Выступления старообрядцев значение

1716 год: причины: для старообрядцев установили подати в двойном размере участники: старообрядцы результат: высступления продолжались ещё.

Старообрядчество как неотъемлемая часть русской культуры

Началась осада монастыря, продолжавшаяся восемь лет. Архимандрит Никанор стал предводителем восставших. Количество осажденных в 1674 году составляло более четырехсот монахов и мирян. Кроме того, повстанцев поддержали жители Поморья, которые доставляли в монастырь припасы. Сначала Волохов отправил гонца к монахам, но переговоры не увенчались успехом. Когда он попытался силой проникнуть в монастырь, его встретили артиллерийским огнем. В первые годы осада была неполной, поскольку власти надеялись на мирное разрешение конфликта. В летние месяцы монастырь осадил небольшой отряд царских войск. Их главной задачей было прервать сообщение монастыря с материком. Зимой участники блокады, в основном лучники, возвращались домой или служили в Сумском остроге на территории современной Карелии.

Только через 9 лет стрельцам удалось его взять и разорить. Основным требованием восставших было разрешение использовать старые книги взамен новых присланных. После московского собора и до революции 1917 года старообрядцы придавались различным утеснениям и двойному налогооблажению.

Беспоповщина — радикальное направление в старообрядчестве. Ее последователи отвергли церковную иерархию, отказавшись тем самым от таинства священства, а по существу и от остальных православных таинств, поскольку их осуществление связано с наличием специального института священнослужителей. Идеологи беспоповщины выдвинули положение о том, что «каждый мирянин есть священник», сблизившись в этом отношении с протестантизмом. Роль священнослужителей выполняют у них выборные наставники из мирян, ничем по существу не отличающиеся от сектантских пресвитеров. Все эти течения выражали интересы старообрядческой верхушки, которая играла в них руководящую роль. Эволюция старообрядчества в условиях дореволюционной России явилась убедительным доказательством его буржуазной сущности. Накануне Октябрьской революции во всех основных толках старообрядчества социальная дифференциация привела к резкому противопоставлению богатой верхушки и старообрядческих низов. Это прежде всего относилось к Белокриницкой церкви, беглопоповщине и к наиболее умеренному в беспоповщине поморскому толку — наиболее крупным старообрядческим течениям того времени. Указанный процесс, естественно, протекал особенно интенсивно в крупных городах и в промышленных центрах. Несколько иная, более сложная расстановка классовых сил наблюдалась в мелких толках и согласиях, в которых социальная дифференциация еще не завершилась до конца и поэтому отсутствовала четкая расстановка классовых сил. Подобная обстановка также имела место в небольших сельских общинах, которые в силу тех или иных причин оказались слабо затронутыми процессом капиталистического развития. В таких мелких толках и в небольших сельских общинах крупных толков патриархальщина, невежество и косность создавали благоприятную почву для сохранения влияния религиозных руководителей, Миловидов В. Исторические судьбы раскола и старообрядчества наставников и уставщиков а они, как правило, отражали интересы наиболее зажиточных слоев. В период подготовки и проведения Октябрьской революции буржуазные слои старообрядчества выступили в качестве активной контрреволюционной силы. Виднейший представитель старообрядческой верхушки П. Рябушинский, призывавший на II Всероссийском съезде промышленников задушить надвигающуюся революцию «костлявой рукой голода», был одним из главных вдохновителей и организаторов контрреволюции. Своего рода идеологическую программу контрреволюционного старообрядчества изложил в своем «пастырском» послании в феврале 1918 г. В социалистической революции он видел только разгул диких страстей, низменных инстинктов, разбои и грабежи. Более того, вернувшись к полузабытой уже к тому времени поповцами эсхатологической терминологии, он объявил верующим, что «сам сатана ополчился на христианство всеми силами своего ада» Голос церкви. Старообрядческие организации во всех частях России развернули активную контрреволюционную деятельность. С первых же дней советской власти руководители старообрядчества объявили вождя революции В. Ленина «антихристом», коммунистов и комиссаров — «слугами антихриста», звезду — «символом антихриста». Особенно показательной была реакция на Октябрьскую революцию у странничества бегунства. Этот толк со всей яростью выступил против советской власти, которая отняла фабрики у бегунов-фабрикантов и повела энергичное наступление на кулачество — главный оплот течения. Произошла решительная классовая переориентация и в старообрядческой эсхатологии. Если в период формирования старообрядческого движения ее острие было направлено против самодержавно-крепостнического строя, а после осуществления крестьянской реформы 1861 года эсхатологические идеи были отложены в сторону почти всеми старообрядческими толками, то в период Октябрьской революции эсхатология оказалась направленной уже против советского государства. Эта кажущаяся неожиданной и непонятной на первый взгляд переориентация была подготовлена более чем двухсотлетней эволюцией старообрядческого движения. До революции последователи старообрядчества объявляли себя решительными противниками классовой борьбы. Присоединяясь к этой точке зрения, автор статьи «Социализм и старообрядчество» писал: «Совершенно неприемлема для старообрядчества идея классовой борьбы» Голос церкви. Однако, отвергая идею классовой борьбы за переустройство общества на социалистических принципах, старообрядческая верхушка в период революции и Гражданской войны усиленно проповедовала идею классовой борьбы буржуазии за свержение советской власти. Печатные старообрядческие органы, такие как «Голос Церкви», «Сибирский старообрядец» и др. Московское старообрядчество, в особенности группа Рябушинского, оказывало всемерную поддержку Добровольческой армии А. Деникина, в рядах которой было много старообрядцев-казаков. Немало старообрядцев было и в армии барона П. Врангеля Кандидов Б. Церковь и гражданская война на юге. Контрреволюционная деятельность старообрядческой верхушки особенно ярко проявилась на Урале, в Сибири см. Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. Новосибирск, 1930 и на Дальнем Востоке Флеров В. Контрреволюционная роль церковников и сектантов на Дальнем Востоке в 1918—1933 гг. Томского гос. Томск, 1959. Здесь она опиралась на многочисленных старообрядцев-переселенцев, среди которых имелась значительная кулацкая прослойка. В армии А. Колчака из старообрядцев пытались даже сформировать особые дружины «Святого креста». После окончательного разгрома белогвардейцев и интервентов уцелевшим руководителям старообрядческих организаций стало ясно, что их надежды на свержение советской власти несбыточны. Старообрядческие верхи не могли игнорировать тот факт, что это государство пользовалось убедительной поддержкой со стороны большинства трудящихся-старообрядцев, многие из которых защищали советскую власть с оружием в руках. Произошли значительные изменения и в составе старообрядческой верхушки. Ее наиболее контрреволюционная часть либо погибла в боях Гражданской войны, либо эмигрировала как П. Рябушинский и архиепископ Иннокентий. Были экспроприированы фабрики, заводы и другие предприятия у капиталистов-старообрядцев, что окончательно подорвало их влияние в старообрядческом мире и вместе с тем привело к резкому падению доходов старообрядческих общин. Доходы старообрядческого духовенства стали в значительно большей степени зависеть от взносов рядовых верующих. Все эти причины обусловили тот факт, что в декабре 1922 года руководители старообрядцев заявили о своем отказе от прежних контрреволюционных действий и призвали верующих примириться с советской властью. Правда, в ряде случаев признание советской власти оказывалось всего лишь маневром. Отказавшись от открытой антисоветской деятельности, старообрядческое духовенство пыталось кое-где противопоставлять каждому крупному мероприятию властей свою враждебную агитацию. В старообрядческих скитах, расположенных в таежных дебрях, нередко находили приют белогвардейские офицеры и бандиты, хранилось оружие, предназначенное для антисоветских мятежей. Особенно ярко проявилась антисоветская пропаганда старообрядческой верхушки во время коллективизации сельского хозяйства: распускались провокационные слухи, старообрядческому населению внушалось недоверие к коммунистам. Однако основная масса старообрядцев не пошла за своими духовными пастырями и выступила с активной поддержкой всех мероприятий властей. Обветшалые эсхатологические идеи, пророчества о конце света и пришествии уже не оказывали на рядовых старообрядцев прежнего влияния. Более того, среди старообрядчества, всегда гордившегося стойкостью в вопросах веры и неукоснительным соблюдением религиозных обрядов своими последователями, в результате влияния революции, преобразований общества, культурной революции и прямого воздействия атеистической пропаганды быстрыми темпами развивалось безразличие к религии и атеизм. Нарушая запреты стариков, старообрядческая молодежь стала интересоваться общественной работой, вступала в комсомол, в Коммунистическую партию и навсегда порывала с религией. Уже к концу 20-х годов XX века в старообрядческих общинах резко упала посещаемость церквей и молелен Долотов А. На церковных старообрядческих съездах раздавались жалобы на сильное падение религиозности среди верующих.

Другие — оказывали вооруженное сопротивление правительственным войскам. Всего было три случая вооруженных выступлений старообрядцев: Соловецкое восстание, происходившее в 1668-1676 году, стало первым таким крупным выступлением, Московское восстание 1682 года было первым Стрелецким бунтом, и причины заключались не в религиозном расколе, а в политическом кризисе и недовольстве стрельцов своим положением. Однако старообрядцы попытались использовать кризис в своих целях, призывая стрельцов отстаивать старую веру, Выступления на Дону в 1670-1680 годах. Даже после воцарения Петра I выступления старообрядцев продолжались, хотя таких крупных восстаний больше не было. Главные события Выступления старообрядцев во многом носили хаотичный характер. Но определенную последовательность проследить можно, по крайней мере, в крупнейшем восстании, которое происходило на севере, в Соловецком монастыре. События развивались так: В ходе русско-шведской войны 1656-1658 годов Соловецкий монастырь становится важнейшим военным форпостом. Его укрепляют по всем правилам фортификационной науки, здесь имеется все необходимое вооружение. Все насельники монастыря — это не мирные люди, но воины. На случай блокады в монастыре имеются съестные припасы, также его снабжают продуктами поморы — монастырь для своего времени был очень влиятельным, В 1657 году в монастырь присылают из Москвы новые церковные книги для службы, в которые внесены изменения, принятые Никоном. Соборные старцы приказывают запечатать эти книги, а службы проводят по старым, В 1666-1667 году монахи Соловецкого монастыря пишут и отправляют в Москву пять челобитных — они выступают перед царем в защиту старых обрядов, В 1667 году церковь созывает Московский собор, на котором старообрядцев предают анафеме, а старый богослужебный чин вовсе отменяется, В июле 1667 года в Соловецкий монастырь назначают нового настоятеля — отца Иосифа. Он полностью поддерживает церковные преобразования, и предполагается, что он сможет навести порядок и в монастыре. Однако монахи созывают свой собор и отказываются принять нового настоятеля, более того — его изгоняют из монастыря. Новым настоятелем выбирают архимандрита Никанора. Московские власти рассматривают акт неповиновения как настоящий бунт, Май 1668 года — царь направляет на Соловки стрельцов.

Какие были основные события в выступлении старообрядцев при Петре 1? И итог этого восстания.

Таблица восстаний при Петре 1 8 класс. Восстания при Петре 1. Таблица по истории Восстания при Петре 1. Народные движения в период правления Петра 1 таблица. Выступление старообрядцев в XVII. Протесты старообрядцев кратко. История выступления старообрядцев. Таблица восстание Разина и медный бунт. Восстание Разина медный бунт.

Таблица соляной бунт медный бунт Разина восстание. Соляной бунт медный бунт восстание Степана. Старообрядцы церковные реформы раскол. Церковная реформа Никона старообрядцы. Старообрядцы реформа Никона. Реформа Патриарха Никона. Церковный раскол. Народные Восстания в эпоху Петра 1 таблица.

Народные Восстания при Петре 1 таблица 8 класс история России. Восстания при Петре 1 таблица итоги. Народные Восстания в 17 веке таблица. Таблица по истории Восстания 17 века. Таблица народное движение в 17 веке причины события итоги. Народные Восстания в России в 17 веке таблица. Восстание старообрядцев. Выступление старообрядцев последствия.

Бунт старообрядцев. Русская православная Церковь в 17 веке протесты старообрядцев. Русская православная Церковь в 17 веке реформа Патриарха. Протест старообрядцев 17 века. Революционные организации 19 века. Революционные организации 19 века в России. Революционные организации таблица. Таблица деятельность народников 1860-1870.

Восстания XVII века таблица. Восстания в России в 17 веке таблица. Городские Восстания середины второй половины 17 века. Народные движения в России 17 века таблица. Медный бунт соляной бунт восстание Степана Разина. Таблица по причины народных восстаний. Восстание Василия Уса таблица. Причины выступлений социальные и национальные движение.

Причины народных выступлений социальные и национальные. Причины народных выступлений при Петре первом. Формы протеста старообрядцев. Форма выступления старообрядцев. Причины поражения выступления старообрядцев.

В конце 1890-х годов миллионер-старообрядец П. В 1904 году неутомимый Дядя Том начал издавать за рубежом ряд журналов и периодическое издание «Рассвет», в котором выступал под псевдонимом «Старообрядец Семен Гвоздь». Самое интересное, что сразу же после революции 1917 года Бонч-Бруевич также помогал вернуться на родину многим сектантам, которым до этого помог покинуть пределы России. Весь комплекс антирелигиозных мер был заимствован старообрядцами, вошедшими в состав Советской власти, у Синода Русской Православной Церкви, занимавшегося как раз борьбой с раскольниками, которая выражалась в разрушениях их храмов, лишении юридических прав и прав регистрации браков, доносы и казнях, ссылках, в том числе и на каторгу, и т. Но, кроме чувства мести, ими двигали еще и религиозные мотивы. Все поповцы и беспоповцы считали официальную государственную Церковь лишенной благодати и служкой антихриста, так же, как и правящую Царскую династию. Поэтому ненависть к ним была на уровне вероучительных истин. Кратко коснусь некоторых из них. Беспоповцы — это старообрядцы, отвергшие священников нового поставления, после реформ патриарха Никона. Они решили, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения, поэтому всех приходящих к ним из новообрядческой церкви крестили заново. Таинства крещения и покаяния стали совершать простые миряне; проводили они и все церковные службы, кроме литургии. С течением времени у беспоповцев образовался особый чин наставников — миряне, избранные обществом для исполнения духовных служб и дел. Древлеправославная поморская церковь — это течение беспоповцев. В ней Таинства крещения и исповеди также совершаются мирянами — духовными наставниками. Аароновцы не признавали венчание, совершенное в православной церкви, требуя в этом случае развода или нового брака. Как и многие другие раскольники, они чурались паспортов, считая их «печатями антихриста». Федосеевцы были убеждены в исторической испорченности Российского государства. Они верили, что наступило царство антихриста, отрицали моление за Царя на имя. Впоследствии учение федосеевцев восприняли поморцы. Во время Великой Отечественной войны федосеевцы проявили себя злостными коллаборационистами, сотрудничавшими с гитлеровской Германией. Неплательщики отвергали богослужения, таинства и почитание святых. Они не совершали крестного знамения, не носили креста, не признавали постов. Молитвы им заменяли религиозные домашние беседы и чтения. Самокрещенцы-старообрядцы крестили себя сами, без священников. Средники, в отличие от других самокрещенцев, не признавали дни недели. По их мнению, когда во время Петра I перенесли празднование Нового года с 1 сентября на 1 января, придворные ошиблись на 8 лет и передвинули дни недели. Таким образом, для них среда — это бывшее воскресенье. Рябиновцы отказались молиться на иконы, где присутствовал кто-либо еще, кроме изображаемого образа. Они стали вырезать для молений восьмиконечные кресты из рябинового дерева без изображений и надписей. Кроме того, рябиновцы не признавали церковных таинств. Дырники они же дыромоляи, щельники, окнопоклонники не почитали икон, молясь на отверстия в стенах домов, сделанные строго на восток. Пастухово согласие: его последователи осуждали пользование паспорта и денег с изображением императорского герба, которое они считали печатью антихриста. Новых сторонников своего учения перекрещивали. Нетовское согласие спасовцы : главная идея этого учения заключается в том, что в мире воцарился антихрист, благодать взята на небо, Церкви больше нет, таинства истреблены. Спасовцы произошли от стригольников, которые отвергали церковную иерархию. Последователи этого согласия делятся на староспасовцев и новоспасовцев, которые, в свою очередь, разделились на малоначальных и большеначальных. Аристовский толк: создан санкт-петербургским купцом Аристовым, который считал, что всякие отношения со светской властью, как, по его мнению, еретичествующей и служащей антихристу, незаконны. Вследствие этого истинный христианин должен избегать распоряжений власти и не относиться к ней ни в каком случае. Некрещеные старообрядцы — самое радикальное направление старообрядчества, созданное в Васильсурском и Макарьевском уездах Нижегородской губернии. Его последователи дошли до того, что отрицали возможность осуществления таинства крещения даже мирянином то есть беспоповским чином , поэтому представители этого согласия оставались вовсе без крещения, заменив его надеванием на новорожденного креста при чтении 50-го псалма. Неокружники противоокружники, раздорники — часть приверженцев белокриницкого согласия поповцев , не принявшая «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии» 1862 года. Наибольшее возмущение у радикально настроенных членов белокриницкого согласия вызвали утверждения «Окружного послания» о том, что «господствующая ныне в России Церковь, равно и Греческая, верует не во иного Бога, но во единого с нами», что под именем «Иисус» Русская церковь исповедует того же «Исуса» и поэтому называющий «Иисуса» иным Богом, антихристом и т. Противоокружники, напротив, утверждали, что в Русской и Греческой церквях царствует антихрист. Они настаивали на восьмиконечной форме креста и написании имени «Исус» на том основании, что Иисус Христос был рождён восемью годами позже Исуса. По своей сути, это было крайнее проявление беспоповского учения, проникшего в среду старообрядцев-поповцев, против которого и было направлено «Окружное послание». Итак, подведя итог вероучительных истин старообрядцев разных толков, можно прийти к выводу, что они были убеждены: ради воцарения эры свободы — эры Христа доносить на священников — еретиков никониан, расстреливать их, взрывать православные храмы и жечь иконы — святое и богоугодное дело, а не грех. И, чем больше будет уничтожено слуг антихриста, чем будет больше уничтожено-низвергнуто «печати антихриста» царской символики , тем лучше! Хочу оговориться, что, конечно, не все старообрядцы приняли большевистскую власть, но таких было меньшинство, это были, в основном, казаки-старообрядцы Сибири, Урала, Дальнего Востока, Дона, Терека. Для них именно власть большевиков и была властью антихриста. Льготы от Советской власти и дальнейшая судьба старообрядцев За активное участие в деле революции старообрядцы имели некоторые временные льготы. Если красный террор сразу коснулся Русской Православной Церкви, начались расстрелы и разрушения ее храмов, то старообрядцы еще до конца 1920-х годов могли свободно открывать и строить свои храмы, иметь свои печатные издания.

Никоновские нововведения были одобрены церковными Соборами 1654-1655 годов. Только один из членов Собора, епископ коломенский Павел, попытался выразить несогласие с постановлением о поклонах, тем самым постановлением, против которого уже возражали протопопы-ревнители. Никон обошелся с Павлом не только сурово, но весьма жестоко: он заставил его осудить, снял с него архиерейскую мантию, подверг истязаниям и отправил в заточение. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги. С точки зрения патриарха Никона, исправления и богослужебные реформы, сближающие обряды Русской Церкви с греческой богослужебной практикой, были совершенно необходимы. Но это вопрос весьма спорный: острой необходимости в них не было, можно было ограничиться устранением неточностей в богослужебных книгах. Некоторые расхождения с греками не препятствовали нам быть вполне православными. Несомненно, что слишком поспешная и крутая ломка русского церковного обряда и богослужебных традиций не вынуждалась какой-либо действительною, насущною потребностью и необходимостью тогдашней церковной жизни. Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая Церковь отступила от «древлего благочестия», а ее книги печатаются в типографиях католиков. Архимандрит Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении «последнего времени», о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю. Большой Московский Собор 1667 года анафематствовал отлучил от Церкви тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать Церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил и самого Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение - сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь. Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины. С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

Старообрядческий крест представляет собой восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такие кресты встречаются и в Русской Православной Церкви, наряду с Сербской Церковью, поэтому считать старообрядческий крест исключительно старообрядческим все же нельзя. При этом на старообрядческом кресте нет изображения Распятия. Староверы — это те, кто признает крещение погружением, каноническую иконопись… При этом для Богослужения используются лишь церковные книги, изданные до 1652 года, при патриархе Иосифе или ранее. Имя Христа в этих книгах пишется, как Исус, а не Иисус. Образ жизни Считается, что в быту староверы очень скромны и даже аскетичны, а их культура полна архаики.

Какие были основные события в выступлении старообрядцев при Петре 1? И итог этого восстания.

отныне Исус Христос — форма имени, принятая в Древней Руси — становился Иисусом Христом, при этом сторонники реформы оскорбляли старообрядцев, утверждая. Их на Московских соборах 1656 и 1666 года и на Большом Московском соборе, состоявшемся в 1667 году, предали анафеме. Это и были старообрядцы. Значение восстаний. Астраханское восстание.

Социальные и национальные движения при Петре l.

Стрельцы сидели в осаде, на лето занимая Соловецкие острова и пытаясь разорвать связь осаждённых с материком, но на зиму их распускали по домам из-за зверских холодов. Приближаться к стенам монастыря стрельцы не решались — когда они попытались это сделать, монахи встретили их артиллерийским обстрелом. События Соловецкого восстания тянулись медленно и вяло, но во второй половине 1675 года они стали набирать обороты. Стрельцы, получив подкрепление, перешли к более активным действиям, они окружили монастырь земляными укреплениями и начали рыть подкопы, неся при этом довольно тяжёлые потери из-за обстрела со стен. По сути, Соловецкое восстание могло бы продолжаться так ещё очень долго, если бы не монах-перебежчик Феоктист, который предложил царскому воеводе показать ему тайный ход внутрь монастыря, тщательно замаскированный. В результате стрельцам, ведомым предателем, удалось тихо проникнуть внутрь и без потерь захватить монастырь. На этом события Соловецкого восстания закончились, мятежная обитель перешла под царский контроль.

Основные события в выступлении старообрядцев при Петре 1: В 1705 году Петр 1 издал Духовный регламент, новые правила для Русской Православной Церкви.

Они убирали многие традиционные обряды, такие как перекрестный ход, и устанавливали новый, европейский стиль исполнения церковных обрядов. Этот регламент вызвал недовольство среди старообрядцев, которые считали его богохульством. Сталинцы как назывались старообрядцы во время империи начали открыто выступать против Петра 1. В 1706 году в Нижегородской губернии произошел бунт, в котором старообрядцы убили приблизительно 130 представителей царских властей. В ответ Петр 1 поручил своим войскам избить и заклеймить тех, кто принадлежал к старообрядческому движению.

Это позволило восставшим продержаться против царских войск восемь лет. Монахи требовали отказа от церковной реформы. В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви. Историки предполагают, что организатором восстания был духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум, который каким-то образом передавал из тюрьмы письма своим единоверцам.

Фактически, они оказались в оппозиции к власти самого царя. Поэтому, религиозные деятели того времени и государственная власть были едины в борьбе против старообрядцев; выступления старообрядцев представляли собой борьбу за право политься по своим канонам. Это право никем не признавалось. Поэтому, старообрядцы сопротивлялись царской власти, они не признавали власть духовенства; выступления сопровождались массовыми самосожжениями. Их ссылали в дальние монастыри, казнили, подвергали пыткам. Таким образом, выступления старообрядцев являются религиозными. Они не преследовали экономических или политических целей. Это была борьба за религиозные ценности. Именно этим их выступления отличаются от бунтов крестьян и горожан. Ведь они желали облегчения экономического гнета со стороны государства. Как боролись старообрядцы за свою веру Они сжигали себя или уходили от царской власти в отдаленные области России. Например, много старообрядческих деревень было на Русском севере. Там они были свободы и царские чиновники или духовенство просто не могли до них добраться. Много старообрядцев переселилось на Дон и пополнили донское качество. В то время казаки только формально подчинялись московским царям. Поэтому, на Дону не было религиозных гонений. Известны случаи ухода старообрядцев в земли Речи Посполитой. Произошёл из-за попытки государства пополнения казны за счёт введения дополнительных налогов на соль. Москвичи пытались подать ему жалобу на главу Земского приказа Л. С Плещеева. Под натиском горожан царь был вынужден уступить: «выдал головою» отдал на расправу толпе не только Плещеева, но и главу Пушкарского приказа. Воспользовавшись нестабильной ситуацией, дворянство потребовало от царя упорядочить законы и судебную систему , подготовить новое соборное уложение. Медный бунт Причиной стал тот факт, что монеты стали чеканить не из серебра, а из меди. Это в свою очередь было вызвано истощением казны. Стоимость новых монет была в 12-15 раз меньше, чем старых, и торговцы отказались от их использования. В июле 1662 года толпы восставших устремились к загородному царскому дворцу в селе Коломенском. Царь был вынужден вступить в переговоры с ними и пообещал вернуть старые порядки. Удовлетворённые люди отступили, но по дороге им встретилась новая толпа, и шествие возобновилось. За то время Алексей Михайлович собрал войска, и безоружный народ был побеждён. Над участниками шествия начались жестокие расправы: зачинщиков повесили, кому-то отрубили руку, кому-то ногу, кому-то язык.

О роли старообрядцев в русских революциях: мнение

Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. Нетовцы слово говорит само за себя отрицают православные святыни, обряды и многие таинства, уповают исключительно на Спасителя, который «сам ведает как нас бедных спасти». На протяжении своего существования они старались избегать любых контактов с Православной церковью, особенно если это касалось обряда погребения. Покойников хоронили в лесу, овраге или за оградой кладбища. Таинство крещения нетовцы все же не отвергли.

Они признают возможным совершать обряд крещения в Православной церкви, толкуя это весьма своеобразно: «хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик». Впрочем, более строгие течения обходятся самокрещением, а некоторые заменяют этот обряд простым надеванием креста на новорожденного. Спасово согласие требует от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не едят они и картофель.

Существует табу на яркую и пеструю одежду. Поговорка гласит: «на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра», или «что не пестринка, то слуга бесинка». Среди нетовцев были широко распространены самоубийства в виде самосожжений. Они не почитают «новописные» иконы потому, что без священства их некому освятить, а «старописные» — потому, что они были осквернены от обладания еретиками.

Дырники не имеют специальных богослужебных помещений. Молитва происходит либо под открытым небом, либо в помещении через специальное отверстие строго на восток. Молиться через окно или стену для них грех. Небольшая группа дырников сейчас проживает в Центральной Сибири.

Поморское согласие История поморского согласия берет свое начало в 1694 году, когда была основана мужская община на реке Выг. В 1723 году Выговская обитель прославилась составлением «Поморских ответов». Эта полемическая книга впоследствии стала апологетической основой для защиты всего старообрядчества. Поморцы требуют от своих последователей полного разрыва с официальной церковью, а всех приходящих к ним из православия обязательно перекрещивают.

От таинств не отказываются, но делят их на необходимые для спасения крещение, покаяние и причащение и остальные, без которых можно обойтись. Серьезные разногласия в среде поморцев возникали по поводу брака.

Колчака из старообрядцев пытались даже сформировать особые дружины «Святого креста». После окончательного разгрома белогвардейцев и интервентов уцелевшим руководителям старообрядческих организаций стало ясно, что их надежды на свержение советской власти несбыточны. Старообрядческие верхи не могли игнорировать тот факт, что это государство пользовалось убедительной поддержкой со стороны большинства трудящихся-старообрядцев, многие из которых защищали советскую власть с оружием в руках. Произошли значительные изменения и в составе старообрядческой верхушки. Ее наиболее контрреволюционная часть либо погибла в боях Гражданской войны, либо эмигрировала как П. Рябушинский и архиепископ Иннокентий. Были экспроприированы фабрики, заводы и другие предприятия у капиталистов-старообрядцев, что окончательно подорвало их влияние в старообрядческом мире и вместе с тем привело к резкому падению доходов старообрядческих общин. Доходы старообрядческого духовенства стали в значительно большей степени зависеть от взносов рядовых верующих.

Все эти причины обусловили тот факт, что в декабре 1922 года руководители старообрядцев заявили о своем отказе от прежних контрреволюционных действий и призвали верующих примириться с советской властью. Правда, в ряде случаев признание советской власти оказывалось всего лишь маневром. Отказавшись от открытой антисоветской деятельности, старообрядческое духовенство пыталось кое-где противопоставлять каждому крупному мероприятию властей свою враждебную агитацию. В старообрядческих скитах, расположенных в таежных дебрях, нередко находили приют белогвардейские офицеры и бандиты, хранилось оружие, предназначенное для антисоветских мятежей. Особенно ярко проявилась антисоветская пропаганда старообрядческой верхушки во время коллективизации сельского хозяйства: распускались провокационные слухи, старообрядческому населению внушалось недоверие к коммунистам. Однако основная масса старообрядцев не пошла за своими духовными пастырями и выступила с активной поддержкой всех мероприятий властей. Обветшалые эсхатологические идеи, пророчества о конце света и пришествии уже не оказывали на рядовых старообрядцев прежнего влияния. Более того, среди старообрядчества, всегда гордившегося стойкостью в вопросах веры и неукоснительным соблюдением религиозных обрядов своими последователями, в результате влияния революции, преобразований общества, культурной революции и прямого воздействия атеистической пропаганды быстрыми темпами развивалось безразличие к религии и атеизм. Нарушая запреты стариков, старообрядческая молодежь стала интересоваться общественной работой, вступала в комсомол, в Коммунистическую партию и навсегда порывала с религией. Уже к концу 20-х годов XX века в старообрядческих общинах резко упала посещаемость церквей и молелен Долотов А.

На церковных старообрядческих съездах раздавались жалобы на сильное падение религиозности среди верующих. Процесс отхода старообрядческого населения Советского Союза от религии особенно быстрыми темпами проходил в 30-е годы после завершения коллективизации и развертывания индустриализации страны. Именно в этот период большинство последователей старообрядчества из числа молодежи и людей среднего возраста отошли от религии, многие старообрядческие общины прекратили существование. Этому способствовали также массовые миграционные процессы, связанные с развитием новых промышленных центров и индустриальными новостройками страны. Развитие процесса секуляризации среди старообрядческого населения затормозилось с началом Великой Отечественной войны 1941—1945 годы. Бедствия и лишения, связанные с войной, привели к оживлению религиозных настроений среди старообрядцев. Во многих районах страны возродились, казалось бы, окончательно распавшиеся и прекратившие существование старообрядческие общины, в большом количестве стали поступать заявления от групп верующих-старообрядцев с просьбой об открытии церквей и молитвенных домов, где бы они могли «молиться о победе русского оружия и за своих погибших единоверцев». Оживились и фанатические, экстремистские настроения антисоветского характера. Так, некоторые руководители странников распространяли листовки, в которых говорилось о последних временах и царстве антихриста, о необходимости для истинно верующих укрываться в лесах и тайниках, спасая свою душу. Именно среди последователей странничества и некоторых других беспоповских старообрядческих течений, например часовенного согласия, были отмечены отдельные случаи дезертирства, отказ защищать Родину с оружием в руках.

Религиозное оживление продолжалось и в первые послевоенные годы, когда еще очень остро чувствовались трудности, связанные с восстановлением народного хозяйства, расстроенного за годы войны, когда еще не утихла боль, причиненная гибелью родных и близких. Этими трудностями умело воспользовались старообрядческие священники и наставники, сумевшие укрепить свое влияние среди верующих, привлечь на свою сторону людей, проявлявших в предшествующие годы равнодушие, индифферентность к вопросам веры. Им удалось добиться известного усиления влияния старообрядчества, о чем свидетельствовали рост денежных доходов общин, увеличение количества совершаемых обрядов, настойчивые ходатайства об открытии церквей и молитвенных домов. Лишь примерно с конца 50-х — начала 60-х годов стала проявляться тенденция к спаду религиозной активности старообрядчества вследствие определенных успехов в развитии народного хозяйства; выдающихся достижений научно-технического прогресса; формирования человека нового типа, свободного от пережитков прошлого, в том числе и религиозных предрассудков; общего повышения материального благосостояния, образовательного и культурного уровня советских людей. Эта тенденция выражалась, в частности, в сокращении посещаемости верующими молитвенных собраний, уменьшении числа совершаемых обрядов и денежных доходов общин. Огромные изменения, которые произошли в сознании старообрядцев за годы советской власти, не могли не отразиться на ослаблении фанатизма и изоляционизма. Традиционная для старообрядцев замкнутость почти повсюду уступила место нормальным взаимоотношениям с остальным населением страны. Наименьшая замкнутость наблюдалась у представителей Белокриницкой церкви, а также в поморском толке. В более мелких толках, особенно в глухих, отдаленных местах, порой еще сохраняются остатки прежней замкнутости, но они представляют собой пережиточное явление, характерное лишь для незначительной части старообрядцев. Для современного старообрядчества характерен также почти повсеместный отход от традиционного консерватизма и патриархальщины в быту и личной жизни.

Ушли в прошлое запреты на употребление чая, кофе, сахара, картофеля, на ношение платья европейского образца, на бритье бороды и усов. Широкое распространение в быту верующих получили современные достижения науки и техники. С конца XIX века в старообрядчестве наметилась тенденция к выделению и расширению наиболее умеренных течений — Белокриницкой церкви и поморского толка. Она отражала процесс начавшейся консолидации этого разобщенного прежде религиозного направления. В условиях советского общества начался усиленный процесс «стирания граней» между различными старообрядческими толками и согласиями, процесс распада и исчезновения мелких старообрядческих течений. Основными причинами этого процесса были интенсивно протекавшая секуляризация, еще более обострившийся в новых социальных условиях кризис старообрядческой идеологии, явно не соответствовавший советскому образу жизни, а также коренные изменения в социальном составе верующих. Староверие постепенно «омирщалось», тускнели и размывались основные религиозные представления в сознании верующих. Отходили на задний план и утрачивали значение в глазах рядовых верующих различные вероисповедные и обрядовые тонкости. В настоящее время в поповщине доминирует Белокриницкая иерархия, а в беспоповщине — поморский толк. В составе РПСЦ — 11 епархий.

Высший орган управления — Освященный собор, собирается ежегодно с широким участием священнослужителей всех уровней, монашествующих и мирян. Церковное священноначалие состоит из восьми архиереев во главе с митрополитом Московским и всея Руси. Поморская церковь, официальное название которой — Древлеправославная поморская церковь ДПЦ , объединяет духовные центры и отдельные общины на территории различных государств — всего семь духовных центров. Координационный орган — Единый совет Поморской церкви, созданный в 2001 году в Санкт-Петербурге. На территории России существует более 200 общин с числом прихожан от 10—15 до нескольких тысяч человек. Значительная часть общин не зарегистрирована. Однако различия между этими основными ветвями «старой веры» все еще сохраняются, и не следует ожидать в ближайшее время их слияния. Успеху объединительных тенденций в огромной степени способствовало то, что различия между отдельными мелкими течениями к настоящему времени почти исчезли. Религиозная пестрота, характерная для старообрядчества в прошлом, сменяется в настоящее время относительной однородностью. Этот факт отмечается многими исследователями старообрядчества.

В ряде регионов в Бурятии, Нижегородской области и др. В послевоенное время наметилась тенденция к сближению с Православной Церковью. Почти повсеместно развивался стихийный процесс стирания граней между православием и старообрядчеством. Прежние старые противоречия сглаживались. Имелись также случаи обратного порядка: старообрядцы посещали православные храмы, принимали участие в совершении религиозных обрядов. Все это показывало, что обрядовые различия для верующих не имели принципиального значения.

В частности, печаль по поводу утраты огромного числа «памятников древнерусской письменности, уничтоженных в годы монголо-татарского ига», можно распространить и на послераскольное время: сколько было конфисковано у старообрядцев, затем уничтожено и утеряно древних манускриптов и книг дораскольной печати. Заслуга же в сохранении и возобновлении не только книжности, но и многих других православных культурных артефактов принадлежит старообрядцам [6, с.

Специфика старообрядчества во многом определялась тем, что оно являлось религиозной формой социального протеста, религиозным его выражением. Характеристика старообрядчества как религиозного направления не может быть однозначной, подобно тому, как не была таковой его социальная сущность. Старообрядцы, едва появлялась такая возможность, все силы направляли на обустройство христианского культа и его потребностей. Общность всех проявлений их жизни осознается исключительно через религию, диктующую стиль церковной, общинной и бытовой жизни, формы общения, обычаи и пр. Старообрядческие идеологи выработали религиозную доктрину, в основе которой лежали эсхатологические и, в частности, антихристологические идеи. В соответствии с различной трактовкой эсхатологических идей происходило разделение самого старообрядчества на два основных течения: поповщину и беспоповщину. В дальнейшем выделились новые старообрядческие течения - «толки» и «согласия». В основе данного процесса лежала социальная неоднородность старообрядческого движения, различие в оценке российской действительности теми или иными социальными группами, слоями, сословиями и классами, вовлеченными в него.

Следует отметить, что эта оценка производилась через призму религиозных воззрений, в основном особенно у беспоповцев - через эсхатологические и антихристологические идеи. Эсхатологические идеи в старообрядчестве выражали бессилие участников этого религиозного движения в их борьбе за осуществление политических и социальных требований собственными силами, путем открытой политической борьбы. По замечанию Г. Плеханова, «склонность народной массы к расколу была обратно пропорциональна ее вере в возможность собственными силами победить царящее зло, и что, таким образом, раскол с особенным успехом распространялся после выпадавших на долю народа крупных поражений» [31, с. Начиная с конца XVII в. Характерной чертой старообрядчества с этого периода становится резкое противопоставление «истинно верующих христиан» т. Для того чтобы избежать причастности к «миру» антихриста и тем самым уйти от «вечной погибели», наиболее фанатичные и последовательные сторонники староверия избирали такую крайнюю форму религиозного протеста, как массовые самосожжения. Семьями и целыми деревнями запирались они в срубы, скиты, церкви и сжигали себя заживо, полагая, что «огнепальное крещение» очистит их от «антихристовой скверны» и откроет путь в царство небесное.

По некоторым данным, явно преуменьшенным, сгорело около 20 тыс. Постепенно начинают оформляться и отличительные особенности идеологии старообрядцев. Изначальной основой для этого явилось непризнание ими господствующей церкви и государства. На данной основе складывается учение об Антихристе — своеобразная эсхатология, которая в большей степени была присуща беспоповцам и придала черты своеобразия их религиозным представлениям. В буквальном смысле слова эсхатология — учение о наступлении конца мира. Американский ученый Р. Крамми посвятил изучению этой проблемы свою монографию, исследуя, по его словам, то, «как религиозное сообщество, основанное на апокалиптических ожиданиях, приспосабливается к тому, что жизнь продолжается, и выживает в государстве и в обществе, частью которого оно не желает быть». Перед староверами, по мнению Р.

Крамми, было несколько возможных исходов из мира Антихриста. Первый из них — вооруженный мятеж. Этот способ оправдан в перспективе апокалиптической как стремление к полному разрыву с миром Антихриста. Наиболее сложным, однако и наиболее привлекательным являлся путь создания укрепленных сообществ, где могут собираться и «укрываться от мира» защитники старой веры. Они создавались по образцу средневековых монастырей. Русский философ И. Ильин в одном из своих сочинений обосновал религиозную веру как «путь духовного обновления», поскольку вера — это и есть осознание ценности: «Жить на свете — значит выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности в которую он верит…». И далее: «Вера, ставит каждого из нас перед высшей ценностью в жизни… Богом» [10, с.

Известно, что религия отличается от всех других форм ценностного сознания тем, что способна осмыслить не какую-то часть реальности — материальную или духовную, социальную или природную, — а все существующее и несуществующее, мыслимое и чувствуемое, рассматриваемое как символическое представление Божественной благодати. Всякая система диктует определенные нормы, правила и предписания, которым носители конкретных ценностей обязаны следовать. Если рассматривать старообрядческую культуру как систему, опирающуюся на христианские традиции, то для наиболее адекватного понимания ее необходима реконструкция индивидуального пути развития, ее уникальной истории и направленность внимания на присущие именно ей ценностные ориентации. Интересна оценка старообрядчества А. Он полагает, что это движение во многом носило характер патриархальных ересей [16, с. Считая, что старообрядческие движения отдали большую или меньшую дань патриархальной традиции, он вместе с тем показал, что означали конкретно призывы к «старине» у вовлеченных в это движение старообрядцев.

Важнейшей причиной тяготения сибиряков к раскольникам было то, что именно старообрядцы несли просвещение в сибирскую народную массу. Получив начальное образование в расколе, сибирские крестьяне уже могли реализовать себя в деятельности наиболее близкой им и открытой для них.

Такой деятельностью было предпринимательство. Старообрядцы всегда отличались смышленостью и предприимчивостью. Михайлов в статье «Староверы как колонизаторы Уссурийского края» пишет: «Консерваторы по своему отношению к православной церкви, староверы Уссурийского края не являются таковыми в хозяйственной жизни. Усовершенствованный плуг, новую сельскохозяйственную машину, рамочный улей вы встретите скорее у староверов, чем у малоросса. Староверы — единственные из крестьян Уссурийского края занялись… оленеводством». Будучи выходцами из народной среды, старообрядцы пытались проблемы социально-экономического характера разрешить с помощью религиозно-эстетического воспитания. Деловые отношения в их понимании должны были ориентироваться на определенный нравственно-трудовой порядок, соответствующий русскому укладу жизни. Идеалом для старообрядцев был праведный труд.

Трудолюбие рассматривалось как высшее выражение духовности. Мирские зрелища они считали порочным и праздным времяпрепровождением. Даже в праздники староверы занимали себя мелким ремеслом и домашней работой. Основными формами накопления капиталов у раскольников были воздержание и самоограничение. Бережливость и труд рассматривались старообрядцами как важнейшие средства борьбы с бедностью. Русский аскетизм характеризовал и бытовую культуру старообрядцев, черты которой унаследовали, например, сибирские предприниматели, вышедшие из их среды, - умеренность в еде и одежде, большую опрятность и аккуратность при ведении хозяйства. Чистота у них в доме образцовая. Дома они себе строят особенно прочные и крепкие.

И сами они, благодаря строгой воздержанности жизни, отличаются крепостью, силой и здоровьем», - писал Н. Мысль старообрядца воспитывалась в православном церковном направлении, а религиозное настроение барина в 18 веке в значительной степени определялось веяниями, шедшими из-за границы. Особое место в старообрядческой этике занимало отношение к богатству. Собственность для староверов была, в первую очередь, правом труда, а не капитала. Собирание капитала ради просветительской деятельности, ради нового производства и благотворительности, а не ради наживы всесторонне одобрялось и приветствовалось старообрядцами. Община видела, что купцы трудятся, что у них лучше получается, что заработанным они делятся с единоверцами и что без них многим пришлось бы туго. Стяжание для богатства только для своих потребностей, для роскоши, не вписывалось в шкалу жизненных ценностей старообрядчества. Различие старообрядческой купеческой благотворительности с православной состояло в масштабах и размерах.

В старообрядчестве купец добровольно расставался с частью своей собственности в пользу менее состоятельных единоверцев. Верховодили купцы «миллионщики», сфера влияния которых была очень велика. Они определяли ассортимент изготавливаемой деревней продукции, оплачивали места на ярмарках, где продавались изделия единоверцев, гордились тем, что их усилиями, умением и заботами кормятся десятки и сотни единоверцев. Сдержанность, самообладание, методичность в поведении, уничтожение чувственного наслаждения жизнью, безусловно, сближает старообрядчество с протестантизмом. Но в протестантизме любовь к ближнему — это служение Богу, а не человеку.

Итоги выступления старообрядцев, без ссылок пожалуйста

Основные события в выступлении старообрядцев при Петре 1: В 1705 году Петр 1 издал Духовный регламент, новые правила для Русской Православной Церкви. Оно возникло в середине XVII века, после того как московский патриарх Никон (1605–1681) провел реформу Церкви (о ней — ниже). Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев. Эти старообрядцы стали называться поповцами или беглопоповцами, так как принимали «беглых», то есть покинувших своего епархиального епископа священников. Башкирское восстание. Выступление старообрядцев.

Движение старообрядцев

Пришло время подвести итоги и вспомнить главное. Главой церкви в России был митрополит, который подчинялся Константинополю. Власть не вмешивалась в церковные дела, а патриарх и духовенство поддерживали монарха. Причиной разрыва стал союз Константинополя с католической церковью для защиты от турецких набегов. А в 1652 году место патриарха занял Никон, с реформ которого и начнется раскол Русской церкви. Постепенно влияние Никона растет, он становится сначала митрополитом в Великом Новгороде, а в 1653 году и патриархом.

Соловецкий монастырь восстал в 1667 году.

Только через 9 лет стрельцам удалось его взять и разорить. Основным требованием восставших было разрешение использовать старые книги взамен новых присланных.

Проводившиеся в стране реформы предполагали еще больший отход от многовековых традиций, которые существовали на Руси. Поэтому царь видел в старообрядчестве тормоз на пути развития страны. При Петре раскольников было запрещено избирать на общественные должности.

Выступления старообрядцев при Петре. Выступление старообрядцев при Петре 1.

Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Соловецкое восстание 1668-1676 таблица. Соловецкое восстание 1668-1676 участники. Соловецкое восстание 1668-1676 причины. Восстание выступление старообрядцев. Выступление работников мануфактур. Выступление работников мануфактур таблица.

Словенское восстание таблица. Соловецкое восстание таб. Соляной бунт медный бунт восстание Степана Разина таблица. Выступление старообрядцев участники. Таблица национальные движения при Петре 1. Народные Восстания в первой четверти 18 века таблица. Социальные и национальные движения таблица.

Социальные и национальные движения оппозиция реформам таблица. Название Восстания Дата и участники причины основные события итог. Астраханское восстание Дата и участники причины основные события. Астраханское восстание Дата и участники. Выступление старообрядцев восстание таблица. Восстание старообрядцев при Петре 1716. Выступление старообрядцев 1716.

Причины выступления старообрядцев при Петре 1 таблица. Выступления против старообрядцев. Протесты старообрядцев. Религиозные выступления. Народное восстание при Петре 1 таблица по истории. Таблица народные Восстания при Петре 1 таблица. Народные Восстания при Петре i таблица.

Таблица по восстаниям при Петре 1. Преследование старообрядцев. Годы Восстания старообрядцев. Восстание старообрядцев при Петре. Восстание старообрядцев причины ход итоги таблица. Бунташный век Соловецкое восстание. Соловецкое восстание старообрядцев.

Таблица Восстаниепод руокводстовм Булавина. Восстание Булавина таблица. Восстание под руководством Булавина таблица. Восстание Кондратия Булавина таблица. События русско японской войны. Русско японская война события и итоги. Русско-японская война основные события кратко.

Русско-японская война даты и события. Социальные и национальные движения.

Старообрядчество

Выступления старообрядцев и крестьянские выступления являются двумя разными видами проявления народного протеста. В этой статье мы рассмотрим основные. На сторону старообрядцев перешли многие монастыри. В 1668–1676 гг. произошло крупное восстание монахов в Соловецком монастыре. 5. Выступления старообрядцев. Старообрядческие начетчики, синодальные богословы и светские ученые о термине «старообрядчество». Старообрядцы — носители старой веры. Значение восстаний. Астраханское восстание. Старообря́дчество или древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий