Жанры концертов

К участию в концерте привлекают все виды и жанры искусства, которые помогают выразить и раскрыть тему концерта. В частности, в театрализованном концерте активно используется кино. Первые упоминания о жанре относятся к началу 16 в., самая ранняя из известных публикаций концертов – многохорные «Concerti» А. Габриели (1587). Концерт — Музыкальный — публичное, платное исполнение музыки по заранее объявленной программе, одним или несколькими музыкантами в специально оборудованном помещении. МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД. на тему: «основные виды и жанры концертов. Постановка концертного номера».

Жанр хорового концерта

Сюжетный ход в таком представлении не столько заставляет публику следить за развитием сюжета, сколько понимать и принимать логику построения композиции концерта, а порой воспринимать тот или другой номер с неожиданной стороны. Замена конферансье или безликого ведущего персонажем персонажами наделенным определенными чертами характера и характерности профессией, возрастом, привычками и т. Иначе говоря этой форме эстрадного концерта во многом тяготеющей к эстрадному представлению , присуща ролевая персонификация конферансье, превращение его в проходящее через весь концерт действующее лицо, поведение которого зависит целиком от сюжетного хода. Создание для такого рода концерта специального оформления сценографии , определяющего и выражающего образ как всего концерта, так и его части эпизода, номера. Все эти особенности присущи и таким формам эстрадных представлений, как «обозрение», мьюзик холльным программам.

Ревю в перев. Обозрение — такая форма эстрадного действа, в котором отдельные номера связаны с сюжетным ходом, позволяющим по мере его развития все время «менять» место действия различные «путешествия», «поиски» кого — то или чего-то и т. В этом случае каждый номер воспринимается зрителем не как изолированное произведение, а как яркий эпизод, действие в общей композиции концерта. Следовательно, обозрение — это эстрадное представление на задуманную и выраженную через сюжетный ход тему, составленное из объединенных в эпизоды, разных номеров.

Сценичекие повороты сюжетного хода позволяют, меняя место действия, «обозреть» события, как бы с разных точек зрения. Этой форме эстрадного искусства свойственны стремительный темп, озорство, неожиданность поворотов сюжетного хода, музыкальная насыщенность. Обозрение смонтированное из отдельных номеров, как правило, подготовленных незавизимо от создаваемого представления, таит в себе опасность так как номер это завершенное произведение со своей логикой, а сюжетный ход подразумевает подчинение номеров логике всего представления. В этом случае все зависит от творческой выдумки режиссера, от логики «входа» и «выхода» из номера, от его «подачи» и т.

Мьюзик-холльное представление.

Зрелищные, яркие, динамичные номера распределить ближе к финалу - с эффектного номера начать концерт и ярким заключительным номером поставить «точку» - иногда несколько номеров естественнее подать единым блоком несколько номеров фольклорного жанра Текст сценария, который пишется между концертными номерами называется связками, «нырками» между номерами. Тематический концерт строится по всем тем же законам, что и сборный, но его номера раскрывают какую-либо тему и придерживаются ее. Театрализованный концерт Самый зрелищный, яркий, масштабный, но и самый трудный по замыслу и по его организации и воплощению.

Театрализованный концерт всегда тематический в своей основе. Такой концерт чаще всего имеет свою сюжетную линию, сквозных героев, как в театре.

В этих же театрах они называются антрактами ибо в антракте перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей. С появлением концерта связано и понятие вокзал. В 18 веке вокзалом назывались загородные сады с клубными концертными помещениями, которые сочетали в своих стенах возможности проведения концерта, дивертисментов с танцевальными вечерами и маскарадами. Слово «вокзал» перешло к нам из Лондонского «воксал» — столичные увеселительные учреждения. В 40-х годах IXX века большой популярность пользовался Павловский вокзал, где были построены концертная и танцевальная зеленая эстрада, сад искусственных вод. В садах и вокзалах проводились представления, построенные на фольклоре, танца, песнях, обрядах, некоторых областей России.

В садах и вокзалах утвердились и выступления оркестра, исполнявших танцевальную музыку. В эти годы Штраусом были созданы лучшие вальсы. В 20-е — 30-е годы XX концертная жизнь страны приобрела самостоятельное значение, охватила широкие слои нового слушателя, который получил возможность приобщиться к настоящему высокому искусству. Концерт сегодня является самостоятельным видом искусства. Он вобрал в себя жанры от серьезной и камерной и симфонической музыки до жанров развлекательных. Виды концертов и их характеристика В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического от греческого phileo — люблю и harmonia — гармония и эстрадного от латинского stratum — настил, помост. К филармоническим принято относить следующие жанры концертов: — симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т. Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора; — камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм — сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.

Камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов; — концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов- концертмейстеров, ансамблей и оркестров; — музыкально-литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно- драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов — мастера художественного слова, артистов балета; — концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.

Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора; — камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм — сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т. Камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов; — концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей и оркестров; — музыкально-литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов — мастера художественного слова, артистов балета; — концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них. К эстрадным концертам относятся: — концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джазоркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку; — концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей.

Концерт как вид КДП. Особенности режиссуры концерта.

Виды жанра концерта. Жанр концерта – это особый направление музыкального искусства, представляющее собой исполнение музыки перед зрителями. Отслеживая историю концерта, его модификацию в каждом временном отрезке, мы становимся свидетелями разложения данного явления на виды и жанры. Тематическая концертная программа — это музыкальный концерт или выступление, в котором музыкальные произведения группируются вокруг определенной темы или идеи.

Концерт (история появления и виды)

в быстром движении). В XVIII веке симфония, в которой многие инструменты местами исполняли соло, называлась concerto grosso. Концерт-соревнование как музыкальный жанр при этом находит свое место в концерте-согласии, как форме существования сценического искусства. Концерт (в переводе с латинского – состязание) – музыкальный жанр, в основе которого лежит противопоставление солиста (или солистов) всему оркестру.

Концертная деятельность

Если бы страницы книги могли зазвучать после этих слов, мы сразу же услышали бы яркие, полнозвучные аккорды оркестра — начало Первого фортепианного концерта. С первыми звуками этой музыки словно сама радость врывается в зал. Каким маленьким и слабым кажется сидящий за роялем пианист. Мощное звучание оркестра словно отгородило его от зала плотной стеной. И в эту ликующую массу звуков могучим колоколом влился новый голос. Вы не можете не слышать меня». И мы слышим, прекрасно слышим звучный, сильный голос рояля. Широкой мелодией разлились скрипки и, смиряя своё безудержное ликование, постепенно затих оркестр. Теперь звучит один рояль... Сменяют друг друга виртуозные аккорды и пассажи, одевают мелодию в сверкающий, богатый наряд. Но и оркестр ещё не смирился.

Он не уступит так просто, не сдастся без борьбы. Вспыхивает страстный спор. Главная тема слышна то в оркестре, то в партии рояля... Да, конечно, это, прежде всего замечательная музыка. Настоящая музыка, а не просто головоломные, виртуозные трюки. Обычно музыка концерта - светлая, радостная и нарядная. Должна вам сказать, что слово «концерт» переводится не только как «состязание», но и как «согласие». А это значит, что состязание всегда дружеское. Но, конечно, слушая концерт, вы порой и погрустите, и помечтаете, и задумаетесь над чем-то. Иногда музыка может быть и очень мрачной, даже трагической.

Например, в скрипичном концерте Шостаковича или в Третьем фортепианном концерте , о котором мы ещё будем говорить. Однако это бывает гораздо реже. Тонкий и выразительный музыкальный колорит концерта для скрипки Феликса Мендельсона сочетается здесь со строгостью формы. Композитор достиг здесь той высокой драматичности, которая позволяет говорить о его связи с бетховенскими симфоническими традициями. Вместе с тем концерт насыщен духом романтизма - от первой до последней ноты. В нем сосредоточились характернейшие черты творчества Мендельсона - лиричность, песенность, изящество, чувство красоты и гармоничности окружающего мира. Концерт - большое, многочастное произведение хотя бывают и одночастные концерты. Как правило, в нем три части. Первая — самая действенная, «главный участок борьбы». Вторая - медленная, лирическая.

Часто её образы связаны с природой. Третья часть - финал. Музыка финала чаще всего особенно жизнерадостная, стремительная и блестящая.

Позднее симфония, в которой один инструмент получал более самостоятельное значение в сравнении с другими, стала называться symphonique concertante, concertirende Sinfonie. Концерт в трёх частях явился в конце XVII ст.

Итальянец Корелли см. Наибольшей популярностью пользуются К. Позднее К.

Виды концерта — музыкальный симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др. Концерт в массовой культуре [править править вики-текст] Концерт в массовой культуре — массовое зрелищное событие, проходящее в закрытом помещении или на открытом воздухе площади, стадионы и т. Как правило, в концертах участвуют хореографические, эстрадные и рок-коллективы. Сцена на концертах оборудована микрофонами, мощной звуковоспроизводящей и световой аппаратурой. Иногда концерты проводятся на открытом пространстве в несколько гектаров, где строится специально оборудованная звуком и светом большая высокая сцена для выступления артистов. Как правило, такие подиумы окружаются большими видеоэкранами, на которые транслируется увеличенное изображение происходящего на сцене.

Выступали на гуляньях и солдатские хоры, т. Еще один источник есть у современного концерта- театр. С конца 18 века в оперном театре вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену в дивертисменте артистов- любимцев публики с исполнением наиболее эффектных арий из опер или танцев из балетов. Постепенно артисты в дивертисментах стали пополнять репертуар произведениями, взятыми не только у ведущих спектаклей. Это давало возможность выявить те стороны мастерства и удовлетворить те художественные устремления артистов, которые в рамках театрального представления остались так или иначе скованными. В середине 20-х годов 19 века дивертисменты начинают устраиваться и в драматических театрах, главным образом, в Александровском в г. Петербурге и Малом театре г. Тут они нарекаются антрактами, ибо в антракте перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей. В антрактах выступают самые знаменитые актеры того времени. Великий М. Щепкин первый стал читать перед занавесом произведения Пушкина и Шевченко, басни Крылова. Исполнял он в антрактах и водевильные куплеты. Таким образом, антракт приучал к соседству разнообразных жанров. И еще очень важно, что выделялись и вносились на просцениум лучшие, наиболее удавшиеся монологи, куплеты и другие фрагменты ролей. Все виды выступлений в дивертисментах и антрактах до сих пор живут в концертных программа. Обычай актеров театра исполнять лучшее из своего сценического репертуара прочно вошел в концертную жизнь. Без их выступлений не обходится современный концерт. Вряд ли многие знают сейчас, что слово вокзал, связанное со «встречами» и «отъездами», «лязгом колес» закрепилось за местом прихода и ухода поездов из-за искусства и притом искусства эстрадного. В 18 веке вокзалами называли загородные сады с клубно-концертными помещениями, которые сочетали в своих стенах концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами. Слово «вокзал» перешло к нам из «Лондонского Воксала» - столичные увеселительные учреждения. В 40-х годах 19в. В садах и вокзалах интереснейшими постановками были целые представления, построенные на фольклоре- танцах, песнях, обрядах некоторых областей России. В садах и вокзалах утвердились и выступления оркестров, исполнявших танцевальную музыку. Пятнадцать лет на эстраде Павловского вокзала выступал композитор Иоганн Штраус. В эти годы им были созданы лучшие вальсы. Эстрада вокзалов и садов развивалась в явно демократическом направлении, чем вызвала недовольство Николая I. При Александре II ее положение еще больше ухудшилось. В 1862г. Допускались только благотворительные концерты при императорском театре. Но и благотворительные концерты сыграли немалую роль в развитии отечественной эстрады, но ее истинно народный характер был несколько приглушен. В 20-30 —е годы ХХ века концертная жизнь страны приобрела самостоятельное значение, охватила широкие слои нового слушателя, который получил возможность приобщиться к настоящему высокому искусству. Концерт сегодня стал самостоятельным видом искусства, многоликим и многообразным.

Музыка. 6 класс

Является наиболее распространенной, традиционной формой эстрадного концерта. Его программа состоит из номеров различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки, пародии и т.д.). Концерт — Музыкальный — публичное, платное исполнение музыки по заранее объявленной программе, одним или несколькими музыкантами в специально оборудованном помещении. «Концерт одной главенствующей темы». Она, как стержень. Нанизывает и группирует вокруг себя все художественные компоненты концерта. Композиция сборного концерта подчиняется существующим правилам, разнообразию жанров и нарастанию темпо-ритма.

Глава 29. Теоретические основы создания эстрадного концерта

В этом как раз сущность синтеза, которая реализуется редактором, заведующим литературной частью, режиссёром и конферансье. Калейдоскоп, механическое чередование такой системности не создают. Принцип системы — это принцип общего движения, внутренней родственности и эмоциональных связей. Эстрадный номер, безупречный сам по себе, обретает динамику в условиях темпераментной, азартной, агрессивно-заразительной переклички с другими номерами»[96]. Перекличка может основываться на своеобразной передаче настроения, созданного в зале предыдущим исполнителем, и в этом случае конферансье не должен его разбивать своей беседой с залом.

С динамичным хореографическим номером может вступить в перекличку номер из разряда оригинальных жанров —акробатический этюд или жонглирование. У артистов обоих жанров физическое совершенство доведено до высочайшего профессионального уровня. Логично обосновывая чередование эстрадных номеров их эмоционально-тематической «перекличкой», следует учитывать внешние признаки, которые заставляют разъединять в программе те или иные концертные произведения, те или иные жанры. После ансамбля скрипачей вряд ли следует сразу выступать иллюзионисту если, конечно, конферансье не сумеет создать неожиданный и удачный «мостик» , а после клоунады —классическому балету.

С организационной точки зрения нельзя в концерте отводить соседние места для выступления двух массовых коллективов — оркестра и отдельного хора и т. В конечном же счете логика построения сборной эстрадной программы основывается на законах зрительско-слушательского восприятия. Когда подряд друг за другом намечены к исполнению эстрадные номера легко воспринимаемых жанров, то внутри этой серии необходимо соблюдение жанрового разнообразия. Вряд ли уместно исполнение двух разговорных номеров подряд — это пойдет во вред их восприятию, поскольку вызовет у слушателей подспудное желание их сравнения.

Интересно заметить, что положительное восприятие эстрадных концертных номеров зависит от самых разных причин. В одном случае нам достаточно оригинальности трактовки, в другом — новизны материала,в третьем - встречи с любимым исполнителем, поскольку каждый номер содержит свою «изюминку». А сочетание«неповторимостей» во многом определяет успех эстраднойпрограммы в целом. Особым образом воспринимается зрителями начало и финал концертной эстрадной программы.

Поэтому первый и последний номера обязаны отличаться от всех остальных или качеством исполнения, или массовостью участников, или необычностью жанра, или режиссерским решением. Следовательно, процесс составления программы эстрадного концерта — это поиск оптимального варианта чередования психологических установок аудитории на восприятие исполняемых номеров. Значит, основными закономерностями создания эстрадного концерта являются разнообразие, сопрягаемость, контрастность, гармоничность и целостность, учитывая которые, можно найти наилучший вариант расположения номеров в концерте. Разнообразие в эстрадном концерте организуется по принципу такого их сочетания, когда каждый номер каким-то заметным качеством содержания или формы отличается от соседствующих.

Сопряжение номеров предполагает наличие в эстрадном концерте таких жанров, которые не могут соседствовать в программе. Эстрадная песня, например, не может предшествовать фортепьянному произведению, так же как и после выступления чтеца с отрывками из классической литературы неуместно выступление эксцентрического танцора. Контрастность является средством, при помощи которого можно быстро собрать внимание зрительного зала после предыдущего номера. Если предыдущий номер шёл в высоком темпоритме, то требуется либо перекрыть этот ритм более высоким, либо привлечь внимание зрителей неожиданным спадом темпа, собранностью, углубленностью исполнения.

Составление дивертисментных эстрадных концертных программ, где один номер не связан с другим непосредственно, является чередованием жанров, стилей, масштабов номеров, обусловливается гармоничностью и целостностью концерта. Программы эстрадного концерта в крупном концертном зале строятся, как правило, на выступлениях высокопрофессиональных исполнителей. Эстрадный концерт, имеющий место в небольшом клубе, в доме отдыха, в стенах какого-либо предприятия и учреждения, уже самым фактом его организации на малой площадке получает право быть «домашним», «камерным» Уровень исполнительского мастерства здесь тоже необходим вполне достойный, но участие "звезд" в этих случаях не является обязательным. Поскольку эстрадные концертные программы состоят из разножанровых номеров, необходимо рассмотреть влияние фактора времени на отдельно взятый номер.

А вот время, отпущенное каждому исполнителю, зависит, прежде всего, от жанра, в котором он выступает. Все музыкальные жанры пение, танцы ограничены достаточно жёсткими временными рамками. Свободное обращение с залом в эстрадных концертах строго регламентировано их формой. Для непосредственного прямого общения с аудиторией остаются лишь выход на эстраду, паузы во время объявления произведений и периоды, когда звучат аплодисменты.

Более всего свободен от соблюдения временных рамок и границ конферанс. С творческой точки зрения, эстрадные концерты рассматриваются как: — концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров, эстрадно-инструмен-тальных ансамблей; — концерты вокальных, вокально-инструментальных ансамблей, вокально-танцевальных ансамблей оперетты; — концерты артистов музыкальной комедии, эстрады и народной песенной культуры; — концерты артистов разговорного жанра; — театрализованные эстрадные представления, театрализованные эстрадные концерты; — концерты артистов спортивно-цирковых, эстрадно-цирковых жанров. Следующая специфическая черта эстрадного концерта, которая оказывает влияние на его управление, связана с большей автономностью концертного исполнителя, по сравнению с артистом театра, и в выборе репертуара, и в поисках сценического решения, и в объёме свободного времени. Специфика создания эстрадного концерта состоит и в его многожанровости, и в большом числе участников.

Многожанровость эстрадного искусства зависит от акустической особенности зрительного зала и его размеров. Поскольку для эстрадного концерта нет необходимости выстраивать специальные художественные декорации, это позволяет провести концерт на любой площадке, делает его мобильным и оперативным в подготовке и проведении. Именно этот фактор в значительной мере способствует ориентации проведения эстрадных концертов в нестационарных условиях на передвижных средствах, отдалённых пастбищах и т.

В театрализованном концерте все номера объединяются одним режиссерским решением в определенную художественную композицию, подчиненную одной теме. Он отличается от театрализованного представления тем, что в последнем могут быть включены и фрагменты концертных номеров, а в театрализованном концерте — все номера законченные произведения. Законченностью концертного номера театрализованный концерт отличается и от тематического вечера, литературно- музыкальной композиции. Итак, можно сделать вывод, что театрализованный концерт- это такое культурно-досуговое мероприятие, которое состоит из эпизодов, эпизод из номеров. Жанры самые различные: художественное чтение, танцы, хоровое и сольное пение, музыкальные номера.

Может быть детский блок, или отдельно - народная сцена. Режиссерские ходы самые разнообразные, например, путешествие. Финал концерта - массовый, как правило, выходят все участники концерта. Они бывают в 1-м или 2-м отделениях с антрактом. В 1-м отделении он должен идти 1ч. Если в 2-х отделениях, то 1-е отделение -1ч. Конечно, могут быть отклонения, зависящие от исполнителей, темы, места проведения концерта.. Среди главных требований, которые предъявляются к концерту, как форме культурно-досуговой деятельности, можно выделить следующие: 1.

Требование — идейная выдержанность, познавательная и воспитательная ценность концертных программ. Требование- художественная полноценность исполняемых произведений. Организаторы концертов при оформлении концертных программ не должны проявлять нетребовательность и не опускаться до неразвитого зрителя, а постепенно перевоспитывать его несовершенные вкусы. Обычное оправдание «это нравится публике»- здесь неуместно. Лучший способ борьбы с халтурой - активно противопоставлять ей произведения настоящих мастеров: и классиков, и современников, и отечественных, и зарубежных. Сильным средством воспитания высоких эстетических вкусов всегда останутся произведения народного творчества, проверенные временем, отшлифованные многими поколениями, ставшие настоящими шедеврами. Отобрать для концертной программы идейно и художественно полноценные песни, танцы, стихи- только половина дела. На высоком уровне должно быть и исполнение концертных номеров.

Большинство концертов в культурно- досуговом учреждении - самодеятельные и артисты его должны быть очень требовательными к себе. Публичный провал недоработанного номера способен навсегда отбить желание к занятиям искусством, к дальнейшим выступлениям с эстрады. Низкий уровень исполнения способен убить даже талантливое произведение. Если же отдельные зрители, делая «скидку на самодеятельность», одобрительно или нейтрально относятся к смелым выступлениям, это порождает у исполнителей самоуверенность, пагубную привычку халтурить. Требование - жанровое разнообразие. Типичная черта концертов, организуемых в культурно- досуговых учреждениях клубного типа и важное условие их успеха у зрителей - наличие в программе различных видов и жанров искусства. Добиться этого можно, если будет расширяться репертуар существующих коллективов и будут создаваться новые коллективы художественной самодеятельности. Драматическому коллективу целесообразно не ограничиваться постановкой только одноактных пьес.

Должна вестись параллельная работа над интермедиями, сценками и другими номерами разного жанра. Требование - продуманное построение и грамотная режиссура. Независимо от вида, концерту всегда должно быть присуще внутреннее единство.

Это давало возможность выявить те стороны мастерства и удовлетворить те художественные устремления артистов, которые в рамках театрального представления остались так или иначе скованными. В середине 20-х годов 19 века дивертисменты начинают устраиваться и в драматических театрах, главным образом, в Александровском в г. Петербурге и Малом театре г. Тут они нарекаются антрактами, ибо в антракте перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей. В антрактах выступают самые знаменитые актеры того времени.

Великий М. Щепкин первый стал читать перед занавесом произведения Пушкина и Шевченко, басни Крылова. Исполнял он в антрактах и водевильные куплеты. Таким образом, антракт приучал к соседству разнообразных жанров. И еще очень важно, что выделялись и вносились на просцениум лучшие, наиболее удавшиеся монологи, куплеты и другие фрагменты ролей. Все виды выступлений в дивертисментах и антрактах до сих пор живут в концертных программа. Обычай актеров театра исполнять лучшее из своего сценического репертуара прочно вошел в концертную жизнь. Без их выступлений не обходится современный концерт.

Вряд ли многие знают сейчас, что слово вокзал, связанное со «встречами» и «отъездами», «лязгом колес» закрепилось за местом прихода и ухода поездов из-за искусства и притом искусства эстрадного. В 18 веке вокзалами называли загородные сады с клубно-концертными помещениями, которые сочетали в своих стенах концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами. Слово «вокзал» перешло к нам из «Лондонского Воксала» - столичные увеселительные учреждения. В 40-х годах 19в. В садах и вокзалах интереснейшими постановками были целые представления, построенные на фольклоре- танцах, песнях, обрядах некоторых областей России. В садах и вокзалах утвердились и выступления оркестров, исполнявших танцевальную музыку. Пятнадцать лет на эстраде Павловского вокзала выступал композитор Иоганн Штраус. В эти годы им были созданы лучшие вальсы.

Эстрада вокзалов и садов развивалась в явно демократическом направлении, чем вызвала недовольство Николая I. При Александре II ее положение еще больше ухудшилось. В 1862г. Допускались только благотворительные концерты при императорском театре. Но и благотворительные концерты сыграли немалую роль в развитии отечественной эстрады, но ее истинно народный характер был несколько приглушен. В 20-30 —е годы ХХ века концертная жизнь страны приобрела самостоятельное значение, охватила широкие слои нового слушателя, который получил возможность приобщиться к настоящему высокому искусству. Концерт сегодня стал самостоятельным видом искусства, многоликим и многообразным. Он вобрал в себя жанры от серьезной камерной и симфонической музыки до жанров эстрадно-развлекательных.

Классификация концертов Концерт- самая популярная и общедоступная форма культурно-досуговой деятельности, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция его - формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщение к миру прекрасного. И, наконец, удачный концерт- это всегда хорошая возможность отдохнуть, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю.

В первом случае определяющим является сочетание значительности содержания с яркой зрелищностью. Постановка ревю-феерий характерна для мюзик-холла и эстрадных коллективов подобного типа. В ревю-феериях основными компонентами являются разнообразные эстрадные. Цирковые и драматические номера, большие коллективы - танцевальные группы. Эстрадные оркестры. В ревю- феериях важнейшую роль играет музыка. Сценическое решение ревю- феерий отличает эффектное использование технических возможностей сцены.

Концерт народного творчества на подлинных образцах фольклора. Эстрадный - концерт вершина развлекательности, в них меньше внимания уделяется камерной, особенно инструментальной музыки и серьезным жанрам и произведениям и больше - юмору, танцу, эстрадной песне, оригинальным жанрам. Гала - концерт - особенно праздничное торжественное, привлекающее публику зрелище.

Что такое концерт в разных смыслах этого слова

К участию в концерте привлекают все виды и жанры искусства, которые помогают выразить и раскрыть тему концерта. В частности, в театрализованном концерте активно используется кино. Отснятые ролики специально подобранного документального материала, подтверждают мысль, заключенную в номере, помогают уточнить место действия и создать необходимую атмосферу. Часто для театрализованных концертов применяется оформление специально выполненное художником.

Должен быть точно найден художественный образ. Ни в одном другом жанре искусства не ставится так остро вопрос о стремительной и органичной подаче на сцену разнообразных сил. Заставляет художника вместе с режиссером заранее продумать четкий порядок красивой и легкой «эвакуации» со сцены тех или иных номеров с их декоративным оформлением и появление на сцене новых коллективов.

Главное в режиссуре театрализованного концерта непрерывность его программы, незамедлительная смена номеров, которые увлекают за собой зрителя. Это достигается хорошей организацией всего концерта. Если же закулисная часть не мобилизована, режиссерская композиция не продумана и оформление плохо с ней связано, возникают разрывы в «ткани» концерта, которые отвлекают зрителя, снижают эффективность самого концерта.

В театрализованном концерте все номера объединяются одним режиссерским решением в определенную художественную композицию, подчиненную одной теме. Он отличается от театрализованного представления тем, что в последнем могут быть включены и фрагменты концертных номеров, а в театрализованном концерте — все номера законченные произведения. Законченностью концертного номера театрализованный концерт отличается и от тематического вечера, литературно- музыкальной композиции.

Итак, можно сделать вывод, что театрализованный концерт- это такое культурно-досуговое мероприятие, которое состоит из эпизодов, эпизод из номеров. Жанры самые различные: художественное чтение, танцы, хоровое и сольное пение, музыкальные номера. Может быть детский блок, или отдельно - народная сцена.

Режиссерские ходы самые разнообразные, например, путешествие. Финал концерта - массовый, как правило, выходят все участники концерта. Они бывают в 1-м или 2-м отделениях с антрактом.

В 1-м отделении он должен идти 1ч. Если в 2-х отделениях, то 1-е отделение -1ч. Конечно, могут быть отклонения, зависящие от исполнителей, темы, места проведения концерта..

Среди главных требований, которые предъявляются к концерту, как форме культурно-досуговой деятельности, можно выделить следующие: 1. Требование — идейная выдержанность, познавательная и воспитательная ценность концертных программ. Требование- художественная полноценность исполняемых произведений.

Организаторы концертов при оформлении концертных программ не должны проявлять нетребовательность и не опускаться до неразвитого зрителя, а постепенно перевоспитывать его несовершенные вкусы. Обычное оправдание «это нравится публике»- здесь неуместно. Лучший способ борьбы с халтурой - активно противопоставлять ей произведения настоящих мастеров: и классиков, и современников, и отечественных, и зарубежных.

Сильным средством воспитания высоких эстетических вкусов всегда останутся произведения народного творчества, проверенные временем, отшлифованные многими поколениями, ставшие настоящими шедеврами. Отобрать для концертной программы идейно и художественно полноценные песни, танцы, стихи- только половина дела. На высоком уровне должно быть и исполнение концертных номеров.

Большинство концертов в культурно- досуговом учреждении - самодеятельные и артисты его должны быть очень требовательными к себе.

Вплоть до наст. Благодаря этому сохранилась значимость партесного К. XVII - 1-й пол. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Рус. О хоровой многоголосной композиции XVII - нач. Партесный концерт в истории музыкальной культуры.

Русская музыка XVII в. Пародия в русско-укр. Острог, 2011; Плотникова Н. XVII - сер. Витоки, музична теорiя та виконавська практика партесного багатоголосся: Канд. Герасимова-Персидская Духовный К. Многие черты, присущие русской хоровой музыке этого периода в целом, присутствовали в духовном К.

Период, охватывающий творчество композиторов от М. Березовского до С. Дегтярёва , стал «золотым веком» рус. Его историю можно условно разделить на 3 этапа. Первый этап 60-70-е гг. Галуппи ; 2-й этап кон. Бортнянского , хотя в этом жанре вместе с ним работали и многие второстепенные авторы, напр.

Диц, воспитанники АХ П. Скоков, С. Осипов, Е. Фомин и др. Бортнянского; его творчество оказало огромное влияние на современников, особенно на молодое поколение - Л. Гурилёва , Дегтярёва, А. Веделя , С.

Давыдова , Д. Кашина и др. Наряду с молодыми композиторами в те же годы хоровые К. Козловский , Дж. Хоровой К. В истории музыки К. Наибольшее влияние на рус.

Впервые это определение появилось в трудах историков рус. XIX в. Разумовский , В. В наст. Концерт «Пособивый Господи». Партия дисканта. Фрагмент рукописи нач.

Рахманинова и композиторов Нового направления. Она позволила найти иные пути развития русской певческой традиции и, по словам М. Глинки , связала узами законного брака «фугу западную с условиями нашей музыки» Письма М. Глинки к К. В начале царствования Екатерины II церковная музыка была под властью барокко. Елизавета Петровна в певческом искусстве придерживалась вкусов юности: в 50-х гг. В это время немногие композиторы обращались к церковной музыке: основное внимание сочинители уделяли старым формам с новыми звуковыми эффектами.

В конце елизаветинского царствования появился гипертрофированный барочный вариант партесного К. Такой музыкой приветствовали имп. Екатерину II в Ярославле в 1767 г. XVII - нач. Смоленский ; реконструкция этих К. Можно предположить, что Екатерина II, стремившаяся навести в России во всех сферах жизни и деятельности европ. Для обновления стиля она привлекла итал.

Галуппи было поручено сочинить музыку на богослужебные тексты в правосл. Ранее в Венеции Галуппи написал много католич. Марка и жен. Тем не менее именно Галуппи стал родоначальником рус. В католических соборах Венеции и Болоньи того времени церковная музыка звучала не только в сопровождении органа или оркестра, но и в хоровом исполнении a cappella. Многочастные хоровые композиции встречаются в творчестве венецианцев - А. Лотти учитель Галуппи и его последователей, современников Галуппи: А.

Бернаскони, Г. Латиллы, Б. Считается, что творчество Лотти в западноевропейской церковной музыке служит «мостом» между барочным и классицистским стилями. Подобным образом в рус. Галуппи сочинил для правосл. Церкви неск. Не зная церковнослав.

Однако вряд ли справедливо упрекать капельмейстера собора св. Марка в плохом знании текстов псалмов Давида, лежащих в основе хоровых К. Творчество Галуппи и др. Для написания хорового К. Этот жанр сформировался как многочастное произведение 2, 3 и более частей праздничного характера на церковный лат. Позднее возникла его разновидность для солистов-певцов с инструментальным сопровождением. Таковы мотеты Галуппи «A rupe alpestri» для альта и оркестра Venez.

N 157-158. Более ранняя форма мотета, прообраз рус. Таковы, напр. Марка многие из его произведений сохр. Галуппи состоят из 4-5 частей с темповым и тональным контрастом, аналогичным сонатно-симфоническому. Сохранились следующие К. Подобная форма была использована Березовским.

Долгое время духовную музыку композитора изучали по 2 К. В этих сборниках все К. Считаются утерянными К. Березовского «Вскую мя отринул», «Отрыгну сердце мое», «Суди, Господи, обидящия мя», «Услышите сия вси языцы». Березовскому приписывается авторство песнопения «Отче наш» на нем. О творческих контактах Галуппи и Березовского документальных сведений не сохранилось, но, вероятно, они имели место: композитор и певчий работали в Придворной капелле; Галуппи давал уроки юному Бортнянскому, уроженцу Глухова, земляку Березовского. В связи с отъездом итал.

Духовные К. Галуппи и Березовского имеют схожие структуры и приемы развития тематизма. Авторы выбирали в качестве лит. Большое значение имеет система полифонических приемов: от канонических имитаций в первых частях до развернутых фуг с кульминационной стреттой «сжатым» проведением темы в нескольких голосах - в финалах. Произведения Галуппи и Березовского дают представление о том, какие глубокие изменения осуществились в стилистике и форме хорового К. Если до сер. Вершиной 1-го этапа истории рус.

После отъезда Галуппи новая манера пения стала стремительно распространяться по империи. Современник композитора, немецкий ученый и историк Я. Штелин писал: «За несколько лет до 1769 года фигуральное пение и церковные концерты достигли до самых отдаленных, внутренних, городов России. Они исполнялись в соборных и других церквах» цит. Хайгольда; см. Riga; Lpz. Титульный лист издания концертов Д.

На этой стадии развития жанра рус. Хоровые К. После 1797 г. Вероятно, причиной появления указа императора, помимо многолетних внутренних разногласий Павла с политикой матери, послужило его желание выглядеть в глазах подданных поборником древних традиций России. Эффектные хоровые К. Они звучали во время причащения священнослужителей в алтаре, когда по уставу положено пение причастна. Концертные сочинения стали воплощать новыми муз.

Это отметили и современники Бортнянского: «Духовная музыка должна не слух удовольствовать, а душу и сердце восхитить к Богу; для сего и введена в Церковь концертная симфония поющих голосов» Горчаков. В хоровых К. Заметно усиливается воздействие инструментальной и оперной музыки: используются типичные ритмы менуэта и сицилианы, характерные мелодические обороты арий и дуэтов, к хоровому письму применяются оркестровые и органные приемы длительно выдержанные звуки - педали, тембровое сопоставление групп хора, контрастирование хоровых унисонов с аккордовым изложением. Самой яркой фигурой духовной музыки 80-х гг.

Солист концерта— это герой, это главный персонаж, это примадонна, которая даже не глядит в сторону дирижера, а дирижер следует за ней. В хороших концертах аккомпанемент оркестра не сводится к простому треньканью на фоне мелодии солиста. Если вы ни разу не посещали концертный зал, непременно сделайте это. Многие приходят в зал преимущественно ради самого концерта. Они хотят услышать знаменитую солистку, убедиться в ее ослепительной виртуозности, оказаться смятыми ее музыкальной страстью и полюбоваться ее туалетами. Если вы собираетесь на симфонический концерт, где будет звучать именно концерт, купите билет на место, расположенное немного левее центра. Солист почти всегда стоит или сидит по левую руку от дирижера. Если солировать будет пианист, расположитесь еще левее можно даже на самом крайнем месте. Фортепиано вместе с другими клавишными инструментами всегда размещаются в левой части сцены, и вы получите удовольствие, наблюдая за руками пианиста. Но сидя в центре, вы ничего не увидите, поскольку рояль полностью скроет от вас исполнителя. Структура концерта Средняя длительность звучания концерта составляет около 30 минут. Концерты почти всегда состоят из трех частей— трех контрастных фрагментов, разделенных паузами. Для большинства концертов классических композиторов прошлого характерны три части, так же, как для голливудских кинолент, — два часа продолжительности, для бродвейских шоу — два акта, для рок - песен — три минуты звучания, а для голливудских звезд — перемена супруга каждые шесть месяцев. Эта формула, проверенная веками во всех жанрах музыки и, между прочим, в кинематографе , особенно хорошо реализуется в концертах, позволяя солисту продемонстрировать его чудесную технику в первой и последней частях, а в средней — перенести слушателя в более интимный, душевный мир. Солисты всегда играют по памяти, в отличие от музыкантов оркестра, подглядывающих в пюпитры, или дирижера, не вылезающего из толстенной партитуры.

Например, В. Моцарт писал многие свои клавирные и скрипичные концерты для себя и своих учеников. В рукописи другого валторнового концерта, также предназначавшегося для Лейтгеба, Моцарт оставил шутливый комментарий: «О, какая фальшь — увы! С буффонным комизмом звучит тема финала, начинающаяся многократным повторением одного звука. В других частях возникают иные «психологические» нюансы. В первой части посреди праздничных мажорных интонаций у валторны неожиданно появляется минорная тема, звучащая как жалоба или упрек. Во второй части, которую Моцарт назвал «Романс», у валторны также звучат подобные вздохам минорные мелодические фразы. Однако эти эпизоды становятся лишь на минуту набежавшей тенью, после которой еще приветливей и веселее светят солнечные лучи музыки Моцарта. В Концертштюке для кларнета и бассетгорна Феликса Мендельсона мы сталкиваемся с совсем иным, романтическим миром чувств: перепады между разными эмоциональными состояниями становятся гораздо более резкими и глубокими. В пьесе Мендельсона три контрастных раздела.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий