Новости о чувашах оренбургской области

В селе Ибрагимово Кувандыкского района Оренбургской области состоялся областной праздник башкирской культуры «Сабантуй-2023». Организаторами яркого праздника выступили правительства Оренбургской области и Башкортостана. Музей украинской культуры и быта заслуживает отдельного внимания – в нем более 1000 экспонатов, которые собирались не только в Оренбургской области, но были привезены из Львовской и Луганской областей Украины. Новости Оренбурга» В ГОСТЯХ У ЧУВАШЕЙ.

Запрещен завоз скота в Аксубаевский район из Башкортостана и Оренбургской области

Делегацию Республики Башкортостан возглавил депутат Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Председатель Региональной общественной организации «Общество башкирских женщин», руководитель филиала Госфонда «Защитники Отечества», доктор филологических наук Гульнур Кульсарина. Она поприветствовала участников мероприятия от имени Главы Республики Башкортостан Радия Фаритовича Хабирова, пожелала единства в непростое время для нашей страны и наградила соотечественников и руководителей Оренбургской области благодарственными письмами за вклад в сохранение и развитие языка и культуры, традиций и обычаев башкирского народа. На торжественном открытии праздника с приветственным словом выступил заместитель министра региональной и информационной политики Оренбургской области , Андрей Кафтан, вручил благодарственные письма за активную деятельность и вклад в укрепление национальной культуры. Член Исполкома Всемирного курултая башкир, Халил Юлаевич, отметил почетными грамотами и благодарственными письмами общественников.

Благодарственные письма от Министерства культуры республики Башкортостан вручила начальник отдела этнокультурного развития и межнационального сотрудничества Айгуль Аюпова. В составе делегации из республики Башкортостан также присутствовала депутат Совета городского округа г. Председатель курултая конгресс башкир Оренбургской области, Ягафар Ямансарин, поздравил земляков и гостей с праздником и вручил благодарственные письма общественникам.

Национальную творческую программу представили артисты Нефтекамской государственной филармонии.

Для гостей праздника работали более 20 тематических площадок, где каждый мог познакомиться с этническим многообразием региона - устным народным творчеством, литературой, фольклором, национальной кухней, костюмами и ремёслами. На сцене для горожан выступили творческие коллективы и ансамбли Оренбуржья. Участниками праздника стали представители Правительства Оренбургской области, Администрации областного центра, общественных национально-культурных объединений, а также жители и гости Оренбурга. Показать свой национальный колорит в Оренбург приехали представители самых отдаленных уголков региона. Среди них - татары, казахи, украинцы, башкиры, мордва, чуваши, немцы, армяне, азербайджанцы, белорусы и другие.

Его знают, как победителя творческих конкурсов даже за пределами Оренбургской области.

Во время одного из таких конкурсов один из членов жюри попытался указать на то, что артистам стоит заняться классической подготовкой вокала и танцев. Но, слава богу, нашелся среди членов жюри авторитетный человек, который возразил подобному пожеланию. Он резонно заявил, что этот коллектив создался именно на народных традициях. Их исполнение полностью соответствует тому, как пели и плясали предки. И в этом настоящая ценность и богатство «Светлой мечты». Обряд «Сурах ури» или «нартукан» Все мы помним реакцию Шурика в фильме «Кавказская пленница», когда ему сообщили о том, что он сможет принимать участие в обряде похищения невесты. Он изначально просто засветился от восторга.

Возможно, мы были более сдержанны, но радовались не меньше киношного персонажа. Подобные обряды раньше нам приходилось видеть либо на сцене, либо на экране. Оказаться в непосредственной близости от исполнителей — это совершенно иные ощущения. Поэтому мы сразу же заняли самые удобные позиции для наблюдения и съемки и приготовились к предстоящему действию. Все происходило в точном соответствии с традициями. Накрытый стол. Хлопочущая хозяйка.

А потом оказалось, что люди из многих других народов и двоюродных своих не знают»,— делится председатель молодежной ассамблеи народов Южного Урала. Как следует из рассказа Екатерины Тельцовой, такая осведомленность чувашей об истории рода имеет сугубо прагматичное обоснование. Семьи с 15—20 детьми жили в маленьких деревнях, где было важно избегать кровосмешения. Жениться можно было только на дальних родственниках, начиная с пятого колена. Помогает разбираться в родословной, как правило, орнамент одежды. Узоры на ткани — это символы, через которые предки доносили потомкам информацию о себе. Также орнамент на одежде и в доме определял принадлежность человека к роду: у каждой семьи — свои узоры.

Иконостас в чувашских православных церквях, как правило, отличается от того, что люди привыкли видеть в русских храмах. Иконы у чувашей украшены полотенцами с орнаментом — играет роль тот же сакральный смысл символов. При этом однозначно отнести весь народ к какой-то конфессии затруднительно. Известно, что предки современных чувашей были насильственно обращены в православие в XVI веке правительством Русского государства. И большая часть верующих чувашей считают себя последователями этого направления христианства. Однако есть и те, кто называют себя язычниками. Есть среди чувашей и мусульмане.

«Медиа-гид по традиционной культуре народов Оренбуржья»: чуваши

Также отмечено неудовлетворительное состояние посудомоечной машины и вытяжных шкафов в горячем цехе: там обнаружились ржавчина и дыры в корпусе. Помещения для пищевых отходов кишели насекомыми, а заготовки еды и крупы хранились в открытом доступе без маркировки с датой приготовления. Узнать подробнее Читайте также:.

Глинский опубликовал статью о чувашах Бугурусланского уезда. Извлекая большие выгоды от хлебопашества и скотоводства, переселенцы в первые десятилетия жили зажиточно. Тот же, у кого было четыре и пять лошадей и немного, сравнительно, прочего скота и кто сеял по две, потри десятины ярового, да в пол озимого, считался самым беднейшим человеком: пас стада да сидел на пчельниках, либо у околицы. Припоминая подобные повести своих предков о минувших счастливых временах и мысленно сравнивая их с настоящим порядком вещей, иные чуваши с видимым глубоким прискорбием заключают свои рассказы словами: «Что делать, бачка, на все воля божия! Что было, то прошло. Наши старики были богаты, да тоже умерли, и мы умрем! Прошлое кажется людям лучше, чем было в действительности.

По преданию, село Ибрайкино ныне Похвистневского района Самарской области берет свое начало от десяти переселившихся чувашей Казанской губернии. Первым среди них был старик Ибрай. По документам известно, что в 1754 году две чувашские семьи из дер. Алманчино Туруновской волости Чебоксарского уезда, одна семья из дер. Аликово Курмышского уезда вместе с другими чувашами переселились на хутор Асеев, возникший на месте нынешнего села Ибрайкино. В 1763 году на этот хутор прибыли выборные чувашские крестьяне Ибрай Избеков: по крещении Борис Алексеев из дер. Чурино Арийской волости Свияжского уезда, Дмитрий Максимов из дер. Алманчино и Иван Яковлев из дер. Именево Шерданской волости Чебоксарского уезда и купили у башкирских тарханов занятую первыми переселенцами землю. На этой земле возникли дер.

Аверкино ныне село Среднее Аверкино Похвистневского района , получившее свое название от имени переселенца Аверкея Хведюськина по крещении Ивана Филиппова. Чувашские крестьяне проникли и в дальний, юго-восточный район Самарской области — Борский. Васильевым в 1929 году записано пространное предание о возникновении деревни Новогеранькино. Она основана беглыми чувашскими крестьянами Казанской губернии. Во время насильственного крещения эти чуваши вначале скрывались в лесу, а оттуда, побросав свои дома, бежали в свободные края. Дни проводили в лесу, питались дичью. Через степи перебегали ночами. Группа беглых чувашей во главе с Герасимом Кузьминым имя и фамилия предводителя почему-то уже православные. Этот край был лесистым. Землями и лесами владели московские дворяне.

Беглые, забравшись в лесную глушь, в непроходимую чащу чатлах, построили себе шалаши хушё. Охотились на зверей и птиц, собирали лесные плоды. Они иногда выходили на большую дорогу грабить проезжающих дворян и купцов. Через некоторое время общество беглых увеличилось. Они решили остаться здесь навсегда. Поскольку «у них имелись уже деньги, добытые на больших дорогах, то они отправили в Москву» своего предводителя Кузьмина для покупки земли под поселение. Ему до Москвы пришлось идти пешком. В Москве у него не хватило для расплаты за землю 60 монет, и он задолжал московскому господину. Через полгода он вернулся к родным. Приступили к строительству глухой лесной деревушки.

Но через год их навестили московские господа, которые за 60 монет долговых денег всыпали Кузьмину 60 розог и уехали, после чего они сюда больше не заглядывали. А Кузьмина поселяне одели в только что содранную шкуру медведя и уложили. Но он вскоре скончался от кровавых рубцов на всем теле. Столетний старик-богатырь перед смертью сказал односельчанам: «Земля теперь наша, а не господская. Вы и будущие поколения будете свободно пользоваться ею». Позднее к чувашам присоединились русские беженцы и образовали в деревне свою улицу. Село это по-чувашски называется Ильмерсе, что означает цветок герань, в изобилии произраставший в здешних местах. В 1962 году мне довелось записать в ряде чувашских селений Абдулинского района Оренбургской области короткие рассказы старых людей о возникновении их деревень. В селах Исайкино и Артемкино, деревнях Васькино, Захаркино и Артамоновка поведали, что эти селения возникли лет 150 назад. Их основали чуваши, переселившиеся из селений современного Похвистневского и Шенталинского районов Самарской области.

Там образовалась земельная теснота, а здесь много было свободной, незанятой земли. Основателем деревни был Исай. Вначале они поселились за Хорамалом, потом у Красного Яра и лишь затем на нынешнем месте. В дер. Васькино сперва переселилось 17 чувашей из Стюхинской волости. Затем здесь же поселилась мордва, а лет 80 назад — русские. Основатели дер. Захаркино и села Артемкино Захар и Артем с другими чувашами прибыли из Четырлы, Каменки и других селений Шенталинского района. Захар и Артем побыли в конторе у начальства и оформили выделение им земли. Как вышли из конторы, Захар говорит Артему: «Я позабыл рукавицы.

Зайдука, возьму». А сам заходит и дает секретарю 15 рублей и говорит: «Укажи в документе, что новая деревня называется Захаркино». Позднее приехали в деревню землемеры и объявили, что она называется Захаркино. Артем рассердился и поселился в четырех верстах, образовали село Артемкино. Артамоновка по-чувашски называется Немел. Первопоселенцы были из дер. Кивё Усмел, что западнее Бугуруслана. С той же стороны — из селений Шелтен, Вире, Сымар, Сиккасси — прибыли сюда другие чуваши. Износков, обобщая чувашские предания, писал в 1877 году: «Сохранились также предания, что многие из инородцев-чуваш, преимущественно Чебоксарского и Ядринского уездов, переселились за Волгу в Чистопольский уезд Казанской губернии и в соседние Самарскую и Уфимскую губернии. В таких преданиях достойно замечания то, что основателями новых селений часто называют трех братьев, трех сыновей какого-нибудь чувашенина, память о котором сохранилась до настоящего времени.

Так, село Сюнчелеево и соседние с ним чувашские и татарские деревни Чистопольского уезда более трехсот лет назад тому основали чуваши, родные братья Сюнчак, Мукша и Узи». В Самарском и Бугурусланском уездах «встречается несколько чувашских селений, у жителей которых сохранились предания, что они лет 200—300 назад тому выселились из Чебоксарского уезда». Ныне в районах Оренбургской области числится чувашских селений: в Абдулинском — 11, Асекеевском — 2, Бугурусланском—4, Грачевском — 6, Курманаевском — 2, Бузулукском — 4, Сорочинском—2. Много прибыло в Башкирию беглых чувашских крестьян, участвовавших в восстании Степана Разина, затем в петровское время и в годы насильственного крещения чувашей. Немало участников Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева из Чувашии также находило пристанище в Башкирии. Башкиры в те времена были кочевниками, земледелием почти не занимались. Чувашским крестьянам приходилось арендовать или покупать земли у башкирских феодалов — князьков, старшин и тарханов. Иногда покупка оказывалась непрочной, и переселенцы приобретали новые участки, оставляли первое поселение, строили новое. Нередко земли переселенцев захватывали русские помещики. На территорию современного Бижбулякского района Башкортостана, в дер.

Другое предание уточняет: из дер. Побогаче был из них Мтри-бабай. Он вложил больше денег на покупку земли. За десятину платили башкирам 80 копеек. На родине у чувашских крестьян земли было мало, да еще принуждали креститься. А здесь башкиры защищали свою землю. Сказывают, у них военачальницей была Клбиге. Деревня росла. У нее появились дочерние селения. Из Кош-Елги в 1909 году выселились деревни Петровка и Ивановка, в 1921—1923 годах — Сосновка, Вишневка, Сармандеевка, Стерлитамак, Шурмбусь, в 1926 году — Илем, а из Илема в 1932 году выделилась Михайловка, куда переселились и из других селений.

В настоящее время в районах Башкортостана имеется чувашских селений: Алынеевском — 4, Архангельском — 4, Аургазинском — 49, Бакалинском — 3, Белебеевском — 26, Бижбулякском —37, Гафурийском—6, Давлеканском — 2, Ермекеевском — 15, Зианчуринском — 4, Зилаурском — 2, Иглинском — 3, Ишимбайском — 2, Караидельском — 1, Кармаскалинском — 10, Кугарчинском — 4, Кумертауском — 8, Миякинском — 14, Стерлитамакском — 9, Стерлибашевском—1, Туймазинском — 3, Уфимском — 2, Федоровском — 12, Хайбуллинском — 2, Чекмагушевском — 3, Шаранском — 18. Представляют интерес предания о селе Слакбаш — родине классика чувашской поэзии К. В настоящее время оно состоит в Белебеевском районе Башкортостана. Основатели Слакбаша, по преданиям, переселились из Чувашии — из деревень Ковали и Эльми. Околотки под этими названиями сохранились в селе до настоящего времени. Переселенцы купили земли у башкирских старшин, которые, однако, продолжали считать ее своей: пасли на ней скот, рубили лес. Некоторые предания уверяют, что вначале слакбашевцы поселились на месте Белебея, но при преобразовании его в город вынуждены были переселиться в Сильби. На селище и сейчас видны ямы от домов, а столбы юпа на сильбийском кладбище сгнили давно. Из Сильби переехали в Слакбаш. Первоначально поселение основали три родоначальника.

В их числе была властная старуха Прта, старшего сына которой звали Ивашка. Ее род несёл — один из крупных в Слакбаше. Иванов был из этого рода. Другие роды — Хурася, Васьси и Курака. Значительную часть слакбашевской земли захватили помещики. По документам известно, что слакбашевцы купили землю у башкирских старшин Кирилландской, Илькельмин-ской, Каилинской и Ясубиллинской волостей в 1730 и 1770 годах. В 1752 и 1760 годах заводовладелец Осокин захватил значительную часть земель слакбашевцев. За возврат захваченных земель они безуспешно боролись до самой революции, обращаясь во все судебные инстанции, вплоть до сената.

Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Праздник получился ярким, самобытным, уникально сочетающим в себе прошлое и современность чувашского народа. Внесли свой вклад прекрасная природа и доброжелательные хозяева, принимающие каждого как близкого родственника, — все гости чувствовали, что этот праздник ждал именно их. Подробный репортаж читайте в газете «Абдулинские просторы».

Чуваши Южного Урала

Светлая мечта Надежды Сафроновой Председатель курултая (конгресс) башкир Оренбургской области, Ягафар Ямансарин, поздравил земляков и гостей с праздником и вручил благодарственные письма общественникам.
В Абдулинском районе прошел областной чувашский праздник В Оренбургской области доход был равен 27 498 рублям, в Чувашии 23 925, в Саратовской 28 487. Самый низкий показатель в ПФО в декабре зафиксировали в Мордовии – 23 865 рублей.

День народов Оренбуржья объединил более 100 национальностей региона

День чувашской культуры пройдет в Оренбурге 23 сентября. Обрядовые действа, костюмы, традиционные угощения, исполнение песен – все является уникальным этнографическим материалом и культурным наследием чувашей, проживающих на территории Оренбургской области. Заместителя министра культуры Оренбургской области Анатолия Чахеева задержали в начале ноября прошлого года. Кандидат исторических наук Игорь Петров на протяжении нескольких десятков лет плодотворно изучает историю и этническую культуру чувашей Башкортостана, Татарстана, Чувашии, Оренбургской, Самарской областей и других регионов Урало-Поволжья. Оренбургская область, г. Абдулино, ул. Ленина, дом 14 А. Татарская национально-культурная автономия (ТНКА) из Самары объявила сбор средств на помощь жителям села Юлдус в Курганской области.

Оренбургские чувашские песни. #chuvash #чуваши #чувашскиепесни

Татарская национально-культурная автономия (ТНКА) из Самары объявила сбор средств на помощь жителям села Юлдус в Курганской области. Обрядовые действа, костюмы, традиционные угощения, исполнение песен – все является уникальным этнографическим материалом и культурным наследием чувашей, проживающих на территории Оренбургской области. Новости Оренбурга» В ГОСТЯХ У ЧУВАШЕЙ.

О расселении чувашей в Среднем Поволжье и Приуралье ч.2

Оренбургский областной праздник чувашской культуры "Акатуй" собрал в Курмей Абдуллинского ГО множество великолепных коллективов и мастеров со всей округи: Оренбуржья, Башкортостана,Чувашии и др. В селе Ибрагимово Кувандыкского района Оренбургской области состоялся областной праздник башкирской культуры «Сабантуй-2023». Организаторами яркого праздника выступили правительства Оренбургской области и Башкортостана. Виталий Гущинский Как чуваши Челябинской области сохраняют свою национальную культуру Создание обрядовых кукол, чтение орнамента и необычное православие Информационное агентство "Первое областное" Челябинск, 5 мая В Челябинской области проживает примерно 9.

Заметки о чувашах : : исслед. об инородцах Казан. губернии

Чувашская диаспора научила балаковских студентов-поваров готовить национальные блюда Информационная и правовая поддержка деятельности региональной чувашской национально-культурной автономии Оренбургской области.
Шаңырақ. В гостях у чувашей территория бывшей Оренбургской губернии, для истории которой характерна сложная сословная динамика.
Трёхсотлетний экспонат привезли в музей Ассоциации тюменских чувашей Организовать национальную неделю, а также пятничную встречу помогла руководитель чувашской диаспоры Лидия Ильина.

Ульяновцы получают больше оренбуржцев и чувашей?

Оренбургской области, Оренбургского регионального отделения Партии «Единая Россия» и Министерства образования Оренбургской области. Врио губернатора Оренбургской области президент назначил руководителя крупнейшей частной компании, работающей в сфере электроэнергетики и теплоснабжения «Т Плюс» Дениса Паслера. 1,5% 18 апреля, 17:10. Оренбургской области, Оренбургского регионального отделения Партии «Единая Россия» и Министерства образования Оренбургской области. Если вам понравилось бесплатно смотреть видео песни чувашей оренбургской области. #чувашскиепесни #чуваши онлайн которое загрузил Довольный Хазарин 14 января 2023 длительностью 00 ч 02 мин.

В Оренбургской области начали работать ФАПы, открытые по народной программе «Единой России»

Шаңырақ. В гостях у чувашей Национальный чувашский праздник Акатуй сегодня прошел в селе Нижний Курмей.
О расселении чувашей в Среднем Поволжье и Приуралье ч.2 Видеозарисовка «Чуваши в Оренбургском крае». Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской представляет просветительский проект «Многонациональный мир Оренбуржья», который направлен на гармонизацию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий