Концерт шостаковича в блокадном ленинграде история

А Шостаковича поместят на обложку журнала Time. Во время премьеры в Ленинграде – город все еще в блокаде – прервать концерт могли в любое время. Историк Юлия Кантор собрала воспоминания музыкантов. С момента написания Симфония № 7 Шостаковича стала одним из самых политизированных произведений за всю историю классической музыки. Так, дата премьеры симфонического произведения в Ленинграде была выбрана не случайно. Потомок Жавдета Айдарова Надим Айдаров — петербургский музыковед, выпускник петербургской консерватории, передал на выставку письма своего деда 1942 года и 1943 года из блокадного Ленинграда, которые он писал родственникам. Из Ленинграда эвакуировали консерваторию, в которой преподавал Шостакович, чуть позже филармонию. Уехал на Большую землю его ближайший соратник дирижер Евгений Мравинский – и снова без Шостаковича.

«Партитура памяти»: чтобы помнили

В этот день «Известия» вспоминают историю создания одного из самых величественных и трагичных произведений музыкальной культуры человечества. Многие считали Шостаковича композитором «не от мира сего». Но он точнее многих понимал, что такое нацизм — разрушительная сила, которая хочет разделить человечество на хищников и жертв. И боролся с ним сознательно, без сомнений и иллюзий.

Ученые выясняют, в каких больницах города работали кинематографисты, показавшие ужасающие последствия голода Когда началась Великая Отечественная — композитору Дмитрию Шостаковичу шел 35-й год. Он уже стал живым классиком, но рвался на фронт — необученным добровольцем. Подал заявление в ленинградский военкомат: «Я иду защищать свою страну и готов, не щадя ни жизни, ни сил, выполнить любое задание, которое мне поручат.

И если понадобится, то в любой момент — с оружием в руках или с заостренным творческим пером — я отдам всего себя для защиты нашей великой Родины, для разгрома врага, для нашей победы». Конечно, композитору объяснили, что он нужнее в тылу, что и армии, и народу необходима его музыка. Он поступил в добровольную пожарную команду.

Научился ловко действовать тяжелыми щипцами, сбрасывая немецкие «зажигалки». Вместе с тысячами таких же необученных, вооружившись лопатой, выкапывал противотанковые рвы. Он понимал: пришло время песен, многие из которых тут же подхватывали миллионы людей на фронте и в тылу.

Ведь только она способна передать эпическую глубину ленинградской трагедии и подвига. И он сочинял симфонию — иногда урывками, между дежурствами на крышах прифронтового города. Иногда — дни и ночи напролет, закрывшись в своей квартире на Большой Пушкарской улице.

На титульном листе партитуры значилась надпись: «Посвящается городу Ленинграду. Дмитрий Шостакович». На полях нотных страниц частит пометка — ВТ, воздушная тревога.

Как война изменила социальный портрет Северной столицы Первую часть симфонии он завершил в начале сентября, а вскоре вокруг Ленинграда замкнулось кольцо. В середине сентября в городе уже считали каждую крошку хлеба, а Шостакович по радио объявил: «Два часа назад я окончил две первые части симфонического произведения. Для чего я сообщаю об этом?

Я сообщаю об этом для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас боевую вахту». Выступление композитора попало в газеты всех стран, объединившихся против фашизма.

Наконец наступило время, когда композитор мог дома, за роялем, показать своим друзьям готовые фрагменты симфонии. В дневнике жены Шостаковича, Нины Васильевны, появились строки: «Вчера, под грохот зениток, в небольшой компании композиторов Митя...

Позднее запись симфонии осуществили многие выдающиеся дирижёры, как в СССР, так и за рубежом. На музыку 1-й части симфонии был поставлен балет «Ленинградская симфония», получивший широкую известность. Седьмая «Ленинградская» симфония Д.

Шостаковича по праву является не только одним из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX в. Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии творчества. СПб, 2004; Линд Е. Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Именно 9 августа фашисты хотели захватить Ленинград, у них даже были заготовлены пригласительные билеты на банкет в ресторане гостиницы «Астория». Поэтому в день исполнения все артиллерийские силы города были брошены на подавление противника. Симфония транслировалась по радио и уличным громкоговорителям. Её слышали не только жители города, но и немецкие войска.

Флейтистка Галина Лелюхина вспоминала: «Были репродукторы, немцы всё это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый». Зал Филармонии был полон.

Великое произведение пришли послушать «вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи Филармонии». Ольга Берггольц напишет после: «Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их самих».

Разумеется, в каждом абонементе — концерты Евгения Мравинского.

К концу июня станет понятно, что всего этого в Большом зале в ближайшее время не будет. Группа работников Филармонии в годы блокады Ленинграда Концерт проф. Каменского 26 октября 1941 года В августе оркестр Мравинского и большинство сотрудников филармонии отравляются в эвакуацию в Новосибирск.

Первый военный сезон в Ленинграде начнется уже без них. Главным героем концертов филармонии становится дирижер Карл Элиасберг и оркестр радиокомитета — единственный симфонический коллектив, оставшийся в блокадном городе. Симфонический сезон начнется 12 октября 1941 года программой из Глинки, Глазунова и Чайковского.

Но еще 14 сентября 1941-го, через четыре дня после начала блокады, Большой зал впервые после летнего перерыва открывает двери для публики. В архиве филармонии не сохранилась программка этого концерта. Но из других источников известно, что выступали Михаил Зощенко, солисты театра им.

Позднее композитор будет вспоминать, как шел пешком на площадь Искусств, и уже за несколько кварталов прохожие останавливали его и спрашивали, «нет ли билетика»! Страшные блокадные будни, известные нашему поколению по кадрам хроники, и красный бархат филармонических кресел сложно сочетаются даже в воображении. На фотографии концерта пианиста Александра Каменского в октябре 1941 года публика нарядная, оживленная.

Потом слушателям разрешат посещать концерты в верхней одежде. И не только потому, что зал не отапливается. Так, в одежде, быстрее спуститься в бомбоубежище в случае налета.

Пережившая первые месяцы блокады Ирина Тудоровская, в то время студентка музыкального училища, писала: «Помню один концерт. Во время отделения мы два раза спускались в бомбоубежище. Но после отбоя воздушной тревоги концерт продолжался.

Пели тогда Плешаков и Софья Петровна [Преображенская]… Пела она арию Иоанны из «Орлеанской девы» и последнее «ля» «…и не придет к вам вечно, вечно! Не хватило сил и дыхания: уже начинался голод. После концерта она сказала нам: «Ребятам еще есть немного куриного бульона, а дальше не знаю, что будем есть».

Разумеется, война с первых дней изменит филармоническую афишу. Впрочем, уедут не все. Одни откажутся, не имея возможности вывезти из города родственников.

Другие просто не успеют. Так, эвакуация Кировского театра планировалась в двух эшелонах. Но второй поезд так и не ушел.

Балерина Наталья Сахновская писала: «Я тщетно старалась овладеть собой, убеждая себя, что отстали мы от театра на день-два… Некоторое время прожили в сборах и ожидании. Но выехать не удалось — кольцо блокады сомкнулось». За время войны Сахновская в дуэте с мужем, артистом балета Робертом Гербеком, примет участие в 33 филармонических концертах.

Об одном из них Сахновская рассказывает в своем дневнике: «Филармония предложила Роберту Иосифовичу и мне дать сольный концерт в Большом зале. Мы согласились и в перерывах между работой в балетном коллективе и шефскими концертами стали готовиться к этой ответственной встрече со зрителем. Она состоялась 31 октября 1942 года.

Около четырех часов дня подошли мы к Филармонии и остолбенели: дверь оказалась закрытой. Администрация за полтора года просто забыла, что нам необходимо время на подготовку. Дежурная пришла за полчаса до начала концерта...

Вот мы и расположились в парадном подъезде на ступеньках лестницы. Начали гримироваться. Помню только, как мы стояли за тяжелой бархатной портьерой нашей любимой Филармонии, как распахнулась перед нами эта портьера и мы вступили на освещенную сцену.

Надежда, вера и победа в Симфонии № 7 Шостаковича

В преддверии показа мы подготовили семь интересных фактов о самом известном в мире сочинении композитора и легендарном событии – исполнении симфонии в блокадном Ленинграде. "Знаменитая Ленинградская" – так назвала эту симфонию Анна Ахматова. 9 августа 1942 года – особенная дата для ленинградцев. Именно в этот день во время блокады в городе прозвучала Симфония №7 Дмитрия Шостаковича. Эта музыка стала символом жизнеутверждающей силы и несгибаемой воли жителей города к победе. В сентябре 1941-го года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте.

«Симфония о победном торжестве всего высокого и прекрасного»

Это не было премьерой в прямом понимании слова: впервые симфония прозвучала в Куйбышеве 5 марта 1942 года в исполнении оркестра Большого театра Союза ССР, тогда дирижировал Самуил Самосуд. Затем летом в Новосибирске её исполнил коллектив под руководством Евгения Мравинского в присутствии автора. Партитуру удивительного по глубине и напряжённости произведения затребовали ведущие музыканты мира — и вскоре оно было исполнено в Лондоне и других городах. Самым известным стало исполнение Седьмой симфонии в нью-йоркской студии «Радио-Сити» оркестром под управлением великого Артуро Тосканини. Это выступление транслировалось на весь мир 19 июля 1942 года, когда на подступах к Сталинграду развернулась решающая битва Второй мировой войны. И всё же Седьмая симфония должна была обязательно прозвучать в самом Ленинграде. Позже, вслед за Анной Ахматовой, её так и будут называть — Ленинградская. Решение было принято на самом верху. Однако как собрать профессиональный музыкальный коллектив в осаждённом городе, когда многие музыканты уже умерли от голода, другие были эвакуированы, как репетировать с истощёнными и измученными музыкантами? Исполнение 7-ой симфонии Шостаковича Д. Ленинград, 1943 Осуществить невозможное поручили замечательному дирижёру Карлу Элиасбергу.

Для этого он был вызван из больницы, где вместе с женой находился с диагнозом алиментарная дистрофия. В городе, по сути, оставались только музыканты Симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета. После голодной зимы 1941-го на первую репетицию собралось 15 человек хотя требовалось более сотни , но у многих из них просто не было сил играть. Трубач шёпотом извинился, что не мог выдуть ни звука. Элиасберг в дневнике с отчаянием писал: «Репетиция не состоялась. Срабиан мёртв. Петров болен. Боришев мёртв. Оркестр не работает». Музыкантов катастрофически не хватало.

Было объявлено, что Филармония срочно ищет музыкантов, приглашает их явиться в Радиокомитет. Было тяжело ходить.

Шостаковича была создана во время блокады Ленинграда во время Второй мировой войны. Шостакович был эвакуирован из города, но продолжал работать над симфонией, посвященной героическим усилиям жителей Ленинграда. Симфония была написана в трудных условиях, и ее премьера в Ленинграде в 1942 году стала символом сопротивления и победы духа. В 1941 году, когда нацистские войска осаждали Ленинград ныне Санкт-Петербург , Шостакович был эвакуирован из города, но он решил посвятить симфонию своему родному городу и его жителям, страдающим от голода, разрушений и ужасов войны. Шостакович начал работу над симфонией в условиях тяжелых испытаний.

С фронта потянулись музыканты: тромбонист — из пулеметной роты, валторнист — из зенитного полка... Из госпиталя сбежал альтист, флейтиста привезли на санках — у него отнялись ноги. Трубач пришел в валенках, несмотря на лето: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь.

Кларнетист Виктор Козлов вспоминал: «На первой репетиции некоторые музыканты физически не могли подняться на второй этаж, они слушали внизу. Настолько они были измучены голодом. Сейчас невозможно даже представить себе такую степень истощения. Люди не могли сидеть, так они исхудали. Приходилось стоять во время репетиций». День первого исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича выбран не случайно. В день исполнения симфонии все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети.

Заключительная часть симфонии летит в будущее… вы подхвачены светом, вы словно в вихре его… С возрастающим напряжением вы ожидаете финала, завершения огромного музыкального переживания. Вас подхватывают скрипки, вам нечем дышать, как на горных высотах, и вместе с гармонической бурей оркестра, в немыслимом напряжении вы устремляетесь в прорыв, в будущее…» Так писал Алексей Толстой 75 лет назад в статье «На репетиции Седьмой симфонии Шостаковича», напечатанной в газете «Правда» 16 февраля 1942 года. Сквозь «пещерный рев войны» симфония пробивала дорогу «красоте, которая спасет мир». Красная армия не просто отступала, она была окружена и разгромлена, а оставшиеся боеспособные части беспорядочно отходили вглубь страны. Восьмая армия Северо-Западного фронта была полностью дезорганизована, сдала Псков практически без боя и, потеряв связь с другими войсками, отходила на север к Ленинграду. В начале первой части Ленинградской симфонии тема нашествия возникает отдаленно и поначалу лишь слегка тревожно. Вторжение врага-убийцы ещё не затмило свет иллюзорного, «безбурного, слепого и ограниченного счастьица», в котором «таится беда». Однако положение быстро меняется, и вот уже сапоги захватчиков грохочут у твоего дома. Беспощадный вал нашествия, в котором явно слышатся железные ритмы немецких бронетанковых дивизий, обрушивается на беззащитных людей, сокрушая и ломая их жизни. В середине первой части Ленинградской симфонии, после потрясающего столкновения гигантского вала вражеского нашествия с волной народного отпора, после беспощадного побоища наступает момент, болезненно точно воспроизводящий критическую ситуацию у стен Ленинграда в начале сентября 1941 года. Шостакович, находившийся в эпицентре смертельной схватки и еще не знавший, чем она закончится, увидел, тем не менее, надвигающийся на город панический хаос. Генерал-фельдмаршал фон Лееб торопил свои войска, и те, озверев от бессмысленного, на их взгляд, упрямства, казалось бы, давно разгромленных советских войск, рвались к хорошо видимому в бинокль городу, круша все на своем пути. В руинах, объятые огнем пожаров, лежали всемирно известные царские дворцы и парки Ораниенбаума, Петергофа, Царского села и Гатчины. Профессору Ленинградской консерватории Дмитрию Шостаковичу власти неоднократно предлагали эвакуироваться. Он мог уехать ещё в июле вместе с консерваторией, которую отправили в Ташкент, или с Союзом композиторов. Шостакович, однако, упорно отказывался уехать и, более того, пытался записаться добровольцем в народное ополчение. К счастью, у руководства штаба народного ополчения хватило ума отказать ему; в противном случае музыкальный гений ХХ века, в голове которого уже сложилась тема нашествия великой Седьмой симфонии, почти наверняка погиб бы в июле-августе 1941-го на Лужском рубеже под Ленинградом. Но никто уже не уехал через два дня из Ленинграда, ибо 28 августа 1941 года немецкие войска перерезали последнюю железную дорогу в районе станции Мга. Шостакович остался в блокадном Ленинграде ещё на месяц. В доме номер 29 по Большой Пушкарской он заканчивал первую часть Симфонии. И таскал туда партитуру, не мог от неё оторваться. Знаете, иногда можешь всё-таки оторваться от своей работы, а вот тогда я не мог. Не люблю такие слова про себя говорить, но это была самая вдохновенная моя работа». Август 1941, Ленинград Дмитрий Шостакович на крыше Ленинградской консерватории Фотография Дмитрия Шостаковича в пожарном шлеме на крыше Ленинградской консерватории в августе 1941 года стала исторической реликвией ХХ века, его, если хотите, реалистическим символом, вобравшим в себя и все божественное, и все дьявольское этого века. Самым тяжелым днем обороны города историки считают 15 сентября 1941 года. В этот день немецкие танки ворвались в Урицк на юго-западной окраине города и, проскочив его, оказались в заболоченной низине, где их встретил последний на пути к Кировскому заводу заслон из остатков войск 42-й армии и ополченцев Октябрьского района. Одновременно немцы прорвали оборону в районе Царского Села и вышли к Пулковским высотам на южной окраине города в 15 км от Эрмитажа. На высотах, с которых открывалась панорама великого города, горела всемирно известная Пулковская обсерватория с провалившимся куполом над Главным телескопом Академии наук СССР. Началось паническое бегство солдат из окопов на южной окраине города… В этот критический момент истории, 17 сентября 1941 года в осажденном городе, пребывавшем на грани катастрофы, произошли два глубоко символичных события. Я просмотрел хронику культурой жизни мира за 1941 год, третий год Второй мировой войны. В победоносной Германии, насаждавшей германский дух и немецкие порядки на большей части европейского континента, и в союзной Италии новых симфоний не было. В Америке, ещё не вступившей в войну, симфонии не сочинялись. Англии, уже третий год воевавшей с Гитлером, было не до симфоний. В залитой кровью Польше некому было писать симфонии.

История создания Ленинградской симфонии Шостаковича, ее содержание

Эту премьеру образно еще называют "великим дуэтом". Дуэтом симфонической музыки и орудий. Он послужил моральным переломом для выживших измученных ленинградцев. Они убедились в скорой окончательной победе над фашизмом и деблокаде Ленинграда. Симфония стала гимном сопротивления По сути, произведение Шостаковича стало музыкальным олицетворением борьбы ленинградцев за жизнь - свою и родного города.

Говорят, что когда немецкие войска услышали симфонию, они едва ли не обезумели. До этого командование вермахта считало Ленинград мертвым городом. Существуют свидетельства о том, уже после войны несколько бывших немецких солдат при встрече с дирижером Карлом Элиасбергом сказали: услышав симфонию, они поняли, что проиграли войну. Бессмертное произведение Седьмая симфония Шостаковича исполнялась в лучших концертных залах планеты.

Премьера за границей состоялась спустя год после начала Великой Отечественной войны - 22 июня 1942-го, полутора месяцами ранее, чем в Ленинграде. Ноты, как и в осажденный город на Неве, доставляли тайно специальными самолетами. Седьмая симфония, прозвучавшая в 65 городах мира, актуальна и сегодня. Эту музыку называют откровением ХХ века.

Ежегодно ее исполняют в день снятия блокады Ленинграда.

Исполнение 7-ой симфонии Шостаковича Д. Ленинград, 1943 Осуществить невозможное поручили замечательному дирижёру Карлу Элиасбергу. Для этого он был вызван из больницы, где вместе с женой находился с диагнозом алиментарная дистрофия. В городе, по сути, оставались только музыканты Симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета.

После голодной зимы 1941-го на первую репетицию собралось 15 человек хотя требовалось более сотни , но у многих из них просто не было сил играть. Трубач шёпотом извинился, что не мог выдуть ни звука. Элиасберг в дневнике с отчаянием писал: «Репетиция не состоялась. Срабиан мёртв. Петров болен.

Боришев мёртв. Оркестр не работает». Музыкантов катастрофически не хватало. Было объявлено, что Филармония срочно ищет музыкантов, приглашает их явиться в Радиокомитет. Было тяжело ходить.

У меня была цинга, и очень болели ноги. Сначала нас было девять, но потом пришло больше. Дирижёра Элиасберга привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел. Мужчин даже вызывали с линии фронта. Вместо оружия им предстояло взять в руки музыкальные инструменты», — воспоминала позже флейтистка Галина Лелюхина.

Для того чтобы набрать необходимых музыкантов, было решено привлечь даже тех, кто в это время воевал на Ленинградском фронте. Кларнетист Виктор Козлов вспоминал: «На первой репетиции некоторые музыканты физически не могли подняться на второй этаж, они слушали внизу. Настолько они были измучены голодом. Сейчас невозможно даже представить себе такую степень истощения.

Линд, создатель музея Седьмой симфонии, о дне блокадной премьеры. Так, дата премьеры симфонического произведения в Ленинграде была выбрана не случайно. Полная расправа над городом, построенным Петром Великим, была по плану немцев назначена именно на девятое августа. Главнокомандующим раздавались специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория». Они хотели праздновать победу над осаждёнными в городе. Билеты на премьеру симфонии раздавались блокадникам бесплатно.

Немцы обо всём знали и стали невольными слушателями произведения. В день премьеры стало понятно, кто победит в битве за город. Знаменитый писатель Алексей Толстой написал статью о «Ленинградской» симфонии, в которой не только обозначил сочинение как торжество мысли о человеческом в человеке, но и разобрал произведение с музыкальной точки зрения. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть всё, и голод, и смерть». Во время исполнения симфонии была успешно проведена секретная операция «Шквал». Позже участник данной операции напишет стихотворение, посвящённое Шостаковичу и самой операции. Сохранилась рецензия журналиста из английского журнала «Time», которого специально отправили в СССР на премьеру в Куйбышеве. Корреспондент тогда написал, что произведение наполнено необычайной нервозностью, он отметил яркость и выразительность мелодий. По его мнению, симфония обязательно должна была прозвучать в Великобритании и по всему миру. Возникла неожиданная борьба между самыми знаменитыми дирижёрами за право первыми представить симфонию американской аудитории.

Первое исполнение симфонии состоялось под управлением Тосканини.

В блокадной афише Большого зала филармонии много непривычных имен и коллективов. Концерты дают штабные духовые оркестры и артисты Театра Балтийского флота, в сборных концертах появляются артисты эстрады и даже цирка! Выступают здесь и воспитанники танцевального ансамбля Аркадия Обранта — коллектива с удивительной судьбой. До войны Обрант вел занятия танцевальной студии, созданной Исааком Дунаевским в ленинградском Дворце пионеров.

В 1941-м ушел на фронт, был ранен. Вернувшись после госпиталя, на пустынной ленинградской улице он встретил одну из своих бывших воспитанниц. Она еле держалась на ногах — карточка иждивенца почти не давала шансов остаться в живых. Евгений Обрант добился возобновления работы танцевального кружка, но уже как фронтовой бригады. Выживших детей собирали по квартирам и детским домам.

Некоторых пришлось вести под руки, кого-то несли на кусках фанеры. Первое их выступление вызвало больше слез, чем аплодисментов — изможденные дети не могли встать из присядки. Подростков поместили в больницу, выдали усиленный паек, а потом … отправили с концертами на фронт. До конца войны «обрантовцы» выступят около 3 тысяч раз! Несколько концертов ансамбль даст и в Большом зале филармонии.

Первый из них пройдет в феврале 1943-го, уже после прорыва блокады. Получив доступ к Большой земле, Ленинград потихоньку оживал. Менялась и филармоническая афиша — в город начали приезжать гастролеры! Еще в октябре 1942 года ленинградскую публику оповестили по радио о предстоящих выступлениях Давида Ойстраха. Как планировали «перебросить» знаменитого скрипача в блокированный город, непонятно.

Концерты, разумеется, не состоялись: в рукописной книге, куда сотрудники филармонии записывали информацию о работе Большого зала, указано — «ввиду отмены приезда солиста». Ойстрах выступит на этой сцене 13 марта 1943-го. Публика слушает скрипача в пальто и шапках, Ойстрах — во фраке играет виртуозные пьесы Тартини и Сарасате…. Пропуск в военный Ленинград сохранился в семейном архиве Эмиля Гилельса: музыкант с поистине мировым именем приезжает в Большой зал филармонии в ноябре 1943 года. В новогоднем сборном концерте 31 декабря 1943 года впервые играет Святослав Рихтер.

Уже 6 января 1944-го он дает в филармонии сольный концерт — первый из семи десятков, которые пройдут в этом зале позднее, после войны. С гастролями в Ленинград приедут музыканты из Прибалтики, артисты МХАТа, возобновятся здесь и концерты солистов Театра имени Кирова, вернувшегося из эвакуации. Последний военный сезон 29 октября 1944 года откроет Заслуженный коллектив республики под управлением Евгения Мравинского. До конца войны оставалось почти полгода, но музыкальная жизнь города постепенно переходила на «мирные» рельсы. Уже в конце 1940-х годов имена многих артистов, выступавших в Большом зале в годы блокады, постепенно исчезнут из афиши.

Актеры Театра музыкальной комедии, солисты фронтовых ансамблей, эстрадные и цирковые артисты, уступят в программах место солистам «первого ряда». Не будет в афишах и фамилий сотрудников блокадного радио — чтецов, певцов, пианистов, дикторов, которые объявляли о начале и окончании тревоги, о нормах хлеба, вели концерты по радио и программы в Большом зале филармонии. После войны работа радийщиков, столь важная для жителей умирающего города, руководством страны замалчивалась, как и вся блокадная история Ленинграда. В начале 1950-х на радио начались сокращения. Фактически, это были чистки, стирающие память.

Весной 1953 года хотят расформировать и Симфонический оркестр радиокомитета. На его защиту становятся Шостакович, Хачатурян, Мравинский. По их ходатайству музыкантов переводят в штат филармонии как второй симфонический оркестр. Именно этот коллектив, тогда еще оркестр Радиокомитета, выступал в Большом зале 9 мая 1945 года. В такой репертуарной случайности афиша формировалась заранее сегодня видится некий символ.

Известие о Победе, столь долгожданное, придет неожиданно: программу изменят в последний момент.

Надежда, вера и победа в Симфонии № 7 Шостаковича

Седьмая, «Ленинградская» симфония Д. Д. Шостаковича является грандиозным музыкальным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского (советского) народа. 22 июня 1941 года Д. Шостакович находился в Ленинграде. В первые месяцы войны Дмитрий Шостакович находился в Ленинграде. В этот же день, только в 1942 году состоялось событие, вошедшее не только в мировую историю музыки, но и в историю Великой Отечественной войны — в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга (немца по национальности). 5 марта 1942 года в Куйбышеве была впервые исполнена Седьмая, Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича. Это произведение вошло в историю как один из символов несгибаемой воли русского народа к победе. Потомок Жавдета Айдарова Надим Айдаров — петербургский музыковед, выпускник петербургской консерватории, передал на выставку письма своего деда 1942 года и 1943 года из блокадного Ленинграда, которые он писал родственникам.

«Симфония о победном торжестве всего высокого и прекрасного»

9 августа 1942-го в истерзанном немецкой блокадой Ленинграде звучала Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. Значительности этому факту придавало уже то, что великое произведение было написано в растерзанном голодном городе. А Шостаковича поместят на обложку журнала Time. Во время премьеры в Ленинграде – город все еще в блокаде – прервать концерт могли в любое время. Историк Юлия Кантор собрала воспоминания музыкантов. Материал об истории создания седьмой симфонии овича и ее исполнении в блокадном Ленинграде может быть использован на уроке музыки или воспитетельно-познавательном мероприятии, посвященном творчеству композитора, блокаде Ленинграда. Как в блокадном Ленинграде впервые сыграли 7-ю симфонию Шостаковича. В конце декабря 1941 года в Куйбышеве (ныне Самара) произошло событие, которого ждал музыкальный мир. Дмитрий Шостакович дописал 7-ю симфонию, которую Ахматова потом назовет Ленинградской. Восьмого сентября началась блокада Ленинграда.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича: воля к жизни в блокадном Ленинграде

И вот что важно. Шостакович закончил симфонию уже в 1941 году. Но он не просто верил в Победу. Он ее предчувствовал и передал всей мощью своего композиторского дарования. Шостаковича вывезли из Ленинграда 1 октября 1941 года.

Сначала в Москву, потом в Куйбышев. Там он закончил партитуру. И 5 марта 1942 года там же состоялось первое исполнение симфонии. Он исполнил ее в Нью-Йорке.

Музыка разлетелась по миру. Но самым главным днем в судьбе Шостаковича было 9 августа 1942-го. Но вместо этого немцы услышали симфонию Шостаковича. И это не преувеличение: в тот день она звучала и в городе, и на фронте, были включены все громкоговорители.

Исполнял симфонию собранный из разных музыкантов оркестр Ленинградского радиокомитета, а дирижировал Карл Элиасберг. Флейтистка Галина Лелюхина рассказывала: «По радио объявляли, что приглашаются все музыканты. Было тяжело ходить. У меня была цинга, и очень болели ноги.

Приходилось стоять во время репетиций». Чтобы хоть как-то поддержать исполнителей, им выдавался обед из столовой Горсовета. Карл Элиасберг проводил репетиции шесть раз в неделю по 5—6 часов. Дирижёр был чрезвычайно строг: не терпел пропусков и опозданий, заставлял работать, пока не добивался приличного звучания. Сама симфония была непростой для исполнения. Шостакович приступил к её сочинению ещё в середине 1930-х годов. По первоначальной задумке часть её строилась на вариациях пассакальи провожальной песни , с гитарным перебором, посвящённой разъезду гостей после празднества, а позже и траурным шествиям в Испании.

Также она сопровождалась сухим боем барабанов. По мысли композитора, барабанный бой должен был постоянно нарастать, символизируя приход сил зла. Шостакович однако не был удовлетворён тем, как получалось, и отложил написание симфонии. В первые же дни войны автор вернулся к симфонии. Я не мог поступить по-другому и не сочинять её. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке.

В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог», — читаем в воспоминаниях автора Седьмой симфонии. Шостакович принял решение вставить начатую шесть лет назад пассакалью, в итоге она стала крупным эпизодом в законченном произведении. Композитор написал большую симфонии в Ленинграде, где. Позже композитор вспоминал: «С болью и гордостью смотрел я на любимый город.

А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников… Моим оружием была музыка».

Боришев мёртв. Оркестр не работает». Музыкантов катастрофически не хватало. Было объявлено, что Филармония срочно ищет музыкантов, приглашает их явиться в Радиокомитет. Было тяжело ходить. У меня была цинга, и очень болели ноги. Сначала нас было девять, но потом пришло больше. Дирижёра Элиасберга привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел.

Мужчин даже вызывали с линии фронта. Вместо оружия им предстояло взять в руки музыкальные инструменты», — воспоминала позже флейтистка Галина Лелюхина. Для того чтобы набрать необходимых музыкантов, было решено привлечь даже тех, кто в это время воевал на Ленинградском фронте. Кларнетист Виктор Козлов вспоминал: «На первой репетиции некоторые музыканты физически не могли подняться на второй этаж, они слушали внизу. Настолько они были измучены голодом. Сейчас невозможно даже представить себе такую степень истощения. Люди не могли сидеть, так они исхудали. Приходилось стоять во время репетиций». Чтобы хоть как-то поддержать исполнителей, им выдавался обед из столовой Горсовета. Карл Элиасберг проводил репетиции шесть раз в неделю по 5—6 часов.

Дирижёр был чрезвычайно строг: не терпел пропусков и опозданий, заставлял работать, пока не добивался приличного звучания. Сама симфония была непростой для исполнения. Шостакович приступил к её сочинению ещё в середине 1930-х годов. По первоначальной задумке часть её строилась на вариациях пассакальи провожальной песни , с гитарным перебором, посвящённой разъезду гостей после празднества, а позже и траурным шествиям в Испании. Также она сопровождалась сухим боем барабанов.

За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли», — из воспоминаний участницы премьеры Ксении Матус. Симфония звучала во всём городе. Велась трансляция по радио и через уличные громкоговорители. Многие не скрывали слёз от чувства гордости за свою страну! Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие — музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу! Слушайте Shostakovich - Symphony No.

80 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Шостаковича

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга (немец по национальности) исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Первые три части симфонии были закончены в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде. 1 октября Шостакович вместе с семьей был все-таки эвакуирован — военным самолетом сначала в Москву, а затем в Куйбышев, где 27 декабря была и закончена симфония. Летом 1941 г. была завершена ее первая часть, а осенью – уже после начала блокады – вторая. И хотя завершил ее Шостакович уже в Куйбышеве – в эвакуации – за Симфонией № 7 закрепилось название «Ленинградская», ведь замысел ее созрел в блокадном Ленинграде. Свою Ленинградскую симфонию Дмитрий Шостакович начал писать летом 1941 года, когда вокруг Ленинграда смыкалось кольцо блокады. А до этого он дважды подавал заявление в военкомат с просьбой зачислить его в ряды Красной Армии. В сентябре 1941-го года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте.

80 лет со дня премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде

Шатаясь от слабости, он обходил госпитали в поисках музыкантов. С фронта потянулись музыканты: тромбонист - из пулеметной роты, валторнист - из зенитного полка... Из госпиталя сбежал альтист, флейтиста привезли на санках - у него отнялись ноги. Трубач пришел в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Сам Элиасберг, тоже крайне истощенный, некоторое время находился на излечении в госпитале, размещенном в гостинице «Астория», и приходил на репетиции прямо из больничной палаты. На партитуре одного из музыкантов того легендарного оркестра сохранилось изображение репетиций: на нотном листе нарисован осунувшийся Карл Элиасберг, который дирижирует своим коллективом сидя.

Кларнетист Виктор Козлов вспоминал: «На первой репетиции некоторые музыканты физически не могли подняться на второй этаж, они слушали внизу. Настолько они были измучены голодом. Сейчас невозможно даже представить себе такую степень истощения. Люди не могли сидеть, так они исхудали. Приходилось стоять во время репетиций».

Георгий Макогоненко и Ольга Берггольц писали в «Комсомольской правде»: «Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их самих... Воскресенье, 9 августа 1942 года. Концерт симфонического оркестра. Говорили, что дирижер Элиасберг искал картошку, чтобы накрахмалить белый воротник и манжеты. У немцев на этот день был назначен торжественный вечер в гостинице «Астория», были даже напечатаны пригласительные билеты.

Но в город фашистов не пустили. От пленных позже узнали: их удивил массированный артиллерийский удар, который сравнял с землей батареи, а потом симфония, которая зазвучала из всех советских репродукторов. Несмотря на бомбежку и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Кларнетист Виктор Козлов вспоминал: «Действительно, включены были все люстры хрустальные. Зал был освещен, так торжественно.

Такой подъем был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку». Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Говорова наши артиллеристы все это время вели непрерывный огонь по врагу.

Операция называлась «Шквал». А когда окончилась музыка, Говоров прошел на сцену и поблагодарил дирижера. Благодарность он закончил словами: «Мы тоже исполняли симфонию, только артиллерийскую». Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез.

Сам Шостакович говорит, что никогда ранее он так стремительно не создавал свои произведения. Сочинение захватило его. Желание показать мощь и торжество народа, борющегося за свободу, не оставляло великого музыканта. Финал симфонии написан 27 декабря в Куйбышеве, куда Дмитрий Дмитриевич был эвакуирован. Давался финал труднее всего. В период, когда Красная Армия отступала и терпела поражение, необходимо было показать торжество добра и справедливости над злом и жестокостью. Народ находился в подавленном состоянии, испытывая страх и тревогу. Но композитору и гражданину великой страны необходимо было преодолеть сомнения и ужас, и он сделал это! Впервые великое творение было исполнено в Куйбышеве 5 марта 1942 года оркестром Большого театра под управлением С. Исполнение транслировалось по радио на территории СССР и других стран. До начала трансляции состоялось выступление автора. Затем прошли концерты в Москве, Новосибирске. Несломленные голодные музыканты оркестра Ленинградского радиокомитета совершили подвиг, поднимая дух жителей блокадного города и всех граждан страны.

Дирижера Элиасберга привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел. Мужчин даже вызывали с линии фронта. Вместо оружия им предстояло взять в руки музыкальные инструменты. Симфония требовала больших физических усилий, особенно духовые партии — огромная нагрузка для города, где и так уже тяжело дышалось». Ударника Жаудата Айдарова Элиасберг отыскал в мертвецкой, где заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. Шатаясь от слабости, Карл Элиасберг обходил госпитали в поисках музыкантов. С фронта потянулись музыканты: тромбонист — из пулеметной роты, валторнист — из зенитного полка... Из госпиталя сбежал альтист, флейтиста привезли на санках — у него отнялись ноги. Трубач пришел в валенках, несмотря на лето: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Кларнетист Виктор Козлов вспоминал: «На первой репетиции некоторые музыканты физически не могли подняться на второй этаж, они слушали внизу. Настолько они были измучены голодом.

Искренне хотели вернуть людям надежду на то, что они не просто выживут, но и победят. А что могло это сделать лучше музыки? Уже в апреле оркестр начал давать первые концерты. Генеральная репетиция Седьмой симфонии состоялась 7 августа 1942 года, за два дня до премьеры. Впервые с начала блокады в Большом зале филармонии зажглись все хрустальные люстры — яркий огонь вспыхнул посреди темного и высохшего от голода, но несломленного города. В тот день ни одна бомба, ни один фугас не упали на площадь Искусств. Все 80 минут концерта артиллеристы играли свою симфонию: они беспощадно вели огонь из всех орудий по немецким позициям. Операция «Шквал» под руководством командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова не оставила врагу шанса испортить праздник. По ее словам, перед выступлением сцену грели установленные наверху прожекторы. Их погасили, когда музыканты вышли к своим пультам. Дирижера Элиасберга публика встречала стоя и оглушительными аплодисментами. Когда мы отыграли, нам аплодировали, тоже стоя. Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было настолько удивительно! За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли. Ксения Матус артистка Большого симфонического оркестра Ленинградского радио Зал был переполнен: там собрались моряки, пехотинцы, бойцы ПВО и горожане — и это в то время, когда «на Невском один человек другого видел издалека». Концерт транслировали по радио, по громкоговорителям городской сети. Музыканты играли так, что потрясли не только советских слушателей, но и фашистов. Уже после войны двое туристов из ГДР признались Элиасбергу: в тот день они поняли, что проиграют войну. Нельзя было победить народ, который способен преодолеть голод, страх и саму смерть.

«Партитура памяти»: чтобы помнили

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде впервые прозвучала Седьмая симфония. Трудно представить, что великая музыка была написана в холодном, голодающем городе, под вой бомбежек. 9 августа 1942 года – особенная дата для ленинградцев. Именно в этот день во время блокады в городе прозвучала Симфония №7 Дмитрия Шостаковича. Эта музыка стала символом жизнеутверждающей силы и несгибаемой воли жителей города к победе. Символ ужаса и триумфа: История седьмой симфонии в блокадном Ленинграде.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий