1 февраля 1918 года россия перешла на григорианский календарь

В 1899 г. при Русском астрономическом обществе была создана комиссия из представителей многих научных учреждений, ведомств и министерств. Она предложила ввести в России не григорианский календарь, а более точный, основанный на проекте И. Г. Медлера. Переход на более точный григорианский календарь в Европе происходил постепенно. Сначала, в 80-х годах XVI века, на григорианский календарь перешли все католические страны, а в течение XVII и XVIII веков — постепенно и протестантские государства.

Старый и новый стиль в исторических датах

Старый и новый календарные стили - Схемы и пособия Конечно, Советская Россия не была последней страной, перешедшей на григорианский календарь. В 1919 году григорианский календарь ввели Румыния и Югославия, в 1924 году – Греция.
Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря — Википедия Декрет от 26 января 1918 года — «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря» Декрет от 26 января 1918 года — «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря» — нормативно-правовой акт РСФСР.
26 января 1918 г. в Советской России проведена календарная реформа - Переход на более точный григорианский календарь в Европе происходил постепенно. Сначала, в 80-х годах XVI века, на григорианский календарь перешли все католические страны, а в течение XVII и XVIII веков — постепенно и протестантские государства.
Григорианский календарь приводит к утрате понимания русской истории 24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен григорианский календарь, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток. После 31 января 1918 года в России наступил день 14 февраля — в стране был введен календарь нового стиля (григорианский).
Декрет от 26 января 1918 года | это... Что такое Декрет от 26 января 1918 года? Рождество же в Советской России считалось «особым днём отдыха» с 1919-го по 1929‑й, причём до 1923 г. в связи с переходом на григорианский календарь его отмечали 7-8 января, а потом перенесли на 25-26 декабря.

Как разобраться в «старом» и «новом» стилях?

Когда в России появилось летоисчисление по новому стилю Так как Россия перешла на новый стиль только в 1918 году, отнимаем 13 дней от даты 1 мая, получаем 18 апреля по юлианскому стилю. В Календаре учащихся указано 18 апреля, воскресение, в современном календаре это понедельник.
Не пить, поститься: почему РПЦ против григорианского календаря? Швеция начала переходить с юлианского календаря на григорианский в 1700 году, но было решено вносить корректировку (тогда еще 11-дневную) постепенно, исключая високосные дни (29 февраля) из каждого из 11 последовательных високосных лет, с 1700 по 1740 год.
СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ | Новости Декрет от 26 января 1918 года — «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря» Декрет от 26 января 1918 года — «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря» — нормативно-правовой акт РСФСР.
Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря Так как Россия перешла на новый стиль только в 1918 году, отнимаем 13 дней от даты 1 мая, получаем 18 апреля по юлианскому стилю. В Календаре учащихся указано 18 апреля, воскресение, в современном календаре это понедельник.
Как большевики потеряли 13 дней при переходе на Григорианский календарь? В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю».

Когда в России появилось летоисчисление по новому стилю

Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря 26 Января 1918 года С незапамятных времен Русь, а впоследствии Российская Империя, жила по юлианскому календарю. Но юлианский календарь астрономически был не совсем точен, в результате чего с момента его введения постепенно происходило смещение календарной даты дня весеннего равноденствия от фактической. Правильное исчисление этой даты являлось крайне важным для определения дня Пасхи и других церковных праздников. В 16 веке смещение даты стало неприемлемым и был принят григорианский календарь. Русская Православная Церковь отказалась принять изменения календарной системы, сделанной католической церковью.

До 1918 года Российская Империя жила по юлианскому календарю, в то время как весь западный мир жил по григорианскому. Хронология события Окунев Никита Потапович, служащий пароходства «Самолёт» Начался новый стиль, и продолжаются старые безобразия… Цитата Новая Россия — новое время. Эти слова вполне можно считать девизом большевиков 1918 года. Хотя обсуждение календарных стилей имеет более старые исторические корни.

Эти обсуждения уходят в столь далекие времена, когда самого слова «большевик» еще не существовало, в том понимание, которое оно приняло после февральской революции 1917 года. Проблема календаря приобрела практический характер в связи с Октябрьской революцией. Впервые вопрос о календарной реформе был поставлен на одном из первых заседаний совнаркома 16 ноября 1917. Вторично это вопрос был поднят 23 января 1918 года.

Было предложено два проекта и организована комиссия по их рассмотрению. Один из проектов предусматривал постепенный переход к григорианскому календарю, то есть предполагалось каждый год отбрасывать по 24 часа. Поскольку к тому моменту разница между календарями составляла уже 13 дней, то полный переход на новый стиль занял бы 13 лет.

Фото: nmosktoday. Этих дней в российском календаре просто нет. Период с 1 по 13 февраля 1918 года выпал из российского календаря. Декрет был издан большевиками и подписан В.

Лениным «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Православная церковь выступила против, поэтому на заседании 23 января 2018 года специальным декретом церковь была отделена от государства, и привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность. На том историческом заседании были предложены два варианта перехода на «цивилизованный», григорианский, календарь. Один из них предусматривал постепенный переход , то есть предполагалось каждый год отбрасывать по 24 часа. Поскольку к тому моменту разница между календарями составляла уже 13 дней, то полный переход на новый стиль занял бы 13 лет. Преимуществом этого варианта было то, что им могла воспользоваться и православная церковь. Второй вариант был жёстче и предусматривал одномоментный переход на новый стиль.

Интересы церкви при этом не учитывались. Поскольку Ленин был сторонником второго варианта, решение приняли единогласно. После 31 января 1918 года в стране был введен календарь нового стиля григорианский , и в России наступило сразу 14 февраля. Даты стали сопровождаться круглыми скобками, в которых обозначена дата по другому стилю. До 1 февраля 1918 года в круглых скобках размещается дата григорианского календаря, после 1 февраля 1918 года — дата юлианского календаря. При пересчете дат со старого, юлианского, на новый, григорианский стиль: От 5 октября 1582 года по 28 февраля 1700 года — добавляется 10 дней.

Как сказано в декрете, переход на западный, григорианский стиль был сделан "в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени"... На одном из первых заседаний молодого советского правительства в начале 1918 года рассматривали два проекта реформы времени. Первый предполагал постепенный переход к григорианскому календарю, каждый год отбрасывая по 24 часа.

На это потребовалось бы 13 лет. Второй предусматривал сделать это одним махом. Именно он понравился вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину, превзошедшему нынешнего идеолога мультикультурализма Ангелу Меркель в глобалистских проектах. Компетентно Историк религии Алексей Юдин - о том, как христианские церкви празднуют Рождество: - Во-первых, сразу внесем ясность: говорить, что кто-то празднует 25 декабря, а кто-то 7 января - некорректно. Все отмечают Рождество 25-го, но по разным календарям. В ближайшие сто лет, с моей точки зрения, никакого объединения празднования Рождества ждать не приходится. Старый юлианский календарь, принятый при Юлии Цезаре, отставал от астрономического времени. Реформа папы Григория XIII, которую с самого начала назвали папистской, была крайне негативно воспринята в Европе, особенно в протестантских странах, где уже прочно утвердилась реформация. Протестанты были против прежде всего потому, что "это задумано в Риме".

А этот город в XVI веке уже не был центром христианской Европы. Реформу календаря при желании, конечно, можно назвать расколом, имея в виду, что христианский мир уже раскололся не только по принципу "восток-запад", но и внутри запада. Поэтому григорианский календарь был воспринят как римский, папистский, а значит, непригодный.

Но, так как разница между календарями к тому времени составляла 13 дней, переход занял бы 13 лет. Поэтому Ленин поддержал вариант одномоментного перехода на новый стиль. Церковь переходить на новый стиль отказалась. В остальных пунктах указывалось, как следует рассчитывать новые сроки исполнения каких-либо обязательств и в какие числа граждане смогут получить зарплату.

Смена дат создала путаницу с празднованием Рождества. До перехода на григорианский календарь в России Рождество отмечалось 25 декабря, теперь же оно переместилось на 7 января. В результате этих изменений, в 1918 году Рождества в России не было вовсе. В 1917 году встречали последнее Рождество, которое пришлось на 25 декабря. А в следующий раз православный праздник отмечался уже 7 января 1919 года. Подписывайтесь на «Газету.

13 потерянных дней. Как Владимир Ленин подписал Декрет о новом календарном стиле

В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. После прихода к власти в 1917 году большевиков в стране началось множество реформ. Одна из них — переход от юлианского на григорианский календарь. Новый закон приняли 26 января 1918 года. С 14 февраля 1918 года Россия перешла на новый календарный стиль. Эта грандиозная перемена в жизни страны была проведена в жизнь декретом Совнаркома от 26 января (8 февраля) 1918. В 1918 году была самая длинная ночь: с 31 января по 13 февраля. Страна перешла на григорианское летоисчисление. Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР издал декрет о переходе на григорианский календарь, который был уже принят в большинстве стран мира. До этого Россия жила по юлианскому календарю, отстававшему от григорианского на 13 дней.

Как из российской истории пропали две недели

Мужчины и женщины были уравнены в гражданских правах. Декретом от 23 января 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа — от церкви. Подчёркивая разрыв со старой Россией, большевики осуществили переход на григорианский календарь. В России, на территории находившейся под контролем Советской власти, григорианский календарь был введен декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следует 14 февраля. 6 февраля (24 января ) Совет Народных Комиссаров издает Декрет о переходе на Григорианский календарь. Согласно декрету в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.

Григорианская «машина времени» или как исчезли сразу десять дней

– Сроки всех обязательств, как по договору, так и по закону, которые наступили бы в 1918 году по Юлианскому календарю между 1 и 14 февраля, стали считать наступившими между 14 и 27 февраля, путём прибавления к каждому соответствующему сроку 13 дней. В период новогодне-рождественских праздников между Рождеством Христовым по Григорианскому календарю и Новым годом по Юлианскому календарю, традиционно возникают разговоры и споры вокруг календаря. Поскольку Русская Православная церковь не перешла на григорианский календарь, то Рождество Христово в XXII веке (с 1 марта 2100 года) будут отмечать не 7-го, а 8-го января (по новому стилю), т.е. в календарях "красным" днем будет уже 8 января (начиная с 2101 года).

Как Менделеев мирил юлианский и григорианский календари

Как с крепостной реформой с екатерининских времен все думали. А большевики наоборот, такой пафос преобразований, делали все разом, быстро. Одновременно и землю крестьянам и рабочий контроль, и ликвидация всех сословий, заодно и календарь. Это была часть преобразований, которая должна была продемонстрировать, как мы модернизируемся», — сказал Юрий Власов. Историк также уточнил, когда именно советским правительством было решено перейти на григорианский календарь. Следующий после 31 января день стал считаться 14 февраля», — добавил он.

Хотя некоторые православные ответвления всё же решили признать правильность Григорианского календаря, однако за это они провозглашены раскольниками. Ленин подписал Декрет 26 января 1918 года, после чего даты Юлианского календаря до реформы стали называть «старым стилем», а Григорианского — «новым стилем», по которому Декрет был подписан уже 8 февраля, хотя его в текущем году не было, так как февраль 1918 года начался с 14-ого числа. Декретом, «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени», также вводились следующие правила: — Сроки всех обязательств, как по договору, так и по закону, которые наступили бы в 1918 году по Юлианскому календарю между 1 и 14 февраля, стали считать наступившими между 14 и 27 февраля, путём прибавления к каждому соответствующему сроку 13 дней.

Курьёзным в этом отношении стало появление уникального праздника — Старого Нового Года, который якобы отмечается как празднование даты по старому стилю, хотя ей является 18 декабря, но празднование по традиции приурочено к 13-му января, то есть Новому Году по церковному календарю ХХ века, который в ХХI веке уже наступает 14 января. Автор статьи: Олег Березовой.

Современный календарь называется григорианским новый стиль , он был введен папой Григорием XIII в 1582 году и заменил юлианский календарь старый стиль , который применялся с 45 века до нашей эры. В юлианском календаре, предложенном Юлием Цезарем, средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года. С течением времени наступление сезонных явлений по юлианскому календарю приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 году Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви. В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря. Он издал 24 февраля 1582 года буллу послание , вводящую два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымалось 10 суток — после 4 октября сразу следовало 15 октября. Эта мера позволило сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия.

Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня. В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха, так же, как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии, а непереходящие — по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь. Финляндская православная церковь празднует Пасху по григорианскому календарю.

В России введен григорианский календарь (новый стиль)

Представляется, однако, отнюдь не случайным, что на эту реформу решились как-раз большевики. Это объясняется отнюдь не " революционной смелостью" этой власти, а совершенно иными причинами. Для большевиков оказалось гораздо легче ввести в России одинаковое почти со всеми культурными народами " исчисление времени, так как при той разрухе, до которой они довели России, в значительной степени потеряли свою остроту обстоятельства, до сих пор препятствовавшие проведению реформы. Церковь новый стиль не признает ни в коем случае. Высказываются мнения, что новый стиль не будет признан и всей Россией, так как большинство крестьянского населения не по календарям, которых не имеет, а по церковным праздникам. Опубликование декрета о реформе календаря явилось полной неожиданностью даже для кругов, близких к комиссариату народного просвещения, которым была поручена детальная разработка декрета. Комиссариат народного просвещения календарную реформу предлагал провести не ранее середины лета текущего года. Был намечен особый план составления для деревни новых календарей и соответствующей литературы. В первую очередь предполагалось обратиться ко всем без исключения существующим в России конфессиональным исповеданиям, прося их разъяснений, насколько приемлем для них предполагаемый комиссариатом срок календарной реформы. Все эти мероприятия, к сожалению, не получили осуществления. События последних дней и в особенности энергичные настояния эмигранта Чичерина, заставили Совет Народных Комиссаров действовать с большею решительностью.

История в лицах Из письма А. Пушкина П. Вяземскому: …их надобно задушить и наша медленность мучительна.

Подданные остались недовольны решением, сделавшим их старше. В стране были замечены протесты под лозунгом: «Верните нам наши одиннадцать дней!

Временами вспыхивали бунты, иногда приводивших к гибели людей, например, в Бристоле [12]. Введение нового календаря имело также и серьёзные финансовые последствия для сборщиков налогов и податей. В 1753 году — первом полном году по григорианскому календарю, банкиры отказались платить налоги, дожидаясь положенных 11 дней после привычной даты окончания сборов — 25 марта. В результате финансовый год в Великобритании начался лишь 6 апреля. Эта дата сохранилась и до сегодняшних дней, как символ больших перемен, произошедших 250 лет назад [12].

В Швеции решили отменять високосные дни с 1700 по 1740 годы [18]. В 1700 году был отменён первый високосный день. Потом началась война и про перевод забыли. Таким образом, страна жила по своему собственному шведскому календарю. В 1711 году Карл XII признал это непрактичным и решил вернуться к старому стилю и добавить в феврале 2 дня.

Поэтому в Швеции было 30 февраля 1712 года. Лишь в 1753 году был введён новый стиль. При этом после 17 февраля последовало сразу 1 марта [источник не указан 4186 дней]. Необычным был переход на григорианский календарь на Аляске, так как там он сочетался с переносом линии перемены даты. Поэтому после пятницы 5 октября 1867 года по старому стилю следовала ещё одна пятница 18 октября 1867 года по новому стилю.

Петру просто очень понравилось католическое Рождество. Его указ был издан всего через год после Великого Посольства — большого путешествия по Европе, во время которого Петр перемещался инкогнито. Рождество он встретил в Голландии и, вернувшись, понял, что хотел бы праздновать так же — с елками и фейерверками.

А вот появление нового праздника, тем более такого красочного, было бы воспринято легче. Так рядом с Рождеством появился еще один праздник. И было велено «в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия.

В честь Нового года учинять украшения из елей…». Был в этом и политический смысл. Летоисчисление от сотворения мира ввел в 988 году византийский император Василий II, и ко времени правления Петра I этой империи не было уже как два с половиной века.

А в живой и столь полюбившейся Петру Европе считали иначе. И Новый год праздновали 1 января, а не 1 сентября, как повелось с основания Московского государства в XV веке. К тому же не только в Европе считали года от «рождения Христа».

Но поскольку «все передовое человечество», как любили говорить большевики, к этому времени перешло на григорианский календарь, Россию также хотели модернизировать. Если отрекаться от старого мира — то во всем, в том числе и в календаре. Поэтому вопрос о календарной реформе очень интересовал большевиков. Это подтверждается хотя бы тем, что уже 16 29 ноября 1917 года, на одном из самых первых заседаний Совета народных комиссаров РСФСР, был поднят вопрос о необходимости перехода на григорианский календарь.

Определенную роль сыграл и «светский» характер григорианского календаря. Хотя сам календарь в Европе вводился по инициативе римского папы, Русская православная церковь переходить на григорианский календарь не собиралась. Большевики решили нанести еще один удар по позициям православной церкви, отказавшись от юлианского календаря. На том же заседании Совнаркома, на котором церковь была отделена от государства, создали специальную комиссию по переходу на новый календарь. Она представила два возможных варианта развития событий.

Первый вариант предполагал мягкий и постепенный переход к новому календарю — отбрасывать каждый год по 24 часа. В этом случае на осуществление календарной реформы потребовалось бы 13 лет, а самое важное — она вполне устраивала бы и Русскую православную церковь. Но Владимир Ленин склонился к более радикальному варианту, предполагавшему одномоментный и быстрый переход к григорианскому календарю. Причиной перехода на новый календарь называлась необходимость установления в России исчисления времени, одинакового «почти со всеми культурными народами». Ввести новый календарь решили после истечения января 1918 года.

С этой целью Совнарком постановил считать первым днем после 31 января 1918 года не 1 февраля, а 14 февраля 1918 года. В декрете также подчеркивалось, что все обязательства по договорам и законам, наступавшие в период между 1 и 14 февраля, переносились на период с 14 по 27 февраля посредством прибавления к сроку выполнения обязательств тринадцати дней. С прибавлением тринадцати дней отсчитывались и все обязательства в период с 14 февраля по 1 июля 1918 года, а обязательства, наступающие с 1 июля 1918 года, считались наступившими уже по числам нового григорианского календаря. Также декрет регулировал вопросы выплаты жалованья и заработной платы гражданам республики. До 1 июля 1918 года нужно было во всех документах указывать в скобках число по старому календарю, а с 1 июля 1918 года — только число по григорианскому календарю.

Решение о переходе страны на григорианский календарь неизбежно вызвало споры в среде духовенства и богословов. Уже в конце января 1918 года календарная реформа стала предметом обсуждения Всероссийского Поместного собора.

История в лицах

13 потерянных дней. Как Владимир Ленин подписал Декрет о новом календарном стиле К 100-ЛЕТИЮ Петровская реформа 1700 года, изменившая начало отсчета летосчисления – от Рождества Христова (а не от Сотворения міра) – тем не менее оставила в силе Юлианский календарь. Помимо своего гармоничного и духовного превосходства над Григорианским, он.
105 лет назад из календаря пропали 13 дней: куда они делись . Metro Это изменение было объяснено в 4-страничном указе под названием «Прагматика» о Десяти днях года, который был издан королем Испании Филиппом II, предписывающим переход с юлианского календаря на григорианский.

Советская Россия перешла на григорианский календарь

В силу этого: 1 Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов Ленин.

Крупскую, она подтвердит. Ей ли забыть парижское утро 14 февраля 1910 года и свою оторопь от Владимира Ильича с голым, без канонической бороды и усов, лицом ордынского дворника: бритва — первое, за что хватаются влюбленные дяди при попытке казаться моложе. Скоропостижный маразм, который загнал ее несгибаемого мужа сначала в Горки и следом в гроб, Надежда Константиновна напрямую связывала с потрясением от смерти в 1920 году Инессы Арманд. Серебряная пуля слепой, как Фемида, Фанни Каплан лишь ускорила роковой процесс. Такие вот бахчисарайские фонтаны. Верная подруга и соратница даже хлопотала перед ВЦИК о совместном захоронении любовников, чтобы лежали они рядышком хоть в Кремлевской стене, хоть в Мавзолее, словно Петр и Феврония, словно Тристан и Изольда, словно Сцилла с Харибдою, глядя задумчиво в небо широкое.

Сталин отказал и еще пригрозил лишить товарища Крупскую хлебного статуса вдовы вождя, если товарищ Крупская не уймется и не прекратит наводить тень на плетень, пороча священную репутацию. Но это было уже в 1924 году. В 1918 никто и ничто не могло помешать живому и здоровому председателю Совета народных комиссаров В. Ленину написать своей Прекрасной даме-католичке валентинку в виде декрета о реформе времени. А что? И партийно, и куртуазно. К тому же архиполезно в смысле укрепления власти. Тогда, в начале прошлого столетия, заставить еще вполне богобоязненный народ жить по календарю, урожденному католику, это была шоковая терапия.

Церковь на протяжении трех веков регулярно грозила анафемой тем, кто примет неправедное летоисчисление. Церковников можно понять. Утверждение нового стиля, скроенного под конкурирующую конфессию, рано или поздно должно было обернуться непроизвольной утечкой электората.

Например, для юбилейных дат, основных событий во всех работах биографического характера и дат событий и документов по истории международных отношений, связанных со странами, где григорианский календарь был введен раньше, чем в России. В этом случае основной датой является дата юлианского календаря, в скобках указывается дата григорианского календаря. При датировке документов по истории гражданской войны в некоторых случаях также следует ставить двойную дату. Но основной датой в этих датировках является дата григорианского календаря... Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен прежнего юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. В России григорианский календарь введён декретом от 26 января 1918 года Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следует 14 февраля. На территориях бывшей Российской империи, находившихся под контролем других государственных образований, возникших после падения Временного правительства, даты официального введения нового стиля отличаются.

Праздничные елки были истреблены, как пережиток. Но скоро передумали: необходим был отсчет следующего года, и в 1930 году в Кремле устроили самую большую елку страны. С того времени в России празднуют два Новых года - по новому и старому стилю, чем немало удивляют весь мир. Екатерина КалимуллинаЗнаток 303 6 лет назад Получается, что рождество в России раньше отмечали тоже 25 декабря? Как все.

В связи с переносом мы отмечаем 7 января? Не на 14, а на 13.

Как Советская Россия перешла на григорианский календарь

Новый календарь получил в обиходе название «новый стиль» в отличие от «старого стиля» - юлианского календаря, принятого в России при Петре I. В Русской православной церкви после периода колебаний григорианский календарь был формально введён патриархом Тихоном 15 октября 1923 г. Однако нововведение вызвало несогласие в церкви, и поэтому уже 8 ноября 1923 г.

Фазы луны определяются взаимным положением трех небесных тел — Земли, Луны и Солнца и, например, не соответствуют периодичности положения Луны на небесной сфере относительно звезд.

Кроме того, как и тропический год, синодический месяц сильно колеблется по своей продолжительности. Основанные на смене фаз Луны лунные календари использовались довольно широко, но в большинстве были вытеснены солнечными или солнечно-лунными календарями. Это объясняется как неудобством использования лунных календарей из-за заметных вариаций продолжительности месяца, так и естественной привязкой деятельности человека к сезонным изменениям погоды, которые можно связать с положением на небе Солнца, но не с фазой Луны.

Сегодня лунные календари применяются, в основном, для определения дат религиозных праздников. В частности, лунным является мусульманский календарь, также по лунному календарю определяются и даты ветхозаветных христианских праздников, в первую очередь Пасхи. Любой календарь основан на попытках связать между собой хотя бы два из этих временных интервалов.

Но так как любые из этих отношений нельзя представить в виде обыкновенной дроби, то абсолютно точный календарь составить невозможно. Решить эту проблему можно относительно простым способом, вообще не прибегая ни к каким календарям, а используя только один интервал, например длину суток. Так предлагают поступать, например, астрономы, которые просто считают дни, начиная от определенной точки в прошлом по современному календарю, эта точка соответствует полудню 24 ноября 4714 года до нашей эры.

В этом случае любая временная точка определяется юлианской датой — дробным числом, которое соответствует числу суток, прошедших от начала отсчета. На рисунке выше: Способ определения эклиптических координат небесного тела например Солнца на небесной сфере. Они отсчитываются от точки весеннего равноденствия.

Юлианский календарь Но считать время только по дням все-таки не слишком удобно, и хочется иметь под руками временные интервалы большего масштаба. Даже понимая, что никакой календарь не позволит с абсолютной точностью описать связь между длительностью солнечных суток, тропического года и синодического месяца, можно добиться от него удовлетворительной точности. Именно в степени точности при описании отношения двух из трех этих интервалов и заключается разница между юлианским календарем и григорианским.

Оба этих календаря — солнечные, они предназначены для того, чтобы связать между собой длительность средних солнечных суток и тропического года. Мы знаем, что с астрономической точки зрения продолжительность тропического года составляет примерно 365,2422 суток. Чтобы составить календарь, это число надо каким-то образом описать так, чтобы в каждом календарном году было целое число суток.

Проще всего это сделать, варьируя длительность года. Самое грубое из приемлемых округлений дает 365,25 суток, и именно на нем строится юлианский календарь. Если при таком округлении средней длины года разбить год на 365 суток, то за каждые четыре года будет набегать ошибка в одни сутки.

Именно отсюда и появляется структура календаря, в котором каждый четвертый год — високосный, то есть включает в себя на один день больше, чем обычно. Полный цикл такого календаря составляет всего четыре года, что и делает его очень простым в использовании. Юлианский календарь был разработан александрийскими астрономами, назван в честь Юлия Цезаря и введен в использование в 46 году до нашей эры.

Интересно, что изначально дополнительный день в високосный год добавлялся не за счет введения новой даты — 29 февраля, а за счет дублирования 24 февраля. Конечно, юлианский календарь — далеко не первый вариант солнечного календаря. Так, основой для всех современных солнечных календарей послужил древнеегипетский солнечный календарь.

Он отсчитывался по положению на небе восходящего Сириуса и включал в себя 365 дней. И хотя египтяне понимали, что при такой системе счета очень быстро происходит, например, смещение дат солнцестояний и равноденствий, для удобства длительность года не менялась. Поэтому каждые четыре года происходило смещение на один день, и через 1460 лет этот интервал называли Великим годом Сотиса год возвращался к своей исходной позиции.

При этом в самом Древнем Риме юлианский календарь заменил использовавшийся до этого римский календарь, состоявший из десяти месяцев и включавший в себя 354 дня. Чтобы привести в соответствие длину календарного года с длиной тропического, каждые несколько лет к году добавлялся лишний месяц.

Вся их романтика и символика связаны с отказом от старого мира. И не просто с отказом, но с сознательным разрушением основ старого мироустройства, чего бы это ни касалось. Во многих произведениях Ленина и политических его документах мы найдем конкретные установки, ориентирующие партию большевиков и новый режим на разрушение старой государственности, старой традиционной культуры, старых обычаев, традиций и норм формального и обычного права.

И, конечно же, тот декрет, о котором мы говорим, полностью вписывается в этот курс, в это мировосприятие. Поэтому и отказ от старого летосчисления многими воспринимался действительно как символический жест, демонстрирующий пафос строительства нового мира, подчеркну - не самостоятельно, а совместно, в союзе с пролетариями всего мира, прежде всего развитых европейских стран. Это был еще и шаг против церкви, негативный пас православию. Получилось, что новый светский календарь совпадает с церковным католическим календарем. А Русская православная церковь продолжала жить по старому, отставала во времени...

Андрей Сорокин: Думаю, что эти соображения находились на периферии сознания большевиков. Средства борьбы с "религиозным дурманом" были другие и гораздо более суровые. Набор их известен. Можно ли назвать этот декрет Ленина одним из самых мощных послереволюционных глобалистских проектов? Андрей Сорокин: Не думаю.

Основополагающими были другие декреты. Например, "О мире" и "О земле".

Очевидно также, что искать в рассматриваемой календарной реформе происки Запада просто абсурдно. Западные буржуазные элиты изначально отнеслись к победе рабочих и крестьян на шестой части суши крайне враждебно, начав готовиться к свержению Советской власти. Вначале путём поддержки внутренней контрреволюции, затем и с помощью открытой вооружённой интервенции. Большевики по крайней мере до начала НЭПа и отказа от политики военного коммунизма рассматривали революцию в России как начальный этап, должный стать детонатором революции мировой, направленной на свержение власти эксплуататоров во всём мире. Соответственно, для координации с представителями мирового коммунистического движения необходимо было перейти на действующий в большинстве стран календарь, чтобы избежать возможной путаницы в дате согласованных важных шагов, способной привести к самым роковым последствиям. Период массового всплеска революционных выступлений в Германии, Венгрии, ряде других стран начался уже в ноябре 1918 года. Так что календарная реформа в России на этом фоне выглядела отнюдь не избыточно поспешной. Конечно же, в контексте перехода на «новый стиль» нельзя не затронуть вопрос влияния этой меры на церковное летоисчисление.

Споры на тему перехода Православной церкви на «новый стиль» продолжаются уже больше века. Тем не менее, в настоящее время 10 из 15 Поместных православных церквей планеты проводят богослужения по общепринятому в мире календарю. Правда, это относится только к «неподвижным» датам — дням памяти святых, Иисуса Христа, Богородицы, не связанных с Пасхальным кругом, зависящим от даты наступления дня Воскресения Христова. Эта дата рассчитывается на каждый год отдельно и всё ещё по юлианскому календарю. Такой календарь перешедшие на него церкви называют «новоюлианским», избегая формального упоминания о фактическом использовании Григорианского календаря. При этом сохраняется «евхаристическое общение», то есть поминание предстоятелями тех церквей, которые целиком руководствуются в своей деятельности «старым стилем» в том числе и РПЦ , предстоятелей церквей «новостильных».

Старый и новый стиль в исторических датах

Дело в том, что 24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введён григорианский календарь, в соответствии с которым была введена и поправка в 13 суток, и после 31 января 1918 года в России сразу наступил день 14 февраля. В России (на территории, находившейся под контролем Советов) григорианский календарь введён декретом от 26 января 1918 года Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следует 14 февраля. 26 января 1918 года Ленин подписал принятый СНК двумя днями ранее декрет о проведении календарной реформы в России. Сразу после Октябрьского переворота на одном из первых заседаний Совнаркома 16 (29) ноября 1917 г. большевики решили заменить. 98 лет назад, 14 февраля 1918 года, Россия перешла на григорианский календарь. 24 января 1918 года декретом совнаркома РСФСР был введен григорианский календа. 15 февраля и так далее. 98 лет назад, 14 февраля 1918 года, Россия перешла на григорианский календарь. 24 января 1918 года декретом совнаркома РСФСР был введен григорианский календа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий