Какие праздники отмечают татары

В настоящее время в Касимовском района и городе проживают около двух тысяч татар. Активно действуют мусульманские организации в городе Касимове и Касимовском районе. Как у русских, так и у татар есть свои праздники и обычаи, уходящие корнями вглубь веков. мусульман включают в себя коллективную утреннюю молитву, в которой участвовуют все мужчины и мальчики. После окончания Рамадана наступает праздник Ураза-байрам, который татары празднуют вместе с другими мусульманскими странами. Татары также отмечают другие религиозные праздники, такие как Курбан-байрам. Сабантуй (от тюрк. сабан (хабан) — плуг и туй — праздник) — татарский, башкирский и чувашский народный праздник, отмечаемый в настоящее время и остальными народами Поволжья.

Обряды татар (праздники)

Следует отметить, что в исламе дни рождения отмечаются скромно, а иногда и вовсе не отмечаются, в то время как даты смерти, обычно трактуемые как рождение для вечной жизни, справляются более торжественно. Мирадж Мирадж Исра ва-ль-мирадж или Раджаб - байрам - праздник в ознаменование и чудесного путешествия Мухаммеда из Мекки в Иерусалим Кудс и его вознесение мирадж к небесному престолу Аллаха. Коран так упоминает об этом событии: "Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений... Это событие стало одним из самых популярных сюжетов мусульманского предания. В средние века возникла обширная народная литература, красочно описывающая детали мираджа. Лейлят аль-кадра Лейлят аль-кадр араб. Святость Лейлят аль-кадр заключается в том, что этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах. Поэтому Лейлят аль-кадр принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы.

Лейят аль-бараа Лейлят аль-бараа араб. В доисламском календаре древних арабов именно на этот месяц приходилось летнее солнцестояние, начинавшее отсчет новому году. У многих народов было принято в это время поминать усопших.

В прежние времена у татар существовал большой праздник жиен «сбор» — день встречи с родственниками, проживающими в разных селениях. Нередко проводили общий жиен для одной группы сел, затем для другой и т. Гости приезжали в разукрашенных подводах, под звон колокольчиков, одаривали сластями детвору на улицах. Полагалось иметь гостинец для хозяев, в составе которого должны были быть два каравая белого хлеба, один-два вяленых гуся. Особый интерес представлял жиен для молодежи. Она праздновала на лугах, просторах; в песнях и плясках состязались молодые люди села и приезжие гости. Нередко в этот праздник организовывали также различные спортивные состязания. Со временем жиен слился с другим древним праздником, который проводится в период относительного затишья в ходе сельскохозяйственных работ, между окончанием сева и началом сенокоса. Речь идет о знаменитом празднике сабантуй «праздник плуга». Место для сабантуя выбирается просторное, уважаемые жители села определяют день его проведения. Организуется сбор призов на сабантуй. Группа сборщиков длинным шестом и ведрами обходит улицы села. Каждый хозяин стремится выделить что-нибудь на праздник: деньги, отрезы материи, яйца и т. Особенное старание прилагают девушки и молодые женщины села: по их вышитым платкам, намазлыкам, полотенцам будут судить об их мастерстве и трудолюбии. Отрезы, полотенца и т. На сабантуе разворачивается торговля. В обычную программу праздника включают конные скачки, которыми и начинается празднество. В качестве жокеев, преимущественно, выступают 8-12-летние мальчишки. Победитель обычно награждается вышитым полотенцем. Впрочем, на празднике стараются наградить всех участников скачек, нередко даже устанавливают приз за самое последнее место, отмечая волю жокея к победе. Соревнования по бегу про водятся по возрастным группам: мальчики, парни и молодые мужчины, пожилые люди. Особый интерес зрителей вызывает борьба — татарча куряш, со своими правилами. Победитель победителей объявляется батыром сабантуя. Его принято награждать откормленным бараном. Взвалив барана на плечи, батыр совершает круг почета. На сабантуе проходят различные виды состязательных игр. Часто они проводятся одновременно, на разных площадках. Скажем, нужно залезть на высокий гладкий шест, на верхушке которого привязан петух, и снять птицу. Можно состязаться по бегу в мешках, беге с ложкой во рту в ложкe находится сырое яйцо , в парном беге с завязанными попарно ногами. Можно соревноваться в перетаскивании воды в ведрах на коромысле. Веселый смех зрителей вызывает бой с помощью мешков, набитых соломой, когда соперники сидят друг против друга на вращающемся бревне. Зрители с интересом наблюдают за разбиванием горшка: с завязанными глазами нужно попасть дубиной по глиняному горшку. На сабантуе, как и на других татарских праздниках, звучит очень много песен и музыки. Издавна татары пользовались различными музыкальными инструментами. Были мастера игры на свистульках, свирелях, дудках, на курае и кубызе, широко были распространены скрипка, домбра и т. В середине XIX века прочные позиции стала занимать гармонь. Вместе с исламской религией, в среду татар проникли мусульманские праздники и обряды. В совокупности с древними, сохранившимися тюркскими праздниками, верованиями, обрядами они составили особый, специфический конгломерат, присущий татарскому народу. Origin: "Татары", Г. Хайруллин и А.

После революции 1917 года деятельность в данном направлении ещё больше оживилась. Возрос интерес к изучению традиционной культуры татар, в том числе и праздничной. Но в конце 1920-х - начале 1930-х годов ситуация изменилась, что было связано с антирелигиозной пропагандой. По сути же, все календарные праздники татар носили языческий характер, что наглядно отражается в ритуалах. Земледельческие обряды и обычаи у татар, связанные с весенне-полевыми работами, зародились ещё до принятия ислама. Бессильные в борьбе с природой, люди создавали себе духов, старались их задобрить различными заклинаниями и жертвоприношениями. На помощь приходила магия, которая обеспечивала человеку удачу в трудовой деятельности. Но во всём этом власти усмотрели религиозную направленность и стали запрещать их проведение. Среди народных праздников наиболее известен Сабантуй, который отмечался татарским народом как до революции 1917 года, так и в советское время, потеряв при этом некоторые традиции. Он сохранился как земледельческий праздник, необходимый для воодушевления сельчан на получение высоких урожаев. Но изменилось время его проведения: с весны оно было перенесено на начало лето. А праздник календарного осеннего равноденствия Сюнбель дева - в переводе с татарского «гиацинт» - был преобразован в праздник урожая. Цветок растёт лицом к солнцу, возможно, поэтому наши предки рассматривали этот цветок как его земное отражение. В 1920-1950-х годах на смену пришли новые общественно-политические праздники, труды по праздничной культуре тоже были политизированы. Но с начала 1960-х годов проблема праздника стала актуальной, менее политизированной. Этому способствовали изменения в социальной сфере, смена типа культуры. Это был период подго- товки к нынешним изменениям в сфере культуры. С конца 1990-х годов ситуация в корне изменилась. Календарные праздники стали нести особую познавательную нагрузку, отражая сущность культуры народа, его обряды, обычаи и традиции, глубоко проникая в сознание человека и закрепляясь на уровне культурно-исторического явления, что особенно важно для современной жизни. С годами они наполняются новыми представлениями, глубоко проникая в быт человека. Их форма и содержание позволяют рассматривать их как культурно-историческое явление. Этим объясняется актуальность рассмотрения культурно-исторического аспекта календарных праздников. Проблема заключается в доказательстве того, что календарные праздники татарского народа постсоветского времени являются культурно-историческим явлением. Научная новизна состоит в выявлении культурно-исторических особенностей календарных праздников татарского народа, функций, которые они выполняют в обществе. С давних времён праздники являются частью жизни человека. Будучи одной из форм сохранения культуры народа посредством трансляции его традиций, они выполняют в обществе различные функции. С 1990-х годов идёт процесс возрождения культуры татарского народа. Он начался именно с активизации практической деятельности в сфере праздников, теоретического переосмысления особенностей развития этой составной части культуры. Это была осознанная необходимость того периода. Ведь праздник, как ничто другое, может регулировать соци- альную жизнь народа, выполняя идеологическую функцию, формируя чувство патриотизма. Хотя в Татарстане ещё и не было единого взгляда на праздничную культуру нового времени, за основу был взят праздничный календарь. Ведь в нём отражается духовная атмосфера общества определённого исторического отрезка времени, проявляется единение духовных, социальных и творческих сил. Возрождение культуры началось с обращения к исторически сложившимся традициям. Но возврат к прежним традициям - это и своеобразная черта праздничной культуры Татарстана, в которой достойное место занимают календарные праздники народа. Отражая духовную и материальную культуру народа, календарные праздники «несут на себе печать этнической специфики. В то же время они отражают типологическую общность человеческой культуры, влияние историко-культурных контактов и связей [11, с. Эти праздники тесно связаны с системой времяисчисления — календарем, который является ритмической памятью «человечества, хранителем основ его культуры. Он развивался параллельно с человеческим обществом, проходя соответствующие стадии: от примитивных до весьма развитых форм... Календарь может служить основой типологиза-ции культур, поскольку каждый тип культуры подразумевает вполне определённое понимание времени [3, с. Существуя во всех обществах с глубокой древности, праздники являются необходимым условием социального бытия, считаются важной первичной формой культуры. Их сложность и многогранность нашли своё выражение и в социальной многофункциональности. Мож- но отметить следующие «функции праздника: коммуникативную и регулятивную, компенсаторную, эмоционально-психологическую и нравственно-воспитательную, функцию торжественного обновления жизни [10, с. Коммуникативная функция праздника выявляется во время общения людей в праздничные дни. Как самоценное явление культуры, праздник обладает признаками, к числу которых относятся праздничное общение, праздничное реально-идеальное или условное поведение, праздничная ситуация. В условиях неравновесия социальной системы повышается роль тех культурных форм и общественных институтов, которые обладают способностью к стабилизации этой системы и снятию социокультурной напряжённости [см: 5, с. Подобной культурной формой является праздник Сабантуй. В постсоветское время его стали праздновать с ещё большим размахом, понимая как некий идейный стержень возрождения национальной культуры, объединяющий граждан всей республики. Праздник этот органически вошёл в повседневную жизнь людей и имеет для них в первую очередь культурное значение. Только Сабантуй стал государственным праздником в Татарстане. Это говорит о том, что Сабантуй может служить своего рода эталоном праздничной культуры. Вторым по значимости праздником, связанным с семейно-бытовыми обрядами и укладом жизни, был Джиен сход , который сейчас уже не бытует в своём историческом виде. Сейчас на начало июня, когда он праздновался, перенесено время проведения Сабантуя. Таким образом, произошёл некий синтез двух праздников. В старину во время этого празд- ника проходили встречи родственников. Джиен как раз и был сезонным родовым праздником. Отделившиеся семьи стремились поддерживать связь, поэтому летом устраивались их съезды. В некоторых районах Татарстана Джиен проводится и в наши дни, но носит иной характер. Это, как правило, сходы-концерты артистов эстрады республики в то же календарное время в определённом городе на открытой площадке, сходы на исторических местах фольклорных коллективов, знаменитостей, популярных в том или ином крае. Например, в Азнакаевском районе ежегодно устроители Джиена выигрывают грант Правительства Республики Татарстан для его проведения на овеянной легендами исторической горе Чатыр-Тау.

В этот день татары собираются вместе с семьей и друзьями, чтобы отпраздновать окончание месяца поста и поблагодарить Аллаха за прошедший месяц. Итак, у татар есть много интересных и значимых праздников, которые отражают их национальную культуру и традиции. Самые ближайшие праздники — Сабантуй и Курак Тартыши — представляют собой возможность для татаров весело провести время, воспевать свою культуру и традиции, а также укрепить духовные связи со своим народом. Этот праздник празднуется в честь Ибрагима Аврама и является одним из самых важных религиозных праздников в исламе. На протяжении этих дней мусульмане совершают поклонение Аллаху и принимают участие в различных обрядах и традициях. Согласно религиозным преданиям, Аллах испытал Ибрагима, приказав ему принести в жертву своего сына. В последний момент, когда Ибрагим готов был исполнить приказ, Бог послал ангела, чтобы тот заменил сына овцей. С тех пор праздник Жертвоприношения отмечается в память об этом библейском событии. Традиционно жертвоприношение происходит овцами, но также допускается приносить в жертву и других животных, таких как коровы или верблюды. Также в эти дни татары принято посещать родственников и друзей, поздравлять их с праздником и обмениваться подарками.

В Татарстане опубликовали календарь праздников традиционной культуры на 2023 год

В семейной жизни татары также следуют уникальным традициям. Одной из ярких традиций является сватовство — это особый обряд, посвященный предложению руки и сердца девушки. Этот обряд проводится с участием близких родственников и друзей молодых людей и сопровождается национальными песнями и танцами. Таким образом, татарские праздники — это не только время для веселья и отдыха, но и великолепная возможность познакомиться с уникальным культурным наследием народа. Они помогают сохранить и передать следующим поколениям богатство татарской культуры и традиций. Праздники души и сердца Татарские праздники отличаются особой атмосферой и большим количеством обрядов, которые связаны с духовной и эмоциональной сферой человека.

Это праздники, которые наполняют сердца радостью и восхищением. В этот день народ устраивает праздничные гуляния, включающие в себя пение, танцы и игры. Важным элементом празднования является застолье с общим ужином, которое символизирует общность и единство татарского народа. Он отмечается на закате лета и приурочен к сбору плодов и овощей. В этот день люди собираются вместе, чтобы поблагодарить природу за щедрость и разделить плоды своего труда.

Дети получают праздничные подарки, а молодежь устраивает свадебные торжества. Он отмечается осенью и посвящен почитанию предков и уважению к старшим поколениям. В этот день родственники собираются на кладбище, чтобы украсить могилы и помолиться за умерших.

В этот день татары собираются вместе, чтобы отметить окончание поста, пообщаться, поделиться праздничной трапезой и помолиться в мечетях. Кузелен: Этот праздник отмечается в последнюю неделю января и символизирует встречу весны. Он связан с земледельческими традициями и проводится в форме народной массовой игры.

Во время Кузелена татары объединяются, чтобы играть в народные игры, петь песни и танцевать, а также пожелать друг другу удачи и процветания в будущем урожае. Нурмубаршы: Этот праздник отмечается в ноябре для почтения памяти предков. В это время татары посещают кладбища и выставляют на них иконы и фотографии своих предков. Они устраивают молебны и молитвы, а также поминают умерших родственников. Это время, когда татары проявляют уважение к своим предкам и поддерживают традиции. Это лишь небольшой обзор традиционных праздников татар.

Каждый из этих праздников является важной частью культурного наследия татарского народа и позволяет им поддерживать свои традиции и обычаи. Новруз-байрам Новруз-байрам — один из самых праздничных и важных татарских праздников, который отмечается каждый год весной, обычно 21 марта. Этот праздник имеет глубокие исторические и религиозные корни и связан с приходом весны. Новруз-байрам является древним праздником, который отмечается в многих тюркских и иранских культурах. В татарской версии этого праздника отражены особенности народной татарской культуры и традиций. Главными атрибутами Новруз-байрама являются огонь и воды.

В этот день люди собираются на природе, разводят костры и исполняют различные обряды, связанные с огнем и водой. Огонь символизирует чистоту и силу, воды — жизнь и плодородие. Во время праздника проводятся также спортивные и культурные мероприятия, на которых представлены народные игры, песни и танцы. Традиционная татарская кухня также играет важную роль во время Новруз-байрама, и на праздник готовятся разнообразные блюда, такие как шашлыки, плов, манты и многое другое. Новруз-байрам — это время радости, счастья и семейного тепла. Люди поздравляют друг друга с наступлением праздника, дарят подарки и желают друг другу удачи, здоровья и благополучия.

Этот праздник наполнен позитивной энергией и приносит радость всем татарским людям. Айдар ураза Айдар ураза — это один из татарских национальных праздников, который отмечается в Казани и других регионах Татарстана. Праздник приходится на первый день лунного месяца Зуль-Хиджа, что соответствует октябрю в григорианском календаре. Айдар ураза является днем, когда мусульмане Татарстана отмечают ураза-байрам, один из двух главных праздников ислама вместе с рамазан-байрам.

Сабантуй В переводе с татарского «Сабантуй» означает «праздник песни и танца».

Во время Сабантуя татары собираются вместе, чтобы отпраздновать богатый урожай и провести время весело и задорно. Центральным событием Сабантуя является проведение народных игр и соревнований. Традиционные игры включают в себя бег на выносливость, прыжки в длину, поднимание тяжестей и другие состязания. Важной частью Сабантуя является народное пение и танцы. Участники праздника исполняют традиционные татарские песни и танцы, сопровождаемые национальными музыкальными инструментами.

Также на Сабантуе не обходится без национальной кухни. Гости мероприятия могут насладиться разнообразными национальными блюдами, включая манты, шишки, чак-чак и многие другие. Сабантуй — это особый праздник, который объединяет татарский народ и позволяет сохранить и передать традиции и культуру. С каждым годом популярность этого праздника растет, привлекая все больше участников и гостей из разных уголков мира. Жилыарша Все татары активно готовятся к Жилыарше и принимают участие во множестве традиционных обрядов.

В этот день люди украшают свои дома весенними цветами, а на улицах устраиваются различные культурно-развлекательные мероприятия. Одной из главных традиций Жилыарши является гадание на урожай. Люди выбирают специальное место в поле, где засевали зерно, и проводят обряд.

Лаишево, Республика Татарстан, 2019.

Державина ; сост. Муртазина ; материалы и фот. Гурьяновой и др. Лаишево, Республика Татарстан, [2018].

Никольское [Республика Татарстан] ; [сост. Фестиваль русского фольклора. Статьи Олина С. Сивков В.

Трешка, буза и носки из овцебыка : [30-й Всероссийский фестиваль русского фольклора "Каравон" в Лаишевском районе РТ, с. Латыпова В. Тридцатый Каравон: дождь празднику не помеха : [Всероссийский фестиваль русского фольклора "Каравон" в Лаишевском районе РТ, с. Сивков Д.

Акифьева В. Платонов О. Серебрянников А. Минниханов Р.

Шире круг,Каравон! Республиканский праздник славянской культуры «Иван Купала» Бидун Ю. Изморосин А.

Интересные традиции татар

Сабантуй – ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир – обычно отмечается в июне. В 1913—1915 годах в Восточном клубе в Казани несколько раз проводили праздничные елки для детей. Подавалось это как праздник Мавлид. «Тукай жаловался, что у татар мало праздников». О связи праздника с солнечным культом свидетельствуют и его обряды: поливание водой, разведение костров на холмах. Этот обычай у татар уходит в глубокую древность. Со временем он был забыт, но некоторые его обряды перешли в новогодние праздники.

Какие праздники отмечают татары

При принятии сватовства определяется день переговоров, тогда устанавливается дата никяха бракосочетания. На переговоры приходят с хлебом и солью. У татар — мишарей после этогo принято проводить яраш «Согласие» , тогда происходят смотрины приданого невесты. Невеста дарит будущей свекрови вышитое полотенце и получает в ответ кольцо в чашке с чаем. При бракосочетании должны присутствовать как минимум пять человек: два свидетеля, близкие родственники жениха и невесты, а также лицо, читающее молитву — никях. Этот человек предварительно опрашивает жениха и невесту, по доброй ли воле они вступают в брак.

Ответ должен быть слышен присутствующими. Лишь после этогo читается никях, жениху и невесте дают отпить сладкой воды. Затем по ложке сладкой воды предлагают всем присутствующим, это — знак пожелания молодым долгой и сладкой совместной жизни. Жениха на свадьбе сажают слева от невесты. Возле жениха располагаются родители невесты, и наоборот, родственники невесты сидят со стороны жениха.

Традиционные татарские свадьбы принято проводить без крепких алкогольных напитков. Ну а жениху и невесте вообще считаетея неприличным выпить нечто алкогольное на свадьбе. Здесь не кричат «Горько! При поздравлениях принято преподносить подарки молодым. Обычно дарят нечто необходимое молодой семье в новом хозяйстве.

Существует определенный порядок подачи угощения на свадьбе. Прежде всего на стол ставят холодные блюда охлажденную рыбу, фаршированную курицу, валеную гусятину, зелень, салаты, хлеб, вак бэлеш и т. Затем подают горячие супы и бульоны, к ним также могут быть поданы очпочмак, вак бэлеш. После них наступает очередь вареного мяса с картошкой и других мясных блюд. В конце предлагают арбузы, дыни, шербет и, в последнюю очередь, чай с разнообразной выпечкой, обязателен килен чак-чаге «чак-чак невесты».

Набор блюд и порядок их подачи могут быть и несколько иными в разных местах проживания татар. К слову, допустимо проводить свадьбу даже в том случае, когда угощение состоит всего лишь из постного супа — болтушки. По убеждениям татар, это не может служить предметом осуждения хозяев и новобрачных. Отъезд невесты в дом жениха обставляется поразному. У татар — мишарей принято проводить обряд прощания с плачем — причитанием.

В иных местах разукрашенный поезд жениха вихрем мчится по улицам села, или на средней скорости объезжает деревню: невеста как бы прощается с родными улицами. Жених рассыпает попути монеты, орехи, сласти для всех, кто оказывается на улице. По прибытии в дом жениха сразу же подкладывают подушечку под ноги невестe. Она не должна в первый раз наступать на жесткую землю. Считается, что в противном случае она может быть жесткой и недоброжелательной по отношению к родителям жениха.

Встречающие выражают ей пожелание благополучия, счастливой жизни. Красивый обычай — чишмя юлы курсату «показ дороги к роднику». Молодая жена, впервые на новом месте жительства, с ведрами на коромысле, идет за родниковой водой. С песнями и шутками ее сопровождает молодежь. Все придирчиво наблюдают за тем, как невеста набирает воду, аккуратна ли она, соблюдает ли абсолютную чистоту около общественного родника, может ли донести воду до дома, не расплескав ее по дороге.

Через некоторое время принято приглашать гостей в дом молодых на килен токмачы «лапша невестки». В разных группах татар имеются своеобразные особенности свадебных обрядов. Сибирские татары, к примеру, во время свадьбы проводят конные скачки, состязания по бегу, по борьбе, по стрельбе. Со свадьбы в дом жениха отправляют угощение из 12 кушаний плов, вареное мясо, жареный гусь и т.

Поэтому татарские народные праздники, в частности Сабантуй, бытуют в нерелигиозной форме. Это разделение четко осознавалось и нашло отражение в их названиях. Особо чтимые мусульманские праздники татары называют арабским словом гает.

Чаще всего его называют татарским праздником, и это правда, но не чужды его традиции также башкирам, чувашам, удмуртам и другим народам. Состоит оно из двух частей: «сабан», что значит «плуг», и «туй» — то есть, «свадьба», «торжество» или вообще «праздник» в широком значении. Получается такое «торжество плуга» или день земледельцев.

В языческие времена главной его целью было задабривание духов, чтобы осенью они ниспослали хороший урожай. Проводить церемонию следовало в конце апреля, перед началом сева. За правильностью проведения обрядов и жертвоприношений следили местные старейшины. После принятия татарами ислама религиозная составляющая праздника постепенно ушла, и спустя века Сабантуй окончательно стал просто веселым народным гулянием. Заодно сместились и сроки — теперь отмечают не начало, а окончание посевной, когда все весенние работы выполнены, и есть передышка до сбора урожая. Где именно зародился праздник, ученые до конца так и не выяснили. Это интересно Сагаалган: праздник Белого месяца в Бурятии От Вашингтона до Уфы: кто и где отмечает Сабантуй сегодня Веселый Сабантуй благополучно дожил до наших дней, немного подрастерял традиции, но зато существенно расширил географию. С 2001-го в России проходит Федеральный Сабантуй, и каждый год для проведения фестиваля выбирается новый город. Но самые масштабные и веселые торжества все равно на «родине», в Казани — там Сабантуй является государственным праздником. Праздник сезонный, знаменует окончание посевной, поэтому четкой даты для него нет.

Еще важно, чтобы веселье не выпадало на первые дни священного месяца Рамадан.

Всегда в хозяйстве татар важнейшее место занимал скот и разводка птиц. Из-за этого сформировалась кухня, в которой присутствует множество способов приготовления мяса, как крупных животных, так и мелких. Такой же популярностью пользуется использование яиц, масла, сыра.

Практически ни один прием пищи не обходится у татар без продуктов животного происхождения. Чаепитие является не только завершением обеда или ужина, но и важнейшей частью татарских традиций и обычаев. Крайне распространена фраза «Чайный стол — душа семьи», которая наглядно показывает значение чая как напитка для представителей этого народа. Его предпочитают в свежезаваренном виде и обязательно горячий, именно поэтому пьют из маленьких чашек.

По вкусу добавляют молоко, сахар, мед, цукаты или дольки яблок. Касательно этикета за столом, любой прием пищи должен начинаться и заканчиваться мытьем рук и молитвой. Приниматься за трапезу необходимо сразу же после того, как все блюда готовы и выставлены на стол, чтобы не заставлять себя ждать. Но при этом важно отметить, что если присутствуют старшие почтенные люди, то начать должны именно они.

Все татарские блюда делятся на несколько частей: первые борщ, супы: рыбный, пшенный, мясной, рисовый, перловый ; вторые мясо, кроме свинины, птица, рыба, в качестве гарнира разнообразные крупы, картофель, овощи ; сдоба с несладкой начинкой, которую подают к основным блюдам беляши, самса, буккены, курник, чебуреки ; сладкая сдоба блины, оладьи, катлама, чак-чак, баурсак, пироги со сладкой начинкой ; напитки в своем большинстве это чай, но сюда же относятся компоты, свекольный и хлебный квас. По правилам рамазана, татары старше 12 лет должны соблюдать пост, который длится месяц и налагает запрет на прием пищи до захода солнца. Но влияние ислама распространяется также и на остальное время, призывая к умеренному количеству принимаемой пищи и алкогольных напитков. Праздники в Татарстане Татарские традиции и обычаи включают в себя внимательное и почтенное отношение татар к национальным праздникам.

Самые главные из них официально закреплены и отмечены выходными днями. День Республики отмечается 30 августа в день принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана. В 1990 году в этот день регион получил статус Татарской Советской Социалистической Республики. Этот праздник играет важную роль в историческом развитии татарского народа, поэтому отмечается соответствующе.

Татарские праздники: национальные, религиозные. Культура Татарстана

Празднование этих праздников — это способ сохранить и передать будущим поколениям богатство и уникальность татарской культуры. Значение и символика татарских праздников Татарские праздники имеют глубокое значение и символику, связанную с историей и культурой этого народа. Каждый праздник отражает определенные ценности и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Один из самых известных татарских праздников — это Сабантуй. Он символизирует братское единство и радость народа. Во время Сабантуя татары собираются вместе, чтобы отметить окончание жатвы и поблагодарить за урожай. Важным символом этого праздника является горное сено, которое украшается разноцветными лентами. Этот обычай символизирует плодородие и благополучие для будущего года. Еще одним значимым праздником является Ураза-байрам, который отмечается по завершению поста Рамадан.

В этот день татары собираются для совместной молитвы и благодарят Аллаха за пройденный пост. Важным символом этого праздника является декорирование домов и улиц белыми тканями, что символизирует чистоту и светлую веру. Еще одним значимым праздником татарского народа является Курбан-байрам. В этот день татары выполняют обряд заклания животного в честь пророка Ибрагима. Курбан-байрам символизирует веру и жертву во имя Аллаха. Важным символом этого праздника является распределение мяса среди нуждающихся, что символизирует щедрость и солидарность с ближними. Таким образом, татарские праздники имеют глубокое значение и символику, которые отражают ценности и традиции этого народа. Они способствуют сохранению культурного наследия и укреплению сообщества.

Курбан-байрам — это также праздник радости и веселья. В этот день мусульмане одеваются в свою лучшую одежду, посещают мечети, где совершают молитву и слушают проповедь, обмениваются поздравлениями и подарками, устраивают пиршества и развлечения. В этот день мусульмане должны быть благодарны Аллаху за все его благословения и милости и просить его о прощении и милости для себя и всего человечества. В Татарстане Курбан-байрам отмечается с особым торжеством и уважением. Это один из государственных праздников республики, который объединяет не только мусульман, но и представителей других конфессий и народностей. В этот день во всех городах и селах Татарстана проходят массовые молитвы, праздничные мероприятия, концерты, выставки, ярмарки и фестивали.

В этот день туристы и жители республики могут насладиться богатством и разнообразием татарской культуры, истории и традиций. Вот некоторые из самых интересных и популярных мест и событий, которые можно посетить в Татарстане во время Курбан-байрама: Место Событие Казань Молитва и проповедь в Кул-Шариф, самой большой мечети в Европе, расположенной в Казанском кремле. Посещение музеев, театров, парков и достопримечательностей столицы Татарстана. Болгар Паломничество к древнему городу Болгар, который является святым местом для татар и мусульман всего мира. Ознакомление с историей и архитектурой Болгарского исламского центра, который включает в себя мечеть, музей, библиотеку и обсерваторию. Елабуга Посещение родины великого татарского поэта Габдуллы Тукая, где можно увидеть его дом-музей, памятник и мавзолей.

Участие в фольклорном фестивале «Тукаевские чтения», посвященном его творчеству и наследию. Чистополь Участие в благотворительном марафоне «Беги за жизнь», организованном местным отделением Российского красного креста. Цель марафона — собрать средства для помощи детям, страдающим от онкологических заболеваний. Посещение парка «Кырлай», где можно покататься на аттракционах, поиграть в аквапарке или посмотреть на животных в зоопарке. Курбан-байрам — это уникальный праздник, который дает возможность познать и уважать исламскую культуру и традиции, а также насладиться красотой и гостеприимством Татарстана. Это праздник, который наполняет сердца людей добром, милосердием и радостью.

Гафура Гуляма: праздник в честь великого татарского поэта Гафур Гулям — один из самых известных и любимых татарских поэтов, писателей и драматургов. Его творчество отражает историю, культуру и дух татарского народа. Он родился 15 января 1906 года в селе Сухая Река в Татарстане. В 2024 году исполнится 118 лет со дня его рождения.

Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Заходящий первым заносил щепки и разбрасывал их на полу — чтобы "двор не был пустым". Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги покупали продукты и устраивали угощение.

В дни весеннего паводка Жимэчэк праздник цветочного сока Старинный татарский молодёжный праздник. В дни весеннего паводка и появления первых цветов на берегу реки молодежь наряжалась и устраивала весёлые совместные игры, водила хороводы, пела песни. Начало мая Хыдырлез праздник начала лета Древний праздник крымских татар. Перед праздниками тщательно убирают дом. Накануне вечером готовится калакай — хлеб. Традиционный элемент этих торжеств — костры, через которые прыгают как взрослые, так и дети. Потухший костёр засыпают землёй.

В дни праздника заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь с пастухами, а после праздника начинали весенние скотоводческие работы. По завершению полевых работ Джиен праздник родни Жителей одних селений приглашали в другие. Отправлявшиеся в гости шили наряды, пекли пироги, везли с собой подарки. Для каждых вновь прибывших гостей хозяева заново накрывали стол. Хозяева топили баню. Под вечер организовывали общий ужин при полном присутствии всех гостей. Праздник Джиен укреплял родственные и дружеские отношения, сплачивал аул и прилегающую округу.

Его можно назвать праздником для женихов и невест. На массовых гуляниях молодые люди старались найти себе вторую половинку, а их родители сватали детей. Осень после уборки урожая Уныш байрам Праздник символизирует благодарность за урожай Земле. А также труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год. В этот день готовят угощения, проводят ярмарки, чествуют самых трудолюбивых и вместе лакомятся, поют и танцуют. Осень Саламат праздник благодарности земле Старинный семейный праздник сибирских татар, посвящённый окончанию сбора урожая. Главное угощение - каша Саламат - мучная жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком или горячим молоком и распаренной в печи с добавлением масла, сала или жира.

В гости приглашали родственников и друзей. Все собирались за праздничным столом, где кроме каши обязательно присутствовали блюда из собранного урожая и лакомства. Начало зимы Каз умясы гусиное перо Проводится в начале зимы с наступлением устойчивых холодов. Праздник совмещает полезное с приятным - заготовку на зиму гусиных тушек и молодёжные посиделки. Молодёжь выщипывает гусей, а затем старшие женщины их потрошат и засаливают. Новогодний праздник по европейскому календарю Яна ел новогодний праздник Татарский семейный праздник, в который принято собираться семьёй, готовить угощения, поздравлять родственников, друзей, любимых и соседей и кормить голодных. В месяц Рамадан, по окончании поста Ураза гаете Один из 2 главных дней исламского календаря.

Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак! В этот день надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают гостей, дарят подарки, радуются и веселятся. Через 70 дней после Ураза байрам Курбан гаете Праздника жертвоприношения.

Встречаются голубоглазые и светловолосые представители этой группы. Казанские татары имеют средне-смуглую кожу, карие глаза, темные волосы. У них правильные черты лица, прямой нос, четко очерченные скулы. Жизнь Основными занятиями татарских племен были: пашенное земледелие; пастбищно-стойловое животноводство; огородничество. На полях выращивали коноплю, ячмень, чечевицу, пшеницу, овес, рожь. Земледелие было трехпольного типа.

Скотоводство выражалось в разведении овец, коз, быков, лошадей. Это занятие позволяло получать мясо, молоко, шерсть, шкуры для пошива одежды. Лошади и быки использовались как тягловые животные и для передвижения. Также выращивали корнеплоды, бахчевые культуры. Было развито пчеловодство. Охотой занимались отдельные племена, в основном живущие на Урале. Рыболовство было распространено у этногрупп, населявших берега Волги и Урала. Среди ремесел распространение получили такие занятия: производство ювелирных изделий;.

Национальные праздники Татарстана

В этой статье мы расскажем о главных традиционных праздниках, которые отмечают татары. Ураза-байрам – это один из самых значимых и долгожданных праздников для татар. Он является завершающим праздником мусульманского поста Рамадан. С 2003 года ЮНЕСКО внесла этот праздник в список культурного наследия и он признан государственным праздником татар. Его отмечают не только в Татарстане, но во всех местах, где проживает татарская диаспора. В настоящее время в Касимовском района и городе проживают около двух тысяч татар. Активно действуют мусульманские организации в городе Касимове и Касимовском районе. Как у русских, так и у татар есть свои праздники и обычаи, уходящие корнями вглубь веков. Также татары отмечают Сабыржа. Этот праздник связан с обрядами сельскохозяйственных трудов и отмечается в начале мая или после посадки озимых культур.

Какой сегодня праздник у татар в России?

Также выпекались булки и крендели. Праздничным утром все улицы обходили дети, разбрасывая деревянную щепу в дома. Считалось, что данное действо способствует получению хорошего урожая и богатства. Поэтому хозяева не скупились, щедро одаривая детей. Сабантуй Народные гуляния татар во время праздника «Сабантуй». Фото взято из открытых источников Сабантуй — любимый праздник татар. Он сопровождается массовыми гуляниями, весельем, играми. И если раньше с данным праздником было связано наступление посевных работ, постепенно Сабантуй сместился к окончанию этих работ.

Тридцатый Каравон: дождь празднику не помеха : [Всероссийский фестиваль русского фольклора "Каравон" в Лаишевском районе РТ, с. Сивков Д. Акифьева В. Платонов О. Серебрянников А. Минниханов Р. Шире круг,Каравон! Республиканский праздник славянской культуры «Иван Купала» Бидун Ю. Изморосин А. Ситдикова А. Ситдикова, В. Хамидуллина ; [худож. Сабантуй [Электронный ресурс]. Яхъяев ; научн. Тагиров Э. Сабантуй в локальном и глобальном цивилизационном пространстве : потенциал идей культуры мира в традиц. Ахмадеев, М. Статьи Шакирова И. Косолапкин В. Сабантуй: возвращение к первоистокам : [автор статьи - докт.

В 2023 году Ураза-байрам придется на конец апреля — начало мая, но точная дата пока неизвестна и будет определена после визуального наблюдения за луной. Курбан-байрам Курбан-байрам — праздник жертвоприношения, который отмечается в 10 день Дхуль-хиджи, последнего месяца исламского календаря. В 2023 году Курбан-байрам придется на 30-31 июля, но точная дата также может измениться в зависимости от лунного календаря. Значимые даты в календаре 20 марта 2023 года — Ноурыз Мейрамы Ноурыз Мейрамы — один из важнейших праздников татарского народа, который отмечается весной на равноденствие. Этот праздник символизирует наступление Нового года, начала весенней поры и возвращение природы к жизни. В этот день отмечаются древние традиции, такие как вышивание национальных костюмов, готовка традиционных блюд и игры. В рамках праздника проводятся концерты и различные спортивные мероприятия. В этот день каждый желающий должен пожертвовать одно из своих животных и разделить его мясо между бедными и нуждающимися. Кроме того, на праздник Курбан-Байрам проводится множество мероприятий, таких как спортивные соревнования, ярмарки, концерты и национальные гуляния. В этот день татары торжественно отмечают окончание осенне-зимнего сезона и приближение Нового года. Также это время, когда люди собираются вместе, поздравляют друг друга и проводят самые разнообразные мероприятия. На День Республики Татарстан проводится широкий спектр мероприятий для всех желающих — фестивали, концерты, национальные гуляния и даже спортивные соревнования. В этот день татары показывают свою любовь к своей родине и культуре. Традиционные праздники татарского народа Сабантуй Сабантуй — один из главных праздников татарского народа, который отмечается летом после окончания сельскохозяйственных работ. В этот день проходят народные гуляния, танцы, конкурсы, а также представляют традиционную татарскую кухню. Дата: 23 июня Куранты Куранты — праздник начала года по татарскому календарю.

Пришедшей последней лошади, как правило, привязывали полотенце, специально оговоренное дарительницей, чтобы "утешить ее". Считалось, что она плачет - елый, имеш. А вечером на поле-майдане проводятся молодёжные игрища с хороводами, плясками, играми в догонялки, катанием на подводах. Их устраивали либо на месте Майдана , либо на традиционных места игрищ, где-нибудь за околицей, на лугах. Сабантуй прекрасен ещё и тем, что на этом празднике все не только зрители, но и участники — они поют, танцуют, показывают ловкость в играх. Каз Омэсе Каз Омэсе - "Гусиное перо" древний татарский молодежный праздник, когда татарские молодые люди и девушки за работой совместным ощипыванием гусей - отсюда и название присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи. Праздник проводится в деревнях и селах в холодную погоду, после того как выпадет снег, в основном, в первые недели ноября-декабря Каз омэс являлся и является знаменательным событием в жизни любой татарской деревни. Особенно его ждут девушки. Девушки, которые ощипывают гусей, ведут разговоры на разные темы. Ощипанных гусей несут к реке или источнику воды, повесив их на коромысло. На берегу реки девушки ждут деревенских парней. Здесь во время мытья гусей они общаются, поют песни. Затем парни на гармонях, исполняют мелодии, провожая девушек до самого дома. Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледоставом, жителями татарского села проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух - на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни. Гусь — один из древнейших домашних птиц, предки знали в ней толк. Татарской душе очень нравится весело гогочущий гусь с белым оперением. Гусь, не утруждая свою хозяйку, сам идет к реке и, возвращаясь, домой, ест корм. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. Ни одну девушку на выданье не представишь без горы подушек, набитых гусиным пером. Да татарский дом без этих подушек — не дом. За год до свадьбы солят и сушат гуся, готовя его в качестве приданого. Этих гусей выносят к свадебному столу на красивых блюдах и гости, не отказываясь, приступают к еде.

Какой праздник сегодня в Казани у татар

Датами событий поделилось Министерство культуры республики. Ближайший праздник, который ожидает татарстанцев, состоится 28 мая. В этот день в селе Никольское Лаишевского района развернется русский народный праздник «Каравон». В числе праздников у татар был и обычай отмечать Новый год с елкой. С давних пор тюрки отмечали праздник своего верховноro божества Тангpe, при этом водили хоровод вокруг елки после самой длинной ночи в году. В середине апреля татары отмечают праздник «Акчурек». Этот праздник посвящен началу сезона пастушества, когда овцы идут на пастбища. В этот день татары готовят традиционные блюда из овечьего мяса и устраивают праздничные гуляния. Новогодние праздники. Страну ждёт 8 дней отдыха; Календарь праздничных дней Татарстана в 2023 году. 23 февраля - День защитников Отечества (отдыхаем 4 дня); 8 марта - Международный женский день (1 выходной). Тема этой недели — «Многогранный народ — татары». ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ ТАТАР. Как мы знаем, у каждого народа есть свои определенные традиции и обряды, характерные только для него. Рамадан Рамадан — это главный праздник у татарского народа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий