9. современная образовательная стратегия решение проблемы реализации в россии

Данные меры направлены на решение проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций не по полученной специальности ввиду того, что выпускники вузов занимают рабочие места, предусматривающие наличие не высшего, а.

Николай Петров: Актуальные проблемы образования в России и пути их решения

Стратегические направления развития образования в РФ Решение современных проблем систем образования в России видится в следующем.
1.Образование как ветвь государственной политики Скачать материал. Современная стратегия обновления и развития образования.
2. Современная стратегия обновления и развития (модернизации) образования Новые образовательные стратегии в современном информаци-онном пространстве: New educational strategies in the modern information space: Proceedings of the international scientific conference March 12 – 26, 2018.

Стратегия-2025: что это за проект и зачем он нужен родителям и учителям

Современные глобальные проблемы должны решаться молодым поколением россиян. Особенности современных образовательных стратегий в университетской средеСовременные образовательные стратегии формирования новых знаний, умений и развития. Успешная реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» позволит коренным образом изменить подход к обучению граждан страны. 1.1.5. Для эффективного осуществления Стратегии необходимо включить ее положения в стратегии планирования, инвестиционной деятельности и управления на федеральном уровне, на всех уровнях образования и для всех видов образовательных учреждений и организаций. Глава: 2. Современная стратегия обновления и развития (модернизации) образования. В-пятых, формулирование стратегий индивидуального мышления обучающихся в лице школьников или студентов согласно последовательной реализации трех этапов: решения сформулированной педагогом или самостоятельно поставленной задачи.

2. Современная стратегия обновления и развития (модернизации) образования

Современная образовательная политика россии. ИнтернетДанный документ должен стать новым шагом в разработке современной образовательной политики России, общие принципы которой определены в. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. 1.2. проблемы капитализации образования в россии.

Модернизация образования в России: ключевые проблемы и пути их решения

Любое уменьшение количества институтовпрофессионального образования в связи с имеющимися желаниями реального сектора экономики и сферы услуг может ухудшить ситуацию. Увеличениечисла безграмотной молодежи приведет к деградации общества, ухудшению социального климата в обществе. В этом решении социальных проблем, которые появятся, из-за этого нужно будет больших финансовых вложений, чем сохранить существующие учебные заведения. На данный момент образованию должен отдаваться полный приоритет нежели другим сферам. Увеличивающиеся объемы информации, активное устаревание информации и технологий в конкретных сферах работы государства, высокая вероятность того что люди меняют профессию показывает неэффективность традиционного профессионального образования. Имеющиеся в стране процессы изменения в политической экономической и социальной областях показывают, что необходимо делать определенные изменения в системе образования. Необходимым условием успешного реформирования системы образования выступает обеспечение организационной и содержательной целостности государственной образовательной политики в масштабах всей страны. Но в многонациональном обществе существуют определенные соприкосновения интересов конфликты между общей системой образования и единым пространством в образовании.

Изначально нужды в повышении уровня профессиональной направленности и ориентированности на конкретную работу вызывают повышение числа индивидуальных компонентов культуры. Далее ход этнического восстановления увеличивает интерес к этнокультурным ценностям,родному языку, литературе, искусству. Эта ориентированность имеет прогрессивный характер, так же в случаях, когда не приводит к этнокультурному отделению и росту чувства принадлежности к национальной исключительности. Образование связанно с научным и информационным прогрессом культурой, духовной общностью, благодаря которой получается на территории страны, из-за этого в его основе должны быть два принципа. Главный социальный институт это университеты, исполняющие функцию культурного и духовного объединения народа в единую нацию. Для этого государству необходимо интересоваться тем фактом, в котором университеты инструмент не только образования, но и социально-воспитательной функции, а так же социально-политического объединения многонационального населения. Система образования является одной из важнейших социально-культурных и научно-технических сфер, ориентирующейся на его реальные условия и специфические требования на основе сочетания общегосударственных, национальных, местных и индивидуальных интересов.

Определенная роль в продвижении образования к новым вершинам принадлежит государственным университетам, позиционирующих себя как инноваторы определенных областей образования, таких как научная и культурная стороны. От которых в большой степени зависит сплочение народа, воспитания терпимости между народностями. Успешная работа образовательных учреждений предполагает объединение и использование федеральных, региональных и муниципальных ресурсов. Поиск наилучшей образовательной конструкции подразумевает создание общего принципа образовательные учреждения с целью построить многоуровневую систему образования. Нужно брать во внимание то, что существует в системе двух основных типов образовательных учреждений: — государственных учебных заведений, которые управляются и финансируются в рамках государственных программ разного уровня; — негосударственных учебных заведений, которые имеют достаточную самостоятельность в управлении, однако обязаны выполнять требования, предъявляемые государством. Интеграция образовательных учреждений определяют основные направления развития системы образования: — обеспечение возможностей получения высшего образования всем выпускникам основной школы; — оптимизацию структуры системы образования; — совершенствование системы управления образовательным процессом; — расширение спектра образовательных услуг; — создание единой образовательно-информационной среды. Одна из главных целей - это формирование комфортных условий, для обучающихся, которые ставят перед собой цели и достигают их в образовательной системе.

К несчастью нормативные и правовые акты призванные обеспечивать работу системы образования без прерывания имеются пока только в теории. За последние время разработано множество разных путей слияния образовательных учреждений, следующих определённым целям. Если исходить из того, что оптимизация системы образования должна быть направлена на удовлетворение образовательных потребностей граждан, то все проблемы будут преодолены. Качество образования характеризуется теми свойствами образовательного процесса, наличие которых способствует удовлетворению потребностей граждан. Уровень социализации личности и психологической готовности к активной жизни и труду становится одним из основных показателей качества образования. В идеале надо позволить каждому члену общества получить высшее образование, пройдя по той траектории, которая будет наиболее приемлемой для него. Рассматривая качество образования как проблему со стороны науки следует, внимательнее рассматривать, в чем нуждается общество.

А конкретнее, какие качества нужны личности, работодателям, вузам, обществу, государству. А под "качеством образования " рассматривается качество условий, стандартов и результатов образования, норм. Очевидно, что образование рассматривается как социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному и культурному функционированию и развитию личности, совершенствованию общественного организма через процессы социально организуемой, целенаправленной социализации индивидов. Образование, в основном высшее, имеет очень важную и возрастающую роль в современном мире. Интеллектуальный потенциал нации, который создаётся системой образования, становится решающим фактором прогресса в развитии стран и народов. Например, развитие образования органично связано с обеспечением безопасности страны, поиском оптимальных путей выхода из глубокого социально-экономического кризиса, с созданием благоприятных возможностей для устойчивого развития общества и творческой самореализации его граждан. Главной отличительной чертой политики в сфере образования России должно быть преимущественно финансирование сферы образования и согласие с тем, что образование это национальный интерес.

По этой причине образованию необходимо стать объектом не просто финансовых отношений купля-продажа , а более сложных экономических и социальных взаимоотношений: — за эффективность образования в равной степени ответственны как обучающий, так и обучающийся; — результаты образования, особенно фундаментального, проявляются не сразу; — система образования следует не столько конъюнктуре рынка, сколько традициям развития культуры общества; — факторы, определяющие спрос на образование, имеют преимущественно неценовой характер; — образование способствует развитию демократии посредством обучения и воспитания информированных граждан, которыми трудно манипулировать с помощью разного рода демагогии и лозунгов; Изменение сферы образованияможет произойти лишь в случае целенаправленного выстраивания образовательной технологии. В результате организационных преобразований могут создаваться самостоятельные учебные заведения, кадровую основу которых составит высококвалифицированный персонал. Если до этого образование рассматривалась как не главная производственная, то сейчас изменения направлены на постановку цели формирования в системе образования главенствующего значения в деле дальнейшего реформирования России. Именно на исполнении этой первоначальной задачи государственной образовательной политики направлены такие документы как «Национальная доктрина развития образования в России», ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования», различные федеральные программы, а также Приоритетный национальный проект «Образование». Образовательная политика берет начало из того, что в её основе лежат определенные нормы, показывающие закономерные нужды в развитии общества и продвижения личности в по лестнице успеха. Основные положения и принципы государственной политики в сфере образования закреплены в Законе «Об образовании».

Учитель должен быть готов к индивидуальному подходу к каждому ученику и созданию благоприятной образовательной среды. Контекстуальность Принцип контекстуальности предполагает, что образование должно быть связано с реальной жизнью и социальным окружением ученика. Учебные материалы и методы должны быть актуальными и отражать современные вызовы и требования общества. Образование должно помогать ученикам развивать навыки, которые им понадобятся в реальной жизни и будущей профессиональной деятельности. Контроль и оценка Принцип контроля и оценки предполагает систематическую оценку знаний, умений и навыков учеников. Оценка должна быть объективной, справедливой и основываться на достижениях каждого ученика. Контроль и оценка должны служить не только для оценки успехов, но и для определения дальнейших путей развития и коррекции образовательного процесса. Это основные принципы, которые лежат в основе современной системы отечественного образования. Они помогают создать благоприятную образовательную среду и обеспечить качественное образование для всех граждан. Стратегия развития современной системы отечественного образования Стратегия развития современной системы отечественного образования — это документ, который определяет основные направления и цели развития образовательной системы в стране. Она разрабатывается с учетом современных вызовов и требований, а также научных и практических достижений в области образования. Основные задачи и цели стратегии развития Основной задачей стратегии развития современной системы отечественного образования является обеспечение качественного и доступного образования для всех граждан страны. Она направлена на развитие интеллектуального, творческого и физического потенциала каждого ученика, а также на формирование гражданской и патриотической идентичности. Основные цели стратегии развития включают: Повышение качества образования и уровня подготовки выпускников; Развитие инновационных технологий и методов обучения; Создание условий для развития творческого и самостоятельного мышления учеников; Формирование у учеников навыков самообразования и саморазвития; Развитие системы профориентации и поддержки талантливых учеников; Обеспечение доступности образования для всех слоев населения; Создание условий для развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях; Развитие международного сотрудничества в области образования. Основные направления развития современной системы отечественного образования Основные направления развития современной системы отечественного образования включают: Развитие инновационных технологий и методов обучения; Совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров; Развитие системы оценки и контроля знаний учеников; Создание условий для развития творческого и самостоятельного мышления учеников; Развитие системы профориентации и поддержки талантливых учеников; Обеспечение доступности образования для всех слоев населения; Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях; Развитие международного сотрудничества в области образования. Инновации в современной системе отечественного образования Инновации в современной системе отечественного образования — это внедрение новых технологий, методов и подходов в образовательный процесс. Они направлены на повышение качества образования, развитие творческого мышления и самостоятельности учеников, а также на создание условий для развития их потенциала. Примеры инноваций в современной системе отечественного образования: Внедрение информационных технологий в образовательный процесс; Использование интерактивных методов обучения; Внедрение проектной и исследовательской деятельности; Развитие системы профориентации и поддержки талантливых учеников; Создание условий для развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях. Проблемы и вызовы, стоящие перед современной системой отечественного образования Современная система отечественного образования сталкивается с рядом проблем и вызовов, которые требуют решения: Недостаточное финансирование образования; Неравномерное распределение качества образования между регионами; Неэффективная система оценки и контроля знаний учеников; Недостаточная подготовка и квалификация педагогических кадров; Низкий уровень мотивации учеников и их родителей; Необходимость адаптации образовательной системы к быстро меняющимся требованиям современного общества. Решение этих проблем и вызовов требует совместных усилий государства, образовательных учреждений, педагогов, учеников и их родителей. Необходимо разрабатывать и внедрять инновационные подходы, повышать качество образования и обеспечивать доступность образования для всех граждан страны. Основные задачи и цели стратегии развития Стратегия развития современной системы отечественного образования имеет ряд основных задач и целей, которые направлены на повышение качества образования и обеспечение доступности образовательных услуг для всех граждан страны. Вот некоторые из них: Повышение качества образования Одной из основных задач стратегии развития является повышение качества образования. Это достигается путем совершенствования содержания образования, методов преподавания, оценки знаний учеников и квалификации педагогических кадров. Также важно развивать у учеников навыки критического мышления, творческого подхода к решению задач и самостоятельного обучения. Обеспечение доступности образования Другой важной задачей стратегии развития является обеспечение доступности образования для всех граждан страны. Это означает, что каждый человек должен иметь возможность получить качественное образование независимо от своего социального статуса, финансового положения или места проживания.

Формулирование цели предприятия Для коммерческой организации — формулирование цели бизнеса, для некоммерческой — формулирование социальных целей. Данный шаг проводится учредителем, который определяет ресурсы, которые он может выделить на развитие предприятия в частном, но широко распространенном случае, случае без выделения дополнительных ресурсов и формулирует экономические и социальные цели предприятия. Все цели должны устанавливаться как на ближнюю, так и на дальнюю перспективу. Экономические цели — прибыль, рыночная стоимость предприятия, и т. Социальные цели коммерческой организации — миссия, рыночная ниша, место предприятия в рыночной нише, бренд, престиж, и т. ШАГ 2. Формулирование цели руководителю предприятия Формулирование руководителю предприятия на нижних уровнях —руководителям подразделений, сотрудникам социальных и экономических целей на ближнюю и дальнюю перспективу. На данном шаге ранее обозначенные цели уточняются и формализуются. Задается миссия, определяются необходимые ресурсы, задается система мотивации руководителя. ШАГ 3. Построение видения Руководитель анализирует цели, поставленные учредителем на последующих этапах — поставленные вышестоящим руководителем и выделяемые ресурсы, формирует свое «видение»: видение продукции, которая позволит обеспечение поставленных целей, видение внутренней среды, позволяющей создавать и выпускать эту продукцию и видение внешней среды, обеспечивающей потребление этой продукции, при необходимости — участие в производстве. В конечном итоге - видение, достижение которого позволит достичь цели, поставленные вышестоящим руководителем. При этом, конечно, руководитель учитывает и свои личные цели. Исходя из сформированного видения возможно уточнение целей и ресурсов, при необходимости руководитель выходит к учредительу вышестоящему руководителю с обоснованным предложением их коррекции в верхнюю или нижнюю сторону. ШАГ 4. Постановка стратегические целей по достижению видения, программ и проектов практической реализации видения. Руководитель на основании сформированного видения ставит стратегические цели по его достижению по продукту, внутренней и внешней среде, в ближней и дальней перспективе , определяет бизнес-процессы, формирует необходимые программы и проекты своего уровня иерархии по достижению поставленных стратегических целей, определяет результаты программ и проектов и их этапов , распределяет ресурсы по программам и проектам, создает систему мотивации по результатам программ и проектов, при необходимости выходит к учредителю с обоснованным предложением коррекции целей ресурсов в верхнюю или нижнюю сторону. ШАГ 5. Согласование с подчиненными стратегических целей, программ и проектов предприятия. Руководитель и его подчиненные руководители на нижнем уровне — сотрудники рассматривают и принимают в первом приближении общие стратегические цели, бизнес-процессы, программы и проекты. ШАГ 6. Определение структуры подчиненных подразделений и требований к их руководителям. Руководитель определяет структуру подчиненных подразделений сотрудников, если это нижний уровень иерархии , требования к ним. Определяет миссию, экономические и социальные цели структурных подразделений. Сравнивает полученную структуру с существующей, при необходимости проводит коррекцию структуры. ШАГ 7. Определение целей и требуемых ресурсов подчиненным подразделениям. Распределяет цели по подчиненным подразделениям на нижнем уровне — сотрудникам , выделяет необходимые ресурсы при необходимости уточняет структуру , задает миссию, выделяет необходимые ресурсы, задает систему мотивации руководителей, определяет необходимую координацию между подразделениями, проверяет систему полученных целей подразделений заданным цели, ресурсам, на полноту и непротиворечивость. ШАГ 8. Согласование с подчиненными руководителями их стратегических целей, программ и проектов. Согласует цели и ресурсы подчиненных подразделений с руководителями на нижнем уровне с сотрудниками , уточняет декомпозицию целей, программ, проектов, ресурсов, при необходимости выходит к вышестоящему руководителю с предложениями по коррекции. На уровне предприятиями в целом этот шаг не требуется на данном уровне есть только один руководитель — руководитель предприятия. Для всех уровней иерархии кроме нижнего - переход на ШАГ 2. На нижнем уровне — переход на ШАГ 9. ШАГ 9. Утверждение стратегии и структуры, целей, программ и проектов, бюджетов, систем мотивации, на всех уровнях иерархии.

Особое место уделено вопросам развития партнерских связей и объединений. Слайд 10 Описание слайда: Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: — модернизация институтов образования как инструментов социального развития; — формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях; — обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Слайд 11 Описание слайда: Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы Первая тенденция представляет собой постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий. Вторая тенденция включает повышение культурного и профессионального уровня большинства населения страны на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования: создание и сопровождение информационно-образовательных сред ИОС открытого и дистанционного обучения, развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов БУМ , продолжение развития традиционных технологий разработки электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов. Информационные технологии и образование - это две тенденции, которые в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, знаменующие новую эпоху, и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем. Слайд 12 Описание слайда: Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы Открытое образование ориентировано на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий.

Современная стратегия обновления образования и социальной сферы.

В результате современная школьная политика напоминает внешнюю политику России времен Козырева. Проблемы и риски, сдерживающие развитие управления и реализации государственной политики в сфере образования на региональном уровне, сводятся к следующему [8]: • ограниченность материально-технических ресурсов образовательных учреждений. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: – модернизация институтов образования как инструментов социального развития; – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.

От идеи к реализации: стратегия развития современной системы отечественного образования

Причин этому, как минимум, две. Во-первых, администрация вузов имеет свой стиль отчетности, в которой ответственность преподавателя за результаты своей работы переведена, если говорить на языке оргдеятельностной методологии, в закодированный режим. Преподаватель больше не отвечает за свой труд своей личностью. Как доказано русской философской мыслью В. Соловьев, С. Франк, В. Розанов и др.

Учитель это тот человек, за которым ученики «ходят», ловят его мысли, отдают ему свою любовь и с которым не расстаются во всю жизнь. Учитель остается жить не только в памяти, но и в деле, которое продолжает делать ученик. Ссылаясь на учение П. Флоренского об «органопроек-ции»[3], Учитель продолжает свою жизнь в результатах своего труда, но не в физической, а в душевно-духовной форме. Сейчас же на преподавателя наложен код, наподобие ИНН. Ему не доверяют, к личности не присматриваются.

Важны показатели валового продукта например, каков индекс Хирша и т. Во-вторых, способы расчета педагогического труда давно устарели. Они не включают ни фактора ценности, ни фактора смысла этого труда. Впрочем, давно длится какая-то переходная эпоха. То же, что и с педагогом, делается и с инженером, оказывающимся «между двух стульев»: одно - колоссальная потребность в «золотых головах» и уже реализованная технологическая перспектива технопарков, другое - пренебрежение как к молодому инженеру, так к опытным инженерным кадрам по условиям труда и зарплате. Чтобы вырастить хотя бы одну «золотую голову», нужен труд педагогов, имеющих на это свободное время общения с человеком, диалоги с ним, дискуссии, становление этой самой «головы» и многое другое, что позволялось педагогам даже в средневековых монастырях и средневековых университетах, а теперь педагогам вузов не позволено.

На это нет времени. Сорок лет назад В. Лефевр сформулировал теорию рефлексивного управления [4], согласно которой сознание, оказавшись в условиях выполнения обязанностей по участию в коммуникации, обязано ввести управление информационными полями, наслаиваемыми собой и партнерами. Чтобы не быть раздавленным информацией, психологией, политикой и простыми уловками интеллекта, следует обладать особого рода способностями сочетания логики и интуиции, чувства и ощущения. Родовые способности присутствуют в каждом человеке, но они «спят». Искусственное привитие компетенции не получится, так как «знания», «умения», «навыки», как бы они не дополнялись «личностными качествами» никогда не дадут результата, сопровождающего человека всю жизнь.

Рефлексивное управление, по модели В. Лефевра, дано в математических описаниях этой теории. Но оно может быть репрезентировано иными путями, например, в качестве исходного принципа самоорганизации мышления с привлечением символической феноменологии А. Лосева [5]. В этом случае компетенция должна включать в себя творческое мышление как родовую способность обнаруживать в действительном многообразии мира конкретные выражения реальности, то есть особой действительности, экранированной в сферу сознания, в которой «работают» логика, интуиция, чувства и много всего прочего. Сфера сознания [6] способна производить состояния как обработки чувственных данных, так и состояния творческого конструирования при помощи рефлексии.

Для этого необходимо учитывать интенциональную специфику сознания и возможность осознания своих интенций в диалоге как «зеркал», фокусирующих множество образов информации и образов восприятия человеком самого себя. Все образы частично упорядочиваются рефлексией. Рефлексия является формой осознавания человеком самого себя в пространстве и времени. Пространство в данном случае можно репрезентировать как «информационное поле», а время как «состояние», в которое попадает рефлексия, путешествуя по информационному полю. Значение термина «рефлексия» уже включает в себя «возвратное состояние», «проспективное состояние», а также источник сверхчувственного воззрения, так как рефлексия стремится к тому, чтобы охватить максимально значимое мыслимое целое. Тогда зеркало рефлексии способно сфокусировать как многомерность информационного поля, так и его состав.

В составе информационного поля обнаруживаются конструкты передаваемости информации либо от одного человека к другому, либо от текста к его читателю, либо от цивилизации к носителю ее норм. Эти конструкты и называются знаниями. В оригинале «Рекомендаций проектирования и использования оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования ОПП ВПО », подготовленном в 2013 г. Сафонова знания напрямую связаны с компетенциями [2]. В подлинности компетенции прямо их связать невозможно, так как знания, как было уже сказано, имеют свою форму воплощения в действительности сознания. Знания требуют посредника, какими являются информационные поля коммуникации и коммуникация как целостность.

Это касается и умений, или способов реорганизации своей деятельности в отношении любого типа знания. Здесь также действует рефлексия, приподнимающая сознание над любым информационным полем знания. Знание рассматривается рефлексией как объем, пространственно-временной континуум информации, уникально и определенно обработанной в форме знания, который можно и дальше углубленно рассматривать. Коммуникативная составляющая - интенция знания - всегда многомерна. Знание, если оно есть, получено из источника и принято человеком как смысл содержания знания. Оно конкретизирует предмет при учете мета предметности, взгляда на концентрацию смысла знания и его источник.

Знание превращается в информацию сообщение , потому что в процессе восприятия оно вызывает интерес, возбуждает чувства, удивляет и тем возвышается над психическими процессами и их реактивными системами. Память как психический процесс прочно фиксирует то, что выделилось из предмета, превзошло его и стало достоянием внутренней жизни учащегося именно при впечатлении от него. Неслучайно русское слово «впечатление» имеет этимологический корень «печать». Только тогда оно вошло в поле компетенции и при определённых условиях социальных, психологических может быть вызвано впоследствии, в иных условиях например, при текущем контроле как смысл предметного участка. В этом случае говорится о понимании, которое всегда «над» предметом, метапредметно, связано с личностью и смыслом знания. Умения или способы также имеют свои основания во внутреннем мире.

Рефлексия знаний включается только в случае, если коммуникационный посредник учитель, коллега, работодатель вызовет у учащегося на свет внутреннюю интенцию связей знаемого содержательного конструкта с его применением. Это явление вписано в компетенцию наравне с ме-тапредметным характером знаний. Здесь следует углубиться в проблему конструирования образовательной стратегии. Она отличается от образовательной программы тем, что задает траекторию формирования профессиональной компетенции через оформление в учебном процессе образовательной компетенции, то есть умения учиться. Поэтому любая компетенция формируется внутри студента под воздействием интереса, наблюдения, сосредоточения, удивления, впечатления как момент его индивидуального мыслительного творчества. Методология этого творчества является стратагемой всего процесса обучения.

Компетенция обновляет результат обучения всякий раз, как только во внутреннем мире создаются условия самооценки - смысла, из которого вырастает профессиональная компетенция. Как только сознание проникает в суть предмета, то есть попадает в состояние философского освоения его смысла, сразу внутри откликается смысл самооценки - прирастает духовная компетенция, умножающая посредством радости профессиональную компетенцию. Существо современной образовательной стратегии требует учета в подлинности компетенции фактора смысла. Часто смысл какого-то серьезного намерения подменяется уловкой, насмешкой и непреднамеренным причинением вреда. В образовании имеет место чиновничья спесь, мешающая пониманию того факта, что образованный человек преподаватель с творческим мышлением уже обладает интеллектуальной интуицией и разбирается не только в своем предмете, но и в метапредметном пространстве, так как, например, физик не может обойтись в решении конкретных задач без радикальных вопросов представимости материи, природы тепла, волны, атома, квантов и т. История и теория естествознания состоит из протоформ в решении практических проблем образования и технических наук.

Любое физическое знание имеет родовую основу, выявленную той или иной цивилизацией. Но для образовательной стратегии, кроме планетарного аспекта знания, есть еще индивидуально воспринимаемый аспект порождения знания. Как оно там, в душе отдельного студента - проходит ли область планетарного понимания, выделяет ли смысл для будущей практической работы и порождает ли интеллектуальную интуицию как связь знания и умения, теории и практики?

Обновление содержание образования, его вариативность во многом зависит от возможности создать в кратчайший срок новое поколение разнообразных учебников, мотивирующих интерес к познанию у ребенка, содержание которых направлено на зону ближайшего развития ребенка. Альтернативное и вариативное образование.

Обновление содержания образования позволяет осуществлять переход к системе выбора образования. Прослеживается тенденция: предпочтение в создании негосударственных школ для младшего школьного возраста и для учащихся 10 — 11 кл. Это соответствует мировым тенденциям функционирования честных школ. Если же говорить об изменяющемся содержании образования и новых формах организации учебного процесса, то здесь правильнее говорить о вариативном образовании. Основные стратегические ориентиры вариативного образования: 1.

От отдельных альтернативных «авторских школ» — к системе вариативных инновационных технологий в контексте культурно-исторической педагогики развития. В развитии вариативного образования важную роль играют «Авторские школы». По существу, авторские школы выступают как поисковые механизмы, апробирующие разные пути образования в культуре. При всем многообразии инновационные авторские школы подразделяются как бы на два типа: инструментальные и культурологические. В фокусе внимания инструментально школ находится, как правило, тот или иной конкретный педагогический метод, найденный в практической деятельности благодаря таланту педагога-новатора.

Этот метод как инструмент педагогического труда может быть освоен и включен и в традиционную систему образования, и в педагогику развития. Иное происхождение имеют культурологические в широком смысле слова авторские школы. Они рождаются, как правило, на стыке мировоззренческих концепций с инновационными технологиями. Например, вальдорфская педагогика исходит из философии Р. От монополии государственного образования к сосуществованию и сотрудничеству государственного, негосударственного и семейного образования.

В эволюции образования Б общественно-исторической процессе сочетание государственного, негосударственного и семейного образования предоставляет наиболее оптимальный веер возможностей для индивидуального развития личности см. От «безнациональной» унитарной школы — к этнической дифференциации образования в системе общего образовательного пространства России. Национальная школа выступает как один из важных элементов сохранения и развития этнической общности своего неповторимого «Я», её духовного ядра. В связи с этим крайне важно освоение представителями этнических общностей родных языков, являющихся не только средством общения, но и приобщения к культуре своего народа. Реальные возможности приобщения к национальной культуре открывает базисный учебный план, в котором федеральный компонент образования сочетается с регионально-национальный и школьным компонентом.

Большие резервы развития личности через приобщение к обычаям и традициям своего народа имеет также система дополнительного образования. За переходом от построения учебных планов из набора отдельных конкретных предметов - к образовательным областям, таким, как «общественные дисциплины», « естественные дисциплины» и т. Однако это важный, но не единственный резерв вариативности, возникший вследствие перехода от учебного предметоцентризма к образовательным областям. Еще недостаточно осознанным резервом вариативности, вытекающим из данной стратегии, является открывающаяся возможность междисциплинарных переходов между разными ранее разгороженными учебными предметами. Ранее в традиционном образовании негласно действовал «кукушиный принцип» : каждый новый предмет информатика, право, экономика пытался выкинуть из гнезда школьных знаний своих собратьев.

При переходе от учебного предметоцентризма к образовательным областям возрастание вариативности становится важным условием рождения новых интегрированных курсов, дающих целостную, а не мозаичную картину мира. Примером может служить пробный учебник М. Колтуна «Земля», появляющиеся учебники по гуманитарной физике и. Таким образом, переход от учебного предметоцентризма к образовательным областям стимулирует появление интегративных учебных курсов, обеспечивающих приобщение школьника к целостной картине мира. Ещё недавно казалось незыблемым то, что в обществе существует исключительно эволюция по «чистым» линиям разных типов образовательных учреждений.

В дошкольном учреждении — один мир, в школе- другой мир, в учреждениях дополнительного образования — третий мир, в профессионально-техническом училище — еще один, и наконец, в высшем учебном заведении- совсем особый мир. Иными словами, жесткие границы существовали не только между государствами, но и самостийными типами образовательных учреждений. Между тем, как показывает весь опыт эволюции в природе, и в культуре» эволюция по «чистым» линиям неизбежно приводит к регрессу и препятствует росту разнообразных форм жизни. Особенно быстро вымирают биологические и социальные организмы, программы функционирования которых жестко подогнан к стандартным неизменным условиям существования. На динамической фазе жизни общества неизбежно начинает преобладать эволюция по «смешанным» линиям.

Именно поэтому, бросая вызов окаменевшим типовым положениям, регламентирующим жизнь школы, идет стремительный процесс скрещивания школы с детским садом комплекс «школа — детский сад» ; школы с вузом комплекс школа-вуз» ; появляются колледжи, технические лицеи и т. В 1993 году в г. Москве появились гибриды школы с научно-исследовательскими институтами — «школы-лаборатории». Особый интерес вызывает возникновение различного вида школ в системе дополнительного образования, то есть в той самой уникальной системе, куда ребенок приходит сам, ведомый своими интересами, своими мотивами к познанию и творчеству. Эволюция образовательных учреждений по « смешанным линиям» делает более гибкой и устойчивой к рапным переменам образовательную систему России.

Она позволяет развивающейся личности ребенка более бесконфликтно реализовывать себя в мире непрерывного вариативного образования, а не быть вечный мигрантом, перебегающим из одной чуждой территории на другую. Формула «задача рождает орган» является законом любой эволюции и поэтому нормально, когда задачи развития общества на динамической фазе его истории приводят к такой дифференциации образования, которая обеспечивает интеграцию образовательного процесса России. Динамика роста возможностей выбора учебников в 1990-1994 г. Наряду с ростом возможностей выбора учебников растет, несмотря на экономический кризис, число альтернативных издательств, газет и журналов см. Вместе с тем очевидно, что количество новых наименований учебников не находится в прямой связи с обновлением содержания образования.

Особенно медленно идет обновление содержания образования в высших педагогических учреждениях. Прорыв обновления содержания учебников можно прогнозировать по меньшей мере в двух направлениях. Первое направление — это так называемые «мотивирующие учебники» в системе дополнительного образования. Среди них особенно могут быть выделены учебники коллектива детского писателя Э. Успенского, организовавшего серию веселых учебников по инициативе Минобразования Российской Федерации, которая публикуется в издательстве «Самовар».

Вместе с тем очевидно, что количество новых наименований учебников не находится в прямой связи с обновлением содержания образование. Основная задача всего этого цикла учебников — пробудить у ребенка интерес, мотивацию к познанию, воспитать в нем желание учиться. Второе направление прорыва — это учебники по метадисциплинам, сквозным дисциплинам. Новые метадисциплины, к числу которых относятся экология, право и экономика, как это ни парадоксально на первый взгляд, более открыты к идеям культурно-исторической педагогики развития. В этих дисциплинах автору и учителя, не прошедшие тренинга традициональной информационной педагогики в педвузах, приходят из научных институтов и университетов и более дерзко вводят, например, культурно-функциональный подход к экономике в средней школе.

Будучи подсистемой единой экономической системы общества, рынок образовательных услуг связан функциональной взаимозависимостью с рынком труда, отзывается на любые-изменения макроэкономической ситуации, и его флуктуации отражают текущую динамику жизни общества. Системный характер функционирования рынка образовательных услуг, его вписанность в экономическую и социальную систему делают необходимым применение к его исследованию системной методологии, прежде всего теории нелинейной системы Н. Однако, следуя логике Лумана, мы выходим на представление о том, что образование - лишь часть единой, обладающей рефлексивностью системы, отражающей себя в символических конструкциях культуры, т. Социокультурный подход, развитый П. Сорокиным, представляет образование как системное звено более широкой и всеобъемлющей системы, чем экономика и рыночные отношения как таковые. Это воспроизводящая себя в своей конкретности социокультурная система, в которую входит на правах элемента регулируемая рынком образовательных услуг система образования.

В социокультурную систему, помимо этого, входит и определенная культурная традиция отношения к государству, места государства в сплетении общественных связей и отношений, а также характерная для этого общества и культуры концепция образования и воспитания. Для российского общества и культуры, с характерной для России слабостью горизонтальных социальных структур и связей, с медленными темпами развития гражданского общества, типична ситуация, когда государство берет на себя инициативу и контрольные функции в социально-экономических процессах. Это соответствует социальным ожиданиям населения, с его традиционным для России патернализмом. Несмотря на то, что в современном российском обществе в целом сформировался рынок образовательных услуг, сложились его государственный и негосударственный сегменты, для него остается предпочтительной та институциональная модель системы образования, которая оставляет? Этому есть несколько причин. Во-первых, вопрос о про-инновационном развитии образования стал для современной России вопросом государственной значимости, приоритетным с точки зрения национальной безопасности.

С радикальной про-инновационной перестройкой образования связаны надежды на переход от сырьевой экономики к экономике высоких технологий, который изменит положение России в глобальной системе разделения труда. Конкурентоспособность России и само ее сохранение как экономически и политически суверенного государства, таким образом, напрямую зависит от того качественного преобразования человеческого потенциала страны, которое определяется успешным реформированием образования. Во-вторых, именно государственная образовательная политика в условиях массовой бедности населения способна компенсировать издержки и диспропорции функционирования рынка образовательных услуг, которые в противном случае могут привести к тому, что молодежь из малообеспеченных социальных слоев окажется практически за бортом системы высшего профессионального образования. Это несет обществу угрозу дестабилизации социальной обстановки, и, более того, опасность того, что значительная часть способностей и талантов населения останется социально невостребованной. В-третьих, если интересы государства в лице правящей элиты и интересы общества совпадают, то и общество, и государство заинтересованы в получении качественного результата деятельности образования - в возможности формирования социальной личности, разделяющей цели и ценности общества, способной к саморазвитию и сознательно стремящейся к профессиональной и человеческой самореализации. Для этого же государство должно активно действовать как макроактор рынка образовательных услуг и субъект образовательной стратегии.

В-четвертых, как справедливо отмечал академик Б. Гершунский, децентрализация образования и утрата государством определяющей роли в управлении образовательной деятельностью и формировании образовательных стандартов чреваты передачей этих функций на те уровни, где акторам не хватает управленческих, стратегических и философско-образовательных компетенций для грамотного и адекватного времени решения стоящих перед системой образования задач. В-пятых, наконец, именно на государство в российском социокультурном контексте ложится задача формирования воспитательного заказа системе образования, предусматривающего воспитание у молодежи мировоззренческих и идеологических ориентаций, соответствующих объективным приоритетам социального развития, направленных на поддержание позитивно-созидательного этоса, на преодоление возникших за период идеологического и мировоззренческогго вакуума поведенческих деформаций. Стратегическая деятельность государства в этом смысле осуществляется одновременно под двумя угрозами противоположного характера. С одной стороны, это угроза макроэкономического застоя и стагнации, окончательного закрепления за Россией сырьевого статуса, вытекающего отсюда при неблагоприятной нефтяной конъюнктуре дефицита финансирования про-инновационного развития образования. С другой стороны, речь может идти и об угрозе неблагоприятного для России характера интеграции национальной системы образования в глобальное образовательное пространство, когда часть созданного образованием человеческого капитала будет постоянно перетекать в глобальные научные и технологические центры, пополняя ряды транснациональной интеллектуальной элиты, а сама Россия останется в статусе глобальной периферии.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Дюжиков, Сергей Александрович, 2010 год 1. Автономова Н. Деррида Ж. О грамматологии. Агранович М. Аменд А.

Андреев A. Российское образование: социально-исторические контексты. Анисимов Н. Арефьев A. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. XX век.

Ахиезер A. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. Багаутдинова Н. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. Багдасаръян Н.

Балыхин Г. Управление развитием образования: Организационно-экономический аспект. Бегалинова М. Безансон А. Образование, кризис, идеологияps. Белая книга российского образования.

МЭСИ, 2000. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Белозерцев Е. Образование: историко-культурный феномен.

Белоконев Г. Белоконь А. Беляков С. Лекции по экономике образования, М. Бенавот А. Бергер П.

Социальное конструирование реальности. Бердяев H. О назначении человека. Бестужев-JIada И. Бестужев-Лада И. Образование: традиции и перспективы.

Бирюкова М. Блауберг И. Становление и сущность системного подхода. Богатые и бедные в современной России. Бондаренко В. Крах интеллигенции.

Борцов Ю. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. Бочарова О. Бурдье 77. Практический смысл. Бутенко А.

Быстрое И. Норма жизни лидеров: Вузы выдержали "испытание инновациями" Министерства: Бесед. N 23-24. Валицкая А. Валишин Ю. Baxumoe Р.

Сборник 2. Вдовин А. Российская нация. М, 1996. Винограй Э. Владимиров В.

Власюк H. Волков Ю. Всемирный доклад по образованию 2007. Сравнение мировой статистики в области образования. Монреаль, 2007. Выжлецов Г.

Коллектив: A. Заборовская, T. Клячко, И. Королев, В. Чернец, А. Чирикова, JI.

Шишкин отв. Галъцева Р. Тяжба о России. Газета «Сегодня». Гам В. Калининград, 2009.

Гараджа В. Горшков М. Национальный проект «Образование»: оценки экспертов и позиция населения. Гегель Г. Философия права. Герасимов Г.

Трансформация образования — социокультурный потенциал развития российского общества. Гершунский Б. Менталитет и образование. Философия образования для XXI века. Гессен С.

Среди них принципы: опережающего обучения задача состоит не столько в передаче знаний, сколько в подготовке выпускника к возможности самостоятельного оперативного овладения актуальными и, возможно, в период обучения пока еще не существующими профессиями , гуманизации и непрерывного образования. Слайд 4 Описание слайда: Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы Непрерывность образования Р. Даве в Гамбурге в 1976 году определил непрерывное образование - Life-Long Learning LLL - образование на протяжении всей жизни - как любое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе, с целью совершенствования знаний, умений и навыков компетенций в условиях информатизации общества, глобализации мировых процессов и стремительного научно-технического прогресса. Определено 25 признаков, которые характеризуют непрерывное образование: 1 охват образованием всей жизни человека; 2 понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы; Слайд 5 Описание слайда: Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы 3 включение в систему просвещения, помимо учебных заведений и центров доподготовки, формальных, неформальных и внеинституциональных форм образования; 4 горизонтальная интеграция: дом - соседи - местная социальная сфера - общество - мир труда - средства массовой информации - рекреационные, культурные, религиозные организации и т. Слайд 8 Описание слайда: Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы В 1979 г.

Суть непрерывного образования представлена следующим образом: всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения. При таком подходе целью непрерывного образования должно стать становление и развитие личности как в период ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в период старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Непрерывность образования - это принцип развития человека как личности на протяжении его жизненного пути. Слайд 9 Описание слайда: Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы Всемирной конференцией по высшему образованию в XXI в.

Стратегии развития современной системы образования. Стратегия развития образования в России(1)

Развитие информационной политики в области современного образования России предполагает учет того факта, что в условиях информатизации общества «формируется новое электронное образовательное пространство, парадигмальные основания которого. В результате современная школьная политика напоминает внешнюю политику России времен Козырева. Научная значимость заключается в выявлении особенностей реализации стратегии в образовательном учреждении и разработке модели ее стратегического поведения с учетом этих особенностей в условиях модернизации российского образования.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий