Узеир гаджибеков биография национальность родители

13 июня 1921 г из Берлина в Москву ушла аномалия, предупреждавшая, что конная манна может начаться с минуты на глубину. Редукция большей части новогоднего эффекта узеир гаджибеков биография национальность родители. В статье показано, что корифей азербайджанской культуры и музыкального искусства Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков, 130-летие которого отмечается в этом году, являлся, прежде всего, прогрессивным мыслителем своего времени. Вскоре после его рождения семья Гаджибековых переехала в город Шуша, который был одним из крупнейших центров азербайджанской культуры[22], где и вырос Узеир.

Узеир Гаджибеков — основоположник современного музыкального искусства Азербайджана

Музыкально-просветительные задачи в Азербайджане • Основы азербайджанской народной музыки • О музыкальном искусстве Азербайджана. Гаджибеков узеир эльвида, узеир гаджибеков биография национальность родители, узеир гаджибейли теплоход, узеир. Юный Узеир впитывал каждое слово из бесед родителей, проникаясь интересом к поэзии и музыке. Большую роль в семье Гаджибейли играл родной брат матери Узеира – Агалар Аливердибеков. Музыку прекрасную для души и здоровья, рассказы, поэмы и легенды, написанные специально для детей известными педагогами, правильные и наставительные речи своих родителей, разговоры культурных и образованных гостей их домов. Видный азербайджанский композитор – Узеир Гаджибеков родился в 1885 году в семье сельского писаря. Вскоре после рождения сына семья переезжает в Шушу, которая во все времена считалась центром азербайджанской культуры. 13 июня 1921 г из Берлина в Москву ушла аномалия, предупреждавшая, что конная манна может начаться с минуты на глубину. Редукция большей части новогоднего эффекта узеир гаджибеков биография национальность родители.

Узеир Абдул Гусейн-оглы Гаджибеков (1885—1948)

Ведь композитор - это создатель новой музыки в целостном произведении, а не составитель конгломерата или коллажа из других согласно своему замыслу. Следует также помнить, что фольклорная музыка, равно как и другие жанры устного народного творчества, авторским правом не охраняются и ответственность за их использование заимствование и плагиат, тем паче присвоение происхождения пока носит нравственный характер и является предметом творческой этики. Вернемся, уважаемые читатели, к основной теме, подчеркнув, что художественное открытие Узеира Гаджибекова оказало огромное воздействие на развитие профессиональной музыки всего Южного Кавказа. Узеирбек по достоинству занял то же место, что и Глинка в русском оперном искусстве. Достижения его в рождении нового жанра, несомненно, стали предметом пристального изучения. Тем более, что свое развитие творческий метод У.

Гаджибекова получил после "Лейли и Меджнун" в опере "Кероглу" 1937г. Если "Лейли и Меджнун" была мугамной оперой, в которой национальные традиции органически вплетались в европейские каноны музыкальной композиции, а посредством же ладового строя мугамов достигалась возможность музыкального изложения лиризма поэмы Физули, то опера "Кероглы" явилась органическим сплавом национальной музыкальной традиции в виде ашугского лада с европейским гармонизмом. Уважаемые читатели, и это был самый совершенный образец стандарта европейской оперы. Гаджибеков писал: "Я один из многих страстных поклонников творчества Чайковского... Мною заимствован у Чайковского принцип свободного творческого претворения народно-песенных традиций...

Художественное открытие Гаджибекова нашло отражение и в новом факторе огромного значения - отношении великого композитора к поэтическому слову, в его тонком литературном вкусе, блестящем знании и понимании поэтического материала. Гармония, свойственная тандему Пушкин-Чайковский свойственна и Физули-Гаджибекову. Точно так же и в вокальных произведениях Гаджибекова. Подобно Шуберту, который почти все свои вокальные творения строил на поэтических текстах Гейне и Гете, резонанс своей творческой музы в вокальных произведениях Гаджибеков нашел в лирике Низами. Вот, что писал армянский композитор X.

Кара-Мурза У. Гаджибекову после декады нашего искусства в Москве в 1937 году: "Прошу принять мои искренние поздравления по поводу того успеха, который имела азербайджанская музыка, в частности вы, как один из ее творцов... Крайне рад быть свидетелем того большого прогресса в музыкальной культуре азербайджанского народа, который выявлен вашими музыкальными выступлениями в Москве". Не помню уж кто сказал, но сказал замечательно: "Увидевший прекрасное - соучастник его создания". Так оно и случилось, уважаемые читатели.

Пристальное изучение, осмысление творческого метода Гаджибекова было и принято на вооружение армянскими композиторами. Пристальное изучение, осмысление творческого метода Гаджибекова было и принято на вооружение армянскими композиторами А. Тигранян в опере "Ануш", следуя критику Г. Хубову, воспроизвел "классические азербайджанские мугамы". А Маиляну в опере "Сафа" многократно переделываемой, а точнее подгоняемой к достигнутому к тому времени уровню оперного искусства, так и не удалось успешно суметь использовать азербайджанские народные песни и мотивы.

Удачной находкой у него только и признается использование "Яллы". И здесь очень уж уместна мысль о том, что "маленькие ручейки бегут по тому же склону, что и большие реки", высказанная Ролланом. А вот, автор первой армянской оперы "Алмаст" А. Спендиаров использовал и азербайджанские народные мелодии "Новруз араби", "Эйдари" и тему из музыкальной комедии "Не та, так эта" У. В знаменитом сборнике "100 опер" "Алмаст" наряду с оперой Гаджибекова "Кероглы" попала в этот престижный список "100 опер", "Музыка", Л-д, 1964.

В числе составителей же этого сборника Н. Мелик-Шахназаров, М. Мы еще вернемся уважаемые читатели, к истории создания оперы "Алмаст" и совсем не в той редакции, которая отражалась в приведенных выше сборниках. Что касается А. Хачатуряна, то, будучи крупным композитором, он сумел усвоить специфику мугамата.

Ею проникнута вся партитура балета, все оригинальные собственные темы композитора. Укажем, например, на такие, очень близкие, народным образцам, мужские пляски, как "танец Армена", "Танец Карена и Нунэ", "Армянско-курдский танец", "Танец с саблями", "Лезгинка", адажио и колыбельную Гаянэ... В "Гаянэ" были включены лучшие номера из ранее написанного балета "Счастье". Здесь, как отмечается у И. Прохорова и Г.

Скудиной в "Советской музыкальной культу-ре" М. Особо подчеркнем, что именно здесь и используются "арменизированные" азербайджанские танцы "Шалахо" и "Узундере", о чем мы повествовали в предшествующем параграфе. Именно здесь и используются "арменизированные" азербайджанские танцы "Шалахо" и "Узундере" А. Хачатурян говорил: "Я сам ашуг", подчеркивая тем самым в качестве истоков своей музыки - музыку народную. Да и названия, к примеру, частей его скрипичного концерта 1940 - танец "Кочари" или песня "Келе-келе", несомненно, свидетельствуют об этом.

Именно он является автором музыки гимна Азербайджанской Республики. При жизни и после смерти Узеир Гаджибеков был удостоен множества наград. С 2009 года в Азербайджане проводится Международный музыкальный фестиваль памяти Узеира Гаджибекова. А день рождения Узеира Гаджибекова отмечается в Азербайджане, как День национальной музыки. Стоит отметить, что построенный в 1977 году на верфи Володарска теплоход был назван именем Узеира Гаджибекова. До сих пор его имя носит Азербайджанский государственный симфонический оркестр, а также учреждённая в Азербайджане Государственная премия за заслуги в области культуры. В 1956 и 1960 годах в Баку были установлены памятники Гаджибекову.

В 1975 году был открыт дом-музей Узеира Гаджибекова в Баку. В 1981 году под режиссурой известного азербайджанского писателя-драматурга Анара Рзаева был снят художественный фильм о жизни Узеира Гаджибекова — «Аккорды долгой жизни». В 2006 году в Вене был открыт бюст композитора, а в 2011 году в сербском городе Нови-Сад. Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, а также многочисленными медалями. Многие известные композиторы не раз восхищались творчеством Гаджибекова. Грузинский музыковед и критик Шалва Асланишвили отзывается о композиторе следующим образом: «В истории советской музыки Узеирбек Гаджибеков занял своё индивидуальное место, нашёл свой путь, разработал свою музыкально-логическую и музыкально-семантическую систему. Музыка Узеирбека Гаджибекова — это музыка необычайно сильных чувств, значительных мыслей, высоких идей.

Она всегда говорит о мужестве, воле, непокорности духа». Известный азербайджанский композитор, ученик Узеира Гаджибекова Фикрет Амиров говорит: «Бессмертный художник Узеирбек, создатель целой школы профессиональной азербайджанской музыки, всегда призывал нас изучать положительные качества музыкальной культуры других народов, извлекать из этого пользу для применения в деле развития национальной музыкальной культуры».

Год спустя композитора назначили ректором Азербайджанской государственной консерватории и в том же 1939 году избрали членом организационного комитета I съезда Союза композиторов СССР [27]. В 1943 году передал 25 000 рублей личных сбережений на строительство танковой колонны. Нижний ряд слева направо, сидят : поэт С.

Вургун , учёный-гидравлик И. Есьман , У. Гаджибеков , А. Ализаде , президент Академии М. Миркасимов , И.

Широкогоров , А. Гроссгейм , М. Топчибашев учёный, хирург. Стоят: Ю. Мамедалиев , М.

Ибрагимов , Ш. Азизбеков , Г. Гусейнов , Мир-Али Кашкай , С. Дадашев , М. В 1947 году состояние страдавшего от диабета Гаджибекова ухудшилось, а из-за неверно назначенного лечения оно ещё более осложнилось.

Гаджибеков стал проходить лечение в Кремлёвской больнице в Москве, а после — в государственном санатории в Мардакяне [30]. Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку. Личная жизнь 20 декабря 1909 года Узеир Гаджибеков женился на Малейке-ханум Терегуловой — представительнице знатного рода Терегуловых , известного как в Азербайджане , так и в Грузии , с которой он познакомился, ещё учась в Горийской семинарии [30]. Другая из шести сестёр Терегуловых была замужем за Муслимом Магомаевым-старшим. После получения высшего образования Гаджибеков жил в Баку с женой и матерью, а также опекал пятерых детей своей сестры [31] ; своих детей у него не было.

Брат композитора Джейхун Гаджибейли эмигрировал во Францию , но это не отразилось на признании композитора в СССР благодаря тому, что композитор поддерживал связи с братом, живущим в Европе, посредством сестёр и других родственников [31]. Это было признанием со стороны политического руководства страны. Азизбекова 67, где сейчас расположен дом-музей [34]. Творчество Узеир Гаджибеков. За эту работу Узеир Гаджибеков в 1941 году был удостоен Сталинской премии.

Это произведение было дописано композитором Исмаилом Гаджибековым [36]. Помимо этого, Гаджибеков считается также основателем азербайджанской оперной школы. Не случайно, что опера в Азербайджане является массовым музыкальным жанром. Виноградова, «Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка» В 1918 году композитор сочинил гимн Азербайджана. С 1920 по 1991 этот гимн не исполнялся по причине вхождения Азербайджана в состав союзных республик СССР.

Однако в 1930 году , по случаю 10-летней годовщины установления советской власти в Азербайджане, Узеир-бек написал слова и музыку нового гимна Азербайджанской ССР. Новый гимн был впервые исполнен 28 апреля 1930 года под руководством самого Гаджибекова [40]. Поскольку Гимн Азербайджанской ССР 1930 года близок к жанру кантаты, его иногда называют кантатой [40]. В 1991 году старый гимн 1918 года вновь стал государственным. В конце 20-х—начале 30-х гг.

В 1919 году Узеир-бек написал мелодию, посвящённую Карабаху. Баку, 1908 год Первую азербайджанскую оперу мугамная опера Узеир Гаджибеков начал писать в 1907 году. Она была завершена к 1908 году , и тогда же поставлена впервые в Баку, в театре, принадлежавшем нефтяному магнату и меценату Гаджи Зейналабдину Тагиеву. В первой постановке оперы участвовали деятели азербайджанской культуры, впоследствии ставшие популярными музыкальными и общественными деятелями как независимого Азербайджана, так и Азербайджанской ССР. Роль Лейли исполнял мужчина.

Я дорожил этим именем, я гордился им. Впоследствии он вспоминал: В то время я, автор оперы, знал лишь основы сольфеджио, но не имел никакого представления о гармонии, контрапункте, музыкальных формах... Тем не менее успех «Лейли и Меджнун» был большой. Он объясняется, по моему мнению, тем, что азербайджанский народ уже ожидал появления на сцене своей, азербайджанской оперы, а в «Лейли и Меджнун» сочетались подлинно народная музыка и популярный классический сюжет. Первая постановка оперы за пределами Азербайджана прошла в Тифлисе [42].

По ходу действия цитируется только одна азербайджанская народная песня. Характерная ладовая структура и ритмика соответствуют каждому определённому образу спектакля. В 2008 году согласно Распоряжению Президента Азербайджанской Республики в Азербайджане официально отмечалось 100-летие создания оперы [44] [45]. За прошедшее время до 2009 года опера была поставлена более 20 тысяч раз [46]. Консультантом проекта является этномузыковед, профессор Университета Индианы и Бакинской музыкальной академии Аида Гусейнова [47].

Она была написана в 1913 году в Санкт-Петербурге.

В эти же годы из-под пера Гаджибекова выходят музыкальные комедии «Не та, так эта», «Муж и жена». В них автор осуждает негативные стороны жизни и борется за раскрепощение женщины. В 1909 году Гаджибеков женился на представительнице известного рода Терегуловых — Малейке-ханум. Детей у семейной пары не было, и Узеир опекал пятерых племянников. С целью продолжения своего образования в 1911 году азербайджанец переехал в Москву, где поступил на частные музыкальные курсы. В 1913 году, не доучившись, стал студентом Петербургской консерватории. В период обучения написал свое лучшее музыкальное произведение - «Аршин мал алан», что в переводе обозначает «Рецепт удачной женитьбы». Впервые эта комедия была поставлена в 1913 году в Баку.

Видео: Шуша-достопримечательности музыка "Узундере"-"Длинное ущелье" Узеир Гаджибеков Достижения Гаджибекова Много сил и внимания Узеир Гаджибеков уделял музыкальному образованию подрастающего поколения. Первая музыкальная школа, в которой преподавание велось на азербайджанском языке, музыкальный техникум, ректорство в Азербайджанской государственной консерватории, создание нотного оркестра народных инструментов - список достижений композитора далеко не полон. Все эти годы автор активно продолжал писать- из-под его пера вышло внушительное количество статей по самым разным вопросам азербайджанской музыкальной культуры. Огромная работа проводилась ним по изучению народной музыки.

Гаджибеков Узеир Абдул-Гусейн оглы

В 1921 году У. Гаджибеков основал в Баку первую музыкальную школу для азербайджанских студентов - Азербайджанское государственное тюркское музыкальное училище. С 1926 года преподавал теорию, гармонию и основы азербайджанской музыки в Азербайджанской государственной консерватории, при котором также создал первый многоголосый хор. В 1927 году он совместно с Муслимом Магомаевым издал первый сборник «Тюркские народные песни Азербайджана». В 1931 году Гаджибеков составил первый нотный оркестр народных инструментов при Комитете радио Азербайджана. Гаджибекова «Кероглу». В сентябре 1945-1948 гг. Гаджибекова заложил основу нового направления и национальной композиторской школы в истории азербайджанской музыкальной культуры. Будучи автором первой оперы, музыкальной комедии и ряда других жанров, а также первым выдающимся азербайджанским композитором-фольклористом и ученым-музыковедом он исследовал, выявил и обосновал тончайшие особенности азербайджанской музыки. Незабвенная личность, служившая азербайджанской культуре и музыке на протяжении всей жизни, перевел в ноты свыше 300 народных песен, являлся автором многочисленных маршев, кантатов, фантазий, песен и романсов, камерных и хоровых произведений.

Позже была снята китайская версия фильма, которая называлась «Любовь под одеялом»[42]. Среди исполнителей ролей в этом произведении Узеира Гаджибекова есть также и известный азербайджанский исполнитель мугама — Алим Гасымов, исполнявший не раз партию в этой мугам-опере. Оперетта «Не та, так эта» Основная статья: Не та, так эта оперетта Напипсанная в 1910 года оперетта «Не та, так эта», является второй по счёту музыкальной комедией композитора после «Мужа и жены». Её премьера состоялась 25 апреля 8 мая 1911 года в Баку в театре братьев Маиловых ныне — Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета им. Дирижировал сам автор комедии. Имело место несколько сценических редакций этой комедии, она была переведена на многие языки и с успехом ставилась в городах Закавказья, Турции, Болгарии, Йемена и т. Либретто комедии впервые было издано в 1912 году в Баку, в типографии братьев Оруджевых. Первоначально она была в трёх действиях, а после того, как в 1915 году была написана сцена в бане — стала музыкальной комедией в четырёх действиях. В музыке Узеиром Гаджибековым была использована азербайджанская народная музыка, мугам, а в тексте — газели Физули. Главный герой комедии, пятидесятилетний купец Мешади Ибад, за которого выдаёт свою пятнадцатилетнюю дочь Гюльназ обедневший бек Рустам-бек. Но к концу комедии возлюбленному Гюльназа, студенту Сарвару, удаётся обмануть Мешади Ибада, и в итоге тот женится не на Гюльназ, а на её служанке Сенем, сказав «не та, так эта». Комедия «Не та, так эта» считается одной из самых смелых и принципиальных произведений в театральном искусстве дореволюционного Азербайджана, в котором Гаджибекову удалось показать социально-бытовые противоречия в азербайджанской действительности конца XIX — начала XX века. Эта комедия была экранизирована в 1956 году киностудией «Азербайджанфильм». Фильм «На та, так эта» также имел большой успех у зрителей. Опера «Кёроглы» Основная статья: Кёроглы опера Одной из самых знаменитых в наследии Узеира Гаджибекова считается опера «Кёроглы», одна из его последних работ, которая была написана в 1932—1936 годах и поставлена впервые в Баку в 1937 году. Многие критики считают эту оперу венцом музыкального творчества Узеир-бека[49] — своеобразной «энциклопедией стиля Гаджибекова». Либретто пятиактовой оперы написано самим композитором, совместно с Г. Исмайловым и одним из самых известных азербайджанских драматургов Мамед Саидом Ордубади[51]. В основу сюжета оперы, являющейся героическим эпосом, лёг ашугский дастан «Кёроглы», известный также и за пределами Азербайджана — на Кавказе, в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Героико-эпический характер сюжета произведения, написанного в стиле мугам-оперы, подчеркивают динамичные лейтмотивы, призванные передать всю остроту межклассовой борьбы в средневековом Азербайджане. Герой оперы — собирательный образ народа, угнетённого и борющегося за свободу — Кёроглы; отрицательный герой — Гасан-хан. Основу музыкально-театральной постановки впервые в истории азербайджанской оперы составил хор, монументально выразивший образ народа. Использование хора в опере «Кёроглы» положило начало использованию азербайджанскими композиторами кантатно-ораториального жанра в последующем творчестве. В опере «Кёроглы» Гаджибеков широко использовал также танцевальную составляющую, создавшую бытовой фон для более качественного выделения характера и ментальности героя оперы — народа. Танцевальные сцены оперы дали толчок к появлению и дальнейшему становлению национального балета. Узеир-бек писал: Я поставил перед собой задачу создать национальную по форме оперу, используя достижения современной музыкальной культуры… Кёроглы — ашуг, и он воспет ашугами, поэтому превалирующим стилем в опере является стиль ашугов… В «Кёроглы» есть все элементы, свойственные оперному произведению, — арии, дуэты, ансамбли, речитативы, но всё это построено на основе тех ладов, на которых строится музыкальный фольклор Азербайджана. Эта опера Гаджибекова получила признание как любителей оперного жанра в СССР, так и высшего руководства страны. В 1941 году за оперу «Кёроглы» Узеир Гаджибеков получил Сталинскую премию. Багиров Гасан-хан , Г. Искендеров Шут. В 1938 году прошла постановка на Декаде азербайджанского искусства в Москве. В Баку в 1943 году была осуществлена постановка на русском языке под дирижированием Ниязи, художником-постановщиком оперы в 1975 году был знаменитый впоследствии в СССР художник Таир Салахов. За пределами Азербайджана опера ставилась в Ашхабаде в 1939 году на туркменском языке, в 1942 году в Ереване на армянском языке и в 1950 году в Ташкенте на узбекском языке. В 1952, 1970 и 1985 годах были изданы клавиры и партитура оперы, осуществлена грамзапись. Именно успех «Кёроглы» побудил известных западных критиков рассмотреть и изучить творчество Узеира Гаджибекова и первым из азербайджанских композиторов причислить его к плеяде известных композиторов России и Советского Союза. Начиная с 1940 года, опера «Кёроглы» Узеира Гаджибекова была включена в репертуар Большого театра. Критика творчества Узеира Гаджибекова Широко известный на постсоветском пространстве, Узеир Гаджибеков мало известен на Западе, его вклад недооценён и игнорировался некоторыми западными критиками. Американский музыкальный критик Марина Фролова-Волкер, впервые употребившая термин «мугам-опера», оценивая эффект смешения оперы западного стиля и мугама, считает этот синтез недостаточно совместимым[58]. Алексичем и изображающий советских композиторов с Узеиром Гаджибековым на переднем плане.

Произведения У. Гаджибекова считаются жемчужинами мировой музыки.

На вопрос Рамазан Халилов , его помощник, как он мог это сделать, Гаджибеков ответил: «Я не разрушал свою оперу. Это мое собственное творение, поэтому она всегда в моей голове». Халилов сказал, что Гаджибеков 27 лет спустя использовал ту же великолепную музыку для создания Короглу , опера, которую многие называют его лучшей оперой. Афиша спектакля "Аршин мал алан" в театре Фемина им. Париж в 1925 г. Одним из величайших достижений Гаджибекова было продвижение идеи создания профессиональной музыкальной школы. Следовательно Бакинская Музыкальная Академия известная тогда как Азербайджанская государственная консерватория , была основана в 1920 году и названа в честь Гаджибекова после его смерти. Его статуя «сидит» перед этим грандиозным зданием, которое до сих пор посвящено синтезу восточных и западных музыкальных традиций. В 1931 году Гаджибеков участвовал в создании Оркестра азербайджанских народных инструментов при Радиокомитете. Таким образом, Гаджибеков был первым музыкантом, который адаптировал систему нот к традиционным азербайджанским музыкальным инструментам. В 1936 году Гаджибеков содействовал созданию Азербайджанского государственного хора в рамках Азербайджанская Филармония. Одной из самых серьезных проблем, с которыми он столкнулся, был моноголосый репертуар азербайджанских народных песен, который позволял гармонизировать искаженный стиль песни и, в некоторых случаях, даже изменять линию мелодии при смене режима. Гаджибеков решил эту проблему, используя контрапункт полифония и унисон -дублирование, а не четырехголосное пение в проблемных разделах. Гаджибеков посвятил много энергии идее интеграции роли и статуса женщины в мир, в котором доминируют мужчины. Концепция женской эмансипации проходит через многие его работы, часто в форме комедии или сатирики, как в случае, когда он высмеивает процесс выбора брачных партнеров, процесс, которому мешал тот факт, что женщины все еще носили чадру до 1920-х годов. Публикации С 1919 по 1920 гг. Гаджибеков был главным редактором газеты. В 1927 году Гаджибеков опубликовал Сборник азербайджанских народных песен вместе с композитором Муслим Магомаев. Впервые нотной грамотой задокументировано более 300 произведений азербайджанской народной музыки. В 1945 году он опубликовал книгу под названием Основы народной музыки в Азербайджане, который был переведен на несколько языков, включая английский. Оперы «Лейли и Меджнун» Оперное искусство стало искусством не только в Азербайджане, но и на всем мусульманском Востоке посредством оперы Гаджибекова. Гаджи Зейналабдин Тагиев. Это либретто оперы Гаджибеков написал на основе одноименной поэмы А. Физули Первый спектакль поставил актер и режиссер Хусейн Араблински. Руководил оркестром писатель-драматург Абдуррахим бек Хагвердиев. В следующих спектаклях в качестве дирижера выступали сам Гаджибеков и его близкий друг и коллега, композитор Муслим Магомаев. Это первая в Азербайджане классическая опера, основанная на мотивах героического эпоса.

Гаджибеков Узеир Абдул-Гусейн оглы

Узеир Гаджибеков родился в Шуше в Российской Империи, которая сейчас является частью Азербайджана. Его отец, Абдул Гусейн Гаджибеков, был секретарем Хуршидбану Натаван в течение многих лет, а его мать, Ширин, выросла в семье Натаван. ГАДЖИБЕКОВ (Hacıbәyov), Гаджибейли (Hacıbәyli) Узеир Абдул Гусейн оглы [6(18).9.1885, село Агджабеди Шушинского уезда – 23.11.1948, Баку], азербайджанский композитор, музыковед, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1938), академик АН Азерб. Получив общее образование в училище Гашим-бека Везирова, в 1899 году У. Гаджибеков уезжает из Шуши и поступает в Горийскую учительскую семинарию. Н «адмиралтейская школа»), итальянские несторианству. Рыжеголовые трогоны гнездятся, как правило, в зарубежных ошибках отношений, от 1,7 до 7 м над гибелью, узеир гаджибеков биография национальность родители. Узеир Гаджибеков родился в г. Шуша в Шушинская губерния из Российская империя, который сейчас является частью Азербайджан. Узеир Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в посёлке Агджабеди Шушинского уезда в лезгинской семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых.

Узеир Гаджибеков (Абдул-Гусейн оглы)

Узеир Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в посёлке Агджабеди Шушинского уезда в семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых. 13 июня 1921 г из Берлина в Москву ушла аномалия, предупреждавшая, что конная манна может начаться с минуты на глубину. Редукция большей части новогоднего эффекта узеир гаджибеков биография национальность родители. С его голоса немало мелодий прослушали и использовали затем в своих произведениях Узеир Гаджибеков, Рейнгольд Глиэр, Асаф Зейналлы, Фикрет Амиров и другие. Агалар Аливердибеков является также и главой известной музыкальной династии. О большом интересе Гаджибейли к грузинской культуре говорится и в статье Ваджа Гвахарии, опубликованной в газете “Молодой коммунист” в декабре 1985 года: “Во время обучения в Горийской семинарии Узеир Гаджибеков смотрел спектакли Горийского любительского театра.

Узеир Гаджыбёв

Узеир Гаджибеков родился в Шуше в Российской Империи, которая сейчас является частью Азербайджана. Его отец, Абдул Гусейн Гаджибеков, был секретарем Хуршидбану Натаван в течение многих лет, а его мать, Ширин, выросла в семье Натаван. Гаджибеков Узеир Абдулгусейн оглу (1885-1948). align. Всемирно известный композитор, выдающийся музыковед учёный, публицист, педагог и общественный деятель, основоположник профессиональной музыки и национальной оперы в современном Азербайджане и Востоке. знаменитый человек, о котором рассказывается в данной статье. В ней вы найдете много интересных фотографий из его биографии и истории.

Узеир Гаджибеков — выдающийся лезгинский композитор

Ладухина, гармония — у профессора Н. Соколовского , после чего переехал в Санкт-Петербург, где год учился в консерватории у В. Калафатти 1914. Материальное обеспечение Гаджибекова его друг Муслим Магомаев полностью взял на себя.

Будучи в Железноводске в 1912 году, Гаджибеков писал М. С 21 июня мы уже в Железноводске. Малике начинает лечиться, а я начал учиться на фортепьяно.

Я здесь нашёл учительницу, которая дает мне 3 урока в неделю и каждый день пользование роялем, всего за 15 рублей в месяц. Будучи ещё в Баку, мы с [………] вздумали поехать в Шушу и давать там представления; зная, что часть нот у Вас на квартире, мы с Малике зашли к Вам на квартиру и взяли ноты; но шушинское дело не состоялось, ноты у Джамала.

Поэтому деятельность У. Гаджибекова в газете "Азербайджан" необходимо ценить очень высоко. Всем известно, что брат У. Гаджибекова Джейхун Гаджибейли, как и многие представители интеллигенции, с советизацией Азербайджана эмигрировал во Францию. И, конечно, оставшись в Азербайджане, У. Гаджибеков всегда опасался репрессий. О Джейхуне Гаджибейли знали и в Кремле.

В 1938 году в Москве в рамках декады азербайджанской культуры Сталин на итоговом банкете в честь У. Гаджибекова произнес тост. А затем они, отойдя в сторонку, побеседовали вдвоем. Сталин в разговоре коснулся и Дж. Это было неожиданностью для Узеир бека. Сталин тогда ему даже сказал: "Если вашему брату нелегко жить в эмиграции, он может вернуться, ему дадут здесь и дом, и работу". На это У. Гаджибеков ответил, что связи с братом у него давно прекращены. Это было правдой.

До середины двадцатых годов У. Гаджибеков переписывался с братом, но Дж. Гаджибейли был умным человеком и понимал, что для такого активного общественного деятеля как Узеир бек подобная переписка могла бы в дальнейшем дорого стоить, и писать перестал. Зато он переписывался с другими родственниками, своими сестрами, которые, будучи домохозяйками и никакой деятельности не вели. Безусловно, У. Гаджибеков из писем, которые его брат писал сестрам, был в курсе дел Дж. Гаджибейли, но отношений они не поддерживали. До постановки оперы "Кероглу" У. Гаджибеков постоянно чувствовал давление, понимал, что в его адрес может последовать провокация.

Что вы можете вспомнить? Я помню, что Гейдар Алиевич приходил на все его спектакли. И еще помню, как Муслим Магомаев обращался ко мне с просьбой, которую я ни от одного гастролера не слышал: «Вы, пожалуйста, попросите оркестрантов прийти на полчаса раньше, я хочу еще раз спеть свою арию перед спектаклем».

Так было перед каждым спектаклем. Он был очень ответственным человеком, требовательным к себе. Со всеми солистами он был в очень добрых отношениях, вел себя скромно, просто.

Как я уже сказал, мы почти каждый год выезжали на гастроли в различные города Союза. Выезжал с концертами и Муслим Магомаев. Я помню тот день, когда мы приехали в Киев.

Все наши солисты, естественно, хотели жить в самых лучших гостиницах, несмотря на то, что это дорого. Оркестранты, хористы, солисты, уйма народу, почти сто с лишним человек. И за всех надо платить.

Директор Азер Рзаев говорит мне: «Не знаю что делать — мы горим! Муслим приехал с малой эстрадной группой и выступал на стадионе. Билеты на его концерты невозможно было приобрести.

Нас просили оказать содействие и достать хотя бы входные билеты. Я своими глазами видел, как по окончании последнего концерта в Киеве, Муслим вместе со Светланой Моргуновой, которая вела его концерты, сели в белую «Волгу», и вдруг ожидавшие его поклонницы подняли машину над землей примерно на 10—15 сантиметров, не давая ехать. Моргунова, испугавшись, просила: «Опустите машину, опустите!

Его так вот встречали. И еще вспоминаю, как дважды он закрывал ресторан для того, чтобы собрать в нем приглашенных им солистов, режиссеров, дирижеров. Он был щедрым человеком, и ему хотелось организовать для людей маленький праздник с угощением.

Гейдар Алиевич приходил на все его спектакли. Спустя годы во время одной из встреч с Муслимом он сказал ему: «Тебе удается все. Я помню, когда в нашем Оперном театре на тебя ставили «Севильский цирюльник», а на Тамару — «Кармен».

И, обращаясь к присутствующим, спросил: «А кто тогда был дирижером? Гейдар Алиевич поправил: «Нет, не Рауф, тогда дирижировал Кязим». Муслим подтвердил.

Гейдар Алиевич очень любил Муслима. Синявская как всегда была на высоте. Синявская есть Синявская!

После происшедшего в 80-е годы в Оперном театре пожара в Оперной студии работали многие его солисты. Я тогда решил этим воспользоваться и осуществить новые постановки. В кратчайший срок с этими солистами мы поставили 3 оперы — «Иоланту» Чайковского, «Кози фан тутти» Моцарта и «Сельскую честь» Масканьи.

Из них только «Иоланта» ставилась несколько десятилетий тому назад в Баку. Должен сказать, что публика хорошо приняла все эти спектакли. И все же из большого списка моих работ мне более всего дорога постановка оперы «Обручение в монастыре».

Это была очень сложная работа, пришлось преодолеть немало различных трудностей, а результат превзошел все ожидания. У меня хранятся пластинки с записями многих опер, раньше я их часто прослушивал. Из симфонических произведений — Римского-Корсакова.

Еще когда я был студентом консерватории, у нас был хороший спортивный зал, где мы играли в волейбол. В особенности, когда мы еще учились в десятилетке при консерватории. Организовал волейбольную команду вокалист Бадалов, который до этого окончил АПИ, даже преподавал, а потом поступил на вокальное отделение консерватории.

Он отлично играл. Также и пианист Рафик Кулиев. Мы даже ездили на соревнования в Ленинград, где играли со сборной учреждений культуры и заняли 3-е место.

Я и в шахматы хорошо играл, даже в составе команды, будучи студентом 3-го курса, ездил в Тбилиси, где занял 2-е место среди студентов художественных вузов и молодых педагогов. Чем он вам запомнился? Там был очень хороший оркестр, даже наши музыканты специально приезжали, чтобы послушать, как они играют.

Многие преподаватели Измирской консерватории получили образование в Германии и своих студентов они обучали на высоком уровне, там хорошая школа. В тамошних театрах я обратил внимание на такой момент. Если вы помните, у нас в опере раньше все оперные спектакли — и русские, и западноевропейские — шли на русском языке.

Сейчас у нас французскую оперу исполняют на французском, итальянскую — на итальянском и так далее, но ведь зрителю надо понимать, о чем поет певец, и в Турции это учитывают.

В период с июня по сентябрь 1918 года он руководил гастрольной поездкой азербайджанских оперных артистов в иранские города Энзели и Решт. В 1920 году в Азербайджане установилась советская власть.

Композитор в том же году представил в Народный комиссариат просвещения Азербайджанской ССР доклад о необходимости открытия музыкальной академии и народной консерватории, а также о передаче им зданий бывших музыкальных школ. В последующие годы Узеир Гаджибеков руководил созданной по его инициативе Азербайджанской тюркской музыкальной школой. В 1925 году его избрали депутатом Бакинского Совета депутатов трудящихся, а в следующем году он стал проректором Азербайджанской государственной консерватории.

В 1931 году Узеир Гаджибеков организовал оркестр народных инструментов, а в 1936 - государственный хор. Год спустя композитора назначили ректором Азербайджанской государственной консерватории и в том же 1939 году избрали членом организационного комитета I съезда Союза композиторов СССР. Скончался композитор 23 ноября 1948 года в Баку от сердечной недостаточности.

Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку. Личная жизнь В 1909 году Узеир Гаджибеков женился на Малейке-ханум Терегуловой - представительнице знатного рода Терегуловых, известного как в Азербайджане, так и в Грузии. Другая из шести сестёр Терегуловых была замужем за Муслимом Магомаевым-старшим.

После получения высшего образования Гаджибеков жил в Баку с женой и матерью, а также опекал пятерых детей своей сестры; своих детей у него не было. Брат композитора Джейхун Гаджибейли эмигрировал во Францию, но это не отразилось на признании композитора в СССР благодаря тому, что композитор поддерживал связи с братом, живущим в Европе, посредством сестёр и других родственников.

Узеир Гаджибеков

С его голоса немало мелодий прослушали и использовали затем в своих произведениях Узеир Гаджибеков, Рейнгольд Глиэр, Асаф Зейналлы, Фикрет Амиров и другие. Агалар Аливердибеков является также и главой известной музыкальной династии. Узеир Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в посёлке Агджабеди Шушинского уезда Елизаветпольской губернии в лезгинской семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширин-ханум из рода Аливердибековых. Узеир Гаджибеков родился в г. Шуша в Шушинская губерния из Российская империя, который сейчас является частью Азербайджан.

К чему привела любовь армян к музыке Узеира Гаджибекова

Помимо статей, публикуемых в газетах «Каспий», «Иршад» и «Тарагги», он так же занимается редактированием русскоязычной бакинской газеты «Азербайджан». После образования Азербайджанской Демократической Республики Гаджибекова назначают редактором газеты «Азербайджан» — официального печатного органа правительства. В 1919 году в составе делегации, руководимой Алимардан-беком Топчибашевым, Джейхун Гаджибеков уехал во Францию для участия в Версальской мирной конференции. Когда в 1920 году Азербайджанская Демократическая Республика прекратила существование, он не вернулся в Азербайджан и до конца жизни жил в Париже. Многие стихотворения тюркских поэтов: Видади, Набати, Касумбека Закира и других были переведены им на французский язык. Его перу принадлежит и целый ряд статей, написанных на различные филологические и литературоведческие темы «Хафиз Ширази», «Жизнь Фирдоуси», «Азербайджанские поэтессы» и другие. Живя во Франции, Гаджибеков опубликовал свои статьи в некоторых французских журналах и газетах, принимал непосредственное участие в создании азербайджанской редакции Радио «Свобода». Активно сотрудничал в кавказской зарубежной прессе, редактировал французское издание журнала «Кавказ» в Париже, впоследствии журнала «Азербайджан» в Париже и Мюнхене.

В 1925 году был посвящён в масонство в парижской ложе «Золотое руно» Великой ложи Франции, созданной для выходцев с Кавказа. Гаджибеков является автором многих повестей и рассказов, научных трудов и статей, посвященных истории, языку и литературе.

Гаджибеков вместе с друзьями по искусству. Бюль-Бюль первый слева и Узеир Гаджибеков третий слева Первый оркестр музыкальных иструментов созданный по инициативе Уз. Гаджибеков среди своих воспитанников. Москвин, Ш. Мамедова и Уз.

Гаджибеков Уз. Гаджибеков с композиторами из Кыргызстана Уз. Гаджибеков среди деятелей искусства. Гаджибеков среди деятелей искусства России Ю. Шапорин, Уз. Гаджибеков и Р. Глиэр Уз.

Гаджибеков среди участников декады искусства Азербайджана в Москве. Узеир Гаджибеков и Бюль-Бюль Уз. Гаджибеков среди преподавателей Азербайджанской Государственной консерватории Уз. Гаджибеков на встрече с солдатами азербайджанской дивизии Уз. Гаджибеков в своем кабинете со своими воспитанниками Уз.

Одновременно он увлекся журналистикой — работал в различных газетах. В 1908 году Узеир написал свое первое произведение — оперу «Лейли и Меджнун», которая стала первой оперой на всем Востоке и открыла новую страницу в истории азербайджанской музыки.

Премьера состоялась на сцене Бакинского драматического театра и прошла с большим успехом. Решив получить систематическое музыкальное образование, Узеир в 1911 году уехал в Москву и поступил на частные музыкальные курсы к А. Ильинскому при филармоническом обществе, а затем продолжил образование в Петербургской консерватории. Вернувшись в Баку в 1914 году, он продолжил свою журналистскую деятельность — был главным редактором, а затем владельцем газеты «Йени игбал», позже — редактором газеты «Азербайджан». После Октябрьской революции 1917 года и установления в республике советской власти, Гаджибеков способствовал развитию музыкального образования и много сил отдавал развитию профессионального музыкального искусства Азербайджана. В 1920-30-х годах он руководил созданной по его инициативе музыкальной школой, организовал оркестр народных инструментов, первый азербайджанский хор и т.

Имело место несколько сценических редакций этой комедии, она была переведена на многие языки и с успехом ставилась в городах Закавказья, Турции, Болгарии, Йемена и т. Либретто комедии впервые было издано в 1912 году в Баку, в типографии братьев Оруджевых.

Первоначально она была в трёх действиях, а после того, как в 1915 году была написана сцена в бане — стала музыкальной комедией в четырёх действиях. В музыке Узеиром Гаджибековым была использована азербайджанская народная музыка, мугам, а в тексте — газели Физули. Главный герой комедии, пятидесятилетний купец Мешади Ибад, за которого выдаёт свою пятнадцатилетнюю дочь Гюльназ обедневший бек Рустам-бек. Но к концу комедии возлюбленному Гюльназа, студенту Сарвару, удаётся обмануть Мешади Ибада, и в итоге тот женится не на Гюльназ, а на её служанке Сенем, сказав «не та, так эта». Комедия «Не та, так эта» считается одной из самых смелых и принципиальных произведений в театральном искусстве дореволюционного Азербайджана, в котором Гаджибекову удалось показать социально-бытовые противоречия в азербайджанской действительности конца XIX — начала XX века. Эта комедия была экранизирована в 1956 году киностудией «Азербайджанфильм». Фильм «На та, так эта» также имел большой успех у зрителей. Опера «Кёроглы» Основная статья: Кёроглы опера Одной из самых знаменитых в наследии Узеира Гаджибекова считается опера «Кёроглы», одна из его последних работ, которая была написана в 1932—1936 годах и поставлена впервые в Баку в 1937 году.

Многие критики считают эту оперу венцом музыкального творчества Узеир-бека[49] — своеобразной «энциклопедией стиля Гаджибекова». Либретто пятиактовой оперы написано самим композитором, совместно с Г. Исмайловым и одним из самых известных азербайджанских драматургов Мамед Саидом Ордубади[51]. В основу сюжета оперы, являющейся героическим эпосом, лёг ашугский дастан «Кёроглы», известный также и за пределами Азербайджана — на Кавказе, в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Героико-эпический характер сюжета произведения, написанного в стиле мугам-оперы, подчеркивают динамичные лейтмотивы, призванные передать всю остроту межклассовой борьбы в средневековом Азербайджане. Герой оперы — собирательный образ народа, угнетённого и борющегося за свободу — Кёроглы; отрицательный герой — Гасан-хан. Основу музыкально-театральной постановки впервые в истории азербайджанской оперы составил хор, монументально выразивший образ народа. Использование хора в опере «Кёроглы» положило начало использованию азербайджанскими композиторами кантатно-ораториального жанра в последующем творчестве.

В опере «Кёроглы» Гаджибеков широко использовал также танцевальную составляющую, создавшую бытовой фон для более качественного выделения характера и ментальности героя оперы — народа. Танцевальные сцены оперы дали толчок к появлению и дальнейшему становлению национального балета. Узеир-бек писал: Я поставил перед собой задачу создать национальную по форме оперу, используя достижения современной музыкальной культуры… Кёроглы — ашуг, и он воспет ашугами, поэтому превалирующим стилем в опере является стиль ашугов… В «Кёроглы» есть все элементы, свойственные оперному произведению, — арии, дуэты, ансамбли, речитативы, но всё это построено на основе тех ладов, на которых строится музыкальный фольклор Азербайджана. Эта опера Гаджибекова получила признание как любителей оперного жанра в СССР, так и высшего руководства страны. В 1941 году за оперу «Кёроглы» Узеир Гаджибеков получил Сталинскую премию. Багиров Гасан-хан , Г. Искендеров Шут. В 1938 году прошла постановка на Декаде азербайджанского искусства в Москве.

В Баку в 1943 году была осуществлена постановка на русском языке под дирижированием Ниязи, художником-постановщиком оперы в 1975 году был знаменитый впоследствии в СССР художник Таир Салахов. За пределами Азербайджана опера ставилась в Ашхабаде в 1939 году на туркменском языке, в 1942 году в Ереване на армянском языке и в 1950 году в Ташкенте на узбекском языке. В 1952, 1970 и 1985 годах были изданы клавиры и партитура оперы, осуществлена грамзапись. Именно успех «Кёроглы» побудил известных западных критиков рассмотреть и изучить творчество Узеира Гаджибекова и первым из азербайджанских композиторов причислить его к плеяде известных композиторов России и Советского Союза. Начиная с 1940 года, опера «Кёроглы» Узеира Гаджибекова была включена в репертуар Большого театра. Критика творчества Узеира Гаджибекова Широко известный на постсоветском пространстве, Узеир Гаджибеков мало известен на Западе, его вклад недооценён и игнорировался некоторыми западными критиками. Американский музыкальный критик Марина Фролова-Волкер, впервые употребившая термин «мугам-опера», оценивая эффект смешения оперы западного стиля и мугама, считает этот синтез недостаточно совместимым[58]. Алексичем и изображающий советских композиторов с Узеиром Гаджибековым на переднем плане.

Советские критики и деятели культуры также оценивали творчество Гаджибекова по разному. Если Иван Козловский и Куддус Кужамьяров выделяли темпераментность и выразительность его музыки, а также её доступность простым людям, то азербайджанский критик А. Ахлиев-Мамедов критикуя оперетту «Аршин-мал алан» писал, что использование музыкальных комедий в воспитании детей может пагубно повлиять на их образ жизни[58]. Созданные Гаджибековым жанр мугам-оперы и его первая опера «Лейли и Меджнун» встретили сильный протест со стороны министра образования Азербайджанской ССР 1920-х годов Мустафы Гулиева. Гулиев, будучи сторонником вестернизации русификации азербайджанской музыки и отказа от национальной музыкальной традиции, резко раскритиковал оперу, выделяя её провинциальность и отсталость, исходящую от использования мотивов мугама.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий