Примеры вариативного ударения в русском языке

«Гибкость звукового материала Пушкин увеличивал варьированием ударений», — отметил академик Орлов в работе «Пушкин – создатель русского литературного языка» (276) и привёл следующие примеры: Земля вздрогнУла под ногой «Руслан и Людмила» (1817-1820).

Статья «Варианты ударений в современном русском языке»

Небольшое число служебных частей речи имеют слабое ударение, не изменяют качества «ударного» гласного. Это союзы но, словно, точно, то…то, некоторые предлоги, не нарушающие смысловой связи с наречиями вдоль, напротив, кроме, рядом с, между и т. Сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др.

Цель исследования: — выявление причин нарушения норм ударения в лексиконе подростков. Объект исследования: лексикон подростков. Предмет: связь факторов языковой среды с нарушением норм ударения.

Гипотеза состоит из предположения о том, что если выявить причины неправильной постановки ударения в речи подростков, то можно составить рекомендации для повышения их уровня культуры речи. В соответствии целью, предметом, гипотезой в исследовании решались следующие задачи : Осуществить теоретический анализ учебных пособий по теме «Нормы ударения в русском языке». Изучить особенности ударения в русском языке. Изучить причины изменения орфоэпических норм русского языка в 2009 году. С помощью анкетирования выявить причины нарушения норм ударения в устной речи подростков.

Разработать рекомендации для повышения культуры речи подростков. Практическое значение исследования состоит в том, что результаты проделанной работы позволяют сделать вывод об актуальности и значимости поставленной проблемы, позволяют разработать рекомендации, которые могут помочь подросткам следить за грамотностью своей речи. Осуществить теоретический анализ учебных пособий по теме «Нормы ударения в русском языке». С помощью анкетирования выявить причины нарушения норм ударения в лексиконе обучающихся. Разработать рекомендации для повышения культуры речи обучающихся.

Нормы ударения в русском языке 1. Что такое языковые нормы? Для того чтобы разобраться в причинах нарушения норм ударения в устной речи, сначала, необходимо понять, что же собой представляет слово «норма». Почему знание каких-либо норм так важно? Сама по себе норма является образцом единообразного, общепризнанного употребления каких-либо элементов.

Конкретно языковые нормы — это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка. Характерными чертами языковых норм являются: — соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы. Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. К основным источникам языковой нормы относятся: — произведения писателей — классиков; — общепринятое современное употребление; — данные лингвистических словарей.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную. Значит, развитие языковых норм — это процесс, на который влияет, в первую очередь, человек. А все нормы, правила, традиции являются результатом, к которому приходит человек в результате изучения им языка.

Поскольку мы в своей работе обратились к проблеме нарушения норм ударения, то об особенностях ударения будет рассказано далее. Особенности ударения в русском языке Выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью свойственных языку фонетических средств называется ударением. В нашей речи различают три типа ударения: словесное, логическое и эмфатическое. Словесное ударение — это особое выделение одного из слогов слова. Логическое ударение — это выделение целых слов в предложении: Я хочу учиться.

Эмфатическое ударение — это ударение, служащее для подчеркивания эмоциональной стороны слова, которое достигается долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного. Причем замечено, что положительные эмоции, а также крайнее удивление выражаются обычно продлением гласных Петенька, милый, голубчик, приезжа-ай, соску-училась , отрицательные эмоции — продлением согласных А ну, гляди, каш-шеваррр! Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными. В русском языке существуют слова с двойным ударением.

Этот вопрос волнует и ученых-лингвистов. Они провели многочисленные эксперименты с восприятием звуков языка и оценкой их смысловой нагрузки. Некоторые результаты этих поисков вы найдете в книге Л. Крысина «Жизнь слова». Упоминаемая уже книга А. Журавлева «Звук и смысл», адресованная учащимся, продолжает волнующий разговор о существовании какой-то силы, связывающей звук и смысл в языке, при этом привлекаются результаты новых исследований в области русской лингвистики. В последние годы даже родилась новая филологическая область теории содержательности звуковой формы в языке. Эта наука получила название фоносемантика от гр. В главе «Звуковые узоры» А. Журавлев рассказывает о том, как в ткани одного произведения переплетаются разные настроения и как при этом меняется звуковая инструментовка текста. Для анализа взяты хорошо известные стихотворения. Одно из них — «Я помню чудное мгновенье…». В первом четверостишии пушкинского произведения компьютер, опираясь только на звуковую ткань произведения, сразу улавливает общую тональность звучания и характеризует ее признаками «нежный», «светлый». Затем тональность меняется, появляются ноты грусти которые все усиливаются от второй к четвертой строфе. Компьютер отмечает и изменение звукового оформления этих строк. Теперь машина характеризует 2-4-ю строфу признаками «минорный», «темный», поскольку доминирующий оказываются совсем другие звуки [х, г, ж, ы]. Но в последних двух строках стихотворения вновь создается первоначальная эмоционально-образная мелодия, возвращаются признаки «нежный», «светлый», причем они становятся более яркими, более четко выраженными. Глинка почувствовал переплетение тональностей стихотворения и точно выразил этот рисунок в музыке своего знаменитого романса. И в этом слиянии многозвучного содержания стихотворения со сложной значимостью его фонетической формы и с глубоко содержательной музыкой романса — в слиянии этих трех линий, выполненных по единому рисунку, одна из тайн совершенной гармонии творения двух гениев». А вот другое стихотворение тоже очень известное , которое может стать предметом образно-звукового анализа, - «О, весна без конца и без краю…» А. Общий тон машина определяет как «яркий», «радостный». Но это только общий фон, на котором происходит борьба, движение контрастных образов. Вот как об этом рассказывает исследователь фоносемантики: «Это гимн жизни.

В связи с этим отметим основные особенности русского ударения. Ударение в русском языке свободное,что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определенным слогом [1, с. Например, в эстонском, латышском, чешском, финском языках ударным всегда бывает первый слог. В польском, грузинском языках — предпоследний, в армянском, французском языках — последний. В русском языке ударение может падать на любой слог, поэтому его называют разноместным. В этих словах ударение соответственно падает на первый, второй, третий, четвертый слоги. Разноместность его, как отмечает Р. Аванесов, делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова. Кроме того, ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Эта особенность и вызывает трудности в постановке ударения во многих словах. В публичных выступлениях, деловом общении, обиходной речи довольно часто наблюдается отклонение от норм литературного языка. Неверное ударение мешает восприятию смысла. Существуют сложности с ударением в самых простых словах из-за того, что многие не знают точно их принадлежности к той или иной части речи [1, с. Например, прилагательное развитой пишется с окончанием — ой,которое и принимает на себя ударение. Это слово имеет несколько значений и употребляется в разных словосочетаниях. Наряду с прилагательным в русском языке имеется причастие — развитый, образованное от глагола развить, имеющее окончание — ый. Как видим, ударение зависит от того, прилагательное это или причастие. В некоторых словах русского языка ударение может быть двояким, то есть ставится то на одном, то на другом слоге. Сложность в определении места ударения в том или ином слове возрастает, поскольку для некоторых слов существуют варианты ударений.

2019 Выпуск №3

Что значит вариативное произношение Между тем в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля это слово зафиксировано с ударением на первом слоге: лЫжня. В «Толковом словаре русского языка» Д. Н. Ушакова (1935–1940) даны уже два варианта ударения: лЫжня и лыжнЯ.
Статья «Варианты ударений в современном русском языке» Итак, можно сделать вывод, что возникновение вариантов ударения в современном русском языке – закономерное, объективное явление, отражающее процессы, происходящие в языке, которые поддерживаются речевой практикой.
Вариативность ударений — Студопедия Вследствие разноместности и подвижности русского ударения в русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, или акцентологические варианты.

Архаизмы. Ч. XIV. Ударения. Вариативность

Нормы и варианты ударений Особенности русского ударения: разноместность и подвижность. Нормы и варианты ударений В русском языке силовое ударение не просто акустико-физиологическое явление, оно также выполняет несколько важных функций: выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию служит как бы «фонетическим паспортом». Содержание Особенности русского ударения: разноместность и подвижность Звуковой строй русского языка характеризуется разноместным ударением в словах, что значительно повышает его богатство. Напомним, что ударение в языках бывает фиксированным связанным , то есть закрепленным за определенной позицией в слове как, например, в французском языке — на последнем слоге , и свободным разноместным, то есть может приходиться на начальные слоги, на последние или серединные, что устанавливают орфоэпические нормы. В русском языке силовое ударение не просто акустико-физиологическое явление, оно также выполняет несколько важных функций: выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию служит как бы «фонетическим паспортом» , играет роль важного смыслоразличительного средства и, наконец, участвует в ритмической организации не только поэтической, но и прозаической речи. Русское ударение отличается разноместностью и подвижностью.

Ударение иногда является единственным средством различать слова по смыслу атлас — атлас, трусит — трусит, погруженный на платформу — погруженный в воду и даже функционально-стилистическую закрепленность акцентных вариантов лавровый лист, но в ботанике: семейство лавровых. В этих словах ударение попадает на разные слоги от первого до шестого и на разные его морфологические части на корень, приставку, суффикс, окончание. Разноместность ударения в русском языке является важным средством различения слов. Русское словесное ударение является, во-первых, свободным разноместным , с элементами морфологизированного фиксированного ударения, во-вторых, - неподвижным в большей части лексики и подвижным в небольшом количестве частотных слов, принадлежащих к основному словарному фонду языка. Оба деления являются автономными, независимыми друг от друга, то есть словесное ударение с этих двух позиций может быть отнесено к следующим разновидностям: связанное подвижное, связанное неподвижное, свободное подвижное, свободное неподвижное.

Клитики могут присоединяться к ударной словоформе какой-то одной части речи например, романские местоименные формы в косвенных падежах — только к глаголу либо к словоформам любой части речи таковы русские частицы же, ли ; последние называются транскатегориальными. Безударные словоформы в составе фонетического слова могут находиться как перед ударной словоформой проклитики , так и после нее энклитики. В некоторых случаях ударная словоформа может быть «окружена» клитиками — на бережок бы. Функции словесного ударения. Вариативность ударения - это возможности различного ударения в одной и той же словоформе, в одном и том же слове. При различии словоформ с вариативным ударением один из вариантов может быть нормативным, а другой - противоречащим норме, просторечным или диалектным. Например, нормативно ударение начал, положил, магазин, красивее и ненормативно начал, положил, магазин, красивее.

Знаки вариативного ударения также помогают правильно различить однокоренные слова с разным ударением.

Например, в словосочетаниях «расстилать одеяло» и «рассстилать одеяло» ударение падает на разные слоги слова «расстилать», что придает разное значение предложению. Значение вариативного ударения для чтения и понимания текстов Вариативное ударение — это изменение ударения в словах, возникающее в различных грамматических формах или при слитном чтении словосочетаний. Оно играет важную роль в чтении и понимании текстов на русском языке. Вариативное ударение может быть изменением ударения на разных гласных в словах одной лексической группы, например: волна — волну, кость — костью. Такие изменения могут существенно влиять на смысл слова и его грамматическую функцию в предложении. Вариативное ударение также важно при чтении словосочетаний, где происходит слияние слов и изменение ударения. Например, при слитном чтении можно выделить ударение на определенных словах, чтобы правильно передать их смысл или эмоциональную окраску. Для успешного чтения и понимания текстов необходимо учитывать вариативное ударение и знать правила его изменения.

Это позволит правильно ударять слова при чтении, что в свою очередь поможет лучше понять и запомнить содержание текста. Чтение с учетом вариативного ударения также способствует более точному и выразительному восприятию текста, помогает передать его интонационные особенности и оттенки значения слов. Правильное ударение слов и словосочетаний помогает говорящему или читающему быть более ясным и понятным для слушателя или читателя. Вопрос-ответ Что такое вариативное ударение? Вариативное ударение — это явление изменения ударения в слове, в котором ударение может падать на разные слоги в зависимости от контекста или диалекта. Какие языки и диалекты подвержены вариативному ударению?

Также ударение в русском языке может зависеть от значения слова: забронИровать место — забронировАть орудие; привОд в милицию — прИвод в механизме; языковОй барьер — языкОвая колбаса; занятОй человек — зАнятое место; услуги элЕктрика — цвет электрИк; вязАнка дров — кофта- вЯзанка. Подобная вариативность требует от нас расширения словарного запаса. Немало вариантов произношения обусловлено распространением профессионализмов. Мы должны всегда это учитывать, чтобы не делать ошибок. В заключение я хочу заострить ваше внимание на следующем утверждении: выбор верного варианта ударения является показателем уровня речевой культуры человека. Достаточно услышать докУмент, килОметр, квАртал, тортЫ, катАлог, и становится ясно: человек не владеет основными нормами литературного произношения. Дорогие мои собеседники, пожалуйста, всегда имейте в виду: вариативность ударения может провоцировать речевые ошибки. Когда мы не знаем, какой из вариантов произношения слова является правильным и стилистически уместным, нам непременно нужно найти время и заглянуть в словарь! Спишите, поставив УДАРЕНИЕ: агент, алфавит, аэропорты, банты, вероисповедание, гражданство, дефис, диспансер, договоренность, жалюзи, иксы, краны, кремень, лекторов, местностей, мусоропровод, намерение, некролог, локтем, отрочество, партер, приданое, призыв, процент, свекла, сироты, средства, статуя, столяр, созыв, таможня, торты, цемент, щавель, шарфы, шофёр, эксперт.

Вариативное ударение в современном русском литературном языке

Цель данного выступления – сосредоточить ваше внимание на проблеме вариативности русского ударения. Я расскажу вам о различных причинах возникновения нормативных и ненормативных акцентологических вариантов. Вследствие разноместности и подвижности русского ударения в русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, или акцентологические варианты. Это видео было опубликовано на сайте ПостНаука (). Больше лекций, интервью и статей о фундаментальной науке и ученых, которые ее создают. В настоящей статье рассматривается пример такого рода — вариативная постановка ударения в формах прошедшего времени некоторых глаголов. Общей тенденцией в ударении, по признанию многих лингвистов, считается тенденция к ритмическому равновесию, которая заключается в смещении ударения к центру слова.

1. «Одновре́менно» и «одновреме́нно»

  • Варианты ударения в современном русском языке
  • 10 слов с вариативным ударением
  • Вариативное ударение в русском языке: определение и примеры
  • Фонетика и фонология русского языка

Фонетика и фонология русского языка

Варианты нормы, из которых один признаётся основным: творог идоп. Первый вариант является предпочтительным, второй оценивается как менее желательный, но всё-таки находится в пределах правильного. Стилистические варианты: прикус общеупотребит. Нормативно-хронологическиеварианты: запасной соврем.

Новый вариант уравнялся в правах с прежним, а некоторые авторы словарей даже указывают его как предпочтительный. Раньше в таких глаголах на «-ировать» ударение падало на последний слог. Для каких-то слов словари дают только один правильный вариант — соответствующий строгой норме, хотя в живой речи произношение уже давно изменилось. А вот в случае с «нормировать» допускаются два варианта, как и с причастием «нормированный». Но большинство даёт эти варианты как взаимозаменяемые.

Кстати, в единственном числе у этого слова нет официально закреплённой формы.

Словесное ударение может быть ослаблено. Словоформы с ослабленным ударением называются слабоударяемыми, а ослабленное ударение - слабым, или побочным. Они не равноценны, главное основное ударение — слоговое, побочное слабее главного, обычно ставится впереди основного.

Побочное ударение встречается: - в словах с иноязычными приставками суперобложка ; - в некоторых сложносокращенных словах пединститут ; - в некоторых двусложных и трехсложных предлогах и союзах около дома Клитика — слово например, местоимение или частица , грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющие слога например, предлоги в, к, с. Клитики могут присоединяться к ударной словоформе какой-то одной части речи например, романские местоименные формы в косвенных падежах — только к глаголу либо к словоформам любой части речи таковы русские частицы же, ли ; последние называются транскатегориальными. Безударные словоформы в составе фонетического слова могут находиться как перед ударной словоформой проклитики , так и после нее энклитики.

Повидимому, попрежнему, попустому[7]. Ныне — по-видимому, по-прежнему, по-пустому. Ныне уже со словаря Ушакова — цирюльник. В 1917 году провели первую реформу русской орфографии. В известной мере она была реформой графики. Официально реформа была объявлена 11 24 мая 1917 года в виде «Постановлений совещания по вопросу об упрощении русского правописания», а 17 30 мая на основании указанных материалов Министерство народного просвещения Временного правительства предписало попечителям округов немедленно провести реформу русского правописания; ещё один циркуляр вышел 22 июня 5 июля. В документах орфографической реформы 1917—1918 гг. В 1956 году был составлен новый свод — «Правила русской орфографии и пунктуации».

На сегодня эти Правила, установившиеся почти полвека назад, — по-прежнему базовый источник для составителей словарей и справочников по русскому языку. На них основаны все многочисленные учебники и пособия для школьников и абитуриентов. Но сам их текст, к сожалению, не так-то просто найти в магазинах. Время от времени заглядывать в Правила совершенно необходимо каждому, кто хочет в полной мере владеть русским языком и писать уверенно и свободно. В 2000 году был издан Проект свода правил русского правописания. Под Пунктуацией Принято понимать, с одной стороны, Систему графических неалфавитных, знаков знаков препинания , а с другой стороны, Систему правил, В которых описываются современные нормы пунктуационного оформления письменного текста. Некоторые ученые полагают, что система пунктуационных знаков возникла в глубокой древности и в некотором роде стихийно. Изучение древнейших рукописей потребовало определенной культуры общения с текстами.

Впервые знаки препинания были использованы Аристофаном Византийским, который употребил их в гомеровских текстах. Теорию пунктуации предложил один из представителей александрийской школы — Дионисий Фракийский, выделивший три основных знака препинания: точку как знак законченной мысли, среднюю точку «для отдыха», малую точку как знак мысли, еще не законченной, нуждающейся в продолжении. Исследования берестяных грамот Великого Новгорода показали, что в текстах использовались различные комбинации точек или другие знаки в виде креста или «змейки». Любопытно, что указанные знаки обнаруживались лишь в текстах, которые были рассчитаны в большей степени на чтение вслух перечни повинностей, долгов или церковные записи. Первыми были знаки не письменной, а устной речи, так как ораторское искусство относится к области говорения, а не писания. Решающим в развитии пунктуации явилось изобретение книгопечатания. Первым знаком препинания в русских текстах был, вероятно, пробел между словами XVI век. В современных печатных текстах наблюдается разнообразное использование пунктуационных знаков и графических средств курсив, Разрядка, Шрифт И др.

Современную пунктуацию можно рассматривать как систему с центром и периферией. Центр составляют так называемые ядерные знаки препинания, которые организованы на основе функций: Отделение одиночные знаки — Выделение парные знаки. Например, в предложении точка, вопросительный или восклицательный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой обладают общей функцией Отделения, А двойные запятые, скобки, кавычки Выделяют В предложении какой-либо компонент. В тексте мы можем выделить и другие функции пунктуационно-графических средств. Например, выделение слова или части текста особым шрифтом или Подчеркиванием свидетельствует о важности в смысловом отношении выделенных компонентов. Таким образом, основной функцией пунктуации является Смысловое членение речи. Пунктуационная норма регулирует и контролирует речевое поведение носителя языка. По отношению к пунктуационной норме такой параметр оценки, как Правильно — Неправильно, Имеет во многом субъективный характер: Неправильно то, что непонятно, или то, что вызывает разное толкование.

Это обстоятельство должно учитываться пишущим: он должен определенным образом защитить свой текст от непонимания, т. Непреднамеренные отступления от нормы, как правило, квалифицируются как Ошибки. Они появляются обычно по причине недостаточной языковой компетенции пишущего и могут быть определены как «неосвоенная норма». Что касается преднамеренных отступлений, то они различаются не только сферой, но и задачами использования. К числу преднамеренных отступлений относится так называемая Нерегламентированная и авторская пунктуация. В современном русском языке значительно возросло количество знаков в тексте. Но то, что в предложении строго нормировано, в тексте получает определенную свободу выбора и интерпретации. Пишущий выбирает наиболее выразительный по функциональному назначению знак так, например, тире представляется в общепринятом понимании более сильным знаком по сравнению с запятой или двоеточием.

К нерегламентированной пунктуации не закрепленной действующими правилами, представляющей собой разнообразные отклонения от общих норм и существующей наряду с регламентируемой Относятся прежде всего пунктуационно-графические средства, употребление которых обусловлено внутренними свойствами текста и коммуникативными задачами автора. В заключение отметим, что нетрадиционное употребление знаков препинания, как это ни парадоксально, опирается именно на традицию, исходную норму, так как любое отступление от правила — с целью создания дополнительной экспрессии или особой интонации речи — предполагает знание самого правила. Понятие лексики языка. Лексические нормы языка. Лексика от гр. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». Так же называют словарь совокупность слов писателя, отдельного человека «лексика Есенина», «особенности лексики Гоголя».

Лексикология от гр. Богатейший словарный запас современного русского языка может быть рассмотрен с различных точек зрения. Большое внимание должно быть уделено вопросам, связанным с проблемой «слово и его значение». Изучением этих вопросов занимается семасиология, или семантика от гр. Лексикология изучает словарный состав языка с исторической точки зрения—со стороны происхождения и формирования. Одна из главных задач лексикологии — изучение стилистической неоднородности словарного состава русского языка. Наряду со словами стилистически нейтральными, меж стилевыми восемь, хорошо, человек, читать и др. Наличие стилистических пластов в русской лексике усиливает выразительность речи.

Русская лексика неоднородна и с точки зрения сферы употребления слов. Наряду со словами общенародными т. Анализ не общенародной лексики и ее роли в языке литературы также входит в число задач лексикологии. С лексикологией тесно связана фразеология — наука об устойчивых сочетаниях слов и лексикография— наука о словарях. Системность лексики русского языка. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Взгляды на проблему системности в лексике развивались от крайнего утверждения, что лексика не системна, к признанию системности лексики. Однако понимание системности в лексике варьируется.

Некоторые исследователи усматривают в лексике лишь ту системность, которая отражает связи между явлениями действительности. Безусловно, такого типа системность присутствует в лексике, поскольку слова обозначают предметы и явления действительности и соответственно те системные связи, которые существуют между ними. Однако в лексике присутствует и собственно языковая системность. Она проявляется в разного рода взаимодействии между словами, которую мы наблюдаем в синонимических рядах, антонимических парах, омонимах и паронимах. Особая форма системности проявляется в структуре многозначного слова. Синонимы — это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу: везде — всюду, двенадцать — дюжина, смелый — храбрый, бескрайний — безграничный, возле — около — подле, по-иному — по-другому, потому что — так как, торопиться — спешить и др. Группа синонимов, состоящая из двух и более слов, называется синонимическим рядом.

Как хочу, так и говорю: 13 слов, в которых уже не сделаешь ошибку

Ударение. Liii. Особенности русского ударения 240. Русское словесное ударение Кроме того, ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то такое ударение является неподвижным (берегу, бережешь, бережет, берегут — ударение закреплено за окончанием).
Что значит вариативное произношение Нормы постановки ударения иначе называют акцентологическими. В русском языке ударный слог выделяется большей напряженностью произносительного аппарата. Такое ударение называется силовым.

Вариативность ударения

В русском языке нет жесткого правила об ударениях – например, «ударять» на первый или на последний слог. В похожих словах постановка ударения может быть разной. А есть слова, где ударение можно поставить на разные слоги, не изменяя смысла слова. Об ударении в словах можно справиться также в орфографических, толковых словарях русского языка, в различных словарях-справочниках, в пособиях по культуре речи. Языковая норма — это не догма, претендующая на неукоснительное выполнение. 3.1.3. Устаревшая вариативность ударений в прилагательных. В данном разделе мы рассмотрим примеры с исконно русскими словами, а со словами заимствованными из иноязычных источников рассмотрим в разделе соответствующих слов и варваризмов.

Орфоэпические нормы русского языка

Словарь фиксирует эти варианты. Например: дубляж, -а в профессион. Языковая норма — это не догма, претендующая на неукоснительное выполнение. В зависимости от целей и задач общения, от особенностей функционирования языковых средств в том или ином стиле, в связи с определенным стилистическим заданием возможно сознательное и мотивированное отступление от нормы. Здесь уместно вспомнить слова нашего замечательного лингвиста академика Л. Щербы: Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее выделено нами. Русская речь. Любые отклонения от нормы должны быть ситуативно и стилистически оправданы, отражать реально существующие в языке вариантные формы разговорную или профессиональную речь, диалектные отклонения и т.

Вариативное ударение может использоваться для создания разных форм одного слова. Например, в слове «город» ударение падает на первый слог в именительном падеже «ГОрод» , а на последний слог в родительном падеже «горОда». Знание правил использования вариативного ударения поможет говорящему грамотно и верно употреблять слова в речи и письме. Изменение значения слова через вариативное ударение Вариативное ударение в русском языке может использоваться для изменения значения слова. Различное ударение в одном и том же слове может указывать на разные грамматические формы или оттенки смысла. Рассмотрим пример существительного «брег». При одном ударении «брег» означает край берега, а при другом ударении «брег» может обозначать некоторое изгибление или загибание.

Равноправные варианты. С точки зрения правильности эти варианты одинаковы. Варианты нормы, из которых один признается основным: а помета «допустимо» доп. Первый вариант является предпочтительным, второй оценивается как менее желательный, но все-таки находятся в пределах правильного. Чаще всего используется в разговорной речи. Помета указывает, что оцениваемый ею вариант постепенно утрачивается, а в прошлом он был основным. Целый ряд вариантов ударения связан с профессиональной сферой употребления. Есть слова, специфическое ударение в которых традиционно и принято только в узкопрофессиональной среде, в любой другой обстановке оно воспринимается как ошибка. Словарь фиксирует эти варианты. Для указания этих вариантов вводятся так называемые запретительные пометы: а «не рекомендуется» не рек. Эта помета может иметь дополнительную характеристику «устаревшее» не рек. Варианты, имеющие эту помету, представляют собой бывшую норму. Всем, чья речь должна быть образцовой, не следует употреблять варианты, имеющие запретительные пометы. Итак, можно сделать вывод, что возникновение вариантов ударения в современном русском языке — закономерное, объективное явление, отражающее процессы, происходящие в языке, которые поддерживаются речевой практикой.

Существует несколько типов ударения: силовое, музыкальное, качественное и количественное. Силовое ударение При силовом ударении также его называют динамическим или экспираторным в слове выбранный слог становится более интенсивным, громче остальных, так как во время его артикуляции выдох делается сильнее. Может быть сильным или слабым. При слабом динамическом ударении ударный слог не особо отличается от безударного, из-за чего иногда кажется особенно тем, кто плохо знаком с языком , что ударения в принципе нет. Силовое ударение встречается в таких языках, как русский, французский, английский, чешский, и многих других. Музыкальное ударение При музыкальном ударении также его называют мелодическим или тоновым происходит выделение слога изменением частоты тона. Тон может повышаться восходящий тон или понижаться нисходящий тон , а также повышаться и сразу же понижаться восходяще-нисходящий или наоборот нисходяще-восходящий.

Краткий словарь ударений

«Гибкость звукового материала Пушкин увеличивал варьированием ударений», — отметил академик Орлов в работе «Пушкин – создатель русского литературного языка» (276) и привёл следующие примеры: Земля вздрогнУла под ногой «Руслан и Людмила» (1817-1820). Алматинский технологический университет. Тенденция произношения слов с двумя вариативными ударениями в русском языке. Аннотация. В данной статье автор рассматривает особенности использования слов с вариативными ударениями. В ходе 8 цикла «Уроки настоящей лингвистики» необходимо было решить поставленные задачи на тему «Вариативность русского ударения по словарям и поэтическому корпусу». 1. Слова иноязычного происхождения, как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем. Вариативное ударение — это явление в русском языке, при котором одно и то же слово может иметь различное ударение в разных контекстах. Это сочетание различных вариантов ударения одного и того же слова ведет к возникновению разных форм и значений слова.

§ 240. Русское словесное ударение

творОг НьЮтон - НьютОн прОдал - продАл дОговор - договОр знАхарка - знахАрка. по 5 слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, не проверяемой ударением. Русское словесное ударение дает только один вариант – «солит». А вот остальные словари – и постарше, и современные – допускают вариативность ударения. Словесное ударение в русском языке характеризуется разноместностью (может стоять на любом слоге и любой части слова: новости, наука, обучение, буржуазия и т. д.) и подвижностью (в разных грамматических формах слова может переходить с одного слога на другой: голова. Правильный выбор места ударения в слове имеет большое значение в работе над культурой устной речи. Ниже приведены примеры, в которых наиболее часто встречается ошибочное ударение. Итак, можно сделать вывод, что возникновение вариантов ударения в современном русском языке – закономерное, объективное явление, отражающее процессы, происходящие в языке, которые поддерживаются речевой практикой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий