Юбилей казахстанских писателей

В рамках празднования юбилеев известных казахстанских писателей и поэтов в 2024 году, запланировано издание ряда юбилейных сборников. В 2024 году казахстанцы будут отмечать юбилеи двух Героев Советского Союза – 100-летие снайпера, ефрейтора, Алии Молдагуловой и 105-летие военного летчика Нуркена Абдирова. В этой статье вы найдете таблицу с именами и датами рождения писателей Казахстана, которые отмечают юбилей в 2024 году. Народный писатель Казахстана и лауреат государственной премии Мухтар Магауин в текущем году отмечает свое 80-летие. С этим его поздравил президент Казахстана. Лауреат премии «ҚР Тұңғыш Президенті», лауреат Государственной молодежной премии «Дарын» Правительства РК. Член Союза писателей и Союза журналистов Казахстана.

Юбилейные и памятные даты писателей и исторических личностей Республики Казахстан Январь

Олжас Сулейменов печатался часто, знаменитым же проснулся весной 1961 года. Тогда он подрабатывал в «Казахстанской правде». За ночь Сулейменов набросал несколько строк, и 12 апреля, когда объявили о полете Гагарина в космос, стихи уже вышли в газете, а листовки с этим текстом разбрасывали с самолетов над Алма-Атой и другими городами Казахстана. Впечатленный эпохальным событием, поэт за неделю превратил эти стихи в поэму «Земля, поклонись человеку! Сулейменов влился в знаменитую плеяду шестидесятников. По словам Олжаса Омаровича, шестидесятников отличала творческая и гражданская боевитость, протест против несправедливости. Поэты той поры обладали талантом предельно четко и лаконично выражать мысли в стихах. Их поэзия захватывала молодежь, проникала в сердца.

Эти черты в полной мере присущи творческому темпераменту самого поэта. Отмечая новый сборник стихов Олжаса Сулейменова «Солнечные ночи», вышедший в 1962 году, один из старейших поэтов ХХ столетия Николай Тихонов сказал: «Не только я, но и все участники обсуждения были радостно поражены темпераментом, силой образности, широтой чувств, большим захватом темы… Из пламени такого поэтического костра рождается характер нового человека, нашего современника, дышащего всей мощью нашего индустриального, богатого чудесами атомного века». Сегодня автор замечательных поэтических произведений, знаменитого литературоведческого исследования «Аз и Я», основатель и лидер антиядерного движения «Невада — Семей» возглавляет Центр сближения культур под эгидой ЮНЕСКО. Это весьма символично, ведь, как не раз отмечали эксперты, своим творчеством поэт налаживает мосты между Европой и Азией. Однако достаточно произнести: «Олжас Сулейменов» — и этим все будет сказано. Роман с историей Уходящий год ознаменовался проведением Первых международных литературных чтений, посвященных творчеству народного писателя Казахстана Мориса Симашко. На конференции, организованной ассоциацией «Мицва» и Институтом литературы и искусства имени М.

Ауэзова, говорилось о многогранности творческого дарования Симашко. Эксперты делали акцент на том, что писателю часто выпадала роль первопроходца в литературе. Так, Морис Симашко вошел в историю как один из первых мастеров исторической прозы в Центральной Азии; фронтовик, прошедший штрафбат, он стал первым автором в СССР, написавшим произведение о штрафных батальонах — «Гу-га»; плодотворно работая в области литературного перевода, писатель первым перевел на русский язык трилогию Ильяса Есенберлина «Кочевники»; в 1958 году Морис Симашко стал первым казахстанским литератором, которого опубликовал «Новый мир», это была повесть «В черных песках». И это далеко не полный список творческих заслуг Мориса Симашко. В 1966 году он написал повесть «Емшан» в которой рассказал миру о выходце из Казахской степи — ближневосточном султане Бейбарсе. А родилась эта повесть с подачи его литературного коллеги Олжаса Сулейменова. Этих парней помещали в военные школы, нечто вроде средневековых суворовских училищ, и там воспитывали в строгости.

После нашего разговора Симашко погрузился в изучение этой темы, так родилась его повесть «Емшан», которая фактически открыла миру султана Бейбарса, — поделился Олжас Сулейменов. В 1988 году был издан роман Мориса Симашко «Семирамида» о русской царице Екатерине II, который был номинирован на соискание Нобелевской премии в области литературы. По мнению Олжаса Сулейменова, повести и романы Симашко раскрывают пласты казахской истории, истории Востока в целом и воспитывают читательский интерес к событиям и деяниям минувшего времени. Мастер живой рифмы В этом году исполнилось 90 лет со дня рождения поэта, писателя, переводчика Мукагали Макатаева. Прожив недолгую, но творчески насыщенную жизнь, он вошел в число ключевых фигур отечественной литературы. Поэзия его увлекла еще в школьные годы. Его вдохновляли книги Абая, Ауэзова, Мусрепова, Сейфуллина.

Самостоятельно выучив русский язык, Макатаев читал Пушкина, Есенина, Блока. Он также интересовался творчеством Шекспира, Гете, Гюго, Дюма, Бальзака, других классиков европейской литературы. В 1948 году Мукагали Макатаев окончил школу-интернат в Нарынколе, тогда же стали публиковаться его первые произведения. Молодой человек поступил на филологический факультет КазГУ, затем в Институт иностранных языков. Позднее вновь обучался в КазГУ на юридическом факультете. Все это время он продолжал писать стихи, которые часто публиковались в различных изданиях. В 1973 году поэт был литературным консультантом Союза писателей Казахстана.

В том же году он поступил в Литературный институт имени М. Горького в Москве, однако был вынужден оставить учебу по семейным обстоятельствам.

В родном селе Бердибека Сокпакбаева в Нарынколе возведут памятник. Также имя писателя будет присвоено ряду парков, образовательному учреждению и областной библиотеке. Сокпакбаев наиболее известен как автор повести "Меня зовут Кожа", ставшей настоящей классикой детской литературы Казахстана.

На таком невыразительном информационном фоне выделяется портал , посвящённый казахскому поэту, при Северо-Казахстанской библиотеке. Он прост, скромен, но одновременно вполне информативен. Конечно, не хотелось предполагать, что выставки — это наше ВСЁ среди форм проявления исторической памяти. Вторым медийным продуктом стал челлендж — чтение стихов Магжана Жумабаева. В такой форме — от семиклассницы к партийному функционеру — всё это кажется более чем искусственным, а в выстроенном журналистом заголовке поэт вовсе идёт как дополнение.

Остальные текстовые формы презентации поэта и его творчества в СМИ не выдерживают никакой критики: они либо повторяют общеизвестное, либо лишь фиксируют отчётное мероприятие. Фильм получился одновременно и насыщенным с точки зрения информации, и трогательным, если говорить о подаче самого героя. Справедливости ради заметим, что шесть лет назад та же Бекбаева уже презентовала фильм о Жумабаеве в рамках цикла «Тайны и судьбы великих казахов». В нём великого поэта, кстати, зачем-то сравнили с Константином Бальмонтом.

Последний раз у нас с ним был телефонный разговор за месяц до его смерти.

Я собирался показать ему уже готовую картину. Старался работать так, чтобы не испортить чужого произведения, а результат уже зависел от меры моего режиссерского таланта, от понимания той мысли, которую писатель заложил в свое детище. Мы договорились встретиться на вечере композитора фильма «Прощай, Гульсары! Кто же думал, что так получится? Писатель был жив-здоров, выглядел хорошо, но, увы, пути Господни неисповедимы.

Как появился манкурт Кайрат Закирьянов, президент Казахской академии туризма и спорта: — Работая в 90-х заведующим сектором Отдела внутренней политики Администрации Президента, я одновременно был секретарем Республиканской комиссии по государственным символам, где председательствовал Абиш Кекилбайулы. Мы говорили с Абеке, например, о творчестве Чингиза Айтматова — знаменитых романах «И дольше века длится день», «Плаха», ранних рассказах. И каково же было мое удивление, когда я узнал, что образ манкурта был придуман вовсе не кыргызским классиком! И даже не им, Абишем Кекилбайулы, в чьей повести «Баллады забытых лет» манкурт появился еще раньше. Этих трех великих почти в приказном порядке «снял» с поезда бесконечно уважавший их первый секретарь Кармакшинского райкома партии Кызыл-Ординской области Елеу Кушербаев.

Он так увлеченно развивал перед гостями земную и космическую темы, что писатели, завороженно слушая его, забыли о предстоящем съезде.

«Своим потомкам стих я передам»

Но, во-первых, слишком свежа была в памяти первая экранизация, а во-вторых, «Буранный полустанок» — объемное произведение. Чтобы снимать фильм по нему, нужны и немалые средства, и большая подготовительная работа. Она мне близка еще с детства. Поскольку там идет речь о лошади — близком сердцу любого кочевника животном, я ее считаю наиболее национальной из всех произведений писателя. Чингиз Торекулович поддержал эту идею. Думаю, что у этого режиссера была несколько иная концепция, чем у Айтматова. Я уже не раз говорил в интервью, что Чингиз Торекулович написал свою повесть в жанре романтического реализма, а поэтическая притча, сделанная Урусевским, на мой взгляд, не способствовала концептуальному раскрытию темы. Наша картина снята по канонам классической драматургии, где есть четкие завязка, кульминация, развязка, финал, ясные герои, конфликты и их разрешение. Сценарий писался под Дохдурбека Кыдыралиева, который по возрасту подходил на роль Танабая. Я изначально поставил цель снять «Прощай, Гульсары!

Но при этом не делал каких-то фантасмагорических и мелодраматических вещей, чтобы завлечь зрителя. Айтматов, к сожалению, не успел познакомиться даже с черновым вариантом картины.

В издание включены даты исторических событий, государственные и профессиональные праздники Республики Казахстан. Отдельно выделены даты, точное число и месяц которых не установлены. Обращаем Ваше внимание, что многие юбилейные даты выдающихся личностей и событий в истории страны сопровождает лишь небольшой библиографический список. Многие персоны и события в Базе Данных нашей библиотеки освещены в значительно большем количестве источников информации, содержащихся в фонде.

В музыкальную комедию вошли народные песни и кюи в обработке Ивана Коцыка. В 1938 году был поставлен первый казахский балет "Калкаман и Мамыр" Василия Великанова. В 1941 году театр получил статус академического, а в 1945 году ему было присвоено имя Абая. Евгений Брусиловский стал первым композитором театра, написавшим оперу "Кыз-Жибек", которой в 2024 году исполнится 90 лет.

Брусиловский использовал народные кюев и песен, среди которых стала ария Кыз Жибек, которая является песней акына Ыбрая "Гак-ку". Опера основана на казахскую народную лиро-эпическую поэму, которая воспевает верность в любви, дружбе, отвагу и патриотизм. Опера исполняется на сцене театра и по сей день. Жубанов был назначен руководителем оркестра и оставался его дирижером до 1945 года. В 1944 году оркестру было присвоено имя великого казахского народного музыканта Курмангазы Сагырбайулы. В 1978 году оркестр получил статус академического. В репертуаре оркестра кюи народных композиторов, произведения казахских и зарубежных композиторов. В 1937 году был создан первый гуманитарный факультет — факультет иностранных языков; через год филологический факультет. В 1941 году было создано отделение журналистики филологического факультета. После Великой отечественной войны начали открываться новые факультеты.

В 1991 университету присвоили имя аль-Фараби, а в 1993 году статус государственного национального высшего учебного заведения. Казахский национальный исследовательский технический университет имени Сатпаева был основан в 1934 году. Тогда он назывался Казахский политехнический институт имени Ленина. В 1994 году институт был преобразован в Казахский национальный технический университет. К 100-летию со дня рождения известного геолога Каныша Сатбаева постановлением правительства университету присвоено имя ученого. На нем выступил основатель Союза — казахский поэт, драматург, прозаик Сакен Сейфуллин. Первым председателем был избран Ильяс Джансугуров. В то время требования как к писателям, так и к поэтам были строгими. Членом Союза писателей могли стать только писатели и поэты, произведения которых находили путь к сердцу народа. Таким образом, членство в Союзе было равносильно высшему достижению.

За свою 90-летнюю историю Союз писателей укрепил связи с зарубежными коллегами. Союз писателей Казахстана сегодня — это общественная творческая организация, объединяющая более 750 казахстанских профессиональных писателей. Юбилейные даты газет "Егемен Казакстан" и "Казак адебиети" 17 декабря 2024 года 105 лет со дня выхода в свет газеты "Егемен Казакстан" Независимый Казахстан. История "Егемен Казакстан" начинается с выпуска газеты "Ушкын" Искра 17 декабря 1919 года в городе Оренбург. В 1991 году, до провозглашения республикой независимости, газета была переименована в "Егеменди Казакстан". В 1993 году по предложению главного редактора газеты Абиша Кекильбаева из первого слова названия было удалено окончание "-ди" и название газеты было изменено на "Егемен Казакстан". В 2024 году 90 лет исполнится со дня выхода в свет газеты "Казак адебиети" Казахская литература. Первый номер газеты вышел в свет 10 января 1934 года под инициативой Союза писателей Казахстана. Газета посвящена казахской литературе и искусству. Первым редактором газеты был Габит Мусирепов, ответственным секретарем был Мухамеджан Каратаев.

Однако газета перестала издаваться в 1940 году, лишь 15 лет спустя она вернулась к читателям. История города начинается с 1857 году, когда на территории нынешней Караганды появился Ивановский разрез — шахта, работавшая по добыче каменного угля.

Его произведения переведены на многие языки мира и изданы отдельными книгами в разных странах. Он также известен как переводчик, сценарист и издатель.

В свое время им был осуществлен перевод на русский язык жемчужины народного творчества - эпоса "Кыз-Жибек". По мнению многих специалистов, это лучший перевод на русский язык этого литературного памятника. В различные годы им были также переведены на русский язык произведения Абая, Шакарима, Магжана.

ЮНЕСКО отметит 100-летний юбилей казахского писателя Бердибека Сокпакбаева

Он участвовал в народном восстании под руководством Али Нургожаева в Кордайском районе, видел многие события своими глазами, и воодушевлял народ своими песнями и стихами. Позже родился его знаменитый дастан "Али батыр". На тот момент Кенен Азирбаев был единственным, кто был членом двух союзов. Азербаев писал в своих произведениях о Великой Отечественной войне. За свое творчество он был награжден Орденом Почета. В 1947 году его пригласили на 800-летие города Москвы, в связи с чем он написал свою песню "Москва герой". В репертуаре Елебекова были песни казахских народных профессиональных авторов Сегиз-сери, Биржан сала, Акан сери, Мади, Ибрая, Естая и других.

Своим исполнением он придал этим песням классически совершенную форму. С 1931 года выступает в Казахском театре драмы, а с 1933 года становится оперным певцом Казахского музыкального театра. Сегодня Республиканский эстрадно-цирковой колледж в Алматы носит его имя. Также в 2024 году казахстанцы отметят 190-летие певца, композитора, акына Биржан Сала Кажагулулы и 170-летие кюйши, композитора, Казангапа Тлепбергенулы. В 1933 году в Алматы была создана музыкальная студия, которая через год преобразовали в музыкальный театр. В музыкальную комедию вошли народные песни и кюи в обработке Ивана Коцыка.

В 1938 году был поставлен первый казахский балет "Калкаман и Мамыр" Василия Великанова. В 1941 году театр получил статус академического, а в 1945 году ему было присвоено имя Абая. Евгений Брусиловский стал первым композитором театра, написавшим оперу "Кыз-Жибек", которой в 2024 году исполнится 90 лет. Брусиловский использовал народные кюев и песен, среди которых стала ария Кыз Жибек, которая является песней акына Ыбрая "Гак-ку". Опера основана на казахскую народную лиро-эпическую поэму, которая воспевает верность в любви, дружбе, отвагу и патриотизм. Опера исполняется на сцене театра и по сей день.

Жубанов был назначен руководителем оркестра и оставался его дирижером до 1945 года. В 1944 году оркестру было присвоено имя великого казахского народного музыканта Курмангазы Сагырбайулы. В 1978 году оркестр получил статус академического. В репертуаре оркестра кюи народных композиторов, произведения казахских и зарубежных композиторов. В 1937 году был создан первый гуманитарный факультет — факультет иностранных языков; через год филологический факультет. В 1941 году было создано отделение журналистики филологического факультета.

После Великой отечественной войны начали открываться новые факультеты. В 1991 университету присвоили имя аль-Фараби, а в 1993 году статус государственного национального высшего учебного заведения. Казахский национальный исследовательский технический университет имени Сатпаева был основан в 1934 году. Тогда он назывался Казахский политехнический институт имени Ленина. В 1994 году институт был преобразован в Казахский национальный технический университет. К 100-летию со дня рождения известного геолога Каныша Сатбаева постановлением правительства университету присвоено имя ученого.

На нем выступил основатель Союза — казахский поэт, драматург, прозаик Сакен Сейфуллин. Первым председателем был избран Ильяс Джансугуров. В то время требования как к писателям, так и к поэтам были строгими. Членом Союза писателей могли стать только писатели и поэты, произведения которых находили путь к сердцу народа. Таким образом, членство в Союзе было равносильно высшему достижению.

Сам искусствовед, делая нотные записи, говорил : "Мне всегда кажется, что вместе с народом поет сама широкая, привольная казахская степь". Кенен Азербаев начал петь в 10 лет. Свою знаменитую песню "Бозторгай" он написал в 13 лет.

Песня "Кокшолак" родилась, когда ему было 16-17 лет, что приумножило известность поэта. Кенен Азербаев — поэт, оказавшийся в эпицентре народного восстания, охватившего всю казахскую землю в 1916 году. Он участвовал в народном восстании под руководством Али Нургожаева в Кордайском районе, видел многие события своими глазами, и воодушевлял народ своими песнями и стихами. Позже родился его знаменитый дастан "Али батыр". На тот момент Кенен Азирбаев был единственным, кто был членом двух союзов. Азербаев писал в своих произведениях о Великой Отечественной войне. За свое творчество он был награжден Орденом Почета. В 1947 году его пригласили на 800-летие города Москвы, в связи с чем он написал свою песню "Москва герой".

В репертуаре Елебекова были песни казахских народных профессиональных авторов Сегиз-сери, Биржан сала, Акан сери, Мади, Ибрая, Естая и других. Своим исполнением он придал этим песням классически совершенную форму. С 1931 года выступает в Казахском театре драмы, а с 1933 года становится оперным певцом Казахского музыкального театра. Сегодня Республиканский эстрадно-цирковой колледж в Алматы носит его имя. Также в 2024 году казахстанцы отметят 190-летие певца, композитора, акына Биржан Сала Кажагулулы и 170-летие кюйши, композитора, Казангапа Тлепбергенулы. В 1933 году в Алматы была создана музыкальная студия, которая через год преобразовали в музыкальный театр. В музыкальную комедию вошли народные песни и кюи в обработке Ивана Коцыка. В 1938 году был поставлен первый казахский балет "Калкаман и Мамыр" Василия Великанова.

В 1941 году театр получил статус академического, а в 1945 году ему было присвоено имя Абая. Евгений Брусиловский стал первым композитором театра, написавшим оперу "Кыз-Жибек", которой в 2024 году исполнится 90 лет. Брусиловский использовал народные кюев и песен, среди которых стала ария Кыз Жибек, которая является песней акына Ыбрая "Гак-ку". Опера основана на казахскую народную лиро-эпическую поэму, которая воспевает верность в любви, дружбе, отвагу и патриотизм. Опера исполняется на сцене театра и по сей день. Жубанов был назначен руководителем оркестра и оставался его дирижером до 1945 года. В 1944 году оркестру было присвоено имя великого казахского народного музыканта Курмангазы Сагырбайулы. В 1978 году оркестр получил статус академического.

В репертуаре оркестра кюи народных композиторов, произведения казахских и зарубежных композиторов. В 1937 году был создан первый гуманитарный факультет — факультет иностранных языков; через год филологический факультет. В 1941 году было создано отделение журналистики филологического факультета. После Великой отечественной войны начали открываться новые факультеты. В 1991 университету присвоили имя аль-Фараби, а в 1993 году статус государственного национального высшего учебного заведения. Казахский национальный исследовательский технический университет имени Сатпаева был основан в 1934 году. Тогда он назывался Казахский политехнический институт имени Ленина. В 1994 году институт был преобразован в Казахский национальный технический университет.

К 100-летию со дня рождения известного геолога Каныша Сатбаева постановлением правительства университету присвоено имя ученого.

Чингиз Торекулович поддержал эту идею. Думаю, что у этого режиссера была несколько иная концепция, чем у Айтматова. Я уже не раз говорил в интервью, что Чингиз Торекулович написал свою повесть в жанре романтического реализма, а поэтическая притча, сделанная Урусевским, на мой взгляд, не способствовала концептуальному раскрытию темы.

Наша картина снята по канонам классической драматургии, где есть четкие завязка, кульминация, развязка, финал, ясные герои, конфликты и их разрешение. Сценарий писался под Дохдурбека Кыдыралиева, который по возрасту подходил на роль Танабая. Я изначально поставил цель снять «Прощай, Гульсары! Но при этом не делал каких-то фантасмагорических и мелодраматических вещей, чтобы завлечь зрителя.

Айтматов, к сожалению, не успел познакомиться даже с черновым вариантом картины. Во-первых, у него не было времени, а во-вторых, когда я ему предлагал посмотреть отснятые куски, он говорил: «И что из того, что я посмотрю их? Если бы я понимал, как делается кино, то был бы режиссером. Ты режиссер, ты и думай, как лучше экранизировать повесть».

Последний раз у нас с ним был телефонный разговор за месяц до его смерти.

В этом году мы решили продолжить прошлогодний опыт выпуска нашего «Календаря знаменательных и памятных дат». Поэтому представляем вашему вниманию следующие рекомендательные списки, посвященные детским писателям-юбилярам 2013-2014 гг.

Материал представлен в виде двух разделов, в календарной хронологии дней рождения.

15 казахстанских писателей в этом году отмечают юбилей

Кроме того, в документальном проекте впервые заговорили и о тех, кто пытался вернуть поэта в казахскую культуру в 60-е годы прошлого века — об Александре Жовтисе и Хайрулле Махмудове. То, что шёпотом пересказывалось в 70—80-е годы, наконец, открыто и честно задокументировали гости-эксперты этого цикла. Оказалось, это стало новостью для многих зрителей, оставивших заслуженно-восторженные комментарии после просмотра. Есть в документальном фильме и погрешности, на которые не всякий обратит внимание. Например, в фильме с элементами реконструкции событий рассказывают о 30-х годах, а показывают чемодан из 60-х. Авторы фильма небрежны, когда говорят о событиях начала 20-х, а предъявляют хронику конца 60-х. Несмотря на это, самый главный итог фильма всё же в том, что историческая правда восторжествовала, а это в казахстанской документалистике — редкость. Картина вышла в четырёх частях с субтитрами на русском языке. Мини-сериал получился фактурным — с участием известных актёров, превосходной музыкой Рената Гайсина, картинно красивыми героями и не менее зрелищными кадрами особенно хороши пейзажные зарисовки.

Директора Восточно-Казахстанского областного филиала Союза писателей Казахстана поздравил глава региона Даниал Ахметов, выразив благодарность за многолетний труд на литературном поприще и вклад в развитие казахского языка. В честь юбилея глава региона вручил ключи от квартиры писателю и по казахским традициям накинул на плечи «чапан». В торжественном мероприятии приняли участие писатель-критик, лауреат премии «Алаш» Мереке Кулкенов, председатель филиала Союза писателей Казахстана г.

Наряду с этим, на юбилейном мероприятии было указано на необходимость формирования института преемственности в литературной среде и поиска новых направлений творчества с учетом современных тенденций в мире и обществе. Вместе с этим, мастера пера и слова не должны забывать о том, что свой след в истории они должны оставлять не только в книгах. Не менее важным литературным наследием станет и воспитание молодых последователей, поиск и продвижение новых талантов», - отметил Ахметжан Есимов.

Его перу также принадлежат произведения «Чемпион», «Меня зовут Кожа», «В далеком ауле», - говорит Айгуль Исаева, руководитель отдела библиотеки. Действует в библиотеке и выставка, посвященная юбилеям казахстанских писателей.

Познакомиться ближе с произведениями талантливых писателей может каждый желающий. Ежегодно в областной детско-юношеской библиотеке им.

100-летие казахстанского писателя включили в календарь памятных дат ЮНЕСКО

14 октября 100-летие со дня рождения Хамита Ергалиева (1916-1997), казахского поэта, народного писателя КазССР. В этой статье вы найдете таблицу с именами и датами рождения писателей Казахстана, которые отмечают юбилей в 2024 году. жыршысы», посвященная 100-летию со дня рождения народного писателя Казахстана, одного из авторов первого Гимна Казахстана, выдающегося поэта Музафара Алимбаева.

Юбилейные и памятные даты писателей и исторических личностей Республики Казахстан Январь

казахстанского поэта, члена Союза писателей Казахстана. 14 июня 95 лет со дня рождения Руфи Тамариной (1921 – 1995), поэтессы. Писателю Акбару Рыскулову в этом году исполнилось 70 лет, сообщает «Хабар 24». Чествование юбиляра сегодня проходило в Союзе писателей Казахстана. Знаменательные и памятные даты РК и Восточно-Казахстанской областина 2023 год 1 января 80 лет со дня рождения А. Лауреат премии «ҚР Тұңғыш Президенті», лауреат Государственной молодежной премии «Дарын» Правительства РК. Член Союза писателей и Союза журналистов Казахстана. Государственные символы. Государственный Флаг Республики Казахстан.

100-летие казахстанского писателя отметит ЮНЕСКО

15 казахстанских писателей в этом году отмечают юбилей Торжественные мероприятия в честь юбилеев авторов. Издание Юбилейных Сборников Произведений Казахстанских Писателей в 2024 Году. Основные Издания.
КАЛЕНДАРЬ 2023: ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА 11 августа – 140 лет со дня рождения религиозного и общественного деятеля, писателя, издателя и журналиста Бургана Шарафутдиновича Шарафа (1883–1942).
​Юбилей Чингиза Айтматова Писателю Акбару Рыскулову в этом году исполнилось 70 лет, сообщает «Хабар 24». Чествование юбиляра сегодня проходило в Союзе писателей Казахстана.
Юбилеи казахстанского писателя и композитора включили в календарь памятных дат ЮНЕСКО В 2022 году Казахстан отмечает 125-летие со дня рождения писателя, драматурга и ученого Мухтара Омархановича Ауэзова. И сегодня, когда власть пробует глобально.
Писатели-юбиляры К 85-летию со дня рождения поэта, писателя, литературоведа, общественно-политического деятеля, Народного писателя Казахстана Олжаса Омаровича Сулейменова (род. 1936 г.) 19.

В ЗКО широко отметят 100-летний юбилей народного писателя Казахстана Жубана Молдагалиева

В рамках мероприятия библиотекарь С. Абылдаева презентовала книжную выставку «Храбрый сын воинственного народа», посвященную жизни и творчеству писателя. Библиотека ыс представляет информационную слайд-презентацию «Ұлы есімдер = Великие имена» по юбилейным датам известных писателей и поэтов Казахстана. Календарь 2023: юбилейные даты выдающихся деятелей литературы и искусства казахстана. В текущем году будет отмечено 100-летие известного писателя, переводчика, внесшего большой вклад в развитие казахской литературы, Абдижамила Нурпеисова. со дня рождения писателя, Героя Советского Союза Момышулы Б. Зарубежные поэты и писатели – юбиляры.

Юбилей Акбара Рыскулова отметили в Союзе писателей Казахстана

Сельской библиотеки села Акжол Актуальность проекта: В целях популяризации творчества и биографий писателей юбиляров, видных деятелей науки и искусства, казахстанцев — Героев Советского Союза, формирования нравственных основ активной жизненной позиции пользователей посредством книг, пропаганды чтения литературы, библиотека с. Акжол в 2023году работает по литературному проекту «Юбилейные даты знаменитых людей Казахстана», посвященный выдающимся личностям Казахстана, юбилеи которых отмечаются в 2023 году. Среди юбиляров 2023 года есть много громких имён. Это люди, оставившие яркий след в истории, литературе. Именно это и определяет актуальность данной работы.

Кудайбердиева трудно назвать баловнем судьбы, а смерть литератора, осуществившего поэтический перевод на казахский язык пушкинских «Метели» и «Дубровского», была откровенно нелепой и трагичной. Имя поэта в течение десятилетий находилось под политическим и бюрократическим запретом, однако сегодня его произведения являются частью сокровищницы национальной культуры Казахстана. По словам современной казахстанской писательницы Зауре Турехановой, Шакарим Кудайбердиев был одним из видных деятелей своего времени, чья жизнь и творчество будет изучаться поколениями. С последним он даже находился в переписке.

К тому же Кудайбердиев имел энциклопедические познания, был путешественником и философом. Шакарим — мудрец своего времени». Семилетний рубеж ребенка ознаменовался трагедией: он остался сиротой. Воспитателем стал дядя Абай, который сумел разглядеть и развить в племяннике творческие таланты. В юности круг его интересов представляли духовные и философские трактаты, античные и современные ему художественные произведения, география, естествознание, история. Юноша освоил азы изобразительного искусства и резьбы по камню, научился моделировать и шить одежду, мастерил музыкальные инструменты. Уже в юном возрасте Шакарим начинает писать стихи, песни, трактаты. Памятник Шакариму Кудайбердиеву в Семее.

Иллюстрация: obvk.

Также в числе знаменательных дат 2024 года - 130-летие основоположника современной казахской литературы, писателя, драматурга, журналиста Ильяса Жансугурова, 130-летие поэта, писателя, основателя Союза писателей Сакена Сейфуллина. Писателю, поэту, драматургу Беимбету Майлину исполнилось бы 130 лет, писателю, поэту, драматургу Жусупбеку Аймауытову — 135 лет, жырау, композитору Кенену Азербаеву 140 лет.

Нуршаихов прошел всю войну командиром орудия в 100-й Казахской стрелковой бригаде, воевал на Калининском, втором Прибалтийском, первом и втором Белорусских фронтах. На фронте он встретил свою жену Халиму, которая служила там медсестрой и письмоносицей. Они поженились в 1946 году и вскоре переехали в Алматы, где оба поступили на филологический факультет в разные университеты. Редкая фотография Азильхана Нуршаихова среди своих однополчан третий ряд, третий слева. Фото кредиты: nurshaikhov. Однажды Нуршаихов рассказал историю о том, что во время войны он носил в вещевом мешке две книги — стихи казахского поэта Абая и первую часть книги Ауэзова «Путь Абая». Будучи студентом, Нуршаихов поделился этим с Ауэзовым и получил от классика удивление и комплименты.

Его бесконечное восхищение Ауэзовым продолжалось и позже, когда он включил образ Ауэзова в качестве прототипа героя профессора Мухита Ауэнова в свой самый известный роман «Годы радости и любви». Нуршаихов первый справа со своим профессором и казахским писателем Мухтаром Ауэзовым третий справа. Автор попытался воплотить мораль и общечеловеческие ценности через центральных персонажей романа. Главный герой Ербол героически сражался в Великой Отечественной войне и по возвращении в мирное время в университет погружается в романтическую сторону жизни.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий