Какие меры предпринимались в ссср в ходе реформы сельского хозяйства начатой в марте 1965 года

личного подсобного хозяйства послужили действенным импульсом развития сельского хозяйства в те годы. Экономическая реформа 1965 года делала главную ставку на модернизацию сельского хозяйства и промышленности. Занялся ей Косыгин, которого убрали после первых положительных результатов, после чего началось падение экономики СССР. В течение нескольких дней – с 24 марта по 26 марта 1965 года – делегаты пленума искали пути решения накопившихся проблем в аграрном секторе Советского Союза. Несмотря на то что принятые меры подталкивали некоторых руководителей к занижению плановых заготовок, в целом за первые три года реформ объем валовой продукции сельского хозяйства возрос на 15%. Возродилась идея об организации сельскохозяйственных звеньев. реформа планирования и управления народным хозяйством Советского Союза, осуществлённая в -1970 годах.

Реформа в сельском хозяйстве 1966-1967 гг.

В сельском хозяйстве они упали с 7,6% в год на этапе 1953-1958 гг. до 1,5% в период 1959—1964 гг. Рост производительности труда за те же годы сократилась с 9% до 3%. В 1963 г. Советский Союз был вынужден начать закупку зерна за границей. Хозяйственная реформа затронула и сельское хозяйство. В марте 1965 года на Пленуме ЦК КПСС была поставлена задача устранить негативные последствия хрущевских экспериментов на селе. личного подсобного хозяйства послужили действенным импульсом развития сельского хозяйства в те годы. Схема экономические реформы РФ 1965 года показывает основные показатели и итоги реформ в промышленности и сельском хозяйстве. Схема предназначена для студентов всех специальностей и всех форм обучения. Схема экономические реформы РФ 1965 года. Целью данной курсовой работы является анализ развития и влияния на экономику СССР реформы 1965 года. Главной задачей данной курсовой работы является рассмотрение последствий, к которым привела данная реформа.

Развитие сельского хозяйства. Попытки реформирования в марте 1965 г.

Все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей. И, наконец, реформа закладывала идею перевода всех предприятий на полный хозяйственный расчет. Это предполагало управление предприятиями посредством экономических стимулов. Для предприятий устанавливались долговременные экономические нормативы и налоговые платежи, определяющие взаимоотношения с госбюджетом: плата за фонды, рентные платежи, нормативы формирования фондов развития и экономического стимулирования. Личные стимулы тесно увязались с итогами работы всего предприятия. Согласно принципам экономической реформы, часть прибыли предприятий должна была оставаться в полном распоряжении самих производителей. Реформа 1965г. По традиции, сложившейся при подведении итогов восьмой пятилетки 1966-1970 , преобладает мнение, что полученные тогда результаты весьма значительны и эффективны. Действительно, вторая половина 60-х гг.

Выгодно отличалась от 1961-1965гг. Произошли заметные изменения и в системе ценообразования: оптовые цены стали более объективно отражать реальные производные затраты и предприятия уже могли получать прибыль от реализации своей продукции. В ходе хозяйственной реформы были пересмотрены явно устаревшие оптовые цены 1955 года в сторону их повышения. В результате этого в 1968 году почти все отрасли промышленности стали рентабельными. Из этой прибыли предприятия должны были вносить в бюджет плату за производственные фонды, фиксированные рентные платежи, а также могли образовывать свои поощрительные фонды. Экономическая история России. Это означало, что цены на продукцию всех предприятий должны быть достаточно высоки, чтобы обеспечить образование трех поощрительных фондов по утвержденным сверху нормативам, внесение в бюджет платы за основные фонды и оборотные средства, финансирование капитальных вложений на предприятии в соответствии с централизованным планом. Последнее означало, что если Госплан наметил на год 10 млн.

Идея самофинансирования провозглашалась уже тогда, но только это было не самофинансирование, а финансирование за счет средств потребителя, приобретающего продукцию по завышенным ценам в условиях дефицита и диктата поставщика монополизма производителя. КЛарионова, Н. С тех пор ценообразование прочно встало на путь подгонки цен под распределение денежных средств между сферами народного хозяйства, его отраслями, предприятиями и даже внутри предприятия на три поощрительных фонда. И все же, несмотря на недостатки, реформа 1965-1967 гг. Пожалуй, ее можно советская экономика со времен нэпа. Причин того, что реформа не была доведена дорассматривать как крупнейшую, целостную реформу, которую не знала конца было несколько. Прежде всего, даже небольшое расширение самостоятельности позволило предприятиям занижать плановые задания, выбирать для себя более легкие варианты решений. В итоге начался опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда.

Кроме того, реформам противостояли реальные силы: старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление. Попытка изменить принудительную мотивацию труда на материальную недвусмысленно показала, что это ведет к немедленному разрушению всей плановой системы, и от этой идеи отказались. Реформа была обречена и по другой причине. Преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах. Многочисленные противоречия реформы можно было устранять, постепенно продвигаясь к рынку. Однако это было невозможно по политико-идеологическим причинам. Даже «прогрессист», «технократ» Косыгин был противником рынка и выступал лишь за отдельные элементы отношений, за усиление роли экономических регуляторов в социалистической,т. Косыгину противостоял Брежнев, который вообще не был сторонником сколько-нибудь серьезных реформ.

К тому же советскую элиту напугала эскалация американской интервенции во Вьетнаме, а также «пражская весна» 1968 г. Попытки чехословацкой компартии придать социализму «второе дыхание», в том числе с помощью рыночных механизмов, привели в конечном счете к советскому вторжению в ЧССР. В итоге экономическая реформа в СССР стала свертываться, начался возврат к детальному планированию и оперативному управлению предприятиями со стороны министерств и ведомств. В 1965 г. Закупочные цены на сельскохозяиственную продукцию оставались ниже стоимости. После их повышения в 50-х гг. Продавая продукцию государству, хозяйства терпели убытки. К тому же передовые хозяйства обычно получали дополнительные задания - они должны были сдавать продукцию и за отстающих, за тех, кто не мог выполнить план по сдаче продукции государству.

Поэтому увеличение производства было невыгодно - соответственно увеличивались убытки. Поэтому в 1965 г. Было решено изменить порядок государственных закупок. Закупочные цены были снова повышены с таким расчетом, чтобы довести их до уровня стоимости, чтобы колхозы не терпели убытков при продаже продукции государству. Розничные цены при. Объем обязательных закупок был уменьшен и было объявлено, что он останется неизменным до 1970 г. Предполагалось, что хозяйствам будет выгодно сдавать государству продукцию сверх плана. Второй отмеченной тогда причиной отставания сельского хозяйства был его низкий технический уровень.

Были полностью механизированы вспашка, сев, уборка и молотьба зерновых, но почти все работы по производству технических культур, картофеля, овощей, почти все работы в животноводстве остались ручными. Особенно отставали те направления технического прогресса, которые обеспечивали интенсификацию: производство удобрений, мелиорация, селекция. Ведь механизация не повышает урожайность, она лишь сокращает затраты труда. В годы семилетки земля получала в 1 О раз меньше удобрений, чем положено по агротехническим нормам. Было решено резко увеличить государственные ассигнования на повышение технического уровня сельского хозяиства, на производство сельскохозяйственных машин и минершzьных удобрений. Тогда же была поставлена задача комплексной механизации, Т. Третьим отмеченным тогда недостатком была слабая специализация сельского хозяиства. Когда натуральные, Т.

Эта многоотраслевая структура не соответствовала принципу крупного товарного производства, но она была закреплена системой государственных закупок: колхоз должен был сдать государству определенный набор продуктов - зерно, овощи, мясо, молоко и т.

Перестройка 1982-1991 Экономическая реформа 1965 года Что этот Косыгин придумал? Какие реформы? Зачем они нужны? Кому это надо? Кто это понимает?

Работать нужно лучше, вот и вся проблема. Брежнев Л. Сразу после прихода к власти Брежнева перед ним встал острый вопрос — нужна была экономическая реформа, поскольку последние 5 лет деятельности Хрущева привели к ужасающим последствиям. Поэтому буквально все, начиная от простых граждан, и заканчивая руководителями ЦК, понимали — реформы нужны. Но почему экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть все нюансы проводимых изменений в сельском хозяйстве и в промышленности.

Экономическая реформа 1965 года делала главную ставку на модернизацию сельского хозяйства и промышленности. Занялся ей Косыгин, которого убрали после первых положительных результатов, после чего началось падение экономики СССР. Экономическая реформа 1965 года Аграрная реформа 1965 года и ее результаты В марте 1965 года руководство СССР объявляется о начале реформы в аграрном секторе. Основные идеи данной реформы были следующими: Государство повысило закупочные цены для совхозов и колхозов. Закупочные цены утверждались на 10 лет, что давало аграриям гарантии. Колхозникам теперь выплачивалось гарантированное жалование, а не трудодни, как то было раньше.

Государство направляло большие суммы денег на оснащение колхозов и совхозов материально-технической базой. Снятие всех ограничений на ведение подсобного хозяйства. Сами идеи реформы были здравыми, руководство партии хотело не просто улучшить положение сельского хозяйства, но и усилить контроль над ним со стороны Министерств. В результате получилось немного не то, о чем изначально говорил Брежнев. Достаточно посмотреть на список выше, чтобы понять, что там есть как положительные, так и отрицательные стороны, которые в дальнейшем проявились в полном объеме. Положительные моменты аграрной реформы Безусловно, увеличение закупочной стоимости, дополнительная плата за перевыполнение плана и длительные гарантии на закупку — это то, что колхозам было необходимо.

Об этом мало говорят, но факт заключается в том, что все совхозы и колхозы были убыточными. У всех были долги. Не случайно ведь и реформы Хрущева и реформы Брежнева во главу угла ставили то, что долги с колхозов должны списываться. Откуда взялись эти долги?

Теперь у них появилась возможность прямого банковского кредитования, а не через заготовительные организации. Колхозы и совхозы получили большую экономическую самостоятельность. Здесь вводились элементы хозрасчета. Сняты некоторые ограничения с личных подсобных хозяйств. Принято решение и о специализации с хозяйств. В начале 60-х колхоз должен был сдать определенный набор продуктов — зерно, овощи, мясо и так далее. Более того — этот набор был почти одинаковым для разных природных зон. Доходило до того, что хозяйство закупало для расчета с государством некоторые продукты на рынке. Ведь само их произвести не могло. А нагоняй от партии получать не хотелось. В то время почти все работы на выращивании технических культур, картофеля, овощей, в сфере животноводства оставались ручными. Земля во многих районах истощилась до крайности. В годы предыдущей семилетки внесено в десять раз меньше удобрений, чем положено по агротехническим нормам. Поэтому резко увеличили ассигнования на повышение технического уровня сельского хозяйства, закупку минеральных туков. Были провозглашены широкомасштабные программы мелиорации, в том числе и на Белорусском Полесье. Принят особый план возрождения нечерноземных земель центра России. Наконец-то обращено внимание и на экологию земель. Казалось, предусмотрели все, чтобы заинтересовать сельчанина в конечных результатах своего труда. В свою очередь, руководители всех рангов получили простор для инициативы. До этого Кирилл Трофимович девять лет руководил партийной организацией Беларуси. Очень высокий пост. Он стал первым в истории белорусом, который поднялся до такой должности в союзном руководстве. Именно ему пришлось осваивать новые методы хозяйствования на земле. Положение было сложным. После роста в конце пятидесятых годов начала снижаться урожайность, увеличивалась себестоимость сельхозпродукции. Чтобы выполнить доведенные в тоннах показатели, во многих хозяйствах за счет гречихи расширяли площади под менее ценными зернобобовыми культурами. Зато в каждом районе выращивали кукурузу. Исчерпаны возможности в животноводческой отрасли. Прибавляли только за счет роста поголовья. На положении дел отразилась и поспешность в реорганизации МТС. Большинство колхозов, не имея возможности выкупить сразу всю технику, вынуждены одалживать деньги у государства.

Восемнадцатое направление — Внедрение аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов, приоритетное развитие точных и инженерных наук в сфере высшего образования Во-первых, Правительство должно ввести систему аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов, позволяющую объективно оценивать качество образования в каждом ВУЗе. Следует подумать также о привлечении авторитетных агентств для международной аккредитации организаций высшего образования. Во-вторых, в рамках структурного реформирования науки целесообразно ряд академических научных учреждений объединить с передовыми вузами, что может послужить основой для создания университетов, объединяющих образовательную и научно-исследовательскую работу. В-третьих, Правительство должно разработать соответствующую нормативную правовую базу для развития специализированных программ обучения и научно-прикладных центров точных и инженерных наук. В-четвертых, Министерство образования и науки и другие соответствующие структуры Правительства должны подготовить программу развития научно-технического обучения и контролировать ее реализацию на принципах укрепления межотраслевой координации научных, конструкторских и технологических работ при эффективном использовании финансовых средств и преодолении дублирования научныхиприкладных исследований. В-пятых, нам следует активнее привлекать иностранные государственные институты развития и академические центры, а также поощрять вовлечение и инвестиции частного сектора в математическое и научное образование. В-шестых, составной частью стратегии увеличения численности квалифицированного преподавательского состава и инженерно-педагогических кадров должно стать активное привлечение иностранных ученых и преподавателей в те сферы образования, которые представляют для нас наибольший интерес. В-седьмых, предстоит создать специализированные направления обучения, которые сфокусировались бы на информационных технологиях и новых формах распространения информации. Девятнадцатое направление — Формирование основ "умной экономики" Практически все успешные современные государства, активно интегрированные в систему мирохозяйственных связей, сделали ставку на «умную экономику». А для ее создания следует, прежде всего, развивать свой «человеческий капитал». На начальном этапе мы должны обратить внимание на следующее: Во-первых, ввести требования и сформировать соответствующую инфраструктуру для регулярного обновления общедоступной базы знаний, необходимых для нашей новой экономики в соответствии с уровнем мирового технологического развития в целом. Во-вторых, оказывать прямую поддержку в создании инновационно - образовательных консорциумов для реализации образовательных программ и проведения научно-прикладных исследований.

Реформа косыгина: значение, плюсы и минусы

Отмена ограничений в отношении личных подсобных хозяйств: увеличен размер приусадебного участка, разрешено держать неограниченное количество скота, свободно торговать на рынке. • Укрепление материально-технической базы сельского хозяйства. В сельское хозяйство в 1965–1985 гг. были вложены колоссальные средства. Неоднократно увеличивались закупочные цены: за 1965–1985 гг. они поднялись вдвое. Начатые в марте 1965 г. реформы сельского хозяйства были продолжены и в последующие годы восьмой пятилетки. На майском (1966) Пленуме ЦК КПСС принимается решение существенно увеличить финансовые вливания в деревню.

Причины и результаты аграрной реформы 1965 года

До реформы хозяйственная деятельность предприятий оценивалась по валовому производству, поэтому они не несли никакой ответственности за реализацию продукции и не стремились к снижению ее себестоимости. Цели реформы: 1 сократить число планируемых показателей и сделать главными: объем реализованной продукции, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность; 2 укрепить хозрасчетную деятельность предприятий — оставлять им большую часть прибыли и разрешить самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, устанавливать зарплату и т. VIII пятилетку 1966 — 1970 гг. Однако, уже в начале 70-х реформа стала явно пробуксовывать, а затем поползли вниз и экономические показатели.

Вот некоторые из основных причин, по которым была проведена экономическая реформа: Низкая эффективность экономики: Советская экономика страдала от низкой эффективности производства и использования ресурсов. Большая часть экономической деятельности была сосредоточена в государственном секторе, где отсутствовала конкуренция и стимулы к повышению производительности. Это приводило к низкому качеству товаров и услуг, а также к неэффективному использованию ресурсов. Отставание от мировых технологий: В 1960-е годы СССР отставал от развитых западных стран в области технологий и инноваций. Это ограничивало возможности советской экономики для конкуренции на мировом рынке и создания современных продуктов. Недостаток потребительских товаров: В СССР был недостаток разнообразных потребительских товаров, таких как одежда, обувь, бытовая техника и т. Это вызывало недовольство населения и снижало уровень жизни.

Неэффективное планирование и управление: Централизованное планирование экономики в СССР не учитывало реальные потребности и предпочтения населения, а также не стимулировало инновации и предпринимательство. Основные цели и задачи экономической реформы Основной целью экономической реформы, проведенной в СССР в 1960-х годах, было улучшение эффективности и конкурентоспособности советской экономики. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: Увеличение производительности труда: Одной из главных задач реформы было повышение производительности труда. Для этого были предприняты меры по сокращению излишней бюрократии, улучшению организации производства и внедрению новых технологий. Также были проведены мероприятия по повышению квалификации рабочих и инженеров. Развитие науки и технологий: Другой важной задачей было развитие науки и технологий. Были созданы новые научно-исследовательские институты и лаборатории, а также увеличены финансовые вложения в научные исследования. Целью было повышение инновационного потенциала страны и разработка новых технологий, которые могли бы улучшить производственные процессы. Расширение потребительского рынка: Для улучшения жизненного уровня населения и стимулирования экономического роста было необходимо расширение потребительского рынка. Были предприняты шаги по увеличению производства товаров и услуг, которые были востребованы населением.

Также были проведены меры по улучшению качества товаров и разнообразия предлагаемых продуктов. Улучшение планирования и управления экономикой: Одной из причин неэффективности советской экономики было недостаточное планирование и управление. В рамках реформы были предприняты шаги по улучшению планирования и управления экономикой. Были внедрены новые методы планирования, такие как целевое планирование и бюджетирование. Также были проведены меры по децентрализации управления и повышению ответственности предприятий за свои результаты. Сокращение военных расходов: Военные расходы были одной из основных причин экономических проблем в СССР.

Поэтому основные фонды промышленности росли быстрее, чем выпуск продукции, и падала фондоотдача - выпуск продукции на единицу основных производственных фондов. Только в 80-е гг. У нас до сих пор принято считать ведущими в промышленности профессии шахтера, нефтяника, сталевара, т. Между тем прогресс заключается в сокращении веса добывающих отраслей. У нас на душу населения добывается в 3,5 раза больше железной руды, чем в США, и выплавляется в 1,5 раза больше стали. Японский станок весит в среднем 800 кг, а наш - 2500 кг. Правда, добывающие отрасли и у нас развиваются замедленными темпами. Если общий объем промышленного производства с 1965 по 1990г. Задачу экономии природных ресурсов необходимо решать в комплексе с охраной природной среды, что требует дополнительных затрат. Затраты увеличиваются не только потому, что очистные сооружения стоят дорого, но и потому, что приходится отказываться от дешевых технологий. Так, в лесной промышленности ликвидируется молевой сплав сплав бревнами , потому что такой сплав засоряет и отравляет реки. А молевой сплав был самым дешевым способом транспортировки древесины. К числу природных ресурсов относятся и человеческие. В 1981-1985 гг. Итак, темпы роста промышленного производства стали падать по мере сокращения экстенсивных факторов - истощения ресурсов и уменьшения рождаемости. Если прежде интенсификация могла рассматриваться лишь как оптимальный вариант развития, то теперь она стала единственной возможностью. Сельское хозяйство оставалось наиболее слабой отраслью в советской экономике. Банкротство сельскохозяйственной программы Хрущева поставило новое руководство страны с самого начала его правления перед необходимостью пересмотра аграрной политики. Первые предпринятые в этой области шаги многообещающими. Формальные основания для подобной увязки очевидны, поскольку находятся на поверхности. Достаточно сослаться на два хронологически последовательных факта. Первый: 19 марта 1965г. Косыгин выступил с основным докладом на расширенном заседании Госплана СССР, когда состоял ось принципиальное обсуждение основных вопросов плана народнохозяйственного развития СССР на 1966-1970гг. Второй: также главным докладчиком А. Косыгин явился в сентябре 1965г. Оба факта довольно красноречивы. Несмотря на то, основываться только на них было бы недоступным упрощением. На какой стадии формационного развития находился Советский Союз, адекватна ли она объективным требованиям и тенденциям социально-экономического прогресса - о том в ту пору, к сожалению, не задумались. Вне всякого внимания оказалось также глубинное противоречие между народнохозяйственным расчетом и хозрасчетом предприятия. Пленуму цк КПСС. Оно и стало таким, выполнив отведенную ему роль. И уже по итогам его работы с исчерпывающей ясностью обозначился акцент не столько на устранение тенденции отсталости, сколько на "антикризисное управление". Устранение диспропорций и сведение баланса, обеспечение качества продукции и эффективности капиталовложений — таким вышел заключительный итог. В плане должно быть предусмотрено повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков строительства и ввода новых предприятий, более быстрое освоение новых мощностей, увеличение выпуска продукции с действующих основных фондов, лучшее размещение производства и совершенствование его организации, рациональное использование производства и совершенствование его организации, рациональное использование трудовых ресурсов страны, совершенствование структуры внешней торговли. Пленумом была поставлена задача устранить негативные последствия хрущевских экспериментов на селе. Пленумом в своем решении был вынужден признать, что в последние годы «сельское хозяйство замедлило темпы своего развития. Медленно повышалась урожаи сельскохозяйственных культур. Производство мяса, молока и других продуктов за это время увеличилось также незначительно. Брежнев был активным сторонником капиталовложений в аграрный сектор, которые превысили пятую часть всех инвестиций. В результате в этом отношении сельское хозяйство впервые заняло почетное место в ряду приоритетных отраслей народного хозяйства, обогнав даже легкую промышленность. Резко усилил ось финансирование аграрного сектора. В 1966-1980 годах по официальным данным туда было направлено 383 млрд. За счет этих средств началось осуществление грандиозных программ по комплексной механизации, электрификации сельского хозяйства, мелиорации и химизации почв. Брежневская стратегия, консервирующая прежние структуры путем значительных финансовых инъекций в сельское хозяйство, не смогла решить его глубинной проблемы: отчуждение крестьянина от земли. Аграрная политика способствовала лишь росту затрат и расточительства. Система органов управления сельским хозяйством была упрощена: министерства производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов союзных республик были преобразованы в Министерства сельского хозяйства, территориальные производственные колхозно-совхозные управления были упразднены, восстановлены структурные подразделения исполкомов местных Советов, ответственные за сельскохозяйственное производство. Колхозам и совхозам ненадолго была предоставлена большая самостоятельность, совхозы предполагалось перевести на полный и хозрасчет. Таким образом, преобразования в сельском хозяйстве, в отличие от промышленности, отчасти напоминали соответствующие меры 1953-1954гг. Так, сравнивая косыгинскую реформу сельского хозяйства с хрущевской 1953г. Поначалу принятые решения по осуществлению реформы в сельском хозяйстве дали заметный эффект. Стоимость сельскохозяйственной продукции за восьмую пятилетку l966-1970гг. Несмотря на огромные инвестиции, колоссальные масштабы мелиорации и поставок техники и удобрений, в 70-х начале 80-х годов среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства быстро снижались. Если в 1966-1970гг. Закупки зерна за рубежом выросли с 2,2 млн. Однако и огромный импорт не мог предотвратить быстрого ухудшения продовольственного положения в стране. С 70-х годов в разряд дефицита попали мясо, колбаса, в ряде районов и молочные продукты.

Чтобы купить автомобиль, люди годами ожидали своей очереди по спискам, составленным в профсоюзных комитетах своих предприятий и учреждений. Следует отметить, что в годы восьмой пятилетки в некоторой степени были решены проблемы с производством потребительских товаров: обуви, радиотоваров, мебели, холодильников, основных продуктов питания и др. Чем можно объяснить прогрессивные перемены в экономике? Влияние реформы, конечно же, было большим, но не решающим, тем более что очевидные улучшения в экономике произошли именно в первой половине восьмой пятилетки, когда массовый переход на новую систему только начинался. Истинная причина в другом: в период возврата от совнархозов к министерствам предприятия получили не которую свободу маневра, какое то время они не были скованы жесткой регламентацией, что и дало временный положительный результат. Следует отметить также, что к составлению восьмого пятилетнего плана были привлечены профессиональные экономисты, которые стремились заложить в план наиболее оптимальные параметры экономического развития страны. Но уже в 1968 году темпы роста заработной платы в промышленности обогнали темпы роста производительности труда, а это означало, что, проводя лишь отдельные незначительные реформы, трудно обеспечить долговременный экономический рост. Хотя некоторый эффект хозяйственной реформы проявился достаточно быстро, но он оказался весьма кратковременным. Причина этого явления такова. Прежде всего командная система извратила сами принципы, которые были заложены в основу хозяйственной реформы. Так, например, для предприятий сверху устанавливался один из важнейших показателей — норма прибыли. Выполнить этот плановый показатель можно было двумя путями: снижением производственных затрат или искусственным завышением цен. Первый путь оказался очень трудным для предприятий, так как требовал от руководителей постоянно заниматься совершенствованием организации производства, а это было почти невозможно при использовании отсталой техники. Поэтому многие руководители предпочитали идти по второму пути, тем более что цены устанавливались не на основе рыночного соотношения спроса и предложения, а в высоких кабинетах волевым решением чиновников. Начался постепенный, нигде не афишируемый рост оптовых цен. Уследить за этим ползучим повышением цен не мог даже Госплан, поскольку не имел на то полномочий. Примеров абсурдности командной экономики можно привести немало. Так, по инструкции Министерства финансов СССР, в госбюджет следовало платить не за фактически используемые производственные фонды, а за плановые. И даже если предприятие в течение года ликвидировало ненужные ему машины и оборудование, оно все равно было обязано вносить за него плату до следующей ревизии, то есть часть прибыли автоматически уходила в бюджет за несуществующие фонды. В итоге фондовооруженность одного работника постоянно повышалась, а эффективность использования фондов фондоотдача падала. С 1965 по 1985 годы доля оборудования, заменяемого из-за морального и физического износа, сократилась в два раза. Не принесли ожидаемых результатов попытки внедрить в массовое производство наукоемкие технологии радиоэлектронику, информатику, вычислительную технику, биотехнологию и др. Структура советской экономики становилась все более нерациональной, однобокой, ориентированной на тяжелую индустрию и не учитывающей потребности людей. К началу 1970 х годов, когда в экономике еще ощущалось влияние реформы 1965 года, становилось ясно, что она постепенно сворачивается, хотя никто не отменял экономических методов управления, а в партийных документах постоянно подчеркивалась необходимость повышения фондоотдачи, снижения производственных затрат и фондоемкости производства и т. К концу 1970 года на новую систему хозяйствования из 49 тыс. Была даже сделана попытка перевести на хозрасчетные принципы аппарат Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления. Однако все чаще стали появляться различные ограничения и регламентации, что подрывало саму идею хозрасчета. Были введены лимиты на создание фондов экономического стимулирования, сверх которых даже высокорентабельные предприятия не могли увеличивать эти фонды. Всю дополнительную прибыль в виде «свободного остатка» приходилось перечислять в государственный бюджет. Таким образом, хорошо работающие предприятия не поощрялись, а фактически наказывались за высокие результаты. Но на следующий плановый пери од задания для них устанавливались с учетом этих высоких достижений. Очень скоро под контроль вышестоящих организаций попал и фонд развития производства, который стал включаться в централизованный план распределения капитальных вложений. Тем самым происходило жесткое ограничение полномочий предприятий самостоятельно распоряжаться собственными средствами. Самым уязвимым звеном хозяйственной реформы, пожалуй, были взаимоотношения относительно самостоятельных предприятий и государственных управленческих структур, действовавших административными методами.

7.2. Хозяйственная реформа 1965 года: необходимость, основные принципы и результаты

Итак, преобразования в сельском хозяйстве, в отличие от промышленности, частично напоминали аналогичные меры 1953-1954 гг. Чтобы улучшить ситуацию в сельском хозяйстве в 1965 г. были приняты следующие меры. Было осушено около миллиона гектаров переувлажненных земель. Началась химизация сельского хозяйства — внесение в почву искусственных удобрений. Их количество с 1965-го по 1985 год возросло почти в 20 раз. В комплексе мер по организационно-хозяйственному укреплению колхозов было их массовое укрупнение (слияние), начатое еще в 1950 году, а со второй половины 50-х годов начался новый этап укрупнения колхозов. Экономические реформы, начатые в сентябре 1965 г. связывают с именем председателя Совета Министров СССР с 1964-1980 гг. Алексея Николаевича Косыгина. 2) На что делалась главная ставка в экономическом развитии СССР в период брежневского руководства? Почему промышленная реформа 1965 года названа наиболее радикальной за все годы советской власти?

Развитие сельского хозяйства в СССР (1953-64 гг.)

Сельское хозяйство продолжало оставаться наиболее проблемной отраслью в СССР. Целью данной курсовой работы является анализ развития и влияния на экономику СССР реформы 1965 года. Главной задачей данной курсовой работы является рассмотрение последствий, к которым привела данная реформа. КОСЫГИНА РЕФОРМА 1965, совокупность мер, направленных на повышение эффективности экономики. Осуществлялась по инициативе и под рук. пред. СМ СССР А. Н. Косыгина.

Косыгинская реформа: суть экономической реформы 1965 года в СССР кратко

Причины и результаты аграрной реформы 1965 года - Хозяйственная реформа затронула и сельское хозяйство. В марте 1965 года на Пленуме ЦК КПСС была поставлена задача устранить негативные последствия хрущевских экспериментов на селе.
Экономическая реформа 1965 г., Косыгинская реформа в сельском хозяйстве 1966-1967 гг. Схема экономические реформы РФ 1965 года показывает основные показатели и итоги реформ в промышленности и сельском хозяйстве. Схема предназначена для студентов всех специальностей и всех форм обучения. Схема экономические реформы РФ 1965 года.
Реформа в сельском хозяйстве 1966-1967 гг. Экономическая реформа 1965 года — Агитационный плакат, посвящённый реформе Экономическая реформа 1965 г. в СССР, (в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана).
Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере сельского хозяйства Термином «реформа А.Н. Косыгина» в истории принято обозначать преобразования в сфере экономики, которые проводило руководство СССР начиная с 1965-го до начала 1970-х годов.
Экономические реформы СССР 1965 года (Схема) Основные мероприятия в области сельского хозяйства. Увеличение финансирования отраслей сельского хозяйства (так в 1956 году – 18% от общего объёма капиталовложений). Сентябрьский Пленум ЦК 1953 года.

Аграрная реформа 1965 и ее результаты таблица. Начало экономической реформы

В ходе проведения реформы 1965 года в СССР стало очевидно, что сельское хозяйство находится в глубоком кризисе. Производство сельскохозяйственной продукции снижалось, проблемы носили структурный и организационный характер. Поэтому экономическая реформа 1965 года в Советском Союзе известна как «косыгинская», а в западных странах – «реформа Либермана». Реформы в сельском хозяйстве. Начало экономическим переменам положили реформы в агропромышленном комплексе. Одно из важнейших мероприятий, проведенных во времена Хрущева в сельском хозяйстве, – освоение целины (рис. 4). Десятки тысяч людей едут на новые земли: в Северный Казахстан, на Урал. Строятся новые города. В первые годы урожаи действительно увеличиваются ощутимо. В 1965 году в государстве была принята новая система планирования производства и заготовок сельхозпродукции. По важнейшим видам сельскохозяйственной продукции устанавливался твердый план заготовок в течение 10 лет, его перевыполнение поощрялось.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий