Концерты во время великой отечественной войны

Какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война».

Деятельность Большого театра во время Великой Отечественной Войны

В Мариинском театре была организована фронтовая бригада. На призывных пунктах для бойцов и командиров, уезжающих на фронт, устраивали патриотические концерты. Программа строилась по принципу сборного концерта. В Молотовском театре была маленькая сцена и очень холодно, но желание обогреть и поддержать артистов заставляло певцов раздеваться и выступать в легких костюмах. Постепенно зрителей становилось больше. Вечеслова писала, что для артистов это был огромный праздник, особенно, когда приходили военные. Летом 1942 года состоялся первый концерт учащихся хореографического училища. Набор в первый класс балетной школы был в 1942 году.

Поклонник театра с 70-летним стажем. Федор Андреевич Дубровский, участник войны, несколько лет посвятил написанию статей о пермском театре оперы и балета. За развитием театра он наблюдал с 1945 года, когда его перевели командиром взвода в Пермь, в нынешний военный госпиталь на Петропавловской. Когда началась война, Федор Андреевич был 15-летним мальчишкой, жил с матерью в Воронеже. Вскоре город начали бомбить, и подростки забирались на крыши домов бороться с огнем, ремонтировали бронепоезда и паровозы со снарядами и резервами. Позже был практически непрерывный сельскохозяйственный труд и работа на заводах. Федор Андреевич Дубровский, ветеран войны:— Первые же налеты гитлеровцев привели к тому, что я увидел, как течет людская кровь, как люди гибнут, как убитых сопровождали в морги.

Все это воздействовало на психику ребенка. Но жизнь продолжалась. Я с детства был приучен к музыке, к театру. С родителями ходил в кинотеатр «Спартак» слушать симфоническую музыку. Я и один ходил на выступления гастрольных театров. Первый спектакль, который я увидел, был украинского театра. Я слушал «Севильского цирюльника».

И как бы мы не голодали во время войны, как тяжело бы не было, я все равно ходил в театр. Смотрели, если были места в партере или амфитиатре, переходили в антракте на хорошие места. В 1944 году молодого Дубровского призвали в ряды советской армии, и он готовился воевать с немцами. Стажировка проходила в ближайших лагерях, где за месяц Федор Андреевич обучил и отправил на фронт взвод в составе 40 человек. В мае 1945 года, в дни победы над фашистской Германией, он закончил учебу. Уже в Молотове, в возрасте 19 лет, он познакомился со своей будущей женой. Она тоже была поклонницей театра и много рассказывала супругу о спектаклях во время войны.

Федор Андреевич Дубровский:— Она со мной делилась своими впечатлениями о посещении кировского театра. Рассказывала, что он был настолько посещаем, что и в голоде, и в холоде ходили. Для того, чтобы купить билет, приходилось даже ночевать у касс. Тем более там были такие известные имена как Дудинская, Сергеев, Шелест, Вечеслова.

Специально не учились. Танцевали кто во что горазд. Всей душой танцевали, как никогда!

Но самый главный танец Великой Отечественной войны, танец, прошедший всю войну и исполненный в День Победы, — это вальс! Их исполняет любой и профессиональный и любительский хореографический коллектив. Военные ансамбли не обходятся без солдатских плясовых и «Яблочка»; русские народные коллективы — без красивых хороводов на военную тематику; эстрадные хореографические коллективы ставят превосходные постановки в стиле джаз-модерн на тему войны. И вариаций таких постановок становится все больше, чтобы мы все помнили... Вы считаете этот день своим профессиональным праздником? В этот день стоит поздравлять всех артистов, хореографов, балетмейстеров и постановщиков, чей труд, без сомнения, является высоким искусством. Ведь наша танцевальная культура — хороводы и плясовые, славятся на весь мир!

Это застывшая классическая культура или динамично развивающийся организм? Когда-то ансамбль танца «Россия» гремел на уровне с ансамблем танца Игоря Моисеева и «Березкой». Это ансамбли, которые были, есть и останутся культурным лицом нашей страны, нашим культурным достоянием.

В первые дни на сцене Дворца культуры имени Куйбышева давались лишь концерты артистов, оперы "Травиата" и балет "Лебединое озеро", а в конце 1942 года были показаны премьеры: 8 ноября опера "Вильгельм Телль" Д. Россини, удостоенная Государственной премии, и 30 декабря балет "Алые паруса" В.

В 1943 года театр показывал в Куйбышеве уже 9 оперных и 5 балетных спектаклей, не считая многочисленных концертов. Симфония, над которой Д. Шостакович работал в осажденном Ленинграде, стала музыкальным памятником Великой отечественной войны. Первое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича стало знамена-тельным событием в музыкальной жизни страны и всего мира. Впоследствии, вспоминая о тех незабываемых днях, композитор, обращаясь к коллективу писал: "Первое исполнение моей симфонии в Куйбышеве явилось для меня радостным событием...

В суровых условиях первых месяцев войны оркестр, солисты и ваш замечательный руководитель С. Самосуд проявили огромное мастерство, подлинный высокий артистизм". В Куйбышев уехала не вся труппа театра, многие оставались в Москве. По решению правительства оставшаяся часть коллектива стала давать спектакли в помещении Филиала. Спектакли начинались в дневное время, воздушные налеты часто прерывали действие, зрители спускались в бомбоубежище, но после отбоя тревоги представление продолжалось.

В эти суровые годы коллектив создавал и совершенно новые произведения, среди них опера Д.

Ленинградский фронт. Выступление на фронте Л.

Утесов на Калининском фронте в группе с солдатами и музыкантами джаз-оркестра. Калининский фронт. Утесов с участниками фронтовой бригады и моряками во время выступления на боевом корабле Тихоокеанского флота.

Митинг советских воинов у Бранденбургских ворот. Выступает поэт Е. Писатель К.

Симонов, артистка В. Серова и художница А. Вишневицкая на одном из участков Ленинградского фронта.

Артисты фронтового филиала театра им. Вахтангова в гостях у стрелков-гвардейцев. Сцена из спектакля по пьесе В.

Каверина «Дом на холме». Афиша спектакля «Добро пожаловать» фронтового филиала Театра им. Воронежский фронт.

Артисты Н. Пельцер слева и А. Комков в сцене из спектакля «Раскинулось море широко».

Группа артистов фронтовой бригады: А. Райкин, К. Шульженко, М.

Миронова, Л. Утесов, В. Гусев и др.

Аксенов в группе с участниками фронтовых бригад на Калужском направлении. Аксенов в группе с участниками фронтовых бригад на Смоленском направлении. Симонов на фронте читает стихи бойцам.

Симонов, Б. Горбатов, Кудрявцев в польском городе Люблин. Забытый памятник Под Вязьмой, на старой Смоленской дороге находится заброшенный закладной камень.

Он был поставлен 10 лет назад в память о погибших там осенью 1941 года музыкантах Красноармейского джаз-оркестра. Они попали в окружение и почти все были расстреляны фашистами. Никому не нужный, торчащий среди мусора безымянный камень и есть тот самый памятник музыкантам, погибшим под Вязьмой осенью 1941 года.

Ни положенного в этих случаях ограждения, ни мемориальной доски. Заляпанный каменный обломок служит лишь ориентиром для остановки автобусов. Вера Пугиняк, жительница Вязьмы: - Знаю, что памятник.

🎼 Концерты во время Великой Отечественной войны.

Концерт на передовой, 1943 год. Слайд, который.

Слайд 4 Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Слайд 5 Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады.

Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Слайд 6 Концерты давали в лесах и полях, на военных кораблях и аэродромах, в городах и селах, где временно базировались войсковые части, в госпиталях и эвакуационных пунктах.

Они оказали большую помощь в борьбе за великую Победу. Дети трудились на заводах и фабриках, шили одежду для фронтовиков, работали на стройках. Для раненных в госпиталях читали книги, делали подарки для них. Чуковского «Дети и война» опубликованного в газете «Пионерская правда» 24 марта 1972 год В 1942 году была организована детская театральная группа. Дети устраивали концерты в госпиталях рис. Она написала детям письмо с благодарностью за показанный мюзикл. Глава 4. Военные оркестры В военное время оркестры занимали особое место.

Военные оркестры появились ещё в средневековье. Все решающие бои проходили под громкую музыку марша. В России военный оркестр появился при Иване Грозном. Есть выражение, что оркестр является душой военных. Пётр I предавал военной музыке большое значение. По его приказу были открыты школы, где обучали игре на музыкальных инструментах. Для преподавания были приглашены виртуозы из Европы. После сражений музыканты награждались за воинскую доблесть. В годы Отечественной войны в 1812 года композиторы создавали множество произведений специально для военных оркестров. Наполеон говорил: «У меня два врага- русский холод и русский военный оркестр».

Военные оркестры времен Великой Отечественной войны рис. Машинопись подпись-автограф Рис. Сейчас военные оркестры выступают на парадах, праздниках. Мне очень нравятся смотреть на их выступления. Они исполняют переложения самых разных произведений: от классической музыки до современных песен. С 2009 года в Москве на Красной площади ежегодно проходит международный фестиваль военных оркестров «Спасская башня» рис. Сюда съезжаются оркестры из разных стран. Это одно из ярких событий в жизни города. В 2017 году на фестивале «Спасская башня» на выступлении военного оркестра Армении рис. Она с хореографическим ансамблем в народных костюмах танцевали танец «Кочари».

Этот танец в мае 1945 года армяне станцевали в Берлине у стен Рейхстага рис. Глава 5. Классические композиторы Даже во время самых суровых боёв по радио звучала музыка. Невзирая на холод, голод, не смотря на бомбёжки, музыканты собирались на репетиции и давали концерты. По радио звучала музыка Чайковского, Верди, Бетховена. В них воспевается любовь, героизм, победа света и добра. За это произведение Прокофьев получил Сталинскую премию. Пианист С. Рихтер писал: «В Пятой симфонии Прокофьев встаёт во всю величину своего гения». Несмотря на все трудности, премьера состоялась в зале Московской Консерватории.

Зал был полон. Балет «Золушка» рис. Музыка изящная и грациозная. Юная и нежная девушка шла к своей мечте, преодолевая все невзгоды.

Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.

Слайд 2 Только в Москве за годы войны было создано более семисот концертных бригад, но они не могли полностью обслуживать всю Красную Армию, поэтому в конце 1941 — в 1942 году начали активно создаваться фронтовые театры. Потребность солдат в искусстве требовала постановок целых спектаклей, а не отрывков или коротких сцен, с этой задачей могли справиться только полноценные театры. В их состав входили актеры, уже познавшие все сложности фронтовых выступлений в бригадах. Слайд 3 Первый фронтовой театр был создан из группы актеров театра имени Ленинского комсомола, добровольно ушедшей в народное ополчение и сформировавшейся в красноармейский художественный ансамбль. Большой творческий успех ансамбля у красноармейского зрителя определил дальнейшую его судьбу. Слайд 4 В октябре 1941 года при ГИТИСе были созданы пять концертных бригад, в состав которых вошли учащиеся не только этого института, но и училищ им.

Выпускники 1942 года, участники фронтового театра ГИТИС, были на семи фронтах, за 1120 дней существования театра из них 930 рабочих дали 1172 выступления 895 на фронтах, 277 — в воинских частях и госпиталях Москвы и Подмосковья перед 350 тысячами бойцов и командиров. Слайд 5 Народный артист СССР рассказал, как в составе бригады Центрального театра Красной Армии он выступал в Жмеринке, откуда они уезжали на последнем санитарном поезде. Так как медицинского персонала не хватало, мужчин брали санитарами, женщин — сиделками. Несколько часов актеры не выпускали из рук носилки, помогая ухаживать за ранеными, подносили медикаменты, мыли операционную, кормили раненых, мыли вагоны, а в остальное время успевали давать концерты. Пройдет километров пять — шесть — остановится. Открывают двери на правую сторону, левую держат на запоре.

Баянист бригады становится на подножку правой стороны и начинает играть. Из окон, из дверей высовываются раненые, а в это время с другой стороны санитары выносят в простынях умерших в пути, тут же, у полотна, хоронят и ставят дощечку на холмике. Передний край находился метрах в восьмистах от места концерта, солдат частично послали в бытовое охранение охранять позиции и артистов. Горцев расстроился, что он не увидит выступления, однако по возвращении обнаружил, что артисты их дождались и специально для отсутствовавших заново покажут представление, которое только что давали для остальных солдат. Слайд 8 Эта история типична и показательна в плане понимания, насколько велико было взаимоуважение со стороны военных частей и артистов. Солдаты считали своим долгом обеспечить безопасность приехавшим к ним выступающих, а артисты, в свою очередь, понимали, насколько важно не обделить частичкой радости, которую они привезли, всех воинов, и зачастую показывали подряд несколько раз одни и те же номера для того, чтобы все солдаты смогли присутствовать.

Заказать работы Слайд 9-11 Конечно, условия, в которых приходилось выступать фронтовым артистам, с трудом можно назвать театральными. В большинстве случаев это были выступления прямо с грузовика, в окопах, в землянках, в госпиталях, либо на открытых полянах, прямо на улице при дневном свете что исключало использование грима , без занавеса, без костюмов. Но стоило артистам появиться в ней в прифронтовой зоне в сопровождении красноармейского патруля, как жители недавно освобожденного села забросали их комьями земли, приняв не то за итальянских, не то за румынских военнопленных.

"Концерт" с огоньком: как советские партизаны воевали в тылу немцев

на День Победы приглашать в часть Внутренних войск МВД ветерана Великой Отечественной. В начале сентября 1943 года Центральный штаб партизанского движения начал разработку и подготовку к новому массированному удару по тыловым коммуникациям немецких войск на оккупированных территориях под кодовым названием «Концерт». Во время выступлений он был сценой, во время переездов — транспортным средством. 19 сентября 1943 года во время Великой Отечественной войны началась партизанская операция «Концерт», продолжавшаяся полтора.

§ 4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 -1945 гг.

В годы войны интерес к искусству не ослабевал. Артисты вносили свой вклад в борьбу с врагом. Порой рискуя своими жизнями, актеры театров, исполнители и музыкальные группы своими выступлениями доказывали, что искусство живо и убить его нельзя. В военное время создавали фронтовые театры. Первый такой театр собрали из группы актеров театра имени Ленинского комсомола.

Белорусские партизаны взрывают мост. Фото Михаил Трахман.

Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва. К участию в операции привлекались 193 партизанских отряда группы Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей свыше 120 тыс. На территории Белоруссии в операции участвовали свыше 90 тыс. ЦШПД предполагал забросить белорусским партизанам 120 т взрывчатых веществ и других грузов; калининским и ленинградским партизанам — по 20 т. Ввиду резкого ухудшения метеоусловий к началу операции удалось перебросить партизанам лишь около половины запланированного количества грузов, поэтому было решено начать массовые диверсии 25 сентября.

Инструктаж прошли почти 200 отрядов или более 120 тысяч человек. Каждый отряд получил свою боевую задачу.

Подорвать предстояло 272 тысячи рельсов, из них 140 тысяч были на территории Белоруссии. Там же базировалось и самое крупное партизанское движение из 92 тысяч бойцов. Снабжать партизан должны были по воздуху, однако за неделю до старта операции зарядили дожди и появились туманы, поэтому до них дошла только половина необходимого снаряжения и взрывчатки. Тем не менее частично операцию удалось начать вовремя. В ночь на 19 сентября 1943 года только в Белоруссии подорвали 20 тысяч рельсов. Утром следующего дня немецкое управление дорог сообщило: "Положение очень напряженное! Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий".

Нужно было всем вместе преодолеть потери, голод и страх войны. Продолжали работать заводы и фабрики, метро и железные дороги, библиотеки и концертные залы. Особая роль отводилась работникам культуры и искусства, которые должны были поддерживать дух народа, побуждать солдат к победе, вселять надежду в сердце каждого. С этой непростой задачей безупречно справлялись актеры ведущих театров со всего СССР. Твердо знаю, что советский театр сделает все, чтобы его работа была полезной и нужной в осуществлении открывающихся перед нами великих всенародных задач — защиты Родины, всемерной помощи нашей доблестной Красной Армии в разгроме ненавистного врага... С самого начала война побудила всех деятелей искусства посвятить свои усилия одной цели — победе над врагом.

Все творческие намерения, все мысли, все желания сливались воедино, в одно общее стремление - все для победы, все для фронта! Работники искусств добровольно уходили в ряды армии и флота, вступали в ряды народного ополчения. Тысячи драматических актеров, певцов, танцоров, музыкантов, композиторов, художников, поэтов находились во время войны в рядах Красной Армии, в военных клубах, во фронтовых домах. Многие из них также обслуживали действующие военные части, многочисленные гарнизоны и госпитали.

Настройка шрифта:

Основной формой художественного обслуживания фронта были выступления фронтовых бригад. В состав бригады входили обычно представители самых разнообразных жанров: чтецы, вокалисты, инструменталисты, артисты балета, цирка. Фронтовой зритель потребовал высокохудожественного, понятного и доходчивого репертуара; от советского искусства он ждал яркого воплощения тех мыслей, чувств, надежд и устремлений, с которыми он шел на бой. Стоит оглянуться на недавнее прошлое, и мы увидим, что Великая Отечественная война вдохновила советских писателей, поэтов, драматургов, создавших целый ряд ярких, талантливых, страстных произведений, которые поступили на вооружение огромной армии исполнителей. Не всегда и не все драматические произведения, написанные в дни войны, могли быть исполнены полностью в военной обстановке; тем не менее советский зритель этих недавних героических лет — фронтовик и военный курсант, сталевар и танкист, раненый, лежащий в госпитальной палате, и пилот, побывавший на концерте в промежутке между двумя боевыми вылетами, — хорошо знали героев таких пьес, как «Русские люди», «Так и будет» Константина Симонова, «Нашествие» Леонида Леонова, «Офицер флота» Александра Крона, «Фронт», «Партизаны в степях Украины» Корнейчука, «Сталинградцы» Ю. Чепурина и некоторых других драм, написанных в годы войны. Советская проза и поэзия военного времени также дали чтецам и драматическим артистам целый ряд прекрасных произведений, воодушевлявших людей фронта и тыла на новые боевые и трудовые подвиги. Особенно популярны были на фронте многие песни советских композиторов. В песнях, сопутствовавших движению войск и воодушевлявших наших воинов, своеобразно отразилась вся история войны на разных ее этапах. Новый, созданный в военные годы Гимн Советского Союза тысячи и тысячи зрителей впервые исполняли вместе с певцами фронтовых бригад под их руководством.

Фронт любил искусство и ценил самоотверженный труд исполнителей. Сохранились сотни благодарственных писем, специальных приказав, просьб о повторных посещениях. Нередко фронт посвящал людям искусства не только слова благодарности, но и боевые подвиги.

После нескольких снимков кто-то предложил ей попозировать на обломках фашистского самолёта, которые были неподалёку. Актриса согласилась, встала на крыло, потом на хвост самолёта. Один из офицеров увидел, что какая-то железяка перекрывает кадр, и стал оттаскивать её в сторону. Раздался взрыв. Офицер остался жив, но ему пришлось ампутировать ногу. Когда её друг детства Иосиф Прут уходил на фронт, Любовь Орлова положила в нагрудные карманы его гимнастёрки бронированные пластинки. Одна из них позднее спасла ему жизнь, защитив от пули. Сам он позднее так вспоминал об этом эпизоде: "Были сказаны какие-то бодрые и вместе с тем грустные слова, незаконченные фразы... Неожиданно Любовь Петровна попросила меня спуститься с ней на улицу. Мы сели в их машину, куда-то поехали и остановились у проходной авиационного завода. Любовь Петровна оставила меня в машине, а сама прошла в здание. Скоро она вернулась, держа в руках две пластины из пуленепробиваемой стали. На одной из них была наклеена её фотография. Затем она вложила пластины в нагрудные карманы моей гимнастёрки и благословила меня. Так я и ушёл на войну бронированным. Левая — та, что прикрывала сердце, осталась нетронутой. А в правой оказалась вмятина: пуля или осколок уткнулась в неё. Когда я отделил от пластинки фотокарточку, то прочитал на обороте: "Хотя я и кричала на Вас иногда, знайте: это было по дружбе. От всего сердца желаю Вам удачи и чтобы Вам было хорошо. Ваша Любовь Орлова". Леонид Утёсов Выступление Утёсова на фронте, 1942 год. В годы войны артист много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами. Интересный факт: оркестр Утёсова подарил 5-му гвардейскому истребительному авиаполку два истребителя Ла-5Ф. Самолёты носили название "Весёлые ребята". Приходилось Леониду Осиповичу бывать под пулями и попадать под бомбёжки. К счастью, без серьёзных последствий.

Колесаев, директор — В. Невзоров, художник — А. Фронтовой московский драматический театр ВТО обслуживал воинские части Ленинградского, 4-го Белорусского, 3-го и 4-го Украинского фронтов, Северного, Краснознаменного Балтийского и Черноморского флотов. Главный режиссер — Гончаров, художественный руководитель Дзиган, театровед — Г. Художественный руководитель И. Липский, режиссер — А. Художественный руководитель Б. Второй фронтовой театр ВТО 2-я группа обслуживал воинские части 1-го Белорусского, Забайкальского фронтов, вместе с частями Советской Армии вошел в Берлин. Художественный руководитель А. Ефремов, директор — М. Войсковский, художник — Васильев, режиссер — Б. Художественный руководитель В. Композитор — М. Художественный руководитель — Н. Непосредственное руководство административное и хозяйственное фронтовыми театрами и бригадами Всероссийского театрального общества осуществляли председатель Правления ВТО, народная артистка СССР Яблочкина, заместители председателя Правления З. Дельцев, М. Никонов, заместитель директора Центрального Дома актера В. Филиппов, администратор-распорядитель Л. Русланова выступает перед бойцами. Выступление Клавдии Шульженко перед бойцами Н-ской части. Ленинградский фронт. Выступление на фронте Л. Утесов на Калининском фронте в группе с солдатами и музыкантами джаз-оркестра. Калининский фронт. Утесов с участниками фронтовой бригады и моряками во время выступления на боевом корабле Тихоокеанского флота. Митинг советских воинов у Бранденбургских ворот. Выступает поэт Е. Писатель К. Симонов, артистка В. Серова и художница А. Вишневицкая на одном из участков Ленинградского фронта. Артисты фронтового филиала театра им. Вахтангова в гостях у стрелков-гвардейцев. Сцена из спектакля по пьесе В. Каверина «Дом на холме». Афиша спектакля «Добро пожаловать» фронтового филиала Театра им. Воронежский фронт. Артисты Н.

В ней участвовало 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство страны понимало важность задачи партизанского движения. Основные массовые диверсии начались 25 сентября. Разгромив немецкую охрану, партизаны начали разрушать и минировать железные дороги противника. Часть отрядов приступила к операции еще раньше. Белорусские партизаны уже в ночь на 19 сентября подорвали порядка 20 тысяч рельсов. Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 км свыше 400 км в глубину.

Началась партизанская операция «Концерт»

Во время войны Аркадий Райкин занимал должность руководителя Ленинградского театра эстрады и миниатюр, который был эвакуирован в Ташкент. Во время выступлений концертной бригады на Восточном фронте (осенью 1945 г.) – Манчжурии, Харбине, Цицикаре – Вера Лыгденова знакомится с маршалом Г.К. Жуковым, который высоко ценил вокальное мастерство молодой певицы. за годы Великой Отечественной войны было организовано около четырех тысяч фронтовых бригад (из них более 700 в Москве и более 500 в Ленинграде). В общей сумме было сыграно 1 миллион 350 тысяч спектаклей и концертов. В годы Великой Отечественной войны артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. 15 февраля в Государственном Кремлёвском дворце состоялся торжественный вечер, посвящённый 35-летию завершения выполнения задач легендарной 40-й армией в Афганистане. Помимо новых спектаклей, театр во время войны добавлялся ещё и специальным оборудованием, гримом и костюмами.

«Война – это всё преходящее, а музыка вечна»: из истории концертных фронтовых бригад

Выпускники 1942 года, участники фронтового театра ГИТИС, были на семи фронтах, за 1120 дней существования театра дали 1172 выступления 895 на фронтах, 277 — в воинских частях и госпиталях Москвы и Подмосковья перед 350 тысячами бойцов и командиров. В выступлениях на фронтах войны приняло участие 3685 бригад, в которых было свыше 42 000 работников искусств. Только артисты Москвы создали свыше 700 бригад, артисты Ленинграда — 500. За годы войны для бойцов было показано и организовано более 1 млн спектаклей, концертов и творческих встреч. Большой популярностью у бойцов пользовались патриотичные и трогательные пьесы К. Симонова «Жди меня», «Русские люди», «Парень из нашего города» и произведения других авторов. На импровизированных сценах на передовой выступали танцоры, драматические артисты и, конечно же, исполнители песен.

Зимой 1943 года правительство республики принимает решение об отправке на фронт ведущих артистов театра и филармонии. Вера Дашиевна Лыгденова выступает в госпиталях для раненых, перед бойцами на передовой Белорусского фронта. Во время выступлений концертной бригады на Восточном фронте осенью 1945 г. Жуковым, который высоко ценил вокальное мастерство молодой певицы Татьяна Ефремовна и Надежда Казаковна Петрова также выступают в госпиталях для раненых, перед бойцами на передовой Белорусского фронта.

Государственный академический русский народный хор имени М. Пятницкого исполнил композицию «Великая Россия» А. Добронравова — П. Синявского, А. Шаганова и вызвал бурные аплодисменты. Тепло были встречены выступления театра-студии «Непоседы» и военного музыкального училища им. Халилова, уроженки Донецка певицы Екатерины Гладышевой, которая высказала благодарность участникам Специальной военной операции за их подвиг по освобождению ее родины - Донбасса.

В столице работой по организации концертных бригад с 22 июня руководил Московский городской комитет ВКП б , а 1 июля она была полностью передана оперативной группе при КПДИ, которая начала выдавать наряды на обслуживание воинских частей, в том числе, и по заданиям горкома. Вскоре к ней подключились Всероссийское театральное общество ВТО , оперативно сформировавшее фронтовой театр и четыре фронтовые бригады, а также Всесоюзное гастрольно-концертное объединение ВГКО , которое с декабря 1941-го полностью взяло на себя обслуживание частей РККА Москвы и Московской области по заявкам политуправлений, призывных пунктов и работников трудового фронта. За два месяца она дала 65 концертов, ненадолго вернулась в Москву, а 17 сентября вновь выехала уже на Южный фронт, где выступала перед частями Красной армии на Донбассе и в Запорожье, дав за четыре недели 70 концертов. К декабрю 1941 г. Станиславского и Немировича-Данченко и многие другие, с том числе, сборные концертные коллективы. О том, с каким риском приходилось работать артистам в период активного немецкого наступления и напряженной обороны осенью 1941-го, М. Гаркави вспоминал: «Приехав в Орехово, мы договорились на 5 часов вечера в выступлении перед артиллеристами генерала [М. В 4 часа, сидя в комендатуре, ожидая прихода за нами политработника, машинально выглянув на улицу, мы увидели бегущих окровавленных людей. Почуяв недоброе, мы вышли на улицу. Я собрал группу, сел в машину и поехал сам, не ожидая посыльного. По дорогам не ездите. Через пять минут подъехала машина с автоматчиками, мы выехали из города Орехов в 5 часов вечера. В 6 часов город был занят немцами». Не всегда поездки концертных бригад в прифронтовые районы заканчивались счастливым спасением, есть в их истории и трагические страницы. Так, в начале лета 1942 г.

Настройка шрифта:

Примером организации этого движения к середине войны стала операция "Концерт". Основные документы по истории фронтовых бригад периода Великой Отечественной войны, на основе которых подготовлен этот материал, хранятся в РГАЛИ в фонде № 962 «Комитет делам искусств при СНК СССР». А позже во время блокады Клавдия Шульженко провела более 500 концертов для осажденного города. Более 300 тысяч партизан и подпольщиков были награждены орденами и медалями, в том числе свыше 127 тысяч – медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1 и 2 степени, 248 присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Общая обстановка на театральной сцене в период Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий