Лета февраля в 1 день по государеву цареву и великого князя дмитрия ивановича

А которые сторожи, не дождався себе отмены, с сторожи съедут, а в те поры государевым украииам от воинских людей учинитца война, и тем сторожем от государя, Царя и великого князя быти казненым смертью.

Статейный список московского посланника в Крыму Ивана Судакова в 1587 - 1588 году

Некрасову об условиях содержания ссыльного Черновик Лета 7109 1601 июля в 1 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память сотнику [412] стрелецкому Ивану Некрасову. Ехати ему в Яранской город для того: послан с ним в Яранской на житье Василей Романов, а с ним детина его... В подлиннике для вписания имени оставлен пробел. А в Яранской приехав занять себе и для Василья двор в городе, чтоб от церкви, и от Съезжей избы, и от жилецких дворов подале; а будет такого двора нет, и Ивану, присмотря место, велеть двор поставить, чтоб не близко жилецких дворов и дороги бы мимо двор прохожия не было; а на дворе велеть поставить хором, две избы, да сени, да клеть, да погреб, и около двора городба. И быти Ивану с Васильем в Яранском до государева царева и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, и береженье к Василью дер-жати по сему наказу, и с двора Василья и детины его спущать никуды не велеть, и того беречи накрепко, чтоб к Василью и к человеку его никто не подходил, и не розговаривал с ним ни о чем, и писма какого не поднес, и не сходился с ним никто; а кто учнет подходить к Василью или к человеку его, или какое писмо принесут, или учнут ссылаться с ним братья его или иные какие люди, и Ивану тех людей имая присылать ко государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, к Москве. А корму Василью давать с человеком: по колачу да по два хлеба денежных, да в мясные дни по две части говядины да по части боранины, а в рыбные дни по два блюда рыбы, какова где лучится, да квас житной; а на корм послано с ним сто рублев денег. А которого числа в Яранской город приедет, и что с ним Василей учнет розговаривать, и Ивану о том отписати ко государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, а отписку велеть отдать в Казанском дворце дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. А однолично Ивану, едучи дорогою и будучи в Яранском, держати к Василью береженье великое, чтоб с дороги и из Яранского не утек, и ни с кем не ссылался, и не розговаривал ни о чем, и не сходился с ним никто, и лиха б которого над собою не учинил. Федорову о ссылке в Сибирь князя И.

Черкасского Подлинник Лета 7109 1601 июля 1 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. Федорову о ссылке и пострижении в монахини в Казанском монастыре в Алатыре М. Шестовой Подлинник. Наказная память приставу при М. Шестовой Я. Вельяминову об условиях содержания и о пострижении опальной в Никольском монастыре в Чебоксарах Черновой отпуск Лета 7109 1601 июля в 3 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память Якову Вельяминову. Ехати ему в Чебоксар для того: послана с ним в Чебоксар, в Николской в девичь монастырь, Федорова теща Романова, Марья Шестово; и Якову, едучи дорогою, везти ее бережно, чтоб она с дороги не ушла и лиха над собою никоторого не учинила, и того беречи накрепко, чтоб к ней на дороге, на станех никто не приходил и не розговаривал с нею никто ни о чем никоторыми делы; а кто [414] придет к ней и учнет о чем розговаривать, и Якову, того человека роспрося, отписати ко государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, к Москве, а его посадить в тюрму до государева царева и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу. А приехав в Чебоксар, вместе со Жданом Зиновьевым, велети тое Федорову тещу Марью в Николском в девиче монастыре игуменье постричи, и приказати игуменье с сестрами накрепко, чтоб ее из монастыря никуды не выпущали, и не приходил бы к ней и не роз-говаривал с нею никто ни о чем никоторыми делы, и грамоток ни от кого к ней не подносил; а будет кто учнет к ней приходя розговаривать или грамотками ссылатися, и тех людей велети имати и отво-дити к приказным людем; а в Чебоксар к приказным людем о том от государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии писано ж.

А как тое Федорову тещу Романова в девиче монастыре при нем постригут, и Якову ехати ко государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, к Москве; а приехав к Москве, явитись ему в Казанском дворце дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. Помета: Таковой же отпуск грамоты в Чебоксар, воеводе Ждану Зиновьеву, писан на листке. Отписка чебоксарского воеводы Ж. Зиновьева о пострижении М. В нынешнем, государь, во 109 1601 году августа в 2 день, в твоей государево цареве и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии грамоте писано ко мне, холопу твоему: по твоему царьскому указу послана с Москвы в Чебоксар, с Яковом с Вельяминовым, Федорова теща Романова Марья Шестово, а ведено, государь, ее в Чебоксари в девиче монастыре постричь; и по твоей государево цареве и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии грамоте Яков Вельяминов и я, холоп твой, тое Федорову тещу Марью в Чебоксари, в Николском девиче монастыре, того же дни, августа в 2 день, троецкой игумен Ианикей да Николского девича монастыря игуменья Феодосья постригли; а для всякого, государь, береженья приказал я, холоп твой, тое старицу в девиче монастыре беречи сыну боярскому Миките Трусову, потому что, государь, в том девиче монастыре слуг нет. На обороте: Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии. Приговор Боярской думы о посылке князя А. Репнина в Уфу Подлинник.

И бояре, выслушав отписки, приговорили: у князя Олександра Репнина за воровство, что он в Яранском государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии казну, денги и из житниц хлеб, рожь и овес, крал, отчины и поместья и двор москов... И по боярскому приговору о княж Олександровых вотчинах и о поместьях и о животех послана память в Поместной приказ; а о московском дворе и о животех послана память на Земской на новой двор; а государевы царевы и великого князя Бориса Федоровича всеа... Наказ яранскому воеводе Л. Исленьеву о посылке князя А. Как к тебе ся наша грамота придет, и ты б тотчас князя Олександра Репнина сослал, с кем доведется, на Уфу и велел его на Уфе отдати Михаилу Нагово; а которого числа Олександра из Еранского и с кем именем на Уфу пошлешь, и ты б о том отписал к нам, к Москве, и велел отписку отдати в Казанском и в Мещерском дворце дияком нашим Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову; а на Уфу к Михаилу об Олександре от нас писано ж. Писан на Москве лета 7109 1601 июля в 1 день. Помета: Посланы с Иваном Некрасовым. Отписка пристава при В.

Романове сотника И. Некрасова о прибытии в Яранск, размещении ссыльного и высылке в Уфу князя А. Репнина Подлинник Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, холоп твой, сотник стрелецкой Ивашко Некрасов челом бьет. По твоему государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу велено мне, холопу твоему, ехати на твою государеву царскую службу, в Еранской на житье; да со мною, с холопом [416] твоим, послан твой государев злодей и изменник Василей Романов; да со мною ж, с холопом твоим, послана твоя государева грамота к Ондрею Исленьеву, а по той твоей государевой грамоте ведено Ондрею князя Александра Репнина выслати из Еранского города на Уфу тотчас, а на Уфе ведено его отдати Михаилу Нагому, а которого числа князя Александра Ондрей вышлет и с кем его именем пошлет, и о том ему ведено отписати к тебе ко государю, к Москве. И я, холоп твой, в Еранской город приехал, с твоим государевым злодеем и изменником, июля в 22 день; а в Еранском, государь, городе Ондрея Исленьева нет; а мне, холопу твоему, сказал на дороге, в Цареве городе, твой государев приказной человек Богдан Путилов, что Ондрей Исленьев поехал на твою государеву службу, на берег, с еранскою черемисою, а сказывают де, он проехал к себе в деревню. И я, холоп твой, в Цареве городе, у Богдана Путилова взял стрелецкого десятника Дружинку Тумака да послал его перед собою в Еранской город, а велел ему выслати князю Александру княгиню свою с детми и с людми из города в верхние ворота, а самого велел его затворити во дворе в хоромах, для измены, чтобы он с твоим государевым злодеем и с изменником не свиделся и не сослался. И я, холоп твой, приехал в Еранской город в передние ворота и взъехал на пушкарской двор Никитки Власова, и укрыв твоего государева злодея и изменника в хоромах, и пришол я, холоп твой, к твому государеву богомолью, к соборной церкве к Успению Пречистыя Богородицы, и про Ондрея роспросил соборного попа Офонасья да дьякона Филипа, и детей боярских, и подьячего Михалка Камасева, и стрелцов, и пушкарей: и священник и дьякон сказали по священству, а дети боярские, и подьячей, и стрелцы, и пушкари сказали по твоему государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии крестному целованью то ж, что мне, холопу твоему, сказал Богдан Путилов, что Ондрей с твоей государевы службы в Еранской не бывал. И я, холоп твой, пришол в твою государеву в Судную избу, и велел призвати к себе князя Александра; и взял я, холоп твой, у него, до Ондреева приезду, твои государевы городовые и острожные ключи, и учал его выслати из города вон, для береженья, с детми боярскими с Иваном с Филистовым да с Никитою с Рамейковым, в Черемисскую деревню, от города семь верст, до Ондреева приезду Исленьева.

И как я, холоп твой, учал князя Александра выслати из города, и сказал мне, холопу твоему, подьячей Михалко Камасев, что князь Александр взял твоей государевы казны денег, на свой обиход, семдесять один рубль и двенадцать алтын полтретьи денги; и я, холоп твой, спросил про те денги князя Александра: взял ли он из твоей государевы казны на свой обиход столко денег? И он мне, холопу твоему, сказал, что взял на свой обиход твоей государевы [417] казны денег семдесять один рубль и двенадцать алтын полтретьи деньги. И в то, государь, число в твою государеву казну при мне, при холопе твоем, целовалникам Грише Лагуну с товарыщи заплатил тринадцать рублев да оставил продать шестдесят овец и боранов, да три коровы, да котел пивной железной; а приказал то продати пушкарем Мосейку Прасолову да Тереху Барашову и велел им те денги заплатити в твою государеву казну; и они, государь, бораны и овцы, и коровы, и котел продали и принесли в твою государеву казну девять рублев и двадцать алтын; да князь Александр же оставил на Ондрея Исленьева кабалу свою в трех рублях без осми алтын, и как Ондрей Исленьев на твою государеву службу в Еранской приедет, и те денги во взятье будут в твоей же государеве казне; и всего, государь, в уплате будет ото князя Александра в твою государеву казну двадцать пять рублев и двенадцать алтын, а за ним осталось твоей государевы казны денег сорок шесть рублев и полтретьи денги. Да на него ж мне, холопу твоему, сказал городовой прикащик Иван Рамейков, что он, князь Александр, взял из твоих государевых житниц двадцать четьи ржи да тридцать четьи овса, и подал мне, холопу твоему, Иван в том хлебе на него кабалу, руку его княж Александрова человека Васки; и он мне, холопу твоему, сказал, что он тот хлеб из твоих государевых житниц взял. И я, холоп твой, роспрося его да тотчас его из Еранского города и выслал в Черемисскую деревню; да ждал я, холоп твой, Ондрея три дни; и как твоя государева грамота пришла в Еранской, а прислал ее из Кузмодемьянского князь Семен Вяземской с стрел-цом с Гришкою с Остафьевым, а ведено по той твоей государеве грамоте Ондрею Исленьеву князя Александра выслати тотчас на Уфу, и я, холоп твой, до Ондреева приезду князя Александра не смел в Черемисской деревне держати, и послал его на твою государеву службу на Уфу, с женою и с детми, с сыном боярским с Иваном с Олениным; и подорожную ему от Еранского города до Уфы дал от себя, и прогоны ему, по твоему государеву указу, дал из твоей государевы из еранские казны на две подводы с проводником; и твою государеву грамоту я, холоп твой, к Михаилу Нагому послал с тем же сыном боярским с Иваном с Олениным. А в Еранской я, холоп твой, приехав занял под двор [418] место дву житничных сторожей, Ондрюшки Никифорова да Иван-ка Офонасьева, а их выслал из города вон и дал им места в остроге; а окроме тех мест минуться было, государь, нечем, что в городе теснота неприменитая; а на городбу, государь, лес и на избу велел я, холоп твой, взяти, которой лес остался твой государев за острожным делом; а на избу, государь, и на клеть, и на погреб стру-бы велел я оценя взяти; а того, государь, у меня, у холопа твоего, в твоем государеве наказе не написано, из которые твоей государевы казны на струбы и плотником на корм денги дати. Да мне ж, холопу твоему, по твоему государеву наказу велено взяти с твоим Государевым злодеем и с изменником детину его, какого нибуди: и я, холоп твой, у него во дворе никакого детины не застал, взял его одного, Василья. И ты, государь, мне, холопу своему, о стру-бах про денги и плотником на корм как укажешь?

Да мне ж, холопу твоему, велено к тебе, ко государю, писати про тайные твои государевы дела, что проявится от твоего государева злодея и изменника; а того у меня, у холопа твоего, в твоем государеве наказе не написано, кому у меня, у холопа твоего, те грамоты к тебе, ко государю, писати; а сам я, холоп твой, грамоте не умею и человека у меня таковского нет: и ты, государь, мне, холопу своему, обо всем о том как укажешь? Наказ приставу при В. По нашему указу послан с тобою в Еранской на житье Василей Романов; и мы ныне Василья Романова велели тебе отвезти в Сибирь, в Пелымской город, на житье, и подорожная наша к тебе с Москвы послана. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б, взяв Василья Романова, ехал в Сибирь, в Пелымской город, и едучи дорогою береженье к нему держал великое по нашему наказу; а приехав, отдал Василья Романова и денги кормовыя, что их у тебя есть, Смирному Маматову, а к Смирному об нем наш указ послан; а отдав Смирному Василья и кормовыя денги и взяв у Смирнове отписку, ехал к нам, к Москве, а приехав к Москве, явился и отписку отдал в Казанском и в Мещерском дворце дияком нашим Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. Писан на Москве, лета 7109 1601 августа в 9 день. Наказная память дьяку Н. Федорову о переводе С. Маматова из Пелыма в Москву и назначении приставом у И.

Романовых сотника И. Некрасова Подлинник Лета 7110 1601 ноября в 21 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память дияку Нечаю Федорову. Государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии велел Смирнове Маматова из Сибири отпустити к Москве; а что послан был с Смирным с Маматовым Иван Романов, и государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии велел Ивану Романову быти в Сибири вместе с братом его, с Васильем с Романовым, в одном городе; а в приставстве у них у обеих, у Ивана и у Василья, велел государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии быти одному сотнику стрелецкому Ивану Некрасову. И дияку Нечаю Федорову послати государева царева и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии грамота в Сибирь и велети Смирному Маматову из Сибири ехати к Москве, а Ивану да Василью Романовым велети быти в Сибири вместе, в одном городе, а в приставстве у них у обеих велети быти сотнику стрелецкому Ивану Некрасову. Наказ сотнику И.

А которую пору и кого имяны на которую сторожу пошлешь и ты б к нам о том отписал и имяна их прислал; а каковы у тобя от станичников или от сторожей вперед про воинских людей будут вести, и ты б о том к нам тотчас писал, чтобы нам про то было вборзе ведомо. Писана на Москве лета 7085 марта в—день. В Кадому ко князю Ивану Мамлееву от государя писано и роспись сторожем послана, а велено ему на Олаторе и в Темникове со князем Кулнчаком с Еникеевым послати сторожей на Кадомские и на Темниковские и на Олаторские сторожи по государеву указу и по росписи на все сполна. В Шатцкой имрек от государя писано и роспись сторожем послана велено ему свестясь в Рязской с воеводою или с осадною головою послати сторожей на Шацкие и на рязские на смесные и несмесные сторожи по государеву указу и по росписи на все сполна. В Рязской имрек от государя писано и роспись сторожам послана, а велено ему свестись в Донкове и в Шатцком с воеводою или с осадною головою послати сторожей на Рязские на смесные и не на смесные сторожи по государеву наказу и по росписи сполна. В Данков — от государя писано и роспись сторожам послана, а велено ему на Донковские на смесные и не на смесные сторожи послати по государеву указу и по росписи сторожей на все сполна свестясь с воеводами и с осадными головами в Епифани, на Дедилове, в Новосили во Мценску. В Епифань от государя—писано и роспись сторожем послана, велено ему на Епифанские на смесные и не на смесные сторожи послати сторожей по государеву указу и по росписи на все сполна свестясь с воеводами и с осадными головами в Данкове на Дедилове, в Новосили во Мценску. На Дедилов от государя — писано и роспись Дедиловским сторожам послана а велено ему свестясь с воеводами и с осадными головами в Донкове, в Рязском, в Епифани, в Новосили, во Мценску, на Кропивну послати на смесные и не на смесные сторожи сторожей по государеву наказу и по росписи на все сполна.

И патриарху говорено, чтоб он впредь к великому государю о таких духовных делах не писал, потому что он паству свою оставил, да и ныне, говорит, на престол архиерейский Великой Росии возвратиться не мыслит и патриарха на своё место выбрать благословил, и ему в те дела вступаться и письмами своими возмущать не достоит. И патриарх говорил: в прежних де в давних летах, к благочестивым царям христианским греческого царствия об исправлении духовных дел и пустынники возвещали; а он де от соборной и апостольской церкви ни за какие вины не отторгнутый, только своею волею оставил паству, а попечения о истине не оставил и впредь о каком духовном деле, требующем исправления, услышит, молчать не начнёт. И ему говорено: при прежних греческих царях пустынники возвещали, когда начинали прозябать различные ереси и благочестивых христиан отторгать от соборной церкви к своим ересям, и те ереси пустынники возвещением писания своего обличали; а благочестивые христианские цари вере христианской исстари были поборники и еретиков яко плевы из пшеницы исторгали, иных муками, а иных расточением. А он патриарх к великому государю пишет с прещением и вере христианской изыскивание и исправление называет не его государевым делом; а вера христианская изначала стоит яко столп незыблема подпором и утверждением благочестивых царей христианских. А ныне, благодатью всемогущего Бога, никаких ересей и возмущения в христианской благочестивой вере нет, и ему изобличать некого. А в действенных духовных вещах исправляют соборно, кому от Бога поручена церковь. И патриарх говорил: что де ныне митрополит о Вайи действовал, и он де и в письме своём к благочестивому государю писал; буде то действо учинено с повеления его великого государя, и он его великого государя прощает.

Он не есть закон новый, а только последствие и, так сказать, развитие существующего сорок лет закона о свободных хлебопашцах» Как назывались временные высшие совещательные органы для подготовки мероприятий по решению крестьянского вопроса, создаваемые в период царствования императора, которому принадлежит данная речь? Укажите любые два мероприятия, подготовленные этими органами. Император в своей речи говорит о том, что крепостное право является злом, и что его предшественник «имел намерение» отменить его, но в силу ряда причин не сделал этого. Однако и сам автор речи говорит, что «прикасаться» к этому вопросу теперь также бессмысленно. Такую позицию занимал царь Николай Первый годы правления 1825-1855. На это указывает также и тот факт, что во время создания речи закон о вольных хлебопашцах существовал уже сорок лет — если мы помним, что указ был издан в 1803, то нетрудно определить, что речь была написана в 1840-е годы, когда правил Николай 1. Он занимался крестьянским вопросом, хоть и говорил о невозможности отмены крепостного права. В частности, под воздействием восстания декабристов он в 1826 году создал первый из специальных Секретных комитетов по крестьянскому вопросу — тех самых органов, которые нужно указать в ответе. Результатами работы этих комитетов были, например, закон об обязанных крестьянах, разрешение помещикам отпускать на волю дворовых без земли, реформа управления государственными крестьянами и инвентарная реформа на западной части страны. В ответе можно указать два любых события, произошедших при непосредственном участии комитетов. Но нужно помнить, что один вариант ответа не может являться как бы уточнением другого — то есть, если вы отмечаете проведение реформы государственной деревни, нельзя писать о том, что в таких деревнях открывались школы и больницы для крестьян — такой ответ не будет зачтен, хоть и демонстрирует ваши знания этого вопроса. Ответ может выглядеть так: Высшие совещательные органы для подготовки мероприятий по решению крестьянского вопроса назывались Секретными комитетами по крестьянскому вопросу. Этими органами были подготовлены следующие мероприятия: издание закона об обязанных крестьянах; проведение реформы управления государственными крестьянами. Третий вариант задания Прочтите отрывок из воспоминаний государственного деятеля: «О событиях, случившихся в Петрограде, я узнал 1 марта в Батуме. Туда [я] ездил переговорить с адмиралом Колчаком…. Получив первые сведения, я выехал в Тифлис, где получил телеграмму от Алексеева, что, по мнению всех командующих армий, государь должен отречься от престола и просил меня лично телеграфировать об этом Государю, что мне и пришлось сделать. Я написал приблизительно так: «Впервые дерзаю, как верноподданный, коленопреклоненно умолять Ваше Императорское Величество для пользы и т. Ответа, конечно, не получил, получил лишь текст манифеста. Ещё 6 ноября [прошлого] года, когда я был в Ставке, я имел длинный разговор с [ним] и в очень резкой форме. Я хотел вызвать его на дерзость. Но он всё молчал и пожимал плечами.

Боярский приговор о станичной и сторожевой службе 1571 года

Печатается по книге: «Акты Московского государства», т. I, 1571-1634 гг., стр. 2-5 Лета 7079 февраля в 16 день по государеву, цареву и великого князя Ивана Васильевича всея Руси приказу, боярин, князь Михаило Иванович Воротынский приговорил с детьми боярскими. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1600-е гг.; первое десятилетие XVII в.; 2) предшественник «Дмитрия Ивановича» на престоле. «По государеву царёву и великого князя Василья Ивановича всея Руси указу. Память Гаврилу Шипову. Ехать ему в Путивль для того, что послана с ним в Путивль к воеводе царя и великого князя Василья Ивановича грамота.

Популярные темы

  • Вы точно человек?
  • Из указа им­пе­ра­три­цы. «Сенат наш… все­под­дан­ней­ше нам до­но­сил,
  • Приговор о служилых холопах 1597г.
  • Вы точно человек?

Святые по вѣкамъ

  • Сенат наш всеподданнейше нам доносил что действительный наш камергер егэ
  • Библиотека
  • Выберите верные утверждения? тест по истории
  • 420 лет назад
  • Популярные темы

ПРИГОВОР О СЛУЖИЛЫХ ХОЛОПАХ. 1 ФЕВРАЛЯ 1597 Г.

На обороте подлинной грамоты написано тако: Царь и велики князь Иоан Васильевич всеа Руссии. Список: Таи же. Ивана Васильевича, кн. Енгилдею Енодарову сыну Мансырева с сыном Бамкеем на их запустевшее поместье д. Малое Мансырево в Замокшенском ст.

По государеву цареву и великаго князя Ивана Васильевича всеа Руссии наказу, князь Иван Данилович Гогарин да дьяк Кирей Федоров сын Горин дали лготы князь Енгилдею князь Енодарову сыну Мансырева да сыну Бамкею в Мещерском уезде в Кадоме в Замокошском стану на их поместье на деревню Малое Мансырево на пустые дворы и на дворовые места и на переложную землю. А князь Енгилдей с 30 своим сыном Бамкеем государю царю и великому князю бил челом, а сказал, государево де за ним да за ево сыном жалованье поместье в Мещерском уезде в Кадоме в Замошском стану деревня Малое Мансырево, и то де их поместье пусто, а запустело де то их поместье от лихово поветрея от мору и от хлебного недороду от меженины. И государь бы их пожаловал, велел им на то их поместье на пусто дать лготы, а оне учнут в том своем поместье в те лготные лета на пусте дворы ставить и городбу городить, и переложную пашню распахивати, и крестьян называть 31. И ож будет так, как государю царю и великому князю князь Енгилдей Мансырев с 30 своим сыном Бамкеем бил челом, а то будет их поместье пусто, крестьян в нем нет, и князю Енгильдею Мансыреву и его сыну Бамкею на то их поместье на пусто в ямских и в приметных денгах, и в городовом и в ямчюжном деле, и во всяких государевых податех дано им лготы на пять лет, от лета 7085 с Рожества Пречистые сентября с осмаго числа до лета 7090 до Рожества Пречистые сентября по асмое число.

А в те им урочные лготные лета в том своем поместье на пусте дворы поставити и огороды огородить, и переложная пашня роспахати, и крестьян назвати. А назвати им на лготу крестьян от отцов детей и от братьи братью, и от дядей племянников, и от сусед захребетников, а не с тяглых с черных мест; с тяглых ему с черных мест на лготу крестьян не называти. А как отойдут урочные лготные лета, и князю Енгилдею и его сыну Бамкею государевы всякие подати платить с ыными сохами ровно ежегодно сполна. К сей лготной грамоте князь Иван Данилович Гогарин печать свою приложил, лета 7085, сентября в 20 день.

А подписал дьяк Кирей Федоров сын Горин. А на обороте по склейкам подписано тако: Дьяк Кирей Горин. Федора Ивановича кн. Ивану Немичеву и всем касимовским и городецким служилым татарам, с подтверждениями: 1 ц.

Бориса Федоровича 1603 г. Михаила Федоровича 1614 г. Се аз, царь и велики князь Феодор Иванович всеа Руссии, пожаловал естьми касимовских служилых татар царева двора князя Ивана Немичева да и всех князей и мурз и казаков, да городенких татар служилых князей и мурз и казаков всех, которые живали с Кошкей-сеитом своим жалованьем, с помесных с их земель и с оброчных, что за ними поверстано и велено учинить, отделити и оброк по писцовым и оброчным книгам шестидесят три пуды с полупудом меду да пошлин с пуда по пяти денег, и оброку за мелкой доход, и за посошной корм, и Казы Мансыревской ясаку, и дани, и посохи, и ямских и приметных денех, и за городовое и засечное и за ямчужное дело, и за намеснич корм денег, и их крестьян к нашим делам в целовалники и на ям в ямщики имати не велели, а им велели есмя с тех помесных и з белых земель з денежнаго жалованья впредь наши всякие службы зимние и летние служити, где коли им велим быти на своей службе. На подлинной грамоте печать приложена краснаго воску.

На оной же грамоте на обороте подписано тако: Царь и велики князь Феодор Иванович всеа Русии. Лета 7122 году, февраля во 12 день, государь царь и велики князь Михайла Феодорович всеа Руссии самодержец сее жалованныя грамоты слушав, касимовских и городских 34 служилых татар князей и мурз и казаков пожаловал, велел им сию жалованную грамоту подписать на свое, государева царева и великаго князя Михаила Феодоровичя всеа Руссии, имя и рушить ее никому ничем не велел, а велел ходить о всем по тому, как в сей жалованной грамоте писано. Дьяк Алексей Шапилов. Токмаково в Замокшенском ст.

Кадомского у. От царя и великаго князя Феодара Ивановича всеа Русии в Кадомской уезд в Замокшенской стан в полтреть села Токмакова, что была та полтреть в поместье за Брешеем-мурзою Кобяковым, всем крестьяном, которые в 35 той полутрети села Токмакова в Брешееве поместье живут. Пожаловали есми тою полутретью села Токмакова немецкаго полоняника кадомского татарина Девлеткилдея-мурзу Биглова к прежнему ево х кадомскому поместью к девяносту четвертям в ево оклад во ста пятдесят четвертей в додачу со всеми угодьи. А за Брешеем поместье в Темниковском уезде; а то есть 36 кадомское поместье пол-треть села Токмакова за его окладом в лишке.

А в мещерских писцовых книгах писма и меры Василья Волынского с товарыщи лета 7801-го 36 в Кадомском уезде в Замокшенском стану в татарских в поместных землях написано за мурзою за Дигирем Кобяковым сыном, что было прежде того за отцом его за Кобяком, полтреть села Токмакова; в полутрети двор люцкой да крестьян — во дворе Гриша Васильев, во дворе Лукьянко Васильев, во дворе бобыль Родка Потапов, да три места дворовых; пашни татарские средние земли дватцать четвертей, а крестьянские пашни тое земли петнатцать четвертей, а крестьянские ж пашни перелогом тое земли пятнатцать же четь, и обоего пашни и перелогу татарские и крестьянские пятдесят четь в поле, а в дву по тому ж, опричь тое пашни, что пашут наездом во всем селе Токмакове по сторине и деревни Иазъамысовы 36 Келеш Чекишев да Зелмет Текучев двенатцать чети в поле, а в дву по тому ж; сена на Кузьмодемьянском лугу на реке на Кузмодемьянке восемдесят семь копен. Писан на Москве, лета 7103 году, апреля в 7 день. На подлинной помета царя Феодора Ивановича всеа Руссии самодержца. И за печатью за красною.

За справою подьячего Инфиногена 36 Голакшева. Толстиково с поч. От царя и великаго князя Феодора Ивановича всеа Руссии в Мещерской уезд в Подлеской стан в половину селца Толстикова да в починок в Борсуки в князь Кудангулов жеребей поместья Мерзлякова всем крестьяном, которые в том поместье живут. Бил нам челом касимовской служилой татарин Канчура-мурза Кангулов, а сказал, дано де ему наше жалованье поместье ис того его князь Кудангуловскаго жеребья поместья Мерзлякова в додаче в его оклад пашни осмнатцать четь с осминою, а нашие ввозные грамоты на то дяди ево князь Кудангуловской жеребей Мерзлякова поместья не дано.

А будет они впредь учнут мостовщину и перевоз, или мыто имать, или впредь мосту и перевозу у них не будет, и в том на них будут челобитчики, и сыщется про то допряма, и те их мелницы и заплоты сломать, чтобы теми их мелницами и заплотами дорога впредь была не заперта, и служилым бы и всяким людем, чей кто ни будь, в проезде мешканья и убытка не было. Глава Х. О суде 1. Суд государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии, судити бояром и околничим и думным людем и дияком, и всяким приказным людем, и судьям, и всякая росправа делати всем людем Московского государьства, от большого и до меньшаго чину, вправду.

Также и приезжих иноземцов, и всяких прибылых людей, которые в Московском государьстве будут, тем же судом судити и росправа делати по государеву указу вправду, а своим вымыслом в судных делех по дружбе и по недружбе ничего не прибавливати, ни убавливати, и ни в чем другу не дружити, а недругу не мъстити и никому ни в чем ни для чего не норовити, делати всякие государевы дела, не стыдяся лица сильных, и избавляти обидящаго от руки неправедного. А спорныя дела, которых в приказех зачем вершити будет не мощно, взносити ис приказов в доклад к государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, и к его государевым бояром и околничим и думным людем. А бояром и околничим и думным людем сидети в полате, и по государеву указу государевы всякия дела делати всем въместе. А будет которой судья исцу будет недруг, а ответчику друг или свой, и о том истец учнет бити челом государю до суда, что ему перед тем судьею искати не мощно, такъже будет и ответчик до суда же учнет бити челом, что исцу его судья друг или свой и отвечати ему перед тем судьею не мощно, и тех исца и ответчика тому судии, на кого будет такое челобитье, не судити, а судити их иному судии, кому государь укажет.

А будет который истец или ответчик на судью свойством или не дружбою учнет бити челом после суда, и тому челобитью не верити, и дела ис приказу в приказ не переносити, чтобы в том исцу и ответьчику лишние волокиты не было. А будет который боярин или околничей, или думной человек, или дияк, или иной какой судья, исца или ответчика по посулом, или по дружбе, или по недружбе правого обвинит, а виноватого оправит, а сыщется про то допряма, и на тех судьях взяти исцов иск втрое, и дати исцу, да и пошлины и пересуд и правой десяток възяти на государя на них же. Да за ту же вину у боярина, и у околничего, и у думного человека отняти честь. А будет который судья такую неправду учинит не из думных людей, и тем учинити ториовая казнь, и въпередь им у дела не быти.

Да и в городех воеводам и дияком и всяким приказным людем за такия неправды чинити тот же указ. А будет кто учнет бити челом на судью, что он обвинил его неделом по посулом, а взял де от того неправого дела на судью посул брат его, или сын, или племянник, или человек, и то судное дело взнесть слушати бояром, и учинити в том деле указ, смотря по делу. А челобитчика, и на кого он сказывал про посулы, ставити с очей на очи, и роспрашивати и сыскивати про посул всякими сыски накрепко, тот человек, на кого в посулех будет челобитье, посул взял ли, и будет взял, и по судьину ли приказу он посул взял, да будет сыщется допряма, что посул взят по судьину велению, и судное дело вершено неделом по посулу, и судье за то учинити указ, как о том писано выше сего. А будет сыщется, что посул взят без судейского ведома, и тому, кто посул взял на судью, а судья того не ведает, учинити наказание, бити кнутом нещадно, а взятое на нем взяти в государеву казну втрое, да его же посадити в тюрму до государева указу.

А будет такое дело, кто челобитъчик на судью затеет напрасно, и объвинен он по делу, а не по посулом, и того челобитчика за ложное его челобитье самого по тому же бити кнутом нещадно. Да на нем же тому, кого он поклеплет, доправити бесчестие втрое, да его же посадити в тюрму до государева указу. А будет которой боярин, или околничей, или думной человек, или дияк, или кто ни буди судия, просудится, и обвинит кого не по суду без хитрости, и сыщется про то допряма, что он то учинил без хитрости, и ему за то, что государь укажет, а дело вершити всем бояром. А будет того дела всем бояром за чем вершити будет не мощно, и в том деле дати суд з головы.

А судные дела в приказех записывати подьячим, а черненыя бы и межь строк приписки и скребения в тех записках не было. А как суд отойдет, и исцу и ответчику к тем запискам прикладывати руки. А которые грамоте не умеют, и в тех место прикладывати руки, кому они верят. А как подьячей с тоя записки судное дело напишет набело, и дияку, справя то дело с прежнею запискою, закрепити своею рукою, а прежнюю записку подьячему за исцовою и за ответчиковою рукою держати у себя впредь для спору.

А как судное дело вершится, и та записка за исцовою и за ответчиковою рукою подклеити под судное же дело впредь для спору же. А которой дияк норовя кому по посулом, или по дружбе, или кому мстя недружбу, велит судное дело подьячему написати не так, как в суде было, и как в прежней записке за исцовую и за ответчиковою рукою написано, и по тому диячьему приказу подьячей то судное дело напишет неделом, а сыщется про то допряма, и дияку за то учинити торговая казнь, бити кнутом, и во дьяцех не быти, а подьячего казнити, отсечи рука, а дело велеть написати, как истец и ответчик в суде говорили, и вершити то дело по суду, до чего доведется. А будет кто учнет на подьячего бити челом, что он исцу или ответчику в судном деле норовит или судное дело исцу или ответчику кажет, и то спорное дело у подьячего взяти, и отдати иному подьячему. А будет впредь то спорное дело дьячьею поноровкою объявится у того же подьячего, у которого то дело взято будет, или то спорное дело дьячьею же поноровкою, а исцовым или ответчиковым промыслом подьячей вынесет ис приказу для какия ни буди хитрости, и вымут у него то дело за городом, или на дворе, а сыщется про то допряма, что то дело вынесено ис приказу по дьячью велению и по тому делу исцов иск и государевы пошлины за дьячью поноровку доправити на дияке, да сверх того дияку и подьячему учинити наказание, бити кнутом, и от дела их отставити, и впредь им ни у какова дела не выти.

А будет которой челобитчик учнет на кого бити челом не делом и бояре и окольничие и дьяки и иные судии ему откажут, и он о том же деле учнет бити челом государю на боярина, или на околничего, или на дьяка, или на подьячего что солжет, а сыщется про то допряма, что он солгал, и того челобитчика за бесчестие бояр и околничих и за дьячье и за воеводцкое и за судейское и за ложное челобитье бити кнутом, а за подьячего бесчестие бити батоги. А будет которой судия судных дел вершити не учнет для своей корысти, и в том на него будут челобитчики, а сыщется про то допряма, что он судных дел не вершит для своей корысти, а челобитчиком в том чинится волокита и убытки, и тому судье за вину его наказание, что государь укажет. А судные дела велети ему вершити безволокитно, чтобы однолично исцом и ответчиком в судных делех волокиты и убытков не было. Такъже будет которой дьяк, или подьячей для посулу дел делать вскоре не учнут, а челобитчики за теми делы учнут ходити многое время, и в том на дьяка, или на подьячего будут челобитчики, и сыщетца про то допряма, что дьяк или подьячей волочил кого многое время для посулу, а зделати было ему то дело вскоре мочно, и за то на дьяке, или на подьячем челобитчику по сыску доправить проесть с того числа, как дело зачалося, да по то число, как о том деле учнет челобитъчик бити челом, по две гривны на день.

Да им же за то чинить наказанье, дьяков бити батоги, а подьячих кнутом. А будет челобитчики сами за делом ходити не учнут, а на дьяков и на подьячих волокитою учнут бити челом ложно, и сыщетца про то допряма, что они о том били челом ложно, и дьяком и подьячим того в вину не ставить, а тем челобитчиком за их ложное челобитье чинить таковое же наказанье, что указано дьяком и подьячим. А будет кто на ком учнет чего искать поклепав напрасно, и с суда сыщется про то допряма, что он искал поклепного иску, хотя кого испродать напрасно, и на таких исцах за напрасную их продажю править ответчиком проести по гривне на день, с того числа как судное дело зачнется, да по то число, кок то судное дело вершится, чтобы им и иным таким впередь неповадно было такими своими поклепными иски никого убытчить напрасно. Такъже будет которой истец учнет на ком искать иску своего с прибавкою, а по суду и по сыску объявится, что на ответчике его доведется иску его доправить меньши того, чего он искал, и на ответчике его то ему велеть и доправить, чем ему тот его ответчик виноват.

А что он сверх того своего прямого иску в ысковой своей челобитной припишет лишьку, и в том ему отказать. Да на нем же с того приписного иску доправити государевы пошлины втрое, за то, ищи прямого, а лишнего не приписывай. А которым людем доведется о судных своих и о иных каких делех бити челом государю, и тем людем о тех своих делех челобитныя свои подавати в приказех бояром и околничим и думным и всяким приказным людем, кто в котором приказе ведом. А будет ему в приказе суда не дадут, или против его челобитья указу ему не учинят, и ему о том бити челом и челобитныя подавати государю, и то в челобитных своих описывати, что он о том деле напередь того в приказе бил челом, а указу ему в приказе не учинено.

А не бив челом в приказе, ни о каких делех государю никому челобитен не подавати. А будет кто учнет о каком деле бити челом и челобитные подавати государю в приказе не бив челом, и таким челобитчиком за то чинити наказание, бити батоги. А кто почестнее, и того посадити в тюрму на неделю, чтобы на то смотря иным неповадно было так делати. А которые люди после суда учнут приносити к судным делам подъписные и неподъписные челобитные, а в тех челобитных напишут прибылыя статьи для пополнки судного дела, чем бы им быти правым, а в суде у них тех статей не было, и у них таких подъписных и неподъписных челобитен к судным делам не приимати, а вершити те дела по тому, как будет в суде записано.

Да и судиям после суда своим вымыслом в судном деле никому по дружбе, или по недружбе сверх того, что в суде истец и ответчик говорили, ничего не прибавливати, ни убавливати, и у исца и у ответчика писменых ссылок и никаких писем после суда не приимати, опричь того, что в суде подано, и что в суде же в писменых и в словесных ссылках какия крепости будут объявлены. А которые крепости на суде истей, или ответчик в писменных, или в словесных своих ссылках объявят, а на суде их в то время не положат, и их про те крепости допрашивати в суде же, где у них те крепости. Да будет скажут, что у них те крепости на Москве, и им те крепости велеть положить вскоре. А будет они скажут, что у них те крепости в городех, и им в тех крепостях дати поверстной срок по государеву указу.

А подьячему велеть судное дело против исцовых и ответчиковых речей написав, положити на стол к вершению вскоре, а вдаль никаких судных дел не откладывати. И которые дела доведетца вершити обчими ближними ссылками и крепостьми и крестным целованием, и те дела вершити безволокитно. А по которым делам доведетца послать в городы обыскивать, и государевы грамоты к воеводам и приказным людем посылати по тому же вскоре безо всякого мотчанья, и велети в городех сыскивати, и обыски из городов присылати вскоре же. А как из городов обыски пришлют, и ис тех обысков для вершенья судного дела велеть выписать на перечень, и по обыском судные дела по тому же вершити вскоре, чтоб никому в судных делех лишние волокиты и убытков не было.

А в котором приказе по государеву указу будет боярин, или окольничей, или думной человек с товарыщи, три или четыре человеки, и в которое время из них один или и два человеки в Приказ не приедут за своею болезнью, или за иным за своим каким нужным домашним недосугом, или из них кто будет в отпуску с Москвы, а исцы на ответчиков в то время учнут бити челом о суде, и в то время исцов со ответчики судить товарыщем их, которые будут на Москве в приказех. А вершить то дело по суду и по сыску судьям всем вопче. А будет и у вершенья того судного дела кого из них за болезнью, или за иным каким нужным недосугом в приказе не будет и то дело вершить товарыщем, которые будут в приказе и в приговор писать свои имена. А кого у вершенья того дела не будет, и того в приговор не писать, а для чего его у вершенья того дела не будет, и то в приговоре описать имянно.

А будет которой судья не учнет ездить в приказ своим упрямъством, не хотя в том приказе быть, кроме отеческих дел, и не для болезни, и не для иного какова нужного недосугу, и не будет его в приказе многие дни, и тому судье за его вину учинить наказанье, что государь укажет, и велеть ему быть у государева дела, и всякие судныя дела вершить безволокитно, чтобы за судьею и за всяким приказным человеком ни в котором приказе ни каким людем лишние волокиты и проести не было. А в воскресной день никого не судити и в приказех не сидеть и никаких дел не делати, опричь самых нужных государьственных дел. Да суда же не судити и никаких дел в приказех не делати, опричь великих царьственных дел: в день Рдождества Христова, в день святого Богоявления, и в ыные господьские праздники. Сырная неделя, первая неделя великого поста.

Страстная неделя, седмь дней по Пасце. Да в который день приспеет праздник день рождения государя царя и великого князя Алексея Михайловича веря Русии, и его благоверные царицы и великие княгини Марии Ильиничны, и их благородных чад. А против воскресных дней по вся суботы православным християном от всякия работы и от торговли престати, и ряды затворити за три часа до вечера. А в воскресной день рядов не отпирать, и ничем не торговать, опричь сьестных товаров и коньского корму.

А сьестные товары и конской корм овес и сено продавати по вся дни и часы невозбранно. А работы никакие в воскресной день никому не работать. Да и в господьские праздники быти по тому же, как и в воскресные дни. А в которые дни бывает со кресты ход и в те дни в рядех ничем не торговать и рядов не отпирдть до тех мест, как ис ходу со кресты придут в соборную церковь, а потом торговать.

А будет кто кого чем обесчестит, и за бесчестие чинити указ. Будет боярин, или околничей или думной человек обесчестит словом патриарха, и за патриарше бесчестье боярина и околничего и думного человека по сыску отослать к патриарху головою. А будет боярин, или околничей или думной человек обесчестит словом митрополита или архиепископа или епископа, и за митрополиче, и за архиепископле и епископле бесчестье, боярину и околничему и думному человеку платить митрополиту за бесчестье четыре ста рублев, архиепископу триста рублев, епископу двесте рублев. А будет кому платить нечем, и его за властелинское бесчестье отослать ко власти головою, будет сыщетца допряма.

А будет боярин, или околничей, или думной человек обесчестит архимарита или игумена, или иной иноческой чин, и им за бесчестье по суду или по сыску платить бесчестье против государева указу. А будет патриарха, или митрополита, или архиепископа, или епископа, или архимарита, или игумена, или келаря, или казначея, или иной иноческой чин обесчестит словом столник, или стряпчей, или дворянин московской, или гость, или дьяк, или жилец, или дворянин, или сын боярской городовой, или иноземец, или дворовой человек, а по суду или по сыску сыщетл ся про то допряма, и им за такое бесчестие чинити указ: за патриарха бити батоги, за митрополита посадить в тюрму, за архиепископа и епископа в тюрму же посадить. А будет патриарха, или митрополита, или архиепископа, или епископа, или архимарита, или игумена, или келаря, или казначея, или иной иноческий чин обесчестит словом гостиной и суконной сотни, или черных сотен и слобод тяглой человек, или стрелец, или казак, или пушкарь, или кто иной, какова чину нибудь, а по суду или по сыску про то сыщется допряма, и им за то чинити указ: за патриарха учинити торговая казнь, да посадить в тюрму на месяц, за митрополита бить батоги, да в тюрму посадить на четыре дни, за архиепископа и епископа бить батоги, да в тюриу посадить на три дни. А архимаритом и игуменом и архидиакону, и Троицы Сергиева и всех монастырей келарем и казначеем и соборным старцом и рядовой братии правити за бесчестье: 32.

Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря архимариту сто рублев; того же монастыря келарю восмьдесят рублев; казначею семьдесят рублев; соборным старцом по сороку рублев. Из Володимиря Рожественского монастыря архимариту девяносто рублев; келарю семьдесят рублев; казначею шестьдесят рублев; соборным старцом по дватцати рублев. Чюдова монастыря архимариту 80 рублев; келарю шестьдесят рублев; казначею пятьдесят рублев; соборным старцом по дватцати рублев. Спасского монастыря, что на новом, архимариту семьдесят рублев; келарю пятьдесят рублев; казначею сорок рублев; соборным старцом по дватцати рублев.

Из великого Новгорода Юрьева монастыря архимариту семьдесят рублев; келарю пятьдесят рублев; казначею сорок рублев; соборным старцом по дватцати рублев. Симонова монастыря архимариту 60 рублев; келарю пятьдесят рублев; казначею сорок рублев; соборным старцом по дватцати рублев. Из Свияжска Богородицкого монастыря архимариту шестьдесят рублев; келарю сорок рублев; казначею тритцать пять рублев; соборным старцом по пятьнатцати рублев. Ондрониева монастыря архимариту шестьдесят рублев; келарю сорок рублев; казначею тритцать пять рублев; соборным старцом по пятинатцати рублев.

Ис Казани Преображенского монастыря архимариту шестьдесят рублев, келарю сорок рублев; казначею тритцать рублев; соборным старцом по пятинатцати рублев. С Костромы Ипатцкого монастыря архимариту шестьдесят рублев; келарю сорок рублев; казначею тритцать рублев; соборным старцом по пятинатцати рублев. Из Нижнего Печерского монастыря архимариту пятьдесят рублев; келарю тритцать пять рублев; казначею дватцать пять рублев; соборным старцом по пятинатцати рублев. Из Новагорода Футыня монастыря архимариту пятьдесят рублев; келарю тритцать рублев; казначею дватцать пять рублев; воборным старцом по пятинатцати рублев.

Ис Переславля Горицкого монастыря архимариту пятьдесят рублев; келарю тритцать рублев; казначею дватцать рублев; соборным старцом по пятинатцати рублев. Из Можайска Лужецкого монастыря архимариту сорок пять рублев; келарю дватцать пять рублев; казначею пятнатцать рублев; соборным старцом по десяти рублев. Из Ростова Богоявленского монастыря архимариту сорок Рублев; келарю дватцать рублев; казначею пятнатцать рублев; соборным старцом по десяти рублев. С Костромы Богоявленского монастыря игумену сорок рублев; келарю дватцать рублев; казначею пятнатцать рублев; соборным старцом по десяти рублев.

Богоявленского монастыря, из за Ветошного ряду, игумену сорок рублев; келарю дватцать рублев; казначею пятнатцать Рублев; соборным старцом по десяти рублев. Знаменскому игумену, что на Варварском кресце, тритцать рублев; келарю дватцать рублев; казначею десять рублев; соборным старцом по пяти рублев. Из Ярославля Спасского монастыря архимариту тритцать рублев; келарю дватцать рублев; казначею десять рублев. Из Боровска, Пафнотьевскому игумену тритцать рублев; келарю дватцать рублев; казначею десять рублев.

С Волока Ламского, Иосифова монастыря игумену пятьдесят рублев; келарю тритцать рублев; казначею дватцать рублев. Из Суждаля, Спасскому архимариту тритцать рублев; келарю дватцать рублев; казначею десять рублев. Из великого Новагорода, Антоньевскому игумену тритцать рублев; келарю дватцаеь рублевч казначею десять рублев. Изо Пскова, Печерскому архимариту тритцать рублев; келарю дватцать рублев; казначею десять рублев.

Соловецкого монастыря игумену тритцать рублев; келарю дватцать рублев; казначею десять рублев. С Уньжи, Желтоводского монастыря игумену тритцать рублев; келарю дватцать рублев; казначею десять рублев. С Рязани, Спасскому архимариту дватцать пять рублев; келарю дватцать рублев; казначею десять рублев. Из великого Новагорода, Тихвинскому игумену дватцать пять рублев; келарю дватцать рублев; казначею десять рублев.

С Вологды, Каменского монастыря архимариту дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев. Изо Твери, Отроча монастыря архимариту дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев. С Волока Ламского, Возмицкого монастыря архимариту дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев. Ис Переславля Залеского Даниловскому архимариту дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.

Из Ростова с устья, Борисоглебскому игумену дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев. С Рязани, Солочинскому архимариту дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев. С Вологды, Прилуцкому игумену дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.

А ближних городов дворянам и детем боярским и всяким служивым людем имяна холопьи, и на них крепости всякие писати в год. А князем и дворяном и приказным людем, которые на государевых на далных службах, в Астрахани, и на Тереке, и на Сушне, и в Сибирских городех, и на Таре с товарыщи, и тем князем, и дворяном, и детем боярским, и всяким служилым людем, в ыменах холопьих и в крепостях дати строку три года.

И которыя люди служат в холопьстве у бояр, и у князей, и у дворян, и у приказных людей, и у детей боярских, и у всяких служилых людей, и у гостей и у всяких торговых людей, по полным и по купчим и по рядным, полные люди, и те люди, и жены их и дети, в холопстве тем своим государем и их детям, по прежнему государеву уложенью по Судебнику. А у кова на холопа или на рабу была полная или докладная, или у ково по рядным и по докладным или по духовным грамотам и по иным старинным крепостям холопи служили, а те будут у них полные и докладные, и рядные, и даные, и духовные и всякие старинные крепости в Московской пожар в прошлом 79-м году [1571 г. А которых всяких крепостных холопей государи их, отходя сего света, от себя велели отпустить и отпускные им давали, и те холопи по тем отпускным впредь свободны, и женам и детем их впредь до тех холопей дела нет. А которые люди, до государева царева и великого князя Федора Ивановича всеа Русии уложенья, в прошлых годех, до лета 7000 девяносто четвертаго [1586] году июня до перваго числа, били челом в службу бояром и дворяном, и приказным людем, и детям боярским, и всяким служилым людем, и гостем, и всяким торговым людем, и кабалы на себя служилые давали, а в книги тогды, и Приказе Холопья Суда, те служивые кабалы не писаны и которые люди, с государева царева и великого князя Федора Ивановича всеа Русии уложенья, лета 7000 девяносто четвертаго году июня с 1 числа, били челом в службу бояром и князем, и дворяном, и приказным людем, и дьяком, и детем боярским и всяким служивым людем, и гостем, и всяким торговым людем, и кабалы служивые на себя давали, на Москве з докладу Холопья Суда, и во всех городех с ведома приказных людей, и в записных в московских в кабальных книгах и в городех, и те служилые кабалы записываны до нынешнево государева новово уложенья, 105-го году февраля по 1-е число. И которые люди впредь с лета 7105-го году февраля с 1-го числа били челом в службу, и впредь учнут бити челом в службу бояром, и князем, и дворяном, и приказным людем и детем боярским, и всяким служивым людем, и гостям, и всяким торговым людем, з докладу Холопья Суда, и во всех городех с ведома приказных людей, и в московских записных в кабальных книгах, и в городех у приказных людей, те служилые кабалы будут записаны, и те все люди, и жены и дети, которые жены и дети в тех служилых кабалах писаны в службу государем своим, по тем служилым кабалам, по старым и по новым быти в холопстве, как и по докладным, а от государей своих им не отходити, и денег по тем служилым кабалам у тех холопей не имати, и челобитья их в том не слушати по старым кабалам; а выдавать их тем государем по тем кабалам в службу до смерти.

А которого записново кабалново человека, которая кабала, старая и новая, по новому уложенью записано в книги, а в том кабалном холопьстве у ково родится сын или дочь, - и те их дети тем своим государем в холопи, против докладных людей, по государыни их смерть, как и отцы их; и женам после мужей своих, и детем после отцов своих, до тех кабальных записных людей, и до их детей, которые дети в кабалах будут писаны, которые дети в том кабалном холопьстве родиться, дела нет и денег по тем отцовским кабалам на тех кабалных холопех женам и детем не указывати. А которая служилая кабала на холопа, или на рабу, у которово государя старие, или будет оба государя живут в одном городе, а возмет на тово ж холопа хто, ведя, новую служивую кабалу, будет крадом тое кабалу и в книги запишет, - и тех людей, и жены и детей по тем старым служивым кабалам отдавати прежним их государем, а по новой кабале денег не имати. А который государь, поймав, приведет к Холопью Суду своего кабальново холопа или рабу, а кабала будет у Холопья Суда в записных книгах записана; и тово холопа и рабу, по записной кабале, отдавати головою в холопство тому его государю, а в сносе [1] дати суд. А которые кабальные люди учнут на себя полные и докладные давати, и тех кабалных людей отсылати, с памятми и с кабалами, к постелничему и к намеснику Трети Московские, к Истоме Осиповичю Безобразову, которые постелничие впредь будут. А которые кабалные люди став, скажут, что они служили преж сего по кабалам, а ныне на себя дают полные и докладные, да постояв, тут же скажут, что полные и докладные на себя не дают; и Михаилу Ивановичю да дьяку Пятому Кокошкину велети тех кабалных людей присылати к себе и, записав в книги, отдавати тех кабалных людей по прежнему их в холопи, по их кабалам, по которым винятца, старым ик государем.

А о волных людех приговорил государь со всеми бояры. Которые люди, на Москве и по городом, служат у ково добровольно, и Михаилу Ивановичю и дьяку Пятому тех волных людей волети ставити перед собою, с теми людми, кто у кого служит добровольно, да тех волных людей роспрашивати: сколь давно хто у ково служит добровольно, и кабалу на себя даст ли? И которые люди волные послужили у ково [недель] пять-шесть, а кабал на себя дати не похотят, и тех людей отпущали на волю. А кто, скажет, послужил у ково добровольно с полгода и болши, а кабалы на себя дати не похочет, а сыщут, что тот добровольный холоп у того человека служил с полгода, - и на тех волных холопей служивые кабалы давати, и челобитья их в том не слушати, потому что тот человек того добровольного холопа кормил и одевал и обувал.

О крестьянском отказе. Статья 88 Судебника 1550 г. При сохранении прежнего срока перехода крестьян, увеличивалась на два алтына сумма пожилого и уточнялся порядок его исчисления. Статья вводила ряд дополнительных обязанностей для крестьянина, связанных с его переходом. А крестианом отказыватись1 из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына2, а в лесех, где десять връст до хоромного лесу3, за двор полтина4 и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года пожывет, и он платит полдвора; а три годы пожывет, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот5. А за повоз6 имати з двора по два алтына; а опричь того пошлин на нем не имати. А останетца у которого крестианина хлеб в земли, и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба или с стоачего даст боран7 два алтына; а по кои места была рож его в земле, и он подать цареву и великого князя платит со ржы, а боярьского дела ему, за кем жыл, не делати. А попу пожылого нет, и ходити ему вон безсрочно воля.

Задание МЭШ

Лета 7079 февраля в 16 день по государеву, цареву и великого князя Ивана Васильевича всея Руси приказу, боярин, князь Михаило Иванович Воротынский приговорил с детьми боярскими, с станичными головами и с станичники о путивльских, и о тульских, и о рязанских. Лето 7110 ноемврия в 21 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Феодоровича всея Русии указу, память окольничему Василию Петровичу Морозову: в нынешнем во сто десятом году великий государь царь и великий князь Борис Феодорович и сын его государь. Лета 7114 февраля в 1 день по государеву царевичу и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии слову бояре приговорили. Укажите век, когда был создан данный исторический документ. Укажите монарха, занимавшего несколько лет российский престол до упоминаемого в документе «Дмитрия Ивановича». «Лета февраля в 1 день, по государеву, царёву и великого князя Дмитрия Ивановича всея.

Выберите верные утверждения? тест по истории

А которые бегали с добром в дальние места из-за Московских городов на Украины, а с Украины в Московские городы или из города в город, вёрст за двести и за триста и больше, а пошли от старых своих помещиков с добром и, растеряв добро, пришли к иным помещикам в бедности, и про то сыскать около тех поместий, откуда тот крестьянин пошёл: если окольные люди скажут, что он был небеден и сбежал от своего помещика или от вотчинника с добром, а прокормиться было ему можно, а ныне за кем во крестьянах или у кого служит по кабале, и того по сыску отдать старому помещику или вотчиннику, из-за кого он сбежал, каков есть; а про которого крестьянина скажут, что он в те голодные лета от помещика или от вотчинника сбрёл от бедности, что было ему прокормиться не мочно, и тому крестьянину жить за тем, кто его голодные лета прокормил, а истцу отказать: не умел он крестьянина своего кормить в те голодные лета, а ныне не пытай... А на беглых крестьян, по старому приговору, дале пяти лет суда не давать».

II, стр. Господину Федору Петровичу да Науму Романовичу, и пермским старостам и целовальником, и всем земским людем: князь Михайло Ухтомской, Василей Иванов и вятские старосты и целовальники, и все земские люди челом бьют.

В нынешнем, господине, 117 1609 году апреля в 1 день писали вы к нам о государе цареве и великого князя Василья Ивановича всеа Русии о ратном деле и о земском совете, чтобы вам пермичам, и с сылвиноким и с иренским остяки и с вишерскими и с лозвинскими вогуличи, с нами вместе заодин итти войною на государевых изменников, под черемиские городки: и тот ваш совет учинился нам ведом, и как есте начали, так бы службу свою и совершали; а мы о том вашем совете отпишем ко государю царю и великому князю Василью Ивановичу всеа Русии, к Москве, да и в Казань ко государевым бояром и воеводам отпишем же. А что, господине, из Казани, от государевых бояр и воевод и от дияков, марта в 23 день, к нам писано, и мы с тое грамоты послали к вам список слово в слово. Да ныне, господине, апреля в 1 день писали к нам из Казани государевы бояре и воеводы, Василей Петрович Морозов, Богдан Яковличь Вельской, да дияк Никанор Шулгин, что в тех городах и ныне сидят государевы изменники, воровские люди: и мы, по тем вестем, собрав ратных многих людей и прося у бога милости, послали под Еранской и под Шанчюрин и с божиею помо-щию велели над изменники и над городы промышлять, как даст бог, Еранский и Шанчюрин государю царю и великому князю Василью Ивановичу всея Русии добьют челом и вины свои принесут, или будет те городы к государю вскоре не обратятся, и мы к вам отпишем тотчас, с нарочным гончиком.

А которая служилая кабала на холопа, или на рабу, у которово государя старие, или будет оба государя живут в одном городе, а возмет на тово ж холопа хто, ведя, новую служивую кабалу, будет крадом тое кабалу и в книги запишет, — и тех людей, и жены и детей по тем старым служивым кабалам отдавати прежним их государем, а по новой кабале денег не имати. А который государь, поимав, приведет к Холопью Суду своего кабальново холопа или рабу, а кабала будет у Холопья Суда в записных книгах записана; и тово холопа и рабу, по записной кабале, отдавати головою в холопство тому его государю, а в сносе дати суд. А которые кабальные люди учнут на себя полные и докладные давати, и тех кабалных людей отсылати, с памятми и с кабалами, к постелничему и к намеснику Трети Московские, к Истоме Осиповичю Безобразову, которые постелничие впредь будут. А которые кабалные люди став, скажут, что они служили преж сего по кабалам, а ныне на себя дают полные и докладные, да постояв, тут же скажут, что полные и докладные на себя не дают; и Михаилу Ивановичю да дьяку Пятому Кокошкину велети тех кабалных людей присылати к себе и, записав в книги, отдавати тех кабалных людей по прежнему их в холопи, по их кабалам, по которым винятца, старым их государем. А о волных людех приговорил государь со всеми бояры. Которые люди, на Москве и по городом, служат у ково добровольно, и Михаилу Ивановичю и дьяку Пятому тех волных людей велети ставити перед собою, с теми людми, кто у кого служит добровольно, да тех волных людей роспрашивати: сколь давно хто у ково служит добровольно, и кабалу на себя даст ли?

И которые люди волные послужили у ково [недель] пять-шесть, а кабал на себя дати не похотят, и тех людей отпущали на волю.

Публикации: АИ. Опала и ссылка Романовых была связана с их претензиями на престол, так как они являлись ближайшими родственниками царя Федора Ивановича. Начало преследований, возможно, относилось уже к октябрю-ноябрю 1600 г. Непосредственным поводом для опалы в июне 1601 г. Романов был публично обличен Бартеневым на дворе патриарха Иова. Все его братья также были посажены «за приставы».

А на беглых крестьян по старому приговору дале пяти лет суда не давать название срока

Дорогобужская и Серпѣйская рать и пришла въ Можаескъ ноября въ 15 день, да къ Можайску жъ пришелъ со многою ратью Государевъ Царевъ и Великого Князя Василья Ивановича всеа Русіи околничей воевода Иванъ Ѳедоровичь Колычевъ. Лета 7109 июля в 1 день по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича указу память дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. Да хто на кого учнет бити челом вы их насильствах, и в продажах, и в посулех или в каких обидах, и им в том велети приносити к себе челобитные, и давати суд, и управа чинити по государеву цареву и великого князя Василья Ивановича всеа Русии указу безволокитно. Печатается по книге: “Акты Московского государства”, т.I, 1571—1634 гг. стр. 2— 7079 февраля в 16 день по государеву, цареву и великого князя Ивана Васильевича всея Руси приказу, боярин. Уже через неделю, как сообщает летопись, «по государеву, цареву и Великого князя приказу боярин Михайло Иванович Воротынский говорил государевым словом в Розряде диаком Ондрею Клобукову с товарищи. И по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу о неправдах Яна Казимера короля польского и панов рад и о челобитье государю в подданство Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского чтено всем вслух.

Святые по вѣкамъ

  • РЕШУ ОЛИМП, история: за­да­ния, от­ве­ты, ре­ше­ния
  • 21. Работа с письменными историческими источниками
  • Акты и законы о детях боярских и однодворцах - Форум ВГД
  • Акты и законы о детях боярских и однодворцах

Акты и законы о детях боярских и однодворцах

От царя и великаго князя Феодора Ивановича всеа Руссии в Мещерской уезд в Подлеской стан в половину селца Толстикова да в починок в Борсуки в князь Кудангулов жеребей поместья Мерзлякова всем крестьяном, которые в том поместье живут. Печатается по книге: “Акты Московского государства”, т. I, 1571—1634 гг. стр. 2—5. Лета 7079 февраля в 16 день по государеву, цареву и великого князя Ивана Васильевича всея Руси приказу, боярин, князь Михаило Иванович Воротынский приговорил с детьми боярскими. Государю велеможному пану Яну Петру Павловичю Сапеге, каштеляновичю киевскому, старосте усвяцкому и керепецкому, бьет челом нищий государев царев и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии и твой государев богомолец чернец Левкеище Смагин. Укажите век, когда был создан данный исторический документ. Укажите монарха, занимавшего несколько лет российский престол до упоминаемого в документе «Дмитрия Ивановича». «Лета февраля в 1 день, по государеву, царёву и великого князя Дмитрия Ивановича всея. Лета 7109 (1601) июня в 30 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, память диаком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий