. великая моравия и ее значение для развития славянского региона.

Это первое славянское государственное образование на Моравии так и называлось – империя Само. В то же время Великая Моравия была крупным культурным центром, колыбелью славянской образованности, распространившейся на Чехию, Малую Польшу, Болгарию, Киевскую Русь, Хорватию, Сербию. Великая Моравия была родиной славянской азбуки и литературы, которая легла в основу древнерусской письменной культуры. Великая Моравия считается первым славянским государством, оказавшим большое влияние на культурное развитие всего славянского региона: здесь была создана первая славянская письменность и возник церковно-славянский язык.

Великоморавская держава IX в. Чехия и Словакия в X - первой половине XV в.

Византийские ученые и архитекторы приезжали в Великую Моравию, чтобы помочь в построении церквей и обучении местного населения. Многочисленные образованные люди из Великой Моравии получили образование в Византийской империи и принесли обратно новые знания и технологии. Культурные обмены и образование играли ключевую роль в развитии Великой Моравии и укреплении ее связей с Византией. Они помогли сформировать культурный облик Великой Моравии и оказали значительное влияние на развитие образования и культуры на этих землях. Религиозные факторы Религия играла важную роль в истории Великой Моравии и ее отношениях с Византией. В начале IX века на территории Великой Моравии преобладала языческая вера, хотя уже существовали некоторые христианские общины. Король Ростислав призвал великоморавский князь Святопольк, который стал истинным защитником и проповедником христианства на этих землях. Потребность в проповедниках и религиозных учителях стала одной из причин, по которой Великая Моравия обратилась к Византии. Одним из основных целей контактов с Византией было получение византийского священнического образования и освящение новых епископов. Византийская церковь уже находилась на высоком уровне развития, была богатой на знания и опыт, поэтому сотрудничество и обмен опытом с Византией казалось очень ценным для Великой Моравии.

Важную роль в укреплении религиозных связей с Византией сыграл монах Константин-Философ, который был послан в Великую Моравию в 862 году и создал здесь славянский алфавит — глаголицу. Это позволило моравянам осуществлять более эффективную пропаганду и распространение христианства на своей территории. Основываясь на этих связях, великоморавский князь Методий позднее был приглашен императрицей Теодорой в Константинополь и освящен византийским патриархом. Итак, религиозные факторы, такие как потребность в священниках и проповедниках, обмен опытом, передача знаний, играли важную роль в привлечении Великой Моравией к Византии. Религиозные связи способствовали процессу христианизации на этих землях и укреплению союза между Великой Моравией и Византией. Социальное и экономическое развитие Соседство имело значительное влияние на развитие Великой Моравии. Благодаря географическому положению и близости к важным торговым маршрутам, социальная и экономическая жизнь государства процветала. Плодородные земли и богатые природные ресурсы способствовали развитию сельского хозяйства и ремесленничества. Жители Великой Моравии занимались выращиванием зерна, овощей и плодов, а также осваивали скотоводство.

Благодаря этому, моравские товары пользовались спросом как на внутренних, так и на внешних рынках. Торговля играла важную роль в социальной жизни государства. Купцы из Великой Моравии отправлялись в дальние страны, такие как Византия, в поисках новых товаров и рынков сбыта. Их успешная деятельность не только приносила доходы, но и способствовала укреплению экономических связей с другими государствами. Социальное развитие Великой Моравии также было связано с приходом миссионеров из Византии. Они проповедовали христианство и внедряли новые формы организации общества.

Местные князья только формально подчиняются Святополку и платят ему дань, а по первому требованию правителя выставляют свои войска, вместе с тем каждое отдельно взятое княжество является достаточно самостоятельным. Церковь Моравии известно, что еще в 831 году несколько моравских князей приняли христианство была подчинена баварцам, которые укрепляли в стране политическое влияние франков, и не была опорой государственной власти.

Князь Ростислав стремится к независимости; желая создать свой клир, он обращается за помощью в Константинополь с просьбой направить в Моравию епископа. В 863 году в Моравию прибыла христианская миссия, возглавляемая Константином и Мефодием. С их именами связано становление славянского богослужения и развитие славянской письменности. Славянская миссия в Великой Моравии продолжалась двадцать один год. После смерти Мефодия 885 г. Моравская знать во многом продолжала сохранять языческие традиции, на которые латинская церковь смотрела снисходительно. Святополк изгоняет учеников Мефодия из страны, большинство из них находит пристанище в Чехии и Болгарии, куда и перемещается центр славянской культуры. После смерти Святополка Великая Моравия стала распадаться.

Оба хорошо знали язык славян. Кирилл и Мефодий. Миниатюра XV в. Чтобы учить славян вере, нужно было перевести Библию и богослужебные книги на славянский язык. Но какими буквами записать перевод? Ни в латинском, ни в греческом языке нет букв, соответствующих шипящим и свистящим звукам славянского языка. И братья решили создать для славян особое письмо. Ещё до прибытия в Моравию они придумали первый славянский алфавит, получивший название глаголица.

Он хотел создать независимую от немецкого архиепископства церковь, где богослужения будут идти на славянском языке изначально все обряды проводились на латинском языке. Их задачей являлась христианская миссионерская и просветительская деятельность.

Что значит великоморавская держава

Однозначно охарактеризовать отношения между кочевниками и славянскими племенами сложно. Обрывочные сведения из письменных источников доносят как информацию о военных союзах, так и о противостояниях, очевидно, что взаимоотношения были сложными и неоднозначными. На фоне этих сложностей в 623 году происходит восстание славян, важную роль в коем сыграл некий купец Само. Авары были разгромлены, а сам Само становится вождем. Несмотря на то, что единственный дошедший до нас источник — хроника Фредегара — говорит о франкском происхождении нового славянского вождя, Само вскоре после победы над кочевниками вступает в конфликт против объединённых сил франков, лангобардов и алеманов и разбивает их. В 8-9-ом веке территория, занимаемая славянами, увеличивается, возводятся новые города и укрепления.

Впервые Великая Моравия упоминается в письменных источниках в 822 году, а первым достоверным, с исторической точки зрения, правителем был основатель династии Моймир I.

Государства складываются также у сербов и хорватов — Сербия и Хорватия. Рекомендуем все их рассмотреть на карте ниже. Славянские государства возникали в условиях острого религиозного и политического соперничества между Франкской державой а позже — Священной Римской империей и Византией. Обе империи посылали миссионеров религиозных проповедников, распространявших свою веру в славянские земли. От того, в каком варианте, западном или восточном, будет принято христианство, во многом зависела судьба страны. Правители славянских стран были поставлены перед непростым выбором между Римом и Константинополем. Но франки хотели во всём подчинить Моравию. Князь Ростислав, стремясь сохранить самостоятельность, склонился к союзу с Византией.

Он отправил посольство к василевсу с просьбой прислать учителей, которые просветили бы славян в делах веры. Тот направил в Моравию двух служителей церкви — братьев Константина более известного под своим монашеским именем Кирилл и Мефодия. Оба хорошо знали язык славян. Чтобы учить славян вере, нужно было перевести Библию и богослужебные книги на славянский язык. Но какими буквами записать перевод? Ни в латинском, ни в греческом языке нет букв, соответствующих шипящим и свистящим звукам славянского языка. Ещё до прибытия в Моравию они придумали первый славянский алфавит, получивший название глаголица. Ею братья записали свой перевод Евангелия.

Одной из главных функций государственного аппарата был сбор дани и налогов. Членами управленческого аппарата являлись вельможи. Главной опорой и органом исполнительной власти была хорошо вооруженная княжеская дружина сосредоточенная в главных центрах: Микульчицах, Бржецлаве-Поганско, Дуцове, Старом Месте и др. Существовали дружины и при дворах вельмож. Они содержались за счет военных трофеев и дани с населения. По социальной структуре Великая Моравия представляется образованием переходного типа, приближавшимся к раннефеодальным государствам. После смерти Святополка в 894 г. Но вскоре отпала Паннония, затем часть Нитранского удела, где правил Святополк младший. В 895 г. В 897 г. Процесс разложения державы был следствием как внутренних, так и внешних причин. В частности кочевники-мадьяры в течение IX в. Это был союз из 8 племен. Славянские области Великой Моравии они захватили в 907 г. Но моравская культура не исчезла. Мадьяры переняли от славян многие сведения и быстро адаптировались в новых местах.

Великоморавская держава также имела культурное и экономическое значение для Европы. Она являлась центром формирования славянской культуры и была покровителем религиозной миссии священника Кирилла и Мефодия. Их работа по созданию славянской азбуки и распространению христианства имела далеко идущие последствия и сыграла значительную роль в истории региона. Однако историческое значение Великоморавской державы было объектом разных интерпретаций. В разных периодах истории она рассматривалась как символ демократии и толерантности, так и как пример имперской агрессии. Некоторые историки искали в ней преемника древнеримской империи, в то время как другие видели в ней прежде всего славянское государство. Несмотря на различные интерпретации, Великоморавская держава остается важным историческим явлением, которое оказало значительное влияние на развитие Европы. Ее история и значение продолжают вдохновлять исследователей, а также расширять наше понимание прошлого и настоящего континента. Оцените статью.

Великая Моравия и ее культурное значение: история, достижения и влияние

Церковь Моравии известно, что еще в 831 году несколько моравских князей приняли христианство была подчинена баварцам, которые укрепляли в стране политическое влияние франков, и не была опорой государственной власти. Князь Ростислав стремится к независимости; желая создать свой клир, он обращается за помощью в Константинополь с просьбой направить в Моравию епископа. В 863 году в Моравию прибыла христианская миссия, возглавляемая Константином и Мефодием. С их именами связано становление славянского богослужения и развитие славянской письменности. Славянская миссия в Великой Моравии продолжалась двадцать один год. После смерти Мефодия 885 г. Моравская знать во многом продолжала сохранять языческие традиции, на которые латинская церковь смотрела снисходительно. Святополк изгоняет учеников Мефодия из страны, большинство из них находит пристанище в Чехии и Болгарии, куда и перемещается центр славянской культуры.

После смерти Святополка Великая Моравия стала распадаться. Постепенно отделились Паннония, Нитра, Чехия. Кроме того, на протяжении IX века на земли Моравии нападают кочевые племена мадьяр.

Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности, их деятельность как религиозных просветителей и перевод Библии имели огромное значение для всей славянской культуры.

В конце IX в. Великая Моравия распалась, вскоре значительная её часть попала под власть венгров. Но благодаря деятельности Кирилла и Мефодия эта держава успела оставить свой след в истории. В 681 г.

Появилось мощное государство, известное под названием Первое Болгарское царство. Название и правящую династию оно унаследовало от завоевателей, но сами они растворились среди многочисленных славян. Соседство с Византией способствовало развитию Болгарии, особенно после того, как в 864 г. Византия не требовала, чтобы языком богослужения был греческий.

Вся христианская литература переводилась на славянский язык и записывалась кириллицей, что способствовало расцвету древнеболгарской литературы. Сын Бориса Симеон 893—927 первым среди славянских правителей принял титул «царь» от латинского слова «цезарь» — император , уравнивавший его с правителями Византийской Империи. Около 30 лет он воевал с византийцами и заметно расширил границы своего царства, но бесконечные войны истощили Болгарию. Позже в её отношения с Византией вмешался русский князь Святослав, нанёсший болгарам несколько поражений.

С севера страну опустошали венгры, с востока — кочевники-печенеги, на юге вновь усилилась Византия. В 1014 г. Болгария надолго попала под власть Византии.

Предпосылками возникновения Великоморавского государства стали усилившийся процесс феодализации и необходимость обороны от германских племен, которые стремились захватить восточные территории Европы. Земли Моравии постепенно разрастаются.

Если при Моймире и Ростиславе основной задачей мораван было противостоять Людовику Немецкому и франкам, то при Святополке, племяннике Ростислава, держава уже занимает территорию Моравии, Словакии, Чехии, Лужиц, Паннонии, Малой Польши и часть словенских земель. По своему характеру Великая Моравия не является централизованным государством, не имеет единой системы управления. Местные князья только формально подчиняются Святополку и платят ему дань, а по первому требованию правителя выставляют свои войска, вместе с тем каждое отдельно взятое княжество является достаточно самостоятельным. Церковь Моравии известно, что еще в 831 году несколько моравских князей приняли христианство была подчинена баварцам, которые укрепляли в стране политическое влияние франков, и не была опорой государственной власти. Князь Ростислав стремится к независимости; желая создать свой клир, он обращается за помощью в Константинополь с просьбой направить в Моравию епископа.

В 863 году в Моравию прибыла христианская миссия, возглавляемая Константином и Мефодием.

До этого момента франки и славяне сосуществовали относительно мирно — сторонам удавалось избегать крупных войн, а германские священники помогали распространять христианскую веру на территории Моравии. Раздел Франкской империи по Верденскому договору 843 года. Согласно ему, земли были разделены между тремя родными братьями, внуками Карла Великого. Источник Wikipedia Однако после раскола ситуация изменилась. Он считал князя Великой Моравии своим вассалом, поэтому начал немедленно вмешиваться в её внутренние дела.

Моймир пытался оказывать сопротивление, но безуспешно. В 846 году моравский князь умирает — предполагается, что он мог погибнуть во время битвы с франками. Растислав С согласия Людовика место Моймира занял его племянник Растислав. Отношение к нему было гораздо более спокойным — он был христианином, что устраивало франков, к тому же вёл очень спокойную политику, избегая участия в сражениях с соседями. Без постоянных войн жизнь в Великой Моравии в середине IX века была очень спокойной, что было крайне нетипичным для Европы тех времён. Благодаря этому жизнь в славянском государстве привлекала людей, которые искали защиты от гонений в своих странах.

Большая часть исследователей уверена в том, что Растислав родился в Словакии. На это может указывать написание его имени в источниках того времени. Чаще всего оно записывалось как Rastic. Известный словацкий языковед Ян Станислав писал, что слово с корнем rast- и окончанием -c может иметь только среднесловацкое происхождение. Растислав, которому к моменту прихода к власти было около 25 лет, постепенно избавлялся от влияния франкского короля. Уже в первые несколько лет своего правления он свёл к минимуму свои связи с Людовиком, в то же время заключив союзы с Византией и Болгарским царством.

Великая моравия и Русь: история взаимосвязи и культурного обмена

Во главе стоял князь, имелись вельможи с собственными дружинами; остальное население именовалось "народом". Это были свободные землепашцы с еще слабой социальной дифференциацией. Государственность была представлена моймировской династией обладавшей наследственными правами княжения. Одной из главных функций государственного аппарата был сбор дани и налогов. Членами управленческого аппарата являлись вельможи. Главной опорой и органом исполнительной власти была хорошо вооруженная княжеская дружина сосредоточенная в главных центрах: Микульчицах, Бржецлаве-Поганско, Дуцове, Старом Месте и др. Существовали дружины и при дворах вельмож.

Они содержались за счет военных трофеев и дани с населения. По социальной структуре Великая Моравия представляется образованием переходного типа, приближавшимся к раннефеодальным государствам. После смерти Святополка в 894 г. Но вскоре отпала Паннония, затем часть Нитранского удела, где правил Святополк младший. В 895 г. В 897 г.

Процесс разложения державы был следствием как внутренних, так и внешних причин. В частности кочевники-мадьяры в течение IX в. Это был союз из 8 племен.

Галкиной, является отождествление алан и ранних русов, основанное на совокупности данных письменных источников [14]. Однако, если учесть, что все они неоднозначны и большей частью спорны, признание салтовской культуры «русской» выглядит насилием над исторической правдой. Эта культура не совпадает с древнерусской по всем показателям характер поселений, укреплений, особенности жилищ, могильников и обряда захоронения, вещевой набор. Славянские археологические культуры в Среднем Поднепровье и ближайшей к нему лесо-степ-ной полосе лука-райковецкая, роменская, бор-шевская в IX веке лишены каких-либо признаков имущественного и социального расслоения. Ляпушкин, - поселения и могильники, сравнительно бедны и однообразны.

Их различия ТОМ 22 44 I история сводятся преимущественно к некоторым деталям обряда погребения, да к отдельным чертам жи-лищно-хозяйственных построек и поселений в целом, обусловленным, очевидно, с одной стороны, природными условиями, а с другой - окружающей средой» [22, с. Первые реальные следы появления в среднем Поднепровье носителей новых социальных отношений относятся к началу - середине X столетия. В Киеве заметные перемены происходят в конце IX столетия на Подоле. В отличие от привычных для этих мест полуземлянок здесь строятся жилища срубного типа, похожие на новгородские, ладожские и полоцкие [31, с. В связи с этим многие исследователи полагают, что их оставили переселенцы с севера. Дендрохронологиче-ская датировка первой постройки 887 годом дает основания им связать появление срубов с приходом в Киев Олега. Согласно «Повести временных лет», это произошло в 882 году. С учетом погрешности из-за отсутствия надежной шкалы, привязанной к местным абсолютным датам [26, с.

Нередко в переселенцах видят скандинавов. Однако «материалы Подола конца IX - середины Х в. Исследователь полагает, что появление нового типа построек на Подоле связано не с переселенцами, а с особенностями рельефа. Дело в том, что весной его территория часто затапливалась. Культурные слои на Подоле, как показали археологические раскопки, нередко перекрыты слоями чистого песка [31, с. Все это вполне логично. Непонятно только, почему технология рубки жилищ киевских и новгородских построек полностью совпадает [17, с. Опора на летопись в данном случае непродуктивна.

Следует учитывать, что летописная датировка условна, неизвестно откуда взята, а сам факт похода Олега ничем не подтвержден. Описание похода находится в контексте легендарных сведений, следующих логике и образцам библейских пророчеств [28, с. Кроме того, срубные дома на Подоле строятся в славянских традициях, а не скандинавских, и практически сразу в рамках усадьбы-двора. Археологам во многих местах удалось проследить планировку и границы усадеб вплоть до IX века [31, с. Ни Новгород, ни Ладога, не могли быть образцами для них. В Новгороде дворы появляются только в середине X века как и сам Новгород. При этом господствующим этот тип жилищ становится только в X веке в 20-е годы , когда Ладога входит в состав Руси. Тогда же появляется дворово-уличная планировка [27, с.

Иначе говоря, Подол был первым в Восточной Европе, где реализовалась новая система застройки поселения. В отличие от жилищ остальных поселков на территории Киева, каждый двор на Подоле представлял собой самостоятельный хозяйственный комплекс. Площадь домов в них была в два раза больше местных полуземлянок. Жилища лука-райковецкой и роменско-боршевской культур не пре-вышали 10-20 кв. Срубные постройки Подола достигали 40-60 кв. По мнению А. Комара, оснований считать их жилищами новой киевской элиты нет. В горизонтах Х—XI вв.

На мой взгляд, выводы из данных фактов следует делать другие. Люди, заселившие Подол, судя по характеру застройки, демонстрируют новые социальные отношения. Вели они, как видно из раскопок, комплексное хозяйство. Их нельзя в полной мере связывать только с торговлей или ремеслом, сельским хозяйством или промыслами. По сравнению с жилищами и застройкой других районов города первой половины X века они находятся на другом уровне и хозяйственного, и социального развития - нигде на киевских горах археологически не выявлены ни усадьбы, ни дома такого размера. Действительно, в X веке на Подоле мало встречается «престижных» предметов, но их нет и в других частях Киева того времени. Почти все, что находят археологи, извлекается ими из могильников, а не из слоев с жилой застройкой, что может быть связано с особенностями религии и традициями языческой эпохи. Новый тип захоронений, который относят к так называемой «дружинной культуре», появляется в Киеве в середине X века.

По данным В. Иваки-на, посвятившего этим погребениям специальный труд, в киевских некрополях прослеживается два похоронных обряда: сожжение и труположение. Ивакин учитывает 155 курганов, ошибочно называя это число в качестве погребений с ингумацией. Сжигали покойников, по его данным, на стороне за исключением одного случая , что соответствует древней славянской традиции [18, с. Ориентировка костяков различна. В некоторых могилах они лежат головой на север, юг или восток. Особое внимание исследователей привлекают захоронения в камерах. Такие погребения сопровождаются богатым вещевым набором: оружием мечи, наконечники стрел и копий, боевые топоры, скрамосаксы, железные умбоны и оковки щита, фрагменты кольчуги , снаряжением всадника удила, стремена, подковы, седла, пряжки от подпруги, псалии , бытовыми предметами, деталями костюма, украшениями, игровыми наборами, амулетами, монетами, остатками поминальной трапезы [18, с.

Есть среди них и вещи скандинавского облика: скорлупообразные фибулы, золотые браслеты, женские украшения в стиле Эллинг и Хиденсе [11, с. По этой причине дружинные курганы Киева и округи, особенно камерные, нередко воспринимаются исследователями как признак присутствия скандинавов и даже считаются доказательством норманнского происхождения руси. Однако, как отмечает А. Комар, вещи скандинавского круга в киевских погребениях, как правило, единичны и никогда не образуют «чистый» закрытый комплекс, а сочетаются с предметами иных стилей - венгерского и восточного [20, с. Часть погребений - с ориентировкой на север, юг, восток и захоронения сидя - можно приписать норманнам или представителям других северных народов. В славянских землях аналогичных могил не найдено, а среди балтов, финно-угров и скандинавов они имеются. Ше-стовицы» [33, с. Учитывая тот факт, что подобные погребения среди северян распространяются позже, то есть в середине и второй половине X века а до этого преобладает кремация, которая постепенно исчезает во второй половине X столетия [32, с.

Установлено, что камерные погребения имеют континентальное происхождение [34, с. Преобладающая часть камерных погребений имеет ориентировку на запад и находит прямую аналогию в Великой Моравии. Ширинский, - для погребений знати в эту эпоху характерно наличие пышного погребального инвентаря, предметов, подчеркивающих рыцарскую принадлежность погребенных, а иногда убитых женщин и рабов. И там, и здесь как пережиток языческих трупосожжений в ранних могилах с трупоположением в могильной яме или над ней встречаются следы ритуальных, очистительных костров и отдельные кости животных - остатки стравы. Подтверждают сходство трупоположений с западной ориентировкой и находки в некоторых подобных погребениях... По всей видимости, основную массу киевских курганов ингумации с западной ориентировкой костяков оставили не норманны и вообще не северяне, а выходцы из Великой Моравии. Время гибели Великоморавского государства и появление в Среднем Поднепровье могил с аналогичной культурой погребения буквально следуют друг за другом. Моравия окончательно была завоевана венграми в 907 году - первые курганы с ингумацией и богатым инвентарем в Киеве датируются серединой X века.

О переселении части населения из разгромленной Великой Моравии свидетельствуют также изменения в технике изготовления ювелирных изделий. В Среднем Поднепровье в середине X столетия появляются тисненые украшения, декорированные зернью и сканью, имеющие прямую связь с технологиями великоморавского ювелирного дела; складывается первый в Древней Руси парадный женский убор, включающий новый набор изделий [29, с. Рябцева, - происходит из западнославянских памятников, и распространение его на территории Руси может быть связано с продвижением сюда в X в. Знаменитые турьи рога с серебряной оковкой из Черной могилы в Чернигове также повторяют технику и орнаментальные мотивы некоторых поясных блях из Микульчиц, Старого Места и типичных великоморавских украшений - гомбиков [16, с. Киевский Подол дал старт и распространению в Среднем Поднепровье круговой керамики, среди которой - великоморавские образцы. Встречаются они и в Гнёздово, и других местах Восточной Европы, что, скорее всего, связано с распространением древнерусской культуры и влияния Киева. Срубная технология изготовления жилищ, построенных на Подоле, могла быть принесена переселенцами из Великой Моравии. Если учесть, что вместе с новым типом жилищ в Поднепровье приходит и новый тип застройки двор с деревянными вымостками, окруженный частоколом, и уличная планировка , характеризующий и новые социальные отношения, это становится тем более вероятным на севере славянского мира социальные связи оставались еще традиционными.

Древнерусский город, облик которого складывается в первую очередь в Киеве - «матери городов русских» - по своей структуре детинец - предградье и особенностям укреплений вал, в основе которого деревянные клети, забитые землей повторяет устройство и характер укреплений городов Великой ТОМ 22 46 история Моравии [16, с. Происхождение оборонительных сооружений древнерусского типа окончательно не установлено. Первые мощные крепостные валы с основой из деревянных клетей в Киеве и его округе возводятся в эпоху Владимира. К этому времени относится и узкий период бытования особой технологии облицовки вала кладкой из сырцовых кирпичей. Раппопорт предполагал, что технология попала на Русь из Тамани. Известны хазарские аналогии. Моргунов считает, что истоки древнерусских преград «с лицевыми сырцовыми обкладками.

В следующем году итальянский король Пипин, сын Карла, довершил завоевание земли, преследовал Авар за Тиссу и разграбил все сокровища дворца каганского. Страна, из которой были выгнаны Авары, оставалась надолго пустынею. Сколько здесь было пролито крови, сколько произведено сражений, говорит современник событий, 59 об этом свидетельствует опустошенная Паннония; место, где был дворец кагана, так дико и пусто, что не приметишь тут и следа человеческих жилищ.

С конца VI века Славяне стояли в близких отношениях с Аварами; вместе с Аварами они проникли в придунайские области, заняли свободные земли византийской империи и утвердились во всей полосе от Адриатического моря до Черного. Союз славянских народов при Само, а потом раздоры в самом каганском доме так ослабили Авар, что они ни в VII, ни в VIII веке не могли достигнуть того величия и могущества, которое создал им Баян. Хотя Славяне в это время и не успели создать государства, однако не подпaдaли уже полной власти их. Окончательный удар, нанесенный Аварам Карлом Великим, открывал для славянских поселенцев всю землю, занятую прежде этими кочевниками и давал им значительный перевес над Аварами даже в северном убежище их, за Тиссою. Славяне в большом количестве стали переселяться с севера на юг, из предунайской Моравии в Паннонию. Остатки паннонских Авар должны были уступить перед неравною силою и переносить притеснения от Славян. На север от Дуная, в нынешней Моравии и в земле Словаков, почти от реки Торисы по самый Пресбург и Вацов в первой половине IX века жил народ славянский, управляемый князьями, происходившими из одного рода. Вся эта страна, а также обширные области к югу от Дуная получили тогда имя Великой Моравии, 61 Вышне Мораве; 62 последнее название предполагает две верхние Моравии, одну по Мораве, впадающей в Дунай с севера, другую за Дунаем — паннонскую. Толпы Мораван и Словаков переходили в паннонскую равнину, освобожденную от Авар и имевшую уже славянских колонистов. Таким образом население паннонской Моравии было той же ветви славянского племени, что и население предунайской Моравии.

Относительно побежденных Франки в том сходились с Римлянами, что нациям не римского и не греческого происхождения позволяли управляться по собственным обычаям, собственными начальниками, народными старшинами, которые, при подчинении, большею частью крестились. Этим с одной стороны облегчалось распространение христианства между побежденными, с другой предоставлялась им возможность мало-помалу свыкаться с чужеземным господством, с учреждениями и нравами победителей. Государи и частные лица привлекали со всех сторон колонистов, жертвуя им земли с разными льготами. Граф Герольд, брат жены Карла Великого, назначенный префектом Баварии, был также светским начальником всей провинции на восток от неё. После его смерти, в 799 г. Определенный округ на границе с неприятельскою землею получал особенное устройство и название марки Limes. Маркой в собственном смысле первоначально называлась область, отнятая у неприятеля, снабженная крепостями, военными гарнизонами и составлявшая передовой пост для наблюдений за врагом. Равно и целая страна, завоеванная оружием, получала название марки и военное устройство. Земля вокруг крепости отдавалась свободным поселенцам с обязательством нести военную службу; при благоприятных условиях марка распространялась новыми захватами земли и укреплениями. Управление каждой маркой и прилежащим к ней округом поселенцев поручалось доверенному лицу, с титулом маркграфа, 76 позднее маркгерцога.

Земли на восток от Баварии образовали при Карле Великом и его преемниках три марки: восточную или аварскую, из которой потом произошло княжество ракузское, хорутанскую и словенскую, последняя состояла из нынешней Крайны, части Хорутании и Стирии; первые две марки потом были присоединены к баварскому, а последняя к фурлянскому воеводству. От времени Карла до Людовика немецкого восточный край marca orientalis постоянно отличался от Баварии и назывался в современных памятниках различными именами. Говоря короче, южная Паннония вошла в состав фриульской или фурлянской марки, северная, включая сюда и северное побережье Дуная, образовала восточную марку. По смерти графа Герольда управление этими марками поручалось уже не одному, но двум и даже более лицам. Говоря о переселении Славян за Дунай, мы не должны опускать из виду, что вместе с ними на свободную землю перемещались и Баварцы; последним это было удобнее, вследствие разных льгот от повинностей, раздачи земель служилым людям франкского и немецкого происхождения. Вблизи марки могли селиться исключительно Баварцы как в видах безопасности марки, так и потому, что ближайший от марки округ обязан был отбывать военные повинности, собираться на случай войны под знамя маркграфа. Нужно думать, что славянские селения в Паннонии не были многочисленны, что Славян было больше в северной, чем в южной Паннонии; вообще же их было не много, и они рассеяны были по разным местам до времени образования княжества Прибины. Восточному маркграфу не стоило большого труда держать в повиновении таких слабых врагов. Оттого так скоро, уже к 828 г. Тут повторился обыкновенный путь поглощения слабых племен сильными, переход от внешней зависимости к соединению с господствующим народом, от дани за пользование землею к подчинению и рабству.

Имя Моравии у современных франкских летописцев в первый раз встречается не ранее 822 года: но тогда Мораване являются зависимым народом, шлют своих послов на сейм во Франкфурт и отбывают уже известные повинности по отношению к Франкам. Первые сношения между Мораванами и Франками начались по крайней мере с последнего десятилетия VIII века; летописцы говорят об этих сношениях, называя Мораван общим именем «Славян», «Вендов», «Славян живущих на восток от Баварии» и т. Но, вероятно, начиная с 791 или 792 года, эти страны встали в то положение к Франкам, в каком мы видим их в 817 и 822 г. В немногих, известных нам, случаях оба эти народа упоминаются по одним и тем же обстоятельствам, являются в одинаковом положении; 84 отношения их к Франкам в начале IX века несомненно должны быть тоже равные. Самое древнее свидетельство об этом дает чешский летописец, Косьма пражский. Свидетельство Косьмы, независимое от франкских летописцев, но согласное с ними в вопросе об отношении Чехов к Франкам, делает несомненным предположение, что обязанность ежегодной дани Чехи приняли на себя после войны 805—6 годов, и что в это же время и Мораване потеряли свою свободу. При этом предположении легко можно понять те места летописей, где указывается на зависимость Чехов и Мораван, как на дело обычное, всем известное, например — в акте разделения империи 817 г. Подобные места должны иметь то значение, что немецким королям предоставлялось право брать дань с соседних им славянских народов, принимать меры к правильному взиманию её и следить за верным исполнением других обязательств их. Языческий народ на границах государства не мог пользоваться свободою, по тогдашним понятиям, и против него направлялась военная сила до тех пор, пока он или не сольется с сильнейшим народом, или не выселится в более отдаленные места. Еще с 600 году ужасались и сильно беспокоились за будущий порядок вещей, видя быстрое распространение Славян до самой Италии; 88 позже называли этот народ отвратительнейшим и гнуснейшим родом людей; 89 собирать с них дань считали нужным уже и потому, чтобы они не забывали, что живут на чужой земле.

Паннонских Славян скоро стали передавать из рук в руки, как недвижимую собственность, вместе с землею. Обычный способ выражения современных документов был такого рода: жертвуются на вечные времена поскольку то человек такому-то монастырю, жертвуется земля, населенная рабами или Славянами 93 и т. Деятельным и точным выполнителем воли Карла Великого относительно христианского просвещения славянских народов был Арно, зальцбургский архиепископ. Одержав победу над Аварами в 796 г. В 798 году Карл, подтверждая распоряжение своего сына, письменно и потом лично приказывает Арно отправиться к южным Славянам, чтобы располагать этот народ к принятию христианства. Несколько времени 98 Арно пробыл в Хорутании и Паннонии, освятил там много церквей, назначил в них священников; когда другие обязанности отозвали его от этого дела, с согласия короля, посвятил он в епископы Феодорика, который должен был продолжать христианскую проповедь в славянских землях. Арно и Герольд, тогдашний префект Баварии, представили Феодорика местным князьям и указали ему страну, в которой он должен был действовать. Известно, что Адальрам, архиепископ зальцбургский и Регингар, епископ пасовский, спорили между собою касательно епархиальных границ в Паннонии и Моравии. Определением Людовика немецкого от 829 года спор их был разрешен таким образом: северные и западные страны от истоков Спразы или Рабницы, притока Рааба верхняя Паннония и Моравия отчислялись к пасовской епархии, восточные и южные области от Спразы и Рааба введены в состав зальцбургской епархии нижняя Паннония и Хорутания. Нельзя с точностью обозначить время, когда Моравия начала просвещаться евангельским учением.

Если, с одной стороны, баварское духовенство 102 утверждает, что оно начало проповедническую деятельность между Мораванами со времени подчинения их Франкам; то, с другой, — у самих Мораван сохранилось воспоминание, что отцы их приняли крещение от миссионеров римского первосвященника, что были у них проповедники и из других стран, напр. Пристрастное и хвастливое письмо баварского духовенства, говорящее о широких правах его в Моравии, страдает неверностью и намеренным искажением дела и не в этом только случае. Моравия не получила церковного устройства, и пасовский епископ не мог иметь в ней влияния. Карл Великий и его преемники смотрели на христианство , как на средство сплотить свою монархию, связав разные члены её одинаковыми учреждениями гражданскими и церковными. Народ сразу должен был оторваться от политической самостоятельности и забыть свое прошедшее. Потому-то во всех местах, где Франки вводили свои учреждения на завоеванных славянских землях — марки и епископские кафедры, — везде встречали они ожесточенную борьбу. Лучшие люди того времени порицали слишком резкие меры относительно новообращенных, но на одинокий голос их не обращали внимания. Проповедь христианства между язычниками делалась таким образом доходною статьею церкви. В 798 году, когда Арно получил право на проповедь христианства в славянских землях, Алкуин писал к нему: «Будь проповедником благочестия, а не вымогателем десятины. Десятина, как говорят, уничтожила веру Саксов.

Зачем возлагать такое ярмо на непривычные к нему шеи, которое ни мы, ни наши братья не могли бы носить»? На окраинах славянского мира устроились монастыри с целью успешнейшей проповеди христианства. Монастыри, может быть, имели большее влияние на народ, чем епархиальное духовенство; не подлежит, по крайней мере, сомнению значение их в заселении славянских земель немецкими подданными. В 769 г. Эмерама получает земли около Дуная, 112 нижнеалтайский в нижней Паннонии; — но проследить влияние этих монастырей на окрестное население нет никакой возможности. Мы весьма мало знаем даже о деятельности в Моравии пасовского духовенства, которому непосредственно подчинена была эта страна. Все ведет к тому предположению, что Моравия входила в состав епархии пасовского епископа, как языческая страна, в которой ему поручалось бросать семена христианского учения. Действительность влияния в такой стране и возможность доходов с неё обусловливались еще разными обстоятельствами, имеющими основание в характере и положении её населения. Борьба с Немцами на политическую независимость. Мы не знаем, когда сделался князем Моймир, первый, упоминаемый с этим достоинством в Моравии; 115 но не можем отрицать, что он, если не получил княжества, то, по крайней мере, держался на престоле с согласия и при содействии Франков.

Кажется, Моймир, по своей деятельности, подобен первым князьям московским, которые, не ознаменовав себя военными подвигами, тихо и кропотливо шли к одной цели — усилению своей власти, предоставляя преемникам пользоваться скопленными ими силами. Уступая требованию пасовского епископа, он сделался христианином; чтобы выразить свои миролюбивые намерения, посылал посольства с дарами ко двору немецкого императора; 116 не принимал участия в войнах, которые вели с Немцами соседи его — хорватский князь Людевит и Болгары. Но преемник его уже выступает за пределы естественных границ Моравии, стремится к политической и церковной независимости, ведет успешную борьбу с преемниками Карла Великого. Поэтому, не без основания собирание и устройство моравской земли приписывается князю Моймиру. Основною чертою внутренней жизни Славян, которая проникала и связывала их общественный быт, было родовое устройство. Устройство родов, т. Все члены такого общества свободны: нет наследственного сословного различия. Единство родов выражалось прежде всего в общинном безраздельном владении недвижимым имуществом рода — дединой, что значит имущество предков, переходящее, по нисходящей линии, к потомству, или родовое имущество. Это имущество не могло делиться на части, так что девушки, выдаваемые замуж в другой род, получали в приданое только часть из движимого имущества рода. Все члены рода назывались челядью, род сообща заботился о своей дедине, одни помогали другим.

Так новый член, желавший поступить в общину, должен был вкупиться в неё, внеся известный капитал в общественную казну; целая община отвечала за проступок своего члена, даже за следы преступления, оказавшиеся в её границах, и должна была платить пеню, если не находила или не выдавала преступника. Все старосты или владыки были поземельными собственниками. Роды, владевшие большою поземельною собственностью в течении нескольких поколений, естественно должны были приобресть высшее значение сравнительно с другими, менее богатыми родами. Более богатые и влиятельные владыки и старосты получили со временем отличительное название лехов — имя, откуда производят позднейшее слово шляхта. Они тоже владели свободною собственностью, но потом их влияние значительно умалилось в пользу крупных собственников, и они образовали низший слой дворянства. Некоторые из родовых старшин соединяли в своем лице и жреческое достоинство, были судьями и распорядителями во внутренних делах своего рода, являлись на общие собрания и, по большинству голосов, решали там дела, касающиеся всей совокупности родов. Княжеская власть возникает у Славян из власти родового старшины. Начало её скрывается в глубокой и недоступной наблюдению древности. История имеет дело уже с лицами, поставившими себя выше старшины рода и стремящимися подчинить себе другие роды и других старшин. На земского князя переносятся все права владык или старшин.

Он получал право распоряжаться общественными и частными делами всех родов и мог быть верховным жрецом всего народа. Первоначальные заботы земского князя направляются к тому, чтобы распространить свою власть на все роды, подчинить себе всех родовых старшин, сильнейших между ними ослабить или заменить людьми приверженными. Таким князем является и Моймир. Без сомнения, он правил не всеми родами, населявшими Моравию; ему предстояло связать землю, разделенную между мелкими владетелями лехи, жупаны, удельные князья , из которых иные были не слабее его самого. К этому времени внутренняя работа объединения мелких владетелей под верховною властью земского князя была кончена; мы находим Моймира в успешной борьбе с довольно сильным славянским князем, Прибиною. На восток от Моравы, между Дунаем и Гроном, находилось славянское княжество, столицею которого была Нитра. Князь нитранский, Прибина, 124 не желавший подчиниться моравскому князю, должен был оставить свое княжество и искать защиты у немецкого маркграфа Ратбода. Около пяти лет продолжались его скитания, наконец Людовик немецкий дал ему в лен часть нижней Паннонии около реки Салы и Блатенского озера. Прибина и сын его, Коцел, соединили здесь под своею властью Славян, населявших нижнюю Паннонию, стали строить крепости и храмы. По имени главного города славянский князь этой страны стал называться блатенским.

Под его властью была вся нижняя Паннония. Прибина и его сын были служилыми мужами короля Людовика немецкого, владевшими княжеством на правах лена. Как ни скудны наши сведения об этом времени, но можно догадываться, что Прибина недаром был поддерживаем немецким королем. Славянский князь, всем ему обязанный, был для него порукою, что объединение Моравии не пойдет далее, что блатенские князья будут ограничивать захваты моравских князей. Деятельность Моймира, как объединителя Моравии, казалась опасною немецким маркграфам и королю. Недовольствуясь покровительством его врагам, в 846 году Людовик напал на Моравию, лишил княжеской власти Моймира и возвел на его место Ростислава, племянника Моймирова. Зальцбургские архиепископы лично посещали Блатно, освящали вновь созидаемые храмы, посылали к Прибине искусных мастеров, в которых он нуждался. Близкие отношения блатенских князей к зальцбургскому духовенству продолжались до 865 года, когда архиепископ Адальвин встречал праздник Рожд. Христова в столице преемника Прибины, Коцела. Не принимая участия во внешних делах, пока эти дела не касались его страны, 131 видимо не подавая повода к неудовольствиям с Немцами, 132 Ростислав все внимание сосредоточил на защите страны, возведении новых городов и укреплений.

К этому времени относится постройка Девина, знаменитого произведения славянского искусства в обороне страны; Франки с удивлением смотрели на эту пограничную крепость Моравии. Тогда же, вероятно, была укреплена и княжеская столица, Велеград на Мораве 133 и построены пограничные с Немцами укрепления на реке Дые: Зноим, Градец, Подивив, Бретиславль и др. Находя страну довольно сильною для борьбы, Ростислав вошел затем в дружественные сношения с Болгарами, своими соседями на юго-востоке, 134 пригласил Чехов к одновременному восстанию, 135 привлек на свою сторону маркграфа Ратбода. В 855 году с большим войском пошел он в Моравию; но границы её были так укреплены, и моравское войско заняло такое безопасное место, что король отступил назад, не отважившись взять ни одной крепости и начать сражения. Ростислав преследовал его за границы Моравии и опустошил баварские пограничные области. Ростислав считал теперь осуществимою мысль о независимости, перестал отправлять послов на государственные сеймы имперские, не посылал обычной дани; но Немцы до 864 года не предпринимали вторичного похода на Моравию. В это время, среди других славянских народов, Мораване приобрели то значение, которым они пользовались до конца IX века, значение поборников славянской свободы, предводителей в борьбе за независимость; в тоже время имя Ростислава сделалось уважаемым среди самих врагов его. В 857 году чешский князь Славитех, изгнанный Немцами из виторажского княжества, находит заступничество у Ростислава; 138 Карломан, храбрейший и даровитейший из детей Людовика, не находя достойного для себя поприща в управлении восточною маркою, вошел в переговоры с Ростиславом и стал домогаться баварской короны. Он прогнал графов, которым отец его поручил управление Каринтией и Паннонией и передал эти должности своим приверженцам. Людовик был весьма встревожен и опечален этими событиями, он видел, что измена и заговор проникли не только в его совет, даже в его семейство.

Но он находился в таком затруднительном положении, 140 что не мог предпринять мер ни против Ростислава, ни против Карломана. Летом 862 года сам Карломан явился в Регенсбург, дал обещание оставить свои замыслы и снова получил в управление восточную марку. Но и после того он не прерывал подозрительных для короля сношений с моравским князем; почему Людовик, объявив его лишенным прав на занятие высших должностей, 141 в союзе с Болгарами 142 пошел на него войною. Карломан, не получив помощи от Ростислава, был обманут графом Гундакером, перешедшим на сторону короля, и принужден искать спасения в бегстве. Получив потом надежду на прощение, Карломан явился в Регенсбург и жил здесь несколько времени под почетной стражей. В восточной марке снова поставлены были королевские чиновники; 143 приверженцы Карломана потеряли свои места. Немецкому королю была известна главная причина волнений и смут в марке; но его делала нерешительным и ставила в недоумение широкая сеть, раскинутая Ростиславом даже в самом дворе его. Каков был в западном мире взгляд на стремления Ростислава, показывает относящаяся к этому времени грамота папы Николая I. В середине августа, 864 года, Людовик с огромным войском перешел Дунай, и осадил Ростислава в Девине; не известно, по каким побуждениям моравский князь согласился на невыгодный мир и выдачу заложников. Король согласился восстановить Карломана в прежнем достоинстве — правителя восточной марки, а в следующем году поручил ему и Баварию.

Второй сын Людовика немецкого, Людовик младший, считая себя обиженным щедростью отца по отношению к Карломану, привлек на свою сторону многих вельмож и убеждал Ростислава принять участие в восстании против короля. Но скоро заговор Людовика младшего был открыт, замешанные в нем лица явились в Моравию и искали защиты у Ростислава. Театр этих войн представляла не одна Моравия; Чехи и полабские Славяне разом поднялись вместе с Ростиславом против ненавистного чужеземного господства. Немецкие летописцы того времени, описывая исключительно отечественные события, обращали весьма мало внимания на своих соседей и только кратко упоминали о войнах с ними; но Славяне тогда еще не имели своих летописцев. Поэтому мы не имеем почти никаких свидетельств о внутренней жизни моравского народа. Это тем более достойно сожаления, что тогда совершались весьма важные перемены в духовном развитии Мораван, в их обычаях, общественном устройстве и учреждениях. То было время, когда христианство боролось с язычеством, когда утверждалось единодержавие и совершалась переработка старой раздробленности в стройное государственное единство. Как бы успешно и умеренно ни проводились эти изменения, несомненно, они влекли за собой волнения, смуты, страстное возбуждение мысли. Но ни один достоверный источник не дает сведений об этом важнейшем периоде внутренней жизни моравского народа. Замечательно, что в самой Моравии не осталось никакого воспоминания не только о доисторической поре жизни, но и о славном времени Ростислава и Святополка, вообще о периоде до угорского погрома.

Деятельность св.

Ну конечно же знаете — в Болгарии. Это все знают. Но все заблуждаются. В Болгарии трудились ученики Кирилла и Мефодия; все это произошло в забытом государстве Великой Моравии. Великая Моравия — образованное в IX веке на территории современных Чехии, Венгрии, Польши, Словакии и частично Украины раннефеодальное славянское государство, просуществовавшее с 822 по 907 года. Столицей Великой Моравии был Велиград по другой версии — Нитра , и она сыграла существенную роль в дальнейшем культурном формировании славян — именно здесь проводили свою деятельность Кирилл и Мефодий вопреки расхожему мнению, в Болгарии распространяли христианство не они, а их ученики.

Великая Моравия — славянское государство IX века. ФОТО

Великая Моравия во времена Святополка I. Достоверно Великоморавские земли выделены тёмно-зелёным. начало 10 века на территории современной Чехии и Словакии. Важное значение в Великоморавской державе имела крепость Девин, стоящая у места впадения реки Моравы в Дунай.

Великая Моравия — колыбель славянской азбуки и литургии

К оценке исторического значения славянской письменности в Великой Моравии. Великая Моравия — славянское государство. Великая Моравия считается первым славянским государством, оказавшим большое влияние на культурное развитие всего славянского региона: здесь была создана первая славянская письменность и возник церковно-славянский язык.

Рекомендованные сообщения

  • Великоморавская держава
  • Раннефеодальные государства Само и Великая Моравия -Славянская филология
  • Расселение славян
  • ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  • Моравия, некогда Великая
  • Великая Моравия и ее роль в славянском мире.

Первыми славянскими просветителями в великоморавской державе стали

Это первое славянское государственное образование на Моравии так и называлось – империя Само. Великая Моравия (или Великоморавская держава) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. Великая Моравия, расположенная в Центральной Европе, была одним из главных политических и культурных центров региона в IX-X веках. История и легенды - Великая Моравия - первое славянское государство на территории Чехии. Великая Моравия — первое крупное славянское государство.

Крещение Великой Моравии

Большинство примкнувших к движению мелких дворян и бюргеров образовали лагерь так называемых чашников или утраквистов, а городской плебс и крестьянство выделились в революционное крыло, которое по названию своего главного укрепленного центра — горы Табор — получило название таборитов. Если табориты стремились к коренным социальным преобразованиям на основе свободы и братства, то чашники на первое место выдвигали требования секуляризации церковного имущества и создание «дешевой» церкви. Различие целей делали неизбежным обострение противоречий между ними. Но в 1420 г. Папа римский и германский император Сигизмунд Люксембургский, претендовавший на чешскую корону после смерти короля Вацлава IV, объявили крестовый поход против Чехии. Пять крестовых походов — в 1420, 1422 дважды , 1427, 1431 гг. Под руководством талантливых полководцев Яна Жижки и Прокопа Великого гуситы отразили вторжения крестоносцев.

Несмотря на военные успехи, силы восставшей Чехии ослабевали. Многолетние войны, постоянные вторжения врагов и связанные с этим опустошения подорвали экономику страны. Значительная часть участников стала отходить от гуситского движения. Чашники, добившись уступок в свою пользу у Ба-зельского собора, открыто соединились с силами феодально-католического лагеря и 30мая1434 г. Значение и последствия гуситского движения. Несмотря на поражение, гуситское движение нанесло удар католической церкви: она лишалась былой политической власти, вынуждена была пойти на компромисс с еретиками и согласилась на причащение под обоими видами; было секуляризовано церковное имущество, прекратилось взимание десятины; горожане также освободились от церковных поборов, стали самостоятельным сословием и получили представительство в сейме.

Гуситское движение положило конец засилью в стране немецкого патрициата и духовенства, способствовало расцвету чешского языка и культуры. После падения Табора крестьяне и плебс основали в 1453 г. Позднее в общину вошли зажиточные горожане, а также представители панского и рыцарского сословий. С конца XV в. Из среды «чешских братьев» вышли многие знаменитые чешские ученые — Ян Благослав, Я. Коменский и др.

Словакия вместе с Чехией входила в состав Великой Моравии. Словакия была включена в состав Венгерского королевства, оставаясь его составной частью до 1918 г. Территория Словакии делилась на жупании. В конце XII в. Главой словацкой церкви был Остригомский архиепископ. В XII в.

Уже в XIII в. Словакия экспортирует вино, хлеб, драгоценные металлы. В начале XIV в. Феодальная анархия приводит к упадку городов. В Словакии нашло отклик Гуситское движение. Распространению реформационных идей способствовали словацкие студенты, обучавшиеся в Праге, походы таборитов в Словакию.

Но здесь выступления, подобного чешскому, не произошло. Венгерскому королю удалось ограничить могущество церкви, чем был ослаблен антикатолический накал. Однако чешские табориты, бежавшие после поражения в битве при Липанах 1434 , положили начало широкому антифеодальному Братиковому движению 1445 — 1471 в Словакии. Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории. Читайте также:.

Но какими буквами записать перевод? Ни в латинском, ни в греческом языке нет букв, соответствующих шипящим и свистящим звукам славянского языка. Ещё до прибытия в Моравию они придумали первый славянский алфавит, получивший название глаголица. Ею братья записали свой перевод Евангелия. Однако глаголица с её непривычными начертаниями букв оказалась неудобной, и постепенно её вытеснил другой алфавит. Его создали позже ученики Кирилла и Мефодия на основе греческого письма и назвали в честь учителя кириллицей.

Это и есть тот алфавит, которым до сих пор пользуются русские, украинцы, белорусы, болгары и сербы. Кирилл и Мефодий прибыли в Моравию. Они успешно проповедовали и продолжали работу над переводом Библии. Но после смерти братьев их ученики из-за козней немецкого духовенства были изгнаны из Великой Моравии, однако продолжили дело учителей в Болгарии, Сербии и Хорватии. Вскоре славянская письменность проникла и на Русь. Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности, их деятельность как религиозных просветителей и перевод Библии имели огромное значение для всей славянской культуры. В конце IX в.

Великая Моравия распалась, вскоре значительная её часть попала под власть венгров. Но благодаря деятельности Кирилла и Мефодия эта держава успела оставить свой след в истории. В 681 г.

Некоторые итоги и перспективы изучения Великой Моравии.

Вклад чехословацкой археологии в изучение истории Великой Моравии. Великая Моравия в русской дореволюционной историографии. Великая Моравия в советской историографии. Великая Моравия — территория и общество.

Пуршу, членам-корреспондентам САН С. Цамбелу и М. Кржижеку и В. В рецензировании сборника участвовали доктора филологических наук Р. Цейтлин и К. Ходова, кандидаты исторических наук V К. Осипова, И. В 1985 г. Работу по подготовке сборника к изданию выполнил Г.

Захарьиной и О. В период расцвета Великой Моравии — во второй половине IX в. Вислы, Чехия, часть территории полабских сорбов и, по всей вероятности, Нижняя Паннония.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий