О каком качестве публичного выступления пишет цицерон если кто захочет быть первым в красноречии

мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся - трогательности»? Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). В заключении своей речи Цицерон заверил сенат, что заговор будет подавлен и враги отечества понесут вечную кару за свои злодеяния. Блестящая речь Цицерона произвела нужное впечатление на присутствующих сенаторов. Толчком к развитию красноречия в Риме послужили великолепные образцы греческого ораторского искусства. Со II в. до н.э. его начинают изучать в специальных школах. Во время своих выступлений ораторы часто использовали различные театральные приемы.

Ораторское искусство Рима. Цицерон

Следовательно, чем нравственнее человек, тем, по мнению Цицерона, красноречивее. В этом случае красноречие - благо, которое использует оратор для людей. Сила ораторской речи, по Цицерону, обязательно соединяется с честностью и высокой мудростью. Только в таком случае речь может принести людям удовлетворение. Если же силой слова будут пользоваться люди нечестные, то это сильное оружие попадет в руки безумцам, которые могут направить его во зло. Философский подход к слову как благу и аду, как орудию честных и нечестных людей дает возможность взглянуть на теоретические изыскания Цицерона под углом гуманистического направления риторического искусства, его высшего назначения в качестве выразителя общегуманитарных идей.

Не случайно Цицерон силу слова связывает с мудростью, отмечая, что эту науку мыслить и говорить, эту силу слова древние называли мудростью. Цицерона можно считать создателем своей риторической теории, которую он наиболее полно изложил в этом трактате. Для Цицерона римское красноречие - предмет национальной гордости, и он счастлив стать первым его историком. Этот труд - сочинение критическое и полемическое, имеющее своей целью не только характеристику ораторов, но главным образом защиту и развитие тех идей, которые высказаны в предыдущем трактате. Он выдвигает в качестве аргумента эллинистическое учение о трех стилях красноречия: высоком, среднем и простом.

Простой стиль призван убедить, средний - усладить, высокий - взволновать и увлечь слушателя. Словесные нагромождения, речь, расцвеченная чрезмерно яркими красками, не доставляет длительного удовольствия, пресыщает слушателей, раздражает их. По этим взглядам Цицерона нельзя было причислить ну к аттицистам, ни к азианцам. Он создал свой собственный стиль и требовал разумного употребления «цветов красноречия».

А сейчас мы составим план работы и будем вместе мужественно его выполнять». Потом я попытался выучить речь на память, но у меня ничего не вышло. Тогда я решил прочитать ее. Введенской К какому жанру публичного выступления относится «речь» главного героя? К какому типу по форме относится подготовленная героем «речь»? Какие правила подготовки публичного выступления выполнил, а какие нарушил вожатый?

Приведите примеры нарушений. Какие конкретные ошибки при подготовке выступления допустил вожатый? Выпишите их. Как надо исправить эти ошибки? Правильно ли решил использовать конспект главный герой? Выступите перед малышами от имени вожатого, но постройте свое выступления без ошибок. Диалогизируйте приводимые ниже высказывания — введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные фразы и слова разговорными и т. Образец: На улицах нашего города зимой воцаряется настоящий хаос, связанный с отсутствием достаточного количества единиц снегоуборочной техники — весь город обсуживает всего 20 снегоуборочных машин, да и из них до половины постоянно в ремонте, поэтому снег с проезжей части убирается крайне медленно, что и приводит к постоянным пробкам. Каждую зиму все мы ждем с большим опасением — а вдруг опять выпадет много снега. Как выглядит наш город после снегопада?

Все улицы завалены снегом. Машины буксуют, люди опаздывают на работу и все на свете проклинают. Почему же не убирают снег с наших улиц? А как вы думаете, сколько у нас в миллионном городе снегоуборочных машин? Всего 20. А сколько из них работают? От силы половина. Остальные поломаны. Вот поэтому у нас такие пробки зимой на улицах! И произошло это неподалеку от того места, где ныне пересекаются улицы Лизюкова и Владимира Невского.

Это говорится лишь для того, чтобы снять с себя ответственность за воспитание детей. Прочитайте поговорки. Объясните их смысл и придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки. Образец: Речь вести - не лапти плести Любое устное выступление должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки - это только кажется, что выступать легко. Правильно говорит русская поговорка: речь вести - не лапти плести. Знай боле, а говори мене Где много слов, там мало толку Лучше уж недоговорить, чем переговорить Не все сказывай, что поминается Шумом праву не быть Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо Говорить не думая - что стрелять не целясь Оговорка - не обида Живое слово дороже мертвой буквы 1993 г. Очень важно иметь в виду, что слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора. У нас такая учительница... В ораторе аудитория хочет прежде всего видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других.

Как говорил В. Вильгельм Гримм критиковал В. На это В. Оратор должен заботиться о своем имидже, как это делают политики, журналисты, актеры. Леонов - «добряк», А. Мордюкова - «простая женщина», Л. Ахеджакова - «растяпа» и т. Все выдающиеся ораторы были индивидуальностями. Прекрасным оратором в XVI в. Менделеев, выступая, показывал путь, которым были получены те или иные истины.

Он был в равной мере логичен и эмоционален, приводил лишь тщательно отобранные факты. Перевести письменный текст в устный и прочитать его в качестве диктора. Необходимо сделать нужные выделения, подготовить текст к чтению вслух, развернуть аббревиатуры и т. Озвучить чужой текст как свой. Произнести двухминутную речь по выбранному афоризму. Необходимо либо развить идею, либо опровергнуть ее. Развить предложенный сюжет в рассказ до двух минут. Упражнение на развитие внутреннего ощущения времени. Развить ощущение 1, 2, 3 минут. Руководитель фиксирует реальное время, потом сообщает его слушателям.

Второй этап - слушатели читают текст вслух или выступают с устным сообщением и должны прервать его по истечении 1, 2 или 3 минут. Рассказать «победную историю». Анализ собственного выступления по видеозаписи. Анализ чужого выступления по видеозаписи. Риторическая игра «Сумей убедить». После выступления всех трех каждый слушатель бросает в отдельную коробку с фамилией каждого из выступивших ораторов определенную сумму денег - 10, 30 и 60 копеек. Побеждает набравший больше пожертвований. Конкурс ораторов.

Действующими лицами своего диалога, авторитетом которых Цицерон подкреплял свое мнение, были учителя его молодости, лучшие ораторы предшествующего поколения Лициний Красе и Марк Антоний, а также их ученики Сульпиций и Котт и менее значительные лица.

Он поддерживает Платона и Аристотеля в том, что речь внушительная, отвечающая чувствам и мыслям слушателей, составляет неотъемлемое достояние оратора. В этих суждениях сказалось психологическое направление исследования ораторской речи: «Кому, например, неизвестно, что высшая сила оратора в том, чтобы воспламенять сердца людей гневом, или ненавистью, или скорбью, а от этих порывов вновь обращать к кротости и жалости? Но достичь этого красноречием может только тот, кто глубоко познал человеческую природу, человеческую душу и причины, заставляющие ее вспыхивать и успокаиваться». Какие же условия для оратора важнейшие? Во-первых, природное дарование, живость ума и чувства, развитие и запоминание; во-вторых, изучение ораторского искусства теория ; в-третьих, упражнения практика. Собственно, в данных утверждениях нет ничего нового, поскольку об этом писал еще Аристотель. Тем не менее Цицерон старается синтезировать предшествующие теории, осмыслить их и на их основе создать обобщенную теорию ораторского искусства. В первой части работы «Об ораторе» Цицерон старается создать идеал образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и философом, и историком, и знал бы право. История, философия и право были в то время общеобразовательными предметами.

Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем, если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы послужить завершением их образования». Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за собой. И в других трактатах Цицерон постоянно ставит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. Всякий раз он неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. В его риторических трактатах ясно прослеживается отношение к философии и праву как к части ораторского образования и воспитания. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы утверждали, что риторика не есть наука, риторы утверждали обратное. Красе, действующее лицо диалога, предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет никакой определенной области, границы которой сковывали бы его.

Произнести actio. Составление плана - необходимое условие для подготовки речи - считает Цицерон. План речи включает: 2. Изложение сущности дела narratio ; 3. Установление спорного вопроса narratio ; 4. Подкрепление своего положения confirmatio аргументами; 5. Опровержение мнения противника confutatio ; 6. Придание блеска своим словам peroratio. Выдвигая учение о трех стилях, Цицерон предлагает пользоваться: Простым аттическим стилем, чтобы убеждать. Простой стиль предназначен для вещей обыкновенных; этот стиль точен и скромен, без украшений.

Простым стилем Цицерон, по его словам, говорил за Секста Росция. Умеренный стиль — царство уместности, о ней должно заботиться не только в мыслях, но и в словах, им нужно владеть, чтобы услаждать слушателей, употребляя такое средство выразительности, как и аллегории. Пышным стилем пользуются, когда стремятся волновать души и внушать желаемое настроение. Это стремление оратора к , именно в нём он почувствует величие и мощь красноречия. Однако не сразу надо говорить пышно: начало речи должно быть сдержанно, но богато острыми мыслями, повествование - обыденно, когда же внимание публики завоевано, оратор прибегает к пышности, используя всю мощь красноречия, властвуя над душами людей. Кто не может говорить спокойно, мягко, раздельно, определенно, четко, остроумно, когда именно такой разработки требует речь в целом или в какой-нибудь отдельной части, - тот, обращая свое пламя к неподготовленному слуху, покажется бесноватым среди здоровых и чуть ли не вакхантом, хмельным среди трезвых». Цицерон считает, что в речи за Цецину стиль его цицероновой речи был простым, за Помпея - умеренным, а за Рабирия - возвышенным. Однако оратор предлагает смешивать стили, что он и сам делал в защитительных речах. Кроме того, особое значение для оратора имеет выбор слов. Слова должны быть благозвучными, почерпнутыми из обыденной речи, а не только изысканные, как у поэтов...

Речь воспринимается на слух, поэтому смысл слов должен доходить немедленно, то есть быть понятным в самый миг произнесения. Не следует употреблять слишком старых и редких слов, избегая излишней поэтичности, как и чрезмерной повседневности. Вот почему, рассуждает Цицерон, оратором можно назвать всякого, кто умеет обращаться с мыслями и словами, но близость его к идеалу будет зависеть от степени его таланта. Идеальным будет тот, кто на форуме и в гражданских процессах будет говорить так, чтобы убедить, доставить наслаждение, подчинить себе слушателя. Цицерон стал реформатором латинского языка, придав ему необычайную точность и гибкость. Уже современники Цицерона метко выразили силу его речей: «Небо послало Цицерона, чтобы показать в нем пример того, до каких вершин может подняться могущество слова». Русская риторика. На этом пока все.! Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон 106-43 гг. Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора.

В теории познания Цицерон рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится к совершенству. Цицерон с сожалением говорит о том, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром". Итак, Цицерон считает, что основа ораторского искусства прежде всего — глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение - пустая болтовня. В этих суждениях сказалось психологическое направление исследования ораторской речи : «Кому, например, неизвестно, что высшая сила оратора в том, чтобы воспламенять сердца людей гневом, или ненавистью, или скорбью, а от этих порывов вновь обращать к кротости и жалости? Какие же условия для развития ораторского мастерства главные? Тем не менее Цицерон постарался синтезировать предшествующие теории, осмыслить их и на их основе создать обобщенную теорию ораторского искусства. Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем, если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы послужить завершением их образования ". Виды публичных выступлений по цели: информационное, убеждающее, протокольно-этикетное, развлекательное. Общие правила подготовки публичного выступления.

Традиционная трехчастная композиция публичного выступления. Вступление зачин и завязка и завершение выступления, их виды варианты и функции. Развитие мысли и связность сменяющих друг друга элементов речи как условия информативно полноценной речи. Правила эффективной аргументации. Общие требования к публичному выступлению: понятность главной мысли, диалогичность, разговорность, краткость, установление и поддержание контакта с аудиторией — и способствующие их выполнению приемы работы над речевой формой выступления. Убеждающее выступление, его логические и социально-психологические аспекты. Протокольно-этикетное выступление, его виды и этикетные формулы. Вопросы для самопроверки: - Особенности устной речи. Какими правилами необходимо руководствоваться при разработке содержания выступления? Какие требования предъявляются к публичному выступлению?

Какие типы композиций существуют? Какие лексические и синтаксические особенности выступления способствуют его более легкому восприятию? В чем суть «законов края» речи? Терминологический минимум по теме: метатекст, тезис, аргумент. Вершина римского красноречия — ораторское искусство Цицерона. Прочитайте отрывок из трактата Цицерона «Оратор». Озаглавьте каждый пункт плана подготовки публичного выступления, предложенного Цицероном, соответствующим риторическим термином. Описание какой части античного риторического канона отсутствует в анализируемом фрагменте? Оратор фрагмент Оратор должен заботиться о трех вещах — что сказать, где сказать и как сказать… Что сказать - нахождение. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй - определениями, третий - понятиями о правоте и неправоте...

Где сказать - расположение. А с какой заботою он расположит все, что найдет! Как сказать. Но, как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать. Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; другие любят отдельные расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы в чистоте и призрачности своего рода речи; другие, пользуясь жесткими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что один желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов. Если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных - мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся - трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний - низкого, высокою и переменного - достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах.

Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза - ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь. Ознакомьтесь с отрывком из книги П. Сергеича «Искусство речи на суде». Какие рекомендации себе как оратору вы можете почерпнуть? Исходная точка искусства судебного оратора заключается в умении уловить частное, особенное, характерное, то, что выделяет известный предмет или явление из ряда других, ему подобных. Пока нет обособления - нет художественной обработки.

Мещанин Иванов украл пару сапог. Сколько ни думать, из этого ничего иного нельзя выдумать, кроме того, что Иванова надо посадить в тюрьму. Отметьте одну характерную черту, скажите: старик Иванов украл пару сапог, мальчишка, пьяница, вор Иванов украл пару сапог, и вам уже дана канва для бытового очерка, вы уже на пути к художественному творчеству, уже готовы от себя вложить в дело нечто, вам лично присущее. Для внимательного и чуткого человека в каждом незначительном деле найдется несколько таких характерных черт; в них всегда есть готовый материал для литературной обработки. А судебная речь есть литература на лету. Надо старательно отличать общее от единичного, своеобразного. Для общего у каждого оратора может оказаться давно обработанный материал; если нет, он найдется в изобилии в сборниках. Единичное же, исключительное, то, что впервые встречается в данном деле, есть источник вполне самостоятельной, творческой разработки всей темы или отдельных эпизодов... Каждую из этих особенностей дела надо обсудить внимательно, как тему для интересной картины. Кони говорит, что Спасович в своих речах являлся не только защитником, но и мыслителем; частный случай служил для него поводом затронуть общие вопросы и осветить их с точки зрения политика, моралиста и публициста.

Не надо думать, что это возможно только в больших процессах. По самому ничтожному делу можно затронуть выдающееся современное событие или общий вопрос из области религии, нравственности, политики. У московской заставы поздно вечером стоит городовой; с одной стороны к нему приближается пьяный мастеровой, с другой - навстречу пьяному идут три местных хулигана; городовой знает их давно, потому что местные обыватели каждый день жалуются на их нападения: заведут человека в глухой двор, разденут и идут пропивать награбленное; до сих пор ни разу не попадались. В это время проходил вагон конки; городовой стал на площадку и поехал вслед за своими ненадежными знакомцами; они поравнялись с пьяным, потолкались с ним и пошли дальше; городовой подошел к нему и спросил, все ли у него цело; мастеровой хватился за карман и сказал, что пропал портсигар; городовой погнался за грабителями и задержал одного из них с поличным в руках. Портсигар был жестяной и стоил двенадцать копеек. За этот грабеж согласно разделу 3 статьи 1643 уложения установлено заключение в арестантские отделения на срок от четырех до пяти лет с лишением всех особых прав. Само собой разумеется, это дело попало на суд по недоразумению; на судебном следствии выяснилось, что ограбленный просил не составлять протокола о грабеже и отпустить и его, и виновника с миром; но в судебной палате состоялось определение о предании суду. Нетрудно представить себе незавидное положение прокурора между этими двенадцатью копейками и лишением всех особенных прав; но раз УЖ это неловкое дело попало ему в руки, что мешало ему затронуть очень интересную современную тему: городовой сделал свое дело? Мне пришлось прослушать речь одного из лучших ораторов нашей столичной прокуратуры по делу, очень благодарному для обвинителя. Парень, еще не достигший совершеннолетия, сошелся с молоденькой певицей ресторанного хора; через несколько месяцев он надоел ей, и она отказалась от любовных встреч с ним; он улучил минуту и одним ударом ножа заколол ее.

Я с уверенностью приготовился выслушать сильную и красивую речь и был жестоко разочарован. Обвинитель говорил о преступности, ножевой расправе, о неприкосновенности человеческой жизни, о необходимости наказания, чтобы образумить или устрашить других. Какие безнадежно общие места! Он ни разу не встревожил во мне ни рассудка, ни сердца. Когда он кончил, я спросил себя: почему? И сейчас же нашел ответ: эту самую речь от слова до слова можно было бы сказать по поводу всякого другого убийства, совершенного не по корыстным побуждениям. Оратор, вероятно, не успевший ознакомиться с делом, не отметил ни одной черты характера убийцы и погибшей девушки, ни одной особенности в несложной цепи событий, приведших к трагическому исходу: вместо яркой картины получился геометрический чертеж, без света, тени и красок. Скажу с уверенностью, что эта речь не оказала никакого влияния на строгий ответ, вынесенный присяжными. Неужели не нашлось в этой драме ни одной характерной черты? Я просмотрел дело и в показании обвиняемого нашел признание, что девушка была невинна, когда он сблизился с нею.

Это была драгоценная подробность. Этот бездельник начал с того, что соблазнил девушку, а кончил тем, что зарезал ее. Припомните слова Мефистофеля о Гретхен: «Она не первая... Отвратительное чудовище!.. Не первая! Человеческая душа не в силах постигнуть, что в пучину этих терзаний повергнуто более одного-единственного существа! Что первая своими смертельными страданиями не искупила вину всех прочих перед взором вечно прощающего! Я содрогаюсь до мозга костей при мысли о гибели этой одной; ты равнодушно усмехаешься над судьбою тысячей! Прочитайте поговорки. Придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки.

Образец: Речь вести — не лапти плести.

Речи Цицерона

Андреевского: «Вы, вероятно, ожидали встретить холодного , резкого, наглого, ужасного человека с зверским выражением лица: этот бледный, грустный, робкий — даже добродушный мальчик, смиренно ожидающий участи, совсем не годится в герои прочитанного сегодня обвинительного акта»? Определите языковое средство в судебной речи Н. Карабчиевского: «Карьера практикующего врача его положительно отталкивала». Определите риторическую фигуру: «Тут было не исступление ума, не логическое заблуждение больного мозга, тут было нечто большее. Гораздо большее!.. Тут было исступление самой основы души..

Столь многочисленны и столь велики качества, которые может усмотреть в человеке всякий, кто захочет познать самого себя; их мать и воспитательница — мудрость. Как будет он презирать, как свысока будет он смотреть, как будет он отвергать все то, что толпа называет самым ценным! Таким образом, матерью всех благ становится мудрость, от любви к которой и произошло греческое слово "философия" [любомудрие], а философия — самый благодетельный, самый щедрый, самый лучший дар бессмертных богов, принесенный ими человеку. Поступлю, как ты найдешь нужным. Но — возможно скорее. С нетерпением жду твоего письма. Ты ведь знаешь, что именно таков старинный сократический обычай — оспаривать мнение собеседника; Сократ считал, что так легче всего достичь наибольшего приближения к истине. Сочиняя книги о презрении к славе, ни один не забывает надписать на них свое имя. Всякий, кто хочет иметь успех, следит за их желаниями и в согласии с ними слагает свою речь целиком применительно к их суждениям и взглядам. Эти три книги я очень хотел бы теперь иметь: они пригодились бы для того, что я обдумываю.

Слушатели всегда убеждены, что лучшие презентации - те, в которых говорится все о них. Это может быть предложение, план, пакет, продукт. Упомяните выгоды. Он должен быть предельно конкретным. Не так много, как кажется. Но презентация и в самом деле требует изучения вашей будущей публики, анализа ее проблем. Речь идет о том, что вы применяете свои знания стратегически так, чтобы каждый бит информации прямо относился к тому, в чем заинтересована ваша публика. Схема "Все о них" может быть использована для любой темы и любой аудитории, потому что любая аудитория, быть может, еще со времен Цицерона, сидя на презентации, не перестает ждать: "Когда же он начнет говорить о нас?

Слова должны быть благозвучными, почерпнутыми из обыденной речи, а не только изысканные, как у поэтов… Речь воспринимается на слух, поэтому смысл слов должен доходить немедленно, то есть быть понятным в самый миг произнесения. Не следует употреблять слишком старых и редких слов, избегая излишней поэтичности, как и чрезмерной повседневности. Вот почему, рассуждает Цицерон, оратором можно назвать всякого, кто умеет обращаться с мыслями и словами, но близость его к идеалу будет зависеть от степени его таланта. Идеальным будет тот, кто на форуме и в гражданских процессах будет говорить так, чтобы убедить, доставить наслаждение, подчинить себе слушателя. Цицерон стал реформатором латинского языка, придав ему необычайную точность и гибкость. Уже современники Цицерона метко выразили силу его речей: «Небо послало Цицерона, чтобы показать в нем пример того, до каких вершин может подняться могущество слова». Как известно, Цицерон ставит вопрос: что формирует оратора — врожденные ли данные , или знание теории красноречия , а также упражнения? Эти врожденные качества должны возбуждаться его способностью ориентироваться в обстановке в процессе его выступления, а «между природным даром и способностью ориентироваться немножечко места остается для теории»,— говорит устами Антония Цицерон. Цицерон называет «очень смешными» всех тех риторов, которые изучают с учениками лишь риторскую теорию. Теория нужна, но Цицерон в основу ее кладет ораторскую практику: «Не красноречие родилось из теории, а теория из красноречия». Такое утверждение было подсказано Цицерону его многолетним ораторским опытом и было вызвано оторванным от практики обучением в школах риторов. Цицерон прямо говорит: «Будем преподавать будущему оратору лишь то, чему нас научил опыт».

Тема: Красноречие Цицерона. Диалоги об Ораторах.

Практическая риторика. И Из всех произведений Цицерона его сочинения об ораторском искусстве едва ли не более всего требуют в настоящее время нового научного издания. Причина этого — в состоянии рукописного предания этой группы сочинений Цицерона.
Цицерон "Оратор". О чем это? ) - À travers le prisme de la conscience — LiveJournal это искусство, но труднейшее из искусств. Он поддерживает Платона и Аристотеля в том, что речь внушительная, отвечающая чувствам и мыслям слушателей, составляет неотъемлемое достояние оратора.
Риторика Цицерона Формирование красноречия начинается с устного речевого высказывания школьника на разных предметах, также оно имеет разные формы: краткий или развёрнутый ответ на поставленный вопрос, устный пересказ прочитанного или прослушанного текста и так далее.
Цицерон - цитаты, фразы и афоризмы О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким.

Шесть правил Цицерона по структуре речи

Из всех произведений Цицерона его сочинения об ораторском искусстве едва ли не более всего требуют в настоящее время нового научного издания. Причина этого — в состоянии рукописного предания этой группы сочинений Цицерона. О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в. мягким низкий голос придаст ему важности, колеблющийся - трогательности. В нем ораторская субъективность выражается во всем, что можно отнести к компонентам красноречия, оратор такого стиля понятийно-показательную линию своего выступления усиливает всеми средствами чувственно-эмоционального воздействия на слушателей. это диалог, написанный Цицероном в 55 г. до н.э. Действие происходит в 91 г. до н.э., когда Луций Лициний Красс. речь Цицерона Каждый, вступивший на поприще общественной деятельности, по мнению Цицерона, должен в совершенстве владеть красноречием, которое обладает исключительной силой воздействия, так необходимой в деле управления государством.

Композиция речи по Цицерону.

это искусство, но труднейшее из искусств. Он поддерживает Платона и Аристотеля в том, что речь внушительная, отвечающая чувствам и мыслям слушателей, составляет неотъемлемое достояние оратора. Существует так же три рода речи: Цицерон отмечает, что идеальный оратор должен быть в меру прост, особенно когда обращается к народу. Чтобы его речь была лаконична и ясна, он не должен отяжелять ее «фигурами», недоступными пониманию большинства. 1) во-первых, осмыслить интеллектуальную перспективу, пред-лагаемую культурно-исторической теорией Л.С. Выготского в отно-шении аутентичных текстов «высокой речевой культуры», а имен-но текстов Цицерона. мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся -- трогательности. Риторика – это искусство красноречия. Красноречие – сила. Главным, центральным понятием риторики есть оратор – человек произносящий речь. Ораторы в меру своего влияния – вожди общества; их специальная сфера – воздействовать на людей.

Шесть правил Цицерона по структуре речи

Как запомнить речь для публичного выступления? Цицерон придумал способ запоминания под названием «Римская комната». Информацию, которую вы хотите запомнить, необходимо в определенном порядке мысленно разместить в знакомой вам комнате. Далее Цицерон приводит подробные стилистические характеристики азианского, аттического и среднего родов красноречия, с целью доказать, что эта вражда двух школ мнимая и, к примеру, классик аттического красноречия Демосфен не укладывается в его рамки. Здесь Цицерон всего прямее говорит от собственного лица и всего откровеннее прославляет собственные успехи в красноречии, недвусмысленно намекая, что его собственные речи и представляют наибольшее приближение к недостижимому идеалу "Оратора". К 35-летнему возрасту мастер политического и судебного красноречия, Цицерон стал первым оратором Рима. Его искусство открыло ему путь в политику. Он занял пост квестора, затем эдила и претора. В диалоге «Об ораторе» он дает подробную разработку вопроса об использовании юмора в красноречии (II, 216-289). Очень возможно, что Цицерон был первым теоретиком риторики, включившим обстоятельную трактовку этого вопроса в общую работу по риторике.

Тема VIII. Основы мастерства публичного выступления

Риторика Цицерона Марк Цицерон обладал обширными знаниями в риторике и талантом красноречивости. Его книга «Три трактата об ораторском искусстве» популярна в современном мире, и теоретические выкладки из нее широко используют в сегодняшней риторике.
Композиция речи по Цицерону. О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в.
5 простых советов Цицерона, как говорить красиво и убедительно. | Уроки веков | Пергамèнтум | Дзен Цицерон считает, что основа ораторского искусства прежде всего – глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение – пустая и ребяческая болтовня.
8 класс - Риторика Цицерона Сочинения на свободную тему сочинение О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в.

Отметьте неверные высказывания литературный язык высшая форма

это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Марк Цицерон обладал обширными знаниями в риторике и талантом красноречивости. Его книга «Три трактата об ораторском искусстве» популярна в современном мире, и теоретические выкладки из нее широко используют в сегодняшней риторике. 1. Вершина римского красноречия – ораторское искусство Цицерона. Прочитайте отрывок из трактата Цицерона «Оратор». Озаглавьте каждый пункт плана подготовки публичного выступления, предложенного Цицероном, соответствующим риторическим термином. К 35-летнему возрасту мастер политического и судебного красноречия, Цицерон стал первым оратором Рима. Его искусство открыло ему путь в политику. Он занял пост квестора, затем эдила и претора. мягким низкий голос придаст ему важности, колеблющийся - трогательности. Против убившего Цезаря Марка Антония Цицерон создал целых четырнадцать речей. Эти речи назывались «Филиппиками», т.к. были очень схожи с речами Демосфена, выступавшего против македонского тирана – царя Филиппа.

Ораторская речь согласно Цицерону

Еще важнее тот факт, что именно риторика играла главную роль в государственных и правовых делах. Яркие речи, которые трогали души слушателей, влияли на решения и исход голосований. Сегодня политика утратила это мастерство. Агитирующие тексты мы читаем в новостных статьях, а политики читают выступления с листа или экрана. Очень мало тех, кто излагает свои мысли без подсказок, понятно и красиво.

Три главных трактата Цицерона Цицерон написал три трактата важных для искусства риторики. В них автор раскрыл проблемы и дал подробные теоретические и практические рекомендации ораторам и философам. Об ораторе Брут Оратор На написание работ Марка Туллия сподвигло недовольство риторическим образованием. Он писал об идеале, образце, к которому обязан стремиться каждый, кто решил овладеть ораторским искусством.

Для него важным вопросом было разностороннее развитие, знание основ истории, права, философии. Бессмысленные речи он считал главным показателем низкой квалификации. Ко всем публичным выступлениям он предъявлял следующие требования. Стиль речи должен соответствовать теме.

Нельзя «говоря о водостоках» употреблять пышные слова, о величии римского народа рассуждать низко и просто». Речи нужна смысловая нагрузка. Она должна быть понятна слушателям. Метафоры и сравнения помогают аудитории понять обсуждаемый вопрос.

Дикция, речевой ритм, чистый выговор — основа, без которой невозможно стать оратором. Три работы подробно описывают структуры разных типов речей и законы их построения. Говорят об эмоциональной и смысловой нагрузке на разные части текста. Писатель считал, что одних природных талантов мало, для того чтобы овладеть искусством слова и стать хорошим писателем, оратором или поэтом.

Обучение и оттачивание мастерства имели большее значение. Краткое содержание трактатов Цицерона Три трактата собрали весь ораторский опыт Марка Туллия на форуме, в политике и суде. Это не практический учебник, а художественное произведение, анализ исторических событий, личностей и мнение о них.

Проблему увязки теории и практики в преподавании инженерных дисциплин давно и довольно удачно разрешили моряки, Вот типовая схема становления преподавателя высшего военного морского заведения: ВУЗ - корабельная инженерная практика - военно- морская академия - должность доцента - защита диссертации. Очевидно, наличием в системе ВВМУЗ всесторонне образованных преподавателей и объясняется тот факт, что военные моряки в научном мире и в промышленных кругах занимают довольно видное положение. Прекрасно, что преподаватели тянутся к научно-исследовательской работе, что они со вкусом обсуждают последние научные новости, настойчиво и умело вылавливают в море информации интересующие их теоретические статьи и сообщения, настойчиво работают над выполнением плана НИР.

Но кроме этой вполне понятной тяги к вопросам теории преподавателям нужно проявлять постоянный интерес и к практическим аспектам преподаваемой ими дисциплины. Они должны быть знакомы с современными методиками расчета и проектирования новой техники, с особенностями ее эксплуатации. Такое ознакомление совершенно необходимо, иначе обучаемые будут получать вчерашнюю техническую пищу. Достойно сожаления, что для преподавателей не предусмотрена стажировка в этих учреждениях. Но и помимо ОКБ можно пополнить свои знания и углублять инженерную эрудицию. Для этого, находясь вместе со студентами на производственной практике.

Работа с патентной литературой, просмотр иностранной технической периодики, изучение конструктивных особенностей зарубежной военной техники, все это необходимо для преподавателя. Пирогов Инженер - творчески мыслящая личность. Так считается, так должно быть, так оно и есть. В большинстве случаев. Но не всегда. В жизни встречаются и в немалом количестве посредственные инженеры, со слабой подготовкой, требующие постоянного контроля и опеки.

Кто же допускает подобную некондиционность? Кто виноват в том, что из недр нашей довольно передовой и демократичной высшей школы, наряду с высококвалифицированными специалистами, выходят в свет безынициативные, боящиеся нового, неспособные на дерзновенные решения инженеры? Ответственность за подобный брак ложится в первую очередь на преподавателей. Именно преподаватели обязаны приветь курсантам навыки творческого подхода к решению сложных технических проблем. Творчество немыслимо без самостоятельности, самостоятельность, в свою очередь, невозможна без обширных и прочных знаний. Прочные же знания обучаемый приобретает лишь в том случае, если настойчивым трудом и собственным разумом постигает тонкости той или иной дисциплины.

Ценным и убедительным в этом отношении является мнение В. Ленина, который самостоятельно освоил программу университета и не переставал учиться в течение всей своей жизни. Он утверждал: «Без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти». Забвение этого принципа и преподавателем и студентом становится причиной, порождающей серый поток троечников, в отношении которых ни у кого не возникает оптимистических предположения, что это источник будущих гениев. Тем более в наше время, когда распространилась практика получения положительных оценок и результатов с использованием бабок. Иногда преподаватели считают, что самостоятельная работа студента - это его личное дело, и преподаватель здесь ни при чем.

Если мол, студент хочет больше знать, то он будет самостоятельно трудиться, если же ему нравится бить баклуши, то такого студента не заставишь систематически и упорно осваивать науки. Подобное мнение может быть справедливым лишь в том случае, если студент в силу ограниченных умственных способностей не может самостоятельно работать над дисциплиной или тогда, когда студент ошивается в институте с единственной целью получить корочки. Но подавляющие большинство поступивших в вуз - это любознательные, достаточно образованные молодые люди, которым необходимо помочь втянуться в учебный процесс и приучить их к самостоятельной работе над дисциплинами. Вот здесь личность преподавателя и выступает на первый план. Он обязан быть не просто информатором, а мудрым учителем, зажигающим в учениках благородный огонь научной жадности, находящей свое воплощение в стремлении курсантов собственным трудом постигать мудрость книг и законы природы, в желании приобрести глубокие знания. Преподаватели хотят быть такими учителями.

Они очень желают, чтобы курсанты активно прорабатывали лекционный материал с использованием учебных пособий и рекомендованной научной и технической литературы, чтобы углубляли свои знания, участвуя в создании лабораторных и экспериментальных установок, работая над проблематикой научных кружков, приобщаясь к рационализаторскому и изобретательскому творчеству. Но одного желания мало, нужно еще и умение вовлечь студентов в этот творческий поиск. Вот такого-то умения. Очень часто преподаватели в своей деятельности допускают ряд ошибок, которые, наслаиваясь и уммируясь способствуют тому, что отдельные студенты превращаются в нахлебников, индифферентно пережевывающих приготовленную преподавателем научную пищу. Он непроизвольно требует от них знания учебного материала примерно в том объеме, в каком сам является специалистом. Причем не только требует, но и выдает обучаемым, утверждая свое право на такое требование, обширную информацию, зачастую превышающую программные установки.

Отступление от учебной программы как в сторону уменьшения ее объёма, так и в сторону увеличения - является крупным проступком. Кто же разрешает преподавателю такую вольность? А никто не разрешает, но никто и не запрещает. Большинство преподавателей увеличивают объем информации в разумных пределах, что, несомненно, полезно для обучаемых, но есть преподаватели, которые теряют чувство меры и выдают дополнительный материал в убийственных дозах. Поскольку тематический план можно составить по-разному, то такие преподаватели, формально не выходя за рамки учебной программы, считают возможным расширить те или иные темы, включить в них крупные дополнительные вопросы. Могут возразить, что в предыдущем рассуждении сгущены краски, что максимализм редкое явление тем более при коммерцизации высшего образования и.

Однако, подобное возражение, если оно возникает, лишь подчеркивает ту мысль, что максимализм это непроизвольное стремление. Теперь посмотрим хорошо это или плохо. Академик А. Крылов, выступая перед профессорским составом Ленинградского кораблестроительного института, заявил: "Не учите мало, не учите много, а учите средственно". За таким полушутливым началом следовало следующее рассуждение. И далее: «...

Каждая программа составляется профессором, заведующим кафедрой и преподавателями этой кафедры, то есть специалистами по данному предмету, Они всегда, склонны изложить предмет "в полном его объеме", как бы забывая, что сами они в своей преподавательской деятельности изучали свой предмет, может быть 15 - 20, 25 лет, а то и больше, а студент на изучение этого предмета может уделить лишь небольшую часть года, или полугодия, ибо одновременно студенту надо изучить и ряд других предметов, в равной мере обязательных, и сдать по ним зачеты и экзамены. Сдав такой зачет или экзамен, студент стремится как можно скорее "освободить голову" для сдачи зачета или экзамена по следующему предмету, ибо человеческая способность усвояемости не бесконечная, а ограниченная". Увеличение объема. Даже добросовестные студенты в своей попытке постигнуть все читаемые дисциплины вынуждены, из-за нехватки времени отказываться от работы над учебными пособиями, от проработки технической и научной литературы. В подобных условиях, даже регулярное освоение лекционного материала с помощью конспекта лекций, становится для слабых студентов невозможным. Они опускают в этом случае руки и переходят в разряд троечников.

Сильные же студенты, за счет перенапряжения, осваивают дисциплины, но после экзаменов срочно "освобождают голову" от зазубренных премудростей. В таких условиях вполне объяснима тенденция наиболее сообразительных" индивидуумов к условному делению дисциплин на основные и второстепенные. Последние они изучают по упрощённой схеме. Таким образом, благое на первый взгляд желание дать студентам как можно больше информации, превращается в очевидное зло, вещественным воплощением которого является пассивный студент, равнодушно шествующий по дороге знаний. Столкнувшись с равнодушием, пассивностью студентов преподаватель, стремясь донести до студентов учебный материал, начинает заниматься "популяризаторством". Негативные стороны такого явления проявляются в следующем: 1.

Подробное объяснение любого положения. Показ при выводе уравнения всех промежуточных операций, вплоть до простейших алгебраических преобразований. Стремление ограничиться программой - минимум при выполнении тематического плана. Упрощение сложных понятий в ущерб научному содержанию дисциплины. Отказ из-за недостатка, времени, потраченного на детализированный рассказ от освещения возможных путей развития науки. Подобное обучение не стимулирует у студентов желания заглянуть в книгу, просмотреть комплект научных журналов, ознакомиться со статьей, освещающей последние достижения в данной отрасли.

Более того студенты перестают работать даже с учебниками и учебными пособиями, довольствуясь выжимками дисциплины в виде конспективных записей лекций, которые они ведут на занятиях. Такая тенденция обучаемых, объясняется довольно элементарно. Работа с книгой требует определенных умственных усилий. Куда проще при освоении дисциплины и особенно при подготовке к экзаменам пользоваться готовым, тщательно разжёванным и строго дозированным материалом. Конспект лекций - это ни что иное, как развернутый план прохождения дисциплины, снабженный подробными пояснениями, который является своеобразным путеводителем при самостоятельном изучении дисциплины. Наши же студенты смотрят на конспект как на палочку-выручалочку и подчас считают, что знание дисциплины в объеме конспекта - это как раз то, что необходимо инженеру.

Упрощенчество выхолащивает научность. Упрощенчество - антипод "академичности", причем более вредный, чем "академичность". Занимаясь популяризаторством, преподаватель вместо произведений искусства одаривает обучаемых кустарными поделками, лишает студентов радости хоть маленьких, но самостоятельных открытий, не способствует глубокому освоению данной дисциплины. Обратимся к примерам. Начинается лекция. Вполне естественно желание лектора узнать как обучаемые усвоили материал предыдущего занятия.

Поэтому он задаёт аудитории ряд вопросов. Если из раза в раз ответы не удовлетворяют лектора, он организует консультации что во всю практиковалось в советской высшей школе , на которых в более сокращенной и доступной форме повторяет сложные положения дисциплины. В этом еще нет ничего предосудительного, хотя в такой консультации и присутствуют элементы репетиторства. Хуже, когда преподаватель, особенно перед экзаменом, консультирование студентов превращает уже в откровенное репетиторство. Репетиторство - вообще зло, а в стенах ВУЗа - зло в квадрате, так как при поверхностном натаскивании, обеспечивающем курсанту на экзамене минимальную положительную оценку, убивается всякое творческое начало и при этом выращивается специалист-верхогляд. Стремление преподавателя поднатаскать перед экзаменом отстающих курсантов обусловливается рядом причин, в перечне которых не последнее место занимают соображения престижа и самолюбия.

Влияние этих причин оказывает давление на преподавателя и в процессе проведения экзамена. Грань между двойкой и хиленькой тройкой очень расплывчата, и преподаватель, проявляя снисходительность к студенту, иногда считает возможным при слабом ответе все же выставить «удовлетворительную» оценку. Такой либерализм, кроме развращения студентов, ничего не дает. Дипломный проект - отчет студента о знаниях и навыках, полученных им за 5 лет обучения в ВУЗе. Чтобы правильно оценить способности и квалификацию будущего специалиста, необходимо предоставить студенту при его работе над проектом широкую самостоятельность. Поскольку дипломный проект - самостоятельная работа студента, то он несет личную ответственность за принятые конструктивные и расчетные решения.

Это определяется и положениями руководящих документов. И тем не менее, преподаватель-руководитель дипломного проекта чувствует моральную ответственность за результаты этого вида учебной деятельности. Любой преподаватель дорожит своим профессиональным авторитетом и без подстегиваний проявляет максимум внимания к дипломникам. Но в атмосфере оценочного ажиотажа некоторые преподаватели, поступаясь своей принципиальностью, начинают подменять студентов. Это выражается в том, что студенту предлагаются разработанные преподавателем конструктивные решения, рекомендуются стандартные, отработанные схемы, дарятся выношенные преподавателем идеи. Иногда такие преподаватели закрывают глаза на то, что студенты занимаются, интеллигентно выражаясь, плагиатом и все это ради того, чтобы студент получил на защите незаслуженно высокую оценку.

При таком отношении к процессу дипломного проектирования ни о каком творческом поиске не может быть и речи. Примеры снисходительного, добренького отношения к студентам можно было бы продолжить, но и приведенных достаточно для того, чтобы убедиться в недопустимости подобного явления. Рассмотренные три ошибки: максимализм, популяризаторство, снисходительное отношение к студентам, хотя и присущи незначительному числу преподавателей, но все - таки их воздействие частично сказывается при формировании творческой личности будущего инженера. Поэтому было бы очень хорошо, если бы подобные ошибки вообще не совершались. Каждый преподаватель участвует в важнейшей, государственного значения работе по подготовке высококвалифицированных специалистов. В этом деле, как ни в каком другом, должны быть отброшены в сторону конъюктурные соображения и приспособленчество, в этом деле, как ни в каком другом, нетерпимы очковтирательство и лакировка.

Основным индикатором деятельности преподавателя должны быть его собственная совесть и принципиальность. Говорят, что любое занятий наиболее эффективно, если содержание его рассчитано на среднего по успеваемости студента. Якобы в этом случае учебный материал усваивается большим количеством обучаемых. Может быть это и справедливо. Поэтому при чтении лекции не нужно идти на поводу У аудитории, подделываться под ее средний уровень. Аудиторию необходимо вести за собой, а для этого следует ставить перед ней не средние, а высокие цели.

Не стремитесь вместить в головы обучаемых как можно больше информации. Все равно они полностью её не усвоят. В наше время этот афоризм приобрел еще большую актуальность. Следовательно, давать студентам нужно самое главное, основополагающее, то есть то, что заставляет думать, анализировать, а не зазубривать. Маркс К одним преподавателям студенты относятся с уважением, других - просто не любят. Авторитетные преподаватели - это те, нравственные качества которых импонируют студентам.

С таких преподавателей они берут пример, такие преподаватели долгое время служат для выпускников эталоном настоящего человека. Могут сказать: "Подумаешь, "любят - не любят", главное, чтобы учились хорошо". Но в том то и дело, что неприязнь к преподавателю студенты переносят и на дисциплину, которую он ведет. Автора и его однокурсников обучал сопромату профессор, которого они называли Сигмой. И верно, он напоминал своим внешним видом греческую букву сигму: очень большой живот и вдавленная в плечи маленькая голова. Мы его не любили и за потные руки, и за перхоть на плечах, и за грязные ботинки, и за птичий голос..

И заодно не любили и преподаваемый им предмет. Хотя, кто любит сопромат? Таким образом, помимо всего прочего, успеваемость студентов зависит и от их отношения к преподавателю, от того, что он из себя представляет как личность. Быть личностью нетрудно. Достаточно придерживаться следующих правил. Вопросы могут бвть простыми и сложными.

Если преподавателю ответ известен - он его излагает, если же вопрос оказывается неожиданным для преподавателя, то он… Вот здесь наблюдается три подхода. Каждый преподаватель знает, что лучше всего при отсутствии знаний по данному вопросу честно сказать об этом аудитории. Но, ох, как тяжело, находясь под прицелом более чем двухсот любопытных глаз, признаться в своей некомпетентности в данном вопросе. И очень часто преподаватель начинает, прямо не отвечая на вопрос, но и не отвергая его, топить суть дела в обильном суесловии. Но обучаемые не "лопухи". Они, выслушав преподавательские трели, четко улавливают фальшь и единодушно делают вывод: нет это не соловей.

Но наиболее низко падает авторитет преподавателя в том случае, когда он, не зная ответа на поставленный вопрос, начинает изворачиваться, импровизировать и в попытке сохранить свой лицо, лгать аудитории. Помните, что ложь рано или поздно будет разоблачена среди студентов масса любознательных и скептическое отношение к такому преподавателю закрепится на длительное время. Но наиболее ощутима необъективность преподавателя во время экзамена. Оценку на экзамене следует выставлять за правильность и полноту ответов студента на поставленные вопросы. В действительности же так не всегда получается. Очень часто преподаватель прежде чем объявить оценку, заглядывает в зачетную книжку студента.

Если студент очень хорошо ответил экзаменатору, но в зачетной книжке преобладают тройки, то редкий преподаватель поставит такому студенту отличную оценку. Справедливо ли это? Разумеется, нет! Почему бы не предположить, что ранее отстававший студент, благодаря искусству и личности преподавателя, проникся исренним интересом к данной дисциплине и отлично ее освоил. Или другой случай. Студент ответил слабо, но официально он числится в отличниках.

И преподаватель по инерции, скрепя сердце, ставит ему отличную оценку. Незаслуженно высокая оценка - это тоже несправедливость. Вполне возможно, что подобный "отличник" уже давно живет на проценты своих прежних успехов. Вот почему на экзаменах лучше не заглядывать в "зачетку", а знания студентов оценивать беспристрастно по результатам их ответов. На необъективность оценки знаний студента могут влиять и другие факторы предубеждение, протежирование, неприязнь и т. Необъективность может быть проявлена не только на экзаменах.

Но в любом случае студенты моментально фиксируют несправедливость преподавателя и свое мнение о нем сообщают младшим курсам. Знайте, что только требовательный, и справедливый преподаватель вызывает у студентов глубокое уважение.

Демосфен преодолел свои физические недостатки, довел ораторскую технику до совершенства и стал величайшим политическим оратором. Своим примером он подтвердил важнейший принцип ораторского искусства: оратором может стать практически каждый, если он не пожалеет для этого времени и труда. Вначале ХХ века на Кавказе, на берегу шумного Ориона, двенадцатилетний подросток произносил речи, набрав в рот камней. Подростка звали Владимир Маяковский. Итог древнеримскому периоду в развитии красноречия подвел в своих работах по теории ораторского искусства величайший мыслитель древности Аристотель 384-322г до н.

Важнейший труд Аристотеля по теории красноречия — «Риторика» написанная около 330 году до н. Аристотель впервые дал научное обоснование ораторскому искусству, как особому виду человеческой деятельности. На протяжении многих столетий теоретики ораторского искусства придерживались взглядов и принципов Аристотеля, лишь развивая и перерабатывая их в той или иной степени. Ораторское искусство не погибло с падением Греции, ему было суждено возродиться и пережить свой второй «золотой век » в Римской рабовладельческой империи. Среди ораторов более выдающейся личностью был Марк Тулий Цицерон 106-43гг. Он вошел в историю мировой культуры, как блестящий оратор, видный государственный и политический деятель, философ, литератор. Будучи крупнейшим теоретиком ораторского искусства, Цицерон считал, что красноречие обладает исключительной силой воздействия, что оно необходимо в деле управления государством и что, следовательно, им должен владеть каждый вступивший на поприще общественной деятельности.

Определяющим в ораторском искусстве Цицерон считал глубокое содержание. Перед оратором Цицерон всегда ставил 3 основные задачи: Доказать свое положение то есть продемонстрировать истинность приводимых фактов и аргументов; Доставить слушателю эстетическое удовольствие; Воздействовать на волю и поведения слушателей, побудить людей к активной деятельности. В период, когда римское общество переживало процесс экономического и духовного упадка, жил и творил величайший ритор Марк Фабий Квинтилиан 30 — 96г. Таким образом, уже в риторике древнего мира различаются все основные элементы теории ораторского искусства. Уже тогда определился «синтетический» характер ораторского мастерства, как сплав огромного труда, таланта, знаний и глубокой убежденности оратора. Уже тогда ораторское искусство стало средством убеждения, оружием политической борьбы, а великие ораторы были одновременно народными трибунами и государственными деятелями. Как правило, нормы письменной речи складываются раньше, чем устной.

При формировании речевой нормы действуют как стихийные, так и сознательные процессы. Необходимо отметить, что языковые нормы изменяются под влиянием различных факторов и прежде всего — под влиянием изменений, происходящих в обществе. Очень быстро под влиянием диалектов и просторечия меняются орфоэпические нормы. Часто некоторое устаревшее произношение связывается с принадлежностью человека к какому-либо социальному слою. Так, в среде образованных людей XIX в. Так, в бытовой речи неуместны слова идентичный вместо одинаковый, таковой вместо этот, нежели вместо чем, ибо вместо потому что и т. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре.

В обиходном значении культуру речи понимают часто как «красивую», содержащую изысканные слова и выражения речь. Иногда можно услышать: «Она так культурно отвечает» или «Он выражается некультурно». Однако это понятие более объемно и содержательно. Таким образом, выделяется два главных показателя, или критерия, культуры речи — правильность и коммуникативная целесообразность. Но этими критериями культура речи не ограничивается. Другими критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются: точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность. Рассмотрим все критерии культуры речи более подробно.

Первый аспект связан с истинностью речевого высказывания правда или ложь. Например, прочитанная ясным языком лекция по ядерной физике может быть доступной в основном для специалистов. Уместность тех или иных языковых средств зависит от контекста, ситуации, психологических характеристик личности собеседника. Из выше сказанного можно обозначить предпосылки ораторского успеха: Четко и правильно произносить каждый звук, акцентируя значимые слова.

Информацию, которую вы хотите запомнить, необходимо в определенном порядке мысленно разместить в знакомой вам комнате. Для того, что воспроизвести эту информацию, достаточно будет вспомнить эту комнату. Они делают речь спикера более убедительной и вызывают у слушателей эмоциональный отклик.

Цицерон восторгался Квинтом Росцием и другими древнеримскими актерами. Оратор и сам прекрасно владел актерским мастерством, поэтому во время выступлений обращал внимание на жесты, громкость и тон голоса, мимику лица. Если речь оратора можно изобразить в виде прямой линии без взлетов и падений, если он не играет своим голосом, не меняет громкость, скорость подачи, интонации, не добавляет паузы, то он как оратор умер. И как коммуникатор тоже. Цицерон говорил: «Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности». Со времен Цицерона ничего не поменялось. Не верите?

Включите радио и проследите за игрой голоса ведущего. Смена тона и стиля речи для эмоционального отклика По Цицерону, неожиданная смена пафосного тона на простоту изложения, а серьезной подачи — на шутку, важны для воздействия на эмоции людей. В наше время смена подачи в изложении все также важна и часто используется в публичных выступлениях. Вспомните, как на первой презентации iPhone Стив Джобс неожиданно позвонил в Старбакс и заказал четыре тысячи латте на вынос, потом сказав, что это шутка. А как он эффектно достал ультратонкий MacBook Air из стандартного конверта для документов на презентации в январе 2008 года? Это примеры успешного использования данного приема.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий