 февраля 1565 г. Иван Грозный учредил опричнину | Насправдi
  • В 1565 г. была учреждена опричнина Иваном IV. Укажите три последствия данного события.

История в лицах

Иоанн поставил во главе земщины крещенного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, бывшего раньше касимовским царевичем, венчал его царским венцом, сам ездил к нему на поклон, величал его «великим князем всея Руси», а себя — государем князем московским". От имени великого князя Симеона всея Руси писались некоторые грамоты, впрочем, неважные по содержанию. Симеон оставался во главе земщины не более двух лет: затем Иоанн Васильевич дал ему в удел Тверь и Торжок. Разделение на опричнину и земщину не было, однако, отменено; опричнина существовала до смерти Грозного 1584 , но самое слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник — словом дворовый, вместо «города и воеводы опричные и земские» говорили «города и воеводы дворовые и земские». Соловьев старается осмыслить учреждение О. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, Иоанн заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними». Мнение С. Соловьева разделяет К. Ключевский также находит, что О. Они попытались разделиться, жить рядом, но не вместе.

Попыткой устроить такое политич. В частности, О. Карамзин, Костомаров, Д. Иловайский в учреждении О. По мнению К. Кавелина: «Опричнина была первой попыткой создать служебное дворянство и заменить им родовое вельможество, на место рода, кровного начала, поставить в государственном управлении начало личного достоинства. Но вопрос в том, был ли он вследствие справедливости строг до жестокости, или от чрезмерной склонности к гневу предавался до самозабвения грубым беспутственным жестокостям. Последнее представляется сомнительным. Известно, что между всеми государями, понявшими испорченность государственной машины и потребности народа и стремившимися править своим государством согласно такому пониманию, этому государю, то есть Иоанну, принадлежит весьма высокое место см.

В своем "Полном курсе лекций по русской истории" проф. Платонов излагает взвешенный взгляд на О. Соловьев; напротив, опричнина забирала в свои руки все государство в его коренной части, оставив "земскому" управлению рубежи, и даже стремилась к государственным преобразованиям, ибо вносила существенные перемены в состав служилого землевладения. Уничтожая его аристократический строй, опричнина была направлена, в сущности, против тех сторон государственного порядка, которые терпели и поддерживали такой строй. Она действовала не "против лиц", как говорит В. Ключевский, а именно против порядка, и потому была гораздо более орудием государственной реформы, чем простым полицейским средством пресечения и предупреждения государственных преступлений. Платонов видит основную суть О. Памятник Ивану Грозному в Москве. Задачу ликвидации удельно-княжеского сепаратизма опричнина выполнила.

В XVII столетии уделов уже не существовало. Цена, которую уплатила Россия за ликвидацию политической раздробленности, не превосходила жертв других народов Европы, положенных на алтарь централизации. Первые шаги абсолютной монархии в странах Европы сопровождались потоками крови подданных, подчас более упорных в сохранении старины, нежели русские княжата. Это — гражданские, или религиозные, войны во Франции, занявшие всю вторую половину века. Это — движение в Нортумберленде и Уестморленде в 1568 г. Это — бесконечные аутодафе в Испании, под религиозной оболочкой которых скрывалась борьба за укрепление королевской власти. Из восточных и юго-восточных европейских государств Россия была единственной страной, не только сумевшей отстоять свою государственную независимость в отличие от Болгарии, Сербии, Великого княжества Литовского, Венгрии, Чехии и других , но и уверенно продвигавшейся по пути централизации. Естественно, её политическое развитие можно и нужно сравнивать с эволюцией тех европейских государств, которые несколько раньше или несколько позже например, Швеция проделывали тот же путь развития. Россия пришла к середине XVI в.

Принцип «чья власть, того и вера» утвердился на всей территории «Священной Римской империи» после Аугсбургского собора 1555 г. В Англии ещё до 1547 г. Лишь в немногих оплотах католичества церковь сохранила свое влияние и силу. Русская же церковь оставалась могущественным оплотом феодальной децентрализации. Борьба за и против централизации в развитых европейских странах Англии, Франции в качестве активных сил выдвинула широкие массы дворянства, буржуазии, ремесленников и крестьянства. В Швеции и Испании нажим правительственного аппарата не встречался с активным противодействием широких масс населения. В России же уничтожались не только оплоты или возможные очаги сепаратизма такие, как церковь, Новгород или Старицкое княжество, но подавлялась и сама идея противодействия царской власти. Опричнина была очень сложным явлением. Новое и старое удивительно причудливо переплеталось в ней.

Её особенностью было то, что централизаторская политика проводилась в крайне архаичных формах, подчас под лозунгом возврата к старине. Так, ликвидации последних удельных владений правительство стремилось добиться путем создания нового государева удела — опричнины.

За соблюдением установленных запретов строго следили, а за их нарушение виновного могло постичь самое суровое наказание.

Говоря в своих «Записках» о запрете опричникам разговаривать с земскими, тот же Штаден отметил: «Часто бывало, что ежели найдут двух таких в разговорах, убивали обоих». Всё это свидетельствует о сознательном намерении царя углубить размежевание между двумя частями дворянства. Опричники носили особую чёрную одежду, так что отличались от остальных дворян даже своим внешним видом.

Поэтому приходится обращаться к кругу более или менее правдоподобных гипотез. Некоторые обстоятельства, впрочем, достаточно очевидны и неоднократно отмечались исследователями. Обвинения членов «государева двора» в «изменах», отражённые на страницах официальной летописи, ясно показывают, что царь перестал доверять тому «государеву двору», который традиционно был опорой власти московских государей.

Когда царь попытался в предшествующие годы наложить по своему усмотрению наказания на неугодных вельмож, он столкнулся с противодействием всей правящей элиты, которая оказалась скомпрометированной в его глазах. Отсюда желание царя отделиться от старого двора, создав свой особый двор, где царь мог бы окружить себя людьми, в преданности которых он был уверен. Этот особый двор и особое опричное войско должны были стать опорой царя в его борьбе с изменниками.

Не случайно по свидетельству Таубе и Крузе, которое подтверждается и данными других источников, опричники носили «собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначало, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают всё лишнее из страны». Всё это, безусловно, правильно, если речь идёт о субъективных мотивах, определявших намерения, а затем и действия царя.

Но имелись и объективные факторы. Вести борьбу с изменниками царь, разумеется, не мог сам, один. Проводя свою политику, он был заинтересован в том, чтобы обеспечить этой политике массовую поддержку.

Теоретически царь мог поступить так, как неоднократно делали боровшиеся со знатью правители, предоставив новые права и привилегии средним и низшим слоям дворянского сословия. Это, однако, привело бы к явному умалению объёма его власти, а этого царь, конечно, не желал. Попытка царя создать себе группу преданных людей в составе думы, взяв с них особые присяги на верность, оказалась безуспешной.

В первом послании Курбскому царь с горечью писал, что его советники «крестное целование преступивше, не токмо не отсташа от тех изменников, но и болши начаша им помогати и всячески промышляти, дабы их на первый чин возвратить». Это и понятно, так как присяга на верность сама по себе не могла нарушить общность интересов представителей правящей элиты. В этих условиях единственным способом обеспечить себе такую поддержку оказывалась попытка расколоть формирующееся дворянское сословие.

Части этого сословия царь предоставил особый привилегированный статус за счёт умаления прав и привилегий всего остального дворянства. Несомненно, с точки зрения интересов царя это было продуманным и правильным решением. Привилегированный статус дворян, взятых в опричнину, приводил к возникновению противоречий между интересами опричников и интересами всего остального дворянства.

Учреждение опричнины привело к казни удельного князя Старицкого и ликвидации его удела. Учреждение опричнины привело к ослаблению влияния церкви на власть, так как попытки митрополита Филиппа заступаться за преследуемых опричниной людей привели к его заточению и убийству Малютой Скуратовым одна из версий.

Он уже сделал выбор, «перешёл Рубикон». Уже в дороге царь рассылает гонцов, призывает «выборных» дворян из всех городов, с людьми и «со всем служебным нарядом». Под рукой у государя собирается внушительное, верное ему войско. Сообщил, что он не в силах это терпеть, «оставил своё государство» и поехал жить, где «Бог наставит». Однако государь не отрекался от престола, это дало бы оппозиции повод для возведения на престол князя Владимира Старицкого. Он оставался царем и своим указом наложил опалу на бояр и правительственный аппарат, они отстранялись от управления государством. Одновременно другие посланники царя привезли другую грамоту, которую зачитали перед горожанами. В ней также перечислялись вины знати и чиновников. Царь заверял, что никакой обиды на простых людей не держит.

Это был весьма умелый ход. Москва забурлила. Народ поднялся за своего царя. Бояре и духовенство, собравшиеся на заседание у митрополита, оказались в самой настоящей осаде. Народ потребовал отправить к царю делегацию и просить его вернуться. Простые люди и сами обратились к нему, прося не оставлять их «на расхищение волкам». Говорили, что готовы своими силами «потребить» лиходеев и изменников, пусть царь укажет на них. К Ивану Васильевичу хотел отправиться сам митрополит, но бояре его не пустили, опасаясь, что в Москве начнётся бунт и погромы. В Александровскую слободу отправилась делегация во главе с новгородским архиепископом Пименом.

За ним двинулись бояре, дворяне, дьяки. Это была «капитуляция». Делегаты умоляли царя вернуться в столицу, соглашаясь с тем, чтобы «правил, как ему, государю, угодно» и над изменниками «в животе и казни его воля». Государь смилостивился, снял опалу и продиктовал ряд условий Боярской думе и Освящённому Собору. Он получил право наказывать виновных без суда Боярской думы и печалований со стороны духовенства. А для искоренения расплодившейся «пятой колонны» и «либеральной» - мечтающей о полной свободе, оппозиции, было введено чрезвычайное положение, опричнина. В начале февраля 1565 года царь вернулся в Москву, и учредил 3 февраля «опричнину». Основные мероприятия опричнины Упор делался не на репрессии, хотя и без них нельзя было обойтись, а на профилактические меры. Царь отписал часть земель в своё личное владения, они были названы опричниной.

В неё вошёл ряд уездов в Центральной и Западной части Российского государства, весь Север, часть Москвы, отдельные города и волости в других районах. Всё остальные земли считались «земщиной» и управлялись по-прежнему. Фактически Иван Васильевич сформировал свою огромную «вотчину» и опираясь на неё начал рушить вотчинную систему князей и бояр. При введении опричнины из казны царь взял огромную сумму — 100 тыс. Их родовые вотчины перешли в управление государя. Это не было наказанием, они остались на службе, получили поместья в Среднем Поволжье, материальную компенсацию за переезд. Так была подорвана база десятков представителей знати, с их амбициями, связь со «своими» городами, уездами, селами. Царь в своём новом уделе сформировал новую систему управления: опричный двор, Думу, особую гвардию из тысячи воинов. В них старались отобрать надёжных людей.

Делами «земщины» руководила старая Боярская Дума. Бояре продолжали решать текущие общегосударственные дела, а по важнейшим из них делать доклады государю. В своё время «избранная рада» не смогла решить вопрос по учреждению гвардии, т.

Опричнина (1565–1572) Ивана IV Грозного

В 1567 г. В 1568 г. В следующем году был уничтожен последний удельный князь Владимир Старицкий с семьёй. В 1570 г. За этим последовал второй тур «московского дела» — арест, казни и уничтожение полутора десятка опричников, включая Вяземского, Черкасского, Басмановых. За время опричнины было пролито немало крови — особенно по сравнению с правлением Василия III. Позиция западных пропагандистов разных веков понятна: им нужно очернить Россию, русских и их царя и обелить себя — одним из качеств западной цивилизации является фантастическая самоопология, изощрённое самооправдание, умение табуизировать неприятные темы инквизиция, религиозный террор, колониализм и др. Менее понятна позиция местных автофобов, раздувающих до вселенских масштабов то, что не идёт ни в какое сравнение с социальными преступлениями западных верхов и не выходит за рамки статистической «аристотелевской» нормы. Уже не говорим о том, что становление центральной власти повсюду в Европе во время кризиса «длинного XVI века» 1453—1648 гг.

Тем более, что длилась опричнина всего семь лет, а затем, в 1572 г. Хотя, откуда мы знаем, что она была отменена? И если была отменена, то в каком смысле? Именно «отмена опричнины», прояснение этого вопроса позволяет лучше понять её причины, суть и результаты, пролить на них свет. Впервые предположение об отмене опричнины высказал — без каких-либо доказательств — большой выдумщик по части русской истории Карамзин в 1825 г. Тезис был принят. В 1925 г. Штаден, представивший себя в мемуарах опричником, заявлял, что опричнина была отменена в 1572 г.

Однако опричником Штаден согласно Д. Барыга, враль, не имевший доступа к серьёзной информации. Действительно, за упоминание слова «опричнина» с 1572 г. Какие ещё аргументы приводятся в пользу того, что царь разочаровался в опричнине и потому отменил её? Таких аргументов два, и их убедительно опроверг Д. Первый аргумент — «битва на Молодех» 1572 г. Эта битва, значение которой историки, прежде всего либеральные, преуменьшают а то и вовсе не упоминают эту битву , как минимум, не менее важна, чем Куликовская — потерпи русские поражение, и пришлось бы платить дань крымскому ханству. Всё это, однако, досужие домыслы.

Во-первых, представление о низкой боеспособности опричного войска ни на чём не основано. Во-вторых, в битве опричные полки под командованием Хворостинина показали себя, как минимум, не хуже земцев. В-третьих, что касается объединённого земско-опричного войска, то оно было создано не потому, что царь сомневался в боеспособности опричников, а по совсем другой причине — именно потому, что полагался, прежде всего, на опричников. Дело в том, что в 1568 г.

Им также должно быть известно, как после смерти его благочестивого отца, хотели его лишить законного права наследования и сделать своим государем выходца из рода Челяднина Barbatta. Этих людей он ежедневно сам должен видеть. Кроме того, ему хорошо известно, что они вступают в переговоры не только с королем Польским, но и с турками и крымскими татарами и стремятся лишить его жизни, уничтожить его, подобно тому, как случилось с благочестивой, почившей в Бозе царицей, происходившей из рода Романовых, но Бог воспротивился этому, открыл их козни. Тоже случалось с его сыновьями. И хотя он вследствие этих и им подобных причин принужден смягчить зло, тем не менее дает он себя упросить возвратиться в Москву, но на следующих условиях: он должен учредить своих особых людей, советы, двор, то, что он называет опричниной. Планы и мнения великого князя были противоестественны, ибо положение вещей не вынуждало его оставить государство, и тем менее подозревать все население в измене; причина всего этого была лишь та, что он хотел удовлетворить своей ядовитой тиранской наклонности от злобы в течение сорока дней у него выпали волосы из головы и бороды и уничтожить благочестивые княжеские и боярские роды, затем забрать себе все, принадлежащее богатым монастырям, городам и купцам, и во исполнение этого он поступил следующим образом.

Прежде всего прибыл он в день Сретения Господня этого же года в Москву, и с таким извращенным и быстрым изменением своего прежнего облика, что многие не могли узнать его. Большое изменение, между прочим, внесло то, что у него не сохранилось совершенно волос на голове и в бороде, которых сожрала и уничтожила его злоба и тиранская душа. На следующий день он вызвал к себе оба сословия и указал главные причины своего отречения, рассказал им, как он дал себя уговорить, сложил гнев на милость, вернулся - и все дальнейшее.

Войску опричников и впрямь были даны особые полномочия... Возникновению опричнины предшествовала история о том, как Иван Грозный хотел отречься от престола. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство.

О том, к каким результатам привёл «перебор» — чуть позже, а сейчас — кратко — об основных событиях опричнины. В 1566 г. В 1567 г. В 1568 г. В следующем году был уничтожен последний удельный князь Владимир Старицкий с семьёй. В 1570 г. За этим последовал второй тур «московского дела» — арест, казни и уничтожение полутора десятка опричников, включая Вяземского, Черкасского, Басмановых. За время опричнины было пролито немало крови — особенно по сравнению с правлением Василия III. Позиция западных пропагандистов разных веков понятна: им нужно очернить Россию, русских и их царя и обелить себя — одним из качеств западной цивилизации является фантастическая самоопология, изощрённое самооправдание, умение табуизировать неприятные темы инквизиция, религиозный террор, колониализм и др. Менее понятна позиция местных автофобов, раздувающих до вселенских масштабов то, что не идёт ни в какое сравнение с социальными преступлениями западных верхов и не выходит за рамки статистической «аристотелевской» нормы. Уже не говорим о том, что становление центральной власти повсюду в Европе во время кризиса «длинного XVI века» 1453—1648 гг. Тем более, что длилась опричнина всего семь лет, а затем, в 1572 г. Хотя, откуда мы знаем, что она была отменена? И если была отменена, то в каком смысле? Именно «отмена опричнины», прояснение этого вопроса позволяет лучше понять её причины, суть и результаты, пролить на них свет. Впервые предположение об отмене опричнины высказал — без каких-либо доказательств — большой выдумщик по части русской истории Карамзин в 1825 г. Тезис был принят. В 1925 г. Штаден, представивший себя в мемуарах опричником, заявлял, что опричнина была отменена в 1572 г. Однако опричником Штаден согласно Д. Барыга, враль, не имевший доступа к серьёзной информации. Действительно, за упоминание слова «опричнина» с 1572 г. Какие ещё аргументы приводятся в пользу того, что царь разочаровался в опричнине и потому отменил её? Таких аргументов два, и их убедительно опроверг Д. Первый аргумент — «битва на Молодех» 1572 г. Эта битва, значение которой историки, прежде всего либеральные, преуменьшают а то и вовсе не упоминают эту битву , как минимум, не менее важна, чем Куликовская — потерпи русские поражение, и пришлось бы платить дань крымскому ханству. Всё это, однако, досужие домыслы. Во-первых, представление о низкой боеспособности опричного войска ни на чём не основано. Во-вторых, в битве опричные полки под командованием Хворостинина показали себя, как минимум, не хуже земцев.

15.Опричнина Ивана IV: цели, характер и последствия

В начале февраля 1565 г. Иван IV учредил опричнину. Укажите три любых политических последствия данного события. Ответ: Могут быть названы следующие п. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: а) в стране было сформировано особое опричное войско б) вся территория государства была разделена на две части: опричнину, взятую в особое царское управление, и земщину, которой должны были ведать. Картина Н. Неврева «Опричники» Опричнина – период в истории России с 1565 года до смерти Ивана Грозного, обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». Опричнина – период в истории России во время царствования Ивана Грозного, обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий