Во главе внешнеполитического ведомства россии с апреля 1856 г оказался

В апреле 1856 г. Горчаков возглавил министерство иностранных дел и бессменно находился на этом посту более 25 лет. глава внешнеполитического ведомства России Авдеев Виктор Евгеньевич. А. М. Горчаков 123. За дипломатические успехи был удостоен чина государственного канцлера и титула светлейшего князя известный российский государственный деятель - А. М. Горчаков 124. В этот непростой для России период в 1856 г. МИД возглавил ов, с именем которого связаны крупнейшие достижения на международной арене, а также реорганизация самого ведомства.

Как Россия договаривалась о мире (сентябрь 1855-го -- апрель 1856 года)

Представительство МИД России в Санкт-Петербурге. С апреля 1856 г. во главе внешнеполитического ведомства России стоял незаурядный политик и дипломат Александр Михайлович Горчаков (1798-1883), происходивший из древнего аристократического рода. Разумеется, такое господствующее положение России на Чёрном море вызывало недовольство западноевропейских держав. для России время, в 1856 г., когда Россия переживала последствия внешнеполитической и военной катастрофы, поражения в Крымской войне. Первый визит главы внешнеполитического ведомства за рубеж.

Русская культура XVII в. обогатилась новыми элементами, связанными с ее обмирщением

Опасаясь повторения конфликта, Турция предложила России договор о мире и союзе. В итоге был подписан Ункяр-Искелесийский договор 1833 г. Россия гарантировала Османской империи военную помощь в случае нового турецко-египетского конфликта. В обмен Россия получила благоприятный режим черноморских проливов. По секретной статье по требованию российского посла Турция должна была закрыть Босфор и Дарданеллы для стран, кроме России. Разумеется, такое господствующее положение России на Чёрном море вызывало недовольство западноевропейских держав. В связи с этим по двум Лондонским конвенциям 1840-1841 гг. Крымская Восточная война 1853-1856 гг.

Причины войны Николай I рассчитывал решить восточный вопрос окончательным разгромом Османской империи. В этом деле целью России было обеспечить себе благоприятный режим черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Осуществив это, Россия стала бы настоящей владычицей Чёрного моря. Против возможного усиления России выступили Англия и Франция. Они стремились подорвать влияние России на Балканах, в Закавказье и в итоге превратить её во второстепенную державу. Османская империя, в свою очередь, хотела вернуть утраченные ранее территории в русско-турецких войнах. Повод к войне Вопрос о «Палестинских святынях».

В 1851 г. В ответ на это Николай I, который считал себя покровителем православной святыни, ввёл войска в Дунайские княжества. Началась война. Синопский бой. Айвазовский Первый этап войны В 1853 г. Нахимова разбила турецкий флот в Синопский бухте. Эта крупная победа России и возможное скорое поражение турок обеспокоили Англию и Францию.

Они вступили в войну на стороне Турции против России. Последняя оказалась в затруднительном положении, так как вовсе не предполагала вмешательство западноевропейских держав. Это привело к тому, что Россия была вынуждена вести войну в неравных условиях. Второй этап войны В 1854 г. Однако все их атаки с моря были успешно отражены. В июне 1854 г. Австрия предоставила России ультиматум.

В итоге под давлением российские войска были выведены из Дунайских княжеств Молдавии и Валахии. Их оккупировала сама Австрия. В том же 1854 г. Основным театром войны стал Крымский полуостров. Третий этап войны Осенью 1854 г. Меншикова у реки Альма. Её возглавляли адмиралы В.

Корнилов, П. Нахимов, В. Истомин, погибшие в период осады. Военный инженер Е.

Горчаков приложил для совершенствования российской дипломатической службы. Он старался сделать ее более компактной, эффективной, требовал от сотрудников профессионализма, широкой эрудиции, самостоятельности и независимости суждений.

Горчаков по сей день остается примером компетентности, самоотдачи и беззаветного служения Отечеству. Министерство иностранных дел сохраняет богатейшее наследие последнего канцлера Российской империи, свято чтит и оберегает память о нем. На сайте МИД размещена электронная выставка, посвящённая А. К юбилею выдающегося российского дипломата Почта России введет в обращение государственный знак почтовой оплаты. Свидетельство об окончании Царскосельского лицея, выданное А. ГАРФ, ф.

Поступление в МИД. Дипломатическая служба в 1817-1855 гг. Существуют расписки чиновников Коллегии иностранных дел, в том числе А. Горчакова, А. Пушкина, В. Кюхельбекера, об ознакомлении с текстом указа императрицы Екатерины II от 4 августа 1791 г.

АВПРИ, ф. Коллекция документальных материалов из личных архивов чиновников МИД, оп. Сохранилось клятвенное обещание первого секретаря посольства России в Великобритании А. Горчакова в связи с присвоением ему гражданского чина надворного советника. Административные дела, IV-7, оп. Также в архиве есть первое донесение поверенного в делах России в Тоскане и Лукке А.

Горчакова вице-канцлеру К. Нессельроде с сообщением о вручении кредитивных грамот. Канцелярия, оп. В 1833 г. Горчаков был назначен советником посольства России в Австрии. В 1834-1837 гг.

В записке советника посольства России в Австрии А. Горчакова о стране пребывания. Известен портрет великой княгини Ольги Николаевны из коллекции М. Художник Никез де Кейзер. Великая княгиня Ольга Николаевна 1822-1892 — вторая дочь императора Николая I. С 1846 г.

Горчаков принимал активное участие в заключении этого союза и подписании брачного контракта. Многие годы поддерживал теплые отношения с великой княгиней. Назначения А. Горчакова на дипломатические должности в европейские страны положили начало коллекции картин, которую он пополнял в течение многих лет. Горчакова российским посланником. Главный Архив, I-4, оп.

Имеется шифрованная телеграмма посланника России в Австрии А. Горчакова канцлеру К. Нессельроде о намерении министра-президента К. Помета императора Александра II на документе: «Вот доказательство, если оно еще требовалось, того, что нас ожидает, если мы дадим провести себя этим мерзавцам». Есть Протокол V заседания Венской конференции по вопросу об уточнении условий мира после Крымской войны. Представителями от России были А.

Горчаков и В. Венская конференция 1855 г. Горчакову о награждении его орденом Св. Александра Невского. Александра Невского». События 1856 года и назначение А.

Договор завершил Крымскую войну 1853-1856 гг. По условиям соглашения Россия возвращала Турции Карс в обмен на Севастополь и другие города в Крыму, занятые союзниками Турции, уступала Молдавскому княжеству устье Дуная и часть Южной Бессарабии. Договор предусматривал свободу судоходства по Дунаю под контролем двух международных комиссий, подтверждал автономию Сербии и Дунайских княжеств в рамках Османской империи. Россия лишалась права покровительствовать Дунайским княжествам. Наиболее тяжелым для России условием стала нейтрализация Черного моря статья 11 , означавшая запрет и России, и Турции иметь на Черном море военные флоты и арсеналы. Трактаты, оп.

Циркулярная депеша А. Горчакова в российские дипломатические представительства за границей о назначении его министром иностранных дел. Призывает российских дипломатов к активному взаимодействию между собой в новых условиях, сложившихся после подписания Парижского мирного договора. Помета императора Александра II на документе: «Быть по сему». Циркуляр министра иностранных дел А. Горчакова российским дипломатическим представителям за границей.

Циркулярное письмо предназначалось для ознакомления правительств, при которых были аккредитованы российские дипломатические представители.

Вместе с тем было ясно, что речь идет о накоплении сил для дальнейшего возвращения к активной внешней политике. Как дипломат Горчаков видел будущее России в союзе с Францией. На ее содействие он рассчитывал при пересмотре условий Парижского мирного договора. В нем он заявил, что Россия отныне считает себя в праве не придерживаться наложенных на нее обязательств. Она закрепила за Россией право иметь черноморский военный флот.

Внешнеполитические задачи отличались в зависимости от региона. На Дальнем Востоке они были такие: Установление дипломатических отношений и границ с Японией, где в 1850-ые годы правил сёгун, а с 1868 года — император Муцухито. Решение пограничных вопросов с Империей Цин, то есть с Китаем.

Установление отношений с королевством Чосон, то есть с Кореей. Граница с ней появилась после присоединения Приморского края и основания Владивостока. Отношения с последней во второй половине XIX века были мирными, обошлось без войн. В первой половине века, наоборот, прошли две русско-персидские войны. Важным направлением внешней политики было южное. По карте можно заметить, что речь идёт о пространстве вдоль всей границы с Османской империей, от Армянского нагорья на востоке и до её балканских владений на западе. Европейское направление внешней политики включало в себя отношения с государствами, которые могли быть как военными противниками Франция и Великобритания , так и временными союзниками Пруссия и Австрия или дружественными торговыми партнерами. К последним относились Дания и Нидерланды. Например, с Португалией у России интересны нигде не пересекались, но и торговля, а также дипломатические контакты между странами носили второстепенный характер.

Из-за удалённости следует особо выделить американское направление внешней политики. Внешняя политика 1850-1860-ых гг. Основным внешнеполитическим событием 1850-ых годов стала Крымская война. В начале конфликта Российская империя имела все шансы разгромить Турцию.

Приложение № 1. об истории внешнеполитического ведомства России

Военные силы России всё больше перемещались с юго-запад на запад. В 1882 г. В начале 90-х годов наметились признаки сближения участников Тройственного союза с Англией. В этих условиях началось сближение России с Францией [3]. Россия начинает регулярно получать французские займы, а в 1891 г. Это было тем более актуально, что германская политика в регионах весьма близких от России становилась всё более активной.

Немецкий банк получил от Турции концессию на строительство Багдадской железной дороги, усилилось влияние Германии и в Персии. Так, российский капитал преобладал в Персии. Россия в это время выступила своего рода «миротворцем». В 1898 г. России удалось привлечь к участию в ней 27 государств.

В 1907 г. Русско-японская война В начале века на повестку дня стала дальневосточная политика. Ещё в конце ушедшего столетия резко обострилась борьба за раздел Китая. Романов [33,34]. Следующий крупный труд появился только во второй половине 70-х годов [48].

Можно сказать, что в последние «перестроечные» десятилетия происходит своего рода прорыв в изучении русско-японской войны и внешней политики в это время. Правда, сначала труды о войне выходили под навязшей уже в зубах рубрикой «тайны России». Получили освещение события, предшествовавшие войне на Дальнем Востоке [12], в том числе отношения с Кореей [9,35]. Подробно и внимательно изучается ход военных действий на море [25,26], действия разведки [51]. В зарубежной историографии также увидел свет целый ряд общих и частных трудов, где можно много интересного узнать о войне.

Это работы Брюса В. Меннинга [43], Д. Схиммелпенник Вандер Ойе [14], Я. Ниша [44] и др. Айрапетова [50].

До 1894 г. Россия стремилась вести мирную политику в этом регионе. Через Владивосток порто-франко шла торговля с Китаем и Японией. В 1901 г. Большую роль в развязывании войны сыграла так называемая безобразовская клика — группа лиц, вдохновляемая отставным гвардейским офицером А.

Не без влияния этой группы Россия ввела эскадру в Порт-Артур, а затем заключила договор об аренде Ляодунского полуострова. Здесь она получала два незамерзающие порта: военный — в Порт-Артуре и торговый — в Даляне Дальнем. В 1902 г. Японии удалось заключить важный договор с Англией, что дало ей возможность избегнуть изоляции в случае войны. В течение 1903 г.

Но «безобразовцы» не отступали. Алексеевым, близким группе «безобразовцев». Их поддержал и министр внутренних дел Плеве, который мечтал о «маленькой победоносной войне». На Дальнем Востоке у России войск было явно недостаточно всего около 100 тысяч , а пропускная способность магистрали была ещё очень мала. Новые виды оружия были немногочисленны, не хватало артиллерии, строительство флота для Дальнего Востока не было завершено.

Нападение было отбито. Но в Чемульпо русскими моряками после неравного боя был потоплен крейсер «Варяг» и взорвана канонерская лодка «Кореец». Макаров, начавший энергично готовить порт к обороне. Сказалась привязанность именно к своему роду войск. В августе русские потерпели серьёзное поражение в ожесточённой битве под Ляояном.

В сентябре бездарно организованное наступление на р. С мая до декабря длилась героическая оборона Порт-Артура. Как всегда, в таких событиях был свой герой — начальник сухопутной обороны генерал-майор Р. Был и свой «антигерой» — начальник Квантунского укрепрайона генерал А. Смирнову как следует организовать оборону.

Как считается, Стессель сдал крепость, когда ещё была возможность для обороны. Оборона Порт-Артура сыграла огромную роль в ходе войны. Здесь была скована огромная армия. В феврале 1905 г. Куропаткин действовал пассивно, и сражение закончилось отходом русских сил, во время которого они понесли большие потери.

К августу 1905 г. С Балтики в район ведения боевых действий была направлена эскадра под командованием адмирала З. У острова Цусима она приняла бой. Всего в бою погибло 11 русских кораблей, в том числе 5 броненосцев, ночью затонуло ещё два. Всего же было потоплено 19 кораблей.

В августе 1905 г. Большую роль сыграл С. Так бы хотелось рассказать о ней поподробнее. На сопках Маньчжурии воины спят И русских не слышно слёз... Чего стоит один этот сюжет о русских в Маньчжурии, Харбине!

Развивая мысль исследователя, можно сказать, что проявились все слабые места самодержавного ГКС. Заключение В конце XIX века отчетливо проявилось русско-французское сближение. В XIX в. К началу XX в. Россия завершила свое территориальное оформление.

В ее состав были включены народы Закавказья и Средней Азии. Можно сказать, что успешные действия на Востоке во второй половине XIX в. Список использованных источников литературы 1. Аблова Н. Айрапетов О.

Георгиев А. Германова В. Игнатьев А. Дальний Восток в планах и политике России. Кондратенко Р.

Кривошеев Ю. Пак Чон Хе. Русско-японская война 1904—1905 гг. Портсмутского мира 1878—1905 гг. Рыбачёнок И.

Симанский П.

Министром министром иностранных дел был назначен Сергей Викторович Лавров , который возглавляет внешнеполитическое ведомство страны по настоящее время. Редактировать Деятельность Министерства иностранных дел Российской Федерации Министерство иностранных дел — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Руководство деятельностью внешнеполитического ведомства осуществляет Президент Российской Федерации. Министерство иностранных дел возглавляет министр иностранных дел, назначаемый на должность Президентом по представлению Председателя Правительства. Министр несет личную ответственность за выполнение возложенных на МИД полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, также назначаемых на должность Президентом. Главная задача министерства — разработка общей стратегии внешней политики, представление соответствующих предложений Президенту и реализация внешнеполитического курса. МИД осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях, территориальные органы — представительства МИДа России на территории России. В систему МИД входят: центральный аппарат; загранучреждения; территориальные органы; организации, подведомственные МИД России, которые обеспечивают его деятельность на территории России.

МИД в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами. Опубликовано на официальном сайте МИД России Заявление МИД России о ситуации с Договором о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений ДСНВ 8 августа 2022 года Российская Федерация официально информировала по дипломатическим каналам Соединенные Штаты Америки о том, что наша страна временно выводит из-под инспекционной деятельности по Договору о СНВ свои объекты, подлежащие инспекциям по данному Договору. Это изъятие также распространяется на объекты, на которых могут проводиться предусмотренные Договором показы. Опубликовано на официальном сайте МИД России Заявление МИД России в связи с русофобскими действиями прибалтийских режимов 30 августа 2022 года в связи с развертывание русофобских действий на территории прибалтийских государств и по сути близкой к фашистской, кампания по варварскому массовому сносу памятников советским воинам-освободителям МИД России опубликовал на своем сайте Заявление. Заявление МИД России в связи с русофобскими действиями прибалтийских режимов текст. Опубликовано на официальном сайте МИД России Заявление МИД России о «черноморской инициативе» по вывозу украинского продовольствия 29 октября 2002 года украинские вооруженные силы под прикрытием гуманитарного коридора, созданного в рамках реализации «черноморской инициативы» по вывозу украинской сельхозпродукции, нанесли массированный авиационный и морской удары с использованием беспилотных аппаратов по кораблям и инфраструктуре Черноморского флота России на военно-морской базе в Севастополе. Заявление МИД России о «черноморской инициативе» по вывозу украинского продовольствия текст. Опубликовано на официальном сайте МИД России Заявления МИД России в связи с обострением угрозы применения ядерного оружия 2 ноября 2022 года Министерство иностранных дел России на своем официальном сайте опубликовало заявление «О предотвращении ядерной войны», в котором призвало пятерку ядерных стран помимо России — США, Великобритания, Франция и Китай отказаться от «опасных попыток ущемлять жизненно важные интересы друг друга», которые могут привести к катастрофическим последствиям. Также в заявлении подчеркнуто , что первоочередная задача для России — недопущение любого военного столкновения ядерных держав. Применение Россией ядерного оружия возможно только в случаях, описанных в военной доктрине.

Редактировать МИД России от отказе в расчетах долларами во взаимной торговле В марте 2022 года глава МИД РФ Сергей Лавров предложил российскому правительству отказаться от использования доллара и международных платежных систем на фоне ужесточения санкционного давления на Москву. В 2002 году на фоне западных санкций Россия начала переход в торговле на расчетах в китайской валюте.

Бежал из-под ареста в Норвегию, умер в 1956 г. Народный комиссариат иностранных дел 8 ноября , Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов создал Совет народных комиссаров , в который входил Народный Комиссариат Иностранных дел НКИД , наркомом по предложению Ленина был назначен Лев Давыдович Троцкий. Приказ Троцкого: «Чиновники МИД, которые не приступят к работе до утра 1 ноября , будут уволены без права на пенсию». Только поверенный в делах в Португалии и временный поверенный в делах в Испании ответили согласием.

Уволены 28 глав российских миссий. Средства на счетах российских посольств за рубежом были арестованы тамошними властями вплоть до прояснения обстановки в России. Исключение составляло посольство в США , средства которого при известии о взятии власти большевиками посол Б. Бахметьев перевел на свой собственный счет. До установления дипломатических отношений между СССР и странами пребывания посольств здания российских миссий за рубежом продолжали занимать дипломаты, назначенные Временным правительством. По инициативе Троцкого секретные договоры со странами Антанты были опубликованы.

После отставки Троцкого временным заместителем наркома был назначен Георгий Васильевич Чичерин 1872—1936 , нарком с 30 мая. В августе 1918 г. Все иностранные дипломаты покинули территорию России в 1919 г. Установление дипломатических отношений означало подчинение Советской России нормам международного права. Исключение: отсутствие у советских дипломатов традиционных рангов. До 1941 г.

Отныне НКИД имел монополию внешних сношений. Некоторые из страха стали невозвращенцами. Чудом уцелевший Литвинов в 1941-43 гг. При Чичерине и Литвинове посол мог спорить с наркомом, в случае несогласия обращаться в ЦК. В дальнейшем эта практика прекратилась. Установлены дипломатические ранги для глав дип.

В первый день войны с Германией нарком иностранных дел обратился к советскому народу с воззванием: «Наше дело правое. Мы победим». В Москве остался Молотов с секретариатом и группой дипломатов. Повседневную форму отменили в 1954 , парадная существовала до 1991 г. Она была скроена по образцу офицерской, послам полагались кортики по легенде, предложены лично Сталиным. Использование формы приостановили в 1991 г.

Февраль-март 1944. Республики СССР получили право вступать в отношения с другими государствами, в союзных республиках в том числе в РСФСР образованы собственные наркоматы иностранных дел. Министерство иностранных дел СССР [ править править код ] 15 марта 1946. Преобразования в правительстве. Народный комиссариат переименован в Министерство иностранных дел. В качестве послов в социалистические страны нередко направляли партийных деятелей.

Министром назначен прокурор Андрей Януарьевич Вышинский 1883—1954 , «звезда» процессов 30-х гг. Министром опять стал Молотов. По инициативе Н.

Александр лично определил предел российских уступок. Генерал-фельдмаршал Иван Паскевич, который на тот момент командовал русскими войсками в Польше, убеждал военного министра занять примирительную позицию.

В связи с этим император написал Паскевичу лично, заявив, что о примирении можно будет говорить лишь в том случае, если оно будет «совместно с достоинством России». По словам царя, он не допустит никаких дальнейших концессий победителям [7]. Как бы то ни было, позже выяснилось, что союзники и не рассчитывали добиться в Вене каких-либо результатов. Между тем, русские полагали, что Австрия и некоторые германские государства в скором времени могут присоединиться к врагам России, хотя Пруссия, как они надеялись, даже в таких условиях сумеет сохранять нейтралитет [8]. Исход войны решит осада Севастополя: только победа русских в Крыму отвратит Австрию от выбора в пользу западной коалиции [9].

Все внимание, таким образом, было приковано к защитникам Севастополя, которые продолжали удерживать город. В ходе атак в ночь с 23-го на 24 мая, а потом и 7 июня французские войска захватили ключевые позиции в оборонительной системе военного инженера Эдуарда Тотлебена [10]. Михаил Горчаков, командовавший русскими армиями в Крыму [11] , считал сложившуюся ситуацию отчаянной. О кораблях и артиллерии и помышлять нечего» [12]. Но царь и слышать не хотел об эвакуации.

Севастополь нельзя сдавать. Туда будут посланы подкрепления, а до их прибытия крепость надо удержать. Если же Севастополь все-таки падет, следует любой ценой отстоять Крымский полуостров [13]. Вопреки ожиданиям положение России на время улучшилось. Во-первых, новости, поступавшие из Вены, позволяли предположить, что Австрия все же сохранит свой шаткий нейтралитет [14] ; во-вторых, 18 июня защитникам Севастополя удалось отбить полномасштабный штурм [15].

Успех воодушевил гарнизон и воскресил надежды Горчакова [16]. К защитникам присоединились три дивизии Южной армии, а натиск союзников ослабел. Одновременно Австрия под давлением финансовых обстоятельств приступила к демобилизации своих резервистов [17]. Царь теперь настаивал на контрнаступлении [18] , и Горчаков, вопреки собственным убеждениям и без малейшей надежды на успех, подчинился. Теперь участь Севастополя была решена, но царь тем не менее оставался непреклонным.

Крымским армиям, таким образом, вновь предписывалось держаться до конца. Если Горчаков потерпит до зимы, то союзники скорее всего предпочтут снятие осады еще одной тяжелой зимовке под стенами русской крепости [21]. Руководствуясь позицией царя [22] , Нессельроде пытался убедить европейские правительства в том, что Россия вопреки очевидному отнюдь не исчерпала своих ресурсов — напротив, затруднения начинают ощущать Англия и Франция [23]. Как предполагали русские, Наполеон III, обеспокоенный упорством севастопольского гарнизона, готовился снять осаду и выражал сомнения в успехе всей войны [24]. К концу августа, однако, французский император из достоверных источников узнал о том, что крепость больше держаться не может [25].

В ночь с 8-го на 9 сентября русские эвакуировали южную часть города, которую они многие месяцы защищали с таким упорством и героизмом. II Несмотря на то, что новость о падении Севастополя явилась тяжелым ударом по самолюбию русских [27] , она не слишком изменила общие настроения в Петербурге. Как сообщал австрийский дипломат, граф Владислав Карницкий, своему министру: «Судя по внешним признакам, многие здесь считают, что Россия уже не будет ощущать себя великой в той степени, которой можно бы ожидать после затраченных усилий и понесенных жертв» [28]. Тем не менее императорский манифест, извещавший народ России о потере города, был выдержан в демонстративно вызывающем тоне [29]. Севастополь не Москва, а Крым — не Россия.

Два года после пожара московского победоносные войска наши были в Париже. Мы те же русские, и с нами Бог! Образ должен был оставаться при штабе Крымской армии для фронтовых молебнов. Сделав все эти приготовления к священной войне, император созвал военный совет, которому предстояло выработать стратегию на ближайшее будущее. На совещании было решено удерживать Крым любой ценой [33].

Царь поручал Паскевичу готовиться к продолжительной военной кампании 1856 года, поскольку, несмотря на благоприятные новости о сокращении австрийской армии, поступающие из Вены, Австрия, особенно в случае падения Севастополя, вполне могла рано или поздно присоединиться к врагам России. Чтобы худшее не застало врасплох, надо быть готовым к нему [34]. Учитывая ту решимость, с которой действовал его начальник, Нессельроде, тайно желавший мира, мог только вновь и вновь повторять иностранным дипломатам, что Россия внимательно отнесется к любым предложениям, которые будут ей делаться: «Для нас сейчас не время выступать с какими-то инициативами [говорил он Эстерхази]; мы можем только, ожидая, смотреть, подходят ли нам те предложения, которые делаются другими. Мы сразу же обнаружим, что можно приветствовать с выгодой и что согласуется с нашими представлениями о чести» [36]. Фактически на протяжении нескольких недель, последовавших после отъезда царя, в Петербурге не было никакой дипломатической активности [37].

На смену военному противостоянию после падения Севастополя постепенно пришло относительное спокойствие, и вскоре стало понятно, что кампания 1855 года завершилась [38]. В то время, как падение Севастополя ничуть не поколебало твердости царя, в Париже отзвуки этого события оказались более значительными. Со взятием крепости жажда славы получила удовлетворение, а продолжение конфликта больше не сулило серьезных выгод. Французы устали от войны, и Наполеон постепенно укрепился в мысли о том, что, если обществу не удастся предложить каких-то новых аргументов, подстегивающих массовый энтузиазм, придется договариваться о мире. Восстановление польской автономии — вот что казалось лозунгом, способным оправдать продолжение боевых действий; поэтому уже через неделю после того, как Севастополь пал, французский министр иностранных дел Александр Валевский информировал английское правительство о том, что, по мнению его монарха, пришло время «готовиться к восстановлению Королевства Польского на условиях, провозглашенных в свое время Венским конгрессом, которое должно стать одной из тем мирных переговоров и явиться одной из принципиальных основ грядущего мира» [39].

Премьер-министр Генри Палмерстон, однако, усомнился в целесообразности подобной инициативы [40] , и 22 сентября английский министр иностранных дел Джордж Кларендон уведомил французскую сторону о том, что две державы, по его мнению, смогут договориться о восстановлении Польши и без войны [41]. Получив такой ответ, Наполеон понял, что добиться продолжения военных действий под лозунгом восстановления Польши ему не удастся. Австрийское правительство также решило предпринять новую попытку погасить конфликт. По сообщению Франсуа Адольфа де Буркюнэ, французского посланника в Вене, в августе фон Буоль-Шауэнштейн говорил ему, что, как только в Крыму наступит перелом, нужно будет приступить к мирным переговорам, которые не допустят возобновления боев следующей весной [42]. Как полагал австрийский министр, после падения Севастополя России можно будет предложить вполне разумные условия мира [43].

Наполеон с удовлетворением воспринял эту инициативу, и 17 октября «после должного рассмотрения вопроса император и его совет согласились с тем, что курс, который наметили Буоль и Буркюнэ, необходимо продолжить» [44]. Вызванному в Париж французскому посланнику было заявлено, что по возвращении в Вену ему надлежит возобновить обсуждение инициативы с австрийским министром иностранных дел. В тот же период прямой контакт был установлен между Петербургом и Парижем. Ранее российское правительство отклонило поступившее от Саксонии предложение о посредничестве [45] , но, когда зять Нессельроде — барон Лео фон Зеебах, представлявший во французской столице российские интересы [46] , — сообщил о том, что с ним конфиденциально связывался французский министр иностранных дел Валевский, канцлер не увидел препятствий для прямого обмена мнениями [47]. Сам Валевский, как сообщал Зеебах, настроен позитивно, но Наполеон «боится Англии» и склонен сохранять с ней альянс.

Россия, по словам Валевского, должна разработать конкретные и практичные предложения, принимающие во внимание ситуацию, сложившуюся после падения Севастополя. Эти предложения должны быть составлены таким образом, чтобы, опираясь на них, французское правительство сумело бы преодолеть нежелание англичан вступать в переговоры; там, в частности, должны содержаться пункты, предусматривающие либо ограничение российского черноморского флота специальным русско-турецким соглашением, либо придание Черному морю нейтрального статуса. И, если российское правительство готово договариваться с Францией на такой основе, этим следует заняться незамедлительно, чтобы предотвратить австрийское вмешательство [48]. Действительно, терять время было нельзя, поскольку к 14 ноября фон Буоль-Шауэнштейн и де Буркюнэ подготовили меморандум, перечислявший условия, которые австрийское правительство от имени Англии и Франции должно было представить Петербургу. От России требовалось согласие на нейтральный статус Черного моря, а к договору о мире должно было прилагаться русско-турецкое соглашение, ограничивающее число легких судов, которые две державы могли держать в черноморских водах.

Более того, австрийское правительство «развило» положения договора, касающиеся Дунайских княжеств: оно предложило такое исправление пограничной линии, которое отсекало русских от судоходных частей Дуная. К четырем пунктам, принятым российскими властями ранее [49] , добавлялся еще один, резервировавший за воюющими сторонами право выдвигать в ходе мирных переговоров дополнительные условия — «в европейских интересах». Вена собиралась представить этот перечень Петербургу и в случае его отклонения разорвать дипломатические отношения [50]. Британское правительство, которое просто информировали о ходе австро-французских переговоров, было недовольно самим способом выработки этого соглашения, разочаровано излагаемыми в нем условиями и полно решимости его изменить. Между Парижем и Лондоном началась дискуссия, нацеленная на устранение возражений со стороны Британии.

Стороны смогли договориться лишь к 5 декабря, после чего поправки были переданы в Вену. Нессельроде, между тем, получил предложение Валевского о начале прямых переговоров. Зная о подготавливаемом Веной ультиматуме, он понимал, что медлить не стоит [51]. Сам он хотел скорейшего заключения мира [52] , но царь, несмотря на настоятельные увещевания короля Пруссии [53] , по-прежнему находился в воинственном настроении: «Посетив расположение действующей армии, государь проникся ощущением воинского величия России. Ему не хотелось идти на переговоры с нашими противниками в тот самый момент, когда им впервые предстояло по-настоящему испытать на себе тяготы войны.

Наш патриотический энтузиазм поддерживали воспоминания о событиях 1812 года» [54]. В самом желании Наполеона и его окружения [55] добиваться мира Александру виделось свидетельство того, что война еще не проиграна [56]. Кроме того, по мнению царя, миролюбие французов говорило о внутренних проблемах в самой Франции. В одном из самых важных своих писем Горчакову Александр заявлял, что не надеется на скорое прекращение войны, но тем не менее французского императора могут подтолкнуть к миру плохой урожай во Франции и нарастающее недовольство низших классов: «Прежние революции всегда этим начинались, и так, может быть, до общего переворота недалеко. В этом я вижу самый правдоподобный исход теперешней войны, ибо искреннего желания мира с кондициями, совместными с нашими видами и достоинством России, я ни от Наполеона, ни от Англии не ожидаю, а покуда я буду жив, верно, других не приму» [57].

Царь, таким образом, продолжал военные приготовления. Он приказал оснастить системой укреплений город Николаев и лично участвовал в разработке плана военной кампании 1856 года [58]. От министра иностранных дел Александр требовал проведения более жесткой линии [59]. Наконец, вернувшись из Крыма, царь привез в столицу воинственный дух своих генералов [60]. Зеебаха информировали о том, что Россия откажется от любого ограничения собственных военно-морских сил.

Вместе с тем она с готовностью примет условие, согласно которому Черное море будет закрыто для любых военных судов, кроме русских и турецких; причем их численность должна определяться в ходе прямых переговоров между Россией и Портой [61]. Эти предложения надлежало передать в Вену, а также в Париж, тем самым обесценив неприемлемый австрийский проект [62]. Наконец, Горчакову было приказано прервать частное общение с Морни, поскольку из-за него у Наполеона могло сложиться преувеличенное представление о тяге России к миру [63]. Горчаков сообщил о намерениях России 6 декабря, но фон Буоль-Шауэнштейн в своем ответе ограничился лишь сообщением о том, что оповестит о них союзников [64]. Зеебах преуспел ничуть не больше: Валевский также не обещал ничего более [65].

Впрочем, через несколько дней он добавил, что Австрия все же склонна предъявить России свои условия, что этот шаг согласован с правительствами Англии и Франции и что он, следовательно, не может более продолжать прямых переговоров с русскими [66]. Иными словами, и в Париже, и в Вене русские на несколько недель опоздали со своими инициативами. Между тем, в самом западном лагере события развивались стремительно.

История России 1914-1945 гг., учебник 10 класс, Мединский, Торкунов ©

Граф Нессельроде вышел в отставку, и в апреле 1856 года министром иностранных дел назначен князь Горчаков. С 1856 министр иностранных дел. Резко изменил внешнюю политику России от “дворянского интернационализма” к защите сугубо национальных интересов ослабленной после поражения в Крымской войне державы. Это ли не прообраз будущего специального органа во внешнеполитическом ведомстве России – ныне Департамента государственного протокола (ДГП МИД), о функциях которого говорится в книге? глава внешнеполитического ведомства России Авдеев Виктор Евгеньевич.

У истоков российской дипломатии: выдающиеся мастера внешней политики XVI–XX веков

Во главе внешнеполитического ведомства России с апреля 1856 г. оказался А.М. Горчаков. Первая гимназия в Сибири была открыта в городе Тобольске. Городская реформа на основе «Жалованной грамоты городам» была проведенаЕкатериной II. Готовые домашние задания с ответами к государственному учебнику История России 1914-1945 гг. за десятый класс, авторы Мединский и Торкунов, издательство Просвещение, 2023 год издания. глава внешнеполитического ведомства России Авдеев Виктор Евгеньевич. А. М. Горчаков 123. За дипломатические успехи был удостоен чина государственного канцлера и титула светлейшего князя известный российский государственный деятель - А. М. Горчаков 124.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий