Идейно художественное своеобразие «флейты позвоночника»

Флейта-позвоночник — статья из свободной большой энциклопедии. Флейта-позвоночник — статья из Интернет-энциклопедии для

«Любовная лирика Маяковского.

Брокгауз — Ефрон, 1902, с. Попробуем расширить и дополнить этот комментарий. Прежде всего сделаем некоторые уточнения относительно самого рисунка. В традиции кубистической живописи Маяковский изображает себя — героя поэмы — в перевёрнутой позе: стоя на руках; опираясь ладонями о землю и повернувшись в профиль к зрителю, он дует или приготовился дуть в самого себя как в полую трубку.

Из круглого отверстия позвоночника-трубки то ли свешивается галстук шейный платок , то ли льётся кровь в стихотворении 1913 г. Тема крови соединяется с темами музыкального произведения — "песни" — и "рога" как духового инструмента в следующем фрагменте: В богадельнях идущих веков, может быть, мать мне сыщется; бросил я ей окровавленный песнями рог. Предположение о том, что из тела льётся кровь, вполне согласуется со страдальческим выражением на лице героя здесь можно вспомнить фрагмент из пролога трагедии "Владимир Маяковский": а у облачка гримаска на морщинке ротика...

Благодаря сделанной над рисунком надписи трубка тела позвоночника воспринимается именно как флейта, а не дудка, свирель, гобой "Заиграет вечер на гобоях ржавых", "Несколько слов о моей маме", цикл "Я", 1913 или какой-либо другой инструмент. В целом вся опрокинутая поза человека может быть понята и как поза клоуна, выступающего перед публикой вспомним о "рыжем парике" героя в "А всё-таки", 1914; ср. Туловище человека изображено так схематично, все линии тела редуцированы до такой степени, что одновременно с метафорой "флейта позвоночника", стоящей в качестве заглавия непосредственно над рисунком, в сознании читателя, разглядывающего эту обложку, возникает "обратная" метафора "человек — флейта".

Такое понимание рисунка, иллюстрирующего заглавие и предваряющего текст поэмы, возвращает нас к теории "дионисического" искусства, которую Ф. Ницше развивал в своей работе "Рождение трагедии из духа музыки" 1871 : "В пении и пляске являет себя человек сочленом более высокой общины: он разучился ходить и говорить и готов в пляске взлететь в воздушные выси. Его телодвижениями говорит колдовство.

Человек на рисунке Маяковского соответствует описанному образцу "дионисического" искусства: это и "художник", музыкант-исполнитель, и сама флейта, и игра на ней. Обращение к ницшевской антитезе аполлонического и дионисического начал в искусстве оправдано прежде всего тем, что "непластическое искусство музыки" Ницше связывает именно с Дионисом. Доказательством того, что наше предположение о "дионисической" природе изображённого на обложке поэмы Маяковского человека-флейты верно, является параллелизм отдельных мест этого произведения и некоторых характеристик художника дионисического типа в работе "Рождение трагедии из духа музыки".

Так, в первой главе "Флейты" есть фрагмент: В карты б играть! В вино выполоскать горло сердцу изоханному, — созвучный положению о том, что "художественный мир опьянения" отражает важнейшую особенность искусства дионисического типа. Когда Ницше описывает ситуацию возникновения дионисической эмоции: "Либо под влиянием наркотического напитка, о котором говорят в своих гимнах все первобытные люди и народы, либо при могучем, радостно проникающем всю природу приближении весны просыпаются те дионисические чувствования, в подъёме коих субъективное исчезает до полного самозабвения" [Ницше, с.

Аллитерация; Новые метафоры; Маяковский сумел создать ошеломляющие метафоры: «грудь испешеходили», то есть исходили взад и вперед, вдоль и поперек. Часто ошеломляющая метафора разворачивается во всю строфу: «Вот — я, весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души». Расшатывание синтаксиса разрушение структуры гармоничного синтаксиса, логики построения простого и сложного предложений ; Разрушение ритма средний и обратный , его дизгармония, рваность способ передачи внутреннего конфликта ; Новая рифмовка неточные рифмы, рифмовка разных частей речи друг с другом ; Коренное изменение внес Маяковский в технику русского стиха. Он установил новые методы рифмовки, которые близки к ораторскому слову.

Маяковский писал, что самое характерное слово он ставит в конец строки и подбирает к нему рифму. Размерность стиха одного размера, акцентный стих ; Маяковский нарушает так называемый силлабо-тонический стих. Новые темы изображение нового мира, мира будущего, убежденность в том, что они строят новый мир. Маяковский с пафосом говорил о старом мире новыми словами, которые сам создавал. В поэзии у него были свои законы, свои образы, своя рифма, ритм и размер, его стихи построены на контрастах.

Апостол Павел в своем послании коринфянам сказал: «истинная любовь не ищет своего». Этот штрих напрочь снимает обвинения в адрес любимой. А у Маяковского: Какому небесному Гофману Выдумалась ты, проклятая?! У Пастернака сострадание к женской доле. Чувство настоящего, родившись благодаря страсти, в то же время и вылечивает страсть.

Душевное потрясение и связанная с ним романтическая обида я страдаю, а мир стоит оборачиваются новой верой в жизнь. Эта вера произрастает и изнутри человека как элементарный, почти позорный инстинкт самосохранения, как голос здоровья. Надо быть Пастернаком, чтобы в стихотворении о страсти, не боясь принизить страсть, ввести такую прозу. Инстинкт-подхалим сродни стабильности мира, он вне страсти, вне исключительности. Через инстинкт герой Пастернака сообщается с миром как его часть, тогда как страсть стремится отделить его от мира: Инстинкт прирожденный, старик-подхалим.

Так какая же поэтика утверждает себя в «Марбурге»? Не романтическая. Она формировалась в напряженном поиске, в сложном взаимодействии с искусством далеких предшественников и живых современников, прежде всего Маяковского. Как проявляется романтическая природа «Флейты-позвоночника»? Версты улиц взмахами шагов мну Мы видим, что чувства в «Флейте» имеет масштабы абсолютные, разворачивается в пространстве всемирном.

Что делает мука любовного переживания с лирическим героем в первой и второй частях поэмы? В обоих случаях безмерность чувства контрастна по отношению к миру обычных измерений, обрекает героя на судьбу исключительную и роковую. Зачем понадобились Маяковскому высокие, запечатленные в прежнем искусстве образы любви? Каково чувство любви героя? Тяготеет к противоположным полюсам: анафема и осанна любви.

Соответственно любимая предстает то как исчадье ада, то как царица мира. Как обновляет Маяковский романтические модели? Вселенная насквозь телесна, а человек космичен. В эту игру метаморфоз оказывается вовлеченной и любимая. Ее образ разрастается в масштабах.

Пастернак расходится с Маяковским по главным направлениям поэтической мысли.

От конкретной и жизнеподобной поэтики документа: воспоминания, свидетельства, исторической реконструкции «Вспышка сверхновой…», «Председатель земного шара», «Живой Маяковский. Рассказ товарища Локтева» до реальности безудержно играющего воображения, гротескной деформации, свободной, придающей видимость незримому метафоры и «свертывающего» богатство опыта в обобщенную, но непременно чувственно-выразительную, аттрактивную «формулу»-форму символа «Клоп», «Тринадцатый апостол», «Маяковский — детям», «местами», и очень органично, тот же «Председатель», но более и ярче всего — «Флейта-позвоночник». Сцена из эскиза. В некоторых работах язык слова и действия трансформировался, и весьма впечатляюще, в язык танца. И тут наиболее последовательным и эффектным оказался опыт «Флейты-позвоночника» — пластического перформанса, своеобразной символистской хореодрамы по преимуществу, но также вокально-инструментального концерта, кабаретной программы, водевиля, а в конце концов —жестокого трагифарса. И каждая без исключения! Но даже на фоне таких несомненных в этом отношении удач, как «Председатель земного шара» и «Флейта-позвоночник», я бы выделил исключительную, без преувеличения «системообразующую» роль незаурядной музыки Николая Морозова в «Тринадцатом апостоле», обязанном ей не только своей огромной «прожигающей» экспрессией, но и стройной, ясной структурной логикой, а проще говоря — драматургической формой. Понятно также, что мы увидели не только разных Маяковских, разных Лилю и Осипа Бриков, но и разную революцию иногда с маленькой, иногда с большой, а иногда и с очень большой буквы , разную советскую реальность и т. К счастью, в этом многообразии позиций совершенно отсутствовали злая издевка, мстительное злорадство, как и скучное морализаторство и пошлое псевдопонимающее «умничанье задним числом»: никто не укорял и не поучал попавшего в плен прекрасной иллюзии, до поры ослепленного ею и наступившего на горло собственной песне поэта.

В этом была не только благородная этическая культура — культура человеческой солидарности с любимым поэтом, но и, я убежден, культура интеллектуальная. Участники и гости лаборатории «аккуратностью» и бережностью своего отношения к поэту и его времени словно вопрошающе напоминали нам, зрителям: а мы-то сами вполне ли понимаем время, в каком живем, и самих себя? Всегда ли умеем и умеем ли вообще отделить реальность от иллюзий и мифов своих и навязанных кем-то , истину от лжи, добро от зла? Способны ли мы самим себе говорить горькую правду и судить себя с маяковской мерой искренности, честности и требовательности? У зрителей и критиков, впрочем, тоже возникали небеспочвенные вопросы к показанным работам. Вот некоторые из моих. Почему, например, главное, что ни говори, у Маяковского — его стихи, его уникальная, до сих пор не «стирающаяся» от частого употребления, новаторски гениальная поэтическая речь и кричащие, сочащиеся кровью души образы — проглатываются скороговоркой или «забиваются» громыхающей музыкой? Или, наоборот, неожиданно звучат еле различимым шепотом?

Сравнительный анализ стихотворения Пастернака «Марбург» и поэмы Маяковского «Флейта – позвоночник»

А в музыкальной сфере герои выступают в общем бытии, они объединяются в процессе игры на своих инструментах во время театральных выступлений. Особенность данных выступлений состоит в том, что без разных инструментов не будет необходимого гармоничного звучания, так как музыка в оркестре создаётся благодаря игре именно разных инструментов, который - каждый по себе - оказывается значимым в своей непохожести на другого. И в конце произведения «Котрабас и флейта» такое сходство персонажей подчёркивается их одинаковым желанием расстаться на эмпирическом уровне: «Однажды, когда приятели возвращались из театра, контрабас взял под руку флейту и сказал: - Вы извините меня, Иван Матвеич, но я наконец должен вам сказать... Скажите, что это вам так нравится жить со мной? Не понимаю! Характерами мы не сошлись, вечно ссоримся, опротивели друг другу... Не знаю, как вы, но я совсем очумел... Уж я и так и этак... Уйдите, голубчик! Сделайте такую милость!

Вы извините меня, но долее терпеть я не в состоянии. Флейте этого только и нужно было» [15, IV, с. Как представлено в заключительной части, музыкант, игравший на флейте, сам уже хотел уйти от контрабасиста, но в силу своей деликатной природы не мог сказать об этом прямо. Его антагонист также сначала не мог выразиться откровенно, но лишь когда понял, что его действия не увенчаются успехом, высказался искренне. В ракурсе интермедиальных взаимодействий двух искусств автор показывает, насколько различными духовно могут быть люди, так как музыка - это искусство, связанное с глубинными движениями психики человека. И в то же время герои имеют существенную общую черту - их роднит свойство быть соотнесёнными с музыкальными инструментами, на которых они играют, их профессиональная причастность к данной эстетической сфере в целом. Композиция рассказа «Скрипка Ротшильда», по словам Н. Фортунатова, представляет собой трёхчастное строение - три раза повторяется несколько развернутый эпизод, демонстрирующий отношения Якова и Ротшильда: «Постоянное соотнесение двух тем и характер их внутренних отношений уже само по себе есть свидетельство глубоко продуманного архитектонического плана этой новеллы, смысл которой не поддается прямолинейным истолкованиям сюжета» [14, с. Чехова отдельные детали повествования выступают не простыми картинами бытия героев, но «знаками» особого, заключенного в них эмоционально-идейного содержания, это - «образы чувств» [14, с.

Текст имеет структуру, которая соответствует музыкальной форме сонатного цикла. Итак, образы героев А. Чехова персонифицируют собой некий музыкальный инструмент, композиция произведений тождественна музыкальной форме - всё это связывает текст литературного произведения с иным типом искусства - с музыкой. Формируемые с помощью интермедиальных элементов художественные связи позволяют автору выразить свою эстетическую концепцию духовного единения людей и их разобщения на онтологическом уровне. Литература 1. Берлиоз, Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. С дополнениями Р. Штрауса [Текст]: в 2 т.

Ветлицына, И. Давыдова, В. Музыкальный журнал.

Он установил новые методы рифмовки, которые близки к ораторскому слову. Маяковский писал, что самое характерное слово он ставит в конец строки и подбирает к нему рифму. Размерность стиха одного размера, акцентный стих ; Маяковский нарушает так называемый силлабо-тонический стих. Новые темы изображение нового мира, мира будущего, убежденность в том, что они строят новый мир. Маяковский с пафосом говорил о старом мире новыми словами, которые сам создавал. В поэзии у него были свои законы, свои образы, своя рифма, ритм и размер, его стихи построены на контрастах. Маяковский не боялся ломать привычные формы стиха, вводить в поэзию вульгарную и низкую лексику. Поэмы в. Идейно-художественное своеобразие «Флейты-позвоночника» и «Облака в штанах». Композиция «тетраптиха» отражала бунтарский дух произведения.

Они пошли служить в красную армию, чтобы «сложить буйну голову», а не ради революции и новой жизни. Возможно, они дезертиры «рваное пальтишко, австрийское ружье» , но это Блоку неважно. Они ставят себе задачу — раздуть мировой пожар. Но если придать этому смысл, то становится виден хаос, внутри 12-ти, с которым они не могут разобраться. Как и в театре де Лиарта: искушение, отдача искушению, расплата за искушение. Еще неизвестно, кого искушают, но уже видна ситуация искушения. Подчеркнутое неправильное произнесение слов указывает на то, что наблюдатель — один из 12-ти, а не сторонний наблюдатель. В последних строчках герой доходит до самого важного для себя — до описывания Катьки, соответств. Но ее по шаблону описать невозможно, у него к ней личное чувство и он ищет слово, чтобы показать ее индивидуальность, и находит — «толстоморденькая». В этом слове он выражает свою любовь и свою личность. Революция — смена формы выражения, и любовь выражается в новом, не употреблявшемся раньше слове. Интеллигенты любят народ, но не дают им выражать эмоции так, как им близко. Шоколад миньон — конкретная историческая деталь: он входил в солдатский паек и они расплачивались им за различные услуги в том числ и с проститутками. Катька погибает, становится «падалью». Что, Катька, рада? Но заканчивается хаос призывом — «революционный держите шаг». В 7-й главе — состояние отхода от аффекта. Петруху уже называют «убийцей», он не один из многих, он «один». Сначала он испытывает оторопь, обращается к другим за поддержкой и находит себе действо, которое поможет ему отойти от стресса. Петруха — выделяется от всех, идет впереди всех, получает имя Петра, узнаем его биографию, он несет бремя убийцы, но «потяжелее будет бремя» и это приносит ему утешение. Выход тоски в грабеже и разбое - трагическое веселье. Снова слышен ритм, но это ритм разбойничьей песни. Этот ритм тоже нарушается — кризис 12-ти. В сознании 12-ти, Петрухи есть вина буржуев. Он обращается к религ. Герой перестрадал, понял бессмысленность бунта, но появляется новое бремя. В условно-символическом мире поэмы буржуй оказывается за героями, перестает играть значимую роль в их жизни. В 11 главе меняется пространство и время: ветер теперь бьет в лицо он против них ; то, что позади — не важно, но что-то происходит впереди. Они говорят о боге, который не упас их от убийства, о враге, который рождается впереди. И они двигаются вперед и дальше. Читатель должен с нетерпением ждать развязки — хаос или ритм? Творчество В. Маяковского советских лет: проблематика, поэтика. Особенности идейно-художественной эволюции произведения по выбору. Социалистическая революция, совершенная русским пролетариатом в октябре 1917, открыла М. Его многолетняя мечта о человеке, о его прекрасном будущем получила наконец реальное воплощение. При этом новая действительность начинала исправлять и наполнять реальным содержанием абстрактно-гуманистическую мечту поэта. Теперь он уже начинает понимать, что пролетариат является руководителем октябрьского переворота, что конечная цель этой борьбы — установление социалистического общества, которое сделает человека действительно свободным. Октябрьская революция поэтому есть тот рубеж, с которого начинается интенсивный творческий рост поэта. Первое крупное произведение М. В «Мистерии Буфф» воплощены некоторые типичные черты пролетарской поэзии военного коммунизма. Политическая направленность, публицистическая заостренность «Мистерии» чрезвычайно сближали ее с пролетарской поэзией того периода. Космичность восприятия революционных событий, типичная для поэтов «Кузницы», пышно расцвела в «Мистерии» [«Места действий: 1 Вся вселенная, 2 Ковчег, 3 1 картина: Ад, 2 — Рай, 3 — Земля обетованная»]. Социалистический характер мотивов поэзии, особенно социалистические мотивы освобожденного труда, то, что типично длялинии пролетарской поэзии, Но в «Мистерии Буфф» еще сильны отзвуки проблем, волновавших Маяковского в дореволюционный период абстрактный человек, социалистический рай. В «Мистерии Буфф» Маяковский как бы прощается с своим абстрактным человеком. Его радикализм «левацкого» толка, сталкиваясь с трудностями реальных путей социалистической революции, обращался подчас в растерянность, в пессимизм. Однако надо различать гиперболизм художественного метода революционных поэм, стихов, «150 000 000», «Мистерии Буфф», «Левого марша» и др. Маяковский, понявший после Октября свою связь с угнетенными и эксплуатируемыми, поднявшимися на борьбу, выражает теперь устремление этих широких масс. Не случайно конечно, что теперь М.

Видишь ли, какую ничтожную вещь ты из меня делаешь? Ты хочешь играть на мне, ты хочешь проникнуть в тайны моего сердца, ты хочешь испытать меня от низшей до высочайшей ноты. Вот в этом маленьком инструменте много гармонии, прекрасный голос — и ты не можешь заставить говорить его. Чёрт возьми, думаешь ты, что на мне легче играть, чем на флейте?.. Венгерова, т. Брокгауз — Ефрон, 1902, с. Попробуем расширить и дополнить этот комментарий. Прежде всего сделаем некоторые уточнения относительно самого рисунка. В традиции кубистической живописи Маяковский изображает себя — героя поэмы — в перевёрнутой позе: стоя на руках; опираясь ладонями о землю и повернувшись в профиль к зрителю, он дует или приготовился дуть в самого себя как в полую трубку. Из круглого отверстия позвоночника-трубки то ли свешивается галстук шейный платок , то ли льётся кровь в стихотворении 1913 г.

Любовная лирика Маяковского

  • Читать по теме:
  • История создания флейты позвоночника
  • Примечания
  • Творчество В. В. Маяковского в досоветский период
  • Примечания

Тайна флейта-позвоночника: факты и домыслы

позвоночника. Консультация для педагогов. Если у вас выдалось свободное время и ему сопутствует лирическое настроение с легким налетом меланхолии, не исключена опасность, что. Для идейно-тематического содержания работ футуристов характерна неприязнь к капитализму и всему, что с ним связано: господствующему классу, общепринятым моральным нормам, конформистской позиции церкви и т.д. Нельзя не отметить сходства основного конфликта «Флейты» и «Песочного человека»: в обоих произведениях сторонами конфликта становятся влюбленный, романтичный, тонко чувствующий художник и его холодная возлюбленная.

Сравнительный анализ стихотворения Пастернака «Марбург» и поэмы Маяковского «Флейта – позвоночник»

Поэма "Облако в штанах", идейные мотивы, поэтика. Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930). В исследованиях, посвященных Маяковскому, большое внимание уделено своеобразию его эпоса и лирики, обновлению поэтического языка; ритма, рифмы, больших и малых жанров. Сделано много верных, интересных наблюдений. Для идейно-тематического содержания работ футуристов характерна неприязнь к капитализму и всему, что с ним связано: господствующему классу, общепринятым моральным нормам, конформистской позиции церкви и т.д.

Маяковский: роман с аудиторией

Лирическая героиня в сборнике "Четки" проходит суровое испытание страстью. "Идейно-художественное отличие "Белой стаи" от "Вечера" и "Четок" интерпретировалось в критике как переход Ахматовой от интимной лирики к гражданской. Особое сочувствие у Лежнева вызывало стремление перевальских писателей к повышению своей художественной культуры. Особенность и своеобразие лирики Маяковского заключается в ее многогранности и многозначности. ния, которая близка к категории «художественное бессознатель-ное» – если переходить к проблеме взаимодействия фольклор-ной и литературной систем. У Маяковского главным служит его человек. Человек — основная тема произведений поэта от «Флейты позвоночника» до «Ленина». Истории таинственного письма с черновым финалом «Облака в штанах», рукопись «Флейты-позвоночника», найденная в букинистическом магазине, и самые трогательные слова, адресованные главной музе поэта, — в совместном материале и агентства «Мосгортур».

  • Белая Г.А. Критика в контексте эстетики (о деятельности и творчестве А. Лежнева)
  • Нежные записки Маяковского. Любимые экспонаты хранителя музея поэта / Новости города / Сайт Москвы
  • Тайна флейта-позвоночника: факты и домыслы
  • / Сочинения / Маяковский В.В. / Разное / Любовная лирика В.В. Маяковского

Художественное новаторство

Маяковский в дискуссиях разных лет Маяковский и футуристы раннее творчество. образ лирического героя жанровое и стилевое своеобразие художественное новаторство рифма Маяковского поэтический словарь «облако в штанах». Флейта-позвоночник — поэма Владимира Владимировича Маяковского, написанная им осенью 1915 года.[1]. Видео-экранизация Флейты-позвоночника на сайте Vimeo. [ ]. Любовная лирика В.В. Маяковского — особенности и своеобразие темы.

Похожие работы

  • «Любовная лирика Маяковского.
  • Сайт Натальи - Барбары Валдайской
  • Флейта-позвоночник [Владимир Владимирович Маяковский] (fb2) читать онлайн

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий