Что такое сверхзадача выступления

Ключевой элемент, который способен превратить обычное выступление в нечто неповторимое, называется сверхзадача. Это концепция или идея, которая объединяет все аспекты выступления и придает ему уникальность. Войти в образ, вжиться в роль невозможно без осознания того, к чему стремится персонаж на каждом этапе своего выступления и общей цели этого выступления. Типы речей по цели можно разделить на информационную, убеждающую, призывающую и эпидейктическую. Информационная речь направлена на передачу информации о чем-то или ком-то, описание событий, объяснение фактов.

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ И СВЕРХЗАДАЧА

Таким образом, оба варианта -- и тот, когда режиссер деспотически подавляет творческую личность актера, и тот, когда он вследствие незнания жизни теряет свою руководящую роль, -- в одинаковой степени отрицательно сказываются на общей работе -- на спектакле. Совсем другое дело, если режиссер и актер оба хорошо знают и понимают те явления жизни, которые автор пьесы сделал предметом творческого отображения. Тогда между ними создаются правильные творческие взаимоотношения, возникает взаимодействие или сотворчество. Как же это происходит? Актер, восприняв указание, осмысливает его, внутренне переваривает на основе своего собственного знания жизни. Если актер действительно знает жизнь, указание режиссера непременно вызовет в нем целый ряд ассоциаций, связанных с тем, что он сам наблюдал в действительной жизни , с тем, что он познал из книг, из рассказов других людей и т. В результате режиссерское указание и собственные познания актера, взаимодействуя и взаимопроникая, образуют как бы некий сплав или синтез. Выполнение задания режиссера явится в этом случае продуктом этого синтеза. Актер не механически воспроизведет то, чего потребовал от него режиссер, а творчески.

Выполняя задание режиссера, он одновременно выявит и самого себя, свою собственную творческую личность. Режиссер, отдав актеру свою мысль, получит ее обратно в форме сценической краски, то есть определенного движения, жеста, интонации с некоторым плюсом -- так сказать, с процентами. Его мысль окажется обогащенной за счет того знания жизни, которым обладает сам актер. Так актер, творчески выполняя режиссерское указание, воздействует своим творчеством на режиссера. Давая следующее свое задание, режиссер неизбежно будет отталкиваться от того, что он получил от актера при выполнении предыдущего указания. Поэтому новое задание неизбежно будет иным, чем если бы актер предыдущее указание выполнил механически, то есть, в лучшем случае, вернул бы режиссеру только то, что получил от него, без всякого творческого претворения. Следующее режиссерское указание актер-творец выполнит опять-таки на основе своего знания жизни и таким образом снова окажет творческое воздействие на режиссера. Следовательно, всякое задание режиссера будет определяться тем, как выполнено предыдущее.

Так, и только так, осуществляется творческое взаимодействие между режиссером и актером. И только при таком взаимодействии материалом режиссерского искусства становится творчество актера. Как известно, роль режиссера в театральном искусстве за последнее время чрезвычайно выросла. Это несомненно положительное явление. Однако оно легко превращается в свою противоположность, если актер уступает режиссеру свои неотъемлемые творческие права. В этом случае страдает не только сам актер, но и режиссер, страдает театр в целом. Для театра губительно, когда актер тяжелым грузом повисает на шее режиссера, а режиссер, вместо того чтобы быть, как этого требовал Станиславский, творческим акушером актера или его повивальной бабкой, превращается в няньку или поводыря. Каким в этом случае жалким и беспомощным выглядит актер!

Вот режиссер разъяснил актеру определенное место роли; не довольствуясь этим, он пошел на сцену и показал актеру, что и как нужно делать, показал мизансцену, интонации, движения. Мы видим, что актер добросовестно выполняет указания режиссера, старательно воспроизводит показанное, -- он действует уверенно и спокойно. Но вот он дошел до той реплики, на которой закончились режиссерские разъяснения и режиссерский показ. И что же? Актер останавливается, беспомощно опускает руки и растерянно спрашивает: а как дальше? Он становится похож на заводную игрушку, у которой кончился завод. Он напоминает человека, который не умеет плавать и у которого в воде отняли пробковый пояс. Смешное и жалкое зрелище!

Дело режиссера -- не допускать такого положения вещей. Для этого он должен добиваться от актера не механического выполнения режиссерских заданий, а настоящего творчества; всеми доступными ему способами он обязан будить творческую волю и инициативу актера, воспитывать в актере постоянную жажду познания, наблюдательность, стремление к творческой самостоятельности. Настоящий режиссер является для актера не только учителем театра, но и учителем жизни. Он мыслитель и общественно-политический деятель. Он выразитель, вдохновитель и воспитатель того коллектива, с которым работает. Помогая актерам находить ответы на волнующие их творческие вопросы, увлекая их идейными задачами данного спектакля и объединяя вокруг этих задач мысли, чувства и творческие устремления всего коллектива, режиссер неизбежно становится его идейным воспитателем и создателем определённой атмосферы. Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла, осуществляя руководство творческой деятельностью всех участников коллективной работы над сценическим воплощением пьесы.

Постановка спектакля -- процесс сложный, часто мучительный, часто радостный. Это процесс поисков, в котором все движется, меняется. Актеры, художник, композитор вносят свои изменения, добавления и поправки к замыслу автора и режиссера. Их замечания, советы, предложения помогают найти наиболее верное, наиболее точное решение. Режиссер, разумеется, имеет право начать работу с любого компонента: с декоративного оформления, с мизансцен, ритма или общей атмосферы спектакля. Но очень важно, чтобы он при этом не забывал основной закон театра, согласно которому главным его элементом, носителем его специфики -- или, по выражению Станиславского, «единственным царем и владыкой сцены» -- является артист. Все остальные компоненты К. Станиславский считал вспомогательными.

Вот почему нельзя признать решение спектакля найденным, пока не решен основной вопрос: как играть данный спектакль? Другие вопросы, -- в каких декорациях, при каком освещении, в каких костюмах -- решаются в зависимости от ответа на этот коренной вопрос. В развернутой форме он может быть сформулирован так: какие особые требования в области как внутренней, так и внешней техники следует предъявить к актерам -- участникам данного спектакля? Способность найти верное решение спектакля через точно найденную манеру актерского исполнения и умение практически реализовать это решение в работе с актерами определяют профессиональную квалификацию режиссера как художественного лидера. Список литературы 1. Горчаков Н. Режиссерские уроки К. Захава Б.

Мастерство актёра и режиссёра. Мочалов, Ю. Первые уроки театра. Станиславский, К. Сборник сочинений. Товстоногов, Г. О профессии режиссера. Моя жизнь в искусстве.

Подобные документы Основной материал в искусстве режиссера. Творчество художника, участвующего в создании спектакля. Выражение идейно-творческих устремлений актера. Творческая организация сценического действия. Поведение актера на сцене. Приемы режиссерской работы. Постановка совместно с Немировичем-Данченко значительнейших спектаклей Художественного театра. Режиссерская деятельность Станиславского после 1920 года.

Интеллектуализм в искусстве режиссуры. Актер - основной материал творчества режиссера. Основные принципы современной режиссуры. Учение К. Станиславского о работе режиссера и актера над пьесой и ролью. Станиславского как основа воспитания актера и режиссера. Обобщение творческого и педагогического опыта Станиславского, его театральных предшественников и современников. Работа актера над ролью и режиссера над пьесой, основы театральной этики.

Приемы сценического творчества. Этапы работы актера над ролью: познавание, переживание, воплощение и воздействие. Работа актера над собой. Ориентировка, привлечение внимания объекта, пристройка к нему. Общение и взаимодействие на сцене в системе Станиславского. Связь физического и психического в творчестве актера. Формы сценической выразительности. Основные требования техники безопасности при работе с осветительным и проекционным оборудованием, аппаратурой на сценической площадке.

Характеристика его режиссерского метода. Понятие тотальный театр. Роль актера и его взаимодействие со зрителем. Использование пространства и сцены. Цель репетиции. Анализ постановки спектакля "Умерший класс". Психология актерского мастерства. Что меняется в личности актера в процессе сценического перевоплощения.

Применение системы Станиславского. Теория сценического искусства. Некоторые психофизиологические механизмы перевоплощения. Единство физического и психического, объективного и субъективного в актерском творчестве. Основные принципы воспитания актера. Понятие внутренней и внешней техники. Характерные черты творчества эстрадного актера. Из архивных материалов Законы актерского творчества, открытые К.

Станиславским оказались объективными законами, законами природы, потому что он открывал их не столько в искусстве театра, сколько в самой жизни. Станиславский проверил жизнью подмеченные им особенности искусства великих мастеров и внедрял в искусство театра подмеченные им в жизни закономерности человеческого поведения. Это дает основание и ком начинать изучение его системы и любой части ее с пристального наблюдения жизни. Но он обозначает для актера и режиссера нечто, существующее не только в практике театра, не только в практике театра, не только на сцене, но и в самой жизни, в окружающей нас повседневной действительности.

Остальное — очень кратко. Слайд 20 Говоря о практической части исследования, начните с того, как вы использовали свои наработки теоретического плана при проведении практической работы. Слайд 21 В заключении перечислите выводы, к которым вы пришли, выполнив исследование. Перечислите перспективы, которые открывает для вас как исследователя и, вероятно, для других исследователей ваша работа. Слайд 22 В финале выступления не забудьте поблагодарить слушателей за внимание. Кроме того, выразите готовность ответить на вопросы аудитории.

Подготовить выступление на защите диплома не сложно: необходимо увидеть в своей работе главные и лучшие моменты и сообщить о них комиссии. Слайд 23 — визуализация защитного слова, к которой предъявляется ряд требований структурно-содержательного и формального уровня. Цель презентации — сопровождение защитного слова, акцентирование внимания на особо важных или сложных моментах, которые трудно воспринимаются на слух.

Слайд 18 Опишите, каким образом проводили исследование, какими теоретическими выкладками пользовались, к каким результатам пришли. При этом акцентируйте внимание на тех моментах, которые удались вам лучше всего и составили ценность и яркую индивидуальность именно вашей работы. Слайд 19 Говоря о своей работе, можете разделить ее условно на теоретическую и практическую части и рассказать последовательно о той и другой.

В этом случае, говоря о теории, отметьте, какому вопросу она посвящена. Перечислите основные тезисы теоретической главы, расскажите, какие научные концепции вы рассматривали, в чем заключаются их плюсы и минусы. Если вы создавали нечто новое например, методику исследования или определение научного понятия , акцентируйте внимание именно на этом. Остальное — очень кратко. Слайд 20 Говоря о практической части исследования, начните с того, как вы использовали свои наработки теоретического плана при проведении практической работы. Слайд 21 В заключении перечислите выводы, к которым вы пришли, выполнив исследование.

Самые распространенные композиционные недочеты выступления: 1 нет вступления или оно слишком затянуто; 2 изложение не подчинено главной идее; 3 непоследовательно или неинтересно построено изложение; 4 используется всего один-два приема изложения; 5 несоразмерность материала выступления; 6 нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться, время от времени обнадеживая слушателей словами: "Заканчивая свое выступление... Окончательный план отражает внутреннюю структуру выступления, а композиция - его воплощение в написанной или прозвучавшей речи. Работа над текстом выступления Известный русский судебный оратор П. Пороховщиков П.

Сергеич считал, что "не исписав... Работа над текстом необходима, если оратор неопытен или ему предстоит сложное выступление. Письменный текст позволяет упорядочить материал и лучше усвоить его, поработать над выразительностью речи. Это третий этап подготовки выступления.

К написанию текста следует приступать, когда собран весь материал и составлен окончательный план выступления. При этом план и рассыпной конспект выполняют ту же роль, что для строителя чертеж дома и его блоки. Работая над текстом выступления, используйте слова и обороты устной речи. Да-да, устной, так как в аудитории вам предстоит говорить, а не читать.

Вот и нужно писать текст так, чтобы каждая фраза отлично воспринималась на слух. Начинайте писать текст с введения в тему. Зная будущих слушателей, нетрудно представить, как их лучше подвести к теме. Далее следует продумать и записать фразы, позволяющие перейти к основной части выступления.

Проявите изобретательность в использовании различных приемов ведения речи! При этом обращайтесь мысленно к своей аудитории, старайтесь выбрать такое изложение, которое ее заинтересует, и тот стиль речи, который наилучшим образом соответствует теме выступления и характеру аудитории. Еще раз продумайте, какие цифры, примеры, цитаты следует привести для яркого и убедительного раскрытия основной идеи выступления, как их подать. Обратите внимание на связки - продумывайте переходы от одной части к другой, к заключительной части выступления.

В заключении информационного выступления обычно подводят итог сказанному, делают выводы или кратко повторяют материал. А в агитационных речах перед слушателями ставятся конкретные задачи или обращаются к ним с призывом; Завершить выступление помогает концовка - пожелание слушателям, яркая цитата, в которой звучит основная мысль выступления, афористичное высказывание и т. Хорошо воспринимаются и запоминаются выступления, в которых зачин первые фразы связан с концовкой - это так называемая рамочная структура выступления.. Возможно и юмористическое окончание выступления.

Вот пример, который приводит П. Доклад на тему "День в Конгрессе" был завершен такой шуткой: "Невзирая на всю сложность и несовершенства, Конгресс вполне доступен для непосредственного наблюдения, и в конце концов он таков, каким его создал народ. Не следует приходить в отчаяние от одного высказывания бывшего капеллана сената США Хэйла. Кто-то спросил его: "Доктор Хэйл, а вы молитесь за сенат?

Юмористическая концовка хороша в том случае, если она подготовлена общей тональностью выступления и приводится не "для юмора", а для того, чтобы лучше донести "соль" всей речи. Пример неудачного заключения - банальные общие фразы, ради которых не стоило бы и собирать аудиторию, так как это и так всем известно. Как выступать без текста Подготовку выступления завершит усвоение материала. На этом этапе окончательно отработанный текст следует прочитать несколько раз, чтобы запомнить логику развития темы и подобрать верную интонацию.

Не надо стараться выучить текст наизусть, иначе возникнет соблазн воспроизвести его дословно, и выступающий будет выглядеть неестественно. Достаточно лишь помнить, что за чем предполагается говорить. Напомнить о последовательности изложения может развернутый план выступления. Он строится по образцу планов школьных сочинений вопросы, подвопросы и т.

Эту "бумажку" слушатели всегда простят оратору. На листки того же формата выписывается необходимый вспомогательный материал: цитаты, примеры, цифры. Все это аккуратно складывается в планшет для выступления. Развернутый план должен все время быть перед глазами, а вспомогательный материал - появляться в подходящий момент.

Соответствующие пометки в развернутом плане напомнят выступающему, когда следует показать слайд или таблицу, привести цифру или прочитать цитату. Можно написать тезисный план, состоящий из утверждений по каждому вопросу, которые записываются на карточках. Этими карточками можно воспользоваться во время выступления. Не затруднит контакт с аудиторией и конспект из ключевых слов и фраз.

Для того чтобы лучше запомнить материал и спокойно выступать без текста, Р. Хофф советует выписать основные положения в нужной последовательности, затем на другом листе каждое положение проиллюстрировать, соединив их в карту-схему речи. Хорошая идея для наделенных воображением людей! Лист с "маршрутом" речи с картинками может быть перед глазами во время выступления, давая дорогу импровизации и не позволяя при этом сбиться с пути.

Проговаривая текст, не забывайте делать паузы. Самые большие паузы отделяют вступление от основной части и основную часть от заключения. Должны быть паузы и между пунктами. Интонационные паузы обычно получаются естественно, если оратор переживает то, о чем он говорит.

А вот логическим паузам между смысловыми частями выступления нередко не придают значения, хотя они значительно облегчают слушателям восприятие материала. Завершает подготовку прогон материала, то есть воспроизведение выступления мысленно или вслух. Полезно будет составить по памяти конспект выступления. Не следует пренебрегать любым видом прогона, так как он позволяет обнаружить слабо усвоенные фрагменты.

Ответственное выступление советуем прорепетировать - рассказать какому-нибудь слушателю-добровольцу. Это позволяет устранить недочеты до того, как их обнаружит аудитория, и снижает волнение перед выступлением. Тщательно следует отработать использование вспомогательного материала: проверьте, не забываете ли вы привести цифру или цитату в нужный момент, удобно ли вам пользоваться листками и карточками. Проконтролируйте качество наглядных пособий и работу технических средств диапроектора, кодоскопа, магнитофона , если собираетесь их применять.

Если предполагаете пользоваться доской, подготовьте хороший мел. Желательно побывать заранее в той аудитории, в которой предстоит выступать. Закончить подготовку к выступлению рекомендуется за несколько дней до выступления, чтобы материал успел отложиться в памяти и было время для обдумывания и обсуждения его фрагментов. Итак, повторим основные этапы подготовки выступления: 1.

Подбор материала по предварительному плану. Отвечает на вопрос: "Что говорить? Составление окончательного плана с учетом композиции выступления. Отвечает на вопрос: "В каком порядке говорить?

Работа над текстом. Отвечает на вопрос: "Как лучше сказать? Усвоение и прогон материала.

5 законов успешного публичного выступления

Эмоциональная связь: сверхзадача выступления требует умения устанавливать эмоциональную связь с аудиторией. Спикер должен быть эмоционально открытым и искренним, чтобы вызывать реакцию и отклик у слушателей. Для достижения сверхзадачи выступления спикеру необходимо тщательно подготовиться, изучить материал, разработать структуру выступления и продумать использование различных риторических приемов и техник коммуникации. Значение и влияние сверхзадачи в выступлении Сверхзадача выступления — это концепция, которая подразумевает выполнение более высокой и сложной задачи, чем просто передача информации или изложение точки зрения. Она помогает выступающему привлечь внимание аудитории, вызвать ее интерес и убедить в правильности своих аргументов. Самой важной особенностью сверхзадачи является ее связь с эмоциональным воздействием на аудиторию.

Разработка и выполнение сверхзадачи требует от выступающего использования различных риторических искусств, таких как риторический вопрос, умелое использование эпитетов и метафор, рассказы и анекдоты. Одной из основных целей сверхзадачи является создание сильного и запоминающегося впечатления. Часто выступления, в которых есть сверхзадача, остаются в памяти слушателей на долгое время. Это происходит потому, что сверхзадача вызывает эмоциональную реакцию у аудитории и делает выступление более живым и запоминающимся. Сверхзадача также помогает поддерживать интерес и внимание аудитории на протяжении всего выступления.

Она делает выступление более динамичным и увлекательным, что позволяет избежать монотонности и скучности. Использование сверхзадачи в выступлении также помогает убедить аудиторию в правильности своих аргументов и мнения. Создание эмоциональной связи с аудиторией позволяет лучше донести свои идеи и убедить слушателей принять вашу точку зрения. В целом, сверхзадача играет значительную роль в выступлениях, делая их более эмоциональными, запоминающимися и воздействующими на аудиторию. Она помогает привлечь внимание, поддерживать интерес и убедить слушателей в правильности выступающего.

Важно разрабатывать и использовать сверхзадачу в своих выступлениях для достижения наилучших результатов. Особенности выполнения сверхзадачи выступления Сверхзадача выступления — это особый вид задачи, который требует от оратора выходить за рамки обычного выступления и достигать максимально высоких результатов. Для успешного выполнения сверхзадачи выступления необходимо учесть несколько важных особенностей: Подготовка. Работа над сверхзадачей выступления начинается задолго до самого выступления. Оратор должен тщательно изучить тему, собрать все необходимые факты и аргументы, а также определить основные цели и задачи своего выступления.

Структурирование информации. Оратор должен определить логичную структуру для своего выступления. Важно разбить информацию на отдельные части и организовать ее таким образом, чтобы она была понятной и легко усваиваемой для слушателей. Активное использование визуалов. Для достижения сверхзадачи выступления необходимо активно использовать различные визуальные средства, такие как таблицы, графики, диаграммы и др.

Они помогут наглядно представить информацию и улучшить запоминаемость выступления. Использование риторических приемов. Риторика играет важную роль в выполнении сверхзадачи выступления. Оратор должен использовать различные риторические приемы, такие как повторение, параллелизм, риторические вопросы и др. Контроль времени.

Важным аспектом выполнения сверхзадачи выступления является контроль за временем. Оратор должен уметь распределить свое выступление таким образом, чтобы в рамках отведенного времени достичь поставленных целей и передать основную информацию.

Ораторы мои! Я так часто говорю о термине «Сверхзадача», давайте разбираться, что это такое Сверхзадача - главная цель, направленная на аудиторию, которая помогает нам: 1. Быть убедительным: Постановка сверхзадачи делает ваши утверждения и аргументы более убедительными, поскольку они основаны на глубоких и возвышенных принципах.

Монотонно читают сообщение без юмористических отступлений и не поддерживают зрительный контакт. Не используют паузы для удержания внимания — остановка на 10 секунд пробудит любопытство у всех отвлекшихся. Показывают излишнюю серьезность, самоуверенность и сверхэрудицию. Употребляют большое количество слов-паразитов.

Качественная подготовка и неоднократные репетиции позволяют избежать многих ошибок. Ошибки оратора Для того чтобы привлечь внимание людей, психологи советуют: Уделить достаточно внимания своему внешнему виду одеться удобно и солидно. Сделать небольшую паузу перед началом и обвести взглядом слушателей, установить зрительный контакт. Начинать выступление в медленном темпе. Для публичного выступления рекомендуется снизить на 2 тона тембр голоса это поможет беречь голосовые связки, низкий голос воспринимается людьми лучше, чем высокий и выработать навык использования различных голосовых техник.

Это хорошо автоматизированные навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты, тягостные для субъекта. Подсознание защищает сознание от излишней работы и психических перегрузок. Деятельность сверхсознания обнаруживается в виде первоначальных этапов творчества, которые не контролируются сознанием. Неосознаваемость этих этапов обусловливает защиту рождающихся гипотез от консерватизма сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта. Нейрофизиологическую основу сверхсознания составляет трансформация и рекомбинация следов энграмм , хранящихся в памяти субъекта, первичное замыкание новых временных связей, чье соответствие или несоответствие действительности выясняется лишь в дальнейшем.

Последнее не означает, что деятельность сверхсознания сводится к чисто случайному рекомбинированию хранящихся в памяти следов. Психические мутации изначально носят непредсказуемый, но не случайный характер. Мощным фактором, инициирующим деятельность сверхсознания и одновременно канализирующим содержательную сторону этой деятельности, является доминирующая потребность. Сверхсознание творческая интуиция всегда работает на удовлетворение потребности, устойчиво доминирующей в иерархии мотивов данного субъекта. Мотивационные ограничения изначально наложены на деятельность сверхсознания. Поэтому интуиция отнюдь не калейдоскоп, не игра случайности — она исходно канализирована качеством доминирующей потребности. Карьерист, жаждущий социального успеха, может быть гениален в построении своей карьеры, но вряд ли подарит миру художественные шедевры. Поэтому наличие бескорыстной и самоцельной потребности познания и сообщения — сверх-сверхзадачи по К. Станиславскому — представляет собой обязательный компонент одаренности и потенциальной пригодности к деятельности в сфере искусства. В иерархии потребностей изображаемого на сцене лица особое место занимает главенствующая потребность персонажа — сверхзадача роли.

Если сверх-сверхзадача — это главная цель 76 жизни артиста, то сверхзадача — главная цель жизни сценического образа, подчиняющая себе все частные целевые установки, составляющие эту жизнь. Главенствующая, т. Полноту удовлетворения этой главенствующей потребности обычно называют счастьем, что делает представление о счастье пробным камнем тестирования данной личности. Не случайно основным моментом постижения сверхзадачи роли является представление о том, чего хотел бы достичь изображаемый персонаж, чтобы чувствовать себя абсолютно счастливым. Трудность вербализации этого представления, принадлежащего сфере неосознаваемого, получила отражение в представлении, согласно которому счастье — это состояние, когда человек не спрашивает о том, что такое счастье. Сверх-сверхзадача — это не просто какая-то идея, мысль, идеологическая конструкция. Будучи тесно связана с мировоззрением художника, с его гражданской позицией, сверх-сверхзадача не тождественна им и по сути своей не поддается прямому словесному определению. Сверх-сверхзадача воплощается в образе жизни человека-артиста, в том, что К. Станиславский называл «сверхсквозным действием»,— в деятельности, реализующей главную жизненную цель художника. Точно так же сверхзадача непереводима на язык логики.

Единственный способ, которым располагает актер для того, чтобы сделать свое сообщение достоянием других людей, заключается в сценическом бытии изображаемого им действующего лица, в поступках сценического персонажа, в его поведении. Сверхзадача не предшествует творческому акту, а выявляется в нем самом. Проникновение в сферу мотивов изображаемого лица носит во многом характер интуитивной догадки, неосознаваемого замыкания внутреннего мира персонажа и собственного мира актера. Известную рекомендацию К. Станиславского «идти от себя» в процессе создания роли нужно понимать прежде всего как напоминание о том, что вся творческая деятельность актера, в сущности, продиктована его собственной сверх-сверхзадачей, служит ей и ею обусловлена. Сверх-сверхзадача — подлинный, главный и основной источник энергии, побуждающий актера искать сверхзадачу сценического образа, а далее — осуществлять ее в сквозном действии, пронизывающем все его сценическое поведение. Процесс поиска сверхзадачи образа канализируется не только качеством доминирующей потребности, но и ранее накопленным опытом, зафиксированным в сознании и подсознании художника. Речь идет не только о сознательно организованном опыте, полученном в процессе изучения пьесы, сопутствующих ей материалов, ее сценической истории и т. До того, как они стали предметом актерского воплощения, они... Сценические эмоции испытывают то, что Л.

Выготский называл «социальной трансформацией чувств». Сценическое переживание должно выражать определенные общественно-признанные ценности, соответствовать контексту опыта, культуры, системе ценностей данной категории зрителей. Точнее говоря, сценическое искусство базируется на весьма широком выборе тактик поведения, которые могут быть осуществлены актером в обстоятельствах данной конкретной роли. Это объясняет, насколько актеру необходимы в процессе перевоплощения почерпнутые из окружающей жизни накопления образцов, примеров, типов поведения различных людей в одних и тех же обстоятельствах. Сама способность к перевоплощению свидетельствует о том, что в своей неповторимой индивидуальности артист несет огромный коллективный опыт общественных взаимоотношений. Таким образом, в процессе поиска сверхзадачи роли сталкиваются две противоположные тенденции: необходимость воплощения в образе роли собственной художнической индивидуальности и необходимость включения этого образа в определенный социально-психологический контекст, часть которого он в конечном итоге и должен составить. Очевидно, что ослабление первой из этих тенденций ведет к банальности, вторичности результатов творческого процесса.

СВЕРХЗАДАЧА И СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Эту основную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли называют сверхзадачей произведения писателя. это способность выступающего произвести не только выдающееся впечатление на аудиторию, но и оказать значительное влияние на ее мышление, эмоции и поведение. В этой статье рассматривается, как достичь сверхзадачи выступления и. Нужна нам сверхзадача сознательная (но не рассудочная), идущая от ума, от интересной творческой мысли; но" в то же время волевая и эмоциональная, притягивающая к себе нашу физическую и душевную сущность и возбуждающая всю нашу творческую природу. Знание сверхзадачи выступления активизирует всю творческую природу выступающего, дает ему эмоционально-волевой заряд. Для творческого самочувствия необходимо такое воспитанное качество, как умение сосредоточиться на теме, плане выступления, “погрузиться” в материал.

Термин сверхзадача. Режиссёрская экспликация этюда «Дирижер

Что же дает сверхзадаче ее особую, неуловимую притягательность, возбуждающую по-своему каждого из исполнителей одной и той же роли? В большинстве случаев эту особенность дает сверхзадаче то, что актеры безотчетно чувствуют в себе, то, что скрыто в области подсознания. Сверхзадача должна быть в близком родстве с этой областью. Так долго и пытливо приходится выискивать большую, волнующую, глубокую сверхзадачу. Так важно при поисках сверхзадачи угадать ее в произведении писателя и найти отклик в своей собственной душе. Сколько всевозможных сверхзадач надо забраковать и вновь вырастить. Сколько прицелов и неудачных попаданий приходится произвести, прежде чем добиться цели. В трудном процессе искания и утверждения сверхзадачи большую роль играет выбор ее наименования.

При простых кусках и задачах меткие словесные наименования дают им силу и значительность. Замена существительного глаголом увеличивает активность и действенность творческого стремления. Эти условия в еще большей степени проявляются в процессе словесного наименования сверхзадачи. Но, оказывается, что от меткости названия, от скрытой в этом названии действенности нередко зависит и самое направление и самая трактовка произведения. Вначале мы подошли к пьесе очень элементарно и определили ее сверхзадачу: «Хочу быть больным». Чем сильнее я пыжился быть им, чем лучше мне это удавалось, тем больше веселая комедия-сатира превращалась в трагедию болезни, в патологию. Но скоро мы поняли ошибку и назвали сверхзадачу самодура словами: «Хочу, чтобы меня считали больным».

При этом комическая сторона пьесы сразу зазвучала, создалась почва для эксплуатации глупца шарлатанами из медицинского мира, которых хотел осмеять Мольер в своей пьесе, и трагедия сразу превратилась в веселую комедию мещанства. В другой пьесе — «Хозяйка гостиницы» Гольдони — мы вначале назвали сверхзадачу: «Хочу избегать женщин» женоненавистничество , но при этом пьеса не вскрывала своего юмора и действенности. После того как я понял, что герой — любитель женщин, желающий не быть, а лишь прослыть женоненавистником, — установлена сверхзадача: «Хочу ухаживать потихоньку» прикрываясь женоненавистничеством , и пьеса сразу ожила. Но такая задача относилась больше к моей роли, а не ко всей пьесе. Когда же, после долгой работы, мы поняли, что «хозяйкой гостиницы», или, иначе говоря, «хозяйкой нашей жизни» является женщина Мирандолина , и сообразно с этим установили действенную сверхзадачу, то вся внутренняя сущность сама собой выявилась». Эти примеры говорят о том, что в актерском творчестве и в его технике выбор наименования сверхзадачи является чрезвычайно важным моментом, дающим смысл и направление всей работе. Очень часто сверхзадача определяется после того, как спектакль сыгран.

Лицо, которое он воплощает, и он сам должны слиться в органическом единстве, и поступки его на сцене должны быть таковы, как если бы это он делал в жизни. Но вот исполнители начинают действовать. Все это, в сущности, и есть «течение дня». Я нарочно говорю о комнате или ином месте действия, пусть это будет лес, башня, поле битвы, овраг, берег реки и т. Совершенно иное самочувствие исполнителя, если он добьется правдивого состояния, войдя в комнату, взяв стул и Стр.

В первом случае он будет действовать, как будто это происходит с ним в жизни, во втором случае он будет «представлять» как актер. Если это играет роль в пьесе, то необходимо знать, какое -в данный момент время года и даже какая погода, так как от того, пришел ли персонаж с холода, в знойный день, промок ли он, или на дворе стоит сильный мороз, или- метет снег, зависит то или иное его поведение в том месте, куда он пришел. Все это тоже есть «течение дня». Живешь, живешь, да такая, наконец, скверность становится. Вот опять пропустил мясоед.

И ведь, кажется, все готово, и сваха вот уже три месяца ходит. Право, самому как-то становится совестно. Эй, Степан! Пришел ли он со службы и потом лег на диван с трубкой, или совсем не ходил на службу? Который это может быть час?

И что это — обычный его день или необыкновенный? Он говорит: «Опять пропустил мясоед». Какой же сейчас идет пост? Какое время года? Подколесин в конце второго действия выпрыгивает в окошко, следовательно, исполнителю нужно знать, какое это время года.

В ремарке в первом действии сказано: комната холостяка.

После того, как связь со слушателями установлена, ритор переходит к основной части, не забывая, что концентрация внимания у людей ослабевает через 10-20 минут. Важно правильно закончить выступление. В этой части сообщения закрепляется первоначальное впечатление о говорящем и теме рассказа, усиливается эмоциональное воздействие на аудиторию, подводится итог всему сказанному, еще раз подчеркивается идея текста, и произносятся призывы к конкретным действиям. Грамотные ораторы составляют выступление таким образом, что все части логически вытекают одна из другой, достаточно насыщены эмоциями и аргументами, включают в себя практические рекомендации и комплименты слушателям. Продумывание начала и завершения выступления Возможные ошибки Ораторское мастерство приходит не сразу, многие начинающие спикеры делают типичные ошибки: Демонстрируют отсутствие уверенности докладчик слабо знает освещаемый вопрос или боится людей. Начинают оправдываться и утрачивают доверие слушателя.

Не иллюстрируют речь примерами из опыта или из литературы. Используют излишнюю жестикуляцию и хаотичную мимику для контроля за языком тела анализируют видеозапись выступления и избавляются от ненужных движений. Не точно подбирают слова и составляют предложения например, частое использование отрицательных частиц приведет к неправильному пониманию текста.

Прежде чем мы отправимся изучать правила составления структуры публичного выступления, мне хотелось бы немного погрузить вас в понимание этого процессса.

Вспомните вашу последнюю прочитанную книгу или музыкальное произведение. Что между ними общего? Подскажу: они создаются по законам композиции. Словарь Ожегова определяет слово «композиция» как соотношение и взаимное расположение частей например, романа, картины, симфонии, книги.

Кульминация входит в основную часть, находится перед заключением. Те же законы работают в спорте, сексе, образовательном процессе. Не остался в стороне и бизнес. Переговоры с клиентами или партнерами мы тоже ведем по законам композиции: знакомство, основная часть переговоров, кульминация, когда кто-нибудь резко решил передумать и заключение в виде подписания соглашения.

При создании структуры публичного выступления также крайне важны законы органичной композиции. У каждого из этапов спича есть свои задача и объем. Чтобы все было органично и правильно, нам нужно знать основы подготовки публичного выступления. Они не предполагают изложения сути, скорее, проходят на эмоциональном уровне для установления с аудиторией контакта и выхода из него.

Но знание объемов — это только начало.

Сквозное действие

Линейная структура — это классический вопрос-ответ, где вопрос — это главная проблема выступления, а ответ — план её решения. Если представлять себе историю, то в самом её начале будет антагонист, который создает проблему, а позже появится главный герой и его план для победы добра над злом. Линейная структура 6П отлично подойдёт, когда до выступления катастрофически мало времени. На курсе она готовилась к выступлению в Школе малого бизнеса Ларёк. Что не так? Нужна для того, чтобы приковать внимание аудитории и сфокусировать на теме. Малый бизнес может потерять продажи. Например, Таня сформулировала такую проблему: 2П — Причина. Почему это происходит? Часто блок с причинами проблемы пропускают. Бывает, что спикеры не знают причин, а иногда знают, но не считают важным о них говорить.

Однако упор на этом блоке покажет вашу экспертность в вопросе. Да, многие знают о существовании проблемы, но только вы углубились в самый ее корень.

В искусстве[ править править код ] Согласно Станиславскому, актёр, выходя на сцену, выполняет определённую задачу в рамках логики своего персонажа то есть герой хочет что-то сделать и добивается или не добивается этого. Но при этом каждый персонаж существует в общей логике произведения, заложенной автором. Автор создал произведение в соответствии с какой-то целью, имея какую-то главную мысль. И актёр, помимо выполнения конкретной задачи, связанной с персонажем, должен стремиться донести до зрителя главную мысль произведения, которая и является сверхзадачей [2].

Чем увлекательнее неверная сверхзадача, тем сильнее она уводит артиста к себе, тем дальше он отходит от автора, от пьесы и роли, — отвечал сам себе Аркадий Николаевич. Нужна ли нам рассудочная сверхзадача? Сухая, рассудочная сверхзадача нам тоже не нужна. Но сознательная сверхзадача, идущая от ума, от интересной творческой мысли, нам необходима. Нужна ли нам эмоциональная сверхзадача, возбуждающая всю нашу природу? Конечно, нужна до последней степени, как воздух и солнце. Нужна ли нам волевая сверхзадача, притягивающая к себе все наше душевное и физическое существо? Нужна чрезвычайно. А что сказать о сверхзадаче, возбуждающей творческое воображение, привлекающей к себе целиком все внимание, удовлетворяющей чувство правды, возбуждающей веру и другие элементы самочувствия артиста? Всякая сверхзадача, возбуждающая двигатели психической жизни, элементы самого артиста, нам необходима, как хлеб, как питание. Таким образом, оказывается, что нам нужна сверхзадача, аналогичная с замыслами писателя, но непременно возбуждающая отклик в человеческой душе самого творящего артиста. Вот что может вызвать не формальное, не рассудочное, а подлинное, живое, человеческое, непосредственное переживание. Или, другими словами, сверхзадачу надо искать не только в роли, но и в душе самого артиста. Одна и та же сверхзадача одной и той же роли, оставаясь обязательной для всех исполнителей, звучит в душе у каждого из них по-разному. Получается — та же, да не та задача. Например: возьмите самое реальное человеческое стремление: «хочу жить весело». Сколько разнообразных, неуловимых оттенков и в самом этом хотении, и в путях достижения, и в самом представлении о веселии. Во всем этом много личного, индивидуального, не всегда поддающегося сознательной оценке. Если же вы возьмете более сложную сверхзадачу, то там индивидуальные особенности каждого человека-артиста скажутся еще сильнее. Вот эти индивидуальные отклики в душе разных исполнителей имеют важное значение для сверхзадачи. Без субъективных переживаний творящего она суха, мертва. Необходимо искать откликов в душе артиста, для того чтобы и сверхзадача, и роль сделались живыми, трепещущими, сияющими всеми красками подлинной человеческой жизни. Важно, чтоб отношение к роли артиста не теряло его чувственной индивидуальности и вместе с тем не расходилось с замыслами писателя. Если исполнитель не проявляет в роли своей человеческой природы, его создание мертво. Если же она указана ему другими, необходимо провести сверхзадачу через себя и эмоционально взволноваться ею от своего собственного, человеческого чувства и лица. Другими словами — надо уметь сделать каждую сверхзадачу своей собственной. Это значит — найти в ней внутреннюю сущность, родственную собственной душе. Что же дает сверхзадаче ее особую, неуловимую притягательность, возбуждающую по своему каждого из исполнителей одной и той же роли? В большинстве случаев эту особенность дает сверхзадаче то, что мы безотчетно чувствуем в себе, то, что скрыто в области подсознания. Сверхзадача должна быть в близком родстве с этой областью. Вы видите теперь, как долго и пытливо приходится выискивать большую, волнующую, глубокую сверхзадачу. Вы видите, как важно при поисках сверхзадачи угадать ее в произведении писателя и найти отклик в своей собственной душе. Сколько всевозможных сверхзадач надо забраковать и вновь вырастить. Сколько прицелов и неудачных попаданий приходится произвести, прежде чем добиться цели 33. Аркадий Николаевич говорил сегодня: — В трудном процессе искания и утверждения сверхзадачи большую роль играет выбор ее наименования. Вам известно, что при простых кусках и задачах меткие словесные наименования дают им силу и значительность. В свое время мы говорили также о том, что замена существительного глаголом увеличивает активность и действенность творческого стремления. Эти условия в еще большей степени проявляются в процессе словесного наименования сверхзадачи. Но, оказывается, что от меткости названия, от скрытой в этом названии действенности нередко зависит и самое направление и самая трактовка произведения. Допустим, что мы играем «Горе от ума» Грибоедова и что сверхзадача произведения определяется словами: «Хочу стремиться к Софье». В пьесе много действий, оправдывающих такое наименование. Плохо, что при такой трактовке главная, общественно-обличительная сторона пьесы получает случайное, эпизодическое значение. Но можно определить сверхзадачу «Горя от ума» теми же словами «хочу стремиться», — но не к Софье, а к своему отечеству. В этом случае на первый план становится пламенная любовь Чацкого к России, к своей нации, к своему народу. При этом общественно-обличительная сторона пьесы получит большее место в пьесе, и все произведение станет значительнее по своему внутреннему смыслу. Но можно еще больше углубить пьесу, определив ее сверхзадачу словами: «Хочу стремиться к свободе! Такая же метаморфоза произойдет и с трагедией Гамлета от перемены наименования его сверхзадачи. Если назвать ее «хочу чтить память отца», то потянет на семейную драму. При названии «хочу познавать тайны бытия» получится мистическая трагедия, при которой человек, заглянувший за порог жизни, уже не может существовать без разрешения вопроса о смысле бытия. Некоторые хотят видеть в Гамлете второго Мессию, который должен с мечом в руках очистить землю от скверны. Сверхзадача «хочу спасать человечество» еще больше расширит и углубит трагедию. Несколько случаев из моей личной артистической практики еще нагляднее, чем приведенные примеры, объяснят вам значение наименования сверхзадачи. Я играл Аргана в «Мнимом больном» Мольера. Вначале мы подошли к пьесе очень элементарно и определили ее сверхзадачу: «Хочу быть больным». Чем сильнее я пыжился быть им, чем лучше мне это удавалось, тем больше веселая комедия-сатира превращалась в трагедию болезни, в патологию. Но скоро мы поняли ошибку и назвали сверхзадачу самодура словами: «Хочу, чтобы меня считали больным». При этом комическая сторона пьесы сразу зазвучала, создалась почва для эксплуатации глупца шарлатанами из медицинского мира, которых хотел осмеять Мольер в своей пьесе, и трагедия сразу превратилась в веселую комедию мещанства. В другой пьесе — «Хозяйка гостиницы» Гольдони — мы вначале назвали сверхзадачу: «Хочу избегать женщин» женоненавистничество , но при этом пьеса не вскрывала своего юмора и действенности. После того как я понял, что герой — любитель женщин, желающий не быть, а лишь прослыть женоненавистником, — установлена сверхзадача: «Хочу ухаживать потихоньку» прикрываясь женоненавистничеством , и пьеса сразу ожила. Но такая задача относилась больше к моей роли, а не ко всей пьесе. Когда же, после долгой работы, мы поняли, что «хозяйкой гостиницы», или, иначе говоря, «хозяйкой нашей жизни» является женщина Мирандо-лина , и сообразно с этим установили действенную сверхзадачу, то вся внутренняя сущность сама собой выявилась. Мои примеры говорят о том, что в нашем творчестве и в его технике выбор наименования сверхзадачи является чрезвычайно важным моментом, дающим смысл и направление всей работе. Очень часто сверхзадача определяется после того, как спектакль сыгран. Нередко сами зрители помогают артисту найти верное наименование сверхзадачи 34. Не ясно ли вам теперь, что неразрывная связь сверхзадачи с пьесой органична, что сверхзадача берется из самой гущи пьесы, из самых глубоких ее тайников. Пусть сверхзадача как можно, крепче входит в душу творящего артиста, в его воображение, в мысли, в чувство, во все элементы. Пусть сверхзадача непрерывно напоминает исполнителю о внутренней жизни роли и о цели творчества.

Формулируя сверхзадачу, не забывайте о трех главных принципах: глагольная действенная форма, отсутствие дидактики, направленность на позитив формально - отсутствие частицы «не». Путь от завязки конфликта к доказательству сверхзадачи называют «сквозным действием». Его линия должна быть непрерывна до конца сюжета. Так же как и линия противостоящего ему контрсквозного действия. Столкновение этих линий дает возможность выстроить непрерывность конфликта и направить весь процесс борьбы к доказательству сверхзадачи и авторской идеи. Поэтому формулировка сверхзадачи всегда должна лежать точно в русле авторского замысла, соответствуя ему и по направленности, и по уровню. Формулирование сверхзадачи - всегда дело сугубо личное, авторское. Освоив ее, вы получите мощнейший инструмент воздействия на зрителя. Но формальное использование может только навредить. Поэтому никогда не пользуйтесь ею только потому, что «так нужно». Просто помните, что отсутствие сверхзадачи исключает из вашего арсенала одно из самых мощных «орудий». Практикум Попробуйте сформулировать сверхзадачи не просто понравившихся, а всерьез затронувших вас фильмов, телепрограмм и сюжетов, задав себе вопрос: какого действия хотели от вас добиться их авторы? Критерий проверки здесь прост: все действия, события и персонажи должны укладываться в рамки вашей формулировки. Проследите в этих же работах, как простроены непрерывные линии сквозного и контрсквозного действий. Найдите логику не бытовую их развития. Для этого вам придется сначала определить субъекты борьбы: кто из персонажей «работает» на сквозное действие, а кто - против. Помните, смотреть здесь надо по итогу, т. Проанализируйте, за что и как идет борьба персонажей. Начать эти опыты лучше с игровых фильмов, памятуя, что эта система одинаково работает в любой хорошо сделанной экранной работе. Обратите внимание, что в фильмах и программах, которые вас оставляют равнодушными, сверхзадачу вычленить или невозможно, или она существует на уровне лозунга последним особенно грешат политически ангажированные работы. Сформулируйте сверхзадачи своих «экспериментальных» сюжетов. Просмотрите и при необходимости поправьте все элементы, выстроив сквозное и контрсквозное действия, использовав полученный при анализе чужих работ опыт. Сформулируйте сверхзадачу для своих прошлых эфирных сюжетов и посмотрите, что бы вы сделали в них по-другому и какими они могли стать, если бы сверхзадача для них была найдена заранее. Начните формулировать сверхзадачу хотя бы для некоторых из своих сюжетов, помня, что ее уточнение идет до последней секунды работы. Обязательно записывайте все варианты на бумаге. Просматривая сразу после монтажа готовый сюжет, проверьте соответствие общего впечатления последней формулировке и постарайтесь понять, что помогает, а что мешает ее внятной «считываемости» с экрана. Постарайтесь учесть эти ошибки, делая следующий сюжет. Никогда не используйте сверхзадачу формально, помня, что из «оружия огромной разрушительной силы» в тире не стреляют. Из случайно услышанного разговора Когда мы наблюдаем за ситуацией неравнодушным взглядом, мы всегда испытываем к ней какие-то чувства, эмоции, которые складываются в личное эмоционально-чувственное отношение напомню, что эмоции - это непосредственные переживания, а чувства - ценностный ряд личности. Это авторское отношение - элемент очень ценный не только для самого автора, но и для зрителей. Ведь все, что зритель видит на экране, он видит только преломленным через призму авторского восприятия. И чем выявленней, яснее, внятней будет для него каждый элемент, тем понятней, эмоционально заразительней, а значит, и интересней станет для зрителя сюжет. Но вот проблема: запомнить, а тем более по желанию воспроизвести возникшую непосредственно эмоцию невозможно. А точно выразить на вербальном языке чувство - задача, удававшаяся разве что классикам. Не зафиксировав же здесь и сейчас возникшее переживание, мы рискуем его потерять или рационализировать до уровня сухого рассудочного обозначения «вообще». Введенный В. Мейерхольдом элемент режиссерского замысла - «зерно», - и дает нам возможность фиксации. Сам автор называл «зерно» чувственно-эмоциональной идеей. Еще его можно назвать формулировкой того общего ощущения, которое, по вашему замыслу, должно остаться у зрителя после просмотра сюжета. То есть «зерно» дает возможность точно определить, сформулировать, а потом и выстроить на экране тип, диапазон и «градус» эмоционально-чувственного воздействия. Механизм «зерна» прост, но, как и все элементы замысла, требует точности, неформального подхода и постоянной тренировки. Лучше всего взять за правило, наблюдая за любой, не только связанной со съемками ситуацией, пытаться каждый раз найти ей адекватный ассоциативный «ярлык». Им может стать любая запомнившаяся цитата из прозы или стихотворная строка, музыкальный фрагмент или какое-то впечатлившее вас место… да что угодно! Главное, чтобы этот «ярлык» вызывал чувство, эмоцию, очень близкие к тому, которое вызвала у вас ситуация. А дальше эту ассоциацию надо записать. Так, чтобы при прочтении вы тут же смогли свое чувство не только вспомнить, но и вновь ощутить. У кого-то им может стать «Ода к радости» Бетховена и «Снег идет…» Пастернака, а у кого-то - пляж в июльском Сочи или «час пик» в метро - то, что поможет лично вам зафиксировать, а потом и передать зрителю свое ощущение от материала. Главные критерии здесь - точность попадания и возможность адекватной передачи на экран. Классический пример определения «зерна» - «тоска по лучшей жизни», найденное К. Станиславским для спектакля «Три сестры». С теми же предупреждениями, что были сказаны в отношении сверхзадачи, приведу примеры «зерна». В «Клетке» «зерно» шло от простой мысли: какая же мы дрянь, если такое отношение к детям стало возможным. И мне очень хотелось хотя бы капельку той физической боли и безысходности, которые испытывают каждый день эти дети, боли эмоциональной, которую, снимая и монтируя, испытывал я сам, передать и зрителю.

XV. СВЕРХЗАДАЧА. СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Максимально обобщенно подходя к функциям публичных выступлений, выделим четыре основные функции (цели) выступлений: сообщить некоторую информацию. Такая речь называется информационной. Станиславский в этом рассказе подчеркивает, что необходимо, чтобы определение сверхзадачи давало смысл и направление работе, чтобы сверхзадача бралась из самой гущи пьесы, из самых глубоких ее тайников. Именно поэтому так важно понимать, что такое сверхзадача выступления и как ее успешно выполнить. В выступлении сверхзадачей называют черезвычайно сложную задачу, которая предназначена для достижения особо высокого уровня выполнения и эффекта. По сути, «сверхзадачей» является режиссёрский замысел — индивидуальное толкование главной идеи произведения, той цели, ради которой оно было написано, или собственная цель режиссёра, иногда отличная от авторской, в любом случае — та общая задача.

Универсальная структура выступления: готовим речь, которая решает задачи бизнеса

Следует отметить, что описанных предположений еще не достаточно для создания полноценного действия, они должны непременно дополняться так называемыми «предлагаемыми обстоятельствами», которые делают обоснованным само это предположение и которые артисту нужно постоянно держать в голове, и если внимание артиста будет сосредоточено на предлагаемых обстоятельствах, то внутри него зародятся правдивые эмоции, которые проявятся в качестве правдоподобных действий на сцене. Фактически, разбирая текст произведения для постановки, артист и режиссер, пытаясь угадать, что скрыто под словами, ищет и находит там свои подтексты, устанавливает собственное отношение к действующим лицам и окружающим их условиям. Он оживляет и дополняет материал своим воображением, чтобы в конечном итоге получить целесообразное действие, связанное с сутью ставящегося произведения. Ключевым моментом здесь является неразрывная связь между предположениями «если бы» и активностью и действенностью творческого искусства , то есть его правдоподобностью, органичностью и логической обоснованностью. Однако воссоздания правдоподобных, целесообразных действий и связанных с ними эмоций еще не достаточно для их воплощения. Тут необходимым является субъективное отношение творческого субъекта к своим действиям, а основано оно должно быть, согласно системе К. Станиславского, на правде и вере в подлинность происходящего на сцене. Правда неотделима от веры, а вера - от правды. Они не могут существовать друг без друга, а без них обеих не может быть ни переживания, ни творчества. Чтобы добиться внутри себя подобных эмоций, необходимо, чтобы артисты приучались внимательно следить за точным выполнением требований природы в области действия, чтобы вся логика последовательности физических действий была их естественной потребностью. Однако в масштабах целого спектакля наличие подобной логики может быть обусловлено только непременным наличием некоего смыслообразующего центра, некой точки, к которой идут все линии логически обусловленных действий.

Итак, сквозное действие - это и есть логическая цепочка, непрерывное действие в смысловой перспективе спектакля. Параллельно и вопреки ему существует так называемое контрсквозное действие или контрдействие , которое осуществляется либо в столкновении персонажей, либо в преодолении героем собственных внутренних противоречий. Из переплетения различных линий действия персонажей складывается «партитура спектакля», цельное действо, объединяющее актеров и иные средства театральной выразительности. Сверхзадача же - это общая творческая, смысловая, нравственная и идеологическая цель , объединяющая весь постановочный коллектив и способствующая созданию художественного ансамбля и единого звучания спектакля. Сверхзадача, по мысли К. Станиславского, закладывается в произведение самим его автором. Она является отражением и средоточием всех его жизненных установок и стремлений. Основная же задача коллектива, работающего над постановкой этого произведения - передать чувства и мысли писателя. Сверхзадача - это «главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения задачи, вызывающие творческое стремление двигателей психической жизни». Достичь сверхзадачи возможно только при наличии неизбывного к ней стремления на всей протяженности постановки всех причастных к ней лиц.

Причем сохраняет силу принцип органичности и правдивости, то есть стремление к сверхзадаче должно быть подлинным. С другой стороны, само стремление и делает наиболее подлинным все производимые артистом действия. При этом сверхзадачи, заложенные в те или иные произведения, бывают изначально разного качества, так как заложены они с разной степенью талантливости. Соответственно, гениальная сверхзадача может захватить артистов, в то время как слабая не пробудит у них необходимых чувств, не вызовет искреннего отклика в душе творящего артиста. Огромную роль играет выбор наименования сверхзадачи, от меткости этого наименования, от скрытой внутри него действенности будет напрямую зависеть степень вживания артистов в образ и, в конечном итоге, раскрытие сверхзадачи всего произведения. Наименование необходимо дать в самом начале и не упускать сверхзадачи из виду на протяжении всей работы над постановкой. Надо отметить, правда, что сам Станиславский отмечал, что иногда истинная сверхзадача открывается уже после того, как спектакль наполовину отрепетирован или даже сыгран. Во всяком случае, сознание, работающее над постановкой, должно быть максимально включено в работу над ней, это включение должно проходить практически на пределах возможностей. Для артиста сквозное действие - это прямое продолжение линий стремления двигателей психической жизни, берущих свое начало от ума, воли и чувства творящего артиста. Также сквозное действие существует и у всей постановки, оно связывает воедино отдельные ее части и направляет их к общей сверхзадаче.

В случае, если, помимо стремления к сверхзадаче, в постановке присутствуют некие ответвления, не имеющие отношения к главной цели, сквозное действие уничтожается, каждая часть спектакля существует отдельно от предыдущей, и он не будет жить. Однако иногда в целях освежения текста и придания ему некой злободневной окрашенности в пьесу вносят не относящуюся к ней напрямую тенденцию, однако в этом случае необходимо помнить о том, что тенденция, существующая отдельно от сверхзадачи, то есть, практически, превращающаяся в параллельную сверхзадачу, «переломит спектаклю хребет». Сверхзадачу спектакля нужно прежде всего беречь и следить за ней на протяжении всей работы. Для обострения драматичности, то есть для более яркого, выпуклого и правдивого стремления к сверхзадаче действие спектакля обязательно должно встречаться с контрдействием. В случае отсутствия в постановке контрдействия артистам просто нечего играть, так как достижению сверхзадачи ничего не препятствует, а весь спектакль и есть - достижение, стремление к сверхзадаче. Стоит отметить, что сегодня ключевые положения системы воспринимаются во многом как само собой разумеющиеся - их используют практически все разве что за исключением подчеркнуто ритуализированных, канонически традиционных - Кабуки, Но и т. При этом система Станиславского - это отнюдь не свод догматических правил, но универсальный базовый инструмент, позволяющий строить на своей основе любую театральную стилистику; работать в любом театральном жанре и в любой эстетике. Рассмотрим сверхзадачу и сквозное действие на примере формирования имиджа руководителя по методу Станиславского. Как мы выяснили, сверхзадача -- это цель деятельности, устремление человека к осуществлению главных жизненных задач. Так, Достоевский, отмечал К.

Станиславский, всю свою жизнь искал в людях бога и черта. Это толкнуло его к созданию «Братьев Карамазовых». Толстой всю жизнь стремился к самосовершенствованию, и герои многих из его произведений выросли из этого зерна: самосовершенствование было задачей их жизни. Чехов боролся с пошлостью и мечтал о лучшей жизни. Эта борьба за нее и стремление к ней стали сверхзадачей его героев. Стремление к сверхзадаче, считал К. Станиславский, является стержнем жизнедеятельности человека. Люди переживают сверхзадачу безотчетно, она скрыта у них в подсознании и, как закон, подчиняет себе все отдельные жизненные ситуации. Сверхзадача постоянно напоминает человеку как исполнителю роли о цели его деятельности. Нацеленность человека-роли на «сверхзадачу», подчеркивал Станиславский, осуществляется не хаотично, а в рамках «сквозного действия».

Сквозное действие и сверхзадача вносят в ролевое поведение порядок и организованность, они делают процесс играния роли частью жизни ее носителя. Базируясь на основных посылках этих феноменов, менеджер предприниматель, руководитель может довести проявление своего имиджа до полного совершенства. Поскольку менеджер, обретающий новый имидж, играет две роли -- одну как выражение своих врожденных и приобретенных реакций, а вторую -- как совокупность реакций, соответствующих вновь формируемому имиджу, то его деятельность предполагает наличие двух типов сверхзадач и сквозных действий. Сверхзадача роли формируемого имиджа занимает подчиненное положение по отношению к сверхзадаче роли врожденных и приобретенных реакций. Тем не менее именно она дает начало всему тому, что обеспечивает ролевое поведение субъекта деятельности в рамках нового имиджа. Как же формируется эта сверхзадача? Какова ее структура? Обратимся к идеям К. Сверхзадача закрепляется в психике человека в виде словесной формулировки. По мнению К.

Станиславского, в этой формулировке очень важны глагольные обороты. Это связано с тем, что глаголом можно обозначить любое действие, состояние, поведенческий акт, которые в речи традиционно передаются именами существительными. Причем в формулировке должны быть два глагола: один -- побуждающий -- «хочу», а второй -- нацеливающий на определенный вид деятельности.

Композиция основной части должна отвечать логическому требованию последовательности см. Второй принцип композиции - усиление воздействия.

Материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постоянно нарастал. Третье требование к композиции - экономия средств: достичь цели выступления за минимальное время, привлекая лишь самый необходимый материал. Способ изложения темы зависит от ее содержания, цели выступления, вкуса оратора, специфики аудитории и других факторов. Здесь все дело в фантазии, вкусе, общей культуре оратора, который должен руководствоваться двумя принципами: 1. Минимальными средствами донести до слушателей основную идею выступления.

Держать всё время слушателей в напряжении. Существуют следующие основные способы изложения: 1 ступенчатый - материал очередного вопроса базируется на предыдущем; 2 концентрический - рассмотрение данного явления со всех сторон; 3 спиральный - переход от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к повторному, более детальному и глубокому анализу; 4 хронологический - рассмотрение процесса или явления в становлении; 5 логический - системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории; 6 дедуктивный - переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на основе этого; 7 индуктивный - переход от анализа фактов, явлений к обобщениям; 8 сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий; 9 анализ проблемы. На практике эти способы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления. Монолог оратора легче воспринимается, если в нём используются различные приемы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование и т. Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией.

Особенно ценны те приемы изложения, которые способствуют непосредственному взаимодействию со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к собравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор задает вопросы, на которые сам же отвечает. Интересен прием диалогизации, при котором выступающий имитирует диалог с воображаемым оппонентом: "Мне могут возразить... Хотя композиция выступления и приемы изложения материала продумываются заранее, надо быть готовым к тому, что в реальной ситуации, возможно, придется отказаться от домашних заготовок и ориентироваться на состояние слушателей: задать вопрос, привести пример и т. Один из показателей удачного построения выступления - сам характер материала. Если, к примеру, оратор говорит о чем-то совершенно новом для слушателей, такую речь будет трудно воспринимать и осмыслить.

Сплошные теоретические выкладки утомляют слушателей, а выступление, перегруженное фактами, по словам Д. Менделеева который был замечательным лектором, много размышлял и даже экспериментировал в области ораторского искусства , напоминает костер, до того заваленный дровами, что он начинает затухать. Бывает, что выступающий все время "бьет по чувствам" собравшихся и в конце концов начинает их раздражать. Тот же, кто вовсе забывает, что перед ним живые люди и демонстрирует строго рациональный подход к проблеме, может вызвать неприязнь и скуку. Следует иметь чувство меры и при подборе фактов, примеров, направленности выводов.

Негативная информация вызывает пессимистическое настроение, а одна лишь позитивная - недоверие слушателей. Гнеденко "Научно-технический процесс и математика". Ораторское искусство лектора. Одним словом, важно соблюдать композиционную соразмерность материала: разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении. Заключение придает завершенность повествованию.

В нём делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы. Самые распространенные композиционные недочеты выступления: 1 нет вступления или оно слишком затянуто; 2 изложение не подчинено главной идее; 3 непоследовательно или неинтересно построено изложение; 4 используется всего один-два приема изложения; 5 несоразмерность материала выступления; 6 нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться, время от времени обнадеживая слушателей словами: "Заканчивая свое выступление... Окончательный план отражает внутреннюю структуру выступления, а композиция - его воплощение в написанной или прозвучавшей речи. Работа над текстом выступления Известный русский судебный оратор П. Пороховщиков П.

Сергеич считал, что "не исписав... Работа над текстом необходима, если оратор неопытен или ему предстоит сложное выступление. Письменный текст позволяет упорядочить материал и лучше усвоить его, поработать над выразительностью речи. Это третий этап подготовки выступления. К написанию текста следует приступать, когда собран весь материал и составлен окончательный план выступления.

При этом план и рассыпной конспект выполняют ту же роль, что для строителя чертеж дома и его блоки. Работая над текстом выступления, используйте слова и обороты устной речи. Да-да, устной, так как в аудитории вам предстоит говорить, а не читать. Вот и нужно писать текст так, чтобы каждая фраза отлично воспринималась на слух. Начинайте писать текст с введения в тему.

Зная будущих слушателей, нетрудно представить, как их лучше подвести к теме. Далее следует продумать и записать фразы, позволяющие перейти к основной части выступления. Проявите изобретательность в использовании различных приемов ведения речи! При этом обращайтесь мысленно к своей аудитории, старайтесь выбрать такое изложение, которое ее заинтересует, и тот стиль речи, который наилучшим образом соответствует теме выступления и характеру аудитории. Еще раз продумайте, какие цифры, примеры, цитаты следует привести для яркого и убедительного раскрытия основной идеи выступления, как их подать.

Обратите внимание на связки - продумывайте переходы от одной части к другой, к заключительной части выступления. В заключении информационного выступления обычно подводят итог сказанному, делают выводы или кратко повторяют материал. А в агитационных речах перед слушателями ставятся конкретные задачи или обращаются к ним с призывом; Завершить выступление помогает концовка - пожелание слушателям, яркая цитата, в которой звучит основная мысль выступления, афористичное высказывание и т. Хорошо воспринимаются и запоминаются выступления, в которых зачин первые фразы связан с концовкой - это так называемая рамочная структура выступления.. Возможно и юмористическое окончание выступления.

Вот пример, который приводит П. Доклад на тему "День в Конгрессе" был завершен такой шуткой: "Невзирая на всю сложность и несовершенства, Конгресс вполне доступен для непосредственного наблюдения, и в конце концов он таков, каким его создал народ. Не следует приходить в отчаяние от одного высказывания бывшего капеллана сената США Хэйла. Кто-то спросил его: "Доктор Хэйл, а вы молитесь за сенат? Юмористическая концовка хороша в том случае, если она подготовлена общей тональностью выступления и приводится не "для юмора", а для того, чтобы лучше донести "соль" всей речи.

Пример неудачного заключения - банальные общие фразы, ради которых не стоило бы и собирать аудиторию, так как это и так всем известно. Как выступать без текста Подготовку выступления завершит усвоение материала. На этом этапе окончательно отработанный текст следует прочитать несколько раз, чтобы запомнить логику развития темы и подобрать верную интонацию. Не надо стараться выучить текст наизусть, иначе возникнет соблазн воспроизвести его дословно, и выступающий будет выглядеть неестественно. Достаточно лишь помнить, что за чем предполагается говорить.

Напомнить о последовательности изложения может развернутый план выступления. Он строится по образцу планов школьных сочинений вопросы, подвопросы и т. Эту "бумажку" слушатели всегда простят оратору. На листки того же формата выписывается необходимый вспомогательный материал: цитаты, примеры, цифры. Все это аккуратно складывается в планшет для выступления.

Развернутый план должен все время быть перед глазами, а вспомогательный материал - появляться в подходящий момент. Соответствующие пометки в развернутом плане напомнят выступающему, когда следует показать слайд или таблицу, привести цифру или прочитать цитату. Можно написать тезисный план, состоящий из утверждений по каждому вопросу, которые записываются на карточках. Этими карточками можно воспользоваться во время выступления.

Основная цель сверхзадачи выступления — сохранить внимание аудитории и поднять уровень вовлеченности, чтобы слушатели не только получили знания, но и запомнили их на долгое время. Сверхзадачи выступления могут быть разнообразными и зависят от контекста и темы выступления.

Например, это может быть использование необычных реквизитов, привлечение волонтеров из аудитории, участие в интерактивных играх или даже проведение эксперимента на сцене. Главное требование к сверхзадаче выступления — она должна быть уместной, интересной для слушателей и не отвлекать от основного содержания выступления. Она должна служить инструментом для усиления воздействия на аудиторию и помочь донести ключевые идеи и сообщения. Сверхзадачи выступления придают выступлению неповторимость и оригинальность, помогают выделиться среди других выступающих и сформировать положительное впечатление о спикере. Значение сверхзадачи выступления Сверхзадача выступления является важным аспектом в сфере публичных выступлений и презентаций. Она помогает добиться максимального воздействия на аудиторию и достичь поставленных целей.

Одна из основных ценностей сверхзадачи выступления заключается в том, что она помогает удержать внимание аудитории на протяжении всего выступления. При использовании различных техник и приемов, выступающий создает интерес и заинтересованность зрителей, что позволяет им глубже вникнуть в представляемую информацию. Сверхзадача выступления также помогает передать ключевые идеи и сообщения в более запоминающейся и убедительной форме. При использовании соответствующих языковых и наглядных средств, можно ожидать, что информация будет усвоена и запомнена аудиторией лучше, чем при простом перечислении фактов или аргументов. Кроме того, сверхзадача выступления способствует установлению более сильной эмоциональной связи между выступающим и аудиторией. Выразительное использование мимики, жестов, интонации и других невербальных средств помогает создать особую атмосферу, которая может влиять на эмоции и настроение зрителей.

Наконец, сверхзадача выступления способна повысить уровень доверия и убедительности, которую выступающий производит на аудиторию. Когда выступающий представляет себя в уверенной, профессиональной и организованной манере, он автоматически создает позитивное впечатление о себе и своих идеях. Примеры сверхзадачи выступления: Описание Риторический вопрос Задание вопроса, на который легко можно ответить, чтобы обратить внимание аудитории и подготовить ее к следующему утверждению. Аналогия Использование сходного случая или примера для демонстрации или объяснения сложных или абстрактных концепций. История Рассказ о реальных или вымышленных событиях, которые помогают подкрепить аргументы или иллюстрировать идеи.

К каким результатам это приведет? Опишите ситуацию, которая произойдет, если следовать описанному плану. Например, устранится одна или несколько причин проблемы или ее последствия. Перспективы: 6П — Преимущества. Можно ли добиться этих результатов другими методами?

Необходимо сравнить описанный план с альтернативами. Причем по некоторым критериям альтернативы могут быть эффективнее предложенного плана: тогда объясните, почему ваш план лучше, чем альтернатива дешевле, быстрее, эффективнее и так далее 1 использование заблокированных соцсетей может привести к суду; 2 прекращение использования соцсетей в принципе приведет к потере связи с клиентами. Преимущества: Вот такая схема получится в итоге: А это уже 6 готовых блоков для презентации. Они могут меняться местами в зависимости от ситуации, но важно сохранить взаимосвязь — придумать вопросы от одного к другому. Обещанный лайфхак: вы можете не учить всё выступление целиком: выучите только вопросы от одного блока к другому! Вы можете продумать глубокий интерактив, в котором будете задавать людям в зале вопрос и ждать ответ. Или проще: задать риторический вопрос, запустив в голове слушателей мыслительный процесс. Это особенно важно при онлайн-выступлениях, где у собеседников больше отвлекающих факторов: лента в соцсети, соседи по квартире или котик, прыгающий по клавиатуре.

Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича

это способность выступающего произвести не только выдающееся впечатление на аудиторию, но и оказать значительное влияние на ее мышление, эмоции и поведение. В этой статье рассматривается, как достичь сверхзадачи выступления и. Что такое логическая пауза и ударение? Какое значение имеют они в речи? ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ. 3.2. Объекты музыкально-журналистского выступления. Все дело в подаче: важно не только ЧТО вы говорите, но и то, КАК вы это делаете. Закон 1: Правильно составить речь. Успех любого выступления начинается с подготовки к нему. 2. Сверхзадача роли (функция). В чтецком творчестве есть только сверхзадача произведения, которую чтец выявляет доступными ему средствами. В ораторском же искусстве можно употреблять такое понятие, как «сверхзадача выступления». При создании структуры публичного выступления также крайне важны законы органичной композиции. У каждого из этапов спича есть свои задача и объем. Если где-то “пережать”, то другая часть выступления будет излишне коротка или, наоборот, затянута.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий