Концерт утесова в одессе 1946

С одесского кичмана. Утёсова пригласили в Театр имени Маяковского на премьеру спектакля «Медея». После спектакля собрались в кабинете главного режиссера Николая Павловича Охлопкова: шампанское, коньяк и тому подобное. Программа концерта Государственного джаз-оркестра РСФСР под управлением и при участии Леонида Утесова. Ленинград, декабрь 1946 года. В первом отделении участвуют артисты ленинградской эстрады. Из коллекции Пантелюса Романа Анатольевича. Сталина Утесов откровенно боялся и всегда, даже после смерти «великого вождя» старался о нем не говорить. Причина была, возможно, в том, что на единственном концерте в Кремле глава государства, слушая песни в исполнении Утесова, расплакался.

Концерт-посвящение Леониду Утесову в Одессе : 5 сентября: как это было

TNT NEWS: Леонид Утесов. Скандал на всю одессу. При внимательном изучении книги можно наткнуться и на любопытные ситуации. Вот следует рассказ о серии концертов а в Московском театре эстрады с 16 по 23 декабря того же 1956 года. Программа называется «Только для друзей».
Утесова у синего моря - фото сборник Для проведения экспертизы ДНК биоматериал взяли у 90-летней двоюродной сестры Леонида Утесова Майи Молодецкой, которая живет в Одессе.
Однажды в Одессе (отрывок)-Ночной концерт Утёсова Леонид Утёсов: Только для друзей. Леонид Утёсов, Эстрадный оркестр п/у Леонида Утёсова.
«У нас в Одессе все так могут. Но стесняются»: 12 смешных историй от Леонида Утёсова Уж что-что, а биография Утесова известна вдоль и поперек, начиная от рождения 10 марта (22 — по новому стилю) 1895 года в городе Одесса и заканчивая уходом в мир иной 9 марта 1982 года в городе Москва.

Леонид Утесов: я родился не где-нибудь, а в Одессе!

Утесов очень любил Одессу и одесситов, но не всегда они отвечали ему взаимностью. В книге воспоминаний Утесова есть такой эпизод: «Ехал в родной город с концертами и предвкушал: «Я так давно здесь не был, сейчас приеду, увижу свое одесское небо. С одесского кичмана. Любая новость живёт столько, сколько тратится времени на чтение или этого новизна пропадает. А что будет завтра в Одессе или ещё где-нибудь,никто не знает. Конечно же, для ценителей творчества ёсова позитива мало.

Байки про Леонида Утесова

Году в 47-м джаз-оркестр Утесова приехал на гастроли в Биробиджан. В первый же день местный администратор отозвал Утесова в сторонку и под диким секретом сообщил, что завтра в кинозале обкома КПСС будут показывать американский фильм "Смерть Риббентропа". ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л. О. УТЁСОВА 1895, 9 (21) марта — родился в Одессе в семье Иосифа Калмановича Вайсбейна и его жены Малки (Марии) Моисеевны Граник.1899–1902 — учеба в хедере.1904 — поступление в коммерческое училище Файга.1905. «Ах, Одесса—жемчужина у моря!»* Яркость и самобытность Утёсова-актёра и исполнителя песен проистекала не только от его природного дарования, но также от национальных корней и места рождения – космополитичной, вольной портовой Одессы. Отличная коллекция баек от Леонида Утёсова — в пересказе писателя-сатирика Александра Хорта, который был ведущим рубрики «Клуб 12 стульев» в «Литературной газете».Актерская карьера Утёсова началась в труппе антрепренера Шпиглера, в Кременчугском теат. This is "Только в Одессе: Утереть нос Утесову" by Alexey Yesin on Vimeo, the home for high quality videos and the people who love them.

Байки от Утёсова

Сегодня администрация вокзала подтвердила, что им поступил приказ оставить для трансляции песни только на украинском. Впервые за многие годы одесситы не услышали из динамиков неофициальный гимн города "У самого Черного моря". Возможно, связано это с недавним указом президента.

Попасть невозможно, но — "ради вас, Леонид Осич! Надо понимать, какой удачей в те годы было попасть на такой фильм! Утесов не устоял: перенес концерт! В назначенный час на цыпочках счастливцы прошли на балкон партийного кинозала. Уже через три минуты после начала фильма администратор кубарем катился по лестнице вниз и со скоростью пули удирал от разъяренных утесовцев. Как мы вас любим, как вся Одесса с вас гордится! Хоть вы теперь в Москве, мы все про вас знаем, за всеми успехами следим!

А какой у вас замечательный сынок — красивый, талантливый, просто чудо, весь в отца!

К работе над фильмом «Семеро смелых» режиссер Сергей Аполлинариевич Герасимов пригласил композитора Венедикта Пушкова. Фильм снимался в Ленинграде, но необходимо было выехать на натурные съёмки к Баренцеву морю. Сели в поезд, путь предстоял дальний… Вот тогда, в поезде, под стук колес, актер Андрей Апсолон, ощущая себя в образе метеоролога Оси Корфункеля, повторял песню, которую предстояло вместе петь в фильме. Только слова складывались другие. Вот как он вспоминал об этом: Мы, актеры, как будто не играли свои роли, а на самом деле были теми молодыми полярниками, кому выпала честь оказаться в числе отобранных из большого количества кандидатов для поездки на зимовку… Поэтому, когда в компании актеров Тамары Макаровой, Олега Жакова и Петра Алейникова я выехал поездом в экспедицию на Баренцево море для съемок натуральных эпизодов картины и мне захотелось написать письмо жене, я писал его как бы от имени своего героя. Писал я свое стихотворение почти без помарок, и пока мои товарищи подремывали, я все закончил. Первым проснулся Петя Алейников.

Всякие хорошие дела начинаются в дождь, а когда мы вышли из ресторана, он уже шел. Комната, которую я снял, была неподалеку. Я сказал: - Может быть, мое предложение покажется вам нелепым, но давайте зайдем ко мне и переждем непогоду. А потом я помогу вам найти комнату. Искать комнату Леночке Ленской не понадобилось - она вошла в мою и больше из нее не вышла. Как будто бы дождь шел сорок девять лет. Она стала моей женой. Что такое хорошо У меня была жена-друг, жена-советчик, жена-критик. Только не думайте, что я был многоженцем.

Она была едина в трех лицах, моя Елена Осиповна, Леночка. Она обладала одним из тех замечательных качеств, которые так необходимы женам артистов и которых они часто, к сожалению, лишены, - она никогда не приходила в восторг от моих успехов. Вот, скажем, кончается очередная премьера. Успех большой, за кулисы приходят друзья, знакомые, говорят комплименты, жмут руки, восторгаются, поздравляют, целуют. Поздравляют и ее - с успехом мужа. Она мило улыбается, благодарит, а когда мы остаемся с ней вдвоем, я ее спрашиваю: - Лена, ну как? Только в первом отделении ты поешь эту песню... Но финал надо изменить. Весь он притянут за волосы и никак не вытекает из предыдущего.

Но можно сделать еще лучше. Но кое-что осталось не освещенным, - пишет Эдуард Амчиславский, доктор искусствоведения, профессор. Последний часто приходил на концерты Утесова и всегда внимательно слушал, когда Леонид Осипович исполнял куплеты. Однажды к Леониду Утесову прибежал испуганный коллега - известный одесский куплетист Лев Зингерталь. Зингерталь имел в артистическом мире прозвище «любимец юга России». И вот у этого «любимца» украли фрак. Это была катастрофа - без фрака его не выпустили бы на сцену. Когда Утесов узнал об этом, он тут же пошел в кафе «Фанкони» на углу Екатерининской и Ланжероновской. Там был своеобразный штаб Мишки Япончика.

Уже к полудню Миша со своими «мальчиками» занимали свои постоянные столики. Отсюда они «руководили» всей жизнью Одессы. Когда Утесов зашел в кафе, Япончик пригласил Ледю к своему столику и предложил присесть. Но Утесов отказался от приглашения и рассказал о краже фрака. В ту же минуту раскосые глаза Япончика за что он и получил свое прозвище гневно сверкнули, и, обращаясь к одному из своих «мальчиков», он прошипел: «Что вы наделали? Вы же лишили человека куска хлеба. Чтобы через полчаса у него был фрак! У входа его ожидал Зингерталь, на котором просто не было лица. Когда его привели в чувство, выяснилось, что принесли...

Киев жил так же, как Одесса, - тяжело и голодно. Вечером мы отправились в рекомендованное нам местной интеллигенцией кафе под странным названием «ХЛАМ», что означало «Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты». Самой главной достопримечательностью этого кафе была надпись на фронтоне: «Войдя сюда, сними шляпу, может быть, здесь сидит Маяковский». Мы вошли и сняли шляпы, хоть Маяковского здесь и не было... Я не знал тогда Маяковского, знал только, что он есть. Но вот однажды я с ним познакомился. Каким был Маяковский, все знают - большой, с мощным голосом, даже внушающий страх. И в то же время легкоуязвимый человек. Никогда не забуду, как в Ленинграде Маяковский позвал меня на свое выступление в зале Академической капеллы.

Читал он в тот вечер мастерски, его хорошо принимали, и не было никакого основания тревожиться. И все же, когда я вошел к нему в антракте, он схватил меня своими большими руками за плечи и, пытливо глядя в глаза, неожиданно робко спросил: - Утесик, что, они меня там ругают? Он посмотрел немного успокоенным взглядом и вдруг снова сказал: - Только правду, Утесик, только правду... Я, желая его рассмешить, широко и лихо перекрестился: - Вот вам одесский истинный крест.

Грешки Леонида Утёсова

Уж что-что, а биография Утесова известна вдоль и поперек, начиная от рождения 10 марта (22 — по новому стилю) 1895 года в городе Одесса и заканчивая уходом в мир иной 9 марта 1982 года в городе Москва. Отличная коллекция баек от Леонида Утёсова — в пересказе писателя-сатирика Александра Хорта, который был ведущим рубрики «Клуб 12 стульев» в «Литературной газете».Актерская карьера Утёсова началась в труппе антрепренера Шпиглера, в Кременчугском теат. Жуков, У Черного а из фильма 'Ликвидация'., Гоцман и одесский криминал. Давид Маркович на воровской сходке. Ликвидация., С Одесского кичмана(Однажды в Одессе).avi. Создатели фильма намеренно включили в фильме песню Леонида Утесова «У Черного моря», впервые исполненную в 1951 году, хотя события в фильме развиваются в 1946 году. По мнению продюсеров и режиссера, эта композиция хорошо отражает то время. Исполняемая Утёсовым на концерте песня «У Чёрного моря», которая в действительности была написана в 1951 году, в то время, как события фильма происходят в 1946, является намеренным анахронизмом.

Леонид Утесов: зачем одесситу жениться

Однако режиссер Сергей Урсуляк сомневался, что актер, в те годы проживающий в Лос-Анджелесе, согласится играть в сериале про работу и жизнь силовиков. Но Машков, прочитав сценарий, сразу дал согласие.

В то время новейшая модель, экземпляры которой в частном владении в столице можно было пересчитать по пальцам. С началом Великой Отечественной машину официально заимствовали на военные нужды, а после войны по квитанции вернули вместо неё «Форд», который Утёсов вскоре сменил на следующую новейшую отечественную модель, белую «Победу». Позже у знаменитого артиста появляется Oldsmobile, 1937 года выпуска, переделанный под лимузин одесскими механиками-любителями. На нём была табличка «Подарена Леониду Утёсову и восстановлена одесской братвой». Его певец позже подарил Одесской киностудии. Лимузин Утёсова Oldsmobile Во время войны на средства, собранные оркестром Утёсова, было построено два самолёта Ла-5Ф, которые по его просьбе были подарены 5-му гвардейскому истребительному авиаполку, в состав которого входила известная по фильму «В бой идут одни старики» поющая эскадрилья Виталия Попкова. Ей же Утёсов подарил патефон и 42 пластинки.

На самолётах слева было написано «Весёлые ребята», а справа «От джаз-оркестра Л. На этих двух машинах было сбито 29 немецких самолётов. Самолёт от джаз-оркестра Утёсова В наше время на железнодорожном вокзале Одессы при отправлении фирменных поездов звучит песня «У Чёрного моря» из репертуара Утёсова, а в одесском аэропорту при объявлении информации звучит краткий узнаваемый мотив из неё. А из недавно рассекреченных записей переговоров Юрия Гагарина с центром управления полётов стало известно, что незадолго до старта он слушал, кроме прочих, песни Утёсова. Памятник Утёсову в Одессе Леонид Осипович прожил долгую и насыщенную жизнь, пережив собственную дочь Эдит, с которой часто пел дуэтом, на полтора месяца.

Мальчик нехотя принес дневник. Утёсов педагогично пожурил его за плохую успеваемость. Когда я приносил тройку, в доме был праздник. Утёсова пригласили в Театр имени Маяковского на премьеру спектакля «Медея». После спектакля собрались в кабинете главного режиссера Николая Павловича Охлопкова: шампанское, коньяк и тому подобное. Все делятся мнениями, высказывают соображения о спектакле. Утёсов свою устную рецензию начал так: — Рабинович приехал из Бердичева в Одессу в командировку и решил пойти в публичный дом. Пришел, позвал бандершу и потребовал: «Дайте мне самую лучшую девочку». Бандерша сказала: «Самая лучшая — это Соня. Но учтите — Соня стоит дорого». Рабинович подумал: в кои-то веки выбрался в Одессу, надо шикануть. И когда они вдвоем пришли в номер, Соня принялась выделывать что-то невероятное. Она ответила: «Как — что? Это темперамент».

Однако, его последний визит в город на Черноморском побережье имел место в 1977 году. В тот год Утесов провел ряд концертов и выступлений в различных залах и клубах Одессы, покоряя сердца зрителей своим неповторимым голосом и харизмой. За свою богатую жизнь и карьеру Утесов стал настоящей легендой, открывшей миру чарующий мир русского шансона. Его вклад в развитие отечественной музыкальной культуры исключителен. В Одессе его концерты всегда проходили с огромным успехом и пользой для публики, которая с удовольствием погружалась в атмосферу его исполнения и ранних песен. Будучи в Одессе в последний раз, Утесов привез с собой свои лучшие хиты и представил их поклонникам во всей красе. Он как всегда завоевал сердца слушателей специальной энергетикой и неподдельным талантом. Утесов неоднократно выступал в Одессе ранее, но его последний визит в 1977 году оставил замечательные воспоминания и укрепил связи артиста с этим прекрасным городом. Жители Одессы в целом, и любители творчества Утесова в частности, с теплотой вспоминают его последний визит и надеются, что их любимый артист снова посетит этот удивительный город. Причина визита Утесова в Одессу Причиной визита Утесова в Одессу стало проведение большого музыкального фестиваля, который привлекал известных артистов и музыкантов со всей страны. Утесов был приглашен в качестве главного гостя и выступал как солист с оркестром, так и со своей собственной песенной группой. Утесову было особенно приятно выступать в Одессе, так как он был знаменит не только как певец и актер, но и как создатель уникальной музыкальной атмосферы. Он находил общий язык с публикой, создавал неповторимую атмосферу праздника и радости. Кроме выступлений на фестивале, Утесов также посетил Одессу из-за своих личных дел. Во время пребывания в городе, он провел несколько встреч с местными музыкантами и коллективами, провел мастер-классы и дал ряд интервью.

Концерт-посвящение Леониду Утесову в Одессе : 5 сентября: как это было

В одесской музыке часто использовалась контаминация. Это распространённый в песенном фольклоре метод подтекстовки уже существующих мелодий. Хотя большинство местных песенок были написаны неизвестными одесситами, есть и такие, у которых сохранилось авторство текста. Любопытно, что их писали очень образованные и с большим чувством юмора люди, которые хорошо знали быт, обычаи и жаргон одесского обывателя. Так текст «Свадьбы Шнеерсона» принадлежит литератору М. А мелодия, подтекстованная еврейским актёром Г. Яблоковым, стала медленной печальной песней «Папиросы». В первоисточнике -- это мелодия зажигательного и весёлого еврейского танца фрейлекс. В 1910 году он под названием «Милашка-молдаванка» был записан на одной грампластинке вместе с другим фрейлексом «Семь сорок» в одесском филиале варшавской фирмы «Сирена-Рекордс». Песня «Как на Дерибасовской угол Ришельевской» была написана для эстрадной юмористической программы «Одесские новости» авторы Я.

Соснов, Я. Ядов, М. Ямпольский , которая шла в Большом Ришельевском театре в 1917 г. Эту песню сделал очень популярной молодой Л. Утёсов, изображавший в спектакле уличного продавца газет. Талантливый журналист Я. Ядов Давыдов работал фельетонистом в газетах «Одесские известия» и «Моряк», а на жизнь зарабатывал куплетами для Утёсова и хохмачей довоенного времени, писал тексты весёлых песенок, которые распевала вся Одесса:«Лимончики», «Фонарики», «Бублички». Кстати, текст последней возник в начале 20-х годов по просьбе куплетиста Г. Карсавина к открытию сезона одесского Театра миниатюр на Ланжероновской улице.

В конце 20-х её подхватил Утёсов, и в начале 30-х записал на пластинку. Она, как оказалось впоследствии, стала его самой любимой песней, в чём, с присущим чувством юмора,он признался журналисту З. Паперному:«Ваша любимая песня? Про тесто. Короче говоря, «Бублики». Легара «Весёлая вдова». Оно произошло от «Schlagkraft» ударная сила, ритмическая энергия — нем. Моторная реакция публики стала новым явлением в сфере популярной музыки с конца 19 в. Современные журналисты часто путают понятия «шлягер» и «хит».

Последнее означает понятие рейтинга в списке по баллам. Об Утёсове — актёре Отношения Утёсова с публикой были превосходными не только благодаря яркому темпераменту, энергии, обаянию и колоритности его личности. Он обладал врождённой общительностью, позволявшей мгновенно установить контакт с любым человеком и с любой аудиторией. При этом артистическая деятельность являлась естественным продолжением его собственной жизни. На сцене он оставался таким же искренним, естественным и, по сути, воплощал самого себя. Фаина Раневская очень точно подметила эту особенность, сказав, что Утёсов «не играл на сцене — он на ней жил». Причём «жил» в качестве лидера. В книге «Серьезное и смешное» известный конферансье Алексей Алексеев отмечает эту особенность артиста. Несмотря на то, что в его программах работали разные конферансье, каким бы талантливыми они не были, он брал руководство в свои руки и конферировал сам.

Многие авторы отмечают,что артист был наделён даром мгновенного перевоплощения. Так ли это? Обратимся к его творческой биографии. Как известно, Утёсов начал свой трудовой путь в четырнадцать лет на арене цирка, подмостках театров миниатюр, драмы, оперетты, учась на практике у режиссёров и актёров. В итоге он стал эстрадным артистом, обладающим большим диапазоном возможностей: немного играл на скрипке и гитаре, имел навыки дирижирования, пел, танцевал, мог быть конферансье, клоуном, жонглёром и акробатом, читал стихи и юмористические рассказы, разыгрывал комические сценки и при этом обладал уникальной способностью моментально переключаться с одной сценической формы работы на другую. Но переключение и перевоплощение — это разные вещи. Утёсов не перевоплощался, а всегда оставался самим собой. Вероятно, в этой плоскости лежит и ответ на вопрос о том, почему он после «Весёлых ребят» не снимался ни в одном игровом фильме, а лишь в фильмах- концертах: «Концерт на экране» 1940 г. Возможно, его не привлекал тяжёлый труд киноактёра, требующий мастерства перевоплощения и подчинения воле режиссёра.

Создав теа-джаз, Утёсов нашёл свою нишу, тип выступления, в котором был лидером коллектива и хозяином положения. В этих условиях он легко и комфортно себя чувствовал, самовыражался и был удовлетворён своей жизнью на сцене. Огромный успех Утёсова у публики был связан с присущими ему чертами так называемого «симпатического» типа, который выражается в стремлении нравиться аудитории и умении это делать. И тут невольно напрашивается сравнение Утёсова с Луи Армстронгом. Оба поражали своей душевной щедростью, сердечностью и добротой. Оба были естественны, искренни и открыты зрителю, показывая себя такими, какие они есть, не изменяя на сцене своей натуре. Оба были шоуменами. А у нас я - Утёсов. А теперь, может быть, ты - Дуня...

Правда, Армстронг был не просто «весёлым артистом», а музыкантом мирового масштаба, исполнителем джазовых версий спиричуэлс, серьёзной и глубокой лирики, мастером нью-орлеанской традиции и свинга, и его творчество никогда не содержало вульгарности, даже такой обаятельной, которая была свойственна Утёсову. Дело в том, что его актёрская манера, а также сценический и песенный репертуар далеко не всегда принадлежали к образцами высокой художественности. И выбор являлся естественным следствием характера, культуры, театрального опыта и представления о том, что нужно публике. Утёсов нередко культивировал модели, исходя только из того, что они могли принести быстрый успех, и умел мгновенно реагировать «на злобу дня». Излишнее стремление к общедоступности приводило к усреднению качества и появлению оттенка вульгарности. Именно в ней профессиональная критика обвиняла артиста, введя понятие «утёсовщины». Понятие «вульгарный» несёт в себе отрицательный смысл: дурной вкус, пошлость, удовлетворение вкусов толпы. Оно рождено от латинского «vulgaris» простонародный. Утёсов был, в известном смысле, «выходцем из народа».

Известно, что он закончил всего шесть классов коммерческого училища Файга, и его «университетами» была сама жизнь, в том числе и будни одесской улицы. А там, в основном, были люди из обывательской и криминальной среды. Их поведение, манеры, тип разговора, вкус, с точки зрения людей образованных и культурных, отличались вульгарностью. Правда, у них самих это считалось «хорошим тоном» и нередко поводом для бравады. Кроме того, вульгарность многим вполне импонирует, потому что граничит с тривиальностью, а тривиальность — это родовые механизмы, которые живут в подсознании тысячи лет. Ведь и в фольклоре, наряду с богатством жанров, сюжетов, своеобразных художественных приёмов, достаточно и вульгарности, и тривиальности. Возможно он умышленно старался быть проще, чтобы лучше общаться с народом. И всё же это был недостаток. Без него артист, как творческая личность, воспринимался бы гораздо лучше.

Вот что пишет об Утёсове Виктор Шкловский: «Текст песен и шуток чрезвычайно плох, и плох он тем, что в нем нет уважения к слову, уважения к зрителям и желания что-нибудь сказать. Такие тексты живут как грибы на литературе» 1932 г. Похожее мнение и в статье известного критика того времени Иосифа Юзовского: «В его музыке есть мысль, улыбка, слово. Утёсов чрезвычайно музыкален. Ему свойственны ирония и лирика, он хочет пропитать ими каждое движение и музыкальную ноту, он хочет, чтобы они говорили. А это главное. Только вот насчет… текста. В нем есть остроумие, но и, к сожалению, много наивного, плоского юмора, который так сладостно ловят обывательские уши» 1933 г. Тем не менее, успеху Утёсова у публики это не помешало, В нём было столько достоинств, что вульгарность ему многие прощали.

Более того, в комбинации с его позитивными качествами негативность этой черты снижалась и даже отчасти превращалась в одну из красок его самобытного артистического имиджа. К сожалению, приходится признать, что на сцене артист не всегда был безукоризненным в профессиональном плане. И его имиджу в кино не хватало актёрского мастерства, даже в «Весёлых ребятах», где он сыграл свою лучшую роль. Как известно, для создателей этого фильма основным эталоном служил американский музыкальный и комедийный кинематограф. Если Любовь Орлова соответствовала голливудским стандартам, то Утёсов весьма далёк от уровня американских комиков-звёзд. Утёсов, видимо, понимал это, и в беседах с близкими ему людьми не раз корил себя за то, что не получил хорошего театрально-музыкального образования. Своему другу Петру Кримерману, личному фотографу Н. Хрущёва, он как-то признался: «Если бы я прошёл школу у такого гениального педагога, как Столярский, я мог бы сделать гораздо больше. Видимо, важнее оказывались многогранность и эмоциональная сила личности, которая вовлекала людей в вихрь и радость жизни.

Гейзер -- Леонид Утёсов. Жизнь замечательных людей. Об Утёсове-исполнителе Известно, что Утёсов не обладал вокальной культурой, но бархатный тембр его баритона был завораживающим и хорошо запоминаемым. Во время поездки в Париж 1927г. Утёсов увидел, что можно «обаять» весь зал, если просто дышать в микрофон, говорить нараспев, без всякого вокала, полушёпотом. Исполнительская специфика крунинга в том, что артист подаёт любую песню в интимной, искренней, тёплой манере, создавая у слушателя ощущение, что он обращается персонально к каждому. Этим объясняется тот факт, что Утёсов даже советские массовые патриотические песни не исполнял в традициях жанра, стандартно. Он оставался интимен и очень индивидуален, избегая официозности и пафоса, отчего эти песни зазвучали более естественно. В целом, утёсовский репертуар, насчитывающий около 700 песен, многообразен жанрово и содержательно.

Тут и юмор, и героика, и фронтовые песни, и городской романс, и гражданская лирика, и разнообразный фольклор, в том числе «одесский» и блатной. Он был настоящий шансонье». С этим мнением нельзя не согласиться. Лирические песни наиболее впечатляющая область творчества Утёсова. Исполнение некоторых из них настолько проникновенно, что действительно задевает «за живое». При этом песни о любви не так многочисленны, но особенно привлекательны, поскольку очень личностные и наполнены искренным, тёплым чувством. To croon — тихо, еле слышно напевать. Крунинг — это интимная манера пения или декламации вполголоса, получившая распространение в 30-е годы в связи с развитием микрофонно -усилительной техники. Эта манера пения стала неотъемлемой принадлежностью популярной музыки.

Используется она и в джазе. Особый пласт его творчества — фронтовые песни. Понимая, что музыка нужна на фронте не меньше, чем оружие, Утёсов сделал всё, чтобы не допустить призыва оркестрантов в армию. Сохранив свой коллектив, он выступал на фронтах и в блокадном Ленинграде, рискуя не только жизнью своей и оркестра, но и единственной, горячо любимой дочери — певицы Эдит Утёсовой. Вклад Утёсова в поддержку фронта огромен. Своими песнями он возвращал людям желание жить, способность радоваться. Вот фрагмент из письма солдата: «... Когда осенью 1941 года Одесса была оккупирована, пианист и аранжировщик оркестра Утёсова М. Воловац и поэт В.

Дыховичный написали «Одессита Мишку». Фронтовики очень любили эту песню. Они постоянно слушали её по радио, с пластинок, и пели, копируя одесский акцент артиста. Его популярность была так высока, что морские пехотинцы, освободив от фашистов остров, назвали его именем Утёсова. Сами же утёсовцы дарили не только эмоциональную радость, но и на заработанные деньги построили для фронта два истребителя. Евгений Евтушенко рассказывал, что в годы войны, когда он, будучи ребенком, выступал в госпиталях перед ранеными солдатами, они просили его спеть что-нибудь «из Утесова». Тогда он не смог это сделать. Но впоследствии, вместе с воспоминаниями о войне всплывали звуки именно утёсовских песен тех лет. Но никто, кроме самых близких людей, не догадывался с какой душевной болью жил и выступал Утёсов.

Всё, что мог, делал для победы над нацизмом, но страдал от антисемитизма в собственной стране. Ещё в 20-е — начале 30-х годов в его репертуаре были еврейские роли и песни, которые он исполнял на русском и на идиш. Но затем практически отошёл от национальной тематики. Еврейские мелодии, время от времени, мелькали в его репертуаре ингогнито, в «завуалированном» виде, как, например, «Джаз-болельщик» «Подруженьки». А мечта поставить спектакль по рассказам Шолом-Алейхема так и осталась нереализованной. Что мешало ему открыто обращаться к еврейскому репертуару?

Поймут ли джаз? Но земляки не подвели и приняли уже как столичную знаменитость, которой гордились. На смену успеху пришла настоящая травля.

Создателей «новой музыки» быстро «опустили на землю»: на Утесова и его джаз обрушиваются с критикой представители РАПМ Российской ассоциации пролетарских музыкантов. Эта организация была создана в 1925 году с целью объединения музыкантов вокруг задач социалистического строительства. Среди чуждых пролетарскому народу жанров и направлений в искусстве оказался проамериканский буржуазный джаз. Необходимо прекратить эту халтуру. Нужно изгнать с советской эстрады таких гнусных рвачей от музыки, как Л. Утесов и Ко», - писали газеты. Или еще: «Современная музыка прежде всего джазовая рубит вашу волю в котлету, что же касается подъемности джазовой музыки, то это подъемность типа наркотика, заставляющая дергаться как паяца на ниточке», — это слова А. Нужно было срочно искать решение, выход. Необходимо было и придумывать уже что-то новое, и «укреплять позиции советского джаза».

Утесов придумал — обратился к Дунаевскому, чтобы тот написал несколько музыкальных фантазий по мотивам знакомых каждому народных песен. Так родилась программа «Джаз на повороте» 1930 , а рапмовцы на время успокоились. Следующая программа «Музыкальный магазин» была примечательна в первую очередь тем, что в ней Утесов играл три роли, самая знаменитая среди которых — продавец Костя Потехин, да и его музыканты вступали сразу в нескольких ипостасях. И, во-вторых, именно после того, как тогдашний заместитель председателя комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров Б. Шумяцкий побывал на одном из таких представлений, было решено перенести историю о магазине на экран. Так в 1934-м вышла комедия «Веселые ребята», в которой Леонид Осипович появился в роли того же Кости Потехина вместе со своим оркестром. Утесов сразу же предложил И. Дунаевского на роль композитора, Лебедева-Кумача — поэта. Картина имела небывалый успех.

Правда, после ее выхода Леонид Осипович был расстроен тем, что в окончательном варианте «история с магазином» отошла на второй план из-за того, что на первом оказалась героиня Любови Орловой, а когда отмечалось 15-летие советского кино, ему вручили всего лишь фотоаппарат. Орловой же дали звание заслуженной артистки, а Александрову — орден Красной Звезды… А еще все вокруг благодарили Александрова за то, что он открыл Дунаевского для кино… И хотя эта роль была для Утесова не первой в кино в 1919-м он сыграл в картине «Лейтенант Шмидт», а затем еще в двух немых фильмах, но как он рассказывал позже сам, «превратить меня в немого трудно, легче в покойника» , но то, что она была самой важной — несомненно. Тем обиднее скупая «оценка» власти. Правда, народ оценил и картину и актера по-своему — с этого момента Утесов стал любимцем публики. Но он больше не «связывался» с кинематографом, отдав всего себя эстраде. И это был единственно правильный выбор: «Мои песни — моя лирическая речь, обращенная ко всем». В своей книге Утесов признался, что гордится тремя вещами в своей жизни: тем, что первым начал читать советские рассказы с эстрады, что придумал театрализованный джаз и что первым начал петь советские лирические песни. Он исполнял песни Дунаевского, Фрадкина, Островского, Богословского, который, кстати, с детства дружил с его дочерью. Есть песни, которые всегда будут ассоциироваться только с его голосом: «Спасибо, сердце», «Марш энтузиастов», «Раскинулось море широко», «Ты одессит, Мишка», «Все хорошо, прекрасная маркиза».

После успеха «Веселых ребят» Утесов решил создать новую программу для своего оркестра под названием «Песни моей Родины» и посвятить ее первым победам молодого советского государства. Она, естественно, имела успех. Дальше он пошел по пути создания музыкальных спектаклей и до начала Великой Отечественной войны успел поставить со своим оркестром более десяти таких спектаклей. Их режиссерами были такие известные личности как Охлопков, Акимов, Симонов. А в 1936-м в оркестр пришла дочь — Эдит Утесова. Ей был 21 год, она прекрасно пела и училась на драматических курсах Р. Тогда Леонид Осипович и представить не мог, сколько раз он услышит фразу: «Развели тут семейственность! А пока Дита украшала «Теа-джаз» своим присутствием. На сцену вбежал администратор, на котором не было лица: «Товарищи, остановитесь!

Звучание труб, тромбонов, саксофонов оборвалось, как по команде. Началась эвакуация: Свердловск, затем Сибирь, Дальний Восток и, наконец, Калининский фронт, где «Теа-джаз» начал давать концерты. На радио и в комитет по культуре приходили письма и телефонограммы с просьбой отправить к ним оркестр Утесова «для подъема бодрости духа среди бойцов». В 1942-м Утесову дали звание заслуженного артиста. В каждой части его принимали как особого гостя, а главное, ждали. Он и его музыканты собрали деньги и подарили одной из летных частей два истребителя, которые назвали «Веселые ребята». Через много лет артисту еще приходили письма от тех летчиков со словами благодарности. За один только месяц утесовский джаз дал сорок пять концертов! Затем они вернулись в Москву, а в 1944-м поехали с концертами в Ленинград.

Там же Леонид Осипович узнал для себя самую радостную весть того года — освободили Одессу. Теплым прохладным вечером на Дворцовой площади он обнимался с совершенно незнакомым ему одесским моряком, не помня себя от радости. А моряк, как только узнал фамилию случайного знакомого, выпалил на радостях: «Ой, боже ж мой, да вы ж одесский консул! Москва превратилась в «одну большую концертную площадку», а Утесов вместе с «Теа-джазом» и Дитой выступал на площади Свердлова. После Победы новые программы создавались одна за другой, в 1947-м он получил звание заслуженного деятеля искусств. Билеты на концерты оркестра раскупались моментально, а те, кому они не доставались, по простоте душевной писали письма Утесову с просьбой выслать билетик… Но и на этот раз эйфория была недолгой. Добрались и до «Теа-джаза», который пришлось срочно переименовать в «Эстрадный оркестр». Опять те же «критические» статьи блюстителей чистоты советского искусства: «Джаз — это музыка духовного порабощения! Сейчас кажется смешным, но тогда американский журналист Р.

Хэнсер даже написал в своей статье, что «за свои убеждения большую часть жизни Утесов проводит в концлагере». А в том же 1947-м в честь 800-летия Москвы Утесов вместе с дочерью исполнил песню, ставшую на долгие годы «неофициальным» гимном столицы: «Дорогие мои москвичи! В 1962-м Леонид Осипович похоронил свою любимую Леночку, с которой прожил сорок девять лет. Жениться второй раз он решился только через двенадцать лет — на певице Антонине Ревельс, которая работала в его оркестре.

Вначале выступал в разных театрах, включая оперетту, а вскоре сам поставил «синтетический спектакль» — «От трагедии до трапеции». В нем присутствовала и драма, и буффонада, и гимнастические номера, и музыкальные. Трагик, комик, гимнаст, скрипач и дирижер — все это был Утесов. Джаз по-советски В 1928 году Утесов с женой и дочерью побывал в Париже и увидел там выступления американского оркестра под управлением Теда Льюсина, который сочетал джаз с комедийным жанром. Утесов называл это «театрализацией» и, вернувшись в Ленинград, собрал труппу «Теа-джаз». Хоть он и ориентировался на американский джаз, но создал свой, особенный, советский — более размашистый, бодрый и веселый, основанный на еврейских, русских, украинских мотивах и сдобренный опереточной мелодичностью.

Если программа «Джаз на повороте» еще походила на концерт, где блатные «Лимончики» соседствовали с увертюрой из «Сильвы», то «Музыкальный магазинчик», поставленный в содружестве с драматургом Николаем Эрдманом и композитором Исааком Дунаевским, был уже самостоятельным спектаклем, в котором Утесов исполнил несколько ролей, в том числе Кости Потехина который позже стал главным героем комедии «Веселые ребята». Свою первую роль в кино Утесов сыграл в 1917-м, затем были еще три — но что такое немое кино для артиста, живущего музыкой? Другое дело музыкальная комедия, первая в СССР. Идею, а также музыкантов и композитора Утесов буквально «принес на блюде» режиссеру Григорию Александрову. Фильм прогремел, но наградами Утесова обделили: власти обласкивали Орлову и Александрова, а ему досталась всесоюзная популярность. Марш и песню «сердце» из фильма распевала вся страна. После кинотриумфа Публику не волновало, что пресса нет-нет да и ругала Утесова за шутовство, говорило о брезгливости, которую вызывают «похабные кабацкие песни». Ведь в его репертуаре были не только «хиты» времен НЭПа «Бублички» или «У самовара» , но и блатной шансон «Гоп со смыком», «С одесского кичмана». При этом исполнял их Утесов не в воровской манере, а с неподражаемой иронией.

Утесов придумал — обратился к Дунаевскому, чтобы тот написал несколько музыкальных фантазий по мотивам знакомых каждому народных песен. Так родилась программа «Джаз на повороте» 1930 , а рапмовцы на время успокоились. Следующая программа «Музыкальный магазин» была примечательна в первую очередь тем, что в ней Утесов играл три роли, самая знаменитая среди которых — продавец Костя Потехин, да и его музыканты вступали сразу в нескольких ипостасях. И, во-вторых, именно после того, как тогдашний заместитель председателя комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров Б. Шумяцкий побывал на одном из таких представлений, было решено перенести историю о магазине на экран. Так в 1934-м вышла комедия «Веселые ребята», в которой Леонид Осипович появился в роли того же Кости Потехина вместе со своим оркестром. Утесов сразу же предложил И. Дунаевского на роль композитора, Лебедева-Кумача — поэта. Картина имела небывалый успех. Правда, после ее выхода Леонид Осипович был расстроен тем, что в окончательном варианте «история с магазином» отошла на второй план из-за того, что на первом оказалась героиня Любови Орловой, а когда отмечалось 15-летие советского кино, ему вручили всего лишь фотоаппарат. Орловой же дали звание заслуженной артистки, а Александрову — орден Красной Звезды… А еще все вокруг благодарили Александрова за то, что он открыл Дунаевского для кино… И хотя эта роль была для Утесова не первой в кино в 1919-м он сыграл в картине «Лейтенант Шмидт», а затем еще в двух немых фильмах, но как он рассказывал позже сам, «превратить меня в немого трудно, легче в покойника» , но то, что она была самой важной — несомненно. Тем обиднее скупая «оценка» власти. Правда, народ оценил и картину и актера по-своему — с этого момента Утесов стал любимцем публики. Но он больше не «связывался» с кинематографом, отдав всего себя эстраде. И это был единственно правильный выбор: «Мои песни — моя лирическая речь, обращенная ко всем». В своей книге Утесов признался, что гордится тремя вещами в своей жизни: тем, что первым начал читать советские рассказы с эстрады, что придумал театрализованный джаз и что первым начал петь советские лирические песни. Он исполнял песни Дунаевского, Фрадкина, Островского, Богословского, который, кстати, с детства дружил с его дочерью. Есть песни, которые всегда будут ассоциироваться только с его голосом: «Спасибо, сердце», «Марш энтузиастов», «Раскинулось море широко», «Ты одессит, Мишка», «Все хорошо, прекрасная маркиза». После успеха «Веселых ребят» Утесов решил создать новую программу для своего оркестра под названием «Песни моей Родины» и посвятить ее первым победам молодого советского государства. Она, естественно, имела успех. Дальше он пошел по пути создания музыкальных спектаклей и до начала Великой Отечественной войны успел поставить со своим оркестром более десяти таких спектаклей. Их режиссерами были такие известные личности как Охлопков, Акимов, Симонов. А в 1936-м в оркестр пришла дочь — Эдит Утесова. Ей был 21 год, она прекрасно пела и училась на драматических курсах Р. Тогда Леонид Осипович и представить не мог, сколько раз он услышит фразу: «Развели тут семейственность! А пока Дита украшала «Теа-джаз» своим присутствием. На сцену вбежал администратор, на котором не было лица: «Товарищи, остановитесь! Звучание труб, тромбонов, саксофонов оборвалось, как по команде. Началась эвакуация: Свердловск, затем Сибирь, Дальний Восток и, наконец, Калининский фронт, где «Теа-джаз» начал давать концерты. На радио и в комитет по культуре приходили письма и телефонограммы с просьбой отправить к ним оркестр Утесова «для подъема бодрости духа среди бойцов». В 1942-м Утесову дали звание заслуженного артиста. В каждой части его принимали как особого гостя, а главное, ждали. Он и его музыканты собрали деньги и подарили одной из летных частей два истребителя, которые назвали «Веселые ребята». Через много лет артисту еще приходили письма от тех летчиков со словами благодарности. За один только месяц утесовский джаз дал сорок пять концертов! Затем они вернулись в Москву, а в 1944-м поехали с концертами в Ленинград. Там же Леонид Осипович узнал для себя самую радостную весть того года — освободили Одессу. Теплым прохладным вечером на Дворцовой площади он обнимался с совершенно незнакомым ему одесским моряком, не помня себя от радости. А моряк, как только узнал фамилию случайного знакомого, выпалил на радостях: «Ой, боже ж мой, да вы ж одесский консул! Москва превратилась в «одну большую концертную площадку», а Утесов вместе с «Теа-джазом» и Дитой выступал на площади Свердлова. После Победы новые программы создавались одна за другой, в 1947-м он получил звание заслуженного деятеля искусств. Билеты на концерты оркестра раскупались моментально, а те, кому они не доставались, по простоте душевной писали письма Утесову с просьбой выслать билетик… Но и на этот раз эйфория была недолгой. Добрались и до «Теа-джаза», который пришлось срочно переименовать в «Эстрадный оркестр». Опять те же «критические» статьи блюстителей чистоты советского искусства: «Джаз — это музыка духовного порабощения! Сейчас кажется смешным, но тогда американский журналист Р. Хэнсер даже написал в своей статье, что «за свои убеждения большую часть жизни Утесов проводит в концлагере». А в том же 1947-м в честь 800-летия Москвы Утесов вместе с дочерью исполнил песню, ставшую на долгие годы «неофициальным» гимном столицы: «Дорогие мои москвичи! В 1962-м Леонид Осипович похоронил свою любимую Леночку, с которой прожил сорок девять лет. Жениться второй раз он решился только через двенадцать лет — на певице Антонине Ревельс, которая работала в его оркестре. Некоторые утверждают, что роман с ней начался у Утесова еще при жизни супруги, которая все прощала мужу. В 1982-м Леонида Осиповича ждал еще один удар — от лейкемии умерла дочь Дита. Она проработала в оркестре отца семнадцать лет, за время которых только и делала, что слушала: «Папина дочка», «Развели тут семейственность»… Трудно сказать, кто из них больше переживал из-за этого. В конце 50-х по приказу министерства культуры Эдит Леонидовну уволили из оркестра. Она создала свой, но той популярности, которую имела в коллективе отца, уже не было — сквернословы продолжали судачить о роли отца в ее карьере. Когда она умерла, на ее похороны пришло очень много людей, а убитый горем Леонид Осипович только повторял: «Наконец, Дита, ты собрала настоящую аудиторию»... А в 1965-м ему исполнилось семьдесят. Это был первый случай в истории «легкого» эстрадного жанра. Никто не заметил, как Леонид Осипович от волнения даже глотнул таблетку валидола. Он своевременно решил прекратить собственные выступления и ограничиться должностью худрука оркестра. По мнению Утесова, потеряв физическую форму в силу возраста, артист просто не имеет права выходить к людям. Но публика не могла этого понять, каждый раз требуя его выхода на сцену.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий